Художник лисицкий краткая биография. Художник–изобретатель Эль Лисицкий. Художник Эль Лисицкий картины

Лазарь Маркович (Мордухович) Лисицкий (*22 ноября 1890 - †30 декабря 1941) - советский художник и архитектор, также широко известный как «Эль Лисицкий».

Эль Лисицкий один из выдающихся представителей русского и еврейского авангарда. Вместе с Казимиром Малевичем разрабатывал основы супрематизму.

В 1918 году в Киеве Лисицкий стал одним из основателей «Культур-лиги» (идиш: лига культуры) - авангардного художественного и литературного объединения, которое ставило своей целью создание нового еврейского национального искусства. В 1919 году по приглашению Марка Шагала переехал в Витебск, где преподавал в Народном художественном училище (1919-1920).

В 1917-1919 годах Лисицкий посвятил себя иллюстрации произведений современной еврейской литературы и в особенности детской поэзии на языке идиш, став одним из основателей авангардного стиля в еврейской книжной иллюстрации. В отличие от склонного к традиционного еврейского искусства Шагала, с 1920 года Лисицкий под влиянием Малевича обратился к супрематизму.

Лисицкий умер от туберкулеза в декабре 1941 года. Его последней работой был плакат «Давайте нам больше танков». Похоронен на Донском кладбище в Москве, вместе со своим отцом Марком Соломоновичем, родным братом Рувимом и его женой Лелей.

Известия АСНОВА, 1920-е

В 1926 году под редакцией Л. Лисицкого и Н. Ладовского был издан первый номер «Известий АСНОВА (Ассоциации новых архитекторов)», в который вошли статья Ладовского «Основы построения теории архитектуры» и наиболее значительные проекты членов ассоциации 1923—1925 годов.

Кунстизмы, 1920-е, Книги

«Кунстизмы». Книга — монтаж о новом искусстве изданная Эль Лисицким вместе с Гансом Арпом в 1925 году.

Обложка журнала «Журналист», № 1, 1929 год

Есть метро!

Страница из журнала «СССР на стройке», № 8, 1935 год. Автор Эль Лисицкий.

Первый в Москве трамплин для прыжков на лыжах. Воробьевы горы

Афиша выставки достижений СССР в Германии, 1929 год

Афиша лекции Казимира Малевича в Оренбурге

В июле 1920 года в Оренбург приезжают Казимир Малевич и Эль Лисицкий, лидеры УНОВИСа - движения утвердителей нового искусства. Малевич читает лекцию «Государство Общество Критика и Новый художник (Новатор)». После чего весь август вместе с Лисицким (автором эскизов знамен новой России) отдыхают в кумысолебнице под Оренбургом.

Обложка книги «Записки поэта»

Обложка книги «ZOO или Письма не о любви»

Плакат СССР на международной выставке меха, 1930 год

Эль Лисицкий — Топография типографики. 1920-е

Тезисы сформулированные Эль Лисицким о типографике и визуальном восприятие.

1. Слова, напечатанные на листе, воспринимаются глазами, а не на слух.
2. С помощью обычных слов представляются понятия, а с помощью букв понятия могут быть выражены.
3. Экономия восприятия — оптика вместо фонетики.
4. Оформление книжного организма с помощью наборного материала по законам типографской механики должно соответствовать силам сжатия и растяжения текста.
5. Оформление книжного организма с помощью клише реализует новую оптику. Сверхъестественная реальность совершенствует зрение.
6. Непрерывная последовательность страниц — биоскопическая книга.
7. Новая книга требует новых писателей. Чернильница и гусиные перья мертвы.
8. Напечатанный лист побеждает пространство и время. Напечатанный лист и бесконечность книги сами должны быть преодолены.

Художник


Проун 1А, Мост I Предложить название

Абстракция в розовых тонах

Клином красным бей белых, 1920

Вот два квадрата, 1920

Геометрическая абстракция

Преподаватели Народного художественного училища

Преподаватели Народного художественного училища. Витебск, 26 июля 1919 года. Сидят слева направо: Эль Лисицкий, Вера Ермолаева, Марк Шагал, Давид Якерсон, Юдель Пэн, Нина Коган, Александр Ромм. Стоит делопроизводительница училища.


