Гусли, история, строение и гусляры. Как сделать гусли дома? Гусли – космическое наследие Руси – доступное каждому

В 1980–1990-е годы в процессе фронтальной работы фольклорных экспедиций Санкт-Петербургской (Ленинградской) государственной консерватории, проходивших под руководством Анатолия Михайловича Мехнецова, в центральных районах Псковской и восточных районах Новгородской областей осуществлялось планомерное исследование народных традиций гусельной игры. Важную часть экспедиционных материалов составляет коллекция этнографических гуслей (32 образца, из них 19 новгородских и 13 псковских инструментов) . На карте-схеме отмечено местоположение псковских и новгородских деревень, в которых были найдены образцы гуслей (фото 01).

Важность научного открытия, сделанного А.М. Мехнецовым и его коллегами, состоит в том, что неоспоримое документальное подтверждение получил факт существования в Псковской и Новгородской областях самобытной, древнерусской по происхождению народной традиции игры на крыловидных малострунных гуслях, отличительные признаки которой проявляются как в системе наигрышей и исполнительских приемов, так и в конструктивных особенностях инструмента.

Типологические связи между псковской и новгородской традициями наблюдаются на следующих уровнях:

Конструкция струнного щипкового инструмента, реализующая в разнообразных видах форму крыловидных гуслей;

Вертикальная постановка инструмента при игре (при этом самая длинная струна располагается внизу); возможна игра сидя (инструмент ставится ребром на колени) и стоя, во время ходьбы (инструмент подвешивается на шею с помощью тесьмы, для чего в угловой части открылка делалось маленькое отверстие);

Приемы игры - разделение функций между руками: глушение струн левой и бряцание или выборная игра правой рукой; левая рука находится в одной позиции (в большинстве случаев три пальца левой руки ставятся между струн), что определяет необходимость веерообразного расположения струн; основной кистевой или пальцевый удар по струнам направлен сверху вниз (бряцание), что является причиной намотки струн на колок также сверху (таким образом инструмент лучше «держит строй»);

Строй инструмента, реализующий в основной части диатоническую последовательность двух слитных тетрахордов (миксолидийский лад), что определяет гармоническую основу наигрыша - сопоставление двух созвучий в большесекундовом соотношении (универсальный принцип настройки гуслей представлен А.М. Мехнецовым , (фото 22);

Основа репертуара (игра под шествие / «под песни» и игра «под пляску»); принципы организации наигрышей (общие типы ритмо-гармонических периодов).

В результате изучения коллекции инструментов, А.М. Мехнецов обобщает параметры конструкции гуслей: «Типические черты традиционным гуслям придает особая форма инструмента: продолговатая, скошенная по верхнему краю (обычно - от места установки колка верхней, короткой струны) доска, как правило, длиной 50–70 см, шириной в прямоугольной части 20–30 см и толщиной 4–5 см. Долбленое с лицевой или тыльной стороны доски резонаторное корытце достигает линии колкового ряда (колковой планки), расположенного под углом в 45–60° к основанию инструмента. Выступающая за колковый ряд часть лицевой стороны доски («открылок») стесана по внутренней плоскости до толщины 7–10 мм. Резонаторное корытце закрыто утопленной в корпус крышкой - декой. Толщина деки и донца резонаторного корытца - 5–10 мм, боковых стенок корпуса – 10–20 мм. Дека крепится по периметру деревянными (железными) гвоздями (иногда – на клей). На лицевой стороне резонаторного ящика, как правило, имеется голосовое отверстие (3–5 см в диаметре). Основным материалом для изготовления корпуса гуслей служит мелкослойная ель, сосна; в Новгородской области преимущественно используется ольха. Для накладной деки почти повсеместно употребляется ель» [см. Библиографию №17, с. 16].

Определение «крыловидные» связано с формой корпуса инструмента, внешне напоминающего крыло. Выделение этой разновидности гуслей осуществлено в 1960-е годы К.А. Вертковым, однако поле зрения исследователя было ограничено единичными, имеющимися в то время в музейных коллекциях образцами 5–9-струнных инструментов с долбленым корпусом [см. Библиографию №2, с. 275–286].

В дальнейшем были выделены еще два признака, характеризующие русские крыловидные инструменты: принцип веерообразного расположения струн и наличие открылка. Как отмечает И. Тынурист, «единственной существенной конструктивной деталью, отличающей крыловидные гусли от кантеле, является открылок, на который при полунаклонном или вертикальном положении инструмента во время игры опиралась левая рука музыканта. Это своего рода этническая особенность крыловидных гуслей» [см. Библиографию №26, с. 23].

Инструменты, привезенные из восточных районов Новгородской области (19 экземпляров), свидетельствуют о бытовании на этой территории архаичной в типологическом отношении гусельной традиции. Новгородские гусли обладают единым комплексом характеристик и воплощаются в устойчивом виде.

Семь инструментов (в том числе заготовка корпуса гуслей) привезены из Хвойнинского района. Равное количество - по три инструмента - из близлежащих районов: Пестовского, Боровичского, два - из Любытинского района, один - из Мошенского. Дополняют коллекцию две гусельные дощечки, изготовленные по просьбе собирателей и воспроизводящие вид примитивных трехструнных детских инструментов (наподобие гуслей), они привезены из Пестовского и Боровичского районов. Один инструмент был найден в Удомельском районе Тверской области - в д. Липны, располагающейся на границе с Мошенским и Боровичским районами Новгородской области. В связи с тем что по своим признакам тверской инструмент не отличается от новгородских, он включен в состав новгородской коллекции.

Чрезвычайно важным для исторической оценки новгородской традиции является тот факт, что все инструменты имеют относительно небольшое число струн (от 4 до 11). Из 18 образцов, хранящихся в Фольклорно-этнографическом центре, 11 шестиструнных и 4 семиструнных, что указывает на несомненное преобладание в новгородской традиции шести-семиструнных гуслей. В коллекции также представлено по одному экземпляру четырех-, восьми-, девяти- и одиннадцатиструнных инструментов.

Устойчивыми оказываются следующие особенности конструкции новгородских гуслей:

15 из 18 образцов имеют долбленый корпус, из них у 14 инструментов резонаторная коробка выдолблена с тыльной стороны и закрыта декой – накладной или вложенной в специально вырезанные для этого пазы (фото 02);

Пятиугольный (в схеме) корпус с выступающим за линию колков открылком, при этом резонаторная коробка располагается до линии колков;

Веерообразное расположение струн со значительным увеличением расстояния между ними в широкой части корпуса и с постепенным уменьшением длины к самой короткой верхней струне;

Деревянные колки (с лопаткообразными рукоятками), вставленные с тыльной стороны корпуса.

Исключение из общего типологического ряда новгородских гуслей составляет 7-струнный инструмент из д. Квасильниково Любытинского района: корпус гуслей выдолблен с лицевой стороныи имеет в схеме четырехугольную округленную форму, поскольку открылок, несколько выступающий за границы резонаторной коробки, срезан вдоль линии колков. Кроме того, колковый ряд ориентирован не на левую, как у других инструментов, а на правую руку играющего - эта особенность связана с тем, что гусли изготовлены специально для левши (о чем свидетельствуют и экспедиционные данные). Также в коллекции имеются 6-струнные гусли, корпус которых сначала выдалбливался сбоку,но в процессе работы мастер по неизвестным причинам отказался от этой идеи, и в окончательном варианте корпус имеет сборную конструкцию (д. Емельяновское Хвойнинского района; фото 09).

Псковская коллекция инструментов включает 13 гуслей из центральных районов области: по четыре из Красногородского и Пыталовского, три из Островского и по одному из Опочецкого и Палкинского районов.

