Григорьев, Сергей Алексеевич: биография. Выставка одной картины (тени забытых предков. эпилог.) Сведения о художнике с григорьеве

Сергей Григорьев Вратарь . 1949 укр. Воротар Холст, масло. 100 × 172 см Государственная Третьяковская галерея , Москва (инв. 28043 )

История создания и судьба картины

Григорьев говорил, что его «искания в области жанровой живописи долго оставались эмпирическими », что сначала он «всё писал с натуры и тянул много лишнего в картину», но затем «перешёл к режиссёрскому решению». Исследователи творчества художника писали о том, что по-настоящему Григорьеву впервые удалось такое решение (объединить всех персонажей единым действием, соответствующим замыслу художника-режиссёра) именно в картине «Вратарь», которая настолько продумана, «срежиссирована», что воспринимается как зарисовка непосредственно увиденного в жизни. В этом проявилось зрелое мастерство художника-жанриста. Каждой детали полотна соответствует своё символическое значение, а каждый её персонаж по-своему убедителен. Однако, несмотря на отмеченные критиками достоинства, в советское время эта картина находилась в тени двух других картин художника - «Приём в комсомол» (тот же 1949 год) и «Обсуждение двойки » (1950) .

Картина «Вратарь» создана в 1949 году. В это время Григорьев уже был профессором , заведующим кафедрой рисунка . Обращение к детской тематике художника не было случайным или первым (впервые он привлёк внимание к своим работам картиной «Дети на пляже» в 1937 году ). Григорьев ценил в детских образах непосредственность, естественность, живость реакций . Техника исполнения картины - масляная живопись по холсту . Размер - 100 × 172 сантиметров . Справа внизу находится подпись автора - «С А Григорьев 1949 г.», ещё один автограф находится на обороте полотна - «СА Григорьев 1949 год Киев » .

Картина «Вратарь» (вместе с другой картиной Григорьева «Приём в комсомол» , 1949) была удостоена Сталинской премии II степени за 1950 год . Полотно было приобретено Государственной Третьяковской галереей на Всесоюзной выставке 1950 года у самого автора . В коллекции галереи оно находится и сейчас . Инвентарный номер - 28043. Картина была представлена на многочисленных выставках: в Москве (1951), Ленинграде (1953), на Передвижной выставке в китайских городах от Пекина до Уханя (1954-1956), в Москве (1958 и 1971, 1979, 1986-1987, 2001-2002, в «Новом Манеже» в 2002 году), в Киеве (1973, 1979), Казани (1973-1974, 1977-1978), в городах США (1979-1980), на юбилейной выставке, посвящённой 225-летию Академии художеств СССР , в Москве (1983-1984) .

Сюжет и особенности трактовки

В. А. Афанасьев реконструировал события, предшествовавшие сцене, запечатлённой на картине Сергея Григорьева. Группа возвращавшихся после занятий школьников устроила импровизированный футбольный матч, соорудив ворота из портфелей, сумок и беретов . За пределами изображения на картине происходит захватывающий эпизод, который приковал внимание случайных зрителей, расположившихся на штабеле свежих досок. К событиям на поле обращено внимание и долговязого белобрысого мальчика в тёмном свитере, занимающего место в воротах . А. М. Членов обращал внимание на то, что на полотне изображена ранняя осень, когда ещё тепло, но «некоторые опасливые мамаши» уже одели своих детей в пальто. Он отмечал, что художник выбрал не сцену борьбы за мяч, которая в данный момент происходит, по его оценке, в центре поля, а самый край футбольного поля .

