Ильф илья арнольдович биография. Илья Ильф: жизнь и трагическая судьба создателя «12 стульев. Произведения Ильфа и Петрова

ИЛЬФ ИЛЬЯ

Настоящее имя – Илья Арнольдович Файнзильберг

(род. в 1897 г. – ум. в 1937 г.)

Советский писатель, журналист, фельетонист. В соавторстве с Е. Петровым написал романы «12 стульев», «Золотой теленок», «Одноэтажная Америка».

«В уездном городе N…» так начинается один из самых известных сатирических романов времен нэпа – «12 стульев». Каждый из нас, не задумываясь, назовет авторов этой чудесной книги. И. Ильф и Е. Петров стали не только литературными отцами великого комбинатора, но и отчасти наделили Остапа Бендера своими чертами характера, своим мироощущением. Многие фразы, вложенные в уста сына турецкоподданного, были взяты из записных книжек Ильи Ильфа, который даже молодым производил впечатление «очень взрослого, совсем взрослого человека». Именно с его легкой руки миллионы читателей по всему миру отправляются в путешествие по «краю непуганых идиотов».

Илья Арнольдович Файнзильберг родился 3 (15) октября 1897 года в Одессе в семье мелкого банковского служащего. Он стал третьим из четырех братьев. Семья Файнзильбергов жила очень трудно: дома была полная неустроенность по причине тяжелой болезни матери. Отцу было трудно обеспечить большую семью, поэтому он решил дать детям практическую профессию. Но они жестоко обманули надежды Арнольда Файнзильберга. Старший сын Александр, окончив коммерческое училище, стал художником; второй сын Михай пошел по стопам брата. Отец решил добиться своего любым путем и отдал третьего, Илью, в ремесленное училище «Труд» на Канатной улице. Там, к радости отца, не было никаких гуманитарных соблазнов в виде курса литературы или рисования. Отец облегченно вздохнул, когда в 16 лет Илья, закончив техническую школу, начал самостоятельную трудовую деятельность. Юноша поступил на работу в чертежное бюро, откуда вскоре уволился, а затем работал монтером на телефонной станции, токарем на авиационном заводе и фабрике ручных гранат, и в статистическом управлении. Именно там и появилась знаменитая фраза: «Статистика знает все!» В качестве статистика Илья часто выезжал на различные участки Румынского фронта. Его отчеты были так хорошо написаны, что начальство удивлялось: «Что он у вас, писатель?» К сожалению, ни одна из этих профессий по-настоящему не увлекла молодого человека. Старику Файнзильбергу вновь пришлось переживать за судьбу сына.

Илья выбрал очень ненадежную профессию: он перешел на работу в юмористический журнал «Синдетикон», в котором печатал свои первые стихи под женским псевдонимом! В это же время юноша познакомился с группой молодых одесских поэтов и писателей «Коллектив поэтов», куда входили Э. Багрицкий, Ю. Олеша, В. Катаев. Это был своего рода литературный клуб, где молодые литераторы читали свои стихи, спорили, мечтали о Москве… Ю. Олеша вспоминал: «Однажды у нас появился Ильф. Он пришел с презрительным выражением на лице, но глаза его смеялись, и ясно было, что презрительность эта наиграна. Он как бы говорил нам: я очень уважаю вас, но не думайте, что я пришел к вам не как равный к равным…» Илья Файнзильберг посещал литературные сборы, как правило, он не вступал в разговоры и бурные поэтические дискуссии, а просто сидел и слушал. Но стоило кому-нибудь прочесть плохие стихи, как стихоплета останавливало точное едкое замечание Ильфа. Молодого писателя побаивались и вместе с этим уважали за острый язык и умную колкую язвительность. Многие из членов литературного клуба не знали, что же пишет сам Илья Файнзильберг – стихи или прозу, – но его абсолютный слух к стихам и нетерпимость к пошлости и ложному пафосу признавались безоговорочно.

Вскоре состоялся авторский дебют Ильи Файнзильберга. В это же время молодой писатель придумал свой литературный псевдоним, состоящий из начальных букв его имени и фамилии – Ильф. Он прочел перед своими коллегами по писательскому цеху стихи, в которых не было ни рифм, ни размера. Ю. Олеша так рассказывал о дебюте своего друга: «Я не помню содержания стихов, но помню, что оно состояло из мотивов города и чувствовалось, что автор увлечен французской живописью и что какие-то литературные настроения Запада, неизвестные нам, ему известны…»

Действительно, Илья Файнзильберг был книгочеем. Именно он познакомил своих друзей-поэтов с творчеством Стерна и Рабле, Франсуа Вийона и Артюра Рембо, Саади и Омара Хайяма… Великолепный рассказчик, Ильф приносил на собрания литературного клуба старые номера «Вестника иностранной литературы», читал и пересказывал лучшие статьи.

В 1920-е годы Илья Файнзильберг увлекался тремя писателями: Лесковым, Рабле и Маяковским. Свое первое восхищение поэзией Маяковского писатель пронес через всю жизнь. Лев Славин писал: «От Маяковского он (Ильф) усвоил, главным образом, сатирический пафос, направленный против мерзостей старого мира и призывающий к подвигу строительства новой жизни. В сущности, это осталось темой Ильфа на всю жизнь…»

Ильф обладал даром видеть жизнь с особой стороны. Он очень любил прогулки и всегда, возвратившись домой, приносил необычные, яркие рассказы о том, что видел, с кем разговаривал, о чем думал. Сам себя молодой писатель шутливо называл зевакой. Но его рассказы были полны воображения, яркости и мастерства. Ильф не был простым зевакой. Он делал выводы из всего, что видел и слышал. Все старался объяснить, облекая в четкую формулировку каждую мысль, пронизанную чувством…

Илья Файнзильберг всегда стремился воздерживаться от выступлений, но были случаи, когда он показывал свои артистические способности. Он принимал участие в постановках пьес, затеянных группой молодых литераторов. Роли Ильф вел, как настоящий актер, но быстро утомлялся. В то время еще никто не догадывался о том, что Илья смертельно болен. Не догадывался об этом и он сам…

Илья Ильф очень редко раскрывался перед кем-либо и трудно сходился с людьми. С ним очень трудно было подружиться. Каждый, кто претендовал на это, должен был пройти множество испытаний. Ильф экзаменовал своих знакомых язвительными замечаниями, насмешливыми вопросами, проверял их чувство юмора, умение дружить. Все это испытание могло закончиться вопросом: «Я не обидел вас?» Илья Арнольдович не был затворником. Он имел дар слушать и слышать. Всем своим существом юноша вникал в собеседника. Лев Славин говорил о том, что молодой писатель имел почти безупречное чувство формы, способность эмоционально воспламеняться, проницательность и особую глубину суждений, тонкое понимание людей… Многие из молодых поэтов и писателей пророчили ему славу крупного, широко известного писателя.

В начале 1920-х годов многие друзья Ильфа уезжали в Москву, поэтому, ощутив духовную пустоту, молодой писатель тоже начал готовиться к отъезду. В 1923 году он приехал в столицу. Поскольку найти жилье было очень трудно, Ильф поселился вместе с Ю. Олешей в его комнатушке. По соседству с ними жил какой-то энтузиаст-механик, строивший из всевозможного металлического лома, купленного на Сухаревском рынке, мотоциклетку. Жалкая перегородка комнатки все время сотрясалась от оглушительного грохота и лязга.