По сравнению с новгородскими псковские гусли более разнообразны по строению и представляют собой следующую стадию развития конструктивной идеи инструмента (фото 03). Наблюдаются следующие существенные изменения:

Увеличение количества струн: для большинства центрально-псковских гуслей характерно наличие 9–10 струн (8 инструментов, что составляет 2/3 коллекции); кроме того, в коллекции содержатся два 11-струнных и по одному инструменту, имеющему 7, 12, 17 струн;

Как правило, гусли имеют сборный корпус на раме (9 инструментов), и только у четырех образцов корпус выдолблен (у трех корпус выдалбливался с лицевой стороны, у одного – с тыльной);

Открылок сохраняется, но во многих случаях резонаторная коробка выходит за линию колков (10 из 13 инструментов имеют полый открылок, выполняющий функцию дополнительного резонатора);

Металлические колки вставляются с лицевой стороны инструмента.

В результате можно говорить о том, что в Псковской области формируется новая усовершенствованная разновидность крыловидных гуслей.

Для сравнительного исследования оказываются чрезвычайно важными не только статистически подтвержденные общие признаки, но и исключения, позволяющие выстроить этапы преобразования конструкции инструмента в определенной эволюционной последовательности и обнаружить родовую связь новгородской и псковской гусельных традиций.

В первую очередь знаменательно наличие двух 9-струнных псковских инструментов из д. Авдоши (фото 04) и д. Десятские Красногородского района, которые полностью повторяют конструктивную идею новгородских гуслей - имеют долбленый с тыльной стороны корпус и характерный открылок.

Новгородскому типу инструмента также в полной мере соответствуют знаменитые 7-струнные долбленые гусли Трофима Ананьева - первый экземпляр русских крыловидных гуслей, поступивший в музей Санкт-Петербургской консерватории в 1889 году и описанный А. С. Фаминцыным [см. Библиографию №28, с. 68-74]. Этот инструмент был привезен из д. Деевой Горки Яблонецкой волости Лужского уезда Санкт-Петербургской губернии (ныне относится к Струго-Красненскому району Псковской области). Показательно, что инструмент имеет долбленый с боковой стороны корпус и деревянные колки, вставленные с тыльной стороны, - признаки, отсутствующие в экземплярах псковских гуслей, привезенных из экспедиций в 1980-х годах, но показательные для новгородской коллекции инструментов. Важно и то, что Трофим Ананьев во время игры держал инструмент вертикально, длинным ребром упирая в колени, а три пальца левой руки вставлял между струн.

В коллекции Российского этнографического музея содержатся двое гуслей, сделанных Федотом Артамоновым (рабочим Путиловского завода, бывшим крестьянином д. Климова, Докатовской волости, Псковской губернии и уезда). Гусли поступили в Этнографический отдел в 1911 году вместе с другими инструментами из коллекции Н. И. Привалова . Как отмечает А. А. Гаджиева, «оба инструмента – девятиструнные, долбленные сверху, с открылком ≈1/3; мелкие круглые резонаторные отверстия группируются в круг (во втором инструменте два таких круга); колки – деревянные, вставлены снизу» [см. Библиографию №5, с. 522]. Такие особенности инструмента, как количество струн (9) и долбленый сверху корпус, указывают на связь с другими псковскими инструментами, а деревянные колки, вставленные снизу, типичны для новгородских гуслей.

Исключением в новгородской коллекции являются три инструмента со сборным корпусом (фото 05) из Хвойнинского, Боровичского и Любытинского районов (соответственно, шести-, девяти- и одиннадцатиструнные), хотя по своему внешнему виду эти инструменты не отличаются от других образцов новгородских гуслей с долбленым корпусом. Аналогичную сборную конструкцию имеют два инструмента из псковской коллекции (12-струнные и 17-струнные гусли из Пыталовского и Островского районов; фото 06). Эта группа псковских и новгородских инструментов и составляет переходное звено в эволюционной цепи. Обнаруживается совершенно определенная типологическая связь двух традиций на уровне конструкции инструмента.

Одновременно происходит постепенная модификация открылка. В качестве переходной модели от новгородского к псковскому типу гуслей можно представить образцы из д. Сукманной Горушки Островского района (7-струнные) и д. Мехово Красногородского района (9-струнные). У этих псковских инструментов долбленый корпус, сохраняется малый объем струн, но открылок имеет резонаторную полость, приобретает округлую форму, при этом дека накладывается с лицевой стороны (фото 07).

К главным типологическим признакам, указывающим на принадлежность всех рассматриваемых вариантов инструментов к крыловидному типу гуслей, относятся веерообразное расположение струн и выступающий за линию колков открылок. По экспедиционным материалам можно судить о том, что форма открылка полностью зависит от вертикальной постановки инструмента и приспособлена для удобства игры. У восьми новгородских и четырех псковских инструментов открылок значительно выступает за линию колков и срезан под прямым углом (во многих образцах края незначительно скошены). К этому числу прибавим еще шесть псковских инструментов, у которых углы открылка слегка сглажены или имеют фигурную форму.

В свете исторического изучения гуслей возникают и другие вопросы, связанные с конструкцией инструмента и формой открылка. По новгородским археологическим материалам и реставрационной работе В. И. Поветкина известно, что для новгородской традиции XI–XIII веков были характерны гусли с игровым окном («лирообразные» гусли) [см. Библиографию №20, с. 284–320]. В ходе экспедиций Санкт-Петербургской консерватории инструментов с подобной конструкцией не было обнаружено. Но в связи с этим особый интерес в экспедиционных коллекциях вызывают новгородские гусли с фигурной формой открылка. Это инструменты из деревень Кунцово (фото 02), Попцово (фото 08), Емельяновское (фото 09) Хвойнинского района, а также - из деревень Щукина Гора Пестовского района и Удино Боровичского района. В образце из д. Попцово форма выреза более рельефна, округлена, а в гуслях из д. Емельяновское волнообразный вырез выполнен с бокового края. Некоторое внешнее сходство этих инструментов с гуслями с игровым окном из новгородских археологических раскопок объясняется общей конструктивной функцией выреза в открылке. При изучении приемов игры на инструменте становится очевидным, что углубление в открылке (так же как и незначительный скос верхней линии открылка) созданы для удобства постановки левой руки. За счет фигурного выреза (скоса) фиксируется устойчивая позиция руки - возникает упор для придания всему инструменту неподвижности во время игры (что особенно важно при игре в процессе ходьбы), одновременно это способствует близкому расположению кисти левой руки к струнам.

При сопоставлении новгородских и псковских гуслей можно проследить также эволюцию конструкции струнодержателя:

У большинства инструментов (16 образцов) функцию струнодержателя выполняет металлическая скоба, что обусловлено удобством и надежностью этой детали;

У одного новгородского и четырех псковских образцов присутствует предшествующий тип струнодержателя - деревянная «утица» (фото 03); доказательством того, что эта деталь имеет древнее происхождение, служат аналогичные конструкции у гуслей, найденных в новгородских археологических экспедициях.

У трех псковских гуслей струнодержатель имеет форму, заимствованную у цитрообразных инструментов: струны крепятся к шурупам (гвоздям) с торца узкой части корпуса и далее натягиваются через металлическую загнутую пластину / подставку (фото 06); такой струнодержатель заглушает звучание открытых струн, приводит к возникновению дребезжащих призвуков, что объясняет редкость его применения.

Изучение экспедиционных гусельных коллекций позволяет сделать вывод о постепенном процессе возникновения и признания акустической значимости резонаторных отверстий. В.И. Поветкин по материалам археологических экспедиций сделал вывод о том, что для новгородских гуслей не характерны «голосные» отверстия [см. Библиографию №21, с. 297–300]. Один 9-струнный новгородский инструмент из коллекции Фольклорно-этнографического центра действительно не имеет отверстий (д. Холщагино; илл. 05). У большинства же новгородских гуслей отверстия очень маленькие – либо одиночные, либо в форме розетки. Очевидно, что большое резонаторное отверстие на миниатюрном, легком и звонком, изготовленном из ольхи корпусе новгородских гуслей было бы избыточным. На примере псковской коллекции гуслей можно наблюдать, как на смену эстетически оформленным «голосникам»-розеткам (фото 04, 06, 07) приходят большие круглые резонаторные отверстия (по образцу фабричных инструментов), которые становятся обязательным элементом конструкции. В усовершенствованных моделях (6 псковских инструментов) в полом открылке проделывается второе круглое резонаторное отверстие (фото 03). Акустическое значение этих отверстий вполне осмыслено мастерами.

