Художник-модернист Альфонс Муха: биография и творчество, описание шедевров. Картины художника альфонса муха и стиль модерн Анализ картины альфонса мухи

Конец ХIX века. Fin-de-siècle. В Европе правит бал Арт-нуво или искусство модерн. Под аккомпанемент громких споров между искусствоведами рушатся академические нормы. Прямые линии сменяются растительными завитками, а викторианская роскошь - стремлением достичь гармонии с природой. Альфонса Муху, как и многих других художников его времени, накрыла волна нового искусства. "Женщины Мухи" ("Les Femmes Muchas") стали олицетворением Арт-нуво.

на фото: фрагмент картины "Лавр" Альфонса Мухи, 1901

Образ La Femme Fatale

Резко изменившаяся социальная роль женщины и стремление символистов к простоте, пуританству, порождают враждебное отношение к сексуально притягательной женщине. Так создается новый женский образ − la femme fatale («роковой женщины»). Символисты, вдохновившись поэтическими образами Прозерпины, Психеи, Офелии, Леди из Шалотт, рисуют таинственных, эфемерных женщин. Но, в то же время, бросается в глаза их нервозность, часто - истеричность. Иногда они даже безобразны и отвратительны.

Разделяя общие идеи символистов, Муха сумел создать образ прекрасной, пышной, грациозной женщины. Она как будто застыла между миром людей и миром богов. Она - полубогиня, божество природы, воплощение самой Судьбы. И, вопреки тому, что сам Альфонс Муха считал главной работой своей жизни 20 монументальных полотен на историческую тематику под общим названием «Славянская эпопея», судьбоносными в его жизни стали именно «женщины». Причем, как в кавычках, так и без них. Просто женщины.

Серия Время суток: Дневной порыв, Утреннее пробуждение, Вечерняя задумчивость, Ночной отдых

Альфонс Муха: ранние годы

Альфонс Мария Муха (Alfons Maria Mucha) родился в 1860 году в чешском городе Иванчице неподалеку от Брно. Здесь он встретил первую любовь, но вскоре девушка, как и большинство его братьев и сестер, умерла от туберкулеза. Свою будущую дочь Альфонс назовет ее именем - Ярослава, а ее образ еще долгое время будет появляться в его творчестве.

Портрет дочери Ярославы, 1930

Серия Времена года: Весна, Лето, Осень, Зима

Театр в жизни Альфонса Мухи: "Жисмонда", Сара Бернар

Первое знакомство Мухи с театром произошло в Вене, когда ему было 19 лет. Иллюзорность театра Муха воспринимал очень органично, поскольку мальчиком несколько лет пел в церковном хоре города Брно. В 1887 году, получив финансовую помощь от знакомого мецената, Муха переезжает в Париж - центр культурной жизни Европы. Конечно, первое время молодому художнику приходится крайне трудно. Он подрабатывает оформителем, месяцами питается лишь чечевицей и фасолью. Но вращение в богемных кругах, знакомство с Полем Гогеном и Августом Стриндбергом играют решающую роль в формировании его как художника. От них Муха узнает о символизме и синтетическом искусстве.

Но один телефонный звонок изменил жизнь Альфонса Мухи окончательно и бесповоротно. Случилось это 26 декабря 1894 года, когда художник, заменяя своего приятеля, подрабатывал в театре Лемерсье. Директору издательства Брунхоффу позвонила Сара Бернар и попросила срочно сделать афишу для ее нового спектакля «Жисмонда». Все штатные художники были на рождественских каникулах, директор в отчаянии посмотрел на Муху. Отказывать Божественной Саре было нельзя.

Нарисованная Мухой афиша произвела фурор в дизайне плаката. Поражал как ее размер (около 2 м на 0,7 м), так и новый авторский стиль. Коллекционеры дрались за каждую копию плаката, даже срезали их с заборов. Муха прославился за одну ночь. Довольная Сара Бернар предложила Мухе 5-летний контракт на разработку дизайнов афиш, костюмов, украшений и декораций для ее спектаклей. Кроме того, Муха заключает эксклюзивный контракт с издательством Шампенуа на производство коммерческих и декоративных плакатов.

Конечно, ни пресса, ни публика не обошли вниманием отношения между блистательной актрисой и молодым художником. Тем более, что имя последнего говорило как бы за себя. В то время был очень популярен герой пьесы Дюма-младшего «Мосье Альфонс», живший за счет любовниц. Тот факт, что благосостояние Альфонса Мухи более, чем улучшилось после подписания контракта с Сарой Бернар, неоспорим. Но на момент их знакомства Мухе было 34, а Саре Бернар - 50 лет. Муха писал, что, конечно, Бернар неотразима, но «на сцене, при искусственном освещении и тщательном макияже». Скорее, отношение Сары Бернар к художнику можно сравнить с покровительством старшей сестры. Но ее роль в его жизни трудно переоценить.

Натурщицы Альфонса Мухи

В своей новой мастерской Альфонс Муха много работает с натурщицами. Он их рисует и фотографирует в роскошных нарядах и драгоценностях. К фотографиям добавляет комментарии вроде «красивые руки», «красивые бедра», «красивая спина». Потом из отдельных частей складывает идеальный образ. Случалось, что Муха даже закрывал лица моделей платком, если они диссонировали с образом, созданным его воображением.

Натурщицы Альфонса Мухи

Марушка

Истинной любовью Альфонса Мухи стала Мария Хитилова. Также чешка по национальности, молодая девушка (более чем на 20 лет моложе Мухи) влюбилась в художника, увидев его в пражском Национальном театре. Вскоре она сама устраивает их встречу и знакомство, долгое время позирует мастеру. У Мухи появляется новая муза, он называет ее Марушкой. А всех женщин, которые были до Хитиловой, Муха определяет как «чужих». Ведь до сих пор в его сердце была настоящая любовь только к родине, и он так мечтал найти «чешское сердце, чешскую девушку».

«Как прекрасно и отрадно жить для кого-то, до тебя у меня была только одна святыня - наша родина, а сейчас я поставил алтарь и для тебя, дорогая, молюсь на вас обеих…», − писал Муха.

Портрет жены художника Марушки, 1905

Все меньше и меньше Муха создает полубогинь, рисуя реальную женщину, а также портреты дочери Ярославы и сына Иржи. А по возвращению на родину, в Чехию, художник берется за реализацию проекта всей своей жизни - «Славянской эпопеи». Созданные Мухой почти за 15 лет картины настолько грандиозны и монументальны, что разместить их смог только замок в городке Моравски Крумлов в Чехии. Все они, кстати, были подарены самим художником жителям Праги.


