Гриша Добросклонов — народный заступник (по поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»). Народный заступник - Гриша Добросклонов (по поэме Кому на Руси жить хорошо)

Чтоб землякам моим И каждому крестьянину Жилось вольготно-весело На всей святой Руси! Н. А. Некрасов. Кому на Руси жить хорошо В образе народного заступника Гриши Добросклонова воплотился авторский идеал положительного героя. Этот образ явился итогом раздумий Н. А. Некрасова о путях, ведущих к счастью русский народ. Правдиво, но очень по­этично поэт сумел отобразить лучшие черты характера Гриши - оптимистически настроенного борца, тесно свя­занного с народом и верящего в его великое и светлое будущее. Рос Гриша в нищете. Его отец, Трифон, сельский дья­чок, жил «беднее захудалого последнего крестьянина», был вечно голоден. Мать Гриши, Домна, - «батрачка безответ­ная на каждого, кто чем-нибудь помог ей в черный день». Сам Гриша учится в семинарии, которая для него была «кормилицей». Как ни плохо кормили их в семинарии, юноша последним куском хлеба делился с матерью. Рано задумался Гриша о жизни, и в пятнадцать лет он уже твердо знал, «кому отдаст всю жизнь свою и за кого умрет». Перед собой, как и перед любым думающим чело­веком, он ясно видел лишь две дороги: Одна просторная Дорога - торная. Страстей раба... По этому пути движется жадная к соблазну толпа, для которой смешна даже мысль «о жизни искренней». Это дорога бездушья и жестокости, поскольку «за блага брен­ные» там кипит «вечная, бесчеловечная вражда-война». Но есть и вторая дорога: Другая - тесная, Дорога честная, По ней идут Лишь души сильные, Любвеобильные, На бой, на труд... Григорий Добросклонов выбирает именно этот путь, поскольку видит свое место рядом с «униженными» и «оби­женными». Это дорога народных заступников, революцио­неров, и Гриша не одинок в своем выборе: Немало Русь уж выслала Сынов своих, отмеченных Печатью дара божьего, На честные пути... Гриша обладает не только светлым умом и честным бунтующим сердцем, он наделен и даром красноречия. Он умеет убедить мужиков, которые прислушиваются к нему и верят его словам, утешить их, разъяснить, что в появле­нии таких людей, как Глеб-предатель, виноваты не они, а «крепь», которая родила и «грехи помещика», и грехи Гле­ба и «несчастного Якова». Нет крепи - Глеба нового Не будет на Руси! Григорий лучше, чем остальные, понимает великую силу слова, поскольку он - поэт. Его песни поднимают дух крестьянам, радуют вахлаков. Еще совсем юный Гриша может привлечь своими песнями внимание обездоленного народа к идее протеста и повести за собой. Он верит, что народная сила - это «совесть спокойная, правда живу­чая», поэтому ощущает «в груди своей силы необъятные». Свое счастье Григорий Добросклонов находит в любви к родине и народу, в борьбе за его свободу, и этим он не только отвечает на вопрос странников о том, кто счастли­во живет на Руси, но и является олицетворением понима­ния Некрасовым истинного назначения своего творчества, своей жизни.

Гриша Добросклонов коренным образом отличается от других действующих лиц поэмы. Если жизнь крестьянки Матрены Тимофеевны, Якима Нагого, Савелия, Ермила Гирина и многих других показана в покорности судьбе и сложившимся обстоятельствам, то у Гриши наблюдается совсем иное отношение к жизни. В поэме показывается детство Гриши, рассказано о его отце и матери. Жизнь его была более чем тяжела, отец был ленив и беден:

Беднее захудалого

Последнего крестьянина

Жил Трифон.

Две каморочки:

Одна с дымящей печкою,

Другая в сажень - летняя,

И вся тут недолга;

Коровы нет, лошадки нет,

Была собака Зудушка,

Был кот - и те ушли.

Таков был отец Гриши, он меньше всего заботился о том, что едят его жена и дети.

