Губительная сила денег в повести О. де Бальзака “Гобсек”. Сочинение на тему Изображение губительной власти денег в повести О. Бальзака «Гобсек

Творчество Оноре де Бальзака стало вершиной развития западноевропейского реализма XIX века. Творческая манера писателя вобрала в себя все самое лучшее от таких мастеров художественного слова, как Рабле, Шекспир, Скотт и многие другие. В то же время, Бальзак внес в литературу много нового. Одним из самых значительных памятников этого выдающегося писателя стала повесть “Гобсек”.
В повести в концентрированной форме отразилось понимание Бальзаком законов буржуазного мира, пришедшее к нему еще во времена его работы в нотариальной конторе. Писатель видел изнутри и потому мог так ярко изобразить весь “смазанный маслом механизм любого богатства”. И в своей повести он раскрывает всю сущность буржуазного общества, где в законе грабеж, предательство, грязные махинации. Со всей силой драматизма демонстрирует автор бесчисленные трагедии, порожденные господством в обществе отношений купли-продажи, типичные конфликты на почве “всемогущества, всеведения, все благости денег”. Борьба за
Состояние становится уже не дополнением или деталью, а основой сюжета, центральной идеей всего повествования.
Главный герой повести – миллионер-ростовщик – один из властителей новой Франции. Его образ очень сложен и противоречив. “В нем живут два существа: скряга и философ, подлое существо и возвышенное”, – говорит о нем адвокат Дервиль. Прошлое героя довольно неопределенно: возможно он был корсаром и избороздил все моря и океаны, торговал людьми и государственными тайнами. Полна загадок также и его настоящая жизнь. Неизвестны истоки его несметного богатства. Но одно не вызывает сомнений – это личность исключительная, сильная, наделенная глубоким философским складом ума. Гобсек способен подмечать мелкие детали и с уникальной проницательностью судить о мире, жизни и человеке. Эти качества героя в некотором смысле даже симпатичны автору. Однако, к сожалению, свой ум и проницательность Гобсек направляет в неправильное русло. Исследуя законы мира, он приходит к выводу, что “в золоте сосредоточены все силы человечества… что такое жизнь, как не машина, которую приводят в движение деньги? Золото – вот духовная сущность всего общества”. Именно вокруг денег вращается вся общественная жизнь, только к золоту направлены все помыслы людей. И придя к такому пониманию законов жизни, Гобсек делает подобную идеологию руководством к собственным поступкам. Деньги полностью поработили его ум и мысли. “Этот старикашка, – говорит Дервиль, – вдруг вырос в моих глазах, стал фантастической фигурой, олицетворением золота”. Да, культ золота у Гобсека освящен философски осмысленным могуществом денег и вызывает некоторую общественную активность героя. Однако золото уже стало для него самой целью и содержанием всей жизни, постепенно вытеснив из его души все положительные начала, которые, возможно, могли бы проявиться при других обстоятельствах. Давая деньги в долг под невероятно большие проценты, ростовщик откровенно грабил людей, бессовестно пользуясь их бедственным положением, крайней нуждой и полной зависимостью от него. Черствый, бездушный, он стал уже даже не просто жестоким человеком, а “человеком-автоматом”, “человеком-векселем”.
Губительное начало, заключенное в накопительской страсти, страсти к деньгам вызывало непримиримое критическое отношение Бальзака к буржуазии, стремившейся утверждать с помощью золота свое господство в обществе. Образ Гобсека стал для его создателя живым воплощением той могущественной хищнической силы, которая неудержимо пробивалась к власти, не останавливаясь ни перед чем, используя любые, даже самые низкие и подлые средства для достижении своей цели, и ни на секунду не сомневаясь в себе. Автор пытался разобраться в сущности этой силы, в ее истоках, для того, чтобы как можно более ярко и правдиво вскрыть все ее основы, разоблачить, показать миру во всей ее подлости и низости, пробудить в людях человеческое сознание, мораль, нравственность. Писатель решительно критикует материальные интересы, на которых строилась политика, государственная власть, законы. И делает это настолько убедительно и правдиво, что из его книг, по словам Ф. Энгельса, мы узнаем больше, “чем из книг всех специалистов – историков, экономистов, статистиков этого периода, вместе взятых”.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. Сочинение Французский писатель Оноре де Бальзак по праву считается одним из величайших романистов XIX века. Главная особенность его творчества состоит в том, что он написал не просто большое количество романов, – он написал историю целого общества, которую назвал потом “Человеческая Read More ......
  2. Создавая “Человеческую комедию”, Бальзак поставил перед собой задачу, еще неизвестную тогда литературе. Он стремился к правдивости и беспощадному показу современной ему Франции, показу реальной, действительной жизни его современников. Одной из многих тем, звучащих в его произведениях, является тема губительной власти Read More ......
  3. Повесть “Гобсек” есть очень важным звеном идейно-тематического стрежня всей “Человеческой комедии”. Повесть “Гобсек” извне комедийнее, чем другие произведения Бальзака: относительно охвата жизненного материала, зато и более симптоматичная, показательная, “наглядная”. Она содержит в себе сконцентрированную характеристику скупости, и не только реалистически-бытовую, Read More ......
  4. Гобсек – личность, судя по всему, отрицательная. Ростовщик, бывший корсар. Человек с каменным сердцем, играющий судьбами людей. Такими не рождаются – такими становятся. Человек рождается со всеми человеческими достоинствами и недостатками, и жизни теряет многие из них. В зависимости от Read More ......
  5. Опыт убеждает, что очень непростым есть осмысления образа главного героя повести, так как, понять “Романтические и реалистические черты неоднозначного образа “философа и скряги” Гобсека” очень сложно. Объединение черт романтизма и реализма в “художественной системе” Бальзака вообще и в повести “Гобсек” Read More ......
  6. 1. Тема власти денег в мире и в душе человека. 2. Накопление и расточительство. 3. Нравственная деградация личности. Смерть ожидает тебя – так истрать, не жалея, богатства; Но не окончена жизнь: побереги-ка добро. Мудр только тот человек, кто, постигнув и Read More ......
  7. В мировой литературе нам известно множество примеров, когда писатели всесторонне изображали современное им общество, со всеми его недостатками и положительными чертами. Писатели остро реагировало на событии, которые происходили с его народом, изображая их в своих романах, повестях, рассказах и поэмах. Read More ......
  8. Человеческая комедия” Бальзака, в которую входит и повесть Гобсек”, до сих пор не утратила своей актуальности. Возможно, потому, что люди с тех пор мало изменились. Доброта, чуткость, преданность, чистота по-прежнему противостоят злу, зависти, жестокости, алчности. Если оставить в стороне экономические Read More ......
Изображение губительной власти денег в повести О. Бальзака “Гобсек”

