Характеристика семей в войне и мире. Сравнение семей ростовых и болконских в романе. Описание и цитатная характеристика семьи Болконских

Семьи в романе «Война и мир»

В романе Льва Николаевича Толстого «Война и мир» перед читателем разворачивается хроника участия России в военных действиях 1805 года в Австрии и войны 1812 года. Но это не просто перечисление хронологии событий, Толстой рассказывает о войне с точки зрения изменений, происходящих в жизни людей.

В основном это дворянские семьи, чьи сыновья принимали участие в этих войнах. Цели их участия в военных действиях были у каждого свои, и проявлялись они в соответствии с тем, какие семьи их взрастили и воспитали. Семьи были разные, и характеристики семей в романе «Война и мир» помогают понять смысл многих поступков героев романа.

Через весь роман проходит жизнь двух основных семей: Ростовых и Болконских. Но, глубокое понимание и осознание поступков и действий членов этих семей было бы невозможно, если бы не другие герои романа:

  • Пьер Безухов с родственницами, ухаживающими за его умирающим отцом;
  • Семья Друбецких (мать Анна Михайловна и сын Борис);
  • Семейство Курагиных (князь Василий, его сыновья Ипполит и Анатоль, дочь Элен);
  • Семья Долоховых: Федор и его мать.

Эти семьи – как воплощение разных нравственных ориентиров и настроений, проявлявшихся в обществе того времени.

Приводя описание семей в романе «Война и мир», Лев Николаевич Толстой, наводит читателя на размышления о роли семьи в жизни каждого человека. Во всех ситуациях, описанных в романе, действия каждого персонажа связаны с наследственными особенностями не только внешности, но и черт характера, присущих конкретному семейству.

Семья Ростовых

Впервые читатель встречает семью Ростовых, занятой подготовкой к приему гостей. С первых же строк перед читателем предстает большая дружная семья, где все любят друг друга и окружающих. Они открыты и эмоциональны, когда им грустно – они плачут, когда весело – смеются, не всегда задумываясь над тем, какое впечатление они производят на окружающих.

Все дети этого доброго семейства, выросшие в любви и уважении со стороны родителей, ожидают, что и окружающие будут относиться к ним так же. Честные и прямые, они редко скрывают свое отношение к происходящему.

Семья Болконских

Семейство же Болконских – совсем другое. Суровый воин, старый князь Николай во всем следует определенному распорядку, и требует этого от своих близких. Эмоции по его понятию показывать нельзя, это проявление слабости. Такие же сдержанные в проявлении своих чувств и его дети – Андрей и Мария.

Безуховы

Старый граф Кирилл Безухов умирает в самом начале повествования, оставляя своему незаконнорожденному сыну графский титул и состояние.
Пьер Безухов, на первый взгляд одиночкой стоящий в стороне от семейных кланов, на самом деле тоже член семьи графа Безухова.

Хоть Пьер и незаконный, но любимый сын старого умирающего графа, бывшего красавца и любимца женщин. Благородство графского рода постепенно проявляется в характере Пьера. Если в начале романа мы видим молодого гуляку-парня, то в конце это серьезный и думающий мужчина.

Друбецкие

Семейство Друбецких, вдову Анну Михайловну и ее сына Бориса можно охарактеризовать, как людей, во всем ищущих и находящих свою выгоду. Анна Михайловна ради любви к единственному сыну готова пойти на унижения не только перед князем Курагиным, но и перед кем угодно. Борис, с кажущейся снисходительностью наблюдающий за действиями матери, на самом деле тоже просчитывает каждый свой шаг, и практически ничего не делает без выгоды для себя.

Курагины

В романе «Война и мир» описание семьи Курагиных можно сделать из изображения различных действий членов этой семьи.

Сначала князь Василий пытается выкрасть завещание графа Безухова, после, практически обманом, его дочь Элен выходит замуж за Пьера и издевается над его добротой и наивностью.

Не лучше и Анатоль, пытавшийся соблазнить Наташу Ростову.

