Хранение театральных костюмов. Как обустроить костюмерную в театре. Костюмер в театре

Костюмер - специалист, отвечающий за хранение и подготовку костюмов в театре, на киностудии и т.п. Профессия подходит тем, кого интересует мировая художественная культура и труд и хозяйство (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Особенности профессии

В костюмерном цеху костюмы хранятся, снабженные ярлычками с названиями спектаклей и фамилиями актёров, для которых они сшиты. Это помогает избежать путаницы, если у актёра, занятого в роли, есть дублёр. Костюм к каждой роли снабжается описью, в которой перечисляются все детали: обувь, головные уборы, нижнее белье, аксессуары и т.д.

Перед началом представления костюмер проверяет комплектность костюмов, приводит их в порядок и относит в гримёрки, где актёры готовятся к выходу. Иногда актёру требуется помощь в одевании. Например, невозможно без посторонней помощи затянуть корсет или надеть юбку с кринолином. Некоторые роли требуют костюма, но особого грима. Поэтому к процессу подготовки актёра подключается и гримёр.

Реквизит (оружие, трости, цветы, украшения, очки, письма и т.п.) тоже является частью образа и дополняет костюм. Поэтому костюмер и гримёр работают сообща с реквизитором.

После представления костюмер снова уносит костюмы на хранение, чистит и ремонтирует. Если нужно, отправляет их в чистку или прачечную. Когда нужна мелкая починка и подгонка по фигуре, костюмер делает его сам, а для крупного ремонта обращается в пошивочный цех.

Если нет такой возможности, серьёзный ремонт тоже становится обязанностью костьмера. Когда костюм приходит в непригодность, костюмер сообщает об этом заведующему постановочной частью, чтобы тот мог вовремя заказать дубликат.

Отправляясь на гастроли, костюмер аккуратно упаковывает костюмы в чемоданы и кофры, а в дороге бдительно следит за багажом. При этом у него с собой обязательно есть утюг, нитки и иголки. Где бы ни состоялось представление, костюмер успеет погладить костюмы, а если надо - зашить и заштопать.

Костюмер занимается костюмом на всех этапах его существования.

При создании нового спектакля или фильма разрабатываются и новые костюмы. Художник по костюмам придумывает эскиз, пошивочный цех воплощает замысел. Костюмер участвует в процессе, присутствует на примерках.

Но если спектакль сходит со сцены, костюмы отправляются в запасники.

Чем старее театр или киностудия, тем больше костюмов накапливается в костюмерной. Со временем они приобретают музейную ценность. Костюмерная превращается в своего рода музей (хотя и без посетителей), и вот уже костюмер чувствует себя музейным смотрителем. Ведь сохранность старых костюмов - это тоже забота костюмера.

Рабочее место

Театры, кино- и телестудии, филармонии. Костюмер может состоять в коллективе какого-либо шоумена (певца, музыканта и т.п.), сопровождая его на всех выступлениях, в том числе и на гастролях.

Оплата труда

Зарплата на 09.07.2019

Москва 30000—60000 ₽

Важные качества

Костюмеру необходим художественный вкус, ответственность, трудолюбие, интерес к той сфере искусства (тетра, кино и пр.), в которой он работает.

Знания и навыки

Костюмер должен знать виды, размеры, марки, сортность и другие качественные характеристики костюмов, артистического реквизита и аксессуаров.

Нужны познания в области современной и исторического костюма. Умение ухаживать за одеждой (гладить, чистить, выполнять мелкий ремонт), поддерживать такой порядок хранения и складирования костюмов и реквизита, чтобы каждый предмет можно было легко найти.

Костюмерная

Костюмерная КОСТЮМЕ́РНЫЙ, -ая, -ое.

Толковый словарь Ожегова . С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992 .


Смотреть что такое "костюмерная" в других словарях:

    костюмерная - ой, ж. costumier m. Помещение для хранения театральных и маскарадных костюмов; мастерская, где шьют эти костюмы. БАС 1. Худрук примкнул к ним в костюмерной, тоже выразил согласие. А. Азольский Облдрамтеатр. // НМ 1997 11 30. Перед отъездом из… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    костюмерная - КОСТЮМЕРНАЯ, ой, ж Часть помещения (театра, киностудии и т.д.), представляющая собой комнату, в которой хранятся костюмы и перед выходом на сцену актеры переодеваются. На Ленфильме костюмерная для актеров состоит из четырех отделений: мужской… … Толковый словарь русских существительных

    Ж. Помещение (в театре, клубе и т.п.) для хранения театральных и маскарадных костюмов; мастерская, где шьют такие костюмы. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    костюмерная - Р. костюме/рной … Орфографический словарь русского языка

    Энциклопедический словарь

    костюмерная - ой; ж. Помещение для хранения театральных костюмов. Подобрать костюм в костюмерной … Словарь многих выражений

    Толковый словарь Ушакова

    И КОСТЮМЕРНЫЙ, костюмерная, костюмерное (театр.). 1. прил. к костюм. Костюмерная мастерская. 2. в знач. сущ. костюмёрная, костюмёрной, жен. Помещение для театральных костюмов. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    КОСТЮМЕРНЫЙ, ая, ое. 1. Относящийся к изготовлению и хранению театральных костюмов. К. цех. Костюмерная мастерская. 2. костюмерная, ой, жен. Отдел в театре, где хранятся костюмы, или мастерская, где они изготовляются. Толковый словарь Ожегова.… … Толковый словарь Ожегова

    Координаты: 60°10′00.37″ с. ш. 29°52′04.74″ в. д. / 60.166771, 29.867985 … Википедия

Книги

  • За кулисами Аббатства Даунтон , Эмма Роули , Гарет Ним , О чем эта книга: Сериал Аббатство Даунтон стал своего рода сенсацией на телевидении. Никто не ожидал, что миллионы телезрителей по всему миру еженедельно будут собираться, чтобы посмотреть на… Категория: История и теория искусств Серия: Подарочные издания. Кино Издатель:

