Художник венецианов картины. Русский живописец Алексей Гаврилович Венецианов. Картины крестьянской жизни

Родился в семье небогатого купца. Первоначальное образование получил в художественном пансионе, а затем переехал в Петербург, где брал уроки у Боровиковского. В 1811 году он получил звание академика, а в 1819 поселился в родной деревне Сафонково Тверской губернии.

Тема крестьянства становится основной в его творчестве. Художник воспевает трудолюбие крестьян, поэзию и красоту их жизни, в этом заметно влияние романтизма на творчество художника, однако очень своеобразно. В основе классицизма лежал трезвый разум, а романтизм более тяготел к чувству. Венецианов с успехом соединял в лучших своих произведениях трезвость мысли и искреннюю взволнованность чувств. Следует сказать, что под влиянием романтизма художник в своих полотнах часто идеализировал крестьянский труд. Важной частью его картин становится пейзаж с его нежными, мягкими красками. В своих идиллических образах Венецианов ищет умиротворенности, душевной цельности и чистоты.

Около 1824 года Венецианов основал в Сафонково за свой счет школу рисования для талантливых детей крестьян, из которых вышло много прекрасных художников. Всего через школу Венецианова прошло свыше 70 молодых живописцев, из них наиюолее способными оказались Н.С.Крылов, А.В.Тыранов, А.А.Алексеев, Е.Ф.Крепдовский, А.Г.Денисов, Л.К.Плахов, С.К.Зарянко, Г.В.Сорока.

В картине царит покой и умиротворенность. Здесь нет бурных движений. Здесь все главное - люди, кони, хлеб, серп, грабли, хомуты. Это поэтическое изображение будничной сцены. Щедрое солнце льется в распил гумна. Усталая баба перематывает онучи. Мужики в глубине возятся с лошадьми. Переговариваются кучкой стоящие бабы. Особенно хорошо выписан центр картины - здесь, в широкой полосе льющегося через боковые ворота света, так ласково тепло, так сладко пахнет нагретым ржаным зерном, что отсюда не хочется уходить.

Картина с первого взгляда покоряет редкостной гармонией. Маленькая комнатка небогатого помещичьего дома залита теплым солнечным светом, который целиком заливает фигуру хозяйки. Она занята домашним хозяйством: раздает крестьянкам лен, указывая что надо делать. Одна женщина держит безмен (весы), чтобы взвесить, сколько было выдано льна. У другой в руке завязанный платок со льном, она внимательно, спокойно выслушивает указание помещицы. Чувствуется, что крестьянки нисколько не робеют перед своей хозяйкой, их отношения теплые, дружественные. От сцены веет мирным покоем летнего дня, уютом, простотой и человечностью отношений, возможных только в маленьком, как у Венецианова, именьице, где хозяева хорошо знают своих немногочисленных крестьян по именам, входят в их заботы. Художник как бы воссоздает тот непритязательный мир, который Пушкин нашел в семье Лариных:

Простая русская семья,
К гостям усердие большое,
Варенье, вечный разговор
Про дождь, про лен, про скотный двор

Высокое серое небо над бесконечной равниной, чахлые кустики у воды, зеленые елочки на фоне пожелтевшей травы. Тишину, покой, бесхитростную прелесть русского пейзажа передал художник в этой трогательной картине. Время здесь, кажется, остановилось. Вместе с уснувшим пастушком тихо дремлет природа, застыла вода, ветер не шевелит травы. В картине использована изумительно нежная гамма розово-голубых, зеленых, золотистых тонов. На ствол березы падает горячая тень от головы мальчика, его темные волосы приобретают золотисто-медную окраску. Розовая даль, нежно-розовая прозрачность щеки, розовые блики на армяке мальчика. Высокое голубое небо, мягкая, нежная зелень травы, листвы…

Перед нами поле и молодая крестьянка, ведущая пару коней, запряженных в борону. Венецианову хотелось рассказать о начале полевых работ, как о радостном, долгожданном событии в крестьянской жизни. Добиваясь настроения праздничности, художник нарядил героиню в розовый сарафан и кокошник. Такая одежда усиливает поэтизированность образа крестьянки. Сарафан напоминает античное платье с высокой талией, а кокошник - диадему. Это впечатление усиливает и легкий «танцующий» шаг женщины. Героиня картины выглядит ожившей статуей богини Флоры, совершающей свое триумфальное шествие по весенней земле. Конечно, образ нарядной крестьянки идеализирован, здесь заметно влияние романтизма.

В этой картине, как и в «Спящем пастушке» все подчинено минуте великого покоя, разлитого в природе. Здесь даже облака, кажется, не плывут, а словно замерли и недвижной грядой замерли над землей. А земля погрузилась в истому последнего знойного дня ранней осени. Неподвижен густой, плотный, напоенный жаром и тончайшей хлебной пылью воздух. Во власти покоя и главная героиня картины - крестьянка, отдыхая, кормит грудью ребенка. Она повернута к нам вполуоборот, спиной, мы не видим ее лица, но зато то, что скрывает лицо, мы видим в фигуре. Чуть согбенная спина, по-крестьянски прямые, чуть угловатые плечи; трогательная, тонкая, открыто-беззащитная шея, бережно обнимающие ребенка руки… В гармонии с природой рядом с кормящей женщиной застыла в неподвижности другая женщина с ребенком, а на поле выпрямилась третья. А дальше поле еще не убранного хлеба, снопы, а еще дальше, до горизонта - золотистые полосы неубранной ржи чередуются с полосами стерни, где хлеб уже сжали. Художник использовал в своей картине естественную цветовую гамму - золотисто-желтые, теплые красные и теплые оливково-золотистые тона, но, конечно, преобладают здесь золотисто-желто-коричневые тона и оттенки.

Крестьянка с сыном, на миг забывшие о жнивье, с упоением любуются нечаянно присевшими на руку жницы пестрокрылыми бабочками, удивленные совершенной красотой этого малого создания природы. Эту картину однажды наблюдал в своем имении сам Венецианов и она так запала в сердце художника, что он немедленно встал за мольберт. Венецианова поразила та душевная красота, непосредственность живого чувства, которая внезапно открылась в этих простых людях от встречи с прекрасным творением природы. Мальчик отличается пытливым умом, сметливостью, эту заинтересованность показал и художник. А вот мать, даже в момент любования бабочками не может спрятать своей усталости от повседневной, изнурительной работы.

Венецианову удалось показать здесь внутренний мир крестьянской девушки. Перед нами - сложившийся характер, более того, личность. В ней подкупает не только обаяние и красота, нравственная чистота, в ней чувствуется душевная готовность к самопожертвованию. Именно из таких характеров в тяжкую для Отечества годину вырастали мужественные женщины-воительницы. В испытующем, напряженном взгляде ее читается незаурядный ум, богатый интеллект. Кто эта девушка, так и не стало известно, где увидел ее художник и знал ли ее? Но образ этот - один из самых прекрасных венециановских образов.

Захарка - сын крепостныых Федула и Анны Степановых. Художник писал мальчика вместе с матерью, когда они летом любовались бабочками. Теперь Захарка уже подросток. У него зоркие, умные глаза, короткий нос, невысокая, ладно подтянутая фигура. Вот он снарядился с деловитой основательностью для серьезного дела - рубки дров в лесу. Захарка, в теплой шапке, больших рукавицах, ладном кожушке, с топором на плече, сосредоточен, внутренне подобран, озабочен. Трогательным контрастом к этой «взрослости» воспринимаются детские пухлые губы, нежность овала лица, хрупкая тонкость шеи. Не себя ли вспоминал Венецианов, глядя на этого мальчишку? Ведь и ему самому выпало на долю трудовое детство, которое в основном было связано с работами на земле. Может быть, поэтому художник как-то по-особенному тепло относился к этому еще не до конца оформившемуся подростку?

