Гобсек, Изображение губительной власти денег в повести О. Бальзака «Гобс. «Тема денег у О. Бальзака

Золото! Потоки золота. Чтобы осуществить наши

прихоти, нужно время, нужны материальные

возможности или усилия. Ну что ж!

В золоте все содержится в зародыше, и все оно дает

в действительности.

О. Бальзак

С 1830 по 1848 год Бальзак создал три варианта новеллы, постепенно ужесточая образ главного героя — ростовщика Гобсека, чья фамилия не случайно переводит-ся как «живоглот». Ростовщик — характерная фигура для эпохи расцвета капита-листического общества, когда торговцу надо перехватить крупную сумму, чтобы не упустить выгодной сделки, когда прогорающий аристократ готов заложить фамильные драгоценности, лишь бы жить в привычной роскоши, на которую ему уже не хватает средств.

Гобсек — яркий пример того, как жажда наживы может исковеркать человечес-кую жизнь. В юности он плавал юнгой на корабле, бывал в Индии и Америке, подвер-гался опасностям, искал клады, воевал, несколько раз сколачивал и терял состояние и в конце концов оказался в Париже, где скромно жил в убогой комнате, похожей на монастырскую келью. Но из этой кельи он, словно щупальцами, дотягивался до самых фешенебельных особняков Парижа. Вся его жизнь подчинялась единственной цели — накоплению денег. Золото было для Гобсека символом власти над окружающими. Он не просто обирал и разорял, нет, он пристально всматривался в жизнь окружаю-щих, трезво оценивая не только кошельки, но и души. Усталый цинизм сочетался в натуре Гобсека с безукоризненной честностью (получив от графини де Ресто брилли-ант, стоимость которого превышала плату по векселю, он при первой же возможности возвращает двести франков). Ростовщик — тонкий психолог, верно и точно судящий о людях. Вот его замечания о графе де Ресто, обманутом и почти разоренном муже пре-лестной графини: «Граф при смерти. Душа у него нежная. Такие люди не умеют совла-дать с горем, и оно убивает их». Гобсека способно растрогать распятие над девической кроватью Фанни Мальво, он не остается равнодушным к яркой прелести графини, и в то же время старик безжалостен и скрупулезен в денежных делах. Даже стряпчему Дервилю, который пользовался его расположением, Гобсек дает взаймы только под проценты, объясняя это очень своеобразно: «Сын мой, я избавил тебя от признатель-ности, я дал тебе право считать, что ты мне ничем не обязан. И потому мы с тобой луч-шие в мире друзья». В конце концов, его скупость становится маниакальной: после смерти старика Дервиль находит в соседних комнатах гниющие горы еды, покрытые плесенью, залежалые товары, с которыми Гобсек был не в силах расстаться. Власть денег приводит к тому, что этот неглупый, волевой и по-своему честный человек уми-рает жалкой смертью, даже не воспользовавшись плодами своих усилий.

Не менее Гобсека страдают от власти денег те персонажи, которые поначалу кажут-ся жертвами ростовщика. На самом же деле и графиня де Ресто, готовая на все ради своего любовника, и блестящий светский лев маркиз де Трай, пользующийся ее слабо-стью и заставляющий платить за него долги, люди более бесчестные, чем папаша Гоб-сек. Графиня не только разоряет своих детей, она готова на любое кощунство, чтобы уничтожить завещание, которое, как ей кажется, обрекает ее на нищету. Материал с сайта

Но таковы не только они. Действие новеллы начинается в особняке виконтессы де Гранлье, дочь которой влюблена в старшего сына графини де Ресто. Скандальная репу-тация графини делает брак между ними невозможным. Но стряпчий Дервиль рассказы-вает историю жизни и смерти Гобсека, который сумел сберечь и приумножить состоя-ние покойного графа. Теперь Эраст де Ресто — богатый наследник. И это резко меняет отношение к нему виконтессы. Ее не интересуют ум и душа молодого человека, раз он богат. И теперь можно примириться и с его матерью: деньги и старинный герб заменят добродетель. Это прекрасно понимает Дервиль, который, хотя и составляет неотъемле-мую часть суетного делового мира, сохранил отзывчивость и желание помогать людям.

