«Гроза», самое решительное произведение Островского. «Гроза», самое решительное произведение Островского «Самое решительное произведение Островского»

А. Островский - великолепный русский драматург. Его бессмертные произведения по сей день ставятся на подмостках театров, а цитаты из комедий стали крылатыми выражениями. "Свои люди - сочтемся", "Лес", "Не все коту Масленица", "Бесприданница" - произведения А. Островского составят весьма большой список.

Самая известная драма Островского - "Гроза". Она повествует о событиях в маленьком городе. Драматург прибег к удивительному приему, где участие в человеческих жизнях принимает природное явление, заключающее в себе основную мысль произведения. Вот почему Островский назвал "Грозу" грозой, и этому факту нужно уделить особое внимание.

"Гроза" была написана в 1859 году, в дореформенный период Действие происходит в небольшом провинциальном городке Калинове. История повествует о семействе, которое живет под предводительством авторитарной Кабанихи. Ее сын Тихон женился на Катерине, которая его не любит. Ее сердце принадлежит Борису, племяннику Дикого. Борису Дикой должен отдать наследство, однако Дикой отличается такими качествами, как агрессивность, жестокость и алчность. Варвара, дочь Кабанихи, устраивает Катерине свидание с Борисом. Та сначала боится, но женщина не в силах противиться любви. Она изменяет мужу Тихону, который находился в отъезде.

Тихон возвращается. Катерина не в силах держать все в себе, она признается в измене. Дикой ссылает Бориса в Сибирь. Катерина понимает, что ей придется остаться и жить по-прежнему терпя унижения Кабанихи. В результате она не выдерживает, прыгает с берега в воду и умирает.

Такая трагичная история любви! Так почему Островский назвал "Грозу" грозой? Потому что все действия сопровождаются грозой. Сначала она собирается, небо заволакивают тучи, а в кульминационный момент гроза обрушивается на Калинов. Если подумать, почему Островский назвал драму "Гроза", и никак иначе, то становится ясно, что гроза в произведении - это не просто природное явление. Она имеет глубокую символику и потаенный смысл.

Гроза в душе Катерины

Если проанализировать композицию драмы (завязку, развитие событий, кульминацию), то становится понятным, почему Островский назвал "Грозу" грозой. Вначале, когда Катерина делится с Варварой своими чувствами к Борису, на небе "вон никак гроза заходит..." Однако самой грозы пока еще нет. Когда Катерина отправляется на свидание с Борисом, в тексте снова упоминается гроза. Но самой грозы снова нет.

Гроза входит в полную силу лишь тогда, когда Катерина не выдерживает мук совести и стыда. Муж Катерины вернулся и все так же любит ее, Кабаниха все так же злорадствует. Никто не заметил измены Катерины, ей все могло сойти с рук. Но вдруг разразилась суровая гроза, и Катерина пугается ее как Божьей кары. Катерина была правильно воспитана, и измена для нее была серьезным грехом. Так почему Островский назвал "Грозу" грозой? Потому что гроза, разразившаяся в душе Катерины, и гроза в небесах в кульминации драмы сливаются воедино, и в этот момент тайна девушки раскрыта. Катеринин грех становится известным всему Калинову.

Гроза для Кулигина

На фоне других персонажей выделяется образ Кулигина. Механик-самоучка, своеобразный мечтатель, он становится свидетелем всех событий. Кулигин живет в Калинове и видит его темноту и пороки. Патриархальный уклад семьи разрушен, самое время переходить к новому, но Кабаниха и Дикой продолжают жить по старым правилам.

Кулигину доверяют большинство персонажей. Он не боится власти Кабанихи и Дикого и способен смело высказывать свое мнение. "Вот ваша Катерина, делайте с ней, что хотите!" - бросает он Кабанихе после смерти женщины. Он положительный герой, и мы понимаем, почему. Островский назвал произведение "Гроза", и гроза стала живительной, новой силой, которая дала Калинову луч света. Кулигин ее не боится, а, наоборот, радуется: "Каждая теперь травинка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, словно напасти какой". Кулигин предлагал Дикому поставить громоотводы в городе, и это своеобразная аллегория: как легко громоотвод отводит грозы от города, так и Кулигин мягко противостоит людским порокам.

