Или ишак умрет либо. Ходжа Насреддин: анекдоты и притчи

И все же, выход имеется. Выход настолько про­стой, насколько и приятный, в отличие от всех вышеперечисленных, потому что он лежит со­всем в другой плоскости. Концепция судьбы в Трансерфинге базируется на принципиально иной модели мира...

В. Зеланд

Она права, - глубокомысленно заметил ста­рик. - Мы во многом обязаны своим спасением этому ишаку, который поистине украшает со­бою мир и выделяется, как алмаз, среди всех дру­гих ишаков...

Л. Соловьев

Ишак у Ходжи Насреддина был очень умный, все понимал. Однако и этот самый умный, самый благородный, самый драгоценный в мире ишак, рав­ных которому никогда еще не было и не будет, не умел самой малости - разговаривать. Перевернул­ся бы мир, заговори вдруг этот несравненный и по­добный цветущей розе ишак? Разумеется, нет, тем более что дальнейшее образование этого благород­ного во всех отношениях животного в планы узбек­ского Остапа Бендера не входило.

Взявшись обучить грамоте этот алмаз среди всех других ишаков, Ходжа Насреддин имел в виду - заработать немного , справедливо рассудив, что за время, испрошенное им на обучение украшающе­го собой мир ишака, сдохнет либо он сам, либо ра­ботодатель.

Трансерфинг и обучение грамоте ишака имеют много точек соприкосновения. Не спешите разочаро­ванно всплескивать руками. Известно, например, что ничего не мешает обезьяне, обученной колотить по клавиатуре, напечатать пару-тройку сонетов, а то и полное собрание сочинений Уильяма Шекспира за пару сотен лет сидения за компьютером или пишущей ма­шинкой. С той же вероятностью и по прошествии того же времени цирковой заяц может научиться не про­сто молотить палочками по барабану, а исполнять что - нибудь эдакое, узнаваемое и классическое.

Но проще всего профессионально или полупро­фессионально заниматься обустройством судеб че­ловечества, создавая авторские концепции, строя­щиеся на авторском же мировоззрении, которое, как говорит В. Зеланд, в свою очередь, базируется на некоторых недоказуемых отправных точках:

«.„Например, материализм основан на утверж­дении, что материя первична, а сознание вторично. Идеализм утверждает прямо противоположное. Ни то, ни другое утверждение недоказуемо, тем не ме­нее, на их основании строятся модели мира, каждая из которых очень убедительна и находит себе пре­данных защитников...».

Остатки вызубренных в школе истин, отражающих, как мы искренне полагаем, истинную картину бытия, вместе с фрагментарными знаниями, полученными при дальнейшем образовании или самообразовании, добав­ляют нам самоуверенности и самоуспокоенности. Мы с глупейшим апломбом повторяем нелепую мысль о познаваемости окружающего нас мира, говорим о по­корении пространства и времени, рассуждаем о чело­веке как венце творения, строим свои собственные «принципиально иные модели мира».

Наше неведение, говорил Станислав Ежи Лец, достигает все более далеких миров... Так пусть же незнание освещает наш долгий и многотрудный путь, а неосведомленность станет путеводной звездой!

В известной притче о трех слепцах, приведенной в книжке Вадима Зеланда, рассказывается о том, как незрячая компания пыталась составить пред­ставление о том, что может представлять собой слон. Один из них при этом ощупал хобот, другой ногу» третий ухо. Хорошо, что слепых естествоиспытате­лей было только трое, точнее, никому из них не достался какой-нибудь другой фрагмент выдающейся конституции этого животного.

Я знаю другую, не менее поучительную притчу о слепце, внезапно прозревшем на несколько секунд, увидевшем перед собой ишака, и опять потерявшем зрение. С тех самых пор, о чем бы ему ни рассказы­вали зрячие собеседники, слепец неизменно вопро­шал: «А что, это так же прекрасно, как ишак?».

Претендовать на абсолютность истины не могут ни слепец, узревший ишака, ни слепец, ощупывав­ший слона. Совершенно бессмысленно доказывать, что мироощущение одного истинно, а другого - ложно. «Каждая теория работает, а потому име­ет право на существованиеу - говорит В. Зеланд. - Любая концепция судьбы также работает».

Поэтому, добавим мы от себя, если хочешь чего - то большого и чистого, помой слона...

Подписание Президентом так называемого закона о «дальневосточнов гектаре» совпало с моими поисками куска земли в Крыму. Вот уже год я никак не могу определиться с местом, да и кризис чувствуется, приходится личные бюджеты урезать.

Данный закон предусматривает бесплатную раздачу одного гектара земли в одни руки, нескольких регионах: Якутия, Камчатский, Приморский, Хабаровский края, Еврейская автономная область, Чукотский автономный округ, а также в Амурской, Магаданской и Сахалинской областях.

Сначала землю россияне смогут получить во временное пользование на срок до пяти лет, а по истечении этого срока появится возможность либо арендовать участок, либо получить его в собственность. С 1 июня 2016г. начнется раздача земли в пределах муниципальных образований, потом территорий. Первыми смогут воспользоваться местные жители, а с 1 февраля 2017г. все остальные россияне.

Не буду пересказывать закон. Вы думаете я клюнул на эту гектарную халяву? Когда я первый раз услышал об этой идее, то немного удивился. Странная идея, точнее она хорошая, но вот исполнение её хромает. Возможно найдутся те, кто побежит за этим гектаром. Эту землю можно будет использовать в различных целях, о которых надо будет уведомить местные власти. Есть ряд ограничений, что радует, так как наверняка нашлись бы желающие погреть руки, но меня интересует вот что. Если ставилась цель освоения Дальневосточного региона, то может надо было начать с главного? Создать инфраструктуру для этих счастливцев, как минимум дороги, электричество, связь, а тут держи гектар и крутись как хочешь, почему не два или десять? Какой смысл? Сколько в эту «халяву» надо будет вложить денег его обладателю, чтобы там началась минимальная хозяйственная деятельность? Стоит ли овчинка выделки?

Наверняка будут «лакомые гектарчики», которые распределят среди своих местных, ну вот чтобы россияне с центральной части России активно поехали на Дальний Восток жить и работать на этом гектаре? Ради чего? Сколько у нас пустых деревень стоит? Летать туда не надо, сел на машину, пару часов и бери за копейки. Билеты на Дальний Восток не тыщу рублёв стоят, а так под 20-30тыс. руб. с носа, на одной дороге можно разориться.

Так вот, ищу я сейчас землю в Крыму для постройки дома. Цена сотки колеблется от 20 000 руб. до 1 000 000 руб. за сотку. Всё зависит от места. Ключевые факторы это удаленность от моря, престижность места, наличие подведенных коммуникаций.

Участок в 8-10 соток, с пролегающими рядом коммуникациями, и удаленностью от моря в несколько километров стоит от 1 до 2,5 млн руб. в Коктебеле. На Южном побережье Крыма цена такого участка уже 3-5 млн. руб.. В удаленных от моря посёлках (до 5-7) км цены падают в несколько раз. Спрос небольшой есть, но ажиотажа нет, чувствуется, что россияне затянули ремешки, денег в обрез на еду.

По словам моего знакомого риэлтора, крымской землей интересуются в первую очередь те, кто прожил и проработал в Сибири и на Дальнем Востоке. Народ тянется к солнышку и морю.

История с «дальневосточным гектаром» мне напоминают историю про ишака, которого обещали научить говорить. Вопрос кто первый умрёт, ишак или падишах?

Уверен, что идея не будет иметь никакого продолжения, возможно, некоторые на ней наварятся, покажут по телевизору первых безумцев получивших сертефикаты, но вот массового переселения граждан на Дальний Восток не будет.

Безусловно, чиновники должны изображать кипучую деятельность, надо оправдывать своё существование, но может для начала раздать нашим чиновникам и депутатам даже по 10Га, и отправить их туда строить новую Столицу? Вот тогда бы я поверил, а так очередная странная история…Так что господа из правящей партии покажите пример!

Ходжа Насреддин как-то раз зашел в чайхану и втащил за собой ишака, вместо того, чтобы поставить у коновязи. Его встретили удивленным молчанием, но он ничуть не смутился, достал из переметной сумки Коран, и, раскрыв, положил перед ишаком.

Все это он проделал неторопливо и спокойно, без улыбки на лице, как будто, так и полагалось. Люди в чайхане начали переглядываться. Ишак стукнул копытом в деревянный гулкий настил.

— Уже? — спросил Ходжа Насреддин и перевернул страницу. — Ты делаешь заметные успехи.

Тогда встал со своего поста пузатый, добродушный чайханщик и подошел к Ходже Насреддину.

— Послушай, добрый человек, разве здесь место для твоего ишака? И зачем ты положил перед ним священную книгу?

— Я учу этого ишака богословию, — невозмутимо ответил Ходжа Насреддин. — Мы уже заканчиваем Коран и скоро перейдем к шариату.

