Группа поющая в стиле цоя. Основные особенности стиля группы кино

Мужчины и украшения… Думаете, они не любят друг друга?

В аскетичное серпастое время танцовщик Марис Лиепа виртуозно носил кольца. У него всё выглядело по-мужски.

Женщины советской эпохи порою сами не воспринимали украшенных мужчин. Писатель Сергей Довлатов вспоминал, когда его дела в американском журнале пошли в гору, он приоделся и даже решил купить себе перстень, но жена Катя грозно заявила: «Не делай этого: разведусь».

Группа «Кино»

Пахарь рока, неустанно сажавший «алюминиевые огурцы на брезентовом поле», был отъявленным франтом. Аристократичный поворот головы, нервное движение рук, денег — в обрез, а желание эпатировать — безгранично.

Артемий Троицкий утверждает: «Виктор Цой — модник. В группе «Кино» все были, в первую очередь — модники, а потом — музыканты. Все носили серьги, все красили волосы».

Питерский музыкант Алексей Рыбин, написавший книгу о работе в «Кино», признался: «В самом начале мы носили рубашки в кружевах и использовали большое количество бижутерии. И Виктор Цой тоже носил всё это».

Виктор Цой, кольца. Справа — кольцо с голубой майкаинской бирюзой

Позднее лидер группы проигнорировал серьги. Только брутальные шнурки и цепочки, часы и браслеты задержались и составили привычный нам имидж. А ещё необычный галстук-боло — кожаный шнурок с декоративным зажимом. Представляю, как нервировала инструкторов ВЛКСМ типично американская цацка.

Гаркуша из группы «АукцЫон»

Олег Гаркуша — музыкант, шоумен и поэт работал киномехаником в ленинградских кинотеатрах «Современник», «Титан». В середине 1980-х стал участником группы «АукцЫон». Эту работу и рождение сына считает важнейшими событиями жизни. С приходом Олега имидж «АукцЫона» резко изменился, отличительной чертой стала острая индивидуальность каждого члена команды.

Олег Гаркуша — «рыжий клоун» «с кучей приколотых брошей» на чёрном пиджаке.

Группа «Дюна»

Нечто подобное «гаркушенскому» демонстрировала группа «Дюна». Пусть несколько скромнее.

Филипп Киркоров обожает украшения. Он даже проколол ухо в преддверии премии RU.TV. На церемонии эстрадный король появился с золотой серьгой — рогом изобилия. Максим Галкин о нём как-то сказал: «Если у него брульянт блестит, то на нужном месте». А уж Галкин знает, о чём говорит. Певец не только носит драгоценности сам, но и с удовольствием дарит.

Светлана Светикова во всех интервью припоминает: «Филипп Киркоров подарил мне очень красивое украшение «светик-семицветик» — подвеска в виде пятилепесткового клевера.

И началось… В первый раз я забыла на сцене слова песни, во второй – отключился микрофон, потом стал назревать конфликт с продюсерами. Перестала носить это шикарное украшение, и всё вернулось в норму.

Впрочем, украшение от Филиппа я все-таки иногда надеваю».

Певец монгольского происхождения Амархуу Бархуу – солист группы «Премьер-министр», обожает украшения.

Однажды на концерте в Улан-Баторе красивая поклонница подарила ему замечательную золотую цепочку – крупную, эффектную. Певец тут же надел это сокровище и вскоре почувствовал себя плохо. Амархуу возили по врачам, но они ничего не находили. Тогда все отправились к шаману, который сразу показал на цепь и заявил: «На ней сглаз. Носить нельзя, но если пришла со злом, то уйти должна с добром».

Певец продал цепь и отдал деньги в детский дом. Через четыре часа Амархуу Бархуу был абсолютно здоров.

Тимур Юнусов (Тимати) – исполнитель песен, композитор и продюсер не ровно дышит к украшениям и заявляет: «Я очень люблю часы. Особенно чёрные, с бриллиантами. Никогда не скуплюсь на этот аксессуар».