Судьба

Была еще одна Женщина, занимавшая особое место в жизни и творчестве Мухи. Это была Судьба. Увлеченный оккультизмом, спиритизмом и экстрасенсами художник свято верил в перст Судьбы, в счастливый случай. По его мнению, именно Судьба ведет человека по жизни, определяет его поступки. Эта женщина также воплотилась на картинах Мухи.

Картина "Судьба", 1920

С появлением авангардных идей и расцветом функционализма Альфонс Муха теряет свою актуальность как художник и декоратор. Нацисты, оккупировав чешские земли, добавляют его имя в списки врагов рейха. Его арестовывают, обвиняют в славянофильстве и связи с франкомассонами, допрашивают. В результате чего 79-летний художник заболевает и умирает от пневмонии.

Во время большевистского режима в Чехословакии творчество Мухи считают буржуазно-декадентским. И только в 1960-х годах, стараниями детей художника, его работы возобновляют участие в международной выставочной деятельности. А в 1998 году в Праге открыт Музей Мухи и создан культурный Фонд его имени.

Альфонс Муха - чешский художник, имя которого стало на Западе символом Золотого века живописи, практически не известен в нашей стране. Между тем, талантливый мастер оставил глубокий след в истории искусства, введя свой собственный неповторимый стиль, до сих пор носящий название «стиль Мухи». В чем тайна и трагедия судьбы известного художника? Об этом наша статья.

Биография

Альфонс Муха родился в 1860 году в местечке Иванчице (Моравия). Отец его был судебным чиновником, а мать - дочерью зажиточного мельника. С детства мальчик проявил свои творческие склонности, увлекшись пением. Уже в школьном возрасте начал рисовать, а после окончания гимназии решил поступать в Прагу в Академию художеств. Экзамены он провалил, поэтому ему пришлось искать себе работу. Отец устраивает сына писарем в суде, а в свободное время Альфонс Муха подрабатывает в театре. Он пробует себя как актер, а затем и декоратор афиш. Это было время творческих скитаний и поисков себя. Некоторое время он работает художником по декорациям для театра, а затем его приглашают расписывать стены замка графа Куэн-Беласси. Граф, восхищенный талантом художника, соглашается оплатить его обучение в академии искусств города Мюнхен.

Признание

После обучения Альфонс Муха переезжает в Париж. Однако к этому времени его покровитель умирает, и художник остается без средств к существованию. Чтобы заниматься любимым делом, нужны дорогие краски, кисти и бумага. Чтобы прокормиться, будущая знаменитость вынуждена зарабатывать на жизнь, изготавливая плакаты, афиши, приглашения и календари. Но судьба благосклонна к гению. Одна такая афиша кардинально меняет жизнь Альфонса. известная актриса, для представления которой Муха написал заказ, рекомендует его в качестве главного декоратора театра «Ренессанс». Художник моментально становится знаменитым. От заказов на афиши, а также рекламные плакаты для различных товаров не было отбоя. В это же время Альфонс Муха начинает писать авторские картины, организует персональные выставки в Париже.

Любовь

Новые моменты в жизни связаны с Парижем. Здесь, в Национальном театре, Муха знакомится с молодой чешкой, Марией Хитиловой. Девушка, которая на 20 лет моложе, влюбляется в художника и сама устраивает встречу с ним. Мария становится для Альфонса новой музой, второй любовью в жизни, как отмечал он сам, после родины. В 1906 году мастер женится на Марии. Позже у них рождаются две дочери и сын. В это же время Муха переезжает в США по приглашению Американского общества иллюстраторов, где продолжает работать до 1910 года. Здесь он получает несколько заказов на портреты, а также читает лекции в Нью-Йоркском университете. Но мечты о родине не покидают художника, и вскоре он возвращается в Чехию.

Последняя дань родине

После возвращения в Прагу Альфонс Муха, картины которого становятся известны по всему миру, приступает к самой грандиозной своей работе. Он задумывает написать монументальные полотна, на которых изображает историю славянских народов. В 1928 году автор заканчивает «Славянскую эпопею» и дарит ее родной Праге. Этому же периоду принадлежит работа Мухи над созданием официальных банкнот и марок независимой Чехословакии. Всю жизнь Альфонс не прекращает обучение и совершенствование своего художественного таланта.

Забытый гений

После 30-х годов интерес к творчеству мухи начинает падать, а к началу 2-й мировой войны его и вовсе вносят в список врагов III Рейха. Его посадили в тюрьму по подозрению в пропаганде антифашистских и националистических настроений. После серии арестов и допросов в 1939 году Альфонс умирает от пневмонии, успев в 1939 году опубликовать свои мемуары. Похоронен Муха в Чехии на Вышеградском кладбище.

Семья

Муха прожил долгую и плодотворную жизнь, оставив после себя талантливых потомков. Мария, ученица и супруга мастера, пережила мужа на 20 лет. Иржи, сын художника, стал известным журналистом, а дочери и внуки мастера унаследовали творческие способности. Так, внучка Мухи Ярмила, которая жива до сих пор, создала проект по созданию декоративных изделий по эскизам своего дедушки.

Творчество

Альфонс Муха, картины которого стали популярны не только на родине, но и в других странах, за свою жизнь смог добиться ошеломительного успеха. Получив образование в Брно, а затем в Мюнхене и в Париже, начал свой творческий путь автор с иллюстраций в модных журналах. Сотрудничая со многими известными журналами и газетами, например «Народная жизнь», «Фигаро» и «Парижская жизнь», художник выработал собственный, неповторимый стиль. Были в это время и серьезные работы, такие как «История Германии». Поворот в судьбе Мухи произошел в 1893 году, когда он получил обычный заказ от театра «Ренессанс» на афишу спектакля «Жисмонда». В представлении принимала участие Сара Бернар. Великая актриса была очарована работой. Она захотела познакомиться лично с автором афиши. Также впоследствии она настояла, чтобы Альфонс стал главным декоратором театра «Ренессанс». Так Муха неожиданно стал одним из самых популярных художников Парижа. Он стал писать афиши, плакаты, открытки. Его картины стали украшать самые модные рестораны и дамские будуары. В этот период художник Муха Альфонс пишет знаменитые серии картин «Времена года», «Звезды», «Месяцы». Сегодня произведения мастера входят в коллекции музеев различных стран мира, а в Праге есть музей, полностью посвященный творчеству знаменитого земляка.

