Характер персонажа в литературе. Образ, персонаж, литературный тип, лирический герой. Литературный герой или персонаж. Кто это

Читая художественные произведения, мы в первую очередь обращаем внимание на его главных действующих лиц. Все они имеют чёткие характеристики в теории литературы. Какие именно – узнаем из этой статьи.

Слово "образ" в русском литературоведении имеет несколько значений.

Во-первых, все искусство образно, т.е. действительность воссоздается художником при помощи образов. В образе общее, родовое раскрывается через индивидуальное, преобразовывается. В этом смысле мы можем говорить: образ Родины, образ природы, образ человека, т.е. изображение в художественной форме Родины, природы, человека.

Во-вторых, на языковом уровне произведения образ тождественен понятию "троп". В таком случае речь идет о метафоре, сравнении, гиперболе и т.д., т.е. об образных средствах поэтического языка. Если представить себе образное строение произведения, то первый образный слой — это образы-детали. Из них вырастает второй образный слой, состоящий из поступков, событий, настроений, т.е. всего того, что динамично развернуто во времени. Третий слой — образы характеров и обстоятельств, герои, обнаруживающие себя в конфликтах. Из образов третьего слоя складывается целостный образ судьбы и мира, т.е. концепция бытия.

Образ героя — это художественное обобщение человеческих свойств, черт характера в индивидуальном облике героя. Герой может вызывать восхищение или отталкивать, совершать поступки, действовать. Образ же — это художественная категория. Нельзя, например, говорить: "Я презираю образ Молчалина". Можно презирать тип молчалиных, но его образ как художественное явление вызывает восхищение мастерством Грибоедова . Иногда вместо понятия "образ" употребляется понятие "персонаж".

Понятие "персонаж" более широкое, чем понятие "образ". Персонаж — это любое действующее лицо произведения. Нельзя говорить вместо "лирический герой" "лирический персонаж". Лирический герой — образ героя в лирическом произведении, переживания, чувства, мысли которого отражают авторское мировосприятие. Это художественный "двойник" автора-поэта, имеющий свой внутренний мир, свою судьбу. Лирический герой не автобиографический образ, хотя отражает личные переживания, отношение к разным сторонам "жизни самого автора. В лирическом герое воплощается духовный мир автора и его современников. Лирический герой А. С. Пушкина — гармоничная, духовно богатая личность, верящая в любовь, дружбу, оптимистичная во взглядах на жизнь. Иной лирический герой М. Ю. Лермонтова. Это — "сын страдания", разочарованный в действительности, одинокий, романтически рвущийся к воле и свободе и трагически не находящий их. Персонажи, как и герои, могут быть главными и второстепенными, но в применении к эпизодическим действующим лицам употребляется только термин "персонаж".

Часто под персонажем понимают второстепенное лицо, не влияющее на события, а литературный герой — это многогранно нарисованное, важное для выражения идеи произведения действующее лицо. Можно встретить суждение, что герой — это только тот персонаж, который несет в себе положительные начала и является выразителем авторского идеала (Чацкий, Татьяна Ларина, Болконский, Катерина). Утверждение о том, что отрицательные сатирические персонажи (Плюшкин, Иудушка Головлев, Кабаниха) не являются героями, неверно. Здесь смешиваются два понятия — герой как действующее лицо и героическое как способ поведения человека.

Сатирический герой произведения — это действующее лицо, персонаж, против которого направлено острие сатиры. Естественно, что такой герой вряд ли способен на героические поступки, т.е. не является героем в поведенческом смысле этого слова. В творческом процессе создания образов героев в" некоторых из них воплощаются наиболее характерные для данного времени и среды черты. Такой образ называется литературным типом.

Литературный тип — это обобщенный образ человеческой индивидуальности, наиболее возможной, характерной для определенной общественной среды в определенное время. В литературном типе находят отражение закономерности общественного развития. В нем соединяются две стороны: индивидуальное (единичное) и общее. Типическое (и это важно помнить) не означает усредненное; тип всегда концентрирует в себе все наиболее яркое, характерное для целой группы людей — социальной, национальной, возрастной и т.д. В литературе созданы типы положительных героев (Татьяна Ларина, Чацкий), "лишних людей" (Евгений Онегин , Печорин), тургеневских девушек. В эстетически совершенных произведениях каждый тип является характером.

