Группа пикник статьи. История группы пикник. Направление музыки и стиля

Музыканты считают, что профессиональная и полносоставная группа образовалась в 1981 году, когда Эдмунд Шклярский стал лидером группы.

Музыка группы, имеющая свои корни в русском роке, прогрессировала в оригинальный, необычный стиль с использованием симфонических, клавишных и экзотических народных инструментов.

По мнению Шклярского, «привычная среда группы - русскоязычная публика. На других языках петь не имеет смысла. В Польше - поют на польском, в Англии - на английском, а мы - на русском. И это нормально!».

1978-1981

Группа образована в сентябре 1978 года в Ленинграде из студентов Политеха, игравших в любительской группе «Орион». В 1981 году первый состав «Пикника» распался - Евгений «Жак» Волощук (бас-гитара) и Алексей Добычин (вокал) остались вдвоём. На вакантное место гитариста Волощук пригласил участника группы «Лабиринт» Эдмунда Шклярского (вокал, гитара, фортепиано). Эдмунд же пришёл не один, а вместе с Александром Савельевым (акустическая гитара) и Али Бахтияровым (ударные). Дебют Эдмунда Шклярского состоялся на одном из концертов Ленинградского рок-клуба.

1982-1983

В 1982 году «Пикник» записывает на студии Андрея Тропилло свой первый магнитоальбом «Дым». В оригинальную версию альбома входили песни «Диск-жокей» и «Кто много молчит», которые исключены из трек-листа в переизданиях. Также в «Дым» не попали по разным причинам такие песни, как «Велосипед», «За невинно убиенных» (вышла позже на альбоме «Немного огня») и некоторые другие песни. Название альбома было предложено Андреем Тропилло и было принято без долгих обсуждений. Порядок композиций определялся простым чередованием «быстрая-медленная» и «от сильной - к слабой». Первоначально альбом не предполагал наличие обложки, даже «виртуальной». В 1993 году «Дым» был не только переиздан на компакт-диске, но и переписан в студии специально собравшимися для этого музыкантами первого состава.

Осенью 1982 года - первое публичное представление записей в клубе «Фонограф» в ленинградском Дворце молодёжи.

В 1983 году «Пикник» становится лауреатом фестиваля Ленинградского рок-клуба (наряду с «Аквариумом», «Зоопарком» и «Россиянами»). В группу на место барабанщика приходит Леонид Кирнос. Записывается первый вариант песни «Великан», которая впервые в музыкальной истории группы попадает в хит-парад газеты «Смена» в рубрике «В современных ритмах».

1984-1987

В 1984 году в группе происходит раскол. «Пикник», в составе которого остаются только Шклярский и Савельев, выходит из Ленинградского рок-клуба. После этого в течение двух лет группа не имеет постоянного состава.

Поздней осенью на той же студии Андрея Тропилло Шклярский и Савельев при поддержке сессионных музыкантов Сергея Воронина (клавишные), Владимира Сизова (бас-гитара) и Александра Фёдорова (ударные) записывают свой второй альбом «Танец волка». Альбом оказался полон мрачных образов и драматических сюжетов, навеянных готическими рассказами Эдгара По и Натаниэля Готорна, а в музыкальном отношении близок к эстетике барокко-рока.

С 1985 года группа начинает активную гастрольную деятельность. В ЛДМ группа показывает программу «Танец Волка» живьём. Впервые на сцене появился «электрический рот», который иногда путешествует с группой и в наши дни.

Также в том же году «Пикник» попадает в «чёрные списки» групп, запрещённых к тиражированию в студиях звукозаписи. Группа подвергается нападкам партийно-комсомольской прессы, особенно за такие песни, как «Опиумный дым».

Записан первый вариант песни «Праздник» (впервые в истории группы применяется компьютер), которая звучит в эфире новогодней программы «Кружатся диски» на Ленинградском ТВ.

В 1986 году с помощью тех же компьютеров записана песня «Я почти итальянец». Группа обретает стабильный состав: Эдмунд Шклярский (вокал, гитара), Александр Савельев (гитара), бывший участник группы «Зеркало» Сергей Воронин (клавишные), Виктор Евсеев (бас-гитара, бэк-вокал), Юрий Ключанцев (клавишные, саксофон) и Вадим Пономарёв (ударные). Записывается первый вариант альбома «Иероглиф», включающий произведение Иоганна Себастьяна Баха.

С помощью Владимира Воронецкого, Льва Левинсона и журналиста Михаила Садчикова «Пикник» в затяжном бою с худсоветом получает право на гастрольную деятельность, и в конце года группа отправляется на свои первые гастроли в Таллин и Донецк.

Во время новогодних концертов в ДК им. Капранова снимается видеоряд на песню «Иероглиф». С лёгкой руки Михаила Садчикова у группы появляется возможность выпустить свои песни на фирме грамзаписи «Мелодия». Второй, классический вариант альбома «Иероглиф» записывается за четыре дня в студии Дома композиторов. Спустя несколько месяцев в музыкальных магазинах страны появляется один из первых альбомов отечественной рок-группы, выпущенных на виниловом диске.

На диске «Место встречи - дискотека-3» появляется песня «Я почти итальянец» с авторскими комментариями Артура Макарьева, впоследствии ставшего инициатором записи второй виниловой пластинки «Пикника».

Весной 1987 года в коллектив вновь вливается барабанщик Леонид Кирнос.

1988-1990

В 1988 году в Москве, на фирме «Мелодия» производится запись альбома «Родом ниоткуда». На гастролях в качестве звукорежиссёра с группой работает Святослав Образцов. Летом для программы «Утренняя почта» в Ялте снимается клип на песню «Праздник». В сентябре в СКК им. Ленина (Ленинград) проходит три сольных концерта «Пикника» подряд. В декабре группу покидают Евсеев и Ключанцев.

В 1989 году бас-гитаристом группы становится Владимир Сизов, участвовавший, как и Сергей Воронин, в записи альбома «Танец волка». Весной «Пикник» гастролирует вместе с французской группой «Dirty Side», а летом участвует в фестивале прибалтийских городов в польском городе Сопот.

В 1990 году у «Пикника» появляется свой графический символ, который теперь присутствует на всех дисках и сценических декорациях. В мае снимается клип на песню «Дай себя сорвать». В группу возвращаются Евсеев и Ключанцев. В таком составе «Пикник» летит в Японию, в город Осака, на фестиваль «Экспо-90».

1991-1995

В 1991 году на «Ленфильме» у Михаила Шемарова записан альбом «Харакири». В качестве директора в группу возвращается бывший барабанщик Али Бахтияров. Летом Эдмунд Шклярский и Сергей Воронин участвуют в пешем паломничестве к Папе Римскому в польский город Ченстохова.

В 1992 году на лейбле «Matuzalem» выходит в свет предпоследняя грампластинка «Пикника» «Харакири», впервые оформленная самим Шклярским. В стране девальвация, и за концерт в Минске группа получает мешок денег (свой «миллион в мешке»). Появляется ещё один атрибут шоу - «указующий перст». В том же году выходит фильм Ивана Охлобыстина «Арбитр» с саундтреком групп «Пикник» и «Оберманекен», получивший награду «Кинотавр» в категории «Фильмы для избранных».

В 1993 году «Пикник» участвует в «живой съёмке» программы «Ад Либитум» и в концерте «Обратная сторона Луны» в ДК им. Горбунова. В конце года, при содействии Олега Круглова, на лейбле «Аура» выходит первый CD группы - ремейк альбома «Дым».

16 февраля 1994 года в БКЗ «Октябрьский», с двухлетним опозданием группа отметила 10-летие с момента появления на свет магнитоальбома «Дым». Весной появляется второй CD «Пикника» - «Немного огня».

Последняя вспышка «винила» (Александр Савельев на лейбле «Антроп» выпускает оригинальную версию альбома «Танец волка»). Во время совместного концерта в Казахстане (город Алма-Ата) с группой «Наутилус Помпилиус» происходит знакомство с Вадимом Самойловым. Осенью в автокатастрофе погибает Али Бахтияров.

Ранней осенью 1995 года Эдмунд Шклярский знакомится с Виктором Грицаенко, который впоследствии становится директором группы, и 6 декабря в БКЗ «Октябрьский» проводит свою первую акцию-презентацию новой программы «Вампирские песни». Впервые чудеса извержения огня демонстрирует Александр Яровой. Альбом «Вампирские песни» записан совместно с вокалистом Андреем Карпенко (известным также как Анри Альф).

1996-2000

В 1996 году после гастролей в Нижнем Новгороде группу окончательно покидают Евсеев и Ключанцев. Бас-гитаристом становится Александр Рокин. Записывается и вскоре издаётся альбом «Жень-шень». Летом на лейбле «Союз» выходит антология «Пикника» на восьми дисках с книжкой-аннотацией Андрея Бурлаки.

В 1997 году на лейбле «Аура» выходит следующий альбом - «Стекло». Впервые (на подпевках в песне «Два великана») Шклярский привлекает к записи своих детей: Алину и Станислава. 26 сентября в клубе «Ватрушка» снимается клип на песню «Лицо».