30 декабря 1941 года ушел из жизни один из основателей советского дизайна, архитектор и художник Лазарь Лисицкий, ярчайший представитель мирового авангарда, мечтавший о создании новой супрематической Вселенной.

Еврейский авангард

Молодой художник Лазарь или, (как он сам подписывался), Эль Лисицкий вдохновлялся идеей становления нового еврейского искусства. В 1916 году он, уже с дармштадтским архитектурным образованием за плечами, спешит принять участие в коллективных выставках еврейского общества, а в следующем году увлеченно иллюстрирует книги на идиш, позже, потянувшись к корням, отправляется в экспедицию по Белоруссии и Литве в поисках памятников еврейской старины, выпускает репродукции уникальных росписей могилевской синагоги. Конечно, он космически (или супрематически) далек от традиционного искусства, но использует в работах народную еврейскую символику. В 1919 году он уже во главе еврейского авангарда – художественного и литературного объединения «Култур-лиге». Лисицкий задал основное направление в еврейской книжной графике, а коллекционеры льют слезы радости, заполучив еврейские сказки в его оформлении на аукционе Кристис.

Искусство проунов

Вдруг Лисицкий понимает, что плоская поверхность холста ограничивает его как художника. Эль создает так называемые проуны («проекты утверждения нового»), в которых живопись граничит с архитектурой. "Мы увидели, что новое живописное произведение, создаваемое нами, уже не является картиной. Оно вообще ничего не представляет, но конструирует пространство, плоскости, линии с той целью, чтобы создать систему новых взаимоотношений реального мира. И именно этой новой структуре мы дали название - проун" – пишет он в немецкое архитектурное издание. Таким образом, Лисицкий создает объемные трехмерные супрематические миры, призванные совершить революцию в искусстве 20-х годов.

Дизайн выставочного пространства

Лисицкий создает комнату проунов для Большой Художественной выставки в Берлине в 1923 году. Посетитель выставки неожиданно оказывался в самом проуне, пространство которого из плоскости переходило в объем. Так «Комната Проунов» из зала превращалась в произведение искусства. Использованные в «Комнате Проунов» принципы пригодились для оформления выставки работ Пита Мондриана, Владимира Татлина и других художников в 1925-1927 годах. Экспозиция вступала во взаимодействие с пораженным зрителем, залы разделялись причудливыми ширмами, при движении с помощью оптического обмана цвет комнаты менялся, стены двигались.

Горизонтальный небоскреб

В архитектурных проектах Лисицкий опять брал за основу свои любимые проуны. Одной из самых ярких работ, повлиявших на современных архитекторов, является проект горизонтального небоскреба у Никитских ворот. Кто мог подумать, что эта фантастическая идея станет реальной и даже привычной в скором будущем! Проект не был реализован, а единственным примером воплощения архитектурных задумок Лисицкого служит несчастная типография «Огонька» в 1-м Самотечном переулке, у которой не так давно чуть не сгорела крыша. Идея Лисицкого вдохновила архитектора здания Министерства автомобильных дорог в Тбилиси. На берегу реки Куры стоит это удивительное сооружение, похожее на кубик Рубика. В Европе архитектурные замыслы Лисицкого воплощаются, перерабатываются и снова воплощаются. Стоит только взглянуть на современный мастер-план Вены! В ХХI веке небоскреб горизонтальный вдруг становится как-то ближе, понятнее вертикального.

Складное кресло

Складная и трансформируемая мебель прочно вошла в наш современный обиход. В 30-е годы Лисицкий с учениками именно ее и разрабатывал. А проект экономичной квартиры произвел фурор на выставке в 1930-м году. В квартире все поворачивалось, совмещалось и перевоплощалось. Жилец сам решал, где ему спать, а где - есть. Разрабатывая пространство квартиры, Эль Лисицкий мастерски использовал ее небольшую площадь. Тогда же было создано его знаменитое разборное кресло, вошедшее во все каталоги «классической» авангардистской мебели.