Самые знаменитые серии картин

Муха за всю свою жизнь написал несколько сотен картин и плакатов. Среди самых известных работ значительное место занимают знаменитые серии "Времена года", "Цветы", "Месяцы", "Драгоценные камни", а также популярная на весь мир "Славянская эпопея". Рассмотрим историю написания самых автора.

"Славянская эпопея"

В конце своей жизни художник Муха Альфонс задумывает создать серию работ об истории славянских народов. Ради своей мечты мастер едет на заработки в Америку, где он вынужден много работать, создавая рекламные плакаты и афиши. Идеи для будущих картин Муха собирал во время путешествия по славянским странам, в том числе по России. Работа над «Эпопеей» длится 20 лет. В результате Альфонс написал 20 полотен размером 6 на 8 метров. Эти картины, наполненные спокойствием, мудростью и одухотворенностью, считаются лучшими его работами. В полотнах раскрывается история сразу нескольких народов. Например, работа «Битва при Грюнвальде» рассказывает нам об освобождении Литвы и Польши, выдержавших бой с крестоносцами. Приведем краткое Альфонс Муха включил в сюжет реальные исторические события, произошедшие в XIII веке в Европе. Работа наполнена скорбью и переживанием о судьбе славянских народов в сложные периоды кровопролитных войн. В каждой своей картине серии «Славянская эпопея» художник отражает веру в светлое будущее своего народа. Самой же знаменитой работой из этой серии считается картина «Апофеоз славянской истории». На полотне изображены сразу четыре эпохи развития славянской культуры и истории: древний мир, средневековье, период угнетения и светлое будущее. В картине реализовалось все мастерство и талант великого художника. Основная цель творчества Мухи - помочь людям понять друг друга, стать ближе. После завершения главного труда всей своей жизни Альфонс подарил всю серию картин своему любимому городу Праге. Работа была закончена в 1928 году, но, поскольку тогда в Праге не было места для хранения и демонстрации столь масштабных полотен, "Славянская эпопея" сначала демонстрировалась во Дворце Ярмарок, а после войны была помещена в одном из моравских замков. На всеобщее обозрение после войны произведения были выставлены лишь в 1963 году. По сегодняшний день жители и гости города могут любоваться этим даром известного мастера, имя которого Альфонс Муха.

"Времена года"

В конце XIX века художник активно работает над иллюстрациями для модного парижского журнала «Кокорико». На его страницах впервые появляется цикл картин, выполненных гуашью и карандашом, получивший название «12 месяцев». Работы, отличающиеся своеобразным стилем и оригинальностью, сразу пришлись по душе читателям. Рисунки представляли собой изображения изящных женщин с пышными волосами и красивыми фигурами. Все дамы выглядели привлекательно и соблазнительно. Загадочная и грациозная женщина, утопающая в море цветов, всегда изображалась в самом центре произведения. Картины обрамляли изящные выполненные в восточном стиле. В 1986 году автор пишет декоративное панно «Времена года», сохраняя образы божественных красавиц. Теперь работы выполняются с помощью гуаши и туши, но стиль остается прежним. Картины выходили ограниченными сериями, но очень быстро раскупались. Панно печатали на шелке либо плотной бумаге и развешивали в гостиных, будуарах и различных ресторанах. Все рисунки отличались настроением и цветовой гаммой, которую тщательно подбирал Альфонс Муха. Весна, например, изображалась в пастельных светло-розовых тонах. Лето - с помощью ярких зеленых оттенков, осень - насыщенно-оранжевой, а зима - прозрачно-холодной. При этом все картины наполнены очарованием, нежностью и спокойствием.

Рекламные плакаты

Свой первый рекламный плакат художник написал в 1882 году. Быстро он понял, что это весьма прибыльное дело. Правда, неизвестному тогда художнику заказов поступало не так много. Он рисовал афиши для различных театральных постановок. После прихода популярности (благодаря Саре Бернар) становится одним из ведущих художников парижской рекламы. В плакатах отражался оригинальный «стиль Мухи» (названный так уже позднее). Картины отличались насыщенностью красок и деталей. Его композиции, как правило, изображающие томных роскошных девушек, стали печататься в в модных газетах и журналах. «Женщины Мухи» (так их начинают называть в Париже) расходятся тысячными тиражами в плакатах, календарях, игральных картах, рекламных этикетках. Художник создает этикетки для спичек, велосипедов и шампанского. От хороших заказов просто не было отбоя, и вот весь Париж узнает, кто такой Альфонс Муха. Плакат (описание картины «Времена года» уже представлено выше) приходится по вкусу директору одного из известных издательств «Шампенуа», и художник заключает с ним выгодный контракт. Позднее, работая в Америке, мастер продолжает работу над серией рекламных плакатов, зарабатывая на свою мечту «Славянская эпопея». До сих пор эти произведения мастера тиражируются по всему миру в виде модных арт-постеров.

Музей Альфонса Мухи в Праге

Является единственным официальным музеем художника. Открыт он был в 1998 году потомками известного мастера. Экспозиции, представленные в залах, рассказывают о жизни и творчестве искусного живописца. Посетители, попавшие в музей Альфонса Мухи, знакомятся с серией арт-постеров, созданных автором в конце XIX века. Работы отражают элегантность и красоту женских образов, так любимых художнику. Здесь же можно увидеть знаменитую афишу к театральной постановке «Жисмонда», изменившую жизнь гения. Именно с этой картины начинается эксклюзивный «стиль Мухи», отличающий его творчество от всех предшественников. Далее гости могут насладиться духом «возрождения» Чешского государства в образе марок и денежных купюр, дизайнером которых был сам Альфонс. Значительное место в музее посвящено знаменитым полотнам «Славянской эпопеи». Посетители узнают и детали личной жизни автора. В музее представлены фотографии моделей и друзей великого художника, а также эскизы к его будущим произведениям.

Заключение

Альфонс Муха дал начало новому став образцом для подражания для многих известных художников рубежа XIX—XX столетий. «Стиль Мухи», выразительный, одухотворенный и понятный неискушенному зрителю, до сих пор остается популярным среди современных мастеров и дизайнеров. В нем чувствуется душа автора, его пронзительная любовь к родине и изумительное чувство прекрасного. Смелая чувственность картин автора восхищает, завораживает и удивляет любого, кто открывает для себя этот неповторимый и загадочный «стиль Мухи». Все это делает творения Альфонса Мухи значительной вехой в истории мирового художественного искусства.