Гроза для самодуров

При ответе на вопрос, почему Островский назвал пьесу "Гроза", стоит обратить внимание на то, как к ней относится Дикой. Дикой - человек, который подчиняет себе других при помощи страха. Грозу он воспринимает как наказание, ее нужно бояться. Хотя сам Дикой также является грозой для домочадцев и прислуги.

Вторая "гроза" города Калинова - Кабаниха. Тихон называет грозой ее власть, ругань и постоянный контроль.

Таким образом, становится понятно, почему Островский назвал пьесу "Гроза" и никак иначе. Гроза в произведении является созидательной разрушительной силой. Если бы Островский дал драме другое название, то, скорее всего, читатели бы не уловили основной смысл произведения.

«Самое решительное произведение Островского»

«Гроза» показана борьба между отжившими нормами жизни и новыми веяниями на рубеже 50-60 годов XIX века. Это был период общественного подъема, когда трещали устои крепостничества и в душной тревожной атмосфере России действительно собиралась «гроза». Гроза «темному царству», гроза силам лжи и человеконенавистничества.

«Грозы» делятся на две основные группы: угнетатели и угнетенные. Смысл жизни первых заключался в том, чтобы приобретать, увеличивать свое богатство да повелевать покорными. Дикой для наживы не брезгует никакими средствами, не боясь даже говорить об этом вслух. Имея «тысячи», представители «темного царства» чувствуют свою силу и нагло требуют всеобщего уважения и покорности. Дикой, например, считает себя вправе ругать всех людей подряд безо всякого на то основания. Но боится тех, кто может дать ему решительный отпор. Оказывается, предел власти самодура зависит от степени покорности окружающих. Это хорошо поняла другая владычица «темного царства» - Кабаниха. Она знает, что одни деньги власти еще не дают. Другим непременным условием является послушание тех, кто денег не имеет. Островский рисует Кабаниху как убежденную защитницу «темного царства». Свою главную задачу она видит в том, чтобы пресекать всякую возможность свободомыслия, запугать человека, держать его в вечном страхе.

«темное царство» рушится, изживает себя. В обществе самодуров растет другая жизнь, с другими началами, посылающая, по" словам Добролюбова, «нехорошие видения темному царству». Эта новая сила воплощена в образе Катерины.

«Грозы». Цельная, сильная натура, Катерина терпит лишь до поры до времени. Она отличается открытым характером, искренностью, моральной чистотой. «Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу», - говорит она. Тонко чувствующая жизнь, Катерина, словно птица в клетке, тоскует в неволе. В основе протеста Катерины лежит стремление отстоять свободу своей личности; жить в неволе «темного царства» для нее хуже смерти. И Катерина предпочла смерть, Гибель девушки поколебала царство мертвящего холода, лжи и человеконенавистничества. Под влиянием смерти Катерины Кулигин, Тихон, Варвара, Борис открыто выступают против «самодурной силы». Почему же Островский показал протест слабой Катерины, пусть даже неосознанный?

«самый сильный протест, - по словам Добролюбова, - бывает тот, который поднимается, наконец, из груди самых слабых и терпеливых». А если слабые люди бросают вызов «самодурной силе», значит, в России просыпается страшный гнев народных масс, и общественный строй, существовавший в дореформенной России, должен быть разгромлен и исчезнуть навсегда. Пьеса «Гроза» звучит как приговор «темному царству». Недаром русский критик Добролюбов назвал «Грозу» А. Островского самым решительным произведением Островского».

…Взаимные отношения самодурства и безгласности
доведены в ней до самых трагических последствий… Н.А. Добролюбов

В «Грозе» изображена типичная история, которая могла произойти в любом городе, в любой семье. Наверное, именно этот факт дает многим критикам основания называть А.Н. Островского «философом русской души».

Драма начинается с описания прекрасного пейзажа реки Волга и города Калинов, но это и помогает нам лучше узнать, какие нравы у жителей тех мест. Островский дает понять то, как жутко выглядит такой жестокий мир рядом с красивой природой.

Можно предположить, что такой вступительной частью Александр Николаевич хотел показать, насколько отличаются друг от друга на первый взгляд два совершенно одинаковых мира: мира растений, животных и мира человека разумного. Один мир нам нужен как воздух, он дарит нам душевные силы, а другой мир может как подарить свет, так и запросто его отнять.

К сожалению, недолго длится в «Грозе» эта гармония красоты и силы…

Через некоторое время над городом Калиновым сгущаются грозовые тучи, как в прямом смысле, так и переносном.