www.rivkina.ru "/>

АВАНЛОЖА - места в зрительном зале, помещение перед входом в ложу.
АВАНСЦЕНА - передняя часть сцены (между занавесом и рампой).
АДМИНИСТРАТОР ПО ПЛОЩАДКЕ - обеспечение съёмки на съемочной площадке. «Тишина на площадке» и любые организационные вопросы. Руководит рабочими (переноска, установка, действие работы).
АКТ - законченная часть драматического произведения или театрального представления; то же, что и действие.
АКТЕР, актриса - исполнитель (исполнительница) ролей.
АКТЕР МАССОВЫХ СЦЕН - актер массовки, исполняющий роль без слов. То же,что и статист.
АКТЕРСКАЯ БАЗА ДАННЫХ - специальная картотека, которую используют в работе специалисты по подбору исполнителей – кастинг-директоры, кастинг-менеджеры, бригадиры массовки, ассистенты режиссера.
АКТЕРСКИЙ ЦЕХ - подчиняются режиссёру-постановщику, второму режиссёру, ассистенту режиссёра-постановщика.
АКТЕРСКОЕ АГЕНТСТВО - то же кадровое агентство, только занимающееся подбором творческих кадров. Вступая в агентство, актеры заключают договор, в соответствии с которым определенная доля гонорара (обычно 10-15 %) достается компании. Речь идет, разумеется, только о тех проектах, куда актера пригласило агентство.
АКТЕРСКОЕ ПОРТФОЛИО - специальные рабочие фотографии актера, при встрече с ассистентом режиссера и кастинг-директорами актеры обязательно оставляют снимки из своего портфолио. Фотографии должны отвечать определенным стандартам, если Вы хотите, чтобы к Вам относились серьезно при рассмотрении на роль Вашей кандидатуры. На этих снимках – минимум визажа, они отображают человека таким, какой он есть в жизни. На обороте распечатанные фото подписывают, указывают свои данные (метрические – рост и вес, возраст, наличие разных навыков – умение водить машину, танцевать, петь и тп) и контакты.
АМПЛУА - сходные по характеру роли, соответствующие дарованию и внешним данным определенного актера.
АМФИТЕАТР - 1) античное сооружение для зрелищ: овальная арена, вокруг которой уступами располагались места для зрителей;
2) места в зрительном зале, расположенные за партером.
АНГАЖЕМЕНТ - приглашение актера на определенный срок для участия в спектаклях или концертах.
АНОНС - объявление о предстоящих гастролях, спектаклях, концертах.
АНТИГЕРОЙ - нарочито сниженный, дегероизированный персонаж в спектакле,кино, занимающий одно из главных мест.
АНТРАКТ - перерыв между действиями (актами) спектакля, между отделениями концерта.
АНТРЕПРЕНЕР - владелец, содержатель, арендатор частного театра.
АНТРЕПРИЗА - частный театр.
АНШЛАГ - объявление о том, что все билеты (на спектакль, представление) проданы.
АПОФЕОЗ - торжественная завершающая массовая сцена спектакля или праздничной концертной программы.
АРЬЕРСЦЕНА - наиболее удаленная от зрительного зала часть сцены.
АССИСТЕНТ ДЕКОРАТОРА - работает под руководством декоратора сцены и отвечает за поиск необходимых для декорирования артефактов.
АССИСТЕНТ ОПЕРАТОРА - выполняет функции «фокусника», отвечает за чёткость изображения на необходимых по замыслу объектах. Измеряя заранее фокусное расстояние и переводя «фокус» в процессе съёмки. Устраняет внезапно возникшие помехи в кадре.
АССИСТЕНТ ХУДОЖНИКА-ГРИМЕРА - занимается поправлением грима, выполняет все работы связанные с поддержанием внешнего вида. На нём - вся рутина художника-гримёра.
АССИСТЕНТ ХУДОЖНИКА ПО КОСТЮМАМ - выполняет, в основном, утилитарные функции, а также производственные и иные поручения художника по костюмам.
БАЛАГАН - театральное представление комического характера, показываемое на ярмарках и народных гуляньях (в России с XVIII в.).
БАЛКОН - места в зрительном зале, расположенные амфитеатром в различных ярусах.
БЕЛЬЭТАЖ - первый ярус балконов над партером и амфитеатром в зрительном или концертном зале.
БЕНЕФИС - 1) театральное представление в честь одного актера;
2) спектакль, сбор от которого поступал я пользу одного или нескольких актеров, а также других работников театра.
БЕНУАР - театральные ложи на уровне сиены или несколько ниже по обеим сторонам партера.
БОБИНА - один стандартный рулон пленки, в одну бобину вмещается 300 метров пленки или 10 минут материала.
БРИГАДИР МАССОВКИ - ассистент по подбору актёров массовых сцен (статистов). Занимается работой с массовкой.
БРИГАДИР СВЕТОТЕХНИКОВ С БРИГАДОЙ - человек, отвечающий за свет (в случае необходимости вызывается машина «лихтваген» с осветительными приборами и генераторами для съёмки).
БУРЛЕСК - преувеличенно комическое изображение на сцене.
БУТАФОР - театральный работник, ведающий бутафорией. Изготовляет ее художник-бутафор.
БУТАФОРИЯ - предметы, специально изготовляемые и употребляемые вместо настоящих вещей в театральных постановках.
БУТАФОРЫ (съем.группа) - создают предметы, необходимые для декорации.
БУФЕТЧИК (съем.группа) и его ассистенты - обслуживание питанием съёмочную группу. Помощь в подготовке продуктов питания (если необходимо) для съемочной сцены.
БУФФОН - амплуа актера, использующего для исполнения роли шутовские приемы.
БУФФОНАДА - 1) представление с применением клоунских приемов;
2) подчеркнутое внешне комическое преувеличение, иногда окарикатуривание персонажей.
ВИДЕОКАМЕРА - портативная телевизионная передающая камера, конструктивно объединенная с кассетным видеомагнитофоном: для записи сигналов изображения и звука используется магнитная лента. Видеокамера имеет электронный видоискатель.
ВИДЕОКЛИП - телевизионная художественная интерпретация эстрадной, поп- или рокпесни, как правило, с использованием «дробного» монтажа и спецэффектов.
ВИДЕОЗАПИСЬ - запись изображения на магнитную ленту или оптический диск для последующего воспроизведения на экране телевизора при помощи видеомагнитофона.
ВИДЕОФИЛЬМ - фильм, который можно записать на видеокассету и воспроизвести в удобное для зрителя время.
ВОДИТЕЛИ (съем.группа) - подчиняются администратору по площадке и директору фильма. Также могут быть задействованы режиссёром-постановщиком в эпизодических ролях (водитель такси, например) или в качестве дублёра того или иного актёра (если он не имеет водительских прав и/или навыков вождения автомобиля (мотоцикла).
ВРАЧ (съем.группа) - в случае необходимости обеспечивает своевременное оказание своевременной медицинской помощи участникам съёмочной группы. В сценах, где по сюжету фильма совершаются те или иные медицинские манипуляции и/или нужны специальные медицинские навыки и познания (наложение повязки, инъекции и пр.) - консультирует режиссёра-постановщика и актёров по правильности их выполнению. Иногда может быть задействован режиссёром в эпизодической роли в сценах, где нужны специальные медицинские познания и/или навыки (скажем, врач «скорой», приехавший на вызов).
ВТОРАЯ КАМЕРА (или камера B) - еще один оператор на съёмочной площадке, который иногда необходим для съемки сложных постановочных сцен с действием или трюков с различных ракурсов, или для съемки сцены с другим охватом с использованием второй камеры.