Сконструирован первый сценический инструмент - «живая виолончель» для песни «Глаза очерчены углём» (первое явление виолончели - Оксана Семёнова).

В том же году покидает группу и возвращается в радиобизнес директор Виктор Грицаенко.

В 1999 году выходит компиляция песен «Пикника» и одноимённая программа «The Best». Презентация программы состоялась в Санкт-Петербурге 7 марта.

3 мая в ГКЦЗ «Россия», опять же с опозданием на 2 года группа отмечает 15-летие «сознательной» жизни. Ненадолго в группу вливается Стас Дрёмов, успевший, однако, организовать гастроли «Пикника» от Питера до Владивостока и создать клип на песню «Шарманка».

В мае на посту бас-гитариста Александра Рокина сменяет Святослав Образцов.

Начало нового века, новогоднюю ночь с 31 декабря на 1 января, «Пикник» отмечает ударным концертом в Санкт-Петербурге, на площади у Казанского собора, в 4 часа утра.

2000 год. Три украинских богатыря - Виктор Шпак, Олег Ляшко и Юрий Гора - инициировали создание совместной программы «Пикника» и Запорожского струнного оркестра под управлением Всеволода Мадана.

Осенью «Пикник» участвует в концерте «20 лет Рок-клубу».

2001-2005

В 2001 году на лейбле «Гранд Рекордс» выходит альбом «Египтянин». Для самой заглавной песни создаётся «новоегипетский инструмент», а в шоу группы появляется пиротехнический знак (в песне «Фиолетово-чёрный»).

15 февраля в Запорожье и 15 марта в Санкт-Петербурге реализуется, наконец, идея совместных концертов группы с Запорожским струнным оркестром с последующим появлением видеоверсии состоявшейся акции, а также и аудиоверсии (концертного альбома).

24 февраля в Москве «Пикник» показывает новую программу «Фиолетово-Чёрный», а сама песня попадает в ротации FM-радиостанций по всей стране.

Весной «Пикник» начинает сотрудничество с командой «MZCreative». 29 октября первым «материальным» результатом этого сотрудничества становится официальный сайт группы: http://www.piknik.info.

В начале 2002 года «Пикник» участвует в гала-концертах самого масштабного на ту пору «реального» телешоу «Последний герой», исполняя свою новую песню «Говорит и показывает».

На лейбле «Гранд» выходит альбом «Чужой», состоящий из двух равных частей - 5 новых песен и 5 песен, ранее лишь исполнявшихся на концертах или не вошедших в ранее изданные диски.

В августе, на фестивале «Нашествие-2002» в Раменском, «Пикник» показывает фрагменты своей новой программы «Дикие игры». В представлении участвует театр Доктора Да - «ЧёрноеНебоБелое». Полностью программу «Пикник» показывает в сентябре в Питере, Москве и Минске. В этих концертах участвуют: Алексей Могилевский (саксофон), Сергей Гасанов (ситар) и театр братьев Васильевых. Питерский концерт фиксируется на видео для последующего издания.

В январе 2003 года группа посещает с концертами немецкие города Гамбург и Оснабрюк.

В марте лейбл «Гранд» издаёт альбом «Говорит и показывает», первый трек которого - «Серебра!!!» долгое время пребывает практически на вершине хит-парада «Чартова дюжина», уступая лишь группе «Кипелов». А сам альбом входит в пятёрку «самых востребованных» альбомов весны 2003 года.

2 апреля во МХАТе им. Горького проходит премьера концертной программы «Говорит и показывает», где участвовали Вадим Самойлов, Алексей Могилевский, Юта и приглашённая скрипачка Ирина Сорокина.

5 апреля проходит выступление в петербургском ДС «Юбилейный» в рамках VII церемонии «Премия Fuzz». «Пикник» номинирован на Премию в категории «Лучшая live-группа».

Буквально через несколько дней во время уральских гастролей последний раз на сцену выходит Святослав Образцов. Позднее его заменил Марат Корчемный.

2 августа на «Нашествии-2003» «Пикник» представляет свою «камерную» программу. В сентябре совместно с Вадимом Самойловым («Агата Кристи») группа приступает к записи нового альбома - «Тень вампира».

18 октября во МХАТе вместе с группой «Пикник» на сцену выходит Валерий Кипелов. Совместно исполняются песни «Побежать бы за леса-горы» и «Там, на самом на краю земли».

15 ноября известный режиссёр Виталий Мухаметзянов (также известный как Муха) экранизирует трек из будущего альбома - «Не кончается пытка».

15 февраля 2004 года состоялся официальный релиз альбома Тень вампир. Впервые в дискографии группы в диск входит анимационная «История Pro». Концерт в поддержку релиза проходит 2 марта в петербургском Дворце спорта «Юбилейный», где совместно с Вадимом Самойловым исполняются песни из нового альбома и «greatest hits» в специальной аранжировке.

В мае по приглашению германской группы «Ostrov Ded» «Пикник» совершает гастрольную поездку по немецким землям. По окончании гастролей, пользуясь географически удобным случаем, музыканты группы совершают паломничество к сеньору Стефано Донатти.

Летом записывается песня «Королевство кривых» и тогда же начинаются съёмки на неё клипа. В октябре «Пикник» отмечается необычным проектом - «Превращение», который спустя месяц выходит на DVD. Необычность состоит в том, что Эдмунд Шклярский вместо гитары использует синтезатор, а Сергей Воронин играет на гитаре. Также отсутствует барабанщик Леонид Кирнос, а на заднем плане группе подыгрывает так называемый небольшой «оркестр» под управлением Дениса Васильева.

В декабре группа отмечает 20-летие выхода альбома «Танец волка» концертом в компании Н. В. Гоголя и господина Великого Инквизитора.

Начало 2005 года отмечено завершением работы над клипом «Королевство кривых» и последующим его премьерным показом в ЦДХ. Чуть позже, в апреле, в том же зале, двумя аншлаговыми концертами отмечается выход альбома «Королевство кривых».

Тем временем, параллельно в Питере клавишник группы «Алиса» Дмитрий «Ослик» Парфёнов заканчивает работу над альбомом «Новоегипетские песни». В диск вошли техно-версии (то бишь электронные обработки) хитов группы «Пикник». Вокальную партию в треке «Ночь» исполнил сам лидер «Алисы» Константин Кинчев. Диск вышел в свет в сентябре.

В августе Эдмунд Шклярский участвует в затее Михаила Козырева - создании русскоязычного саундтрека к известному творению Тима Бёртона «Кошмар перед Рождеством». Эдмунд спел за целый хор вампиров. Текст корректировался «на ходу». Результат показан на канале ТНТ 31 октября.

Осенью 2005 года в Киеве стартовал самый грандиозный в новейшей истории «Пикника» тур, имя которому - опять же, «Королевство кривых». Зрелищную часть тура воплотили в жизнь Ирина Пономарёва и Александр Зацепин. Главный концерт тура состоялся в Петербурге 7 ноября. Благодаря Богдану Дробязко это выступление «Пикника» было отснято и впоследствии вышло на DVD.

В декабре режиссёр Виталий Мухаметзянов сделал для группы видеоклип на песню «У шамана три руки», а Эдмунд Шклярский записал трек для фильма Виталия Мухаметзянова.

2006-2010

12 января 2006 года в ЦДХ группа «Пикник» играет концертную программу «Харакири», посвящённую 15-летию выхода в свет одноимённого альбома.

5 февраля, при поддержке «Нашего Радио», молодёжного телеканала «O2ТВ» и музыкального канала «Music Box» выходит DVD «Королевство кривых (Live!)».

29 марта в ЦДХ проходит концерт, посвящённый 10-летию с момента выхода в свет альбома «Жень-шень», на котором исполняются песни «Немое кино», «Скользить по земле», «Упругие их имена» и другие треки с этого альбома, ранее не исполнявшиеся группой вживую. Для подробной визуализации представления подготовлено специальное шоу.

С 24 по 27 мая проходит концертный тур «Пикника» по городам Германии. Затем группа отправляется на Дальний Восток ещё с тремя концертами.

29 июля «Пикник» выступает на фестивале «Крылья», 4 августа - на фестивале «Балтийский Штурм» в Калининграде, 6 августа - на фестивале «Нашествие-2006». По заявлению музыкантов, на этом фестивале должна была состояться презентация песни «Мракобесие и джаз», но на самом деле презентация этой песни состоялась на традиционном осеннем концерте в петербургском БКЗ «Октябрьский» 8 октября, и чуть позже эта песня попала в ротацию на «Наше радио». (Надо отметить, что «Мракобесие и джаз» стала первой песней группы «Пикник», оказавшейся на вершине «Чартовой дюжины». Это было 24 ноября 2006 года.)

