Художественные символы китая. Символы Китая. Амулеты и талисманы

Л юди почитали духов, которые олицетворяли собой силы природы: духа земли, духа солнца, духа луны, духа деревьев, духа гор, духа морей и т.п. Эти духи, по представлению древних, властвовали над природой и распоряжались силами стихий. Различные природные явления связывались с действием духов или каких-либо таинственных сил. Северное сияние объяснялось тем, что живущий на крайнем Севере, куда не заглядывает солнце, дракон чжу-лун держит во рту свечку и освещает время от времени темные полярные страны. Радуга воспринималась в виде большой змеи, дугообразно перегнувшейся над землей. Ветер порождался шэн-луном — священным драконом. Порывистый ветер создавали незримые крылья мифической птицы да-фэн (большого феникса). Завывание ветра в ненастную погоду принимали за плач бесприютных душ тех воинов, которые пали на поле брани и не были погребены родственниками; ураганы и смерчи — это полет или борьба драконов; гроза — схватка белого и черного драконов, которые, нанося друг другу удары, проливают на землю обильный дождь. Раскаты грома уподоблялись также грохоту едущей по облакам небесной колесницы. Духи обитали на вершинах гор, наблюдали за жизнью людей со звезд, ведали морскими приливами и отливами, воплощались в деревьях и дожде, голоса их можно было расслышать в громе. Рост и разрушение, наводнение и засуха, приятное и ужасное — все находилось под их наблюдением. Долины, леса и горы с их редкими тропинками и глубокой тишиной, нарушаемой лишь шумом бегущих потоков, служили обиталищем духов. Духи гор изображались в виде седовласых старцев с длинными бородами, хмурыми лицами и строгим выражением глаз. Они часто приходили на помощь человеку и приносили ему счастье и благоденствие.

Общим уважением пользовался дух долголетия. Его изображали почтенным улыбающимся старцем с высоким лбом. Рядом с духом долголетия обычно рисовали аиста (символ вечности) и оленя (символ счастья). В руках дух держал персик и жезл, которые также символизировали долголетие. У его ног художники рисовали гранаты. Красный цвет граната означал спокойствие, радость, счастье и благополучие. Картинки с изображением духа долголетия наклеивались на стены жилых комнат: считалось, что это поможет изгнать нечистую силу и тогда вся семья будет долго и благополучно жить.

Одним из почитаемых в народе был бог войны Гуаньди. Его обычно рисовали сидящим с раскрытой книгой в руках. И хотя он покровительствовал прежде всего бранной службе, но в его ведение входили и мирные профессии. Гуаньди был также духовным защитником страждущих, покровителем торговли, богатства. В городах и деревнях в его честь воздвигались храмы или кумирни.

Китайские крестьяне глубоко почитали" местного духа (туди). Его изображали стариком в головном уборе чиновника давних времен. Рядом с ним рисовали двух прислужников. Местный дух обязан был охранять вверенные ему владения, заботиться об урожае зерновых, овощей и фруктов. Картинки с изображением туди наклеивались на стены домов, или же его статуэтку ставили на особой подставке в комнате. Перед ней зажигали курительные свечи и выставляли жертвоприношения: хлебцы и фрукты. В домах бедняков изображения божеств нередко заменяли табличкой с соответствующей надписью.

Священные существа

В мифологии китайцев большое место отводилось четырем священным существам: дракону, тигру, фениксу, черепахе. Дракон считался символом весны и востока, феникс — лета и юга, тигр — осени и запада, черпаха — зимы и севера.

По китайским народным верованиям, дракон — повелитель водной стихии — дарил людям влагу. Он щедро орошал поля тех, кто верно ему служил, защищая крестьян от неисчислимых бедствий. В иерархии китайских божеств дракон занимал третье место после неба и земли. Его изображали в самых причудливых формах. Глаза дракона похожи на кроличьи, а уши — на коровьи; у него растут длинные усы; туловище походит на тело змеи, покрытое чешуей; четыре тигровые лапы имеют орлиные когти. Встречается и другой вариант: голова дракона, как у верблюда, усы, как у зайца, глаза, как у быка, шея, как у змеи, брюхо, как у ящерицы, чешуя, как у карпа, когти, как у орла, лапы, как у тигра. Иногда дракона изображали в виде большой змеи или животного, напоминавшего одновременно и тигра и лошадь. Но во всех случаях облик чудовища был величественным, суровым и воинственным.

Существовали четыре типа драконов: небесный дракон, охранявший обители богов; божественный дракон, посылавший ветер и дождь; дракон земли, определявший направление и глубину рек и ручьев; дракон, охранявший сокровища.

Народная фантазия создала множество разновидностей драконов — повелителей водной стихии. Существовало поверье, будто моря, реки и озера управляются драконами, которые не поднимаются в небо. Они известны под названием: желтый дракон (хуан лун), змеевидный дракон (цзяо лун), извивающийся дракон (пань лун). Чуть ли не все непонятные явления природы люди стали связывать с проделками дракона. Его изображали в облаках и в тумане или в волнах, чтобы создать представление о способности вызывать ветер и волны. Он взмывал в небо и парил в облаках, скалил клыки и выпускал когти.

Изображение дракона в Китае можно было увидеть повсюду: в храмах, во дворцах, на мемориальных обелисках, на древних сооружениях, на стенах крестьянских домов (в виде картинки или вырезки из бумаги). В разное время, особенно часто в мае и июне, проходили религиозные процессии в честь дракона — "Моления о дожде". Составным элементом такой процессии был танец дракона. Рядом с мифическим чудовищем колыхались знамена различных цветов: желтые и белые символизировали ветер и воду, черные и зеленые — тучи. На пути процессии раскладывали костры — на них сжигали "жертвенные деньги".

Из всех животных в мифах и легендах особенно почитался тигр, который олицетворял силу, властолюбие, суровость, отвагу и свирепость. Он символизировал также военную доблесть. Изображение тигра находят на бронзовых и фарфоровых изделиях далекого прошлого. Вход в монастыри, правительственные здания, богатые магазины, жилые дома феодалов украшали и оберегали каменные изваяния тигра.

В Древнем Китае тигра соотносили с женским началом инь, с подземным миром и Западом (где солнце опускается под землю). В системе геомантики фэн-шуй его противоположностью был зеленый дракон, носитель мужского начала ян. Только позднее, в буддизме, тигр и зеленый дракон поменялись местами: иероглифом ян стали обозначать мужественное благородство тигра, тем более, что его лоб украшен знаком, в котором узнается иероглиф ван, что означает "царь". Образ тигра (инь) в бамбуковой роще (ян) соответствовал древнему китайскому образу испорченного, больного общества: т. е. тьмы, внедрившейся в область света.

Особую роль в Китае играло тигроподобное чудовище дао-дай ("пожиратель"), упоминания о котором относятся еще к эпохе династии Хань. Изображения дао-дай встречаются, как правило, на предметах похоронного культа, и порой сама погребальная урна выполнялась в форме тигра. Этот образ — земля, пожирающая мертвецов и тем самым дающая пищу живым.

Изображение тигра использовалось в борьбе с ядовитыми пресмыкающимися. Поэтому в праздник лета изготовлялись большие и маленькие тигровые маски из шелка, бархата и хлопчатобумажной материи. Голову хищника рисовали на щитах воинов; ее гравировали на деревянных дверях военных укреплений для устрашения неприятеля. Изображение тигра, вышитое на одежде военных чинов, служило знаком различия. В древние времена, стремясь вселить страх в стан противника, китайские воины в тигровых шкурах шли на врага с дикими криками, напоминавшими рев настоящего тигра.

Чтобы тигр наводил ужас на злых духов, голову этого хищника рисовали на стенах жилых домов и монастырей и вышивали на одежде и обуви детей.

Наряду с тигром большим уважением в народе пользовался лев, хотя царь зверей никогда не водился в Китае (китайское слово "лев" — ши происходит от персидского шир). В его честь устраивался танец львов. Обычно по улицам проносили двух ярко окрашенных игрушечных львов, которые состязались друг с другом в борьбе или играли "жемчужиной" — своеобразным шаром. Покрытый материей деревянный каркас льва поддерживали несколько человек. Под бой барабанов и звуки музыкальных инструментов игрушечный лев подпрыгивал, вскидывал голову, махал хвостом, раскрывал пасть.

