Государственный эрмитаж описание. Эрмитаж: история создания

Государственный музей «Эрмитаж» — один из самых известных музеев, который находится в Санкт-Петербурге, городе, по праву названном культурной столицей России.

Музей начинал свое существование как индивидуальные коллекции произведений искусства императрицы Екатерины II, которые со временем разрослись. В 1852 году было принято решение открыть доступный для публики императорский Эрмитраж, который в итоге стал всем известным Государственным художественно и культурно-историческим музеем.

Современный Эрмитаж представляет собой пять зданий, объединенных в сложный музейный комплекс, центром которого принято считать Зимний Дворец.

Зимний дворец входит в состав музейного комплекса, хранящего в себе более 3 миллионов произведений искусства, доступных для местных жителей и приезжих гостей. Среди экспонатов имеются такие шедевры, как «Аман узнает свою судьбу» Рембрандта, «Юдифь» Джорджоне, «Сафо и Фаон» Жака-Луи Давида, «Красная комната» Анри Матисса, «Кающаяся Магдалина» Тициана Вечеллио, «Мадонна Бенуа» Леонардо да Винчи, а также множество других не менее известных картин, античных скульптур, примеров прикладного творчества, графики и живописи.


Само по себе здание Эрмитажа можно считать произведением искусства, постройкой будущего музея занимались такие известные, как Растрелли (Зимний Дворец), Фельтен, Валлен-Деламот, Лео фон Кленце и Стасов (Малый и Большой Эрмитаж, включая Висячий сад).

Здание Зимнего дворца по праву считают сердцем Государственного Эрмитажа. Построенный в 1762 году архитектором Франческо Бартоломео Растрелли по указу Екатерины II, дворец по сей день остается памяткой великого искусства как изнутри, так и снаружи. Четыре фасада здания выдержаны в стиле барокко и украшены множеством лепных деталей, статуй на крышах, колонами, вазами. Окна обрамлены уникальными карнизами и другими запоминающимися деталями. Благодаря своей коллекции экспонатов Государственный музей Эрмитаж считается « ».

В течение 150 лет Эрмитаж являлся императорской резиденцией: интерьер зданий отличается первозданным великолепием и богатством. Для того, чтобы детально рассмотреть каждый отдельный экспонат музея, не хватит даже года. Маршрут экскурсии по залам Эрмитажа составляет более двадцати километров, начинаясь Иорданской лестницей, которая ведет в огромный зал вдоль фасада здания, окна которого выходят на Неву.


Портреты российских фельдмаршалов можно наблюдать в нишах одноименного зала.

Легендарный серебряный трон русских царей находится в петровском зале, а великолепными люстрами, украшенными гербами бывших губерний, можно полюбоваться в Гербовом зале. Также в Эрмитаже имеется Военная галерея, посвященная великим военачальникам Российской империи. Двадцать восемь люстр и около пятидесяти колон украшают Большой тронный зал, а барельефы в честь победы 1812 года и большой портрет Александра I украшают Александровский зал.

В оформлении дворцовых помещений принимали участие величайшие художники и архитекторы тех времен, в частности Малахитового зала, колоны которого украшает малахитовое покрытие. Именно это помещение было парадным залом императорской семьи.


Самые известные музеи России во многом уступают Государственному музею Эрмитаж в Санкт-Петербурге, этот музей занимает почетное место не только среди музеев России, но и среди музеев Европы.

В 1865 году для Эрмитажа были приобретены 4 картины из фамильной галереи герцога Литта в Милане, среди них особую ценность представляет-"Мадонна с Младенцем" Леонардо да Винчи, называющаяся с тех пор "Мадонна Литта". Еще одна работа Леонардо да Винчи «Мадонна с младенцем», которую называют «Мадонна Бенуа» была куплена у семейства Бенуа в 1914 году. В 1869 году собрание Эрмитажа пополнилось картиной Рафаэля "Мадонна с Младенцем", купленная во Флоренции из галереи графа Конестабиле. Шедевр стал собственностью императрицы Марии Александровны, выставлялся в Эрмитаже, по завещанию перешел в музей. Такова история лишь небольшой части богатейшего собрания Эрмитажа.
В 1852 году по указу Николая I было построено первое здание в России, предназначенное специально для размещения художественных коллекций музея. Новый Эрмитаж , построенный по проекту Лео фон Кленце, примыкает к Малому Эрмитажу со стороны Миллионной улицы.