1929 год, Цюрих, «Русскую выставку» представляет двухголовое сливающееся в любви к социализму существо. Головы восседают на абстрактных архитектурных фигурах, улыбаются и мечтательно смотрят вперед. Этот плакат Лисицкий создает в технике фотомонтажа, им он серьезно увлекался и использовал в 1937 году для создания четырех выпусков журнала «USSR in Construction», посвященных принятию Сталинской Конституции. Лисицкий выполнил в духе супрематизма несколько агитационных плакатов, которые до сих пор пользуются популярностью, например, «Клином красным бей белых!». На основе этого знаменитого плаката до сих пор создают логотипы, интернет-мемы, коллажи.

Искусство книги

В 20-е годы что-то совершенно новое появлялось в мире книги, что-то странное происходило и с ее обложкой. Лисицкий объявил книгу целостным художественным организмом, а к дизайну ее подошел как архитектор. «Новая книга требует новых писателей. Чернильница и гусиные перья мертвы» - пишет он в своих заметках «Топография типографики». Никаких вам больше живописных картинок во всю страницу – оформление и содержание едины! Форма шрифта неразрывно связана со смыслом, поэтому буквы не идут единой строчкой, а «приплясывают», интервал между ними то сокращается, то увеличивается, помогая минимальными средствами добиться предельной выразительности («Сказ про два квадрата»). Результатом сотрудничества Лисицкого с Маяковским стала вышедшая в начале 1923 г. в Берлине книга-шедевр «Маяковский для голоса». Примечательно, что в ней была сделана вырубка-регистр, как в телефонной книге - томик предназначался для чтецов. Книга удивительна: какая гармония поэтического слова и графики!

Искусство изобретать новое, искусство синтезировать и скрещивать различные стили, искусство, в котором аналитический ум живет бок о бок с романтизмом. Так можно охарактеризовать творчество многогранного художника еврейского происхождения, без которого сложно представить развитие русского и европейского авангарда, – Эля Лисицкого .

Не так давно в России состоялась первая масштабная ретроспектива его произведений. Выставка «Эль Лисицкий» – совместный проект и – раскрывает изобретательность художника и его стремление к совершенству во многих сферах деятельности.

Эль Лисицкий занимался графикой, живописью, полиграфией и дизайном, архитектурой, монтажом фотографии и многим другим. На площадках обоих музеев можно было познакомиться с работами из всех вышеперечисленных областей. В этом обзоре речь пойдет о части экспозиции, представленной в Еврейском музее.

Прямо возле входа на выставку можно увидеть автопортрет художника («Конструктор. Автопортрет», 1924). На снимке ему 34 года, он запечатлен в белом свитере с высоким горлом и с циркулем в руке. Фотография сделана с помощью фотомонтажа, путем наложения одного кадра на другой. Но большая рука, держащая циркуль, не перекрывает и не загораживает лицо автора, а гармонично сливается с ним воедино.

Лисицкий считал циркуль важнейшим инструментом современного художника, поэтому в некоторых работах, которые можно увидеть и на этой выставке, циркуль символизирует точность и четкость. Другие значимые инструменты Художника нового типа – а именно так Эль Лисицкий называл себя сам – это кисть и молоток.

Далее в Еврейском музее представлены работы раннего периода творчества Эля Лисицкого. В то время он был студентом архитектурного факультета Высшей политехнической школы в Дармштадте, поэтому в основном рисовал здания. Как правило, это архитектурные пейзажи родного Смоленска и Витебска (Свято-Троицкая церковь, Витебск, 1910, Башня крепости в Смоленске, 1910). Позднее художник оформил работы из отчета о путешествии по Италии, куда он отправился пешком, делая по дороге зарисовки пейзажей итальянских городов.

В тот же период художник обращался к одной из главных тем своей творческой деятельности − своему происхождению. Он изучал зарождение еврейской культуры, ее наследие, аспекты еврейского искусства. Лисицкий не просто интересовался этой темой – он внес огромный вклад в ее развитие, например, активно участвовал в деятельности «Культур-лиги» и других организаций, задачей которых было возродить национальную еврейскую культуру.