Его называют одним из самых известных художников и создателем собственного неповторимого стиля. «Женщины Мухи» (изображения времен года, времени суток, цветов и т. д. в женских образах) известны во всем мире благодаря открытой чувственности и пленительной грациозности.

Альфонс Муха с детства любил рисовать, но его попытка поступить в пражскую Академию художеств не увенчалась успехом. Поэтому свой творческий путь он начинал как декоратор, художник афиш и пригласительных билетов. Не отказывался и от росписи стен и потолков в богатых домах.

Однажды Альфонс Муха работал над украшением родового замка графа Куэн-Беласси, и тот был так впечатлен работой художника, что согласился оплатить его учебу в мюнхенской Академии изящных искусств. Там он освоил технику литографии, которая впоследствии стала его визитной карточкой.

После занятий в Мюнхене он переезжает в Париж, где обучается в Академии Коларосси и зарабатывает на жизнь изготовлением рекламных плакатов, афиш, ресторанных меню, календарей и визитных карточек.

Судьбоносной стала встреча художника с актрисой Сарой Бернар. Когда актриса увидела плакат, выполненный в технике многоцветной литографии, она пришла в восхищение и захотела увидеть автора. По ее рекомендации Муха получил должность главного декоратора театра и с тех пор оформлял афиши, костюмы и декорации к ее выступлениям.

В России имя знаменитого чешского художника Альфонса Мухи мало известно. А между тем, оно стало буквально символом живописи конца «золотого» – начала «серебряного» веков. Его стиль (в живописи, архитектуре, малых декоративных формах) так и назвали – «стилем Мухи». Или – «модерн», «югендстиль», «сецесьон». Название пришло из Франции. Да и самого художника в Европе порой считают французом. Но это не так.

Альфонс Муха - выдающийся чешский художник, мастер театральной и рекламной афиши. Один из ярчайших художников стиля модерн.

Роскошные и чувственные «женщины Мухи» тиражировались и расходились тысячными тиражами в плакатах, открытках, игральных картах. Кабинеты светских эстетов, залы лучших ресторанов, дамские будуары украшали шёлковые панно, календари и эстампы мастера. В этом же стиле были созданы красочные графические серии «Времена года», «Цветы», «Деревья», «Месяцы», «Звёзды», «Искусства», «Драгоценные камни», которые до сих пор тиражируются в виде арт-постеров.

В 1898-1899 годах Альфонс Муха работал над обложками и иллюстрациями для парижского журнала «Кокорико» («Cocorico»). На его страницах был напечатан и выполненный карандашом и гуашью цикл «12 месяцев» - изображения женских фигур, иногда обнажённых, а также изящных дамских головок. Женщины на его литографиях привлекательны и, как сказали бы сейчас, сексуальны.

На рубеже веков Альфонс Муха стал настоящим мэтром, к которому внимательно прислушивались в кругах художественной общественности. Порой даже стиль ар нуво во Франции называли стилем Мухи. Поэтому закономерным представляется выход в свет в 1901 году книги художника «Декоративная документация».

Это наглядное руководство для художников, на страницах которого воспроизведены разнообразные орнаментальные узоры, шрифты, рисунки мебели, различной утвари, столовых наборов, ювелирных изделий, часов, гребней, брошей.

Техника оригиналов - литография, гуашь, рисунок карандашом и углём. Многие работы художника впоследствии были выполнено в металле и дереве, например золотые броши и ожерелье с портретами Сары Бернар, предназначенные для самой актрисы.

В 1906 году Альфонс Муха уезжает в Америку, чтобы заработать деньги, необходимые для осуществления мечты всей его творческой жизни: создания картин во славу своей Родины и всего славянства.

Несмотря на творческий и финансовый успех в США, американская жизнь тяготила Муху своей ориентацией исключительно на деньги, он мечтал вернуться в Чехию. В 1910 году он возвращается в Прагу и все свои силы фокусирует на «Славянской эпопее». Этот монументальный цикл был передан им в дар чешскому народу и городу Праге, но не имел успеха у критиков искусства.

Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем. Фигура прекрасной и девически грациозной женщины, свободно, но нерасторжимо вписанная в орнаментальную систему из цветов и листьев, символов и арабесок, стала его фирменным знаком.

Центром композиции, как правило, является молодая здоровая женщина славянской внешности в свободной одежде, с роскошной короной волос, утопающая в море цветов - иногда томно-пленительная, иногда загадочная, иногда грациозная, иногда неприступно-роковая, но всегда обаятельная и миловидная.

Картины Альфонса Мухи обрамляют замысловатые растительные орнаменты, не скрывающие своего византийского или восточного происхождения. В отличие от тревожных картин современных ему мастеров - Климта, Врубеля, Бакста - произведения Альфонса Мухи дышат спокойствием и негой. Стиль модерн в творчестве Мухи - это стиль женщин и цветов.

Открытая чувственность работ Мухи до сих пор завораживает зрителей, несмотря на то, что каждая эпоха создаёт свои, новые формы эротического идеала. Все критики отмечают «поющие» линии на картинах Мухи и изысканный колорит, тёплый, как женское тело.

Немало украшений по эскизам Мухи было сделано для невесты, а затем и супруги художника - Марии Хитиловой, которую художник и его друзья звали Марушкой. Хитилова была соотечественницей Мухи. Поженились они в 1903 году и прожили вместе всю жизнь.

Мария была младше художника на 22 года и примерно настолько же его пережила. В ее чувствах к художнику отсутствовал материальный расчёт, ведь на момент их свадьбы долги Альфонса Мухи намного превышали его состояние.

Мария Хитилова стала постоянной натурщицей Мухи, и на многих картинах легко угадываются её черты. В их браке родились две дочери, которые, когда выросли, тоже стали персонажами многих картин художника. Рыжеволосые славянки-красавицы на картинах Альфонса Мухи продиктованы именно образами жены художника и его дочерей – все они обладали этим типом внешности.

Многие изобразительные элементы его творчества можно найти в работах современных дизайнеров, иллюстраторов и мастеров рекламы. Муха преклонялся перед идеалом художественной многогранности. Он был не только живописцем и графиком. Муха умел делать то, что мало кому удавалось: он вносил в повседневную, бытовую жизнь красоту, заставлял по-новому посмотреть на второстепенное искусство плакатов, афиши и оформление разнообразных товаров.