Новый Эрмитаж был задуман как универсальный музей. Николай I заботился о приобретении не только античной и современной скульптуры, но так же и других произведений искусства. В Помпеях в его присутствии были произведены раскопки. Все найденные предметы неаполитанский король подарил императору, и они поступили в Эрмитаж. Археологические раскопки проводились и на юге России. Так, в 1830 г. в окрестностях Керчи был раскопан курган Куль-Оба, где в склепе были обнаружены шедевры древнего искусства. Благодаря этому событию древности Северного Причерноморья привлекли внимание императора, увидевшего в раскопках источник поступления в Эрмитаж античных раритетов.

Основу коллекции античных памятников составили скульптуры из Таврического дворца и Царского Села. В 1849 г. Николай I приобрел у римского антиквара Пиццати около 1500 античных ваз, множество бронз и терракот. Спустя два года император купил у Демидовых собрание античной и новейшей пластики. В 1852 году античная коллекция пополнилась приобретенными у семьи Лаваль 54 скульптур и 330 ваз.

Новым разделом эрмитажных собраний стала коллекция египетских древностей. В середине XIX в. в Эрмитаж поступили скульптуры, мозаики и картины по завещанию дипломата Д.П. Татищева. Именно Николаем I сделал последние крупные приобретения живописи за рубежом. В 1830-х гг. были совершены значительные покупки картин испанских художников, а в 1850 г. в Венеции была куплена коллекция галереи Барбариго, включающая полотна Тициана. Тогда же приобрели картины из собрания нидерландского короля Вильгельма, а в 1852 г. в Париже были приобретены полотна итальянской и испанской школ из коллекции Сульта.
В 1851-1858 гг. коллекция Эрмитажа пополнилась собранием монет и медалей крупнейшего петербургского собирателя Я.Я.Рейхеля. В результате собирательской деятельности Николая I в России был создан музей, по качеству и объему коллекций не уступавший известнейшим музеям мира.

После революции октябрьской революции 1917 г. Зимний дворец, являвшийся ранее императорской резиденцией, а так же Эрмитаж были объявлены государственными музеями. В парадных залах проводились кинематографические сеансы, концерты и лекции. В 1919 г. открылись первые выставки произведений искусства, остававшихся к тому времени в Петрограде.

В ноябре 1920 г. завершился процесс возвращения эвакуированных в Москву художественных ценностей. В 1921 г. для посетителей открылись залы Картинной галереи, а через год и другие экспозиций. Посетители входили в музей со стороны Нового Эрмитажа, через портик с атлантами. Первые пять лет после революции вход в музей был бесплатным.
В 1920 г. в Зимнем дворце был открыт так же Музей Октябрьской революции, созданный по решению Петроградского совета. До начала Великой Отечественной войны Зимний дворец совмещал функции музея Октябрьской революции и музея художественно-исторического.
В 20-е и 30-е годы XX века собрании Эрмитажа утратило многие ценные экспонаты. Так в 1920-е годы в Москву в центральный Музей старой западной живописи были переданы около 500 картин, среди которых "Турок" и "Портрет старушки" Рембрандта; "Тайная вечеря", "Мадонна", "Святой Франциск", "Портрет инфанта Фердинанда" Рубенса; "Портрет Воувера" и "Портрет Антония Триста" Ван Дейка; "Голова мальчика" Халса; "Похищение Европы" Лоррена; "Великодушие Сципиона" Пуссена.
В 1932-1934 годы произведения искусства из собрания Государственного Эрмитажа продавались, некоторые передавались в музеи союзных республик.

Эрмитаж. 5 зданий. 20 км коридоров. 350 залов. 60000 картин. Для просмотра которых вам понадобится 40 суток. Если останавливаться у каждой картины хотя бы на 1 минуту.

Своему названию Эрмитаж уже давно не соответствует. В переводе с французского это слово означает “укромное место, келья”. Таким он был до середины 19 века. Когда посетить его могли лишь избранные. По специальным пропускам. В 1852 году музей был открыт для всех желающих.

В коллекции так много шедевров, что наметить маршрут по музею очень непросто. Вот лишь 7 гениальных полотен. Разных эпох и стилей. Которые стоит увидеть каждому.

1. Леонардо да Винчи. Мадонна Литта. 1490-1491 гг.

Леонардо да Винчи. Мадонна Литта. 1490-1491 гг. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Произведений в Эрмитаже немного. Но среди них аж две работы . Это при том, что в мире всего 19 работ мастера! Музей приобрёл шедевр в середине 19 века. У итальянской аристократической семьи Литта.

Картина вернулась в Россию. Потому что она там уже гостила. За полстолетия до этого ее привёз с собой Джулио Литта, представитель рода. После того, как стал подданым России. Женился на племяннице Потёмкина. Однако его наследница, дочь падчерицы, после его смерти вернула картину своим итальянским родственникам.

