Государственный русский музей. Русский музей: как пройти, цены, экскурсии, залы, картины Русский музей какие картины там есть

Высочайший указ об учреждении в Михайловском дворце Санкт-Петербурга «Русского музея императора Александра III» был подписан 120 лет назад, 13 апреля 1895 года.

В настоящее время Государственный Русский музей является крупнейшим музеем русского искусства в мире. Его коллекция насчитывает 407,5 так называемых единиц хранения. В преддверии памятной даты сайт вспомнил 10 шедевров живописи, которые увидеть можно в Русском музее.

Архип Куинджи. «Лунная ночь на Днепре». 1880

Берег реки. Линия горизонта бежит вниз. Серебристо-зеленоватый свет луны отражается в воде. «Лунная ночь на Днепре» - одна из самых известных картин Архипа Куинджи.

Магия пейзажа покорила великого князя Константина Константиновича, который приобрел ее за большие деньги прямо из мастерской художника. С любимой картиной князь не захотел расстаться даже во время кругосветного путешествия. В итоге его прихоть чуть не погубила шедевр Куинджи - из-за морского воздуха изменился состав краски, пейзаж стал темнеть. Но, несмотря на это, картина и по сей день обладает магической притягательностью, заставляя зрителей долго вглядываться в нее.

Магия пейзажа покорила великого князя Константина Константиновича. Фото: www.russianlook.com

Карл Брюллов. «Последний день Помпеи». 1830—1833

«Последний день Помпеи стал для русской кисти первым днём!» - так написал об этой картине поэт Евгений Баратынский. А британский писатель Вальтер Скотт назвал картину «необычной, эпической».

Полотно размером 465,5×651 см выставлялось в Риме и в Париже. В распоряжении Академии художеств она оказалась благодаря Николаю I. Картину в дар ему преподнес известный меценат Анатолий Демидов, и император решил выставить ее в Академии, где она могла бы служить руководством для начинающих живописцев.

Стоит отметить, что Карл Брюллов изобразил себя на фоне разрушающегося города. Автопортрет художника можно увидеть в левом углу картины.

Карл Брюллов изобразил себя на фоне разрушающегося города. Автопортрет художника можно увидеть в левом углу картины. Фото: Commons.wikimedia.org

Илья Репин. «Бурлаки на Волге». 1870-1873

Лето 1870 года, проведенное художником на Волге в 15 верстах от Самары, оказало большое влияние на творчество Ильи Репина. Он начинает работу над полотном, в котором многие потом усмотрели философский смысл, воплощение покорности судьбе и силу простого народа.

Находясь среди бурлаков, Илья Ефимович Репин знакомится с бывшим священником Каниным, с которого он позже создаст много эскизов для картины.

«Что-то в нем было восточное, древнее. А вот глаза, глаза! Какая глубина взгляда, приподнятого к бровям, тоже стремящимся на лоб... А лоб - большой, умный, интеллигентный лоб; это не простак», - говорил о нем мастер.

"Что-то в нем было восточное, древнее. А вот глаза, глаза!" Фото: Commons.wikimedia.org

Илья Репин. «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». 1880-1891

«Ты - шайтан турецький, проклятого чорта брат и товарыщ и самого люциперя секретарь!» По легенде так начиналось письмо, которое запорожские казаки написали в 1675 году в ответ на предложение султана Махмуда IV перейти к нему в подчинение. Известный сюжет лег в основу знаменитой картины Ильи Репина.

Известный сюжет лег в основу знаменитой картины Ильи Репина. Фото: Commons.wikimedia.org

Виктор Васнецов. «Витязь на распутье». 1878

Поэтический дух народных преданий мастерски передан в работе Виктора Васнецова. Впервые полотно было представлено на суд зрителей в 1878 в рамках передвижной выставки.

Над картиной художник работал несколько лет. В первых вариантах богатырь был обращен лицом к зрителю, но позже композиция была изменена. В Русском музее хранится более поздняя версия картины - 1882 года. Первая версия 1878 года находится в Серпуховском историко-художественном музее.

Стоит отметить, что сюжет «Витязя на распутье» воспроизведён на надгробии художника, который похоронен на Введенском кладбище.

Над картиной художник работал несколько лет. Фото: Commons.wikimedia.org

Иван Айвазовский. «Девятый вал». 1850

Созданная в 1850 году картина «Девятый вал» была приобретена Николаем I.

Девятый вал, в представлении мореплавателей, является самым сокрушительным. Именно его предстоит пережить героям картины, потерпевшим кораблекрушение.

Созданная в 1850 году картина «Девятый вал» была приобретена Николаем I. Фото: Commons.wikimedia.org

Валентин Серов. Портрет Иды Рубинштейн. 1910

Знаменитая танцовщица и актриса Ида Рубинштейн вдохновляла многих художников: Кееса ван Донгена, Антонио де ла Гандара, Андре Дюнуайе де Сегонзака, Леона Бакста и Валентина Серова.

Русский живописец, которого считают мастером портрета, увидел ее впервые на парижской сцене. В 1910 году он создает ее портрет.

«Монументальность есть в каждом её движении, просто оживший архаический барельеф», - восхищался ее грацией художник.

Знаменитая танцовщица и актриса Ида Рубенштейн вдохновляла многих художников. Фото: Commons.wikimedia.org

Валентин Серов. Похищение Европы. 1910

Идея написать «Похищение Европы» родилась у Валентина Серова во время поездки в Грецию. Посещение Кносского дворца на острове Крит оказало на него большое впечатление. В 1910 году картина, в основу которой легла легенда о похищении Зевсом Европы, дочери финикийского царя Агенора, была закончена.

По некоторым свидетельствам, Серовым было создано шесть вариантов картины.

Идея написать «Похищение Европы» родилась у Валентина Серова во время поездки в Грецию. Фото: Commons.wikimedia.org

Борис Кустодиев. Портрет Ф.И. Шаляпина. 1922

«Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей. Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве», - так написал о художнике в своей автобиографической книге «Маска и душа» знаменитый певец Федор Шаляпин.

Работа над картиной велась в квартире живописца. Комнатка, где Шаляпин позировал Кустодиеву, была так мала, что картину приходилось писать по частям.

Смешной момент работы позже вспоминал сын художника. По его словам, чтобы запечатлеть на холсте любимую собаку Федора Ивановича, пришлось пойти на хитрость: «Чтобы мопс стоял, подняв голову, на шкаф сажали кошку, и Шаляпин делал все возможное, чтобы собака смотрела на нее».

Мастерская, где Шаляпин позировал Кустодиеву, была так мала, что картину приходилось писать по частям. Фото: Commons.wikimedia.org

Казимир Малевич. Черный круг. 1923

Одна из самых известных картин основоположника супрематизма - Казимира Малевича - имеет несколько вариантов. Первый из них, созданный в 1915 году, сейчас хранится в частном собрании. Второй - созданный учениками Малевича под его руководством - экспонируется в петербургском Русском музее.

Эксперты отмечают, что «Чёрный круг» для Казимира Малевича был одним их трёх главных модулей новой пластической системы, стилеобразующим потенциалом новой пластической идеи - супрематизма.

Продолжая наше знакомство с культурным достоянием Северной столицы мы решили направиться в Государственный Русский музей....

Сразу отметим, что этот бренд объединяет пять зданий - Михайловский дворец с корпусом Бенуа, Мраморный дворец, Михайловский (Инженерный) замок, Летний дворец Петра I, Строгановский дворец и несколько парковых территорий, в том числе Летний сад и Михайловский сад....

В данном случае речь пойдет о главном здании этого музейного комплекса - Михайловском дворце с выставочным корпусом Бенуа, который расположен по адресу Инженерная ул. д.4...

