Илья машков интересные факты биографии. Илья машков картины. Наследие и память

Машков Илья Иванович (17 (29) июля 1881, станица Михайловская области войска Донского, ныне Волгоградская обл. - 20 марта 1944, Москва) - российский художник, один из наиболее значительных и в то же время самых характерных живописцев круга «Бубнового валета». Заслуженный деятель искусств РСФСР (1928год).
Родился в крестьянской семье. В юные годы работал сидельцем в лавках. Приехав в Москву, с 1900 посещал Училище живописи, ваяния и зодчества, где среди его наставников были К.А.Коровин и В.А.Серов. В 1909 был исключен из училища за художественное вольнодумство. В студенческие годы много путешествовал, посетив ряд стран Западной Европы, а также Турцию и Египет. Был членом объединений «Мир искусства» и «Бубновый валет». Жил в Москве, порою (особенно часто в 1930-е годы) наезжая в родную станицу.
Экспонированное на первой выставке "Бубновый валет" (1910) огромное полотно И. И. Машкова "Автопортрет и портрет Петра Кончаловского" (частное собрание, Петербург) ошеломило многих. В полуобнаженных фигурах музицирующих силачей с грубо размалеванными телами и шаровидными бицепсами присутствовала та доза эпатажа, к каковой русская публика в ту пору еще не привыкла. Картина и была задумана как манифест нового подхода, предлагаемого новым выставочным сообществом.
Скандальная слава вообще сопутствовала молодому Машкову - азартному и предприимчивому самородку, набравшемуся жизненного опыта "в людях" (работая в лавках у торговцев), прошедшему "университеты" в европейских музеях, но изгнанному в 1909 г. из стен МУЖВЗ. Впрочем, еще обучаясь, Машков с большим успехом учил сам - его студия (1904-17; в 1925 преобразована в Центральную студию АХРР) была самой дорогой и одновременно самой посещаемой в Москве.


Автопортрет и портрет Петра Кончаловского. 1910

Поразив зрителей и критиков "варварским" напором своей живописи на выставках "Золотого руна" и "Салона Издебского" (1909-10), Машков нашел свое место среди художников, составивших общество "Бубновый валет" (П. П. Кончаловский, А. В. Лентулов и др.). "Валеты" утверждали материальность мира и "низкого" предмета; щедрость и мажорность машковской палитры, изобильность его натюрмортных постановок оказались созвучны программе объединения.
Уже в ранних произведениях Машкова проявилось его замечательное умение строить форму цветом – плотным, сильным, выразительно раскрывающим материальную плоть мира. В отличие от ряда других «бубновалетцев», влияния западного авангарда влекли его не столько к кубизму с его сдержанными тональностями, а к фовизму. Фовистская красочная стихия господствует в его портретах конца 1900 – начала 1910-х годов (Мальчик в расписной рубашке, 1909; Дама с фазанами (Ф.Я.Гессе), 1911; оба – в Русском музее).

Портрет дамы с фазанами. 1911. Русский музей


Автопортрет. 1911. ГТГ, Москва


Натурщицы. 1916г.
Яркой, но в то же время и конструктивно-четкой декоративностью выделяются его натюрморты (Ягоды на фоне красного подноса, 1910–1911, Русский музей). Художник охотно использует приемы примитива и изо-фольклора (живопись вывесок и подносов), благодаря чему смысловые планы гротескно смещаются, и, к примеру, чучела фазанов в портрете Гессе кажутся не менее «живыми», чем сама дама.

Ягоды на фоне красного подноса. 1910. Русский музей

Игровое, отчасти «протофутуристическое» начало, присущее раннему творчеству Машкова, с годами стихает. Примкнув в 1924 к традиционалистам АХРР, он придает своим композициям более академичный, классически уравновешенный вид. Известные его «парадные натюрморты» со «снедью московской» – Хлебы и Мясо и дичь (оба – 1924, Третьяковская галерея) – воспринимались как красочные символы сравнительного благополучия и сытости, наступивших в годы нэпа.


Снедь московская. Хлебы. 1924. Государственная Третьяковская галерея.


Снедь московская: мясо, дичь (1924) Третьяковская галерея.