Картина небольшая. 41 на 32 см. Но через несколько секунд вы перестаете это замечать. Настолько в маленьком пространстве картины вмещается что-то очень величественное. Вневременное.

Мать с большой нежностью смотрит на младенца. Он припал к груди. Немного грустными глазами он смотрит в нашу сторону. Ведь за пять минут до этого разыгралась маленькая драма. Дева Мария решила отлучить ребёнка от груди. Вырезы для кормления были аккуратно зашиты.

Но она не устояла перед просьбами и плачем младенца. Один вырез был в спешке разорван. Так Леонардо изобразил милосердие и любовь матери к своему ребёнку.

2. Рафаэль. Мадонна Конестабиле. 1504 г.


Рафаэль. Мадонна Конестабиле. 1502 г. Государственный Эрмитаж, г. Санкт-Петербург

Ещё один шедевр хранится в Эрмитаже. “Мадонна Конестабиле” Рафаэля. Ее купил для своей супруги Александр II. Покупка была скандальной.

Общественность в Италии была возмущена тем, что их наследие покидает страну. Ругали владельца, графа Конестабиле. Уговаривали не продавать. Даже собирали деньги, чтобы выкупить шедевр и оставить на родине. Но не собрали. Картина досталась России.

Хранится она в своей “родной” раме. Которая была исполнена по рисункам Рафаэля.


Рафаэль. Мадонна Конестабиле (с рамой). 1504 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Rushist.com

Рафаэль создал свой шедевр в юном возрасте. Ему едва исполнилось двадцать лет. Но этим эта работа и ценна. Она создана в городе Перуджи. В мастерской учителя. Рафаэль ещё не видел работ и Микеланджело. Которые сильно на него повлияют.

Его искусство ещё очень самобытно. Тонкие линии. Нежные краски. Гармоничный пейзаж. Мы видим его гений в первозданном виде. Благодаря “Мадонне Конестабиле”.

3. Караваджо. Лютнист. 1595-1596 гг.


Караваджо. Лютнист. 1595-1596 гг. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Wikipedia.org

“Лютнист” Караваджо был куплен в начале 19 века. По просьбе Александра I. Долгое время картина висела в Эрмитаже под названием “Лютнистка”. Настолько юноша изображён чувственным. Лишь плоская грудь говорит о том, что перед нами не девушка.

Молодой Караваджо заметил, что картины с такими юношами пользуются успехом у некоторых представителей католической церкви. Поэтому он охотно их писал.

Но вскоре он откажется от подобных сюжетов. Все чаще изображая трагичные библейские истории. . Успение Марии. .

Караваджо часто называли натуралистом. За его необычную проработку деталей. Попорченные фрукты. Трещина на лютне. Потертые ноты.

В “Лютнисте” Караваджо впервые использует своё знаменитое тенебросо. Когда фигуры и предметы выхватываются тусклым лучом из кромешной темноты.

Так проявляется почти осязаемый объём. А эмоции персонажа приобретают драматический оттенок. Такой театральный эффект станет очень популярным в эпоху Барокко.

О работах художника читайте в статье .

4. Рембрандт. Возвращение блудного сына. 1669 г.


Рембрандт. Возвращение блудного сына. 1669 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Arthistory.ru

Картина “Блудный сын” – одно из самых ранних приобретений Эрмитажа. Она была куплена у французского герцога по приказу Екатерины II ещё в 1766 году.

Это последняя картина Рембрандта. У неё всегда собирается толпа. Потому что она на многих производит сильное впечатление.

Перед нами сюжет из Евангелия от Луки. Младший сын скитался по свету. Тратил наследство отца. Все промотал. Находясь в плену своих страстей.

И вот в уже крайней нужде вернулся к порогу отцовского дома. Его одежда превратилась в лохмотья. Тапки стоптаны. Голова брита, потому что за плечами каторга. Отец милосердно принимает сына. Он склонился над ним и мягко положил руки на его плечи.

На картине – полумрак. Лишь слабый свет вылепливает фигуры. Женщина на заднем плане еле различима. Возможно, это мать вернувшегося сына.

Картина о родительском милосердии. О всепрощении. О том, что даже у опустившегося человека есть надежда обрести приют. Уняв гордыню. Преклонив колени.

О картине также читайте в статье

5. Гейнсборо. Дама в голубом. 1778-1782 гг.


Томас Гейнсборо. Портрет дамы в голубом. 1778-1782 гг. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Be-in.ru

В начале 20 века “Дама в голубом” была передана Эрмитажу по завещанию дворянина Алексея Хитрово. Безвозмездно.

Считается одной из лучших работ Гейнсборо. Хотя он не любил писать портреты. Вынужден был их выполнять на заказ, чтобы прокормить семью. Благодаря портретам и прославился.

