Идея раскольникова и ее крушение. Причины преступления раскольникова Теория Раскольникова в романе "Преступление и наказание" Ф. М. Достоевского. Суть теории Раскольникова, цитаты

Теоретическая основа идеи Раскольникова

Фёдор Михайлович Достоевский неслучайно уделяет описанию теории Раскольникова в романе «Преступление и наказание» такое большое внимание. Она не плод фантазии великого писателя. Среди современников Достоевского было много молодых образованных людей, увлекающихся идеями Ницше. Именно его учение порождало подобные убеждения, популярные среди молодёжи, пытающейся найти выход из унизительного нищенского положения. Произведение талантливого писателя поднимало актуальные проблемы современного общества. Преступность, пьянство, проституция – пороки, порождённые социальным неравенством, захлестнули Россию. Пытаясь уйти от страшной реальности, люди увлекались идей индивидуализма, забывали о вечных нравственных ценностях и заповедях христианской религии.

Зарождение идеи

Главный герой романа Ф. М. Достоевского, обладая незаурядными способностями, мечтая о великом будущем, вынужден терпеть нужду и унижение. Это пагубно повлияло на психологическое состояние героя. Он оставляет учёбу в университете, запирается в своей душной каморке и обдумывает план страшного преступления. Случайно подслушанный разговор кажется Раскольникову странным предзнаменованием. Отдельные мысли и фразы повторяли тезисы статьи «О преступлении», написанной им для газеты. Увлечённый идеей молодой человек решается воплотить теорию в жизнь.

Право сильной личности на преступление

Что же представляла собой знаменитая теория Раскольникова? Люди, по мнению студента, от рождения подразделяются на две категории. Одни относятся к высшему классу избранных «имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово». Им предначертана необычная судьба. Они делают великие открытия, вершат историю, двигают прогресс. Человек, подобный Наполеону, может ради высшей цели совершать преступления, подвергать других смертельной опасности, переступать через кровь. Их не пугают законы. Для них не существует нравственных принципов. Такие особи рода человеческого могут не думать о последствиях своего поведения и стремятся к достижению своей цели несмотря ни на что. Они «право имеющие». Остальная масса людей – материал, «служащий единственно для зарождения себе подобных».

Проверка теории жизнью

Обладая непомерной гордостью, Раскольников причислял себя к избранным. Убийство жадной старухи, совершённое молодым человеком – проверка теории на себе. «Избранный» легко переступает через кровь, чтобы потом облагодетельствовать всё человечество. Чувства сожаления, угрызения совести неведомы такому человеку. Так считает главный герой романа. Жизнь расставляет всё по своим местам. Родион Раскольников, совершив страшное преступление, оказывается в мучительной изоляции. Он, переступивший нравственную черту, несчастен, отлучён от общения с родными людьми, обречён на одиночество. «Я не старуху убил, я себя убил», – восклицает Раскольников. Убийство ставит доброго и благородного по натуре юношу в один ряд с такими порочными личностями, как Свидригайлов и Лужин. Ведь они тоже игнорировали нравственные законы, жили, думая только о собственном благополучии. «Мы одного поля ягоды», – говорит герою Свидригайлов. Переживания главного героя являются самым страшным наказанием и доказательством его заблуждений. Лишь раскаявшись в содеянном и обратившись к богу, Раскольников собирает свою «расколотую» душу, обретает покой и счастье. Преданность и любовь Сони Мармеладовой заставляют забыть о своих заблуждениях и возродиться для новой жизни.

Уроки гениального романа

Страшные последствия

Бесчеловечная теория Раскольникова, основанная на идее эгоизма и индивидуализма, антигуманна. Никому не дано распоряжаться жизнями других людей. Совершая подобные поступки, человек нарушает законы нравственности, заповеди христианства. «Не убий», – говорится в библии. Неслучайно умный Порфирий Петрович, пытаясь разобраться в умозаключениях Родиона Раскольникова, интересуется, каким образом можно отличить необычного человека. Ведь если каждый возомнит себя особенным и начнёт нарушать закон, начнётся хаос! У автора теории нет вразумительного ответа на этот вопрос.

Кто виноват

Кто же виноват в том, что умные, добрые, благородные люди увлекались подобными идеями, калечили свою жизнь, губили душу. Достоевский своим романом пытается дать ответ на этот вопрос. Социальное неравенство, нищенское положение большей части трудового народа, «униженных и оскорблённых» толкало людей на этот преступный и безнравственный путь.

Добро – основа жизни

В романе «Преступление и наказание» теория Раскольникова терпит крах. Это помогает понять, что человек не «тварь дрожащая», а личность, имеющая право на жизнь. «На чужом несчастье счастья не построишь», – гласит народная мудрость. Отношения между людьми должны основываться на доброте, милосердии и вере в бога убеждает нас роман великого писателя.

Описание теории главного героя романа и доказательство её несостоятельности пригодится 10 классам при написании сочинения «Теория Раскольникова в романе «Преступление и наказание»».

Тест по произведению

Урок-практикум. Помогает понять сложность и противоречивость образа Родиона Раскольникова, мотивы его преступления. Урок представляет собой исследование авторского текста, является результатом вдумчивого чтения и анализа романа. Сопровождается презентацией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы в 10 классе

по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

Тема урока «Мотивы преступления Родиона Раскольникова»

Цели урока:

  1. Обучающие –
  1. познакомить учащихся с героем романа Родионом Раскольниковым Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»;
  2. помочь им понять состояние героя накануне преступления, проанализировать мотивы преступления Родиона Раскольникова;
  3. подготовить учащихся к пониманию причин совершенного героем убийства.
  1. Развивающие –
  1. формировать умения и навыки аналитического и рефлексивного характера;
  2. формировать умения в монологической форме выражать свою точку зрения, решать проблемную ситуацию;
  3. развивать умения видеть особенности художественной манеры Достоевского.
  1. Воспитательные –
  1. воспитывать любовь к русской классической литературе и художественному слову; умения сострадать, сочувствовать, сопереживать.

Тип урока: Урок формирования новых знаний.

Вид урока : проблемно- эвристическая беседа.

Основные приемы: анализ художественного текста «вслед за автором».

Оборудование: презентация урока, текст романа «Преступление и наказание»; фрагмет из кинофильма Л.Кулиджанова по роману Ф.М. Достоевского.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Объявление темы урока. Целеполагание. (Слайд №1)

На предыдущем уроке мы говорили о том, что роман «Преступление и наказание» - роман – исследование души человеческой, поиск человека в человеке. Перед своими читателями Достоевский ставит три вопроса исследовательского характера

(Слайд №2) :

Почему убил? Почему признался? Почему воскрес?

Как родилось преступление? Что заставило Раскольникова взять в руки топор? На эти вопросы мы попытаемся дать ответы.

III. Слово учителя. Работа по тексту. Чтение и проблемный анализ опорных глав романа (часть I, гл. 1-6).

(Слайд №3 )

В черновиках к «Преступлению и наказанию» Достоевский писал: «...уничтожить неопределенность, то есть объяснить убийство». Удалось ли ему это?

В первых шести главах романа мы видим лишь те события, что непосредственно предшествовали преступлению и подвели героя к роковой черте.

Давайте назовем эти события.

Учащиеся называют эпизоды романа, предшествующие убийству.

Выстраивается схема: Слайд №4

Гл.6 Разговор студента и офицера

Гл 5.Сон на Васильевском

Гл 4 Сцена на бульваре

Гл 3 Письмо матери

Гл 2. Встреча с С.Мармеладовым

Гл 1. Петербург. Проба.

Главным из них является, безусловно, письмо матери, в котором она рассказывает о своем бедственном положении, об унижении Дуни в семье Свидригайловых, наконец, о Лужине и Дуне. (Вспомним слова Раскольникова: «Сонечка! Вечная Сонечка!...»)

Но на «пробу» Раскольников отправился до получения письма. И драму семьи он воспринимает не только как драму частную, только его касающуюся.

Значит, мотивы преступления надо искать уже в первой главе.

Вопросы, рассуждения:

  1. Назовите ключевое слово первой главы, характеризующее мир, в котором живет герой, слово, объясняющее причину конфликта его с окружающим миром, слово, определяющее внутреннее состояние героя, наконец, его мечту, которая зародилась в углу, в каморке, похожей на шкаф?
  2. Таким словом будет слово «БЕЗОБРАЗНЫЙ» (синонимы: отвратительный, уродливый, ужасный)
  3. Как доказать это? Учащиеся работают с текстом 1, 2 главы, приводят цитатный материал, подтверждающий, что Петербург – ЗЛОЙ город.
  4. Безобразен Петербург (уличные сцены, пейзаж Петербурга, дома-колодцы, мертвый город, контраст «Город бедный, город пышный», интерьеры, лестницы, цветовая гамма Петербурга – желтый, желчный, злой)
  5. Безобразны люди (уличные сцены, толпа, пьяные, «входящие и выходящие так и шмыгали …»)
  6. Безобразна старуха – процентщица (портретная характеристика)

Приходим к промежуточному выводу:

Все это безобразие отталкивает от себя умного, красивого, гордого Раскольникова (портрет) и объясняет социальные мотивы преступления.

  1. Обращает внимание на себя характеристика психологического состояния героя: «углубился в себя», «задавлен бедностью», «уединился в себя», «злая, желчная улыбка змеилась по его лицу» и др.
  2. Все это вызывает в душе Раскольникова безобразные чувства («злобное презрение», «чувство глубочайшего омерзения») – психологические и нравственные мотивы преступления.

Просмотр фрагмента кинофильма Л.Кулиджанова (начало фильма, 5 минут)

  1. Какое слово постоянно повторяет герой?
  2. Думаю…
  3. Что рождается из этих чувств?
  4. Рождаются мысли, думы, которые находят воплощение в «БЕЗОБРАЗНОЙ МЕЧТЕ» (философские мотивы).
  5. Найдите в тексте потверждение. Где автор говорит о «безобразной мечте»? (зачитать)
  6. Два несовместимых слова ставит автор рядом (оксюморон). Два голоса звучат в словах. Рядом добро, красота и отвращение, зло. Это не случайно.

Поставив рядом эти слова, Достоевский говорит о двойственности души главного героя, о его раздвоении. Писатель показывает, как в душе героя идет постоянная борьба между добром и злом, любовью и ненавистью, верой и безверием, красотой и безобразием.

  1. Докажите это. (Учащиеся приводят примеры из 1-6 глав, подтверждающие противоречивость натуры Раскольникова, при этом обращаются к фамилии героя).

ВЫСТРАИВАЕТСЯ СХЕМА:

Отвращение («Неужели я смогу…») Зло (1 больше 100)

БЕЗОБРАЗНАЯ МЕЧТА

Ум, создавший теорию Добро (100 больше 1)

Вопросы к схеме:

  1. О чем мечтает герой?
  2. Какой смысл вкладывает в слово «мечта»?
  3. Что побеждает?
  4. Принимает ли то, что делает? Решителен ли он?

Так какие же мотивы стали определяющими в решении героя пойти на убийство?

Выслушиваем мнения учеников, составляем таблицу, содержащую иллюстративный материал (слайд № 5)

IV . Выводы (делаются учащимися совместно с учителем):

- Мотивы преступления лежат в преступном, безобразном состоянии мира, который вызывает у Раскольникова отвратительные чувства, из этих чувств рождаются мысли, каждая из которых стремится к одному из полюсов, затем в результатеборьбы двух противоположных идей побеждает идея Наполеона, идея власти.

V. Заключительное слово учителя. Рефлексия.

Таким образом, нам удалось с вами выстроить всю цепочку, путь Радиона Раскольникова к преступлению.

Комментарий учителя «Путь от страдания к состраданию лежит через преступление».

(Слайд №6)

СТРАДАНИЕ (неудовлетворенность окружающим миром)

РОЖДЕНИЕ ТЕОРИИ («безобразная мечта»)

ЭКСПЕРИМЕНТ (убийство)

СТРАДАНИЕ (наказание героя)

СО - СТРАДАНИЕ

VII.Домашнее задание: таблица «Мотивы преступления Р.Раскольникова», часть 1, глава 5 (Сон на Васильевском).

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

МОТИВЫ ПРЕСТУПЛЕНИЯ РОДИОНА РАСКОЛЬНИКОВА Цели урока: познакомиться с героем романа; проанализировать мотивы преступления Раскольникова; формировать умения и навыки анализа художественного произведения; наблюдать особенности художественной манеры Ф.М. Достоевского; воспитывать бережное, внимательное отношение к художественному слову.

«Ищу человеческое в человеке» Ф.М. Достоевский Роман-исследование Почему воскрес? Почему убил? Почему признался?

«…уничтожить неопределённость, то есть объяснить убийство» Ф.М. Достоевский (Из черновиков к роману «Преступление и наказание»)

Глава 1. Петербург. Проба. Глава 2. Встреча с Мармеладовым. Глава 3. Письмо матери. Глава 4. Сцена на бульваре. Глава 5. Сон на Васильевском. Глава 6. Разговор студента и офицера Убийство

Социальные «Он был задавлен бедностью» «…углубился в себя и уединился от всех» «…второй день как уж он почти ничего не ел» «Я тогда, как паук, к себе в угол забился» «столько злобного презрения» «И эта же Дунечка за это же кажется замуж идет!..» «Я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил» «Я просто убил; для себя убил, для себя одного» «Тварь ли я дрожащая или право имею…» Причины преступления Нравственные

«Путь от страдания к состраданию лежит через преступление». Страдание (неудовлетворённость окружающим миром) Рождение теории («безобразная мечта») Эксперимент (убийство) Страдание (наказание героя) СО-СТРАДАНИЕ


Роман «Преступление и наказание» занимает особое место в творчестве Ф. М. Достоевского. Это синтез социально-психологического и социально-философского романа, где автор с необычайной скрупулезностью проникает в психологию своих героев, подробно разбирая каждый порыв, каждое устремление персонажей, раскрывая их внутренний мир: передавая нам их мысли, чувства, желания, ощущения.
Главный герой романа - Родион Романович Раскольников, молодой человек, мещанин по происхождению, бросивший учебу в университете, не будучи способным ее оплачивать. Именно на ужасающей бедности, в которой живут все герои романа, с первых страниц акцентирует внимание автор. Раскольников живет в каморке, которая «походила более на шкаф, чем на квартиру» и за которую он тоже не в состоянии платить, что лишает его нормального питания, поскольку изначально студент находился на пансионе у владелицы дома.
Тяжелые условия существования толкают его на убийство с целью ограбления старухи-процентщицы, у которой он, как и многие другие студенты, закладывал ценные вещи. К несчастью для Раскольникова, он убивает и сводную сестру старухи Лизавету как случайного свидетеля, которая, по слухам, была беременна.
Но автор сосредоточивает внимание не на распутывании криминальной интриги, которая имеет место в романе, а на исследовании причин, побудивших его героя к преступлению. Страшная бедность, желание поправить свое положение и предотвратить брак своей сестры с отвратительным Лужиным, то есть недовольство жизнью, - не единственная и не основная причина, толкнувшая Раскольникова на убийство. Незадолго до описываемых событий он опубликовал статью, в которой излагал свои взгляды на общество. Необыкновенный, гордый человек, властитель дум, способный решать судьбы других, - вот идеал Раскольникова. По его теории, общество делится на две категории людей: люди-правители, которым для достижения своей цели позволительно совершить преступление в начале своей карьеры, и все остальное человечество, слабое и покорное.
«Тварь ли я дрожащая или право имею?» - спрашивает Раскольников, желая понять, к какой категории людей, по его собственной градации, он относится.
Преступная теория новоявленного кандидата в Наполеоны наталкивается на реалии жизни, в которой ничего не изменяется в пользу Раскольникова. Он вынужден признать, что относится к категории простых людей, что его градация человечества не соответствует действительности.
На фоне социальной несправедливости, ужасных картин жизни петербургских низов, с которыми Раскольников сталкивается повсеместно, у него начинается глубочайший душевный и мировоззренческий кризис.
Раскольников не в состоянии спокойно пережить свое преступление. Муки совести, возникшие еще до его совершения, оказываются слишком сильны. Моральная боль переходит и в боль физическую. Раскольников находится на грани жизни и смерти во время белой горячки (Sic! К сведению литературоведов!).
Безмерная гордость и эгоизм Раскольникова не позволяют ему долгое время усомниться в правильности своих взглядов, признаться в содеянном, принять помощь близких ему людей, раскрыться. Это усугубляет его кризис, приводит в тупик.
Раскольников пытается найти оправдание своему поступку, ищет «преступивших», как и он сам. Но Соня, к которой он в этих целях апеллирует, не совершала преступления, а, наоборот, став проституткой, принесла себя в жертву ради близких ей людей.
Раскольников начинает изолировать себя от окружающих, пытаясь скрыть свою вину и перебороть самостоятельно муки совести.
Это усиливает его одиночество, причем Достоевский наглядно показывает, что изгнание из человеческой среды может привести к гибели человека. Например, Свидригайлов, у которого, по его словам, «много общего» с Раскольниковым, оставшись один и потеряв последнюю надежду на взаимность Авдотьи Романовны, которую он искренне любит, кончает жизнь самоубийством.
Раскольников не приходит к подобному концу, поскольку он окружен любящими и ценящими его людьми (мать, сестра, Разумихин и, в первую очередь, Соня Мармеладова). «Я себя убил, а не старушонку», - признается Раскольников. Достоевский показывает, что преступление против законов Божьих и человеческих ничем не может быть оправдано и неминуемо влечет за собой наказания, страшнейшими из которых являются муки собственной совести и страх перед законом, перед справедливостью.
Именно внутренняя борьба оказывается для него трагедией. Из душевного и мировоззренческого кризиса выход для него возможен лишь при полном осмыслении собственной ошибки и пересмотра своих жизненных позиций.
Даже на каторге Раскольников не смирялся и отказывался признать свою вину. Но преодоление внутренних барьеров, создающих ошибочные иллюзии, «разрыв собственной замкнутости, начало новой жизни возможно». Так в тексте оригинала. К этому приведет уже существующая любовь - любовь героя.

Нами будет рассмотрена классика отечественной литературы в основе романа Ф. М. Достоевского. Мотивы преступления Раскольникова, его взгляды на современность и основной жизненный путь героя-убийцы.

Достоевский, его роман и современный читатель

Роман "Преступление и наказание" внесён в школьную программу и уже много лет заставляет задумываться над проблемой преступления. Что руководит преступником? Какое влияние на личность, склонную к преступлению, оказывает окружающая среда? Происходит ли внутри человека борьба с самим собой? На многие из всех этих вопросов можно найти ответ в произведении, которое создал Достоевский,

Раскольников - герой, прошедший весь путь внутренних терзаний. Но роман был бы лишён всякого смысла, если бы содержал только то, что творилось в воспалённом мозгу убийцы. Ценность этого уникального литературного шедевра в том, что человек всегда взаимодействует с другими людьми.

Что толкнуло Раскольникова на преступление

Герои романа раскрыты Достоевским с пониманием и глубиной. Мотивы преступления Раскольникова не лежат на поверхности, как кажется с первого чтения. Только внимательное и вдумчивое изучение содержания романа даст полную картину исканий главного героя. Не глупый, образованный молодой человек вынужден влачить нищенское существование. А ведь в нём содержится зерно доброты и человечности. Он видит, что люди, которые гораздо хуже него, богаты. Они живут в роскоши.

Можно ли всё изменить? Почему всё общество разделено на тех, кто имеет на всё право. Эти люди не соблюдают устоев морали, закреплённой в человеческом обществе. Им вынуждены прислуживать те, кто гораздо выше их духовно и нравственно.

В чем главная причина преступления Раскольникова

Убийство - это преступление, страшное преступление перед людьми и Богом. Нужно подробно изучить произведение и разобраться, каковы же мотивы преступления Раскольникова. Убийство совершает, казалось бы, абсолютно безобидный человек. Он не богат, без претензий на что-либо в этой жизни. Его очень тяготит жизненная несправедливость угнетения одних людей другими. Бог создал всех по своему подобию, почему же происходит такое разделение в обществе?

Фантасмагория

Тема Раскольникова присутствует на каждой странице произведения. По-другому быть не может. Это герой главный, который испытывает мучительные переживания, он видит знаковые сны. Эти сны Достоевский специально приводит в романе, чтобы подчеркнуть высшую степень терзаний, не покидающих Раскольникова даже в краткие моменты забытья в объятиях Морфея.

Что увидел он перед убийством? Родиону приснился мальчик, на глазах у которого избивают измождённую лошадь. Животное умирает. Раскольников протестует, возмущается. Но это безмолвный душевный протест. Писатель показывает своему читателю, что герой не безнадёжен, в его душе есть место сочувствию и состраданию.

Мотивы преступления Раскольникова постепенно становятся ясны. Вся жизнь униженных и оскорблённых людей проходит на глазах молодого человека. Все они обречены на медленную смерть. Несчастная семья Родиона - они очень похожи в своей безысходности. Соня торгует собой ради того, чтобы брат и сёстры имели кусок хлеба. Сестра Раскольникова собирается пожертвовать своей жизнью, выйдя замуж за нелюбимого человека. Она не думают о себе, семья бедствует. А что главный герой предпринимает в этой ситуации?

Забитая насмерть лошадь в сновидении провоцирует страшный замысел, зародившийся в воспалённом сознании. Теория об избранности объясняет мотивы преступления Раскольникова, так как он себя именно к таким "избранным" и причисляет. Он пытается доказать, что это на самом деле так. Доказать прежде всего самому себе.Намерения Родиона благие: он желает помочь семье, ему не хочется, чтобы рано или поздно его сестра Дуня повторит судьбу

прояснились, но принесло ли ему желаемое удовлетворение убийство? Старуха-процентщица, по мнению героя, существо жалкое, всех обдирает, как липку. Разве может такая женщина жить на свете. Логика преступника вполне объяснима. Но чем помешала Раскольникову Лизавета? Она в чём провинилась перед убийцей, разве она его притесняла, ссужала деньги? А ведь какой вполне оправданный получился бы главный мотив преступления Раскольникова: восстановить справедливость и помочь своим близким.

Только Достоевский делает важное предупреждение для читателей романа. Одно преступление повлечёт за собой другие. Человек уже перешёл черту дозволенного, не имеет он правалишать жизни другого.

Потерял ли Раскольников человеческий облик

Совершив бесчеловечный поступок, внешне Раскольников не превратился в алчного зверя. Однако вся окружающая действительность меняется для убийцы. Но есть ещё огонёк надежды на спасение. Страдание, мучения, взывание совести героя заставляют его стать одиноким изгоем. Внутренне Родион сломлен. Нужные слова для того, чтобы вернуть душевное равновесие и вселить добро в душу преступника, Достоевский поручает произнести представителю закона следователю Порфирию Петровичу. Он даёт совет Раскольникову, чтобы тот стал чем-то заметным, вроде солнца, высоким и добрым, дарящим свет и теплоту другим людям.

В чем главная причина преступления Раскольникова?В том, чтобы герой пришёл к мысли о настоящей жизни с добром и любовью.

Есть ли у Раскольникова выбор

Достоевский раскрывает историю преступления, которое совершено героем романа. Показывает всей читательской публике, что человек, совершивший противозаконный поступок, не может жить безнаказанно. При этом писатель затрагивает некоторые особенности духовной жизни общества, его моральные и нравственные проблемы. Есть ли у Родиона Раскольникова выбор в создавшейся обстановке или нет, трудно сказать определённо. Но правильным было бы не убивать, не лишать людей жизни, дарованной им Богом.

Роман "Преступление и наказание" является философским и глубоко реалистичным произведением. Всё, описанное в содержании, выглядит правдоподобно. Раскольников встал на путь преступления. Это его выбор. Он считал, что таким образом он сможет помочь не только себе, но и своей семье. Терзается герой, мучается, но не все читатели станут ему сочувствовать. Одна из Божьих заповедей гласит: "Не убий!" И не может быть иначе, ведь жизнь даётся человеку только один раз.

Каков исход пути убийцы

Путь Раскольникова к убийству чрезвычайно сложен. Читатель видит его размышления, его внутренний мир и переживания, как на ладони. Каждое его действие сопровождает возврат к самому себе. Сомнения, вопросы, умение убеждённо доказать, что он на правильном пути. Раскольников не желает крови, но совершенно хладнокровно находится рядом с убитыми им женщинами, пытаясь спрятаться от свидетелей его преступления. Но тут же оправдывает себя, говоря, что старуха стара.

Теория "сверхчеловека" ещё ни разу не помогала героям литературных произведений стать лучше.

Центральным героем романа Ф М. Достоевского "Преступление и наказание" является Родион Раскольников. Именно он совершает в произведении преступление, именно на него обрушивается наказание, что и составило основное содержание романа. Я долго думал над чем, каковы причины совершенного этим героем преступления. И вот мои соображения.

Герой Достоевского отличается огромной восприимчивостью. Блуждая по Петербургу, он видит страшные картины жизни большого города и страдания людей в нем. Он убеждается в том, что люди не могут найти выхода из социального туника. Невыносимо тяжкая жизнь тружеников, обреченных на нищету, унижения, пьянство, проституцию и гибель, потрясает его.

Достоевский передал это с таким горячим, взволнованным сочувствием, что роман стал безжалостным приговором обществу, основанному на социальной несправедливости. Встреча с Мармеладовым, а также с Соней, вынужденной убить свою молодость и продавать себя, чтобы не умерла с голоду ее семья, рождает в душе главного героя стремление к бунту. Раскольников становится своеобразным мстителем за поруганных и обездоленных людей. Горячо воспринятые им людские страдания по-особому раскрываются в символическом сне Раскольникова из V главы романа, где рисуется зверское избиение лошади, вырастающее в картину величайших человеческих мук.

Другой причиной совершенно! и преступления является безысходность собственного положения Раскольникова. Студент юридического факультета, Раскольников настолько "задавлен бедностью", что принужден оставить университет, ибо ему нечем платить за обучение. Это озлобляет героя. Он тянется к знаниям, он ищет приложения своих способностей, хочет радоваться земному, существованию. "Я и сам жить хочу", — говорит он.

Бедность и унижения Раскольникова, естественно, усиливают его протест. Интересно в этом плане сравнение Раскольникова с Германом из "Пиковой дамы" Пушкина. Тот тоже идет на убийство старухи. Но между ними есть существенная разница. Если целью Германа становится получение богатства, то Раскольников менее всего стремится к этому. Примечательно, что он не воспользовался взятыми деньгами и ценностями старухи-процентщицы, хотя тоже намеревался поправить свое бедственное положение.

Также причиной совершенною убийства становятся бедствия близких и родных Раскольникова, людей, живших вне Петербурга. Он получил от матери, Пульхерии Александровны, письмо, из которого узнает об оскорблениях, перенесенных его сестрой Дуней в доме Свидригайлова, и о се решении выйти замуж за Лужина, чтобы этой жертвой спасти от неминуемых несчастий мать и брата. Родион не может принять этой жертвы. Он говорит сестре и матери: "Не хочу я вашей жертвы, Дунечка, не хочу, мамаша! Не бывать тому, пока я жив, не бывать, не бывать!" Но Раскольников в то же время не может помочь ни им, ни себе. И эго снова осложняет конфликт Раскольникова с окружающим его миром.