Дьячок хвалился детками,

А чем они питаются -

И думать позабыл.

Он сам был вечно голоден,

Весь тратился на поиски,

Где выпить, где поесть.

Мать Гриши умерла рано, ее погубили постоянные печали и заботы о хлебе насущном. В поэме приведена песня, в которой рассказывается о судьбе этой бедной женщины. Песня не может оставить равнодушным ни одного читателя, ведь это свидетельство огромного неизбывного человеческого горя. Слова песни очень простые, в них рассказывается, как страдающий от голода ребенок просит у матери кусок хлеба с солью. Но соль слишком дорога, не под силу купить ее бедным людям. И мать, чтобы накормить сына, поливает кусок хлеба своими слезами. Эта песня с детства запомнилась Грише. Она заставляла его вспоминать о своей несчастной матери, скорбеть о ее судьбе.

И скоро в сердце мальчика

С любовью к бедной матери

Любовь ко всей вахлачине

Слилась - и лет пятнадцати

Григорий твердо знал у же,

Что будет жить для счастия

Убогого и темного Годного уголка.

Григорий не согласен покориться судьбе и вести столь же печальную и убогую жизнь, которая свойственна большинству людей вокруг него. Гриша выбирает для себя иной путь, становится народным заступником. Он не боится того, что жизнь его будет нелегкой.

Ему судьба готовила

Путь славный, имя громкое

Народного заступника,

Чахотку и Сибирь.

С детства Гриша жил среди убогих, несчастных, презираемых и беспомощных людей. Он с молоком матери впитал все беды народные, поэтому не хочет и не может жить ради своих эгоистических интересов. Он очень умен, имеет сильный характер. И выводит его на новую дорогу, не позволяет оставаться равнодушным к народным бедствиям. Размышления Григория о судьбе народа свидетельствуют о живейшем сострадании, которое заставляет Гришу выбрать для себя столь нелегкий путь. В душе Гриши Добросклонова постепенно зреет уверенность, что его родина не погибнет, несмотря на все страдания и горести, которые выпали на ее долю:

В минуты унынья, о родина-мать!

Я мыслью вперед улетаю.

Еще суждено тебе много страдать,

Но ты не погибнешь, я знаю.

Размышления Григория, которые “в песне излились”, выдают в нем очень грамотного и образованного человека. Он хорошо осведомлен о политических проблемах России, и судьба простого народа неотделима от этих проблем и трудностей. Исторически сложилось, что Россия “была глубоко несчастной страной, подавленной, рабски бессудной”. Позорная печать крепостного права превратила простой народ в бесправных существ, и все проблемы, вызванные этим, невозможно сбрасывать со счетов. Последствия татаро-монгольского ига также оказали существенное влияние на формирование национального характера. Русский человек сочетает в себе рабскую покорность судьбе, и это является основной причиной всех его бед.

Образ Григория Добросклонова тесно связан с революционно-демократическими идеями, которые стали появляться в обществе в середине XIX в. Некрасов создал своего героя, ориентируясь на судьбу Н. А. Добролюбова Григорий Добросклонов - это тип революционера-разночинца. Он родился в семье бедного дьячка, с детства ощутил на себе все бедствия, характерные для жизни простого народа. Григорий получил образование, к тому же сам, будучи умным и увлеченным человеком, не может остаться равнодушным к сложившейся в стране ситуации. Григорий прекрасно понимает, что для России теперь есть только один выход - радикальные изменения общественного строя. Простой народ уже больше не может быть таким же бессловесным сообществом рабов, которое покорно терпит все выходки своих господ:

Довольно! Окончен с прошедшим расчет,

Окончен расчет с господином!

Сбирается с силами русский народ

И учится быть гражданином.

Образ Григория Добросклонова в поэме Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” вселяет надежду в нравственное и политическое возрождение Руси, в изменения сознания простого русского народа.

Финал поэмы показывает, что счастье народное возможно. И пусть пока еще далеко до того момента, когда простой человек сможет назвать себя счастливым. Но пройдет время - и все изменится. И далеко не последнюю роль в этом будут играть Григорий Добросклонов и его идеи.