Гоген был очень неординарным человеком. На четверть перуанец, его всегда влекло подальше от шумных городов. И однажды он добрался до Таити.

Там и была написана “Женщина, держащая плод”. Плоскостность изображения. Яркие краски. Экзотичность деталей (на дороге “волны” песка и травы, как на японских картинах).

Обратите внимание, насколько краска положена тонким слоем. Мы видим текстуру холста. Гоген был крайне беден. Краска дорого стоила. Приходилось ее беречь.

Такую необычную живопись публика плохо принимала. Гоген нищенствовал. Лишь за несколько лет до смерти его картины начали покупать.

О художнике читайте также в статье Анри Матисс. Танец (II). 1909-1910 гг. Эрмитаж, Санкт-Петербург

Картину “Танец” заказал русский купец и коллекционер Сергей Щукин. Перед отправкой в Россию панно показали на выставке в Париже. Публика работу очень ругала. Щукин привык к тому, что его называют собирателем всякого хлама.

Но на этот раз дрогнул. Отказался от заказа. Потом передумал, извинился перед художником за свою слабость. Картина вместе с парной к ней работой “Музыка” благополучно добралась до России.

Сейчас этот “хлам” считается одним из главных шедевров модернизма. На ней – образ золотого века человечества. Такова была эпоха. Люди наслаждались прогрессом и искусством. Считали, что живут в самое благополучное время. Но это было лишь затишье перед бурей. Впереди – страшные испытания в виде мировых войн.

Картина написана лишь тремя красками. Что ещё больше подчёркивает символичность фигур. Они кружатся в неистовом танце. Это квинтэссенция страстного, чистого движения.

Но эта эмоциональность не хаотична. Она уравновешивается движением по кругу, центробежной силой. А ещё классическими очертаниями левой фигуры.

Коллекция Эрмитажа грандиозна. Недаром музей занимает 13 место в мире по посещаемости. Но есть и свои особенности.

Целый век коллекция формировалась за счёт приобретения частных собраний. Владельцы которых не думали о том, чтобы показать будущим поколениям все вехи развития живописи.

Поэтому в коллекции очень много произведений барокко и рококо. Нимфы. Ангелочки. Пышнотелые красавицы. Натюрморты с изобилием фруктов и омаров. Которые так хорошо смотрелись в столовых знатных особ.

Как результат, в коллекции есть “белые пятна”. Например, в Эрмитаже – значительная коллекция голландских живописцев. Но среди них нет ни одной работы .

Увы, коллекция Эрмитажа пережила ещё и серьёзные потери. После революции 1917 года советское правительство продало 48 шедевров!

Россию покинула “Венера у зеркала” . “Мадонна Альба” Рафаэля. “Поклонение волхвов” . Это тоже часть истории Эрмитажа. Печальная часть.

Для тех, кто не хочет пропустить самое интересное о художниках и картинах. Оставьте свой e-mail (в форме под текстом), и Вы первыми будете узнавать о новых статьях на моем блоге.

PS. Проверьте себя: пройдите онлайн-тест

Вконтакте

Музей Эрмитаж Санкт-Петербурга – это один из самых крупных музеев по всему миру. Каждый гость северной столицы считает своим долгом обязательно посетить это историческое наследие.

Эрмитаж в Санкт-Петербурге обладает красочной и разнообразной коллекцией экспонатов. К ним относятся картины, предметы искусства, скульптуры, живопись, графика и ещё много разнообразных и интереснейших объектов. На сегодняшний день коллекция насчитывает свыше 3 000 000 экспонатов. По своей масштабности Эрмитаж Санкт-Петербурга нисколько не уступает Лувру во Франции, либо Метрополитену в США. Учеными был установлен интересный факт: если каждое произведение искусств рассматривать около минуты, то не хватит даже восьми лет, чтобы обойти весь музей. Все экспонаты расположены в определенных залах, их насчитывается около 350 штук.

Эрмитаж был основан в Санкт-Петербурге в 1764 году. Именно тогда музей пополнился первыми историческими экспонатами. Екатерина II выкупила несколько картин у торговца из Берлина, которые принадлежали преимущественно голландским художникам. И с тех пор постоянно старалась разнообразить свои коллекции. Позже было принято отмечать основание музея в день Святой Екатерины, т.е. седьмого декабря.

Весь музей Эрмитаж состоит из пяти отдельных зданий. Самым известным считается Зимний дворец. Раньше он считался главным дворцом императора, представляя собой замкнутый прямоугольник. По сравнению с остальными зданиями Зимний дворец выше и больше. Из-за пожара, возникшего в 1837 году, здание ни раз подвергалось реконструкциям.