Но есть еще одна, весьма немаловажная причина, толкнувшая Раскольникова на преступление. Это его теория, философская идея, которая оправдывает преступления вообще. Суть её доносится до читателя сначала в статье героя, затем в его размышлениях и, наконец, в спорах с Порфирием Петровичем.

Что же это за идея? Герой романа убежден, что все люди разделяются на два разряда: на низший (людей обыкновенных), то есть на материал, служащий для зарождения себе подобных, и высший, то есть людей необыкновенных, имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово. "Обыкновенные люди — это те, которые живут в послушании, это "твари дрожащие", которые обязаны быть послушными и достойными презрения. "Необыкновенные" люди — разрушители. Это сильные люди. От имеют право преступить закон, молчаливо принятый большинством, а значит — перешагивать через трупы, через кровь. К этой категории людей относятся Ликург, Солон, Наполеон. Они не останавливаются перед жертвами, насилием и кровью. Мир так устроен, что происходит попрание "тварей дрожащих" Наполеонами. Раскольников не случайно обращается к фигуре Наполеона, поскольку именно Бонапарт не останавливался перед гибелью многих и многих тысяч людей. Он жертвовал множеством жизней, стремясь достигнуть своей цели.

Эту теорию Раскольников и пытается применить по отношению к самому себе, желая выявить свое собственное место в жизни. Отсюда его признание Соне: "Мне надо было узнать тогда... вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу? Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею?". Применив эту теорию к себе, Раскольников намеревается сначала опробовать ее, провести эксперимент, а затем широко воплотить в реальную действительность. Это поможет, по мнению героя, помимо всего, утвердить себя. Об этом он говорит так: "Вот что: я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убивал..."

Наконец, отметим последнюю причину. Раскольников намерен решить еще и проблему нравственную: можно ли, преступив законы враждебного человеку общества, прийти к счастью?

Итак, герой совершил убийство "по теории". И тут начались мучительные страдания Раскольникова. Трагедия его оказалась в том, что он, согласно теории, хочет действовать по принципу "все дозволено", но в сердце его живет огонь жертвенной любви к людям. Теория Раскольникова и его поступок сближает его с негодяем Лужиным и злодеем Свидригайловым, отчего Родион страдает безмерно.

Трагедия Раскольникова усиливается потому, что теория, которая, как он надеялся, выведет его из тупика, завела его в самый беспросветный из всех возможных тупиков. Он чувствует полную отгороженность от мира и людей, не может более находиться с матерью и сестрой, не радуется природе. Родион понимает несостоятельность своей теории "сильного человека".

Окончательное становление героя на путь покаяния и искупления совершается по дороге в контору, где ему предстоит сделать страшное признание. Он все еще терзается сомнениями. Прерывистый внутренний монолог, полный самоупреков, свидетельствует и распаде личности на части, одна из которых совершает поступки, другая их оценивает, третья выносит приговор, четвертая следит за собственными мыслями. Неожиданно Раскольников сталкивается с нищенкой, просящей милостыню. Подавая ей последний пятак, он слышит обычный в таких случаях ответ: "Сохрани тебя Бог!" Но для него этот ответ наполнен глубоким смыслом.

Герой вспоминает совет Сони: "Поди на перекресток, поклонись народу, поцелуй землю, потому что ты и пред ней согрешил, и скажи всему миру вслух: "Я убийца!" И Раскольников идет на Сенную площадь, где встает перед всем миром на колени и совершает очистительный обряд целования земли. Происходит мгновенный переход из душевного состояния раздробленности в состояние внутреннего единства личности. Родион спокойно относится к насмешкам и пересудам толпы, он испытывает чувство наслаждения и счастья. Все, что происходит в эти минуты ясности, происходит "раз навсегда".

Достоевский-психолог раскрыл трагедию Раскольникова, все стороны его душевной драмы, безмерность его страданий. Писатель привел своего героя к покаянию и нравственному очищению. Очень чутко, во многом пророчески понял Достоевский роль идей общественной жизни. Великий русский писатель показал всем, что с идеями нельзя шутить. Они могут быть как благотворными, так и разрушительными для человека и общества в целом.