Голландская бытовая живопись в эрмитаже. Черные начинают, золотые выигрывают. Зал русской школы

Голландское искусство 17 века — это особое время во всей мировой живописи. Это то самое время, которое называют Золотым Веком Голландской живописи. 17 век удивителен и очень богат на имена. В это время рождались и творили самые гениальные живописцы, которые до сих пор считаются самыми непревзойдёнными мастерами. Особый взлёт художественней мысли, рождение шедевров мирового значения. может познакомить вас с этим временем максимально подробно. Дело в том, что в Эрмитаже хранится самая большая коллекция голландской живописи и искусства 17 века . Такого собрания, как здесь — в центре Санкт-Петербурга, вы не сможете встретить больше нигде. Здесь представлены работы таких художников, как: Николас Мас, Каспар Нетшер, Филипс Вауверман, Константейн Нетшер, Саломон Конинк, Ян де Брай, Якоб Баккер и многих других.

Для искусства того времени были присущи самые разные жанры, начиная от портретов и батальных сцен и заканчивая бытовым жанром и мифологическими темами. Однако все эти полотна связывает особое видение мира голландского художника, особое чувство красоты живописи. В полотнах, которые вы можете увидеть в залах Эрмитажа, сконцентрирован совершенно сказочный реализм, по-другому и не скажешь. Это реализм, который настолько реалистичен и одновременно с этим фантастичен, что, кажется — это сказка, в которой и существовал художник. Правдивые, убедительные и яркие образы, одухотворённость, выразительность, сочные и контрастные цвета — всё это характерные признаки великих художников того времени.

Буквально в эти выходные экспозиция с таким названием закрывается в столичном ГМИИ имени Пушкина, но петербургский вернисаж будет совсем другим: собрание голландской живописи американца Томаса Каплана дополнят полотнами, хранящимися в крупнейшем музее Северной столицы. "Наши шедевры будут либо перекликаться с отдельными экспонатами коллекции, либо продолжать их, и выставка получит новый контекст", - подчеркивает главный специалист Эрмитажа по голландскому искусству Ирина Соколова.

В самом музее грядущий проект называют продолжением выставки "Голландские мастера из Эрмитажа", которая с большим успехом прошла в Амстердаме. Тогда из Петербурга на историческую родину было привезено более 60 картин, но в этот раз музей, несмотря на то что его собрание голландской живописи самое крупное за пределами Нидерландов, покажет не более десятка - на первый план выйдет сама Лейденская коллекция (названа она так в честь города, где родился Рембрандт). Петербуржцы увидят 80 шедевров из этого собрания, а всего за 15 лет супругам Каплан удалось с нуля собрать около 250 предметов.

Музейщики называют это невозможным: работы Рембрандта и его современников - Франса Халса и Иоханнеса Вермеера, Фердинанда Боля и Говерта Флинка - на аукционах практически не появляются и уже давно поделены между крупными хранилищами искусства.

Эрмитаж одним из первых начал выставлять частные коллекции, и эта коллекция тоже частная, но она совершенно музейного уровня. Для меня эта выставка будет противостоянием черных и золотых рам - у Каплана все картины в черных, а мы выставим свои в золоченых рамах. Во-первых, это символ той эпохи, а во-вторых, сразу даст понять, где чье собрание, - отметил директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.

Еще одной особенностью выставки станут подписи к каждой из картин - не просто этикетки с названиями, а настоящие небольшие рассказы о каждой из них, подготовленные специалистами петербургского музея. На этих же табличках поместят репродукции голландских шедевров из Эрмитажного собрания, которые не будут представлены на выставке "вживую", но имеют большое значение для понимания феномена художественной лейденской школы.

А известна она была еще и мастерами тонкой живописи. Эти произведения небольших размеров, написанные на дереве или меди, тоже выставят в Николаевском зале Зимнего дворца. На картинах, помимо исторических композиций, - портреты и жанровые сцены, а еще изображения животных. "Тонкая живопись всегда была предметом восхищения коллекционеров, - говорит Ирина Соколова. - И эта виртуозность действительно производит впечатление. Екатерина Великая в свое время купила десятки картин тонкой живописи".