Купальщицы - самая первая проба Венецианова в новой для него области живописи - изображении обнаженного тела. Сам сюжет достаточно традиционен - сколько купальщиц к середине 19-го столетия уже знала мировая живопись! Но таких купальщиц в России еще не знали: у прозрачного ручья в тенистой глубине оврага показаны две крестьянки, две простые, русские деревенские женщины! В жаркий день они пришли к ручью, что течет в овраге на окраине родной деревни,чтобы смыть с себя пот, пыль и усталость страдной работы. Сколько в них могучей, величавой стати! Художник не пытается приукрасить их сколько-нибудь, да в этом и нет нужды. Они и так не менее прекрасны, чем героини великих мастеров прошлого, хотя их руки огрубели от тяжелой повседневной работы - рядом с нежной кожей нетронутого загаром тела это особенно заметно. Они прекрасны, несмотря на слишком широкие, развитые непрерывным трудом плечи, несмотря на крупные ступни сильных ног, далеких от академического идеала. Художник предельно откровенен и правдив со зрителем. Смущенная улыбка одной из женщин освещает ее чистым светом целомудрия. Милое лицо со стыдливо отведенными в сторону глазами полно обаяния зрелой женственности. Вторая купальщица сидит к нам спиной. Тонким сочетанием красок Венецианов передает теплоту кожи, холодный воздух оврага, зелень листвы.

Как чаще всего определяется творчество русского художника со звучной фамилией Венецианов? Картины, изображающие жанровые сцены из крестьянской жизни, называют началом отечественного бытового жанра в живописи, того явления, которое в итоге достигнет расцвета в эпоху передвижников.

Но величина художественного дарования Венецианова, масштаб его человеческой личности оказали огромное влияние на развитие русского изобразительного искусства не только в рамках одного жанрового направления. Это становится особенно заметно при внимательном взгляде на его полотна.

«Портрет матери» (1802)

Алексей Гаврилович Венецианов родился в 1780 году в московской купеческой семье, имевшей предками выходцев из Греции. Они получили в России прозвище Венециано, позднее переделанную на русский лад в фамилию. Когда Алексей увлекся рисованием, его занятия не казались чем-то серьезным родителям. Возможно, поэтому он не получил регулярного художественного образования. Считается, что первые знания о технике живописи он получил от «дядьки» - воспитателя, а главный источник художественного образования, которое получил Венецианов, - картины старых мастеров в музеях и творения современных живописцев в салонах и галереях.

Главным жанром в русской живописи того времени был портрет, поэтому и первый известный нам живописный опыт Венецианова относится к этому жанру. матери - Анны Лукиничны, в девичестве Калашниковой.

Заметно, как еще не хватает живописного мастерства двадцатидвухлетнему юноше, как сложно ему даётся передача объема, воздуха и света. Но видно и другое - его способности в передаче разных текстур ткани, достаточная уверенность в рисунке. И главное - ему удалось передать чувства своей модели: некоторое смущение и напряженность матери от непривычной ей роли и своё нежное к ней отношение.

«Автопортрет» (1811)

После 1802 года Венецианов переезжает в Петербург, где пытается сделать себе имя и начать с помощью живописи зарабатывать на жизнь. Вскоре он вынужден поступить на службу мелким чиновником в почтовую канцелярию. Счастливый случай позволил ему познакомиться со знаменитым портретистом В. Л. Боровиковским (1757-1825), который высоко оценил картины Венецианова и стал его наставником и в профессии, и в жизни. Возможно, благодаря его влиянию Венецианов подает прошение в Академию художеств о получении официального звания живописца. Согласно уставу Академии, соискателю необходимо было представить свою работу. С этой целью Венецианов пишет автопортрет.

В этой картине уже виден высокий уровень технического мастерства художника. Это точная и правдивая работа настоящего реалиста, лишенная романтического налета и украшательства. Высоко была оценена и психологическая глубина образа, созданного художником. Здесь и внимательная сосредоточенность на работе, и явственно ощущаемое чувство собственного достоинства.

Венецианов был определен Советом Академии художеств в «назначенные» - один из формальных уровней квалификации художника, который давал возможность получения звания академика после выполнения задания, назначенного Советом. Венецианов становится академиком после написания заданного портрета К. И. Головачевского.

«Гумно» (1821)

Вскоре после получения звания академика живописи Венецианов неожиданно оставляет столицу и службу и поселяется в своем имении Сафонково в Тверской губернии. Здесь он создаёт самые значимые свои произведения, посвященные поэтизации крестьянской жизни.

Перед началом работы над картиной «Гумно» художник приказал своим крепостным разобрать переднюю стену в большом сарае, где хранилось зерно. Он поставил перед собой задачу передать и глубину, подобные тем, которые поразили его в картинах французского живописца Франсуа Гране. Кроме удивительного для того времени изображения уходящего вдаль помещения, впечатляет тщательно выверенная композиция из замерших в разных позах фигур крестьян и животных. Они полны античной значительности и удивительной поэзии.

Картину высоко оценил император Александр I, который купил её у художника, еще и подарив автору перстень с бриллиантом. Это немного облегчило его материальное положение.

«На пашне. Весна» (1820-е)

Многие картины Алексея Гавриловича Венецианова полны тайн и загадок, которые до сих пор неподвластны профессионалам и любителям живописи. Таково небольшое полотно (65 х 51см) с почти боттичеллиевским названием и поэтическим звучанием, соразмерным с величайшими шедеврами Возрождения. Считается, что эта картина - часть цикла, посвященного временам года.

Сцена крестьянского труда предстает как действо, полное сакрального, космического смысла. Фигура молодой женщины, которая вышла на тяжелую работу, надев свои лучшие наряды, ребенок на краю поля, делающий сюжет похожим на икону Богородицы, уходящая в глубине зеркальная фигура ещё одной крестьянки - всё полно загадок. Исполнен значительности и великой простоты пейзаж, на фоне которого происходят эти обыденные и вместе с тем величественные события. Алексей Венецианов, картины которого трудно отнести к определенному жанру, считается одним из основоположников русского поэтического пейзажа.

«Жнецы» (1820-е)

Но главным жанром для Венецианова остается портрет, а основной задачей, которую он решает, - выражение неподдельного интереса и уважения к тем, кого он изображает. Высокое живописное мастерство в сочетании с лаконизмом и изысканностью композиции усиливает впечатление, которое оказывает на зрителя Венецианов. содержания которых может уложиться в несколько фраз, поражают глубиной и многогранностью, даже если их герои - простые крестьяне.

На руку жницы, на минуту остановившейся отдохнуть, присели две бабочки. Из-за плеча на них смотрит мальчик, завороженный их красотой. Художник написал почти обманку - кажется, сейчас легкие крылья вспорхнут и исчезнут в летнем зное. Столь же реальны главные герои - их лица, руки, одежда. Настоящими кажутся и чувства, выражаемые молодой женщиной и ребенком, а главное - ощутимо чувствуется, как ими любуется Венецианов.

«Утро помещицы» (1823)

Роль Венецианова как основоположника жанрового многообразия в русской живописи неоспорима. Одним из первых он попытался обратить внимание на особенную красоту русской природы, проложив пути будущим гениальным пейзажистам - Левитану, Шишкину, Куинджи, Саврасову. В портрете он показал совершенно непривычных главных героев - людей из народа. Но поэтизация бытового жанра была явлением особенно новаторским.

Считается, что героинями своей картины мастер сделал свою жену - Марфу Афанасьевну - и её крепостных девушек. Это объясняет то теплое чувство, которое пронизывает сие полотно. Здесь нет противостояния хозяйки и её подневольных служанок - это больше похоже на семейную сцену, в которой у девушек есть своё достоинство и спокойная красота. Не менее важную роль играет в картине окружение: любовно выписанное наполнение интерьера и - что особенно бросается в глаза - мягкий, но всё заполняющий свет.

«Захарка» (1825)

Крестьянские дети - частые персонажи портретов и жанровых полотен, которые писал Венецианов. Картины «Спящий пастушок», «Вот те и батькин обед», «Пастушок с рожком» изображают детей не бесплотными херувимами с икон и классических полотен - это полноценные герои со своим характером, переживающие сильные эмоции, являющиеся частью гармонии нашего мира. Таков и Захарка - главный герой С названиями и описанием подобных произведений художника становится понятным его призвание педагога, которое оставило свой след в русской живописи.