Также в комплекс музея входит Старый Эрмитаж, Новый Эрмитаж, Эрмитажный театр и Малый Эрмитаж. Все здания объединены между собой с помощью лестниц и подземных переходов. В совокупности они представляют цельное архитектурное сооружение.

В малом Эрмитаже расположилась знаменитая коллекция живописи Екатерины II. Императрица постоянно старалась пополнять свою коллекцию, скупая различные скульптуры, картины, предметы искусства. В её галереи красовались работы самых знаменитых и непревзойдённых художников: Рембрандта, Рафаэля, Рубенса и т.д.

Также Екатерина II отдавала глубокое предпочтение картинам малоизвестных европейских мастеров, путь которых тогда только начинался. Императрица любила коллекционировать декоративные изделия из камня: различные статуэтки, сувениры и украшения для женщин. Одним из значимых приобретений в таком роде стала коллекция каменных изделий герцога Орлеанского. В итоге в Малом Эрмитаже стало не хватать места для всех приобретений Екатерины Великой. С 1771-1778 год было решено построить новой здание, примыкающее к музею императрицы. Данное здание сильно отличалось от Зимнего дворца и малого Эрмитажа. Оно имело строгий и неброский стиль. Большой Эрмитаж был выделен для уникальных коллекций живописи.

Перед зимним дворцом раскинулась знаменитая Дворцовая площадь. Которая составляет около пяти гектаров. По своим размерам она в два раза превосходит Красную площадь в Москве. Сейчас она является ярким историческим объектом и ежедневно на площади собираются тысячи туристов, завороженные масштабностью и красотой музея.

Существуют ещё два строения, которые в настоящее время принадлежат Эрмитажу северной столицы: Меншиковский дворец и Здание Главного Штаба. В главном штабе раньше были размещены различные военные учреждения. А Меншиковский дворец был построен специально для «правой руки» Петра I – Александра Меншикова.

Одной из главных достопримечательностей музея Эрмитаж в Санкт-Петербурге считается Иорданская лестница. Она расположена в Зимнем Дворце. За всё время она практически не изменила своего первозданного вида. Выполнена лестница в превосходном стиле барокко. Она очаровывает своим орнаментом из белого мрамора и монументальной живописью парусов. Своё название иорданская лестница получила в честь обряда крещения на реке «Нева».

Пройдя по Иорданской лестнице можно очутиться в самом огромном зале музея. Его площадь составляет 1103 кв. м. и состоит из трёх больших комнат. Далее следует концертный зал, собиравший в своих стенах много знатных людей во времена императора. Пройдя через крайний проход с лестницы, можно попасть в Фельдмаршальский зал. Раньше он был украшен портретными картинами фельдмаршалов.

Музей Эрмитаж в Санкт-Петербурге это настоящее культурное и историческое наследие. Миллионы туристов каждый день приезжают, чтобы полюбоваться предметами искусства и архитектуры, а также приобщиться к русскому духу того времени, полному тайн и загадок.

Один из знаменитейших музеев мира. В него выстраиваются километровые очереди, независимо от погоды на улице. Он имеет много филиалов, свой театр, оркестр и необычных котов.

Читайте данную статью, и вам станет известна краткая история Эрмитажа. Вы познакомитесь с некоторыми экспонатами и роскошной атмосферой залов. Мы поговорим о разных зданиях, включенных в комплекс музея.

Информация будет интересна всем любителям национальной культуры и ценителям шедевров мирового искусства.

Эрмитаж в Российской империи

Прежде чем начать описание Эрмитажа, стоит вкратце познакомиться с его историей. Огромнейшая в наши дни коллекция, которая размещается во многих залах разных зданий, когда-то началась с личного собрания картин Екатерины Великой.

В 1764 году она получила его в счет долга Йоханна Гоцковского российскому князю Владимиру Долгорукому. Коллекция включала в себя более трех сотен картин, доставленных из Берлина. Общая стоимость полотен колеблется в пределах ста восьмидесяти тысяч немецких талеров восемнадцатого века.

Таким образом, история Эрмитажа началась с произведений Бабюрена, ван Дейка, Балена, Рембрандта, Рубенса, Йорданса и остальных нидерландских и фламандских живописцев. Из первоначального перечня картин сегодня в сохранности осталось девяносто шесть шедевров. О том, куда пропали остальные, мы поговорим в других частях статьи.

Первоначально помещения для коллекции отводились в залах Зимнего дворца. Позже было построено здание, которое сегодня известно как Малый Эрмитаж (фото располагается ниже). Но в процессе существования музея Екатерина Великая следила за увеличением числа экспонатов. Постепенно места стало не хватать, и за шестнадцать лет был построен архитектором Фельтеном Большой (или Старый) Эрмитаж.