История крупнейшего в мире музея русского искусства берет свое начало от Именного высочайшего Указа Николая II "Об учреждении особого установления под названием Русский музей императора Александра III" и о предоставлении для сей цели приобретенного в казну Михайловского дворца со всеми принадлежащими к нему флигелями, службами и садом" подписанного в апреле 1895 года...

В 1898 году музей уже официально открывается. Основу коллекции музея на тот период составили переданные произведения искусства из Зимнего дворца, Эрмитажа, некоторых частных коллекций....

Как это не странно, но основной прирост коллекция музея имела после 1917 года... Это связано прежде всего с национализацией частной собственности, которая в полной мере затронула многочисленных коллекционеров...

В настоящее время, если верить официальным источникам, коллекция музея состоит из 408 тысяч экспонатов, с которыми нам и предстоит сегодня познакомиться...

Наше знакомство начинается с вестибюля главного корпуса.... По широкой парадной лестнице мы поднимаемся на второй этаж....

Перед нами памятник Александру III....

Галерею второго этажа украшают 18 грандиозных колонн коринфского ордера

и многочисленные скульптуры....

В углу расположена модель памятника известному историографу Н.М. Карамзину, выполненного С.И. Гальбергом для Симбирска...

Чтобы не потеряться в многочисленных залах музея внимательно изучаем его план

и направляемся в первый зал, в котором представлены иконы 12-13 веков...

Здесь мы можем познакомиться с работами различных иконописных школ: московской, новгородской, псковской и др...

Вот, например, перед нами фреска "Пророк Самуил" (1112 г.) из Михайловского Златоверхнего монастыря в Киеве....

В следующем выставочном зале мы имеем возможность ознакомиться с иконами русского Севера....

"Святой Николай Чудотворец, с житием" (14 в.) - попал сюда из Никольской церкви в с. Озерово Ленинградской области....

Икона из Варваринской церкви во Пскове "Св. Дмитрий Солунский" (15 век)....

Царские врата с изображением Благовещения и святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста из Никольской церкви в далеком селе Гостинополье на р. Волхов (15 в.).....

Еще один экспонат новгородской школы иконописи - "Св. Николай Чудотворец с избранными святыми" (13 век)...

В следующем зале представлены иконы 15-16 вв. Среди них выделяются работы Андрея Рублева "Апостол Павел" и "Апостол Петр", которые расположены в центре зала....

Зал №4....Здесь уже размещены иконы 16-17 вв. ....

"Верую..." (1668 г.) из церкви Св. Григория Неокессарийского на Полянке в Москве....

"Пророк Даниил"....(из иконостаса Спасо-Преображенского собора в Твери)

Иконы заканчиваются и мы переходим в следующий зал, который связан с новым периодом в истории России...

Это конец 17- начало 18 вв. Время правления Петра I... Время больших перемен не только в политике, но и в искусстве.... На второй план уходит иконопись, а предпочтение отдается портретному жанру.... Петр I отправляет на учебу в Италию ряд художников, среди которых был и Иван Никитич Никитин....

Именно его работы и представлены в этом зале...

Перед нами одна из известных его работ - портрет царевны Натальи Алексеевны. (1716 г.)...

Также в этот период начинает бурно развиваться искусство скульптуры.... Наиболее крупным мастером этого периода является Б.К. Растрелли. Поэтому неслучайно в этом зале находится чугунный бюст Петра I, отлитый по авторской форме в 1810 году...

Продолжение петровской эпохи мы видим и в следующем зале музея....

Это прежде всего работы Ивана Вишнякова - портреты брата и сестры Фермор...

Картина Б.В. Суходольского "Живопись" (1754 г.)....

Среди работ, выставленных в этом зале выделяется "Голова старика" (мастер Матвей Васильев 1769 г.)....

В центре следующего зала мы встречаем монументальную скульптурную группу "Анна Иоановна с арапчонком" - работа Б.К. Растрелли...

Стены зала украшают великолепные гобелены (шпалеры) Петербургской шпалерной мануфактуры, основанной по инициативе Петра I в 1716 году...

Портретный жанр на протяжении многих веков пользовался особой популярностью в России. Ярким представителем этого направления в конце 18- начале 19 вв. был Федор Рокотов, работы которого представлены в следующем зале...

На смену портретного жанра приходит исторический... Именно его главенство установила Российская академия художеств с середины 18 века...

Одним из первых представителей этого жанра в России был А.П. Лосенко со своим знаменитым полотном "Владимир и Рогнеда", на котором отражен вполне исторический факт: князь Владимир пытается взять себе в жены дочь полоцкого князя Рогнеду...

А вот и другая его работа - "Чудесный улов", которая была им выполнена в Париже во время стажировки.... За основу была взята одноименная картина Ж. Жувене (хранится в Лувре).... Сюжет картины напрямую связан с библией и отражает процесс участия Христа в небывалой рыбной ловле на лодке Симона Петра....

Экспозиция следующего зала посвящена творчеству Дмитрия Левицкого - по мнению специалистов - самого яркого русского портретиста эпохи просветительского классицизма....

Но прежде, чем мы познакомимся с его работами, давайте бросим беглый взгляд на потолок этого зала

и на скульптуру, расположенную в его центре....

Русский музей обладает уникальной коллекцией произведений Федота Ивановича Шубина - выдающегося мастера скульптурного портрета 2-ой половины 18 века. В 1789 году, по заказу князя Г.А. Потемкина-Таврического скульптор выполнил парадный портрет-статую Екатерины II для Таврического дворца...

Вот она перед нами - "Екатерина II - законодательница"....

Ну а теперь можно вернуться и к Левицкому....

Портрет Екатерины Ивановны Молчановой (1776 год)...

Портрет Александры Петровны Левицкой.....

Дальнейший наш путь проходит через Белый (Белоколонный) зал....

Когда-то здесь был музыкальный салон, в котором Великая княгиня Елена Павловна (принцесса Фредерика Шарлотта Мария Вюртембергская) устраивала музыкально-поэтические вечера....

Сегодня же в этом зале представлен уникальный дворцовый интерьер начала 19 века, к которому "приложили руку" К.И. Росси, А. Виги, Дж.Б. Скотти и другие известные скульпторы и живописцы...

Белый зал - одно из немногих помещений дворца, которое сохранило свое первоначальное убранство до наших дней...

Из Белого зала мы попадаем на выставку работ В. Л. Боровиковского - признанного мастера портрета....

Однако предпочтение художник отдает камерным портретам, в которых по его мнению можно передать многообразие сокровенных чувств и переживаний изображаемой личности...

В этом же зале представлены кресла из гарнитура мебели для Карамзинной гостиной Михайловского дворца, выполненные по проекту К.И. Росси......

Ну а теперь мы с вами попадаем в зал №14.... Запомните эти цифры. На наш взгляд это один из лучших залов музея в плане представленных в нем картин.

Здесь выставлены знаменитые работы Айвазовского и Брюллова...

Начнем с работ И.К. Айвазовского - всемирно известного русского художника-мариниста...

Перед нами одна из его известных его картин "Девятый вал".... Люди потерпели кораблекрушение после сильнейшего шторма и пытаются спастись на обломках мачты, но на них готова обрушиться самая большая волна - девятый вал...

Размер картины 221х332 см и поэтому ее лучше смотреть удобно расположившись на мягком диванчике, стоящем в центре зала....

Но чтобы посмотреть насколько четко прорисованы все детали - приходится воспользоваться оптикой фотоаппарата...

Следующее полотно Айвазовского, которое мы видим в этом зале - "Волна" (1889 г.)...

В последние годы жизни Айвазовский был полностью поглощен созданием образа морской стихии. Многие его картины этого периода являются по сути вариантом одного и того же сюжета, но тем не менее в каждой из них есть что-то особенное, индивидуальное...

Детали картины....

Здесь же мы можем встретить и более ранние работы мастера, например "Русская эскадра на Севастопольском рейде" (1846 г.)..