I вариант

Просто удивительно, как деньги меняют и порабощают лю-дей! «Если бы сам король был мне должен, графиня, и не запла-тил в срок, я бы подал на него в суд...», — так говорит ростовщик Гобсек графине де Ресто, разоряющей ради негодяя Максима де Трая своих детей. Ростовщика развлекает возможность заглянуть в самые сокровенные глубины человеческого сердца, в чужую жизнь без прикрас. Слиток металла в руках человека-автомата равноце-нен человеческому сердцу: «Я вижу у себя только затравленных оленей, за которыми гонится целая свора заимодавцев». Тайная цена векселей, попадающих в руки ростовщика, — отчаяние, глу-пость, опрометчивость, любовь или сострадание. Своих клиентов Гобсек сравнивает с актерами, дающими театральное представле-ние для него, а себя — с Богом, читающим в их сердцах. Он любит пачкать грязными башмаками ковры в роскошных домах — не из мелкого самолюбия, а чтобы дать почувствовать когтистую лапу Неотвратимости.

Гобсек считает, что нет на земле ничего порочного, есть только условности, незыблемо только чувство, вложенное природой, ->- инстинкт самосохранения. Из всех земных благ он выделяет только одно, достаточно надежное, чтобы стоило гнаться за ним, — золо-то. А единственная его утеха — тщеславие. Золото в зародыше со-держит человеческие пороки и прихоти, материальные возможно-сти. Золото Гобсека владеет миром, в этом его счастье и утеха, он развлекается, управляя судьбами людей и наблюдая их страсти. Ростовщик утверждает, что он достаточно богат, чтобы покупать совесть клиентов, управлять всесильными министрами. Гобсек — властитель судеб парижан, тихий, никому не ведомый. Для него вся жизнь — машина, которую приводят в движение деньги, золото — духовная сущность всего общества. Но ростовщик ненавидит своих наследников и не допускает мысли, что кто-то станет владельцем его состояния.

Никто из его соседей не знает, беден он или богат, есть ли у него родные, друзья. Из-за чрезмерной скрытности и осторожности Гоб-сек отказался от собственной золотой монеты, выпавшей из карма-на и любезно поднятой соседом. Его морщины хранят тайну страш-ных испытаний, внезапных ужасных событий, неожиданных удач, богатства и разорения, смертельных опасностей. Ростовщик пере-пробовал все возможности для обогащения, даже пытался найти золото, зарытое в Америке.

С годами разбогатевший Гобсек превратился в тайну за семью печатями, в золотого истукана, не знающего, что в мире есть лю-бовь женщины и счастье, чувства, есть Бог. Для Гобсека мир суще-ствовал только для того, чтобы исколесить его и обшарить, взве-сить, оценить и ограбить. Но все, конечно, относительно. И Гобсек умирает в полном одиночестве, а деньги и дворцы, как известно, в могилу с собой не заберешь.

II вариант

Вершина французского критического реализма — это творче-ство Оноре де Бальзака, крупнейшего мастера реалистического ро-мана.

Одним из лучших произведений Бальзака является повесть «Гоб-сек», герой которой является олицетворением власти золота над людьми. Гобсек, которому было уже 76 лет, снимал две бедно об-ставленные комнатки в одном из мрачных, сырых домов Парижа. Это был «человек-автомат», озабоченный тем, чтобы вовремя взыс-кивать высокие проценты с векселей своих жертв, одолживших у него деньги, или, поскольку «дела заканчивались именно так, при-сваивать себе их имущество и драгоценности».

Гобсек, проникнувшись доверием к Дервилю, делился с ним своими мыслями. У него была последовательная, но пугающая сво-ей откровенностью, своим цинизмом, система взглядов, в которой мы, читатели, без труда обнаружим житейскую философию скряги.

«Из всех земных благ, — говорил Гобсек, — есть только одно, достаточно надежное, чтобы стоило человеку гнаться за ним. Это...

золото. Деньги — это товар, который можно со с покой ной совестью продавать дорого или дешево, в зависимости от обстоятельства.