За восемнадцатый век коллекция пополнилась многими тысячами произведений искусства. Были приобретены собрания саксонского министра, графа Генриха фон Брюля, коллекции французского барона Пьера Кроза, а также ряд шедевров из собрания премьер-министра Великобритании Роберта Уолпола.

В девятнадцатом столетии дело императрицы Екатерины Великой продолжили Александр I и Николай I. Они закупали уже не просто целые коллекции у разных знатных европейцев, а дополняли собрания эпох, стилей и отдельных художников. Так были приобретены «Лютнист» Караваджо и «Поклонение волхвов» Боттичелли.

Большую роль в популяризации Эрмитажа сыграл Николай I. В 1852 году он открывает экспозицию для всеобщего обзора. До этого времени шедеврами могли полюбоваться только избранные лица из высших слоев общества. После открытия коллекции для публики в Новом Эрмитаже посещаемость достигла пятидесяти тысяч человек в первый год.

Значительной фигурой в искусствоведении второй половины девятнадцатого века был Андрей Сомов, который был смотрителем музея в течение двадцати двух лет. Он составил несколько каталогов произведений итальянского и испанского искусства, которые экспонировались в залах Эрмитажа.

Ситуация резко изменилась после отречения Николая II от престола и прихода к власти большевиков.

История Эрмитажа после 1917 года

В двадцатых годах двадцатого века история Эрмитажа претерпевает некоторые изменения. Коллекция пополняется из многих собраний имперской знати. Например, из залов Зимнего дворца была перенесена большая часть предметов интерьера, сокровища Великих Моголов.

В коллекцию вливались части расформированных собраний из Музея нового западного искусства (работы европейских импрессионистов и полотна Щукина, Морозова). Но галерея Эрмитаж несла и потери. Так, Бриллиантовая комната Зимнего дворца переехала в Московский Кремль, а основные работы художников семнадцатого века оказались в Музее изобразительных искусств.

Переломным моментом стала распродажа шедевров в течение пяти лет (с 1929 по 1934 года). Это было неожиданным ударом по коллекции. За это время более сорока полотен потерял Эрмитаж (фото одного из них расположено ниже). Например, «Благовещение» Яна ван Эйка сегодня хранится в музее Вашингтона.

Следующим испытанием стала Великая Отечественная война. Удивительный факт, но ни один экземпляр из двух миллионов эвакуированных на Урал экспонатов не был утерян. После возвращения лишь несколько из них нуждались в реставрации.

В 1945 году Эрмитаж значительно пополнил коллекцию за счет берлинских трофеев. Были перевезены Пергамский алтарь и часть вещей из Египта. Но в 1958 году правительство Советского Союза возвращает их в Германскую Демократическую республику.

После перестройки и падения советского государства Эрмитаж одним из первых объявил о хранящихся в его запасниках произведениях, которые для всего мира считались утраченными.

Кроме этого, с помощью специально созданного фонда постепенно заполняются пробелы в экспонатах двадцатого века. Так, были приобретены произведения Сутина, Руо, Утрилло и других художников.

Появляется проект «Эрмитаж 20\21», в ходе которого планируются покупки и показ работ современных авторов.

В 2006 году была небольшая конфузия с пропажей двухсот мелких экспонатов (ювелирных изделий, столового серебра, икон и пр.). Но следствие быстро установило виновников краж, и большинство вещей удалось вернуть.

Залы Большого Эрмитажа

Для новичка залы Эрмитажа являются подобием бесконечного лабиринта Кносского дворца на Крите. Здесь объединены три здания, в которых находятся двадцать восемь секций и около четырех сотен помещений.

Итак, история которого была рассмотрена ранее, был открыт для публичного обозрения императором Николаем I. С того времени коллекции музея значительно пополнились.

Сегодня здесь можно увидеть искусство Средней Азии, античных государств, Древнего Египта и Востока, памятники различных культур на территории Древней Сибири. Также в двух галереях представлена богатейшая коллекция драгоценностей.

На втором этаже посетители насладятся не только шикарным собранием оружия, но и полотнами западноевропейских мастеров. Здесь есть работы фландрийских, голландских, итальянских, английских, германских, испанских и французских художников.

Существует и современная галерея. Эрмитаж ей отвел часть помещений на третьем этаже. В этих залах экскурсанты смогут увидеть не только картины западноевропейских авторов девятнадцатого и двадцатого века. Также здесь представлены предметы искусства и культуры Византийской империи, стран Центральной Азии и Дальнего Востока.