или "Бриг "Меркурий" после победы над двумя турецкими судами встречается с русской эскадрой" (1848 г.)....

Вторая половина зала посвящена работам другого знаменитого художника - Карла Павловича Брюллова - представителя академизма в искусстве...

Центральное место в экспозиции по праву принадлежит полотну "Последний день Помпеи" - сюжету из античной истории (извержение вулкана Везувий и гибель города Помпеи) (1833 г.)....

Картина "Распятие" (1838 г.)... Образ был написан для лютеранской церкви Св. Петра и Павла, которая возводилась по проекту брата художника - Александра Павловича...

Портрет Ю.П. Самойловой с приемной дочерью Амалией (1842 г.)...

Портрет Великой княгини Елены Павловны с дочерью (1830 г.).....

Портрет У.М. Смирновой (1837 г.)....

Портрет княгини Е.П. Салтыковой (1841 г.)....

"Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского" (1821 г.) .... Эта картина была написана Брюлловым по заданию Академии Художеств и была удостоена золотой медали...

В общем, в зале №14 можно уютно присев на диванчике, часами наслаждаться работами великих наших мастеров....

Сидеть, конечно хорошо, но музей на этом зале не заканчивается.... Так что продолжаем осмотр дальше...

В следующем зале нашему вниманию предлагаются работы профессоров Академии художеств первой половины 19 века...

Среди представленных экспонатов, выделяется работа А.А. Иванова " Явление Христа народу"...

Это своего рода отчетное произведение автора за государственный пенсион в Италии...

В основу сюжета картины - события из 3-ей главы Евангелия от Матфея... Мы видим толпу иудеев, которые пришли на берег Иордана вслед за пророком Иоанном Крестителем чтобы креститься....Указывая на показавшуюся вдали фигуру Христа Иоанн разъясняет собравшимся, что этот человек несет им новую истину, новое вероучение...

Во время подготовки к своему шедевру, о котором мы говорили выше, Иванов пишет серию этюдов обнаженных мальчиков на фоне разнообразного пейзажа... Картина "Три нагих мальчика", которая приведена ниже - одна из них...

Еще одна полная тонкой гармонии работа А.А. Иванова - "Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением" (1831 г.)...

Впечатляет и картина Ф.А. Бруни "Медный змий" (1841 г.), на которой также представлен библейский сюжет, связанный с 40-летним странствием народа Израиля по пустыни.... Люди усомнились в способности Моисея вывести их из пустыни, тогда Бог послал на них дождь из ядовитых змей.... После того, как погибло много людей Господь приказал Моисею выставить медного змия и те, кто смотрел на него с верой оставались жить...

Перед нами его творение "Сократ в битве при Потидее защищает Алквиада" (1828 г.)....

"Дмитрий Донской на Куликовом поле" (1824 г.) - автор бывший крепостной графа Н.П. Румянцева - В.К. Сазонов...

Кстати, в этом зале, как и в предыдущем вы можете ознакомиться с закрытой (в прямом смысле этого слова) экспозицией... Если вы обратили внимание - вдоль стен зала стоят небольшие столы, покрытые бархатом... Так вот, если приподнять эту тряпочку, то под ней вы увидите различные наброски, рисунки известных мастеров из частных коллекций... Многие посетители об этом не знают и проходят мимо... А закрывают все это от посторонних глаз только с одной целью - чтобы не фотографировали... Стоит вам только приподнять шторку - смотритель зала в позе нападающей кобры неотступно будет следить за вашими телодвижениями...

Следуя мимо картин С. Щедрина и М. Лебедева

мы попадаем "в руки" О. Кипренского и коллекцию его портретов...

Портрет О.А. Рюминой (1826 г.)...

В этом же зале выставлена модель статуи для фонтана в Екатерининском парке Царского села "Молочница с разбитым кувшином" работы П.П. Соколова (1807-1810 гг.)....

В следующем зале мы становимся свидетелями творчества А.Г. Венецианова... Если до этого героями полотен были знаменитые или знатные люди, то у Венецианова на первый план выходят образы крестьян, их быт и повседневная жизнь...

Картины "Очищение свеклы" (1820 г.),

"Жница" (1826 г.) и

"Гадание на картах" (1842 г.) - яркое подтверждение вышесказанному....

У окна мы видим проект надгробия памятника М.И. Козловскому работы С.С. Пименова (1802 г.)...

С творчеством Василия Григорьевича Перова мы знакомимся уже в следующем зале....

Актуальный для настоящего времени сюжет мы видим в его работе "Охотники на привале" (1877 г.)...

Процедура монастырского обеда во всех деталях отражена Перовым в его работе "Трапеза" (1865 г.)...

Чаяния одинокого человека, его думы, проблемы и способы их решения нашли свое отражение в картине "Гитрарист-бобыль" (1865 г.)...

Перед нами работы известного жудожника-пейзажиста - И.И. Шишкина...

"Сосновый лес" (1883 г.),

"Лес (Шмецк близ Нарвы)" (1888 г.)...,

"Корабельная роща"....

По-соседству с Шишкиным мы видим работы М.К. Клодта - мастера реалистических пейзажей русской деревни.....

Вот одна из его работ - "Стадо у реки в полдень" (1869 г.)....

"Пробелы" между картинами заполнены работами Е.А. Лансере - русского скульптора-анималиста...

Всю свою жизнь он был увлечен лошадьми, поэтому неслучайно во многих его творениях присутствуют эти животные....

Перед нами отлив из бронзы "Араб со львятами" (1879 г.)....

Во второй половине 19 века в живописи становится популярным стиль "неогрек", который выражается в виде многофигурных эффектных зрелищ, кровавых драм и т.п.

Именно с этим нам и пришлось столкнуться в следующем зале музея...

Картина Г.И. Семирадского "Фрина на празднике Посейдона в Элевсине" (1889 г.) - яркий пример этого направления в искусстве...

Из этой же "серии" и полная драматической экспрессии картина К.Д. Флавицкого "Христианские мученики в Колизее" (1862 г.)....

По пути в следующий зал нам снова попадается работа уже известного нам Е.А. Лансере - "Киргизский косяк на отдыхе" (1880 г.)...

Через некоторое время мы оказываемся в "плену" русского народного эпоса.... И все это благодаря сказачно-батальным произведениям В.М. Васнецова:

- "Бой скифов со славянами" (1882 г.)

и "Витязь на распутье" (1882 г.)...

Идем знакомиться с творчеством очередного нашего знаменитого художника - В.И. Сурикова...

Не спеша проходим мимо "Степана Разина"....

Немного задерживаемся у картины "Саломея приносит голову Иоанна Крестителя своей матери Иродиаде" (1872 г.) (не так уж часто приходится видеть голову на подносе...)

и останавливаемся у полотна "Вид на памятник Петру I на Сенатской площади в Петербурге" (1870 г.)

Переходим в следующий зал - здесь продолжение экспозиции Сурикова....

Удобно устраиваемся на диванчике, чтобы не спеша, в тишине полюбоваться "Переходом Суворова через Альпы" и "Покорением Сибири Ермаком"

но тут откуда-то появилась ватага нахимовцев....

Нам пришлось спешно ретироваться в другой зал и детали этих картин мы уже рассматривали в отеле через фотоаппарат....

Сделали мы это своевременно, т.к. в следующем, небольшом по размерам зале было выставлено монументальное полотно И.Е. Репина с "коротким" названием "Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901, в день столетнего юбилея со дня его учреждения" (1903 г.).

Чтобы выполнить этот правительственный заказ художник сначала по отдельности написал 60 портретов государственных деятелей, а затем с помощью своих учеников (Б.М. Кустодиева и И.С. Куликова) перенес их на большое полотно...

Наше знакомство с творчеством Репина продолжается и в следующих залах....