По чайхане прошел гул и шепот, многие встали, чтобы лучше видеть. Глаза чайханщика округлились, рот приоткрылся. Еще никогда в жизни ему не приходилось видеть такого чуда. В это время ишак снова стукнул копытом.

Хорошо, — похвалил Ходжа Насреддин, переворачивая страницу. — Очень хорошо! Еще немного усилий, и ты сможешь занять должность главного богослова в медресе Мир-Араб. Вот только страницы он не умеет перелистывать сам, приходится ему помогать… Аллах снабдил его острым умом и замечательной памятью, но позабыл снабдить его пальцами, — добавил Ходжа Насреддин, обратившись к чайханщику.

— Этот ишак — не простой ишак! — Объявил Ходжа Насреддин. — Он принадлежит самому эмиру. Однажды эмир позвал меня и спросил: «Можешь ли ты обучить моего любимого ишака богословию, чтобы он знал столько же, сколько я сам?» Мне показали ишака, я проверил его способности и ответил: «О пресветлый эмир! Этот замечательный ишак не уступает остротой своего ума ни одному из твоих министров, ни даже тебе самому, я берусь обучить его богословию, и он будет знать столько же, сколько знаешь ты, и даже больше, но для этого потребуется двадцать лет». Эмир велел выдать мне из казны пять тысяч таньга золотом и сказал: «Бери этого ишака и учи его, но клянусь Аллахом, если через двадцать лет он не будет знать богословия и читать наизусть Коран, я отрублю тебе голову!»

— Ну, значит, ты заранее можешь проститься со своей головой! — воскликнул чайханщик. — Да где же это видано, чтобы ишаки учились богословию и наизусть читали Коран!

— Таких ишаков немало и сейчас в Бухаре, — ответил Ходжа Насреддин. — Скажу еще, что получить пять тысяч таньга золотом и хорошего ишака в хозяйство — это человеку не каждый день удается. А голову мою не оплакивай, потому что за двадцать лет кто-нибудь из нас уж обязательно умрет — или я, или эмир, или этот ишак. А тогда поди разбирайся, кто из нас троих лучше знал богословие! 🙂

Имя: Ходжа Насреддин (Hodja Nasreddin)

Страна: Средняя Азия и Ближний Восток

Создатель: арабский и среднеазиатский фольклор

Деятельность: мудрец, хитрец, вольнодумец

Семейное положение: женат

Ходжа Насреддин: история персонажа

Великий мудрец, полнейший глупец, домосед, страстный путешественник - фигура Ходжи Насреддина полна противоречий. Как ни странно, человек, оседлавший осла задом наперед, стал не только героем анекдотов, но и основной фигурой философских сказаний. Острый язык и способность притворяться недотепой сослужили великому мудрецу отличную службу. Старика Насреддина помнят и чтят до сих пор.

История создания

Первые притчи о приключениях Ходжи вошли в книгу «Салтукнамэ», появившуюся в Турции в XV веке. Оттуда истории из жизни героя распространились по территории Персии и других арабских стран. Похождения Насреддина пересказывались на базарных площадях и в кругу семьи. Высказывания мудреца облетели земной шар, а число притч увеличилось с десятка до трех сотен.


Немыслимая популярность анекдотов имела последствия. Не утихают споры, где родился Ходжа Насреддин и кто стал прототипом сказочного героя. Мир ученых разделился на два лагеря: первые доказывают, что философ - собирательный образ, что герой не существовал в реальности. Ученые утверждают, что в фольклоре большинства народов присутствует подобный типаж. К примеру, немец Тиль Уленшпигель или белорус Федор Набилкин.

Вторая точка зрения: Ходжа Насреддин – действительно существовавший человек. Мужчина родился в турецком селении. Благодаря образованию и своеобразному мышлению, Ходжа стал советником султана. Но доказательств этой теории не найдено.


Для жителей СССР колоритного персонажа открыл Леонид Соловьев. Писатель создал два романа о приключениях Ходжи - «Возмутитель спокойствия» и «Очарованный принц»:

«Образ Насреддина в книге Соловьева сохранил традиционную смесь плутовства и благородства, направленного на защиту угнетенных, мудрости и любви к приключениям; причем во второй части книги сильно ослаблена фантастически-развлекательная сторона».

Биография

Ходжа Насреддин родился в семье главы мусульманской общины. Мальчик рос в любви и получил престижное образование. Острослов со школьной скамьи посмеивался над ровесниками и учителями:

«- Не хвастайся знаниями, - рассердился домулла. - Чаще острые умом дети вырастают круглыми идиотами.
- Так вы, уважаемый учитель, в детстве наверняка были очень умны».

