Гмии кранахи. Выставка Кранаха в Пушкинском. Первые отзывы. Выставка «Анатомия кубизма»

С 4 марта по 15 мая в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина впервые в России пройдет масштабная выставка, посвященная творчеству выдающегося мастера Северного Возрождения Лукаса Кранаха Старшего (1472-1553) и представителей нескольких поколений этой прославленной династии.

Сорок восемь живописных и более пятидесяти графических произведений из собраний музеев Готы, Берлина, Мадрида, Праги, Будапешта, Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и нескольких российских частных коллекций отражают разные этапы развития творческой традиции семьи Кранахов, где сочетаются интерес к истинно ренессансному прочтению религиозных и мифологических тем с элементами позднеготической сказочности. Экспозиция прослеживает важные почвенные перемены, произошедшие в художественном сознании немецких мастеров в период между Ренессансом и маньеризмом.

Украшением экспозиции станут знаменитые творения Лукаса Кранаха Старшего:

  • «Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой» (вторая половина 1510-х, Музей изящных искусств, Будапешт);
  • «Венера и Амур» (1509; Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург);
  • «Плоды ревности. Серебряный век» (1530; ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва);
  • «Юдифь, обезглавливающая Олоферна» (1531; Фонд замка Фриденштайн, Гота).

Дополнят экспозицию гравюры и рисунки отца и сына Кранахов из собраний ГМИИ им. А.С. Пушкина, Государственного Эрмитажа, а также Фонда замка Фриденштайн в Готе.

Центральная фигура выставки — Лукас Кранах Старший, реформатор немецкой живописи, чьи новаторские идеи в отношении композиции, цвета и трактовки образов оказали большое влияние на искусство Северного Возрождения. В первой трети XVI века творческие поиски Лукаса Кранаха Старшего ознаменовали окончательный переход от идеалов Ренессанса к маньеризму. Художник организовал процветавшую на протяжении более ста лет мастерскую, руководство которой со временем перешло к его сыну Лукасу Младшему, а затем — внуку и правнуку. Он также явился создателем легко узнаваемого и запоминающегося мира ярких художественных образов. О Кранахах следует говорить как о фактических родоначальниках Саксонской школы живописи, процветавшей на протяжении всего XVI столетия.


Расписание сборных экскурсий по выставке:

  • по воскресеньям 13, 20, 27 марта, 10, 17, 24 апреля в 15:00 и 17:00;
  • по вторникам 15, 22, 29 марта, 5, 12, 19, 26 апреля в 15:00 и 18:00;
  • по средам 16, 23, 30 марта, 6, 13, 20, 27 апреля, 4, 11 мая в 18:00.

Стоимость билетов:

В рабочие дни:

  • с 11:00 до 13:00 — 300 руб., льготный 150 руб.;
  • с 13:00 до 17:00 — 400 руб., льготный 200 руб.;
  • с 17:00 до закрытия музея — 500 руб., льготный 250 руб.

По пятницам, во время проведения мероприятий «Пятницы в Пушкинском»:

  • с 17:00 до закрытия музея — 700 руб., льготный 350 руб.

В выходные дни:

  • с 11:00 до 13:00 — 400 руб., льготный 200 руб.
  • с 13:00 до закрытия музея — 500 руб., льготный 250 руб.

В ГМИИ имени Пушкина до 15 мая идёт большая выставка работ немецкого художника Лукаса Кранаха Старшего, его сына, ассистентов и последователей - 48 живописных полотен и больше 50 графических работ. По просьбе The Village журналист Даша Борисенко раскладывает творчество династии Кранахов на составляющие, которые помогут лучше понять выставку в Пушкинском музее.

Эксперимент

В 1505 году Лукаса Кранаха Старшего назначают придворным живописцем курфюрста Саксонского в Виттенберге, городе, где спустя 12 лет начнётся Реформация. Пока в Виттенбергском университете царит вольнодумство, Мартин Лютер твёрдо намерен покончить с мракобесием, охватившим Церковь, и перевести Библию на немецкий язык, чтобы священный текст снова могли понимать простые смертные. Будучи просвещённым и богатым бюргером, Кранах поддерживает Лютера не только морально - он финансирует издание переводной Библии и рисует иллюстрации к протестантским памфлетам.

