Генрик ибсен. Генрик ибсен - биография, информация, личная жизнь Генрик ибсен произведения

Генрик Ибсен - норвежский драматург, публицист, один из основателей национального норвежского театра, а также европейской новой драмы - появился на свет в Южной Норвегии, небольшом городке Скиен, расположенном на берегу Христиании, 20 марта 1828 г. Был потомком знатной и состоятельной семьи датского происхождения.

Когда Генрику было 8 лет, его отец, занимавшийся коммерцией, обанкротился, и столкновение с лишениями и человеческой жестокостью наложило огромный отпечаток на дальнейшую биографию, в том числе творческую. В школьные годы он писал прекрасные сочинения, имел склонность к живописи, однако вынужден был сделать выбор в пользу профессии, гарантировавшей более стабильные и весомые доходы.

Пятнадцатилетним подростком Генрик Ибсен покидает родной Скиен, приезжает в небольшой городок Гримштадт, устраивается к аптекарю учеником. Все 5 лет, которые работал в аптеке, он мечтал получить высшее образование. Жизнь в этом заштатном городке, где вольнодумство и увлеченность революционными идеями настроили против него общественность , вконец опротивела ему, и он уехал в Христианию.

К этому периоду жизни относится написание первых стихов и драмы «Катилина» (1850), не имевших успеха. Не принесли известности и несколько поэм и драматическая сатира, которую Ибсен напечатал в еженедельнике, основанном им же самим вместе с приятелями. Его новый знакомый, Ола-Булем, основатель народного театра в Бергене, пригласил его туда работать режиссером и директором. Бергенский период биографии был отмечен написанием пьес, основанных на скандинавском фольклоре. Поставленная на сцене местного театра пьеса «Пир в Сульгхауге» (1856) прославила Генрика Ибсена на всю страну.

В 1857 г. состоялся его переезд в Христианию, где он тоже работал директором театра вплоть до 1862 г. В 1858 г. драматург удачно женится, его семейная жизнь всегда была очень благополучной. Выхлопотав себе в 1864 г. писательскую пенсию, разочаровавшись в националистических идеях, стремясь найти новые художественные формы взамен ограничивающих его прежних схем и шаблонов, Генрик Ибсен уезжает за границу: сначала в Рим, затем в Триест, Дрезден, Мюнхен - всего за пределами родной Норвегии писатель провел четверть века. Европейскую славу ему принесли драматическая поэма «Бранд» (1866) и философско-символическая драма «Пер Гюнт» (1867).

Пьесы «Столпы общества» (1877), «Кукольный дом» («Нора», 1879), «Привидения» (1881), «Враг народа» (1882) делают Генрика Ибсена драматургом мирового уровня. Все эти произведения роднит остросоциальное отображение действительности. Однако уже в середине 80-ых социальный накал становится менее выраженным, сочинения становятся все более символичными и психологичными. Пьесы Ибсена победоносно шагали по сценам театров в самых разных уголках земного шара. В 1897 г. в Германии был создан странствующий театр, в котором играли только его произведения. Затяжное тяжелое заболевание подорвало его силы, 23 мая 1906 г. драматург скончался в Христиании.

Норвежская литература

Генрик Юхан Ибсен

Биография

ИБСЕН, ГЕНРИК ЮХАН (Ibsen, Henrik Johan) (1828−1906) - норвежский драматург и театральный деятель, один из известнейших классиков западноевропейского театра 19 в.

Жизнь и творчество Ибсена полны самых удивительных противоречий. Так, будучи страстным апологетом национального освобождения и возрождения национальной культуры Норвегии, он тем не менее, провел двадцать семь лет в добровольном изгнании в Италии и Германии. Увлеченно изучая национальный фольклор, он в своих пьесах последовательно разрушает романтический ореол народных саг. Сюжетная структура его пьес выстроена настолько жестко, что порой граничит с тенденциозностью, однако в них действуют отнюдь не схематичные, а живые и многогранные герои. Подспудный нравственный релятивизм Ибсена в сочетании с «железной» и даже тенденциозной логикой развития сюжета позволяет трактовать его пьесы чрезвычайно многообразно. Так, Ибсен признан драматургом реалистического направления, однако символисты считают его одним из важнейших основоположников своего эстетического течения. При этом его порой называли «Фрейдом в драматургии». Исполинская сила таланта позволила ему органично сочетать в своем творчестве самые разнообразные, даже полярные, - темы, идеи, проблематику, средства художественного выражения. Родился 20 марта 1828 в небольшом норвежском городе Шиене в зажиточной семье, однако в 1837 его отец разорился и положение семьи переменилось. Резкий переход в социальные низы стал тяжелой психологической травмой для мальчика, и это так или иначе отразилось в его дальнейшем творчестве. Уже с 15 лет был вынужден начать зарабатывать себе на жизнь - в 1843 у.е.хал в крохотный городишко Гримстад, где устроился на работу учеником аптекаря. Практически нищенская жизнь социального изгоя заставила Ибсена искать самореализации в иной области: он пишет стихи, сатирические эпиграммы на добропорядочных буржуа Гримстада, рисует карикатуры. Это приносит свои плоды: к 1847 он становится весьма популярным среди радикально настроенной молодежи городка. Огромное впечатление на него произвели революционные события 1848, охватившие значительную часть Западной Европы. Ибсен дополняет свое поэтическое творчество политической лирикой, а также пишет первую пьесу Катилина (1849), проникнутую тираноборческими мотивами. Пьеса не пользовалась успехом, однако укрепила его в решении заниматься литературой, искусством и политикой. В 1850 у.е.зжает в Христианию (с 1924 - Осло). Его цель - поступление в университет, однако молодого человека захватывает политическая жизнь столицы. Он преподает в воскресной школе рабочего объединения, участвует в демонстрациях протеста, сотрудничает с прессой - рабочей газетой, журналом студенческого общества, принимает участие в создании нового общественно-литературного журнала «Андхримнер». И продолжает писать пьесы: Богатырский курган (1850, начата еще в Гримстаде), Норма, или Любовь политика (1851), Иванова ночь (1852). В этот же период знакомится с драматургом, театральным и общественным деятелем Бьёрнстьерне Бьёрнсоном, с которым находит общий язык на почве возрождения национального самосознания Норвегии. Эта бурная деятельность драматурга в 1852 обусловила его приглашение на должность художественного руководителя недавно созданного первого Норвежского национального театра в Бергене. На этом посту оставался до 1857 (сменил его Б. Бьёрнсон). Этот поворот в жизни Ибсена можно считать необычайной удачей. И дело не просто в том, что все написанные им в бергенский период пьесы сразу ставились на сцене; практическое изучение театра «изнутри» помогает раскрытию многих профессиональных секретов, а значит - способствует росту мастерства драматурга. В этот период были написаны пьесы Фру Ингер из Эстрота (1854), Пир в Сульхауге (1855), Улаф Лильекранс (1856). В первой из них он впервые перешел в своей драматургии на прозу; две последние написаны в стиле норвежских народных баллад (т.н. «богатырских песен»). Эти пьесы опять же особым сценическим успехом не пользовались, но сыграли необходимую роль в профессиональном становлении Ибсена. В 1857-1862 возглавляет Норвежский театр в Христиании. Параллельно с руководством театра и драматургической работой продолжает активную общественную деятельность, направленную в основном на борьбу с работающим Христианийским театром продатского направления (труппа этого театра состояла из датских актеров, и спектакли шли на датском языке). Эта упорная борьба увенчалась успехом уже после того, как Ибсен оставил театр: в 1863 труппы обоих театров были объединены, спектакли стали идти только на норвежском языке, а эстетической платформой объединенного театра стала программа, разработанная при его активном участии. В это же время он написал пьесы Воители в Хельгеланде (1857), Комедия любви (1862), Борьба за престол (1863); а также поэму На высотах (1859), которая стала предтечей первой по-настоящему принципиальной драматургической удачей - пьесы Бранд (1865). Разнообразная деятельность Ибсена в норвежский период была скорее обусловлена комплексом сложнейших психологических проблем, нежели принципиальной общественной позицией. Главной из них была проблема материального достатка (тем более что в 1858 он женился, а в 1859 родился сын) и достойного социального положения - здесь, несомненно, играли свою роль и его детские комплексы. Эта проблема естественно смыкалась с принципиальными вопросами призвания и самореализации. Недаром практически во всех его дальнейших пьесах так или иначе рассматривается конфликт между жизненной позицией героя и реальной жизнью. И еще немаловажный фактор: лучшие пьесы Ибсена, принесшие ему мировую заслуженную славу, были написаны за пределами родины. В 1864, получив писательскую стипендию от стортинга, которой добивался почти полтора года, Ибсен с семьей уехал в Италию. Полученных средств было крайне недостаточно, и ему пришлось обратиться за помощью к друзьям. В Риме в течение двух лет он пишет две пьесы, вобравшие в себя весь предыдущий жизненный и литературный опыт - Бранд (1865) и Пер Гюнт (1866). В театроведении и ибсенистике принято рассматривать эти пьесы комплексно, как две альтернативные трактовки одной и той же проблемы - самоопределения и реализации человеческой индивидуальности. Полярны главные герои: несгибаемый максималист Бранд, готовый пожертвовать собой и своими близкими ради выполнения собственной миссии, и аморфный Пер Гюнт, с готовностью приспосабливающийся к любым условиям. Сопоставление этих двух пьес дает отчетливую картину нравственного релятивизма автора. По отдельности же они расценивались критиками и зрителем весьма противоречиво. Так, неистовый фанатик Бранд (которого автор в финале приводит к краху) был воспринят скандинавскими зрителями с несомненным сочувствием, а сама пьеса всегда пользовалась успехом у революционно настроенных романтиков. Ситуация с Пером Гюнтом сложилась еще более парадоксально. Именно в этой пьесе Ибсен демонстрирует свой разрыв с национальной романтикой, В ней персонажи фольклора представлены уродливыми и злобными существами, крестьяне - жестокими и грубыми людьми. Поначалу в Норвегии и Дании пьеса была воспринята весьма негативно, чуть ли не как кощунство. Г. Х. Андерсен, к примеру, назвал Пера Гюнта худшим из когда-либо прочитанных им произведений. Однако со временем романтический флер вернулся к этой пьесе - конечно, в основном, благодаря образу Сольвейг. Этому в немалой степени способствовала музыка Эдварда Грига, написанная по просьбе Ибсена к постановке Пера Гюнта, а позже приобретшая мировую известность как самостоятельное музыкальное произведение. Парадоксально, но факт: Пер Гюнт, в авторской интерпретации выступающий протестом против романтических тенденций, до сих пор в культурном сознании остается воплощением норвежской народной романтики. Бранд и Пер Гюнт стали для Ибсена переходными пьесами, повернувшими его в сторону реализма и социальной проблематики (именно в этом аспекте преимущественно рассматривают все его дальнейшее творчество). Это Столпы общества (1877), Кукольный дом (1879), Привидения (1881), Враг народа (1882), Дикая утка (1884), Росмерсхольм (1886), Женщина с моря (1888), Гедда Габлер (1890), Строитель Сольнес (1892), Маленький Эйольф (1894), Йун Габриель Боркман (1896). Здесь драматург поднимал актуальные вопросы современной ему действительности: ханжества и женской эмансипации, бунта против привычной буржуазной морали, лжи, социального компромисса и верности идеалам. Символисты и философы же (А.Блок, Н. Бердяев и др.) гораздо больше, наряду с Брандом и Пером Гюнтом, - ценили иные пьесы Ибсена: дилогию Кесарь и Галилеянин (Отступничество Цезаря и Император Юлиан; 1873), Когда мы, мертвые, пробуждаемся (1899). Беспристрастный анализ позволяет понять, что во всех этих произведениях индивидуальность Ибсена остается единой. Его пьесы - и не тенденциозные социальные однодневки, и не абстрактно-символические построения; в них в полной степени есть и социальные реалии, и чрезвычайно семантически нагруженная символика, и удивительно многогранная, прихотливая психологическая сложность персонажей. Формальное разграничение драматургии Ибсена на «социальные» и «символические» произведения - скорее вопрос субъективной интерпретации, пристрастной трактовки читателя, критика или режиссера. В 1891 вернулся в Норвегию. На чужбине он достиг всего, к чему стремился: мировой славы, признания, материального благополучия. К этому времени его пьесы широко шли на сценах театров всего мира, количество исследований и критических статей, посвященных его творчеству, не поддавалось подсчету и могло быть сопоставлено разве что с количеством публикаций о Шекспире. Казалось бы, все это могло вылечить тяжкую психологическую травму, перенесенную им в детстве. Однако самая последняя пьеса, Когда мы, мертвые, пробуждаемся, исполнена такого пронзительного трагизма, что в это верится с трудом. Скончался Ибсен 23 мая 1906 в Христиании.

Генрик Юхан Ибсен - норвежский драматург и театральный деятель. Родился 20 марта 1828 в норвежском городке Шиене. Его отец был богатый коммерсант, но в 1937 он разорился, и семья из богатого общественного слоя оказалась в низах. Это очень сильно повлияла на психическое состояние Генрика.

В 1843 Ибсен уезжает из родного города в маленький городок Гримстад, где устраивается на работу помощником аптекаря. Ему не хватала денег на жизнь. Чтобы поправить свое финансовое положение Ибсен пишет стихи, сатирические рассказы, рисует карикатуры.

В 1848 Генрик увлекается политической лирикой и пишет свою первую пьесу "Каталина". Пьеса не пользуется популярностью, но это никак не повлияло на желание Ибсена развиваться в литературной сфере.

В 1850 он уезжает в Христианию, чтобы поступить в университет. Но его цель не осуществилась. В столице Ибсен начинает активно заниматься политической деятельностью, пишет пьесы.

С 1852 по 1857 Генрик Ибсен занимал пост художественного руководителя первого Норвежского национального театра в Бергене. В этот период он пишет много пьес и повышает свое мастерство драматурга.

С 1857 по 1862 Ибсен возглавляет Норвежский театр в Христиании. В это же время он написал пьесы "Воители в Хельгеланде", "Комедия любви", "Борьба за престол". Также Ибсен вел активную общественную жизнь.

В 1864, уже будучи женат и с ребенком на руках, Генрик переезжает жить в Италию. В Риме он написал две свои знаменитые пьесы: "Бранд" и "Пер Гюнт". В Италии Ибсен достиг великой славы и признания. Его пьесы ставили лучшие театры мира. Его материальное благополучие было непоколебимо. Ведь еще с детства Ибсен стремился зарабатывать много денег и ни в чем не нуждаться. Он обратно вернул фамилию своего отца в высшие слои общества.

В 1891 Ибсен вернулся в Норвегию. Его последней работой стала пьеса "Когда мы, мертвые, пробуждаемся". Пьеса была настолько трагическая, что его читатели не могли поверить, что настолько счастливый человек, который имеет от жизни все, способен на такие печальные эмоции.

Генрик Юхан (Ибсен) - писатель XIX ст., один из ярких представителей западноевропейского театра.

Противоречие - это постоянное явление, которое присутствует в жизни и творчестве Ибсена. Драматург Генрик Юрах в Норвегии был завзятым защитником освобождения и возрождения национальной культуры. В Германии и Италии он отбыл 27 лет как добровольный изгнанник.

Ибсен увлекался национальным фольклором и поэтому, в своих пьесах он постепенно уничтожает возвышенную славу вокруг народных легенд. Пьесы Ибсена имеют жесткую композицию, иногда она необъективна. Несмотря на это, герои его пьес - живые и многосторонние герои.

Пьесы драматурга трактуются по разному - это можно объяснить тем, что Ибсен использует скрытый релятивизм и «железную» объективную логику. Он - драматург реалистического направления, один из главных основателей эстетического течения. Так считают символисты.

«Фрейд в драматургии» - так иногда называли Ибсена. В творчестве он совмещал разные, иногда даже противоположные, идеи, темы, проблематику, способы художественного высказывания, это было возможно благодаря его большому таланту.

20 марта 1828 в г. Шиен (Норвегия) родился Генрик Юхан (Ибсен). Его семья была зажиточной. Такое положение семьи в 1837 изменилось на противоположное, причинной этого стало разорение отца Ибсена. Для мальчика резкие перемены - переход в социальные низы было сильной психологической травмой. Этот момент в его жизни повлиял на его дальнейшее творчество. Сложившиеся обстоятельства заставили Ибсена уже в 15 лет перейти во взрослую жизнь, он начал сам зарабатывать себе на «кусок хлеба». В 1843 году он приехал в маленький городок под названием Гримстад, устроился работать учеником аптекаря.

Бедность подтолкнула Ибсена к самореализации в другой области. Он начинает писать стихи, сатирические насмешки над буржуа, рисовать карикатуры. Благодаря своей новой деятельности, уже к 1847 году - он известный в кругу молодежи городка.

1848 г. - революция, события которой произвели большое впечатления на драматурга и пронеслись в Западной Европе. Ибсен начал писать поэтическую лирику. «Катилина» - так называется его первая пьеса, она вся пропитана мотивами борьбы с тиранами. Эта пьеса стала для него стимулом заниматься литературой, политикой и искусством, несмотря на то, что «Калитина» не пользовалась большим успехом.

В 1850 г. Ибсен уехал в Христианию (сейчас - Осло). Поступление в университет было его главной целью, но он сильно увлекся политической жизнью столицы. В столице жизнь Ибсена очень насыщенная, он занимается учительством в воскресной школе и принимает участие в протестах. Также он работает в газете, журнале студенческого общества, участвует в рождении нового общественно-литературного журнала «Андхримнер». Пишет пьесы: «Иванова ночь», «Норма, или Любовь политика», «Богатырский курган». Бьёрнстьерне Бьёрнсоном - драматург, театральный деятель, с которым в то время познакомился и нашел общий язык Ибсен. Их объединяло возрождение национального понимания Норвегии.

Приглашение в 1852 году на должность художественного начальника Норвежского национального театра в Бергене - результат его активной деятельности как драматурга. В театре он проработал до 1857 г. Пьесы, которые он писал в бергенский период тотчас ставились на сцене. Работа в театре (постижение «изнутри») помогла ему узнать много профессиональных секретов, что увеличило рост мастерства Ибсена в драматургии. Пьеса «Фру Ингер из Эстрота» слала первой пьесой, которую Ибсен написал в прозе. Пишет он и норвежские народные баллады: пьесы «Пир в Сульхауге» и «Улаф Лильекранс». Как и пьеса «Катилина», эти его работы тоже не имели успеха.

С 1857 по 1862 гг. он заведует Норвежским театром в Христиании. В то время существовал Христианийский театр продатского направления, в состав его труппы входили датские актеры и спектакль игрался на датском языке. Ибсен активно занимался общественной деятельностью, которая была направлена на борьбу с этим театром, кроме борьбы он занимался руководством тетра и драматургией. После того как драматург покинул театр, вскоре продолжительная борьба закончилась - в 1863 году труппы театров объединили, и с тех пор спектакли идут только на норвежском языке. А программа, составленная при помощи Ибсена, стала для объединенного театра художественной основой. За этот период он успел написать такие пьесы, как «Комедия любви», «Воители в Хельгеланде», «Борьба за престол». Особо важной для драматурга была написанная в то время поэма «На высотах», тем, что она - предшественник драматургической удачи Ибсена - пьесы «Бранд».

Норвежский период для Ибсена - период тяжелых психологических проблем, которые объясняют его разностороннюю деятельность. Учитывая тот факт, что в 1858 году он женился, а вскоре (1859 г.) появился на свет его сын, то для него первая проблема - проблема материального благополучия и приличного социального положения. Основополагающую роль здесь сыграли комплексы из детства. Эта проблема постоянно смыкалась с его самореализацией и призванием. Такая «стычка» описывается почти во всех его последующих произведениях - борьба между реальностью и точкой зрения персонажа.

Пьесы, которые Ибсен написал за границами своей родины, являются одними из лучших, и принесших ему мировую известность и славу. В 1864 году он переехал вместе с семьей в Италию благодаря тому, что получил писательскую стипендию от парламента, которую выбивал почти полтора года. Ибсен обратился к друзьям за помощью потому, что стипендии не хватало. В Риме он за два года написал две пьесы: «Пер Гюнт» и «Бранд», которые были наполнены его предыдущим литературным и жизненным опытом.

В театроведении и ибсенистике пьесы «Пер Гюнт» и «Бранд» - это два разных толкования одной проблемы - проблемы реализации человеческой личности и самоопределения. В этих пьесах есть противоположные герои: первый, бескомпромиссный максималист Бранд, который ради завершения своей цели может принести в жертву себя и своих родных, а второй, Пер Гюнт умеет подстраиваться под любые обстоятельства. В итоге сравнение данных пьес мы получим понятную картину морального релятивизма, которую рисует автор. Критики и зрители по-разному оценивают их самостоятельно друг от друга. Например, персонаж Бранд (в финале его постигает неудача). Скандинавские зрители испытывали к нему сочувствие, и у революционно расположенных идеалистов пьеса имела огромный успех. А вот, Пер Гюнт имел противоречивые отзывы и мнения. В пьесе «Пер Гюнт» Ибсен показал разрыв с национальной идеологией. Здесь герои устного народного творчества - уродливые и злые существа, а крестьяне - это безжалостные и грубые люди. Поэтому такая пьеса в Дании и Норвегии воспринималась негативно, почти как богохульство.

Г.Х. Андерсен сказал, что «Пер Гюнт» - это самое наихудшее, что ему когда-либо приходилось читать. Чуть позже, благодаря герою Сольвейг, к этой пьесе вернулся идеологический флер. Композитор Эдвард Григ по просьбе Ибсена написал музыку для пьесы «Пер Гюнт», которая со временем получила мировую известность и стала независимым музыкальным произведением. Удивительно, но Пер Гюнт, который выступает возражением идеологического направления, в интерпретации автора, на сегодняшний день в культурном понимании так и остался олицетворением норвежской народной идеологии.

Для Ибсена «Пер Гюнт» и «Бранд» - это переходные пьесы, которые поставили его на сторону социальной темы и реализма. Все последующее творчество драматурга принято рассматривать именно с такой точки зрения. Например, «Столпы общества», «Привидения», «Дикая утка», «Женщина с моря», «Строитель Сольнес», «Йун Габриель Боркман», «Кукольный дом», «Враг народа», «Росмерсхольм», «Гедда Габлер», «Маленький Эйольф». В этих пьесах Ибсен затрагивал актуальные темы действительности: лицемерия и женской раскованности, восстания против общепринятой морали и лжи, социального компромиссного решения и неизменности идеалам. А.Блок, Н.Бердяев и другие символисты, оценивали пьесы Ибсена «Отступничество Цезаря и Император Юлиан» и «Когда мы, мертвые, пробуждаемся» больше чем «Бранд» и «Пер Гюнт».

Постоянно анализируя пьесы Ибсена, можно увидеть, что во всех пьесах индивидуальность сохраняется единой. Они полностью сохраняют социальную реальность, смысловую символику и психологическую замысловатость героев, что отличает их от тенденциозных социальных однодневок и абстрактно-символических построений. Критики, читатели и режиссеры формально разделяют драматургию Ибсена на «социальные» и «символические» произведения.

Ибсен получил все, чего хотел: мировую славу, признание и материальное благополучие, но, к сожалению, не на родной земле, а в чужой стране. В Норвегию он приехал в 1891 году. На то время он был очень популярен: о нем писали много критических статей, его пьесы не сходили со сцен всего мира. Последняя пьеса «Когда мы, мертвые, пробуждаемся» - очень пронизывающая и трагическая пьеса. Нам становиться понятно, что даже слава и успех не смогли излечить Ибсена от тяжелой психологической травмы, которую ему пришлось перенести в детстве.

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Ибсена Генрика представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.

Генрик Ибсен работал аптекарем. Тогда он написал первые стихи и драму из древнеримской истории «Катилина» (Catilina , ), мотивы которых отражают революционные события в Европе . Драма вышла под псевдонимом и успехом не пользовалась. В 1850 в Кристиании поставлена пьеса Ибсена «Богатырский курган» (Kjæmpehøjen ). В - руководил в Бергене первым национальным норвежским театром, а в 1857- возглавлял Норвежский театр в Кристиании. Бергенский период жизни совпадает с увлечением писателя политическим национализмом и скандинавским фольклором . Так появились «средневековые» пьесы «Фру Ингер из Эстрота» (Fru Inger til Østeraad , ), «Пир в Сульхауге» (Gildet paa Solhoug , в - принесшая Ибсену всенорвежскую славу), «Улаф Лилиенкранс» (Olaf Liljekrans , 1856), «Воители в Хельгеланде» (Hærmændene paa Helgeland , ). В 1862 году Ибсен пишет произведение «Комедия любви», в которой наметилась сатирическая картина мещанско-чиновничьей Норвегии. В народно-исторической драме «Борьба за престол» () Ибсен показал победу героя, выполняющего прогрессивную историческую миссию. Однако и собственно литературные (невозможность полностью описать человеческие взаимоотношения при помощи средневековых образов и романтических клише), и внелитературные (разочарование в национализме после австро-прусско-датской войны) причины побудили Ибсена уехать за рубеж в поисках новых форм.

Начало драматической реформы

Ибсен четверть века провёл за границей, жил в Риме, Дрездене , Мюнхене . Первыми всемирно известными его пьесами стали стихотворные драмы «Бранд » (Brand , ) и «Пер Гюнт » (Peer Gynt, ). Они иллюстрируют противоположные черты характера самого Ибсена, а также и его современника. Священник Бранд - серьёзный и суровый проповедник человеческой свободы и религиозности, на его максимализме лежит отпечаток учения С. Кьеркегора . Пер Гюнт, напротив, ищет личного счастья и не находит. Вместе с тем Пер едва ли не больший гуманист и поэт, нежели Бранд.

Самой популярной пьесой Ибсена в России стал «Кукольный дом» (Et Dukkehjem , ). Декорации квартиры Хельмера и Норы погружают зрителя в мещанскую идиллию. Её разрушает поверенный Крогстад, напоминающий Норе о подделанном ею векселе . Торвальд Хельмер ссорится с женой и всячески обвиняет её. Неожиданно Крогстад перевоспитывается и присылает вексель Норе. Хельмер тут же успокаивается и предлагает жене вернуться к нормальной жизни, но Нора уже осознала, как мало она значит для мужа. Она обличает мещанский семейный строй:

Я была здесь твоей куколкой-женой, как дома была папиной куколкой-дочкой. А дети были уж моими куклами.

Пьеса заканчивается уходом Норы. Однако её не следует воспринимать как социальную, пьеса написана на реальных событиях, и для Ибсена важна общечеловеческая проблематика свободы.

1880-е годы

Первая драма, написанная Ибсеном после «Кукольного дома» - «Привидения» (Gengangere , ). Она использует многие мотивы «Бранда»: наследственность , религия, идеализм (воплощённый во фру Альвинг). Но в «Привидениях» критиками отмечается значительное влияние французского натурализма .

«Строитель Сольнес» - наиболее значимая из поздних драм Ибсена. Сольнес, как и Ибсен, мечется между высоким призванием и жизненным комфортом . Юная Хильда, напоминающая Хедвигу из «Дикой утки», требует от него вернуться к строительству башен. Пьеса заканчивается падением строителя, до сих пор не истолкованного литературоведами. По одной из версий, творчество и жизнь несовместимы, по другой - только так и может закончить свой путь истинный художник.

Фильмы по произведениям Г. Ибсена регулярно снимаются на его родине. Среди них можно назвать две «Дикие утки» (1963 и 1970), «Нору (Кукольный дом)» (1973), «Фру Ингер из Эстрота» (1975), «Женщину с моря» (1979), «Врага народа» (2004). За пределами Норвегии были экранизированы «Терье Виген» (Швеция , 1917), «Кукольный дом» (Франция /Великобритания , 1973), «Гедда Габлер » (Великобритания, 1993).

Ибсен и Россия

  • В России Ибсен в начале XX века стал одним из властителей дум интеллигенции; его пьесы шли во многих театрах. Русский дипломат М. Э. Прозор был официальным переводчиком нескольких пьес Ибсена на французский язык.
  • Ибсену посвящали статьи и исследования Иннокентий Анненский , Леонид Андреев , Андрей Белый , Александр Блок , Зинаида Венгерова , Анатолий Луначарский , Всеволод Мейерхольд , Дмитрий Мережковский , Николай Минский , Лев Шестов .
  • На советской сцене чаще всего ставились «Кукольный дом», «Привидения» и в концертном исполнении «Пер Гюнт» с музыкой Эдварда Грига .
  • В 1956 году была выпущена почтовая марка СССР, посвященная Ибсену.
  • В 2006 году массово отмечалось столетие смерти Ибсена.
  • Сын Генрика Ибсена Сигурд Ибсен был известным политическим деятелем и журналистом , внук Танкред Ибсен - кинорежиссёром .
  • В честь Генрика Ибсена назван кратер на Меркурии .
  • С 1986 года в Норвегии вручается национальная Премия Ибсена за вклад в драматургию, а с 2008 года - Международная премия Ибсена .
  • В городе Шиен действует Театр Ибсена .
  • Лечащий врач Ибсена, доктор Эдвард Булл, рассказывал, что семья Ибсена собралась у постели писателя перед тем, как он умер. Видимо, чтобы успокоить родственников, сиделка заметила, что Ибсен сегодня выглядит немного лучше. При этом Ибсен, привстав, сказал ясно и чётко: «Напротив!» - и умер.

Напишите отзыв о статье "Ибсен, Генрик"

Примечания

Библиография

  • Собрание сочинений Генрика Ибсена : в 6 т. / Пер. с датск.-норв. П. И. Вейнберга , И. Н. Юровского, К. Д. Бальмонта . - СПб. : Издательство И. Юровского, 1896-1897.
  • Полное собрание драматических произведений Генрика Ибсена : в 8 т. / Пер. с датск.-норв. М. В. Лучицкой. - К .-Х . : Южно-русское книгоиздательство Ф. Л. Иогансона, 1900.
  • Полное собрание сочинений Генрика Ибсена : в 8 т. / Пер. с датск.-норв. А. В. Ганзена , П. Г. Ганзена . - СПб. : Издательство товарищества «Знание», 1903-1906.
  • Полное собрание сочинений Генрика Ибсена : в 4 т. / Пер. с датск.-норв. А. В. Ганзена , П. Г. Ганзена . - СПб. : Издательство товарищества А. Ф. Маркс, 1909. - (Приложение к журналу «Нива»).
  • Ибсен Г. Собрание сочинений: в 4 т. - М . : «Искусство», 1956-1958.
  • Ибсен Х. Кесарь и Галилеянин . Росмерсхольм = Kejser og Galilæer. Rosmersholm / Пер. с датск.-норв. Ф. Х. Золотаревской, А. В. Ганзена , П. Г. Ганзена ; изд. подг. А. А. Юрьев; отв. ред. И. П. Куприянова. - СПб. : «Наука », 2006. - 744 с. - (Литературные памятники). - 2000 экз. - ISBN 5-02-027022-9 .

Литература

  • Адмони В. Г. Генрик Ибсен: Очерк творчества. - М .: «Художественная литература», 1956. - 274 с. - 10 000 экз.
  • Гарде А. Основная мысль в творчестве Г. Ибсена / Пер. с нем. Е. Д. Авдаковой. - Х .: Типография Г. Б. Молчадского, 1905. - 48 с.
  • Гейер Р. Герои Ибсена с психиатрической точки зрения / Пер. с фр. Г. Р. - М .: Типография А. П. Волкова, 1903. - 70 с.
  • Горбунов А. М. Генрик Ибсен (1828-1906): Памятка читателю. - М .: Государственная библиотекака им. В. И. Ленина , 1956. - 48 с. - 8500 экз.
  • Лотар Р. Генрих Ибсен / Пер. с нем. О. А. Волькенштейн. - СПб. : Типография О. Н. Попова, 1903. - 166 с. - (Образовательная библиотека. Серия 5. № 1).
  • Минский Н. М. Генрих Ибсен: Его жизнь и литературная деятельность. - СПб. : Издательство товарищества «Общественная польза», 1896. - 92 с. - (Жизнь замечательных людей: биографическая библиотека Ф. Павленкова).
  • Творчество Хенрика Ибсена в мировом культурном контексте [Сб.]. - СПб. : «Пушкинский Дом», 2007. - 272 с. - 500 экз. - ISBN 978-5-91476-003-5 .
  • Хейберг Х. Генрик Ибсен / Пер. с норв. В. Якуба. - М .: «Искусство», 1975. - 274 с. - (Жизнь в искусстве). - 50 000 экз.
  • Храповицкая Г. Н. Ибсен и западноевропейская драма его времени. - М .: Издательство Московского государственного педагогического института, 1979. - 90 с. - 1500 экз.
  • Чулков Г. И. Анархические идеи в драмах Ибсена. - СПб. : «Шиповник», 1907. - 64 с.
  • Шайкевич В. А. Драматургия Ибсена в России: (Ибсен и МХАТ). - К. : Издательство Киевского университета, 1968. - 177 с.
  • Шайкевич В. А. Ибсен и русская культура: Очерки. - К. : «Вища школа», 1974. - 142 с. - 2600 экз.
  • Юрьев А. А. Мистериальная традиция в театре Хенрика Ибсена. - СПб. : Издательство Академии театрального искусства, 2013. - 185 с. - 500 экз. - ISBN 978-5-88689-085-3 .

Ссылки

  • (норв.)
  • в библиотеке Максима Мошкова
  • Л. Троцкий
  • Нордау М. (отрывок из книги М. Нордау «Вырождение»)
  • Адмони В. Г. // Ибсен Г. Драмы. Стихотворения. - М., 1972
  • Корней Чуковский
  • Александр Карпенко

Отрывок, характеризующий Ибсен, Генрик

– Выслали два полка наших в цепь, там нынче такой кутеж идет, беда! Две музыки, три хора песенников.
Офицер поехал за цепь к Ечкину. Издалека еще, подъезжая к дому, он услыхал дружные, веселые звуки плясовой солдатской песни.
«Во олузя а ах… во олузях!..» – с присвистом и с торбаном слышалось ему, изредка заглушаемое криком голосов. Офицеру и весело стало на душе от этих звуков, но вместе с тем и страшно за то, что он виноват, так долго не передав важного, порученного ему приказания. Был уже девятый час. Он слез с лошади и вошел на крыльцо и в переднюю большого, сохранившегося в целости помещичьего дома, находившегося между русских и французов. В буфетной и в передней суетились лакеи с винами и яствами. Под окнами стояли песенники. Офицера ввели в дверь, и он увидал вдруг всех вместе важнейших генералов армии, в том числе и большую, заметную фигуру Ермолова. Все генералы были в расстегнутых сюртуках, с красными, оживленными лицами и громко смеялись, стоя полукругом. В середине залы красивый невысокий генерал с красным лицом бойко и ловко выделывал трепака.
– Ха, ха, ха! Ай да Николай Иванович! ха, ха, ха!..
Офицер чувствовал, что, входя в эту минуту с важным приказанием, он делается вдвойне виноват, и он хотел подождать; но один из генералов увидал его и, узнав, зачем он, сказал Ермолову. Ермолов с нахмуренным лицом вышел к офицеру и, выслушав, взял от него бумагу, ничего не сказав ему.
– Ты думаешь, это нечаянно он уехал? – сказал в этот вечер штабный товарищ кавалергардскому офицеру про Ермолова. – Это штуки, это все нарочно. Коновницына подкатить. Посмотри, завтра каша какая будет!

На другой день, рано утром, дряхлый Кутузов встал, помолился богу, оделся и с неприятным сознанием того, что он должен руководить сражением, которого он не одобрял, сел в коляску и выехал из Леташевки, в пяти верстах позади Тарутина, к тому месту, где должны были быть собраны наступающие колонны. Кутузов ехал, засыпая и просыпаясь и прислушиваясь, нет ли справа выстрелов, не начиналось ли дело? Но все еще было тихо. Только начинался рассвет сырого и пасмурного осеннего дня. Подъезжая к Тарутину, Кутузов заметил кавалеристов, ведших на водопой лошадей через дорогу, по которой ехала коляска. Кутузов присмотрелся к ним, остановил коляску и спросил, какого полка? Кавалеристы были из той колонны, которая должна была быть уже далеко впереди в засаде. «Ошибка, может быть», – подумал старый главнокомандующий. Но, проехав еще дальше, Кутузов увидал пехотные полки, ружья в козлах, солдат за кашей и с дровами, в подштанниках. Позвали офицера. Офицер доложил, что никакого приказания о выступлении не было.
– Как не бы… – начал Кутузов, но тотчас же замолчал и приказал позвать к себе старшего офицера. Вылезши из коляски, опустив голову и тяжело дыша, молча ожидая, ходил он взад и вперед. Когда явился потребованный офицер генерального штаба Эйхен, Кутузов побагровел не оттого, что этот офицер был виною ошибки, но оттого, что он был достойный предмет для выражения гнева. И, трясясь, задыхаясь, старый человек, придя в то состояние бешенства, в которое он в состоянии был приходить, когда валялся по земле от гнева, он напустился на Эйхена, угрожая руками, крича и ругаясь площадными словами. Другой подвернувшийся, капитан Брозин, ни в чем не виноватый, потерпел ту же участь.
– Это что за каналья еще? Расстрелять мерзавцев! – хрипло кричал он, махая руками и шатаясь. Он испытывал физическое страдание. Он, главнокомандующий, светлейший, которого все уверяют, что никто никогда не имел в России такой власти, как он, он поставлен в это положение – поднят на смех перед всей армией. «Напрасно так хлопотал молиться об нынешнем дне, напрасно не спал ночь и все обдумывал! – думал он о самом себе. – Когда был мальчишкой офицером, никто бы не смел так надсмеяться надо мной… А теперь!» Он испытывал физическое страдание, как от телесного наказания, и не мог не выражать его гневными и страдальческими криками; но скоро силы его ослабели, и он, оглядываясь, чувствуя, что он много наговорил нехорошего, сел в коляску и молча уехал назад.
Излившийся гнев уже не возвращался более, и Кутузов, слабо мигая глазами, выслушивал оправдания и слова защиты (Ермолов сам не являлся к нему до другого дня) и настояния Бенигсена, Коновницына и Толя о том, чтобы то же неудавшееся движение сделать на другой день. И Кутузов должен был опять согласиться.

На другой день войска с вечера собрались в назначенных местах и ночью выступили. Была осенняя ночь с черно лиловатыми тучами, но без дождя. Земля была влажна, но грязи не было, и войска шли без шума, только слабо слышно было изредка бренчанье артиллерии. Запретили разговаривать громко, курить трубки, высекать огонь; лошадей удерживали от ржания. Таинственность предприятия увеличивала его привлекательность. Люди шли весело. Некоторые колонны остановились, поставили ружья в козлы и улеглись на холодной земле, полагая, что они пришли туда, куда надо было; некоторые (большинство) колонны шли целую ночь и, очевидно, зашли не туда, куда им надо было.
Граф Орлов Денисов с казаками (самый незначительный отряд из всех других) один попал на свое место и в свое время. Отряд этот остановился у крайней опушки леса, на тропинке из деревни Стромиловой в Дмитровское.
Перед зарею задремавшего графа Орлова разбудили. Привели перебежчика из французского лагеря. Это был польский унтер офицер корпуса Понятовского. Унтер офицер этот по польски объяснил, что он перебежал потому, что его обидели по службе, что ему давно бы пора быть офицером, что он храбрее всех и потому бросил их и хочет их наказать. Он говорил, что Мюрат ночует в версте от них и что, ежели ему дадут сто человек конвою, он живьем возьмет его. Граф Орлов Денисов посоветовался с своими товарищами. Предложение было слишком лестно, чтобы отказаться. Все вызывались ехать, все советовали попытаться. После многих споров и соображений генерал майор Греков с двумя казачьими полками решился ехать с унтер офицером.
– Ну помни же, – сказал граф Орлов Денисов унтер офицеру, отпуская его, – в случае ты соврал, я тебя велю повесить, как собаку, а правда – сто червонцев.
Унтер офицер с решительным видом не отвечал на эти слова, сел верхом и поехал с быстро собравшимся Грековым. Они скрылись в лесу. Граф Орлов, пожимаясь от свежести начинавшего брезжить утра, взволнованный тем, что им затеяно на свою ответственность, проводив Грекова, вышел из леса и стал оглядывать неприятельский лагерь, видневшийся теперь обманчиво в свете начинавшегося утра и догоравших костров. Справа от графа Орлова Денисова, по открытому склону, должны были показаться наши колонны. Граф Орлов глядел туда; но несмотря на то, что издалека они были бы заметны, колонн этих не было видно. Во французском лагере, как показалось графу Орлову Денисову, и в особенности по словам его очень зоркого адъютанта, начинали шевелиться.
– Ах, право, поздно, – сказал граф Орлов, поглядев на лагерь. Ему вдруг, как это часто бывает, после того как человека, которому мы поверим, нет больше перед глазами, ему вдруг совершенно ясно и очевидно стало, что унтер офицер этот обманщик, что он наврал и только испортит все дело атаки отсутствием этих двух полков, которых он заведет бог знает куда. Можно ли из такой массы войск выхватить главнокомандующего?
– Право, он врет, этот шельма, – сказал граф.
– Можно воротить, – сказал один из свиты, который почувствовал так же, как и граф Орлов Денисов, недоверие к предприятию, когда посмотрел на лагерь.
– А? Право?.. как вы думаете, или оставить? Или нет?
– Прикажете воротить?
– Воротить, воротить! – вдруг решительно сказал граф Орлов, глядя на часы, – поздно будет, совсем светло.
И адъютант поскакал лесом за Грековым. Когда Греков вернулся, граф Орлов Денисов, взволнованный и этой отмененной попыткой, и тщетным ожиданием пехотных колонн, которые все не показывались, и близостью неприятеля (все люди его отряда испытывали то же), решил наступать.
Шепотом прокомандовал он: «Садись!» Распределились, перекрестились…
– С богом!
«Урааааа!» – зашумело по лесу, и, одна сотня за другой, как из мешка высыпаясь, полетели весело казаки с своими дротиками наперевес, через ручей к лагерю.
Один отчаянный, испуганный крик первого увидавшего казаков француза – и все, что было в лагере, неодетое, спросонков бросило пушки, ружья, лошадей и побежало куда попало.
Ежели бы казаки преследовали французов, не обращая внимания на то, что было позади и вокруг них, они взяли бы и Мюрата, и все, что тут было. Начальники и хотели этого. Но нельзя было сдвинуть с места казаков, когда они добрались до добычи и пленных. Команды никто не слушал. Взято было тут же тысяча пятьсот человек пленных, тридцать восемь орудий, знамена и, что важнее всего для казаков, лошади, седла, одеяла и различные предметы. Со всем этим надо было обойтись, прибрать к рукам пленных, пушки, поделить добычу, покричать, даже подраться между собой: всем этим занялись казаки.
Французы, не преследуемые более, стали понемногу опоминаться, собрались командами и принялись стрелять. Орлов Денисов ожидал все колонны и не наступал дальше.
Между тем по диспозиции: «die erste Colonne marschiert» [первая колонна идет (нем.) ] и т. д., пехотные войска опоздавших колонн, которыми командовал Бенигсен и управлял Толь, выступили как следует и, как всегда бывает, пришли куда то, но только не туда, куда им было назначено. Как и всегда бывает, люди, вышедшие весело, стали останавливаться; послышалось неудовольствие, сознание путаницы, двинулись куда то назад. Проскакавшие адъютанты и генералы кричали, сердились, ссорились, говорили, что совсем не туда и опоздали, кого то бранили и т. д., и наконец, все махнули рукой и пошли только с тем, чтобы идти куда нибудь. «Куда нибудь да придем!» И действительно, пришли, но не туда, а некоторые туда, но опоздали так, что пришли без всякой пользы, только для того, чтобы в них стреляли. Толь, который в этом сражении играл роль Вейротера в Аустерлицком, старательно скакал из места в место и везде находил все навыворот. Так он наскакал на корпус Багговута в лесу, когда уже было совсем светло, а корпус этот давно уже должен был быть там, с Орловым Денисовым. Взволнованный, огорченный неудачей и полагая, что кто нибудь виноват в этом, Толь подскакал к корпусному командиру и строго стал упрекать его, говоря, что за это расстрелять следует. Багговут, старый, боевой, спокойный генерал, тоже измученный всеми остановками, путаницами, противоречиями, к удивлению всех, совершенно противно своему характеру, пришел в бешенство и наговорил неприятных вещей Толю.
– Я уроков принимать ни от кого не хочу, а умирать с своими солдатами умею не хуже другого, – сказал он и с одной дивизией пошел вперед.
Выйдя на поле под французские выстрелы, взволнованный и храбрый Багговут, не соображая того, полезно или бесполезно его вступление в дело теперь, и с одной дивизией, пошел прямо и повел свои войска под выстрелы. Опасность, ядра, пули были то самое, что нужно ему было в его гневном настроении. Одна из первых пуль убила его, следующие пули убили многих солдат. И дивизия его постояла несколько времени без пользы под огнем.

Между тем с фронта другая колонна должна была напасть на французов, но при этой колонне был Кутузов. Он знал хорошо, что ничего, кроме путаницы, не выйдет из этого против его воли начатого сражения, и, насколько то было в его власти, удерживал войска. Он не двигался.
Кутузов молча ехал на своей серенькой лошадке, лениво отвечая на предложения атаковать.
– У вас все на языке атаковать, а не видите, что мы не умеем делать сложных маневров, – сказал он Милорадовичу, просившемуся вперед.
– Не умели утром взять живьем Мюрата и прийти вовремя на место: теперь нечего делать! – отвечал он другому.
Когда Кутузову доложили, что в тылу французов, где, по донесениям казаков, прежде никого не было, теперь было два батальона поляков, он покосился назад на Ермолова (он с ним не говорил еще со вчерашнего дня).
– Вот просят наступления, предлагают разные проекты, а чуть приступишь к делу, ничего не готово, и предупрежденный неприятель берет свои меры.
Ермолов прищурил глаза и слегка улыбнулся, услыхав эти слова. Он понял, что для него гроза прошла и что Кутузов ограничится этим намеком.
– Это он на мой счет забавляется, – тихо сказал Ермолов, толкнув коленкой Раевского, стоявшего подле него.
Вскоре после этого Ермолов выдвинулся вперед к Кутузову и почтительно доложил:
– Время не упущено, ваша светлость, неприятель не ушел. Если прикажете наступать? А то гвардия и дыма не увидит.
Кутузов ничего не сказал, но когда ему донесли, что войска Мюрата отступают, он приказал наступленье; но через каждые сто шагов останавливался на три четверти часа.
Все сраженье состояло только в том, что сделали казаки Орлова Денисова; остальные войска лишь напрасно потеряли несколько сот людей.
Вследствие этого сражения Кутузов получил алмазный знак, Бенигсен тоже алмазы и сто тысяч рублей, другие, по чинам соответственно, получили тоже много приятного, и после этого сражения сделаны еще новые перемещения в штабе.
«Вот как у нас всегда делается, все навыворот!» – говорили после Тарутинского сражения русские офицеры и генералы, – точно так же, как и говорят теперь, давая чувствовать, что кто то там глупый делает так, навыворот, а мы бы не так сделали. Но люди, говорящие так, или не знают дела, про которое говорят, или умышленно обманывают себя. Всякое сражение – Тарутинское, Бородинское, Аустерлицкое – всякое совершается не так, как предполагали его распорядители. Это есть существенное условие.
Бесчисленное количество свободных сил (ибо нигде человек не бывает свободнее, как во время сражения, где дело идет о жизни и смерти) влияет на направление сражения, и это направление никогда не может быть известно вперед и никогда не совпадает с направлением какой нибудь одной силы.
Ежели многие, одновременно и разнообразно направленные силы действуют на какое нибудь тело, то направление движения этого тела не может совпадать ни с одной из сил; а будет всегда среднее, кратчайшее направление, то, что в механике выражается диагональю параллелограмма сил.
Ежели в описаниях историков, в особенности французских, мы находим, что у них войны и сражения исполняются по вперед определенному плану, то единственный вывод, который мы можем сделать из этого, состоит в том, что описания эти не верны.
Тарутинское сражение, очевидно, не достигло той цели, которую имел в виду Толь: по порядку ввести по диспозиции в дело войска, и той, которую мог иметь граф Орлов; взять в плен Мюрата, или цели истребления мгновенно всего корпуса, которую могли иметь Бенигсен и другие лица, или цели офицера, желавшего попасть в дело и отличиться, или казака, который хотел приобрести больше добычи, чем он приобрел, и т. д. Но, если целью было то, что действительно совершилось, и то, что для всех русских людей тогда было общим желанием (изгнание французов из России и истребление их армии), то будет совершенно ясно, что Тарутинское сражение, именно вследствие его несообразностей, было то самое, что было нужно в тот период кампании. Трудно и невозможно придумать какой нибудь исход этого сражения, более целесообразный, чем тот, который оно имело. При самом малом напряжении, при величайшей путанице и при самой ничтожной потере были приобретены самые большие результаты во всю кампанию, был сделан переход от отступления к наступлению, была обличена слабость французов и был дан тот толчок, которого только и ожидало наполеоновское войско для начатия бегства.

Генрик Ибсен — норвежский драматург, создатель «новой драмы», по-служившей исходной моделью для художественных исканий реформаторов европейской сцены конца XIX — первой половины XX в. Творчество Ибсена отметило собой высший расцвет скандинавской литературы, а сам писатель снискал славу не только крупнейшего драматурга-новатора, но и «властителя дум» своего времени.

Жизнь Г. Ибсена в датах и фактах

20 марта 1828 г. — родился в портовом городке Скиена в семье состоятельного коммерсанта.

В 1835 г. отец обанкротился, что обрекло писателя на долгие годы лишений и борьбы за существование.

В 1844 г. по окончании школы юноша перебрался в маленький городок Гримстад, где устроился помощником аптекаря. Там же он написал свою первую пьесу «Катилина» (1849), которую опубликовал через год под псевдонимом «Брюньюльф Бьярме». Пьеса была напечатана мизерным тиражом в 250 экземпляров на собранные друзьями средства.

В 1850 г. Ибсен поселился в Христиании (так до 1924 г. называлась столица Норвегии, Осло), где попал в водоворот общественной и литературной жизни. В этом же году «Христиания-театр» поставил его пьесу «Богатырский курган» , которая, впрочем, не имела успеха. Параллельные творческой деятельности попытки получить образование вынужденно ограничились посещением «фабрики студентов» и сдачей экзаменов на аттестат зрелости.

В 1851 г. писатель, вдохновленный норвежским социалистическим движением, приобщился к созданию газеты, в которой публиковал свои стихи, театральные рецензии и сатирические статьи.

1852-1856 гг.  — был штатным драматургом созданного в Бергене первого норвежского театра.

С 1857 по 1863 г . Г. Ибсен занимал пост руководителя и режиссера открывшегося в столице Национального норвежского театра. В этот период его литературная деятельность была тесно связана с «норвежской национальной романтикой» — культурным движением, выразившим подъем национального самосознания.

1858 г.  — женился на Сюзанне Тересен, дочери бергенского священника.

В 1862-1863 гг. были написаны пьесы «Комедия любви» и «Борьба за престол» . Материал с сайта

С 1864 по 1891 г. драматург жил за границей — в Италии и Германии. Там были созданы пьесы, которые принесли ему мировую известность, в частности «Бранд» (1865), «Пер Гюнт» (1867), «Столпы общества» (1877), «Кукольный дом» (1879), «Привидения» (1881), «Враг народа» (1882), «Дикая утка» (1884), «Гедда Габлер» (1890) и др. В этих пьесах Ибсен отказался от «национальной романтики» в пользу актуальных общественных проблем общеевропейского значения.

В 1891 г. вернулся на родину, где провел последние полтора десятилетия своей жизни. В эту пору появились его драмы «Строитель Сольнес» (1892), «Маленький Эйольф» (1894), «Йун Габриель Боркман» (1896), «Когда мы, мертвые, пробуждаемся…» (1899).