Самой красивой и самой почитаемой среди пернатого племени была причудливая мифическая птица феникс. У нее горло ласточки, клюв петуха, шея змеи, хвост рыбы, лоб журавля, головка утки, расцветка дракона, спина черепахи. Перья у феникса пяти цветов — желтые, белые, красные, синие, черные. Они символизируют пять добродетелей: человеколюбие, долг, пристойность, знание обрядов, верность.

Волшебная птица феникс добра и милосердна: она не клюет насекомых, пищей для нее служат семена бамбука, а жажду она утоляет только из чистого родника. Происхождение птицы феникс связывают с солнцем и огнем, поэтому она символизирует тепло, неотделимое от лета и хорошего урожая. Феникс — эмблема императрицы. Черепаха также считалась священным животным; она олицетворяла долголетие, силу, выносливость. Ее куполообразную спину уподобляли небесному своду, а брюхо — земле. Долголетие черепахи стало символом вечности; верили, что она живет до трех тысяч лет. Священная черепаха имела голову змеи и шею дракона. Ее изваяние служило украшением императорских дворцов и постаментов для памятников на могилах знатных людей. Обожествлялись и другие живые существа. Широкое распространение получил в народе культ змей, лисиц, обезьян, ящериц, крыс. Сверхъестественными свойствами наделялась лисица: она якобы могла творить чудеса. Считалось, что лисица может вызвать пожар, отравить пищу и вообще причинить человеку вред, а также превратиться в кого угодно. Когда лисице исполняется 50 лет, она способна превратиться в обычную женщину, в возрасте 100 лет — стать прекрасной молодой девушкой или кудесником, владеющим всеми тайнами чародейства; достигнув тысячелетнего возраста, лисица может быть допущена на небо и тогда превратиться в "небесную лисицу".

Чаще всего волшебница-лисица старалась, приняв образ красивой женщины, выйти замуж за обыкновенного человека. Разумному мужу, не доискивающемуся до тайн жены, лисица могла принести счастье; стремление же проведать о е прошлом могло привести к большим неприятностям. Чтобы узнать в женщине лисицу, нужно было рассмотреть ее тень при лунном свете. В этом случае тень даже самой красивой женщины давала точное изображение вытянутой лисьей морды с острыми ушами. Лисица чрезвычайно осторожна и недоверчива, но решается на самые хитрые проделки, чтобы заручиться доверием смертных. Если человек нравственно испорчен и склонен к разврату, то лисица может причинить ему особенно много бед. Если же человек честен, лисица страшится его прямодушия и избегает его. Нравственно слабая и лживая, она почерпнула свое могущество от темного, холодного начала инь. Честный же человек получает знания и добродетели от животворящего начала ян.

Чтобы умилостивить лисицу, ей приносили жертвы. Крестьяне, дабы предохранить себя от ее гнева, рисовали большие белые круги на стенах и граде домов. Умертвить лисицу считалось большим преступление, и виновнику грозило серьезное наказание.

Проделки лисы прекрасно описаны китайским писателем Пу Сун-лином (18 в.) в новеллах "Лисьи чары". Обезьяна также считалась одним из священных животных. Особую популярность приобрел герой народных сказаний — царь обезьян, которого называли Сунь Хоуцзы или Сунь Укун. О нем существовали различные легенды.

Амулеты и талисманы

В борьбе со злыми духами важная роль отводилась амулетам и талисманам, предохранявшим человека от различных напастей. Они были самых различных видов и использовались по-разному. Их изготовляли из камня, металла, бумаги и других материалов. Разница между амулетом и талисманом состояла в том, что амулет вешали на тело, а талисман имел более широкое применение.

Применение талисманов было многообразно, как, впрочем, и их ассортимент. Баранье копыто вешали у дверей как талисман от воров. В новогоднюю ночь голову барана вывешивали у ворот, к дверям и окнам приклеивали листы бумаги с изображением тигра, прикрепляли ивовые ветки, чтобы предотвратить беду. Петух считался символом смелости, отваги и храбрости. В ночь под Новый год петуха ощипывали и вывешивали на воротах — так хозяева дома ограждали себя от несчастий.

Для лечения от лихорадки или предохранения себя от этой болезни нужно было написать на бумаге имена восьми духов лихорадки, а затем проглотить бумагу вместе со сладостями. С этой же целью сжигали полоску желтой бумаги, пепел размешивали в воде, а затем ее выпивали.

Некоторые конфуцианские книги ("Книга перемен", "Великое учение" и др.) также служили своеобразными талисманами. Для изгнания злых духов книги клали под подушку спящему или рядом с его кроватью. Тот, кто, гуляя в одиночестве, повторял цитаты из этих книг, также имел надежду отогнать от себя злых духов. В качестве талисмана использовались и религиозные тексты. Красные или желтые полоски бумаги с надписями религиозного содержания наклеивались на притолоки, двери и стены домов. Такие талисманы носили с собой или проглатывали, предварительно скатав их в маленькие шарики. Постель новобрачных охранялась от злых духов положенными под нее древними китайскими монетами или бумажным талисманом в виде меча. Чтобы умилостивить речного духа, ему обыкновенно приносили в жертву петуха, но так как это было обременительно для бедного рыбака, то на корме лодки прикрепляли деревянное или глиняное изображение петуха: пусть дух знает, что хозяин лодки в любую минуту готов принести требуемую жертву. Рыбак рисовал на носу своей лодки глаза: пусть владыка-дракон ведает, что за его кознями неотступно следят и ему не так-то просто провести хозяина лодки.

В прибрежных районах Китая, когда джонка отправлялась в плавание, рыбаки били в гонги и взрывали хлопушки, отпугивая злых духов, которые могли спрятаться где-нибудь рядом и причинить вред джонке и ее команде. Желая ускорить наступление хорошей погоды, закрывали северные ворота города; призывая дождь, закрывали южные ворота города. Так делалось потому, что север был связан со стихией воды, а юг — со стихией огня.

Счастливые символы и знаки

Китайские верования основаны на живом воображении и целых поколениях "суеверий", что особенно ярко выражается в широком спектре символов счастья и благосостояния. Они основаны на древних легендах, народном фольклоре, традиционных практиках (даосизм, буддизм, конфуцианство) и обширнейшей китайской истории, которая насчитывает 4500 лет.

Символизм в китайском понимании распространяется на все сферы повседневной жизни и затрагивает любое значительное событие от празднования фестивалей до свадеб, рождения, смерти. Он может составить целую энциклопедию, и все равно не исчерпать всей темы. В рамках этой книги выбраны наиболее популярные символы, которые часто изображаются на картинках, ширмах, костюмах и фигурки которых вырезаются из различных материалов. Фэн-Шуй, интерпретируя окружение, использует символизм для определения "хороших" и "плохих" структурных элементов. Использование этих фигурок дома или в офисе является хорошим подспорьем для коррекции неблагоприятного Фэн-Шуй. Многие китайцы считают, что должны иметь хотя бы несколько таких символов. Счастье в их понимании заключается не только в материальном благополучии, но и наличии таких факторов как хорошее здоровье, множество сыновей, продолжающих семейную традицию, сила и авторитет, честь и успехи в работе, а также спокойная семейная жизнь.Животных, цветов, фруктов и растений в китайском пантеоне, которые символизируют все эти качества, существует множество. Кроме того, китайцы поклоняются многим богам, каждый из которых имеет особую силу и в чем-либо конкретно помогает: здоровье, богатстве, божественном благословении, долгой жизни, знаниях и т.д. В этой книге есть раздел, иллюстрирующий этот пантеон, включающий в себя наиболее популярных богов, Будд и Бодхисаттв, изображения которых можно встретить почти во всех китайских домах по всему миру.

Четыре небесных создания

К ним относятся ДРАКОН, ФЕНИКС, ЕДИНОРОГ и ЧЕРЕПАХА; считается, что они имеют священные духовные силы и символизируют различные аспекты счастья. Их изображения, особенно Дракона, встречаются повсеместно.

ДРАКОН или Лунг символизирует силу и великодушие, мужество и выносливость. Он несет дух возрождения и изменений, живительный дождь, представляя собой продуктивные силы природы. Это также символ бдительности и безопасности, который отдельно отстоит от всех небесных созданий и объединяет всех чешуйчатых созданий Вселенной. Он может жить на суше, в воде и летать в небе без крыльев, быть размером с шелковичного червя или с гору. Однако, Дракон не является богом, и существует он на самом деле или нет - неизвестно. Для китайцев Дракон — это символ их нации и всех благ, поэтому многие китайские рестораны и компании используют его изображение; а в течении многих столетий с ним отождествлялась императорская власть в Китае. Образ Дракона особенно подходит тем, кто родился в год петуха, наиболее удачливые из которых могут трансформироваться в Феникса, супругу Дракона. Эти два существа настолько часто встречаются в китайской литературе и мифологии, что занимают основное положение в символизме.