Бурная эпоха сподвигает художника на эксперименты. По долгу службы и в коммерческих целях Кранах пишет многочисленные заказные портреты и при этом не пытается приукрасить своих моделей, перенося на холст их нелепые бороды, кривые носы и асимметричные глаза. Вдохновлённый опытом итальянского Ренессанса, он изучает законы перспективы. Виттенбергский дух свободы позволяет ему откровенно изображать человеческое тело и касаться запретных тем. И весь его визуальный язык, который сегодня может показаться неискушённому взгляду сухим и средневековым, был для Германии XVI века настоящей пощёчиной общественному вкусу. Недаром спустя 400 лет работами Кранаха вдохновлялись Альберто Джакометти и Пабло Пикассо.

сверху слева: «Фридрих Мудрый, курфюрст Саксонский», 1536

сверху справа: «Мартин Лютер», 1529

Girl power

В искусстве Средних веков женщинам уделялось немного внимания - в основном художники изображали Деву Марию и святых. Кранах отводит женщинам центральную роль. В его творчестве можно найти отражение популярной в то время концепции Weibermacht, или «власти женщин». Конечно, «власть» здесь понимается не в современном феминистском ключе - имеется в виду сила женской сексуальности. Героини его полотен притягивают взгляды окружающих мужчин и открыто пользуются своей внешностью.


Взять, например, историю Лукреции: знатную римлянку обесчестил царский сын, и, не выдержав позора, она заколола себя кинжалом на глазах у мужа. «Лукреция» Кранаха, которую можно увидеть в Пушкинском, далека от образа скромной и верной жены: полностью обнажённая грудь, к которой она несколько игриво подносит кинжал, наводит на мысль о sexploitation-фильмах, где привлекательное женское тело и насилие неизменно идут рука об руку.

Настоящей революцией в немецком искусстве стало полотно «Венера и Амур» 1509 года - именно оно занимает центральное место на выставке в ГМИИ. В то время как Италия уже давно открыла для себя прелести древнегреческой мифологии, на родине Кранаха написать языческую богиню было смелым жестом, возможным, пожалуй, только в передовом городе Виттенберге. Здесь необычно всё: обнажённые тела, хулигански прикрытые прозрачной тканью (один из любимых приёмов мастерской Кранаха), экзотическая внешность и даже фирменная монограмма художника с дракончиком, изображённая на как бы парящем в воздухе листке бумаги с заломами - похожие спецэффекты любил Альбрехт Дюрер. Венчает картину двусмысленная надпись: «Всеми силами гони сладострастие Купидона, чтобы твоей ослеплённой душой не овладела Венера». Пытался ли Кранах оправдать откровенный эротизм своей картины назидательной надписью? И что вообще значит «гнать сладострастие» - умерщвлять плоть или удовлетворять желания вовремя, дабы сохранить трезвость рассудка? Искусствоведы продолжают спорить.

Именно по женским образам легко отличить Кранахов. Рыжеволосые кудрявые девушки с высоким лбом, покатыми плечами и уникальным разрезом глаз - совершенно инопланетные создания. И этот так называемый «кранаховский тип» приводил в трепетный восторг художников авангарда.

сверху слева: «Геракл у Омфалы», 1537 (работы нет на выставке)

сверху: «Лукреция», 1532

слева: «Женский портрет», 1526

снизу: «Венера и Амур», 1509

Эффект коллажа

Лукас Кранах живо интересовался итальянским искусством и тщательно пытался перенять опыт работы с перспективой и светотенью. Но в отсутствие родной традиции это давалось непросто. В результате портреты, выходящие из его мастерской, нередко напоминают коллажи: тщательно прописанные бархатные манжеты и блестящие металлические детали реалистичны даже чересчур, в то время как в других элементах одежды и на всех лицах можно обнаружить только лёгкий намёк на объём. Тем не менее то, что можно посчитать недостатком техники, свидетельствует о колоссальной работе, которую Кранах и его подмастерья проделывали за целую национальную школу живописи. Именно это ставит Кранаха Старшего в один ряд с такими величинами, как Альбрехт Дюрер и Ганс Гольбейн.

Не только техника, но и стиль Кранахов - своего рода коллаж. К примеру, на многофигурных полотнах можно заметить, что не меньше итальянской живописи отца династии увлекала нидерландская. Так, на картине «Христос и грешница» «флорентийские» лица сочетаются с типажами Иеронима Босха, и Северное Возрождение наконец встречает южное. Картину, кстати, приписывают то младшему, то старшему Лукасу Кранаху. Есть даже версия, что написал её Ганс Кранах, рано умерший сын Кранаха Старшего, после смерти которого тот почти отошёл от дел, предоставив мастерскую второму сыну и подмастерьям.