Так, в музее можно увидеть копию росписи могилевской синагоги (1916). К сожалению, эта работа – плод огромного вдохновения художника – не сохранилась, так как синагога была разрушена.



Особенное впечатление производит книга-свиток в деревянном ковчеге − Мойше Бродерзон. Сихат Хулин, 1917. Эль Лисицкий разработал дизайн для древнего еврейского манускрипта. Он вручную проиллюстрировал его, написал пером текст, а затем завернул в нарядную ткань, перевязав золотыми шнурами. Благодаря невероятной внимательности к деталям и трепетному отношению к национальной культуре, свиток стал напоминать старинную драгоценность.

Самым доступным форматом продвижения нового национального искусства была детская книга. На выставке представлены эскизы и иллюстрации Эля Лисицкого для первых детских книг на идише (например, оформление книги «Хад Гадья», 1919). Но это не просто иллюстрации − это долгий процесс поиска себя, как художника, и своего собственного стиля. В них автор ищет простой выразительный язык, в работах прослеживаются модернистские приемы, в том числе − отсылки к стилю . И именно в иллюстрациях к детским книгам появляется пристрастие Эля Лисицкого к трем основным цветам, которым он останется верен надолго, − красный, черный и белый.

Огромное влияние на дальнейшее творчество оказало знакомство с . Эль Лисицкий был воодушевлен его новым стилем в живописи − супрематизмом. Беспредметная форма настолько увлекла художника, что он вступил в группировку «Уновис» (Утвердители нового искусства) и начал работать с Малевичем.

В это же время начались активные эксперименты Эля Лисицкого с простыми геометрическими формами и цветами. Глубокий анализ нового завораживающего стиля привел художника к трехмерной интерпретации супрематизма и созданию визуальной концепции моделей супрематистской архитектуры, которую он назвал «проун» (проект утверждения нового).

О создании проунов сам Лисицкий писал следующее:

«Холст картины стал для меня слишком тесным…, и я создал проуны как пересадочную станцию от живописи к архитектуре»

На выставке в Еврейском музее представлено достаточное количество проунов, в том числе работы-литографии из папки Кестнера (1923). Они дают возможность проанализировать концепцию художника и пространственное решение этих абстрактных, но в то же время объемных фигур. Работы геометрически выверены, а линии и формы будто оживают и парят в воздухе.

Шаг за шагом, выстраивая мост между абстракцией Казимира Малевича и реальностью, Эль Лисицкий настойчиво развивал утопические идеи переустройства мира в своих уже архитектурных проектах. Примером может послужить эскиз «Трибуны Ленина» (1920).



Эта огромного размера конструкция из промышленных материалов с различными механизмами, в том числе с передвижными платформами и стеклянным лифтом, образует диагональ в пространстве. На ее вершине находится ораторский балкон, а над ним - проекционный экран, на который предполагалось выводить лозунги.

Важно отметить, что художник внедрил супрематизм не только в объемный мир, но и в дизайн, например, в плакаты и детские книги. Яркий пример этому − знаменитый плакат «Клином красным бей белых» (1920), который также можно увидеть на выставке.



Работа представляет композицию из геометрических фигур, выполненных в любимых - красном, белом и черном - цветах художника. Он как бы ведет зрителя от знака к знаку, акцентируя его внимание на визуальных элементах плаката. Уже из названия несложно догадаться, что красный треугольник символизирует красную армию, белый круг − белую армию, а сам агитационный плакат становится одним из сильнейших символов революции.

Замысел проунов был интегрирован художником и в театральные проекты. На выставке представлен его так и нереализованный проект электромеханической постановки «Победа над солнцем» (1920-1921). По сути, художник решил создать свою оперу, свою историю, которая была призвана восхвалять технологии и их победу над природой.

В своей постановке Эль Лисицкий предлагал заменить людей машинами, превратив их в марионетки. Он даже дал им свое название − «фигурины». В основе каждой из девяти фигур, представленных на выставке, лежат проуны. В постановке было выделено место и для инженера, который, по задумке автора, должен был управлять всем спектаклем: фигуринами, музыкой, эклектическими фразами и прочим.