Гриша Добросклонов коренным образом отличается от других действующих лиц поэмы. Если жизнь крестьянки Матрены Тимофеевны, Якима Нагого, Савелия, Ермила Гирина и многих других показана в покорности судьбе и сложившимся обстоятельствам, то у Гриши наблюдается совсем иное отношение к жизни. В поэме показывается ребячество Гриши, рассказано о его отце и матери. Жизнь его была более чем тяжела, отец был ленив и беден:

Беднее захудалого

Последнего крестьянина

Жил Трифон.

Две каморочки:

Одна с дымящей печкою,

Другая в сажень - летняя,

И вся тут недолга;

Коровы нет, лошадки нет,

Была собака Зудушка,

Был кот - и те ушли.

Таков был отец Гриши, он меньше всего заботился о том, что едят его благоверная и дети.

Дьячок хвалился детками,

А чем они питаются -

И мыслить позабыл.

Он сам был вечно голоден,

Весь тратился на поиски,

Где хлебнуть, где поесть.

Мать Гриши умерла рано, ее погубили постоянные печали и заботы о хлебе насущном. В поэме приведена песня, в которой рассказывается о судьбе этой бедной женщины. Песня не может оставить равнодушным ни одного читателя, ведь это свидетельство огромного неизбывного человеческого горя. Слова песни очень простые, в них рассказывается, как страдающий от голода ребенок просит у матери кусок хлеба с солью. Но соль слишком стезя, не под силу купить ее бедным людям. И мать, чтобы накормить сына, поливает кусок хлеба своими слезами. Эта песня с детства запомнилась Грише. Она заставляла его припоминать о своей несчастной матери, скорбеть о ее судьбе.

И скоро в сердце мальчика

С любовью к бедной матери

Любовь ко всей вахлачине

Слилась - и лет пятнадцати

Григорий твердо знал у же,

Что будет существовать для счастия

Убогого и темного Годного уголка.

Григорий не согласен покориться судьбе и вести столь же печальную и убогую жизнь, которая свойственна большинству людей около него. Гриша выбирает для себя другой путь, становится народным заступником. Он не боится того, что жизнь его будет нелегкой.

Ему судьба готовила

Путь славный, имя громкое

Народного заступника,

Чахотку и Сибирь.

С детства Гриша жил среди убогих, несчастных, презираемых и беспомощных людей. Он с молоком матери впитал все беды народные, поэтому не хочет и не может существовать ради своих эгоистических интересов. Он очень умен, имеет сильный характер. И выводит его на новую дорогу, не позволяет оставаться равнодушным к народным бедствиям. Размышления Григория о судьбе народа свидетельствуют о живейшем сострадании, которое заставляет Гришу остановить свой выбор для себя столь нелегкий путь. В душе Гриши Добро-склонова постепенно зреет уверенность, что его родина не погибнет, несмотря на все страдания и горести, которые выпали на ее долю:

В минуты унынья, о родина-мать!

Я мыслью вперед улетаю.

Еще суждено тебе много страдать,

Но ты не погибнешь, я знаю.

Размышления Григория, которые "в песне излились", выдают в нем очень грамотного и образованного человека. Он хорошо осведомлен о политических проблемах России, и судьба простого народа неотделима от этих проблем и трудностей. Исторически сложилось, что Россия "была сильно несчастной страной, подавленной, рабски бессудной". Позорная печать крепостного права превратила простой народ в бесправных существ, и все проблемы, вызванные этим, невозможно сбрасывать со счетов. Последствия татаро-монгольского ига также оказали существенное влияние на формирование национального характера. Русский человек сочетает в себе рабскую покорность судьбе, и это является основной причиной всех его бед.

Образ Григория Добросклонова тесно связан с революционно-демократическими идеями, которые стали появляться в обществе в середине XIX в. Некрасов создал своего героя, ориентируясь на судьбу Н. А. Добролюбова Григорий Добросклонов - это тип революционера-разночинца. Он родился в семье бедного дьячка, с детства ощутил на себе все бедствия, характерные для жизни простого народа. Григорий получил образование, к тому же сам, будучи умным и увлеченным человеком, не может остаться равнодушным к сложившейся в стране ситуации. Григорий прекрасно понимает, что для России теперь есть только один выход - радикальные изменения обшествен- ного строя. Простой народ уже больше не может быть таким же бессловесным сообществом рабов, которое покорно терпит все выходки своих господ:

Довольно! Окончен с прошедшим расчет,

Окончен расчет с господином!

Сбирается с силами русский народ

И учится быть гражданином.

Образ Григория Добросклонова в поэме Некрасова "Кому на Руси существовать хорошо" вселяет надежду в нравственное и политическое возрождение Руси, в изменения сознания простого русского народа.

Финал поэмы показывает, что счастье народное может быть. И пусть пока ещё неблизко до того момента, когда простой человек сможет назвать себя счастливым. Но пройдет час - и все изменится. И неблизко не последнюю роль в этом будут игрывать Григорий Добросклонов и его идеи.

«Кому на Руси жить хорошо» — самое мощное и удивительное создание Некрасова. Это не поэма в традиционном смысле слова и даже не роман в стихах. Это народная эпопея нового времени, впитавшая традиции древнерусских былин. В «Кому на Руси жить хорошо» воплощены исконные черты русского национального характера, его незыблемые устои, народное горе и народное счастье. Свою поэму Н. А. Некрасов писал в одну из переломных эпох нашей истории. Отмена крепостного права, экономические реформы — все это происходило на глазах у писателя. Некрасовским странникамтак и не удалось найти счастливого человека на Руси. В чем же корень зла, источник людских горестей? Гриша Добросклонов отвечает на этот вопрос: «Всему виною крепь». Но это мнение, как мне кажется, было бы неправильно считать настоящей точкой зрения автора. Мотив истинного счастья возникает в последней главе поэмы — «Доброе время — добрые песни». Он связан с образом Гриши Добросклонова, в котором воплотился нравственный идеал писателя: Ему судьба готовила Путь славный, имя громкое Народного заступника. Чахотку и Сибирь. Сын дьячка, вскормленный всем крестьянским миром, впитавший с молоком матери горькую крестьянскую среду, Гриша не просто испытывает глубокую и преданную любовь к народу. Этот герой становится народным заступником, сознательным борцом за народное счастье. Судьба Гриши Добросклонова типична для русских революционеров-демократов. Интересно, что фамилия героя похожа на фамилию Добролюбова, которого Некрасов очень любил и ценил. Долгое время в советском литературоведении образ Добросклонова воспринимался как художественный слепок Белинского, Добролюбова, Чернышевского, как высший идеал революционного деятеля. Действительно, мне кажется, что в образе этого героя нашли отражение общественно-политические черты того времени: «хождение в народ» и другое. Но, я думаю, Гриша Добросклонов — это мечта поэта, его надежда. Некоторые критики творчества Некрасова указывали на схематичность образа героя. Мне кажется, это вполне объяснимо. Гриша — простой парень. Биографически он ничем не отличается от крестьян, он испытывал такую же нужду, как и все они. Концовка главы «Пир на вест мир» играет роль развязки всей эпопеи. Ведь именно здесь прозвучал ответ на вопрос, поставленный в самом начале произведения — «кому на Руси жить хорошо?» Счастливым человеком оказывается никто иной, как народный заступник Гриша Добросклонов. Его счастье основывается на радости от творческой удачи. «Удалась мне песенка!» — молвил Гриша: Если бы знать могли они, что творилось с Гришею, Слышал он в груди своей силы необъятные, Услаждали слух его звуки благодатные, Звуки лучезарные гимна благородного — Пел он воплощение счастия народного! Как поэт Гриша раскрывается через песни. В них же он находит возможность указать на путь к счастью для всего народа. Образ Гриши Добросклонова связан с проблемой образа автора и слабым выражением авторской позиции. Она показана в поэме не так четко, как позиция защитника русского народа: Рать подымается — Неисчислимая! Сила в ней скажется Несокрушимая! Песнь «Русь» — гимн крестьянской Руси, которая, преодолев бессилие, проснется и поднимется на борьбу за свое освобождение. Но мысли о революционном преображении мира, по мнению Некрасова, полностью еще не вошли в народное сознание. В своих песнях Гриша поднимает нравственные вопросы, которые основываются не только на социальном неравенстве: Сила с неправдою Не уживается. Жертва неправдою Не называется. Стиль и язык песни героя имеют народные корни, фольклорную основу. Это придает ей эпическое звучание и расширяет границы художественного пространства произведения. Именно благодаря им образ Гриши приобретает ореол человека из народа и народного заступника: Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка-Русь! В рабстве спасенное Сердце свободное — Золото, золото Сердце народное! Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» — итог творческого пути поэта. Она является глубоким художественным исследованием народной жизни, поднимает важнейшие проблемы эпохи.

Слайд 2

В противовес отталкивающим образам угнетателей народа в поэме нарисован светлый и благородный образ «народного заступника». Им является семинарист Гриша Добросклонов Гриша Добросклонов - сын «батрачки безответной» и сельского дьячка, жившего «беднее захудалого последнего крестьянина». Голодное детство, суровая юность сблизили его с народом, ускорили духовное созревание и определили жизненный путь Гриши:...лет пятнадцати Григорий твёрдо знал уже, Что будет жить для счастия Убогого и тёмного Родного уголка.

Слайд 3

Многими чертами своего характера Гриша напоминает Добролюбова. Как и Добролюбов, Гриша Добросклонов - борец за народное счастье; он хочет быть первым там, «где трудно дышится, где горе слышится».

Слайд 4

Образом Григория Некрасов давал ответ на вопрос: что делать борцу за народные интересы? Иди к униженным, Иди к обиженным Там нужен ты.

Слайд 5

Григорий становится в ряды тех, кто готов «на бой, на труд за обойдённого, за угнетённого». Мысли Гриши постоянно обращены «ко всей Руси загадочной, к народу». В его душе «с любовью к бедной матери любовь ко всей вахлачине слилась». Григорий- верный сын народа. В образе Гриши Добросклонова Некрасов видит представителя трудовой народной массы, кровно с ней связанного: «Как ни темна вахлачина», как ни забита барщиной и рабством, она, «благословясь, поставила в Григорье Добросклонове такого посланца». Ему чужды заботы о личном благополучии, для него «доля народа, счастье его, свет и свобода прежде всего».

Слайд 6

Некрасовский революционер готов отдать свою жизнь за то, чтоб «каждому крестьянину жилось вольготно-весело на всей святой Руси». Гриша не одинок. На «честные пути», в бой за «честное дело» вышли уже сотни людей, подобных ему. Ему, как и другим борцам, ...судьба готовила Путь славный, имя громкое Народного заступника, Чахотку и Сибирь.

Слайд 7

Но Гришу не пугают предстоящие испытания, потому что он верит в торжество того дела, которому посвятил свою жизнь. Он знает, что его родине «суждено ещё много страдать», но верит в то, что она не погибнет, и поэтому чувствует «в груди своей силы необъятные». Он видит, что многомиллионный народ пробуждается к борьбе: Рать подымается Неисчислимая! Сила в ней-скажется Несокрушимая!

Слайд 8

На основной вопрос поэмы - кому на Руси жить хорошо? - Некрасов отвечает образом Гриши Добросклонова, «народного заступника». Вот почему поэт говорит: Быть бы нашим странникам под родною крышею, Если б знать могли они, что творилось с Гришею. Труден, но прекрасен путь, по которому идёт Гриша Добросклонов. На этот путь вступают «лишь души сильные любвеобильные». На нём ждёт человека подлинное счастье, ибо счастлив может быть только тот, говорит Некрасов, кто себя отдаёт борьбе за благо и счастье народа.

Посмотреть все слайды