ВТОРОЙ ОПЕРАТОР - сидит непосредственно за камерой, управляет её движением в рамках установленной режиссёром и оператором-постановщиком композиции, следит за качественными параметрами.
ВТОРОЙ РЕЖИССЕР - обрабатывает сценарий после режиссёра-постановщика. Занимается тем, что корректирует (проверяет) правильность (отсутствие ошибок в сценарии).
ГАЛЕРКА - верхний ярус зрительного зала.
ГАСТРОЛИ - выступление актеров на выезде в других театра.
ГЕНЕРАЛЬНАЯ РЕПЕТИЦИЯ - последняя перед спектаклем, концертом.
ГЕРОЙ - главное действующее лицо в спектакле.
ГЛАВНЫЙ ОСВЕТИТЕЛЬ (бригадир светотехников, Гаффер, Gaffer) - возглавляет группу, отвечающую во время съемок за освещение и другие вопросы, связанные с электроприборами. Гаффер напрямую подчиняется оператору-постановщику и следит за точным исполнением его указаний, касающихся освещения сцены.
ГРАНДАМ - амплуа актрисы, исполняющей роли знатных дам.
ГРАНДКОКЕТ - роль взрослой знатной дамы.
ГРИМ - 1) искусство изменения внешности актера (преимущественно лица) с помощью специальных красок, наклеек, парика, прически и др.;
2) краски и другие принадлежности для гримирования.
ГРИМ-УБОРНАЯ - комната для гримирования и переодевания актеров.
ГРИМЕР - специалист, занимающийся гримировкой актеров.
ГРУППОВКА - типажные лица, яркие и нестандартные. Таких отбирают на эпизодические роли и снимают крупным планом.
ДЕЙСТВИЕ - законченная часть спектакля. То же, что и акт.
ДЕКЛАМАЦИЯ - четкое выразительное чтение вслух.
ДЕКОРАТОР - Отвечает за художественное решение фильма, за костюмы, грим и так далее.
ДЕКОРАТОР СЦЕНЫ - специалист с опытом оформления интерьеров помещений; умеет находить соответствующие предметы и размещать их внутри декорации таким образом, чтобы сцена выглядела естественной, будь то офис бизнесмена или убежище анахорета.
ДЕКОРАЦИЯ - художественное оформление места действия на сцене, создающее зрительный образ постановки.
ДИАФИЛЬМ - расположенные в определенной последовательности позитивные фотографические изображения на кинопленке, обычно объединенные общей темой.
ДИВЕРТИСМЕНТ - музыкальное или драматическое представление из ряда отдельных номеров, обычно даваемое в дополнение к спектаклю.
ДИЗАЙНЕР ЗВУКА - занимается созданием звуковых спецэффектов (англ.), а также звуков, не имеющих соответствующего аналога в природе или которые невозможно записать, например, звук, издаваемый динозаврами.
ДИЗАЙНЕР ПО КОСТЮМАМ - продумывает и рисует эскизы костюмов для киноактеров в то время как осуществляется сооружение декораций. Прежде чем эти готовые эскизы поступят к портному, которому предстоит шить костюмы, они утверждаются художником-постановщиком, режиссером-постановщиком и продюсером.
ДИРЕКТОР ФИЛЬМА - решает организационные вопросы во время съемочного периода: локейшн-менеджмент (подготовка мест для съемок), договоры с владельцами государственных и частных учреждений и т. п.
ДОЛЬЩИК - человек, который отвечает за тележку. Ставит рельсы, везёт тележку с оператором.
ДРАМАТУРГ - автор драматических произведений.
ДРАМАТУРГИЯ - 1) драматическое искусство, теория построения драматических произведений;
2) совокупность таких произведений;
3) сюжетно-композиционная основа отдельного театрального произведения.
ДУБЛЕР - 1) актер, заменяющий исполнителя основной роли в каких-то эпизодах; 2) актер, воспроизводящий текст при дублировании кинофильма.
ДУБЛИРОВАНИЕ КИНОФИЛЬМА - изготовление фонограммы фильма на другом языке, смысловое содержание которой соответствует переводу оригинала. Техника дублирования предусматривает уравнивание продолжительности отдельных фраз и темпа речи на обоих языках.
ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ФИЛЬМА - выполняет распоряжения директора, замещает его, когда это необходимо.
ЗВУКОИНЖЕНЕР - специалист обслуживающий комплекс звукового оборудования.
ЗВУКООПЕРАТОР - работает со звуком, с записями, отслеживает качественные параметры фонограммы, такие как например - уровни звуковых компонент, их частотную характеристику и соотношение сигнал/шум.
ЗВУКООФОРМИТЕЛЬ - специалист по записи синхронных шумов. Имитирует и воспроизводит синхронно изображению необходимые шумы. Например: шаги человека, пробег лошади, поцелуи и прочии шумы воспроизводимые человеком и живыми существами.
ЗВУКОРЕЖИССЕР - курирует все этапы звукопроизводства. Формирует концепцию звука. Создаёт художественные звуковые образы. Руководит всем департаментом.
ЗВУКОРЕЖИССЕР ПЕРЕЗАПИСИ - важный специалист на финальном этапе формирования картины. Не стоит путать перезапись с переозвучиванием. Перезапись - это последняя стадия фильмопроизводства, во время которой происходит обработка, локализация, сведение и мастеринг всех многочисленных звуковых компонент.
ЗЛОДЕЙ - амплуа актера, играющего отрицательных героев.
ИНЖЕНЕР ПО ГЕНЕРАТОРАМ (генераторщик) - устанавливает, подключает и обеспечивает работоспособность генератора, - устройства по преобразованию механической энергии в электрическую.
ИНЖЕНЕР ЗВУКОЗАПИСИ - заведует звукозаписывающей аппаратурой на съемочной площадке. До недавнего времени стандартным звукозаписывающим устройством был магнитофон “Награ” с ¼ - дюймовой магнитной пленкой; в наше время используются цифровые звукозаписывающие пленки (DAT). Звукозапись DAT более удобна при синхронизации и монтаже, поскольку не нуждается в шумоподавлении в формате звука “Dolby” или других форматах.
ИНЖЕНЮ - амплуа актрисы, играющей роль наивной девушки.
ИНТЕРМЕДИЯ - небольшая пьеса, исполняемая между актами драматического или оперного спектакля; вставная сцена.
ИНТЕРМЕДИЭЙТ - сканирвоание плёнки и перевод её в цифровой формат для последующего монтажа. Так же перевод готвоого фильма обратно на плёнку для показа в кинотеатрах.
ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ПРОДЮСЕР - обеспечивает финансирование картины. Обычно он отвечает за деловые аспекты кинопроизводства - его фактическое участие в повседневной работе съемочной группы, как правило, бывает незначительным.
КАБЕЛЬЩИК (ассистент звукозаписи) - управляет вторым микрофоном, если в нем есть нужда в сцене, где актеры находятся на расстоянии друг от друга. Кабельщик также обслуживает все кабели, используемые со звукозаписывающей аппаратурой - протягивает их, обеспечивает коммутацию и тянет вслед за камерой при её перемещении. Локализуя такие посторонние шумы, как работа холодильной установки, скрип половиц или шелест
одежды, он ликвидирует или минимизирует их на сколько это возможно.
КАДР - 1) пространственная граница фото-, теле- или киноизображения; 2) снимок на пленке, фиксирующий одну из фаз движения или статичного положения объектов съемки.
КАДР МОНТАЖНЫЙ - составная часть фильма, содержащая какой-либо момент действия.
КАДР ТЕЛЕВИЗИОННЫЙ - изображение, получаемое на экране кинескопа в результате одного полного цикла телевизионной развертки.
КАМЕО - эпизодическое появление в постановочной роли (на киноэкране, в театральной постановке и т. д.) известной персоны (режиссер, актер, политик и т. д.). Иногда в такой ситуации известная персона приглашается, чтобы играть “саму себя”. Зачастую режиссер фильма сам играет в нем эпизодическую роль.
КАРТИНА - часть акта в драме.
КАСКАД - имитация падения (с лошади и др.), сложный зрелищный трюк.
КАСКАДЕР - является специализированным актером, который реально исполняет трюки, подчас связанные с риском получения травмы. Трюки бывают разные - от батальных сцен до падения с утеса или лобового столкновения со встречным грузовиком. Многие трюки на деле оказываются менее опасными, чем выглядят в кино, благодаря умелому выбору ракурса камеры, объектива и благодаря монтажу.
КАСТИНГ - отбор претендентов в проект в соответствии с творческой задумкой его создателей. Зачастую это лишь предварительный отбор – по внешним данным, после чего кандидаты будут тестироваться на предмет своих способностей. Тот из кандидатов, кто лучше вписывается в роль, и подпишет контракт.
КАСТИНГ-ДИРЕКТОР - человек, занимающийся организацией кастинга, проб, подбирающий актеров в проект. Он работает с ассистентом режиссера по актерам, задача которого – подготовка актеров к съемкам: от встречи и доставки их на площадку, до своевременного обеспечения сценарием, составлением их графика и тп. Однако на практике кастинг директор и ассистент режиссера часто замещают друг друга и выполняют в одиночку все перечисленные функции.
КИНЕМАТОГРАФ- 1) первоначально название аппарата для съемки на кинопленку движущихся объектов и для последующего воспроизведения получаемых снимков путем проецирования их на экран; 2) зрелище, основанное на использовании кинотехнической аппаратуры; 3) устаревшее название кинотеатра.
КИНЕМАТОГРАФИЯ - отрасль культуры и промышленности, осуществляющая производство фильмов и показ их зрителю; один из самых массовых видов искусства.
КИНОДРАМАТУРГИЯ - литературно-кинематографический вид творчества; произведением кинодраматургии является сценарий - литературно-художественная основа фильма.
КИНОИСКУССТВО - род искусства, произведения которого создаются с помощью киносъемки реальных, специально инсценированных или воссозданных средствами мультипликации событий.
КИНОМУЗЫКА - инструментальная и вокальная музыка, исполняемая в кинофильме персонажами по ходу действия (внутрикадровая) или сопровождающая его (закадровая); один из важнейших элементов кинофильма и киноискусства.
КИНОПЛЕНКА - светочувствительные материалы на прозрачной эластичной основе, покрытой слоем фотографической эмульсии.
КИНОПОСТАНОВКА - творческий процесс создания фильма, осуществляемый режиссером-постановщиком совместно с оператором.
КИНОПРОЕКТОР - оптико-механический аппарат для проецирования фильмов на экран.
КИНОПРОКАТ - планируемый показ в кинотеатре в течение определенного промежутка времени какой-либо киноленты
КИНОСЕРИАЛ - произведение, состоящее из отдельных серий.
КИНОСЕТЬ - совокупность предприятий, которые осуществляют показ фильмов населению,- кинотеатры, клубы и т. д.
КИНОСТУДИЯ - предприятие по производству кинофильмов, сочетающее художественно-творческие и производственно-технические процессы.
КИНОАКТЕР - актер кино.
КИНОПЕРЕДВИЖКА - портативная передвижная кинопроекционная установка для демонстрации в основном узкопленочных кинофильмов.
КИНОПРОМЫШЛЕННОСТЬ - включает кинокопировальную и кинотехническую промышленность. Кинокопировальная промышленность изготовляет фильмокопии для их демонстрации. Кинотехническая промышленность разрабатывает и производит киноаппаратуру и технологическое оборудование.
КИНОЛЮБИТЕЛЬ - человек, занимающихся киносъемками как любитель, непрофессионал.
КИНОМЕХАНИК - специалист по демонстрации кинофильмов.
КИНОРЫНОК - купля и продажа кинофильмов разными странами, кинопрокатными организациями.
КИНОСЦЕНАРИЙ - литературное произведение, предназначенное для воплощения с помощью средств киноискусства и телевидения.
КИНОСЪЕМКА - получение на кинопленке ряда последовательных кадров с изображениями снимаемого объекта в различных фазах его движения; один из этапов создания фильма.
КИНОСЪЕМОЧНЫЙ АППАРАТ (КИНОКАМЕРА) - оптико-механическое устройство для киносъемки.
КИНОТЕАТР - 1) здание, оборудованное для показа фильмов; 2) зрелищное предприятие.
КИНОТЕХНИКА - 1) отрасль техники, разрабатывающая средства и методы производства, размножения и демонстрирования кинофильмов; 2) совокупность технических средств, используемых в кинематографе.
КИНОУСТАНОВКА - комплекс оборудования, предназначенного для демонстрирования фильмов. Различают стационарные и передвижные киноустановки.
КИНОФЕСТИВАЛЬ - смотр, творческое соревнование произведений киноискусства - художественных, хроникально-документальных, научно-популярных, учебных, спортивных, мультипликационных, телевизионных фильмов.
КЛАКА - специальная группа людей, нанимаемых для создания искусственного успеха или провала спектакля, актера.
КОКЕТ - амплуа актрисы, выступающей в роли красивой девушки.
КОЛОСНИКИ - верхняя (невидимая зрителю) часть сцены для установки блоков, сценических механизмов и подвески элементов декораций.
КОМИК - амплуа актера, исполняющего комедийные роли.
КОМПОЗИТОР - пишет музыкальные темы и музыкальное сопровождение для фильма.
КОМПОУЗИНГ - создание спецэффектов и использование комбинированных съёмок.
КОНСУЛЬТАНТ - специалист в той или иной научной дисциплине, который консультирует режиссёра-постановщика и актёров по тематике сюжета фильма, историческим событиям, военной тактике и пр.
КОНФИДАНТ - актер, играющий роль приближенного главного героя.
КООРДИНАТОР-ОФОРМИТЕЛЬ - подчиняется художественному руководителю и следит чтобы строительство декораций сцены проходило в соответствии с указаниям художника по декорациям. На практике строительство декораций может потребовать многих недель или даже месяцев в зависимости от размеров и сложности конструкции. Поэтому прежде принимается важное решение о месте проведения съемки - на натурной (естественной) площадке или в декорациях. Данное решение принимается продюсером или совместно продюсером и режиссером по каждому эпизоду в отдельности.
КООРДИНАТОР СПЕЦЭФФЕКТОВ (или директор по спецэффектам) - следит, чтобы команда по спецэффектам осуществляла постановку спецэффектов в соответствии с указаниями режиссера-постановщика.
КОРОТКОМЕТРАЖНЫЙ ФИЛЬМ - кинофильм, не превышающий размером 4-5 частей (40-50 мин экранного времени).
КОСТЮМЕР - отслеживает все, вплоть до положения пятен грязи на одежде. Имеет дубль костюма.
КРАНМЕЙСТЕР - человек, отвечающий за работу операторского крана. Он его монтирует, помогает устанавливать камеру и панорамирует с крана.
КУЛИСЫ - плоские части декорации (мягкие, натянутые на рамы), располагаемые по бокам сцены.
ЛИРИК - амплуа актера, играющего лирические персонажи.
ЛИЧНЫЙ АКТЕРСКИЙ АГЕНТ - по-сути то же, что и агентство, но этот человек работает с одним или несколькими артистами. Схема работы та же: проценты от гонораров.
ЛОЖА - группа мест в зрительном зале (вокруг партера и на ярусах), отделенная перегородками или барьерами.
МАРИОНЕТКА - театральная кукла, которую кукловод приводит в движение при помощи нитей.
МЕНЕДЖЕР ПО ВЫБОРУ НАТУРЫ - осматривает и подбирает места для съемок и оформляет официальные разрешения на производство съемок в тех местах, где они необходимы.
МЕХАНИК КАМЕРЫ или видео-инженер (если видео или телевидение) - Обеспечивает техническое обслуживание камеры и её установку. Перезаряжает плёнку, кассеты, меняет оптику и т. д.
МИЗАНСЦЕНА - расположение актеров на сцене в тот или иной момент спектакля, съемки. Искусство мизансцены - один из важнейших элементов режиссуры.
МИКРОФОНЩИК - заведует микрофонным парком. Наводит (направляет) микрофоны на сюжетно-важные объекты. Управляет их перемещеинем в соответствии с поставленой задачей.
МИМ - актер пантомимы.
МИМИКА - один из важных элементов искусства актера, выразительное движение мышц лица.
МОНОЛОГ - речь актера, обращенная к слушателям или самому себе.
МОНТАЖ - творческий и технический процесс, следующий за киносъемкой; последовательная сборка фильма из различных слагаемых (кадров) с выделением, укрупнением или удалением отдельных деталей, с чередованием отдельных кадров, выразительной сменой ритмов с целью наибольшего раскрытия авторского замысла.
МОНТАЖЕР - готовит исходный материал к монтажу, синхронизирует звук и картинку, нарезает дубли и т. д.
МОНТАЖЕР ЗВУКА - монтирует звуковые компоненты. Раскладывает записанные реплики синхронно изображению.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РЕДАКТОР - знает, как можно, с помощью музыки, музыкальных звуковых эффектов, создать определенную атмосферу и настроение сюжета фильма, создаёт единство музыки и изображения.
МЮЗИК-ХОЛЛ - вид эстрадного театра, соединяющий эстрадные, цирковые, танцевальные и музыкальные жанры. Первые мюзик-холлы возникли в Великобритании в середине ХIХ в.
НАРОДНЫЙ ТЕАТР - 1) театр, бытующий в народе, органически связанный с устным народным творчеством; 2) профессиональный театр второй половины XIX в., деятельность которого была адресована широкому зрителю; 3) непрофессиональный любительский театр (в России появился в середине XIX в.).
ОПЕРАТОР - специалист, производящий съемку фильма.
ОПЕРАТОР МИКРОФОНА - управляет “журавлем”, длинным раздвижным шестом для позиционирования и управления микрофоном во время съемки. Благодаря “журавлю” можно записать диалог, поместив микрофон прямо над головой актера, притом что сам микрофон не попадет в поле обзора камеры. Оператор “журавля” должен вовремя разворачивать микрофон поочерёдно в сторону каждого говорящего актера, что на деле означает доскональное знание последовательности реплик.
ОПЕРАТОР-ПОСТАНОВЩИК он же главный (или ведущий) оператор - отвечает за изобразительное решение фильма (как художественно-качественное, так и технически-качественное). Подчиняется режиссёру. Руководит операторской группой. Разрабатывает художественное, а также цветовое, световое решение фильма.Совместно со вторым режиссёром и фотографом подыскивает подходящую съёмочную площадку (квартира, офис, бар и т п) и/или подходящий ландшафт для съёмок на открытой местности.Составляет список техники, которая ему понадобиться совместно со 2-м оператором. Впоследствии волю оператора до операторской группы доносит второй оператор.
ОСВЕТИТЕЛЬ (также “осветители” или “электрики”) - устанавливает, обеспечивает функционирование и обслуживает осветительную аппаратуру. По указанию Гаффера они выбирают конкретное оборудование, монтируют его, поднимают, опускают и ждут от Гаффера указаний на включение или выключение. В случае необходимости они ставят перед источником света диффузор или корректируют ширину светового луча открытием или закрытием шторок - черных металлических пластин на осветительном приборе.
ПАВИЛЬОН - здание, в котором производят киносъемки с применением декораций и искусственного освещения.
ПАДУГА - полоса занавеса по верху сценической площадки.
ПАНТОМИМА - вид сценического искусства, в котором художественный образ создается без помощи слов, средствами выразительного движения, жеста, мимики.
ПАРТЕР - плоскость пола зрительного зала с местами для зрителей, обычно ниже уровня сцены.
ПЕЛЖЕНТ - передвижная сцена в виде большой повозки в средневековом театре. Применялась при постановке мистерий, мираклей, процессий.
ПЕРВЫЙ ПОМОЩНИК ОПЕРАТОРА (ассистент оператора) - ассистирует оператору при съёмке. Он обслуживает и поддерживает в рабочем состоянии кинокамеру, а также заполняет съемочный лист, в который подробно записывает все детали, касающиеся отснятых сцен. Во многих операторских группах первый помощник оператора исполняет также обязанности “фокусника” и/или “хлопушечника”.
ПЕТИМЕТР - образ щеголя в сатирической комедии.
ПИРОТЕХНИК и/или оружейник - это тот, кто нужен, когда в кадре необходимо создать имитацию взрыва, выстрела (или не имитацию). Он рассчитывает требуемое количество заряда, направление взрывной волны; следит за сохранностью и техникой обращения с оружием; инструктирует об особенностях оружия. Создание искусственного тумана - также дело рук пиротехника. Входит в состав операторской группы.
ПЛАН - масштаб изображения на экране; различают шесть планов (дальний, общий, средний, первый, крупный, деталь).
ПОДМОСТКИ - синоним слова «сцена».
ПОЛИЭКРАННОЕ КИНО - для демонстрации фильма используется несколько близко расположенных друг к Другу экранов; на них проецируется программа, которая состоит из ряда кинофильмов, связанных единой композицией и общим звуковым сопровождением (иногда сопровождается игрой актеров вблизи экранов).
ПОЛНОМЕТРАЖНЫЙ ФИЛЬМ - кино произведение размером пять и более частей.
ПОМОЩНИК ГАФФЕРА (“бест-бой”, Best Boy) - является ассистентом гаффера. Он занимается заказом необходимого осветительного оборудования и дает указания группам рабочих-осветителей.
ПОМОЩНИК ОПЕРАТОРА ПО НАВОДКЕ НА ФОКУС ("фокусник") - изменяет фокусировку объектива, когда актер или сюжетно важный объект приближается или отдаляется от камеры или когда камера перемещается относительно него, например, при съемке тележки Долли. Главная задача “фокусника” состоит в том, чтобы нужный объект или действие на изображении были всегда резким.
ПОМОЩНИК РЕЖИССЕРА - человек, который лично передаёт указания режиссёра-постановщика той или иной группе лиц. Ведёт учёт отобранных дублей. Пишет рабочую версию того, что пишет камера.
ПОМОЩНИК РЕЖИССЕРА ПО СЦЕНАРИЮ (Script Supervisor, Скрипт) - ведет во время съемок особую запись (заметки) по каждой сцене, чтобы при съемке очередной сцены можно было вернуться назад и убедиться в правильности последовательности следования сценарию во всех деталях. Он обязан убедиться, что никаких отклонений от этих деталей не произошло. Скрипт также отслеживает число отснятых за день страниц и сцен сценария, число планов, оценивает предполагаемое экранное время, а также отмечает случаи отступления от сценария, например, если записанный диалог актеров отличается от диалога, записанного в сценарии.
ПОСТАНОВКА - творческий процесс создания спектакля,фильма,телешоу.
ПОСТ-ПРОДАКШН - период обработки видеоматериала после съемок эпизодов фильма, подготовка и изготовление компьютерных объектов, редакция, монтаж, озвучание и обработка материала фильма.