Здания

В Санкт-Петербурге здания Эрмитажа составляют целостную архитектурную композицию. В нее входит пять главных объектов, два служебных и четыре отдельных помещения.

Основу ансамбля составляют постройки на Дворцовой площади северной столицы. Здесь находятся Зимний дворец, Малый, Большой и Новый Эрмитаж, а также Эрмитажный театр.

С советского времени Зимний дворец отдан музею для размещения экспозиции. Этот дом являлся некогда главнейшим императорским зданием в Российском государстве. Он был построен в середине восемнадцатого века знаменитым архитектором Растрелли. До отречения Николая II это была основная зимняя резиденция правящей династии Романовых.

Но главные залы Эрмитажа располагаются не здесь. Большинство предметов экспонируются в трех специальных зданиях - Большом, Малом и Новом Эрмитаже.
Первое было построено Фельтеном в конце восемнадцатого века. Оно располагается на набережной и предназначалось для показа художественных собраний.

Малый Эрмитаж состоит из Висячего сада, а также двух павильонов - Северного и Южного. Он возведен немного раньше Большого и является связующим звеном между классическими Эрмитажами и Зимним дворцом в стиле барокко.

Новый Эрмитаж построен в неогреке. Он создавался специально для размещения в нем художественной коллекции «для публичного осмотра».

Также здания Эрмитажа включают в себя гараж из шлакоблоков и запасной дом Зимнего дворца. Эти постройки считаются вспомогательными и служебными.

Вне в распоряжении музея находятся фондохранилище «Старая Деревня», Восточное крыло Главного штаба, дворец Меншикова и музей фарфорового завода.

Театр

История и архитектура зданий Эрмитажа часто заимствует различные идеи у западноевропейских мастеров. Не оказался исключением и театр.

Его в конце восемнадцатого века спроектировал и возвел итальянец Интерьер и внутренняя композиция были созданы под влиянием театра Олимпико в Виченце. Таким образом, в Санкт-Петербурге повторена часть идей Андреа Палладио.

В фойе до сих пор заметна «история Эрмитажа». Посетители смогут воочию увидеть стропила и деревянные перекрытия конца восемнадцатого века.

Само же здание театра построено на месте первого Зимнего дворца времен императора Петра Алексеевича. От старого дома сохранили только фундамент.

Примечательно, что по линии набережной находится Эрмитажный мост, который соединяет два Адмиралтейских острова и ведет от театра к Старому Эрмитажу.

Новый Эрмитаж

История и архитектура Эрмитажа полностью отражают поспешность, с которой императрица Екатерина Великая взялась за воплощение идеи под впечатлением от западноевропейской моды. В конце восемнадцатого века стало популярным среди знатного сословия собирать коллекции произведений искусства.

Императрица купила первую партию картин и заказала построить здание, которое сегодня известно как Малый Эрмитаж. Но еще до завершения работ стало понятным, что помещение слишком маленькое и неспособно вместить все новинки. Поэтому через семь лет начали возводить Большой Эрмитаж.

Через полвека здание начало портиться, а случившийся в 1837 году пожар и вовсе сделал вынужденным начало нового строительства. Таким образом, из Мюнхена Николай I привозит архитектора Кленце, который и начал проектировать Новый Эрмитаж. Санкт-Петербург стал для него реализацией неудавшихся идей.

В помещении отражены замыслы архитектора, которые не нашли отклика в Афинах. В целом постройка должна была отчасти напоминать Пинакотеку, Глиптотеку, Пантехнион и королевскую резиденцию в Греции.

В 1852 году состоялось открытие новых залов. Экспонаты для них выбирал лично сам император.

Экспонаты

Далее мы с вами рассмотрим экспонаты Эрмитажа. В залах этого музея представлено развитие искусства с эпохи первобытнообщинного строя до наших дней. Особенно интересные подборки материала из археологических коллекций.

Сюда относятся палеолитические Венеры из Костенок, скифское золото, вещи из захоронения в плиты с петроглифами и другие шедевры эпохи культур Великой Степи.

Отдельно стоит коснуться экспонатов античных залов. Здесь представлено более ста тысяч предметов. Вы сможете увидеть более пятнадцати тысяч расписных ваз, около десяти тысяч ценнейших античных гемм, а также сто двадцать римских портретов.

Древнегреческие экспонаты Эрмитажа дополняются потрясающим собранием терракотовых статуэток из города Танагр в Беотии.

Нумизматическая коллекция составляет более одного миллиона монет. Здесь представлены античные и восточные, русские и западноевропейские образцы. Кроме этого содержится около семидесяти пяти тысяч памятных медалей, пятидесяти тысяч значков, ордена, печати и прочие предметы.