Вскоре Илья Файнзильберг поступил на работу в редакцию газеты «Гудок» и получил комнату в общежитии типографии, расположенной в Чернышевском переулке. Помещение это было очень мало и ограничивалось половинкой окна да тремя фанерными перегородками. Все убранство комнаты составлял матрац, лежащий на четырех кирпичах, и стул. После того как Ильф женился, в комнатке появился еще один стул и примус. Спустя еще четыре года эта «квартира» была описана в романе «12 стульев» в главе «Общежитие имени монаха Бертольда Шварца». Интересное зрелище представляла и редакционная комната, в которой работали Ильф, Олеша, Гехт; она носила странное название «Четвертая полоса». Одну из стен комнаты украшала стенгазета с красноречивым названием «Сопли и вопли».

Ильф и его товарищи из «Могучей когорты», как они сами себя называли, занимали должность «правщиков». В их обязанности входило готовить к печати письма читателей, превращая их в небольшие рассказы с емкими, ядовитыми названиями: «Шайкой по черепу!», «И осел ушами шевелит», «Станция Мерв – портит нерв». Именно на этой работе Илья Ильф проявил свое оригинальное дарование. В каждой заметке сверкал юмор и чувствовалось своеобразие стиля. Е. Петров в своих воспоминаниях писал: «Он (Ильф) сидел, вытянув перед собой ноги в остроносых красных башмаках, и быстро писал…» Именно эти башмаки представляли особую гордость молодого журналиста. Ильф был щеголем и любил одеваться. Несмотря на то что в то время придерживаться моды было очень трудно, среди своих друзей Илья выглядел европейцем. «Когда на нем появлялся пестрый шарф и особенно башмаки, – он становился многозначительным…» – вспоминал Ю. Олеша.

В 1925 году Илья Файнзильберг по заданию редакции отправился в Среднюю Азию, в результате чего появилась серия очерков «Москва– Азия». Эта поездка превратилась в большое путешествие, о котором писатель всегда вспоминал с огромным удовольствием. Свои впечатления о поездке журналист записал в одной из множества своих записных книжек. Однажды Ильфу подарили огромную бухгалтерскую книгу. Эта книга очень понравилась ему. «Здесь должно быть записано все. Книга жизни», – восхищенно говорил писатель. Вскоре увлечение Ильфа книгой прошло и на страницах появились «небрежные и резкие рисунки».

Именно в «Гудке» произошла встреча Ильи Файнзильберга и Евгения Катаева (Петрова), переросшая в многолетнюю дружбу и соавторство. В железнодорожной газете Евгений Петров появился в 1926 году, вернувшись из Красной Армии, и тоже работал правщиком. У него не было своей комнаты, и он ночевал у брата – Валентина Катаева. Именно Катаев-старший, уже опытный литератор, подкинул друзьям идею написать роман о стульях. «Я хочу стать Дюма-отцом, – шутливо заявил он, – уже давно пора открыть мастерскую советского романа, вы будете моими неграми. Я вам (Петрову и Ильфу) буду давать темы, вы будете писать романы, а я их потом буду править… Соглашайтесь. Один роман пусть пишет Илья, а другой Женя… Молодые писатели, посовещавшись, решили, что им лучше будет писать вместе. Каждый день Ильф и Петров оставались в редакции газеты, чтобы работать над рукописью, потому что жилищные условия этого не позволяли. Первую фразу к роману «12 стульев» придумал Илья Ильф: «Давайте начнем просто и старомодно – “В уездном городе N”. В конце концов, не важно, как начать, лишь бы начать», – твердо произнес он. О работе над первой главой романа Е. Петров писал так: «Мы никогда не представляли себе, как трудно писать роман. Мы уходили из Дворца Труда в 2 или 3 часа ночи, ошеломленные, почти задохшиеся от папиросного дыма. Мы возвращались домой… не в состоянии произнести ни слова». Прочитав первую главу, В. Катаев решил, что им не нужна «рука мастера»: «Не прибедняйтесь, Илюша. Обойдетесь и без Дюма-пера. Продолжайте писать сами…»

Молодые авторы, вдохновленные похвалой мэтра, продолжили работу над романом, но один из его героев никак не хотел влезать в приготовленные для него рамки. Остап Бендер из второстепенного героя стал основным действующим лицом книги. По одной из версий, прототипом Остапа Бендера стал человек, изображенный на фото, до сих пор хранящемся в семейном альбоме Ильфов. Оно было вырезано из одного дореволюционного журнала и подписано: «Это мой брат Сандро Фазини в костюме апаша». К сожалению, на фото изображен не Александр Файнзильберг, художник, выбравший себе такой необычный псевдоним. Но в независимом, нагловатом выражении лица мужчины, шарфе на шее легко можно угадать Великого Комбинатора.

Сюжет в романе «12 стульев» играет лишь служебную роль. Там почти нет выдуманных фигур. Все герои романа были взяты авторами из жизни, из действительности. Но вместе с халтурщиками, мошенниками, бюрократами и пошляками в книге появляется еще один персонаж – Одесса. В не вошедшей в «12 стульев» главе «Прошлое регистратора ЗАГСа» упоминается нынешняя филармония (здание биржи, сооруженное в ассиро-вавилонском стиле), а рядом с домом Ильфа – мясная лавка некоего Бендера, кафе «Флорида», ставшее местом дискуссий «пикейных жилетов» о возрождении в Черноморске порто-франко, – конечно же, знаменитое одесское кафе «Фанкони», расположенное на Екатерининской улице, а сам Черноморск – Одесса.

В своих воспоминаниях Е. Петров часто говорил о том, что им очень сложно работать вместе: «Надо думать, Гонкурам было легче. Все-таки они были братья. А мы даже не родственники. И даже не однолетки… Мы беспрерывно подвергали друг друга жесточайшей критике, тем более обидной, что преподносилась она в юмористической форме. Добрый-то он (Ильф), добрый, мягкий-мягкий, но вдруг как кусанет – долго будешь зализывать рану и жалобно скулить в углу. За письменным столом мы забывали о жалости…» Но несмотря ни на что, это был очень гармоничный писательский союз.

Роман «12 стульев» был закончен менее чем за полгода. В 1928 году его опубликовали в журнале «30 дней» и в издательстве «Земля и фабрика». Читатели буквально зачитывали до дыр роман о похождениях Великого Комбинатора, а критика просто не заметила. О. Мандельштам в 1929 году с возмущением писал, что этот «брызжущий весельем памфлет» оказался не нужен рецензентам. А. Тарасенков написал в «Литературной газете» статью о романе «12 стульев» с правдивым названием «Книга, о которой не пишут».

С 1928 года Ильф и Петров как фельетонисты работали в журнале «Смехач», а через год они перешли в только что открывшийся сатирический журнал «Чудак». Илья Арнольдович вел отдел литературных рецензий и часто писал острые, смешные заметки о всевозможных курьезах и ляпсусах. Несмотря на то что такую работу чаще всего поручали второстепенным сотрудникам, Ильф вкладывал в крохотные заметки весь свой талант, всю изобретательность зрелого мастера. Нужно ли говорить о том, что сатирическая сторона заметки всегда была на высоте. В «Чудаке» родился псевдоним Ильфа и Петрова – Ф. Толстоевский. Этим псевдонимом авторы подписывали ряд новелл из жизни придуманного анекдотического города «Колоколамска». В журнале печатали и написанные Толстоевским сатирические сказки новой Шахерезады, а также театральные и киносценарии. Ильф и Петров вместе работали над рецензиями, подписывая свои статьи псевдонимом «Дон Бузилио».