Одно время Тимати с удовольствием носил бриллиантовые серьги. Но когда звезда рэпа решила, мол уже не по возрасту, хирурги помогли ему пластически ликвидировать безобидные дырочки в мочках. Не осталось даже намёка…

А ещё Тимати открыл ювелирный бутичок в Майами.

Вывод: мужчины и украшения любят друг друга. Для иллюстрации нехитрой истины вспомните нагрудный иконостас одного престарелого генсека — у каждого свои цацки.

Вконтакте

«Я ничего не создаю, просто выхожу на сцену и пою. Я сам - образ». Если бы создатель и фронтмен легендарной группы «Кино» Виктор Цой был жив сейчас, его обязательно сфотографировали бы для Interview в Dior Homme, Jil Sander и Rick Owens.

Его стиль ни с чьим не спутать: музыкант практически всю карьеру носил прическу маллет, простецкие футболки с надписями и черные брюки, а простые белые кроссовки не менял ни на что даже в минус двадцать. Правда, манера одеваться Цоя частично скопирована с Брюса Ли - актера и мастера восточных единоборств, которыми занимался певец и гитарист.

А что, этот стиль и для девушек хорош, причем такая прическа в моде. Лето, жарко, косу не поносишь:).

Прическа «маллет»

Маллет - стрижка, набравшая популярность в начале восьмидесятых и вышедшая из моды в середине девяностых - стала одной из главных констант стиля Виктора Цоя. Он не носил маллет в классическом понимании: у музыканта все-таки была челка. Однако, подобно Дэвиду Боуи и Полу Маккартни, Цой укорачивал волосы на висках и отращивал их на затылке.

Майки с принтами и темные свитеры

Львиную долю гардероба Цоя составляли простые футболки с принтами - логотипами журнала Interview и канала MTV, Брюсом Ли или надписью «Спасем мир». Рубашки надевал редко: белую - на свадьбу, на пару концертов - знаменитую оранжевую или с китайскими иероглифами. В холодную погоду Цой носил простые черные или серые водолазки и свитеры крупной вязки.

Бомберы со значками или рокерские косухи

Чаще всего Цоя можно было увидеть в потрепанном бомбере из парусины, джинсы или кожи, реже - в классической косухе, рукава которых всегда были закатаны. Верхнюю одежду певец и гитарист надевал на голое тело и дополнял шарфами: например, в холода он несколько раз оборачивал вокруг шеи белый вязаный шарф, а в более теплое время - черный платок. Иногда на бомберы и косухи Цой в, скорее всего, абсолютно хаотичном порядке прикалывал значки, которых в СССР было в избытке.

Прямые черные брюки или синие джинсы

Здесь все просто. Цой предпочитал простые черные брюки, которые, конечно, не назовешь классическими: они могли быть прямыми или мешковатыми и отсылали к спортивному стилю. Виктор носил и синие джинсы - самые обыкновенные по тем временам.

Легкие белые или темные кроссовки

Кажется, простецкие белые кроссовки Цой не снимал даже зимой: именно они стали его самой узнаваемой парой обуви. Виктор часто выступал в черных высоких тряпичных кедах, а также расхаживал в Nike и эспадрильях. В общем, обувной коллекции музыканта можно позавидовать даже сейчас.

Множество кожаных браслетов, серебряные цепочки и сигарета

Во время концертов Виктор Цой практически всегда носил по несколько браслетов -кожаных с клепками, металлических или из бусин - на каждой руке. На фотографиях он часто мелькает в ожерелье из кожаных шнурков и тонких серебряных цепочках. Пару раз музыканта можно было заметить в классических очках Wayfarer, но, пожалуй, его главным аксессуаром была сигарета.

Говорить об общей стилистике группы КИНО очень сложно, так как музыканты резко менялись от альбома к альбому. На первый взгляд совершенно очевидно, что группа – типичный представитель «новой волны». Позднее КИНО – один из лучших образцов пост-панка с примесью типично русского рока, но не в вульгарной его ипостаси.