Природа, словно обижается на людей за то, что они не уделяют ей должного внимания. Что все свои силы, время тратят на ссоры, ругань, сплетни. Природа впитывает в свои тучи негативный опал, исходящий от Дикого, Кабановой и других героев. В результате все проливается на них дождем, который воспринимается, как кара Божья за все содеянное, за все их грехи. Они боятся грозы, так как боятся наказания, исходящего от него.

«Гроза то нам и наказание посылает», - поучает Дикой Кулигина.

Люди «Грозы» живут в особом мире, в мире близком к катастрофическому перевороту, кризисному состоянию. Пошатнулись опоры, сдерживающие старый порядок, и взбудораженный быт заходил ходуном.

Может быть, из-за того, что «домостроевский» режим приходит в упадок, Кабанова так ополчается на Катерину , на этот «луч света в темном царстве».

В образе угнетенной нравами «домостроя» женщины драматург показал весь «ужас подневольного существования людей в условиях социального гнета. И судьбой героини вызвал к жизни практическую мысль о том, что дальше так существовать невозможно».

Катерина в доме своих родителей жила свободно, как птица. Она не привыкла к унижениям, которым подвергалась в доме мужа, и так же, как птица, рвется из этой «тесной клетки». Она рвется, хочется улететь, но у нее ничего не получается. Из сложившейся ситуации она видит только один выход – смерть.

Смерть она видит меньшим злом. Это была ее первая и последняя минута слабости, так как во всем остальном можно увидеть ту силу характера, которая проявляется во всем, что было сделано ей. Эта сила проявляется даже в отношениях к Кабанихе, которая «нищих оделяет, а домашних заела совсем», ведь не каждый смог бы вынести нрав Марфы Игнатьевны, но не Катерина… Она способна на многое. В отличие от других жителей города Калинова она не позволяет, чтобы власть свекрови-тирана искалечила ей жизнь.

Катерина хоть немного, но сопротивляется, и ее смерть кажется протестом, избавлением от рабства души и тела. Она свободна и может «лететь» куда угодно. Теперь она не во власти недоброжелателей. Она единственная (кроме Кудряша) проявила в открытую свои чувства, свое отношение к нравам, царившим в Калинове. Никто: ни Тихон, ни Варя – не посмели этого сделать. Только после смерти Катерины мы видим слабую искорку протеста в словах убитого горем Тихона.

Деспоты, окружающие Катерину, хоть и придерживаются одних правил «домостроя», но совершенно разные люди. К примеру, возьмем образ Марфы Игнатьевны Кабановой и Савела Прокофьевича Дикого. Дикой, хоть и был скупым, но не скрывал этого. Вот, что он говорит городничему:

«… Не доплачу я им по копейке какой-нибудь на человека, а у меня из этого тысячи составляются, так оно и мне хорошо!»

Савел Прокофьевич говорит, не стесняясь в выражениях. Он кружит людьми, законом как ему угодно, для него бедные и зависимые от него люди – черви.

«Что ж ты судиться, что ли, со мною будешь? – заявляет он Кулигину . – Так ты знай: ты – червяк. Захочу – помилую, захочу – раздавлю».

Но Дикой силен только материально, да на ругань, зато слаб духовно. В его душе иногда мерцает огонек нравственной истины, и именно поэтому Савел Прокофьевич может струсить перед людьми выше его стоящими, перед теми, кто в законе сильнее его, перед законом здравого смысла.

Добролюбов:

«Ему кажется, что если он признает над собою законы здравого смысла, общего всем людям, то его важность сильно пострадает от этого… Он осознает, что он нелеп… Привычка дурить в нем так сильна, что он подчиняется ей даже вопреки голосу собственного здравого смысла.»

Но нельзя сказать, что он «прозрел», нет «его нельзя «просветить», но можно «прекратить».

Чем, кстати, и занимается Марфа Игнатьевна. Она добивается этого приостановления, а все, потому что знает: корень внутренней слабости в самодурстве Дикого:

«А и честь-то не велика, потому что воюешь-то ты всю жизнь с бабами. Вот что».

Кабанова ханжа, деспот, свою тиранию прикрывает приверженностью старым порядкам. Ее женское самодурство мельче и несноснее мужского. Она делает все как бы исподтишка. Да, она нищему подает на пропитание, но домашних «заела совсем».