(249) назван так из-за необычного потолка с кессонами, покрытого росписью в пастельных тонах. Зал наполнен жанровыми сценами голландских живописцев XVII в.: Франса Халса, Яна Стена, Саломона Рейсдала и других.

Живопись Яна Брейгеля в Эрмитаже

Следующий зал (248) тоже имеет красивый декор. Колонны из искусственного мрамора поддерживают потолок, украшенный великолепной росписью. Восьмиугольная люстра напоминает миниатюрные органные трубы. Среди множества картин есть несколько небольших холстов Яна Брейгеля, сына великого Питера Брейгеля Старшего. Ян Брейгель любил рисовать пейзажи и жанровые сцены.

Картины Рубенса и Ван Дейка в Эрмитаже

Полотна Рубенса, написанные в период расцвета его творчества (1610–1620) наполняют зал 247. Там находится «Снятие с креста», знаменитый запрестольный образ, написанный для монастыря капуцинов в Лире близ Антверпена. В рембрандтовской версии этого сюжета главенствовала реальность человеческих страданий и использование света, а Рубенс подчеркивает контраст между одеждами людей и мертвенно-бледным телом Спасителя.
«Бахус» был написан в последний год жизни художника. Мастер отказался от традиционного образа молодого Бахуса, участника пирушек, и изобразил этого древнеримского бога в виде веселого ленивого толстяка, покрытого складками жира.

Когда у Рубенса было много заказов, он поручал часть работы ученикам, в частности Ван Дейку. Этот молодой художник внес в картину «Пир у Симона Фарисея» совершенно светскую трактовку библейской темы. Позже Ван Дейк стал придворным живописцем английского короля Карла I и был произведен им в рыцари. При английском дворе Ван Дейк написал несколько портретов, которые считаются лучшими: портрет Томаса Уортона, короля Карла I и королевы Генриетты Марии. Все эти полотна находятся в зале 246. Там же и более ранние работы, в том числе замечательный автопортрет художника.

Если вы пройдете через зал 248, то окажетесь в коридоре (258), где увидит фламандские пейзажи и зимние сцены. От этого коридора отходят две анфилады, возвышающиеся над Висячим садом: Петровская галерея (255–257) и Романовская галерея (261–263). В Петровской галерее выставлены голландские полотна XVII в., а в Романовской - образцы средневековой и ранней фламандской живописи. Посмотрите на картину «Святой Лука, рисующий Мадонну» кисти Рогира ван дер Вейдена. Две половины этого произведения были приобретены Эрмитажем по отдельности. И лишь потом специалисты поняли, что это части одной композиции. Другие жемчужины коллекции - диптих Робера Кампена «Троица» и «Мадонна с младенцем», «Исцеление слепца» кисти Лукаса ван Лейдена, а также великолепный групповой портрет корпорации амстердамских стрелков кисти Дирка Якобса.

Кабинет Кваренги в Эрмитаже

В конце Петровской галереи находится небольшой кабинет Кваренги (205). Маленький кабинет и поныне носит имя создавшего его в 1806 году архитектора. А. И. Штакеншнейдер во время полной перестройки павильона в 1850–1858 годах внес в дизайн кабинета значительные изменения. Строгая и ясная гармония кабинета уступила место более нарядным приемам декорировки. Это единственное помещение , в котором сохранилось подлинное первоначальное убранство XVIII века. Стены зала ярко-красные, потолки белые с золотом, а колонны выполнены из желтого искусственного мрамора.