Характер — человеческая индивидуальность, складывающаяся из определенных душевно-нравственных, психических черт. Это единство эмоциональной реакции, темперамента, воли и обусловленного общественно—исторической ситуацией и временем (эпохой) типа поведения. Характер состоит из многообразных черт и качеств, но это не случайное их соединение. В каждом характере есть главная, доминирующая черта, которая и придает живое единство всему многообразию качеств и свойств. Характер в произведении может быть и статичным, уже сформированным и проявляющимся в поступках. Но чаще всего характер подается в изменении, в развитии, эволюции. В развитии характера проявляется закономерность. Логика развития характера вступает иногда в противоречие с замыслом автора (даже А. С. Пушкин жаловался Пущину, что Татьяна вышла замуж без его "ведома"). Повинуясь этой логике, автор не всегда может повернуть судьбу героя так, как ему хочется.

Так сложилось с древних времен: героями не рождаются - ими становятся. Но время неумолимо движется вперед, и сегодня героя можно создать на ровном месте. Таких героев еще называют действующими лицами художественного произведения, именно о них сегодня и пойдет речь. Ну и попробуем создать уникального персонажа, ведь теория без практики гроша ломаного не стоит.

Разница понятий

Итак, в каждом литературном произведении можно познакомиться с вымышленными людьми, которых называют действующими лицами, образами и типами. В чем их принципиальная разница и есть ли она вообще?

Действующим лицом в художественном произведении называется персонаж, который предпринимает определенные действия. Неважно, является он положительным или отрицательным, вся суть в том, что он что-то делает. Он может появиться только в одном или двух эпизодах, а может совершать поступки на протяжении всего рассказа, - не столь важно, когда это действующее лицо художественного произведения.

Герой - это еще один термин, которым называют участников художественных произведений. Согласно дословному определению, герой - это полубог или обожествленный человек. Так, к примеру, было заведено у древних греков. Звание героя давало человеку множество преимуществ, о нем слагали песни и легенды, ему поклонялись и всячески поддерживали. Со временем это слово перекочевало в литературу, и сегодня у читателя сформировалось два принципиальных представления:

  1. Положительный герой - благородный муж, спасающий мир, а по пути и всех, кто попал в плачевное положение.
  2. Отрицательный герой - негодяй, от которого нужно спасти мир.

Неправильные синонимы

Таким образом, действующее лицо художественного произведения называется еще и героем. Однако это понятие очень часто используют в качестве синонима к слову «персонаж», что не одно и то же. Персонажем можно назвать любое действующее лицо, в то время как герой - это выразитель сюжетного действия, на котором строится все содержание.

У термина «персонаж» нет никаких дополнительных значений. Как, к примеру, у действующего лица, которое должно что-то делать. И все же персонажи имеют свою типологию:

  • Эпизодическое лицо. Персонаж, что находится в центре внимания в рамках определенного эпизода.
  • Жанровые герои. Например, в эпопее персонаж будет благородным как по манерам, так и по происхождению, а в комедии его характеру будет приписаны нотки некоторой нелепости.
  • Антропоморфные персонажи. Говорящие вещи, звери и т. д.
  • Собирательные. Участники массовых сцен.
  • Групповые персонажи. Число участников ограниченное и все они названы по имени в произведении.
  • Внесценические. Персонажи, о которых рассказывается в истории, но сами они не появляются.
  • Заимствованные. Лица, взятые из произведений других писателей.
  • Двойник. Появляется как результат раздвоенного сознания героя.
  • Превращенные. Персонажи, с которыми в истории происходят различные метаморфозы.

Образы и типы

Также действующим лицом художественного произведения называют образ. Это своего рода художественное обобщение человеческих свойств и черт характера в описании героя произведения. Например, Татьяну Ларину из «Евгения Онегина» можно считать образом романтичной и мечтательной девушки, умной не по годам.

Итак, действующие лица художественного произведения называются образами, персонажами и типами. Кстати, о типах. Это обобщенный образ человеческой индивидуальности, который является наиболее характерным для социальной среды в определенное время. В типах концентрируются все самые яркие и примечательные черты, характерные для некоторой группы людей. К примеру, тип тургеневской девушки.