Но почему она так относится к родственникам? Потому что «домострой» предписывает подавать нуждающимся, а домашних держать «в кулаке». Катерину она ненавидит просто неосознанно: не любить ее не за что. Кабанихе нельзя угодить, ее мелочные требования и бесконечные претензии отравляют атмосферу в доме.

В драме «Гроза» мы видим: насколько ничтожен, мелочен был мир купцов.Все можно было купить за деньги, они решали все, даже закон был подвластен им, ведь не зря народная поговорка гласит: «Закон, что дышло: куда повернешь, туда и вышло». В образе Катерины мы видим новый зарождающийся мир. Ведь именно она, эта хрупкая девушка, нашла в себе силы сопротивляться, хотя в городе Калинове это могли бы многие. Кудряш тоже подавал надежду на протест, но он сжился с калиновскими нравами.

Варвара: она, как «дитя Диких и Кабаних» , не свободна от бездуховности отцов.

А Тихон: молчащий и смирившийся бунтарь, который не разделял деспотических взглядов маменьки, но молчал, пряча глубоко в душе свои добрые и великодушные чувства.

«Гроза» датируется 1859 годом, получается, что драма была написана накануне революции и впитала в себя всю «предгрозовые» настроения, царившие в стране.

Историзм «Грозы» заключен в самом конфликте, непримиримых противоречиях, отраженных в пьесе. В драме нет идеализации купечества, есть лишь острая сатира, что свидетельствует о том, что Островский во многом преодолел свои воззрения.

Вопросы по драме Островского "Гроза" 1) Как характеризуется темное царство? 2) Почему Катерина луч света в темном царстве? 3)

Почему Гроза самое решительное произведение?

4) Гроза как проявление народного самосостояния.

Даже если мало главное своими словами хотябы 3-4 предл.))

Конспект Добролюбова "Луч света в темном царстве" п плану: 1. "Гроза" Островского самое решительное произведение Островского. 2.

Историческая обусловленность образа Катерины.

3. Своеобразие характера катерины:простодушие, блогородство... (не менее 8 характеристик)

4.Образ Катерины в заимосвязи с другими персонаажами.

5. Темное царство.

6.Вызов самодурной силе

Заранее спасибо!!!)

Вопросы и задания к стихотворению «Элегия» Почему стихотворение называется «Элегия»? В чем его сходство и различие с элегиями

русских поэтов начала XIX века? Почему поэт называет страдания народа «старой темой»? Как в стихотворении выражено его отношение к крестьянской реформе? Почему автор уверен, что народ не внемлет его песням? Как и с какой целью меняются образные картины и поэтические интонации в четырех частях стихотворения? Какие строки стихотворения являются скрытыми цитатами или отсылают читателя к творчеству Пушкина? Сопоставьте стихотворение «Элегия» с одним из стихотворений Пушкина: «Деревня», «Поэту», «Элегия (Безумных лет угасшее веселье…)», «Из Пиндемонти». Как в них решается проблема взаимоотношений поэта и народа? Есть ли разница в понятиях «народ» и «толпа» в стихах Пушкина и Некрасова?

Последняя книга, которую читал Лев Толстой, - его собственная. Он считал ее самым главным своим произведением и часто повторял: «Какая хорошая это

книга!». Интересно, что эту книгу мало кто знает, она редко издавалась. Она называется «Круг чтения». Это два больших тома - сборник избранных мыслей великих писателей и философов об истине, жизни, отрывки из священных книг разных народов. Собрал их вместе Лев Толстой, украсив собственными размышлениями. Многие считают «Круг чтения» одним из самых значительных произведений ХХ века. Толстой взял эту книгу с собой в свой последний путь, который окончился на маленькой железнодорожной станции в ноябре 1910 года. В названии станции запомним первую букву.

В эти годы создаются пьесы разных жанров: «В чужом пиру похмелье» и «Доходное место» - комедии, «Воспитанница» - «сцены из деревенской жизни», «Гроза» - драма. Предреформенные общественные настроения отразились здесь в том смысле, что колеблется сама возможность эпического мироотношения: история резко врывается в жизнь, побуждая людей к самосознанию, к отделению себя от общего и родового. «Гроза» есть «самое решительное произведение Островского», как скажет потом Добролюбов, потому что все противоречия обострены в ней до предела, даны с беспощадной ясностью.