ФЕНИКС или Фэн Хуанг объединяет всех пернатых созданий Вселенной. Считается, что он появляется лишь во время мира и процветания. Феникс символизирует тепло солнца, лета и огня и помогает бездетным парам, а в паре с Драконом - плодотворный союз и изображается во время свадьбы. В Фэн-Шуй это создание символизирует юг, поэтому дома, обращенные входом к нему, будет посещать удача, так как юг — это лето, тепло, жизнь и время урожая.

ЕДИНОРОГ или Чи Линь — третье небесное создание, мистическое доброе предзнаменование. Символизирует долгую жизнь, празднество, великолепие, радость, знаменитых потомков и мудрость. Иногда называемый конем дракона, Единорог несет качества мягкости, доброты и благожелательности по отношению ко всем живым созданиям. Китайцы считают, что он всегда одинок и появляется лишь во времена правления государством великодушным руководителем или когда рождается великий мудрец. К его образу обращаются, когда требуется помощь в организации филиала или успеху детей.

ЧЕРЕПАХА — четвертое небесное создание, которое считается священным животным. Этот символ долгой жизни, силы и выносливости считается бессмертным. Она отождествляется с севером и зимой. Те, кто хочет прожить долгую здоровую жизнь, держат у себя дома черепах.

Животные, символизирующие долголетие

Одной из важных составляющих счастья для человека по восточным понятиям — возможность прожить долгую, здоровую и достойную жизнь, пожиная плоды своего труда и наслаждаясь счастьем наблюдать за своими наследниками, которые с честью несут родовое имя. Кроме черепахи и единорога существует еще несколько существ, символизирующих долгожительство. Это - ЛЕТУЧАЯ МЫШЬ, ОЛЕНЬ, ЗАЯЦ, ЦИКАДА и ЖУРАВЛЬ.

ЛЕТУЧАЯ МЫШЬ — символ счастья и долгой жизни; происхождение его основано на семантике сочетания "летучая мышь", которое по-китайски значит "счастье". Если он используется как символ удачи, то рисуется красным цветом — цветом радости. Изображения летучей мыши часто встречается на мантиях китайских чиновников, и иногда вырисовывается столь тщательно, что напоминает бабочку. Среди керамических изделий и изображений летучая мышь встречается в группах по пять, символизируя тем самым пять земных благ: старость, богатство, здоровье, добродетельность и естественная смерть, которые составляют суть понятия счастье в китайском менталитете.

ОЛЕНЬ - единственное животное, сумевшее найти гриб бессмертия, поэтому он символизирует долгую жизнь. Олень всегда изображается рядом с Богом Долголетия.Как и олень, ЗАЯЦ означает долгожительство, а если встречается его изображение красного цвета, то это считается благоприятным предзнаменованием.

ЦИКАДА - насекомое, летнее "пение" которого так любят китайцы, считается символом бессмертия и воскрешения. В давние времена среди богатых китайцев бытовал обычай класть цикаду, сделанную из жадеита в рот умершего перед похоронами, чтобы обеспечить ему вечную жизнь. Она также олицетворяет счастье и вечную юность, так как является единственным насекомым живущим более семнадцати лет. Цикады, сделанные из жадеита очень популярны среди жителей Гонконга, ведь считается, что эти крошечные создания вселяют великие идеи и символизируют живость мысли.

И, наконец, красавец ЖУРАВЛЬ , крайне популярная птица, часто изображаемая на картинах, ширмах и применяемая в других формах китайского искусства. Считается, что он наделен многими мистическими свойствами и атрибутами, среди которых непорочность и способность к долгой жизни. Обычно журавль изображается стоящим под сосной, еще одним символом долгожительства.

Защищающие животные

Еще одна группа животных, которая очень значима в символизме, и смысл которых важно понять в контексте Фэн-Шуй. Некоторые из них дают защиту дому, другие — мужество и выносливость. Это - МЕДВЕДЬ, ТИГР, СЛОН, ЛОШАДЬ, ЛЕОПАРД и ЛЕВ.

МЕДВЕДЬ означает мужество и силу, а его изображения, повешенные у входа в дом является действенной защитой против взломщиков.

ТИГР - символ военной доблести, изображения которого используется в борьбе с демонами и наглыми духами. В Фэн-Шуй это животное фигурирует как 500-летний Белый Тигр, который соединяется с Зеленым Драконом и производит огромные объемы космической Ци. Символ Тигра используют с большой осторожностью, так как это - очень свирепое животное, которое при несоответствующем обращении может "пожрать" своего хозяина. Используя его для защиты дома, проверьте, нет ли среди членов вашей семьи тех, кто родился в год животных, составляющих пищу тигра (кабан, кролик, петух и т.д.). Это предупреждение настолько серьезно, что матери сыновей, рожденных в эти годы сильно возражают, если те хотят жениться на девушке, рожденной в год тигра; считается, что такая жена может вызвать преждевременную смерть своего супруга. Женщин, рожденных в год животных, составляющих пищу тигра, предупреждают о том, чтобы они не рожали детей в год тигра, так как маленький "тигр" может "поглотить" мать во время родов. Несмотря на все это, китайцы считают, что дух Тигра настолько силен, что лучшей защиты от внешних злобных намерений не найти.

СЛОН , хотя и не так часто встречается в китайском искусстве, тем не менее является символом силы, несокрушимости и мудрости. Это животное — одно из семи сокровищ буддизма, и в таких странах как Таиланд и Индия, где эта религия широко распространена, слон считается священным животным. Для китайцев он также символизирует силу и энергию и используется как эффективное средство борьбы с ужасными духами. Возле надгробий династии Минг огромные каменные слоны, стоя и коленопреклоненные, охраняют путь, ведущий к гробницам. Легенда говорит, что к этим слонам приходят бездетные женщины, моля их о помощи, чтобы родился наследник.

ЛОШАДЬ так же, как и слон, одно из семи сокровищ буддизма; она символизирует скорость и упорство, а китайцы часто сравнивают умных детей с молодыми конями. Она не является небесным созданием, но, все же, из-за своих благородных качеств очень популярна в народе.

ЛЕОПАРД символизирует мужество и воинственную свирепость.

ЛЕВ издавна ассоциировался с энергией и доблестью. Каменных львов часто располагали у входных ворот в храмы и большие семейные дома. Они воспринимаются как превосходные защитники дома и общественных мест, особенно против злых духов. В буддизме — лев — священное животное, а китайцы часто по праздничным случаям танцуют под громкую музыку специальный танец Льва, который отпугивает демонов и привлекает удачу.

Птицы, приносящие радость и счастье

Кроме феникса и журавля, некоторые другие крылатые создания также символизируют радость, красоту и счастье. Среди них наиболее выделяются ФАЗАН, ПАВЛИН, ПЕТУХ и УТКА.

ФАЗАН - широко используемая эмблема красоты и счастья, а ПАВЛИН - красоты и благородства. Столетиями благодаря прекраснейшим оттенкам перьев его хвоста, павлин символизировал официальные звания, особенно, во времена правления династии Минг.

ИМПЕРАТОРСКАЯ УТКА ассоциируется с супружеской верностью и счастьем. Этот красивый вид уток считается наилучшим среди своего рода и дарится молодым супружеским парам, чтобы в их отношениях всю жизнь оставались нежность и счастье.

ПЕТУХ считается основным символом элемента Ян и носителем множества достоинств. Корона на голове говорит о его литературном даре, шпоры на ногах — о смелости и мужестве, защитный инстинкт по отношению к своим курам отражает его благожелательность, а ежедневный ранний клич - надежность. Китайцы считают, что изображение Красного Петуха в доме или на рабочем месте Является действенной защитой против пожара, а Белый Петух отгоняет злых духов ночью.

Деревья и плоды долголетия

Всего их четыре: БАМБУК, СОСНА, СЛИВА и ГРУША.

