"географ" вермеера приедет в эрмитаж. Блог татьяны княжицкой

Выставка «Ян Вермеер. Географ. Из музея Штедель, Франкфурт-на-Майне» открывается 27 августа. Событие воистину эпохальное: один из трех подписанных шедевров гения надолго задержится в Санкт-Петербурге. К тому же «Географ» — работа более чем примечательная…

До 20 ноября 2016 года можно будет любоваться знаменитой картиной кисти Йоханнеса (Яна) Вермеера (1632−1675), одного из самых известных и вместе с тем загадочных мастеров Золотого века голландского искусства. В мире известно не более тридцати пяти его работ (по другим данным — 37). Нынешняя выставка — настоящая жемчужина цикла «Шедевры музеев мира в Эрмитаже».

Примечательно, что картина Вермеера разместится в Зале школы Рембрандта Государственного Эрмитажа: исследователи отмечают сходство композиций «Географа» и одной из гравюр Рембрандта.

«Географ» — одна из трех подписанных работ Вермеера, поэтому она имеет особый статус, вместе с парной ей работой «Астроном», и еще одной картиной, «Сводница».

1660-е, 53×46 см

Работы были созданы за 6−7 лет до смерти художника. На картинах «Географ» и «Астроном», с некоторыми отличиями, изображена одна и та же комната. Узнаваемы и описаны исследователями многие детали интерьера — к примеру, глобусы, изготовленные в мастерской Йодокуса Хондиса. Висящая на стене карта видна лишь отчасти, но она нарисована настолько точно, что удалось распознать в ней известную морскую карту нидерландского картографа Яна Виллема Блау.

Левенгук или «кто угодно»?

Возможно, две картины — портреты натуралиста и основоположника научной микроскопии Антони ван Левенгука. Он был современником Вермеера, также уроженцем Дельфта, и во время создания работ ему было 35 — 36 лет. В 1669 г. Левенгук был муниципальным контролером качества поступаемого в Дельфт вина, получил должность геодезиста (землемера).

Хотя подлинных документов и свидетельств об их тесной дружбе не сохранилось, именно Левенгук был назначен душеприказчиком Вермеера. Среди противников той версии — знатоки искусства, которые, вспоминая поздний портрет ученого кисти Яна Верколье (1686 г.), отмечают то, что, мол,нос у Левенгука был толстоват — вовсе не похоже на изображенного на картине Вермеера ученого.

Еще одно предположение о личности героя картины - то, что Вермеер мог создать портрет Иоханеса де Веерта, картографа,жившего тогда в Делфте. Тот тоже был известен в городе — читал лекции в школах и проводил занятия в церкви. И,разумеется, в ходу и другое распространенное мнение. Образ на картине — аллегорический, так что прототипом героя картины мог быть буквально кто угодно, да хоть сосед Вермеера!

27 апреля 1713 года обе картины были проданы с аукциона в Роттердаме Адрианом Паетсом, членом городского совета Амстердама и меценатом. Неизвестный покупатель заплатил за них 300 флоринов за картины, которые значительно позже обрели те названия, под которыми они нам известны сегодня. «Географ» был приобретен музеем Штедель в 1885 г., и в Санкт-Петербург шедевр прибудет прямо оттуда.

Середина 17-го столетия - это новый этап в развитии голландской живописи. Бытовой жанр в это время обогащается новыми художественными возможностями, расширяет свои формальные границы. Творчество некоторых художников бытового жанра достигает высот философских обобщений. Вместе с тем бытовой жанр совершенствует достижения предыдущего периода. Особенно этот процесс воплотился в искусстве Яна Вермеера.

Вермеер - одна из наиболее загадочных фигур всего голландского искусства 17-го столетия. Этот художник при жизни был известным мастером, но совершенно забытым уже на рубеже 18-го века. Его называли при жизни "Делфтским сфинксом", и он был очень популярен. Вермеер признан великим живописцем, его имя стали упоминать наравне с Рембрандтом и Хальсом.

Тем не менее знаем мы об этом художнике очень мало. Известно, что он родился в Дельфте в семье торговца картинами. В 1653 году он вступил в живописную гильдию св.Луки, где его несколько раз выбирали деканом. По всей вероятности, Вермеер всю жизнь прожил в Дельфте; известна лишь его одна поездка в Гаагу в 1672 году, где он выступил в роли эксперта при покупке итальянских картин.

Судя по всему, Вермеер был обеспеченным человеком. Он владел несколькими домами, а также имел дело по торговле картинами, составлявшее основной заработок художника. Живописью он занимался "для себя". Художник написал не более сорока живописных полотен (известно, что работал он очень медленно).

О личности самого художника больше всего сведений, пожалуй, можно подчерпнуть непосредственно из его картин. Ранние произведения Вермеера имеют явную ориентацию на искусство итальянского Возрождения. Но он старается глубже вникнуть в суть итальянского искусства, обращает внимание на психологическую сторону сюжета в картине. Творческой зрелости достигает он рано. Уже после своего двадцатипятилетия художник окончательно предпочитает бытовой жанр в живописи.

Художник углубляется в открывающуюся перед его взором человеческую жизнь. Образы в его произведениях часто очень похожи и как бы переходят из картины в картину. Их образы обладают особой самопогруженностью, внутренней независимостью.

Вермеер умел оживить каждую деталь интерьера, из безмолвного предмета превратить ее в источник чувств и мыслей. Эти детали он наделял особым светом, заставляет их сверкать и переливаться, вызывая ощущение необычности. Особый тип интерьера, созданный Вермеером, - бытовые сцены с двумя-тремя фигурами. При этом он добивается ощущения гармонии. уравновешенности. Ему нравится радостное и спокойное человеческое бытие. Он сознательно упрощает сюжет, рассаживает своих героев в спокойных, задувчивых позах. Он как бы останавливает время, чтобы дать себе возможность узнать и познать неуловимую гармонию мира.

К сожалению, Вермеер создал всего два пейзажа, изобразив свой родной Дельфт, родные улочки.

И все же Вермеер - это признанный мастер бытового жанра. В его интимных сюжетах действие всегда происходит в комнате, куда через окно падает мягкий свет, заставляя сверкать нитку жемчуга, светлый локон или шляпку гвоздя в спинке стула. Излюбленные цвета Вермеера - небесно-голубой, лимонно-желтый и белый.

Ян Вермеер Делфтский

Вермеер Делфтский (Vermeer van Delft) Ян (1632–1675), голландский живописец, крупнейший мастер нидерландской жанровой и пейзажной живописи. Дата рождения художника неизвестна, однако по сохранившейся записи о его крещении в Новой церкви Делфта (крещен 31 октября 1632) можно предположить, что будущий великий нидерландский художник родился в конце октября. Работал Вермеер в Делфте, как художник, вероятно, сложился под влиянием трагически погибшего при взрыве порохового склада талантливого мастера Карела Фабрициуса. Существует версия, что молодой Вермеер мог обучаться у «итальяниста» Леонарта Бреймера, с которым его семья поддерживала достаточно близкие отношения. Достоверно известно, что 29 декабря 1653 года начинающего художника приняли свободным мастером в делфтскую гильдию Святого Луки, объединявшую живописцев всех жанров, мастеров стекольных и фаянсовых дел, ювелиров и торговцев картинами. Ранние картины Вермеера отмечены тягой к монументальности и возвышенности образов, и, кроме того, свидетельствуют о влиянии итальянского барокко (“Христос у Марфы и Марии”, Национальная галерея, Эдинбург; «Диана и нимфы», Маурицхейс, Гаага, 1653-1655).
В крупнофигурном полотне “У сводни”, ярко жизненной композиции, полной молодого задора и полнокровной чувственности, элементы тонального колорита смело сочетаются с крупными звучными пятнами чистого цвета. Безусловно сильное влияние на творчество Вермеера оказало искусство голландского мастера жанровой живописи Питера де Хооха, проживавшего в Делфте с 1652 по 1662 годы. Стиль этого живописца в дальнейшем нашел развитие в картинах Вермеера. 20 апреля 1653 года Ян Вермеер женился на Катарине Болнес, дочери преуспевающего владельца кирпичной фабрики в окрестностях города Делфта. Кальвинистское вероисповедание художника первоначально вызывало недовольство в католической семье Болнес, однако впоследствии взаимоотношения значительно улучшились. Нет достоверных сведений, что Вермеер стал католиком, приняв вероисповедание своей жены Катарины, но известно, что своих детей художник воспитывал в религии их матери.

"Девушка с жемчужной сережкой"
1660-е, Маурицхейс, Гаага

"У сводни"
1656, Картинная галерея, Дрезден

"Диана и нимфы"
1650-е, Маурицхейс, Гаага

"Уснувшая девушка" 1657
Музей Метрополитен, Нью-Йорк

"Вид города Делфта" 1658-1660
Маурицхейс, Гаага

"Улочка Делфта" 1658
Рейксмузеум, Амстердам

Классическая ясность, естественность и живая выразительность композиции, легкая вибрация света и воздуха, светонасыщенность звучного цвета, богатая игра оттенков и скользящих рефлексов, красочность бликов одухотворяют мир людей и предметов, сообщают им внутреннюю значительность. В конце 1650-х годов Вермеер создал два шедевра пейзажной живописи: лирически проникновенную, тонкую по исполнению картину “Улочка” (Государственный музей, Амстердам) и сияющий свежими, чистыми, мягкими красками “Вид города Делфта” (Маурицхёйс, Гаага). В 1660-е годы творчество Вермеера становится более созерцательным и изысканным, живопись – более холодной, матово-эмалевой, выдержанной в жемчужной гамме с яркими пятнами лимонно-желтых и голубовато-синих тонов (“Девушка с жемчужной сережкой”, Маурицхейс, Гаага).

"Бокал вина" 1661

Со второй половины 1650-х годов Вермеер писал небольшие картины с одной или несколькими фигурам в залитом серебристым светом интерьере городского дома (“Девушка с письмом”, Картинная галерея, Дрезден; “Служанка с кувшином молока”, Государственный музей, Амстердам), уделяя внимание не столько сюжетно обоснованному действию, сколько общему лирическому настрою сцены, душевному состоянию персонажей. Тщательная, любовная выписанность деталей воссоздающая фактурное богатство предметного мира, тонкое использование естественного освещения, как бы преображающего интерьер, раскрывают поэзию повседневного домашнего бытия, органическое единство человека и окружающей его среды.

"Дама в голубом, читающая письмо" 1663

В 1662-1663 и 1670-1671 годах Ян Вермеер занимал должность декана гильдии Святого Луки в Делфте и успешно руководил ее деятельностью. Должность декана гильдии живописцев и прочих мастеров, связанных с искусством, считалась очень почетной и это свидетельствует об авторитете Яна Вермеера в Делфте, как художника и знатока искусств. За полотна Яна Вермеера еще при жизни художника предлагали достаточно крупные суммы, хотя в основном делфтский живописец писал картины для своих заказчиков-меценатов. Главными покровителями Вермеера и почитателями его искусства были владелец типографской мастерской Якоб Диссиус, пекарь Хендрик ван Бейтен и богатый бюргер Питер ван Рюйвен.

"Дама у вирджинала и кавалер" 1662-1665

"Дама и ее служанка" 1667

"Девушка с кувшином воды" 1662

"Искусство живописи" 1666-67

"Женщина, занятая весами" 1663

"Девушка, пишущая письмо" 1665

"Девушка, примеряющая ожерелье" 1662-1664

"Концерт " 1665

"Любовное послание" 1665

"Ответное послание" 1667

"Офицер и веселая девушка" 1657

"Портрет девушки в красном уборе" 1668

"Служанка с кувшином молока" 1660

"Святая Пракседа" 1655

"Дама и два кавалера" 1659

"Девушка, читающая письмо у окна" 1657

В конце 1660-х годов художник стал часто изображать богато обставленные комнаты, в которых дамы и кавалеры музицируют, ведут галантные беседы (“Любовное письмо”, Рейксмузеум, Амстердам, и др.). Особым обаянием обладают созданные в этот период образы людей труда, искусства, науки, передающие самоуглубленность человека в минуты творчества (“Кружевница” и “Астроном”, обе картины в музее Лувра, Париж; “Географ”, Штеделевский художественный институт, Франкфурт). Многие из жанровых сцен Вермеера суть обобщенные жанровые портреты. Их лиризм настолько убедителен, что они кажутся олицетворениями женственности как таковой, воплощениями души, как бы тоскующей на темном, ночном фоне в “Девушке с жемчужиной”, либо, напротив, пытливого разума - в поздних картинах “Географ” и “Астроном”.

"Географ" 1668-69

"Астроном" 1668-69

"Кружевница" 1669-70

"Дама у спинета" 1670-1672

"Аллегория веры" 1670–1672

"Дама у вирджинала" 1670–1672

"Молодая женщина с гитарой" 1671–1672

В последние годы жизни Вермеера его финансовое положение сильно ухудшилось в связи с начавшейся в 1672 году франко-голландской войной. Спрос на картины резко упал, живописец вынужден был брать ссуды, чтобы прокормить одиннадцать детей и других членов семьи. Тяжелое материальное положение, вероятно, ускорило приближение смерти. Неизвестно, что произошло, острое заболевание, или неизбежная депрессия в связи с постоянными финансовыми проблемами, которая подтачивала здоровье художника последние несколько лет, но похоронили Вермеера 15 декабря 1675 года в семейном склепе в Делфте. Ярко индивидуальное искусство Вермеера после его смерти не было оценено современниками и надолго забылось. Интерес к нему возродился лишь в XIX веке, благодаря деятельности художественного критика и историка искусства Этьена Теофиля Торе, который «открыл» Вермеера для широкой публики в 1866 году.

При подготовке описаний ряда картин художника (“Астроном”, “Географ” и некоторых других) использована часть текстовых материалов прекрасного сайта, посвященного жизни и творчеству Яна Вермеера Делфтского http://irinaepifan.narod.ru/ . Выражаем автору сайта Ирине Епифановой свою благодарность.

It has been organized by the State Hermitage and the Städelsches Kunstinstitut (Frankfurt am Main).

Two works by the same artist have already featured in the series: in 2001 Lady in Blue Reading a Letter (1662–64) and in 2011 The Love Letter (1669–70), both from the collection of the Rijksmuseum (Amsterdam, Netherlands).

Johannes Vermeer (1632–1675) is one of the best known artists of Holland’s Golden Age. His refined painting technique, experiments with optics and perspective, unique way of conveying light and the poetic character of his images remain unsurpassed in their originality and the power of their impact on the viewer.

Vermeer’s life and work are connected with the city of Delft. To this day many mysteries remain in the artist’s biography. For example, it has still not been established from whom Vermeer learnt to paint. Scholars suggest that his teacher may have been the brilliant Delft-based painter Carel Fabritius (1622–1654), who died young.

Vermeer painted The Geographer in 1669. It is a fairly small “cabinet picture” that the artist signed twice. Compared to the two works previously exhibited in the Hermitage, it reflects a different aspect of Vermeer’s repertoire of subject matter.

In the interior of a study illuminated by daylight entering through a window he presents us with a young man dressed in a homely manner. With one hand resting on the desk and a pair of dividers in the other, he has lifted his gaze for a moment from the books and papers lying before him to ponder some kind of decision. The character of the objects surrounding the personage and the nature of the setting testify to his intellectual pursuits. The woven cover with a plant pattern casually pushed to the edge of the table, leaves room for the rolled-up leaves and a large white sheet of paper. Some more sheets, perhaps bearing calculations, lie unheeded on the floor. The notched rod that can just about be made out in the upper part of the window is, in the opinion of some scholars, part of an astronomical instrument known as a “Jacob’s staff”.

The young man’s relaxed pose, full of a sense of immediacy, and his elusive gaze that is not fixed on a specific object convey the fleeting nature of the situation. The fine play of light reflexes on the textured surface of the cloth, the glowing white expanse of paper on the desk, the soft shadow on the wall and the accents on the personage’s clothing have been painted with exceptional delicacy and come together to create a whole of rare harmony. There is something metaphysical about this scene devoid of overt action, a glimpse seems to have been snatched from the flow of life in a way reminiscent of a still from a movie.

The geographical map and globe that feature in the composition provided grounds for identifying the personage in the painting as a geographer.

From 1713 right up to the end of the 18th century, in every collection The Geographer went together with another closely related work by Vermeer, which may have been a companion piece: The Astronomer (1668), now in the Louvre, Paris.

In creating The Geographer and The Astronomer, the artist intended more than simply the image of a scholar engaged in science, envisaging a broader philosophical aspect. The globe as a symbol of the universe and of the associated idea of the finite nature of earthly existence was a favourite motif in 17th-century paintings. A terrestrial or celestial globe features in many commissioned portraits, in genre scenes and in Dutch still lifes. It plays an important role in the works of Rembrandt and his school. One of the unsolved questions about The Geographer is whom Vermeer actually depicted in this painting. According to some hypotheses, the man who commissioned and served as the model for The Geographer and The Astronomer may have been a celebrated contemporary of Vermeer, the naturalist who later became famous for the invention of the microscope – Anton van Leeuwenhoek (1632–1723), who in 1676 was appointed guardian of the artist’s heirs.

When speaking of the history of this remarkable picture, which over the course of the centuries changed hands on multiple occasions and spent time in several European countries, mention must be made of one intriguing, albeit brief “Russian” episode. The memory of it is preserved by an oval stamp inscribed GALERIE DE SAN DONATO on the back of the canvas, and a half-erased mark made with sealing-wax on the stretcher. Also attached to the back of the painting is a sheet of paper carrying a detailed list of the collections through which it passed between 1713 and 1872. Around 1877, The Geographer was bought in Paris by the Russian businessman and art patron Pavel Pavlovich Demidov (1839–1885). After inheriting the famous Villa San Donato outside Florence from his uncle, he settled in Italy. There the connoisseur enlarged through his own purchases the art collections assembled by several generations of Demidovs. Soon, though, as early as 1880, Pavel Pavlovich decided to sell the villa and its treasures and to move to a new estate, Pratolino. On 15 March 1880, a tremendous auction began at San Donato that went on for several days. The Vermeer was Lot 1124 in the auction catalogue.

The present exhibition has been prepared by the Department of Western European Art. The curator and author of the exhibition concept is Irina Alexeyevna Sokolova, Doctor of Culturology, Keeper of Dutch Painting and Chief Researcher in the Department of Western European Art.

A scholarly publication in Russian, Johannes Vermeer: The Geographer (State Hermitage Publishing House, 2016) has been produced for the exhibition. The text is by Irina Sokolova.