снизу: «Христос и грешница», 1532


Портреты-шаржи

Со временем слава мастерской Кранаха росла, а с ней и число заказов на портреты. В итоге художнику и его ассистентам приходилось по описанию рисовать лица тех, кого они ни разу не видели в глаза. Забавный результат можно увидеть на выставке - эти карманного формата портреты напоминают карикатуры в духе художников с Арбата: все черты лица до смешного утрированы. Впрочем, делалось это из самых благих побуждений - чтобы придать портрету хоть какое-то ощутимое сходство с объектом. По всей видимости, успокаивали заказчиков прилагавшимися к работам текстами с торжественным перечислением их добродетелей и заслуг.

Вообще, главная претензия к фигуре Кранаха Старшего - то, что он превратил искусство в конвейер, эксплуатируя ассистентов, штампуя заказные портреты и переписывая одни и те же сюжеты с заготовок, которые впоследствии обеспечили безбедную жизнь его сыну, внуку и правнуку - той самой «династии». Но, к счастью, экспозиция в ГМИИ составлена так, что вы этого не заметите.

Ужасы

Несмотря на дух Реформации, Средневековье в Германии не заканчивалось одним днём - идеи гуманизма и интерес к мирскому скорее переплелись со старой доброй традицией изображать всякую дьявольщину и пугать ею грешников, чем вытеснили её. В полной мере насладиться макабром позволяет картина «Грехопадение, изгнание из рая и искупительная жертва Христа». По старому обычаю здесь одновременно изображено множество библейских сцен. Но в первую очередь на себя обращают внимание бесы преисподней: так, у одного в животе морда с разверзшейся пастью, в которой расположен загадочный механизм, - такой образ мог бы послужить отличным материалом для постмодернистского детектива в стиле Дэна Брауна.

по часовой стрелке: портрет Сибиллы Клевской, 1525

В ГМИИ имени А.С.Пушкина открывается выставка "Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом", объединившая работы Лукаса Кранаха Старшего (1472-1553), его младшего сына - тоже Лукаса Кранаха (1515-1586) из собраний музеев Готы, Берлина, Мадрида, Праги, Будапешта, Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и частных коллекций. Проект, благодаря которому в Москве встретились 48 живописных работ и более 50 листов графики из одной из самых знаменитых художественных мастерских Европы XVI века, положившей начало Саксонской школе живописи, стал возможен благодаря инициативе ГМИИ им. А.С.Пушкина и Фонда замка Фриденштайн в Готе.

Работы Кранаха Старшего есть в российских собраниях. Его знаменитой "Мадонне под яблоней" из Эрмитажа даже посвятил в 1964 году стихотворение Иосиф Бродский, с тщанием влюбленного пересчитав количество яблок на картине ("под яблоней из пятнадцати яблок"), но в подзаголовке назвав ее в "Венерой с яблоками". Но даже знатоков Кранаха на выставке ждут открытия.

Об этом рассказывает куратор выставки Вадим Анатольевич Садков.

Вадим Садков: Начнем с того, что в России впервые можно будет увидеть вместе произведения двух Лукасов Кранахов - Старшего и Младшего. Кроме замечательного качества вещей из Эрмитажа, мы привозим картину из Нижнего Новгорода. И, конечно, работы Лукаса Кранаха Младшего из Фонда замка Фриденштайн в Готе и из частной коллекции, которые встретятся у нас в музее, для многих станут открытием этого своеобразного художника.

Но это только часть замысла. Другая идея - показать вместе работы Кранахов из собрания Фонда замка Фриденштайн и российских собраний - принадлежит Кнуту Кройху, бургомистру города Готы. В 1955 году Советский Союз вернул в Дрезденскую галерею и в другие музеи ГДР множество работ, оказавшихся в нашей стране после Второй мировой войны. Но часть работ старых мастеров из немецких собраний по разным причинам остались у нас. Поэтому идея была - впервые за 70 лет показать вместе все шедевры Кранахов из коллекции Готы.

Это проект такого же научного и общественного значения, как "Золото Шлимана" или "Сокровища Тевтобургского леса", того самого, где две тысячи лет назад германские племена разбили римских легионеров, они были показаны вместе с экспонатами из Эрмитажа, Исторического музея…

Сколько работ будет из Фонда замка Фриденштайн?