Художник создавал не только настоящие картины и , но и делал произведениями искусства простые вещи, окружающие нас. Будучи типичным воплощением художественных поисков рубежа XIX-XX столетий, «стиль Мухи» стал образцом для целого поколения художников-графиков и дизайнеров. И сегодня стиль модерн мы представляем сквозь произведения Альфонса Мухи, при этом, не зная имени художника.

Мы помним не столько его имя, сколько его произведения, продолжающие оставаться популярными и у посетителей музеев, и у дизайнеров.

Муха выразил стиль модерн в ясных, отчётливых и выразительных формах, легко запоминающихся даже неискушённым зрителем. Чистота выражения стиля делает творчество Альфонса Мухи уникальным явлением в истории

Скончался художник 14 июля 1939 года – ровно через 4 месяца после оккупации Чехии и Моравии нацистскими войсками и за 10 дней до своего семидесяти девятилетия.

В наши дни в Праге работает музей, посвящённый творчеству художника. Там же можно найти множество сувенирной продукции с изображениями картин и иллюстраций Альфонса Мухи.




«Славянская эпопея»












Альфонс Мариа Муха - знаменитый чешский художник, ярчайший представитель арт-нуво, произведениями которого восхищаются и по сей день. Его шедевры, приобретшие большую популярность еще на момент их создания, сегодня тиражируются сотнями копий. Живописные произведения Альфонса Мухи украшают элитные здания особняков, его манеру исполнения копируют крупнейшие дизайнеры мира, его эскизы включают в свои работы стилисты и даже тату-мастера.

Детство

Будущий художник Альфонс Муха родился во второй половине XIX века - 24 июля 1860 года в небольшом уютном городке на юге Чехии. От родителей Альфонс получил как моравские, так и польские корни. Помимо будущего художника, отца - Ондрея Мухи, и матери - Амалии, в семье было еще пятеро детей. Благодаря тому что отец Альфонса работал судебным чиновником, а мать получила некоторую часть средств от обеспеченных родственников, семья не голодала. Денег хватало на приличную одежду, обучение и некоторые светские развлечения.

Еще в детстве Альфонс Муха проявлял различные творческие способности - в раннем возрасте у него был замечен острый музыкальный слух, позже - актерские данные. Около 10-11 лет будущего художника приняли в юношеский хор капеллы собора Святых Петра и Павла. Его участие в данном хоре позволило мальчику поступить в хорошую по тем временам гимназию, где он получал как церковное, так и светское образование.

Юношество

По мере обучения увлеченность музыкой стала утихать, в то время как страсть к изобразительному искусству лишь возрастала. В 19 лет закончив гимназию, Муха пытается поступить в Академию художеств в Праге. После того как попытка не увенчалась успехом из-за вступительных экзаменов, Альфонс пробует развивать себя в живописи самостоятельно. Он расписывает афиши театров и пригласительных билетов, изучает различные художественные жанры и формы.

Начало творческой карьеры

В качестве декоратора оригинальных и ярких афиш в свою мастерскую Муху приглашает театральный мастер Бриши-Бургхардт. Согласившись работать в его мастерской, Альфонс переезжает из Бруно в Вену, где он работает ровно полтора года, пока сильнейший пожар не уничтожает мастерскую. Уволенный из-за банкротства Бриши-Бургхардта, Муха направляется в небольшой город Микулов, куда его пригласил граф Куэн-Беласси для росписи своего замка. Работа, произведенная Альфонсом, впечатлила графа, из-за чего начинающему художнику он предлагает также расписать второй замок, который был создан для его супруги Эммы Куэн-Беласси.

После совместного путешествия с графом и его женой по Европе Муха отправляется в Мюнхен. Там он поступает в Академию изящных искусств. Тем не менее на обучение живописи в академии Альфонса хватает ровно на два года - в 1887 году художник вновь берет работу от Куэн-Беласси и какое-то время живет на получаемые от него средства. В том же году Альфонс принимает решение переехать в Париж. В данном городе его принимают на обучение сразу два престижных учреждения - Академия Жюлиана и Академия Коларосси. В это же время Муха под сильным впечатлением от работ Макарта работает над созданием своего индивидуального стиля, закладывает в него те художественные основы, которые будут отражаться в его произведениях до конца жизни.

Безоблачная жизнь в Париже резко оборачивается многочисленными проблемами, когда граф Куэн-Беласси, на чьи средства жил Муха, умирает. Художник отказывается от обучения в академии, начинает зарабатывать на жизнь росписью афиш, плакатов и даже ресторанных меню. Начав получать регулярные заказы, Альфонс Муха открывает свою маленькую мастерскую.

В 1892 году художник получает крупный заказ на оформление работы исторического содержания. Именно опыт, извлеченный Мухой при создании иллюстраций к данному труду, впоследствии лег в основу самой известной его серии картин - «Славянской эпопеи».

Парижский период

Поворотным в судьбе и стилистике работ моментом стал заказ на оформление премьерной афиши от известного театра. Мухе предстояло создать иллюстрацию к пьесе «Жисмонд», где одну из главных ролей исполняла актриса Сара Бернар. Восхищенный ее невероятной женственностью и утонченностью образа, Альфонс создает работу, которая тут же приковывает взгляды всех парижан к молодому художнику.

Плавность линий, мягкость очертаний и некая воздушность стиля Мухи делают его главным декоратором театра «Ренессанс». Впечатленная иллюстрацией Альфонса, Сара Бернар настаивает на ее знакомстве с ним. Их романтические отношения, стремительно вспыхнув, столь же стремительно потухли.

Восхождение

В последующие годы Альфонс Муха создает еще ряд знаменитых афиш, которые прочно закрепили его как одного из лучших иллюстраторов и живописцев (1896 год - «Дама с камелиями», «Медея», 1897 год - «Самаритянка», «Тоска» и т.д.). Известность художника растет. Муха получает множество самых разнообразных заказов - от создания театральных костюмов к пьесе до дизайна интерьеров. В это же время Альфонс начинает выступать в роли дизайнера ювелирных украшений - он создает как серьги и кольца, так и шкатулки, подсвечники, брошки и даже заколки. Слава талантливого художника, предлагающего нечто совершенно новое, «современное» и при этом эстетически гармоничное, стремительно расходится по всей Франции.

Слегка абстрагируясь от собственных успехов в сфере иллюстрирования, художник Альфонс Муха пробует создать целые серии работ, объединенных между собой одной цельной идеей или мыслью. Из-под его руки появляются такие серии, как «Времена года», «Деревья», «Луна и звезды».

