Географическое положение экваториальных южной америки. Географическое положение Южной Америки. Описание географического положения Южной Америки

Девиз урока: «То, что добыто самостоятельным трудом, является самым ценным приобретением».

Цель урока: создать условия для активной познавательной деятельности учащихся при изучении географического положения и истории открытия Южной Америки.

Место урока в изучении темы: урок №1 в теме «Южная Америка».

Тип урока: изучения нового материала.

Задачи урока:

  • Образовательные :
    • рассмотреть особенности географического положения материка Южная Америка;
    • сделать выводы о влиянии географического положения материка на его природу;
    • сравнить географическое положение Южной Америки и Африки;
    • познакомиться с историей открытия материка.
  • Развивающие:
    • продолжить формирование умения определять географическое положение материка;
    • развивать навыки работы с контурными картами, атласом;
    • развивать умение анализировать и сравнивать, находить черты сходства и различия.
  • Воспитательные:
    • воспитание любознательности;
    • формирование самостоятельности, умения сотрудничать с другими, оценивать себя;
    • формировать опыт равноправного сотрудничества учителя и учащихся в процессе группового и индивидуального обучения школьников.

Методы обучения: наглядно-иллюстративный,репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.

Методы познания: статистический, анализ, прогноз, сравнительный, картографический, оценки.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование: физическая карта Южной Америки, физическая карта мира, атласы, контурные карты, учебник, портреты исследователей и путешественников, мультимедийная система, компьютерная презентация, справочно – информационный материал по теме «Южная Америка».

Реализация целей урока: формирование образа материка на основе комплексного подхода, работы с разными источниками информации, с ориентацией на развитие у учащихся предметных, информационно-коммуникативных компетентностей.

Здоровье и психосберегающая среда: создание комфортных условий, активных форм изучения учебного материала, смены видов деятельности, соблюдения санитарно – гигиенических требований.

Вывод: так как на западе материка расположены высокие горы, то воздушные массы с Тихого океана не смогут достаточно глубоко проникать на территорию материка, поэтому Атлантический океан будет оказывать большее влияние.

– У западного побережья материка находится холодное Перуанское течение, у восточного побережья – теплые течения: Гвианское и Бразильское и холодное Фолклендское течение.

Вывод: холодные течения у берегов материка будут препятствовать образованию облаков и выпадению осадков, а теплые наоборот будут способствовать этому.

(слайд 28) Определите, как расположен материк Южная Америка относительно других материков. Можете ли вы сказать, будут ли оказывать близлежащие материки и острова влияние на природу Южной Америки.

– Материки Северная и Южная Америка составляют часть света «Америка».

Вывод: материк Северная Америка практически не оказывает влияние на природу Южной Америки, так как миллионы лет развитие природы этих двух материков шло самостоятельно. (Северная Америка была частью Лавразии, а Южная – Гондваны). А вот «холодное дыхание» Антарктиды чувствуется на южной оконечности материка.

Каковы очертания материка? (слайд 29)

Береговая линия материка изрезана слабо. Берега в основном ровные, прямые. На севере вдается в сушу Венесуэльский залив с озером-лагуной Маракайбо. В восточной части заливы в устьях рек.
Самый крупный из них – залив Ла-Плата, представляющий собой затопленное устье (эстуарий) рек Параны и Уругвая.

Информация для эрудитов: Залив Ла-Плата (Приложение 2 )

(слайд 30) Только юго-западное побережье материка изрезано фьордами (узкими, длинными заливами), здесь много мелких заливов, островов, проливов. В окружении, каких островов находится Южная Америка? Найдите их на карте.

Информация для эрудитов: Малые Антильские острова, Фолклендские (Мальвинские) острова, остров Тринидад, Архипелаг Огненная Земля, Галапагосские острова, Магелланов пролив отделяет Южную Америку от о. Огненная Земля. Почему пролив получил такое название?
А в честь кого назван самый широкий пролив мира, отделяющий Южную Америку от Антарктиды?
С Антарктидой Южную Америку разделяет пролив Дрейка.

Информация для эрудитов: пролив Дрейка. (Приложение 2 )

Практическая работа № 11

« Определение сходства и различий географического положения Африки и Южной Америки» (слайд 31).

Цель работы: определить черты сходства и различия физико-географического положения Южной Америки и Африки.