Благодаря драм-машине, которую музыканты использовали в записях альбомов, музыка имела легкий налет дискотечности, при этом никогда не скатываясь до банальной попсы. Вообще драм-машина считалась тогда дурным тоном в среде «серьезных» музыкантов, но КИНО изначально стремились играть именно такую музыку. При этом модное звучание совершенно не мешало жесткости, героическому пафосу текстов, которые писал Цой в последние годы, хотя, например, Андрей Тропилло считает, что «трагедия не может быть попсовой». Кстати, этот пафос текстов Цоя тоже никогда не доходил до крайности, как у многих других наших рокеров, умерялся иронией и точными зарисовками с реальной жизни. Такое уникальное чувство меры было только у Цоя, и он никогда не позволял себе выходить за рамки этой концепции «всего понемногу». А. К. Троицкий определил стиль группы как «мужественный попс», а сам В. Цой в последние годы называл свои песни «поп-музыкой».

Развитие стиля группы

Если говорить о развитии стиля, то группа никогда не останавливалась на чем-то одном, хотя на первый взгляд даже маститым критикам КИНО кажется однообразным. Я бы с этим не согласилась, так как ни один следующий альбом КИНО, несмотря на то что вся музыка КИНО развивалась в рамках одной концепции, не похож на предыдущий. Троицкий совершенно не прав, говоря о «самоповторах» Цоя. Более разнообразной музыки, чем музыка КИНО, мало у кого можно слышать

45 – это дворовые песни сыгранные в стиле «Аквариума», «Начальник Камчатки» вообще трудно с чем-либо сравнить, «Это не любовь» — сборник поп-песен, «Ночь» — новая волна, «Группа Крови» — чистый пост-панк, «Звезда по имени Солнце» — пост-панк с примесью русского фольклора и русского рока, «Черный Альбом» — мешанина из поп-музыки, пост-панка и опять же русского фольклора. Причем в каждом альбоме есть песни, которые вообще выбиваются из всего. Например, в Группе крови – неожиданный «прохожий» и «Бошетунмай» в стиле регги, в «Звезде по имени Солнце» — буквально фанк Хаус в песне «Место для шага вперед», в «Ночи» — панковая Мама-Анархия. Примеры можно приводить бесконечно, и все это показывает разносторонность группы КИНО.

При этом в творчестве группы отчетливо прослеживается два периода – ранний (1982 – 1986) и поздний (1987-1990). Причем очень интересно, что Цой делает резкий поворот от инфантильно-ироничных песен «Это не любовь» (1986) до возвышенного героизма и философии «Группы Крови».

Прическа

Американское название прически Цоя - «маллет»:
волосы подстрижены коротко спереди и по бокам,
а сзади они остаются длинными. Американцы говорят
о маллете так: It’s all business in the front, and all party
in the back (деловая спереди, вечеринка сзади).
«Маллетом» стриглись Дэвид Боуи и Пол Маккартни.
Цой и Кинчев переняли американскую рокерскую
стрижку. Но, как вспоминают друзья музыканта,
в обычных салонах по прейскурантам таких причесок
не делали. Цоя стригла его постоянная парикмахерша
в Петербурге.

Твой любимый цвет - черный. Это символ жизни
для тебя?
- Нет, это просто мой любимый цвет. И всё.

Если говорить об одежде, то цвета-фавориты
музыканта идут в следующем порядке: черный, белый,
красный, желтый.

Бомберы и куртки

На фотографиях мы видим музыканта в кожаных
куртках и бомберах, на пару размеров больше.
Надевал их на майки-алкоголички или футболки
с надписями - знаменитой «Спасем мир»,
Брюсом Ли или логотипом канала MTV.