ПРЕМЬЕР, премьерша - актер, актриса, занимающие ведущее положение в труппе, играющие главные роли.
ПРЕМЬЕРА - первый (или один из первых) публичный показ.
ПРЕ-ПРОДАКШН - подготовка к съёмкам, кастинги актёров, напсиание режиссёрского сценария и расскадровок, запись предпологаемых расходов и сметы и т.д.
ПРИМАДОННА - актриса, исполняющая главные роли.
ПРОДАКШН - съёмочный период фильма.
ПРОДЮСЕР - доверенное лицо кинокомпании, осуществляющее идейно-художественный и организационно-финансовый контроль над постановкой фильма. Продюсерами бывают также режиссеры, актеры, сценаристы.Различные подтипы продюсеров - «линейный продюсер», «исполнительный продюсер», «креативный продюсер» и т. п. - как правило, не являются продюсерами в общепринятом смысле этого слова, и представляют собой административных работников, которым продюсер делегирует какие-либо свои полномочия. Под креативным продюсером нередко понимают редактора, а линейный и исполнительный продюсеры в России занимают промежуточную позицию между собственно продюсером (генеральным продюсером) и директором картины. Термин «исполнительный продюсер» в России появился как неверный по смыслу перевод термина «executive producer», который в США, на самом деле, означает «генеральный продюсер».
ПРОСТАК - амплуа актера, исполняющего простодушного человека.
РАБОЧИЕ (съем.группа) - выполняют различные поручения.
РАМПА - осветительная аппаратура на полу сцены по ее переднему краю, скрытая от публики бортом.
РЕВЮ - эстрадное или театральное представление, состоящее из нескольких номеров, объединенных одной темой.
РЕДАКТОР - проверят грамматику, орфографию, пунктуацию, а кроме того на уровне литературы, на уровне текста не пропускает опечатки и ошибки. Ограничивает размах сценариста.
РЕЖИССЕР МАССОВОК - ставит крупномасштабные сцены, как правило, связанные со сложными спецэффектами и участием в
съемках большого количества дополнительных лиц, каскадеров и животных.
РЕЖИССЕР МОНТАЖА - человек, ответственный за основные монтажные решения. Выполняет чистовую сборку картины. Не редки случаи, когда функции режиссёра монтажа выполняет сам режиссёр-постановщик.
РЕЖИССЕР ПО РАБОТЕ С АКТЕРАМИ (ассистент по актерам)- участвует в выборе актёров для кастинга. Знает все про актёров, обладает знанием про то, кто, с кем, как и когда может работать (на уровне подбора актёров). Он также предлагает актёров на роли. Решает вопросы взаимодействия режиссёра с актёрами.
РЕЖИССЕР-ПОСТАНОВЩИК - ключевой творческий руководитель, автор проекта, главное лицо на съёмочной площадке. Руководит работой актеров и всех остальных участников съемочной группы (оператора, звукорежиссера, художника-постановщика и др.).
РЕЖИССЕР-ПОСТАНОВЩИК ТРЮКОВ - отвечает за постановку трюков, их правдоподобие и безопасность.Иногда в съёмках кинофильмов используются животные. Как правило, их доставляют на съёмочную площадку в сопровождении дрессировщика или конюха (если речь идёт о лошадях), которые либо занимаются дрессировкой этого животного, либо умеют заставить его выполнять нужные команды, например с помощью подкормки. Часто одну и ту же роль исполняет несколько похожих друг на друга животных. Благодаря умелому монтажу их произвольные движения выглядят в кадре осмысленными.
РЕЗОНЕР - амплуа актера, высказывающего нравоучительные суждения.
РЕКВИЗИТ - предметы, используемые в театральных постановках, на съемках.
РЕКВИЗИТОР - выдает предметы антуража и прочий реквизит.
РЕКВИЗИТОРСКАЯ ГРУППА - работает под началом ассистента декоратора и занимается сбором и доставкой всех необходимых для съемки предметов на съемочную площадку.
РЕПЕРТУАР - совокупность произведений, исполняемых в театре.
РЕПЕТИЦИЯ - основная форма подготовки.
РЕПЛИКА - краткое высказывание, произносимое одним актером в ответ на слова другого.
СВЕТОВОЙ ДУБЛЕР - подменяет актера во время длительной процедуры подготовки к съемке - установки камер, монтаже осветительных приборов и микрофонов - в то время как главный актер готовится к съемке.
СЕРИЯ - часть фильма, демонстрируемая самостоятельно.
СИКВЕЛ - книга, фильм или любое другое произведение искусства, по сюжету являющееся продолжением другого произведения, построенное на персонажах из него и т. д.
СИНОПСИС - краткое изложение сценария фильма (обычно на 1-2 страницы).
СОЛИСТ - ведущий актер в спектакле.
СОФИТ - часть осветительной аппаратуры, светильники рассеянного света, освещающие сцену или площадку спереди и сверху.
СПЕЦИАЛИСТ ПО ЭФФЕКТАМ - занимается разработкой спецэффектов (от искусственного тумана до компьютерной графики), консультирует и продумывает реализацию. Входит в состав операторской группы.
СПЕКТАКЛЬ - театральное представление. Создается на основе драматического или музыкально-сценического произведения в соответствии с замыслом режиссера совместными усилиями актеров, художника и др.
СТАРШИЙ РАБОЧИЙ-МЕХАНИК - подчиняется оператору-постановщику и руководит работой со всеми аксессуарами, связанными с кинокамерой на съемочной площадке. Он руководит рабочими постановочного цеха (Грип, Grips), которых может быть от пяти до пятнадцати человек.На съемочной площадке грипп готовит к съемке всевозможные аксессуары, связанные с использованием кинокамер и условиями съёмки в целом. Эти аксессуары включают, разного рода приспособления для камер (штативы, краны, тележки, рельсы, и т.д.), позволяющие производить съемку с разных точек обзора или в движении по желанию оператора-постановщика. К примеру, может потребоваться, безопасный и удобный монтаж кинокамеры на движущемся автомобиле, вертолёте и т.д. В некоторых случаях также необходимо возведение лесов для установки камеры на высокую точку обзора
относительно сцены. Грип (grip) работает в тесном контакте с Электриками и Группой осветителей, занимающимися установкой осветительного оборудования.
СТАТИСТ - актер массовки, исполняющий роль без слов.
СТЕДИКАМ - система стабилизации камеры, которая крепится на оператора.
СТЕРЕОСКОПИЧЕСКАЯ СЪЕМКА - обеспечивает получение на кинопленке изображения в виде стереопар (объект снимается одновременно с двух или нескольких точек зрения). Проецирование ее на экран (с использованием специальной аппаратуры) позволяет зрителю видеть изображение объемным.
СЦЕНАРИСТ - создаёт киносценарий (письменную версию ещё не снятого кинофильма) основываясь либо на ранее написанном материале (романе, рассказе или пьесе) либо на некоем оригинальном замысле. Сценарист может написать сценарий по собственной инициативе и замыслу, чтобы затем попытаться продать его продюсеру, или может быть приглашен продюсером либо студией для написания сценария по специальному заказу.
СУБРЕТКА - роль находчивой служанки.
СУФЛЕР - работник театра, следящий за ходом репетиций и спектакля по тексту пьесы и в случае необходимости подсказывающий актерам слова роли.
СЪЕМОЧНАЯ ГРУППА - производственно-творческий коллектив, непосредственно работающий над созданием фильма, телепередачи, сериала.В более узком смысле - часть к