Он задумался о судьбе талантливых детей, рожденных крепостными, когда увидел, как дворовый мальчик пытается что-то изобразить мелом на доске. Вскоре из этого родилась «школа Венецианова». Кроме обучения навыкам он давал крестьянским детям приют, кормил их и поил, многих пытался выкупить на волю. Среди учеников Венецианова - гениальный Григорий Сорока и около 70 художников, многие из которых окончили столичную Академию художеств. Деятельность школы протекала в условиях противодействия со стороны официальных академиков, которые не удостоили Венецианова звания преподавателя живописи.

«На жатве. Лето» (182?)

Его жизнь нельзя назвать беззаботной, она всегда была наполнена трудами и хлопотами. Трагичен и неожиданен был и ее конец - Алексей Гаврилович погиб в 1847 году, когда лошади, впряженные в его повозку, вдруг испугались и понесли, а он, пытаясь их остановить, выпал на дорогу.

Человек на земле, гармония его взаимоотношений с природой, со всем окружающим миром - главная тема художника Венецианова, главная суть и ценность его наследия, то, за что его имя почитается знатоками и любителями русской живописи. Картина, изображающая жницу на фоне узнаваемого русского пейзажа, при этом обладающего космической значимостью, - одна из вершин творчества великого русского живописца.

Алексей Гаврилович Венецианов (18 февраля 1780, Москва — 16 декабря 1847, село Поддубье Тверской губернии ) — выдающийся русский живописец, мастер жанровых сцен из крестьянской жизни, педагог, основавший так называемую« венециановскую школу живописи» — эффективную систему подготовки живописцев, полностью опровергающую классицистские установки Академии художеств.

Особенности творчества художника. Венецианов сознательно избирает бытовой жанр как основу своей живописи, с его именем связана эмансипация бытовых сцен как равноправного жанра в отечественном искусстве. Художник разработал форму многофигурной жанровой картины, в которой значительную роль играет пейзаж или интерьер. Значителен вклад Венецианова в искусство русского портрета: он создал целую галерею поэтизированных портретов молодых русских крестьянок. Образованные современники называли Венецианова« русским Тенирсом»(имея в виду выдающегося фламандского жанриста Давида Тенирса(младшего) , который тоже писал сцены из крестьянской жизни), но Венецианов не был эпигоном ни Тенирса, ни Шардена , ни кого другого из жанристов. Выбрав свою редкую для русского искусства« нишу», он научил современников видеть в крестьянах — людей, а за неброской красотой среднерусского равнины — усматривать эпическую, бытийную природу пахоты или жатвы.

Известные картины Алексея Венецианова: «Гумно» , «На пашне. Весна », «На жатве. Лето », «Спящий пастушок », «Жнецы », «Пётр Великий. Основание Санкт-Петербурга ».

Звучная фамилия« Венецианов», отсылающая к живописным взлётам ренессансной Венеции, для русского художника выглядит как псевдоним. Причем псевдоним чудовищно претенциозный. Но это только если не знать, что Алексей Гаврилович Венецианов был человеком совестливым и скромным, а по числу бескорыстных добрых дел — и вовсе святым бессребреником. Несоразмерная характеру громкая фамилия — не его изобретение, она досталась в наследство от греческих предков по фамилии Проко, перебравшихся в Россию в первой половине XVIII века и прозванных там« Венециано».

Алексей Венецианов появился на свет 7(18) февраля 1780 года в Москве в семействе небогатых купцов. Анна Лукинична Венецианова в девичестве звалась Калашникова и принадлежала к старому купеческому роду. Её супруг Гаврила Юрьевич приторговывал в розницу сельхозтоварами — цветами и луковицами, ягодами и саженцами, варьеньем и соленьями. А еще — картинами. Нет, никаким, как теперь сказали бы, арт-дилером отец Венецианова не был — настоящие арт-дилеры той поры имели совсем иной масштаб: не считаясь с затратами, они скупали картины на европейских аукционах для российских императорских дворцов. А Гаврила Юрьевич всего лишь продавал картинки« в золотых рамах за стёклами» замоскворецких художников-самоучек.

Народный, низовой интерес к «художеству» был новым явлением в русском обществе. Он развивался как бы в пику Академии художеств, где еще полвека назад воспитанникам, чтобы не испортить глаз, не разрешалось не то что рисовать крестьян — даже глядеть на них. Теперь крепостные сами взялись за краски. Известно, что с юным Алексеем Венециановым живописью занимался его« дядька»(так тогда назывался гибрид камердинера и гувернера) Прохорыч.

Русская живопись времени взросления Венецианова почти не знала пейзажа, натюрморта и жанра. Главным был портрет. Именно в портретах пробует себя и Венецианов. Написав весьма правдоподобный портрет собственной матушки , он решил попытать счастья в столице и в 1802 году, простившись с родителями, уехал в Петербург.

Нужно было зарабатывать на жизнь. Венецианов дал объявление в газеты: молодой художник напишет ваш портрет в технике пастели. Но откликов не последовало. Конкуренция в этой области в столице, наводненной иностранными художниками и жадными до заказов выкормышами Академии, была чрезвычайно велика. Не имея протекции и образования, Венецианов вынужден был сдаться. Он поступил чертежником в почтовую канцелярию.

Так прошло несколько лет. Писать картины Венецианов продолжал по выходным и вечерам, чувствуя, что ему не хватает не только рекомендаций, но и опыта. Тут вмешался счастливый случай. Директор канцелярии представил начинающего художника признанному Боровиковскому , который поселил Венецианова у себя в доме и взялся за него всерьез: обучал, достал разрешение на копирование в Эрмитаже, знакомил с нужными людьми.

Постепенно пошли заказы, жизнь налаживалась, но в Венецианове проснулось желание исправлять нравы и бичевать пороки. В 1807 году он начинает выпускать« Журнал карикатур». Издание пользовалось популярностью. Однако к 1809 году, когда у него уже будет внушительное число подписчиков, Венецианов узнал, что такое цензура и что чиновник в России — фигура неприкосновенная. В свежем номере« Журнала карикатур» был помещен карикатурный оттиск, на котором отвратительный, заплывший жиром дворянин презрительно смотрит на просителей — израненного солдата и голодную вдову. Сразу два министерства, внутренних дел и просвещения, усмотрели в карикатуре угрозу государству. По личному распоряжению Александра I журнал был закрыт, а Венецианову порекомендовали опять обратиться к стезе чертежника.

На почту он не вернулся. Устроился землемером в Лесной департамент. И стал вынашивать амбициозный для человека без специального образования план: получить официальное звание художника. В принципе, устав Академии такое допускал. Для этого нужно было предоставить свою работу на конкурс. В 1811 году Венецианов написал для этой цели« Автопортрет ». Поступок странный, чтоб не сказать дерзкий. Да кто ты таков будешь, чтобы совет академиков интересовала твоя малоприметная физиономия? И все же удача Венецианову опять улыбнулась. В Академии оценили взвешенную композицию и продуманный колорит, а более всего — раскрытие характера.

Скромность, честность, сдержанность, близорукий взгляд из-за очков — таким знаем Венецианова и мы. Он выполнил следующее задание — написать портрет инспектора Академии Головачевского — и получил искомое звание.

В 1815 году Венецианов неожиданно для всех знакомых женился — у 35-летнего живописца успела сложиться репутация убеждённого холостяка. Марфа Афанасьевна Азарьева, которой он не на шутку увлёкся, была дочкой небогатых дворян. После венчания молодожены уехали гостить к её родителям в Тверскую губернию. Венецианов, знавший до этого только городские виды двух столиц, был очарован непроходимыми древними лесами, их гулкой и влажной прохладой, прозрачностью лесных озёр. Крестьянский быт ему, городскому жителю, рисовался полным неизъяснимой привлекательности. Он самозабвенно вникает в помещичьи дела, узнает, например, как наладить полив или что такое« четырёхпольная пахота» и признается себе, что хотел бы остаться здесь навсегда.