На этом же концерте проходит премьера программы юбилейного тура «25» («XXV»), которую «Пикник» вскоре повезёт по городам. Впервые используется Surround FX-система, с помощью которой удалось «оживить» звуковые эффекты. На песне «Мракобесие и Джаз» господин Джазовый Мракобес исполняет соло на оголённых высоковольтных проводах. Кроме того, имеет место импровизированная постановка театра теней.

Своим визитом юбилейный концерт почтили Андрей Бурлака и Юрий Шевчук. Первый сообщил, что готовит к изданию обширную рок-энциклопедию, а Юрий Шевчук исполнил «осенне-весеннюю» песню.

26 ноября в прямом эфире на телеканале «О2ТВ» в рамках спецпроекта «Коммуналка» проходит квартирник «Пикника».

В январе 2007 года Эдмунд Шклярский записывает саундтрек к фильму «Закон мышеловки» режиссёра Александра Якимчука.

В начале февраля проходит релиз нового альбома группы, который называется «Мракобесие и Джаз».

24 февраля 2007 года «Пикник» играет большой юбилейный концерт в Лужниках. На юбилей «Пикника» приглашены такие группы и музыканты, как «Агата Кристи», Валерий Кипелов, «Би-2» и «Кукрыниксы». Также кроме четырёх постоянных участников группы, на сцене Лужников играют приглашённые музыканты - Ирина Сорокина, Наталья Воронина и Станислав Шклярский (впоследствии ставший клавишником группы).

27 апреля в городе Тула и 3 мая в московском ЦДХ «Пикник» и Вадим Самойлов дают представление под названием «Вампирские песни». Помимо треков соответствующего альбома, в программу входят классические песни «Пикника», которые группа исполняет совместно с Вадимом.

4 мая на концерте в ЦДХ на сцене вместе с группой выступают музыканты Инна Желанная и Сергей Калачёв. В сет-лист концерта входит несколько произведений, впервые исполнявшихся для широкой аудитории.

Конец июня знаменуется выходом на экраны украинского телеканала «1+1» телесериала «Закон мышеловки» - продукта сотрудничества Эдмунда Шклярского и режиссёра Александра Якимчука.

В первой половине июля выходит в свет DVD с архивным концертом «Пикника» в СКК им. Ленина (Ленинград, 1988 год) и ТВ-съёмками (Саратов, 1987 год).

Осенью 2007 года группа отправляется в большой тур «Мракобесие и Джаз» по всей стране. 10 декабря 2007 года - концерт в городе Гомель (через 25 лет после первого концерта в этом городе). 21 и 22 декабря 2007 года в московском ЦДХ состоялись два концерта - «The Best» и «На луче» соответственно.

В 2008 году записывается и выходит новый альбом «Железные мантры».

В апреле 2008 года группа отправляется в украинский тур с программой «Мракобесие и Джаз», где выступает в Донецке, Полтаве, Симферополе, Харькове, Черкассах, Днепропетровске, Одессе, Херсоне и Киеве.

1 октября 2008 года с города Мурманска начался новый тур группы «Пикник» по стране - «Полнолуние».

Также в 2008 году записана песня «Наутилуса Помпилиуса» «Нежный вампир» для двухдискового трибьюта этому коллективу за авторством Вячеслава Бутусова и группы «Ю-Питер» - «Нау Бум».

Осенью 2009 года «Пикник» участвует в проекте «Нашего Радио» «Соль», в рамках которого известные рок-музыканты исполняют русские народные песни. «Пикник» записывает для этого проекта песню «Любо, братцы, любо».

В феврале 2010 года группа отправляется в «ранневесенний тур» по городам Поволжья. 13 февраля «Пикник» выступает в СКК «Петербургский» на фестивале «Чартова Дюжина».

С 2011 года

В 2011 году группа завершает тур «Театр абсурда» и приступает к созданию программы нового, юбилейного тура «30 световых лет», посвящённого 30-летию «Пикника». Вышел альбом «Три судьбы», на котором были исполнены народные песни военных и довоенных лет.

Весной 2012 года выходят DVD и Blu-Ray с записью юбилейного концерта «30 световых лет» в Ледовом Дворце (Санкт-Петербург).

В конце мая проходят три совместных концерта с Вадимом Самойловым в Волгограде, Ростове-на-Дону и Краснодаре, на которых играется программа «Вампирские песни».

Объявляется о начале работы над альбомом «Певец Декаданса» и анонсируется новая концертная программа «Декаданс», стартующая 5 октября концертом в Москве.

Кроме того, впервые за свою тридцатилетнюю историю группа запланировала поездку в Канаду и США, где зрителям в ряде городов будет представлена юбилейная программа «30 световых лет».

27 сентября 2013 года в городе Ухта стартует новый тур «Пикника» под названием «Азбука Морзе».

9 сентября 2014 года вышел новый альбом «Чужестранец». Тур под названием «Чужестранец» стартовал в Москве 5 октября 2014 года и закончился 21 мая 2015 года во Владивостоке.

Осенью 2015 года группа представит новую программу «Большая игра».

Состав группы

  • Эдмунд Шклярский - вокал, гитара, автор музыки и текстов (с 1981)
  • Леонид Кирнос - ударные (1983-1984, с 1987)
  • Марат Корчемный - бас-гитара, бэк-вокал (с 2003)
  • Станислав Шклярский - клавишные (с 2007)

Приглашённые участники

  • Владимир Сафронов - клавишные (2007-2008), сейчас директор группы
  • Виктор Евсеев - клавишные (2007)
  • Ирина Сорокина - скрипка (2003-2008)
  • Ирина Пономарёва - «живая виолончель»
  • Игорь Васильев - сценические образы, танцы
  • Виктор Домбровский - звукорежиссёр
  • Александр Яровой - огненный шаман, бубен, танцы (1995-2005)

Музыканты прошлых составов

  • Алексей Добычин - вокал (1978-1983)
  • Сергей Омельниченко - гитара, вокал (1978-1981)
  • Евгений Волощук - бас-гитара (1978-1984)
  • Николай Михайлов - флейта (1978-1981)
  • Александр Кондрашкин - ударные (1978-1981) †
  • Юрий Данилов - флейта, кларнет (1979-1981)
  • Александр Савельев - гитара (1981-1990)
  • Али Бахтияров - ударные (1981-1983) †
  • Виктор Морозов - ударные (1982)
  • Владимир Сизов - бас-гитара (1984, 1989-1990) †
  • Виктор Сергеев - клавишные (1984)
  • Сергей Воронин - клавишные (1984, 1986-2006) †
  • Александр Фёдоров - ударные (1984)
  • Виктор Евсеев - бас-гитара, бэк-вокал (1986-1988, 1990-1996)
  • Юрий Ключанцев - клавишные, саксофон (1986-1988, 1990-1996)
  • Вадим Пономарёв - ударные (1986-1987)
  • Андрей Мерчанский - гитара (1992-1994) †
  • Александр Рокин - бас-гитара (1996-1999)
  • Святослав Образцов - бас-гитара (1999-2003) †