Картина "Проводы новобранца",

"Николай Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных " (1888 г.),

"Бурлаки на Волге" (1870 г.),

"На дерновой скамье" (1876 г.),

"Запорожцы" (1880 г.) - все это лишь небольшая часть работ выдающегося художника своей эпохи Ильи Ефимовича Репина...

Следующий зал и перед нами работы не только уникального живописца, но и путешественника, человека, который неотступно сопровождал русскую армию в военных действиях в Японии, Средней Азии и др. "горячих точках" - В.В. Верещагина...

Картина "У дверей мечети" (1873 г.) - одна из многочисленных работ Туркестанской серии, отражающая нравы среднеазиатских государств...

Во время одного из своих последних путешествий, а это была Япония, Верещагин был поражен ее памятниками классической культуры, самобытностью, своеобразием костюмов...

Полотно "Япония. Шинтоистский храм в Никко" (1904 г.) как раз и было написано исходя из полученных впечатлений....

Кстати, когда началась русско-японская война, художник устремился в гущу событий и трагически погиб 31 марта 1904 г. вместе с вице-адмиралом Макаровым, находясь на флагманском корабле "Петропавловск" (корабль подорвался на мине на рейде Порт-Артура)...

Продолжая наше дальнейшее путешествие по Русскому музею мы попадаем в зал с работами И.И. Левитана - мастера "пейзажа настроения"...

"Золотая осень. Слободка" (1889 г.),

"Хмурый день" (1895 г.),

"Озеро. Русь" (главное произведение позднего Левитана: художник умер, оставив его незаконченным...),

"Ранняя весна" (1898 г.)....

Это конечно не такие его шедевры, как "Март" , "Золотая осень" или серия работ о Плесе, но все же....

В этом же зале мы видим и работы К.А. Коровина "Сирень" (1915 г.),

и К.Ф. Богаевского "Корабли. Вечернее солнце"....

Следующий зал музея....

И.И. Бродский "Портрет жены художника" (1908 г.),

А.Н. Бенуа "Бассейн Флоры" ....

К.А.Сомов и его самая известная картина "Зим. Каток" (1915 г.)... (По мнению специалистов от живописи, в этой картине совершенно великолепно исполнен пейзаж, который действительно можно увидеть в Петербурге зимой...)

Экспозиция работ Андрея Петровича Рябушкина - представителя историко-бытового жанра...

Одни из лучших его работ: "Московская улица XVII века в праздничный день" (1895 г.),

"Едут! (Народ московский во время въезда иностранного посольства в Москву в конце XVII века)"

Каким-то образом, очевидно сильно задумавшись и глубоко погрузившись в искусство, мы не заметили, как оказались в каком-то коридоре...

Но и здесь стены не пустовали...

Помимо всяких рекламных плакатов здесь оказались и исторические фотографии (например, эта называется "Война окончена. Подъем скульптуры Б.К. Растрелли "Анна Иоановна с арапчонком" из укрытия в Михайловском саду, 1945 г."),

и даже скульптуры, которым не нашлось места в основных залах музея ("Александр III" работа М.М. Антокольского 1897 г.)

Поняв, что в коридоре смотреть больше нечего, мы вернулись в основные залы музея и попали на выставку работ А.И. Куинджи, одного из известных русских пейзажистов, ученика Айвазовского...

"Море. Крым" (1898 г.),

"Лунная ночь на Днепре",

"Закат"....

Насколько все это великолепно??? Как говорится, на вкус и цвет - товарищей нет... У специалистов свое мнение, ну а у нас, как людей далеких от высоких материй - мнение несколько другое: если картина нравится - значит она хорошая, а выискивать в полотне мазки, нюансы настроения художника, его видение происходящего - это не для нас.... Извините, если кого-то обидели...

Если верить плану - мы находимся в зале под номером 32...

Здесь задумчиво восседает "Спиноза" работы М.М. Антокольского...

Ну а мы попадаем "в плен" к В.Д. Поленову - одному из выдающихся художников-передвижников....

Центральное место в его экспозиции занимает картина "Христос и грешница" (1888 г.), в которой он отобразил сюжет из Евангелия....

Для того, чтобы все вышло реалистично Поленову пришлось посетить Сирию, Египет, Палестину...

Менее масштабные работы художника: "Больная" (1879 г.),

" И возвратился в Галилею в силе духа"...

В следующем зале представлены работы Г.Г. Мясоедова - "яркого представителя русского реализма второй половины 19 века, основателя "Товарищества передвижных художественных выставок"" (цитата из Википедии)

Все верно. Чем не реалистична его картина "Страдная пора. Косцы" ?

Здесь же мы можем увидеть и работы К.А. Савицкого (картина "На войну" - отражает события, связанные с началом русско-турецкой войны 1877 г.),

и И.М. Прянишникова ("Крестный ход"),

и К.Е. Маковского: (" Ночлежный дом" 1889 г.),

"Семейный портрет",

"Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге" (1869 г.);

и Х.П. Платонова "Наймичка", и Н.П. Богданова-Бельского "У дверей школы" (1897 г.)...

При переходе в другой корпус мы встречаем работы уже знакомого нам М.М. Антокольского "Ермак",

и "Тигр и Синай" А.Л. Обера....

Из Михайловского дворца мы переходим в корпус Бенуа...

В первом зале этого корпуса нас "поджидает" М.А. Врубель - " ... один из гениальных творцов русского модерна, творчество которого отмечено высоким художественным мастерством и стремлением к созданию произведений большого стиля. По словам мастера, искусство должно "будить душу от мелочей будничного величавыми образами" (цитата из аннотации к его творчеству, размещенной в выставочном зале) ....

После такого "инструктажа" самое время посмотреть и картины мастера...

Работа "Богатырь" (1898 г.)....

Ценители искусства называют Врубеля таинственным гением живописи...

Его шедевр - "Утро"....

"Атмосферой таинственности пропитана и его картина "Демон летящий"..." (мнение специалистов...)

Повторюсь, мы не специалисты. Может быть в работах Врубеля все и таинственно, но нашу "душу от будничных мелочей" они почему-то не разбудили....

В следующем зале музея выставлены полотна М.В. Нестерова...

Прежде, чем приступить к их осмотру - знакомимся с мнением профессионалов...

"Михаил Нестеров создает образы большой духовной силы и значительности. Они насыщены тонким лиризмом, отрешены от земных забот, полны созерцательности и религиозного размышления. Художник показывает сложную духовную жизнь своих героев, богатство их интеллектуальных и нравственных возможностей, гармоничное взаимосуществование человека и природы. Определение "нестеровский пейзаж" - умиротворенный, тихий, нежно-зеленый - вошло в современный отечественный лексикон".

Посмотрим на все это взглядом обывателя....

Картина "Великий постриг" (1898 г.)...,

"Святая Русь" (1905 г.),

"Преподобный Сергий Радонежский" (1899 г.)...,

"Думы" (1900 г.)...

В данном случае, как ни странно, но наше мнение по-поводу творчества Нестерова почти что совпало со мнениями специалистов...

Зал №.... Уже сбились со счета....

В общем в этом зале разместились произведения В.А. Серова...

"Крупнейший русский портретист В.А. Серов создал блистательную живописную галерею своих современников разнообразную по характерам и общественному положению. Во 2-ой половине 1880-х - 1890-х годов он пишет лирические созерцательные портреты с использованием приемов импрессионистического письма. Художник объективен и правдив в изображении, тщателен в выборе позы, жеста, поворота головы модели...."

Самое время во всем этом разобраться на практике...

"Портрет княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой" (1902 г.),

"Портрет С.М. Боткиной, жены П.Д. Боткина" (1899 г.),

"Портрет княгини О.К. Орловой" (1911 г.)

А это уже работа из "другой оперы"....

" Купание лошадей"...

