Горе от ума или горе от любви. Сочинения для школьников От классицизма к реализму

Комедия А. С. Грибоедова "Горе от ума" - одно из самых загадочных произведений русской литературы XIX века, хотя и не очень сложное в сюжетном плане.
Две линии определяют развитие действия пьесы. Сначала личная история Чацкого и крушение его любви как будто развиваются отдельно от общественной, но уже с седьмого явления первого действия становится ясно, что обе сюжетные линии тесно связаны.
Действие идет плавно, один за другим появляются действующие лица, завязываются споры. Конфликт главного героя с "веком минувшим" углубляется. Поведав всем о своем "мильон терзаний", молодой герой остается в полном одиночестве. Кажется, должен начаться спад движения комедии. Но нет. Развитие действия продолжается - должна решиться личная судьба героя. Чацкий узнает правду о Софии и Молчалине. Развязка обеих сюжетных линий происходит одновременно, они сливаются, и единство содержания - одно из достоинств комедии - вступает в силу. Личное и общественное слито в жизни обычных людей, сливаются они и в развитии сюжета "Горе от ума".
Почему же до сих пор эта комедия - одно из самых притягательных произведений нашей литературы? Почему по прошествии стольких лв1 нас волнует драма Чацкого? Попробуем ответить на эти вопросы, а для этого перечитаем монологи и реплики Чацкого, всмотримся в его взаимоотношения с другими героями.
Герой комедии вместил в себя не только реальные черты лучших людей декабристской эпохи, но и воплотил лучшие качества передового общественно-политического деятеля России XIX века. Но для нас Александр Андреевич Чацкий - это художественный образ бессмертной комедии, в которой "отразился век и современный человек", и, хотя многие называли комедию "Горе от ума" "комедией нравов", каждое новое поколение узнает в Чацком своего современника. Вот и в этюде И. А. Гончарова "Мильон терзаний" есть такие слова: "Чацкий неизбежен при каждой смене века другим... Каждое дело, требующее обновления, вызывает тень Чацкого..."
О чем же эта комедия?
Чаще всего критики спорят о названии пьесы: горе от ума или горе уму? А если перенести акцент на первое слово? Ведь в пьесе говорится не о мнимом, а о подлинном горе. Речь идет о жизненной драме Чацкого - личной и общественной.
История жизни героя в пьесе намечена отдельными штрихами. Детство, проведенное в доме Фамусова вместе с Софией, затем служба с Горичем в полку "назад тому лет пять", Петербург - "с министрами связь, потом разрыв", путешествие за границу - и возвращение к сладкому и приятному дыму Отечества. Он молод, а за плечами уже много событий и жизненных перипетий, отсюда не случайна его наблюдательность и понимание того, что происходит. Чацкий хорошо понимает людей, дает им меткие характеристики. "Сам толст, его артисты тощи", - говорит он об одном из московских "тузов" и его крепостном театре. Он замечает ненависть света ко всему новому:
А тот чахоточный, родня вам, книгам враг, В ученый комитет который поселился И с криком требовал присяг, Чтоб грамоте никто не знал и не учился?..
Прошли годы, и, возвратившись из дальних странствий, герой видит, что в Москве мало что изменилось. За границей Чацкий "ума искал", учился. Но кроме научных истин беспокойная Европа, кипящая революционными выступлениями и национально-освободительной борьбой, привила или могла привить мысли о свободе личности, равенстве, братстве. Да и в России после Отечественной войны 1812 года царила атмосфера критического осмысления того, что происходит в империи.
Чацкому смешно, что он мог преклоняться перед расшитыми мундирами, укрывавшими "слабодушие, рассудка нищету". Теперь ему ясно видно, что в Москве "дома новы, но предрассудки стары". И потому небогатый дворянин Чацкий отказывается от службы, объясняя это тем, что "служить бы рад - прислуживаться тошно". Он "славно пишет, переводит", он добр и мягок, остроумен и красноречив, горд и искренен, а любовь его к Софии глубока и постоянна.