После успеха первого романа соавторы начали работу над его продолжением. Они воскресили «зарезанного» Кисой Воробьяниновым в финале «12 стульев» Остапа Бендера. В этой книге О. Бендеру исполнилось 33 года, как и его создателю Илье Ильфу. Новый роман «Золотой теленок» был опубликован в 1931 году в журнале «30 дней», а спустя два года вышел отдельной книгой в издательстве «Федерация». Во время работы над «Золотым теленком» Илья Файнзильберг увлекся фотографией, о чем шутливо писал Е. Петров: «Было у меня на книжке 800 рублей и чудный соавтор. Я одолжил ему мои 800 рублей на покупку фотоаппарата. И что же? Нет у меня больше ни денег, ни соавтора… Он только и делает, что снимает, проявляет и печатает…» Это увлечение на год отлучило Ильфа от работы над «Золотым теленком». Вот почему в романе появилась шутка о фотографе, который даже консервы открывает при красном свете, опасаясь, что они испортятся. Фотоработы Ильи Файнзильберга поражают точностью, тонкостью. Его имя по праву может стоять в одном ряду с такими знаменитыми мастерами фотографии того времени, как Родченко.

После публикации второго романа дилогия о похождениях Великого Комбинатора стала очень популярной не только в СССР, но и за рубежом, где книги выходили огромными тиражами. Журнал «Крокодил» едко писал, что, выпуская ежегодно по 12 стульев во всех городах мира, Ильф и Петров приведут к перепроизводству мебели на Западе. Книга получила восторженные отклики М. Горького, А. Зощенко, А. Барбюса.

(В 1948 году секретариат Союза писателей постановил считать «12 стульев» и «Золотой теленок» пасквилянтскими и клеветническими книгами, переиздание которых «может вызвать только возмущение со стороны советских читателей». Запрет на переиздание этих книг был закреплен и специальным постановлением ЦК ВКП(б), действовавшим до 1956 года.)

Несмотря на всю внешнюю хрупкость, Ильф был очень смелым человеком. Он смело вставал на защиту слабых, заставляя отступать хулиганов. Илья Арнольдович несколько месяцев служил в красных партизанских частях в годы Гражданской войны, но никому не говорил об этом из скромности. Одному из своих знакомых, офицеру войск МГБ, он подарил книгу с надписью: «Майору государственной безопасности от сержанта изящной словесности». О гражданской позиции Ильфа говорили его игры. Он называл фамилию какого-либо деятеля искусства, и затем кто-нибудь выкрикивал цифру. Илья Арнольдович пояснял, что здесь речь идет о том, сколько советская власть переплатила названному товарищу за его деятельность. В его записной книжке можно было найти фразу о «колбасе для идиотов» и целом ряде других товаров особого назначения. Ильф по своей природе не мог мириться с подлостью и угодничеством, хотя знал, что за эти смелые высказывания мог попасть в сталинские застенки.

С 1932 года И. Ильф и Е. Петров сотрудничали с газетой «Правда». В 1933–1934 годах они побывали в Западной Европе. До Италии друзья добрались на советском военном корабле, а затем поехали в Вену, надеясь получить гонорар за перевод «12 стульев». Получив деньги, Ильф и Петров отправились в Париж, где, по свидетельству Ильи Эренбурга, писали киносценарий по заказу одной из киностудий. Хотя картина оказалась провальной, авторы остались довольны: Илья Арнольдович разыскал там своего брата-художника, выехавшего из Одессы еще до революции, а Евгений Петрович пожил в Париже.

В 1935 году писатели совершили путешествие по США, позже написав книгу «Одноэтажная Америка». Это было первое произведение, которое они писали, пополам поделив главы между собой. А. Н. Толстой назвал этот роман «чрезвычайно зрелым художественно». Во время прогулки по знаменитому кладбищу Нового Орлеана Ильф закашлялся, на его платке появилась кровь. К этому времени Илья Арнольдович знал, что неизлечимо болен: туберкулез легких входил в последнюю стадию.

Вернувшись в Москву совершенно больным, он сказал однажды, изнуренный беспрерывной спешкой на всевозможные собрания: «Я решил больше не спешить. Опоздаю так опоздаю!»

Илья Арнольдович в последние месяцы жизни вернулся к идее записывать свои наблюдения, но не в форме дневника, а в виде коротеньких самостоятельных записей. Однако теперь он не записывал их, а печатал на машинке. Среди его записей остался и план фантастического романа, который так и не был закончен. О своей болезни Ильф старался никому не говорить. За несколько дней до смерти, сидя в ресторане, он взял в руки бокал и грустно сострил: «Шампанское марки “Ich sterbe”» («Я умираю» по-немецки).

13 апреля 1937 года Илья Арнольдович Файнзильберг умер у себя дома в квартире в Лаврушинском переулке. Проводить в последний путь знаменитого писателя и журналиста пришли его друзья, известные литераторы: В. Катаев, Е. Петров, Ю. Олеша, А. Фадеев и многие другие. Непрерывной вереницей шли люди в Дом писателей, чтобы отдать дань уважения прекрасному автору и благородному человеку Илье Файнзильбергу. Запомнились слова из прощальной речи поэта Асеева: «Ильф был из тех людей, которым можно доверить жизнь…»

Из книги Воспоминания об Илье Ильфе и Евгении Петрове автора Раскин А

Г. МУНБЛИТ ИЛЬЯ ИЛЬФ Любой человек, которому довелось бы познакомиться с Ильфом и Петровым в начале 30-х годов, испытал бы, глядя на них, чувство зависти. Нынче на писательских собраниях такую зависть именуют «здоровой», но тогда этот термин был еще неизвестен, и, завидуя

Из книги Воспоминания о Максимилиане Волошине автора Волошин Максимилиан Александрович

ИЛЬЯ БЕРЕЗАРК Илья Борисович Березарк (1897-1981) - журналист, театральный критик. Текст по кн.. Березарк И. Штрихи и встречи. Л., 1982.