284 подбора, из них 3 в этом месяце

Биография

Хотя газетный эпитет "удивительная судьба" уже давно стал общим местом и едва ли способен отразить реальное положение дел, судьба "Пикника", одной из самых популярных групп, рождённых музыкальной сценой Питера, и верно, исключительно своеобразна и неповторима: с одной стороны, плоть от плоти местной рок-культуры, он прошёл всеми типичными для неё путями и испытал на себе все присущие музыкантам его поколения влияния, с другой, всегда и во всём шёл своей дорогой.
История "Пикника", как и история большинства групп, стартовавших в 70-е и благополучно переживших это десятилетие, запутанна и полна противоречий. Если какой-нибудь исследователь питерского рок-н-ролла в один прекрасный день отважится изобразить на бумаге корни и ветви его генеалогического древа, он, без сомнений, придёт в отчаяние, обнаружив, как они длинны и тесно переплетены. Достаточно заметить, что существующий сегодня "Пикник" на сто процентов отличается от группы, впервые взявшей это имя в марте 1979.
Впрочем, история группы началась гораздо раньше. Лидер, певец, гитарист и автор всего нынешнего репертуара "Пикника" Эдмунд Шклярский (р.26.09.55 в Ленинграде) вырос в семье с крепкими музыкальными традициями (один из его двоюродных братьев, Ярослав, кстати, был соло-гитаристом хорошо известной в начале 70-х группы 2001), увлёкся музыкой в школьные годы, легко освоив гитару и фортепьяно, музицировал в семейном квартете, однако, знакомство с рок-музыкой отвратило его от академической карьеры. Весной 1973 Ярослав познакомил Эдика со второкурсником ЛГУ Борисом Гребенщиковым и его другом Анатолием Гуницким (их "Аквариум" в ту пору существовал, скорее, как идея и репетировал на точке 2001), но после нескольких репетиций он предпочёл идти своим путём.
Тем же летом Шклярский поступил в Политех (где испокон веку были сильны традиции студенческой самодеятельности и буйным цветом расцветала местная рок-сцена), и в конце 1974 организовал там свою первую группу "Удивление". Следующей весной "Удивление" приняло участие в III Фестивале политеховских групп "Весенние Ритмы", получив специальный приз жюри за песню Шклярского "Дилижанс" - вопреки господствовавшей моде, которая ценила приближённое к оригиналу исполнение западных хитов выше, чем собственное творчество, он с самого начала хотел петь по-русски и только свои песни.
А немногим раньше, весной 1972, в одной из школ Петроградской стороны на свет появилась группа "Орион", которую организовал восьмиклассник Евгений Волощук (р.26.05.57 в Ленинграде). Два года спустя к ней присоединился сильный певец Алексей Добычин (р.5.12.54 в Ленинграде), который сочинял собственные (причём, вполне зрелые) песни и тоже был студентом Политеха. Под влиянием его пропаганды, по окончании школы двое участников "Ориона" последовали его примеру.
В середине семидесятых группы из Политехнического Института славились на весь город. Из его стен вышли "Возрождение", "Медный всадник", "Лель", "Лесной проспект", "ХХХ век", "Калейдоскоп", "Восхожедние" и, по меньшей мере, ещё два десятка команд, названия которых сегодня принадлежат лишь истории. Раньше или позже, музыканты "Ориона" и "Удивления" неизбежно должны были пересечься и познакомиться, а в январе 1977, после того как участники последних в преддверии диплома забросили гитары и барабаны, Шклярский стал пианистом "Ориона", с которым добился лауреатства на пятых "Весенних Ритмах". Увы, заслуженного приза в виде поездки в одну из стран народной демократии (ГДР или Польшу) им так и не дали, что заметно охладило эмоции, поэтому с началом каникул альянс распался.
В следующем сезоне Шклярский попытался собрать новую группу, в которую должны были играть бывший барабанщик "Ориона" Али Бахтияров (р.7.10.54 в Ленинграде) и бас-гитарист ещё одной группы из Политеха "Нижний Бьеф" (к слову, будущий основатель "Странных Игр") Виктор Сологуб, однако, этот в принципе любопытный триумвират так и не пошёл дальше репетиций.
Между тем, "Орион" продолжал колесить по городу и области, медленно, но верно набираясь опыта и профессионализма, однако, в середине 1978, после закончившейся для группы плачевно поездки в Новгород (местные чиновники прислали в институт жалобу на "идеологически вредную" группу, как тогда говорили, "накатали телегу", что повлекло за собой официальный запрет на само название "Орион"), были принуждены расстаться.
Руку помощи им протянул студенческий театр Политеха, который в те годы поставил несколько интересных и достаточно смелых спектаклей (включая сценический вариант повести тогда ещё начинающего Александра Житинского "Глагол инженер"). Осенью 1978 театр начал работу над одним из своих наиболее честолюбивых проектов - музыкальным спектаклем по мотивам "Слова о полку Игореве" - для чего ему срочно понадобилась полноценная группа. В её первоначальный состав вошли трое бывших участников "Ориона": Алексей Добычин, вокал, Евгений "Жак" Волощук, бас и Сергей Омельниченко (р.31.10.56 в Ленинграде), гитара, а также саксофонист-флейтист Николай Михайлов (р.28.03.53 в Ленинграде) и опытный барабанщик Александр Мацков (р.24.07.54 в Ленинграде) - экс-"Мания", "Радуга" и т.д.
В декабре 1978 группа вместе с театром побывала на конкурсе студенческой самодеятельности в Москве. Незадолго до этого Мацкова за барабанами сменил Александр Кондрашкин (р.26.11.56 в Ленинграде), до этого имевший только скромный опыт игры на пригородных танцплощадках (в т.ч. с группой ZA), но исключительно эрудированный и готовый к любым экспериментам музыкант.
Как и следовало ожидать, театральные рамки оказались для группы узки, и когда в преддверии "Весенних Ритмов 79" встал вопрос о новом названии, кто-то вспомнил недавно читанную повесть братьев Стругацких "Пикник на обочине". Предложение было принято, но окончание фразы сразу отвалилось. Так в марте 1979 на свет появился "Пикник".
10 апреля 1979 "Пикник", состав которого усилил однокашник Михайлова по музыкальному училищу и флейтист группы "Вторник" Юрий Данилов (р.19.05.56 в Ленинграде), вместе с "Зеркалом" и "Какаду" сыграл в ДК "Энергетик", а 13 мая официально дебютировал в родном Политехе как "Пикник". Встретив там крайне тёплый приём, он вскоре расстался с театральными подмостками, и на протяжение следующих двух лет был одним из самых активных участников рок-андерграунда, регулярно играя на сэйшенах, в пригородных клубах (Рахья, Мурино, Горелово) и т.п.
Репертуар "Пикника" в эти годы опирался, главным образом, на песни Добычина и Омельниченко - энергичные рок-н-роллы, блюзы или бит с симпатичными мелодиями и рефлексивными текстами в традициях популярной "Машины Времени" (несколько номеров этого периода сохранилось в записи на дебютном альбоме "Пикника" "Дым").
К началу восьмидесятых "Пикник" из клуба в поселке Горелово (где вызревал его творческий метод) переместился в город, по пути сменив ещё несколько танцплощадок и продолжая собирать подходящих музыкантов: в сентябре 1979 ушедшего в "Мираж" (не тот!) Кондрашкина сменил Александр Евсеев, а его в канун Нового 1980 Года - знаменитый Николай Корзинин ("Санкт-петербург", "Большой железный колокол","Риск о!"), а затем Пётр Трощенков (р.6.11.61 в Ленинграде); весной 1980 в "Пикнике" промелькнул будущий основатель "Алисы", клавишник Павел Кондратенко (р.29.07.60 в Гомеле), которого вскоре сменил уже взрослый преподаватель музыкальной школы Алексей Мальков; наконец, по осени 1980 в группу пришёл ветеран сэйшенов 70-х, бывший участник, как минимум, десятка групп ("Миряне", "Рассвет", "Радуга", "Мания" и пр.) вокалист Михаил Панаев (р.29.12.50 в Ленинграде), а место Трощенкова ещё месяца на четыре, прежде чем снова уйти - на этот раз, в "Аквариум" - вторично занял Кондрашкин. Звукооператором группы в эти годы был Михаил Шепелев, тоже бывший участник "Ориона".
В начале 1981 участники "Пикника" приняли деятельное участие в организации Ленинградского Рок-клуба. Именно они 7 марта 1981 открывали самый первый концерт клуба на сцене ЛМДСТ; 5 мая - вместе с другими звёздами Рок-клуба первого созыва ("Аргонавты", "Мифы", "Аквариум" и "Дилижанс") - удачно выступили на мини-фестивале в ДК "Невский", однако, три месяца спустя группа по сути дела распалась, когда её один за другим покинули шесть из девяти тогдашних участников.
Собственно, на этом заканчивается история оригинального "Пикника", однако, начинается история "Пикника" современного. Что же до ветеранов его первого состава, то Коля Михайлов вошёл в Совет Рок-клуба, а с 1982 по 1988 был его бессменным президентом; Данилов в декабре 1981 стал сооснователем "Тамбурина", где играл до 2005; Омельниченко ушёл в "Орнамент", а позднее занялся менеджментом; Трощенков и Кондрашкин в разное время прошли через "Аквариум" - Пётр впоследствии играл в "Заповеднике", "Трилистнике" и со своим проектом "Троп", а Саша во эпоху Рок-клуба был, пожалуй, самым интересным и активным барабанщиком города, оставив следы в "Тамбурине", "Странных играх", "Объекте насмешек", "Джунглях", "Стандарте", "Авиа", "Клубе кавалера глюка", "Чиж & Co" и пр. К сожалению, весной 1994, получив во время гастролей в Германии серьёзные травмы, он оставил музыку, а в июле 1999 умер от инсульта, вызванного их последствиями.
Шклярский тоже стал членом Рок-клуба с первых дней его существования, но как участник группы "Лабиринт", которую в 1976 собрал гитарист Александр "Сава" Савельев (р.14.06.53 в Полярном Мурманской обл.). Как и "Пикник", "Лабиринт" без устали колесил по клубам и танцплощадкам области, исполнял собственный материал и распался летом 1981.
В конце того же августа Шклярский и Савельев объединились под названием "Пикник" с Волощуком и Добычиным. Трощенков поначалу остался в составе, но в ноябре сменил в "Аквариуме" Кондрашкина. Обновлённый "Пикник" дебютировал на сцене 28 ноября 1981 в концерте с "Россиянами" (за барабанами был Шариф Абдула из "Странных игр").
В марте 1982 "Пикник" выступил на годовщине Рок-клуба (на этот раз у них барабанил Виктор Морозов из "Мифов"), а в мае на открытой площадке в парке "Екатерингоф" (в то время "30-летия Комсомола") при участии Бахтиярова. Именно на этих концертах группа впервые продемонстрировала публике свою программу "Опиумный Дым", которая открыла Эдмунда Шклярского как одного из наиболее сильных и неординарно мысливших авторов тогдашней рок-сцены. "Опиумный Дым" не мог не привлечь внимания Андрея Тропилло, на студии которого в Доме Юных Техников на Охте магнитофонная плёнка детально фиксировала всё то лучшее, что появлялось в питерском рок-н-ролле. Альбом "Дым" (первое слово было снято из соображений безопасности) увидел свет осенью 1982 и в один момент разлетелся по стране, тут же сделав "Пикник" знаменитым.
Методично меняя барабанщиков (девятым в их списке - в октябре 1982 - стал Леонид Кирнос (р.28.08.57 в Ленинграде) и неуклонно улучшая аппаратуру (в ту пору её наличие считалось непременным атрибутом крутой группы) "Пикник" медленно, но верно поднимался в рок-клубовской табели о рангах. Савельев к началу 1983 оставил гитару и пересел за пульт, а в марте, на фестивале Корабелки "Весна на Лоцманской", с "Пикником" в последний раз спел Добычин, который решил возобновить свою научную карьеру.
К этому времени стало ясно, что новый "Пикник" - прежде всего, полигон для реализации музыкальных идей Шклярского. В составе: Шклярский, Волощук, Кирнос, Савельев (за пультом) плюс новобранцы Вадим Лебанидзе (в прошлом клавишник политеховской группы "Бриг") и гитарист Сергей Шепель (до этого играл в "Кардинале" и репетировал с "Выставкой") "Пикник" разделил третье место (с "Россиянами", "Тамбурином" и "Странными играми") на I Фестивале Рок-клуба в мае 1983. Тем не менее, и этот этап в истории группы подходил к концу.