Вадим Садков: Девять картин и около 20 гравюр. Кроме того, впервые будут показаны четыре рисунка Лукаса Кранаха Старшего, считавшиеся утраченными во время Второй мировой войны. В наш музей эти рисунки пришли в 1970-1980-е годы из частных коллекций.

А какие работы Кранаха в коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина из Готы?

Вадим Садков: В частности, это ранняя работа Кранаха Старшего "Распятие с предстоящими" и одно из лучших его произведений - "Грехопадение Адама и Евы в Раю". Будут показаны также два портрета, мужской и женский - Лукас Кранах был очень востребованным портретистом. Но портреты родом из музея в Гейдельберге, хотя попали к нам из Готы. В конце войны немцы перевезли музейные сокровища в штольни в Тюрингии, Саксонии, и произведения из разных музеев там оказались рядом.

Впервые в России можно увидеть вместе произведения двух Лукасов Кранахов - Старшего и Младшего...

Судя по названию, была еще одна магистральная идея - показать изменение манеры семейной мастерской Кранахов в течение века. Но, наверное, изменения за такой срок в мастерских, где ремесло передавалось от отца к сыну, далее внукам, были не редкость…

Вадим Садков: Да, но положение Кранахов было уникально - они были придворными художниками. Кранах Старший - при дворе курфюста Фридриха III Мудрого, потом его брата Иоанна Твердого, потом его сына… Социальный статус Кранаха сопоставим с тем, что был у Боттичелли, Леонардо да Винчи или Тициана.

Как при дворах итальянских герцогов?

Вадим Садков: Почему только их? Ян ван Эйк, например, работал при дворе герцога Бургундского.

Но в Виттенберг, ко двору Фридриха III Мудрого, в 1505 году Лукас Кранах приехал все же молодым художником.

Вадим Садков: Молодым, но достаточно известным. Кранах довольно рано прославился в Вене. До него у Фридриха Ш Мудрого в должности придворного живописца состоял итальянец Якопо де Барбери. Он по своему уровню, может, и не сопоставим с гениями немецкого искусства, о которых мы говорим, но он повлиял и на Дюрера, и на Кранаха. Кранах сменил его на этом посту и, как и полагалось, придворному мастеру, занимался еще и оформлением свадеб, рыцарских турниров, делал зарисовки сцен охот… Как написал в панегирике художнику ректор Виттенбергского университета: "Не то, чтобы дня, а и часа не проводишь ты в праздности; кисть постоянно в деле. Всякий раз, как князья зовут тебя на охоту, ты берешь с собой дощечку и живо запечатлеваешь то Фридриха, травящего оленя, то Иоганна, выслеживающего кабана, и этим наброскам они радуются не меньше, чем самой охоте".

Лукас Кранах Старший так утвердился при дворе саксонского курфюста, что ему даже доверили воспитывать наследника - Иоганна Фридриха Великодушного. Такое восхождение вряд ли связано только с талантом художника?

Вадим Садков: Он был очень энергичным человеком. Сейчас его бы назвали, наверное, эффективным менеджером. Одно то, что он не раз избирался бургомистром Виттенберга, был членом городского совета, о многом говорит. Как и тот факт, что датский король Христиан II останавливался в доме Кранаха, когда посещал Виттенберг. Он не только получил дворянское звание и фамильный герб…

С дракончиком…

Вадим Садков: Именно. Он еще и получил привилегию на торговлю лекарствами. Конечно, аптеки всегда были доходным бизнесом. Но аптека позволяла без посредников покупать краски, минералы, необходимые для живописи и печати гравюр. Ему и типография какое-то время принадлежала…

Типография пригодилась, когда нужно было поддержать Реформацию, которую возглавил Мартин Лютер, кстати, друг Кранаха. Говорят, Лукас дал ему деньги для выпуска первого перевода Евангелия с латыни на немецкий…

Вадим Садков: Он вообще был очень верным другом. Показательна история, которая произошла уже в старости Кранаха Старшего. Его воспитанник Иоганн Фридрих Великодушный, который возглавил коалицию протестантских князей, потерпел поражение в битве при Мюльберге, где ему противостояли католики во главе с Карлом V. Иоганн Фридрих в качестве пленника был отправлен в замок, недалеко от Инсбрука. И вот 75-летний художник добровольно едет к своему покровителю, чтобы разделить с ним изгнание и тяжесть поражения. И прожил с ним пять лет. Когда Иоганн Фридрих Великодушный был прощен и отправлен в Веймар, Кранах едет туда же. Благо там же жила его дочь со своей семьей. В Веймаре до сих пор есть могила Кранаха - на старом кладбище Якобсфриденхоф.