Таким образом, выстраивается эволюционная последовательность, позволяющая рассуждать об истории изменений конструкции русских крыловидных гуслей. Но чем вызваны эти изменения? Почему в новгородских традициях сохраняются архетипические показатели, а в псковских происходит активное развитие и появляются новые модификации инструмента? По всей вероятности, ответ связан с географическим расположением этих двух очагов русской гусельной традиции. Сложность и развитость псковской традиции объясняются, с одной стороны, длительными и продуктивными контактами с народами Балтии, с другой - активными миграционными потоками русского населения, двигавшегося через территорию центральной Псковщины и нередко обосновывавшегося там на жительство (например, известно переселение старообрядцев в районы Псковской области). В противоположность этому территория восточной части Новгородской области известна как заповедная и труднодоступная (не случайно в этой местности сохранились и разнообразные формы обрядового фольклора).

Важно также подчеркнуть, что в ходе экспедиций воспоминания жителей деревень о бытовании гуслей в относительно недавнем прошлом - в начале XX века - были зафиксированы и на территориях других районов Псковской и Новгородской земель. Это дает основания утверждать, что сохранившиеся два очага еще не так давно принадлежали единой псковско-новгородской инструментальной традиции, охватывающей широкое географическое пространство.

С 1980-х годов растет интерес к аутентичным этнографическим и археологическим гуслям, создаются мастерские, работают отдельные мастера-изготовители инструментов по образцам. В Новгороде в 1990 году В. И. Поветкиным создан Центр музыкальных древностей, благодаря начатой им в середине 1970-х годов реконструкторской работе по восстановлению в формах и звучании древнерусских гуслей, гудков и сопелей, по образцу экспонатов, найденных в археологических экспедициях.

Результаты научной систематизации экспедиционных коллекций, описания, фотографии и чертежи музыкальных инструментов приведены в изданиях: Мехнецов А.М. Русские гусли и гусельная игра: Исследование и материалы. СПб., 2006; Гусли - русский народный музыкальный инструмент: Каталог выставки / Науч. ред. А. М. Мехнецов; автор-сост. 1–2 частей Г.В. Лобкова; автор-сост. 3 части В.В. Кошелев. СПб., 2003.

См.: Мехнецов А.М. Русские гусли и гусельная игра: Исследование и материалы СПб., 2006. С. 19.

В отсутствии резонаторных отверстий - одно из основных отличий гуслей XI–XIV веков, реконструированных В.И. Поветкиным, от инструментов из коллекции Музея музыкальной культуры имени Глинки в реконструкции Н.Л. Кривоноса.

Мастерская "Гусли и Струны" делится секретами изготовления гуслей.
В этом видео мы вам расскажем о костном клее для музыкальных инструментов.
Что такое костный клей и как его приготовить, почему при изготовлении музыкальных инструментов применяется костный клей, секретный компонент клея.

И нтервью для музыкального веб-журнала "U ntergrund.ru"

В ноябре 2015 г. мастерская "Гусли и Струны" поучаствовала в интервью для музыкального

Веб-журнала "U ntergrund.ru". Это молодой российский журнал о музыке и ее исполнителях,

По ряду причин мало известных на просторах нашей великой страны.

Как настроить гусли.

Приветствую вас, дорогие читатели!

Ко мне часто обращаются люди с вопросом, как настроить гусли. В данной статье я постараюсь максимально простым и доступным языком объяснить, каким образом можно настраивать гусли. Пишу специально для новичков, кто впервые взял гусли в руки, кто не знаком с музыкальной теорией и терминологией. Мы рассмотрим два способа настройки гуслей, в том числе я расскажу, как научится настраивать гусли на слух.

Поступим следующим образом: в первой части рассмотрим способ настройки по тюнеру для тех, у кого нет желания или времени глубоко вдаваться в теоретические основы музыки. Некоторые моменты все же придется затронуть, но это минимум.

Во второй части настроим гусли на слух по интервалам. Уверяю вас, ничего сложного здесь нет, рано или поздно все к этому приходят. Не бывает так, что слуха нет совсем, да и развивается он довольно быстро.

Часть первая. Настройка гуслей по тюнеру.

Итак, самый простой способ – это настроить гусли по тюнеру. Для этого нам потребуется тюнер – специальное устройство для настройки инструментов, либо компьютерная программа для вашего стационарного компьютера или мобильного устройства.

Приведу самый простой пример: допустим, у нас есть планшет с системой Андроид. Устанавливаем приложение-тюнер (их множество, выбираем любой, можно установить несколько – потом выберем наиболее удобный). Запускаем приложение.

Внешний вид может отличаться, но суть одна: на экране стрелка, дергаем струну – стрелка показывает наиболее близкую ноту для данного звука. Также мы видим, насколько и в какую сторону (выше - ниже) отличается наш звук от этой ноты. Если стрелка стоит в середине шкалы, то струна настроена точно под какую-то определенную ноту, именно так мы и будем настраивать гусли.

Теперь нам нужно понять, под какую ноту настраивать каждую струну наших гуслей.

Если вы приобрели инструмент у мастера, тогда все просто: спрашиваете, какой струне какая нота соответствует, и настраиваете.

А если нет возможности найти мастера, изготовившего инструмент, или вы сами сделали свои первые гусли и еще не знаете, как они должны звучать?

Тогда действуем по приведенному ниже алгоритму. Но чтобы в нем разобраться, нам потребуется немного теории.

Начнем с того, что гусли вообще можно настраивать по-разному, смотря какую музыку мы хотим играть. В данной статье речь идет только об одном наиболее распространенном и типичном для русских гуслей строе.

Итак, гусли мы будем настраивать в миксолидийский лад. Кроме того, самую нижнюю струну (и по звуку, и по расположению на инструменте) мы настроим в качестве бурдона.

Не буду сейчас отступать от темы и объяснять, что такое миксолидийский лад, желающие узнать посмотрят в музыкальном словаре. Бурдон (или басок) – это низкий постоянно звучащий тон, своего рода фон, на котором играется вся остальная мелодия. Вспомните например волынку: постоянно звучат 1-2 бурдона, а на их фоне играет основная дудка.

На русских крыловидных гуслях нижняя струна обычно отстраивалась в бурдон (при общем количестве струн от 7 и выше). Можно и без бурдона играть, но с бурдоном гусли звучат более красиво.

Так вот, перед нами расстроенные гусли и тюнер. Для начала нужно определить, на какой высоте будут звучать гусли.

На самом деле, вариантов у нас не так много, а именно 12. Почему же 12 спросите вы, ведь нот всего 7? Давайте посмотрим на таблицу. ()

Слева столбец с номерами струн от 0 до 9. Бурдон не участвует в общей нумерации, поэтому ему мы присвоили номер 0. Таблица составлена для 10-струнных гуслей (всего струн вместе с бурдоном 10), но подходит для настройки гуслей с любым количеством струн, в том числе шлемовидных многострунных. Просто начиная с 8 струны названия нот повторяются с начала.

Бурдон настроим в самую последнюю очередь, а сейчас нас интересует 1 струна (строка выделена серым цветом).

Слева направо мы видим названия основных и «промежуточных» нот. Основных нот семь: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Остальные ноты получаются путем повышения или понижения основных нот на полутон (пол тона, 1/2 целого тона). Полутоном будем считать минимальное возможное расстояние между нотами.

В таблице мы видим знаки после некоторых ноты: # - диез (повышение на полутон), - бемоль (понижение на полутон). Не все ноты имеют диезы и бемоли, не будем углубляться в эту тему, для настройки гуслей по тюнеру нам достаточно будет того, что записано в таблице.

Сразу договоримся, что ля# и си - это одно и то же, в таблице я везде пишу си .