Плодотворно работал как живописец и позже, вместе с тем с годами как бы отступая в тень официально-выставочной жизни. Прославился и как педагог, завел свою школу-студию уже в 1902; преподавал в ней, а в 1918–1930 – во Вхутемасе (Высшие художественно-технические мастерские).
Академический идеал советской живописи выглядит сбывшимся в его натюрмортах 1930-х гг. ("Ананасы и бананы", 1938; "Клубника и белый кувшин",1943). Но слишком многое из созданного им в поздний период - ниже его возможностей, и, видимо чувствуя это, с середины 1930-х он подолгу живет в родной станице, уклоняясь от участия в общественной и художественной жизни столицы. Новое, триумфальное открытие живописи Машкова случится позднее, в связи с общим интересом к искусству 1910-х гг. И в сознании потомков он останется одним из самых ярких художников того времени.


Натюрморт. Фрукты на блюде. 1910. ГТГ

Родился в семье мелких торговцев. Учился в трёхклассной приходской школе (1889–1892). Отдан «в люди», в это время начал увлекаться рисованием: копировал иконы, репродукции, лубки, делал «торговые плакаты». В 1899 брал уроки у учителя рисования Борисоглебской мужской гимназии Н.А.Евсеева. По примеру своего первого учителя в сентябре 1900 поступил вольнослушателем в головной класс МУЖВЗ, где преподавали К.Н.Горский и А.М.Корин. Тогда же, вероятно, начал занятия в пейзажном классе у А.М.Васнецова (до 1904). В 1901–1902 впервые принял участие в выставке учеников МУЖВЗ, после чего начал давать первые уроки рисования. Продолжал занятия в училище в фигурном классе у Н.А.Касаткина и С.Д.Милорадовича (1902–1903); затем в натурном классе у А.Е.Архипова и Л.О.Пастернака (1903–1904); был награждён премией и двумя серебряными медалями.

Несмотря на успехи в учёбе, Машков переживал внутренний кризис и осенью 1904 прервал занятия в училище (до декабря 1907); этот период (1904–1907) он назвал «трёхлетием без живописи» (Машков 1977. С.398).

И.И.Машков. Натюрморт. 1912–1913. Холст, масло. 100×127. СГХМ


И.И.Машков. Рыбы и колбаса. Около 1912.Холст, масло. 78,5х69,5. УОХМ


И.И.Машков. Натюрморт. Ваза с цветами и фрукты. 1910.Холст, масло. 125,5х104,5. КХИМ


И.И.Машков. Три сестры на диване. 1911.Холст, масло. 197×256. ООМИИ


И.И.Машков. Италия. Нерви. 1913. Холст, масло. 80×97,5. ГТГ

Выход из кризиса он находит в преподавательской работе и открывает в своей мастерской в 1904 частную студию живописи и рисунка (1904–1917; см.: Студия живописи и рисунка И.И.Машкова и А.Н.Михайловского.

В 1907 состоялось знакомство с П.П.Кончаловским, переросшее в многолетнюю дружбу. Интерес к классическому европейскому искусству стал причиной пятимесячной поездки Машкова по Европе (март–август 1908: Германия, Австрия, Франция, Англия, Испания и Италия). Его поразило и современное французское искусство, которое он увидел в Париже благодаря Кончаловскому, с которым там встретился.

Из-за границы Машков вернулся увлечённый фовистами, и особенно Анри Матиссом. Он продолжил занятия в МУЖВЗ, в мастерской В.А.Серова и К.А.Коровина (возобновлённые ещё в декабре 1907), но уже чувствовал себя независимым от училища. Он смело утрировал приёмы фовистов и писал женскую натуру зелёными, красными и жёлтыми цветами, приводя в полное недоумение Серова («Обнажённая натурщица в мастерской». 1908. ГРМ). В итоге Машков был исключён из МУЖВЗ (январь 1910), по официальной версии – за «невзнос» платы; сам Машков считал, что «за новаторство в живописи».

