Характеристика манилова из мертвых душ с цитатами. Анализ образа Манилова из романа Гоголя «Мертвые души. характеристике прямо говорит, что от Манилова

Поэма "Мертвые души" была написана Гоголем в далеком 1842 году. В произведении автор уделяет огромное внимание описанию дворянинов и помещиков. Одним из ярких ярких персонажей является Манилов.

Гоголю удалось интересно соотнести характер и фамилию помещика. Фамилию героя можно назвать говорящей, так как помещик постоянно мечтает и его повсюду манит. Первое знакомство с Маниловым происходит на вечеринке у губернатора города N. Автор представляет его, как «весьма обходительный и учтивый помещик».

Характеристика героя

Манилов предстает голубоглазым блондином в среднем возрасте. Он довольно не глупый, приятный, но внешний вид его достаточно слащавый, «приятность чересчур было передано сахару». Никаких выдающихся черт у этого помещика не просматривается. Гоголь подчеркивал, что таких «много на свете» и утверждал что он «ни то, ни се». Возможно, поэтому персонаж стремится выделить своих детей и дает им необычные имена - одно Фемистоклюс чего только стоит! Да и Алкид, его другой сын, тоже носит необычное имя, которое выделяет его из ряда других.

Манилов относился к классу зажиточных помещиков. В деревне где жил Манилов было примерно двести домов, т.е. более двухсот душ. Это достаточно большое количество. Хозяйством помещиком никто не занимался, оно идет «само собой». В отличии от Собакевича, он не заставляет своих крестьян работать на износ без еды и воды,однако не сделал ничего для того, чтобы сделать их жизнь лучше, он к ним равнодушен. Он никогда не ездит на поля, его хозяйство ему не интересно. Манилов полностью доверял управление своими именинями приказчику.

Помещик редко выезжал из Маниловки, он вел достаточно праздный образ жизни. Для него было достаточно погрузится в свои мысли и курить трубку. Этот человек мечтательный и имеет множество желаний и стремлений, но при этом он очень ленивый. Причем его мечты иногда бывают абсурдны - например, вырыть подземный ход, который ему совершенно не нужен. И герой совершенно ничего не предпринимает для воплощения мечты, что характеризует его, как ленивого и слабовольного человека.

Манилов в общении с людьми достаточно вежливый, но в то же время аккуратный. В разговоре с Чичиковым, он постоянно обменивается любезностями, но никакой полезной информации не говорит. С другими персонажами он не менее обходительный:

"... сказал с приятною улыбкою Манилов... " или "...Он улыбался заманчиво... "

Также Манилов был знатным мечтателем, но практически ни одна его мечта не было реализована ни подземный тоннель, ни мост через его пруд. Этот человек много времени тратит на новые мечты и фантазии, но не предпринимает ничего, чтобы сделать мечту реальностью:

"Дома он говорил очень мало и большею частию размышлял и думал, но о чем он думал, тоже разве Богу было известно ."

Его лень подчеркивается и словами о том, какой он помещик и хозяин, и что он ни разу даже не объехал собственные поля для их проверки или личного контроля за исполнением его требований и поручений. Несмотря на то, что у героя достаточно большое домашнее хозяйство, он уделяет ему очень мало внимания, пуская все, по сути, на самотек.

Образ героя в произведении

("Портрет Манилова", художник В. Андреев, 1900 )

В начале поэмы помещик кажется читателя достаточно приятным и умным мужчиной, но дальше по сюжету Мнилов становится скучным и не интересным образом. Автор выделяет даже почерк героя, когда Чичиков отзывается о его почерке в одном из диалогов произведения.

У него нет своего мнения и может говорить только общепринятые любезности, будучи не способным на смелые шаги и решения. Но, сам Манилов представляет себя воспитанным, образованным и благородным. Кстати, Манилов считал, что чиновники - это «препочтеннейшие люди», и постоянно стремится говорить с ними как можно более вежливо и культурно.

После прочтения поэмы, можно сделать вывод о том, что помещик Манилов не способен думать о своей жизни и самостоятельно принимать сложные решения. Он может все только на словах, но не в действиях. Но, одновременно помещик представляется как хороший семьянин, который по-настоящему любит свою семью - это важная деталь его образа. Поэтому, несмотря на то, что он много ленится, не держит свое слово, нельзя говорить что его душа мертвая - он все же имеет положительные качества героя.