работник одного из постановочных цехов театра, в ведении которого находятся костюмы.

В функции костюмера входит:

1. Содержание театральных костюмов в должном порядке. Костюмер должен следить за их чистотой, и при необходимости – за отправкой костюмов в стирку или химчистку. Вовремя производить мелкий ремонт костюмов, либо, при необходимости крупного ремонта, отправлять их в пошивочный цех. Если костюм приходит в полную негодность, то костюмер должен своевременно оповестить об этом заведующего постановочной частью, с тем, чтобы дубликат был пошит к необходимому сроку, и его отсутствие не привело к срыву спектакля. Все театральные костюмы размещаются в костюмерном цеху в строгом порядке, и снабжаются ярлычками с фамилией актера – чтобы, при наличии дублирующего состава на одну и ту же роль, каждый актер получал именно свой костюм, а не партнера.

2. Подготовка костюмов к спектаклю. Костюм к каждой роли снабжается описью, содержащей реестр всех необходимых деталей – обувь, головные уборы, нижнее белье, аксессуары и т.д. В день спектакля костюмер должен проверить комплектность костюма, отгладить его и разнести по грим-уборным исполнителей.

3. Помощь актеру в одевании. Особенно это касается сложных исторических костюмов, надеть которые без посторонней помощи невозможно (например, корсет или юбки с кринолином).

Костюмер работает в тесной связке с гримером, т.к. последовательность грима, причесок и облачения в костюм определяется индивидуально. Так, например, грим Отелло, включающий тонирование не только лица, но и рук, а также других открытых участков тела, необходимо выполнять до надевания костюма. Однако в том же спектакле сложная классическая прическа Дездемоны должна выполняться гримером после того, как актриса наденет костюм.

Другой ближайший партнер костюмера – реквизитор, в ведении которого находятся оружие, ордена и другие знаки отличия, трости, цветы, украшения, очки, часы, письма и т.п.

В больших театрах с многочисленной труппой костюмы (и соответственно костюмеры, занимающиеся ими) разграничены на мужские и женские; на костюмы главных героев и массовки; костюмы балетных и оперных артистов и т.д.

В процессе подготовки нового спектакля костюмер работает в контакте с художником, присутствует на примерках костюмов. Профессиональный костюмер должен достаточными знаниями как в области современной моды, так и исторического костюма. В театрах с большой историей в ведении костюмеров зачастую находятся костюмы большой ценности – не только материальной, но и исторической. Подобные исторические ценности передаются в театральные музеи, но некоторая часть их – и порой немалая – оседает в костюмерных цехах. В дальнейшем только от художественного вкуса и чувства ответственности костюмера зависит, будут ли эти костюмы уничтожены или бережно сохранены как важная часть материальной истории театра.

Татьяна Шабалина

Костюмерный цех, бутфорский, швейный, декорационный — именно здесь создаётся «наглядная» часть любой постановки Театра оперы и балета. В каждом цехе, словно пчёлки, трудятся несколько человек: в среднем от трёх до четырёх. В отличие от артистов — людей публичных, эти мастера не избалованы вниманием прессы и зрителя. Мы решили исправить ситуацию и побывали там, куда обычно посторонним вход воспрещён. Моё путешествие в закулисье Театра оперы и балета началось с костюмерного цеха.

Гардероб артиста

Костюмерный цех расположен на третьем этаже театра и состоит из двух просторных помещений. От пола до потолка, в два ряда, на перекладинах висят костюмы. Обычному человеку трудно понять, по какому принципу они развешаны. Рада Викторовна Меньщикова, начальник костюмерного цеха, объясняет, то и дело указывая на определённые группы костюмов:

— Здесь — спектакль «Мистер икс», здесь «Алеко», ещё дальше «Травиата». В этой комнате находятся костюмы для хора и солистов, в соседнем помещении — для артистов балета (балетные пачки мы, как правило, покупаем). И это ещё не всё: часть костюмов у нас хранится на складе.