Из книги Записки о Михаиле Булгакове автора Яновская Лидия Марковна

Наш друг Ильф Мой друг Ильф. Евгений Петров Мне уже случалось отметить, что у российского литературоведения установились несколько сложные, я бы даже сказала, загадочные отношения с покойным Ильей Ильфом.Начало этих отношений восходит, увы, к поре удушающего безумия,

Из книги …Я постепенно познаю… автора Гафт Валентин Иосифович Из книги Сборник воспоминаний об И.Ильфе и Е.Петрове автора Ардов Виктор Ефимович

Илья Эренбург

Из книги Парус плаваний и воспоминаний автора Бондарин Сергей Александрович

ИЛЬЯ ИЛЬФ Любой человек, которому довелось бы познакомиться с Ильфом и Петровым в начале 30-х годов, испытал бы, глядя на них, чувство зависти. Нынче на писательских собраниях такую зависть именуют «здоровой», но тогда этот термин был еще неизвестен, и, завидуя моим новым

Из книги Мозаика еврейских судеб. XX век автора Фрезинский Борис Яковлевич

Илья Ильф Фантазия. «Эта способность чрезвычайно ценна. Напрасно думают, что она нужна только поэтам… Даже математике опа нужна, даже открытие дифференциального и интегрального исчисления невозможно было бы без фантазии. Фантазия - есть качество величайшей

Из книги Яндекс Воложа [История создания компании мечты] автора Дорофеев Владислав Юрьевич

IV Виктор Шкловский Лев Лунц Михаил Слонимский Вениамин Каверин Елизавета Полонская Vlad Pozner Евгений Шварц Григорий Козинцев Борис Лапин Овадий Савич Илья Ильф Василий Гроссман Семен Гудзенко Авром Суцкевер Маша Рольникайте Лев

Из книги 100 знаменитых евреев автора Рудычева Ирина Анатольевна

Илья Ильф. Весна 1937-го Эта смерть оказалась неожиданной для всех, даже для близких. Что воспоминания, когда об этом говорит газетная хроника. В первых числах апреля проходило общемосковское писательское собрание. Когда слово дали Евгению Петрову и он сказал: «Товарищи,

Из книги Великие евреи автора Мудрова Ирина Анатольевна

Из книги Круг общения автора Агамов-Тупицын Виктор

ИЛЬФ ИЛЬЯ Настоящее имя – Илья Арнольдович Файнзильберг(род. в 1897 г. – ум. в 1937 г.) Советский писатель, журналист, фельетонист. В соавторстве с Е. Петровым написал романы «12 стульев», «Золотой теленок», «Одноэтажная Америка». «В уездном городе N…» так начинается один из

Из книги Близкие люди. Мемуары великих на фоне семьи. Горький, Вертинский, Миронов и другие автора Оболенский Игорь Викторович

Ильф Илья Арнольдович 1897–1937 советский писатель и журналист Илья Арнольдович Ильф (Иехиел-Лейб Арьевич Файнзильберг) родился 15 октября 1897 года третьим из четырёх сыновей в семье банковского служащего Арье Беньяминовича Файнзильберга и его жены Миндль Ароновны в Одессе,

Из книги автора

Из книги автора

Александра Ильф (дочь Ильи Ильфа) Дочь Ильфа и Петрова ИЗ ДОСЬЕ: «Илья Ильф (настоящие имя и фамилия - Иехиел-Лейб Арьевич Файнзильберг). Журналист, писатель, фотограф. Самый знаменитый роман писателя - «Двенадцать стульев» - был создан в соавторстве с Евгением Петровым.

(настоящее имя - Илья Арнольдович Файнзильберг)

(1897-1937) российский прозаик

Илья Ильф родился в небогатой еврейской семье. Его отец был банковским служащим, поэтому семья, в которой было еще трое сыновей, не могла позволить себе никаких излишеств. Но отец считал необходимым дать каждому из детей надежную профессию, рассчитывая, что они пойдут по его стопам и, возможно, даже дослужатся до должности директора банка. Однако оба старших брата Ильи после окончания коммерческого училища становятся художниками.

Закончив в 1913 году техническую школу, Илья получил специальность чертежника и некоторое время работал в чертежном бюро. Но потом ушел оттуда и начал менять профессии одну за другой - работал на телефонной станции, токарем на авиационном заводе и на фабрике ручных гранат, был также статистиком и даже бухгалтером. Но его мысли были заняты другим. В это время Илья Ильф уже начал писать и даже публиковал свои заметки в одесских журналах. Постепенно литературная деятельность становится для него главной. Ильф становится членом президиума Одесского союза поэтов, одно время он даже редактировал юмористический журнал «Синдетикон» и писал в нем стихи под женским псевдонимом. Правда, ни одного номера этого журнала не сохранилось. Потом Илья Ильф придумал свой постоянный псевдоним, сочинив его из комбинации начальных букв имени и фамилии.

В 1920 году в Одессе существовало литературное объединение «Коллектив поэтов», где царили молодые поэты Э. Багрицкий, Л. Славин, Ю. Олеша, В. Катаев. Они собирались в литературном кафе с эксцентричным названием «Пэон IV», куда приходил и Илья Ильф. Он иногда читал свои стихи, но чаще просто слушал других, вставляя язвительные замечания, которые говорили о большой требовательности и зрелом вкусе.

Центром интересов молодых литераторов стало также ЮгРОСТА - Южное отделение Российского телеграфного агентства. Почти ежедневно они сочиняли злободневные фельетоны и частушки для разных агиток, в которых откликались на самые последние события. Для Ильфа работа в ЮгРОСТА была самой настоящей школой. Одновременно он печатался и в газете «Моряк». Так постепенно он приобретал необходимые литературные навыки и накапливал впечатления. Уже первые литературные опыты показали его умение мыслить краткими, афористическими фразами.

В 1923 году Илья Ильф переселился в Москву и стал работать библиотекарем, а потом и литературным редактором газеты «Гудок», вокруг которой сгруппировалось много молодых писателей, по выражению К. Паустовского, «самых веселых и едких людей в тогдашней Москве». Среди них были Ю. Олеша, М. Булгаков, С. Гехт. Они занимались литературной правкой заметок рабочих корреспондентов, писали свои материалы. Школу «Гудка» прошли тогда многие ставшие известными прозаики и поэты, причем это в значительной степени была школа сатиры.

Правда, в те годы, Илья Ильф еще не был уверен, что его призвание - сатира. Кроме фельетонов, он писал очерки и рассказы на героические темы - о Гражданской войне. Среди них был рассказ о бойце, который пожертвовал своей жизнью, чтобы предупредить товарищей об опасности («Рыболов стеклянного батальона»), рассказ об одесском гамене, мальчике Стеньке, захватившем в плен венгерского офицера-оккупанта («Маленький негодяй»), и очерк о революционных событиях в Одессе («Страна, в которой не было Октября»). Эти произведения подписаны одной буквой И., словно Ильф еще не решался открыто обнародовать свое авторство.

Кроме «Гудка» он печатался и в других изданиях - в «Железнодорожнике», «30 днях», «Смехаче», «Советском экране», «Вечерней Москве».

Вместе с Ю. Олешей, Ильф жил в общежитии, которое походило на описанное впоследствии в романе «Двенадцать стульев» общежитие «имени монаха Бертольда Шварца». Заниматься там было очень трудно, но он не унывал. По вечерам он приходил в типографию «Гудка» и читал, пристроившись в углу. Чтение его было очень своеобразно, об этом вспоминали все знавшие Ильфа в ту пору. Он читал труды историков и военных деятелей, дореволюционные журналы, мемуары министров и даже железнодорожные справочники.

Как и многие в те годы, Ильф был достаточно непритязателен в быту. Он и после женитьбы продолжал жить в крохотной комнатушке, образованной из большой с помощью фанерных перегородок (она тоже будет позже описана в романе «Двенадцать стульев» под именем «Вороньей слободки»). Он ко всему относился с присущей ему иронией, не исключая и самого себя, и в то же время, любил хорошо одеться и следил за своей внешностью, чего бы это ему ни стоило.

С Евгением Петровым , своим будущим соавтором, Илья Ильф познакомился в 1925 году у Валентина Катаева . Но вскоре Петрова призвали в армию, и по-настоящему они сблизились только после его демобилизации в 1927 году. А до этого Ильф совершил путешествие по стране - побывал в Средней Азии на открытии Турксиба, проехал с агитрейсом по Волге.

Командировка дала писателю материал для серии очерков, объединенных в цикл «Москва -- Азия». Результатом поездки явилось также множество заметок в записных книжках, изданных после смерти писателя. В очерках, рассказах и фельетонах Ильи Ильфа нетрудно найти мысли, наблюдения и детали, впоследствии использованные в совместных сочинениях с Петровым. Он постоянно оттачивал свои фразы и во время длительных прогулок, к которым постепенно приучил своего соавтора, и в многочасовых беседах.

Первыми сочинениями, написанными совместно с Петровым, стали фельетоны, опубликованные в журнале «Смехач», и короткие юмористические рассказы, напечатанные в «Правде». Кроме романов, Ильф и Петров вместе написали несколько киносценариев, среди них - «Праздник святого Иоргена» (1930) и «Цирк» (1936).

Сюжет романа «Двенадцать стульев» (1928) был подсказан им В. Катаевым. Первоначально они намеревались писать втроем - Ильф и Петров начерно, а Катаев должен был делать литературную правку. Но уже после первых глав Катаев отказался, заявив, что никакая правка не требуется. В подсказанном им сюжете практически фигурировало только название и какая-то история, связанная с поиском стульев. Будущие соавторы уловили главное: сюжет должен занимать подчиненное место и зависеть исключительно от приключений героев, которые разворачивались на фоне страны времен нэпа.

Сразу же после выхода первого написанного в соавторстве романа «Двенадцать стульев» Ильф и Петров, становятся популярнейшими авторами, а главный герой романа - Остап Бендер - символом эпохи. Хотя он в конце романа погибает, читатели не позволили авторам расстаться с ним окончательно, и во втором романе - «Золотой теленок» (1931) - Бендер снова оживает. Сюжет этого романа построен по аналогии с «Мертвыми душами» Николая Васильевича Гоголя . События развиваются в двух направлениях - вокруг истории подпольного миллионера Корейко и снова вокруг Бендера, который стремится заполучить миллион.

Зимой 1933-34 года Ильф и Петров совершили поездку по Западной Европе, посетили Италию и Францию. В 1935- 36 году предприняли полугодовую автомобильную поездку по США. Эти поездки нашли отражение в очерковой прозе соавторов и книге «Одноэтажная Америка». Из поездки Илья Ильф вернулся тяжело больным и в 1937 году умер от туберкулеза.

Вскоре после смерти Ильи Ильфа критика изменила тон по отношению к их сатирическим произведениям. Авторов обвиняли в искажении советской действительности. На протяжении многих лет романы не выходили, однако это практически не отразилось на их популярности.

После 1956 года Илью Ильфа снова начинают издавать, но с сильными цензурными сокращениями. Лишь в последние годы текст романа был наконец переиздан в авторской редакции.

Двух талантливых авторов-юмористов, в соавторстве написавших романы-бестселлеры «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок», трудно разделить, как сиамских близнецов. Ильф и , десятилетие творившие вместе, даже порознь писали так, что ценители их творчества не отличали, перу которого из них принадлежат главы повести «Одноэтажная Америка».

Но у каждого из писателей – своя жизнь. Впрочем, и в биографиях двух кумиров есть сходство: оба прожили яркие, но короткие жизни, в которых нашлось место голоду, войне, преданной дружбе, славе, гонениям и трагической кончине.

Детство и юность

Илья Арнольдович Ильф – выдуманный творческий псевдоним одного из «родителей» обаятельного мошенника . Настоящее имя писателя – Иехиел-Лейб Арьевич Файнзильберг. Он родился в черноморской жемчужине – Одессе – осенью 1897 года.

Иехиел-Лейб – третий их четырех наследников Арье и Миндль Файнзильбергов. Глава семьи, скромный служащий Сибирского торгового банка, мечтал дать сыновьям приличное образование. Старшего отпрыска Саула видел бухгалтером, но тот после учебы в коммерческом училище назвался Сандро Фазини и стал художником-кубистом (позже переехал во Францию, погиб в ).


Второй сын – Мойше-Арон – окончил училище с отличием, но повторил опыт брата и тоже ушел в искусство, подписывая полотна творческим псевдонимом Ми-Фа.

Горький опыт и напрасно потраченные деньги подсказали Арье не вкладывать сбережения в обучение третьего сына в дорогом коммерческом училище. Иехиэль-Лейб стал студентом ремесленного училища, где не было «лишних» (по мнению старого Арье) предметов, таких как рисование. Отец не знал, что на уроках мальчик прятал под партой книги , и , которые тайком читал.

16-летний юноша получил образование и порадовал отца: прошел путь от токаря до мастера кукольной мастерской, а в 1919 году сел за бухгалтерские отчеты в финансовом отделе губернской продкомиссии, ведавшей снабжением Красной армии. Позже опыт работы в продкомиссии Илья Ильф использует, описывая события в конторе «Геркулес» в «Золотом теленке».


Хрустальные мечты отца разбились, когда 23-летний Иехиел бросил службу, объявив о вступлении в одесский «Коллектив поэтов». Теперь третий отпрыск звался Илья Ильф, соединив в фамилии псевдонима первые буквы «старого» труднопроизносимого имени.

Забегая наперед, скажем, что оправдал надежды отца четвертый сын: оставив родную фамилию, стал топографом. К радости Арье, искусство не заинтересовало Беньямина. В 1919-ом объявили мобилизацию. Илья Ильф прибыл на сборный пункт с романом Анатоля Франса под мышкой. О военном прошлом писатель рассказал вскользь, но объемно:

«Я знал страх смерти, но молчал, боялся молча и не просил помощи. Я помню себя, лежащим в пшенице. Солнце палило в затылок, голову нельзя было повернуть, чтобы не увидеть того, чего так боишься».

После войны будущий романист вернулся в Одессу, сделал первые шаги в журналистике и стал членом Союза поэтов.

Литература

В 1923 году будущий «отец» блистательного Комбинатора перебрался в Москву: в Одессе литературная жизнь окончательно заглохла. С первой работой помог : став именитым литератором, он устроил коллегу по одесскому поэтическому сообществу в газету «Гудок».


Илью Ильфа взяли правщиком никем не читаемой 4-ой полосы, поручив обработку писем рабкоров. В первые недели работы правщик превратил полосу в самую популярную, наполнив едкими фельетонами на злобу дня. Под рабкоровскими заметками, превращенными в фельетоны, стояли подписи авторов, но, обработанные Ильфом, узнавались мгновенно по афористичности и тонкому сарказму.

Работа в газете свела будущего романиста с , и . Вскоре в «Гудке» появился брат Катаева – Евгений. Он взял творческий псевдоним Петров, не желая привлекать внимания родством. Так в Москве познакомились соавторы, родившиеся в Одессе. Работать вместе начали в 1927 году.


В 1928-ом Ильфа уволили из «Гудка» по сокращению штата. За ним ушел и Петров. Журналистов приютил юмористический еженедельник «Чудак», в котором Илья Ильф вел отдел литературных рецензий. Соавторы делали совместные рецензии на кинокартины и театральные спектакли, ставя общий творческий псевдоним «Дон Бузилио». Еще один псевдоним Ильфа и Петрова – Ф. Толстоевский.

Роман «12 стульев» литераторы начали писать в 1927 году. Отправной точкой стала идея Валентина Катаева, предложившего Ильфу и младшему на 6 лет Петрову поработать на него «литературными рабами». Мэтр подкинул авторам авантюрный сюжет, предложив подумать над развитием событий вокруг «спрятанных в стуле сокровищ».


Илья Ильф с младшим соавтором так увлеклись написанием авантюрной хроники, превратившейся в роман, что отказались отдавать разработку Катаеву. Тот, прочитав написанное, похвалил и предложил отдать в печать. Роман увидел свет в 1928 году и принес авторам славу.

В том же году любители юмористического жанра получили от романистов еще один приятный сюрприз – сатирическую повесть, вышедшую под названием «Светлая личность». В следующем году опубликовали гротескные новеллы, объединенные в цикл «Необыкновенные истории из жизни города Колоколамска» и сборник новелл «1001 день, или Новая Шахерезада».


Фильм по книге Ильи Ильфа "12 стульев"

Произведения Ильфа и Петрова стали бестселлерами советского времени, принеся авторам невероятную славу. Но литературные критики и цензоры не жаловали остросатирические романы, переполненные намеками о неидеальном советском строе. «Пробить» публикацию «Золотого теленка» помог . В центральных газетах появились разгромные статьи, но почитателей таланта одесситов они не интересовали.


Перу Ильи Ильфа и его соратника принадлежат десятки рассказов, фельетонов и очерков. По их комедии поставлена мелодрама «Под куполом цирка», снятая режиссером и вышедшая в 1936 году под названием «Цирк». В главной роли фильма блистала , но Ильф и Петров потребовали убрать их фамилии с титров: сценарий подвергся изменениям, которые авторы не одобрили.

В середине 1930-х Илья Ильф и Евгений Петров – корреспонденты «Правды» – отправились в 4-месячную поездку по США. Плодом совместного творчества стала книга, составленная из разрозненных очерков и названная «Одноэтажная Америка». Она вышла в 1936 году и стала первым совместным сочинением, написанным литераторами порознь. Ильф и Петров из-за болезни Ильи Арнольдовича писали главы, не встречаясь, но за 10 лет совместного труда у них выработался единый стиль.


Илья Ильф подарил читателям замечательные «Записные книжки» – дневник, состоящий из сотен афоризмов, очерков, наблюдений, смешных фраз и горестных размышлений, записанных за 12 лет. «Записные книжки» увидели свет после основательного сокращения и цензуры, но и в сокращенном виде афоризмы Ильфа стали крылатыми.

Интересным фактом биографии одессита является его увлечение фотоделом. Приобретя «Лейку», Илья Ильф сделал тысячи фотографий, среди них уникальные: похороны , храм Христа Спасителя до взрыва и после, Америка (фотографиями Ильфа иллюстрирована книга), знаменитые современники – писатели Михаил Булгаков, Юрий Олеша, Иосиф Уткин, .

Личная жизнь

С будущей супругой Машей – Марией Тарасенко – писатель встретился в родной Одессе. Маша была ученицей школы живописи, в которой преподавал брат Ильфа. Юная художница влюбилась в учителя, но после знакомства с Ильей сдалась под напором его знаков внимания и волны обожания.


После отъезда Ильи Ильфа в Москву пара 2 года переписывалась – сохранились сотни трогательных, пронизанных нежностью писем. В один из приездов Марии в столицу они поженились. Вскоре получили скромное жилье – комнату в доме Сретенского переулка, рядом с комнатой Юрия Олеши и его жены. В 1935 году у пары родилась дочь Сашенька, Александра Ильинична Ильф.

Материальное благополучие и квартира со старинной мебелью, домработницей и няней появились у супругов после выхода «Двенадцати стульев». Долгому семейному счастью помешала болезнь Ильи Ильфа. Он был удивительно нежным отцом, но не мог даже лишний раз обнять дочь, боясь заразить туберкулезом. Его не стало, когда Александре было 2 года.

Смерть

После поездки по Америке в открытой машине у Ильи Ильфа обострилась болезнь: туберкулез, диагностированный в 1920-х, открылся и перешел в острую форму. Боль в груди романист почувствовал в Новом Орлеане. Закашлявшись, увидел кровь на платке.

После возвращения из Америки Илья Ильф прожил еще 2 года. Но жить в столице не мог – задыхался. Поселился на даче в Красково, где писал главы «Одноэтажной Москвы», гулял по сосновому лесу.


Когда весной 1937 года на Новодевичьем кладбище хоронили 39-летнего Илью Ильфа, его верный друг и соавтор произнес, что это и его похороны. Друга Петров пережил на 5 лет, погибнув при странных обстоятельствах.

В 1948 году появилось постановление Секретариата Союза писателей, в котором романы Ильфа и Петрова назвали клеветой. Прошло 12 лет, пока «12 стульев» позволили переиздать. Исследователи творчества Ильфа и Петрова предполагают, что судьба писателей, проживи они дольше, могла оказаться трагичной.

Библиография

  • 1928 - «Двенадцать стульев»
  • 1928 - «Необыкновенные истории из жизни города Колоколамска»
  • 1928 - «Светлая личность»
  • 1929 - «1001 день, или Новая Шахерезада»
  • 1931 - «Золотой телёнок»
  • 1936 - «Однажды летом»
  • 1937 - «Одноэтажная Америка»

Цитаты

Надо показать ему какую-нибудь бумагу, иначе он не поверит, что вы существуете.
Открылся новый магазин. Колбаса для малокровных, паштеты для неврастеников. Психопаты, покупайте продукты питания только здесь!
Жить на такой планете - только терять время.
Иванов решил нанести визит королю. Узнав об этом, король отрекся от престола.
Почему я должен уважать бабушку? Она меня даже не родила.
Конкурс лгунов. Первый приз получил человек, говоривший правду.
Решено было не допустить ни одной ошибки. Держали двадцать корректур, и все равно на титульном листе было напечатано: «Британская энциклопудия».
Бог правду видит, да не скоро скажет. Что за волокита?

Илья Арнольдович Ильф - советский журналист и писатель, сценарист, драматург, фотограф. Больше всего известен благодаря свои книгам с Евгением Петровым. Сегодня для многих «Ильф и Петров» являются звеном, которое невозможно разорвать. Фамилии писателей воспринимаются, как одно целое. Тем не менее попробуем разобраться, кто такой Илья Ильф, чем он жил и чем известен.

Биография

Родился Илья Ильф 3 октября 1897 года. Тогда его звали Иехиел-Лейб Арьевич Файнзильберг. Его отец был банковским служащим - работал бухгалтером в отделении Сибирского банка в Одессе. В семье было четыре сына. Иехиел-Лейб был третьим. Родина Ильи Ильфа - Одесса.

Учился в технической школе. Потом работал в чертежном бюро, на военном заводе, на телефонной станции. Попробовал себя и в роли бухгалтера. После революции стал журналистом, потом вырос до редактора юмористических журналов. Состоял в Союзе поэтов Одессы. Соединив первые и последние буквы трудновыговариваемого имени, стал писателем Ильей Ильфом, тем самым разрушив мечты отца о военной карьере сына.