На выставке также нельзя пройти мимо экспериментов Эля Лисицкого с фотографией. Он вводил ее в построение новых художественных произведений, внедрял фотограммы в плакаты, создавал фотоколлажи - по сути, пробовал и использовал все технические и художественные возможности этого вида искусства.
Один из примеров фотограммы, представленной на выставке, − работа «Человек с гаечным ключом» (1928). На ней изображение человека в полный рост получено фотохимическим способом. Привлекает внимание то, как двигается фигура в пространстве и задает общую динамику работе. В руках человека гаечный ключ, который сливается с кистью и образует с ней единый объект.


В заключение хочется отметить, что в творчестве художника соединяются несовместимые вещи: с одной стороны, склонность к романтизму и утопическим идеям устройства мира, с другой − аналитический подход и добросовестность к любому делу. И хотя Эль Лисицкий не выделял в своей деятельности главной сферы и не создал собственной стилеобразующей концепции, он, несомненно, значимо повлиял на развитие русского и европейского авангарда.

Отличительная особенность его метода работы − способность синтезировать разные стили и художественные приемы и переносить их в различные сферы искусства и человеческой деятельности. И, пожалуй, одной выставки недостаточно, чтобы понять и прочувствовать, насколько изобретательным и универсальным (в хорошем смысле этого слова) художником был Эль Лисицкий.

ЛИСИЦКИЙ ЛАЗАРЬ МАРКОВИЧ (псевдоним Эль Ли-сиц-кий, с 1920 года) - российский график, дизайнер, архитектор, теоретик архитектуры.

Учил-ся у Ю.М. Пэ-на в Ви-теб-ске (середина 1900-х годов) и на ар-хитектурном факультете Выс-шей тех-нической шко-лы в Дарм-штад-те (1909-1914 годы), в Риж-ском по-ли-тех-ническом институте, эва-куи-ро-ван-ном в Мо-ск-ву (1915-1916 годы). По-сле 1917 года был од-ним из ор-га-ни-за-то-ров вы-ста-вок профессионального ев-рей-ско-го искусства; ра-бо-тал в Художественной сек-ции Московского со-ве-та де-пу-та-тов и в От-де-ле ИЗО Нар-ком-про-са (1918). По его эс-ки-зу ис-пол-не-но пер-вое зна-мя ВЦИК (1918). В ран-них гра-фических ра-бо-тах Лисицкого (1910-е годы) ещё за-мет-но влия-ние русского мо-дер-на; ил-лю-ст-ра-ции и оформ-ле-ние ря-да книг на иди-ше в 1917-1923 годах («Праж-ская ле-ген-да» М. Бро-дер-зо-на, 1917, и др.) со-че-та-ют сти-ли-сти-ку русского ку-бо-фу-ту-риз-ма с приё-ма-ми народного луб-ка.