Уже первый монолог Чацкого дает почувствовать важное качество героя - его открытость. В момент первого свидания с Софией он далек от сарказма, а в его репликах чувствуется насмешливо-беззлобная издевка умного наблюдателя, подмечающего смешные и нелепые стороны жизни, поэтому вслед за французом Гильоме упоминается и Молчалин. Пытаясь растопить лед равнодушия, которым его встретила София, он добивается обратного. Озадаченный ее холодом, Чацкий произносит вещую фразу: "Но если так: ум с сердцем не в ладу!" Это сказано удивительно точно: в этой фразе, как и в заглавии комедии, сконцентрировано определение двойственной природы конфликта произведения как пьесы о гражданской позиции человека прогрессивных убеждений и пьесы о его несчастной любви. Нет того "водораздела", который отделяет одно от другого, а есть человек-гражданин, пылко влюбленный в прекрасную девушку, свою единомышленницу. Он раскрывается перед нами в действиях, имеющих одновременно и личный, и общественный смысл.
Для Чацкого по-своему "распалась связь времен". Того времени, когда у него с Софией были общий язык и чувства, и того времени, когда происходят события комедии. Его ум возмужал и не дает пощады теперь никому, но Софию-то он любит еще сильнее, чем прежде, и этим причиняет и ей, и себе большие огорчения. Воистину "ум с сердцем не в ладу".
Главное сражение, которое происходит во втором действии, оказывается целиком связано с интимной линией. В его любовном монологе в Оставимте мы эти пренья..." содержится едва ли не важнейшее политическое заявление Чацкого. Оно выражено намеком-шуткой о превращениях, которые возможны в Молчалине, раз они оказались возможны и в правительстве, преобразовавшемся из либерально-демократического в казарменно-деспотическое. Сатирическая желчь по поводу превращений "правлений, климатов, и нравов, и умов" соединяется с элегическими излияниями героя.
Но может ли любовь затмить, заглушить в Чацком биение сердца гражданина, мечтающего о свободе и благе Отечества? Судьба его народа, его страдания - основной источник гражданского пафоса Чацкого. Самые яркие места монологов героя те, где он гневно выступает против угнетения, крепостничества Ему отвратителен нечистый дух слепого, рабского, пустого подражания всему иностранному.
Драма Чацкого и в том, что он видит трагические моменты в судьбе общества, но исправить людей не может, и это также приводит его в отчаяние. Тем и привлекателен Чацкий, что даже в отчаянии он не вздыхает, подобно Горичу, не болтает, как Репетилов, даже не удаляется от общества, как брат Скалозуба, а смело бросается в бой с отжившим, старым, обветшалым.
Режиссер Вл. Немирович-Данченко поражался сценическому мастерству Грибоедова, когда пьеса вдруг разрывает грани интимности и разливается в широкий поток общественности. Борьба Чацкого за сердце любимой становится моментом его разрыва с окружающим его враждебным миром Фамусовых, Скалозубов, Молчалиных. Чацкий глубоко обманулся в Софии, а не только в ее чувствах к себе. Страшно то, что София не только не любит, но и оказывается в толпе тех, кто клянет и гонит Чацкого, кого он называет "мучителями".
Две трагедии? Горе от ума или горе от любви? Они неразрывно связаны, и из двух трагедий возникает одна, очень мучительная, так как горе от ума и от любви слились воедино- И все это осложняется трагедией прозрения, а следовательно, утратой иллюзий и надежд.
В прощальных монологах Чацкий как бы подводит итог: "Чего я ждал? что думал здесь найти?" В его словах слышатся досада, горечь, боль разочарования, а в самом последнем монологе - ненависть, презрение, гнев и... нет чувства сломленности:
Безумным вы меня прославили всем хором. Вы правы: из огня тот выйдет невредим, Кто с вами день пробыть успеет, Подышит воздухом одним, И в нем рассудок уцелеет.
Так не говорит побежденный. Его протест - это энергичный протест против гнусной рассейской действительности, против чиновников-взяточников, бар-развратников, против невежества И холопства", - писал В. Г. Белинский.
Умный, трепещущий от негодования, занятый неотступно размышлениями о судьбе России, Чацкий не только раздражает погрязшее в косности общество, но и вызывает его активную ненависть- Он вступает а схватку и торжествует над бюрократической ограниченностью Фамусова, солдафонством и мракобесием Скалозуба, угодливостью и подличанием Молчалина, пошлостью и фанфаронством Репетилова.
Чацкий переживает горе личное, сердечное, благодаря своему непримиримому к социальным уродствам уму. Ведь в понятие ума краеугольным камнем положено вольнодумие, поэтому жизненные ориентиры Чацкого не деньги и карьера, а высшие идеалы. Ум Чацкого остается неуязвимым и приносит его обладателю то высшее счастье, когда человек с верой в свою правду побеждает ложь и несправедливость.
Этому пониманию жизни, долга, счастья учит умная и глубоко человеческая комедия А. С. Грибоедова "Горе от ума".