Еще один момент касательно ля# и си: часто возникает путаница из-за различных систем обозначения нот. В нашей таблице все ноты записаны по-русски. Часто бывает, ноты записываются латинскими буквами. Беда в том, что в различных системах записи нот латинскими буквами ноты ля# и си могут быть обозначены по-разному:

Чтобы не запутаться, лучше всего найти тюнер, где можно изменить настройку отображения нот с латинских на русские буквы.

Теперь возвращаемся к настройке гуслей.

Алгоритм настройки гуслей по тюнеру

1. Настраиваем струну номер 1 «как нам нравится». Просто выбираем среднее натяжение. Не слишком слабое, не слишком сильное. На данном этапе струна просто должна звучать. Если она дребезжит и болтается на колке – подтянуть, если перетянута и готова уже порваться – ослабить.

2. Смотрим на тюнер, подстраиваем 1-ую струну до ближайшей ноты (любой ноты, стрелка должна быть на середине, т.е. чистая нота, не важно, с диезом, бемолем или без них). Допустим, у нас получилась нота ре#.

3. Смотрим в нашу таблицу. Находим в строке 1 (выделена серым цветом) ту ноту, которую показал тюнер. В нашем случае это ре#. (скачать таблицу в хорошем качестве)

4. Теперь настраиваем 2-9 струны в соответствии со значениями найденного столбца.

5. В последнюю очередь настраиваем бурдон.

6. Слушаем, что у нас получилось, при необходимости корректируем.

Если при настройке мы понимаем, что верхние струны натянуты слишком сильно, или уже перетянули и порвали одну, значит первую струну мы настроили слишком высоко, ослабляем натяжение 1 струны и повторяем алгоритм с начала.

Если на бурдоне получилось слишком слабое натяжение, и он не звучит, то нужно повысить натяжение 1 струны и повторить алгоритм с начала.

Если бурдон недотянут, а верхние струны перетянуты – скорее всего, неправильно подобран комплект струн, попробуйте настроить без бурдона.

Часть вторая. Настройка гуслей на слух.

Настраивать гусли на слух очень просто, а главное быстро. При этом нам не нужны дополнительные приспособления, схемы, таблицы и прочее. Так что рекомендую!

В данном случае настраивать гусли мы будем не по нотам, а по интервалам. Другими словами, нам не важно, на какой высоте будут звучать гусли, главное соблюсти «расстояния» в нотах между струнами (интервалы).

Музыкальный интервал – это соотношение между двумя звуками. Для настройки гуслей нам потребуются запомнить, как звучат следующие интервалы: октава, квинта и кварта, а также мажорное трезвучие.

С октавой все просто, это та же нота, только на другой высоте, звуки сливаются в один. Квинту и кварту просто запомним на примерах. Трезвучие – это три звука, но рассматриваем его как единое целое, так нам удобнее и проще будет запомнить. По сути, трезвучие мы получим из квинты: просто вставим между двумя звуками квинты еще один звук, и запомним, как звучит эта конструкция.

Теперь слушаем, как звучат нужные нам интервалы.

Октавы - пример звучания на гуслях:

Квинты - пример звучания на гуслях:

Кварты - пример звучания на гуслях:

Мажорные трезвучия - пример звучания на гуслях:

Итак, теперь мы знаем, как звучат октава, кварта, квинта и мажорное трезвучие. Приступаем непосредственно к настройке.

Алгоритм настройки гуслей по интервалам

1. Настраиваем 1 струну «не слишком высоко - не слишком низко» (см. пункт 1 алгоритма настройки по тюнеру). Напоминаю, бурдон у нас пронумерован как «нулевая» струна, 1 струна – следующая вверх за бурдоном.

2. Настраиваем 5 струну по первой. Интервал – квинта.

3. Настраиваем 3 струну таким образом, чтобы между 1,3 и 5 струнами образовалось мажорное трезвучие. Вернее, первую и пятую струну мы уже состроили между собой в пункте 2, и нам осталось лишь подстроить к ним третью струну до трезвучия.

4. Настраиваем 4 струну по первой. Интервал – кварта.

5. Настраиваем 2 струну по пятой. Интервал – кварта.

6. Настраиваем 6 струну по второй. Интервал – квинта.

7. Настраиваем 7 струну по четвертой. Интервал – кварта. Таким образом мы настроили первые семь струн, не считая бурдона.

8. Настраиваем все остальные струны (сколько бы их ни было) в октаву: 8 струну по первой, 9 струну по второй, 10 струну по третьей, и т.д.

9. Настраиваем бурдон в октаву по пятой струне.

10. Слушаем, что у нас получилось. При необходимости корректируем высоту 1 струны и производим настройку, начиная с пункта 2.

* * * * *

Пожалуй, на этом все, теперь вы знаете, как настраивать гусли. Надеюсь, что статья была вам полезна, и помогла разобраться в столь важном вопросе.

Уважаемые музыканты-профессионалы, не судите строго и не ругайтесь за множество допущений и упрощений в теоретической части. Цель статьи – донести информацию до людей, впервые взявших в руки музыкальный инструмент, и помочь им самостоятельно настроить гусли. Если кому-то из читателей это удалось – я считаю, что цель достигнута.

Вопросы, отзывы и предложения пишите мне на почту gusliistruny @ gmail . com

Максим Степанов,

Основатель мастерской «Гусли и Струны»

Как настроить гусли - видео.

В продолжение статьи о настройке гуслей размещаю ссылки на видео:

Желаю всем творческих успехов!

Максим Степанов

Я

Как установить струны на гусли

Сегодня я расскажу вам об одном из способов установки струн на гусли. Способ этот отличается простотой и надежностью крепления. А если заранее заготовить струн по приведенной ниже методике, то можно очень быстро заменить внезапно лопнувшую струну.

Струнодержатель крыловидных или лировидных гуслей как правило представляет собой п-образную скобу либо металлический стержень. Струны мы будем крепить таким образом, что они сами будут затягиваться в петлю на струнодержателе.


Из инструментов нам понадобится лишь пара небольших плоскогубцев, чтобы накрутить на концах струн маленькие петельки. Делается это следующим образом.

Отступаем от края струны миллиметров 10-15 и загибаем конец.


Зажимаем изогнутый конец плоскогубцами, как показано на фото.

Берем в другую руку вторые плоскогубцы, захватываем ими короткий свободный конец и аккуратно, виток к витку, накручиваем его на длинный конец струны.


Когда короткий конец будет полностью накручен на длинный – наша петелька готова.

Возможно, не сразу петельки получатся красивыми и аккуратными, можно сначала потренироваться на небольшом кусочке струны.


Теперь берем нашу струну, пропускаем петелькой под струнодержатель.

Свободный конец струны в свою очередь пропускаем в петельку. Вот она и получилась, самозатягивающаяся петля на струнодержателе.

Итак, сами струны у нас готовы, теперь поговорим о колках.

Колки могут быть металлическими либо деревянными. На мой взгляд, металлические надежнее и проще в эксплуатации: все-таки дерево - материал капризный. Металлические же не требуют ухода и хорошо держат строй, главное чтоб они были достаточно плотно вкручены в корпус. Именно вкручены - на каждом колке имеется резьба с мелким шагом. Ни в коем случае не следует забивать колки молотком. Вкручивать колки удобно г-образным или т-образным ключом.

Вкручиваем колки в корпус на такую глубину, чтобы от корпуса до отверстия для крепления струны оставалось примерно 25 мм.

Закрепляем струну на стержне струнодержателя (как было описано выше), свободный конец струны подтягиваем к колку. Оставляем миллиметров 60-70 для намотки, остальное отрезаем. Не нужно оставлять слишком длинный конец, для надежного крепления хватит двух-трех витков.

Загибаем конец и вставляем его в отверстие колка.

Придерживая пальцем, закручиваем колок. Делаем 1 виток вверх, остальные вниз.