Джинсы и штаны

В восьмидесятые обыкновенные синие джинсы
достать было не так-то просто. Цой начал одеваться
так после знакомства с американской певицей
Джоанной Стингрэй. Джинсовые штаны и куртки
музыкант в последние годы надевал в быту, но не
на концерты. Выступал он чаще всего в черных
брюках, закатанных снизу, чтобы штанины
не волочились по полу (рукава он закатывал тоже).
Если верить друзьям Цоя, он сам шил себе
одежду, точнее перешивал то безумие, которое
предлагали магазины.

Белый шарф

Обмотанный вокруг шеи вязаный шарф - еще одна
трейдмарка музыканта. Обычно мама Валентина
Васильевна вязала и шила для него разные вещи.

Художник по костюмам Татьяна Долматовская о работе над фильмом Кирилла Серебренникова «Лето»

Черно-белая картина о начале творческого пути звезд советского рока, Майка Науменко и Виктора Цоя, уже побывала на международном кинофестивале в Канне и теперь едет открывать «Кинотавр» в Сочи. В широком прокате историю о Ленинграде 80-х, о любви, поисках и больших надеждах можно будет увидеть, начиная с 7 июня. Специально для «Коммерсантъ Стиль» исследователь моды Тим Ильясов поговорил с художником по костюмам Татьяной Долматовской о том, как создавались наряды героев, пожалуй, главного российского фильма этого лета.


- Первый вопрос о самом главном. Где ты добывала вещи того времени для героев?

Где только не! Для начала мы перерыли все костюмерные Москвы и Петербурга, частные и студийные. Забавно, что в то же время снималось еще несколько проектов про 80-е и периодически мне звонили коллеги: «Когда уже вещи вернешь?! Ты нам ничего не оставила». Вовремя урвала лучшее, выбирала каждую вещь любовно, будто для главного героя, при этом зная, что она будет сниматься в 85-м ряду массовки. Но бюджет на костюмы был небольшой для такого фильма, и конечно, приходилось изворачиваться. Ездили на российские блошки, каждые выходные, как на работу, один ассистент искал нужные вещи в Питере на «Уделке», второй - в Москве в Новоподрезково. На блошиных рынках, если хочешь разжиться чем-то конкретным, нужна система связей, когда одна бабушка звонит другой, та третьей и тебе находят необходимую кофточку, платье или трусы 80-х. Связи эти у меня уже были отработаны после того, как я собирала костюмы для фильма «Ледокол», так что «тетиВали» и «дядиКоли» меня знали. Звонишь им: «Ну что, есть завоз?» - «Нет, детка, приезжай на следующей неделе». В Петербурге, кстати, на блошке куда больше ценного, чем в Москве. Собрав все, что можно на местности, мы съездили в Лондон и Берлин за самыми «сливками», за тем, чего в России не отыскать ни на студиях, ни на блошиных рынках. Лондонские модники одеваются на барахолках, на винтажную одежду там большой спрос и большое предложение, можно найти все, что угодно.

- А как европейская одежда, которую вы там покупали, вписывалась в образы героев из советских 80-х?

А вот тут я буду тебе вопросы задавать, как исследователю моды. Ты мне расскажи, как это выглядит, а я потом отвечу, какие задачи перед собой ставила. Выглядит ли исторически достоверно?

На мой взгляд, да! Хотя иные барышни выглядят уж очень модно. Впрочем, они ведь доставали фарцу, так что почему бы и нет.

Они такие и были, барышни эти. В фильме такие есть в сцене квартирника.

- Знаешь, я подумал, что у героев слишком хорошие трусы для начала 80-х.

Да ладно! В 1981 году уже трусы «неделька» пришли к нам из ГДР и Польши. Нам удалось отыскать настоящие, достоверные, новенькие, не распакованные. Жаль, в кадр они не попали. Тема нижнего белья в этот период немаловажна. Например, впервые в советской истории некоторые особо смелые девушки стали ходить без лифчика. И тем героиням, которые по характеру могли себе это позволить, мы не надевали лифчики. А парни перестали носить майки под рубашки, что до этого было каноном.

Трусы на Александре Горчилине, в которых он полфильма бегает, тоже оригинальные, настоящие - русские, советские?