Гобсек не верил в нравственность людей, в их порядочность. «Человек везде одинаков: везде идет борьба между бедными и бога-тыми, везде она неизбежна. Так лучше уж самому давить, чем по-зволять, чтобы другие тебя давили». Гобсек — ростовщик того вре-мени, когда деньги становятся важнейшей силой общественной жизни. Люди, подобные Гобсеку, владея ими в неограниченном количестве, держат в своих руках коммерсантов и дельцов, мини-стров и аристократов Сен-Жерменского предместья, писателей и артистов. Распоряжаться судьбами, а Может быть, и жизнью этих" людей, считающих себя «солью земли»г диктовать им свои усло-вия, быть свидетелем их унижения — вот чем упоен Гобсек.

«Мой взор подобен взору господа, — говорит Гобсек. — Я читаю в сердцах; ничто не скроется от меня, нив чем нет отказа тому, кто затягивает и развязывает денежный мешок. Я достаточно богат для того, чтобы купить совесть тех, кто управляет министрами, начи-ная от канцелярских служителей и кончая их любовницами. Разве это не власть? Я могу, имея самых красивых женщин, пользоваться их самыми нежными ласками. Разве это не наслаждение?»

Гобсек воплощает в себе наиболее отрицательные черты стяжа-тельства. Он наделен недюжинным умом, способным к широким обобщениям. В основе его взглядов на жизнь лежит философия целой эпохи: «В золоте, — говорит Гобсек, — сосредоточены все человеческие силы».

Дервиль верил в человеческое благородство, от Гобсека он узнал правду о жестокой борьбе, тем более трагическими показались Дер- вилю сцены, связанные с разорением семьи Ресто, свидетелем ко-торых он стал.

Дервиль понял зловещую причину господства Гобсека над мно-гими людьми, а также истинную причину их трагедий, которые все-гда имели общую основу: один отнимал деньги у другого. «Да не-ужели все сводится кденьгам!» — восклицает он. Гобсек для Бальза-ка — живое воплощение той хищнической силы, которая настой-чиво пробивается к власти.

А что же делается сейчас, ушли ли мы на шаг вперед или оста-лись на месте? Все утверждают, что мы идем к прогрессу, но так ли это? Все отношения строятся на деньгах, ничего не происходит без них. Редко заключаются браки, основанные на настоящей любви. И хочется спросить, существуютли сейчас гобсеки?

Да! Наш мир, наше время просто наполненотакими скупыми людь- м и, работающи м и только ради денег. Как же может развиваться куль- тура, образование, если мы стоим на месте? Губительная властьденег взяла верх над человечеством. Спасти себя можем только мысами.

III вариант

Превыше всяких благ для них купон и рента...

«Нерв жизни» своего времени, «духовную сущность всего ны-нешнего общества», одновременно Зло и Божество буржуазного мира Бальзак видел в денежных отношениях, господствовавших над всем. Новое божество, фетиш, кумир—деньги, коверкали челове-ческие жизни, отнимали детей у родителей, жен у мужей... За от-дельными эпизодами новеллы «Гобсек» стоят все эти проблемы.

В центре повествования — фигура ростовщика Гобсека, в кото-ром воплощена сущность денежного общества. Гобсек — сухонький остроносый старикашка, прячущий желтые, как у хорька, глаза без ресниц под большим козырьком потрепанного картуза, с бледным бесстрастным лицом, «точно вылитый из серебра», — олицетворе-ние скупости. Он живет в бедной комнате с жидким ковриком у кровати и окошечком-глазком на входной двери, питается хлебом и кофе с молоком, ходит в поношенном платье, а в кладовой у него гниют горы снеди, сложены кучи золота и серебра, которые он не доверяет банку. Его скупость превратилась в маниакальную страсть, бессмысленное накопительство на пороге смерти приобрело харак-тер безумия. Нищий-богач сохнет и чахнет среди сокровищ. Долж-ники расплачиваются с Гобсеком и деньгами и натурой; они тащат ему столовое серебро и шкатулки с фамильными драгоценностями, корзины со свежей рыбой и паштеты. Он мог бы продать эти при-пасы какому-нибудь владельцу лавки, но опасается, что тот даст цену меньше рыночной. И припасы гниют. Смрад разложения, мертвые груды добра под замком — и среди них умирающий стари-кашка, трясущийся над своими сокровищами. Накопление пре-вратилось у Гобсека в самоцель. Алчная страсть сожрала его.

Итог жизни ростовщика достоин его — он умирает одиноким, всеми презираемый, в грязной комнате. Уходит из жизни один из кровососов — уходит, оставляя миллионы, нажитые на слезах и крови.

В новелле немало черт романтической эстетики. Романтичес-кое преувеличение таинственности и могущества Гобсека придает ему характер почти сверхъестественного существа. Бальзак был противником романтических эффектов, но здесь, видимо, хотел показать разрушительную власть денег. А ведь жизнь Гобсека могла сложиться иначе! С тех пор, как мать определила его юнгой на корабль, он прожил большую, полную превратностей и опаснос-тей жизнь: голодал, терпел насилие и жестокость, был пиратом, шпионом, золотоискателем, но всегда и везде им владела неуем-ная жажда богатства. Ко времени действия новеллы Гобсек — молчаливый, внешне незаметный старик, который на самом деле является одним из властителей Парижа. Гобсек тайно управлял банками, делами биржи, торговлей, кредитами. Это негласное объединение финансистов оказывается единственной реальной властью Франции.