Легко ли быть творцом?

И все же, как бы ни назывались действующие лица художественного произведения, всех их можно считать литературными героями, что имеют характер, внешность и внутренний мир. Можно ли простому человеку создать персонажа?! Можно, но сложно.

Во-первых, нужно дать описательную характеристику таким позициям:

  • Портрет. лица и фигуры.
  • Одежда. Она отражает определенные черты характера.
  • Речь. Характеризует героя не меньше внешности.
  • Возраст. Определяет потенциал возможностей.
  • Профессия. Определяет положение в обществе.
  • История жизни. Происхождение героя.

А во-вторых, стоит уделить внимание внутреннему миру действующего лица. Нужно описать его мировоззрение, этические убеждения, веру, высказывания, поступки, мысли и привязанности. Главное - понимать, что герой в состоянии рефлексировать, то есть осознавать свои эмоции и анализировать действия.

Нюансы процесса

Любое действующее лицо в литературе - это вымышленный одушевленный субъект, обладающий собственным характером и уникальной внешностью. Эти данные автору предстоит самостоятельно придумать и убедительно донести их до читателя. Такой процесс трудоемкий и требует определенных навыков.

Лучше всего выписать на отдельный лист все личностные качества персонажа и поэтапно их расписать. Также нужно будет ответить на такие вопросы:

  • Как персонаж относится к другим людям, своему труду и самому себе?
  • Как он относится к своим вещам?

Ответив, можно получить полное представление о личности. Немаловажно добавить художественную деталь - некую подробность, что несет смысловую и эмоциональную нагрузку. И конечно же, выбрать правильное имя.

Потренируемся?

Что же, попробуем применить знания на практике. Прежде чем начать, нужно уточнить, что в художественных произведениях о действующем лице не дается сразу же вся информация, не предлагается полный список его характеристик. Вначале общее описание, а после, с каждым новым эпизодом, автор раскрывает все его особенности, и к концу истории у читателя уже имеется полное представление о герое.

Познакомить читателя со своим персонажем можно следующим образом:

«Никко всегда считал, что если какой-то объект нельзя исследовать, то его существование в этом мире бессмысленное. Ему было уже под сорок, но он все еще выглядел семнадцатилетним подростком, а вел себя как восьмилетний ребенок, которого интересовало абсолютно все. Только в своей лаборатории он становился спокойным, рассудительным и мечтательным.

Двенадцатый сын, лишенный родительской любви и опеки, рос как перекати-поле, проведя большую часть своей сознательной жизни в библиотеке. К двадцати годам он уже изучил все материальные объекты и теперь пытался разложить на молекулы человеческие эмоции. Был ли в этом смысл, Никко не знал, но благодаря этим исследованиям его жизнь начинала играть яркими красками».

Итак, как называется действующее лицо художественного произведения? По-разному: персонаж, герой или образ. Это ли главное? Каждый из них имеет имя и живет своей, пускай и придуманной автором, жизнью. Об этом не стоит забывать.

Герой произведения

одно из главных действующих лиц произведения искусства (в отличие от персонажа); развитие характера героя и его взаимоотношения с другими действующими лицами играют решающую роль в развертывании сюжета и композиции произведения, в раскрытии его темы и идеи.

"В эпических и драматических произведениях изображаются человеческие индивидуальности с присущими им поведением, наружностью, миропониманием. Эти индивидуальности принято называть либо характерами, либо действующими лицами, либо героями произведения" (Г.Н. Поспелов).

"Право на особое поведение ( , безнравственное, нравственное, безумное, непредсказуемое, странное - но всегда свободное от обязательств, непременных для неподвижных персонажей) демонстрирует длинный ряд литературных героев от Васьки Буслаева до Дон Кихота, Гамлета, Ричарда III, Гринева, Чичикова, Чацкого" (Ю.М. Лотман).


Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению. От аллегории до ямба. - М.: Флинта, Наука . Н.Ю. Русова . 2004 .

Смотреть что такое "герой произведения" в других словарях:

    ГЕРОЙ - (греч. heros). В древности, воин, отличавшийся храбростью, силой, мудростью и опытностью; потом лицо полубожеского и получеловеческого происхождения, которое, после смерти, было обоготворено за оказанные услуги. По Гомеру, героями почитались цари … Словарь иностранных слов русского языка

    герой - я, ж. héros m., нем. Heroe. 1. Герои или ирои назывались у многобожцев дети. рожденные от смешения богов с женою смертною, или у богинь с человеком; так же те, которые за какое важное изобретение или действо знаменитое по смерти в число богов… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Герой должен быть один - «Герой должен быть один» роман, написанный в 1995 году Генри Лайоном Олди. Роман представляет собой переосмысление древнегреческих мифов о Геракле. Изначально, как продолжение «Герой должен быть один» был задуман роман «Нам здесь жить», но… … Википедия

    "Герой нашего времени" - «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ» (1837 40), роман Л., его вершинное творение, первый прозаич. социально психологич. и филос. роман в рус. лит ре. «Герой нашего времени» впитал в себя многообразные творчески трансформированные на новой историч. и нац.… … Лермонтовская энциклопедия

    ГЕРОЙ - ГЕРОЙ, героя, муж. (греч. heros). 1. Исключительный по смелости или по своим доблестям человек. || Выделившийся своей храбростью на войне. Герой гражданской войны. 2. В теориях некоторых буржуазных социологов выдающаяся личность как сила,… … Толковый словарь Ушакова

    ГЕРОЙ - ГЕРОЙ, я, муж. 1. Человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности. Герои Великой Отечественной войны. Г. труда. 2. Главное действующее лицо литературного произведения. Г. трагедии. Г. романа. 3. чего.… … Толковый словарь Ожегова

    герой - 1. Человек, совершивший военные или трудовые подвиги. Беззаветный, бесстрашный, блестящий (устар.), дерзновенный (устар. поэт.), доблестный, достославный (устар.), знаменитый, известный, истинный, легендарный, мужественный, народный, настоящий,… … Словарь эпитетов

    Произведения Чингиза Айтматова. Библиографическая справка - Чингиз Айтматов скончался накануне вечером в клинике города Нюрнберг. Айтматов получил всемирную известность как автор философских романов и повестей, изданных более чем в ста странах мира. 2008 год объявлен в Киргизии годом Айтматова.… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Герой нашего времени - Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей … Википедия

    герой - сущ., м., употр. часто Морфология: (нет) кого? героя, кому? герою, (вижу) кого? героя, кем? героем, о ком? о герое; мн. кто? герои, (нет) кого? героев, кому? героям, (вижу) кого? героев, кем? героями, о ком? о героях 1. Герой это мужественный,… … Толковый словарь Дмитриева

Книги

  • Герой нашего времени. Проза и поэзия (аудиокнига МР 3) , М. Ю. Лермонтов. Михаил Юрьевич Лермонтов - классик русской литературы XIX века, поэт и писатель, "ночное светило русской поэзии" . На диске представлены произведения, к которым, прочтяих еще в школе,…

Вопрос о литературном герое — в его соотнесенности с автором-творцом — естественное завершение всего раздела «Структура литературного произведения». Форма художественного произведения как целого, по М. М. Бахтину, представляет собой «тотальную реакцию» автора «на целое человека-героя». Другими словами, форма произведения — это граница героя (как целого — отсюда и понятие «завершения» героя), которая создается как его активностью (самоопределение), так и путем определения (ограничения) героя автором.

Ясно, что такое понимание не может относиться к любому образу человека в литературном произведении. Читатель интуитивно отличает «главных» изображенных лиц (персонажей) от второстепенных и тем более — только названных: как по степени участия в ходе событий, так и по степени близости их автору или авторской заинтересованности, так или иначе выраженной — в прямых или косвенных оценках — и тем самым управляющей читательским интересом (это заметнее всего, например, в авантюрной литературе).

Отсюда задача соотнести различные существующие обозначения изображенных в литературном произведении лиц или фигур — герой, персонаж, характер, тип — с реальной их множественностью и различием функций.

Обратившись к определениям, которые можно найти в справочной литературе, мы обнаруживаем две существующих параллельно и противоположных по смыслу тенденции. Понятия, обозначенные четырьмя терминами, смешиваются везде, где за их общую основу принимается «образ человека в литературе» и различаются лишь в тех случаях, когда героя, характер и тип соотносят с понятием «персонаж», принимая за исходное (как минимум) представление о действующем лице, имеющем определенные сюжетные функции.

Образ — одно из самых неопределенных и в то же время наиболее частотных литературоведческих понятий. Отметим, кстати, все еще популярное и по-прежнему безоговорочное употребление выражения «система образов» в смысле «системы персонажей», хотя и любое сюжетное событие, и любой элемент стилистической структуры (скажем, сравнение или метафора) тоже образы.

Неудивительно, что если исходить из термина «образ», литературный герой, характер и тип оказываются почти в равной мере образами и признаются взаимозаменяемыми. Иногда «характером» считают даже и «образ повествователя» (Н. Владимирова).

Разграничительную, дифференцирующую роль играет понятие персонаж, под которым обычно подразумевается любой «субъект действия», «действующее лицо», а также любой субъект речи, говорящий. С этой точки зрения, во-первых, персонаж может быть отличим от главного героя по степени участия в действии — как второстепенное действующее лицо и, кроме того, от лирического субъекта, который может быть назван героем, но не персонажем, поскольку не является носителем действия.

Во-вторых, характер может быть противопоставлен типу: как индивидуализированный персонаж неиндивидуализированному или как персонаж, в котором раскрыт «внутренний» аспект, т.е. побудительные причины поведения и поступка, показана «самодеятельность», персонажу, показанному лишь «извне», через поведение и поступок.

Таким образом, необходимо учесть различия ролей изображенных лиц в сюжете или типы их сюжетных функций. Кроме того, следует различать сюжетную функцию персонажа (являющуюся объектом для других изображенных лиц либо только для автора и читателя) и «содержание» литературной личности, которое с этой ролью в сюжете может не совпадать (роль — возможный объект для нее самой). Отсюда значение понятий «точка зрения» и «кругозор» для классификации разновидностей героя.

Теория литературы / Под ред. Н.Д. Тамарченко — М., 2004 г.

На первый взгляд, и образ, и персонаж, и литературный тип, и лирический герой – понятия одинаковые или, по крайней мере, очень схожие. Попробуем разобраться в перипетиях значений изучаемых понятий.

Образ – это художественное обобщение человеческих свойств, черт характера в индивидуальном облике героя. Образ – это художественная категория, которую мы можем оценивать с точки зрения авторского мастерства: нельзя презирать образ Плюшкина, поскольку он вызывает восхищение мастерством Гоголя, можно не любить тип плюшкиных.

Понятие «персонаж» шире понятия «образ». Персонаж – это любое действующее лицо произведения, поэтому данным понятием неправильно заменять понятия «образ» или «лирический герой». Но отметим, что применительно к второстепенным лицам произведения мы можем употребить только это понятие. Иногда можно столкнуться и с таким определением: персонаж – это лицо, не влияющее на событие, не важное при раскрытии основных проблем и идейных коллизий.

Лирический герой – образ героя в лирическом произведении, переживания, мысли, чувства которого отражают авторское мировосприятие; это художественный «двойник» автора, имеющий свой внутренний мир, свою судьбу. Это не автобиографический образ, хотя и воплощает в себе духовный мир автора. Например, лирический герой М.Ю. Лермонтова – это «сын страдания», разочарованный в действительности, романтичный, одинокий, постоянно ищущий свободу.

Литературный тип – это обобщенный образ человеческой индивидуальности, наиболее возможной, характерной, для определенной общественной среды в определенное время. Литературный тип – это единство индивидуального и типического, причем «типическое» не является синонимом «усредненному»: тип всегда вбирает в себя все самые яркие черты, характерные для конкретной группы людей. Апогей мастерства автора при разработке типа – это переход типа в разряд нарицательных (Манилов – нарицательный образ праздного мечтателя, Ноздрев – лгун и хвастун и др.).

Нередко мы сталкиваемся и еще с одним понятием – характер . Характер – это человеческая индивидуальность, складывающаяся из определенных душевно-нравственных, психических черт; это единство эмоциональной реакции, темперамента, воли и обусловленного общественно-исторической ситуацией и временем типа поведения. В каждом характере есть доминирующая черта, которая придает живое единство всему многообразию качеств и свойств.

Таким образом, при характеристике героя очень важно не забывать о различиях, рассмотренных выше.

Успехов Вам в характеристике любимых литературных героев!

blog.сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.