После переезда в Москву работает в газете «Гудок» (издательский орган железнодорожников). Попал туда благодаря знакомому с Одессы Валентину Катаеву. Илья Ильф писал фельетоны и другие юмористические и сатирические материалы. Там он познакомился с писателями Исааком Бабелем, Юрием Олешей, Михаилом Булгаковым и братом Валентина Катаева - Евгением, который взял псевдоним Евгений Петров.

Совместная работа с Петровым

В 1927 году с Евгением Петровым впервые совместно поработали над романом «Двенадцать стульев». Сюжет для хроники предложил Валентин Катаев, но авторы так увлеклись его разработкой, что в итоге получили полноценный авантюрный роман, который Катаев порекомендовал опубликовать.

На следующий год Ильфа уволили из газеты в результате сокращения. За ним ушел и Петров. Оба стали сотрудниками нового журнала «Чудак» - делали совместные рецензии на фильмы и спектакли под псевдонимом «Дон Бузилио».

В дальнейшем результатом творческой дружбы писателей стало огромное количество совместно написанных рассказов, очерков, новелл, киносценариев и, конечно, романов. Их успех в Советском Союзе был невероятен, но тем не менее писатели не пользовались одобрением критиков.

После «Чудака» активно писали фельетоны и для других изданий: «Правда», «Крокодил», «Литературная газета».

Смерть

В середине 1930-х годов корреспонденты газеты «Правда» Евгений Петров и Илья Ильф отправились в поездку по США, результатом которой стала серия очерков «Одноэтажная Америка».

Во время путешествия у Ильфа открылся туберкулез, который диагностировали еще десять лет назад. Поэтому над «Одноэтажной Америкой» писатели работали порознь. Тем не менее выработанный за 10 лет работы единый стиль помог сделать серию единых очерков об американской жизни.

В начале 1930-х годов Ильф всерьез увлекся фотографией. Фотографировал он на «Лейку». Писателем были сделаны тысячи фотографий. Среди них множество уникальных - фотографии храма Христа Спасителя до взрыва и после, похороны Маяковского, фотографии знаменитых современников - Михаила Булгакова, Бориса Пастернака, Юрия Олеши. Его фотографиями иллюстрирована книга «Одноэтажная Америка».

После смерти Ильи Ильфа фото нашла его дочь Александра. Она собрала их вместе, подготовила к публикации. Так на свет появилась книга «Илья Ильф - фотограф».

«Записные книжки»

О том, что происходило с ним в жизни, Илья Ильф писал с 1925 года и до самой смерти. Это были дневники из поездок, какие-то удачные фразы, наброски будущих работ. Постепенно они переросли в полноценное произведение-исповедь. В книгу вошли зарисовки в стиле стихотворений в прозе, пародии, критические отзывы. В СССР удалось издать книгу только со значительными сокращениями. Но высказывания литератора все равно стали крылатыми фразами и быстро разлетелись по стране.

Афоризмы

Многие цитаты Ильи Ильфа стали крылатыми выражениями. И вот некоторые из них:

  • «Вино требует времени и умения разговаривать. Поэтому американцы пьют виски».
  • «Есть вещи, которые нельзя изменить. Сапоги можно снять, но нельзя научить человека смеяться по-русски».
  • «Как приятно быть деловым, когда нет никаких дел».
  • «Напился так, что уже мог творить различные мелкие чудеса».
  • «В фантастических романах главным было радио. При нем ожидалось счастье человечества. Вот радио есть, а счастья нет».
  • «По линии наименьшего сопротивления все благополучно».
  • «Еще ни один пешеход не задавил автомобиля, однако недовольны почему-то автомобилисты».
  • «Всегда есть человек, который изо всех сил хочет высказаться последним».
  • «Все талантливые люди пишут разно, все бездарные люди пишут одинаково и одним почерком».
  • «Конкурс лгунов. Главный приз получил человек, говоривший правду».

Семья

Говоря о семье Ильи Ильфа в первую очередь стоит сказать о его братьях. Старшие, как и Илья, ударились в творчество, разочаровав отца. Сандро Фазини - известный французский художник-кубист, фотограф. Михаил Файнзильберг - советский художник-график и фотограф. Младший брат Беньямин оправдал ожидания отца и стал инженером-топографом.

Со своей супругой Марией Тарасенко писатель познакомился в Одессе. Маша училась в школе живописи, в которой преподавал брат Ильи. В брата художница и влюбилась, но вскоре сдалась под напором Ильи Ильфа и его знаков внимания. Ильф уехал в Москву - пара переписывалась два года. В один из приездов Марии они поженились, получили комнату в Сретенском переулке. Соседями были Юрий Олеша и его жена. Материальное благополучие и большая квартира с домработницей появилась после выхода «Двенадцати стульев». В 1935 году родилась дочь Сашенька. Илья Арнольдович души в ней не чаял, но не мог даже обнять - боялся заразить дочь туберкулезом.

Произведения Ильфа и Петрова

Невозможно говорить об Илье Ильфе, не рассматривая его произведения с Петровым. Совместно писатели создали огромное количество рассказов, новелл, очерков, сценариев, но главными хитами стали их авантюрные романы о приключениях великого комбинатора Остапа Бендера - «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок», а также путевые очерки сборника «Одноэтажная Америка». Рассмотрим эти произведения подробнее.

«Двенадцать стульев»

Роман "Двенадцать стульев" Ильи Ильфа и Евгения Петрова стал их первой работой. Написан он был по идее Валентина Катаева, старшего брата Петрова, которую писатели развили в полноценный авантюрный роман.

Сюжет основан на поисках бриллиантов, которые спрятаны в одном из стульев мадам Петуховой. Несмотря на авантюрность сюжета, многие критики утверждали, что в романе дается глобальный образ текущей эпохи. Именно этот роман подарил нам ставшего легендарным Остапа Бендера, а также Кису Воробьянинова.

Общество и критика встретили роман сдержанно. В 1948 году вместе с «Золотым теленком» роман был запрещен к печати.

«Золотой теленок»

Роман Евгения Петрова и Ильи Ильфа "Золотой теленок" написан в жанре плутовского романа с элементами социальной сатиры. Рассказывает о жизни комбинатора Бендера на фоне 1930-х годов - о том, что произошло с ним после событий, описанных в «Двенадцати стульях». Был опубликован в журнале «30 дней».

Реакция все также была неоднозначной. Основная полемика развернулась вокруг Остапа Бендера. Кто-то говорил, что он слишком обаятелен для главного героя, кто-то увидел в нем карикатуру на русского интеллигента.

С мая 1931 года публиковался в парижском издании журнала «Сатирикон». Первая полноценная книга вышла в 1932 году в США. На русском языке впервые появилось в 1933 году.

Остап Бендер, представляясь сыном лейтенант Шмидта, пытается выудить деньги у председателя исполкома города Арбатова. Там он знакомится с местным «комбинатором» Шурой Балагановым, смелым, но недалеким молодым человеком, и евреем Паниковским, жуликом и плутом, талантливо находящим себе приключения. Вместе они отправляются в Черноморск, чтобы ограбить настоящего советского миллионера - бухгалтера Александра Ивановича Корейко. Добраться до Черноморска им помогает первый таксист в Арбатове - честнейший Адам Козлевич, влюбленный в свою машину «Антилопу Гну», который волей случая становится членом их пестрой компании.