Жизнь Гобсека, вернее се финал, не могла быть иной. Во всей трагической ситуации Гобсек видиттолько свое развлечение — ни-кому из людей он не сочувствует, никого не пытается спасти от самоубийства или казни. Жажда золота вытравила в его душе даже родственные чувства: его единственная наследница кончает с со-бой в невыносимой нужде.

С Дервиля он берет грабительские проценты, а семью графа де Ресто оставляет без средств, воспользовавшись фиктивным заве-щанием и растерянностью графини. У Гобсека существует волчье правило никого не жалеть, никому не помогать, а самому пользо-ваться тем, что можно взять безвозмездно.

Гобсек презирает людей за их неумение пользоваться богат-ством, за неумение сберечь золото, ибо только оно, по его мне-нию, дает истинную силу и власть. Перед ним пресмыкаются аристократы, готовы ползать на коленях светские дамы, потому что у него в руках их гнусные секреты, а в кармане векселя. Рас-суждения его откровенны и циничны: «Я достаточно богат, чтобы покупать совесть человеческую, управлять всесильными министра-ми через их фаворитов, начиная с канцелярских служителей и кончая любовницами. Это ли не власть?.. А разве власть и на-слаждение не представляют собой сущности вашего нового бур-жуазного строя?».

Бальзак делает окончательный вывод о том, что старик все умел взвесить, учесть, никогда не поступался своей выгодой, но он «не учел» только одного, что накопительство не может быть целью ра-зумной человеческой жизни.

IV вариант

Центральный образ небольшой бальзаковской повести «Гоб-сек» — образ большой обобщающей силы. В нем воплотилась одна из главнейших тем мировой литературы — тема скупости. Гарпагон Мольера, Плюшкин Гоголя, Скупой Пушкина — люди, почувствовавшие власть, которую дают деньги своему обладателю, и подчинившиеся этой власти. Гобсек — еще одна яркая фигура в этой галерее типов.

Профессия Гобсека — ростовщик. Эта профессия дает возмож-ность обогащения, ничего не делая, давая деньги под залог. Гобсек хорошо усвоил главный принцип отношений в обществе: «Таклуч- ше уж самому давить, чем позволить, чтобы тебя давили». Он про-шел суровую школу жизни: «В десятилетнем возрасте... отплыл в голландские владения Ост-Индии, где скитался двадцатьлет». Слу-жил юнгой, был золотоискателем, пиратом, шпионом. Годы скита-ний, отсутствие в жизни героя любви, тепла, участия породили философию паука, обладающего мертвой хваткой.

За бесцветной, незаметной внешностью героя скрывается вы-жидающий своего часа хищник. Богатство его тоже скрыто от чело-веческих глаз за нищенской обстановкой. Здесь едва тлеют головни в камине, письменный стол накрыт потертым сукном. Читатель невольно задает себе вопрос: для чего же этот "человек копит день-ги, если даже ему самому они не приносят никакой радости. Богат-ство само по себе, деньги ради денег — вот цель жизни Гобсека, не знающего ни сочувствия, ни сострадания, «человека-векселя».

Завладев богатством семейства Ресто, Гобсек не хочет расста-ваться с ним даже предчувствуя смерть. Уже тяжело больной, он участвует в крупной афере, не брезгует взятками, подношениями: «Каждое утро он получал дары и алчно разглядывал их, словно ми-нистр какой-нибудь или набоб, обдумывающий, стоит ли за такую цену подписать помилование. Умирающий Гобсек, уже теряя по-следние силы, поднимается с постели: ему чудится, будто по ком-нате катится золото.

Поучая молодого стряпчего Дервиля, Гобсек утверждает, что в мире нет ничего прочного, что понятие нравственности условно, а законы морали — словоблудие, а «из всех земных благ есть только одно достаточно надежное... Это... золото». Он утвержда-ет, что основа отношений между людьми — эгоизм. Он раскры-вает перед Дервилем тайные пружины устройства общества, госу-дарства, где «для охраны своего добра богачи избрали трибуналы, судей, гильотину».

Действительно, рядом с ростовщиком Гобсеком Бальзак пока-зы вает светское общество, в котором деньги властвуют над людьми. Рисуя образ графини де Ресто, автор срывает маску порядочности, утонченности, набожности с аристократии. Графиня роется в доку-ментах только что умершего мужа в страхе перед нищетой, в борьбе за наследство. Разоблаченная в связи с ничтожным человеком, она не мучится раскаяниями, ее совесть — деньги. Большое наслед-ство, полученное молодым де Ресто, примиряет семью Камиллы Гранлье со скандальной репутацией его матери. Деньги — закон жизни не только для буржуа, но и для аристократии.

В повести «Гобсек» Бальзак показывает, что деньги могут пол-ностью подчинить себе человека, лишить его всего человеческого. Эта повесть — грозное предупреждение читателю: пустое накопи-тельство ведет к духовной смерти.

Точность и широта изображения французской действительности сочетаются у Оноре де Бальзака с глубиной проникновения во внутренние закономерности общественной жизни. Он раскрывает классовые конфликты эпохи, обнажает буржуазный характер общественного развития Франции после революции 1789 года. В образах коммерсантов, ростовщиков, банкиров и предпринимателей Бальзак запечатлел облик нового хозяина жизни – буржуазии. Он показал людей алчных и жестоких, без чести и совести, наживающих свои состояния путем явных и тайных преступлений.