Вскоре художник купил имение Сафонково. Именно там Венецианов написал знаменитые картины« Гумно » и «На пашне », откровенно поэтизирующие то, что до него считалось не достойным изображения. Строгую болезненную Марфу Афанасьевну супруг напишет в русском костюме . В это же время определится его главная тема — портреты и жанровые сцены из крестьянского быта(«Захарка », «Спящий пастушок », «Вот те и батькин обед », «Жнецы » и др.)

Однажды у помещика-соседа Венецианов увидел крепостного мальчишку, рисующего на доске. Поразившись умелости, а может, вспомнив себя в детстве, Венецианов понял своё второе призвание — учить основам мастерства способных крестьянских детей. Из этого замысла выросло то, что потом будут называть« Школой Венецианова». Более чем 70-ти детям он дал путёвку в жизнь, будут среди них даже медалисты Академии. Кого-то приходилось выкупать у хозяев, кого-то помещики отдавали в школу сами. Венецианов учил их лично. Его метода заключалась в запрете копировать чужие картины и разрешении писать только натуру. У художника уже подростали две дочери — Александра и Фелицата, которые тоже интересовались живописью. Но не их, а крестьянских мальчишек он возит в Эрмитаж и даже, чтобы получить пропуск, выдает за своих сыновей.

В 1828 году Николай I срочно вызвал Венецианова в Петербург. Скромный провинциал понадобился, чтобы исправить курьёз с англичанином Джорджем Доу , Первым художником Императорского двора. Десяток лет назад он писал портрет Голицына . За истекшее время Голицын вырос в чинах и потребовалось переписать его мундир. Но Доу был уже настолько избалован, что не стал возиться с холстом, просто дорисовал новый мундир на бумаге и прилепил к картине. Разумеется, фальшивка отвалилась в самый неподходящий момент. Для переписывания мундира и был вызван Венецианов. Роскошь мастерской Доу неприятно поразила его, но еще больше поразило убожество его крепостных подмастерий. Венецианов потратит много усилий, чтобы они получили вольную.

Недолгий период Венецианов поработает придворным художником, но впоследствии даст себе зарок не писать заказных портретов.

Дела его, за исключением времени непродолжительного императорского протектората, шли неважно. И до, и после него средств вечно не хватало. Из-за выкупа талантливых крепостных подростков Сафонково не раз оказывалось на грани продажи. Раз в последний момент выручила неожиданная покупка Александром I картины« Гумно» — едва расплатившись с долгами, Венецианов пожертвовал оставшееся на детскую больницу. В другой раз, когда безденежье опять подступит, ему придётся, скрепя сердце, отправить дочь Сашеньку , дворянку по матери, осваивать профессию домашней учительницы. Не однажды Венецианов будет подавать прошения предоставить ему место преподавателя Академии. Но ни разу оно не будет удовлетворено: конкурировать с его мастерством педагога академики не собирались.

Последние годы Венецианова были мрачны: жена умерла от холеры, дочери-бесприданницы не устроены, ученики пишут бездушные приукрашенные портреты довольных крестьян, оскорбляя своей псевдонародностью всё, что Венецианову было дорого в искусстве. Жизнь Венецианова оборвалась зимой 1847 года жесточайшим образом. В конной повозке он выехал из своего имения в Тверь, где работал над росписями Троицкого храма. Неожиданно лошади понесли. Венецианов схватил поводья, чтобы усмирить лошадей, но его запястья запутались в них, а сам он был выброшен из повозки. Несколько километров его тело билось о придорожные камни. Когда соседские крестьяне обнаружили художника, он был уже мёртв.

Но поскольку большая часть поста не повторяет содержания предыдущего, то я позволил себе предложить Вашему вниманию этот материал.


Автопортрет, 1811 г., Государственная Третьяковская галерея

Алексей Гаврилович Венецианов родился в Москве 18 февраля 1780 года в купеческой семье. Его отец выращивал плодовые деревья и ягодные кусты и торговал ими. О ранних годах художника рассказывает его племянник Н.П. Венецианов. Из его воспоминаний («Мои записки») можно узнать, что мальчиком Алексей много рисовал с картин и делал портреты своих товарищей карандашом и щетинным пером. Ему доставалось за это увлечение и от домашних, и особенно от учителей, которых мальчик боялся. Однажды его за это чуть не выгнали из пансиона. Однако настойчивость победила, и в V классе он уже «смело завоевал свое любимое занятие и рисовал красками, да не водяными, а масляными, и не на бумаге, а на полотне». Известно, что в 1791 году Гаврила Юрьевич Венецианов, имея в виду увлечение сына, подписывается на готовящуюся к выходу в свет книгу «Любопытный художник и ремесленник».


Далее в «Моих записках» говорится о занятиях юного художника у некоего живописца Пахомыча, у которого он учился навыкам изготовления подрамников, подготовке холстов и их грунтовке. Но уже на первом этапе обучения живописной технике мальчик проявил строптивость. Он рисовал на полотне прямо красками, без подготовительного рисунка, которого требовал учитель. Вероятно, до Пахомыча у Алексея Гавриловича был пример другого художника, работавшего пастелью. И не карандаш и масляная живопись, а пастель была первым материалом, в котором он начал работать.

О несомненном таланте молодого живописца можно судить по первому известному его произведению - портрету матери А.Л. Венециановой (1801).


Летом 1802 года в «Санкт-Петербургских ведомостях» появилось объявление о недавно приехавшем Венецианове, «списывающем предметы с натуры пастеллем в три часа. Живет у Каменного моста в Рижском кофейном доме». Однако без связей и знакомств объявление в газетах не возымело воздействия на петербургскую публику, и юный живописец вернулся в Москву. Здесь он продолжал совершенствовать свое искусство портретиста и создал ряд удачных полотен.
В 1807 году Алексей вновь приезжает в Петербург и поступает на службу в канцелярию директора почт. Как вспоминает сам Венецианов: «В свободное время ходил в Эрмитаж и там изучал живопись». Вскоре он сближается с «почтеннейшим и великим» Боровиковским и оказывается в числе близких учеников блестящего портретиста, «украшавшего Россию своими произведениями», и живет у него в доме.

Некоторое время спустя Венецианов начинает издавать сатирический «Журнал карикатур на 1808 год в лицах», состоящий из листов с гравюрами. Третий по счету лист «Вельможа» был настолько остросатирическим, что навлек гнев самого Александра I. Император раздраженно приказал Венецианову заниматься «приучением себя к службе, в коей находится», т.е. заниматься делами почты, а не нравами дворянства. Правительство в день его выхода запретило дальнейшее издание журнала, а вышедшие листы были изъяты. К жанру карикатуры Венецианов обратился еще раз в эпоху войны 1812 года.

В 1811 году Венецианов получил признание академии как портретист, за представленный «Автопортрет» ему было присуждено звание назначенного. В том же году Венецианов получил звание академика за портрет инспектора Академии художеств К.И. Головачевского с тремя воспитанниками академии.



Портрет Кирилла Ивановича Головачевского, инспектора Академии художеств, с тремя воспитанниками,1811,ГРМ


Стремление к общественной деятельности привело Венецианова после войны 1812 года в «Вольное общество учреждения училищ по методе взаимного обучения». Оно было организовано по инициативе поэтов В. Жуковского и И. Крылова, скульптора Ф. Толстого и будущего декабриста В. Кюхельбекера. На средства общества Венецианов открыл школу, где обучал рисованию одаренных детей. Эта школа находилась на окраине Петербурга. Воспитанников учили грамоте, арифметике, а также рисованию и скульптуре. Из ее стен вышли многие известные художники - Г. Сорока, С. Зарянко, А. Тырянов, Е. Крендовский. Ученики Венецианова стали называться «венециановской школой».

В эти годы дом Венецианова становится своеобразным литературно-художественным салоном, где собираются крупнейшие деятели русской культуры - К. Брюллов, В. Жуковский, А. Пушкин, Н. Гоголь. По инициативе Венецианова был освобожден от крепостной зависимости украинский писатель Тарас Шевченко. Написав портрет помещика Энгельгардта, Венецианов сумел договориться с ним о выкупе Шевченко за две с половиной тысячи рублей. Чтобы собрать эту сумму, была устроена лотерея, на которой разыграли портрет Жуковского, написанный Брюлловым.