У мальчика забинтовано правое колено, и это, по мнению О’Махоуни, - знак преданности своей команде, готовности поступиться ради неё своим здоровьем. Григорьев опирался на характерную для культуры и идеологии предвоенных лет метафору «вратарь-пограничник», доблестный защитник рубежей Родины от коварных и жестоких врагов (искусствовед Галина Карклинь отмечала, что вратарь значительно старше всех других детей, изображённых на полотне, и как ученик младшей школы с гордостью демонстрирует своё футбольное мастерство малышне ). Однако картина написана в 1949 году, и метафора , с точки зрения О’Махоуни, обрастает рядом дополнительных смыслов. Изображён пустырь на окраине города или посёлка (одновременно за городом и в непосредственной близости от него, такая «линия обороны», по мнению британского искусствоведа, - отсылка к обеим столицам, Москве и Ленинграду , у самых подступов к которым в период войны находилась линия фронта). Фон картины рассказывает о восстановлении страны - на двух зданиях видны строительные леса; вблизи, справа, ведутся экскаваторные работы; зрители сидят на досках, что также служит намёком на то, что матч проходит на строительной площадке .

В своей книге о творчестве художника Т. Г. Гурьева сделала вывод о том, что фоном изображённой на картине сцены является панорама Киева : видны Андреевская церковь над Днепром , стройки, массив домов . Искусствовед А. Членов считал, что можно точно определить и само место, где происходит матч. Это - сад Киевского художественного института, где в то время работал художник на кафедре рисунка. Именно отсюда, по мнению Членова, открывается изображённый Григорьевым вид на Андреевский собор и здания над крутыми склонами Днепра, спадающими к Подолу - нижней части Киева .

Зрители, за единственным исключением, - дети. Они смотрят, как и вратарь, за раму картины, на противника, готовящегося нанести удар. На некоторых детях - зрителях матча спортивная одежда; один мальчик стоит за вратарём и словно ассистирует ему. «Ворота» - школьные ранцы, уложенные на землю по обе стороны от вратаря. По мнению О’Махоуни, это указывает на скорее импровизированный , чем запланированный характер самого события. Среди детей, по оценке О’Махоуни, Сергей Григорьев изобразил двух девочек (в отличие от него, Афанасьев насчитывает четырёх девочек, относя к ним самого маленького ребёнка, а также персонажа в сиреневом пальто-капоре , Гурьева считает девочками троих персонажей, включая в это число персонажа в красном капюшоне ). О’Махоуни утверждает, что девочки играют на картине второстепенную роль. Одна из девочек (она одета в спортивные штаны, такие же, как у мальчиков) нянчит куклу, что говорит о ней скорее как о будущей матери, чем как о спортсменке; вторая, одетая в школьную форму , стоит за спинами других детей . Т. Г. Гурьева отмечает разнообразие и убедительность психологических характеристик детей, а также юмор художника. В отличие от Карклинь, она относит старших детей на картине к подростковому (пионерскому) возрасту . Мальчик в красном лыжном костюме широко расставил ноги и заложил за спину руки, выпятив живот, он отличается, по её мнению, спокойным, созерцательным характером (в игру «малыша» не принимают, но он сумел приобщиться к состязанию, подбирая мячи, вылетевшие за линию ворот ). Членов отмечал, что он преисполнен сознанием собственной важности, смотрит на играющих «свысока» (несмотря на малый рост), его не волнует, какая из команд одержит победу в матче . На досках сидят как более темпераментные, так и вполне спокойные болельщики. Оживлённо реагирует на игру малыш в сером капюшоне. Спокойно наблюдают за игрой девочка с куклой и школьница с красным бантом в коротко стриженых волосах. Пригнувшись и упёршись руками в колени, увлечённо следит за матчем девочка в красном капюшоне . Выражение полного безразличия к игре В. А. Афанасьев видит лишь в изображении «лопоухой собачонки» и «укутанной в тёплый платок малышки» . Молодой парень (так Гурьева оценивает взрослого персонажа картины)

сидит рядом с ребячьей мелюзгой так, как сидят только на стадионе - готовый вот-вот вскочить, полный спортивного азарта, выкриками и жестами подбадривающий игроков. Шляпа его сдвинута на затылок, ворот вышитой украинской рубахи распахнут, пиджак расстёгнут. Рука придерживает папку с бумагами, но он о них уже не помнит, как не помнит и о делах, с которыми куда-то направлялся. Увлечённый игрой, он присел «на минутку» и… забыл обо всём, целиком отдавшись переживанию игры