Выставки работ Альфонса Мухи организуются в крупнейших городах Европы. В 1895 художник сталкивается с символистами и ненадолго примыкает к ним. Знакомство Мухи с братьями Люмьер (создателями первого киноаппарата и движущегося изображения) побуждает его экспериментировать с созданием собственных работ - позже, работая над серией «Славянская эпопея» художник будет использовать в качестве основы для картины сфотографированные им снимки натурщиц (фото Альфонса Мухи за работой представлено ниже). В 1900 году Альфонс помогает отделать один из павильонов Всемирной выставки, проходящей во Франции. За время своей работы Муха тесно знакомится с историей славян, что откладывает определенный отпечаток на последующие его работы.

Переезд в Америку

В 1905 году Альфонс Муха получает приглашение от Американского общества иллюстраторов. Художник переезжает, становится преподавателем в крупном художественном учреждении. В 1906 году он делает предложение руки и сердца Марии Хитиновой. За время проживания в Америке Муха получает множество крупных заказов. Тем не менее, несмотря на славу и всеобщее восхищение, художника с каждым годом все больше тянет на родину, где он не был долгое время. В 1910 году Альфонс Муха уходит с должности преподавателя и возвращается вместе с супругой в Чехию.

Возвращение на родину и создание серии «Славянская эпопея»

Устав от излишка славы, современности с ее ложными материалистическими идеалами, Муха уезжает за город, где в одном из замков он начинает активно рисовать. Идеи, которые он копил в течение всей своей жизни и которые окончательно сформировались во время его проживания в Америке, дают возможность появиться на свет таким великим произведениям, как «Славяне на исторической родине», «Отце наш», «Славянская литургия» и др. Огромные полотна, подчас не вмещающиеся в помещение из-за своих размеров, отражали историю гонений славян, их праздников, развитие их культурного наследия.

Через восемнадцать лет, окончив двадцать главных произведений своей жизни, Альфонс Муха преподносит свои картины Праге, как своей первой музе и родине. Однако данные полотна не были оценены зрителями в полной мере - за долгие годы, пока Муха трудился в своем замке, произошла резкая смена как в мировоззрении, так и в сознании людей. Наступил век модерна, нежные, женственные, великие и утопические идеи арт-нуво были уже «устаревшими».

Вторая мировая война и смерть Альфонса Мухи

Начавшаяся в скором времени война вынудила Муху спрятать свои картины, так как он понимал, что они станут одним из первых пунктов в списке уничтожения. В 1939 году, во время Второй мировой войны, немецкие солдаты, захватив Чехию, долго и мучительно пытали уже немолодого художника о месте нахождения главных полотен его жизни. Так и не выдав тайны, Альфонс Муха заболевает от перенесенных им страданий и умирает 14 июля 1939 года.

Картины, о которых так пытались узнать гестаповцы, удалось сберечь практически чудом - скатав их в свитки, их спрятал в подвале полуразрушенного музея один из его служащих. Благодаря этому дерзкому поступку, который мог стоить мужчине жизни, картины были спасены.

Стиль Альфонса Мухи

Художник известен во всем мире как величайший представитель арт-нуво. Его произведения отличались особой утонченностью, практически сказочным изяществом, где свет и тень, взаимодействуя, создают воздушную дымку, отчего пространство картины кажется туманным и слегка нечетким, «расфокусированным».

На своих полотнах Альфонс Муха изображает женщин как героинь поэтической баллады - с правильными, благородными чертами лица и заманчивыми улыбками, с яркими глазами и роскошными волосами, обрамляющими их тела сплошными узорчатыми завитками, они предстают зрителям то в образе времен года, то в образе звезд, то в образе принцесс и цариц.

Более серьезные его работы, выполненные в конце жизни и вошедшие в целые серии картин, созданы с профессионализмом великого художника. В эмоциях героев появляются самые разные чувства: гнев, ярость, отчаяние, боль, страх, счастье, ликование, злорадство и т.д. Более поздние картины дают зрителям возможность насладиться не только эстетичностью изображения, но и вникнуть в глубокий психологизм, запечатленный на холсте.

К наиболее известным картинам художника можно отнести:

  1. серия «Времена года»;
  2. серия «Луна и звезды»;
  3. серия «Славянская эпопея»;
  4. серия «Отце наш»;
  5. «Мадонна с лилиями»;
  6. «Дух весны»;
  7. «Девушка с распущенными волосами» и др.

Описание картин Альфонса Мухи «Времена года» начинается с героинь, запечатленных на холсте. Весна, Лето, Осень и Зима изображены как женщины, руководящие теми или иными силами природы.

На картине «Лето» героиня, изнывающая от жары, смотрит на зрителя с легкой сонной полуулыбкой. От ее разгоряченного стройного тела и румянца на щеках веет теплом и солнечным зноем, атмосфера которых правдоподобно передана в смешении красок и воздушности, «влажности» летнего воздуха. Описание картины, плаката Альфонса Мухи под названием «Зима» прямо противоположное. Героиня картины «Зима», напротив, закутана в одежды. В этом и есть прелесть "Времен года" Альфонса Мухи - в непохожести картин. Так, слегка втягивая голову в плечи и поднося красные от холода руки к лицу, девушка тем самым передает атмосферу подлинного холода и сдержанности всех природных красок.

Альфонс Муха, «Славянская эпопея»

«Славянская эпопея» - серия из двадцати картин, отражающаяся славянское единство, идею сопричастности. Каждая из работ имеет огромные для полотен размеры (примерно 6*8 метров). Поразительная красочность, сочность, драматизм и глубокий психологический подтекст сделали данные картины достоянием Чехии.

Наиболее известные картины из серии «Славянская эпопея»:

  1. «Славяне на исконной родине»;
  2. «Введение славянской литургии»;
  3. «Гора Афон»;
  4. «Апофеоз истории славянства»;
  5. «Встреча в Кржижках»;
  6. «Праздник Светотита на основе Руга».

Плакаты девушек

Знаменитые афиши и плакаты художника, на которых запечатлены поэтические женские образы, до сих пор тиражируются сотнями копий. Главное в описании картин Альфонса Мухи, плакатов - девочка.

Раздувающиеся от легкого ветра длинные, блестящие на солнце волосы обрамляют чувственные девичьи лица, придавая им некую схожесть с христианской Мадонной. Стройные тела, облаченные в летящие дымчатые одежды, неизменно выделяются на чуть затемненном, как бы уходящем вдаль фоне. На каждой из девушек имеется большое количество различных украшений - обилие мелких витиеватых деталей, разноцветных пятен и завитков и сделало когда-то А. Муху знаменитейшим представителем арт-нуво.

Описание картины, плаката Альфонса Мухи «Девушка с распущенными волосами» может выглядеть следующим образом. Ее можно назвать наиболее нехарактерной для стиля художника. Отсутствие красочных деталей и всякого интереса натурщицы к художнику и создаваемому им полотну, склоненные плечи, в которых отражены усталость и грусть, наличие обыденной житейской атмосферы в свое время удивили современников. Описание плаката Альфонса Мухи можно продолжать бесконечно... Тем не менее это полотно сумело доказать, что Муха способен метко передавать психологические переживания, пики эмоциональных и чувственных волнений. В похожем стиле было выполнено также еще несколько работ, к числу которых относится портрет дочери художника Ярославы.

Альфонс Муха — чешско-моравский живописец, театральный художник, иллюстратор, ювелирный дизайнер и плакатист, один из наиболее известных представителей стиля «модерн».

Биография Альфонса Мухи

Ранний период

Альфонс Муха родился в городке Иванчице (Айбеншютц) (чеш. Ivančice , нем. Eibenschütz ) в Южной Моравии, недалеко от Брно, в семье небогатого судебного чиновника Ондрея Мухи, отца шестерых детей от двух браков. Матерью художника была Амалия Муха, дочь богатого мельника. В детстве Альфонс увлекался пением и был принят певчим в хор мальчиков капеллы собора Св. Петра и Павла в Брно, что позволило ему учиться в гимназии. К этому же времени относятся и его первые опыты живописи (акварель «Жанна д’Арк»). По окончании гимназии он пытался поступить в пражскую Академию художеств, но не выдержал экзамены и некоторое время по протекции отца работал писарем в суде своего родного городка. Всё своё свободное время он посвящал занятиям в местном любительском театре - вначале как актёр, затем как декоратор и художник афиш и пригласительных билетов.

В 1879 году Муха был замечен и приглашён в Вену в художественные мастерские Каутский-Бриоши-Бургхардт, в качестве художника театральных декораций. Но после пожара в «Рингтеатре» в 1881 году, который привел к гибели около 500 человек и уничтожил его мастерскую, декораторская фирма потерпела крах, а сам он был настолько потрясён, что покинул Вену и переехал в небольшой моравский городок Микулов (Никольсбург), где работал над украшением родового замка графа Карла Куэна-Беласси, а затем и его парадного дворца Эммахоф (названного в честь Эммы — жены графа) в моравском городе Грушовани. Вскоре художник совершил, вместе с супругами Куэн-Беласси, путешествие в Северную Италию и в австрийский Тироль. Там Альфонс Муха некоторое время расписывал стены замка, принадлежавшего брату Куэн-Беласси. Восхищённый талантом юного мораванина, граф согласился оплатить расходы по его учёбе в Мюнхенской академии изящных искусств. Здесь Муха вскоре возглавил Ассоциацию Славянских художников.

Жизнь в Париже

После двух лет занятий в Мюнхене Муха в 1887 году переезжает в Париж и поступает в Академию Жюлиана, а затем в Академию Коларосси, наиболее известные художественные школы своего времени. Однако, в том же 1887 году граф Куэн-Беласси покончил с собой. Муха остался без средств к существованию. Ему пришлось прервать системные занятия живописью и зарабатывать на жизнь изготовлением рекламных плакатов, афиш, календарей, ресторанных меню, приглашений, визитных карточек. Его мастерская находится над кондитерской мадам Шарлотты (в течение некоторого времени он делил её с Ван Гогом). Впрочем, иногда случались и серьёзные заказы. Так, в 1892 году Муха проиллюстрировал многотомный труд «Сцены и эпизоды из истории Германии», французского историка Шарля Сеньобоса. Обращение к великим людям и великим событиям не только германского, но и общеевропейского прошлого обогатило художника ценным опытом, который впоследствии пригодился ему при работе над своим самым знаменитым творением - «Славянской эпопеей».

Поворот в судьбе моравского гения наступил в 1894 году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ наафишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар.

Эта работа моментально сделала его едва ли не самым популярным художником в Париже. Восхищенная Сара Бернар пожелала познакомиться с неизвестным художником, и по её настоянию он получил место главного декоратора театра. За последующие шесть лет из-под его кисти вышло множество афиш к спектаклям, к самым известным из которых относятся «Дама с камелиями», «Медея», «Самаритянка», «Тоска» и «Гамлет», а также декорации её постановок, костюмы и украшения. Некоторое время Муха был также любовником знаменитой актрисы.

В эти годы он приобрел широкую известность как автор этикеток и виньеток разнообразных товаров - от шампанского и бисквитов до велосипедов и спичек, а также как дизайнер ювелирных украшений, интерьеров, предметов прикладного искусства (ковры, портьеры и т. д.).

От заказов не было отбоя. Газеты писали о феномене Мухи, в Париже даже появилось новое понятие - «La Femme Muchas». Роскошные, чувственные и томные «женщины Мухи» тиражировались моментально и расходились тысячными тиражами в плакатах, открытках, игральных картах… Кабинеты светских эстетов, залы лучших ресторанов, дамские будуары украшали шелковые панно, календари и эстампы мастера. В этом же стиле были созданы красочные графические серии «Времена года», «Цветы», «Деревья», «Месяцы», «Звезды», «Искусства», «Драгоценные камни», которые до сих пор тиражируются в виде арт-постеров (и подвергаются беззастенчивому плагиату на всех уровнях). Одно из известнейших парижских графических издательств, «Шампенуа» (Le Champenois ), заключает с ним эксклюзивный контракт на его прикладное творчество.

Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем.

Центром композиции, как правило, является молодая здоровая женщина славянской внешности в свободной одежде, с роскошной короной волос, утопающая в море цветов - иногда томно-пленительная, иногда загадочная, иногда грациозная, иногда неприступно-роковая, но всегда обаятельная и миловидная. Картины обрамляют замысловатые растительные орнаменты, не скрывающие своего византийского или восточного происхождения. В этом же стиле были выполнены и литографии Мухи, иллюстрировавшие «Ильзу, принцессу Триполийскую» Робера де Флёра… В отличие от тревожных картин современных ему мастеров - Климта, Врубеля, Бакста - произведения Альфонса Мухи дышат спокойствием и негой.