Русские-прерусские, советские-пресоветские. Буквально с чьего-то дедушки, да простит меня Горчилин. (Конечно, сто раз перестиранные.) В общем, за трусы не переживай, я этот момент проработала очень тщательно.

Для нас с Кириллом было важно создать образы, которые, с одной стороны, были бы достоверны, с другой - не пахли бы бабушкиным сундуком

Я все пытаюсь к чему-то придраться, но пока особо не к чему. Картинка выглядит цельной. Современные вещи явно мелькали, но глаз их не зацепил, так хорошо они были вписаны в образы.

Это не тайна, там современных вещей процентов двадцать. Какие, угадаешь?

- Обувь?

Обуви нашла много оригинальной. На «Авито» в том числе. Люди включались, искали у себя на антресолях что-то, помогали очень, рассказывали истории этих вещей. Тем не менее ты прав, кое-какая современная обувь все же есть. Но на вид ее не отличишь. В начале 80-х начали производить советский «адидас» три полоски, и сейчас эта модель снова актуальна. Впрочем, современные вещи я вставляла специально, а не потому, что мне чего-то не хватало.

- Для чего?

Для нас с Кириллом было важно создать образы, которые, с одной стороны, были бы достоверны, с другой - не пахли бы бабушкиным сундуком. Чтобы молодой человек 18 лет мог сказать: да, в этом можно выйти на улицу. Поэтому я и отсекла какой-то пласт достоверных советских вещей. Например, в картине практически нет советских принтованных тканей, кроме тех мест, где они действительно нужны. Для образа соседки - Евгении Павловны - мы нашли советскую ткань в цветок и сшили ей халат. Выбор был непростым среди многообразия сохранившихся ситцев 80-х. Еле удержались от соблазна сшить ей десяток халатов и переодевать ее в каждой сцене. Одни приметы времени четко обозначены, от других мы намеренно отказывались. Важно было создать чистую картинку, которая бы не уводила молодого зрителя, лишенного ностальгии, туда, где ему непонятно и «тухло».

- Так, какие еще современные вещи были задействованы в фильме? Надо сделать квест по одежде фильма!

Почти все, что надето на Цое. Его костюм на финальном концерте мы сшили по фотографии, он такой же, как и был. Это повтор, цитата. Вещи не сценического образа Виктора - куртка, футболка, джинсы, кеды - все современные. Вначале мы сшили ему две куртки в духе эпохи и даже утвердили их, но что-то было с ними не так. Не шло, не нравилось мне, казалось, что должно быть как-то иначе. С этими мыслями я встретила одного своего приятеля и увидела на нем куртку, которая идеально вписалась бы в образ Цоя. Говорю: отдай куртку! Он мне отвечает нецензурным аналогом фразы: «Ты с ума сошла?» Это мой хороший давний приятель, сценарист Миша Шприц. Успокойся, говорит, я знаю все эти твои штучки. Но мне нужна куртка! Настаиваю, отдай куртку, ну пожалуйста, она мне очень нужна! «Тань, мне может быть тоже нравится твой ролекс, но я же с тебя его не снимаю»,- отвечает. Я сняла часы моего года рождения, которые всегда ношу, и отдала ему в обмен на куртку. Потом, когда съемки закончились, мы поменялись обратно. Пару месяцев я жила без часов, но с курткой для главного героя, а приятель ходил в моем «ролексе».

- На черно-белую картинку ориентировались при подборе вещей?

Я никогда раньше не делала проекты в ч/б. По идее: миксуй что угодно - все равно цвета не видно, но нет. Если сочетание режет глаз в цвете, то и на черно-белой картинке будет смотреться плохо. Поэтому мы собирали комплекты так, чтобы вещи хорошо сочетались по цвету.


- Создавались ли эскизы? Как выглядела разработка образа?