БАМБУК — во все времена почитаемое растение, широко представленное в искусстве, поэзии и литературе китайской нации и обладающее значением долгожительства, прочности и выносливости, которое остается зеленым на протяжении всего года. Китайцы считают, что он имеет мистическую силу, и, повесив его дома, вы будете надежно защищены от воздействия злых духов. Бамбук в виде флейты или "поющего ветра" также является проводником благоприятной энергии, и поэтому широко рекомендуется мастерами Фэн-Шуй.

СОСНА наиболее известный символ долгой жизни, в основном из-за того, что это вечнозеленое растение. Ее часто сажают рядом с КИПАРИСОМ , а так как они не вянут и способны переносить даже самые сильные морозы, то являются знаком вечной дружбы, способной выдержать любые испытания. Они часто встречаются в поэзии и ландшафтных рисунках на тему верности и преданности.

СЛИВА наряду с пионом, лотосом и хризантемой символизируют четыре времени года (слива соответствует зиме). Цветы сливы в силу своего аромата и чистоты ценятся так же высоко, как и ее плоды, от которых при одном взгляде "текут слюнки". Слива является символом долголетия, так как ее цветы появляются на практически голых и, как кажется, безжизненных ветвях даже когда дерево достигло очень зрелого возраста. Считается, что Лао Цзы родился под сливовым деревом.

Цветы, приносящие блаженную радость

Насчитывается пять значимых цветов, которые приобрели исключительную популярность в Китае и символизируют удачу и множество счастливых случаев, и которые выставляются в домах по праздникам. Это ПИОН, ХРИЗАНТЕМА, ЛОТОС, МАГНОЛИЯ и ОРХИДЕЯ.

Величественный ПИОН высоко ценится в Китае и справедливо называется "королем цветов". Он также известен как цветок богатства и почестей, символизирующий элемент Ян, весну, любовь и привязанность. Когда расцветает куст пиона, это считается хорошим предзнаменованием, и поэтому его стараются выращивать рядом с домом.

Как и пион, ХРИЗАНТЕМУ , которая символизирует осень, радость и легкую жизнь, очень любят в Китае. Особенно распространен обычай дарить друг другу в праздники желтые хризантемы, которые создают атмосферу счастья.

Священный ЛОТОС занимает особое место в сердцах китайцев, особенно тех, кто практикует буддизм. Он часто изображается утонченно и величественно парящим над темной водой, символизируя ошеломляющую чистоту среди загрязненного окружения. Это цветок, символизирующий лето; цветок, в котором был рожден возлюбленный Будда Падмасамбхава.Изображения или цветы лотоса в доме используются для создания спокойной, умиротворенной атмосферы, а также для пробуждения духовного сознания.

Другие прекрасные цветы — МАГНОЛИЯ и ОРХИДЕЯ — символизируют сладость, любовь и изысканность.

Плоды счастья

К ним относятся ПЕРСИК, АПЕЛЬСИН, ГРАНАТ и ХУРМА, каждый из которых ценится по разным причинам.

ПЕРСИК - китайский символ вечности и супружества. Древняя легенда описывает персиковое дерево богов, которое росло в садах королевы Запада, Си Ванг Му и приносило плод вечной жизни раз в три тысячи лет, который давал силу восемнадцати Бессмертным, а сам бог бессмертия произошел от бессмертного персика. Картины, изображающие этого бога, Сау Сенг Кунга, с персиком в руке — популярный подарок главе семейства, так как он символизирует долгую жизнь и долголетие.

АПЕЛЬСИН означает счастье, изобилие и процветание. Его часто дарят друг другу, а изображения вывешивают в доме в период Лунного Нового года, не только из-за названия ("кум", апельсин, по-китайски значит "золото"), но и благодаря его насыщенному радостному цвету и сочному аромату. Наконец, ГРАНАТ символизирует многочисленное потомство и успех в деятельности филиала компании, а также честь, славу и успех; ХУРМА же означает радость.

ПАНТЕОН КИТАЙСКИХ БОГОВ

Китайская религия является смесью буддизма, даосизма и народных верований. Это очень глубокий раздел, поэтому рассмотрение данного предмета в рамках этой книги является обзорным и не претендует на теологическое исследование. Пантеон китайских богов достаточно обширен, и понимание его целиком требует очень серьезного изучения. Существуют некоторые боги, которые почитаются и в иных странах, где практикуются другие ветви буддизма. Так, многие боги, будды и бодхисаттвы, описанные здесь могут быть представлены в различных формах в других культурах. Приведенные ниже божества являются наиболее популярными божествами, приносящими счастье, защиту и процветание в дом. ФУК, ЛУК, САУ: их можно найти в каждом китайском доме по всему миру; это три наиболее популярных звездных бога, которым поклоняются и которых превозносят. Они изображаются вместе, и их присутствие в доме приносит удачу, богатство, удачливых сыновей, умиротворенность сознания, здоровье и достаток в еде. ФУК — бог Счастья, который стоит на голову выше двух других и всегда изображается в центре. ЛУК — бог Богатства и Почестей, который держит скипетр силы и власти. САУ — бог Долголетия, держащий в одной руке персик, а в другой — посох путешественника, сопровождаемый оленем. Во многих состоятельных домах для скульптур и изображений этих богов отводят специальные комнаты, а семьи среднего класса их керамические фигурки ставят на высокий стол либо в столовую. Либо в комнату, где собирается вся семья.

Боги богатства

Их существует несколько, но наиболее известен ЦАЙ ШЕН ЙЕ ; он почитается повсеместно и изображается в двух ипостасях: Мирный бог Богатства и Военный бог Богатства. Своим происхождением эти божества обязаны двум смертным: Чао Кунг Мингу и Пи Кану. Другое божество Богатства — ВОНГ ЧОЙ САН , который очень щедр к семьям, которые ему поклоняются. Он часто изображается в золотых сандалиях, несущий в руках крысу.

Смеющийся Будда

Это Будда, Будда Майтрейя, часто называемый "следующий Будда", очень популярен среди тех людей, кто считает, что его смеющееся изображение с большим животиком — превосходный символ счастья и богатства. Он изображается или стоя, или сидящим в позе лотоса, окруженный пятью детьми и ликующе смеющийся. Говорят, что поглаживание его животика, хотя бы раз в день, приносит счастье. Его фигурки вырезаются из дерева, слоновой кости, жадеита и отливаются из керамики. Считается, что приглашенный в дом, Будда Майтрейя создает хорошие вибрации, которые формируют счастье и богатство в семье.

Будда Амитабха

Это Будда бесконечного Света, который ассоциируется с Чистой землей и западным Раем. Он приносит умиротворение и спокойную, свободную от отчаяния, жизнь тем, кто его почитает. Согласно учению, Будда Амитаба предшествует Будде Шакьямуни, а его последовательницы — богиня Куан Инь и богиня Та Ши Чи. Те люди, которые почитают это божество, являются адептами Махаяна буддизма.

Будда Шакьямуни

Это Гаутама Будда, чье учение включает в себя Восьмеричный Путь и Алмазные Сутры. Он родился принцем в 560 году до н. э. в королевстве Шакья, рядом с Непалом. В шестнадцать лет он оставил семью для того, чтобы следовать пути крайнего аскетизма, и однажды, сидя под деревом Бодхи, достиг просветления. Будде Шакьямуни поклоняются во многих странах, исповедующих буддизм, а его изображение, к которому обращаются за помощью, помещается на семейных алтарях.

Обезьяний бог

Это божество наделяется огромной силой и мужеством. Благодаря своей изобретательности он почитается как бог, способный разрешить любые проблемы и затруднения. Он особенно популярен среди бизнесменов: игроков, биржевых брокеров и торговцев различными товарами.

Бодхисаттва Манчжушури

Также известен как Вэн Шуй, один из трех великих существ; бог Мудрости и знания, который, сидя в позе лотоса, в правой руке держит меч, а в левой - книгу. Особенно он популярен в Тибете и Непале, считается, что он очищает сознание и учит мудрости молодых. В Китае можно встретить его изображения, где он держит Книгу Мудрости и управляет Зеленым Львом.

Богиня Милосердия Гуаньинь

Богиня Гуаньинь наиболее широко почитаемая и любимая среди китайских божеств. Ее образ можно встретить во многих домах, где устанавливаются специальные алтари, посвященные этой богине. Гуаньинь — сострадательный аспект всех Будд, которая отвечает на все молитвы и приходит на помощь всем страждущим. Это божество изображается по-разному, но для китайцев оно является в женском обличье в белом одеянии с четками, ивовой ветвью или маленьким пузырьком эликсира. Также она известна и в мужском обличье как Авалокитешвара, изображаемом с четырьмя руками: две руки соединены в молитве, а в других - четки или цветок лотоса. К этому образу обращаются, когда необходима защита.