В 1895 году Муха входит в круг символистов «Салон ста» (Salon des Cent ), группировавшихся вокруг небольшой одноименной художественной галереи, к которому принадлежали такие личности как художники Боннар, Тулуз-Лотрек, Грассе, поэты Верлен, Малларме и другие. В число его знакомых входят братья Люмьер, вместе с которыми он участвует в опытах по кинематографии, и Стриндберг. Начиная с 1897 года он организует персональные выставки в Париже и других городах Европы, включая Прагу, пользующиеся огромным успехом, журнал La Plume посвящает ему специальный номер. В 1900 году Муха принимает участие в отделке павильонаБоснии и Герцеговины на Всемирной выставке в Париже. Это событие побудило его заинтересоваться историей славян, что в дальнейшем привело к созданию цикла «Славянская эпопея».

Снова домой

Сразу же после возвращения в Чехию в огромном Хрустальном зале замка Збирог недалеко от Праги он принялся за работу. В течение последующих восемнадцати лет из-под его кисти вышло двадцать монументальных полотен, изображающих переломные вехи в истории славянских народов, в частности, «Славяне на исторической родине» («Славяне на прародине»), «Симеон, царь Болгарии», «Проповедь магистра Яна Гуса», «После Грюнвальдского сражения», «Ян Коменский покидает родину» и «Отмена крепостного права на Руси». В эти же годы он работает над интерьерами самых известных зданий Праги в стиле модерн - Муниципального дома, отелей «Европа» и «Империал», создает эскиз главного витража достраиваемого собора Святого Вита в Пражском Граде.

После образования в 1918 году независимой Чехословакии Муха поглощен созданием «официального» графического стиля нового государства: его таланту принадлежат образцы первых банкнот и почтовых марок страны, один из вариантов государственного герба и даже правительственные бланки и конверты.

В 1928 году Муха заканчивает свою «Славянскую эпопею» и дарит её городу Праге. Вследствие того, что в тогдашней Праге не нашлось галереи, которая могла бы разместить её всю целиком, она временно экспонировалась в Дворце ярмарок, а после войны была помещена в замке в городке Моравский Крумлов (доступна для осмотра с 1963 года).

К концу его жизни интерес к нему был потерян: в Чехословакии 1930-х годов (период расцвета функционализма), а также в социалистический период его творчество считалось устаревшим и чрезмерно националистическим.

Патриотизм художника (не столько моравский или чешский, сколько общеславянский) был настолько известным, что власти гитлеровской Германии включили его в список врагов III Рейха — несмотря даже на весьма значительный вклад Альфонса Мухи в немецкую культуру. После захвата Праги в марте 1939 года, Гестапо несколько раз арестовывало престарелого художника и подвергало допросам, в результате чего он заболел пневмонией и скончался 14 июля 1939 года. Альфонс Муха был похоронен на Вышеградском кладбище .

Творчество художника

В центре своих плакатов Муха помещал идеализированный образ женщины: плавность линий, близость к природным формам, отказ от заостренных углов – эти характерные приметы Арт Нуво оставляли неизгладимое впечатление в сознании реципиентов.

Сам женский образ использовался тогда в рекламных целях впервые, но история показала, какой успех приобрел этот опыт, и по сей день использующийся специалистами таких ведущих в области рекламной индустрии стран как США. Однако нужно отдать должное Мухе: в его работах сложно найти малейший намек на слащавость, чего не скажешь о современных аналогах. Возможно здесь свою роль сыграло то обстоятельство, что эстетика чешского художника формировалась под влиянием средневековых сюжетов и кельтской мифологии. Это, с одной стороны, внесло разнообразие символики в его творения, и, с другой стороны, способствовало орнаментальному усложнению многих плакатов. Для упорядоченности рассмотрения фона произведений Мухи необходимо внести условную классификацию:

Цветочные мотивы, позаимствованные из восточной культуры, стали неотъемлемым атрибутом картин эпохи модерна для многих художников: плывущие стебли и бледные лепестки полностью отвечали концепции Арт Нуво не только своими формами, но и сочетанием не сочетавшихся до этих пор красок. В работах Мухи можно найти яркое подтверждение этому: пастельные тона, экзотические очертания, словно бы повторяющие образ прекрасной дамы, расположенной на первом плане с ее летящими нереально длинными волосами, одетой в легкие, сродни греческим туникам, одежды – все это создавало неповторимую гармонию и единство, обусловленное взаимопроникновением элементов женской фигуры и фона.

Переходя к рассмотрению орнамента, нужно отметить, что самой часто используемой геометрической фигурой в произведениях Мухи является круг как символ бесконечного повторения, круговорота, а также как символ женского начала. Даже надписи рекламного характера позади образа прекрасной дамы располагались полукругом с плавно очерченными буквами.

Еще один мотив – символическое изображение подковы в увеличенном виде, с расписным орнаментом внутри.

Здесь опять-таки кроется отсылка к языческому мироощущению, не говоря уже о фоновых изображениях с использованием мифических существ. Творческая концепция Мухи находила свое отражение в каждой детали созданных им картин и плакатов: эмоционально выполненная, наполненная силой фигура, занимающая большую часть пространства, была бы незаконченной без соответствующего фона, сочетающего черты изобразительного и прикладного искусства. Муха сознательно искал компромисс между византийским и восточным началами, между современностью и насыщенными мифологическими сюжетами, он превращал изысканные портреты женщин в произведения массового искусства и преуспел в этом: повседневная жизнь уже впитывала в себя новые формы.

Таким образом, подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что плакатная реклама конца XIX века состоит из подлинных шедевров изобразительного искусства: уличные плакаты создавались не исключительно в маркетинговых целях, они выражали настроения целой эпохи, а значит, стремились покорить умы не ради коммерческой выгоды, но для всецелого перехода к новому видению реальности, избавленной от консерватизма прошлых лет .

Библиография

  • Официальный сайт фонда А. Мухи(англ.)
  • Работы Альфонса Мухи
  • Альфонс Муха. Превращая «земное» в искусство
  • Альфонс Муха и его шедевры в стиле модерн
  • Около 300 работ Альфонса Мухи
  • Альфонс Муха(Славянская эпопея)
  • Альфонс Муха: Цветы и грезы Арт Нуво
  • «Славянская эпопея» Альфонс Муха
  • Veletržní palác (Kontakty)

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org ,

Если вы нашли неточности, или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@сайт, мы, и наши читатели, будем вам очень благодарны.