С мая 1919 года Лисицкий ра-бо-тал в Ви-теб-ске, ру-ко-во-дил ар-хитектурной мас-тер-ской и мас-тер-ской пе-чат-ной гра-фи-ки в Народном ху-дожественном училище, воз-глав-ляе-мом М.З. Ша-га-лом. По-сле при-ез-да в Ви-тебск К.С. Ма-ле-ви-ча стал при-вер-жен-цем су-пре-ма-тиз-ма. Ак-тив-ный член объ-е-ди-не-ния Уно-вис («Ут-вер-ди-те-ли но-во-го ис-кус-ст-ва»), воз-ник-ше-го в Ви-теб-ске в 1919 году. Соз-да-вал пан-но и пла-ка-ты, со-че-тав-шие су-пре-ма-тическую бес-пред-мет-ность и аги-тационную на-прав-лен-ность («Кли-ном кра-с-ным бей бе-лых», 1919), в 1920 году офор-мил (совместно с др.) «Аль-ма-нах Уно-вис № 1» и спро-ек-ти-ро-вал «фи-гу-ри-ны» к ку-бо-фу-ту-ри-стической опе-ре «По-бе-да над Солн-цем» (текст А.Е. Кру-чё-ных и В.В. Хлеб-ни-ко-ва, му-зы-ка М.В. Ма-тю-ши-на), за-ду-мав эту по-ста-нов-ку (не осу-ще-ст-в-ле-на) как «элек-тро-ме-ха-ни-че-ское шоу» с ис-пол-ни-те-ля-ми-ма-рио-нет-ка-ми. В Ви-теб-ске Лисицкий изо-брёл и раз-вил собственный ва-ри-ант трёх-мер-ных су-пре-ма-тических ком-по-зи-ций - «про-унов» («про-ек-тов ут-вер-жде-ния но-во-го»), на-зы-вая их «пе-ре-са-доч-ны-ми стан-ция-ми от жи-во-пи-си к ар-хи-тек-ту-ре»; по мыс-ли ав-то-ра, они син-те-зи-ро-ва-ли ме-то-ды су-пре-ма-тиз-ма и кон-ст-рук-ти-виз-ма. В 1919-1920 годах на-пи-сал боль-шое ко-ли-че-ст-во жи-во-пис-ных «про-унов», часть из ко-то-рых бы-ла пе-ре-ве-де-на в гра-фическую фор-му и из-да-на в ви-де ли-то-гра-фий (1921 и 1923 годы).

В конце 1920 года Лисицкий пе-ре-ехал в Мо-ск-ву; уча-ст-во-вал в ра-бо-те Ин-сти-ту-та ху-до-же-ст-вен-ной куль-ту-ры (Ин-хук). Осе-нью 1921 года был ко-ман-ди-ро-ван в Бер-лин; сыг-рал боль-шую роль в ус-та-нов-ле-нии свя-зей ме-ж-ду по-стре-во-лю-ци-он-ным русским аван-гар-диз-мом и ев-ропейскими но-ва-то-ра-ми - в осо-бен-но-сти бер-лин-ски-ми мас-те-ра-ми да-да-из-ма, груп-пой «Де Стейл » и Бау-хау-зом. Уча-ст-во-вал в об-ще-ев-ро-пей-ском дви-же-нии кон-ст-рук-ти-виз-ма, реа-ли-зо-вы-вая свои пред-став-ле-ния о ком-му-ни-ка-тив-ной ро-ли ди-зай-на как ин-тер-на-цио-наль-но-го язы-ка, по-нят-но-го вне форм сло-вес-но-го об-ще-ния. В 1922 году из-да-вал (совместно с И.Г. Эрен-бур-гом) журнал «Вещь. Object. Gegenstand» (на русском, французском и немецком язы-ках); ак-тив-но со-труд-ни-чал в из-да-нии жур-на-лов «Broom» (Бер-лин, 1922), «De Stijl» (Ам-стер-дам, 1922), «G» (совместно с Л. Мис ван дер Роэ, Бер-лин, 1922-1923 годы), «Merz» (совместно с К. Швит-тер-сом, Бер-лин, 1923-1924 годы), «ABC» (совместно с М. Ста-мом, Швей-ца-рия, 1925). В Бер-ли-не из-да-ны его книги «Су-пре-ма-ти-че-ский сказ про два квад-ра-та в шес-ти по-строй-ках» (для де-тей; 1922); так-же «Для го-ло-са» В.В. Мая-ков-ско-го (1923), где Лисицким впер-вые при-ме-не-ны ме-то-ды ви-зу-аль-но-про-странственного кон-ст-руи-ро-ва-ния кни-ги. В 1923 году ра-бо-тал в Гол-лан-дии, чи-тал док-ла-ды о русском искусстве; в 1924 году вы-ста-вил в Ве-не про-ект пе-ре-движ-ной «Ле-нин-ской три-бу-ны» (пе-ре-ра-бот-ка про-ек-та «Три-бу-ны для пло-ща-ди», 1920, вос-хо-див-ше-го к уто-пическим иде-ям Уно-ви-са). В 1924 году в рам-ках Боль-шой бер-лин-cкой ху-дожественной вы-став-ки скон-ст-руи-ро-вал «зал про-унов» - пер-вую кон-ст-рук-ти-ви-ст-скую по-пыт-ку во-пло-ще-ния форм стан-ко-вой кар-ти-ны в ре-аль-ном про-стран-ст-ве. Не-сколь-ко ме-ся-цев ле-чил-ся от ту-бер-ку-лё-за в Швей-ца-рии (1924-1925 годы), где при-сту-пил к про-ек-ти-ро-ва-нию «го-ри-зон-таль-но-го не-бо-скрё-ба», соз-дал ди-зай-нер-ское оформ-ле-ние для фир-мы «Пе-ли-кан».