Пагубная власть капитала проникает во все сферы человеческой жизни. Буржуазия подчиняет себе государство (“Темное дело”, “Депутат от Арси”), хозяйничает в деревне (“Крестьяне”), распространяет свое тлетворное влияние на духовную деятельность людей – на науку и искусство (“Утраченные иллюзии”). Разрушительное действие “финансового принципа” сказывается и на частной жизни людей. Под ядовитым действием расчета деградирует человеческая личность, распадаются родственные связи, семья, рушатся любовь и дружба. Эгоизм, развивающийся на почве денежных отношений, становится причиной человеческих страданий.

Губительное воздействие денег на человеческую личность и человеческие отношения с большой художественной выразительностью показано в повести “Гобсек”.

В центре повести – богатый ростовщик Гобсек. Несмотря на миллионное состояние, он живет очень скромно и замкнуто. Гобсек снимает комнату, напоминающую монашескую келью, в мрачном сыром доме, бывшем прежде монастырской гостиницей. На внутреннем убранстве его жилища, на всем его образе жизни лежит печать строгой экономии и размеренности.

Гобсек одинок. У него нет семьи, нет друзей, он порвал все связи с родственниками, так как ненавидел своих наследников и “даже мысли не допускал, что кто-либо завладеет его состоянием хотя бы после его смерти”. Одна-единственная страсть – страсть к накоплению – поглотила в его душе все другие чувства: ему неведомы ни любовь, ни жалость, ни сострадание.

Бальзак использует детали портрета для раскрытия внутренней сущности своего героя. Во внешнем облике Гобсека неподвижность, мертвенность, отрешенность от всех земных, человеческих страстей сочетаются с чем-то хищным и зловещим. Пепельно-желтые тона и сравнения с драгоценными металлами дают понять читателю, что именно страсть к золоту уничтожила в нем человеческое начало, сделала его мертвым еще при жизни.

В повести изображена та социальная среда, в которой действует Гобсек, точно намечены два противоположных полюса современного ему общества. С одной стороны, бедняки, честные труженики, обреченные на унылое существование (белошвейка Фанни Мальво, стряпчий Дервиль), с другой – горстка богачей, проводящая дни в погоне за роскошью и наслаждениями (молодой граф де Трай, графиня де Ресто), чей моральный облик представлен в резко отталкивающем виде.

Обладая большим практическим опытом и проницательным умом, Гобсек глубоко постиг внутреннюю сущность современного ему общества. Он увидел жизнь в ее неприкрытой наготе, в ее драматических контрастах и понял, что в обществе, где идет борьба между бедными и богатыми, подлинной движущей силой общественной жизни являются деньги. Гобсек говорит: “Что такое жизнь, как не машина, которую приводят в движение деньги”, “из всех земных благ есть только одно, достаточно надежное, чтобы стоило человеку гнаться за ним. Это… золото”. Страсть Гобсека к накопительству – это закономерное порождение буржуазной системы, концентрированное выражение ее внутренней сущности.

На примере Гобсека Бальзак показывает, что деньги не только убивают человеческую личность, но и вносят разрушения в жизнь всего общества. Гобсек, замкнувшийся в своей келье, совсем не так безобиден, как это может показаться на первый взгляд. Его мораль: “Лучше уж самому давить, чем позволять, чтобы другие тебя давили”.

С потрясающей силой разрушительный характер накопительства Гобсека раскрывается в финале повести. К концу жизни его жадность превращается в безумную манию. Он становится ненасытным “удавом”, бесследно поглощающим разнообразные дары, приносимые клиентами. Когда после смерти Гобсека открыли его кладовые, то оказалось, что в них без всякой пользы лежали и гнили огромные массы товаров.

Писатель мастерски показывает те разрушительные процессы, которые совершаются как в духовной, так и в материальной сферах буржуазного общества.

(No Ratings Yet)