Весной 1984, в период лихорадочной подготовки ко II Фестивалю, в рядах "Пикника" произошёл раскол, и группа, фактически, прекратила существование: Шклярский и Савельев, прихватив с собой громкое название, ушли, а Волощук вывел на фестивальную сцену в спешке собранную группу, не без намёка назвав её "Продолжение следует"; увы, от её выступления в памяти очевидцев остался разве что едкий как слезоточивый газ дым, который пустили его пиротехники, в считанные минуты выгнав из зала все первые ряды!
Шклярский и Савельев, между тем, подлили масла в огонь, устроившись на работу в Ленконцерт, официальную концертную организацию города, что по тем временам рассматривалось в рок-кругах как немыслимое святотатство. К счастью, ортодоксами и догматиками были не все, а Тропилло в том же году помог "Пикнику" записать свой второй и - по мнению ряда экспертов - лучший альбом "Танец Волка", в котором барочная хрупкость мелодий сочеталась с изощрённостью арт-роковых аранжировок и жёстким хардовым ритмом, а тексты вызывали в памяти готические рассказы Натаниэля Готорна и Эдгара По. В записи альбома участвовали сессионные музыканты - Виктор Сергеев и Сергей Воронин, клавишные, Владимир "Вавила" Сизов (р.26.07.57 в Ленинграде), бас (играл в "Q 69") и Александр Фёдоров, барабаны.
Следующие два года стали для "Пикника" смутным временем: бесконечные турне по стране в составе полуанонимных филармонических ансамблей, в программу которых от случая к случаю удавалось вставить одну-две собственных песни, откровенная травля в комсомольской прессе - особенно в этом преуспели московская "Комсомолка" и питерская "Смена" - скептическое отношение бывших соратников по подполью. Но "Пикник" шёл своим, возможно, и не самым прямым, но, безусловно, верным путём - и выжил.
В феврале 1985 "Пикник" объединился со своей второй частью - группой "Продолжение следует" (Волощук, бас, Кирнос, барабаны, Виктор Евсеев (р.26.08.60 в Ленинграде), гитара, бас, вокал и Кирилл "Кирон" Широков, клавишные) но их энтузиазма хватило лишь на одно эффектно театрализованное выступление во Дворце Молодёжи, после чего "Продолжение" кануло в Лету, оставив в наследство "Пикнику" Евсеева на должности бас-гитариста.
Формирование рабочего состава закончилось лишь после того, как в октябре 1985 в "Пикник" пришёл переехавший в Питер из Мурманска выпускник тамошнего муз.училища Юрий "Дональд" Ключанцев (р.27.04.64 в Череповце), саксофон, клавишные, перкуссия, а в начале следующего года вторым клавишником стал уже знакомый по "Танцу Волка" Сергей Воронин (р.6.05.56 в Ленинграде) - бывший участник "Pro et contra" и "Зеркала", ещё одних рок-клубных звёзд первого призыва.
Опять-таки, вопреки канонам жанра (хотя, признаться, не от хорошей жизни) "Пикник" в этот период обходился без барабанов (подходящего было не найти, а случайных людей брать не хотелось), играя под ритм-компьютер, которым манипулировал Вадим Пономарёв. Этот состав в 1986 записал третий альбом группы "Иероглиф", который составили песни, написанные в период с 1984 по 1986. Два года спустя, когда идеологические бастионы, наконец, рухнули, этот альбом лёг в основу первой пластинки "Пикника", выпущенной московской "Мелодией". Весной 1987 группа нашла-таки своего барабанщика: с третьего захода им стал Леонид Кирнос.
В сентябре 1988 "Пикник" - впервые с рок-клубовских времён - выступил с большими сольными концертами и подтвердил свой статус одной из наиболее популярных отечественных групп. Начались интенсивные гастроли по стране, "Пикник" несколько раз побывал за рубежом, однако, в отличие от многих героев рока 80-х, никогда не стремился спекульнуть на "красной волне", справедливо полагая, что его слушатель живёт, скорее, в Купчино, нежели в Бронксе. В 1989 свет увидел четвертый альбом "Пикника" "Родом Ниоткуда", который стал знаком изменения музыкальной ориентации группы - к менее тяжёлому, но более динамичному и живому поп-року (хотя в моду, напротив, входил хэви-метал: многие группы спешно отращивали волосы и рядились в заклепанную со всех сторон кожу).
В январе 1989 "Пикник" чуть было не развалился: вызванный популярностью приступ персональных амбиции повлёк уход Евсеева и Ключанцева, которые собрали группу "Замок Зо" с покинувшими при аналогичных обстоятельствах "Алису" Андреем Шаталиным и Павлом Кондратенко. Бас-гитару снова взял в руки ветеран Сизов. В этом составе в сентябре 1989 группа выступила на рок-фестивале журнала "Аврора", организованном Александром Житинским и Андреем Тропилло, показав там фрагменты своей новой программы. В начале 1990, записав альбом и сделав пару поездок, "Замок Зо" распался, а "Пикник" вернулся к составу образца 1988.
В мае 1990 "Пикник" принял участие в грандиозном концерте в СКК в память о легендарной питерской группе "Россияне", которая распалась в 1984, при драматических обстоятельствах потеряв своего лидера Жору Ордановского. Тогда же был записан (хотя вышел два года спустя) альбом "Харакири", в котором Шклярский смешал готические образы "Танца Волка" с восточными образами и сюжетами.
Савельев к этому времени стал директором группы. Позже он передал свой пост другому бывшему музыканту "Пикника", Али Бахтиярову (вот любопытная закономерность!), а чтобы заполнить вакуум в сценических аранжировках, в "Пикник" был приглашён гитарист Андрей Мерчанский (из "Продолжения следует" и текущей версии "Санкт-Петербурга"). Он отыграл в "Пикнике" до весны 1994, а потом покинул музыку и эмигрировал в США. Единственной изданной в этот период работой группы стал выпущенный на пластинке и компакт-диске "Коллекционный Альбом", представлявший лучшие номера из её репертуара за 1982-1990.
Казалось, "Пикник" обречён на судьбу многих групп, пик расцвета которых пришлись на времена магнитоиздата и последовавшей за ними эйфории конца 80-х, однако, он и тут удивил всех, найдя способ изменить устойчивый стереотип восприятия своей музыки как повода для ностальгии по временам рок-н-ролльного братства, подпольных сэйшенов и дешёвого портвейна.
Созданный после длительной паузы фирмой Aura альбом "Немного Огня" (1995) уверенно подтвердил, что мелодический дар Шклярского с годами не скудеет, а его способность вписывать свои песни в актуальный музыкальный контекст, не меняя в них ни единой ноты и не изменяя своему узнаваемому стилю, достойна доброй зависти и восхищения.
Не обошлось и без потерь. Осенью 1994 в автокатастрофе погиб барабанщик, а затем директор группы Али Бахтияров. В августе 1996 "Пикник" вторично оставили Евсеев и Ключанцев. Первый из них занялся студийной работой и преподаванием вокала, а второй стал участником группы "Русский музей". На этот раз, их место занял неизвестный до этого в рок-сообществе Александр Рокин (р.5.04.63 в Ленинграде). В том же году вышел очередной (восьмой или девятый - если считать коллективный сборник "Вампирские Песни", в котором песни "Пикника" занимают центральное место) альбом "Жень-шень". Параллельно компания Aura начала переиздание музыкального архива группы (символично, что альбомы "Пикника" с песнями Шклярского-автора оформлены, как правило, иллюстрациями Шклярского-художника).
Во второй половине 90-х "Пикник" продолжал успешно выступать и записывать новые альбомы, а их ежегодные соло-концерты 7 марта, в годовщину открытия Рок-клуба, стали доброй традицией. В 1997 Aura выпустила альбом "Стекло". Через год за ним последовала экспериментальная электронная работа "Пить электричество" (вышла под вывеской "Пикник" & "Секта Мо"), а в 1999 итоги двадцатилетней истории группы резюмировал сборник "The Best".
Между тем, 30 января 1998 в бывшем помещении Рок-клуба на Рубинштейна, 13 (где в ту пору изредка происходили различные музыкальные акции) состоялся ностальгический концерт "старого" "Пикника" (Добычин, Омельниченко, Волощук и Михаил Соловейчик, ещё один ветеран "Ориона" 70-х). Практически тот же состав участвовал и в ретро-программе "Старый Рок под Новый Год", которая была показана в декабре 1999 в ДК Дзержинского.
В 1999 Рокина, который занялся звукорежиссурой, сменил новый бас-гитарист Святослав Образцов (р.25.11.53 в Ленинграде), в 70-х игравший с группами "Прайд", "Лабиринт" и "Союз Любителей Музыки "Рок".
В начале 2001 Шклярский решился на ещё один любопытный эксперимент, объединив на сцене "Пикник" с украинским струнным оркестром из Запорожья. 4 марта в Запорожье состоялась премьера этой программы, причём, несколько песен (в т.ч., "Настоящие дни", "Романс", "Глаза очерчены углём", "Ночь", "Там, на самом на краю земли", "Мы как трепетные птицы" и "Великан") были записаны для предполагавшегося концертного альбома. 15 марта программа была презентована в Петербурге.
26 марта 2001 компания Grand (сменившая в качестве издателей "Пикника" Aura Records) выпустила новый альбом группы "Египтянин", в основу которого лёг материал, накопленный за три предыдущих года - в число его лучших песен, помимо заглавной, вошли "Миллион в мешке", "Ни твоё, ни моё", а также "Фиолетово-чёрный". Последняя, кстати, дала идею названия сборнику, почти одновременно изданному Real Records. То же название носила и программа, показанная "Пикником" 12 октября 2001 в питерском ДК Ленсовета. Для песни "Египтянин" был изобретён специальный "ново-египетский" инструмент, а для песни "Фиолетово-чёрный" - фирменный пиротехнический знак. Осенью свет увидел ещё один сборник: на этот раз, Grand признавая значение группы, включив подборку её песен в свою "Энциклопедию Русского Рока".
Год 2002 был отмечен появлением "Пикника" в теле-шоу "Последний Герой" (с песней "Говорит и показывает"), выходом альбома "Чужой" (его составили пять новых и пять ранее не издававшихся песен разных лет), первым визитом в Израиль и представлением программы "Дикие Игры" на рок-фестивале в Раменском. В сентябре "Пикник" отметил двадцать лет со дня выхода альбома "Дым", дав концерты в Москве ("Меридиан") и Питере ("Юбилейный") - для участие в них были привлечены экс-саксофонист "Nautilus Pompilius" Алексей Могилевский, известный ситарист Сергей Гасанов и театр "Wasil Brothers" - а поклонники преподнесли группе подарок в виде названной её именем звезды.
Следующей зимой "Пикник" нанёс визит в Германию; вскоре после этого вышел альбом "Говорит и показывает", презентованный на легендарной сцене МХАТ. На песне "Серебра" был опробован ещё один экзотический инструмент - на этот раз, световой. К сожалению, работа группы оказалась прервана тяжёлой болезнью Славы Образцова, который умер от рака 7 августа 2003.
Жизнь, однако, на этом не остановилась, и той же осенью в "Пикник" пришёл бас-гитарист Марат Корчемный (р.23.10.67 в Липецке); до этого он играл в нескольких липецких групп, включая "Наполеон Бонапарт". Новый состав был опробован на альбоме "Тень Вампира", записанном "Пикником" при участии их старого почиатателя Вадима Самойлова из "Агаты Кристи" - его имя даже было вынесено на обложку. Тексты двух песен альбома принадлежали перу дочери Шклярского Алине - она же, кстати, стала соавтором биографии "Пикника", в 2003 опубликованной издательством "Нота-Р" (составитель Алексей Рыбин).
Культовый статус группы был подтверждён изданием трибьют-альбома (2003), который подготовила Мистерия Звука: песни "Пикника" на нём исполнили разные по возрасту, стилю и географии "Торба-на-круче", "Замша", Павел Кашин, "Настя", Ольга Арефьева, Юлия Теуникова, "Cabernet Deneuve" и т.д.
На песню из "Тени" "Не кончается пытка" студия "Муха" сняла интересный клип, а Шклярский как истинный изобретатель и рационализатор придумал ещё один новый инструмент, этакое подобие арфы, одеваемой на голову танцовщицы. Примерно в то же время с "Пикником" начала выступать скрипачка из Липецка Ирина Лаврина, что привнесло в сценические аранжировки песен группы новые краски.
К концу 2004 "Пикник" закончил работу над своим следующим альбомом, одна из песен которого, "Королевство Кривых", дала заглавие детективному телесериалу (режиссёр Александр Якимчук), показ которого на канале НТВ начался 3 мая 2005. На подходе - выпуск DVD (концерт 22.09.02), опыт акустической программы (в московском ЦДХ), а также персональная выставка живописи Шклярского (там же).