Однако самой знаменитой, несомненно, является подборка полотен художников, которые относятся к различным периодам и стилям.

Итальянские мастера с тринадцатый по восемнадцатый век: Тициан и Джорджоне, да Винчи и Рафаэль, Караваджо, Тьеполо и другие. Нидерландская живопись выражена в полотнах Робера Кампена, ван Лейдена, ван дер Вейдена и т.д. Также есть фламандцы Рубенс и Снейдерс, Йорданс и ван Дейк.

Испанская коллекция является самой большой в мире, за исключением музеев Испании. Здесь можно насладиться работами Эль Греко, де Рибера, Моралеса и остальных.

Из англичан экспонируются полотна Кнеллера, Добсона, Рейнолдса, Лоуренса и т. д. Из французов - Желле, Миньяр, Делакруа, Ренуар, Моне, Дега и другие.

При всем многообразии коллекция имеет много пробелов. Например, сюрреалисты и некоторые другие направления практически не представлены в Эрмитаже.

Оркестр

Но в Санкт-Петербурге славится не только умопомрачительная коллекция Эрмитажа. Популярным является также знаменитый оркестр.

Этот неожиданный русско-литовский проект был создан на смене эпох. В 1989 году, когда гласность и перестройка поднимали «железный занавес», а Советский Союз рушился, Саулюс Сондецкис создает оркестр под названием «Санкт-Петербург Камерата».

Основу группы составляли студенты городской консерватории, у которых этот литовец преподавал.

В следующем году директор Эрмитажа, приглашает их играть под патронатом этого учреждения. Впоследствии на некоторое время «Камерата» подписывает контракт со звукозаписывающей фирмой «Sony Classical».

А в 1994 году после череды переговоров группа вновь возвращается под патронат музея и получает окончательное название «Оркестр Государственного Эрмитажа».

В 1997 году создается Эрмитажная академия музыки, основу которой составляет этот коллектив. Сегодня оркестр дает концерты в Эрмитажном театре и других исторических залах.

А его бессменный руководитель получил в 2009 году как выдающийся деятель культуры и за укрепление отношений между двумя государствами.

Знаменитые эрмитажные коты

Коты Эрмитажа - это неподражаемая городская легенда и просто потрясающий факт. Сегодня на территории музея проживает около семидесяти животных. Они имеют все документы, включая ветеринарные карточки и паспорта. Кроме этого, кошки числятся официально, как «высококвалифицированные специалисты по очистке подвалов музея от крыс».

Таким образом, коллекция Эрмитажа содержится в полной безопасности от нашествия грызунов. Только несколько раз было такое, что крысы наплодили дворец.

Первую кошку в Зимний дворец привез царь Петр Великий из путешествия по Западной Европе. После, Елизавета Петровна во время поездки в Казань заметила отсутствие в городе грызунов из-за большого количества кошек-крысоловов. Специальным указом самые крупные особи были переселены в Санкт-Петербург.

Впоследствии Екатерина Великая разделяет животных на комнатных и надворных. К первым относились исключительно русские голубые коты.

Второй раз, когда расплодились крысы, был во время блокады Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. Но после ее окончания в город завезли два вагона кошек, из которых лучших определили в музей.

Сегодня все коты Эрмитажа стерилизуются. У них есть свои личные места для сна и миски. Работники музея их ласково зовут «эрмиками». А на территории достопримечательности стоят таблички, призывающие быть осторожными. Они размещаются как вынужденная мера, так как много животных гибнет под автомобилями во время различных ремонтных работ.

Филиалы

Вы ошибаетесь, если думаете, что существует один Эрмитаж. Санкт-Петербург имеет несколько филиалов этого музея по всему миру.

Первые попытки создания отделений были в начале двадцать первого века. Открылись залы в Лондоне и Лас-Вегасе, но через семь лет они были закрыты.
Более удачным оказалось сотрудничество с Италией. Первая экспозиция здесь появилась в 2006 году в замке д’Эсте. Это здание считается визитной карточкой города Феррара. Рассматриваются также варианты с Вероной и Мантуей.

Но самым знаменитым иностранным отделом является Эрмитаж на Амстеле, в городе Амстердам. Он был открыт в 2004 году, а позже для создания завершенной композиции была реконструирована целая улица и здание Амстелхоф.

В Российской Федерации филиалы есть в Казани и Выборге, планируется в Омске в 2016 году.

Таким образом, в данной статье мы с вами познакомились с потрясающим музеем Российской Федерации. Эрмитаж - это не просто место, где экспонируются шедевры, а частичка культуры со своей историей и особенностями.

Удачи вам, дорогие читатели. Ярких вам впечатлений и красочных путешествий!