  1. Со времени появления денег в человеческом обществе, они обрели силу, которая в состоянии обуздать человеческое мышление. Как и в Средневековье, сегодня человек, на что только не способен Ради денег… Вопрос...
  2. ОБРАЗ ГОБСЕКА В ОДНОИМЕННОЙ ПОВЕСТИ ОНОРЕ ДЕ БАЛЬЗАКА Я владею миром, а мир не имеет надо мной власти. О. де Бальзак Творчество французского писателя Оноре де Бальзака стало значительным этапом...
  3. Бальзак – настоящий мастер создания колоритных образов. Герои его произведений яркие, необычные, а их поступки заставляют задуматься над прочитанным произведением. Именно таким является Образ Гобсека из одноименной повести. Утверждать, что...
  4. В центре сюжета две девушки-художницы Сью и Джонси. Молодые, амбициозные, веселые. В их доме живет и еще один художник Берман. Грузный, грубый шестидесятилетний старик, чье тело представляло собой одновременно сатира...
  5. Сквозные темы Нравственная сила советских людей в годы Великой Отечественной войны. (На примере рассказа М. Шолохова “Судьба человека” и повести В. Распутина “Живи и помни”) Двадцать второго июня тысяча девятьсот...
  6. С первых же страниц романа “Идиот” читатель попадает в мир, где основную роль играют миллионеры, капиталисты, дельцы, ростовщики и авантюристы. К сильным мира сего в первую очередь конечно же можно...
  7. Что же такое деньги? Просто бумажки или куча возможностей? Наверное, все зависит от людей, которые их используют. Для кого-то деньги – это то, что можно обменять на еду, а кто-то...
  8. Деньги – это бумажная купюра или большие возможности? Все зависит от того, как люди воспринимают это понятие. Сейчас под деньгами простой обыватель понимает какое-то количество бумаги, наделенной индивидуальными признаками. Но...
  9. Согласны ли вы с мнением Г. А. Бялого о том, что “сила Базарова перед лицом смерти достигает размеров героизма”? Рассуждая по поводу высказывания Г. А. Бялого, рассмотрите социальные, политические, философские...
  10. Я и поверила этим взрослым, что современную молодежь уже ничем не удивишь. Да и не стремимся мы удивление, ведь хватает нам своего эпатажа и крутизны. Одного февральского морозного дня шла...
  11. Сюжет сказки чрезвычайно прост. Император, прочитав о соловье, захотел его увидеть и услышать. И был очень удивлен, увидев невзрачную маленькую серенькую птичку, ведь он представлял ее совсем другой. И когда...
  12. ПРИТЯГАТЕЛЬНАЯ СИЛА СТИХОТВОРЕНИЙ А. БЛОКА История русской литературы знает немало замечательных поэтов, которых почитали, ценили, уважали, которыми гордились и восхищались. Но никогда, как утверждал критик Г. В. Адамович, не было...
  13. Дружба – великая сила Великая сила – дружба. В чем ее сила, спросите вы? Во-первых, настоящий друг никогда тебя не подведет, поможет тебе в трудную минуту. Если я забыл дома...
  14. Открыть человеку глубины его души – этого добивается в той или иной степени Каждый писатель. Одна из основных, может быть, и главных целей искусства есть раскрытие этой тайны. Особенно это...
  15. СИЛА ПРЕДАННОЙ ЛЮБВИ И ДРУЖБЫ (по сказке X. К. Андерсена “Снежная королева”) Со сказками удивительного датского сказочника мы знакомимся, еще не научившись читать. “Стойкий оловянный солдатик” и “Гадкий утенок”, “Дюймовочка”...
  16. ВЕЛИКАЯ ЗЕМНАЯ ЛЮБОВЬ – ДВИЖУЩАЯ СИЛА ЛИРИКИ А. А. АХМАТОВОЙ А. Ахматова – один из самых ярких и своеобразных поэтов рубежа ХIХ-ХХ веков. Главная тема ее ранних произведений – тема...
  17. “Русский человек на rendez vous” (Герой повести И. С. Тургенева “Ася” в оценке Н. Г. Чернышевского) Свою статью “Русский человек на rendez vous” Н. Г. Чернышевский начинает с описания впечатления,...
  18. Во все века человек стремился к познанию своего “я”. Одна из основных, может быть, главных целей искусства – раскрытие этой тайны. Открыть человеку глубины его души, сделать его лучше, сильнее...
  19. ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА ОНОРЕ ДЕ БАЛЬЗАК (1799-1850) Родился в старинном французском городе Туре. Шестнадцатилетним юношей Бальзак приезжает в Париж, чтобы изучать право. Долго юриспруденцией юноша заниматься не смог: он понял свое...
  20. Свой первый цикл стихов Александр Блок посвятил Прекрасной Даме, прототипом которой стала его будущая супруга Любовь Менделеева. Отношения с ней складывались весьма непросто, хотя поэт был знаком со своей избранницей...
  21. СИЛА ЖЕНСКОГО ХАРАКТЕРА В РАССКАЗЕ А. П. ПЛАТОНОВА “ПЕСЧАНАЯ УЧИТЕЛЬНИЦА” А. Платонов – один из самых ярких и своеобразных прозаиков XX века, его судьба и судьба его произведений была трудной...
  22. О далекой истории Руси мы узнаем не только из летописей, сухо излагающих конкретные события, но и из проникновенных, полных поэтической выдумки былин и сказок. Героями былин становились и воины-богатыри, и...
  23. Повесть “Черный монах”, на мой взгляд, одно из лучших произведений А. Чехова. В нем отразилась глубокая философия автора, а также переданы те ощущения беспокойства и тревоги, которые, по воспоминаниям современников,...
  24. ВЫМЫСЕЛ И ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРАВДА В ПОВЕСТИ А. С. ПУШКИНА “КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА” А. С. Пушкин обладал могучей творческой фантазией и изумительным чутьем, которые помогали ему верно угадывать события там, где не... Осуждая черствость и бездушие коллег Башмачкина, которые над ним издевались, и “значительное лицо”, который на самом деле оказался аморальным ничтожным трусливым типом, автор использует средства реализма. Это и внутренняя логика...
  25. Мастером сюжетной лирической повести на историческую тему показал себя Н. М. Карамзин в “Наталье, боярской дочери”, послужившей переходом от “Писем русского путешественника” и “Бедной Лизы” к “Истории государства Российского”. В...
  26. В последние годы жизни Пушкина тема крестьянского восстания была одной из центральных в его творчестве. В 30-х годах XIX века возросло количество крестьянских бунтов и возмущений, направленных прежде всего против...
  27. Внутренний мир “петербургского мечтателя” в повести “Белые ночи” Ф. Достоевского План I. Особенности жанра, композиции повести Ф. Достоевского “Белые ночи”. II. Образ рассказчика в повести. 1. Сердце, полное любви. 2....
Губительная сила денег в повести О. де Бальзака “Гобсек”

Золото! Потоки золота. Чтобы осуществить наши

прихоти, нужно время, нужны материальные

возможности или усилия. Ну что ж!

В золоте все содержится в зародыше, и все оно дает

в действительности.