Да и Ипполит предстает в романе в виде крайне неприятного странного мужчины, у которого «лицо было отуманено идиотизмом и неизменно выражало самоуверенную брюзгливость, а тело было худощаво и слабо».

Лживые, расчетливые, низкие люди, несущие разрушение в жизни тех, кто с ними сталкивается по ходу романа.

Долоховы

Федор, бесшабашный и мстительный офицер и безоглядно любящая и боготворящая его мать, хоть и появляются на страницах романа всего несколько раз, играют серьезную роль в судьбах основных героев.

Заключение

Описание событий, происходящих в семьях героев романа, характеристика семей, данная автором, все это, по сути, показывает истоки патриотизма российской армии, причины ее побед и поражений в войне.

Метаморфозы, происходящие с героями романа по ходу повествования, дают четкое представление того, что происходит в душах и умах людей, живущих в России в тот период.

Тест по произведению

АНАТОЛЬ КУРАГИН

"...очень хорош и большой повеса..."

"...какой румяный, чернобровый красавец был министерский сын..."
"...Он не пропускал ни одного кутежа у Долохова и других весельчаков Москвы, напролет пил целые ночи, перепивая всех, и бывал на всех вечерах и балах высшего света..."

"...Он не был в состоянии обдумать ни того, как его поступки могут отзываться на других, ни того, что может выйти из такого или такого его поступка..."

"...На всю жизнь свою он смотрел как на непрерывное увеселение, которое кто-то такой почему-то обязался устроить для него..."

"...Кроме того, в обращении с женщинами у Анатоля была та манера, которая более всего внушает в женщинах любопытство, страх и даже любовь, – манера презрительного сознания своего превосходства. Как будто он говорил им своим видом: «Знаю вас, знаю, да что с вами возиться? А уж вы бы рады!» <...> такой у него был вид и такая манера..."

"...Он не был тщеславен. Ему было совершенно все равно, что бы о нем ни думали. Еще менее он мог быть повинен в честолюбии. Он несколько раз дразнил отца, портя свою карьеру, и смеялся над всеми почестями..."

"...в душе своей он считал себя безукоризненным человеком, искренно презирал подлецов и дурных людей и с спокойной совестью высоко носил голову..."

ИППОЛИТ КУРАГИН

"... Милый Ипполит <...> был поразительно дурен собой. Черты его лица были те же, как и у сестры, но <...> лицо было отуманено идиотизмом и неизменно выражало самоуверенную брюзгливость, а тело было худощаво и слабо. Глаза, нос, рот – все сжималось как будто в одну неопределенную и скучную гримасу, а руки и ноги всегда принимали неестественное положение..."

"...лицо <...> неизменно выражало самоуверенную брюзгливость..."

"... Из-за самоуверенности, с которою он говорил, никто не мог понять, очень ли умно или очень глупо то, что он сказал..."

ЭЛЕН КУРАГИНА

"...Что за красавица! – говорил каждый, кто ее видел..."

"...у той все освещалось жизнерадостной, самодовольной, молодой, неизменной улыбкой..."

"...необычайной, античной красотой тела..."

"...Он видел не ее мраморную красоту, составлявшую одно целое с ее платьем..."

"И как держит себя! Для такой молодой девушки и такой такт, такое мастерское уменье держать себя!".

"...высокая красивая дама, с огромной косой и очень оголенными белыми, полными плечами и шеей, на которой была двойная нитка больших жемчугов…"

"...Но она глупа, я сам говорил, что она глупа, – думал он..."

"...Графиня Безухова по справедливости имела репутацию обворожительной женщины. Она могла говорить то, чего не думала, и в особенности льстить, совершенно просто и натурально..."

"...Я знал, что она развратная женщина … но не смел признаться в этом..."

"...В Петербурге Элен пользовалась особым покровительством вельможи, занимавшего одну из высших должностей в государстве. В Вильне же она сблизилась с молодым иностранным принцем. Когда она возвратилась в Петербург, принц и вельможа были оба в Петербурге, оба заявляли свои права, и для Элен представилась новая еще в ее карьере задача: сохранить свою близость отношений с обоими, не оскорбив ни одного..."