В 1819 году титулярный советник Венецианов, землемер Ведомства государственных имуществ, вышел в отставку. Алексей Гаврилович уезжает из Петербурга в маленькое свое именьице в Тверской губернии, состоявшее из двух деревень, Тронихи и Сафонкова, с двенадцатью душами дворовых.
Жизнь в деревне дала художнику богатый материал, открыла новый мир, красоту и поэтичность родной русской природы. Уже первые картины Венецианова в новом жанре убедительно свидетельствовали о том, что Венецианов сознательно стремился к реалистической верности изображения, считая главной задачей живописца «ничего не изображать иначе, как только в натуре».
В 1820-1821 годах Венецианов пишет картину «Гумно». Он любовно и внимательно передает внутреннее пространство гумна. Первый план освещен ровным светом, далее - там, где освещение должно затухать, с улицы через открытую дверь слева врывается поток дневного света; в глубине - снова яркий свет. Переходы от освещенных участков дощатого пола к затемненным очень постепенны. Тени в картине прозрачны - это результат тонких наблюдений художника на натуре.




Картина хранится в Государственном Русском музее, в Санкт - Петербурге. Фигуры Венецианова иногда не понятны зрителю своей статичностью. Но художник предпочитал внутренние движения внешним проявлениям. На картине первый толчок движения создает сидящая слева крестьянская женщина. Перспектива системы Венецианова строится в несколько приемов. Одной из перспектив можно назвать ряд уменьшающихся по мере удаления от зрителя горизонталей, которые созданы досками пола. Линейная перспектива на картине Венецианова подкрепляется перспективой воздушной. Именно это свойство соединяет композицию в единое целое. Цветовая композиция в картине просто потрясает. Можно заметить живую натуру крестьянина. На полотне изображена женщина, прислонившаяся спиной к бревнам. Она показывает крестьянскую сущность.


Картина стала настоящим шедевром. Она воплотила в себе весь внутренний мир художника, всю его суть, которая родилась в процессе рассматривания многих полотен французского живописца Гране. Особенно впечатлила художника картина под названием «Внутренний вид хоров в церкви капуцинского монастыря на площади Барберини в Риме». На язык сразу приходит фраза: «неисповедимы пути искусства». Встреча Венецианова с таким прекрасным художником, как Гране, подарила нам новую, выстроенную по всем правилам перспективы, тему в русской живописи. Так же это привело к рождению нового, профессионального и прекрасного мастера.


Говорить о Венецианове нельзя без упоминания этой картины. После возвращения из Петербурга, где молодой художник увидел картину Гране, он приказал выпилить переднюю стенку гумна. Это было необходимо для того, чтобы помещение было освещено живым светом. Позже мастер приступил к написанию полотна. Работа была настолько занимающей, что к окончанию работы Алексей Гаврилович приболел.


На Академической выставке, которая была открыта 1 сентября 1824 года, картина была показана зрителю в первый раз. Картина сразу понравилась многим зрителям, среди поклонников был сам император. Именно он и приобрел картину. Коллегам Венецианова работа не понравилась. Они сочли ее не подходящей для сформированной системы Академии.


Картина «Гумно» стала новым словом в русской живописи, ею положено начало всему последующему творчеству художника. За ней были созданы такие вещи, как «Чистка свеклы », «Жница », «Утро помещицы ».







Жница



Утро помещицы, 1823г, ГРМ


«Утро помещицы» было представлено на той же выставке, что и «Гумно». Эту картину Венецианов подарил Александру I. В это время в Эрмитаже создавалась коллекция работ русских художников. «Утро помещицы» является одним из первых полотен, которые попали на эту выставку. В газете «Отечественные записки» при появлении новых полотен Венецианова, Свиньин отметил, что наконец-то появился художник, который обратил внимание на отечественное, близкое народу и сердцу. Венецианов создал некий образ, который удалось открыть Свиньину. Венецианов изображал на полотнах то, что его окружает. На картине «Утро помещицы» изображен собственный дом мастера в Сафоновке. Да и «помещица» была написана с жены художника. Он специально затемнил ее лицо, чтобы не разрушить типичности жанровой сцены и чтобы лицо жены было не узнать. Художнику удалось уловить простоту и дух, создать «эффект открытого окна». Такие сравнение всегда имели место в картинах Венецианова. Но тонкость работ автора просто завораживает каждого, кому удалось их увидеть.
Описание картины: Во многих работах живопись и краски Венецианова кажутся однообразными, но в данной работе живопись автора просто поражает. Художник последовательно строит цветовую гамму при помощи контраста красного и коричневого цвета, а также зеленых тонов. Художнику удалось отлично продемонстрировать свои колористические возможности.
Интерьер в картине играет одну из важный ролей. Интерьер вообще является одной из особенностей в картинах Венецианова. Не является исключением и картина «Утро помещицы». Автор вводит в картину мебель из красного дерева, которая была постоянным атрибутом в 1820 годах.
В этой картине также использован устойчивый прием Венецианова - выстраивание перспективы. Автор выстраивает ее при помощи досок пола. Перспектива является основной частью работ Венецианова. Для него это всеобъемлющее понятие. Про нее он не забывает даже в тех случаях, когда пишет портреты.
Жанр венецианских картин не является изощренным, сюжеты не поражают своей новизной. И все - таки автору удается найти что-то необычное даже в обыденных ситуациях - например, в выдаче льна крестьянам.


Подлинный расцвет творческого дарования Венецианова падает на двадцатые - тридцатые годы. Вершиной зрелого творчества художника являются картины «На пашне. Весна» и «На жатве. Лето».




На пашне. Весна. Первая половина 1820-х, ГТГ



На жатве. Лето. Середина 1820-х, ГТГ


Представленные на выставке 1824 года в Петербурге картины Венецианова были тепло приняты современниками. «Наконец мы дождались художника, который прекрасный талант свой обратил на изображение одного отечественного, на представление предметов его окружающих, близких к его сердцу и нашему», - писал журнал «Отечественные записки».


Венецианов создал целую галерею русских крестьян - сильных, работящих, скромных, пленяющих прирожденным благородством и чувством собственного достоинства. Он утвердил простого человека в праве стать героем картины, доказал его физическую и моральную красоту.



Крестьянка с васильками. 1820-е, ГТГ


Лирически проникновенна «Крестьянка с васильками». Задумчивое лицо девушки прекрасно своей душевной ясностью. Чуть опущенные плечи говорят об усталости, большие рабочие руки лежат на охапке пушистых васильков. Другая по характеру «Девушка с бураком» - энергичен поворот головы молодой красавицы. Типично русское лицо с правильными чертами исполнено деловитой озабоченности: сдвинуты брови, сжаты губы, взгляд пристален. Красное звучное пятно платка подчеркивает темпераментность лица. С необычайной живописной свободой, в горячих коричневых тонах исполнена «Голова крестьянина». Выражение одухотворенного мыслью лица говорите большом жизненном опыте, душевной силе.




Голова старого крестьянина, 1825, ГТГ



Непринужденнее всех держат себя на сеансах у Венецианова дети. Их образы особенно полны жизни и правды. Таков, например, его замечательный портрет Захарки.




Захарка, 1825, ГТГ


Это настоящий, типичный крестьянский мальчуган, «мужичок с ноготок». Он в большой отцовской шапке, держит на плече топор. Лицо с круглыми щеками совсем детское, но в выражении уже проглядывают мужицкая серьезность и основательность. Также и «Капитошка»: девочка с коромыслом, по-бабьи повязанная платком, со своей лукавой остроглазой физиономией выглядит уже хозяйкой, степенной маленькой крестьянкой.


В 1823-26 годы Венециановым была написана картина "Спящий пастушок". Венецианову удалось написать пейзаж, который наполнен пространственными слоями. Каждый слой наполнен своей особенной тональностью. Автор последовательно меняет цветовую гамму картины, здесь он опять показывает себя мастером создания перспективы. На картине глаза маленького пастушка закрыты, кажется, он спит, но зритель чувствует, что он позирует художнику: положение тела пастушка, а также левая ладонь расположены немного искусственно.





Спящий пастушок. 1823-1826,ГРМ


На картине отлично заметна идея гармонии природы и людей. Природа спокойна, величава. Рыбак ловит рыбу, девушка с коромыслом идет по противоположному берегу реки, застыли на мгновение просторы полей и лугов - картина наполнены скрытым смыслом, который не всем удается понять с первого раза.
Эту картину Венецианов так и не решился показать на выставке в Академии в 1824 году. Хотя она была готова до начала выставки. Сам художник счел ее слишком необычной. Венецианов предпочел оставить картину дома, в имении. Опасения художника о возможном непонимании этого полотна были обоснованны. Зрителям академических выставок, которые привыкли к установленным канонам пейзажа, было бы непонятно полотно, а также многие вещи в «Спящем пастушке». На картине не было водопадов и камней, необычных лесов, не было и правильного расположения деревьев и лесов, а также людей. Пейзаж оказался натуралистическим фрагментом природы.
Картина стала новшеством в живописи. Венецианов работал тогда в пленэре, который был невидан в русском искусстве. Хотя сама фигура пастушка вышла у художника не особенно естественно, но пейзаж получился реалистичным. Именно это стало в дальнейшем основой сенсационных открытий Левитана и Саврасова.


«Жнецы» - такое название носит ещё один шедевр знаменитого художника и новатора - Венецианова. Также можно назвать и важную основную тему в творчестве мастера. Художник написал несколько работ, где мы можем увидеть «жатвенный» мотив. Такую сцену из жизни художник подсмотрел в жизни своих крестьян, которые привыкли видеть на полях бродящего хозяина с этюдником. Они не стеснялись, а вели себя просто и естественно. Но невозможно не заметить элемент неестественности в картине Венецианова. Она имеет элемент приглаженности, причиной этого стало долгое и постоянное позирование крестьян. Алексей Гаврилович заметил, как мать и сын любуются бабочками, которые присели на руку жницы, после он попросил их позировать ему. Но ничего не мешает автору - великому художнику показать основную идею картины - мир прекрасен. Именно крестьяне могут чувствовать мир краше всех. В ту эпоху данное суждение было нетривиальным. Впервые в литературе ее высказал Карамзин, явившийся зачинателем нового литературного направления.




Жнецы. Вторая половина 1820-х,ГРМ


Серпы в руках жнецов и колосья у них за спинами помогают нам понять сюжет. Они специально созданы для того, чтобы конкретизировать сюжет изображенного пейзажа.
Лицо мальчика, который смотрит на бабочек, говорит о его восторге. Мальчик в своем юном возрасте воспринимает мир как бесконечный праздник.
На лице матери можно заметить и легкую улыбку, и усталость. И это усталость не только после проделанной работы.
Естественно, бабочки улетели, как только автор картины приблизился: они писались с засушенных материалов. Мастер опять играет на цветовом контрасте и точности изображения, но легкая неестественность все равно заметна.


Работы Венецианова, столь содержательные и поэтичные, совершенные по исполнению, снисходительно причислялись в свое время к «упражнениям в домашнем роде». «Бытовой жанр» не считался ими равноправным среди других жанров. Скорее всего, именно разговоры о якобы неспособности Венецианова работать в области «благородной» академической темы заставили художника в 1829 году создать картину «Купальщицы».


Купальщицы. 1829, ГРМ


«Здесь он прибегнул к традиционному для Академии сочетанию двух фигур - одной в рост, другой - присевшей и изображенной со спины, - пишет Э.В. Кузнецова. - Но этим и кончается связь этой композиции с академическими канонами. Купальщицы Венецианова - это обычные русские крестьянки со здоровыми и красивыми телами, сильными руками, чуть покрасневшими коленями. Несмотря на некоторую условность изображения, в целом в картине ощущается живое и искреннее чувство».

В 1830 году стараниями высокопоставленных доброжелателей Венецианов получил звание императорского живописца, ежегодное жалование и орден св. Владимира. А в следующем году после продолжительной болезни умерла жена, оставив ему двух малолетних дочерей. Не радовало и хозяйство в милом сердцу Сафонкове. Имение пришлось заложить в опекунском совете. В декабре 1836 года художник слег и сам.

Он пишет: «В 57 лет у человека, который жил не для того, чтобы есть, а ел для того, чтобы жить, желудок внутреннего существования спотыкается. Вот, мой почтеннейший, 24 декабря, сиречь в сочельник, я и споткнулся, мне и руду пускали, от роду первый раз, и снадобья в рот влили. Дня через два-три я глядь - ан рыло на стороне, однако и теперь косит, да не так. Отняли у меня кофе, водку, вино, крепкой и горячий чай, сигары, а дали суп из телятины, што со снегу, да воду с кремотартаром. Мне велено жить на улице, и я, невзирая на вьюгу и мороз, брожу - да как же, раз по пяти и по шести в день... Устал…»
К счастью, все обошлось. В сороковые годы Венецианов напряженно и плодотворно работает. Среди лучших его картин - «Спящая девушка», «Гадание на картах», «Девушка с гармоникой», «Крестьянская девушка за вышиванием». Колорит картин этого времени приобретает большую насыщенность, пестроту и декоративность по сравнению с прежними вещами.



Гадание на картах. 1842. ГРМ



Крестьянка за вышивкой


В заключение приведу еще несколько картин художника.



Девушка в платке, Русский музей




Вот-те и батькин обед. 1824, ГТГ




Девушка с крынкой




Крестьянская девушка с серпом во ржи, ГРМ




Мальчик одевающий лапти


Хочется также показать несколько чисто портретных иллюстраций Венецианова



Портрет Фонвизина





Портрет командира лейб-гвардии Драгунского полка II. А. Чичерина. Ок. 1810. Пастель





Портрет Марфы Афанасьевны Венециановой, урожденной Азарьевой 1780-1831, жены художника, Государственный Русский музей




Портрет В.П. Кочубея


Жизнь Алексея Гавриловича Венецианова оборвалась случайно. По дороге в Тверь, где он должен был расписывать иконостас в соборе, художник не справился с управлением санями, которые врезались в высокие каменные ворота. Выброшенный на дорогу Венецианов умер раньше, чем к нему подоспела помощь. Это случилось 16 декабря 1847 года.


Сообщение получилось очень большим, но в нем не удалось полностью рассказать о творчестве замечательного русского живописца А.Г. Венецианова. Многие иллюстрации его работ не попали сюда, да это было бы и невозможно сделать. Кто заинтересовался его творчеством смогут найти материал о художнике и его творчестве как в Интернете, так и в библиотеках. Желаю им успехов.

При подготовке материала были использованы следующие материалы:

Творчество А. Г. Венецианова

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Творчество А. Г. Венецианова
Рубрика (тематическая категория) Литература

В начале XIX века в русском изобразительном искусстве аналогично тому, как и в литературе, развивается сентиментализм. При этом в живописи и скульптуре данный процесс нашел несколько иное отражение. В изобразительном искусстве этого периода трудно выделить какого-либо мастера, творчество которого полностью бы воплощало принципы сентиментализма. Элементы сентиментализма встречаются чаще в сочетании с элементами классицизма, романтизма. По этой причине можно только говорить о большем или меньшем влиянии этого стиля на творчество того или иного художника.

В первой половинœе XIX века мастером, наиболее полно отразившим черты сентиментализма, был А. Г. Венецианов.

В искусство Венецианов пришел уже сложившимся зрелым человеком, глубже и разностороннее знавшим русскую жизнь, чем воспитанники Академии художеств. Возможно, что приобретение профессиональных знаний молодым человеком вне Академии, Отсутствие академической системы в его обучении и обусловило позже самостоятельность и новаторство его творчества.

Родившись в 1780 году в купеческой семье в Москве, будущий художник в 1802 году приезжает в Петербург, где поступает на службу и одновременно упорно занимается живописью, копируя в Эрмитаже полотна знаменитых мастеров. По всœей вероятности, там он знакомится с известнейшим живописцем XVIII века В. Л. Боровиковским, становится его учеником и неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ время даже живет у него. Надо думать, что данный период оказал значительное влияние на формирование Венецианова как художника и человека. В доме Боровиковского бывали многие представители русского просветительства конца XVIII века: архитектор Н. Львов, поэты В. Капнист, Г. Державин. Так молодой художник очутился в творческой среде, исполненной передовых просветительских идей.

Широта интересов, стремление к интеллектуальному общению отличали затем Венецианова в течение всœей его жизни. Позднее, став уже признанным мастером, он продолжает вращаться в кругу выдающихся современников. По воспоминаниям дочери, ʼʼу него собиралось самое образованное общество художников и литераторов, всœе находили удовольствие проводить у него вечера. Гоголь, Гребенко, Воейков, Краевский и другие бывали у него нередко. О художниках и говорить нечего. Брюллов часто бывал у него...ʼʼ. 13

Естественно, что такое общение и дружеские связи со многими замечательными людьми своего времени оказывали значительное влияние на формирование общественных и художественных взглядов Венецианова. Становление художника происходило медленно. Долгие годы он совмещал службу в различных ведомственных учреждениях с занятиями живописью. Постепенно его работы привлекли внимание публики и Академии художеств, пригласившей его для преподавания в классе. Но лишь после женитьбы в 1815 году и приобретения небольшого имения в Тверской губернии Венецианов полностью отдается творчеству.

Жизнь в имении, позволившая художнику лучше узнать труд и быт русских крестьян, высоко оценить их человеческие качества, способствовала обращению его к новой теме - изображению крестьянства, причем изображению, идущему вразрез с канонами академизма. Началом этого нового творческого пути стала пастель ʼʼОчищение свеклыʼʼ. Героями своей картины художник делает людей, какие еще никогда не появлялись в русской живописи: крестьянские женщины изображены во время работы, лица их некрасивы, руки и ноги покрыты грязью, одежда убогая и нечистая. Эта правдивость в изображении крестьян и их труда станет постоянной в произведениях Венецианова и позднее будет отмечена современниками. Ученик художника Мокрицкий писал: ʼʼ...никто лучше его не изображал деревенских мужиков во всœей их патриархальной простоте. Он передал их типически, не утрируя и не идеализируя, потому что вполне чувствовал и понимал богатство русской натуры. В его изображении мужиков есть что-то особенно приятное и верное натуре. Имея чрезвычайно зоркий и зрячий глаз, он умел передать в них ту запыленность и неблестящесть, которые сообщают мужику его постоянное пребывание или в поле, или в дороге, или в курной избе; так что, выражаясь фигурнее, можно сказать: от его мужиков пахнет избой. Всмотритесь _ в его картины, и вы согласитесь со мной. Эта особенность была следствием совершенного доверия к натуре...ʼʼ. 14 Вот это ʼʼдоверие к натуреʼʼ, ʼʼпонимание богатстваʼʼ ее и, нужно добавить, уважение к людям труда придавали особую красоту обыденным сюжетам венециановских картин.

Вступив на избранный путь, художник продолжает неотступно ему следовать. Первая половина 1820-х годов - период наиболее интенсивной и плодотворной работы Венецианова. В эти годы он создает лучшие свои произведения, отмеченные ясными чертами сентиментализма с присущей этому направлению симпатией к обыкновенным людям, чистым нравственным отношениям, природе.

Вот как характеризует данный период советский исследователь творчества художника Г. К. Леонтьева: ʼʼВ Сафонкове он обрел большую свободу и независимость мыслей и поступков. Он ощутил себя в единœении и согласии с природой, с сегодняшним днем и с самим собой. Это согласие с миром и самим собой было в высшей степени свойственно Венецианову. Отсюда поразительное чувство природы, благоговение перед деревом, цветком, солнечным светом, землей. Отсюда созерцательное восхищение, отсюда создание гармонических образовʼʼ. 15

Следующее крупное произведение художника ʼʼГумноʼʼ является еще одним и более уверенным шагом по новому пути. Картина, подобно ʼʼОчищению свеклыʼʼ, является поэтическим воссозданием обычного сюжета крестьянской страды - обмолота зерна. В огромном гумне, пронизанном потоками солнечного света͵ льющегося из раскрытых дверей и стенного проема, идет обычная крестьянская работа - мужики заводят запряженных лошадей, на переднем плане остановилась группа женщин, присел- крестьянин, сметающий зерно. Заметно, что работа привычна, движения людей сноровисты, неторопливы, фигуры крестьян исполнены спокойствия, силы, внутреннего достоинства.

Художник смело противопоставил канонам классицизма новые приемы письма. В противовес академическим традициям сюжет картины был взят не только из современной жизни (а не античной истории или мифологии), но из жизни ʼʼнизкойʼʼ, трудовой, крестьянской. Не подвиги крестьянских героев воспевал художник, а тяжкий труд русского хлебопашца.

Вместе с тем, в сцене, изображенной на полотне, нет по существу главного действующего лица, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ по правилам академической школы полагалось помещать в центре картины. В центре же ʼʼГумнаʼʼ вообще никого нет, а крестьяне, размещенные по краям картины, равнозначны по степени участия в происходящем.

И, наконец, совершенно новая трактовка перспективы. В произведениях художников-академистов принято было размещать изображаемую сцену на переднем плане, причем задний план играл роль декоративного фона по отношению к развивающемуся событию. В ʼʼГумнеʼʼ же действие уходит в небывало глубокое пространство. Причем Венецианов выступает здесь смелым новатором и в решении проблемы перспективы, используя ее как одно из средств более правдивой передачи действительности.

На выставке 1824 года художник вместе с ʼʼГумномʼʼ экспонировал еще несколько работ на крестьянскую тему: ʼʼКрестьянкаʼʼ, ʼʼКрестьянеʼʼ, ʼʼКрестьянка с грибами в лесуʼʼ, ʼʼКрестьянка, занимающаяся чесанием шерсти в избеʼʼ, ʼʼКрестьянские дети в полеʼʼ, ʼʼУтро помещицыʼʼ, ʼʼВот тебе и батькин обед!ʼʼ. Позднее были написаны тематически примыкающие к этой серии: ʼʼСпящий пастушокʼʼ, ʼʼНа жатвеʼʼ, ʼʼЛетоʼʼ, ʼʼНа пашне. Веснаʼʼ, а также ʼʼДевушка с буракомʼʼ, ʼʼКрестьянская девушка с серпом во ржиʼʼ, ʼʼЖницаʼʼ и др.

Углубляясь в ʼʼкрестьянскую темуʼʼ, художник всœе явственнее начинает ощущать сопричастность изображаемых им людей окружающей природе. Люди, работающие на земле, воспринимаются им в неразрывном единстве с этой землей, которая не только дает им хлеб, но наделяет чувствами чистыми и добрыми. Это та нравственная основа ʼʼсогласия с миромʼʼ, которая так близка была самому Венецианову и определяла внутренний настрой его картин этого периода.

Постепенно мотивы ландшафта начинают появляться на полотнах. В картинœе ʼʼСпящий пастушокʼʼ был впервые изображен отечественный пейзаж, созданный вне мастерской, непосредственно ʼʼна натуреʼʼ. На смену фантастическим, искусственно скомпонованным пейзажам академических полотен или картинам роскошной, но чуждой итальянской природы, впервые в русской живописи появляются изображения неоглядной русской дали, речушки, поросшей ольхой, неяркого неба с облачками. Родная природа, гармонично сочетаясь с образами людей, придает им поэтичность. Так, в картинœе ʼʼНа пашне. Веснаʼʼ молодая миловидная крестьянская девушка ведет по полю двух лошадей, запряженных в борону. Радостью весеннего пробуждения веет от влажной земли, нежной зелœени, фигуры девушки. Праздничная, не рабочая одежда крестьянки, ясное высокое небо, мягкая поступь девушки и идущих за ней коней - всœе это создает впечатление гармонии человека и природы.

Картины, созданные художником в 20-е годы XIX века, открыли новую страницу в истории русского изобразительного искусства. Крестьяне не просто появляются на его полотнах, целым миром входят они в русскую живопись, входят степенно, достойно. Οʜᴎ - люди труда, художник постоянно изображает их в работе - на гумне, пашне, на жатве. Труд их тяжел, но они работают умело, ловко, и это вызывает уважение. Добрые приятные лица, живые глаза свидетельствуют об уме, нравственных их достоинствах. В этом отношении Венецианов безусловно близок Карамзину, показывавшему на примере ʼʼбедной Лизыʼʼ, что и ʼʼкрестьяне чувствовать умеютʼʼ. Влияние идей сентиментализма и личности родоначальника русского литературного сентиментализма на творчество Венецианова ясно прослеживается. С Карамзиным художник был знаком и писал его портрет. При этом Венецианов не только, конечно же, читал его повести, которыми зачитывалось просвещенное общество того времени, но и знакомился с другими произведениями сентименталистской беллетристики. Так, в переписке художника есть сведения о чтении им сочинœений Кристиана Геллерта (писателя-сентименталиста XVIII века) и так называемого ʼʼПутешественникаʼʼ. В письме к знакомому содержится следующая приписка Венецианова: ʼʼПосылаю ʼʼПутешественникаʼʼ и благодарю. Этот любезный автор не пишет, а говорит. Много одолжите, в случае если читая, доставите удовольствие слушать его в других томахʼʼ. 16

Как известно, именно Карамзин, боровшийся за упрощение и модернизацию литературного слога, писал, ʼʼкак говорилʼʼ. На этом основании исследователь творчества Венецианова Г. К. Леонтьева считает, что здесь речь идет о ʼʼПисьмах русского путешественникаʼʼ Карамзина. 17

ʼʼКарамзинистскоеʼʼ, сентименталистское начало ощущается и в восторженном восприятии художником родной природы, слиянии с ней человека. Идиллистический ʼʼСпящий пастушокʼʼ Венецианова в данном отношении, конечно же, родственен ʼʼселянинуʼʼ Карамзина, который умиляется при виде поющей пташечки.

Как и Карамзин, художник придавал очень большое значение народному просвещению, в котором видел средство, способное смягчить крайности крепостного права и улучшить положение народа. Эти убеждения приводят Венецианова в 1818 году в легальную декабристскую организацию ʼʼОбщество учреждения училищ по системе взаимного обученияʼʼ, способствуют сближению его с декабристом М. Ф. Орловым. Попытку реализовать свои взгляды на практике Венецианов предпринимает в своем имении. Дочь его впоследствии вспоминала, что ʼʼлет сорока тому назад, как и слуху не было нигде о крестьянских школах, а у нас в нашем маленьком Сафонкове была устроена школа из 10 крестьянских мальчиковʼʼ. 18 Наряду со школой в имении обучали крестьян различным ремеслам - кузнечному, столярному, сапожному, малярному и т. п., а женщин - рукоделиям и ткачеству. 19 Вообще, в базе хозяйственной практики Венецианова лежало убеждение о нравственных и материальных обязательствах помещика по отношению к его крепостным. Эту мысль он формулирует в одном из писем: ʼʼНаши (то есть помещиков) обязанности очень тяжелы, ежели их выполнять и по законам гражданским, и церковным, и даже по законам материального благоустройства состояния. Как ни кинь, а всœе выйдет, что не крестьянин в крепостном состоянии, а помещик, понимающий вполне свои отношения к крестьянину, а не тот, который тонет в грязи феодализмаʼʼ. 20 Итак, как видим, художник резко осуждает помещиков, которые не понимают ʼʼсвоих отношенийʼʼ к крепостным, не заботятся об их материальном и нравственном благополучии. Но отсюда следует, что правильное и честное соблюдение помещиком обязанностей по отношению к своим крестьянам способно обеспечить полное благоденствие последних. В пользу именно такого понимания художником взаимоотношений помещиков и крепостных говорит то идиллическое описание порядка, заведенного Венециановым в своем имении, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ мы находим в воспоминаниях его дочери. Не случайно, думается, что описание это предваряется фразой о том, что он заботится о крестьянах ʼʼкак отецʼʼ. 21

Порицание жестокостей крепостного права и вера в то, что гуманный помещик станет отцом для своих крепостных, - как всœе это в духе Карамзина и его школы!

Да и само изображение крестьян на полотнах Венецианова убеждает в том, что художник был чужд понимания всœех пороков крепостного права. Благообразные, спокойные, исполненные внутреннего достоинства люди - они отнюдь не горестные жертвы крепостного произвола. Даже в картинœе ʼʼУтро помещицыʼʼ, где тема взаимоотношений господ и слуг могла быть раскрыта более остро, не ощущается какого-либо антагонизма между ними, изображенная сцена исполнена спокойной деловитости повсœедневных забот, которые со своей помещицей разделяют и крепостные.

При этом, разделяя взгляды Карамзина на крепостное право, Венецианов идет дальше его в понимании трудовой деятельности крестьян, в правдивости их изображения. Его крестьяне - это не идеализированные ʼʼселянеʼʼ Карамзина, а живые люди, только облик их как бы высветляется художником, носит отпечаток того же любовно-сентиментального восприятия, которым отличаются и его пейзажные этюды.

Говоря о деятельности Венецианова в данный период, нельзя не упомянуть о его школе, так как он был не только выдающимся живописцем, но и педагогом. Уважение к народу, вера в его силы питала и его педагогическую работу. Он постоянно искал таланты среди неимущих, среди тех, кого выменивали на борзых щенков, продавали как недвижимую собственность. Его ученик, художник А. Н. Мокрицкий, впоследствии вспоминал: ʼʼВенецианов любил делиться своими познаниями и достоянием с другими; это был добрейший человек; к нему обращались всœе бедные ученики: нередко же он и сам отыскивал ихʼʼ, 22 Венецианов давал им деньги на краски, советовал, кормил, одевал. Иным помогал избавиться от крепостной неволи, часами для этого ожидая приема знатного вельможи или богатого ʼʼблагодетеляʼʼ. В автобиографической повести ʼʼХудожникʼʼ Т, Г. Шевченко подробно рассказал о роли Венецианова в его освобождении. Человек удивительной скромности, сам он не придавал этому значения, искренне полагая, что исполнял в этих добрых делах роль простого маклера. 23

Наставник учил своих.питомцев не только профессиональному мастерству: ʼʼОн и воспитывал нас, - писал Мокрицкий, - и добру училʼʼ а кого и грамоте заставлял учиться. Его семейство было нашим семейством, там мы были как его родные дети...ʼʼ. 24

Так постепенно была создана ʼʼшкола Венециановаʼʼ. В 1838 году художник сообщал президенту Академии художеств А. Н. Оленину, что в его мастерской занимаются тринадцать воспитанников. А в 1830-году на выставке в Академии художеств было выставлено пять работ самого художника и тридцать две работы его учеников. К этому времени педагогический метод Венецианова приобрел вид стройной системы. Основой его было рисование с натуры, а не копирование, как это было принято в Академии. На воспроизведении простейших предметов (чашка, стакан с водой, коробочки и т. п.) художник ʼʼставил глазʼʼ ученика. После этого переходили к гипсам для выработки ʼʼверности и плавности линийʼʼ. А потом - снова к натуре. Ученики писали интерьеры, портреты друг друга, натюрморты. Естественно, что академические профессора отнеслись к новой системе настороженно, в случае если не враждебно. Противодействие академического начальства, постоянные материальные трудности, испытываемые художником, заставили его в конце концов расстаться со Школой. С горечью напишет он позднее в своей автобиографической записке: ʼʼВенецианов вышел из сил и потерял средства содержать школу, то есть иметь учеников на своем содержанииʼʼ. 25

При этом прекращение школы не означало гибели системы Венецианова. Методология принципов реалистической манеры живописного изображения постепенно войдет в жизнь как основа художественного воспитания. Изначала ощупью к ней придут наиболее- способные и Ищущие художники, потом (намного позднее) она будет |признана Академией и войдет в ее практику.

Система, равно как и творчество Венецианова, подрывая каноны академизма, внесут весомый вклад в развитие и совершенствование реалистического метода в русском изобразительном искусстве, подготовят дальнейшие его успехи в 40-50-х годах.

Творчество А. Г. Венецианова - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Творчество А. Г. Венецианова" 2017, 2018.