О. Бальзак

С 1830 по 1848 год Бальзак создал три варианта новеллы, постепенно ужесточая образ главного героя — ростовщика Гобсека, чья фамилия не случайно переводит-ся как «живоглот». Ростовщик — характерная фигура для эпохи расцвета капита-листического общества, когда торговцу надо перехватить крупную сумму, чтобы не упустить выгодной сделки, когда прогорающий аристократ готов заложить фамильные драгоценности, лишь бы жить в привычной роскоши, на которую ему уже не хватает средств.

Гобсек — яркий пример того, как жажда наживы может исковеркать человечес-кую жизнь. В юности он плавал юнгой на корабле, бывал в Индии и Америке, подвер-гался опасностям, искал клады, воевал, несколько раз сколачивал и терял состояние и в конце концов оказался в Париже, где скромно жил в убогой комнате, похожей на монастырскую келью. Но из этой кельи он, словно щупальцами, дотягивался до самых фешенебельных особняков Парижа. Вся его жизнь подчинялась единственной цели — накоплению денег. Золото было для Гобсека символом власти над окружающими. Он не просто обирал и разорял, нет, он пристально всматривался в жизнь окружаю-щих, трезво оценивая не только кошельки, но и души. Усталый цинизм сочетался в натуре Гобсека с безукоризненной честностью (получив от графини де Ресто брилли-ант, стоимость которого превышала плату по векселю, он при первой же возможности возвращает двести франков). Ростовщик — тонкий психолог, верно и точно судящий о людях. Вот его замечания о графе де Ресто, обманутом и почти разоренном муже пре-лестной графини: «Граф при смерти. Душа у него нежная. Такие люди не умеют совла-дать с горем, и оно убивает их». Гобсека способно растрогать распятие над девической кроватью Фанни Мальво, он не остается равнодушным к яркой прелести графини, и в то же время старик безжалостен и скрупулезен в денежных делах. Даже стряпчему Дервилю, который пользовался его расположением, Гобсек дает взаймы только под проценты, объясняя это очень своеобразно: «Сын мой, я избавил тебя от признатель-ности, я дал тебе право считать, что ты мне ничем не обязан. И потому мы с тобой луч-шие в мире друзья». В конце концов, его скупость становится маниакальной: после смерти старика Дервиль находит в соседних комнатах гниющие горы еды, покрытые плесенью, залежалые товары, с которыми Гобсек был не в силах расстаться. Власть денег приводит к тому, что этот неглупый, волевой и по-своему честный человек уми-рает жалкой смертью, даже не воспользовавшись плодами своих усилий.

Не менее Гобсека страдают от власти денег те персонажи, которые поначалу кажут-ся жертвами ростовщика. На самом же деле и графиня де Ресто, готовая на все ради своего любовника, и блестящий светский лев маркиз де Трай, пользующийся ее слабо-стью и заставляющий платить за него долги, люди более бесчестные, чем папаша Гоб-сек. Графиня не только разоряет своих детей, она готова на любое кощунство, чтобы уничтожить завещание, которое, как ей кажется, обрекает ее на нищету. Материал с сайта

Но таковы не только они. Действие новеллы начинается в особняке виконтессы де Гранлье, дочь которой влюблена в старшего сына графини де Ресто. Скандальная репу-тация графини делает брак между ними невозможным. Но стряпчий Дервиль рассказы-вает историю жизни и смерти Гобсека, который сумел сберечь и приумножить состоя-ние покойного графа. Теперь Эраст де Ресто — богатый наследник. И это резко меняет отношение к нему виконтессы. Ее не интересуют ум и душа молодого человека, раз он богат. И теперь можно примириться и с его матерью: деньги и старинный герб заменят добродетель. Это прекрасно понимает Дервиль, который, хотя и составляет неотъемле-мую часть суетного делового мира, сохранил отзывчивость и желание помогать людям.

В этом и заключается человековедение Бальзака: он никого не превозносит и никого окончательно не клеймит. Сурово он судит только устои буржуазного обще-ства, где власть денег влечет за собой преступление и пороки.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • губительная власть денег в повести гобсек
  • каким изображен гобсек в повесть о. бользака сочинение
  • сказки бальзака
  • юность гобсека
  • власть денег по повести бальзака "гобсек"

1. Тема власти денег в мире и в душе человека.
2. Накопление и расточительство.
3. Нравственная деградация личности.

Смерть ожидает тебя - так истрать, не жалея, богатства;
Но не окончена жизнь: побереги-ка добро.
Мудр только тот человек, кто, постигнув и то, и другое,
В меру добро бережет, в меру и тратит его.
Л. Самосский

Одним из ведущих мотивов в повести О. де Бальзака «Гобсек» является власть денег над людьми. В повести Бальзака эта власть зримо воплощается в образе ростовщика с говорящей фамилией: Гобсек в переводе с голландского означает «живого-лот». Тема, которую Бальзак затронул в своем произведении, является одной из вечных тем. Многие писатели обращались к образу скряги, который и комичен, и трагичен одновременно. Нужно отметить, что Гобсек Бальзака далеко не однозначен. Автор показывает этого персонажа глазами молодого юриста Дервиля, который первое время знакомства с главным героем не мог понять, что это за человек: «Были ли у него родные, друзья? Беден он был или богат? Никто не мог бы ответить на эти вопросы». Дервиль рассказывает о « , трагикомическом случае из жизни Гобсека: старый ростовщик случайно уронил золотую монету, а когда ему ее подали, решительно заявил, что эти деньги не его: «Да разве я стал бы так жить, будь я богат!»