БОЛКОНСКИЕ

КНЯЗЬ АНДРЕЙ НИКОЛАЕВИЧ

Внешность Андрея Болконского "... Князь Болконский был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами. Все в его фигуре, начиная от усталого, скучающего взгляда до тихого мерного шага, представляло самую резкую противоположность с его маленькою оживленною женой..." "... его красивое лицо..." "... князь Андрей и потирая маленькие белые ручки..." "... князь Андрей потирал себе лоб своею маленькою ручкой..." "...Князь Андрей в своем полковничьем, белом мундире (по кавалерии), в чулках и башмаках, оживленный и веселый, стоял в первых рядах круга..." (после Аустерлица) "...в особенности нежная детская шея, выступавшая из отложенного воротника рубашки..." Личность и характер Андрея Болконского Возраст Андрея Болконского в начале романа - 27 лет (в 1805 г.): "...Нет, жизнь не кончена в тридцать один год..." (Андрею Болконскому 31 год в 1809 г.) Андрей Болконский - богатый и знатный дворянин: "...Женское общество, свет радушно принимали его, потому что он был жених, богатый и знатный, и почти новое лицо с ореолом романической истории о его мнимой смерти и трагической кончине жены..." Князь Андрей - светский человек. Он вырос в высшем свете: "...Князь Андрей, как все люди, выросшие в свете, любил встречать в свете то, что не имело на себе общего светского отпечатка..." При этом Болконский не любит высшее общество: "... Ему, видимо, все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уж надоели ему так, что и смотреть на них, и слушать их ему было очень скучно..." "... Гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество – вот заколдованный круг, из которого я не могу выйти..." Андрей Болконский - умный и начитанный человек: "...он имел репутацию ума и большой начитанности..." Болконский - гордый и жесткий человек. Но с годами он становится мягче: "...он много переменился к лучшему в эти пять лет, смягчился и возмужал, что не было в нем прежнего притворства, гордости и насмешливости и было то спокойствие, которое приобретается годами. О нем заговорили, им интересовались, и все желали его видеть..." "...он вдруг смягчился, и что смягчение, умиление эти были признаками смерти...." "... этого офицерика, который корчит из себя владетельную особу..." (виконт Мортемар о Болконском) Андрей Болконский - прекрасный человек, несмотря на свою жесткость: "...Я знаю, что лучше его не бывает людей, и так мне спокойно, хорошо теперь..." Андрей - сдержанный человек. Он следит за тем, что говорит: "... Нельзя, мой милый,везде все говорить, что только думаешь..." (слова Андрея Болконского) Андрей Болконский - волевой человек: "... князь Андрей в высшей степени соединял все те качества, которых не было у Пьера и которые ближе всего можно выразить понятием – силы воли..." Андрей - хозяйственный помещик: "... Одно именье его в триста душ крестьян было перечислено в вольные хлебопашцы (это был один из первых примеров в России), в других барщина заменена оброком. В Богучарово была выписана на его счет ученая бабка для помощи родильницам, и священник за жалованье обучал детей крестьянских и дворовых грамоте..." Болконский - либеральный помещик. Он облегчает жизнь крестьянам: переводит часть крестьян в вольные хлебопашцы, а для других заменяет барщину на оброк: "...во-вторых, потому, что он своим отпущением крестьян на волю сделал уже себе репутацию либерала. Партия стариков недовольных, прямо как к сыну своего отца, обращалась к нему за сочувствием, осуждая преобразования. Андрей Болконский строг к своим близким: "...Как это бывает с людьми, особенно с теми, которые строго судят своих ближних, князь Андрей..." Андрей Болконский бывает груб: "...замечаниям Перонской о его грубости..." Андрея Болконского трудно смутить: "...князь Андрей (что с ним редко бывало) казался смущен..." Андрей Болконский - самокритичный человек. Он часто критикует сам себя: "... он все критиковал сам свою работу, как это часто с ним бывало, и рад был, когда услыхал, что кто-то приехал..." Андрей Болконский - трудолюбивый и очень способный человек: "... способности князя Андрея спокойного обращения со всякого рода людьми, его необыкновенной памяти, начитанности (он все читал, все знал, обо всем имел понятие) <...> способности работать и учиться..." Андрей любит философа Монтескье - сторонника демократии и разделения власти: "...Я почитатель Montesquieu, – сказал князь Андрей..." Андрей Болконский любит и умеет танцевать: "...Князь Андрей был одним из лучших танцоров своего времени..." "...Князь Андрей любил танцевать..."