Факторы, определяющие ФГП материка

Южная Америка

Вывод о сходстве и различии ФГП

Отношение к экватору Большая часть материка расположена в южном полушарии Экватор пересекает материк почти посередине Оба материка пересекает экватор, но Африку он пересекает посередине. Большая часть Южной Америки лежит южнее экватора
Отношение к нулевому меридиану Находится в западном полушарии Большая часть материка находится в восточном полушарии. Нулевой меридиан пересекает материк на западе
Отношение к другим материкам На севере граничит с Северной Америкой На севере граничит с Евразией
Отношение к океанам На востоке омывается Атлантическим океаном, на западе – Тихим океаном На западе омывается Атлантическим океаном, на востоке – Индийским океаном Оба материка омываются Атлантическим океаном, но Африку еще омывает Индийский, а Южную Америку – Тихий океан.

Чем вы можете объяснить черты сходства в положении этих двух материков и в очертании их береговой линии? (слайд 32)

(слайд 33) Вывод.

III. Закрепление пройденного материала (слайды 34-35).

Составить синквейн «Южная Америка»
Синквейн четко, лаконично определяет предмет изучения, имеет следующую последовательность:

1-я строка – название синквейна: Материк Южная Америка;
2-я строка – два прилагательных;
3-я строка – три глагола;
4-я строка – фраза на тему синквейна;
5-я строка – существительное.

Например:

  • Южная Америка
  • Влажная, загадочная
  • Влечёт, интригует, завораживает
  • Материк рекордов
  • Колумб

Или Найти ошибки в письме от Незнайки.

«Здравствуйте дорогие семиклассники! Я не могу прийти к вам на урок, но мои письма помогут вам изучить Южную Америку. Южная Америка – самый большой материк на земле, экватор не пересекает Южную Америку, но нулевой меридиан делит ее на северное и южное полушария. Материк омывается водами трех океанов: Атлантическим, Тихим, Индийским. Средиземное море отделяет ее от Северной Америки, а Панамский канал соединяет Тихий океан с Индийским. Пролив Дрейка отделяет Южную Америку от острова Огненная Земля. Но, пока, все. Читайте мои письма и будете знать о Южной Америке все!».

IV. Итоги урока (слайд 36)

V. Домашнее задание (слайд 37): параграф 31, составить синквейн «Южная Америка» или кроссворд «Географическое положение и история открытия материка».

VI. Рефлексия (слайд 38)

Ребята, перед вами лежат разноцветные зерна кофе. Выберите тот цвет зерен, который в полной мере отражает ваше восприятие нашего сегодняшнего урока.

(слайд 39) Каждый человек рожден мечтателем и путешественником. Читая приключенческие книги, мы стремимся ступить ногой на неизвестный, но манящий тайнами берег. Мир дальних стран зовет за собой. Однако в реальной жизни не каждому удается стать участником открытий, и тогда их сердца с грустью отзываются на трогательные строки Р. Рождественского:

Я жалею о том, что не видел лица всей земли,
Всех ее океанов, вершин ледяных и закатов.
Только парус мечты вел по свету мои корабли,
Только в стеклах витрин я встречал альбатросов и скатов.
Я не слышал, как в Лондоне час отбивает Биг Бен,
Я не видел, как звезды сползают к фиордам все ниже,
Как кипит за кормой горький снег атлантических пен
И в начале весны голубеют фиалки в Париже. (слайд 40)

Список используемой литературы (слайд 42):

  1. Крылова О.В. «Уроки географии 7 класс». М.: Просвещение, 1990 г.
  2. Баринова И.И. «Современный урок географии. Методические разработки уроков для 7 класса: Материки и океаны», М., «Школьная Пресса», 2003г.
  3. Бенькович Т. М., Бенькович Д. Л. Опорные конспекты в обучении географии: 7 кл.: Кн. Для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1995.
  4. Перепечева Н.Н. «Нестандартные уроки географии 6-7 классы», Волгоград, «Учитель», 2004г.
  5. Галеева Н. Л., Мельничук Н.Л. «Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках географии», М.: «5 за знания», 2006г.

Географическое положение

Основная часть Южной Америки расположена в экваториальных и тропических широтах. Весь материк Южная Америка лежит в Западном, Южном и Северном полушариях и почти полностью обособлен океанами от других континентов. С запада он омывается Тихим океаном, с севера и востока - Атлантическим. На севере Южная Америка отделена от Северной Америки Панамским каналом , на юге от Антарктиды - проливом Дрейка . Берега материка изрезаны очень слабо. Доля островов составляет всего лишь 1 % от общей территории материка. Исключением являются югозапад и крайний юг материка, где вдоль Рис. 82. Х. Колумб Рис. 83. А. Гумбольд побережья тянутся несколько крупных материковых островов, среди которых наиболее крупный Огненная Земля и сотни более мелких. Побережье этой части изрезано заливами.

Из истории исследования Южной Америки

Материк был открыт Христофором Колумбом, который в 1492 г. отправился из Европы на поиски морского пути в Индию (рис. 82). Но название он получил в честь другого мореплавателя - итальянского купца Америго Веспуччи. В начале XVI в. во время плаваний к берегам материка Америго Веспуччи пришел к мысли, что земля, открытая Колумбом, вовсе не Азия (Индия), а неизвестная обширная суша, т. е. «Новый Свет». Открытые земли назвали Земля Америго. Не совсем справедливое название трансформировалось в Америку. Экспедиция Фернана Магеллана исследовала юго-восточную часть Южной Америки, открыла пролив между Атлантическим и Тихим океанами (Магелланов пролив ), остров Огненная Земля.

Большой вклад в изучение Южной Америки на рубеже XVIII-XIX вв. внес известный немецкий географ и путешественник Александр Гумбольдт (рис. 83).

Рис. 82. Х. Колумб Рис. 83. А. Гумбольд

Он собрал и обобщил большой географический материал об особенностях природы южноамериканского континента.

А. Гумбольдт составил мировую карту распределения температуры и впервые применил метод изотерм. Он создал учение о географии растений, о системе высотной поясности, использовал метод географического сравнения: сравнивал океаны, полушария, материки, течения, окраины материков. Им была составлена карта бассейна Ориноко, собран гербарий из 12 тыс. растений и создан научный труд в 30 томах. Его «Путешествие в равноденственные области Нового Света» назвали «вторым открытием Америки».

В XIX в. наши земляки И. Домейко и К. Ельский в течение длительного времени исследовали Южную Америку. В Сантьяго, столице Чили, установлен памятник уроженцу Гродненской области национальному герою Чили Игнату. Длительное время И. Домейко был ректором университета в Сантьяго. Его имя носят горный хребет (Кордильера Домейко), малая планета, местечко в Чили на высоте 975 метров над уровнем моря, порт на самом берегу Тихого океана, улицы и площади.

Рис. 84. И. Домейко Рис. 85. Н.И. Вавилов

Южную Америку изучал также молодой ученый Константин Ельский.

Он посетил малоизученные и труднопроходимые районы Эквадора, Перу, Чили, Боливии, Бразилии, Аргентины, открыл и описал новые виды животных. В историю К. Ельский вошел как исследователь фауны в Гвиане.

В отличие от И. Домейко, ставшего в те же годы национальным героем Чили, К. Ельский не смог из-за болезни обобщить свои открытия.

Русский ученый Н. И. Вавилов во время экспедиции на материк в начале 30-х гг. ХХ в. посетил Гватемалу, Гондурас (Британский), Эквадор, Перу, Чили, Боливию, Бразилию и Аргентину, где провел ценные биогеографические исследования (рис. 85). Н. И. Вавилов создал учение о центрах происхождения культурных растений.

Список литературы

1. География 8 класс. Учебное пособие для 8 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения /Под редакцией профессора П. С. Лопуха - Минск «Народная асвета» 2014

Каждый материк обладает особенной характеристикой, что значительным образом отличает его от других. О Южной Америке можно говорить, как о материке природных феноменов.

Посмотрев на карту мира, вы сможете увидеть, что Америка состоит из двух больших материков и, таким образом, образует единую часть света.

Между собой два материка (Северная и Южная Америка) соединены длинным Панамским перешейком, в одной из частей которого был проложен Панамский канал.

Общая характеристика

Площадь Южной Америки составляет 18 млн. км2, материк полностью расположен в Западном полушарии.

Материк Южной Америки вытягивается с севера на юг на около 7 тысяч километров, а с запада на восток – на около 5 тысяч. Он сужается к южной оконечности.

Крайней южной точкой материка считают мыс Фроуорд, северной – мыс Гальинас, крайней восточной точкой является мыс Кабу-Бранку, а западной – мыс Париньяс.

Но материки Америки не всегда были связаны между собой – когда они были разделены, их развитие происходило независимо друг от друга.

Южную Америку пересекает экватор , и 10 % ее территории расположено в северном полушарии. Таким образом, большая часть материка находится в южном полушарии.

Так как через ее территорию проходит южный тропик, то это определяет наличие определенных поясов – тропического, экваториального и субэкваториального. А южная часть материка принадлежит к умеренному и субтропическому поясу.

О Южной Америке можно говорить, как о влажном материке . Южная часть материка сужена, а северная и центральная – расширены. В южной части преобладает тропический пояс, что приводит к выпадению большого количества осадков.

Значительное влияние на природные условия материка оказывает Атлантический океан, который омывает восточную территорию. По причине того, что на этой территории находятся равнины, влажные воздушные массы без препятствий проникают в Южную Америку.

А теплое Карибское море , единственное в Южной Америке, омывает северный берег. Бразильское и Гвианское течения тоже способствуют увеличению влажности на материке. Известные заливы Южной Америки: Сан-Хорке, Ла-Плата, Байя-Гранде и Сан-Матиас, но ни один из них нельзя назвать крупным.

Влияние Тихого океана приходится на южное и западное побережье материка. Но его нельзя назвать значительным, так как оно ограничено горной системой Анд . Для этой части материка характерны холодные океанические течения (например, Перуанское течение).

А крайняя южная полоса материка отделена от Антарктиды проливом Дрейка, и, несмотря на это, влияние природных условий этого материка на природу этой части Южной Америки довольно заметное.

План описания географического положения Южной Америки 1) Как расположен материк относительно экватора, тропиков (полярных кругов) и нулевого меридиана 2) крайние точки материка, их координаты и протяжённость материка в градусах и километрах с севера на юг и с запада на восток 3) В каких климатических поясах расположен материк 4) Какие океаны омывают материк 5) Как расположен материк относительно других материков

План описания географического положения Южной Америки
1) Как расположен материк относительно экватора, тропиков (полярных кругов) и нулевого меридиана
2) крайние точки материка, их координаты и протяжённость материка в градусах и километрах с севера на юг и с запада на восток
3) В каких климатических поясах расположен материк
4) Какие океаны омывают материк
5) Как расположен материк относительно других материков

  • 1. ЮжнуюАмерику в северной части пересекает экватор, который определяет е положение,как в северном, так и в южном полушарии, причм большая часть материкарасположена в южном полушарии. Южный тропик пересекает Южную Америку почтипосередине. Северный полярный круг от Южной Америки расположен на расстоянии5994 км, южный полярный круг на расстоянии 1110 км. От начального меридианаЮжная Америка расположена на западе, что определяет е положение в западномполушарии.Крайние точки материка имеют следующие координаты:
    Крайняясеверная мыс Гальинас 12 с. ш. 71 з. д.
    Крайняя восточная мыс Кабу-Бранку 7 ю. ш. 34 з. д.
    Крайняя южнаяматериковая мыс Фроуард 53ю. ш. 71 з. д.
    Крайняяюжная островная Диего-Рамирес 56 ю. ш. 68з. д.
    Крайняязападная мыс Париньяс 4 ю. ш. 81 з. д.

    Протяженность с севера на юг по меридиану 70з.д в градусах и километрах:


    а)находим географическую широту точек, где 70-й меридиан пересекает материк ЮжнуюАмерику, отсюда: 12с.ш + 55ю.ш = 67(протяжнность Южной Америки с севера на юг в градусах)

    б)находим протяжнность в километрах известно, что 1 дуги меридианаравен 111 км, отсюда: 67 х 111 = 7437 км (протяженность Южной Америки с северана юг)

    Протяженность с запада на востокпо параллели 10 ю.ш в градусах и километрах:
    а)находим географическую долготу точек, где 10-я параллель пересекает материкЮжную Америку, отсюда: 78з.д- 34з.д =43 (протяжнность Южной Америки с запада навосток в градусах)


    б)находим протяжнность в километрах известно, что 1 дуги параллели равен109,6 км, отсюда: 43 х 109,6 =4712,8 км(протяженность Южной Америки с запада на восток)

    3. Южная Америка расположена в экваториальном, субэкваториальном, тропическом, субтропическом и умеренном климатических поясах

    4. ЮжнаяАмерика на западе омывается водами Тихого океана, на севере и востоке водамиАтлантического океана.

Южная Америка — южный континент в Америке, расположенный в основном в Западном и Южном полушариях Земли, частично — в Северном полушарии. Омывается водами двух океанов: Тихого и Атлантического, а также Карибским морем, которое является естественным рубежом между двумя Америками.

Характеристика Южной Америки

Протяжённость материка Южная Америка составляет 7350 км. с севера на юг и 5180 км. с запада на восток.

Крайние точки:

  • северная — Мыс Гальинас;
  • южная (материковая) — мыс Фроунард;
  • южная (островная) — Диего-Рамирес;
  • западная — мыс Париньяс;
  • восточная — мыс Кабу-Бранку.

Слово «Америка» в названии этого континента впервые применил Мартин Вальдземюллер, нанеся на свою карту латинский вариант имени Америго Веспуччи, который, в свою очередь, впервые предположил, что открытые Христофором Колумбом земли не имеют отношения к Индии, а являются Новым Светом, прежде европейцам неизвестным.

Рис. 1.Виды Южной Америки

Краткое описание Южной Америки

Рельеф

По характеру рельефа Южную Америку можно разделить на Горный Запад и Равнинный Восток.

Средняя высота материка — 580 метров над уровнем моря. Вдоль всего западного края тянется горная система Анд.На севере материка возвышается Гвианское плоскогорье, на востоке — Бразильское, между которыми находится Амазонская низменность. К востоку от Анд в предгорных прогибах лежат низменности.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Геологически совсем недавно Анды были ареной активной вулканической деятельности, которая и в современную эпоху продолжается на нескольких участках.

Рис. 2. Гвианское плоскогорье

Климат

В Южной Америке 6 климатических поясов:

  • Субэкваториальный пояс (встречается 2 раза);
  • Экваториальный пояс;
  • Тропический пояс;
  • Субтропический пояс;
  • Умеренный пояс.

На большей части Южной Америки климат субэкваториальный и тропический, с хорошо выраженными сухими и влажным сезонами; на Амазонской низменности — экваториальный, постоянно влажный, в южных регионах— субтропический и умеренный. На равнинах северной части Южной Америки, вплоть до Южного тропика, температура круглый год составляет 20-28 °С, южнее в январе (летом) она снижается до 10 °С. В июле, то есть зимой, среднемесячные температуры опускаются на Бразильском плоскогорье до 10-16 °С, на плато Патагонии — до 0 °С и ниже. В Андах температура с высотой заметно снижается; в высокогорье она не превышает 10 °С, а зимой здесь нередки морозы.

Наиболее увлажнены наветренные склоны Анд в Колумбии и южных районах Чили — 5-10 тыс. мм осадков в год.

В южной части Анд и на отдельных вулканических вершинах севернее встречаются ледники.

Южная Америка — самый влажный материк Земли.

Рис. 3 Южная Америка. Вид из космоса

Страны материка Южная Америка

На континенте расположено 15 стран и территорий:

  • Аргентина;
  • Боливия;
  • Бразилия
  • Венесуэла;
  • Гайана;
  • Колумбия;
  • Парагвай;
  • Перу;
  • Суринам;
  • Уругвай;
  • Фолклендские острова (принадлежат Великобритании, оспаривается Аргентиной);
  • Гвиана (принадлежит Франции);
  • Чили;
  • Эквадор;
  • Южная Георгия и южные Сандвичевы острова (принадлежат Великобритании).

Наиболее распространенными языками Южной Америки являются португальский и испанский. На португальском языке говорит Бразилия, население которой составляет около 50 % населения этого континента. Испанский язык является официальным языком большинства стран этого континента. Также в Южной Америке изъясняются и на других языках: в Суринаме говорят по-голландски, в Гайане — по-английски, а во Французской Гвиане — соответственно по-французски.

Что мы узнали?

Тема “Южная Америка” изучается на уроках географии в 7 классе. Из данной статьи мы узнали, в каком полушарии находится Южная Америка, чем омывается, на каком материке расположена Бразилия, а также узнали и другую полезную информацию: о рельефе, климате и странах этого континента. Мы узнали, что Южная Америка – это самый влажный материк планеты и что в нем расположено 6 климатических поясов. Благодаря этой статье вы без труда сможете составить краткое сообщение с описанием континента или подготовить доклад к уроку.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.3 . Всего получено оценок: 936.