(1842 — 1851, архитекторы Лео фон Кленце, В. П. Стасов, Н. Е. Ефимов)
* Эрмитажный театр (1783 — 1787, архитектор Дж. Кваренги)

Вид с Невы на комплекс зданий Государственного Эрмитажа: слева направо Эрмитажный театр — Большой (Старый) Эрмитаж — Малый Эрмитаж — Зимний дворец; (Новый Эрмитаж расположен за Большим)

Зал искусства Фландрии

В этом зале императорского Нового Эрмитажа были размещены картины русской школы. Ныне экспозиция знакомит с произведениями фламандских художников XVII в. В числе хранящихся в Государственном Эрмитаже десяти работ Якоба Йорданса следует отметить один из лучших вариантов картины "Праздник бобового короля", а также "Аллегорический семейный портрет" и "Портрет старика". В зале также представлены полотна мастеров анималистической живописи и натюрморта: "лавки" Франса Снейдерса, "охоты" Пауля де Воса, натюрморты Яна Фейта.

Якоб Йорданс.Автопортрет с родителями, братьями и сестрами

Якоб Йорданс.Бобовый король

Якоб Йорданс.Аллегорический семейный портрет

Франс Снейдерс - Фруктовая лавка

Франс Снейдерс - Овощная лавка

Ян Фейт - Заяц, фрукты и попугай

Ян Фейт - Натюрморт с цветами, фруктами и попугаем

Эдуард Петрович Гау - Виды залов Нового Эрмитажа. Зал фламандской школы

Зал Рубенса.

По проекту Лео фон Кленце этот зал Нового Эрмитажа был отдан экспозиции голландской и фламандской живописи. Ныне здесь представлены произведения великого фламандского художника Питера Пауля Рубенса (1577-1640).
Коллекция его работ, включающая 22 картины и 19 эскизов, охватывает все периоды творчества художника.
К шедеврам собрания относятся "Персей и Андромеда", "Вакх", "Портрет камеристки инфанты Изабеллы". Среди наиболее известных полотен - "Союз Земли и Воды", "Снятие с креста", "Возчики камней".

Рубенс, Питер Пауль - Отцелюбие римлянки.

Персей и Андромеда - 1621

Вакх - 1638 - 1640

Портрет камеристки инфанты Изабеллы

Союз Земли и Воды

Снятие с креста

Возчики камней.

Зал Рембрандта

По проекту Лео фон Кленце этот зал Нового Эрмитажа был отведен французской и фламандской школам живописи. Этим объясняется включение в декоративное убранство свода медальонов с портретами выдающихся художников этих стран. В зале размещена уникальная коллекция полотен Рембрандта Харменса ван Рейна (1606-1669). В эрмитажном собрании Рембрандта, включающем 23 работы, представлены как ранние, так и поздние произведения мастера. Среди них - "Флора", "Снятие с креста", "Жертвоприношение Авраама", "Даная", "Прощание Давида с Ионафаном", "Святое Семейство", "Портрет старика в красном", "Возвращение блудного сына".

Рембрандт Харменс ван Рейн - Портрет Бартье Мартенс Домер.

Рембрандт Харменс ван Рейн - Святое Семейство.

Рембрандт Харменс ван Рейн - Флора.

Рембрандт Харменс ван Рейн - Снятие с креста

Рембрандт Харменс ван Рейн - Жертвоприношение Авраама

Рембрандт Харменс ван Рейн - Даная

Рембрандт Харменс ван Рейн - Возвращение блудного сына

Эдуард Петрович Гау- Виды залов Нового Эрмитажа. Зал голландской и фламандской школ

Шатровый зал

Шатровый зал, получивший свое название из-за уникального двускатного перекрытия, - один из самых больших в Новом Эрмитаже. В декоративной росписи интерьера использованы античные мотивы; скульптурные акротерии венчают фронтоны окон. Сегодня, как и в XIX в., в зале размещены картины голландской и фламандской школ. Эрмитаж обладает одной из лучших в мире коллекций картин этих школ, насчитывающей более 1000 полотен. В экспозиции можно видеть работы таких знаменитых художников XVII в., как Якоб Рейсдал, Питер Клас, Виллем Калф и Виллем Хеда, картины бытового жанра Яна Стена, Питера де Хоха, а также два портрета, созданные Франсом Халсом.