На картине изображён только один взрослый. О’Махоуни отмечает, что поза, в которой мужчина изображён художником, сразу обращает на себя внимание зрителя: он сидит, выставив левую ногу вперёд в направлении невидимого противника, положив руку на колено, повторяя положение рук вратаря. В свою очередь его же дублирует и маленький мальчик, сидящий слева от мужчины. Судя по одежде, мужчина не является тренером. Папка и документы в его правой руке указывают на то, что это ответственный работник некоего государственного учреждения. На лацкане его пиджака - орденские планки и ленты, указывающие на то, что он участвовал в минувшей войне. В картине он играет, по мнению О’Махоуни, роль наставника, передающего детям опыт своего поколения . А. М. Членов «узнал», по его словам, студента, молодого художника, «навёрстывающего… фронтовые годы» . В начале 1940 года сам художник был призван в ряды Красной армии . До конца 1945 года, когда он вернулся в Киев, на художественных выставках не появилось ни одного произведения, подписанного его именем. Григорьев сам неоднократно с гордостью говорил, что во время своей службы в армии он не работал в качестве художника, а участвовал в военных действиях как политработник , вступил в ряды коммунистической партии .

Картина в оценке искусствоведов и зрителей

Т. Г. Гурьева писала, что картина «Вратарь» завершает целый особый этап творческого развития Григорьева, когда он создавал живые жанровые зарисовки быта советских людей. Такие картины способствовали созданию «скромной, но прочной славы опытного, умелого жанриста, автора занимательных и свежих живописных новелл». Это уже начинало тяготить художника, который искал новые и более значительные темы и образы . Искусствовед замечала, что картина напоминает ей в жанровом отношении новеллу , а как одно из наиболее важных достоинств отмечала её достоверность . Важно, с её точки зрения, что «Вратарь» подталкивает зрителя к обобщениям широкого идейного плана .

О’Махоуни считает неслучайным присуждение Сталинской премии за эту картину: Григорьев подчёркивает значимость спорта в эпоху «восстановления страны и возрождения нации». На первый план выдвинута роль старшего поколения, а его знания и опыт переданы художником «как жизненно важные для превращения советской молодёжи в новых защитников СССР» .

По мнению Т. Г. Гурьевой, ландшафт написан интересно, тонко, но его недостаток - оторванность фигур переднего плана от городского пейзажа на горизонте, что создаёт ощущение некоторой искусственности, «словно фоном для живой сценки на переднем плане является театральный задник». Гурьева отмечает умелое создание художником светлого, радостного колорита, который, по её словам, передаёт влюблённость художника в жизнь, его оптимистическое настроение . Г. Н. Карклинь отмечает «ржаво-золотистый колорит тёплого ясного дня с отдельными декоративными акцентами красного» . По мнению В. А. Афанасьева, пейзаж, «исполненный задумчивой нарядности», не играет в картине доминирующей роли, он подчинён повествованию о захватывающем зрелище на импровизированном футбольном поле. Осенний пейзаж, по его словам, написан «легко и свободно». Искусствовед отмечает мягкий сдержанный колорит с преобладанием тёплого желтоватого цвета. Повышает напряжённость происходящего на полотне «обилие тактично разбросанных, тонально разнообразных пятен красного» (одежда малыша за спиной главного героя, шапочка на голове «надутой девочки», вышивка на рубахе взрослого персонажа, штанишки на девочке в капюшоне, банты у девочек и пионерские галстуки на мальчиках) . А. М. Членов отмечал, что эти пятна красного цвета уравновешены холодными тонами, к которым он относил портфели, одежду вратаря и взрослого персонажа, а также общим желтоватым колоритом листвы .

По оценке Афанасьева, во «Вратаре» Григорьеву впервые в своём творчестве удалось не только объединить большое количество персонажей единым действием, но и «срежиссировать» сцену так, что она воспринимается зрителем как зарисовка, непосредственно увиденная в жизни. Каждой детали «найдено своё место», а каждый персонаж раскрыт «по-своему убедительно» . Украинский искусствовед и литературовед Олег Килимник (укр.) русск. отмечал, что «каждый представленный мастером детский образ чарует своей правдивостью, достоверностью, силой детской непосредственности» .