От классицизма к реализму

В то время, когда Александр Грибоедов писал комедию «Горе от ума», еще было ощутимо влияние классицизма в литературе. Писатель формально соблюдает каноны этого направления, однако уже смело открывает для своего читателя новое направление – реализм. Тема любви тесно связана с социально-политической темой. В классицистической комедии любовный конфликт в конце разрешался победой влюбленных, разоблачением и наказанием виновных героев. Финал комедии Грибоедова абсолютно другой: главные герои терпят поражение в любви, главный герой высмеял морально падшее общество, но так и не изменил его порядков. И это не простая череда неудач, автор выстраивает логическую цепь размышлений и событий, которые приводят к разочарованию. Комедия Грибоедова приближена к настоящей жизни, поэтому и реалистична.

Любовный конфликт

В пьесе «Горе от ума» драматург затронул актуальную проблему своего времени – борьбу старых нравов с новыми прогрессивными идеями. Представителями первой стороны является фамусовское общество, а второй – главный герой Чацкий. Несмотря на то, что главная идея заключается в рассмотрении этой проблемы, нужно учесть, что к ней привела другая проблема – любовный конфликт. Поэтому тема любви важна в комедии. Тем более, что перед нами не простой классический треугольник. Начало любовного конфликта – приезд главного героя Александра Чацкого в Москву. После трех лет странствования по свету он решил вернуться в дом Фамусовых, где прошло его детство. Его цель – жениться на идеальной, по его мнению, девушке Софье, дочери Павла Фамусова. Однако героиня встречает его холодно. Чацкий подозревает, что у него есть соперник – и оказывается прав. Софья полюбила (или внушила себе?) любовь к бедному и тихому Молчалину, в котором она видела героя любимых французских романов. Однако Молчалин принимает любовь девушки из корыстных побуждений, а сам втайне ухаживает за служанкой Лизонькой.

Причина, почему герои не находят счастья в любви

Александр Чацкий и Софья Фамусова — центральные образы в развитие любовной линии сюжета. По законам классицистической комедии они должны полюбить друг друга, преодолев все преграды. Почему же автор показывает нам другой финал? На первый взгляд, они кажутся идеальной парой: оба умны, обаятельны, красноречивы, талантливы и решительны. К тому же, Чацкий испытывает чувства к Софье. Но можно ли их назвать настоящей любовью? Герой на целых три года уезжает за границу, и ни разу не пишет письма возлюбленной. Он себе это объясняет тем, что хотел в странствиях измениться к лучшему, стать еще более умным, — и только тогда появиться перед Софьей, которая достаточно умна, чтобы выбрать его. Вот такой умный план построил в размышления Чацкий, но только в жизни его трудно реализовать, ведь в любви важен не столько ум, сколько умение чувствовать.

Пока герой проводил три года в поисках себя, время не стояло на месте и для героини. Она познавала любовь, читая французские романы – и подыскала себе мужчину, похожего на героя из книг, – Молчалина. Девушка наслаждалась любовной игрой, ей нравилось представлять себя смелой героиней романа. Однако ее возлюбленный оказался корыстным человеком. Когда Софья раскрыла обман Молчалина, то повела себя разумно: отвергла лжеца без слез и колебаний, но так же признала, что сама виновата в заблуждении в нем.

Такое поведение вызывает уважение, но говорит ли оно о наличии у героини настоящих чувств к Молчалину? Она «назначила» его себе в любимые, следуя разумному плану – найти себе тихого и покорного мужа, и также она разумно его отвергла.

Как видим, оба героя принимают решения не сердцем, а умом, отчего у них выходит горе от ума. Ведь они оба не находят любви в финале произведения.

[Куплет 1, T-Killah]:
Подкинем пуха мы в огонь, чтоб для большей страсти.
Сыпет соль на рану - это мы, как здрасте.
Подзатянули потуже ремень, хуже между нами, да.
Хуже каждый день.

И мы искали перемены в ссоре,
Но перемены были только в острой боли.
Знаешь, я всё пытаюсь найти нам сравнение.
И всё больше убеждаюсь, мы что-то поддельное.

[Переход]:


Мы тем дальше были вдали.

Горе от ума, горе от любви. Если хоть раз
Пытался любить, так близок грустный мотив.
Горе от ума, горе от любви -

Припев:




Горим, горим, а потом потухнем.
Горим, горим, в любви от первого лица -
Сгорим, сгорим, но обещай не до конца.

[Куплет 2, T-Killah]:
По сквознякам мы открываем наши окна настежь.
Нас продувая этот ветер за собой потащит.
На холодильнике магниты те же,
Мы с тобой уже не те, их привозим реже

Тонкие нити безбашенно шли на рожон.
Что-то пошло не так, и кто-то прошелся ножом.
Между наших этажей так много поддельного.
Я все больше убеждаюсь, здесь нет продолжения.

[Переход]:
Пытался любить, так близок грустный мотив.
Горе от ума, горе от любви. И мы чем ближе с тобой,
Мы тем дальше были вдали.

Горе от ума, горе от любви. Если хоть раз
Пытался любить, так близок грустный мотив.
Горе от ума, горе от любви -
И чувства на мели, и видно всё к чертям полетит.

Припев:
Горим, горим, бытовуха на кухне.
Горим, горим, а потом потухнем.
Горим, горим, в любви от первого лица -
Сгорим, сгорим, но обещай не до конца.

Горим, горим, бытовуха на кухне.
Горим, горим, а потом потухнем.
Горим, горим, в любви от первого лица -
Сгорим, сгорим, но обещай не до конца.

Дополнительная информация

Текст песни T-Killah - Горим, горим.
Автор музыки и слов - Александр Тарасов.
Официальная дата релиза: Сентябрь, 2017.

Горе от ума, или Горе от любви в комедии Грибоедова

Предмет, возраст

Литература, 9 класс

Визитная карточка проекта

Краткая аннотация проекта

Проблема, исследуемая в проекте, в истинности любви в конфликте разума и чувства главной героини комедии Софьи. В процессе работы над проектом обучающиеся анализируют произведение, проводят исследования и систематизируют полученные выводы для ответов на учебные и проблемные вопросы, с целью выхода на основополагающий вопрос: "Бездумная любовь - это болезнь?". В результате работы над проектом у обучающихся формируется способность к осмыслению и формулированию таких нравственных категорий, как любовь, дружба, счастье и многих др.

Структура проекта

План реализации проекта

Первый урок:

1. Знакомство с методом проектов

2. Просмотр стартовой презентации

3. Распределение на две команды в соответствии с интересующими учеников проблемными вопросами

4. Проведение самостоятельных исследований по своим учебным вопросам во внеучебное время

Работа над проектом на втором уроке:

1. Создание и взаимообмен дидактическими материалами

2. Составление групповой презентации по результатам своих исследований

3. Обсуждение и предложение критериев оценивания результатов

4. Формирующее оценивание учителем

На третьем уроке:

1. Представление и защита результатов проведенных исследований по командам

2. Итоговое самооценивание качества работы перед защитой проекта

3. Обсуждение и поиск ответов на основополагающий вопрос

4. Интерактивная игра kahoot

5. Итоговое оценивание учителем

Направляющие вопросы

Основополагающий вопрос:

Бездумная любовь - это болезнь?

Проблемные вопросы:

Может ли любовь существовать бездумно? Любовь без разума - это любовь?

Учебные вопросы:

Почему Софья полюбила Молчалина, а не Чацкого?

Можно ли чувства Софьи назвать настоящей любовью?

Является ли разумный подход к любви основополагающей чертой для счастья между возлюбленными?

Почему Молчалин становится избранником Софьи?

Возможна ли любовь отдельно от разума?

Можно ли назвать чувства Чацкого к Софье любовью?

Горе от любви и горе от ума. Александр Сергеевич Грибоедов разделял ведущие идеи осво­бодительного движения своего времени и размышлял над вопро­сами их осуществления и способами борьбы за них, не верил в по­беду восстания без участия народа. В его пьесе «Горе от ума» по­ставлены самые жгучие вопросы того времени: положен ие русского народа, крепостное право, взаимоотношения между помещиками и крестьянами, самодержавная власть, бездумное расточительство дворян, состояние просвещения, принципы воспитания и обра­зования, независимость и свобода личности. В пьесе отражена смертельная борьба двух миров московского общества накануне восстания декабристов - консервативного поместного и чинов­ного барства и прогрессивного дворянства. Автор сталкивает две непримиримые идейные позиции - прогрессивные и реакцион­ные. В пьесе ведущая социально-политическая линия, она обрам­ляет любовную линию.

Основной смысл пьесы - в столкновении ума с глупостью, то есть передовых социально-политических идей с консервативны­ми. В заглавии пьесы - «Горе от ума» - отражено противоречие эпохи кризиса просветительских идей. «Чистый разум», на кото- 12* рый возлагали надежды просветители, кажется Грибоедову умо­зрительной и произвольной конструкцией. Автор понимает, что народ не «предан себе» - отягощен узами рабства и считает, что разбудить эти внутренние силы может вдохновенное правдивое слово, в котором концентрируется «национальный разум». На­род - за сценой комедии Грибоедова, в «уме» писатель видит на­родное начало: «чтоб умный, бодрый наш народ…».

Темы «ума» (учения, знания, воспитания) так или иначе каса­ются все действующие лица. Высокая философская нота - у Чац­кого, но не у других персонажей. Они смешны: восхваляя «ум» как благонравие, как «умение жить», они постоянно проговари­ваются и, в конце концов, сводят его к сугубо меркантильным понятиям: «не то на серебре, на золоте едал», «мне только бы досталось в генералы», «барон фон Клотц в министры метил, а я к нему в зятья». Грибоедов размышляет, что есть ум, что разумно, что истинно и показывает две точки зрения: для Чацкого высшая ценность - «ум, алчущий познаний», для точки зрения Фаму­сова - «ученье - вот чума, ученость - вот причина, что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей, и дел, и мнений». Подлинному уму фамусовское общество стремится противо­поставить другие ценности: Фамусов - устои крепостниче­ского дворянства, Софья - сентиментальную чувствительность, Молчалин - заветы служебной иерархии, Скалозуб - железную дисциплину.

На фоне этих правил стремление Чацкого к «истине самой по себе» превращается в разрушительную силу, направленную на вы­зов фамусовским нормам. Но вместе с тем, Чацкий начинает по­нимать странную абстрактность законов «чистого разума», кото­рая беспокоит и отчуждает его от людей его круга, делает его оди­ноким. Чацкий ощущает, что его «ум с сердцем не в ладу», он все еще надеется на человеческое счастье и понимает, что тает «дым надежд, которые… душу наполняли». Чацкий - в противоречиях. Он говорит умные вещи, но кому?

Чацкий переживает социально-политическую трагедию и лич­ную психологическую драму. Он вошел в дом Фамусовых безог­лядно влюбленный в Софью, подругу его юношеских мечтаний, не понимая своей духовной отчужденности от московского бар­ства. Безусловно умная, Софья предпочитает не Чацкого, а Мол- чалина. Отличаясь независимостью своего поведения, она не дает прямого ответа на вопросы Чацкого. Не жестокая по характеру, она зло клевещет на друга и любимого своих отроческих лет. За три года разлуки, под воздействием среды, Софья во многом изме­нилась и настолько укрепилась в консервативно-бытовых пра­вилах, что и борьбе фамусовского общества против Чацкого стала активной «интеллектуальной силой». В обиде за Молчалина она решилась на бесчестный поступок - объявила Чацкого сумас­шедшим.

Но Софья, по моему мнению, любит не Молчалина, а идеал, созданный ее чувствительным воображением. Ей кажется, что Молчалин - человек доброй души, положительных правил, скромный, тихий, «семейство осчастливит». Чацкий прав, говоря Софье, что «качеств ваших тьму, любуясь им, придали вы ему». Софья интеллектуально намного выше своего отца и всех гостей. Зная цену Скалозубу, она говорит: «Он слова умного не выговорил сроду». Достоинства Софьи вызывают восхищение Чацкого. Уве­ренный в их взаимной юношеской любви, зная ее незаурядный ум, потому он так долго отказывается верить в симпатию Софьи к Молчалину, в ее переход в лагерь врагов.

Совершенно разочарованный в Софье, непримиримо враж­дебный к ее обществу, он покидает Москву. Всякий шаг и всякое слово Чацкого в пьесе связаны с его чувством к Софье, раз­дражением от лжи в поступках Софьи, которую он хочет разга­дать до конца: весь ум и все силы Чацкого уходят на эту борьбу. «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей», - писал И. А. Гончаров.

В своей пьесе «Горе от ума» поэт заглянул далеко за горизон­ты своей эпохи. Эта пьеса - больше, чем превосходная «картина нравов». Раскрывая внутренний облик персонажей, Грибоедов со­средоточил в основном внимание не на чувствах, переживаниях, а на общественных взглядах героев, на их идеях. Русская реали­стическая литература всегда обращалась к коренным вопросам жизни, к тенденции показа социальных типов в их определяю­щих условиях, и даже сейчас, благодаря высокому художествен­ному мастерству Грибоедова, комедия не теряет своей острой злободневности,