На наш взгляд, все-таки портреты у Серова выглядят более привлекательнее, чем работы другого жанра (по крайней мере если сравнивать с теми картинами, которые выставлены в Русском музее)...

В следующем зале нам предоставляется возможность познакомиться с творчеством Бориса Кустодиева...

"Портрет Ф.И. Шаляпина" (1922 г.) (Эту работу художник делал уже будучи парализованным. Рисовал по частям, при этом холст ему наклоняли над креслом)

"Купчиха за чаем" (1918 г.)...

"Балаганы" (1917 г.)...

В работах Б.М. Кустодиева в большей части отображается своеобразие провинциальной жизни с ее знаменательными моментами: базарами, народными гуляниями, ярмарками и т.п.

Следующую пару залов (выставка работ Б.Д. Григорьева, И.И. Машкова) мы осмотрели достаточно быстро и бегло...

Конечно, когда количество осмотренных залов переваливает за седьмой десяток чувствуется некая усталость, утомленность, желание побыстрее все это закончить...

На наш взгляд и организаторы экспозиций, очевидно предусмотрев все эти человеческие факторы, тоже пошли навстречу посетителям музея: чем ближе к выходу, тем как бы это помягче и культурнее сказать.... В общем картины становятся попроще в плане традиционного восприятия окружающей действительности...

Особенно из последних экспозиций нас от души порадовало направление в искусстве под названием "примитивизм"...

Работники музея описывают это направление так: " вовлечение русского крестьянского искусства, городского фольклора в круг актуальных художественных традиций, глубокий интерес к искусству художников-самоучек было едва ли не повсеместным в 1910-е годы. Сознательное упрощение художественной формы не имело характера подражания, но было попыткой придать образам преображенной художником реальности ту ясность, простоту и одновременно смысловую емкость, которыми по природе своей было наделено народное искусство..."

А теперь посмотрим, как все это выглядит....

Например, серия картин М.Ф. Ларионова (так он рисовал в молодости)....

А вот его более поздний шедевр - "Венера"....(Вы нас конечно извините, но при виде этого полотна из нас почему-то синхронно вырвался неприлично громкий смех. Хорошо, что посетителей было немного...) Наверное специалисты от живописи при виде этой работы примут задумчивый вид, сделают умное выражение лица, после чего на протяжении нескольких десятков минут, используя профессиональный сленг, с упоением расскажут вам о том, что перед вами истинный шедевр...

На наш непросвещенный взгляд - в детском садике ребятишки нарисуют более красиво...

"Велосипедист" от Н.С. Гончаровой...(весь запутался в шелках, нитках и мыслях художника...)

Очередной шедевр.... Неужели вы не догадались кто перед вами? Да это же "Портрет философа" работы Л.С. Попова. Чем-то напоминает "клетчатого" из фильма "Приключения принца Флоризеля".

Кажется "восторгаемся" в этом зале не только мы....

Ну а теперь нам предстоит с вами оценить самые грандиозные шедевры примитивизма... Хотя нет, это уже называется по другому - супрематизм (что означает в переводе на простой русский язык "раннее проявление абстрактного искусства новейшего времени")

Мы стоим перед работами классика этого жанра К.С. Малевича... Картины "Черный круг" (1923 г.) , "Черный крест" (1923 г.) и "Белый радиатор" ... (Извините, радиатор оказался настоящим. - смутила табличка, расположенная на нем, где указано, что его нельзя фотографировать со вспышкой)...

Жаль, что здесь не представлен "Черный квадрат".... Ведь как сказал Малевич: "Квадрат - зародыш всех возможностей..."

Спустя некоторое время в арсенале Малевича очевидно появились и цветные краски. В 1928 году он их уже начинает применять....

По крайней мере в картине "На жатву (Марфа и Ванька)" это уже проглядывается...

Кстати, в арсенале Малевича есть еще одна фраза: " Кто чувствует живопись, тот меньше видит предмет, кто видит предмет, тот меньше чувствует живописное..." Так что относительно его "крутых" работ все элементарно - видишь предмет (например, квадрат, круг), а вот живописью и не "пахнет"...

И наконец, великий теоретик нового искусства как-то заявил: "Искусство должно отрешаться от вчерашнего". Вот он (Малевич) и отрешился от настоящего искусства...

В этом же зале представлены и полотна в 3 D изображении....

В картинах, выставленных в этом зале уже можно отыскать зачатки реализма....

"Трое за столом" П.Н. Филонов (1914 г.)...

Следующий зал....

Здесь мы можем познакомится с работами К.С. Петрова-Водкина....

"Селедка" (1918 г.),...

"Фантазия" (1925 г.),

Далее мы попадаем в искусство 1920-х - 1930-х годов, которое "отразило политические и социальные перемены в обществе. Доминирующими становятся темы труда, спорта. Столь же актуален портрет, в котором образ современника приобретает собирательный характер. В своем стремлении воплотить в живописных полотнах идеалы нового времени художники широко обращаются к традициям монументального искусства - панно и фреске...."

Собирательный характер русской женщины того времени просматривается в картине "Женщина с ведрами" (В.В. Пакулин 1928 г.)

А вот и картина про спорт

и его поклонниц (А.Н. Самохвалов "Девушка в футболке" 1932 г.)...

Весьма актуальное для той эпохи полотно "Военизированный комсомол" (А.Н. Самохвалов 1932 г.) (Теперь понятно откуда подобные вещи мы видим у китайских или корейских коллег)

Следующие залы - и новая временная эпоха в искусстве...

Известная картина А.А. Дейнека "Оборона Севастополя" (1942 г.)

Более "мирные" полотна:

"Полдень" А.А. Пластов 1961 г.,

"Утро" А.А. Мыльников 1972 г.,

"Фигляры" О.В. Булгаковой 1979 г....

"Сборщики" Я.И. Крестовского 1975 г.,

Весьма актуальная тема для конца 80-х, начала 90-х годов прошлого века нашла свое отражение в картине А.А. Сундукова "Очередь" (1986 г.)

И снова попытка вернуться к примитивным вещам....

В.Н. Немухин "Интерьер №3. Диптих" (1997 г.)

"Точка в своем пространстве" Ф. Инфанте-Арана (1964 г.)

Ну и мы кажется дошли до нужной точки пространства Русского музея, которая называется выход...

Глоток свежего воздуха нам не помешает....

Кто любит русскую живопись, наверняка был в Русском музее в Санкт-Петербурге (открыт в 1897 году). Конечно, есть . Но именно в Русском музее хранятся главные шедевры таких художников, как Репин, Брюллов, Айвазовский.

Если мы вспоминаем о Брюллове, то сразу же думаем о его шедевре “Последний день Помпеи”. Если о Репине, то в голове возникает картина “Бурлаки на Волге”. Если вспомним Айвазовского – вспомним и “Девятый вал”.

И это не предел. “Ночь на Днепре” и “Купчиха”. Эти знаковые картины Куинджи и Кустодиева – тоже в Русском музее.

Эти работы вам покажет любой гид. Да и сами вы вряд ли пройдёте мимо них. Так что об этих шедеврах я просто обязана рассказать.

Добавив пару моих любимых, пусть и не самых “раскрученных” (“Ахматову” Альтмана и “Тайную вечерю” Ге).

1. Брюллов. Последний день Помпеи. 1833 г.


Карл Брюллов. Последний день Помпеи. 1833 г. Государственный Русский музей

4 года подготовки. Ещё 1 год непрерывной работы красками и кистями. Несколько обмороков в мастерской. И вот результат – 30 квадратных метров, на которых изображены последние минуты жизни жителей Помпеи (в 19 веке название города было женского рода).

Для Брюллова все было не зря. Думаю, в мире не было такого художника, чья картина, всего лишь одна картина произвела бы такой фурор.