Наряду с другими картинами Григорьева «Вратарь» в современной Украине подвергался критике. В. А. Афанасьев и украинский искусствовед Л. О. Лотиш в своих статьях отмечали возникшую среди художественных критиков тенденцию представлять художника «как хитрого циника, оседлавшего кобылу соцреализма ». Афанасьев и Лотиш в противовес этой точке зрения отмечали эмоциональность, эстетическую и историко-культурную ценность его полотен «Вратарь», «Приём в комсомол», «Обсуждение двойки », «Вернулся », их большой успех у широкого зрителя .

Картина Сергея Григорьева на уроках в средней школе

Картина «Вратарь» неоднократно рекомендовалась авторами пособий по методике преподавания в средней школе для анализа учащимися. Так, ознакомление школьников с картиной рекомендовали в своих пособиях В. Н. Кожухов на уроках рисования и А. В. Текучёв на уроках русского языка , а детальный анализ её использования даётся в книге доктора педагогических наук Л. А. Ходяковой, где картина предлагается как тема сочинения на уроке русского языка .

Примечания

  1. , с. 201-204.
  2. , с. 202-204.
  3. , с. 29.
  4. , с. 288.
  5. Кожухов В. Н. Рассматривание картин на уроках рисования: пособие для учителя.. - М. : Учпедгиз, 1956. - С. 70. - 79 с.
  6. Ходякова Л. А. Живопись на уроках русского языка: теория и методические разработки уроков: учебное пособие . - М. : Флинта, 2000. - С. 162-167. - 336 с.
  7. , с. 9.
  8. Решетников, Фёдор. Доброта и правда искусства // Огонёк: Журнал. - 1970. - 18 июля. - С. 8 .
  9. , с. 8.
  10. Григорьев Сергей Алексеевич. «Вратарь» (Сталинская премия второй степени, 1950) (неопр.)
  11. , с. 48.
  12. , с. 24.
  13. Григорьев Сергей Алексеевич (неопр.) . Музей украинской живописи. Днепр. Дата обращения 2 июля 2017.
  14. , с. 45.
  15. , с. 25.
  16. , с. 201-202.
  17. , с. 202.

Получился пост-продолжение темы, о которой мы говорили, рассматривая картину В. Путейко "У парторга". Мой читатель Михаил (ник-Ostreuss) подсказал мне, что финал этой истории может выглядеть, например, как на картине Сергея Григорьева "Вернулся". Даже портфель один и тот же, только время года, судя по верхней одежде, сменилось. В истории Путейко, как показалось части моих читателей, после "разбора полетов" у парторга, скорей всего, последует развод, причем по инициативе мужчины. А вот что будет потом, через время - можно пофантазировать. Хотя вариантов-то получается два: либо начнет он "новую жизнь" с другой женщиной и забудет о первой семье (благо еще, если будет платить алименты), либо "погуляв на стороне" и поняв, что любовнице от него требовались лишь его деньги или социальный статус, решит вернуться к семье. Вот это событие и изобразил на своей картине еще один эпохальный живописец эпохи соцреализма, украинский художник Сергей Алексеевич Григорьев. Как отмечают историки, картина «Вернулся», написанная в 1954 году, «вызвала оживленное обсуждение в обществе». Понятно, что всех интересовали вопросы: Простит она или не простит? Любит еще или уже перегорело? А, может, и брошенная с детьми жена уже смогла найти свое женское счастье? Предлагаю и вам попытаться ответить на эти вопросы, придумать или вспомнить реальные истории в тему сюжета, представленного ниже.