Многомудрый Литрекон сделал не только краткое сочинение-рассуждение с характеристикой семей героев, но и таблицу, где описал качества, манеру поведения, отношение к людям и другие параметры оценки героев. Таблица находится в конце эссе.

(429 слов) «Мысль семейная» — неотъемлемая часть романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир». На протяжении всего произведения в центре сюжета находится не только важные исторические события, но и простая жизнь людей. «Лабиринт сцеплений» — так можно охарактеризовать этот великий труд. В романе-эпопее описана жизнь нескольких семей. «Крупным планом» представлены две семьи — Ростовых и Болконских. Они одинаково близки автору, но совершенно различны по своей сути.

Ростовы с нежностью и заботой относятся друг к другу. Это открытые и жизнерадостные люди. Самая главная ценность для них — это семья. Вспомним, как тяжело переживала графиня Ростова смерть своего младшего сына, и как поддерживала ее Наташа в этот нелёгкий жизненный период. Доброта Ростовых неоднократно проявляется в произведении: они отдают все свои подводы раненым, принимают на воспитание сироту (Соню). Но в то же время героям не хватает ответственности и практических навыков. Они легкомысленны и часто принимают неразумные решения. Так, Николай, не разобравшись в хозяйстве, набрасывается на Митеньку и упрекает его в воровстве, а его сестра дает согласие на побег с едва знакомым молодым человеком, будучи помолвленной. Но в конце произведения мы видим истинную «натуру» Ростовых. Наташа стала во многом похожа на свою мать: она растворилась в семейном быту, посвятила всю себя детям и мужу. Николай сделал выбор в пользу выгодной партии, чтобы поправить семейные дела. Оба героя сделали все возможное, чтобы укрепить свой род.

Семью Ростовых трудно представить без Болконских. Они тесно связаны между собой. Наташа помогает Андрею вновь обрести истинные жизненные ценности, любовь к ней приводит его на новый духовный этап. Однако между семьями есть некоторые различия. Андрей в начале произведения напоминает своего отца: холодный, расчётливый, равнодушный и тщеславный. Это люди-практики, которые принимают решения умом, а не сердцем. Они, в отличие от Ростовых, богаты и только преумножают свое хозяйство, ведь в их делах всегда образцовый порядок. Но нельзя их обвинить в неспособности к настоящим чувствам. Марья Болконская — верующая, нежная девушка, котораялюбила своего отца, несмотря на его грубое с ней обращение. Она понимала, что старый князь не может желать ей зла, потому она не могла сомневаться в истинности его суждений. Болконские, несмотря на внешнюю «суровость», испытывают друг к другу самые искренние чувства. Колоссальная духовная работа происходит внутри их души и является тайной для окружения. Вспомним, как Николая поразило лицо Марьи в церкви: девушка молилась так горячо и сосредоточенно, что Ростов, вернувшись к себе, тоже обратился к Богу.

Так, нельзя сказать, что Ростовы — ветреные, влюбчивые люди «сердца», как и невозможно описать Болконских по одному критерию — «люди ума». У Л.Н.Толстого люди меняются, заблуждаются, обретают новые духовные ценности. На протяжении всего жизненного пути они меняют свои взгляды, но остаётся неизменным одно — чувство любви к семье, родине, избраннику. Именно поэтому автор вознаградил героев счастьем.