Вер-нув-шись в Мо-ск-ву (в ию-не 1925 года), Лисицкий всту-пил в Ас-со-циа-цию но-вых ар-хи-тек-то-ров (АСНОВА); ему при-над-ле-жит ряд ар-хитектурных про-ек-тов (тек-стиль-но-го ком-би-на-та, до-ма-ком-му-ны, яхт-клу-ба, ком-плек-са издательства «Прав-да» и др.). Соз-дал ма-кет сце-нические ус-та-нов-ки для пье-сы «Хо-чу ре-бён-ка» С.М. Треть-я-ко-ва (1930, режиссер В.Э. Мей-ер-хольд, Те-атр имени Мей-ер-холь-да; по-ста-нов-ка не осу-ще-ст-в-ле-на). Пи-сал ста-тьи и трак-та-ты, про-па-ган-ди-рую-щие но-вую ви-зу-аль-ную куль-ту-ру. Ра-бо-тал в об-лас-ти фо-то-гра-фии, ис-поль-зуя ме-то-ды мон-та-жа и фо-то-грам-мы; со-з-да-вал порт-ре-ты (К. Швит-тер-са, Х. Ар-па и др.), при-ме-нял фо-то-гра-фию в ка-че-стве эле-мен-та книж-но-го оформ-ле-ния, пла-ка-тов, ди-зай-нер-ских про-ек-тов. Пре-по-да-вал во Вху-те-ма-се - Вху-теи-не (1921 и с 1925 года; профессор).

Ра-бо-та Лисицкого над оформ-ле-ни-ем Все-со-юз-ной по-ли-гра-фичкеской вы-став-ки в Мо-ск-ве (1927), спро-ек-ти-ро-ван-ным и осу-ще-ст-в-лён-ным с ши-ро-ким ис-поль-зо-ва-ни-ем тех-нических и инженерных дос-ти-же-ний, оз-на-ме-но-ва-ла по-яв-ле-ние в СССР са-мой про-фес-сии ди-зай-не-ра вы-ста-вок. Из-вест-ны его раз-ра-бот-ки офор-мле-ния советских па-виль-о-нов на ме-ж-ду-народных вы-став-ках - пе-ча-ти («Прес-са») в Кёль-не (1928), ги-гие-ны в Дрез-де-не (1930), пуш-ни-ны в Лейп-ци-ге (1930), тор-гов-ли в Бел-гра-де (1940-1941 годы; не со-стоя-лась). В 1935 году на-зна-чен главным ху-дож-ни-ком ВСХВ, тру-дил-ся над про-ек-том Глав-но-го па-виль-о-на. В 1930-е годы про-дол-жал ра-бо-тать в об-лас-ти книж-но-го и жур-наль-но-го ди-зай-на (аль-бо-мы «15 лет СССР», «15 лет РККА», «СССР стро-ит со-циа-лизм» и др.); в 1932-1941 годах ху-дож-ник журнала «СССР на строй-ке». По-сле на-ча-ла Великой Отечественной вой-ны соз-дал ряд ан-ти-фа-ши-ст-ских пла-ка-тов.

Иллюстрации:

Л.М. Ли-сиц-кий. Ил-лю-ст-ра-ция к ев-рей-ской на-род-ной сказ-ке «Ко-зоч-ка». Цвет-ная ли-то-гра-фия. 1919. Архив БРЭ.