Сергей Алексеевич Григорьев (1910-1988) Вернулся. 1954 г. Третьяковская галерея

Сергей Алексеевич Григорьев

Сергей Алексеевич Григорьев (1910-1988) Автопортрет. 1930-е гг.
Сергей Алексеевич Григорьев (фото)

Украинский советский живописец и график, народный художник УССР (1951), действительный член АХ СССР (1958), народный художник СССР (1974). Лауреат двух Сталинских премий второй степени за картины «Вратарь», «Приём в комсомол» (1950) и картину «Обсуждение двойки» (1951).
Сергей родился в 1910 году в Луганске в многодетной семье железнодорожника и был двенадцатым ребенком, в 1911 году семья переехала в Запорожье. Отец мальчика был украинцем по фамилии Григораш, которую он сменил на Григорьев при получении паспорта. В 1923-1926 годах Сергей учился в Запорожской художественно-профессиональной школе у преподавателей М.Н.Кузнецова и Вадима Николаевича Невского (1884-1938). Затем в 1926-1927 годах Григорьев продолжил учебу в Москве в качестве вольнослушателя во ВХУТЕМАСе в мастерской Владимира Андреевича Фаворского (1886-1964). После неудачной попытки поступления в Высший художественно-технический институт в Ленинграде (так в те годы называлась бывшая Академия художеств), Сергей поступил учиться в Киевский художественный институт (КГХИ), где с 1928 по 1932 год учился у профессора Фёдора Григорьевича Кричевского (22 мая 1879 - 30 июля 1947).
В 1929 году Григорьев вступил в студенческую организацию «Объединение молодых художников Украины». В 1932 году художник переехал в Харьков, где стал работать в республиканском издательстве «Искусство» (Мистецтво), начал педагогическую деятельность ассистентом по рисунку и графике в Харьковском художественном институте. В Харькове была создана серия плакатов «Передовики Донбасса», «Даешь контакт», «Даешь стране хлеб», «Комсомолия» и др.
В 1934 году состоялся переезд в Киев, где Григорьев получил назначение на должность доцента кафедры рисунка Киевского художественного института. Григорьев принял участие в выставках советского искусства в Польше (1933) и Германии (1939), персональная выставка художника состоялась в Киеве в 1940 году. Среди довоенных картин искусствоведы выделяют работы «Лыжник», «Дети на пляже», «Баянист», «Маевка», «Студенты», «Праздник молодежи».
С 1939 по 1947 год Григорьев служил в РККА в качестве офицера-политработника. Интересно, что художник никогда не писал картин на военную тему.
В 1947 году Григорьев был назначен профессором и заведующим кафедры рисунка Киевского художественного института (КХИ). В своей альма-матер художник преподавал до 1960 года и был руководителем мастерской жанровой живописи. С 1951 по 1955 год был ректором КГХИ. В 1950-1953 годах Григорьев участвовал в деятельности Всесоюзного и Республиканского выставкомов, в работе комитета по Сталинским премиям СССР, исполнял обязанности главы секции живописи Союза художников УССР (1952-1957), провел выставку в Сирии (1955). В 1951 году художник создал большое полотно «Энтузиасты Каховки», которое критика посчитала неудачной, после этого художник три года не выставлялся.
В 1973 году состоялась персональная выставка художника в Киеве, последняя выставка, в которой принял участие Григорьев, прошла в Киеве в 1987 году. Последние годы художник жил в дачном поселке Конча-Озерная под Киевом, где писал поэтические пейзажи Приднепровья и портреты близких людей.
Умер С. А. Григорьев 9 апреля 1988 года и был похоронен в Киеве на Байковом кладбище.
Творчество художника достаточно исследовано в разных публикациях – статьях и монографиях. Искусствоведы пишут, что «картины Григорьева, поднимающие проблемы советской морали и воспитания молодёжи, обращающиеся к миру детей, написанные тщательно и с жизненными подробностями, оказали заметное влияние на развитие советского бытового жанра». Хотя они же замечают, что «Григорьев не был официозным живописцем – не писал вождей и пафосных полотен о революции и войне, не откликался на злобу дня, а любил рисовать детей».
Среди известных картин Григорьева называют работы: «На собрании» (1947, Харьковский художественный музей), «Приём в комсомол» (1949, Национальный художественный музей Украины, Киев), «Вратарь» (1949, Третьяковская галерея), «Обсуждение двойки» (1950, Третьяковская галерея) и «Вернулся» (1954, Третьяковская галерея). Помимо названных музеев, картины Григорьева хранятся в собраниях музеев Запорожья, Львова, Одессы, Полтавы, в художественной галерее Болгарии (София) и галерее Гекоссо (Япония). Как пишут историки, «у мастера было две ипостаси – слегка морализаторствующий жанрист и тонкий лирик-пейзажист, но, к сожалению, посетители музеев видят преимущественно большие, темноватые полотна, ставшие классикой советского соцреализма и запечатлевшие уже ушедшую, непонятную современной молодежи, эпоху…»
Напоследок отмечу, что Сергей Алексеевич – родоначальник большой династии художников. Замечательным графиком была его жена Любовь Игнатовна Стелецкая (1910-1991), художниками стали дочери-близнецы Майя (1933-2004), жена художника Виктора Зарецкого, и Галина (род. 1933), внуки Иван Марьянович Григорьев (род. 1969) и Ольга Генриховна Гуцу (род. 1959).