В этом и заключается человековедение Бальзака: он никого не превозносит и никого окончательно не клеймит. Сурово он судит только устои буржуазного обще-ства, где власть денег влечет за собой преступление и пороки.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • губительная власть денег в повести гобсек
  • каким изображен гобсек в повесть о. бользака сочинение
  • сказки бальзака
  • юность гобсека
  • власть денег по повести бальзака "гобсек"

денег. Просто удивительно, как деньги меняют и порабощают лю­дей! «Если бы сам король был мне должен, графиня, и не запла­тил в срок, я бы подал на него в суд…», - так говорит ростовщик Гобсек графине де Ресто, разоряющей ради негодяя Максима де Трая своих детей. Ростовщика развлекает возможность заглянуть в самые сокровенные глубины человеческого сердца, в чужую жизнь без прикрас. Слиток металла в руках человека-автомата равноце­нен человеческому сердцу: «Я вижу у себя только затравленных оленей, за которыми гонится целая свора заимодавцев». Тайная цена векселей, попадающих в руки ростовщика, - отчаяние, глу­пость, опрометчивость, любовь или сострадание. Своих клиентов Гобсек сравнивает с актерами, дающими театральное представле­ние для него, а себя - с Богом, читающим в их сердцах. Он любит пачкать грязными башмаками ковры в роскошных домах - не из мелкого самолюбия, а чтобы дать почувствовать когтистую лапу Неотвратимости.

Гобсек считает, что нет на земле ничего порочного, есть только условности, незыблемо только чувство, вложенное природой, - инстинкт самосохранения. Из всех земных благ он выделяет только одно, достаточно надежное, чтобы стоило гнаться за ним, - золо­то. А единственная его утеха - тщеславие. Золото в зародыше со­держит человеческие пороки и прихоти, материальные возможно­сти. Золото Гобсека владеет миром, в этом его счастье и утеха, он развлекается, управляя судьбами людей и наблюдая их страсти. Ростовщик утверждает, что он достаточно богат, чтобы покупать совесть клиентов, управлять всесильными министрами. Гобсек - властитель судеб парижан, тихий, никому не ведомый. Для него вся жизнь - машина, которую приводят в движение деньги, золото - духовная сущность всего общества. Но ростовщик ненавидит своих наследников и не допускает мысли, что кто-то станет владельцем его состояния.

Никто из его соседей не знает, беден он или богат, есть ли у него родные, друзья. Из-за чрезмерной скрытности и осторожности Гоб­сек отказался от собственной золотой монеты, выпавшей из карма­на и любезно поднятой соседом. Его морщины хранят тайну страш­ных испытаний, внезапных ужасных событий, неожиданных удач, богатства и разорения, смертельных опасностей. Ростовщик пере­пробовал все возможности для обогащения, даже пытался найти золото, зарытое в Америке.

С годами разбогатевший Гобсек превратился в тайну за семью печатями, в золотого истукана, не знающего, что в мире есть лю­бовь женщины и счастье, чувства, есть Бог. Для Гобсека мир суще­ствовал только для того, чтобы исколесить его и обшарить, взве­сить, оценить и ограбить. Но все, конечно, относительно. И Гобсек умирает в полном одиночестве, а деньги и дворцы, как известно, в могилу с собой не заберешь.

Творчество Оноре де Бальзака стало вершиной развития западноевропейского реализма XIX века. Творческая манера писателя вобрала в себя все самое лучшее от таких мастеров художественного слова, как Рабле, Шекспир, Скотт и многие другие. В то же время, Бальзак внес в литературу много нового. Одним из самых значительных памятников этого выдающегося писателя стала повесть «Гобсек». В повести в концентрированной форме отразилось понимание Бальзаком законов буржуазного мира, пришедшее к нему еще во времена его работы в нотариальной конторе. Писатель видел изнутри и потому мог так ярко изобразить весь «смазанный маслом механизм любого богатства». И в своей повести он раскрывает всю сущность буржуазного общества, где в законе грабеж, предательство, грязные махинации. Со всей силой драматизма демонстрирует автор бесчисленные трагедии, порожденные господством в обществе отношений купли-продажи, типичные конфликты на почве «всемогущества, всеведения, все благости денег». Борьба за состояние становится уже не дополнением или деталью, а основой сюжета, центральной идеей всего повествования. Главный герой повести - миллионер-ростовщик - один из властителей новой Франции. Его образ очень сложен и противоречив. «В нем живут два существа: скряга и философ, подлое существо и возвышенное», - говорит о нем адвокат Дервиль. Прошлое героя довольно неопределенно: возможно он был корсаром и избороздил все моря и океаны, торговал людьми и государственными тайнами. Полна загадок также и его настоящая жизнь. Неизвестны истоки его несметного богатства. Но одно не вызывает сомнений - это личность исключительная, сильная, наделенная глубоким философским складом ума. Гобсек способен подмечать мелкие детали и с уникальной проницательностью судить о мире, жизни и человеке. Эти качества героя в некотором смысле даже симпатичны автору. Однако, к сожалению, свой ум и проницательность Гобсек направляет в неправильное русло. Исследуя законы мира, он приходит к выводу, что «в золоте сосредоточены все силы человечества... что такое жизнь, как не машина, которую приводят в движение деньги? Золото - вот духовная сущность всего общества». Именно вокруг денег вращается вся общественная жизнь, только к золоту направлены все помыслы людей. И придя к такому пониманию законов жизни, Гобсек делает подобную идеологию руководством к собственным поступкам. Деньги полностью поработили его ум и мысли. «Этот старикашка, - говорит Дервиль, - вдруг вырос в моих глазах, стал фантастической фигурой, олицетворением золота». Да, культ золота у Гобсека освящен философски осмысленным могуществом денег и вызывает некоторую общественную активность героя. Однако золото уже стало для него самой целью и содержанием всей жизни, постепенно вытеснив из его души все положительные начала, которые, возможно, могли бы проявиться при других обстоятельствах. Давая деньги в долг под невероятно большие проценты, ростовщик откровенно грабил людей, бессовестно пользуясь их бедственным положением, крайней нуждой и полной зависимостью от него. Черствый, бездушный, он стал уже даже не просто жестоким человеком, а «человеком-автоматом», «человеком-векселем». Губительное начало, заключенное в накопительской страсти, страсти к деньгам вызывало непримиримое критическое отношение Бальзака к буржуазии, стремившейся утверждать с помощью золота свое господство в обществе. Образ Гобсека стал для его создателя живым воплощением той могущественной хищнической силы, которая неудержимо пробивалась к власти, не останавливаясь ни перед чем, используя любые, даже самые низкие и подлые средства для достижении своей цели, и ни на секунду не сомневаясь в себе. Автор пытался разобраться в сущности этой силы, в ее истоках, для того, чтобы как можно более ярко и правдиво вскрыть все ее основы, разоблачить, показать миру во всей ее подлости и низости, пробудить в людях человеческое сознание, мораль, нравственность. Писатель решительно критикует материальные интересы, на которых строилась политика, государственная власть, законы. И делает это настолько убедительно и правдиво, что из его книг, по словам Ф. Энгельса, мы узнаем больше, «чем из книг всех специалистов - историков, экономистов, статистиков этого периода, вместе взятых».

Для каждой эпохи характерны свои проблемы и приоритеты. Во Франции 1789 г. на первом месте было финансовое благополучие. Но писатель показал, какой разрушительной силой может обладать золото. Ведь предоставляя людям более широкие возможности для благополучия и достижения своих целей, в то же время драгоценный металл возводит на пьедестал материальные ценности. Общество в гонке за достатком забывает о духовном. Французская буржуазия тех времен: коммерсанты, банкиры, ростовщики, предприниматели – вот новый образ хозяина жизни, воплощение успешности. Но Оноре де Бальзак акцентировал внимание читателей именно на негативном влиянии богатства, которое делает из человека алчное, жестокое существо, не знающее совести и чести, готовое ради состояния пойти не только на тайные, но и явные преступления.

Пагубная власть капитала закрадывается во все сферы общественной и частной жизни людей. Золото, словно яд, изменяет личность человека. В результате он деградирует, его потребности снижаются до уровня животного. В такой атмосфере не ценятся родственные связи, нет уважения к семье, дружба и любовь рушатся. Богатые имеют эгоистичные натуры и заставляют страдать тех, кто не попал под разрушительное влияние денег.

Власть золота очень выразительно показана Бальзаком в облике Гобсека - богатого ростовщика. Ему удалось стать миллионером, но это никоим образом не повлияло на его образ жизни. Он все так же замкнут и скромен, не имеет собственного жилья, а снимает крохотную комнату в сыром и мрачном доме. Он стал жертвой собственной же нездоровой экономии и размеренности.

Богатство сделало Гобсека одиноким. Но, похоже, это совершенно не волнует его. Он сам не допустил бы, чтобы кто-то после его смерти унаследовал все его сбережения. Поэтому у него нет друзей и семьи, а все родственные связи он оборвал. Ему чужды нормальные человеческие чувства: жалость, сочувствие, любовь и дружба. Он имеет единственную страсть – накапливать.

Оноре де Бальзак специально детализирует портрет главного героя таким образом, чтобы максимально продемонстрировать его истинную сущность. Его внешняя мертвенность, неподвижность и отрешенность от всего земного трансформируется в зловещие и хищные черты. Именно золото сделало его мертвым при жизни и убило в нем человеческое начало.

Гобсек представлен в произведении на фоне двухсторонней социальной среды. Это богачи, которые посвятили свою жизнь наслаждениям и роскоши. Их моральный облик показан отталкивающе. А с другой стороны это бедные, но в то же время честные труженики. Они обречены на жалкое и унылое существование, а порой даже выживание. Гобсек, видя такой контраст в обществе, быстро определился, на чьей стороне хочет быть. Он понял, что главной силой в современной жизни являются именно деньги. Ростовщик подчеркивает, что только финансовое благополучие может быть жизненной целью. Это та надежная опора, которая заставляет уверенно проживать отведенные судьбой дни.

Гобсек своей страстью к накопительству обязан той буржуазной системе, которая и разделила общество на богатых и бедных. И у него был выбор: или задавят его, или он сам сделает это с другими. Гобсек выбрал последнее, так как никто не желает себе худшего.

Нельзя сказать, что главному герою чужды абсолютно любые отношения. Но опять же и те единственные, которые были в его жизни, носят деловой характер. Речь идет о взаимосвязи кредитор-должники. Правда, в этой роли Гобсек все так же лишен любой человечности. Он страшен в общении с людьми. Еще никому не удалось разжалобить его. Он наживается на нуждах, пороках, горе и абсолютно не чувствует укоров совести.

В финале повести разрушительная власть золота раскрывается на полную мощь. Жадность и ненасытность Гобсека к старости перерастает в безумство и манию накопительства. После его кончины в кладовых обнаружили массу испорченного имущества. И никто не сожалел о смерти Гобсека…

Разрушительная власть денег - не единственное о чем писал Бальзак:

  • Краткое содержание повести Оноре де Бальзака «Гобсек»
  • «Гобсек», художественный анализ повести Оноре де Бальзака
  • Сочинение по повести Оноре де Бальзака «Гобсек»

Точность и широта изображения французской действительности сочетаются у Оноре де Бальзака с глубиной проникновения во внутренние закономерности общественной жизни. Он раскрывает классовые конфликты эпохи, обнажает буржуазный характер общественного развития Франции после революции 1789 года. В образах коммерсантов, ростовщиков, банкиров и предпринимателей запечатлел облик нового хозяина жизни – буржуазии. Он показал людей алчных и жестоких, без чести и совести, наживающих свои состояния путем явных и тайных преступлений.
Пагубная власть капитала проникает во все сферы человеческой жизни. Буржуазия подчиняет себе государство («Темное дело», «Депутат от Арси»), хозяйничает в деревне («Крестьяне»), распространяет свое тлетворное влияние на духовную деятельность людей – на науку и искусство («Утраченные иллюзии»). Разрушительное действие «финансового принципа» сказывается и на частной жизни людей. Под ядовитым действием расчета деградирует человеческая личность, распадаются родственные связи, семья, рушатся любовь и дружба. Эгоизм, развивающийся на почве денежных отношений, становится причиной человеческих страданий.
Губительное воздействие денег на человеческую личность и человеческие отношения с большой художественной выразительностью показано в повести .
В центре повести – богатый ростовщик Гобсек. Несмотря на миллионное состояние, он живет очень скромно и замкнуто. Гобсек снимает комнату, напоминающую монашескую келью, в мрачном сыром доме, бывшем прежде монастырской гостиницей. На внутреннем убранстве его жилища, на всем его образе жизни лежит печать строгой экономии и размеренности.
Гобсек одинок. У него нет семьи, нет друзей, он порвал все связи с родственниками, так как ненавидел своих наследников и «даже мысли не допускал, что кто-либо завладеет его состоянием хотя бы после его смерти». Одна-единственная страсть – страсть к накоплению – поглотила в его душе все другие чувства: ему неведомы ни любовь, ни жалость, ни сострадание.
Бальзак использует детали портрета для раскрытия внутренней сущности своего героя. Во внешнем облике Гобсека неподвижность, мертвенность, отрешенность от всех земных, человеческих страстей сочетаются с чем-то хищным и зловещим. Пепельно-желтые тона и сравнения с драгоценными металлами дают понять читателю, что именно страсть к золоту уничтожила в нем человеческое начало, сделала его мертвым еще при жизни.
В повести изображена та социальная среда, в которой действует Гобсек, точно намечены два противоположных полюса современного ему общества. С одной стороны, бедняки, честные труженики, обреченные на унылое существование (белошвейка Фанни Мальво, стряпчий Дервиль), с другой – горстка богачей, проводящая дни в погоне за роскошью и наслаждениями (молодой граф де Трай, графиня де Ресто), чей моральный облик представлен в резко отталкивающем виде.
Обладая большим практическим опытом и проницательным умом, Гобсек глубоко постиг внутреннюю сущность современного ему общества. Он увидел жизнь в ее неприкрытой наготе, в ее драматических контрастах и понял, что в обществе, где идет борьба между бедными и богатыми, подлинной движущей силой общественной жизни являются деньги. Гобсек говорит: «Что такое жизнь, как не машина, которую приводят в движение деньги», «из всех земных благ есть только одно, достаточно надежное, чтобы стоило человеку гнаться за ним. Это… золото». Страсть Гобсека к накопительству – это закономерное порождение буржуазной системы, концентрированное выражение ее внутренней сущности.
На примере Гобсека Бальзак показывает, что деньги не только убивают человеческую личность, но и вносят разрушения в жизнь всего общества. Гобсек, замкнувшийся в своей келье, совсем не так безобиден, как это может показаться на первый взгляд. Его мораль: «Лучше уж самому давить, чем позволять, чтобы другие тебя давили».
Из всех возможных форм связи с людьми он сохранил только одну – отношения кредитора с должниками. И в этой роли он страшен. В холодную комнату Гобсека люди приходят с мольбой, но еще никому не удавалось тронуть сердце ростовщика. Источником обогащения Гобсека являются человеческие несчастья, пороки, нужда. Хищность и паразитизм Гобсека вызывают особенно глубокое возмущение, когда проявляются по отношению к честным людям, таким как Фанни Мальво и Дервиль.
С потрясающей силой разрушительный характер накопительства Гобсека раскрывается в финале повести. К концу жизни его жадность превращается в безумную манию. Он становится ненасытным «удавом», бесследно поглощающим разнообразные дары, приносимые клиентами. Когда после смерти Гобсека открыли его кладовые, то оказалось, что в них без всякой пользы лежали и гнили огромные массы товаров.
Писатель мастерски показывает те разрушительные процессы, которые совершаются как в духовной, так и в материальной сферах буржуазного общества.