Начало 2005 года было отмечено завершением работы над клипом «Королевство кривых» и последующим его премьерным показом в ЦДХ. Чуть позже, в апреле, в том же зале, двумя аншлаговыми концертами был отмечен выход альбома «Королевство кривых».

Тем временем, параллельно в Питере клавишник группы «Алиса» Дмитрий Парфенов заканчивал работу над альбомом «Новоегипетские Песни». В диск вошли техно-версии хитов группы «Пикник». Вокал в треке «Ночь» исполнил Константин Кинчев. Диск вышел в свет в сентябре.

В августе Эдмунд Шклярский принял участие в затее Михаила Козырева — создании русскоязычного саундтрека к известному творению Тима Бартона «Кошмар перед Рождеством». Эдмунд спел за хор вампиров. Текст песнопения корректировался в режиме «на ходу». Результат был показан на ТВ 31 октября - в канун католического праздника Хеллоуин.

Осенью 2005-го в Киеве стартовал тур «Королевство Кривых». Зрелищную часть тура воплотили в жизнь Ирина Пономарева и Александр Зацепин. Главный концерт тура состоялся в Питере 7 ноября. Благодаря Богдану Дробязко это выступление «Пикника» было отснято и впоследствии вышло на DVD.

В декабре Виталий Мухаметзянов сотворил для группы видеоклип на песню «У шамана три руки», а Эдмунд Шклярский записал трек для альбома Виталия Мухаметзянова.

12 января 2006 в ЦДХ группа «Пикник» отыгрывает концертную программу «Харакири», посвященную 15-летию выхода в свет одноименного альбома.

5 февраля, при поддержке «Нашего Радио», молодежного телеканала «O2 ТВ» и музыкального канала «Music Box» выходит DVD «Королевство Кривых ».

29 марта в ЦДХ проходит концерт, посвященный десятилетию с момента выхода в свет альбома «Жень-Шень», на котором исполняются песни «Немое кино», «Скользить по земле», «Упругие их имена» и другие треки с этого альбома, ранее не исполнявшиеся группой в живую. Для подробной визуализации представления подготовлено специальное шоу.

С 24 по 27 мая проходит концертный тур «Пикника» по городам Германии. Затем группа отправляется на Дальний Восток еще с тремя концертами.

29 июля «Пикник» выступает на фестивале «Крылья», 4 августа — на фестивале «Балтийский Штурм» в Калининграде, 6 августа — на фестивале «Нашествие — 2006» (там же проходит презентация новой песни «Мракобесие и Джаз»).

В октябре в Санкт-Петербургском БКЗ «Октябрьский» проходит премьера концертной программы юбилейного тура «XXV», которую «Пикник» вскоре повезет по городам. Впервые используется Surround FX система, с помощью которой удалось «оживить» звуковые эффекты. На песне «Мракобесие и Джаз» господин Джазовый Мракобес исполнил соло на оголенных высоковольтных проводах. Кроме того, имела место импровизированная постановка театра теней.

26 ноября в прямом эфире на «Первом Молодёжном телеканале О2ТВ» в рамках спецпроекта «Коммуналка» проходит квартирник «Пикника».

В январе 2007 года Эдмунд Шклярский записывает саундтрек к фильму «Закон Мышеловки» режиссера Александра Якимчука.

В начале февраля проходит релиз нового альбома группы, который называется «Мракобесие и Джаз».

24 февраля 2007 года «Пикник» отыгрывает Большой Юбилейный Концерт в Лужниках. На юбилей «Пикника» были приглашены такие группы и музыканты, как «Агата Кристи», Валерий Кипелов, «Би-2», «Кукрыниксы». Кроме четверых постоянных участников группы, на сцене Лужников играли: Ирина Сорокина, Наталья Воронина и Стас Шклярский.