. Сочинения по картине С.А. Григорьева «Вратарь».

Чтобы научиться писать сочинения, нужно их писать, писать как можно чаще. Школьная программа предусматривает систематическую работу над развитием речи учащихся. Но учитель ничего не сможет сделать, если у учащихся не появится желание мыслить, оттачивать свои речевые навыки.

Конечно же, нужно помнить, по какому плану пишется сочинение по картине.

Примерный план сочинения по картине.

2. Главная часть. Что за картина. Ее тема:

а) передний план;

б) задний план;

в) колорит картины, его значение;

г) идейное содержание картины.

3. Особенности композиции картины (если есть).

4. Твое отношение к данному произведению искусства.

Предлагаю работы учащихся 7а класса.

С.А.Григорьев – народный художник, автор многих картин: «На собрании», «Вернулся», «Вратарь». Он награжден двумя Сталинскими премиями, тремя орденами и медалями.

Наиболее известной стала его картина «Вратарь», на которой изображена игра в футбол. Мы видим вратаря и нескольких зрителей матча, проходящего где-то за городом,на пустыре. Скорее всего, уже середина осени, потому что вдали виднеется желтый кустарник, небо затянуто тучами, и одежда персонажей картины осенняя: зрители в плащах, куртках, на некоторых ребятах надеты шапочки.

Картина описывает момент самой игры. Мы видим, что глаза болельщиков устремлены в ту часть поля, которая не изображена. На переднем плане стоит вратарь.Слегка согнув колени, он смотрит вперед. Должно быть, он внимательно следит за мячом. Его правое колено перевязано, возможно, он поранился во время игры. На его руках надеты перчатки. Одежда простая, удобная для игры: свитер, шорты, ботинки. За его спиной мы видим мальчика помладше, которого не взяли играть. Зрители – болельщики, изображенные на втором плане картины, проявляют большой интерес к игре. Ребятишки пришли сразу после занятий, об этом говорят лежащие на земле школьные ранцы, обозначающие границы ворот. Все люди, изображенные на картине, наслаждаются игрой, возможно, в последний раз: ведь уже поздняя осень, скоро станет совсем холодно и выпадет снег. Но никто не унывает, ведь и зимой много других интересных занятий.

Картина не вызывает у меня особых чувств, но, глядя на нее, я могу предположить, какие чувства испытывает каждый персонаж, изображенный художником: азарт, волнение, удовольствие, получаемое от игры.

Олеся Наприенко

Сергей Алексеевич Григорьев – народный художник, автор многих картин: «На собрании», «Прием в комсомол», «Обсуждение двойки», «Вратарь», он награжден двумя Сталинскими премиями, тремя орденами и медалями.

Я смотрю на картину Григорьева «Вратарь». На этой картине изображен футбольный матч, проходящий на пустыре. Но из игроков изображен только вратарь. Судя по надетым на руки перчаткам, по лицу, выражающему серьезность, по жилистым ногам вратарь очень опытный игрок и не раз стоял на воротах. Он пришел на пустырь сразу после занятий, об этом говорит лежащий вместо штанги его портфель.

На втором плане- мальчик за воротами и болельщики, которые внимательно следят за игрой. Наверное, мальчик в красном костюме, стоящий за воротами,неплохо играет в футбол, но его не взяли, потому что он младше играющих.Зрителям очень интересна игра, только собака дремлет у ног хозяина, ее футбол не интересует.

Место действия картины – Москва, на заднем плане видны сталинские постройки. На дворе осень, видимо, последние теплые деньки, потому что ребята одеты достаточно легко.

Мне понравилась эта картина тем, что она живая. Я чувствую эмоции зрителей, которыми переполнены все персонажи картины «Вратарь».

Елизавета Сухотерина

Григорьев Сергей Александрович –автор многих картин: «На собрании», «Вернулся», «Прием в комсомол», «Обсуждение двойки», «Вратарь». Он имеет звание народный художник СССР. Его труд отмечен двумя Сталинскими премиями, тремя орденами и медалями.

Передо мной картина Григорьева «Вратарь», на ней изображен футбольный матч, но не такой, какой мы привыкли наблюдать. Интересна уже сама композиция картины: мы не видим игру, мяч – нашему вниманию представлены вратарь и болельщики. Автор поставил перед собой задачу показать, какие чувства переполняют всех, кто стал участником или зрителем этого матча.

На переднем плане полотна изображен вратарь, он главный герой картины. После занятий мальчик решил поиграть в футбол на пустыре. Возможно, быть вратарем ему выпало по жребию, мне кажется, что ему очень хочется быть игроком, бороться за мяч, быть в центре игры и помочь своей команде.

На втором плане изображен мальчик, который и сам не прочь поиграть, но он пока еще мал. На картине изображены и другие болельщики, внимательно следящие за ходом игры. Каждому из них интересно, что же будет дальше, кто победит. Даже проходивший мимо мужчина присел на скамью и с мальчишеским задором наблюдает за игрой.

Екатерина Тришина

Конечно же, сочинения все разные, но есть в них и общее: картина не оставила ребят равнодушными, хотя это совсем другая эпоха, совсемдругие по своему внутреннему миру люди.

Материал подготовила учитель русского языка и литературы Плетнева Л.Г.

Одно из самых популярных произведений художника Сергея Григорьева - картина "Вратарь", которая сейчас находится в Третьяковской галерее. Она написана в 1949 году, после Великой Отечественной войны прошло всего четыре года. Страна к этому времени еще не восстановилась из разрухи, уровень жизни большинства людей был невысокий, но мирная жизнь была наполнена надеждой, оптимизмом. Об этом рассказывает нам картина "Вратарь". Она посвящена увлечению детей футболом, но одновременно передает атмосферу того времени, трудного и вместе с тем счастливого.

Футбол был главной любовью мальчишек тех лет, их самым большим увлечением. В футбол играли во дворах, в парках, просто на пустырях, как изображено на полотне "Вратарь". Главное действующее лицо картины - мальчик, стоящий на воротах. Хотя художник расположил его не в центре, вся эмоциональная нагрузка картины достается ему. Вратарь стоит в напряженной позе, похоже, от его расторопности и ловкости будет зависеть исход матча. По мальчику видно, что роль вратаря для него привычна, он хороший и надежный вратарь.

Ворот - нет, их "изображают" два портфеля, расположенных там, где должны быть штанги. Это говорит о том, что дети после школы не пошли домой, а двинулись на пустырь. Неудобная поверхность поля, которая занимает собой передний план картины, не смущает игроков. В те годы мало кому повезло играть на хороших зеленых полях. Как разворачиваются события на игровом поле мы не видим, художник специально вывел это действо за рамки картины. Лишь по позе вратаря, по выражению лиц зрителей мы можем догадываться, что игрокам обоих команд приходится бороться за победу, она не дастся просто так.

Зато вон сколько зрителей привлек матч - за игрой увлеченно следят те, кого по возрасту не взяли в команду. Они расположились то ли на поваленном дереве, то ли на штабеле из досок. К детям присоединился и взрослый зритель, может быть, случайный прохожий. Паренек в красном костюме стоит за вратарем, его пока не берут в команду, но он очень хотел бы играть, об этом говорит весь его вид. И только собака, белым комком свернувшаяся у ног одного из зрителей, равнодушна к игре.

События, изображенные на картине, происходят в светлый, погожий день ранней осени, даль просматривается хорошо. На заднем плане мы видим стройки: возводятся высотные здания, которые вскоре станут символами Москвы. Этот строительный пейзаж добавляет оптимизма в общий настрой картины.

Образовательные .
Научить детей понимать картины, как произведения искусства, дать информацию о биографии С. Григорьева и его творческом наследии. Проанализировать одну из картин художника - «Вратарь»

Развивающие .
Развивать умение логично доносить свои мысли до окружающих, облачая их в литературную форму, высказывать собственное отношение к творческому наследию человечества.

Воспитательные .
Воспитывать лояльность к чужой точке зрения, чувства прекрасного

Оборудование:

  • информационные карточки с биографией С. Григорьева;
  • репродукции картин художника.

Ход урока

Организационный момент

Учитель контролирует готовность учеников к работе на уроке, здоровается с ними.

Активизация опорных знаний

Учитель напоминает, что дети уже неоднократно работали с картинами разных художников, позволяющими ярко представить отраженные на них моменты жизни.

Мотивация

Учитель предлагает детям подумать над тем, какую пользу приносит человеку рассматривание картин и их словесный анализ.

Работа над новым учебным материалом

Учитель раздает детям карточки (одна на парту) с биографией С. Григорьева. Ученики должны законспектировать наиболее важные факты.

Созданные живописцем картины оценила советская власть, присудив их создателю в 1952 году звание народного художника УССР. В 1958 г. Сергей Григорьев стал действительным членом Академии художеств Советского Союза.

Живописец учился в Киевском художественном институте, который успешно окончил в 1932 г.

Он подарил миру преимущественно жанровые картины, запоминающиеся своей невероятной жизненностью и оптимизмом, яркостью отображенных типов и событий. Особенно интересовала художника тема молодежи и детей, их послевоенной жизни. Обращался он и к вопросам морали.

Особенную популярность Сергею Алексеевичу Григорьеву принесли картины «На собрании», написанная в 1947 г., «прием в комсомол» и «Вратарь», созданные в 1949 г. За эти две картину ему была присуждена Сталинская премия. Интересны и картины, переданные на хранение в Третьяковскую галерее - «Вернулся» и «Обсуждение двойки».

Художник не только создавал изумительные жизненные полотна, но и занимался преподавательской деятельностью. В 1934 году он начал преподавать в Киевском художественном институте».

После написания конспекта учитель дает слово ребятам, которые готовились на дому. Тематика выступлений может быть посвящена как эпизодам из жизни художника, так и истории создания отдельных его картин.

После того, как все дети представят подготовленную информацию, учитель предлагает рассмотреть картину «Вратарь» и ответить на вопросы:

  • Что изображено на картине?
  • Какова тема картины?
  • Каким человеком представляется художник, когда вы познакомились с его творчеством?
  • Сколько объектов можно выделить на картине?

После того, как дети делают вывод о том, что на картине можно выделить несколько важных объектов, учитель указывает на то, что и сочинение будет состоять из нескольких описаний, которые будут связаны в единое целое при помощи общих окончания, начала и заглавия.

Учитель также предлагает подумать над тем, почему картине дано название «Вратарь», иллюстрирует ли она тренировку, или настоящий футбольный матч. Важно, чтобы дети сумели описать главного героя картины: его колени согнуты, он напряжен и сосредоточен, а острые глаза уверенно смотрят вперед.

Каждому из учеников предлагается составить короткое описание картины (не более 10 предложений). Несколько работ прочитываются вслух и устно комментируются другими учащимися класса. Отдельно оценивается содержание, образность речи, наличие стилистических ошибок. Каждую выставляемую оценку дети также должны прокомментировать.

Итог урока.

Учитель предлагает вопросы:

  • Что нового вы узнали на уроке?
  • Понравился ли урок?
  • Понравились ли картины С. Григорьева? Почему?
  • Какие сложности возникли в процессе написания мини-сочинения и почему?

Домашнее задание

Подготовить короткие высказывания, характеризирующие картину «Вратарь»

Составить с ребенком устное описание любой, из нравящихся ему картин.