«Доходное место» и «Воспитанницу» при всем различии тематики роднит идеализм главных героев, которые считают, что можно противопоставить реальности свою меру ценностей. Не случайно книжные идеалы Жадова, в основе искренние, все же терпят поражение. Иллюзии Нади, в свою очередь, оборачиваются разочарованием и даже отчаянным бунтом. Предвосхищая Катерину в «Грозе», героиня «Воспитанницы» говорит: «Не хватит моего терпения, так пруд-то у нас недалеко!»

Мгновенность нравственого прозрения этих героев не позволяет вполне развернуться драматургическому конфликту, который во всех своих закономерностях будет развит в драме «Гроза» (1859). Если считать конфликт в драматургии движущей силой действия, основанного на прямом столкновении и противоборстве характеров и обстоятельств, то к «Грозе» вполне применимо высказывание драматурга об общественной комедии, где, по его понятиям, конфликт обрел высшую степень глубины: «В комедии... выводится взаимодействие индивидуальных и общественных течений, коллизия личности и среды, которую поэтому нужно хорошо знать наперед...»

Главная героиня «Грозы», купеческая жена Катерина Кабанова,- это именно «лицо», личность, замечательная своим «художественным изяществом», по выражению писателя-этнографа С. В. Максимова. Вместе с тем это лицо, вобравшее в себя все что ни есть здорового, нравственно ценного в народной жизни и не согласное по доброй воле отказаться от «чувства законности», которое в других стало «пассивным и окаменелым» (Н. А. Добролюбов).

Как совместить потребности свободной от природы человеческой натуры с порабощением всех проявлений жизни в «темном царстве»? И как при этом согласовать внутреннее понятие о нравственном законе с мертвым моральным кодексом - заменой нравственной истины? Эти вопросы требуют ответа не только от главной героини, но и фактически от большинства окружающих ее лиц: Кулигина, Варвары, Кудряша, Бориса, Тихона.

Как бы ни истолковывать символическое название драмы - «Гроза», в существе своем это достигший кульминации протест всех угнетенных природных сил, которые сами хотят определить себе нравственную меру и не желают безвольно и автоматически подчиняться чужой воле.

В конечном счете «гроза» - это результат развития исторических сил, которые проникли в самую глубину России, произведя там смятение, потрясение устоев. В этом смысле символ «грозы» можно поставить в один ряд с «бураном» из «Капитанской дочки».

Драма «Гроза» создавалась в условиях, непосредственно предшествовавших отмене крепостного права. Она подтвердила мысль Н. А. Добролюбова, высказанную в «Темном царстве»: Островский «обладает глубоким пониманием русской жизни и великим уменьем изображать резко и живо самые существенные ее стороны».

Многое объясняет то, что созданию пьесы предшествовало путешествие драматурга в верховья Волги (1856-1857), когда его особенно поразил контраст между возвышающей красотой природы и существующей рядом с этой красотой людской жестокостью. Город Калинов, где происходит действие,- это, конечно, собирательный образ провинциального города «на берегу Волги», как сказано в ремарке, открывающей пьесу. «Существенные стороны» русской жизни были настолько глубоко постигнуты здесь Островским, что происшествия последующего времени лишь подтвердили достоверность созданной в пьесе художественной коллизии. В начале 1890-х годов увидели свет материалы по нашумевшему в Костроме делу Клыковой, в которых напечатавший их краевед усмотрел почти буквальное сходство с драмой «Гроза»: «в обстановке, характере, положениях и разговорах». В действительности же «клыковское дело» возникло спустя месяц после окончания работы над пьесой, а впоследствии подобные случаи обнаружились и в других городах России - Плесе и Кинешме.

Все это свидетельствовало о том, что конфликт, положенный в основу драмы, был глубоко типичен, историчен. Катерина и Кабанова находятся в сердцевине этого конфликта, другие персонажи замешаны в нем в той мере, в какой это продиктовано нравственной проблематикой «Грозы». Среди героев есть один, который не столько участвует в конфликте, сколько рассуждает о нем - с позиций историка, комментатора, ора-тора-правдолюбца. Этот герой своей ролью до некоторой степени уподобляется хору в античной трагедии: также морализует и философствует, несет высокие истины, необходимые обществу.

Из толпы обывателей автор выделяет Кулигина и дает ему право высказать общую идею пьесы у тела погибшей Катерины: «Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней что хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас!»

Кулигин наделен и индивидуальными чертами: его образ по-своему драматичен и имеет собственную социальную и нравственно-психологическую содержательность.