Когда струна натянулась, выравниваем петельку у струнодержателя. Как правило, петелька становится на расстоянии нескольких миллиметров от стержня, к тому же немного не ровно. Просто берем какой-либо металлический предмет, например маленькие плоскогубцы, и подталкиваем петельку ближе к струнодержателю.

Теперь все у нас ровно и красиво.

После того как установили все струны, выравниваем высоту их над декой, двигая нижний виток вверх-вниз.

Теперь можно оставить гусли на некоторое время, чтобы струны немного растянулись, после чего приступать к настройке.


на яндекс-кошелек: 41001306126417

Как установить колки и струны на гусли - видео

Если Вам понравилось видео - поддержите нашу мастерскую!

Я ндекс-кошелек: 41001306126417

Волшебство гуслей. Этот старинный инструмент может сделать себе каждый, это достаточно просто.

Люди добрые, люди русские
Не по паспорту, а родству души!
Берегите своё тело в трезвости,
Разум в холоде, а душу в святости,
Не давайте водить себя ворогу
Буераками, да кривым путём,
А идите-ка вы твёрдой поступью
По своей земле да на Прави Путь.
Допишу слова, если словятся,
Может песней стать та пословица.
А понравится — так раздай другим,
Слово верное не теряется.

В старину корпус гуслей делали из дробленой сухой еловой или кленовой доски. Особенно мастерами был любим клен явор, отсюда и название гуслей - «яровчатые». Как только струны из жил были заменены на металлические и инструмент «зазвенел», гусли стали называть «звончатыми». Самое малое количество струн, зафиксированное на гуслях, - пять. Это число может доходить до 66. Однако пятиструнность гуслей, по мнению ученых, наилучшим образом соответствует пятитоновому ладу русской песни. По форме выделяли шлемовидные (или псалтырь), крыловидные (звончатые) и трапециевидные гусли

Сложно понять - откуда в этом куске дерева и струнах берутся тонкие энергии, упорядочивающие пространство вокруг? Краткий обзор истории гуслей, виды гуслей, строй, приёмы игры - поговорим об этом, но всё это становится неважным, когда инструмент попадает к тебе в руки.


Предисловие к фотографиям:

Как всё начиналось.

Первые гусли делались без чертежей, ни с кем не советовался, умышленно оградил себя от внешней информации. Оставалось только одно - огромное желание попробовать, узнать, что за инструмент, как звучит, как играть. Столярку закончил довольно быстро, использовал подручные материалы и гитарную колковую механику. 7 января поставил струны. Много не ждал, но… произошло чудо!

Гусли зазвучали. И не просто зазвучали, а зазвучали сказочно, завораживающе, волшебно. Учился на них играть методом тыка, благо на гитаре играть умею.

За пару дней подобрал несколько песен и играл их бряцанием. Друзья и близкие оценили, но желание сделать настоящие идеальные гусли только усилилось, когда я увидел недостатки первой модели.

Сделал ещё пару гуслей. На этот раз изучил эскизы и чертежи псковских звончатых крыловидных, съездил на фабрику музыкальных инструментов им. Чайковского. Взял ото всюду самое лучшее, разработал эргономику тела гуслей, закупил немецкие комплектующие (вирибили, струны, лады, гитарные косточки).

Вот, что получилось.







Владимир Борисов - музыкант, поэт, композитор, звукорежиссёр-аранжировщик, кавалер ордена «Единство. Вера, Правда, Честь. За действие во благо России и единение здравых сил на Земле», создатель и руководитель творческого союза «ПОлюбоМУ». Песни «ПОлюбоМУ» не раз становились лауреатами фестивалей и получали премии. Песня «Дорожная» (сл. В.Борисов и А. Сакин, муз. В. Борисов) замечена кинокомпанией «Парадиз» и в 2009 году включена в официальное издание DVD-диска с фильмом “Планета-51». В декабре 2012 года Песня «Рысиюния чарует очи» (сл. и муз. В Борисов) заняла 1 место по результатам народного голосования в номинации Музыка интернет-премии «На Благо Мира».

Вам понадобится

  • Брусок хорошо просушенного дерева длиной 1м, диаметром 35-40см. Это должно быть "звучащее" дерево: клен, ель, кедр, сосна. Понадобятся также инструменты для работы с деревом: стамески, молоток, дрель, топор, наждачная бумага.

Инструкция

Возьмите подготовленный брусок и расколите его пополам при помощи клиньев и .
Нарисуйте на заготовке контур гуслей, выберите стамеской середину, имея в виду боковые (1 см) и концевые (2,5 см) отступы. Получается нечто вроде корыта, ширина которого 3-8см, а толщина дна 1-1,5 см. Тщательно отшлифуйте заготовку наждачной бумагой.

Установите внутри корпуса несколько деревянных пружин (узких длинных планок) которые будут поддерживать деку, упрочнять корпус.

Из дощечек толщиной 3 мм изготовьте деку гуслей. Склейте дощечки по всей длине. Приклейте деку на корпус гуслей поверх деревянных пружин.

Простучите деку пальцами, в месте наиболее глухого и низкого звука вырежьте отверстие диаметром 3 см - резонатор. Он влияет на качественные звука и будет придавать им объем.

На концевых (торцевых) отступах установите и струнодержатель (металлическую трубочку). Колки можно изготовить из небольшого стержня, а можно их деревянными. Проделайте в них сбоку отверстия для крепления . Вклейте в корпус гуслей колковую планку из более твердого и вбейте в нее колки. Их количество равно количеству струн гуслей.

Струнодержатель укрепляется на другой стороне корпуса гуслей между двух брусочков, приклеенных к деке.
Натяните струны (можно взять гитарные струны). Настройте их высоту и тон, натягивая струны и поворачивая колки. Теперь можно приступить к урокам игры на гуслях.

Видео по теме

Совет 2: К каким музыкальным инструментам относятся гусли

Гусли – старинный многострунный щипковый инструмент, распространенный на территории России. Со времен Киевской Руси упоминания о гуслях встречаются в летописях, сказаниях и записках иностранных путешественников. Сейчас гусли входят в состав оркестров народных инструментов.

Инструкция

Существовали различные этого народного инструмента: лирообразные, шлемовидные, крыловидные гусли. Лирообразные гусли или гусли с игровым окном, вероятно, являются самой разновидностью инструмента. Археологи находили подобные гусли в слоях 11-13 века. На лирообразных гуслях с тыльной стороны имеется окошко, в которое помещается левая рука гусляра. При игре такие гусли держат вертикально, а струны приглушают пальцами левой руки.

Шлемовидные гусли редко встречаются среди археологических находок. В настоящее время разновидности шлемовидных гуслей можно увидеть у некоторых народов Поволжья. Корпус такого инструмента напоминает по форме шлем. На таких гуслях могло быть от 11 до 30 струн. Играли на шлемовидных гуслях сидя, при игре струны защипывались пальцами обеих рук.

Крыловидные гусли были популярны в северо-западных регионах. До сих пор в некоторых новгородских и псковских можно найти настоящие крыловидные гусли. Струны на таком инструменте натянуты веерообразно, корпус инструмента по форме напоминает крыло. На крыловидных гуслях может быть натянуто от 5 до 17 струн. Существуют различные способы настройки таких гуслей. Как правило, нижние крайние струны настраиваются как бурдонные, эти струны постоянно звучат во время игры. На крыловидных гуслях играют сидя. Пальцы левой руки располагают между струнами и в процессе игры глушат ненужные струны. Правая рука ударяет по всем струнам, при этом удар может идти сверху вниз и вверх. Самый распространенный прием игры на крыловидных гуслях – это бряцание. Иногда гусляры могут использовать прием выщипывания звуков. На крыловидных гуслях чаще всего играют традиционные плясовые наигрыши, такие мелодии отличают резким и четким ритмическим . На таких гуслях и под песни, но такая игра будет отличаться плавностью и мелодичностью.

Технология изготовления традиционных гуслей достаточна проста. Гусли чаще всего делают из цельной сосновой или еловой доски. Первоначально струны для инструментов делали из жил . Звук такого инструмента был очень мягким. Колки для гуслей раньше вытачивались из дерева, чаще всего используют металлические струны и колки.