Люди толпами врывались на выставку, чтобы посмотреть шедевр. Брюллова буквально носили на руках. Его окрестили ожившим . А Николай I удостоил художника личной аудиенции.

Что же так поразило современников Брюллова? Да и сейчас не оставит зрителя равнодушным.

Мы видим очень трагичный момент. Через несколько минут все эти люди погибнут. Но нас это не отталкивает. Потому что нас завораживает … Красота.

Красота людей. Красота разрушения. Красота катастрофы.

Посмотрите, насколько все гармонично. Красное расскаленное небо прекрасно сочетается с красным одеянием девушек справа и слева. А как эффектно падают под ударом молнии две статуи. Я уж не говорю про атлетичную фигуру мужчины на вздыбленном коне.

Картина с одной стороны о реальной катастрофе. Позы людей Брюллов срисовывал с погибших в Помпеях. Улица тоже настоящая, ее до сих пор можно увидеть в очищенном от пепла городе.

Но красота персонажей делает произошедшее похожим на древний миф. Как будто красивые боги прогневались на красивых людей. И нам не так печально.

2. Айвазовский. Девятый вал. 1850 г.

Иван Айвазовский. Девятый вал. 221 х 332 см. 1850 г. Русский музей, Санкт-Петербург. Wikipedia.org

Это самая известная картина Айвазовского. Которую знают даже люди, далёкие от искусства. Чем же она так прославилась?

Людей всегда завораживает борьба человека со стихией. Желательно со счастливым финалом.

Вот этого в картине хоть отбавляй. Остросюжетней некуда. Шестеро выживших отчаянно цепляются за мачту. Рядом накатывает большая волна, девятый вал. За ней следом идёт ещё одна. Людям предстоит долгая и страшная борьба за жизнь.

Но уже рассвет. Пробивающееся сквозь рваные тучи солнце – это надежда на спасение.

Стихия Айвазовского, так же, как и у Брюллова, потрясающе красива. Конечно, морякам не сладко. Но мы не можем не любоваться прозрачными волнами, солнечными бликами и сиреневым небом.

Поэтому эта картина производит такой же эффект, что и предыдущий шедевр. Красота и драма в одном флаконе.

3. Ге. Тайная вечеря. 1863 г.


Николай Ге. Тайная вечеря. 283 х 382 см. 1863 г. Государственный Русский музей. Tanais.info

Два предыдущих шедевра Брюллова и Айвазовского были приняты публикой с восторгом. А вот с шедевром Ге все было сложнее. Не любил ее Достоевский, например. Слишком приземлённой она ему казалась.

Но больше всех были недовольны церковники. Они даже смогли добиться запрета на выпуск репродукций. То есть широкая публика ее не могла увидеть. Аж до 1916 года!

Отчего же такая неоднозначная реакция на картину?

Вспомните, как изображали Тайную вечерю до Ге. Хотя бы . Стол, вдоль которого Христос и 12 апостолов сидят и трапезничают. Иуда среди них.

У Николая Ге все иначе. Иисус возлежит. Что как раз Библии соответствовало. Именно так принимали еду иудеи 2000 лет назад, по-восточному.

Христос уже произнёс своё страшное предсказание, что один из учеников предаст его. Он уже знает, что это будет Иуда. И просит его сделать, что задумал, не откладывая. Иуда уходит.

И как раз в дверях мы словно сталкиваемся с ним. Он накидывает на себя плащ, чтобы уйти в темноту. И в прямом, и переносном смысле. Его лица почти не видно. А его зловещая тень падает на оставшихся.

В отличие от Брюллова и Айвазовского, здесь более сложные эмоции. Иисус глубоко, но смиренно переживает предательство ученика.

Пётр возмущён. У него горячий характер, он вскочил и недоуменно смотрит в след Иуде. Иоанн не может поверить в происходящее. Он, как дитя, который впервые столкнулся с несправедливостью.

А ещё апостолов меньше двенадцати. Видимо, для Ге это не было столь важным уместить всех. Для церкви же это было принципиально. Отсюда и цензурные запреты.

Проверьте себя: пройдите онлайн-тест

4. Репин. Бурлаки на Волге. 1870-1873 гг.


Иван Репин. Бурлаки на Волге. 131,5 х 281 см. 1870-1873 гг. Государственный Русский музей. Wikipedia.org

Илья Репин впервые увидел бурлаков на Ниве. И так был поражён их жалким видом, особенно в контрасте с отдыхающими неподалёку дачниками, что решение писать картину тут же созрело.

Холёных дачников Репин не стал писать. Но контраст все же в картине присутствует. Грязное отрепье бурлаков противопоставлено идиллистическому пейзажу.

Может быть, для 19 века это выглядело не так вызывающе. Но для современного человека такой вид работника кажется удручающим.

Да ещё Репин пароход на заднем плане изобразил. Который мог бы быть использован в качестве буксира, чтобы людей не мучить.

В реальности бурлаки не были настолько обездолены. Их хорошо кормили, после обеда всегда давали поспать. А за сезон они зарабатывали столько, что зимой могли прокормить себя, не работая.

Репин взял для картины сильно вытянутый по горизонтали холст. И удачно выбрал угол зрения. Бурлаки идут к нам навстречу, но при этом не загораживают друг друга. Мы легко можем рассмотреть каждого из них.

И самого главного бурлака с лицом мудреца. И молодого парня, который никак не приноровится к лямке. И предпоследнего грека, который оглядывается на доходягу.

С каждым в упряжке Репин был лично знаком. Вёл с ними долгие беседы про жизнь. Поэтому они и получились такими разными, каждый со своим характером.

5. Куинджи. Лунная ночь на Днепре. 1880 г.


Архип Куинджи. Лунная ночь на Днепре. 105 х 144 см. 1880 г. Государственный Русский музей. Rusmuseum.ru

“Лунная ночь на Днепре” – самая известная работа Куинджи. И не удивительно. Сам художник очень эффектно познакомил ее с публикой.

Он организовал персональную выставку. В выставочном зале было темно. Лишь одна лампа была направлена на единственную картину выставки, “Лунную ночь на Днепре”.

Люди заворожённо смотрели на картину. Яркий зеленоватый свет луны и лунной дорожки гипнотизировал. Видны очертания украинской деревушки. Лишь часть стен, освещённых луной, выступает из темноты. Силуэт мельницы на фоне освещённой реки.

Эффект реалистичности и фантастичности одномоментно.Как же художник добился таких “спецэффектов”?

Помимо мастерства здесь ещё Менделеев руку приложил. Он помогал Куинджи создать состав краски, особенно мерцающей в полумраке.

Казалось бы, удивительное качество у художника. Уметь самому распиарить свою же работу. Но он поступил неожиданно. Почти сразу после этой выставки Куинджи 20 лет провёл затворником. Он продолжал писать, но свои картины никому не показывал.

Картина ещё до выставки была куплена великим князем Константином Константиновичем (внуком Николая I). Он так был привязан к картине, что взял ее в кругосветное путешествие. Соленый влажный воздух способствовал потемнению полотна. Увы, того гипнотического эффекта уже не вернуть.

6. Альтман. Портрет Ахматовой. 1914 г.

Натан Альтман. Портрет Анны Ахматовой. 123 х 103 см. 1914 г. Государственный Русский музей. Rusmuseum.ru

“Ахматова” Альтмана очень яркая и запоминающаяся. Говоря о поэтессе, многие вспомнят именно этот ее портрет. Удивительно, но ей самой он не нравился. Портрет ей казался странным и “горьким”, судя по ее стихам.

На самом деле даже сестра поэтессы признавала, что в те дореволюционные годы Ахматова такой и была. Истинной представительницей модерна.

Молодая, стройная, высокая. Ее угловатой фигуре как нельзя лучше вторят “кустарники” в стиле кубизма. А ярко-синее платье удачно сочетается с острым коленом и выпирающим плечом.