Johannes Cornelisz. Verspronck - Portrait of a Woman

Франс Халс - Портрет молодого человека с перчаткой в руке.

Франс Халс - Мужской портрет.

Якоб Изакс ван Рейсдал - Болото

Якоб Изакс ван Рейсдал - Водопад в Норвегии

Питер Клас - Завтрак с ветчиной

Вилем Клас Хеда - Завтрак с крабом

Ян Стен - Брачный контракт

Питер де Хох - Служанка и солдат.

Питер де Хох - Хозяйка и служанка

Луиджи Премацци.Виды залов Нового Эрмитажа. Зал голландской и фламандской школ 1858

Зал русской школы

"Везувий зев открыл - дым хлынул клубом - пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется - с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Под каменным дождем, под воспаленным прахом,
Толпами стар и млад бежит из града вон."

Эти вдохновенные строки А.С. Пушкина посвящены знаменитой картине Карла Брюллова "Последний день Помпеи". В 1834 г. картина прибыла в Петербург и была выставлена в Академии художеств, вызвав шумный восторг у публики. В 1851 г. монументальные произведения Брюллова ("Последний день Помпеи") и Бруни ("Медный змий") поступили в Эрмитаж "для усиления русской галереи". Русскую академическую школу представили в зале также работы Кипренского ("Портрет Бертеля Торвальдсена"), Рейтерна ("Авраам приносит Исаака в жертву"), А.А. Иванова ("Явление Христа Марии Магдалине") и А.И. Иванова ("Подвиг молодого киевлянина при осаде Киева печенегами в 968 г.").

К.Брюллов - Последний день Помпеи

Бруни - Медный змий

Кипренский Орест Адамович (1782-1836) - Портрет датского скульптора Бертеля Торвальдсена. 1831

Рейтерн - Авраам приносит Исаака в жертву

А.А. Иванов - Явление Христа Марии Магдалине

Аванзал, или парадная "прихожая", первоначально предназначался для цикла монументальных росписей, посвященных истории Российского государства. Об этом замысле напоминают росписи потолка с изображением двуглавого орла и аллегорических фигур, символизирующих русские города. Затем росписи стен зала решено было посвятить истории русского искусства, что логически связывалось с тематикой Галереи истории древней живописи.
Во фризе зала были помещены барельефные портреты русских художников, скульпторов и архитекторов. К открытию музея в зале находились картины русских художников XIX в.: "Окрестности Бахчисарая" А.Е. Мартынова, "Крестьянский мальчик, надевающий лапти" А.Г. Венецианова, "Водопад Иматра в Финляндии" Ф.М. Матвеева, "Девятый вал" И.К. Айвазовского, "Вид Большого канала в Венеции" А.Н. Мордвинова, "Внутренний вид церкви на Голгофе" М.Н. Воробьева.

Э.П.Гау.Виды залов Нового Эрмитажа. Зал русской школы

Крестьянский мальчик, надевающий лапти А.Г. Венецианов

Водопад Иматра в Финляндии Ф.М. Матвеев

Девятый вал - Айвазовский Иван Константинович.

Вид Большого канала в Венеции А.Н. Мордвинов

М. Воробьев, Внутренний вид церкви на Голгофе в Иерусалиме, 1824

Зал Ван-Дейка

Аванзал Нового Эрмитажа ко времени открытия музея был отдан картинам русских художников XIX в. В декор интерьера включены барельефные портреты русских художников, скульпторов и архитекторов. Сегодня в экспозиции представлены произведения Антониса Ван Дейка (1599-1641) - знаменитого фламандского художника, коллекция картин которого в Государственном Эрмитаже насчитывает 24 произведения. Собрание включает все типы портрета - жанра, благодаря которому мастер получил мировое признание: камерный, интимный, парадный, заказной. "Мужской портрет", "Автопортрет" входят в число шедевров музея.

Э.П.Гау.Виды залов Нового Эрмитажа. Зал русской школы


Антонис Ван Дейк - Автопортрет

Антонис Ван Дейк - Портрет сэра Томаса Чалонера

Антонис Ван Дейк - Семейный портрет.

Антонис Ван Дейк - Портрет молодой женщины с ребенком

Антонис Ван Дейк - Портрет Елизаветы и Филадельфии Уортон

Антонис Ван Дейк - Портрет Николаса Рококса

Антонис Ван Дейк - Портрет Уильяма Лода

Антонис Ван Дейк - Апостол Петр

Ван Дейк, Антонис - Отдых на пути в Египет

Английская живопись

Эрмитажная коллекция английской живописи XVI-XIX веков является в своем роде уникальным собранием, в особенности если учитывать то обстоятельство, что произведения британских художников крайне редко встречаются в музеях континентальной Европы. Коллекция небольшая - около 450 картин, но весьма интересная.

Гейнсборо, Томас - Портрет дамы в голубом

Неллер, Годфри - Портрет Гринлинга Гиббонса

Неллер, Годфри - Портрет Джона Локка

Добсон, Уильям - Портрет Абрахама ван дер Дорта

Ромни, Джордж - Портрет миссис Х. Гриер


(http://gallerix.ru)" border="0">

Рейнолдс, Джошуа - Амур развязывает пояс Венеры

Уэст, Бенджамен - Портрет Георга, принца Уэльского, и принца Фредерика, позднее герцога Йоркского

Уэст, Бенджамен - Венера утешает Амура, ужаленного пчелой

Рейнолдс, Джошуа - Воздержанность Сципиoна Африканского

Лоуренс, Томас - Портрет С. Р. Воронцова

Вуттон, Джон - Собаки и сорока

Французская живопись

Эрмитаж обладает прекрасным собранием живописи XV - XVIII веков. Оно включает немногочисленные, но характерные произведения XV-XVI веков, среди которых выделяются произведения портретного жанра, в том числе работы Пьера Дюмустье. Живопись Франции XVII века раскрывается во всей полноте, позволяя проследить становление и утверждение основных направлений французской школы этого периода. Разнообразные направления в искусстве XVII века представляют произведения ведущих мастеров.

Ватто, Антуан - Савояр с сурком

Пуссен, Никола - Пейзаж с Полифемом

Грёз, Жан-Батист - Паралитик

Фрагонар, Жан Оноре - Поцелуй украдкой

Шарден, Жан-Батист Симеон - Натюрморт с атрибутами искусств

Буальи, Луи Леопольд - Бильярд

Винтерхальтер, Франсуа Ксавье - Портрет великой княгини Марии Николаевны

Винтерхальтер, Франсуа Ксавье - Портрет императрицы Марии Александровны

Герен, Пьер Нарсис - Морфей и Ирида

Давид, Жак Луи - Сафо и Фаон

Жан Луи Жером.Бассейн в гареме.

On 7 October 2017 the fifteenth exhibition will open in the Hermitage-Amsterdam Centre, a large-scale display of “Dutch Masters from the Hermitage”. It comprises 63 works by 50 artists from the State Hermitage’s collection of Dutch paintings. The core of the display consists of masterpieces by artists of Holland’s Golden Age. This is the first time that the works of Dutch artists from the Hermitage’s celebrated collection will be presented in such numbers in their homeland.

Nicolaes Berchem
The Annunciation to the Shepherds. 1649
Oil on canvas

Willem Kalf
Dessert. 1653–54
Oil on canvas

Dirck Jacobsz
Group Portrait of the Amsterdam Shooting Corporation. 1561
Oil on panel

Rembrandt Harmensz van Rijn
Flora. 1634
Oil on canvas

Rembrandt Harmensz van Rijn
Old Man in Red. 1652–54
Oil on canvas

Dirck van Baburen
Concert. 1623
Oil on canvas

Paulus Potter
Punishment of a Hunter. Ок. 1647
Oil on panel

Gerard Terborch
Glass of Lemonade а. 1660–70
Oil on canvas

Jacob van Ruisdael
Marsh. 1660s
Oil on canvas

The Hermitage’s collection of Dutch paintings numbers among the largest in the world and is the most significant outside of the Netherlands. It contains more than 1,500 works with the oeuvres of practically all the famous artists of the 17th century represented. The formation of such a collection on the banks of the Neva is undoubtedly bound up with the special attitude towards the culture of Holland that existed in Russian society. The origins of the collection go back to the time of Peter the Great. Even before the creation of the Hermitage, that Russian monarch gave orders for the purchase of Dutch paintings. It was for Peter that the first Rembrandt that would later adorn the Hermitage was bought – David and Jonathan, painted in 1642. The main corpus of the Hermitage’s masterpieces came into being as the result of the many purchases made by Empress Catherine II’s agents in Western Europe between 1763 and 1789. On her instructions, both individual works and whole art galleries were acquired. Her expert advisers were people who had a splendid understanding of artistic matters – Denis Diderot, Etienne-Maurice Falconet and Prince Dmitry Golitsyn.

In 1764 the collection assembled by Johann Ernst Gotzkowsky came into Catherine’s possession. It contained several works in the present exhibition: Frans Hals’s Portrait of a Man (before 1660), Bartholomeus van der Helst’s Nieuwmarkt in Amsterdam (1666) and Dirck van Baburen’s Concert (1623). In 1768 Count Heinrich von Brühl collection was delivered to St Petersburg. It brought in the Portrait of a Scholar (1631) and Portrait of an Old Man in Red (1652–54), both by Rembrandt, and a rare work for a museum collection – the Group Portrait of the Amsterdam Shooting Corporation painted in 1561 by Dirck Jacobsz (c. 1497–1567). In 1772 a sensation was caused in Paris by the purchase of the paintings in the collection of Louis-Antoine Crozat, Baron de Thiers, the finest in France. It contained works of the very highest standard, including such Rembrandt masterpieces as Danaë (1636) and The Holy Family (1645). The same collection was also the source of the earliest work in the exhibition – the triptych The Healing of the Blind Man of Jericho (1531) by the Netherlandish painter and engraver Lucas van Leyden (1489/94–1553). In 1779 the collection assembled by Britain’s first prime minister, Sir Robert Walpole, came into the Hermitage. The next acquisition that enriched the stock of Dutch painting was the art gallery of Count Baudouin, which contributed, for example, Rembrandt’s Young Woman with Earrings (1657). In the 19th and early 20th centuries, the collecting activities continued. One of the most important additions to the museum was the collection of the scholar and geographer Piotr Semenov-Tian-Shansky, who had acquired more than 700 works of the Dutch and Flemish schools.

The 17th-century heyday of Dutch painting is represented in the Hermitage with exhaustive fullness.
The Hermitage’s collection of paintings by Rembrandt van Rijn (1606–1669), one of the very greatest Dutch artists, is among the museum’s chief treasures. The museum presents all periods in his career, from the very earliest works to those produced in the last year of his life. Six of Rembrandt’s paintings, including Flora (1634), Portrait of a Scholar (1631), Young Woman with Earrings (1657) and Old Man in Red (1652–54) are included in the present exhibition in Amsterdam.

Frans Hals (1581–1666) was an outstanding 17th-century Dutch portrait painter. The Hermitage can boast two superb male portraits by him: Portrait of a Young Man Holding a Glove (c. 1650) and Portrait of a Man (before 1660). The latter, dating from the artist’s late period, is on show in Amsterdam.

The display includes works by leading artists in a variety of genres that became common in Dutch 17th-century art.
Pieter Lastman (1583–1633) became head of the Amsterdam school of history painting in the early 1600s. The exhibition includes one of his earliest and best works – Abraham on the Road to Canaan (1614).

Genre painting depicting scenes of everyday life was particularly popular in Holland. The pictures by artists working in this field are of no great size (hence the term “Small Dutch Masters”) and were intended to adorn the rooms in the houses of wealthier burghers.

One of the most striking talents among the Small Dutch Masters is Jan Steen (1625/26–1679). His works are notable for their entertaining quality and anecdotal content. The exhibition includes this artist’s Tric-Trac Players (1667). Another major exponent of this tendency, the founder of the “peasant genre”, was Adriaen van Ostade (1610–1685), who is represented by the exquisite composition Baker (c. 1650).

The cosy atmosphere of Dutch urban life and the untroubled world of the burghers is reflected in the paintings of Pieter de Hooch (1629 – after 1684) and Pieter Janssens Elinga (1623–1682).

Elegance and refinement are the marks of the works by Gerard Terborch (1617–1681), including one of the artist’s best-known pictures – Glass of Lemonade (1660–70).

The exhibition includes works by some of the foremost masters of landscape painting: Winter Scene near The Hague by Jan van Goyen (1596–1656), Marsh by Jacob van Ruisdael (1628/29–1682) and Frozen Lake by Isaak van Ostade (1621–1649).
The Dutch still life is represented in compositions by Willem Claesz Heda (1594 – between 1680 and 1682) and Willem Kalf (1619–1693).

The Hermitage possesses several paintings by Paulus Potter (1625–1654), one of the greatest animal painters in 17th-century European art. They include Punishment of a Hunter (c. 1647) that appears in the present exhibition.

Specially for the exhibition the Hermitage has restored a canvas by one of the foremost Dutch artists of the second half of the 17th century – Bartholomeus van der Helst (1613–1670). His Nieuwmarkt in Amsterdam (1666) combines a still life with genre motifs and an urban landscape.

A separate section of the display is made up of seven large grand vases with “picture painting” from the collection of the State Hermitage. These impressively-sized pieces were created at the Imperial Porcelain Factory in St Petersburg in the second quarter of the 19th century. “Picture painting” is a term used to describe polychrome decoration on porcelain reproducing easel paintings by Old Masters, with the Small Dutch Masters being most often chosen for this purpose. The originals chosen were among the best works in the Hermitage picture gallery and also other prominent collections. In the history of Russian porcelain the grand vases decorated with such hand-painted copies represents the peak of the “Nicholas I Empire” style of the late 1820s–1840s. Outstanding among these pieces are the paired vases carrying reproductions of scenes from Paulus Potter’s Punishment of a Hunter. This unique porcelain ensemble was presented to Emperor Nicholas I at Christmas 1830. Monumental vases were always allotted places of the greatest honour in the decoration of the apartments in the Winter Palace and other imperial residences, grand ducal palaces and the homes of the high aristocracy.

The exhibition curator of Dutch Masters from the Hermitage is Irina Alexeyevna Sokolova, Doctor of Culturology, chief researcher in the Department of Western European Fine Art, Keeper of Dutch Paintings.

A scholarly illustrated catalogue has been produced for the exhibition in Dutch and English (Publisher: Joint Projects Foundation De Nieuwe Kerk - Hermitage Amsterdam, 2017).

The catalogue has a foreword by Mikhail Piotrovsky, General Director of the State Hermitage “The Dutchmen who live in the Hermitage” and an introduction by Cathelijne Broers, Director of the Hermitage–Amsterdam Exhibition Centre.

The texts are by Irina Sokolova, Doctor of Culturology, Keeper of Dutch Paintings in the Hermitage (“The Collection of Dutch Paintings in the State Hermitage. A View from the 21st Century”) and Irina Bagdasarova, Candidate of Art Studies, Keeper of Russian Porcelain in the State Hermitage (“Vases with “picture painting” from the Imperial Porcelain Factory in the second quarter of the 19th century”).