«Одноэтажная Америка»

Книга представляет собой путевой очерк о поездке Ильфа и Петрова по Соединенным штатам Америки, куда они отправились в 1935 году как корреспонденты газеты «Правда». В Америке они прожили три с половиной месяца.

Некоторые очерки были написаны еще во время путешествия и опубликованы в «Правде» с незначительными сокращениями. Первые заметки были опубликованы в 1936 году в журнале «Огонек». Сопровождали текст американские фотографии Ильи Ильфа. Вся книга была написана за лето 1936 года. Была опубликована в журнале «Знамя», вышла в «Роман-газете» и «Советском писателе».

Читатели следили за приключениями авторов и супружеской американской пары Адамс, которые сопровождали русских от Атлантики до Тихого океана и обратно. Книга подробно раскрывает быт американцев в тридцатые годы. На ее страницах читатели знакомятся с американскими знаменитостями - Генри Фордом, Джозефом Стеффенсом, Эрнестом Хемингуэем и другими. Ильф и Петров описывают все города, встречающиеся на их пути, в том числе столицу США Вашингтон и такие крупные города, как Нью-Йорк, Сан-Франциско, Чикаго, Лос-Анджелес и другие. Особенно интересно описание голливудского кинопроизводства. Авторы рассказывают о жизни коренных индейцев, мексиканцев, встречаются с русскими эмигрантами. Книга может считаться энциклопедией американского быта для русского человека. Из нее можно узнать о национальных видах спорта (родео, коррида, реслинг, американский футбол), достопримечательностях США, достижениях американских ученых (электрическая лампочка, фонограф, конвейер). Одно из достоинств книг - восхитительные пейзажи Америки: прерии, горы, пустыни, национальные парки.

Описанная картина быта США очень объективна. В книге нет никакой идеологии, но критикуется стандартизация жизни, интеллектуальная пассивность, доверчивость. Зато Ильф и Петров хвалят американский сервис, дороги, умение работать и четко организовывать как быт, так и производство.

Экранизации

Книги Ильфа и Петрова были настолько популярны, что кинематограф не обошел их стороной. По мотивам их произведений снято большое количество кинолент. Фильмы по книгам Ильи Ильфа и Евгения Петрова пользуются большой популярностью. Мировые кинематографисты обращаются к сюжетам сатириков до сих пор!

"Двенадцать стульев" Ильи Ильфа и Евгения Петрова - историю похождений Остапа Бендера - экранизировали более 20 раз. Зарубежные кинематографисты адаптировали роман под местные реалии, меняли имена героев и сюжет. Немцы сняли «13 стульев», в Италии вышли фильмы «Не в стульях счастье», «Один из тринадцати», в Англии - «Пожалуйста, сидите», а в Швеции вышли «Семь черных бюстгальтеров». В 1971 году вышел двухсерийный фильм Леонида Гайдая, который имел оглушительный успех. В 1976 году Остапа Бендера сыграл Андрей Миронов. Фильм Марка Захарова состоял из большого количества музыкальных сцен, которые стали очень популярны в народе.

Вторую часть, «Золотого теленка», экранизировали только у нас. Первым взялся за роман режиссер В 1958 году вышел короткометражный фильм «Васисуалий Лоханкин», в котором была показана только одна сцена романа. Самой популярной стала экранизация Михаила Швейцера. В главной роли снялся Сергей Юрский, вместе с ним на площадке работали Леонид Куравлев, Зиновий Гердт, Евгений Евстигнеев. В 1993 году Игорь Толстунов адаптировал роман под современные реалии и снял фильм «Мечты идиота». Бендер стал немолодым лысым мачо, Шура Балаганов - гопником, Паниковский - мелким интеллигентом. Совсем недавно вышел сериал «Золотой теленок», где сыграли Олег Меньшиков, Михаил Ефремов, Федор Добронравов.

Илья Арнольдович Ильф (настоящее имя - Иехиел-Лейб Арьевич Файнзильберг). Родился 3 (15) октября 1897 года в Одессе - умер 13 апреля 1937 года в Москве. Русский советский писатель и журналист, сценарист. Соавтор Евгения Петрова.

Илья (Иехиел-Лейб) Файнзильберг родился 3 (15 по новому стилю) октября 1897 годa в Одессе.

Отец - Арье Беньяминович Файнзильберг (1863-1933), банковский служащий.

Мать - Миндль Ароновна (урожденная Котлова) (1868-1922).

Родители были родом из местечка Богуслав Киевской губернии. Семья переехала в Одессу между 1893 и 1895 годами.

Илья был третьим из четырёх сыновей в семье.

Старшие братья - французский художник-кубист и фотограф Сандро Фазини, также известный как Александр Фазини (настоящее имя - Срул Арьевич Файнзильберг, позднее - Саул Арнольдович Файнзильбер; 23 декабря 1892, Киев - 1942, концлагерь Освенцим, депортирован 22 июля 1942 из Парижа с женой); советский художник-график и фотограф Михаил (Мойше-Арн) Арьевич Файнзильберг, пользовавшийся псевдонимами МАФ и Ми-фа (30 декабря 1895, Одесса - 1942, Ташкент).

Младший брат - Беньямин Арьевич Файнзильберг (10 января 1905, Одесса - 1988, Москва) - инженер-топограф.

В 1913 окончил техническую школу, после чего работал в чертёжном бюро, на телефонной станции, на военном заводе. После революции был бухгалтером, журналистом, а затем редактором в юмористических журналах. Был членом Одесского союза поэтов. В 1923 приехал в Москву, стал сотрудником газеты «Гудок». Ильф писал материалы юмористического и сатирического характера - в основном фельетоны.

Псевдоним «Ильф» может являться сокращением от его имени Илья Файнзильберг, но более вероятно аббревиатурой его еврейского имени в соответствии с еврейской традицией именных аббревиатур.

В 1927 с совместной работы над романом «Двенадцать стульев» началось творческое содружество Ильи Ильфа и Евгения Петрова (который также работал в газете «Гудок»). В 1928 году Илья Ильф был уволен из газеты из-за сокращения штата сатирического отдела, вслед за ним ушёл Евгений Петров. Вскоре они стали сотрудниками нового еженедельного журнала «Чудак».


роман «Двенадцать стульев» (1928);
роман «Золотой телёнок» (1931);
новеллы «Необыкновенные истории из жизни города Колоколамска» (1928);
фантастическая повесть «Светлая личность» (экранизирована);
новеллы «1001 день, или Новая Шахерезада» (1929);
документальная повесть «Одноэтажная Америка» (1937).

В 1932 - 1937 годах Ильф и Петров писали фельетоны для газет «Правда», «Литературная газета» и журнала «Крокодил».

В 1930-е годы Илья Ильф увлекался фотографией. Фотографии Ильи Арнольдовича через много лет после его смерти случайно нашла дочь Александра Ильинична Ильф. Она подготовила к публикации книгу «Илья Ильф – фотограф». Фотоальбом. Около 200 фотографий, сделанных Ильфом и его современниками. Статьи А.И. Ильф, А.В. Логинова и Л.М. Яновской на русском и английском языках. - Москва, 2002.