Он сумел передать облик стильной и неординарной женщины. Впрочем он сам был таким.

Альтман не понимал художников, которые могут работать в грязной мастерской и не замечать крошек в своей бороде. Сам он всегда был одет с иголочки. И даже нижнее белье шил себе на заказ по своим же эскизам.

В неординарности ему тоже было сложно отказать. Как-то изловил тараканов в своей квартире, он покрасил их в разные цвета. Одного выкрасил в золотой цвет, назвал его “лауреатом” и отпустил со словами “Вот его тараканиха-то удивится!”

7. Кустодиев. Купчиха за чаем. 1918 г.


Борис Кустодиев. Купчиха за чаем. 120 х 120 см. 1918 г. Государственный Русский музей. Artchive.ru

“Купчиха” Кустодиева – жизнерадостная картина. На ней мы видим добротный, сытый мир купечества. Героиня с кожей светлее неба. Кот с мордочкой, похожей на лицо хозяйки. Пузатый начищенный самовар. Арбуз на богатом блюде.

Что мы могли бы подумать о художнике, который написал такую картину? Что художник знает толк в сытой жизни. Что он любит пышных женщин. И что он явно жизнелюб.

А вот, как было на самом деле.

Если вы обратили внимание, то картина написана в революционные годы. Художник с семьёй жил крайне бедно. Мысли только о хлебе. Тяжёлый быт.

К чему такое изобилие, когда вокруг разруха и голод? Так Кустодиев пытался запечатлеть безвозвратно ушедшую красивую жизнь.

А что насчёт идеала женской красоты? Да, художник говорил, что худые женщины его не вдохновляют на творчество. Тем не менее, в жизни он предпочитал именно таких. Стройной была и его жена.

Кустодиев был жизнелюбивым. Чему поражаешься, так как к моменту написания картины он уже 3 года как был прикован к инвалидному креслу. Диагноз костного туберкулёза ему был поставлен ещё в 1911 году.

Кустодиевская внимательность к деталям очень необычна для времени, когда процветал авангард. Мы видим каждую сушку на столе. Гуляющих у гостиного двора. И молодца, пытающегося удержать коня на скаку. Все это похоже на сказку, небылицу. Которая когда-то была, да закончилась.

Подведем итог:

Хотите увидеть главные шедевра Репина, Куинджи, Брюллова или Айвазовского – Вам в Русский музей.

“Последний день Помпеи” Брюллова – про красоту катастрофы.

“Девятый Вал” Айвазовского – про масштаб стихии.

“Тайная вечеря” Ге – про осознание скорого предательства.

“Бурлаки” Репина – про наемного работника 19 века.

“Лунная ночь на Днепре” – про душу света.

“Портрет Ахматовой” Альтмана – про идеал женщины модерна.

“Купчиха” Кустодиева – про эпоху, которую не вернуть.

Для тех, кто не хочет пропустить самое интересное о художниках и картинах. Оставьте свой e-mail (в форме под текстом), и Вы первыми будете узнавать о новых статьях на моем блоге.

PS. Проверьте себя: пройдите онлайн-тест

Вконтакте

Государственный Русский музей в Петербурге - крупнейшее собрание живописи русских художников, насчитывающее более 400 тысяч произведений. Подобного собрания русского искусства в мире больше нет.

Создание Русского музея

Указ об учреждении музея был опубликован в 1895 году. Для этого был приобретен Михайловский замок и сад вокруг, и службы, и флигели. По указу все произведения, уже приобретенные музеем, нельзя никому продавать или передавать. Они всегда должны находиться в коллекции. В 1898 году для посетителей открылся Государственный Русский три года с нетерпением ждал этого события. В него поступили произведения из Академии Художеств, Эрмитажа, Зимнего дворца и частных коллекций. Первоначальная экспозиция не была обширной.

После революции

Коллекция постоянно пополнялась, и расширялись площади музея за счет присоединения новых помещений. В годы Отечественной войны все самые ценные произведения были эвакуированы и нисколько не пострадали. Те, что остались в осажденном городе, были тщательно упакованы и хранились в подвалах. Они также остались в полной сохранности. Государственный Русский музей полностью справился с такой непростой задачей - уберечь всю экспозицию, в которой уже было более семи тысяч экспонатов.

Рост музея

Новые поступления активно прибавлялись в 50-е годы. Размещал Государственный Русский музей произведения и в Михайловском дворце, и в в корпусе Бенуа, а также и других зданиях. В них имеется раздел с бесценными произведениями Рублева, Дионисия и ряда других иконописцев раннего и позднего средневековья. Хранит Государственный Русский музей произведения 18-середины 19 веков.

На фото показана работа Д.Г.Левицкого «Портрет Е.И.Нелидовой». Музей по праву гордится полнотой представленных посетителям картин. Перечисление имен и фамилий наших выдающихся и гениальных художников займет очень много места. Широко представляет Государственный Русский музей произведения середины и конца 19 века, а также работы живописцев «Мира искусства» и художников-футуристов, которые тоже составляют гордость музея. Целый зал посвящен работам художника, искусствоведа, декоратора.

На фото А.Н. Бенуа «Парад в царствование Павла I». В коллекции музея есть полотна советских художников всех периодов существования Советского Союза. В настоящее время собирает и экспонирует Государственный Русский музей произведения новые, нетрадиционные. Этот отдел, занимающийся новейшими течениями, был создан в около тридцати лет назад.

Знаменитое полотно

В экспозиции находится «Черный квадрат». Государственный Русский музей приобрел его уже со скандальной славой и разместил в корпусе Бенуа.

Создать громкий скандал было задачей художников-футуристов, а затем суперматистов, чтобы привлечь к себе внимание. Их предшественником был Герострат, который, чтобы остаться в веках, сжег храм. Главное желание Малевича и его соратников - уничтожить все: мы освободились от всего предшествующего, и теперь будем делать искусство на чистом ровном выжженном месте. Первоначально Малевич сделал черный квадрат как кусок декораций к опере. Два года спустя он создал теорию, доказывающую, что она выше всего (суперматизм), и отрицающую все: и форму, и природу. Просто существует искусство из ничего.

Впечатляющая выставка 1915 года

На выставке «0.10» были картины, состоящие из квадратиков, крестиков, кругов, и в этом зале в правом углу наверху, куда вешают иконы, Малевич повесил свой квадрат.

Что тут важно? Квадрат или место, где он повешен? Конечно, место было важнее, чем то, что нарисовано, особенно если учесть, что написано было «ничего». Представьте «ничего» на месте Бога. Это было очень знаменательное событие. Это был феноменально талантливый пиар-ход, продуманный до конца, потому что речь идет не о том, что там изображено. Заявление было такое - ничего, чернота, пустота, темень вместо Бога. «Вместо иконы, которая ведет вверх, к свету - путь в мрак, в люк, в подвал, в преисподнюю» (Татьяна Толстая). Искусство умерло, вот вам вместо него кусок бессмыслицы. Вы же готовы за него платить деньги. «Черный квадрат» Малевича - это не искусство, а блестящий поступок очень талантливого продавца. Скорее всего, «Черный квадрат» - просто голый король, и об этом стоит говорить, а не о глубинах постижения мира. «Черный квадрат» - не искусство, потому что:

Где там талант чувства?

Где там мастерство? Любой может нарисовать квадрат.

Где там красота? Зритель долго должен соображать, что это значит, и так и не понять.

Где там нарушение традиций? Там нет никаких традиций.