27 апреля в городе Тула и 3 мая в московском ЦДХ «Пикник» и Вадим Самойлов дают представление под названием «Вампирские Песни». Помимо треков соответствующего альбома в программу вошли классические песни «Пикника», которые группа исполнила совместно с Вадимом.

4 мая на концерте в ЦДХ на сцене вместе с группой выступили музыканты Инна Желанная и Сергей Калачев. В сет-лист концерта вошли несколько произведений, впервые исполненные для широкой аудитории.

Конец июня ознаменовался выходом на экраны украинского телеканала «1+1» телесериала «Закон мышеловки» — продукта сотрудничества Э. Шклярского и режиссера Александра Якимчука.

В первой половине июля выходит в свет DVD с концертом Пикника в СКК (Ленинград, 1988 г.) и ТВ сьемками (1987 г.).

Осенью 2007 группа отправляется в большой тур «Мракобесие и джаз» по всей стране. 10 декабря 2007 года — концерт в городе Гомель (через 25 лет после первого концерта в этом городе). 21 и 22 декабря 2007 года в ЦДХ состоялись два концерта — «The Best» и «На луче» соответственно.

1 октября 2008 года с города Мурманска начался новый тур группы «Пикник» по стране — «Полнолуние», который интересен тем, что основу трек-листа для него определяли поклонники группы - на официальном сайте "Пикника" было предложено выбрать до 10 песен, которые зрители хотели бы увидеть и услышать на предстоящих концертах. А месяц спустя вышел очередной альбом группы под названием "Железные Мантры".

Дискография группы "Пикник" на конец 2008 года:

1982 - Дым
1984 - Танец волка
1986 - Иероглиф
1988 - Родом ниоткуда
1991 - Харакири
1994 - Немного огня
1995 - Вампирские песни
1996 - Жень-Шень
1997 - Стекло
1998 - Пить электричество
2001 - Египтянин
2001 - Концерт с Запорожским камерным оркестром
2002 - Чужой
2003 - Говорит и показывает
2003 - Трибьют
2004 - Королевство Кривых
2005 -Тень Вампира
2005 - Новоегипетские песни
2007 - Мракобесие и джаз
2008 - Железные мантры

Состав группы на 2008 год:
Эдмунд Шклярский (гитара, вокал, автор музыки и текстов)
Леонид Кирнос (ударные)
Марат Корчемный (бас-гитара)
}T{
Официальный сайт группы: www.piknik.info

1978-1981

Группа образована в сентябре 1978 года в Ленинграде из студентов Ленинградского политехнического университета (Политеха) , игравших в любительской группе «Орион». В состав вошли: Алексей Добычин (вокал, тексты), Сергей Омельниченко (гитара, вокал, тексты), Евгений «Жак» Волощук (бас-гитара), Николай Михайлов (флейта) и Александр Мацков (ударные). Через некоторое время Мацкова за барабанами сменил Александр Кондрашкин .

1981-1983

С помощью Владимира Воронецкого, Льва Левинсона и журналиста Михаила Садчикова «Пикник» в затяжном бою с худсоветом получает право на гастрольную деятельность, и в конце года группа отправляется на свои первые гастроли в Таллин и Донецк .

Во время новогодних концертов в ДК им. Капранова снимается видеоряд на песню «Иероглиф». С лёгкой руки Михаила Садчикова у группы появляется возможность выпустить свои песни на фирме грамзаписи «Мелодия» . Второй, классический вариант альбома «Иероглиф» записывается за четыре дня в студии Дома композиторов. Спустя несколько месяцев в музыкальных магазинах страны появляется один из первых альбомов отечественной рок-группы, выпущенных на виниловом диске.

На диске «Место встречи - дискотека-3» появляется песня «Я почти итальянец» с авторскими комментариями Артура Макарьева, впоследствии ставшего инициатором записи второй виниловой пластинки «Пикника».

В том же году покидает группу и возвращается в радиобизнес директор Виктор Грицаенко.

2001-2005

В марте лейбл «Гранд» издаёт альбом «Говорит и показывает », первый трек которого - «Серебра!» долгое время пребывает практически на вершине хит-парада «Чартова дюжина », уступая лишь группе «Кипелов ». А сам альбом входит в пятёрку «самых востребованных» альбомов весны 2003 года.

Летом записывается песня «Королевство кривых», и тогда же начинаются съёмки на неё клипа. В октябре «Пикник» представляет необычную программу - «Превращение», которая спустя месяц выходит на DVD . Необычность состоит в том, что Эдмунд Шклярский и Сергей Воронин «поменялись» инструментами - Шклярский играет на синтезаторе, а Воронин - на гитаре. Барабанщик Леонид Кирнос в программе отсутствует. На заднем плане группе аккомпанирует симфонический квартет (скрипка, альт, виолончель, флейта) под управлением Дениса Васильева.

В декабре группа отмечает 20-летие выхода альбома «Танец волка » концертом в компании Н. В. Гоголя и господина Великого Инквизитора.

Тем временем, параллельно в Питере клавишник группы «Алиса» Дмитрий «Ослик» Парфёнов под псевдонимом DJ Donkey заканчивает работу над альбомом «Новоегипетские песни». В диск вошли техно-версии хитов группы «Пикник». Вокальную партию в песне «Ночь» исполнил лидер «Алисы» Константин Кинчев . Альбом вышел в свет в сентябре.

В августе Эдмунд Шклярский участвует в затее Михаила Козырева - создании русскоязычного саундтрека к известному творению Тима Бёртона «Кошмар перед Рождеством ». Эдмунд спел за целый хор вампиров. Текст корректировался «на ходу». Результат показан на канале «ТНТ » 31 октября .

На этом же концерте проходит премьера программы юбилейного тура «25» («XXV»), которую «Пикник» вскоре повезёт по городам. Впервые используется Surround FX-система, с помощью которой удалось «оживить» звуковые эффекты. На песне «Мракобесие и Джаз» господин Джазовый Мракобес исполняет соло на оголённых высоковольтных проводах. Кроме того, имеет место импровизированная постановка театра теней .

Своим визитом юбилейный концерт почтили Андрей Бурлака и Юрий Шевчук . Первый сообщил, что готовит к изданию обширную рок-энциклопедию, а Юрий Шевчук исполнил «осенне-весеннюю» песню.

Также в 2008 году группа записывает кавер на песню группы «Наутилус Помпилиус» «Нежный вампир» для двухдискового трибьюта этому коллективу за авторством

«Пикник на обочине» перерос в «Пикник» на сцене. Музыканты знаменитой российской рок-группы выбрали название для нее под влиянием произведения братьев Стругацких. Эта книга, как известно, впечатлила и Андрея Тарковского. Режиссер снял по произведению фильм «Сталкер». Музыканты же не стали воссоздавать сюжетную линию книги, а лишь привнесли в свое творчество загадочность и мистицизм, свойственные «Пикнику на обочине».

Наверное, поэтому многие поклонники рокеров уверенны, что лидер увлекается магией. После концертов Эдмунду Шклярскому дарят не только аплодисменты, но и книги с заклинаниями и описаниями различных ритуалов. Певец не разубеждает публику, но от презентов, как признался в интервью «MK.RU Владивосток», избавляется. На самом деле Эдмунд не маг, да и спиритизма побаивается. Это лишь пара интересных фактов о «Пикнике». Остальные сюрпризы заключим в канву биографических и творческих справок.

Биография группы «Пикник»

«Пикник» — группа , основанная на базе Политехнического Института Ленинграда. Коллектив сформировался в 1978-ом из студентов ВУЗа. Началось сотрудничество с самодеятельным театром института, а в 1989-ом состоялось первое серьезное выступление на студенческом фестивале. Здесь музыканты почувствовали вкус успеха и стали давать подпольные концерты. Они проходили не только в Питере, но и Москве.

Однако, официальной датой основания коллектива считается 1981-ый год. Тогда к музыкантам присоединился бессменный фронтмен и идейный вдохновитель Эдмунд Шклярский. Именно он вдохновил ребят на эксперименты с электронной музыкой. Компьютерные сэмплы сделали песни группы «Пикник» особенными. К тому же, именно в 1981-ом году коллектив выступил на сцене Ленинградского рок-клуба, в создании которого музыканты активно участвовали.

Начинали с задорного рок-н-рола. К середине 90-ых пришли к особому стилю, своеобразие которого выражается, как правило, в нестандартной подборке инструментов. Используются не только традиционные для русского рока ударные, гитары, клавишные, но и народные инструменты, а так же, симфонические приемы. В чем они заключаются? Рассмотрим на примере дискографии . Альбомов немало, ведь коллектив действует по сей день.

Дискография группы «Пикник»

На счету коллектива 21 альбом. Первый из них выпущен через год после открытия рок-клуба в Ленинграде. Магнитную пластинку назвали «Дым». Одноименную песню написал Шклярский. Он увлекся восточной культурой, что отразилось в многозначности текстов и использовании национальных инструментов Азии.