Видео по теме

Связанная статья

Источники:

  • Гусли

Гусли являются старинным русским народным инструментом. Упоминания о них можно встретить в древних рукописях о Руси. Во многих сказаниях и былинах присутствуют гусляры, которые развлекали народ и провожали воинов на поле битвы.

История инструмента

Первые записи о гуслях относятся к 591 году. Согласно рассказу историка Феофилакта Симокатты, греки захватили в плен прибалтийских славян и именно у них они увидели музыкальный инструмент, по описанию похожий на гусли.

У гуслей есть сходство с древнегреческой кифарой, армянским каноном и иранским сантуром.

Со времен Киевской Руси о гуслях пишут довольно часто. Летописцы рассказывали об известных гуслярах-сказителях, о значении этого щипкового инструмента в жизни народа. Сохранилось множество сказаний и баллад, в которых фигурируют древние славянские игроки на гуслях.

Часто встречается в старинных записях такой термин, как «гудебный сосуд». Раньше на Руси так называли струнные инструменты, включая гусли-погуды.

По мнению историков «гусли» - изначально русское слово. В старославянском языке гудеть означало извлекать звуки из струн. «Гусль» - это название одной струны, а «гусли» - совокупность струн.

В старину гусли часто звучали на Руси. Гусляры развлекали простой люд, играли и пели на богатых пирах, участвовали в народных обрядах и провожали мужчин на войну.

Играли на гуслях двумя руками, поставив инструмент вертикально на колени или положив его горизонтально. Правильно настроенные гусли звучали мягко, но достаточно громко.

Из народных сказаний известно, что на гуслях играли герои русских былин: Садко, Баян, Добрыня Никитич, Соловей Будимирович и другие.

Археологические находки

Самой ценной археологической находкой считаются настоящие гусли первой половины XII века, которые были найдены во время раскопок вблизи Новгорода.

Их корпус сделан из деревянного бруска. На левой стороне расположена скульптура в виде дракона, а на тыльной – рисунки птиц и льва. Такие орнаменты говорят о языческих культах древнего Новгорода.

Также в Новгороде были найдены небольшие гусельки, украшенные резьбой и рисунками.

На найденных в Новгороде гуслях отчетливо видна надпись «Словиша». Это слово происходит от «славии» и означает «соловей».

По другой версии «Словиша» – это собственное имя инструмента. Но в любом случае, очевидно, что гусли принадлежали славянину. Сейчас этим именем называют различные коллективы и школы, где обучают игре на гуслях.

Разновидности гуслей

Первое точное описание гуслей появилось в XVIII веке. Существуют следующие разновидности гуслей: шлемовидные, крыловидные, лирообразные, стационарные, щипковые, клавишные.

У шлемовидных гуслей более глубокий корпус из тонких досок древесины хвойных пород (сосна, ель). Своей формой их корпус напоминает шлем.

Нижняя сторона инструмента прямая или спинкой вогнутая внутрь, а верхняя сделана в виде правильного овала.

Шлемовидные гусли достигают в длину 800 – 1000 мм, в ширину – около 500 мм, а в высоту – 100 мм.

Струны у инструмента расположены параллельными рядами, вверху – дискантовые, а внизу – басовые. Общее количество струн насчитывается от 11 до 30.

Однако шлемовидные гусли быстро вышли у славян из обихода. В старину ими пользовались в основном народы Поволжья.

Крыловидные гусли были больше распространены в северо-западных районах, расположенных на границе с Прибалтикой, Карелией и Финляндией.

Их делали в форме крыла из древесины клена, березы или ели. Размеры крыловидных гуслей колеблются в следующих пределах: длина 550 – 650 мм, ширина в узком конце 70 – 100 мм, в открылке 200 – 300 мм, а высота боков 30 – 40 миллиметров.

Струны у сохранившихся до нашего времени старинных гуслей металлические. Самое малое количество струн, исторически зафиксированное на гуслях – пять, а максимальное – 66. Однако пятитоновому ладу исконно русской песни лучше всего подходят именно пятиструнные гусли.

Во время исполнения гусляр сидит, прижимая инструмент к животу: узкая сторона гуслей обращена вправо, а широкая - влево.

Пальцами одной руки или чаще всего специальным приспособлением (щепка, перо или кость) музыкант бряцает по всем струнам одновременно, а пальцами другой руки, касаясь струн, глушит ненужные звуки.

В былинах крыловидные гусли называют звончатыми. Историки считают, что такое название они получили из-за чистого и громкого звука.

Лирообразные гусли еще называют гуслями с игровым окном. Они были распространены на территории Древней Руси и в Польше в XI-XIII веках. Самые ранние археологические находки были сделаны в Новгороде и в польском городке Ополе, которые датировались XI веком.

У гуслей с игровым окном есть проём в верхней части инструмента. Данный признак роднит их с другими лирообразными инструментами. Скорее всего, в игровое окно помещалась левая рука музыканта, и он пальцами производил специальные манипуляции со струнами.

Правой рукой гусляр ударял по струнам, которые находились ближе к струнодержателю. Гусли при игре держали вертикально, нижним краем упирая в колено или в пояс. При игре стоя или прямо на ходу инструмент мог для удобства упираться в бедро.

Стационарные гусли, как и столообразные, клавироподобные и прямоугольные имеют схожий хроматический звукоряд. Инструмент был создан в XVI-XVII веках на основе гуслей звончатых и шлемовидных. Его использовали как переносной инструмент, который клали горизонтально на колени гусляра. Но чаще всего стационарные гусли были неподвижным инструментом с количеством струн около 55-66. Использовались данные гусли в домах богатых горожан, в том числе среди православного духовенства, поэтому их часто называли поповскими.

Щипковые и клавишные гусли также называют академическими или концертными. Звучание щипковых гуслей такое же, как и у клавишных, но техника игры у них более сложная. Защипывание струн гусляр делает обеими руками: при этом левая создаёт оригинальный аккомпанемент для мелодии, исполняемой правой рукой. Струны на щипковых гуслях натянуты в двух плоскостях: в верхней располагается гамма «Ля мажор», а в нижней плоскости - остальные звуки.

Клавишные гусли были сделаны Н. П. Фоминым в 1905 году на базе прямоугольных гуслей. Они применяются в оркестрах русских народных инструментов чаще всего как аккомпанирующий инструмент для игры аккордами. Левой рукой музыкант нажимает на клавиши, а правой он защипывает струны при помощи специального медиатора.

В истории православия существует интересный момент – отношение церковников к гуслям. Казалось бы, как безобидный музыкальный инструмент мог вызвать гнев священнослужителей, но это правда.

В XII веке любого человека, который был замечен в колдовстве, рассказывании сказок или гудении на гуслях, ожидали бесконечные «посмертные муки».

Что примечательно, на исповеди батюшка в числе прочих задавал один вопрос: «Не пел ли ты песен бесовских, не играл ли на гуслях?».

Во время царствования Алексея Михайловича у населения массово изымали и сжигали гусли. Историки считают, что ненависть к инструменту была основана на связи гуслей с языческими верованиями и обрядами.

Существовало поверье, что гусляры-сказители обладали особой магической силой. Поэтому перед любым важным делом или дальним походом глава семьи приглашал гусляра, чтобы послушать его песни и тем самым приманить удачу.

Что примечательно, до сих пор не существует массового фабричного производства гуслей. Есть небольшие мастерские, в которых мастера практически вручную создают этот чудесный народный славянский инструмент.

Поэтому каждый экземпляр таких гуслей является уникальным творческим образцом.

Самым известным былинным певцом - сказителем, чьё имя дошло до нашего времени, был Баян.

В знаменитом «Слове о Полку Игореве» сказано, что струны на гуслях Баяна были, как будто живые и людям казалось, что инструмент в руках гусляра вещал сам.

Гусли в современном мире

Сейчас гусли есть практически в каждом оркестре народных инструментов. Чаще всего это щипковые гусли – столовидные или более поздняя, усовершенствованная модель – клавишные.

Этот старинный инструмент способен наполнить любую мелодию оригинальным колоритом древних гусельных звонов.

Под аккомпанемент гуслей до сих пор исполняются сказания и былины, в частности такая эпическая вещь как, например, «Слово о полку Игореве».

В интернете можно найти большое количество роликов, демонстрирующих профессиональную игру на гуслях. Воссозданием традиции игры на гуслях занимаются современные гусляры-сказители. При желании можно обратиться к мастеру, который изготовит для вас персональные гусли, и пройти обучающие курсы игры на этом интересном инструменте древних славян.

Эти звончатые крыловидные гусли сделаны по созданным мной оригинальным чертежам и не являются прямым продолжением псковской или новгородской традиции. За основу я взял 3 требования к инструменту: хороший звук, лёгкость и приятность игры, сходство с крылом птицы. Трапециевидные и шлемовидные так же созданы волшебным образом, за что благодарю дедушек моих яснооких.
Во славу Рода нашего! Ура! Ура! Ура!

В КОНТАКТЕ vk.com/guselky
Пиши: [email protected] ,
звони: +79158959249, +79859076219.

Гусли звончатые крыловидные "Боян" – 50000р.



Оригинальная разработка.
Количество струн – 16 шт.
Строй диатонический.
Толщина обечайки – 40 мм.
Строй диатонический.

Верхняя дека – клён.
Нижняя дека
– белый ясень.
Корпус – сосна.
Пружины – резонансная ель.



Украшены картинами художника Максима Кулешёва.

"Боян" – гусли с самым большим корпусом в этой линейке инструментов. Добавлена 16 верхняя струна, её удобно настраивать на минорную тонику. Однако "Боян" не потерял одно из важнейших достоинств своих меньших собратьев – компактность и лёгкость. Медитативный, завораживающий звук обязан своим тембром традиционному креплению струн с помощью утиц и металлического вала. При игре на гуслях струны заставляют вал прогибаться на какие-то доли миллиметра. Длина струн из-за этого также меняется, и появляется эффект качания частоты (хорусения). "Боян" имеет глубокий и мягкий тембр звука, благодаря своему большому корпусу и кленовым (яровчатым) декам, хорошо слышен и различим в миксе. Дополнительные резонаторные отверстия позволяют использовать инструмент на концертах без усиления. Прошёл проверку в студийных условиях и на фестивалях. Эта модель может быть оснащена электронной начинкой для съёма звука обычным гитарным кабелем джек-джек. Обе деки инструмента украшены картинами замечательного художника-славяниста Максима Кулешёва, кои он создал специально для этих гуслей. Первый инструмент "Боян" принадлежит самому художнику.

Пример звучания:


Гусли звончатые крыловидные "Ратибор" 40000р.


Звончатые крыловидные (похожи на крыло), но шлемовидные по сути.
Оригинальная разработка.
Количество струн – 15 шт.
Строй диатонический.
Толщина обечайки – 40 мм.
Строй диатонический.
Мензура: верх – 360 мм, низ – 680 мм.

Верхняя дека – белый ясень.
Нижняя дека
– белый ясень.
Корпус – сосна.
Пружины – резонансная ель.
Утицы, накладка, вставка под вирбеля – бук, клён.
Чембальные вирбеля – MEY NE (Germany).
Струны – рояльная проволока MEY NE (Germany), гитарные струны "Господин музыкант".
Металлический вал в утицах (держатель струн) – хромированная сталь.

Инструмент с самым большим корпусом из серии с 40 миллиметровой обечайкой. Удивительно компактен и лёгок по сравнению с другими 15-ти струнными гуслями. Это стало возможно с применением специальных технологий, формирующих громкий резонирующий корпус при весьма небольших размерах и весе. Звук медитативный, завораживающий. "Ратибор" идеален для исполнения былин и раздольных напевов, звонких наигрышей. Подходит как для аккомпанемента, так и для солирующих партий. Громкий корпус и дополнительные резонаторные отверстия позволяют использовать инструмент на концертах без усиления. Прошёл проверку в студийных условиях и на концертах. Эта модель может быть оснащена электронной начинкой для съёма звука обычным гитарным кабелем джек-джек.

Посмотреть-потрогать-поиграть на "Ратиборе" можно у Натальи (г. Москва, м. Новокосино).
В КОНТАКТЕ

Пиши: [email protected]
звони: +79055383606.

Примеры звучания:

Гусли звончатые трапециевидные "Китеж" 21000р.


Звончатые трапециевидные.
Количество струн – 21 шт.
Строй диатонический.
Толщина обечайки – 40 мм.
Мензура: верх – 170 мм, низ – 690 мм.
Высота – 420 мм.
Расстояние между струнами – 18 мм.

Деки – берёзовая авиационная фанера.
Корпус – сосна.
Пружины – резонансная ель.
Накладки – белый ясень.
Вставка под вирбеля – бук.
Чембальные вирбеля – MEY NE (Germany).
Струны – рояльная проволока MEY NE (Germany), гитарные струны "Господин музыкант".

Трапециевидные ученические гусли. 21 струна. Стой диатонический ля мажор (фа диез минор). Идеальный вариант для тех, кто хочет получить трёх октавный недорогой, но звучащий инструмент, приятный в обращении и хорошо строящий, по цене 13-струнных гуслей.

Почему это стало возможным? Всё просто: часть технологических операций в этой модели упразднены, потому что деки его сделаны из берёзовой авиационной (хорошего качества) фанеры.

Пример звучания:


Гусли звончатые крыловидные "Светоч" 30000р.


Звончатые крыловидные (похожи на крыло), но шлемовидные по сути.
Количество струн – 14 шт.
Строй диатонический.
Толщина обечайки – 40 мм.
Мензура: верх – 350 мм, низ – 620 мм.

Верхняя дека – клён.
Нижняя дека
– белый ясень.
Корпус – сосна.
Пружины – резонансная ель.
Утицы, накладка, вставка под вирбеля – бук, клён.
Чембальные вирбеля – MEY NE (Germany).
Струны – рояльная проволока MEY NE (Germany), гитарные струны "Господин музыкант".
Металлический вал в утицах (держатель струн) – хромированная сталь.

Гусли "Светоч" – лёгкий, компактный, звучный инструмент с нетипично большим для звончатых крыловидных количеством струн – 14 шт., охватывающий две октавы (если две нижние струны настроены в терцию). Использование древесины клёна пределяет выразительное мягкое звучание инструмента, великолепно очерчивающие ноты с минимальным количеством обертонов. Кроме этого эта модель может быть оснащена электронной начинкой для съёма звука обычным гитарным кабелем джек-джек. Отлично показал себя при работе на сцене с 10 кВт-ным усилением. Прошёл проверку на запись в студийных условиях и на концертах (открытие фестиваля "Восхождение – 2013" в Геленджике).

Примеры звучания:

Гусли звончатые крыловидные "Ладья" – 20000р.


Звончатые крыловидные (похожи на крыло), но шлемовидные по сути.
13 струн, строй диатонический.
Толщина обечайки – 40 мм.

Верхняя дека – клён.
Нижняя дека – белый ясень.
Корпус – сосна.
Пружины – резонансная ель.
Чембальные вирбеля – MEY NE (Germany).
Струны – рояльная проволока MEY NE (Germany), гитарные струны "Господин музыкант".

Миниатюрный инструмент для походов и фестивалей. Нежная натяжка струн и удобные гитарные кнопки для их замены делают «Ладью» лёгкой в игре и лиричной. Использование специальных технологий позволили создать удивительно компактный и почти невесомый инструмент с рекордным для этих размеров количеством струн – почти 2 октавы. Звук, который определяет верхняя дека из клёна (ярова), округлый, глубокий и звонкий. «Ладья» отлично держит строй, подходит как для аккомпанемента, так и для солирующих партий. Громкий корпус позволяет использовать инструмент в составе ансамбля и на открытых площадках. «Ладья» превосходно показала себя в студии и на концертах.