Таким образом, если посмотреть с этой точки зрения, то мы видим, что случилось и случается с искусством, которое порывает с искренностью, которое начинает апеллировать к интеллекту, то есть «я долго думаю, что сделать, чтобы случился скандал, и меня заметили». Нормальный человек задает себе вопрос: «Зачем он это сделал? Хотел денег заработать или хотел выразить какие-то свои чувства?». Вопрос искренности встал потому, что художник думает, как себя продать. Погоня за новизной ведет искусство к полной беспредметности, и это интеллектуальное стремление идет от головы, а не от сердца. Малевич и иже с ним искали способы скандалов и продаж, что теперь поднято на профессиональную высоту. Очень важно подвести под свое создание теорию и добавить непонятное длинное умное название, которое важнее изображения. Талантливым в нашем обществе считается почему-то то, что человеку непонятно. Отсутствие духовного начала в «Черном квадрате» для очень многих несомненно. Признаком времени и умелой торговли собой является «Черный квадрат». Государственный Русский музей не мог пропустить столь «говорящую» работу.

Драма на море

В 1850 г. Айвазовский создал масштабное полотно «Девятый вал». Государственный Русский музей теперь экспонирует это произведение.

Мощная волна нависает над обломками корабля. Человечество представлено в этой картине в виде несчастных моряков, которые на остатке мачты, мало пригодной для плавания, отчаянно цепляются за нее, в то время как волна безжалостно хочет ее поглотить. Наши чувства раздваиваются. Они поглощены подъемом этой огромной волны. Мы входим вместе с ее движением вверх и испытываем напряжение между гребешком и силой притяжения, особенно в тот момент, когда верхушка волны разбивается и превращается в пену. Вал направлен на тех, кто вторгся в эту стихию воды без спроса. Моряки выступают активной силой, которая проникает сквозь волны. Можно попытаться рассмотреть эту композицию как картину гармонии в природе, как картину гармоничного сочетания воды и земли, которой не видно, но она присутствует в нашем сознании. Вода - стихия текучая, изменчивая, непостоянная, и земля как главный объект надежды даже не упомянута. В этом как бы побуждение к активной роли зрителя. Это картина Вселенной, которая показана через пейзаж. Волны на горизонте выглядят, как горы, покрытые дымкой, и они, более пологие, повторяются ближе к зрителю. Это ведет к ритмическому упорядочению композиции. Поразителен колорит, богатый оттенками розового и лилового на небе, и зеленым, синим, фиолетовым в море, пронизанный лучами восходящего солнца, несущий радость и оптимизм. Одной из жемчужин коллекции является романтическое произведение «Девятый вал». Государственный Русский музей обладает шедевром, написанным молодым Айвазовским.

Трагедия на земле

Если в предыдущей картине были задействованы две стихии, вода и ветер, то на следующем полотне грозно выступают земля и огонь - это «Последний день Помпеи». Государственный Русский музей получил его из собрания Академии художеств.

Написанная 1834 году и выставленная в Риме, картина произвела среди итальянцев, как впоследствии и среди русских зрителей, фурор. Пушкин, Гоголь, Баратынский посвятили ей проникновенные строки. Почему это произведение актуально и в наши дни? Пластикой движений, поворотами тел и голов, динамикой красочной палитры художник оживил события давно минувших тысячелетий. Мы причастны к ужасным переживаниям людей, которые вот-вот погибнут в огненной лаве, вызванной извержением вулкана и мощным землетрясением. Разве в наши дни нет подобных трагедий? Совершенна классическая форма произведения, великолепно мастерство исполнения, заставляющее вспомнить имена художников Высокого Возрождения. Шедевр Карла Брюллова захватывает своей красотой, несмотря на то, что здесь изображена гибель античной цивилизации.

Музей в современное время

Если первоначально музей состоял из Императорских дворцов, то сейчас это целый ансамбль, необычайно красивый, являющийся культурным центром, поскольку он решает научно-просветительские задачи. Из глубин веков дошло до нас наследие великих живописцев. Классические, романтические, бытовые, жанровые хранит Государственный Русский музей произведения. Фото показывает нам главный корпус - Михайловский дворец.

Это жилое помещение было перестроено для хранения работ мастеров кисти.

Ансамбль, примыкающий к дворцу

Государственный Русский музей размещается в шести памятниках архитектуры 18-19 столетий, который дополняют Летний и Михайловский сады, в которых посетители могут любоваться не только строгими регулярными посадками кустов и деревьев, но и прекрасными скульптурами. В зданиях музея проводятся экскурсии, а также оказываются дополнительные услуги лекторием, кинозалом, интернет-классом, кафетерием, оборудованными для приема инвалидов.

Сдержанное и элегантное здание Михайловского дворца, созданное неистощимым на фантазии Росси, музеем стало не сразу. Изначально дворец был призван стать резиденцией младшего сына Павла I, для чего из казны ежегодно "откладывались" четыреста тысяч рублей. К совершеннолетию царевича набралась приличная сумма, позволившая построить роскошную резиденцию с обширным садом.

Все смертны, даже царские дети. Дворец переходил в руки наследников, потом детей наследников, потом внуков... Внуки уже все были гражданами Германии, что никак не могло понравиться императору Александру III, отличавшемуся сильными патриотическими чувствами. Дворец был куплен в казну.

Тот же Александр III первым озвучил идею о создании музея, в котором будут собраны лучшие образцы русского искусства за тысячу лет. Идея русского музея витала в обществе уже с середины 19-го столетия, поэтому чаяния монарха и народа совпали, а в 1898 году Русский музей был открыт для публики .

Современный Государственный Русский музей предлагает посетителям коллекции отечественной живописи и скульптуры с 12-го до 20-го века. Вся экспозиция расположена на двух этажах Михайловского дворца и корпуса Бенуа, построенного специально для нужд нового музея. Кроме основного здания, Русский музей приглашает посетителей в Строгановский, Мраморный и Инженерный дворцы. Но главные свои сокровища музей хранит в бывшей резиденции царевича Михаила Павловича.

На первом этаже музея расположены:

Экспозиции русского народного искусства (17-21 века), большая коллекция живописи и скульптуры 19 века. Представлена резьба по дереву, керамика, ткачество, художественная роспись. От яркости и разнообразия коллекции голова идет кругом;
- обширная и богатая коллекция живописи и скульптуры русских мастеров 19 века.

Второй этаж музея приглашает осмотреть:

Продолжение экспозиции шедевров 19 века;
- коллекцию русского искусства 18 века.

В двухэтажном корпусе Бенуа, в основном, проходят временные выставки музея, а также располагаются залы, где размещены произведения современных и скульпторов.

Музей располагает великолепным собранием древних икон, среди которых есть произведения Рублева, Ушакова и Дионисия.

Трудно назвать фамилию хотя бы одного известного русского художника, творчество которого не было бы представлено в Русском музее. 15 тысяч экспонатов коллекции живописи музея включают в себя все то лучшее, что было создано русскими мастерами за 800 лет.

Расположен музей недалеко от Невского проспекта, что делает его непременным объектом для посещения многочисленных туристов. Сами петербуржцы, к слову сказать, больше любят бывать именно в русском музее, предпочитая его пышному и огромному .

В музее действует лекторий, программа которого разнообразна и интересна.

Временные выставки музея давно уже снискали себе славу самых посещаемых в городе на Неве. Чаще всего это собрание шедевров из запасников музея, объединенных общей темой или временем создания. Частыми гостями музея становятся лучшие произведения, хранящиеся в других , а также и в частных коллекциях.

Посещение Русского музея стоит недешево: 350 рублей (для жителей России и Беларуси - 250 рублей).

Можно приобрести билет, дающий право на посещение всех филиалов Русского музея, который действителен три дня. Такой билет обойдется в 600 и 400 рублей соответственно. Комплексный билет позволяет несколько сэкономить.

Открыт Русский музей с 10 утра до 6 вечера. В четверг экспозицию можно осмотреть с часа дня до 9 ч. вечера. Выходной день только один - вторник.

Ориентир для тех, кто незнаком с Петербургом - метро "Невский проспект".