семьи ростовы болконские
манера поведения радушие, гостеприимство, приветливость, радость от общения. ростовы — любимцы общества и дорогие гости. например, автор подробно описывает, как жители воронежа были рады жизнерадостному николаю, как на первом балу наташа приковала внимание мужчин. они стараются не взять, а дать людям, и даже больше, чем нужно (например, дали подводы раненым, а сами оказались ни с чем). но некоторые члены семьи вспыльчивы и легкомысленны (николай проиграл в карты огромную сумму и едва расплатился). скрытные, сдержанные

и не очень общительные люди, которые живут умом, а не сердцем. андрея в свете не любят за его высокомерие, старый князь и вовсе чуждается общества, не выезжает из деревни. марья более добра и открыта людям, но робеет в их окружении и предпочитает развлечениям одиночество и беседы с «божьими людьми». они предпочитают дело разговору. мужчины и вовсе презирают добрую половину человечества.

черты характера доброта, отзывчивость, горячность, эмоциональность, легкомыслие, щедрость, патриотизм, пылкость, жертвенность, общительность. рассудительность, гордость, суровость, бескомпромиссность, практичность, тщеславие, патриотизм, духовные поиски, скрытность и нелюдимость.
отношение к окружающим то жертвуют всем, что имеют («одевают» сына анны друбецкой, берут на воспитание соню), то позволяют обмануть себя (проигрыш 42 тысяч дохохову, пышные обеды в клубе за счет графа), то проявляют пылкость и неосторожность (наташа отворачивается от сони за то, что та спасла ее честь, графиня делает соне несправедливые упреки из-за ее любви к николаю). строго судят людей и даже не желают скрывать своего осуждения (марья отворачивается от бурьен после ее сближения со старым князем, андрей чуть было не дерется с николаем ростовым, старый князь презирает невестку). но робеют и сомневаются, когда кто-то начинает им нравиться (марья не хотела встречаться с николаем, боясь, что это непозволительно делать в трауре).
жизненные цели графиня хочет оставить щедрое наследство детям и обеспечить их судьбу, граф хочет того же, но при этом мыслит более масштабно и не соглашается экономить на чести или патриотизме. наташа хочет любви и жаждет жить для кого-то. соня стремится к браку с николаем, но после разочарования просто хочет быть благодарной тем, кто ее обеспечил. николай хочет преуспеть в службе и создать полноценную семью. петя хочет защитить родину и добыть славу. андрей стремится к полезной и славной деятельности на военном и политическом поприще. потом он стремится к семье, но разочаровывается и хочет лишь внести свой реальный вклад в дело победы над врагом. отец его стремится к порядку и преуспеянию имения, к труду и саморазвитию. марья хочет найти духовную гармонию и создать семью. также она желает счастья всем членам семьи и заботится о родных.

Размышление о семейных ценностях (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»)

Семья - это одна из наибольших ценностей в жизни каждого человека. Члены семьи дорожат друг другом и видят в близких людях радость жизни, поддержку, надежду на будущее. Это при условии, что семья имеет правильные нравственные установки и понятия. Материальные ценности семьи нарабатываются годами, а духовные, отражающие эмоциональный мир людей, связаны с их наследственностью, воспитанием, средой.

В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» в центре повествова­ния три семьи - Курагины, Болконские, Ростовы.

В каждой семье тон задаёт глава семейства, и он передаёт своим детям не только свойства характера, но и свою нрав­ственную суть, жизненные заповеди, понятия о ценностях - те, в которых отражены стремления, наклонности, цели и старших, и младших членов семьи.

Семья Курагиных является одной из известных в высших кругах Петербурга. Князь Василий Курагин, человек неис­кренний и недалёкий, тем не менее сумел выстроить для сына и дочери самое выгодное положение: для Анатоля - успешную карьеру, для Элен - брак с одним из самых богатых в России людей.

Когда бездушный красавец Анатоль беседует со старым князем Болконским, он едва удерживается от смеха. Ему пред­ставляются «чудацкими» и сам князь, и слова старика о том, что ему, молодцу Курагину, надо служить «царю и отечеству». Ока­зывается, полк, к которому «причислен» Анатоль, уже выступил, и Анатолю не быть «в деле», что ничуть не смущает светского повесу. «При чём я числюсь, папа?» - цинично спрашивает он своего отца, и этим вызывает гнев и презрение старого Болкон­ского, генерал-аншефа в отставке, человека долга и чести.

Элен - жена умнейшего, однако крайне наивного и доброго Пьера Безухова. Когда умирает отец Пьера, то князь Василий, старший Курагин, строит бесчестный и подлый план, согласно которому незаконнорожденный сын графа Безухова мог бы не получить ни наследства, ни графского титула. Однако интрига князя Василия не удалась, и он с его напором, цинизмом и хи­тростью почти силой соединяет брачными узами доброго Пьера и свою дочь Элен. Пьера поражает то, что в глазах света Элен была очень умной, но только он один знал, насколько она была глупой, вульгарной и развратной.

И отец, и молодые Курагины - это хищники. Одна из их се­мейных ценностей - умение вторгнуться в чужую жизнь и сло­мать её в угоду своим эгоистическим интересам.

Материальные выгоды, способность казаться, но не быть - вот их приоритеты. Но срабатывает закон, согласно которому «…нет величия там, где нет простоты, добра и правды». Жизнь мстит им страшно: на поле Бородина ампутируют ногу Анатолю (он всё-таки должен был «служить»); рано, в расцвете молодо­сти и красоты, умирает Элен Безухова.

Семья Болконских - из знатного, известнейшего в России рода, богатая и влиятельная. Старый Болконский, человек че­сти, одну из важнейших семейных ценностей видел в том, на­сколько его сын выполнит одну из главных заповедей - быть, а не казаться; соответствовать статусу семьи; не разменивать жизнь на безнравственные поступки и низменные цели.

И Андрей, человек сугубо военный, не задерживается в адъютантах «светлейшего», Кутузова, так как это «лакейская должность». Он на передовых рубежах, в центре сражений при Шенграбене, в событиях при Аустерлице, на поле Бородина. Бескомпромиссность и даже жёсткость характера делают князя Андрея человеком, крайне сложным для окружающих. Он не прощает людям их слабостей, так как требователен к себе. Но постепенно, с годами, к Болконскому приходят мудрость и иные жизненные оценки. В первой войне с Наполеоном он, будучи известным человеком при штабе Кутузова, мог радушно встретить никому не известного Друбецкого, который искал покровительства влиятельных людей. В то же время Андрей мог позволить себе небрежно и даже с презрением отнестись к просьбе боевого генерала, заслуженного человека.

В событиях 1812 г. молодой Болконский, много страдавший и много понявший в жизни, служит в действующей армии. Он, полковник, командир полка и мыслями, и образом действий вместе со своими подчинёнными. Он принимает участие в бес­славном и кровопролитном сражении под Смоленском, идёт тяжёлой дорогой отступления и в битве при Бородине получает рану, ставшую смертельной. Следует отметить, что в начале кампании 1812 г. Болконский «навеки потерял себя в придвор­ном мире, не попросив остаться при особе государя, а попросив позволения служить в армии».

Добрый дух семьи Болконских - княжна Марья, которая при её терпении и всепрощении сосредоточивает в себе идею любви и доброты.

Семья Ростовых - это любимые герои Л.Н. Толстого, которые воплощают в себе черты русского национального характера.

Старый граф Ростов с его расточительностью и щедростью, увлекающаяся Наташа с постоянной готовностью любить и быть любимой, Николай, который жертвует благополучием семьи, защищая честь Денисова и Сони, - все они совершают ошибки, которые дорого обходятся им самим и их близким.

Но они всегда верны «добру и правде», они честны, они жи­вут радостями и бедствиями своего народа. Для всей семьи это наивысшие ценности.

Юный Петя Ростов убит в первом же бою, не сделав ни еди­ного выстрела; на первый взгляд, гибель его нелепа и случайна. Но смысл этого факта в том, что юноша не щадит своей жизни во имя царя и отечества в самом высоком и героическом смысле этих слов.

Ростовы окончательно разоряются, оставив в захваченной врагами Москве своё имущество. Наташа со всей горячностью доказывает, что спасти несчастных раненых гораздо важнее, чем спасти материальные ценности семьи.

Старый граф гордится дочерью, порывом её прекрасной, светлой души.

На последних страницах романа Пьер, Николай, Наташа, Марья счастливы в состоявшихся, построенных ими семьях; они любят и любимы, они крепко стоят на земле и радуются жизни.

В заключение можно сказать, что высшие семейные цен­ности для любимых героев Толстого - чистота их помыслов, высокая нравственность, любовь к миру.

Здесь искали:

  • тема семьи в романе война и мир
  • Семья в романе война и мир
  • семьи в романе война и мир

Замечательный отец, генерал-аншеф Николай Андреевич Болконский, вырастил отважного сына и прекрасную дочь – княжну Марью.

Княжна Марья жила в деревенской глуши, она любила своё одиночество и никому не жаловалась на него, она понимала боль отца, несправедливо отправленного в отставку императором Павлом.

Она была глубоко верующим человеком и понимала: крест сверх меры Господь никогда не положит ни на чьи плечи. В трудную минуту эта девушка стала опорой овдовевшему князю Андрею, матерью маленькому осиротевшему племяннику, другом Наташе, потерявшей любимого человека.

Толстой наделил эту героиню благородной душой, которая отражалась в ее лучистых, глубоких глазах.

За умение жертвовать собой, «не требуя наград» Господь дарует ей счастье быть любимой женщиной одного из героев романа – Николая Ростова. Она своей жертвенной любовью спасет близких от отчаяния, отдавая себя без остатка людям. Княжна Марья станет матерью четырёх детей, сумеет воспитать не только их, но и мужа. Не одно поколение их рода будет подражать этой замечательной семье.

Семья Болконских жила по принципу: «Нет выше подвига, чем положить живот свой за други своя…». И для детей были на первом месте, прежде всего, честь, совесть, порядочность. Андрею Болконскому сам Кутузов скажет: « Я знаю: твоя дорога – это дорога чести». И не случайно и на поле битвы при Аустерлице, и при Бородино князь Андрей совершит подвиг.

  • Семья Ростовых

Удивительная семья Ростовых, она считалась самой хлебосольной семьей во всей Москве. По праздникам и в дни именин у них обедало по полгорода. Ростовы не делили людей по рангам и чинам, они всегда помогали нуждающимся. Евангельская заповедь «Возлюби ближнего своего…» – была правилом всех членов этой семьи.

Дети, да и сами хозяева дружили с простыми людьми, никогда не обижали своих слуг, и те платили Ростовым уважением и любовью. В этой семье царил русский дух, поэтому все дети выросли добрыми, щедрыми и благородными людьми.

Во время войны 1812 года эта семья жертвует своим имуществом ради раненых солдат и офицеров. А пятнадцатилетний сын Ростовых Петя добровольцем ушел на фронт воевать и погиб, сражаясь с французами. Николай, старший сын, был храбрым и честным воином.

Нравственной опорой семьи станет Наташа, младшая дочь Ростовых. Это о ней князь Андрей скажет: «Там, где она – там свет, там, где ее нет – там тьма!»

  • Семья Курагиных

Образ другой семьи, князя Василия Курагина, где царил дух наживы, обмана, эгоизма, карьеризма…

Семья князя Василия Курагина жила по принципу выгоды и расчета. Учителями детей были только иностранцы. Сын князя Василия, Ипполит, не мог связать по-русски и двух слов, говорил только на французском языке и считался придурковатым малым, однако отец сумел устроить его в дипломаты, нимало не смущаясь непредсказуемостью и тупостью Ипполита.

Второй сын Курагина, Анатоль, стал причиной несчастья князя Андрея Болконского и Наташи Ростовой. Развратный и беспутный Анатоль расстроил их брак, решив похитить и обесчестить Наташу.

Очень точную характеристику дал Пьер Безухов дочери князя Василия красавице Элен: «Там, где вы – там зло и разврат». Это она в течение всей семейной жизни она изменяла своему мужу. Это она стала причиной горя многих хороших людей. «Подлой, бессердечной породой назовет Толстой всю семью Курагиных». И, действительно, на деньгах, на выгоде и расчете счастья ни себе, ни детям не построишь…