Характеристика литературного героя Многие писатели первой половины 19-го века огромную роль в своем творчестве отводили теме России. Как никто иной, они видели всю тяжесть положения крепостных крестьян и безжалостную тиранию чиновников и помещиков. Нрав-ственные ценности отходят на второй план, а на первый выходят деньги и положение в обществе. Крепостное право лежит в основе государственной системы России. Люди не стремятся к лучшему, не интересуются науками и искус-ством, не пытаются оставить потомкам никакого духовного наследия.

Их цель – богатство. В своем стремлении к наживе человек не остановиться ни перед чем: будет воровать, обманывать, про-давать. Все это не может не волновать людей мыслящих, кото-рым не безразлична судьба России. И, конечно же, НВГ не мог оставить это без внимания. Смысл названия “М-ых душ” очень символичен. Г не жалеет красок, показывая читателю духовное убожество, грозящее России. Мы можем только посмеять-ся над тем, что не в силах исправить. Целая галерея помещиков прохо-дит перед читателем по мере продвижения сюжета “М-ых душ”, направление этого движения очень знаменательно. Начав изображение помещиков с пустого праздного мечтателя и фантазера Манилова. Уже описание поместья говорит о том, что его хозяин фантазер и выдумщик. Дом М стоит на возвышенном месте, “открытом всем ветрам”, склон этой горы был покрыт остриженным дерном, среди которого попадались клумбы с кустами сирени и белой акации и несколько берез. Под двумя из них находилась беседка с помпезным названием “Храм уединенного размышления”. Сходство с англий-ским парком подчеркивалось прудом, заросшим зеленью. Во внутреннем убранстве поместья М также отразилось несоответствие грез помещика и реальности. В отдельных комнатах мебели не было вообще, в других была, но в ней чего-то недоставало: если в гостиной кресла были покрыты дорогой материей, то на два кресла материала не хватило, и они стояли, покрытые простой рогожей. Среди этого “великолепия” живет хозяин – М со своей семьей. Эта жизнь очень похожа на идиллию: М со своей женой любят друг друга, внешние проблемы решаются сами по себе без участия помещика. Все, что остается М-ву, это сидеть и мечтать о каких-нибудь новых усовершен-ствованиях в усадьбе: построить мост с купеческими лавками или провести подземный ход от дома. Но, несмотря на мечты хозяина, все остается по-прежнему: крестьяне, как бедно жили, так бедно и живут, восьмилетний сын Фемистоклюс как был неграмотен, так и остается. Однако М смешон и не вызывает отвращения, как Плюшкин или Коробочка. Он способен радушно принимать гостей и искренне стараться сделать им приятное. М даже способен на благородные поступки, имея возможность зара-ботать на мертвых душах, он отдает Чичикву их бесплатно. Несмотря на то, что в произ-ведении присутствует изрядная доля юмора, “М-ые души” можно назвать “смехом сквозь слезы”. Автор упрекает людей в том, что в этой борьбе за власть и деньги они забыли о вечных ценностях. Жива только внешняя оболочка, а души людей мертвы. В этом виноваты не только сами люди, но и общество, в котором они живут. Все это Г не смог игнорировать и в полной мере отразил в “М-ых душах”. Люди мало изменились, поэтому “М-ые души” – это предостережение и для нас.

(Пока оценок нет)



Другие сочинения:

  1. Поэма “Мертвые души” является главным творением Н. В. Гоголя. Создававшаяся на протяжении семи лет, она вобрала в себя все думы писателя о судьбах России и ее народа. В полном виде до нас дошел лишь первый том “Мертвых душ”, в котором Read More ......
  2. Николай Васильевич Гоголь – талантливый писатель-сатирик. Особенно ярко и самобытно проявился его дар в поэме “Мертвые души” при создании образов помещиков. Характеристики героев полны сарказма, когда Гоголь описывает никчемнейших людишек, но облеченных правом распоряжаться крестьянами. Автор описывает имения помещиков, их, Read More ......
  3. Сочинение описание образа Манилова и его встречи с Чичиковым. Дорожные картины в начале поездки. Завязав знакомства, Павел Иванович “решился перенести свои визиты за город и навестить помещиков Манилова и Собакевича”. Вот наш герой в дороге. Непригляден, беден открывшийся его взору Read More ......
  4. Несколько слов о поэме Гоголя: Похождения Чичикова, или Мертвые души Мы нисколько не берем на себя важного труда отдать отчет в этом новом великом произведении Гоголя, уже ставшего высоко предыдущими созданиями; мы считаем нужным сказать несколько слов, чтобы указать на Read More ......
  5. Анализируя образы героев поэмы, прежде всего необходимо помнить, что все они обусловлены социально. В работе “Реализм Гоголя” Г. А. Гуковский отмечает, что в центре 1-го тома – “типические черты социальных групп и лиц как их представителей”. Действительно, стремление Гоголя отразить Read More ......
  6. Поместье Манилова – парадный фасад помещичьей России. Претензии на изысканность, образованность, утонченность вкуса еще более подчеркивает внутреннюю простоту обитателей усадьбы. В сущности, это декорация, прикрывающая скудость. Бесхозяйственность Манилова открывается нам еще по дороге в усадьбу: все безжизненно, жалко, мелко. Пейзаж Read More ......
  7. “Мертвые души: из истории субъективного авторского повествования Фрагмент книги: Кожевникова Н. А. Типы повествования в русской литературе XIX-XX вв. М., 1994 Разные приемы субъективного авторского повествования, набор которых не совпадает у разных писателей, взаимодействуют друг с другом. Это можно показать Read More ......
  8. Поэма “Мертвые Души” была написана в 1841 году. Русь Крепостников и чиновников описана Гоголем Со всей беспощадностью великого реалиста. Помещичье дворянство являлось основной Политической силой России. Помещики Владели не только землей, но и людьми, Подобно тому, как человек может владеть Read More ......
Манилов (Мертвые души Гоголь)

Одним из персонажей поэмы «Мертвые души» Николая Гоголя является помещик Манилов, белокурый и голубоглазый отставной офицер. Образ Манилова весьма интересен – он ведет праздную и комфортную жизнь, с утра до вечера предаваясь мечтам. Мечты Манилова бесплодные и нелепые: вырыть подземный ход или соорудить такую высокую надстройку над домом, чтобы можно было увидеть Москву.

Говоря о характеристике Манилова, нужно отметить, что при праздных мечтаниях помещика хозяйский дом продувается всеми ветрами, пруд покрылся зеленью, а крепостные крестьяне разленились и совсем отбились от рук. Но всякие бытовые проблемы мало волнуют помещика Манилова, все управление хозяйством поручено приказчику.

Приказчик тоже особо не утруждается, о чем свидетельствует его пухлое лицо с заплывшими от сытости глазками. В 9 часов утра приказчик, покинув свои мягкие перины, только приступает пить чай. Жизнь в поместье, насчитывающем 200 крестьянских изб, течет как-то сама собой.

Образ Манилова в поэме "Мертвые души"

Манилов в основном молчит, постоянно курит трубку и упивается своими фантазиями. Его молодая жена, чувства к которой не угасли за 8 лет супружеской жизни, занимается воспитанием двух сыновей с оригинальными именами – Фемистоклюс и Алкид.

При первом знакомстве Манилов производит на всех очень благоприятное впечатление, так как благодаря своему добродушному нраву во всех людях он видит только хорошее, а на недостатки, присущие каждому человеку, закрывает глаза.

Что такое "маниловщина"? Образ Манилова родил это понятние, которое означает благодушное и мечтательное отношение к жизни, однако оно сочетает в себе еще и праздность.

Манилову свойственно настолько погружаться в свои мечтания, что жизнь вокруг него как бы замирает. На его столе два года лежит одна и та же книга, заложенная на 14-й странице.

Владельцу поместья свойственно бескорыстие - когда состоялся визит Чичикова к Манилову с целью покупки мертвых душ (умерших, но числящихся живыми по ревизским сказкам крестьян), Манилов пресекает попытки гостя заплатить за них деньги. Хотя поначалу очень удивляется такому предложению, у него даже выпадает трубка изо рта и временно теряется дар речи.

Павел Иванович Чичиков, в свою очередь, удивляется тому, что Манилов и приказчик не могут сразу ответить на вопрос, сколько крестьян у них умерло со времени предыдущей переписи. Ответ один: «Много».

Образ Манилова примечателен тем, что он дал хождение такому понятию, как "маниловщина", что означает благодушно-мечтательное отношение к жизни, сочетающееся с праздностью и бездеятельностью.

В своём произведении Гоголь ставит Манилова первым в череде помещиков, которых посещает Чичиков. Образ Манилова в поэме “Мёртвые души” на первый взгляд прост и безобиден, помещик не вызывает отвращения, не является гнусным и лживым мошенником. Но “маниловщина” – это пустословие, безликость, мечтательность, лень, бездеятельность. Это явление такое же разрушительное, как и другие пороки, “воспетые” автором поэмы.

Описание внешности и манер Манилова

Автор даёт не очень подробное описание внешности Манилова. Важно начать с того, что Гоголь даже не упоминает имени помещика, заостряя внимание на именах членов семьи Манилова. Он человек средних лет, приятной наружности: блондин с голубыми глазами, с приятными чертами – именно такое первое впечатление создаётся при виде персонажа.

Автор находит, что описывать человека, подобного Манилову, очень сложно, он настолько обычен и похож на всех остальных, что никаких особенных черт выделить не получается. Помещик хорошо одет, улыбчив, гостеприимен. Он романтичен, очень трогателен в своём отношении к жене. Сентиментальность персонажа вызывает приторность: он восторгается всем, что только приходит на ум, радуется без повода, витает в иллюзорном мире. Для героя характерна чрезмерная вежливость, мечтательность, множество планов, которые всегда будут планами и не более.

Жизненная позиция помещика

Манилов совершенно не разбирается в людях. Его деликатность, слащавость и нежная душевная натура не терпит правды жизни, мир нашего героя “прекрасен”, “замечателен”, “восхитителен”. Все окружающие одинаково “достойнейшие”, “преприятнейшие”, “образованнейшие”, “чрезвычайно порядочные”. Розовые очки он, по-видимому, никогда не снимает, искренне верит, что является просвещённым хозяином, что его имение процветает.

На самом же деле работники в доме обкрадывают хозяев, кутят за их счёт, обманывают и нещадно лгут им. Крестьяне давно поняли, что имеют дело с далёкими от настоящей жизни людьми, мужики смело отпрашиваются у Манилова на денёк, другой, чтобы попросту попьянствовать. Бесхозяйственность, лень Маниловых сквозит из всей обстановки дома: мебель в комнатах годами не обтянута, не куплено то, что является первоочередным для обстановки дома, беседка (построенная для дум и философствования) заброшена, сад не ухожен, везде не хватает законченности.

О чём говорит этот образ

Люди, подобные Манилову, опасны как социальное явление: жизнь движется без их участия, они не умеют созидать, их удел – возведение воздушных замком, томные размышления о смысле существования и полное бездействие. Гостеприимство, радость от появления гостя – не что иное, как возможность разнообразить своё скучнейшее существование, показать очередной спектакль “семейная идиллия”, не раз проигранный перед другими гостями.

Жизнь Маниловых – болото, в котором они медленно тонут, такие люди в какой-то момент остановились на определённом этапе, перестали развиваться. Всё, что умеет Манилов – словоблудие и пустые мечты, его душа давно перестала трудиться, она также мертва, как и души остальных помещиков. Нежелание думать, решать проблемы, двигаться вперёд привело к тому, что помещик отдаёт Чичикову покойных крестьян бесплатно, он готов услужить любому “прекрасному” человеку, не задумываясь о причинах и последствиях. Помещик доверчив, как ребёнок, он свято верен закону и искренне убеждён в порядочности окружающих.

Чичиков бежит от Манилова сразу после заключения сделки, потому что смертельная скука, чрезмерная слащавость,монотонность, отсутствие интересных тем для общения сводит его с ума. “Слишком сладко” – эта цитата описывает атмосферу в доме Манилова и служит характеристикой образа самого помещика.

В нашей статье рассказано кратко об образе помещика Манилова в поэме Гоголя “мёртвые души”. Этот материал может пригодиться при подготовке к сочинению или другой творческой работе по теме.

Тест по произведению