В 1908–1909 сблизился с М.Ф.Ларионовым, А.В.Лентуловым, А.В.Куприным, В.В.Рождественским, Р.Р.Фальком – будущим ядром «Бубнового валета». В этот время он ярый фовист, особенно в портретах («Портрет мальчика в расписной рубашке». 1909. ГРМ; «Портрет Е.И.Киркальди». 1910. ГТГ). Начинают проявляться элементы примитивизма: в портрете и в большей степени в натюрмортах, вдохновлённых народными расписными подносами («Ваза с тюльпанами и фрукты на ковре». 1910. КХИМ).

Участвует в выставках: НОХ и Салон «Золотого руна» (1909), Салоны В.А.Издебского (1909–1910; Одесса, Киев, Петербург, Рига). «Осенний салон» (Париж; одна из выставленных там работ – «Натюрморт. Синие сливы» (1910. ГТГ) была куплена И.А.Морозовым по совету Матисса и Серова).

К моменту открытия первой выставки «Бубнового валета» (1910–1911) Машков не просто сложившийся художник, но уже известный мастер. В конце 1910 вошёл в число организаторов общества «Бубновый валет» (как секретарь) и участвовал в выставках (до 1914 включительно).

Его картины «бубновалетского» периода (1910–1914) – лучшее из созданного художником. Прирождённое понимание цвета и формы и национальный темперамент соединились с опытом изучения нового французского искусства. В результате этого синтеза родилась живопись, которую уместно назвать русским фовизмом («Автопортрет». 1911; «Натюрморт. Хлебы». 1912; «Натюрморт». 1921–1913; «Русская Венера (Россия и Наполеон)». Около 1914. Коллекция П.О.Авена).

В этот период участвовал в пяти выставках «Бубнового валета» (на четвёртой выставке в Петербурге в 1913 показал ретроспективу – более пятидесяти работ), а также в 1911 – «Мира искусства» (Москва), Салона Независимых (Париж) и в международной выставке в Лондоне. В 1913 вместе с Кончаловским выставил работы на выставке «Moderne Kunstkring» в Амстердаме (1913).

В декабре 1913 предпринял путешествие в Италию, где писал пейзажи («Италия. Нерви». 1913. ГТГ). В апреле–июле 1914 совершил последнюю поездку за рубеж: Турция–Греция–Египет–Италия–Швейцария.

В 1914 (осень) участвовал в выставке «Художники – товарищам воинам» (с этой выставки два натюрморта приобретены в городскую галерею Третьяковых) и сделал несколько лубков на военную тему для издательства «Сегодняшний лубок».

В марте 1916 Кончаловский и Машков были приняты в «Мир искусства» и вышли из «Бубнового валета» (это событие было ознаменовано статьёй А.Н.Бенуа «Машков и Кончаловский» в газете «Речь»). Участие в апреле 1916 в «Выставке современной русской живописи» (Петроград) стало по существу персональной выставкой Машкова (около семидесяти картин).

После революции Машков включился в общественную деятельность, прежде всего по организации Профессионального союза художников Москвы, и вошёл в его Совет от центральной федерации. В 1917 состоял в различных союзах, комиссиях и кружках, работал над реформой МУЖВЗ (продолжал эту работу с июня 1918 до мая 1919) и получил диплом училища со званием классного художника. Член коллегии Отдела Изо НКП (1918 – до мая 1919)

С 1918 по 1920 Машков преподаёт во II ГСХМ (его педагогическая деятельность продолжалась во Вхутемасе–Вхутеине до октября 1929). Свою мастерскую, где проходили занятия, он воспринимал как «храм искусства», в котором царил культ ремесла (растирались краски и делались специальные грунты), мэтр передавал секреты мастерства подмастерьям, царили строгая дисциплина и здоровый образ жизни. Это была система художественного и физического воспитания, но она отличалась утопизмом. Выставка «Мира искусства» (октябрь–ноябрь 1921), куда Машков пригласил для участия своих учеников, вызвала негативную реакцию критики (А.М.Эфрос назвал её «распродажей остатков»).

С 1917 по 1921 у Машкова относительно мало времени оставалось для занятий живописью, он много рисовал (известна его большая серия «Натурщиц», исполненная пастелью и углём). Картины этого периода – «Натурщица (с медным кувшином)» (1918. ГРМ), «Женский портрет (с зеркалом)» (Около 1918. ЕМИИ), «Натюрморт с самоваром (медная посуда)» (1919. ГРМ) – свидетельствуют об изменении живописной манеры: на смену цветовой резкости фовизма приходит сглаженность сезаннизма.