Сочинения:

Die Kunstismen - Les Ismes de l’art - The Isms of art. Z., 1925 (with H. Arp). Basel, 1990;

Russland: Die Rekonstruktion der Ar-chitektur in der Sowjetunion. W., 1930.

ЛИСИЦКИЙ, ЛАЗАРЬ МАРКОВИЧ (1890–1941), также Эль Лисицкий, русский художник, архитектор и теоретик искусства. Родился в селе Починок (Смоленская губерния) 10 (22) ноября 1890 в семье ремесленника-предпринимателя. Первым его наставником в искусстве был витебский живописец Ю.М.Пэн. Окончив реальное училище в Смоленске (1909), поступил в Высшую политехническую школу в Дармштадте, окончив ее в 1914 с дипломом инженера-архитектора. Вернувшись в Россию после начала Первой мировой войны, в 1915–1916 работал в архитектурном бюро Б.М.Великовского и Р.И.Клейна в Москве. Примыкал к движению «еврейского ренессанса», участвуя в деятельности «Кружка еврейской национальной эстетики» в Москве и «Культурлиги» в Киеве (1917–1919). Соединяя историзм в духе «Мира искусства» и элементы кубофутуризма с орнаментальными традициями средневековых свитков Торы, Лисицкий иллюстрировал сказки и легенды (Пражская легенда М.Бродерзона, Козочка и др.), издаваемые «Культурлигой» на идише.

В 1919 переехал в Витебск, где руководил архитектурной мастерской и мастерской печатной графики в Народном художественном училище, возглавляемом Шагалом. С приездом в Витебск К.С.Малевича (в том же году) стал страстным приверженцем супрематизма. В 1920 принял артистическое имя «Эль Лисицкий». В супрематическом стиле создавал дизайн городских праздников, агитационные плакаты (Клином красным бей белых , 1919); его знаменитая серия Сказ про 2 квадрата (1920; издана в виде книжки в Берлине в 1922) символически изображает мировое обновление, вестниками которого выступают черный и красный квадраты, прилетевшие из космоса. В те же годы нарисовал большой цикл живописных и графических «проунов», абстрактных проектов, которые являлись, по мысли автора, «пересадочными станциями от живописи к архитектуре» (впервые изданы в Москве в 1921). Кульминацией витебских экспериментов Лисицкого явились «фигурины» для новой постановки Победы над солнцем , футуристической оперы А.Е.Крученых и М.В.Матюшина (опубликованы в Берлине в 1923), задуманной им как спектакль с электромеханическими марионетками.

В период его жизни в Германии и Швейцарии (1921–1925) идеи Лисицкого получили большой международный резонанс. Лисицкий установил творческие контакты с берлинскими дадаистами, деятелями Баухауза и голландской группы «Де Стейл», издавал вместе с И.Г.Эренбургом журнал «Вещь» (1923). В книге Маяковский. Для голоса (1923) мастер реализовал принципы нового визуально-пространственного, решенного в основном чисто типографскими средствами книжного дизайна. Вернувшись в Москву (1925), преподавал во Вхутемасе (Высшие художественно-технические мастерские), оформил для В.Э.Мейерхольда пьесу С.М.Третьякова Хочу ребенка (1930), разработал ряд новаторских архитектурных проектов; обобщил свои теории о жизненно-преобразующем смысле современного зодчества в книге Россия. Архитектура для мировой революции , вышедшей в Берлине на немецком языке (1930).

Жесткий объективизм в отношении к советской социальной утопии (при всей его искренней увлеченности последней) проступил в лучших из спроектированных Лисицким выставочных комплексов (советский павильон на международной выставке «Пресса» в Кёльне, 1928; и др.); «новый мир» выглядит здесь как царство людей-манекенов, своего рода механических «фигурин», воспринятых остраненно-иронически. Зажимаемое в тиски все более строгой цензуры, творчество Лисицкого теряет в 1930-е годы свою прежнюю философско-ироническую экспрессию, хотя мастер и удерживает важные позиции в официальной художественной жизни (в 1932–1940 он был одним из ведущих оформителей журнала «СССР на стройке», а с 1935 – главным художником Всесоюзной сельскохозяйственной выставки).