Немецкие мастера перенимали опыт итальянских художников Ренессанса. Кранах был исключением?

Вадим Садков: Он все же ренессанс воспринимал через призму Дюрера. У них было своего рода соревнование. Особенно в области печатной графики… Что касается школы, то первые уроки он получил у своего отца Ганса Малера. Они жили в городке Кронах в Верхней Баварии, отсюда - его имя Кранах. Потом Лукас как странствующий подмастерье доехал чуть не до Кракова, и в Вене, конечно, много чего изучал. Но сказать определенно, чей он ученик, трудно.

Если Дюрер воспринял ренессанс в классическом понимании, итальянском, то Лукас Кранах - художник, более связанный с немецкой национальной традицией. Многие принципы искусства средних веков очень тесно переплетаются в его наследии с ренессансными идеалами, от которых он тоже позднее будет отходить. В направлении к маньеризму.

Действительно ли, что работы Кранаха благодаря своей "неправильности" перекликаются с мастерами авангарда?

Вадим Садков: Это так. Фактически Кранах по-настоящему был открыт и оценен на выставке 1898 года в Дрездене. После нее он становится одним из любимых художников немецких экспрессионистов. Не только Людвиг Кирхнер, но и Пабло Пикассо, и Альберто Джакометти откликаются на творчество Кранаха и создают ремейки на его работы. Оказалось, что из знаменитых трех мастеров XVI века: Дюрера, Кранаха Старшего, Ганса Гольбейна Младшего, Кранах был наиболее созвучен восприятию ХХ века или начала нынешнего столетия необычайной экспрессивностью своего художественного языка.

Пушкинский музей совместно с десятком зарубежных и российских институций показывает 48 картин и более 50 графических работ Лукаса Кранаха Старшего и его мастерской с подзаголовком "От Ренессанса до маньеризма". Стилистические тонкости на этой выставке не самое главное, считает ВАЛЕНТИН ДЬЯКОНОВ.

"Во времена Кранаха немец, должно быть, выглядел существом грубым и неотесанным,- писал немецкий искусствовед Рихард Мутер 100 с лишним лет назад.- Достаточно взглянуть на линогравюры второстепенных немецких мастеров, чтобы встретить толпу хромых, горбатых недоумков, висельников, калик перехожих, мошенников, докторов-шарлатанов и торговцев индульгенциями, которые населяли тогдашнее искусство". Недоумение историка, воспитанного на итальянских образцах, объяснимо: Кранах Старший и его круг были по-настоящему оценены только в XX веке, когда немецкие авангардисты открывали для себя национальное искусство, не тронутое идеалами южного Возрождения. Чем глубже проникал антикизирующий вкус в немецкое искусство, тем быстрее забывались приемы мастерской Кранаха, которые кажутся нам ныне столь милыми. Кранах и его мастерская принадлежат и своему времени (современники считали старшего вторым мастером Германии после Дюрера), и нашему. Помимо прочего его мастерская - предок фабрики Энди Уорхола и других коммерческих предприятий XX века вроде авторизированных отливок Огюста Родена.

Кранах далеко не был "грубым и неотесанным" - наоборот, вращался в самом центре событий, ключевых для истории Европы. Родился он в небольшом местечке, переехал в Вену, оттуда по приглашению саксонского курфюрста Фридриха Мудрого двинулся в Виттенберг, где и осел, превратившись в важную персону: дважды бургомистр, владелец разных бизнесов и даже виноторговец. Да, и еще придворный художник курфюрста, пожалованный собственным гербом - крылатым драконом, которого проецируют на стены Пушкинского так, что товарный знак Кранаха напоминает сценографию на концерте каких-нибудь металлистов.