С 1922 Машков начинает больше работать в области станкового искусства. Вместе с другими бывшими бубновалетцами участвует в «Выставке картин» (1923), расценённой критиками как «провозглашение и утверждение прав станковой живописи» (Я.А.Тугендхольд). В картинах Машкова возрастают неореалистические тенденции («Натюрморт с веером». 1922. ГРМ) и уже полностью побеждают в знаменитых натюрмортах «Снедь московская. Хлебы» и «Снедь московская. Мясо, дичь» (оба – 1924. ГТГ), ставших классикой советской живописи. С этого времени живописная эволюция Машкова развивается в реалистическом направлении, но даже в картинах на пионерские темы 1930-х сама живопись, местами утончённая и изысканная, демонстрирует остатки сезаннизма.

С 1921 Машков является членом РАХН. В 1925 становится членом общества «Московские живописцы» и одновременно вступает в АХРР (в 1930–1932 временно его покидает, а в 1932, накануне его роспуска, возвращается).

В 1927 участвует в последней выставке «Бубнового валета» (ГТГ), а затем, в числе других бывших бубновалетцев, становится членом ОМХ (но в 1929 там уже не числился).

На протяжении 1920–1930-х Машков экспонент многих российских и международных выставок. Но при жизни персональной выставки удостоен не был (первая состоялась в 1956).


Машков Илья Иванович 17 июля 1881 (станица Михайловская Ставропольской губернии) - 20 марта 1944 (Москва), живописец, график.
Окончил церковно-приходскую школу. Первоначальное художественное образование получил в Борисоглебской гимназии у Н. А. Евсеева. В 1900–1909 учился в МУЖВЗ у Н. А. Касаткина, А. Е. Архипова, Л. О. Пастернака, В. А. Серова и К. А. Коровина (курса не окончил). За этюд и рисунок был удостоен двух серебряных медалей. Сблизился со многими молодыми художниками - П. В. Кузнецовым, М. С. Сарьяном, К. С. Петровым-Водкиным, а также с мастерами будущего объединения «Бубновый валет» - П. П. Кончаловским, А. В. Лентуловым, В. В. Рождественским, А. В. Куприным.
В 1904 открыл собственную школу-студию в Москве, учениками которой в разное время были Р. Р. Фальк, П. П. Соколов-Скаля, В. И. Мухина, А. Д. Гончаров и другие (в 1925 преобразована в Центральную студию АХРР).
С 1904 - участник выставок. В 1910 стал одним из основателей и постоянных участников выставок группы «Бубновый валет». В 1916 вошел в объединение «Мир искусства». Экспонент выставок «Золотое руно», Салона В. А. Издебского (1909–1910).
В 1918 принимал участие в праздничном оформлении улиц и площадей Москвы к первой годовщине Октябрьской революции. В 1918 работал в Коллегии ИЗО Наркомпроса. В 1918–1930 преподавал в Государственных свободных художественных мастерских - Вхутемасе - Вхутеине. В 1924 вошел в АХРР, с 1927 - член Общества московских художников. Участник многих выставок советского искусства за рубежом - в Берлине (1922), Нью-Йорке (1924), Венеции (1924 и 1932), Торонто, Лос-Анджелесе (обе - 1925), Харбине (1926), Токио (1927), Берлине, Вене, Праге, Стокгольме, Осло, Копенгагене (передвижная, 1927–1928), Кельне (1929) и других.
В 1928 был удостоен звания заслуженного деятеля искусств РСФСР. В 1930-х совершил ряд творческих командировок - на Кавказ, в Крым. Подолгу жил и работал в станице Михайловская, где организовал Образцовый дом социалистической культуры.
Выставка произведений художника прошла в 2005 в Москве.
Машков - выдающийся мастер отечественной живописи первой половины ХХ века. В раннем творчестве (1900-е - 1910-е) испытал влияние П. Сезанна и кубизма, пользовался футуристическими приемами, обращался к традициям уличной вывески, народной картинки. Произведения этих лет отличаются нарочитой деформацией формы, чувственной конкретностью образа, экспрессивностью контурного рисунка, сочной пастозной манерой письма. В начале 1920-х отошел от принципов «Бубнового валета» в сторону классического искусства, стремясь в своих работах «к жизненной достоверности изображаемого, к более непосредственному воплощению материальной насыщенности мира».
Произведения Машкова находятся во многих музейных собраниях, в том числе в.