Защищающие боги

Кроме успеха, счастья и богатства, китайцы считают, что они должны быть надежно защищены от внешних вредоносных влияний, а это может быть обеспечено лишь обращением к защищающим богам, особенно богам Войны. КУАН КУНГ является наиболее популярным божеством, дарующим защиту (еще известен как Куан Ти). Говорят, что он настолько яростен в своей поддержке, что демоны и злые духи не посмеют войти в дом, вход которого охраняет Куан Кунг. В настоящее время он настолько популярен, что считается не только божеством войны, но и покровителем для полицейских, китайской мафии и бизнесменов, так как многие относят его и к божеству, покровительствующему богатству. Изображение Куан Кунга можно часто встретить в гостиных китайских домов, обращенного лицом ко входной двери так, чтобы всякий входящий сначала засвидетельствовать свое почтение к нему. ЧУНГ КУЕЙ часто изображается с бочонком вина и считается хорошим изгонителем демонов. Он любит выпить, и поэтому чаще пьян, чем трезв. Несмотря на это китайцы считают его превосходным защитником против бродячих духов, приносящих в дом несчастья.

Амулет "Три сома с грибами линчжи". Синьцзянский нефрит, резьба. Конец ХХ в.

Для китайцев счастье - не абстрактное понятие и не труднодостижимая цель. Это вполне определенная категория, состоящая из простых ценностей, ощутимых даже на бытовом уровне: здоровье, счастливая семья (много детей и прочные отношения супругов), богатство и успешная карьера. Издревле известны и воплощены в орнаментах «Пять видов счастья» (уфу) -долголетие, богатство, покой, высокая мораль и естественная смерть от старости.

На предметах быта и искусства наиболее распространены следующие мотивы.


СЧАСТЬЕ И РАДОСТЬ

♦♦♦Иероглиф «счастье» (си).

♦♦♦Летучая мышь (бянъфу) - созвучно словосочетанию «повсеместное, полное счастье» (бянъфу); в благопожелательном сюжете может быть или одна, или несколько летучих мышей, окруженных другими счастливыми символами. «Пять видов счастья, гармония и согласие» (уфу хэ хэ) - намек-пожелание большого счастья и согласия. Изображены пять летучих мышей, вылетевших из шкатулки. Слова «вместе со шкатулкой» (хэ хэ) звучат как «гармония и согласие» (хэ хэ). Этот сюжет также часто именуют «Пять летучих мышей явились ко двору» (у фу лай чао).

♦♦♦Олень (лу) - одинаково звучит со словом «радость» (лэ).

♦♦♦ Сорока (сицю) - символ радостных дел и событий. Сорока, сидящая на сливе, - это ожидание радостного события, или «Радость на бровях» (сишан мэйшао). Кроме того, она может ассоциироваться с беременностью, родами, счастливым событием.

♦♦♦Три звезды светят свысока (санъсин гао чжао) - это намек-пожелание большого счастья, успешной карьеры и долголетия. Три звезды (санъсин) символизируют счастье, карьеру и долголетие (фу лу шоу). От них зависит счастье и несчастье человека. Звезда Фусин управляет бедой и благополучием, Лу-син - богатством и знатностью, Шоусин -рождением и смертью.



ЗДОРОВЬЕ И ДОЛГОЛЕТИЕ

♦♦♦Сосна и кипарис - древние вечнозеленые деревья, символизируют долголетие.

♦♦♦Бессмертный журавль - в мифах говорится, что он живет несколько тысяч лет.

♦♦♦Гриб линчжи - если человек съест этот гриб, то он сможет прожить до 100 лет.

♦♦♦Персики бессмертия - в романе «Путешествие на запад» говорится, что во дворце (тянъ) в специальном саду растут персики (панътао), дающие один плод в 3000 лет; если съесть его, никогда не постареешь.

♦♦♦Черепаха (гуй) - долгожительница, символизирующая покой и здоровье.

♦♦♦Бессмертный (сянъжэнъ) - легендарные персонажи, которые живут бесконечно долго и не стареют, например Восемь Бессмертных (басянъ).

♦♦♦Звезда долголетия (лаошоусин) - древний символ мира и богатства, пожелание хорошей красивой жизни и похвала.

♦♦♦Иероглиф и стилизованные знаки «долголетие».


БОГАТСТВО И ПРОЦВЕТАНИЕ

♦♦♦Рыба (юй) - созвучно иероглифу «достаток» (юй).

♦♦♦Пион Сиуданъ) - символически указывает на знатность и богатство.

♦♦♦Люхай - мифический персонаж; приручив волшебную жабу, выплевывающую золотые монеты, стал помогать нуждающимся.

♦♦♦Жаба - золотая жаба небожителя Люхая.

♦♦♦Монеты и слитки - привлекают и усиливают богатство.

Цикада на листе лотоса - "Возродиться с чистыми помыслами". Фрагмент совочка для чая. Дерево, резьба.Современная работа.


СЕМЕЙНОЕ СЧАСТЬЕ И МНОГОЧИСЛЕННОЕ ПОТОМСТВО

♦♦♦ Гранат (шилю) - его раскрытый плод является метафорой, указывающей на большое количество детей. Сюжет с раскрытым гранатом называется «На радостное событие в смехе раскрывается лицо» (сисяо янъкай).

♦♦♦Виноград (путао) - символизирует большое количество сыновей.

♦♦♦Гуаньинь - олицетворяет сострадание и утешение, ей возносят молитвы те, кто хочет спастись от страданий и несчастий.

♦♦♦Цилинь - приносит детей.

♦♦♦Утки-мандаринки (юанъян), коробочки лотоса (биндилянъ), пара цветов напротив друг друга (хуа чэн дуй). И цветы, и птицы образуют пары, - это намек-пожелание удачного супружества.

Миниатюрная фигурка «Обезьяна с персиками». Дерево, резьба. Конец XX в.


ПРОДВИЖЕНИЕ ПО СЛУЖБЕ И ДОСТИЖЕНИЕ ЧИНОВ

♦♦♦Обезьяна (хоуцзы) - созвучно слову «князь» (хоу); это высший титул в социальной иерархии.

Петушиный гребешок (цзигуанъхуа) -символизирует чиновника (гуанъ).

♦♦♦Алебарда (цзи) - указывает на продвижение по службе, звучит как «степень на службе» (цзи).

♦♦♦Большие львы, маленькие львы (тайили, шаоши) - символизируют две степени продвижения по службе: крупный полководец, полководец (тайили, шаоши).

♦♦♦Сосуд из высушенной тыквы (хулу) -указывает на продвижение по службе, прибавку к жалованию, намек на продвижение в карьере.

В ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ

В день рождения традиционно желают долголетия. С пожеланием долгих лет счастливой жизни связан и символический смысл подарков. Ко дню рождения одного из супругов преподносят изображение с райскими птицами, что означает «С глубоким почтением поздравляю с днем рождения» (чжу мэй шоу или). Орнамент построен на сходстве звучания слов «бамбук-:: «поздравляю», «слива» и «брови», «долгожитель» и «райские птицы».

Для дня рождения также подходят сюжеты: «Краса Неба», чудесный гриб и камень долголетия (тянъ чжу сянъ лин шоу) - пожелание долгой жизни, «Небесный чиновник дарует счастье». Женский сюжет - с феей Магу, которая по легенде приносит молодость и здоровье на долгие годы.

Тетушка Ma дарует долголетие (магу сянъшоу)
Изображены тетушка Ма (Магу), несущая корзину с персиками и грибами, аист (символ долголетия) и олень (символ счастья). Магу - звучит как слово «грибы» (могу). Пожелание долголетия.

Небесный чиновник дарует счастье (тянъгуанъ сифу)
Изображен небожитель, глава небесного чинов (глянь гуань, шан юань), разворачивающий свиток; гичной фразой. Подлетающая летучая мышь символ ниспосылаемого с неба счастья.

Шоу Син - божество долголетия. Дерево, резьба. Конец XIX в.

НОВОГОДНИЕ МОТИВЫ

Новый год в Китае - это праздник Весны, самый почитаемый праздник нации на протяжении нескольких тысяч лет. За это время сложилось множество чудесных обычаев и традиций, но во всей Поднебесной основа праздника одна - убрать старое и встретить новое, отплатить благодарностью за все, что тебе дали в прошлом году, положить новое начало будущему.

Приготовления ведутся с полнолуния, которое предшествует наступающему новому году. После того, как в доме наведен порядок, его украшают. По традиции обязательными являются специальные парные надписи - «пары у дверей» (мэнтуй), или «весенние наклейки» (чунътэ), или «весенние связки» (чунълянъ). Их пишут на бумаге красного цвета и вывешивают по обеим сторонам входной двери. Тысячи и тысячи домов встречают приход весны этими яркими украшениями.

Китайскому народу известно, что счастье и несчастье приходят в дом через отверстия - окна и двери. Накануне праздника рождения года важно пригласить все благое и защитить жилище от бед, поэтому помимо благопожелательных надписей у входной двери часто можно увидеть изображения стражей - Вэй Чихуна и Чубао, а также вывешенные на входе персиковые амулеты» - дощечки с изображениями Шень Шу и Юй Лэя, которые надежно защищают двери. На стекла окон наклеивают нарядных петушков, вырезанных из красной или цветной бумаги. Еше один обычай, возникший во времена династии Сун, - вешать на дверях иероглиф - счастье» в перевернутом виде: «перевернутое благополучие» (даофу) звучит так же, как « достигать благополучия ».

Новогодние развлечения. Народная картинка, няпъхуа. Бумага, цветная печать, подкраска от руки. Современная копия

Мэнь-шэни - духи-хранители входа в дом. Народная картинка, шнъхуа. Бумага, цветная печать, подкраска от руки. Конец XIX в

Крыса женится - будет богатый урожай.
Народная картинка, нянъхуа.
Бумага, цветная печать, подкраска от руки. Конец XIX в.


Есть и множество других символов, которые в дни новогодних торжеств по традиции наполняют жилища. Для привлечения счастья рядом с подушкой кладут «плоды, усмиряющие год», - мандарины (цзи) и личжи (ли), что звучит как «счастье и прибыль». Ваза символизирует мир и покой, золотые рыбки - богатство, персики - долголетие, лианы и тыквы - стабильность и долгую жизнь. Кипарисовые веточки, украшающие большой мандарин, завернутый в блин, символизируют большой успех для множества дел. Новогодние узлы из красных нитей на кольцах (панчан цзе), известные со времен династии Тан (618-907), завязывают специально как символ счастливого соединения и неразрывной связи мужчины и женщины.

Сам праздник открывается церемонией почитания Цзао-вана, Дедушки-хранителя очага. В течение года он защищает дом со
всеми его домочадцами, а в 23-й или 24-й день двенадцатого месяца поднимается на Небо с докладом небесному владыке обо всех делах своих подопечных - и добрых, и дурных. Нефритовый император на основании этого доклада выдает предписания счастья-несчастья на будущий год.

Еще одно ритуальное новогоднее действо посвящено Богу богатства, Цай-шеню. Открываются «ворота для богатства», и участники действия, одетые в красные халаты и особые шапки, с искусственными бородами и украшениями, держат в руках связки монет и печатное бумажное изображение Цай-шеня. Они кричат за ворота: «Приходите провожать дедушку Цай-шеня!». В это время хозяин дома, выражая свое почтение Богу богатства, раздает деньги приходящим людям и произносит приветственные пожелания: «Пусть потоком идут золото, серебро и драгоценности», «Слева пусть будет пара золотых львов, а справа пусть будет пара золотых фениксов».
Традиционные новогодние благопожела-тельные орнаменты в виде лубочных картинок (нянъхуа) - это «Небесный чиновник дарует счастье», «Пять злаков восходят обильно», «Процветание шести домашних животных», которые призывают в дом богатство, счастье, карьеру и долголетие. Часто дарят изображения Ван Чжаоцзюнь, Ян Гуйфэй. Бань Си и Люй Чжу - четырех красавиц древности. Самый распространенный новогодний сюжет - «Крыса женится», где крыса-жених в сопровождении брачной процессии берет крысу-невесту в жены. В новогоднюю ночь домочадцы кладут под кровать.лакомства крысиной невесте, чтобы получить богатый урожай на будущий год, а бабушки перед сном говорят детям: «Спрячь хорошо свои ботинки, а то крыса украдет их и сделает себе свадебный паланкин», отчего дети неизменно восторженно хохочут.

Еще один популярный новогодний сюжет - «Люхай, играющий с жабой». По преданию он притягивает в дом богатство и счастье.

Символизм присутствует в жизни народа любой страны, даже самой цивилизованной и высокоразвитой. С момента зарождения цивилизации человеку была свойствена вера в волшебную силу различной мистической атрибутики - амулетов, идолов, оберегов, талисманов. Чаще всего в их роли выступали изображения элементов живой природы, в первую очередь - реальных и мифических животных.

У каждого народа существуют свои верования о влиянии сил природы на жизнь людей. В Китае это - знаменитое учение Фэн-шуй («ветер» и «вода»). Талисманов Фэн-шуй, активизирующих различные виды энергии, привносящей в жизнь человека позитивные перемены, существует великое множество. Некоторые из них, за тысячелетнюю историю своего существования, стали своеобразными символами Поднебесной империи.

Дракон 龙 lóng

Один из любимейших символов, который обязательно должен быть изображен с драгоценным «аксессуаром» - жемчужиной мудрости в лапах. Дракон - божественный покровитель самого императора. Невзирая на свою устрашающую внешность, этот мифический персонаж являет собой доброту, абсолютную гармонию, мудрость и величие. Обязанность дракона - обеспечить своему владельцу финансовый успех, удачу в бизнесе и построении карьеры, защитить от недоброжелателей.

По преданию, Дракон имеет тело змеи, брюхо лягушки, рога оленя, глаза зайца, уши коровы, золотую чешую карпа, хвост и лапы тигра. Дракон, ставший со временем символом всего Китая, возник как собирательный образ животных, окружавших первобытных охотников. Черты кабана, лошади, верблюда, змеи слились воедино, и получился дракон, изображение которого остается неизменным уже четыре тысячи лет.

Первые рисунки драконов были найдены на гадательных костях и панцирях черепах.

По китайским народным верованиям, дракон — повелитель водной стихии — дарил людям влагу. Он щедро орошал поля тех, кто верно ему служил, защищая крестьян от неисчислимых бедствий.

В иерархии китайских божеств дракон занимал третье место после неба и земли. Его изображали в самых причудливых формах. Глаза дракона похожи на кроличьи, а уши — на коровьи; у него растут длинные усы; туловище походит на тело змеи, покрытое чешуей; четыре тигровые лапы имеют орлиные когти. Встречается и другой вариант: голова дракона, как у верблюда, усы, как у зайца, глаза, как у быка, шея, как у змеи, брюхо, как у ящерицы, чешуя, как у карпа, когти, как у орла, лапы, как у тигра. Иногда дракона изображали в виде большой змеи или животного, напоминавшего одновременно и тигра и лошадь. Но во всех случаях облик чудовища был величественным, суровым и воинственным.

Существовали четыре типа драконов: небесный дракон, охранявший обители богов; божественный дракон, посылавший ветер и дождь; дракон земли, определявший направление и глубину рек и ручьев; дракон, охранявший сокровища.

Народная фантазия создала множество разновидностей драконов — повелителей водной стихии. Существовало поверье, будто моря, реки и озера управляются драконами, которые не поднимаются в небо. Они известны под названием: желтый дракон (хуан лун), змеевидный дракон (цзяо лун), извивающийся дракон (пань лун). Чуть ли не все непонятные явления природы люди стали связывать с проделками дракона. Его изображали в облаках и в тумане или в волнах, чтобы создать представление о способности вызывать ветер и волны. Он взмывал в небо и парил в облаках, скалил клыки и выпускал когти.

Китайцы своих драконов любили и воздавали им высокие почести. Среди многих титулов императора наиболее почетным был «живой дракон» . Императорский трон именовался «драконьим престолом». На гербе государства красовался дракон.

Легендарный правитель Китая Фуси ввел, по преданию, чины и ранги для чиновников и каждому из классов назначил особого драконьего покровителя. Так, парадные халаты чиновников высшего, седьмого ранга украшал вышитый золотыми нитками дракон лун, у которого на лапах было по пять когтей. Одеянию менее высокопоставленных лиц приличествовал дракон ман, обладавший всего четырьмя когтями.

Драконы разделялись не только по числу когтей. На высшей ступеньке драконьей иерархии стояли драконы, умеющие летать. У них в подчинении находились духи-драконы. Затем — земные драконы: они когда-то были летающими, но по разным причинам потеряли такую способность. Замыкали список подземные драконы, в чью обязанность вменялась охрана кладов.

Один «современник драконов» Ван Чун рассуждал таким образом: «Дракон имеет форму. Если он имеет форму, то может двигаться. Если он движется, то должен есть. Если он ест, то имеет материальную природу. Существо, имеющее материальную природу, реально».

Драконов существовало великое множество — от гигантских до совсем крошечных. Рассказывали даже о драконе величиной с мизинец — эдакий дракончик-с-пальчик.

Изображение дракона в Китае можно было увидеть повсюду: в храмах, во дворцах, на мемориальных обелисках, на древних сооружениях, на стенах крестьянских домов (в виде картинки или вырезки из бумаги). В разное время, особенно часто в мае и июне, проходили религиозные процессии в честь дракона — "Моления о дожде". Составным элементом такой процессии был танец дракона. Рядом с мифическим чудовищем колыхались знамена различных цветов: желтые и белые символизировали ветер и воду, черные и зеленые — тучи. На пути процессии раскладывали костры — на них сжигали "жертвенные деньги".

Феникс 凤凰 fènghuáng

Прототипом красной птицы Феникс стал священный символ древних египтян - птица Бену. Феникс (кит. Фен-хуан) символизирует бесконечность бытия и воскрешение в огне после смерти. Он олицетворяет также добрую удачу и возрождение духа человека в нелегкой вечной борьбе против искушений и сложностей материального мира.

Цилинь 独角兽

С легкой руки первых миссионеров, преследовавших благую цель - адаптировать китайский фольклор к европейским представлениям о фауне Востока, цилиня стали называть китайским единорогом. Описания цилиня в мифологии Китая весьма противоречивы.

Различают, как минимум, шесть «пород» этого чудо-зверя, из коих наиболее популярным является кирин. Он главенствует над всеми животными, обитающими на суше, а в Фэн-шуй олицетворяет божественное единство двух начал, пробужденное сознание, внутреннее умиротворение, благородство и мудрость.

Черепаха 龟 guī

Символику цвета лучше всего рассматривать через призму традиционной системы пяти элементов, пяти «движений» (у син). Обобщая и абстрагируясь, китайцы поделили мир (и все его составляющие) на пять категорий: дерево, огонь, металл, вода и земля. Каждый из элементов являлся символом жизненных процессов, протекающих и в человеке, и в во вселенной. Цвета также являются частью этой системы.

Желтый (хуан) символизирует Центр мира – собственно Китай, Поднебесную империю. Желтый – это обозначение элемента Земля, обладающего свойствами плодородия, питания и превращения, ведь семя, брошенное в землю, прежде чем вызреть, подвергалось изменениям в процессе роста. Центр, земля – это были проявления «изначального», подвергающиеся измнениям в «круге жизненных превращений». Эти свойства распространялись и на цветовую гамму. Указывая на Поднебесную и землю, желтый цвет означал стабильность, плодородие, опору, закон, успех и вечность, а также связывался с императорской семьей. Во времена династии Цин одежду желтого цвета имел право носить только император. Из мифологических персонажей, соответствующих этому цвету, можно назвать Желтого (императорского) дракона с пятью когтями (что указывает на власть над всем миром) и Желтого императора Хуан-ди (первого правителя, объединившего под своей властью большую часть Китая) и бога земли Хоу-ту. Желтому цвету также соответствуют планета Сатурн (Тяньсин) и созвездие Большой медведицы (из-за смещения Полярной звезды на месте точки оси мира сейчас находится бета Большой Медведицы).

Как такового синего и голубого цвета в цветовой гамме китайцев не существовало, они сливались с зеленым. Зеленый (цин) обозначал восток, по природной сущности представлял ветер; по элементу относился к стихии дерева. Свойствами дерева являются способности к росту (переходу от пассивной инь к активной ян), и, следовательно, цвет ассоциировавался с рождением новой жизни, с весной. Божественным персонажем здесь выступают Бирюзовый дракон (Цинлун), который являлся защитником от нечисти и часто изображался на благопожелательных картинках как источник различных богатств, а также Синий (Зеленый) император Цин-ди. Синий цвет, с одной стороны, является символом Неба (храм Неба всегда покрывался черепицей цвета небесной лазури, такого же цвета должна была быть одежда сановников, участвовавших в поклонении небу), но с другой считался приносящим несчастья. Ведь ветер непостоянен, хотя может быть гуманным и справедливым. Дракон также обладает мудростью и огромной силой, но может, помимо благ, нести и разрушение. Астрологически с этим цветом связывается Юпитер (Суйсин) и прародитель людей, повелитель Востока Фу-си, а также зелёный дух дерева Гоу-ман, которому подвластны громовник Лэй-гун и дух ветра Фэн-бо.

Красный (хун) символизировал юг с буйством жизни во всех ее проявлениях, соответствуя стихии огня (максимальная жизненная сила и активность) и Солнцу. Огню и всему, что с ним соотносится, свойственны жар, зной, стремление вверх. Мифологическим животным здесь выступает Красная птица (Чиняо, Феникс), означающая мудрость, красоту, благоприятствование, а персонажем – Огненный император Янь-ди (Шень-Нун), научивший людей растить хлеб, и являющийся богом-целителем по ассоциации, что солнце – это жизнь. Поэтому в наиболее радостные моменты жизни китайцы предпочитали красные одежды, например, невеста и свадебная атрибутика всегда была красного цвета, передавая жизненную силу солнца и огня. Такая сила отпугивает злых духов и приносит удачу в дом и гармонизирует общую атмосферу. Если на руку ребенка, считали китайцы, намотать красную ниточку, она защитит малыша от сглаза. В астрологии цвет соответствует Марсу (Инхосин) и красному духу огня Чжу-жун.

Белый (бай) олицетворял запад - место, где царят хаос и гибель живого. Этот цвет противоречив: он называл природную сущность – холод и стихию – металл (символ начинающегося упадка от ян к инь), и ассоциировался одновременно и с вероломством и с чистотой. Животным запада является Белый тигр (Байху), который с одной стороны – владыка губительного для человека мира, а с другой – охранитель людей от злых сил и страж страны мертвых. Поэтому изображение белого тигра часто является оберегом, и поэтому часто встречается на разных декоративных и бытовых предметах. Белый – это цвет, связанный со старостью, осенью, увяданием, т.е. завершение цикла и выходом за грань мира. Поэтому белый цвет в одежде означает траур, и подчеркивает значение предметов как связанных с похоронами. Цвет астрологически связан с Венерой (Тайбай), а также с божеством Запада - Шао-хао и его помощником - белым духом Жу-шоу, а также правительницей Запада, обладающей чудесными персиками бессмертия, Сиванму.

Черный (хэй) являлся цветом севера и связывался с чем-то сокровенным и таинственным, хотя и нес оттенок смерти (зима). Элементом для этого цвета являлась вода (как минимальное проявление активности, пассивная инь), обладающая свойствами текучести, прохлады, способности к движению назад. Здесь основным персонажем является Сокровенный воин (Сюаньу, «темная воинственность» или другой перевод «черная черепаха»), представляющий собой симбиоз змеи и черепахи, а также отождествляемый с мифическим правителем Чжуань-сюем, положившим разделение (разорвавшим связь) между землей и небом, отчего люди перестали подниматься на небеса. Тайна – это удел ученых, змея – мудрость, черепаха – долголетие, вода – проникает повсюду, помнит все. Из этих образов складывается определение черного цвета – познание и ученость, углубление в непознанное. Черный цвет (как и стихия воды) связывались также с чёрный дух Сюань-мином, под покровительством которого находились храмы Луны, повелителем дождя Юй-ши, а также планета Меркурий (Чэньсин).

Многообразие видов и сортов цветов является неисчерпаемым источником идей для китайцев. Каждый цветок имеет свое символическое значение. Часто изображения весьма условны и имеют настолько несвойственные природе цвета, что очень трудно определить конкретный вид.

подарок китайская перегородчатая эмаль клуазоне ваза чайница шкатулка


В соответствии с общими правилами искусства они изображаются будто бы при виде сверху. Каждый цветок практически всегда изображается в соседстве с какой-то конкретной птицей. Птицы с длинными хвостами, например, феникс, павлин, петух и фазан, изображаются вместе с пионом; утка – с лотосом; ласточка – с ивой; перепела и куропатки в основном изображаются вместе с просом; аист и сосна, будучи эмблемами долголетия, тоже соседствуют в одном изображении.
Бамбук, сосна и слива мэйхуа считаются тремя неразлучными, верными друзьями, потому что остаются зелеными и в холода. Их часто изображают вместе.
В качестве символов двенадцати месяцев года нередко используют различные цветы и цветущие плодовые культуры.
Цветочный календарь так же дает пояснения, что обозначает тот или иной цветок.
Январь (и зиму в целом) олицетворяет цветок сливы.
Цветок персика принадлежит февралю. Он означает победу красоты над злом и несёт в себе секрет бессмертия.
Для марта, представляющего весну, символом выбран цветок древовидного пиона. Он символизирует богатство, честь, любовь и привязанность, женскую красоту, здоровье и процветание.
Цветок вишни посвящен апрелю.
Цветок магнолии – маю. Подобно многим другим цветкам, это – олицетворение женской красоты и свежести.
Середина года – июнь – отмечена цветком граната. Он означает пожелание большого потомства: если кто-нибудь захочет уточнить число своих потомков, пусть пересчитает зёрна в плоде граната.
Символ июля – цветок лотоса. Поскольку у лотоса можно видеть бутоны, цветки и плоды одновременно, его считают также символом прошедшего, настоящего и будущего.
Август – груша.
В девятом месяце года главенствуют цветки мальвы.
В десятом – хризантемы, посвященные ещё и осени в целом. То, что хризантема выдерживает холода, символизирует благородство и нерушимую дружбу.
Ноябрь обозначен душистым цветком гардении.
А декабрь – алым маком.
Четыре сезона представлены следующим образом: три цветка пиона – для весны, лотос – для лета, хризантема - для осени и слива мэйхуа для зимы.
Некоторые виды растений считаются символами тех или иных качеств человека. Так, орхидея символизирует изящество и скромность, бамбук – прямоту и стойкость, персик – долголетие, хризантема – символ совершенства, осеннего спокойствия и изобилия. Или, например, сочетание сливы и бамбука символизирует прочную дружбу.

Учение Фен-Шуй опирается на цикл пяти основных элементов (огонь, вода, земля, дерево и металл). Именно на этот же цикл опирается и символика в клуазоне.

Объясняется это просто – такой цикл характерен и для вселенной в целом, и для отдельно взятого человека. Каждому элементу соответствует свой цвет и свое животное, способное передать то, что хотел сказать мастер.

Земля – Императорский дракон – желтый цвет (хуан) – ЦЕНТР МИРА – символ Китая

Именно золотой Императорский дракон символизировал Поднебесную в целом и Императорскую династию в частности.

С чем у вас ассоциируется дракон?

Конечно же, с мощью, мудростью и силой. Кроме того, это плодородие всей страны в целом, стабильность, успех и закон.

Золотой дракон в качестве символа использовался только для императорской семьи, поэтому если вам попала в руки старинная ваза, курительница, блюдо в стиле клуазоне с золотым драконом – радуйтесь и гордитесь – вам достался предмет из правящей семьи.

Правда, обычный народ тоже не захотел отказываться от символа основного защитника, поэтому в качестве украшения использовалось изображение драконов других цветов.

Дерево – Бирюзовый дракон – зеленый (лазурный, голубой) цвет (цин) – восток

И снова дракон,но в другом обличье.

В данном значении дракон символизирует расцвет, зарождение, защиту от зла и нечисти. Это символ неба, его просили о дождях и плодородии полей.

Если вы счастливый обладатель произведения искусства, выполненного в технике перегородчатой эмали, где изображен голубой или бирюзовый дракон – смело вносите этот предмет в дом, призывая благополучие и достаток.

(Китайцы действительно очень ценят дракона и преклоняются перед ним. Его изображения можно встретить везде – в домах, в храмах, в рисунках и т.д. На самом деле, употребление Дракона в символике – это отдельная тема для разговора.

Поэтому запомните одно – дракон в символике клуазоне – это благоприятный и добрый признак. Любая вещь с его изображением станет отличным и символичным подарком.)

Огонь – Феникс – красный (хун) – юг

Вряд ли найдётся человек, который не слышал о чудесной птице Феникс, способной возродиться из пепла.

Активность, стремительность, буйство жизни и красок. Феникс – это преисполненная мудрости птица, дарующая людям радость, красоту и надежду.

Кстати, Феникс считается самой главной птицей и его изображение на сувенирной продукции – это символ пожелания максимального благополучия, счастья и веселья.

(именно поэтому в радостные моменты жизни китайцы надевают красные одежды, ориентируясь на вечно живущую красную птицу феникс и желая, чтобы радость и веселье не прекращались)

Металл – Тигр – белый (бай) – запад

Белый цвет – это цвет траура. Запад – место духов, зла и царства мертвых (вот так вот необычно китайцы воспринимают западный мир).

Но здесь есть один нюанс, который вам будет знать небезынтересно:

Белый цвет и символику использовали в ритуальных предметах, но изображение белого тигра – это серьезный охранный амулет, что сделало это символ чрезвычайно популярным в клуазоне – мастера достаточно часто изображают его на декоративных предметах и сувенирной продукции.

Если вы цените обереги, эмаль клуазоне, где изображен белый тигр, станет отличным пополнением коллекции.

Вода – Черепаха (или Сокровенный воин) – черный (хэй) – север

Черный цвет – это тайна покрытая мраком, некоторый намек на смерть, но не негативный символ.

Китайская философия рассматривает смерть как переход на кардинально новый этап развития.

Черный цвет (вода) символизирует медлительность, текучесть и изменчивость, а черная черепаха отождествляется с тайными знаниями и науками, ученостью.

Кроме того, черепаха – это символ долголетия и мудрости, что автоматически делает сувенирную продукцию с изображением черной черепахи красивым и многозначительным подарком.

Это главные китайские символы, однако есть целый ряд второстепенных и не менее значимых.

Помимо Феникса, китайская философия ценит еще несколько птиц, выражающих скрытый смысл.

* петух – символ множества достоинств (мужество, защита, надежность, дружелюбие и т.д.). Цвет петуха – особое послание (например, Красный Петух в качестве изображения на той же вазе клуазоне защищает от пожара, а Белый Петух охраняет от злых духов)

* фазан – птица счастья и красоты

* императорская утка символизирует семейное счастье и верность супругов друг другу (ваза в стиле клуазоне с изображением уточек – отличный подарок молодоженам или в годовщину свадьбы)

В Китае (а соответственно, в народном творчестве и технике перегородчатой эмали) ценятся не только священные животные. Китайцы с трепетом относятся к цветам, причем не ко всем, а к пяти избранным видам:

* пион – король цветов, символ почестей, богатства, весны и любви. Блюдо или ваза, украшенные пионами – очень благодарный и доброжелательный подарок для любого человека.

Согласитесь, даже один взгляд на яркие цветы уже вызывает улыбку?

* хризантема – символ радости, беззаботной жизни и счастья. Особенно ценятся желтые хризантемы и если вы их увидели в орнаменте, знайте – это к удаче.

* священный лотос (цветок буддистов) – символ безупречной чистоты, способствует удачным медитациям и созданию спокойной домашней обстановке.

(если в вашей семье часты конфликты или постоянно возникают споры, обязательно поищите кувшин, вазу, курительницу (что угодно) в стиле клуазоне с изображенным на нем лотосом и установите в наиболее посещаемой комнате вашего жилья)

* орхидея и магнолия изображаются как символы нежности и любви.

Теперь вы осознаете, как все непросто в технике перегородчатой эмали, столь развитой в Китае и популярной во всем мире?

Абсолютно неважно, являетесь ли вы коллекционером или просто цените красивые вещи и подбираете что-то, чтобы украсить интерьер или преподнести в подарок – теперь вы сможете выбрать сувенирную продукцию в соответствии с тайной символикой мастеров.

Изящная вещица, которая окажется в ваших руках, будет не просто результатом чьего-то профессионализма, она будет особым посланием и пожеланием, завуалированным в орнаменте из изображений цветов и животных…