Посмотреть-потрогать-поиграть на "Ладье" можно у Юрия (г.Москва, м. Домодедовская).
Предварительно созвонитесь-спишитесь, найдите удобное для всех время встречи.
В КОНТАКТЕ

Пиши: [email protected]
звони: +79161233273.

Примеры звучания:

Гусли звончатые крыловидные "Финист" – 35000р.


Звончатые крыловидные (похожи на крыло), но шлемовидные по сути.
Оригинальная разработка.
Количество струн – 13 шт.
Строй диатонический.
Толщина обечайки – 40 мм.
Мензура: верх – 330 мм, низ – 580 мм.

Верхняя дека – клён.
Нижняя дека – белый ясень.
Корпус – сосна.
Пружины – резонансная ель.
Накладка, вставка под вирбеля – бук, клён, ясень.
Чембальные вирбеля – MEY NE (Germany).
Струны – рояльная проволока MEY NE (Germany), гитарные струны "Господин музыкант".
Классические гитарные кнопки.

Инструмент, по форме и мензуре повторяющий гусли "Ладья". Различие заключается в материалах, из которых изготовлены верхняя и нижняя деки, и конечно же, в художественном оформлении. На обеих деках инструмента – картины художника Андрея Коптяева, исполненные методом аэрографии. Это не единственный вариант оформления, тематика картин. Их расположение, размер, степень проработки – всё зависит от поставленной задачи и характера испонителя.

Примеры звучания:

Гусли звончатые крыловидные "Ярило" – 35000р.


Инструмент, по форме, мензуре и материалам повторяющий гусли "Ладья". Его отличие – в украшении. На верхней деке "Ярило" – рисунок, сделанные акриловыми тёплыми красками, подчёркивающими открытый солнечный тембр инструмента. Обечайка украшена орнаментом княжеской вязи. Это не единственный вариант оформления, тематика картин. Кстати их можно нанести на любой из наших инструментов. Цена их будет зависеть от сложности воплощения ваших пожеланий. В данном случае стоимость росписи – 15000р.

Звончатые крыловидные (похожи на крыло), но шлемовидные по сути.
Оригинальная разработка.
Количество струн – 13 шт.
Строй диатонический.
Толщина обечайки – 40 мм.
Мензура: верх – 330 мм, низ – 580 мм.

Верхняя дека – клён.
Нижняя дека – белый ясень.
Корпус – сосна.
Пружины – резонансная ель.
Накладка, вставка под вирбеля – бук, клён, ясень.
Чембальные вирбеля – MEY NE (Germany).
Струны – рояльная проволока MEY NE (Germany), гитарные струны "Господин музыкант".
Классические гитарные кнопки.

Примеры звучания:

Гусли богатырские "Варяг" – 18000р.


Варяг – необычные гусли. Ближайшие родственники их звончатые крыловидные. Однако, их форма весьма отличается от формы предшественников. Длинная мензура и длинный вытянутый корпус определяют бархатный медитативный тембр инструмента. Семь резонаторных отверстий отдают слушателю открытый хорусящий звук, собранный по всему объёмному корпусу. Варяг подходит для наигрышей, аккомпанемента и исполнения несложных инструментальных композиций. Оригинальная разработка.

Количество струн – 9 шт.
Фа диез (верх), ми (низ).
Толщина обечайки – 40 мм.
Мензура – 810 мм (низ) и 550 мм (верх)

Верхняя дека – белый ясень.
Нижняя дека
– белый ясень.
Корпус – сосна.
Пружины – резонансная ель.
Утицы, накладка, вставка под вирбеля – бук, клён.
Чембальные вирбеля – MEY NE (Germany).
Струны – рояльная проволока MEY NE (Germany), гитарные струны "Господин музыкант".
Металлический вал в утицах (держатель струн) – хромированная сталь.

Пример звучания:


Гусли сказочные волховские "Стрибожич" – 81000р.


"Стрибожич" – cказочный инструмент с большим корпусом и количеством струн (21 шт.), что позволяет исполнять на нём широкий диапазон мелодических и гармонических партитур. Звучит громко, звонко и членораздельно при игре медиатором и пальцами. В то же время удивительно компактен и лёгок по сравнению с другими трапециевидными гуслями. "Стрибожич" создан для исполнения былин, сказов и раздольных напевов. Благодаря оригинальной резьбе гусляр, играющий на "Стрибожиче" выглядит настоящим сказочником.
Трапециевидные волховские.
Оригинальная разработка.

Количество струн – 21 шт.
Строй диатонический ля мажор (фа диез минор).
Соль диез (верх), соль диез (низ).
Деки
– клён.
Корпус – сосна.
Пружины – резонансная ель.
Накладки и вставки под вирбеля
– бук.
Чембальные вирбеля – MEY NE (Germany).
Струны – рояльная проволока MEY NE (Germany), гитарные струны "Господин музыкант".
Инструмент украшен резьбой мастера Михаила Белопавлинного.

Пример звучания:


Электрогусли. Электросъём звука. Электронная начинка.

Некоторые модели гуслей по специальному заказу могут быть оснащены электронной начинкой. Это Ладья, Рысич, Ратибор, Светогор, Боян, Стрибожич и Прима.
Возможны разные варианты, в т.ч. с вашими приборами.

Рекомендую проверенный, звучный, правда, не дешёвый вариант с немецким сдвоенным (одна таблетка ставится на нижнюю, другая на верхнюю деку) датчиком Schaller Oyster Pickup 722 и корейским инструментальным предусилителем Soho JP-101V. Регулятор громкости доступен через резонатор в соответствии с новыми тенденциями гитарного дела. Все провода закреплены внутри корпуса хомутами из клеевой основы. Питание от батарейки типа "Крона" 9В. Более богатый вариант преампа и датчиков - Гусли, электрогусли, студийная звукозапись.

Заказать гусли:

Пиши: [email protected] , звони: +79158959249, +79859076219.

Заказ на изготовление:

Считаю заказ сделанным, если чётко обозначена комплектация (модель, дерево, оформление, способ крепления струн, возможность подключения) и сделана предоплата. Очередь на изготовление небольшая, но она есть. Ждать, когда "рассосётся" нет смысла, потому что кто-то обязательно опередит с предоплатой, и вы снова окажетесь в хвосте. Заказы в виде "ты делай, делай, а мы посмотрим-послушаем" не принимаются. Качество и звук инструментов стабильное и вы всегда можете услышать образцы звучания в группе В КОНТАКТЕ или приехать лично в мастерскую, чтобы подержать ранее сделанный инструмент в руках. Последнее предпочтительнее. В наличии инструментов мало, но они есть. Посмотреть-потрогать-поиграть можно по адресам, указанным под описанием инструмента.

Время изготовления:

Примерное время изготовления инструмента - 1-2 месяца со дня предоплаты. Если текущая ситуация не позволяет выполнить заказ в срок, то я всегда предупреждаю об этом при предоплате. Предоплата наличными или переводом - 50%, если вы не планируете доставку.

Оплата:

Оплатить можно на карту СБ РФ: 67628038 9893816293.
Другие способы оплаты .

Доставка:

Пользуюсь обычно курьерской доставкой emspost.ru . Они доставляют прямо до квартиры. По России доставка с упаковкой будет стоить примерно 1500 р. Нужен Ваш точный адрес с почтовым индексом, ФИО и контактный телефон для курьера. При доставке отправлением ems предоплата также 50%. Остальные 50% после готовности инструмента перед отправкой. Прежде, чем оплатить заказ, определитесь с комплектом (инструмент, ключ). Рекомендую сразу купить хороший немецкий настроечный ключ в магазине ЛААНС . Дорогой. Есть в наличии и бюджетный вариант за 1500р. Для настройки гуслей нужен хроматический тюнер. Большой ассортимент есть в магазине МУЗДЕТАЛЬ . Ну, и конечно же для сохранности инструмента необходим чехол (кофр). Есть три варианта их пошива: