Глаголы несов вида примеры. Совершенный и несовершенный вид глагола. Что такое Совершенный и несовершенный вид глагола

Глагол — часть речи, которая встречается нам едва ли не чаще всех остальных. Он обладает рядом постоянных и изменяющихся признаков, к числу которых относится вид. С этой категорией каждый из нас сталкивался еще в школьные времена. Нередко она ставила в тупик и вызывала вопросы.

Эта статья поможет вам вспомнить, что такое и научиться его определять. Примеры заданий, с которыми вы столкнетесь, помогут отработать приобретенные знания.

Вид — один из постоянных признаков, принадлежащих глаголу. Он отражает то, как говорящий видит течение действия во времени: закончившимся, длящимся, повторяющимся, разовым.

Вид можно расценивать и как категорию, изменяющую слова, и как ту, что их классифицирует. В современном русском языке эта группа включает всего две опции.

Ответим на вопрос: «Какие бывают виды глаголов?» Ответ современных лингвистов на этот вопрос состоит из двух позиций: совершенный и несовершенный.

Несовершенный вид

Мы нашли ответ на вопрос: «Что такое вид глагола?» Теперь перейдем к знакомству с каждым из них.

Глаголы несовершенного вида передают смысл действия, не указывая на его завершенность. Под эту категорию попадают слова трех типов:

  1. Обозначающие длительное действие. Например: «Он долго смотрел ей в глаза», «Она бесконечно долго шла по улице».
  2. Передающие значение повторяющегося действия. Пример: «Каждое утро она садится а автобус», «Он ходит в школу изо дня в день».
  3. Характеризующие постоянное действие. Рассмотрим пример: «Город находится на возвышенности».

Глаголы несовершенного вида во многих случаях сопровождаются наречиями «долго», «часто», «обычно», передающими периодичность, с которой совершается действие.

Слова этого типа можно выразить тремя временами: настоящим, прошедшим, будущим.

Теперь вы знаете, что такое Следующий параграф расскажет о словах, принадлежащих ко второму типу.

Совершенный вид

Глаголы, относящиеся к совершенному виду, передают значение законченности действия. Ограничивают его временными рамками. Слова этого типа могут выражать:

  1. Действие, которое закончилось достижением какого-либо результата. Например: «Марина нарисовала прекрасную картину», «Папа забил гвоздь в стену».
  2. Действие, граница которого определяется его началом. К примеру: «В зале заиграла чудесная музыка», «Девушка запела прекрасный романс».
  3. Однократное действие при условии, что слово образовано при помощи суффикса «ну»: «Он случайно толкнул меня в коридоре», «От злости он пнул портфель ногой».

Слова совершенного вида предстают только в формах прошедшего и будущего простого времени. Мы вспомнили, что такое глагол совершенного вида. Перейдем к более сложному материалу.

Видовые пары

Глаголы обоих типов иногда образуют видовые пары. К этой категории относятся омонимичные слова, имеющие одно и то же значение, но с разными смысловыми оттенками. Рассмотрим примеры:

  1. Оправдать и оправдывать. В первом случае мы видим завершенное действие, во втором — длительное.
  2. Удвоить и удваивать. Первое слово передает значение действия, которое закончилось по достижении результата. Второе показывает продолжительность.

Чаще всего подобные глаголы образуются от одной основы. Но бывают исключения, такие как «брать и взять» или «поймать и ловить».

Какие бывают виды глаголов еще?

В современном русском языке встречаются одновидовые и двувидовые глаголы. К первому типу относятся слова, которые имеют форму только одного из видов. В эту категорию относят глаголы несовершенного вида по следующим критериям:

  1. Действие не стремится к достижению какого-либо результата. Чаще всего оно выражает эмоции. Например: ненавидеть, сожалеть, ожидать.
  2. Глагол выражает состояние человека: плакать, мечтать, молчать, болтать.
  3. Слово обозначает движение. Примеры: бежать, прыгать, танцевать.
  4. Глагол передает действие со значение «слегка»: покрикивать, поспевать.
  5. Слово имеет значение действия, сопровождающего другое, как в случае с «причмокивать» или «пританцовывать».
  6. Глагол обладает значением, связанным с профессиональной деятельностью. Например: плотничать, учительствовать.
  7. Действие имеет обоюдный характер. Пример: перешептываться, переглядываться.

К этому же типу относят глаголы совершенного вида:

  1. Содержащие в своем составе несколько префиксов: подзабыть, понабрать.
  2. Обозначающие действие, которое произошло моментально. Например: хлынул, полыхнул.
  3. Которые показывают, что действие дошло до своего логического завершения. К примеру: отзвонить, отшуметь.
  4. Обозначающие начало процесса: поскакать, заплакать.
  5. Выражающие избыточное значение. Пример: насмотреться, набаловаться.

Двувидовые глаголы

Глаголы бывают вида, лишенного формального выражения. В зависимости от контекста их можно отнести к совершенному либо к несовершенному виду.

Подобные слова можно разделить на три группы:

  1. Слова, имеющие многолетнюю историю. Некоторые из них: обещать, ранить, женить, казнить.
  2. Часть глаголов, оканчивающихся на «овать». Для примера возьмем: содействовать, исследовать, расследовать.
  3. Глаголы, в основном иноязычного происхождения, имеющие в своем составе суффиксы «ова», «ирова». Примеры: складировать, кодифицировать, телеграфировать.

Упражнения

Чтобы определить, какие виды глаголов встречаются в заданиях, надо следовать следующему алгоритму:

  1. Посмотрите, не подходит ли слово под критерии одновидового или двувидового глагола.
  2. Если есть приставка, в большинстве случаев это будет совершенный вид.
  3. Для того чтобы точно определить, какого вида глагол, надо задать к нему вопрос. «Что делать?» — несовершенный вид. «Что сделать?» — совершенный вид.

Перейдем к небольшой тренировке. Определите, к какому виду принадлежат слова:

  • молвить (двувидовой глагол);
  • приготовить ;
  • начинать (несов. вид);
  • рассматривать (несов. вид);
  • найти (сов. вид);
  • ходить (одновидовой глагол несов. вида);
  • начальствовать (одновидовой глагол несов. вида);
  • пишет (несов. вид).

Укажите, глагол какого вида встречается в предложении:

  1. Он глубоко сожалел о случившемся (одновидовой глагол несовершенного вида).
  2. Я привыкла спать до обеда (первый глагол совершенного вида, второй — одновидовой несовершенного вида).
  3. Он задал мне каверзный вопрос (совершенный вид).
  4. Каждый день он смотрит в окно в ожидании чего-то (несовершенный вид).
  5. Он любил учительствовать в компании (одновидовые глаголы несовершенного вида).
  6. Отгремела первая весенняя гроза (одновидовой глагол совершенного вида).
  7. Он устроился продавцом в магазин одежды, чтобы немного подзаработать (первый глагол — совершенный вид, второй —относится к тому же типу, но в то же время он одновидовой).

Из этой статьи вы узнали, что такое вид глагола. Познакомились со словами одновидового и двувидового типа. Рассмотрели примеры упражнений с пояснениями. И получили рекомендации, которые помогут вам с легкостью определить вид глагола.

Наткнувшись на задание, связанное с определением вида, вы без труда укажете, к какому типу относится слово, даже если слова будут изначально казаться сложными.

Мой первый друг, мой друг бесценный ! И я судьбу благословил, Когда мой двор уединенный , Печальным снегом занесенный , Твой колокольчик огласил (А.С. Пушкин). Написано 13 декабря 1826 г.

Обратим внимание на фонетику причастий. Это поэзия, высокий стиль, произношение Ё здесь не приветствуется.

Из истории буквы Ё . Буква Ё была создана для обозначения мягкого варианта ударного звука О, который появился в результате окончательного закрепления в языке особого фонетического чередования гласных звуков, например: село – сёла, ледяной – лёд (раньше говорили ледяной – лед ).

Возникнув в разговорной речи , новое произношение во второй половине XVIII века стало активно проникать в литературный язык. В жанрах высокого стиля, например в трагедии, оно долгое время считалось недопустимым , дольше других чтение Е сохраняется и в философской лирике. Но постепенно вариативность исчезает, мягкий ударный звук О окончательно закрепляется в языке.

А когда появилось название видов? Это Востоков А.Х. "Русская грамматика" 1831 год. Вряд ли "простонародное" Ё могло тогда звучать в лингвистической науке. Поэтому можно сделать вывод: совершенный вид – это традиция произношения причастия "совершённый" со значением "законченный"

Также можно отметить, что нет особого противостояния между причастием "совершённый" и прилагательным "совершенный", выражающим высшую степень какого-либо положительного качества: совершенство творения предполагает и его законченность тоже.

СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

1) Обсуждение названии видов глагола не является новым, к примеру, вот материал по той же теме Соверше(ё?)нный вид глагола

В XVII-XVIII вв. лингвистика лишь начала разбираться с классификацией глаголов. По черновикам видно, как долго и постепенно М.В. Ломоносов устанавливал число и названия видов. Но труд его не пропал даром: именно его классификация обнажила проблему, сделала очевидной существование дополнительной категории, выделением которой и занялись исследователи с самого начала XIX в.

В литературном произношении XVII-XVIII вв. были сильны церковно-славянские традиции, где звук ё заменялся на е. Поэтому у меня есть сильное подозрение, что слова типа "совершённый", "уединённый" произносились как "совершЕнный", "уединЕнный" (по аналогии с "житие", "твое" ). Соответственно и писалось: "совершеннаго вида" . Если это так, тогда исторически правильно "совершенный" , а по смыслу – "совершённый" .

2) Еще об истории изучения видов глагола:

Категория вида, пришедшая на смену богатой системе русских времен, в трудах ряда ученых (Н.И. Греча, А.Х. Востокова и др.) не была четко отграничена от категории времени. А.Х. Востоков в «Русской грамматике» выделил три вида: неокончательный (несовершенный), совершенный и многократный. Кроме трех видов он выделил восемь форм времени. Разграничить категории вида и времени ему не удалось.

Вид глагола - это одна из тем в школьной программе, которая у учеников забывается или вообще “пролетает”. Вне сомнений, если не понять легкие правила этого раздела, не получится разобраться и с другими, более сложными. Ученики часто путают глагол несовершенного вида с видом совершенным, однако они даже не представляют, настолько все легко и просто, нужно лишь четко разложить по полочкам, что есть что.

Вид - это такая единица, без которой ни один глагол в русском языке существовать не может. Стоит запомнить, что его можно определить всегда! В некоторых случаях ответ находится на поверхности, а в некоторых приходится покопаться. В нашем языке существует два вида глаголов: совершенный (СВ) и несовершенный (НСВ).

Совершенный вид

Это такой вид, который обозначает уже законченное действие, чаще всего мы используем его в прошлом времени. Если проводить параллель с английским языком, там завершенное действие может обозначаться такими временами, как Past Simple и Present Perfect. Нужно учесть, что глаголы СВ направляют нас на результат, конец действия или его начало. К примеру: “Он прочитал книгу”. Как можно узнать, что это не глагол несовершенного вида? Нужно просто задать вопрос: “Что сделал?”. Такую подсказку дают учителя детям практически во всех школах, поясняя, что если в вопросе у сказуемого имеется приставка “с”, то это глагол совершенного вида.

Данный тип также может использоваться в будущем времени, вопросы для проверки: “что сделает (сделают)?” и т. д.

Следует учитывать тот факт, что у СВ полностью отсутствует настоящее время, поэтому если вы увидели глагол этого времени - знайте, что он НСВ.

Несовершенный вид

Глагол несовершенного вида обозначает длительность действия, не подчеркивая результат. Процесс может быть регулярным, то есть кто-то делает что-то каждый день. Или просто повторяющимся, иными словами, кто-то делает что-то нечасто. В английском языке также имеются времена, обозначающие процесс, к примеру, Present Continious. Наречия, стоящие в предложении, также могут “выдать” несовершенный вид глагола. Примеры: постоянно, часто, всегда, регулярно, обычно, долго - все они указывают на отсутствие окончания действия.

Чтобы легко определить глагол несовершенного вида, стоит только задать к нему вопрос: “Что делать?” (в вопросе отсутствует буква “с”, указывающая на СВ, следовательно, это НСВ). Например: Марина любит петь (что делать?).

Глаголы данной группы могут быть как настоящего времени (что делает (делаю)? и т. д.), так и будущего (что будет делать (буду делать)? и др.) и прошедшего (что делал (делали)? и т. д.).

Одновидовые глаголы и глаголы с двумя формами

У многих глаголов в русском языке есть пара противоположного вида (давать(СВ) - дать(НСВ)). Они образуются при помощи чередований гласных и согласных букв и слогов:

  • о/а - опоздал/опаздывает (СВ/НСВ);
  • о/ы - вздохнули/вздыхают (СВ/НСВ);
  • я/им - подняла/будет поднимать(СВ/НСВ);
  • у/им - вынуло/вынимало (СВ/НСВ);
  • д/ж - проводил/провожает (СВ/НСВ);
  • т/ч - ответила/будет отвечать (СВ/НСВ);
  • п/пл - укрепил/ укреплял (СВ/НСВ);
  • ст/щ - угостила/ будет угощать (СВ/НСВ).

Помимо таких глаголов также существуют одновидовые, у которых ни в коем случае не может быть пары, они имеют только одну форму из двух: несовершенную или совершенную. Среди них: быть, присутствовать, отсутствовать, бездействовать (только НСВ), а также: закричать, понадобиться, хлынуть, очутиться (только СВ).

Примеры глаголов несовершенного и совершенного вида

Как оказалось, НСВ и СВ достаточно легко найти по вопросу, однако чаще всего ученики начинают понимать тему только после того, как учитель разберет ее на примерах.

Несовершенный вид: кипит, берет, заботиться, будут играть, стригла, искали, пилил, мешала, буду спать и т. п.

Совершенный вид: полью, забить, уберу, купил, исчезло, сместили, открыла, сяду и т. п.

Это лишь некоторые примеры глаголов совершенного и несовершенного вида.

Одной из русского языка является Глагол. Глагол обозначает действие, состояние предмета. Его основные вопросы: что делать? что сделать? Эта часть речи имеет много от чего зависят ее место в речи и синтаксическая роль в предложении. Тема данной статьи «Глаголы совершенного вида», поэтому, прежде чем говорить о них, надо узнать значение их категории: вид. Категория вида - это грамматическая она присуща всем его формам и показывает действие во времени. Глагол «решил» и «решал» похожи по значению, но грамматически различаются. Решил - глагол соверш. вида, он указывает на завершенное действие, на то, что оно закончено и ограничено. Решал - глагол несоверш. вида и не содержит в себе пределов или законченности действия. В русском языке есть два вида глаголов: совершенный и несовершенный.

Уже по одному названию - глагол совершенного вида - можно понять, что речь идет о действии, которое началось, совершено, Есть предел, граница, результат действия. Поэтому и вопросы у совершенного вида глагола такие: что сделать? что сделал (а)? что сделали? что сделаешь?

Так, например: в прошедшем времени

«Я прочитал книгу» означает: прочитал всю до конца;

«Я написал письмо» означает: письмо готово;

«Я изучил язык» означает: я знаю язык;

«Мы спели песню» означает: до конца.

Тогда как предложения: «Я писал письмо», «Я читал книгу», «Я пел песню», «Я изучал язык», означают, что действие происходило, но доведено ли оно до конца - неизвестно.

Глагольные виды различаются в основном по значению и временным формам. Глаголы совершенного вида имеют прошедшее и будущее простое время: вершил (вершу), написал (напишу), поиграл (поиграю), прочитал (прочитаю), изучал (изучу). Окончания в будущем простом те же, что и в настоящем времени у глаголов несоверш. вида: я читаю, играю.

Глаголы несоверш. вида имеют формы настоящ., прошед. и будущ. сложного времени. Предложения «Мы будем строить», «Мы будем изучать» говорят только о том, что действия будут совершены, но не о том, будут ли они закончены. Тогда как предложения «Мы построим», «Мы изучим» говорят, что что-то будет построено до конца, будет изучено и мы будем знать. Эта с различным образованием временных форм приводит к ошибкам употребления в речи настоящего времени вместо будущего, будущего вместо настоящего.

Так, вместо правильного образования будущего времени: я скажу, я пойду, я возьму, я начну, - люди, плохо владеющие языком, ошибочно говорят: я буду сказать, я буду пойти, я буду начать.

Образование и видовые пары

Исходной формой образования глаголов совершенного вида в основном являются глаголы несоверш. вида с добавлением приставок, суффиксов, противопоставлением суффиксов, чередованием в корне, перемещением ударений, выражением видов разными корнями, словами. Образуются видовые пары.

1. Глаголы совершенного вида образуются при помощи добавления суффикса -ну- к глаголам несовершенного вида: прыгать-прыгнуть, качать-качнуть. Эти глаголы придают значение краткости и мгновенности.

У некоторых глаголов с суффиксом -ну- перед суффиксом выпадают последние согласные: кидать-кинуть, утопать-утонуть, шептать-шепнуть. Суффикс -ну- в глаголах совершенного вида указывает на результат, предел, законченность действия (исчезнуть, достигнуть), на однократность действия (толкнуть, крикнуть, махнуть), на интенсивное начало действия (хлынуть, грянуть)

2. Приставки придают глаголу значение законченности, не изменяя основного лексического значения слова: писать-написать, списать; слепнуть-ослепнуть; седеть-поседеть; строить-построить; делать-сделать; крепнуть-окрепнуть.

Но нередко приставки придают новое лексическое значение глаголу соверш. вида: читать - перечитать, прочитать, дочитать

Приставки наряду со значением законченности могут привносить в глаголы другие оттенки, указывать на отношение действия ко времени. Так, приставка по- некоторым глаголам привносит значение ограниченности действия во времени, например: сегодня я почитал, поработал, погулял (некоторое время читал и перестал, некоторое время работал и прекратил работу, недолго гулял.)

Приставки за-, по- при соединении с некоторыми глаголами привносят в слово значение начала действия: петь-запеть (начали петь); шуметь-зашуметь (начали шуметь); лететь-полететь (начал лететь)

Например:

Лес зазвенел, застонал, затрещал, Заяц послушал и вон побежал. (Н. Некрасов )

Орлята засвистали и запищали еще жалобнее. Тогда орел вдруг сам громко закричал, расправил крылья и тяжело полетел к морю… (Л. Толстой )

3. Иногда видовые пары глаголов образуются от разных корней, слов: класть-положить. Запомните слова и сочетания, с которыми употребляются глаголы совершенного вида: вдруг, неожиданно, внезапно, как-то раз, как, сразу, как вдруг, однажды.

Поупражняйтесь!

Перед вами иллюстрированный текст. Найдите в тексте глаголы совершенного вида. Объясните разницу в значении глаголов соверш. и несоверш. вида.

Охота

Красавец-орел медленно делает круг над морем. Полет его такой спокойный и грациозный. Вот он на мгновение остановился в воздухе, как будто кто-то держит его за нить. Что-то произошло. Это хищник увидел в прозрачной воде добычу. Неожиданно и стремительно орел стал камнем падать вниз.

И уже у самой воды, на лету, он схватил клювом свою жертву и резко поднялся вверх. Рыбка мотает хвостом, пытается освободиться из клюва, но орел мертвой хваткой держит свою добычу, не прерывая полет.

Глагол самостоятельная часть речи, которая обозначает процесс, отношение, движение, состояние предмета или его действие. В предложении чаще всего является сказуемым, но может быть любым членом предложения.

Глаголы несовершенного вида

Несовершенного вида указывают на незавершенное, повторяющееся, протяженное действие. В начальной форме (инфинитиве) отвечают на вопрос «Что делать?»

Они могут:

  1. Обозначать длительность: Петя долго рисовал натюрморт.
  2. Указывать на повторение: Каждый день она гуляет со своей собакой.
  3. Характеризовать постоянство: Деревня находится на холме.

В таких случаях зачастую в сочетании употребляются наречия.

Глаголы совершенного вида

Глаголы совершенного вида передают законченное действие, ограниченное временем. Отвечают на вопрос « Что сделать?» и, как правило, имеют в составе приставку.

Примеры: смастерить, списать, сесть, скрыть, выпить.

Они выражают:

  1. Достижение какого-либо результата: Папа починил кран.
  2. Начало действия: Весной в саду зацвела сирень.
  3. Однократное действие при условии, что слово образовано при помощи суффикса -ну-: Он оттолкнул меня в сторону.

Как определить

  1. Самый простой способ определения — задать вопрос. Если глагол отвечает на вопрос «Что делать?» — он несовершенный. Если на «Что сделать?» — совершенный.
  2. Второй способ — применить слово «буду» . Оно употребляется только в НВ. Примеры: буду танцевать — несовершенные. Буду станцевать — так сказать нельзя, это совершенный вид.
  3. Еще один указатель — приставка «с». Она применяется только в СВ. Примеры: мастерить — смастерить, писать — списать, жечь — сжечь.
  4. Кроме того, вид определяют с помощью суффиксов:
  • Суффикс «ну» указывает на законченность или однократность действия: трогать — тронуть.
    • С помощью суффикса «и» , которому в НВ соответствует суффикс а/я: бросать — бросить.
  • «ыва» / «ива», «ва» употребляются для НВ: записать — записывать.

Внимание! Слово-исключение — покупать . В совершенном виде оно употребляется без приставки: купить.

Другие формы

НВ имеет три временных формы: прошедшую, настоящую и сложную будущую. Во всех трех формах результат действия остается не известным:

  • Искала, ищет, будет искать
  • Ловил, ловит, будет ловить
  • Писали, пишут, будут писать

СВ используется в двух временах: прошедшем и будущем.

Примеры: закрыл — закроет, обыграл — обыграет, сходил — сходит.

В прошедшем времени глаголы изменяются по числам при помощи суффикса «л» и родовых окончаний.

Пример: крутить-крутил-крутили (НСВ); закрутить-закрутил-закрутила-закрутили (СВ).

Одновидовые

Одновидовые — значит имеют форму только одного из видов . В эту категорию относят глаголы несовершенного вида, выражающие:

  1. Эмоции: любить, ненавидеть.
  2. Состояние человека: мечтать, грустить.
  3. Движение: прыгать, бежать.
  4. Действие, со значением «слегка»: напевать, покручивать.
  5. Значение профессиональной деятельности: учительствовать.
  6. Обоюдный характер: переглядываться.
  7. Моментальное действие: хлынул.
  8. Избыточное значение: наелся.

Справка! Сюда же относятся глаголы с несколькими префиксами: противостоять, унаследовать, переписать.

Двувидовые

Обозначают законченное или длящееся в момент речи действие. Значение зависит от контекста.

  1. Слова с многолетней историей: крестить, ранить, казнить, женить
  2. Некоторые глаголы, оканчивающиеся на «овать»: содействовать, исследовать, расследовать .
  3. Слова иноязычного происхождения, в составе которых есть «ова», «ирова»: складировать, кодифицировать, телеграфировать.

СВ и НВ, в особых случаях, может выражаться одним словом без изменений: жениться (что делать?) – жениться (что сделать?).

В большинстве случаев, глаголы образуются от одной формы, но бывают исключения. Например, ловить-поймать.

Полезное видео

Формы глаголов в русском языке.