Музеи: Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Волгоградский музей изобразительных искусств и другие.

Краткая биография из каталога худ. выставки «15 лет РККА». Москва 1933 г.
Машков Илья Иванович (1881) сын крестьянина. Окончив приходскую школу, с 12 лет начал жить самостоятельно. В 1900г. выдержал конкурсный экзамен в Московское училище живописи, которое окончил в 1904 г. и тогда же начал вести художественно-педагогическую работу.
В 1906 г. организовал студию, подготовившую ряд известных художников-живописцев.
Принимал участие на многочисленных выставках, в том числе и заграничных. Один из основателей художественного объединения „Бубновый валет".
Был за границей, изучал искусство в Италии, Франции, Испании, Египте и др. странах.
После Октября руководил реорганизацией Высшей художественной школы, был профессором Вхутемаса - Вхутеина. В 1924 г. вступил в АХР, где вел большую общественно-педагогическую работу.
Картины приобретены Гос. Третьяковской галлереей, Гос. Русским музеем, Музеем Красной армии и другими музеями СССР.
Принимал участие на выставке к десятилетию РККА.
Заслуженный деятель искусств.
(Картины: «Член РВС СССР А. И. Егоров», «Партизан Торшин». Масло.)

Творчество:

Фотографии:

Выставки:

1917 г. Москва: ВЫСТАВКА КАРТИН «МИР ИСКУССТВА»
1919 г. Москва: ВЫСТАВКА НОВЫХ ПРИОБРЕТЕНИИ ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕИ (за 1918 г.)
1920 г. Авт. Респ., края и области РСФСР: 1-я ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА ИСКУССТВА И НАУКИ
1921 г. Авт. Респ., края и области РСФСР: 3-я ПЕРЕДВИЖНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА СОВЕТСКОГО РАЙОННОГО ПОДОТДЕЛА ГЛАВМУЗЕЯ
1921 г. Москва: ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЖИВОПИСИ, СКУЛЬПТУРЫ И АРХИТЕКТУРЫ «МИР ИСКУССТВА»
1922 г. Выставки за границей: ПЕРВАЯ РУССКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА
1922 г. Москва: ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖНИКОВ «МИР ИСКУССТВА»
1923 г. Москва: ВЫСТАВКА КАРТИН
1924 г. Выставки за границей: XIV МЕЖДУНАРОДНАЯ ВЫСТАВКА ИСКУССТВ
1924 г. Москва: ВЫСТАВКА КАРТИН, ОРГАНИЗОВАННАЯ РОССИЙСКИМ ОБЩЕСТВОМ КРАСНОГО КРЕСТА
1925 г. Выставки за границей: ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ (Передвижная выставка русскогр искусства по Америке 1924-1925 гг.)
1925 г. Москва: VII ВЫСТАВКА АССОЦИАЦИИ ХУДОЖНИКОВ РЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ «РЕВОЛЮЦИЯ, БЫТ И ТРУД»
1926 г. Выставки за границей: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА СОВЕТСКОГО ИСКУССТВА В ЯПОНИИ
1926 г. Ленинград: VIII ВЫСТАВКА АХРР «ЖИЗНЬ И БЫТ НАРОДОВ СССР»
1926 г. Москва: VIII ВЫСТАВКА АХРР «ЖИЗНЬ И БЫТ НАРОДОВ СССР»
1927 г. Выставки за границей: ЮБИЛЕЙНАЯ ВЫСТАВКА ИТОГОВ И ДОСТИЖЕНИЙ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ ЗА 10 ЛЕТ
1927 г. Ленинград: ВЫСТАВКА НОВЕЙШИХ ТЕЧЕНИЙ В ИСКУССТВЕ
1927 г. Москва: ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖНИКОВ ГРУППЫ «БУБНОВЫЙ ВАЛЕТ»
1928 г. Москва: ВЫСТАВКА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ К ДЕСЯТИЛЕТНЕМУ ЮБИЛЕЮ ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ
1929 г. Выставки за границей: ВЫСТАВКА ХУДОЖНИКОВ АХР ОТДЕЛ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА НА ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ВЫСТАВКЕ
1929 г. Москва: XI ВЫСТАВКА АХР «ИСКУССТВО В МАССЫ»
1930 г. Москва: ВЫСТАВКА ПРИОБРЕТЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОМИССИИ ПО ПРИОБРЕТЕНИЯМ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ ЗА 1928-1929 гг.
1931 г. Авт. Респ., края и области РСФСР: ТРЕТЬЯ ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА, ОРГАНИЗОВАННАЯ СЕКТОРОМ ИСКУССТВ НАРКОМПРОСА РСФСР
1931 г. Москва: ВЫСТАВКА «КРЫМ И КАВКАЗ -ЗДРАВНИЦЫ СССР»
1932 г. Ленинград: ЮБИЛЕЙНАЯ ВЫСТАВКА «ХУДОЖНИКИ РСФСР ЗА 15 ЛЕТ»
1932 г. Украинская ССР: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИИ ЖИВОПИСИ, РИСУНКА И ГРАФИКИ МОСКОВСКИХ ХУДОЖНИКОВ
1933 г. Москва: ВЫСТАВКА «ХУДОЖНИКИ РСФСР ЗА XV ЛЕТ» (1917-1932). Живопись
1934 г. Выставки за границей: ВЫСТАВКА «ИСКУССТВО СОВЕТСКОЙ РОССИИ»
1935 г. Москва: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА КАРТИН ПО КОЛХОЗАМ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
1935 г. Украинская ССР: ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА
1936 г. Авт. Респ., края и области РСФСР: ВЫСТАВКА ЖИВОПИСИ И ГРАФИКИ
1936 г. Москва: ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖНИКОВ-КОНТРАКТАНТОВ
1937 г. Белорусская ССР: ВЫСТАВКА КАРТИН МОСКОВСКИХ ХУДОЖНИКОВ
1937 г. Выставки за границей: МЕЖДУНАРОДНАЯ ВЫСТАВКА «ИСКУССТВО И ТЕХНИКА В СОВРЕМЕННОЙ ЖИЗНИ»
1937 г. Украинская ССР:
1938 г. Авт. Респ., края и области РСФСР: ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖНИКОВ ЗАГОРСКА
1938 г. Москва: ВЫСТАВКА ЖИВОПИСИ, СКУЛЬПТУРЫ И ГРАФИКИ ХУДОЖНИКОВ-КОНТРАКТАНТОВ 1937 ГОДА
1939 г. Москва: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА ЖИВОПИСИ, АКВАРЕЛИ, ГРАФИКИ МОСКОВСКИХ И ЛЕНИНГРАДСКИХ ХУДОЖНИКОВ
1940 г. Авт. Респ., края и области РСФСР: ВЫСТАВКА МОСКОВСКИХ ЖИВОПИСЦЕВ И ГРАФИКОВ
1940 г. Белорусская ССР: ВЫСТАВКА ЖИВОПИСИ, АКВАРЕЛИ И ГРАФИКИ МОСКОВСКИХ И ЛЕНИНГРАДСКИХ ХУДОЖНИКОВ
1942 г. Москва: ВЫСТАВКА «ПЕЙЗАЖ НАШЕЙ РОДИНЫ»
1947 г. Москва: ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЖИВОПИСИ И ГРАФИКИ СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ В ГОРОДАХ РСФСР
1948 г. Автономные республики, края и области РСФСР: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ
1949 г. Выставки за границей: ВЫСТАВКА СОВЕТСКОЙ ЖИВОПИСИ
1953 г. Ленинград: ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ СОВЕТСКОГО ИСКУССТВА ИЗ СОБРАНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕИ
1954 г. Украинская ССР: ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ ИЗ СОБРАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕИ, ПОСВЯЩЕННАЯ 300-ЛЕТИЮ ВОССОЕДИНЕНИЯ УКРАИНЫ С РОССИЕЙ
1956 г. Автономные республики, края и области: ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ
1956 г. Выставки за границей: 28-Я МЕЖДУНАРОДНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА В ИТАЛИИ - XXVIII БИЕННАЛЕ
1957 г. Выставки за границей: ВЫСТАВКА СОВЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В НОВОЙ ЗЕЛАНДИИ
1957 г. Москва: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ
1958 г. Автономные республики, края и области: ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ
1958 г. Москва: ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА "40 ЛЕТ СОВЕТСКИХ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ"

Персональные выставки
1935 г. Персональные выставки. МАШКОВ И.И.

Машков Илья Иванович . Родился в станице Михайловская Хоперского округа Области Войска Донского (ныне Урюпинский район Волгоградской области) в 1881 году.

После окончания трех классов приходской школы Илья Машков был отдан «в люди», служил «мальчиком» в лавках и магазинах в близлежащей станице Филоновской и в уездном городе Борисоглебске. Но после знакомства с учителем из художественной гимназии, уволившись от хозяина, Машков готовится поступать в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Уже будучи студентом МУЖВЗ, посещает Санкт-Петербург в 1907 году, Илья потрясен полотнами Эрмитажа. В 1908 большое влияние на Машкова оказывает поездка по Европе.

В училище Машков знакомится с П.П.Кончаловским, М.Ф.Ларионовым, А.В.Лентуловым, Р.Р.Фальком, В.В.Рождественским, А.В.Куприным, которые выводят художника на путь творческих экспериментов. С 1910 Машкова исключают из училища и том же году участвует в выставке «Бубнового валета». Основной задачей «бубновалетовцев» было спустить искусство с неба на землю. Приземлить тематику образов навязываемых студентам всех передовых художественных учебных заведений.

1917 год — переломный для «Бубнового вальта». Часть «валетовцев» эмигрирует, а остальные находят родство в идеях большевиков. Машков остаеться в «советах». В поисках новых тем в 1920-е и 1930-е годы он совершает поездки в Крым, на Кавказ, пишет жизнерадостные сцены отдыха трудящихся («Ливадийский крестьянский курорт» 1925), виды Артека («Артек» 1934). В эти годы художник создает галерею графических портретов своих современников: рабочих, крестьян, общественных деятелей, пионеров.

В 1930 году Машков приезжает в родную Михайлоиекую-на-Хопре. Он был потрясен увиденным: кругом разруха, нищета, идет раскулачивание, выселение… Приняв метод «социалистического реализма», Машков теперь по-социалистически решает возродить когда-то цветущую жизнь в станице: в одной ш двух станичных церквей создает Дом социалистической культуры.

По воспоминаниям краеведа Б. Лашилина, «…были отремонтированы два национализированных у служителей культа дома под кружки — изобразительного искусства, драматический, музыкальный и сельскохозяйственный. Комсомольцы и молодежь писали лозунги, выпускали «боевые листки», в которых отмечали передовиков, высмеивали и разоблачали кулаков, подкулачников, лодырей и хулиганов.

Например, однажды появилось такое объявление: «Граждане! Предлагаем приходить в культурный очаг на занятия, кружки, ячейки, в дом - кинотеатр чисто одетыми, побритыми, с вымытыми дочиста лицом и руками, в чистой обуви и вести себя как подобает советскому гражданину». По-разному отнеслись земляки к тому, что вместо иконостаса в бывшей церкви, в то время по совету И. И. Машкова, повесили портреты Ленина и Сталина. В ответ станичники прострелили звезду и флаг, водруженные вместо креста над куполом Храма и выкололи глаза у портретных вождей.

Начиная с 1938 года художник подолгу жил в Абрамцеве. Этот период его творчества многие исследователи называют «абрамцевским».

Свой творческий путь Илья Машков завершал, как говорят в таких случаях, на боевом посту: в 1942-1943 годах он писал и рисовал портреты участников Великой Отечественной войны и служащих госпиталя в Первом Московском коммунистическом госпитале в Лефортово и эвакуационно-сортировочном госпитале № 290.