Оказалось, что всего гардероб артистов Театра оперы и балета состоит — только вдумайтесь! — почти из трёх миллионов различных нарядов! На самом деле, конечно, немного меньше, ведь бухгалтерия считает одну, а не несколько вещей отдельным костюмом. Но всё равно цифра получится внушительной — любая модница позавидовала бы такому огромному и разнообразному гардеробу. Тем более, что костюмы не совсем театральные.

— Настоящий театральный костюм не должен подвергаться стирке, ведь при его создании используются материалы, как правило, не предназначенные для шитья, — рассказывает Рада Викторовна. — Со сцены настоящий театральный костюм будет смотреться как изделие из дорогого бархата, украшенное жемчугом. На самом деле, вся эта красота окажется обычной подкрашенной тканью и битым зеркалом, которое держится на клею. Мы же пытаемся сшить наряды, которые затем можно подвергнуть стирке и чистке: используем настоящий бархат, все бусины пришиваем вручную. Как-то раз к нам приехали столичные артисты, они были в восторге от наших нарядов: у них таких костюмов нет.

Но чтобы сохранить всю эту красоту, созданную швеями театра, нужно приложить немало усилий. Перед постановкой — обязательная глажка, после — если нужно, стирка и штопка. При чём большую часть костюмов приходится стирать вручную: балетные пачки, кринолиновые и корсетные платья, богато украшенные наряды.

— Иногда мы снимаем костюмы, которые можно выжимать, ведь артисты столько энергии и сил затрачивают во время выступления, — говорит Рада Викторовна. — Бывало даже, что во время постановки от эмоций, которые артисты пытаются показать на сцене, и пуговицы отлетали, и юбки падали. Однажды оторвалась пуговица на нижней юбке у одной артистки. Она с таким достоинством перешагнула юбку и лёгким движением ножки её откинула. Зритель подумал, что всё так и должно быть.

— А за время одной постановки сколько артистов вам нужно одеть? — спрашиваю я.

— Я и мои две помощницы-костюмершы помогаем одеться в среднем 50 артистам, — отвечает Рада Викторовна. — Ещё во время постановки нужно помочь им переодеться. Бывает, что у каждого артиста от двух и до пяти-шести костюмов. После окончания спектакля мы также помогаем снять костюмы.

Рада Викторовна признаётся, хоть работа и сложная, но очень интересная, а самое главное, любимая: «Я, как Кощей, над златом чахну: мне все костюмы дороги».

В сезон — более 200 костюмов

Костюмерный цех — это место, куда попадают костюмы после того, как свою работу сделают швеи и бутафоры. Значит, следующий пункт назначения — швейный цех, а затем — бутфорский.

Швейный цех также располагается на третьем этаже, но в другом крыле театра. Поднимаясь по просторной лестнице, на одной из ступеней замечаю кусочек ткани, его, видимо, кто-то случайно обронил. «Стало быть, иду в верном направлении», — мелькнула мысль.

Войдя в одну из комнат швейного цеха, обращаю внимание на развешанные по стенам бумажные выкройки. Оказалось, что это лекала на каждого артиста. В центре помещения стол, за которым художник-конструктор Оксана Анатольевна Рындина занимается раскроем.

— Выкраиваете костюмы для артистов? — интересуюсь я.

— Нет, сейчас раскраиваю костюмы для контролёров — сотрудников, которые встречают зрителей, — ответила Оксана Анатольевна. — Нужно было вам прийти, когда мы к спектаклю отшиваем костюмы: здесь всё завалено тканями, блёстками...

Несмотря на то, что я попала в швейный цех не вовремя, ничуть не расстроилась. И без того, я узнала много чего интересного. К примеру, за сезон коллективу из четырёх человек приходится отшивать более 200 костюмов: для одной масштабной постановки около 120 и для двух-трёх поменьше — по 50-60 нарядов.

Немало и реставрационной работы в цехе.

— У столичных артистов есть контракты, по которым они обязаны следить за своей фигурой и держать один вес на протяжении определённого времени, — говорит Оксана Анатольевна. — Но у нас такого нет, бывает, артист поправится — мы расшиваем костюм, если заменяют артиста, также приходится перешивать вещь. Наше дело — сделать всё, чтобы хору и солистам было удобно двигаться на сцене.

— Артисты высказывают пожелания относительно будущего костюма? — спрашиваю я.

— Бывает и такое, но на самом деле артисты не должны обсуждать костюм. Если художник-постановщик предложил именно такую модель — значит так надо. Художественную часть произведения он согласовывает с режиссёром, но не с артистами.

Узнав немного о работе швейного цеха, направляюсь туда, где занимаются украшением нарядов и сцены.

Пчёлка на каблуках и самовар из бутыли

Бутафорский и декорационный цеха располагаются в разных помещениях на цокольном этаже. В компетенции первого — украшение костюмов и создание мягких декораций для постановок, задача второго — оформить сцену жёсткими декорациями.

Бутафорский цех — это просторная светлая комната и три сотрудника. Здесь стоят швейные машинки, по стенам — высокие стеллажи с коробками, где хранится всякая мелочь: бусины, паетки, бахрома. На одной из полок — пчёлка-труженица на каблуках и с букетом, как у невесты. Работницы говорят, что это их своеобразный талисман, который помогает решить даже самую сложную задачу.

— Иногда нам приходится изобретать велосипед, — говорит Алевтина Анатольевна Затонская, начальник цеха. — Иногда всё, что создадим, переделывать. Ведь подчас задуманная вещь на сцене совсем не смотрится. Так, однажды мы сшили перчатки из блестящей ткани для певицы. Когда она вышла на сцену, и включили рампы, то перчатки вдруг превратились в самые настоящие латы — пришлось переделывать вещь.

Работа в декорационном цехе также не из простых. Художник-конструктор Егор Галашенко рассказывает, что нередко неделями приходиться ломать голову, чтобы создать определённую деталь декораций.

— Придумывать новое, пытаться разрешить неразрешимую задачу — это сложно, но очень интересно, — признаётся Егор.

Благодаря фантазии работников декорационного цеха, появляется самовар из обыкновенной бутыли, будильник из ведра и многое другое. На сцене эти предметы выглядят, как настоящие.

В отличие от бутафорского цеха, в декорационном иная обстановка. Он располагается в слесарной мастерской, где много дерева, различных инструментов, картонных коробок. Именно здесь рождаются самые оригинальные декорации Театра оперы и балета. Иногда, если требуется больше места, работники вместе с материалом перемещаются в помещения попросторнее и уже там создают украшения для очередной постановки.

Аплодисменты зрительного зала адресованы и тем, кто во время постановки находится за сценой. Успех артиста — отчасти их успех. Художники-модельеры, костюмеры, художники-конструкторы и бутаффоры — без них невозможно существование театра. Они создают блеск и красоту сцены, оставаясь неизменно за кулисами.