В студийные альбомы группы «Пикник» входит и «Танец волка» от 1984-го года. На сей раз Эдмунд выступил автором уже не нескольких, а всех песен на пластинке. Получились композиции в средневековом стиле, близкие к готическим. Такой необычный рок вызвал бурные обсуждения и добавил коллективу поклонников.

В 1986-ом вышел альбом «Иероглиф». Солист группы «Пикник» создал 12 композиций. Сначала, записали их концертную версию, потом студийную, а в 1987-ом изменили порядок треков и их продолжительность. Так, получилось 3 версии одной пластинки.

1988-ой год ознаменован выпуском альбома «Родом ниоткуда». Эта пластинка продавалась не только в России, но и Швеции. А вот следующий альбом 1992-го года «Харакири» остался в рамках страны, хотя и признан одним из ведущих в дискографии коллектива.

В 1994-ом рок-группа «Пикник» радует поклонников пластинкой «Немного огня». Рокерского «огня» в композициях, действительно немного. Тексты сопровождаются органной музыкой, стандартные клавишные заменены на рояль. Звуки аскетичны, но возвышенны.

В 1995-ом коллектив вдохновился историей о графе Дракула. Появился альбом «вампирские песни». Они разноплановы, поскольку написаны не только Шклярским. А вот тексты «Жень-Шеня» 1996-го года только Эдмунда. Но, на концертах эти композиции почти не звучат. В них много электронной муыки, сложно воссоздаваемой вживую, а именно так и играет группа «Пикник».

Фото на обложке следующего альбома «Стекло» напоминает стилизованный глаз. Это символ взгляда внутрь души, стремления познать бытие и передать его хрупкость. В 1997-ом Шклярский еще добавляет загадочности к своему творчеству, называя следующий диск «Пить электричество» и записывая в соавторы некую секту Мо. Позже, Эдмунд признается, что это выдуманная организация.

В 2001-ом году вновь в центре внимания группа «Пикник». «Египтянин» — альбом, обсуждаемый не только поклонниками, но и всеми россиянами. Диск стал визитной карточкой рокеров, ведь на нем была песня «Фиолетово-черный», попавшая в большинство радио-ротаций. Это касается и композиции «Египтянин».

Альбом 2002-го года «Чужой» стал традиционным для «Пикника», — песни медленные и мелодичные. Пластинка «говорит и показывает» 2003-го года явила миру ранние, но никогда не издаваемые песни группы. Удивила и «тень вампира» 2004-го года. На этом диске музыкантам подыгрывает и подпевает Вадим Самойлов из «Агаты Кристи».

Альбом 2005-го года «королевство кривых» явил миру одноименную песню, которая стала саунд-треком к популярному сериалу. В 2007-ом вышел диск «Мракобесие и джаз» и … вновь стал символом сериала. Фильм называется «Закон мышеловки». Саунд-трек же к нему именуется «Из мышеловки».

«Железные мантры» 2008-го года сопроводились аж 8-ю клипами. В 2010-ом выпущен «Театр абсурда», состоящий из 11-ти композиций. В 2011-ом в продажу поступили «три судьбы», а в 2012-ом – «Певец декаданса». Так рок-группа отметила свое 30-летие. После важной даты вышла пластинка «Чужестранец». Пока, это последний альбом, который выпустила группа «Пикник». 2015 -ый год посвящен концертной деятельности. Поговорим о ее особенностях.

Концертная деятельность группы «Пикник»

«Пикник» концерт всегда преподносит как некое театральное представление. Музыканты стараются делать шоу, а не просто исполнять песни. Туры по городам России и зарубежья проводят почти после каждого альбома. Поэтому, во многих городах рокеров встречали уже не единожды. К примеру, в Приморье коллектив ездит почти ежегодно. Правда, Эдмунд Шклярский не жалует поклонников. Об этом он лично признавался в нескольких интервью. «Мы из разных миров» — заметил артист. «Те, кому нравится наше творчество, редко близки мне по духу», — добавил певец. А согласны ли с ним коллеги. Узнаем это, а заодно, и полный состав .

Состав группы «Пикник»

В соратниках Шклярова числятся 3 человека: Леонид Кирнос, Станислав Шклярский и Марат Корчемный. Первый поет и играет на гитаре. Сын Эдмунда вокалист и клавишник. Марат отвечает за бас-гитару. Все трое, как и лидер коллектива, слегка отстранены от публики. Но, это добавляет творцам загадочности, а именно она и является одной из причин популярности рокеров.

Напоследок скажем пару слов о прошлом группы «Пикник». Игра коллектива в разные годы украшалась участием почти 30-ти музыкантов вне списка. Все они – бывшие участники коллектива. Он, как и большинство групп, не раз менял состав и, даже полностью распадался. Но, пока, «Пикник» словно феникс, всегда восстает из пепла.

Далеко не каждый коллектив, появившийся на отечественной сцене, может похвастаться долголетием и статусом легенды. Одной из тех, что продержалась на сцене несмотря ни на что, является группа "Пикник". Просто удивительно, как можно быть популярными и во время строгого советского режима, и в период полной свободы и отсутствия цензуры, которыми характеризуются последующие года. Однако это факт. Уже несколько поколений любят и ценят "Пикник". Группа стала примером для более молодых своих последователей. О ней и поговорим в нашей статье.

История появления

Появилась группа "Пикник" в самом центре культуры и свободомыслия СССР - городе на Неве Санкт-Петербурге. Первым названием группы было «Орион». Именно так именовали себя два первых участника в самом начале совместного творчества. Потом на вание сменилось на "Пикник". Группа стала такой, какая она есть сейчас, благодаря судьбоносной встрече двух талантливых личностей.

Эдмунд Шклярский, несменный солист коллектива, просто не мог не встретиться с Евгением Волощуком, организатором «Орион». Через короткое время наступает один из переломных моментов в истории ансамбля «Пикник». Группа распадается, и Эд Шклярский покидает ее вместе с ударником Али Бахтияровым.

И только в 1981 году коллектив снова объединяется в уже окончательном составе. Тогда и приходит первая популярность. Музыканты становятся лауреатами рок-фестиваля. Популярность в широких кругах приходит через альбом группы «Пикник» «Дым», что окончательно закрепляет желание участников выйти на профессиональную сцену.

Препятствия и победы

Как и многие рок-коллективы того периода, группа «Пикник» попала в черные списки исполнителей как не соответствующая советской идеологии. Только случилось то, чего никто не мог ожидать. Уже после первых гастролей оказывается, что в залах не остается свободных мест. Это удивительно, так как более 200 городов прошли в своем туре участники группы. При этом не было ни единого слова о них в СМИ!

Второй проблемой стал кризис 1989 года, когда из-за усиливающихся амбиций группу покидает половина ее состава. Приходится выступать в другом составе. Однако буквально через год коллектив восстанавливается, и продолжается череда альбомов и выступлений. Смерть в автокатастрофе барабанщика Али Бахтиярова глубоко потрясла всех, кто любит творчество коллектива «Пикник». Группа, однако, снова доказала, что, пережив любые тяжелые времена, они будет выступать и создавать новые произведения. Так и продолжается вплоть до наших дней. Альбомы группы «Пикник» каждый раз находят своих благодарных слушателей, а концерты никогда не проходят в пустом зале.

Солист и лидер группы

Большая редкость, когда в коллективе есть человек, который находится в составе с самого начала, не покидал группу и даже не пытался выйти из проекта. Один из таких редких коллективов и есть «Пикник». Группа обладает своей неповторимой индивидуальностью благодаря ее лидеру Эду Шклярскому.

Родившись изначально в семье, которой не чуждо любое творчество, у молодого парня просто не было шанса не полюбить музыку и не связать с ней свою жизнь. Он не только солист, голос которого стал неотъемлемой частью образа группы - Шклярский еще и лидер, объединяющий вокруг себя коллектив, композитор и автор множества песен. К тому же он мультиинструменталист. Можно сказать, что это уникальная личность. Группа «Пикник», фото которой можно увидеть в статье, при любых составах неизменно гордится этим участником. У коллектива очень много поклонников.

Направление музыки и стиля

Группа «Пикник» с самого появления смогла создать вокруг себя ареол мистической романтики, который привлекает молодых поклонников и преданных фанатов. Их творчество - это смесь рока и русских традиций фольклорного звучания. Все это звучит в обрамлении народных и симфонических инструментов, придающих принципиально новое звучание.

Для любителей интеллектуальной составляющей в музыке стихи песен наполнены большим количеством иронии и философии, отличающей «Пикник». Группа стремится к сохранению своего стиля, не поддаваясь веяниям моды. Отлично дополняет и собирает образ их внешность. Черные костюмы с начерченными рунами, темные очки - это стиль, которому неизменно следует группа «Пикник». Фото прошлого года и снимки, сделанные пять лет назад, позволят с первого взгляда узнать, кто на них изображен. Во всем этом и кроется неизменный успех и на протяжении уже многих лет.