Окончив школу, Ходжа углубился в изучение юриспруденции. Во время студенчества юноша познакомился с поэтом Джалаладдином Руми. Суфийские притчи, написанные стихотворцем, увлекли Насреддина. Так в жизнь Ходжи вошел суфизм - философское направление, отличающееся повышенной духовностью.


Герой анекдотов рано женился. Вместе с молодой возлюбленной Ходжа обустраивается в селении, где вырос. Возвращение молодого мужчины совпало со смертью отца. Доподлинно не известно, были ли у Насреддина другие жены. Вскоре в семье появились дети: две девочки и мальчик. Как и с женами, точное число детей установить не удалось, но существует мнение, что Ходжа любил и баловал младшего сына сильнее остальных.

«Малыши Муллы играли возле дома, и кто-то спросил младшего из них:
- Что такое баклажан?
Сын немедленно ответил:
- Розовато-лиловый теленок, у которого еще не открылись глаза.
Вне себя от радости, Мулла сгреб его в охапку и расцеловал с головы до пят:
- Нет, вы слышали? Вылитый отец. И я никогда не говорил ему этого - сам придумал!»

За жизнь философ сменил множество работ: Насреддин работал учителем в школе, читал проповеди в селении, промышлял грабежом, а после занял пост судьи. По работе и ради развлечения герой объездил множество городов. Скоро слава о мужчине облетела всю страну.

Умер Ходжа Насреддин в старости. Могила философа расположена в городе Акшехир. Только на гробовой доске выбиты даты, свидетельствующие, что острослов скончался за несколько сотен лет до дня рождения. Поклонники Насреддина считают это последней шуткой остроумного весельчака.

Притчи

Рассказы о похождениях Ходжи относятся к суфийским притчам. Для таких философских эпосов привычным является «отзеркаливание». То есть Насреддин своим поведением и словами показывает непосвященному человеку ситуацию со стороны.

Еще один прием поклонников суфизма - отрицание прежнего опыта. Такое поведение тоже прослеживается в приключениях философа. Насреддин совершает нестандартные поступки, которые показывают людям нелепость их поведения или желаний. К примеру, как в притче о белой обезьяне.

Притча о белой обезьяне

Однажды к Ходже пришел безобразный ростовщик. Мужчина требовал, чтобы философ с помощью мудрости превратил его в красавца. Насреддин не мог уронить авторитет и согласился помочь. Единственное условие - во время ритуала нельзя думать о белой обезьяне.


Иллюстрация к "Притче о белой обезьяне"

Естественно, окружающие размышляли только о зверьке. Ростовщик остался непривлекательным, но виноватыми в провале оказались все, кроме Насреддина.

Притча про заячий суп

Однажды местный крестьянин подарил острослову тушку зайца. Придя в гости к Ходже, мужчина напомнил о подарке. Философу ничего не оставалась, как угостить того супом. Через неделю к Насреддину пришли соседи крестьянина и напомнили, что их сосед подарил философу зайца. И этих гостей Ходжа накормил.


Иллюстрация к "Притче про заячий суп"

Следующий визит нанесли соседи соседей. И получили в качестве угощения воду. На немой вопрос герой ответил: «Это - вода от воды, в которой варился заячий суп».

Среди анекдотов о философе распространены притчи про осла. Ишак – верный друг Ходжи и часто сопровождает Насреддина в путешествиях.

Повесть о пропавшем осле

Ходжа потерял на базаре осла. Мужчина во всеуслышание заявил, что подарит животное тому, кто найдет пропажу. Соседи мужчины удивились подобному заявлению. Никто не понял в чем смысл поисков, если осла все равно отдадут. Философ заявил, что хочет испытать радость от находки, а не от владения.


Иллюстрация к "Притче о пропавшем осле"

Каждое из трехсот дошедших до нас сказаний наполнено глубоким смыслом и не теряет актуальности. Остроумный шутник не только развлекает, но и дает важные жизненные уроки.

  • Ежегодно в начале июля жители города Акшехир устраивают фестиваль юмора и чествуют героя любимых притч.
  • Статуи острослова установлены во многих городах мира. Москва не стала исключением. Неподалеку от метро «Молодежная» расположен памятник Ходже и его верному ослу.

  • В притчах Болгарии и Македонии Ходжа выступает в роли антигероя. Веселый и находчивый Хитрый Петр постоянно оставляет Насреддина в дураках. Причина такой нелюбви – обе страны долго находились под гнетом турецких правителей.
  • Крылатое выражение «Если гора не идет к Магомету, то идет к горе» приписывают мусульманскому пророку, но автор фразы Ходжа Насреддин. Первоначальный вариант выглядел так:
«Истинные пророки и святые лишены высокомерия. Если пальма не идет ко мне, то я иду к ней».

Цитаты

«Судьба и благоприятный случай приходят на помощь тому, кто преисполнен решимости и борется до конца».
«Мир устроен все-таки неплохо для того, кто носит на плечах голову, а не пустой горшок!»
«Я человек простой, мой вопрос может показаться глупым. Но скажите - какая польза людям от вашего ученого спора?»
«Вслед за холодной зимой приходит солнечная весна; только этот закон и следует в жизни помнить, а обратный - предпочтительнее позабыть».
«Каждому возрасту соответствует своя мудрость».


Ходжа Насреддин (молла) - легендарный человек (народный персонаж) - он и мудрец и хитрец, и философ, и смешной шутник. Насреддин - один из самых известных восточных героев. Анекдоты, короткие рассказы и мудрые притчи о Ходже Насреддине передаются из уст в уста, они и смешные и грустные, иногда простые и глуповатые, а иногда остроумные и глубокие, наполненные великой восточной мудростью. Здесь собрано множество мудрых притч, маленьких историй, цитат из книг и забавных анекдотов про Ходжу Насреддина, и какая разница существовал ли он на самом деле, если Насреддин до сих пор существует и будет всегда!

Анекдоты о Ходже Насреддине (притчи, короткие истории)

Ходжа Насреддин и Осёл

К Насреддину пришёл сосед и попросил одолжить ему осла.
— Я его уже одолжил, — ответил Насреддин.
В этот момент в сарае раздался ослиный рёв.
— Но я слышу ослиный рёв, — сказал сосед.
— Кому ты больше веришь: мне или ослу?

Ишак или Падишах

Однажды, Ходжа похвастался, что сможет научить своего осла говорить. Услышав об этом, Эмир повелел заплатить Ходже 1000 таньга с условием, чтобы тот показал ему говорящего осла через некоторое время.
Дома жена Ходжи начала плакать и убиваться:
- И зачем ты обманул Эмира, зачем взял деньги! Когда он поймет, что ты его обманул, он бросит тебя в темницу!
- Успокойся жена, - ответил Насреддин. Я оговорил себе двадцать лет сроку. За это время либо ишак сдохнет, либо Эмир…

Насреддин и Вор

Однажды ходжа и его жена услышали, как в их дом забрался вор. "Эфенди, у нас вор", - взволнованно сказала жена.
"Тихо, женщина, не спугни его, - отвечал шепотом ходжа. - Может быть, он найдет что-нибудь стоящее, а уж отнять у него будет легко!"

Насреддин и кишмиш

Однажды Молла ел кишмиш. Подошел к нему приятель и спрашивает:
— Молла, что ты ешь?
— Так... — ответил Молла.
— То есть как «так»? Что это за ответ?
— Я говорю коротко.
— То есть как «коротко»?
— Ты спрашиваешь у меня, что я ем. Если я скажу: «Кишмиш», ты скажешь: «Дай и мне». Я скажу: «Не дам». Ты спросишь: «Почему?», а я отвечу: «Так...» Поэтому-то я и говорю коротко: «Так...»

Насреддин и тигры

Насреддин горстями разбрасывал крошки вокруг своего дома.
Кто-то спросил его: "Что ты делаешь?"
"Отгоняю тигров."
"Но вокруг нет никаких тигров!"
"Вот именно. Эффективно, неправда ли?"

Насреддин мудрец

Насреддин не обращал внимания на чистоту своей одежды.
Однажды прохожий, увидев, что у того рубашка заскорузла от грязи, сказал:
— Послушай, ты бы выстирал свою рубашку!
— Но ведь она снова загрязнится, не так ли? — заметил, Насреддин.
— А ты снова выстирай!
— Опять запачкается!
— Ещё раз выстираешь.
— Помилуй, Господи! Разве мы пришли на этот свет рубашки стирать?..


Насреддин и женщина

Друг спросил Муллу, помышлял ли тот о женитьбе. Насреддин ответил, что много лет назад он решил жениться и стал искать совершенную женщину.
Вначале он нашёл очень красивую женщину, но вскоре обнаружил, что ей не хватает духовности.
Затем он встретился с женщиной высокой духовности, но, к сожалению, некрасивую...
— И наконец, я нашёл её, — сказал Мулла. — Это была идеальная женщина: духовная, изящная, прекрасная, обаятельная. Одним словом, совершенство.
— Ты женился на ней? — спросил друг.
— Нет, — ответил Мулла. — К сожалению, она искала совершенного мужчину.

Насреддин и правда

Стражник спросил Насреддина:
— Куда ты идёшь? Говори правду, иначе тебя повесят.
Насреддин ответил:
— Я иду, чтобы быть повешенным.
— Я не верю тебе!
— Прекрасно. Если я солгал — повесь меня.
— Но это будет значить, что ты сказал правду.
— Вот именно, — сказал Насреддин,

Насреддин, шапка и Вор

Однажды, вор сорвал с Ходжи Насреддина шапку и убежал. Ходжа сразу же отправился на ближайшее кладбище и стал ждать.
- Что ты делаешь? - спрашивали его люди, - ведь вор побежал совсем в другую сторону!
- Ничего, - хладнокровно отвечал Ходжа, - куда б он не побежал, рано или поздно все равно придет сюда…

Насреддин и кот

Однажды Молла Насреддин попробовал виноградной водки и совсем опьянел. Сосед стал корить Насреддина.
- Я совсем не пьян, - сказал Ходжа, с трудом ворочая языком. - Я не пьян даже немного, и я докажу тебе это. Посмотри, ты видишь этого кота, который входит в дверь? Так вот, у него только один глаз!
- Ты ещё больше пьян, чем я думал, - сказал сосед. - Этот кот выходит!

Насреддин и деньги

Один знакомый попросил у Насреддин денег на короткий срок.
- Денег дать я не могу, - ответил Насреддин. - Но срок тебе, как другу, могу дать любой.

Насреддин и люди

Насреддин сидел и пристально смотрел на двух человек возле ямы на дороге.
— О чём вы думаете, мулла? — спросил его прохожий.
— Как же ленивы люди. Я сижу здесь уже четыре часа,
не отрывая взгляда вон от тех людей.
Представляете, за всё это время ни один из них и палец о палец не ударил!

Насреддин и друзья


— Молла, — спросили Насреддина, — почему друзья так легко становятся недругами? А вот врагов в друзей превратить гораздо труднее.
— Такова природа вещей, — отвечал Насреддин. — Подумайте сами, что легче: построить или разрушить? Слепить кувшин или разбить? Заработать или растратить?
— А трудно ли вернуть порушенную дружбу?
Молла взял глиняный кувшин и бросил на пол. Кувшин разлетелся на мелкие черепки.
— А теперь склейте его, — сказал Молла.

Насреддин и жена

Друзья и приятели Муллы стали говорить ему,
что жена его сильно погуливает и не мешало бы призвать её к порядку.
— Странные вы люди! — удивился Насреддин. — Как я могу приструнить её,
если я её совсем не вижу?

Насреддин и ребёнок

Ходжа женился. Через неделю у него родился ребенок. На следующий день Ходжа принес в дом письменный прибор и положил все это у изголовья люльки. Его стали спрашивать: "Эфенди, для чего ты это сделал?”
- Ребенок, проделавший девятимесячный путь за семь дней, - заметил Ходжа, - еще через месяц пойдет в школу…

"Спроси у моей жены, идти ли мне дальше?"


"Муженек, пройди немного вперед", - сказала как-то раз ходже жена. Насреддин тотчас надел шлепанцы и вышел на улицу. Шел он так часа два, пока не повстречал знакомого. "Прошу тебя, - сказал ему ходжа, - пойди спроси у моей жены, идти ли мне дальше?".

"Ворон еще грязнее нас"

Однажды ходжа Насреддин пошел вместе с женой к озеру стирать белье. Только они, разложив белье, достали мыло и собрались стирать, появился черный ворон, схватил мыло и улетел. "Ходжа! - закричала жена, - смотри, ворон унес мыло!" - "Жена, что ты кричишь? - спокойно заметил ходжа. - Ведь ворон еще грязнее нас, ему мыло нужнее".

"Откуда мне знать, где правая сторона?"

Однажды вечером к ходже пришел гость. Ночью, когда уже все легли спать, гость и говорит ходже: "Эфенди, справа у тебя свеча, зажги её". - "Ты совсем ума лишился? - ответил ему ходжа. - Откуда же мне в темноте знать, где правая сторона?"

"Разве за сорок лет козленок не превратился в козла?"

"Под каким знаком зодиака ты родился?" - однажды спросили у ходжи Насреддина. "Под знаком "Старого козла"", - отвечал ходжа. "Послушай, но ведь нет такого знака". Ходжа заметил: "Когда я был еще совсем маленьким, моя мать определяла по звездам мою судьбу, и ей сказали, что я "Козерог"". - "Да, - ответили ходже, - но это слово значит не козел, а козленок". - "Да вы глупцы, - возразил ходжа. - Я прекрасно это знаю, но с тех пор прошло ровно сорок лет. А разве за это время козленок не превратился в козла?"

Проповедь в мечети

Однажды ходжа Насреддин взошел на кафедру в Акшехире и обратился к верующим: "Знаете ли вы, что я сейчас вам скажу?" - "Нет, не знаем", - ответили верующие. Тогда ходжа сказал: "Если не знаете, то зачем мне вам что-то говорить?" После чего он сошел с кафедры и отправился в далекий путь.

Прошло время, и ходжа снова взошел на кафедру и задал правоверным тот же вопрос. "Знаем", - ответили Насреддину верующие. "Ну, если знаете, значит, мне нет надобности и говорить", - сказал ходжа и опять удалился.

И вновь ходжа взошел на кафедру, и в третий раз обратился к народу со своим вопросом. "Одни из нас знают, другие нет", - был ему ответ. И тогда ходжа воскликнул: "Прекрасно! Раз так, тогда пусть те из вас, кто знает, расскажут тем, которые не знают".

Хорошо, что у верблюдов нет крыльев

Однажды во время проповеди ходжа произнес: "Правоверные, возблагодарите Всевышнего, что он не дал верблюдам крыльев. Иначе крыши домов валились бы вам на голову".

Деньги во сне

Однажды ходжа видел сон: ему дают девять акча, а он спорит: "Ну дайте хотя бы десять". В этот момент он проснулся и увидел, что в ладони у него ничего нет. Тотчас он снова закрыл глаза и, протянув руку, сказал: "Ладно, давайте девять!"

Ходжа работает в огороде

Однажды утром ходжа забрался в чужой огород и все, что попадалось ему под руку - дыни, арбузы, морковь, репу, - клал себе в мешок. Вдруг появился огородник и закричал: "Ты чего тут делаешь?" Перепуганный ходжа в смущении ответил: "Меня вчера вечером сюда забросила сильная буря". - "Хорошо, ну, а это кто сорвал?" - спросил огородник и показал на то, что было у ходжи в мешке. "Буря швыряла меня из стороны в сторону, и все, за что я хватался, оказывалось у меня в руках". - "А кто тогда положил все это в мешок?" - "Вот об этом-то я как раз и думаю", - ответил ходжа.

Ходжа торгует

Как-то раз ходжа купил за одно акча девять яиц, а в другом месте продал за те же деньги целый десяток. "Ходжа, почему ты торгуешь в убыток себе?" - спросили у него. "Прибыль или убыток - это не важно. Главное, чтобы друзья видели, что я торгую", - заметил ходжа.

Ходжа и слепые

Однажды ходжа сидел на берегу реки. В этот момент подошли десять слепых и попросили его, чтобы он переправил их на другой берег. Ходжа стал их переносить, но на середине реки уронил одного слепого в воду. Течение подхватило несчастного и унесло. Остальные подняли крик, на что ходжа спокойно заметил: "Ну чего вы шумите? Дайте мне на одно акча меньше - и мы в расчете".

Ходжа - отгадчик

Как-то раз один человек, показывая яйца, которые держал в руке, сказал ходже Насреддину: "Если угадаешь, что у меня в руке, я угощу тебя яичницей". - "А ты объясни мне, что это за предмет, тогда я, может быть, и угадаю", - ответил ходжа. "Снаружи - белое, внутри - желтое". - "А, знаю, знаю! - закричал обрадованный ходжа. - Это репа, у которой вынули середину и внутрь положили морковь!"

Ходжа продает лестницу в чужом саду

Однажды ходжа Насреддин взял лестницу и, приставив ее к стене сада, взобрался наверх. Затем он подтянул лестницу, поставил ее с внутренней стороны забора и спустился в сад. На беду ходжи его заметил садовник. "Ты кто такой и что тут делаешь?" - грозно спросил он у ходжи. "Лестницу продаю", - спокойно ответил ходжа. - "Да разве здесь место, чтобы продавать лестницу?" - "Какой же ты бестолковый! - воскликнул ходжа. - Мог бы и знать, что лестницами можно торговать где угодно".

Ходжа хочет сесть на лошадь

"Разве мы не переселились в этот дом?"

Однажды ночью в жилище ходжи проник вор, забрал его вещи и ушел. Тогда ходжа, взвалив на плечи тюк с постельными принадлежностями, последовал за вором. Когда вор вошел к себе в дом, ходжа Насреддин попытался проникнуть за ним. Но вор сказал ему: "Чего тебе нужно у меня в доме?" На что ходжа Насреддин ему ответил: "А что, разве мы не переселились в этот дом?"

"Котел умер"

Однажды ходжа занял у соседа котел. Когда настала пора возвращать котел обратно, он положил в середину маленькую сковородку. "А это что?" - спросил хозяин. "Это ваш котел родил", - сказал ходжа. Сосед обрадовался и взял себе сковородку.
Прошло время, и Насреддин снова попросил у соседа котел. Долго хозяин ждал, пока Насреддин вернет ему его котел, и наконец не выдержал. "Верни мне котел", - потребовал он от ходжи. "Я должен сообщить тебе печальное известие, - отвечал ему Насреддин, - твой котел умер". Сосед, удивленный, пытался возражать: "Да где это видано, чтобы котлы умирали?" На это ходжа отвечал: "Если ты поверил, что котел может родить, то почему тогда не веришь, что он может умереть?"

"При курах всегда полагается и петух"

Однажды в Акшехире дети повели ходжу Насреддина в баню. С собой они взяли по яйцу и, сев на мраморном возвышении, уговорились: "Ну-ка давайте снесем по яичку, а кто не снесет, пусть платит за всех". Кудахтая, как куры, они повытаскивали яйца и выложили их на мрамор. Ходжа же, увидев это, забил руками, словно петух крыльями, и стал кукарекать. "Что ты делаешь, ходжа?" - спросили дети. "Как что? Вы что, не знаете, что при курах всегда должен быть и петух", - заметил ходжа.

"Раз почет шубе, пусть шуба и кушает!"

Как-то раз богатые люди пригласили ходжу на званый обед. Он надел поношенное платье, и никто не обратил на него внимания. Тогда он незаметно выбрался из-за стола, пришел домой, облачился в пышные одежды, сверху накинул еще шубу и вернулся. Почтительно встретили ходжу хозяева дома и посадили за почетный стол. "Пожалуйста, ходжа, отведайте!" - говорили они, указывая на блюда, от одного вида которых у правоверных текли слюнки. В ответ на это ходжа поднес блюдо к рукаву шубы: "Прошу, шубейка!" - "Что ты делаешь, ходжа?" - удивились хозяева. "Раз почет шубе, пусть она и кушает", - заявил ходжа.

Ходжа-сват

Захотел однажды ходжа Насреддин продать свою корову. Много раз он водил корову на базар, но все без толку. Попался ему навстречу приятель: "Ты что - корову продаешь?" А ходжа в ответ: "Вот с утра хожу, расхваливаю, как могу, но никто даже не взглянул на нее". Тогда приятель начал выкрикивать: "Стельная корова, кому нужна стельная корова, на шестом месяце!" И тут же нашелся покупатель, и купил корову за большие деньги. Удивленный ходжа поблагодарил приятеля и, обрадовавшись неожиданной удаче, пошел домой.
А в дом к нему, оказывается, пришли свахи. "Ты, ходжа, немножко внизу посиди, а я покажу свахам нашу дочь, расскажу, какая она искусница, может, она кому и понравится и ее возьмут замуж", - говорит ему жена. - "Нет, - ответил ходжа, - ты лучше помолчи. Я теперь знаю, как нужно расхваливать товар. Стоит мне только раскрыть рот - и ты увидишь, как они будут довольны нашей дочерью!" - "Может, он и вправду что-нибудь знает", - подумала жена. Почтительно встретив свах и велев дочери поцеловать им руки, она сказала: "Уважаемые, закройте ваши лица, с вами сейчас будет говорить сам хозяин". Ходжа за словом в карман не полез: "Женщины, чего долго говорить, вот вам все в двух словах: девица - породистая, беременна, на шестом месяце". Только он это сказал, как свахи переглянулись и выбежали за дверь.

"Пойду спрошу осла, может, он согласен"

Однажды сосед попросил у ходжи Насреддина осла. "Пойду спрошу осла; если он захочет, - тогда дам", - ответил ходжа.
Вернувшись, он сказал соседу: "Я говорил ослу, но он не согласен: "Если дать меня чужому человеку, мне будут тыкать стрекалом уши, а тебя поносить, как последнего разбойника!"

* * *
Вы читали о Ходже Насреддине (анекдоты, короткие притчи, цитаты из книг) - тексты онлайн.
Короткие мудрые притчи, забавные истории, рассказы, и анекдоты про Насреддина - из коллекции (сборника текстов) восточной мудрости:
Омар Хайям и другие великие мудрецы, философы и поэты: сайт
..............