Вначале мы создали подборку с фотографиями того, как было на самом деле. Портрет эпохи, фотографии наших героев в разных ситуациях, фото простых людей, которые могли бы ходить на концерты в рок-клуб, и прочее. Тут, кстати, возникла сложность. Фотографий Цоя и его окружения начала 80-х очень мало. В основном все его фотографии уже после 1985 года. Месяца два я провела, закопавшись в исследование эпохи. Чтобы нарушать правила, их для начала нужно выучить.

Рассматривали все мелкие детали. Так, к примеру, мы воссоздали футболки для участников группы «Зоопарк», в которых они выступали. На футболке каждого участника группы было изображено животное, совпадающее с животным - символом года его рождения по восточному календарю. Концертный костюм Майка Науменко тоже, кстати, достоверно воссоздан. Или еще, заставляла надевать всех девочек капроновые колготки. Они не понимали зачем, а в 80-е капронки носили даже с босоножками, вот и наши героини всегда в колготках. Актрисы сопротивлялись страшно. Лето! Жара! Но я сказала: надо! Футболки почти все современные, но перешитые: добавлена другая горловина и кант по рукаву.

В общем, создав вначале картинку на сто процентов мемориальную, я начала искать решения, как теперь это все сделать понятным современному зрителю без ностальгии.

Многие художники по костюмам говорили мне: если надеть на героя подлинные вещи эпохи, он не будет выглядеть сексуально в глазах современных зрителей, им не покажется привлекательным герой в пиджаке на ватных плечах, он просто не поймет его, потому образы нужно адаптировать.

Поскольку я каждый раз глубоко погружаюсь в эпоху, над которой работаю, узнаю о ней очень много, то начинаю её любить

У меня не совсем такой посыл. Важно не только, чтобы зритель понимал, важно, чтобы зритель смог себя ассоциировать с героями. Мы создали образы героев не такими, какими их привыкли видеть. Изображения, которые застряли у людей в голове, это более поздние картинки, а мы делали ранний период, когда наши персонажи выглядели совсем по-другому. Впрочем, мы ведь и не хотели делать фильм-биографию. Если ты заметил, ни разу не упоминается фамилия. Главный герой - Виктор. Только в конце появляются даты жизни, связывающие экранных персонажей с реальными людьми. А так, никто не говорит в картине, что это Цой, а это Науменко, есть только Витя и Майк.

- Есть у тебя в советской моде какие-то любимые периоды? Или не любимые?

Поскольку я каждый раз глубоко погружаюсь в эпоху, над которой работаю, узнаю о ней очень много, то начинаю её любить. Стокгольмский синдром. Вот сейчас я полюбила 80-е, хотя они и так никогда мне не претили. Чем больше я об этом времени узнаю, тем больше оно мне нравится.

- Чем?

Да просто эстетически, силуэтно.

- Вот все эти огромные плечи и широкие ремни на талиях?

- Пергидрольный блонд и синие тени?

Да! Ну это же панк!

Между прочим, моя мама была страшная шмоточница и при полном отсутствии денег всегда выглядела очень модно

- А ты бы сама хотела пожить в том мире, вот в этом Ленинграде 80-х?

Я не из тех людей, которые рассуждают о том, в каком времени они могли бы жить. В этом времени жила моя мама. Между прочим, она была страшная шмоточница и при полном отсутствии денег всегда выглядела очень модно. Я выросла в её шкафу, и когда «одеваю» очередной советский проект, то первым делом иду в мамины закрома. Она у меня еще и Коробочка, сохранила всё, кучи ценного хлама. Когда я использую в фильмах чьи-то вещи, мамины, друзей или знакомых, то это мой личный скрытый трибьют в их честь.

- А ты прямо роешься по шкафам знакомых, когда проект готовишь?

Обязательно! Если я с людей на улице куртки снимаю, думаешь, я в шкаф к приятелю не залезу? Могу даже к незнакомому человеку подойти, если мне что-то очень нравится и очень нужно из его вещей. Наверное, выглядит это весьма по-хамски. Мне кажется, некоторые думают, что я опасная сумасшедшая и проще отдать вещь, чем со мной связываться. Однажды мне для проекта нужна была определенная футболка. Вижу, по улице идет человек в той самой футболке. Я к нему. Можно куплю у вас футболку?

- И как он отреагировал?

Это был простой человек, деньги ему были не лишними. Удивился, но продал. Кому-то просто приятно мне что-то отдать, знают, что не пропадет. Вот недавно с какого-то парня в Симачеве футболку сняла, и он остался в одной куртке на голое тело до конца вечеринки. Под утро прихожу домой и думаю, почему это на мне две футболки, что за футболка? Сорока-воровка! Причем иногда мне вещи действительно нужны для работы, а иногда просто понравилось и все. Отдавай!

Не люблю одевать людей, как стилист, зато интересно создавать образы киноперсонажей, вымышленных или реальных

- У тебя большая гардеробная?

Моя гардеробная давно уже превратилась в безразмерную костюмерную. Я часто меняюсь одеждой или украшениями с подружками. Вот это кольцо на мне - Вики Исаковой и сумка Вики Исаковой, а у нее полно моих вещей. А еще я очень не люблю себя одевать, но приходится. Не люблю одевать людей, как стилист, зато интересно создавать образы персонажей. Часто кто-то просит помочь одеться на красную дорожку или мероприятие, я дам совет, разумеется, но это не то, от чего я получаю такое же удовольствие, как когда я одеваю киноперсонажей, вымышленных или реальных.

- Почему работа с персонажами так увлекает тебя?

Потому что это возможность рассказать историю и раскрыть характер героя за короткий промежуток экранного времени. В фильме он может появиться в нескольких сценах, и костюм должен быть максимально точным. В сериалах не так, там у героя может быть большой гардероб, который постепенно будет открывать разные стороны героя.

- И все же, твои собственные образы всегда такие стильные! Вот и в Канне тоже, я любовался!

Ну я все же девочка. А вообще, для меня хорошо одетый человек - уместно одетый человек. С этими проклятыми дорожками всегда проблема. Каждый по отдельности смотрится хорошо, а фотографируются вместе и выглядят будто все шли на разные мероприятия. В этом смысле гости дорожки недавнего протестного «Золотого глобуса», когда все нарядились в черное, очень хорошо смотрелись вместе.

- Как вас, кстати, принимали в Канне?


Роскошно! Все было в новинку. Я до этого уже была в Канне с Кириллом и его фильмом «Ученик», но мы не были участниками основного конкурса (фильм был представлен в программе «Особый взгляд»), а тут все по-взрослому. На все регламент: сюда заходим, сюда нет, здесь фотографируемся, здесь нет. И очень хорошо принимали фильм и зрители, и пресса. В общем это был замечательный опыт, особенно вместе с нашей потрясающей командой. Все было прекрасно, кроме главного. Отсутствия Кирилла. На дорожке артисты стояли с табличкой «Кирилл Серебренников», а в зале было пустое место с его именем.

- Команда мечты?

Да-да! Съемочный процесс был каким-то одним большим счастьем. По 12 часов мы работали вместе, и, наверное, вечер можно было бы провести с кем-то другим, но мы стали настолько сыгранной командой, и так нам было здорово, что и свободное от работы время мы проводили тоже вместе. А потом арестовали Кирилла, и теперь мы встречаемся в судах.

На мой субъективный взгляд, «Лето» - это очень важный фильм, а еще это совсем другой Серебренников. Как ты думаешь, почему этот фильм важный и нужный сейчас?

Потому что про свободу. Про внутреннюю свободу в мире, где на стене нарисован гигантский портрет вождя. Этот образ в фильме появился из детства Кирилла. Он в Ростове каждый день ходил в школу мимо дома, на котором был портрет Брежнева во всю стену. Вот и герои фильма каждый день ходят мимо этого зримого или незримого Брежнева, мимо этой реальности, живут в ней, но поют и пишут, несмотря ни на что, песни из реальности совершенно другой. И это важно. Важно всегда, особенно сейчас. Наверное так.

Беседовал Тим Ильясов