Замечание весьма здравое - действительно, трудно поверить в то, что богач стал бы жить так, как живет Гобсек, «человек-автомат», «человек-вексель». Однако, как становится ясно из дальнейшего повествования, возглас Гобсека скорее всего маневр, предназначенный для отвода глаз. Как типичный скряга, он опасается, как бы о его богатстве никто не узнал.

Единственным интересом Гобсека является приобретение богатств - нужно заметить, что в данной сфере таланты этого человека поистине масштабны. У Гобсека есть и своя философия, в которой деньги занимают почетное место. Как главная жизненная ценность, сосредоточие всех возможностей и стремлений выступает материальное богатство: «Вот поживете с мое, узнаете, что из всех благ земных есть только одно, достаточно надежное, чтобы стоило человеку гнаться за ним. Это... золото. В золоте сосредоточены все силы человечества».

Итак, вот ответ на невысказанный вопрос Дервиля, а знает ли Гобсек о Боге, верит ли в Него? Какой религии привержен этот человек? Золото - вот единственная сила, которую признает старый ростовщик: «Чтобы осуществить наши прихоти, нужно время, нужны материальные возможности или усилия. Ну что ж! В золоте все содержится в зародыше, и все оно дает в действительности». Гобсек наслаждается сознанием своего могущества, которое он имеет благодаря деньгам. Он искренне полагает, что над ним самим ничто в мире не имеет власти. Однако власть Гобсека в большей степени проявляется в сфере умозрительного, чем в реальной действительности. Конечно, ростовщик вытрясает из своих клиентов солидные деньги, но на этом проявления его власти и заканчиваются. Гобсек живет так, словно и нет у него огромного состояния. Старому ростовщику, как и пушкинскому скупому рыцарю, достаточно мыслей о том, что он мог бы обладать всем, чем только захочет. Но самое страшное, что герой уже не желает ничего, кроме самих денег. Рассуждая об их власти, Гобсек на несколько мгновений почти становится поэтом - настолько вдохновляет его эта единственная тема.

«Этот высохший старикашка вдруг вырос в моих глазах, стал фантастической фигурой, олицетворением власти золота. Жизнь и люди внушали мне в эту минуту ужас.

«Да неужели все сводится к деньгам?» - такова реакция Дервиля на откровения Гобсека. И все же, несмотря на свои миллионы, на свою власть, Гобсек одновременно и жалок. По крайней мере молодой юрист в какой-то момент посмотрел на ростовщика так, словно тот «тяжко болен». И он действительно болен - болен духовно. У него нет семьи, нет детей, он стар, слаб. Для кого он копит несметные богатства? Зачем живет как бедняк, располагая миллионами? Ничто в мире не имеет над ним власти, кроме денег, его идола. Гобсек наслаждается призраком власти, которой обладают деньги. Собственно, деньги нужны ему не как средство приобретения различных вещей, а как способ проявить власть над другими. Бальзак, показывая власть денег над людьми, не ограничился традиционным изображением скряги-ростовщика. В жизни графини Ресто деньги тоже играют не последнюю роль. Сразу нужно отметить: графиня, в отличие от Гобсека, рассматривает деньги именно как средство, благодаря которому она поддерживает внешний лоск светской дамы и удерживает любовника, порочного человека с ангельской внешностью. Нужда в деньгах, которых постоянно требует любовник, заставляет графиню обратиться к ростовщику. Страх, что муж лишит её младших детей наследства, толкает ее на недостойные происки - женщина готова воспользоваться привязанностью старшего сына к ней и отцу, лишь получить в руки завещание умирающего графа.

Итак, Бальзак противопоставляет два способа отношения к деньгам - накопление богатств ради них самих и безудержное мотовство, наглядно показывая ущербность обеих позиций. Не случайно автор описал и последние дни жизни Гобсека. Старик болен, лежит в постели, он понимает, что дни его сочтены - а между тем механизм обогащения продолжает действовать. Скупость Гобсека достигает ужасающих размеров, теряет всякую логику. Клиенты приносили ему различные подарки - продукты, серебряную посуду, которые он продавал в магазины. Но из-за нежелания скупого старика продать товар чуть дешевле продукты портятся. Деньги, товары имеют значение, когда их используют - вот в чем смысл картины гниющих продуктов в квартире покойного Гобсека. И кому отойдет его состояние? Проститутке, его дальней родственнице. Можно предположить, что эта женщина, скорее всего, быстро потратит легкие денежки и снова скатится в привычную пропасть. «Да, все у меня есть, и со всем надо расстаться. Ну, ну, папаша Гобсек, не трусь, будь верен себе...» - таковы последние слова старого ростовщика. Ни сожалений о безрадостно проведенной жизни, посвященной приобретению денег, которыми сам он почти не пользовался, ни мыслей о своей душе - ничего... Да и что душа для человека, признающего единственной силой в мире золото?

Итак, Бальзак показал власть, которую деньги имеют над человеком. Но необходимо отметить следующее: отнюдь не деньги делают человека скрягой или мотом. Лишь сам человек определяет, что для него является главной ценностью. Пока человек жив, не поздно пересмотреть свою позицию, если следование ей отрицательно влияет на внутренний мир и внешнюю жизнь личности. Ведь не деньги разрушили семью графини, стали причиной смерти ее мужа, а образ жизни этой женщины. Причина нравственной гибели Гобсека, произошедшей задолго до его физической смерти, тоже заключается не в деньгах как таковых, а в отношении к ним этого человека, который, подобно выведенным из рабства иудеям, склонился перед золотым тельцом, позабыв о вечном величии и могуществе Бога.