В Виттенберге мастер познакомился и подружился с Мартином Лютером, родоначальником Реформации, и стал его горячим приверженцем. Главный памятник дружбе Кранах Старший выгравировал в 1521 году, изобразив Лютера как юнкера Йорга - под этим именем основатель протестантизма прятался от властей. Эту вещь на выставке не показывают, зато есть отличный графический портрет ближайшего соратника Лютера - Филиппа Меланхтона. Дружба с Лютером, впрочем, не мешала Кранаху Старшему принимать заказы у идеологического врага - кардинала Альбрехта Бранденбургского. Популярность его манеры заставила Кранаха организовать мастерскую, в которой самые знаменитые вещи писались десятки раз по готовым образцам. Оттого чуть ли не во всех европейских музеях есть кранаховские "Лукреции" - обнаженные красотки с кинжалом у ребра. Всего продукция мастерской насчитывает около 1000 работ - цифра внушительная для эпохи, когда производство картин было процессом чрезвычайно трудоемким. Как всякий тираж, продукция мастерской подвержена эрозии, и даже у самых талантливых подмастерьев Кранаха Старшего (лучшим считается его сын, полный тезка, только младший) в лучшем случае выходят отличные портреты.

Из всего разнообразия сюжетов вокруг мастерской и ее основателя Пушкинский выбирает самый неинтересный и старомодный. Вопрос стиля и эпохи был важен когда-то, но теперь, в эпоху массовой ностальгии по Средневековью, можно было отнестись к богатой биографии художника с большим уважением. Тем более что Возрождение мастерская затронула по касательной. У Кранаха, как и у малых голландцев, например, мы видим удивительное сочетание фотографической точности лиц и нелепости тел, написанных как будто нарочно в позах гуттаперчевых мальчиков и девочек. Что, конечно, тоже понятно: познания в области обнаженки черпались из редких и - в случае Кранаха - примитивных гравюр из популярных в Европе трактатов о язычестве. Пушкинский назначил главной картиной на выставке эрмитажную "Венеру с Амуром", поместив ее в апсиду Белого зала, и это хороший пример двойственного отношения к античности. Первую ню, написанную, судя по всему, под влиянием друзей-гуманистов из университета Виттенберга, Кранах Старший снабдил грозным предостережением: "Всеми силами гони купидоново сладострастие, иначе твоей ослепленной душой овладеет Венера". На основе этой вещи, пожалуй, только и можно приписать Кранаха к Возрождению или маньеризму: почти все остальные его работы принадлежат к иной моральной вселенной. Здесь зарождается "протестантская этика и дух капитализма", если вспомнить Макса Вебера: предложение зависит от спроса, эротические картинки и портреты поставлены на поток - в общем, Лютера и Лукрецию в каждый дом

В Государственном музее им. А.С. Пушкина начала работу уникальная выставка работ выдающихся представителей северного Возрождения - Старшего и Младшего Кранахов под названием "Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом". В столице выставляется около сотни картин и гравюр, хранящихся во многих европейских и российских музеях, а также частных коллекциях.

Настоящим украшением выставки стали полотна Лукаса Кранаха Саршего, стоявшего у истоков реформирования немецкой живописи. Его новаторские поиски в создании композиции и представлении образов повлекли за собой разрыв с идеалами Возрождения и окончательный переход к маньеризму.

Интересно, что великий мастер способствовал изменениям не только в живописи, но и в религии. Он поддерживал процесс Реформации церкви, начатый Мартином Лютером, которому принадлежит идея одного из его полотен. Оба реформатора были убеждены - искусство должно служить делу и вере.

В экспозиции музея представлено немало работ, получивших всемирное признание. Среди них картина "Мадонна с младенцем", наполненная глубоким символическим подтекстом, где каждая деталь отражает ценности христианской веры. В работе"Венера и Амур" маэстро изобразил римскую богиню любви обнаженной в полный рост, показывая своему зрителю всю прелесть и совершенство героини античных мифов.

Расцвет таланта гравера пришелся у Кранаха-старшего на период 1506-1516 гг. Именно в это время он создает все свои значимые произведения, поражающие зрителя многообразием стилистических решений. Замечательная ксилография "Первый турнир" представляет собой многофигурную композицию, наполненную сложными жанровыми сценами. Позднее мастер увлекся техникой резцовой гравюры, а также цветной графикой на дереве.

Лукас Кранах Младший известен не только как блестящий мастер многожанровых повторений оригиналов отца, но и как автор талантливых эпитафий, которые он писал по заказу богатых клиентов-лютеран.

Шедевры Лукаса Кранаха Старшего были заново переосмыслены в прошлом веке, когда многие художники стали обращаться к творческому наследию мастера. Образы его полотен заимствовали экспрессионисты, а идеи маньеризма органично переплелись в когнитивном контексте с постмодернизмом. Поэтому в XXI веке мы открываем в хорошо знакомых картинах новые смысловые слои.

Фотографии: