Функции педагогики как науки. Объект и категории педагогики

Функции педагогики как науки обусловлены ее предметом. Это теоретическая и технологическая функции, которые она реализу­ет в органичном единстве.

Теоретическая функция педагогики реализуется на трех уров­нях:

1) описательном, или объяснительном, - изучение передово­го и новаторского педагогического опыта;

2) диагностическом - выявление состояния педагогических явлений, успешности или эффективности деятельности педагога и учащихся, установление условий и причин, их обеспечиваю­щих;

3) прогностическом - экспериментальные исследования пе­дагогической действительности и построение на их основе моде­лей преобразования этой действительности.

Прогностический уровень теоретической функции связан с раскрытием сущности педагогических явлений, нахождением глу­бинных явлений в педагогическом процессе, научным обоснова­нием предполагаемых изменений. На этом уровне создаются тео­рии обучения и воспитания, модели педагогических систем, опережающие образовательную практику.

Технологическая функция педагогики предлагает также три уровня реализации:

1) проективный - связанный с разработкой соответствующих методических материалов (учебных планов, программ, учебников

2) преобразовательный - направленный на внедрение дости­жений педагогической науки в образовательную практику с це­лью ее совершенствования и реконструкции;

3) рефлексивный и корректировочный, предполагающий оцен­ку влияния результатов научных исследований на практику обу­чения и воспитания и последующую коррекцию во взаимодей­ствии научной теории и практической деятельности.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Психология и педагогика

Международная академия наук педагогического образования.. Высшее образование.. В А Сластенин В П Каширин..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Сластенин В. А., Каширин В. П
С 47 Психология ипедагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.-480 с. ISBN 5-7695-0337-8 ISBN 5-7695-0488-9 (Издательский це

Общие типы высшей нервной деятельности
Сильный тип (сангвиник) Спокойный тип (флегматик) Уравновешен­ные процессы Подвижные процессы

И развития личности
Проблема личности - одна из центральных в психологии. Ве­дущей она является и для других гуманитарных, антропологиче­ских наук: философии, педагогики, юриспруденции, социологии, медицины, экономики

Индивидуально-психологические особенности человека
Личность - это сложный и системный феномен прежде всего общественного развития. Человек как личность предстает в сово­купности духовных качеств, особенностей, в которых он стано­вится носителем тех

Проявление способностей
(11.1) (11.2) (11.3) (11.4) (11.5) (11.6) (11.7) (11.8) (П.9) (11.10) (П.П) (11.12) (11.13) (11.14) (12.1) (12.2) (12.3) (12.4) (12.5)

Система направленности личности
Обозначения: СЦСОЛ - система ценностно-смысловых обра­зований личности; Пс - субъективная потребность личности, ее по-требностное

Человека
Исключительно большую роль в жизни и деятельности человека играет его познавательная сфера, включающая в себя совокупность психических процессов: внимание, ощущение, восприятие, память, представлен

По сложности
Настроения, аффекты, страсти Стенические, астенические Положительные, отрицательные Простые (низшие), сложные (выс­шие): а) морально-политическ

Общее представление о педагогике как науке
Свое название педагогика получила от греческого слова «пай-дагогос» (пайд - дитя, гогос - веду), которое означает «детовод-ство» или «дитяведение». В Древней Греции эта функц

Объект, предмет и функции педагогики
Во взглядах ученых на педагогику как в прошлом, так и в на­стоящем времени существует три концепции. Представители первой из них считают, что педагогика - меж­дисциплинарная область челове

Объект педагогики
А.С.Макаренко - ученый и практик, которого трудно обви­нить в пропаганде «бездетной» педагогики, в 1922 г. сформулиро­вал мысль о специфике объекта педагогической науки. Он писал, что многие считаю

Предмет педагогики
Образование изучает не только педагогика. Его изучают фило­софия, социология, психология, экономика и другие науки. На­пример, экономист, изучая уровень реальных возможностей тру­довых ресурсов, пр

Образование как социальный феномен
Любое общество существует лишь в том случае, если его члены следуют принятым в нем ценностям и нормам поведения, обу­словленным конкретными природными и социально-историчес­кими особенностями. Чело

Образование как педагогический процесс. Понятийный аппарат педагогики
Становление любой области научного знания связано с разви­тием понятий, которые, с одной стороны, указывают на опреде­ленный класс сущностно единых явлений, а с другой - констру­ируют предмет данно

Связь педагогики с другими науками и ее структура
Место педагогики в системе наук о человеке может быть выяв­лено в процессе рассмотрения ее связей с другими науками. В те­чение всего периода своего существования она была тесно связа­на со многими

Общенаучный уровень методологии педагогики
Общенаучная методология может быть представлена систем­ным подходом, отражающим всеобщую связь и взаимообуслов­ленность явлений и процессов окружающей действительности. Он ориентирует исследователя

Организация педагогического исследования
Под исследованием в области педагогики понимаются процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях образования, его структуре и механизмах, содержа

Аксиологический подход в изучении педагогических явлений
Аксиологический подход органически присущ гуманистической педагогике, поскольку человек рассматривается в ней как высшая ценность общества и самоцель общественного развития. В этой связи аксиология

Понятие о педагогических ценностях
Категория ценности стала предметом философского осмысле­ния в отечественной науке начиная с 60-х годов XX столетия, когда возрос интерес к проблемам человека, морали, гуманизма, к субъективному фак

Образование как общечеловеческая ценность
Признание образования в качестве общечеловеческой ценно­сти сегодня ни у кого не вызывает сомнения. Это подтверждается конституционно закрепленным правом человека на образование в большинстве стран

Сущность социализации и ее стадии
Взаимодействие человека с обществом обозначается понятием социализация,которое имеет междисциплинарный статус и ши­роко используется в педагогике. Однако его содержание не явля­етс

Воспитание и формирование личности
Процессы и результаты социализации имеют внутренне про­тиворечивый характер, так как в идеале социализированный че­ловек должен соответствовать социальным требованиям и в то же вРемя про

Роль обучения в развитии личности
Проблема соотношения обучения и развития является не толь­ко методологически, но и практически значимой. От ее решения зависит определение содержания образования, выбор форм и ме­тодов обучения.

Понятие о педагогической системе Виды педагогических систем
«Система - выделенное на основе определенных признаков упоря­доченное множество взаимосвязанных элементов, объединенных об­щей целью функционирования и единства управления и выступающих в

Педагогический процесс как динамическая педагогическая система
Педагогический процесс- это специально организованное, целе­направленное взаимодействие педагогов и воспитанников, направ­ленное на решение развивающих и образовательных задач.

Движущие силы педагогического процесса
Поступательное движение педагогического процесса от реше­ния одних задач к другим, более сложным и ответственным, осу­ществляется в результате научно обоснованного разрешения объек­тивных и своевре

Педагогическое взаимодействие и его виды
Педагогическое взаимодействие является универсальной харак­теристикой педагогического процесса. Оно значительно шире ка­тегории «педагогическое воздействие», сводящей педагогический процесс к субъе

Понятие целостности педагогического процесса
Главное свойство педагогического процесса как динамической системы - его способность к выполнению социально обусловлен­ных функций. Однако общество заинтересовано в том, чтобы их выполнение соответ

Основные аспекты целостности педагогического процесса
Всодержательном плане целостность педагогического процесса обеспечивается отражением в цели и содержании образования опыта, накопленного человечеством во взаимосвязи его чет

Законы и закономерности педагогического процесса
Наиболее общая устойчивая тенденция воспитания как обще­ственного явления состоит в обязательном присвоении подрастаю­щими поколениями социального опыта старших поколений. Это ос­новной закон пе

Понятие о принципах педагогического процесса
Закономерности педагогического процесса находят свое конкрет­ное выражение в основных положениях, определяющих его общую организацию, содержание, формы и методы, т. е. в принципах. В совре

Принципы организации педагогического процесса
Принцип гуманистической направленности педагогического про­цесса - ведущий принцип образования, выражающий необходи- мость сочетания целей общества и личности. Реализация этого п

Особенности осуществления целостного педагогического процесса
В сложном и динамичном образовательном процессе педагогу приходится решать бесчисленное множество типовых и оригиналь­ных педагогических задач, которые всегда являются задачами со­циального управле

Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения учащихся
Человек как субъект труда, познания и общения формируется в процессе деятельности, которая обеспечивает научное освоение действительности, возбуждает интерес, чувства, порождает новые потребности,

Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения учащихся
Любая деятельность протекает более эффективно и дает каче­ственные результаты, если при этом у личности имеются силь­ные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, с полной от

Методы контроля эффективности педагогического процесса
Управление любым процессом предполагает осуществление контроля, т.е. определенной системы проверки эффективности его функционирования. Крайне необходим он и для успешного про­текания педагогическог

Контроль за учебно-познавательной деятельностью
Контроль в процессе обучения - наиболее отработанная про­цедура как в теории, так и в методике. Как относительно самосто­ятельный этап он выполняет взаимосвязанные образовательную, развивающую и во

Виды контроля и формы его организации
На различных этапах обучения используются различные виды контроля: предварительный, текущий, тематический и итоговый. Предварительный контроль направлен на выявление знаний, уме­ний

Методы контроля обучения
Вучебном процессе в различных сочетаниях используются ме­тоды устного, письменного, практического (лабораторного), ма­шинного контроля и самоконтроля учащихся. Устный опро

Взаимосвязь методов осуществления педагогического процесса и условия их оптимального выбора
Между различными методами существуют органическая взаи­мосвязь и взаимопроникновение. Руководствуясь принципом оп­тимальности при выборе методов, необходимо исходить из того, что каждый метод ориен

Генезис целей воспитания
Существует мнение, что цель воспитания ставить бесполезно, так как воспитанник развивается в соответствии с собственным «планом», который воспитателю не известен. Однако если разви­тие индивида обу

Воспитание как специально организованная деятельность по достижению целей образования
Личность человека формируется и развивается под влиянием многочисленных факторов, объективных и субъективных, при­родных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и созн

Воспитания
Понятие «личность» не только отражает фактическое состоя­ние социальных свойств человека, но и является ценностным, выражающим идеал человека. Идеал культурного человека, как отмечал А.Швейцер, «ес

Тенденции и принципы гуманистического воспитания
Воспитание как процесс становления психических свойств и функций обусловлен взаимодействием растущего человека со взрос­лыми и социальной средой. А.Н.Леонтьев считал, что ребено

Понятие о мировоззрении
Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры лично­сти является формирование мировоззрения.Мировоззрение пред­ставляет собой целостную систему научных, философских, соци­альн

Возрастные возможности овладения мировоззрением
Существует взгляд, согласно которому на начальном этапе обу­чения будто бы можно ограничиться простым накоплением фактов. Между тем уже в начальных классах существует принципиальная возможность рас

Основные пути и средства формирования мировоззрения учащихся
Человек овладевает целостным представлением о мире, если его система взглядов опирается на единство сознания, пережива­ния, и это значит, что формирование мировоззрения зависит от воздействия на

Патриотическое воспитание. Формирование культуры межнационального общения
ВТолковом словаре В.И.Даля слово «патриот» означает «лю­битель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечествен-ник или отчизник»1. Патриотизм как качеств

Правовая культура и предупреждение правонарушений учащихся
Задачи формирования правовой культуры заключаются в том, чтобы довести до сознания учеников требования правовых норм, добиться того, чтобы эти требования приобрели для них личност­ный смысл,

Воспитание гуманности
Гуманистическое мировоззрение как обобщенная система взгля-в> Убеждений, идеалов, в которой человек выражает свое отно-еНие к окружающей его природной и социальной с

Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения
Дисциплинаотражает соответствие поведения и образа жизни человека правилам и нормам, сложившимся в обществе. Дисципли­нированность как качество личности характеризует ее пов

Экологическая культура учащихся
Стремительно развивающееся движение за охрану природы охватило весь мир. Е современной науке понятие «экология» ха­рактеризуется единством биологического, социального, экономи­ческого, технического

Педагогические условия организации трудового воспитания
Успех трудового воспитания зависит от его правильной орга­низации, соблюдения следующих педагогических условий. 1. Подчинение труда детей учебно-воспитательным задачам, ко­торое достигаетс

Профессиональная ориентация школьников
Профессиональная ориентация- это обоснованная система со-Чиалъно-экономических, психолого-педагогических, медико-биологи- ческих, производственно-т

Понятие об эстетической культуре личности
Формирование эстетической культуры- это процесс правленного развития способности личности к полноценному в° ятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и дей

Система работы школы по формированию эстетической культуры. Эстетика детской жизни
Человек по натуре своей - художник. Он всюду так или иначе стремится вносить в свою жизнь красоту. Эта мысль М. Горького представляется нам чрезвычайно важной. Эстетическое освоение действительност

Формирование эстетической культуры средствами искусства
Художественные потенции человека, его эстетические возмож­ности с наибольшей полнотой и последовательностью проявляют­ся в искусстве. Порожденное человеческим трудом искусство на определенном истор

Основные средства воспитания физической культуры
К основным средствам воспитания физической культуры школь­ников относятся физические упражнения, природные и гигиени­ческие факторы. Под физическими упражнениями понимаются двигательные де

Диалектика коллективного и индивидуального в педагогическом процессе
Процессы развития личности и коллектива неразрывно свя­зны друг с другом. Развитие личности зависит от развития кол-Лектива, структуры сложившихся в нем деловых и межличност-н

Разработка теории коллектива в трудах отечественных педагогов
С начала 20-х до 60-х годов XX в. проблема коллектива счита­лась традиционно педагогической, хотя отдельные аспекты кол­лективной жизни изучались и врамках других наук. С начала 60

Роль учебно-воспитательного коллектива в развитии личности
Детский коллектив - основная база накопления детьми пози­тивного социального опыта. Опыт приобретается воспитанником в семье, через общение со сверстниками в неорганизованных вне­школьны

Существенные признаки коллектива и его функции
На основе анализа своего опыта А.С.Макаренко определил, что коллектив- это группа детей, которую объединяют общие] имеющие общественно ценный смысл цели и совместная деят

Структур3 и основные типы учебно-воспитательных коллективов
Для практической работы в школе большое значение имеет воп-оос о структуре коллектива и его органов. Опыт показывает, что общешкольный коллектив должен иметь не более 400-500 учащихся. Кроме того,

Этапы и уровни развития учебно-воспитательного
коллектива Коллектив как специально организованное объединение уча­щихся формируется не сразу. Ни одно объединение людей изна­чально не проявляет существенных признаков, которые характе­ри

Основные условия развития коллектива
В развитии коллектива особая роль принадлежит совместной деятельности. Это определяет, во-первых, необходимость во­влечения всех учащихся в разнообразную и содержательную в социальном и нравственно

Некоторые зарубежные концепции обучения
Широкое распространение в педагогической практике США и во многих странах Европы получили бихевиористические теории. Бихевиористы отождествляют психическую жизнь человека и животных

Материалистическая теория познания и процесс обучения
Уяснению методологических основ процесса обучения способ­ствует соотнесение учения как деятельности ученика, представ­ляющего собой специфический вид познания объективного мира, и познания ученого.

Движущие силы процесса обучения
Процесс обучения как специфический процесс познания над0 рассматривать в его противоречивости, как процесс постоянного движения и развития. В связи с этим учитель должен исходить из того

Назначение и структура деятельности учителя
Процесс обучения учащихся в школе протекает под руковод­ством учителя. Назначение его деятельности состоит в управлении активной и сознательной познавательной деятельностью учашиХ" ся. Учитель став

Деятельность учащихся в процессе обучения
Учение как специфический вид деятельности имеет свою струк­туру, закономерности развития и функционирования. Возможность ее осуществления обусловлена способностью человека регулиро­вать свои действ

Виды обучения и их характеристика
Исторически первым известным видом систематического обу­чения является широко применявшийся древнегреческим фило­софом Сократом и его учениками метод отыскания истины путем постановки наводящих воп

Процесса
Организованное обучение и воспитание осуществляются в рам­ках той или иной педагогической системы, имеют определенное организационное оформление. В дидактике известны три основ­ные системы организа

Урок - основная форма организации педагогического процесса
С позиций целостности педагогического процесса урок необ­ходимо рассматривать как основную форму его организации. Именно в уроке отражаются все преимущества классно-урочной системы. В форме урока в

Типология и структура уроков
В каждом уроке можно выделить его основные элементы (зве­нья, этапы), которые характеризуются различными видами дея­тельности учителя и учащихся. Эти элементы могут выступать в различных сочетаниях

Фронтальная, групповая и индивидуальная работа с учащимися на уроке
Многообразие типов и видов уроков открывает широкие воз можности для сочетания фронтальной, групповой и индивиду­альной работы учителя с учащимися. Эти формы организации учеб­ной работы могут приме

Дополнительные формы организации педагогического процесса
Урок как основная форма органично дополняется другими формами организации учебно-воспитательного процесса. Часть из них развивалась параллельно с уроком, т.е. в рамках классно-урочной системы (экск

Домашняя работа
Необходимость домашней работы учащихся обусловлена не столько решением чисто дидактических задач (закрепления зна­ний, совершенствования умений и навыков и т.п.), сколько зада­чами формирования нав

Особенности приготовления уроков в школах-интернатах и школах продленного дня
Преимущества самоподготовки состоят в том, что она прохо­дит в продуктивные для самостоятельной работы часы (обычно после отдыха, прогулки); общее руководство самоподготовкой осуществляет педагог (

Школьная лекция
В старших классах и особенно в вечерних и сменных школах используется лекция - адаптированная к условиям школы ос­новная форма лекционно-семинарской системы. Школьные лек­ции успешно применяются пр

Семинары и практикумы
Семинарские занятия проводятся в старших классах при изуче­нии гуманитарных предметов. При этом используются два вида семинаров: в форме докладов и сообщений; в вопросоответной форме. Сущность семи

Оптико-кинестезическая знаковая информационная система
которой в первую очередь относятся мимика, пантомимика, жес­ты, поза, поведение (в том числе прикосновения к партнеру поглаживания, похлопывания и т.п.)- При этом важно помнить и об этнокультурных

Тле И||ицс1:сы И ИВЛеНИЯ В МЭЛЫХ
пах- понятие собирательное. Оно служит для обозначения раз­нообразных форм существования группового сознания (психики) социально-психологического поведения и проявления членами гру

Характерные черты личности
Тип А Тип В - Агрессивные и «заводные» - Неагрессивные - Быстроговорящие и нетерпе- - Не ощущающие бега вре-ливо

Педагогика
Основная Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. - М., 1977. Бабанский Ю. К. Педагогический процесс // Избр. пед. труды / Сост. М.Ю.Бабанский.

Во взглядах ученых на педагогику утвердились три точки зрения:

1) педагогика - междисциплинарная область человеческого знания. Та­кой подход фактически отрицает педагогику как самостоятельную теорети­ческую науку, т. е. как область отражения педагогических явлений. В этом случае в педагогике оказываются представленными самые разные сложные объекты действительности (космос, культура, политика и др.);

2) педагогика - прикладная дисциплина, функция которой состоит в опосредованном использовании знаний, заимствованных из других наук (психологии, естествознания, социологии и др.) и адаптированных к реше­нию задач, возникающих в сфере образования или воспитания. Содержа­ние такой педагогики составляет совокупность фрагментарных представле­ний об отдельных сторонах педагогических явлений;

3) педагогика - это относительно самостоятельная дисциплина, имею­щая свой объект и предмет изучения 1 .

Третья точка зрения, согласно которой педагогика рассматривается как самостоятельная научная дисциплина, является наиболее признаваемой. В отличие от житейских знаний в области воспитания и обучения педагогика как наука обобщает разрозненные факты, устанавливает причинные связи

1 Сластенин В. А., Каширин В. П. Психология и педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2001.

между явлениями. Она отвечает на вопросы, какие и почему происходят из­менения в развитии человека под влиянием обучения и воспитания.

Для определения педагогики как науки важно установить границы ее предметной области, ответив на вопрос: «Что же она изучает?» Поэтому не­обходимо осмысление объекта и предмета педагогики.

Объект - это область действительности, которую исследует данная нау­ка. Объектом педагогики выступают явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Таким явлением действительности является обра­зование - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах чело­века, общества и государства.

Предмет - это способ видения объекта с позиций данной науки.

Предметом педагогики является сознательно и целенаправленно организуе­мый педагогический процесс.

Под педагогическим процессом понимают специально организованное, раз­вивающееся во времени и в рамках определенной воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели и призванное привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников.

Педагогическая наука исследует сущность, закономерности, принципы, тенденции и перспективы развития педагогического процесса, разрабаты­вает теорию и технологию его организации, совершенствует содержание и создает новые организационные формы, методы и приемы педагогической деятельности воспитателей и воспитанников (детей и взрослых).

Исходя из такого понимания объекта и предмета педагогики, можно сделать вывод, что педагогика - это наука о воспитании, обучении и образо­вании детей и взрослых.

Каковы же функции педагогической науки, обусловленные ее предметом?

Педагогическая наука осуществляет те же функции, что и любая другая научная дисциплина: описание, объяснение и предсказание явлений действи­тельности, которую она изучает.

Различают следующие функции педагогической науки: общетеоретиче­скую, прогностическую и практическую.

Общетеоретическая функция педагогической науки состоит в теорети­ческом анализе закономерностей педагогического процесса. Наука описы­вает педагогические факты, явления, процессы, объясняет, по каким зако­нам, при каких условиях, почему они протекают, делает выводы.

Прогностическая функция педагогики состоит в обоснованном предви­дении развития педагогической реальности (какой, например, будет школа будущего, как будет изменяться контингент учащихся и т. п.). На базе на­учно обоснованного прогноза становится возможным более уверенное пла­нирование. В области воспитания значимость научных прогнозов исклю­чительно велика, ибо по своей природе воспитание обращено в будущее.

Практическая (преобразовательная, прикладная) функция педагогики со­стоит в том, что на основе фундаментального знания усовершенствуется педагогическая практика, разрабатываются новые методы, средства, фор­мы, системы обучения, воспитания, управления образовательными струк­турами. Единство всех функций педагогики позволяет наиболее полно решать задачи педагогического процесса в различных типах образовательно-воспи­тательных учреждений.

Педагогика к экзамену


1 Педагогика как антропологическая наука , ее возникновение и развитие.

На определенной ступени становления человеческого общества , в частности в поздний период рабовладельческого строя, когда производство и наука достигли определенного уровня развития, воспитание превращается в социальное явление и приобретает особую общественную функцию, т.е. возникают специальные воспитательные учреждения, появляются специалисты, профессией которых становится обучение и воспитание детей.

Таким образом, процесс передачи культурно-исторического опыта стал необходимым и целенаправленным. Осуществляется он в ходе взаимодействия старшего с младшим, опытного с менее опытным, обучающего с обучаемым. Это взаимодействие получило название – педагогический процесс.

Педагогический процесс – специально организованное взаимодействие обучающего и обучаемого (старшего и младшего, опытного и менее опытного) в целях передачи-освоения культурно-исторического опыта (производственного, научного, социального, культурного), необходимого человеку для самостоятельной жизни и труда в обществе.

Педагогика – это наука, изучающая сущность, закономерности, принципы, методы и формы организации педагогического процесса как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни.

Объектом педагогики выступает человек, развивающийся посредством специально организованного процесса воспитания и обучения.

Предметом педагогики как науки могут выступать педагогические явления, которые протекают в процессах функционирования и жизнедеятельности государства и общества, всех их сфер и структур, культурно-просветительных и образовательно-воспитательных учреждений, людей, их семей и существуют в виде педагогических закономерностей, факторов, механизмов образования, воспитания, обучения и развития личности.
2 теоритическая и технологическая функция педагогики

Функции педагогической науки. Функции педагогики как науки обусловлены ее предметом. Это теоретическая и технологическая функции, которые она осуществляет в органичном единстве.

Теоретическая функция педагогики реализуется на трех уровнях:


  • описательном, или объяснительном, - изучение передового и новаторского педагогического опыта;

  • диагностическом - выявление состояния педагогических явлений, успешности или эффективности деятельности педагога и учащихся, установление условий и причин, их обеспечивающих;

  • прогностическом - экспериментальные исследования педагогической действительности и построение на их основе моделей преобразования этой действительности. Прогностический уровень теоретической функции связан с раскрытием сущности педагогических явлений, нахождением глубинных явлений в педагогическом процессе, научным обоснованием предполагаемых изменений. На этом уровне создаются теории обучения и воспитания, модели педагогических систем, опережающие образовательную практику.
Технологическая функция педагогики предлагает также три уровня реализации:

  • проективный, связанный с разработкой соответствующих методических материалов (учебных планов, программ, учебников и учебных пособий, педагогических рекомендаций), воплощающих в себе теоретические концепции и определяющих "нормативный, или регулятивный" (В. В.Краевский), план педагогической деятельности, ее содержание и характер;

  • преобразовательный, направленный на внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику с целью ее совершенствования и реконструкции ;

  • рефлексивный, предполагающий оценку влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания и последующую коррекцию во взаимодействии научной теории и практической деятельности.

3 Основные категории педагогики:

воспитание, обучение, образование .

Для определения указанных категорий будет использоваться межпредметное понятие – развитие. Развитие – это объективный процесс последовательных количественных и качественных внутренних изменений во всех сферах личности; ее взросление. Можно выделить физическое, психическое, социальное, духовное развитие . Развитие личности осуществляется под влиянием внешних и внутренних, социальных и природных, управляемых и неуправляемых факторов.

Воспитание (в широком смысле) как социальное явление – это передача культурно-исторического опыта подрастающему поколению с целью подготовки его к самостоятельной общественной жизни и производственному труду.

Воспитание (в узком смысле) – целенаправленная педагогическая деятельность, призванная сформировать у обучающихся систему качеств личности, взглядов и убеждений, мировоззрения, отношений, форм поведения.

Обучение – специально организованный процесс целенаправленного взаимодействия педагога и обучающихся, в результате которого обеспечиваются усвоение определенной системы знаний, навыков, умений, способов мышления и деятельности, развитие познавательных и других способностей, формирование мировоззрения.

Образование (как система) – специально организованная совокупность образовательных, культурно-просветительных заведений, учреждений повышения квалификации и переподготовки кадров, органов управления образованием, учебно-методическое обеспечение осуществляемого в учреждениях образовательного процесса, а также всех его участников.

Формирование – это процесс становления личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых, социальных и природных факторов.

Педагогика» – слово греческого происхождения (пейда – дитя, гогос – вести), буквально оно переводится как «деторождение», «детовождение» или искусство воспитания.
4 воспитание как явление общественной жизни исторический и классовый характер

До того как зародилась письменность, педагогические суждения имели устное бытование и до нашего времени дошли в виде пословиц, поговорок, афоризмов, крылатых выражений. Истоки народной педагогики, как первого этапа развития педагогики вообще, мы находим в сказках, былинах, песнях, частушках, детских прибаутках, пословицах, поговорках, заговорах, колыбельных песнях и песнях-хороводах, загадках, скороговорках, считалках, колядках, исторических преданиях, народных приметах.

Истоки теоретической педагогической мысли содержатся в работах великих древних философов – Сократа, Платона и Аристотеля. В рамках становящейся философской парадигмы они сформулировали основы возрастной периодизации и раскрыли цели и этапы образования и воспитания человека.

Мощный импульс развитию педагогики дала эпоха Возрождения (ХIV–ХVI в.в.). В 1623 г. англичанин Фрэнсис Бэкон (1561-1626) вычленил педагогику из системы философских наук как самостоятельную науку. С ХVII века педагогическая мысль начинает опираться на данные передового педагогического опыта. Немецкий педагог Вольфганг Ратке (1571-1635) разработал содержательные понятия образования и соответствующую методологию, установив критерий педагогических исследований.

Огромный вклад в создание научных основ педагогики был внесен великим чешским педагогом Яном Амосом Коменским (1592-1670). Он обосновал необходимость обучения и воспитания сообразно природе ребенка , на основе объективных закономерностей разработал систему принципов обучения, создал классно-урочную систему обучения, заложил основы классического или традиционного образования.

Много прогрессивных идей было внесено в педагогическую науку и практику трудами Эразма Роттердамского (1469-1536) в Голландии, Дж. Локка (1632-1704) – в Англии, Ж.Ж. Руссо (1712-1778), К.А. Гельвеция (1715-1771) и Д. Дидро (1713-1784) – во Франции, И.Г. Песталоцци (1746-1827) – в Швейцарии, И.Ф. Гербарта (1776-1841) и А. Дистервега (1790-1866) – в Германии, Я. Корчака (1878-1942) – в Польше, Д. Дьюи (1859-1952) – в США и др. Постепенно преодолевался религиозный характер образования, расширялось содержание классического образования, основательно стали изучаться родной язык, история, география, естествознание. В XIX в. возникают реальные (с преобладанием предметов естественно-математического цикла) и профессиональные школы, в том числе и по подготовке педагогов. Таким образом, педагогика сформировалась в качестве учебной дисциплины. В стиле и методах педагогической работы получили развитие идеи гуманного отношения к детям, отмены физических наказаний в школах, преодоления средневековой схоластики и зубрежки, активизации учебной деятельности, отказа от «словесного воспитания», усиления нравственного воспитания, приближения образования к жизни, соединения обучения и воспитания с трудом, специальной подготовки учителей как профессионалов в вопросах обучения и воспитания и др.

Заметной вехой в развитии отечественной педагогики стала теоретическая и практическая деятельность Симеона Полоцкого (1629-1680), под наблюдением которого воспитывался в детстве Петр I. Он выступал против «врожденных идей», определяющих якобы развитие детей, придавал решающее значение в воспитании примеру родителей и учителей, считал, что развитие чувств и разума должно осуществляться целенаправленно.

Педагогическая мысль плодотворно развивалась в трудах М.В. Ломоносова (1711-1765), Н.И. Новикова (1744-1818), Н.И. Пирогова (1810-1881), К.Д. Ушинского (1824-1870), Л.Н. Толстого (1828-1910), П.Ф. Каптерева (1849-1922) и др.

В период социалистического развития система образования строилась на идеях формирования всесторонне развитой личности, непрерывности и преемственности обучения, соединения образования с трудом и общественной работой, воспитания в коллективе и через коллектив, четкой организации и управления педагогическим процессом, сочетания высокой требовательности с уважением к личному достоинству учащихся, личного примера учителя и пр. Основы такого образования получили развитие в трудах Н.К. Крупской (1869-1939), С.Т. Шацкого (1878-1934), П.П. Блонского (1884-1941), А.С. Макаренко (1888-1939), В.А. Сухомлинского (1918-1970) и др. В последние десятилетия XX в. интересные педагогические идеи активизации обучения, проблемного и развивающего обучения, педагогического сотрудничества, формирования личности разрабатывались учеными-педагогами Ю.К. Бабанским, В.В. Давыдовым, И.Я. Лернером, М.И. Махмутовым, М.А. Даниловым, Н.К. Гончаровым, Б.Т. Лихачевым, П.И. Пидкасистым, И.П. Подласым, М.Н. Скаткиным, В.А. Сластениным, И.Ф. Харламовым, педагогами-новаторами Ш.А. Амонашвили, В.Ф. Шаталовым, Е.Н. Ильиным и др.

В современных условиях педагогику рассматривают как науку и практику обучения и воспитания человека на всех этапах его личностного и профессионального развития.

1.2.Отрасли педагогических знаний.
5 В систему педагогических наук входят:

1.Общая педагогика , исследующая основные закономерности воспитания, обучения, образования и развития личности.

2.История педагогики , изучающая развитие педагогических идей и воспитания в различные исторические эпохи.

3.Сравнительная педагогика , исследующая закономерности функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных странах путем сопоставления и нахождения сходств и отличий.

4.Возрастная педагогика , изучающая особенности воспитания человека на различных возрастных этапах. В зависимости от возрастной характеристики различают дошкольную педагогику, педагогику средней школы , педагогику профессионально-технического образования, педагогику среднего специального образования, педагогику высшей школы, педагогику взрослых (андрагогику).

5.Специальная педагогика , разрабатывающая теоретические основы, принципы, методы, формы и средства воспитания и образования детей и взрослых, имеющих отклонения в психофизическом развитии. Специальная педагогика (дефектология) распадается на ряд отраслей: вопросами воспитания и образования глухонемых и глухих детей и взрослых занимается сурдопедагогика, слепых и слабовидящих – тифлопедагогика, умственно отсталых – олигофренопедагогика, детей и взрослых с расстройством речи – логопедия.

6.Профессиональная педагогика изучает закономерности, разрабатывает теоретическое обоснование, содержание и технологии обучения и воспитания человека, ориентированного на конкретно профессиональную сферу действительности.

7.Социальная педагогика содержит теоретические и прикладные разработки в области внешкольного воспитания и образования детей и взрослых. Многопрофильные образовательно-воспитательные и культурно-просветительные учреждения (клубы, центры, спортивные секции, студии музыкального и театрального искусства и др.) являются средством воспитания и развития личности, повышения культуры общества, передачи профессиональных знаний, проявления творческих способностей людей.

8.Исправительно-трудовая педагогика содержит теоретическое обоснование и методики перевоспитания лиц, находящихся в заключении за совершенные преступления.

9.Лечебная педагогика разрабатывает систему образовательно-воспитательной деятельности педагогов с хворающими, недомогающими и больными школьниками. Возникает интегрированная медико-педагогическая наука, направленная на разработку теоретического и содержательно-методического обеспечения лечения и обучения учащихся в щадящем режиме.

10.Методики преподавания различных дисциплин содержат специфические частные закономерности обучения конкретным дисциплинам (языку, физике, математике, химии, истории и др.), накапливают технологический инструментарий, позволяющий оптимальными методами и средствами усваивать содержание той или иной дисциплины, овладевать опытом предметной деятельности, оценочными отношениями.
6 педагогика в решении проблем современного общества

Педагогическая деятельность есть особый вид общественно полезной деятельности взрослых людей, сознательно направленной на подготовку подрастающего поколения к жизни в соответствии с экономическими, политическими, нравственными, эстетическими целями. Педагогическая деятельность представляет собой самостоятельное общественное явление, единое с воспитанием, но отличное от него.

Педагог, вооруженный осознанным воспитательским опытом, педагогической теорией и системой специальных учреждений, сознательно вмешивается в объективный процесс воспитания , организует его, ускоряет и улучшает подготовку детей к жизни. Воспитание людей всегда, на любой стадии общественного развития осуществляется всем обществом, всей системой общественных отношений и форм общественного сознания. Оно вбирает в себя и отражает всю совокупность общественных противоречий. Педагогическая деятельность как общественная функция возникает в недрах объективного процесса воспитания и осуществляется педагогами, специально подготовленными и обученными людьми. В отличие от них, многие взрослые, участвующие в воспитательном процессе, не осознают огромного воспитательного значения своих взаимоотношений с детьми, действуют и поступают вопреки педагогическим целям.

Иногда педагог может отставать от требований жизни, от объективного воспитательного процесса, вступать в противоречие с прогрессивными социальными тенденциями. Научная педагогическая теория изучает законы воспитания, воспитательного влияния жизненных условий и их требования. Тем самым она вооружает педагога достоверными знаниями, помогает ему стать глубоко сознательным, эффективным, способным к разрешению возникающих противоречий.

Педагогическая деятельность как органическая, сознательная и целенаправленная часть воспитательного процесса - одна из важнейших функций общества.

Для того, чтобы эффективно воздействовать на детей, вступать с ними в воспитательные взаимодействия, стимулировать их самодеятельность, необходимо глубокое знание законов, по которым происходит процесс усвоения знаний, умений и навыков, формирования отношений к людям и явлениям мира. Педагогу необходимо научиться пользоваться этими знаниями на практике, овладеть опытом, мастерством, искусством их умелого применения. Педагогическая практика нередко требует оценки сложившейся ситуации и срочного педагогического реагирования. На помощь учителю приходит интуиция, представляющая собой сплав опыта и высоких личностных качеств. В воспитательском опыте вырабатывается умение выбрать из арсенала педагогических качеств именно то, которое отвечает требованиям данного момента.

Важным компонентом педагогической деятельности является высочайшая политическая, нравственная, эстетическая культура ее носителя. Вне такой культуры все другие компоненты в педагогической практике оказываются парализованными, малоэффективными. Эта общая функция включает в себя ряд более конкретных . К ним относятся: а) передача знаний, умений и навыков, формирование на этой основе мировоззрения; б) развитие их интеллектуальных сил и способностей, эмоционально-волевой и действенно-практической сфер; в) обеспечение сознательного усвоения воспитуемыми нравственных принципов и навыков поведения в обществе; г) формирование эстетического отношения к действительности ; д) укрепление здоровья детей, развитие их физических сил и способностей. Все эти функции неразрывно взаимосвязаны. Передача ребенку знаний, умений и навыков, организация его многообразной и разнообразной деятельности закономерно влечет за собой развитие его сущностных сил, потребностей, способностей, дарований.
Педагогическая деятельность как общественное явление реализуется диалектически, в противоречиях. Именно противоречия являются движущей силой ее развития, возникновения передового начала. Социальная роль педагогической профессии в современном обществе

Учитель в широком смысле слова это тот человек, который передает знания, умения, навыки, опыт. Учитель в узком смысле слова это тот человек, который получил специальность и обучает людей в учебных заведениях. Он воспитывает детей; ведет пропаганду педагогических знаний; обучает подрастающее поколение; развивает детей умственно, физически, эстетически; воспитывает социально активную личность; организовывает различные виды деятельности: просветительскую, оздоровительную.
История человечества свидетельствует, что образование и общество неотделимы. Все глобальные проблемы (экономические, социальные, политические, культурологические, демографические, экологические и др.), с которыми сталкивается общество, так или иначе сказываются на сфере образования. Например, в связи с экономическими трудностями, переживаемыми многими странами, в том числе и Российской Федерацией, уменьшается государственное финансирование системы образования, что ведет к ослаблению материально-технического оснащения учебно-воспитательных учреждений, к снижению качества подготовки педагогических кадров, рождает у педагогов социальную неуверенность в завтрашнем дне. Или неблагоприятная экологическая обстановка, царящая на планете, разрушающе действует на здоровье человека еще до его рождения. В результате снижаются способности к обучению; возникает потребность в создании образовательных учреждений коррекционного, компенсаторного, оздоровительного характера. В период войн, этнических конфликтов , которые вспыхивают то в одной, то в другой точке планеты, проблемы образования уходят на последний план перед угрозой смертельной опасности, катастрофически падает сама возможность учиться в школе, посещать детский сад.
Но, с другой стороны, образование во многом определяет лицо общества. Ученые подчеркивают социальное значение образования как важной преобразующей силы общества. Отмечается, что для выхода из кризиса, переживаемого в настоящее время мировой цивилизацией, необходимы глубокие изменения в сознании, поведении людей. Центральное место в структуре системы образования занимает учитель. Преобразовывать внутренний мир индивида на основе гуманистических идеалов, целенаправленно формировать нравственные качества, повышать уровень культуры и профессиональной подготовки человека - таковы функции современного учителя. Социальная роль педагога заключается в возможности оказывать влияние на развитие тех или иных тенденций в обществе, социуме, готовить подрастающее поколение к решению глобальных или локальных проблем современности, учить прогнозировать и, если потребуется, предупреждать их последствия.

Для каждого отдельного человека образование имеет более или менее выраженную личностную ценность. Процесс получения образования, который в развитых странах занимает четверть жизненного пути современного человека, делает содержательной и одухотворенной его жизнь, окрашивает ее разнообразными эмоциями, удовлетворяет потребности в познании, общении, самоутверждении. В ходе образования выявляются и развиваются потенциальные способности личности, осуществляется её самореализация, формируется «образ человеческий». С помощью образования человек адаптируется к жизни в обществе, приобретает необходимые для этого знания и умения.

Переживаемый в нашем обществе кризис больно задел и сферу образования, что с наибольшей отчетливостью проявилось в падении общественной ценности образования и тесно связанным с этим падением престижа учительского труда, вызвавшие деформацию учебного процесса.

В работе Ф.Г. Зиятдиновой, базирующейся на материалах социологических опросов и посвященной анализу социального положения учительства, отмечается, что престиж профессии учителя значительно понизился в последние 2-3 года. Во-первых, среди самих учителей растёт доля лиц, скептически оценивающих культурно-образовательные возможности своей профессии. По данным опросов учителей регионов Сибири, Дальнего Востока, некоторых центральных районов, около 40% отрицательно настроены по отношению к своей профессии, а 30,6% затруднились с ответом. Мотивация учительского труда, настроенность на созидательный труд также значительно изменились в отрицательную сторону: 4% учителей идут в школу охотно и радостно , 2% отбывают время, 19% - с текучим меняющимся настроением, 19% - с чувством тяжелой повинности, а большая часть 61% - с постоянным беспокойством и тревогой. Налицо кризис профессии учителя, огромная неудовлетворенность своим трудом громадной армии работников школы. Главная причина такого положения - кризисные явления в экономике, политике, морали и культуре, отсутствие четкой государственной программы перестройки школы, которая не только была бы способной на достаточно высоком уровне обеспечить финансирование школы, но и, что самое главное - создать условия для социальной востребованности образования и знаний, которые будут способствовать росту их престижа и, безусловно, повысят социальный статус учителя.

А что происходит в действительности? Свыше 60% опрошенных из факторов, важных для успеха в жизни, поставили образование на предпоследнее - 14-е место. Самое печальное, что именно у молодых людей в возрасте до 20 лет, когда и приобретаются знания, ценность образования стоит на предпоследнем месте, у родителей оно на третьем месте от конца из 14-ти позиций. Как следствие, около половины учащихся старших классов и студентов вузов слабо настроены на получение знаний. Падение ценности образования в нашем обществе закономерно вызывает и низкий рейтинг учительской профессии в общественном сознании. Это подтверждают и социологические опросы. Так, в 1989 г. при ответе на вопрос, заданный учащимся-старшеклассникам "Как вы оцениваете престиж профессии учителя в нашем обществе?" 4,6% признали его "высоким", 61,5% - "средним" и почти одна треть респондентов "низким" и "очень низким" (32,8%). Через два года (в 1991 г.) эти оценки снизились: уже 45,3% опрошенных учащихся признали престиж профессии учителя в обществе "низким" и 21% -"очень низким". Опросы родителей также свидетельствуют о резком снижении авторитета учителя в обществе: только 35% считают престиж учительской профессии высоким, около половины, 46% -- "средним", а 51% - "низким "и "очень низким".
7.Методология и методы педагогических исследований.

Предмет педагогики.

Общие основы педагогики Педагогика как наука

Педагогика - одна из общественных наук, которая исследует процесс воспитания человека, то есть её предметом является воспитание: как из ребёнка в ходе его общения и взаимодействия с общественными коллективами (семья, учебные, воспитательные, производственные, уличные сообщества и т.д.) складывается (воспитывается) личность - существо социальное, сознательно и ответственно относящееся к окружающему миру, преобразующее этот мир (начиная прежде всего с себя и своим примером). Этот процесс протекает по свойственным ему законам, то есть в нём проявляются устойчивые, неизбежные связи между отдельными частями, определённые изменения влекут за собой соответствующие результаты. Эти закономерности выявляет и изучает педагогика. Одно из практических направлений современной педагогики - неформальное образование.

Методология педагогики- система знаний об основаниях и структуре педагогической теории, о принципах подхода и способах добывания знаний, отражающих педагогическую действительность, а также система деятельности по получению таких знаний и обоснованию программ, логики и методов, оценке качества исследовательской работы.

Педагогическая наука , как и другие науки, имеет следующие функции (задачи): объяснительную, преобразовательную, прогностическую.

Объяснительная функция состоит в том, что наука описывает педагогические факты, явления, процессы, объясняет, по каким законам, при каких условиях, почему так или иначе протекают процессы воспитания. Иначе говоря, основная задача педагогики - открывать новое, до этого неизвестное знание. Результатом исследования являются законы и принципы педагогики, теории, концепции - все это дают фундаментальные педагогические исследования.

Преобразовательная функция , прикладная, практическая: на основе фундаментального знания усовершенствуется педагогическая практика. Ученые считают, что результатом исследований должны быть педагогические системы, технологии, то есть пооперационные описания процессов воспитания/обучения, рассчитанных на получение заданного результата. Как в физике открытие закона ведет к изобретению машины, так в педагогике объяснение явления, теория ведет к созданию педагогических систем, методик, технологий обучения, учебных средств, учебников. Выполняя эти задачи, педагогика носит нормативный, регулятивный характер.

Прогностическая функция педагогики заключается в обоснованном предвидении развития педагогической реальности. Открытие программированного обучения, создание ЭВМ и сложных средств коммуникации привело ученых к мысли, что школа будущего будет иной или вообще отомрет: учащиеся будут учиться с помощью телекоммуникационных средств дома или в специальных центрах. Возникла даже отрасль науки о предвидении развития ПС - педагогическая футурология.

Результатами педагогического исследования являются теории, педагогические системы и технологии, педагогические прогнозы. Они бывают представлены в разных формах: докладах, статьях, книгах, учебных пособиях, обучающих программах и пр.

Функции педагогики как науки обусловлены ее предметом. Это теоретическая и технологическая функции, которые она осуществляет в органичном единстве.

Теоретическая функция педагогики реализуется на трех уровнях:

 описательном, или объяснительном, - изучение передового и.новаторского педагогического опыта;

 диагностическом - выявление состояния педагогических явлений, успешности или эффективности деятельности педагога и учащихся, установление условий и причин, их обеспечивающих;

 прогностическом - экспериментальные исследования педагогической действительности и построение на их основе моделей преобразования этой действительности.

Прогностический уровень теоретической функции связан с раскрытием сущности педагогических явлений, нахождением глубинных явлений в педагогическом процессе, научным обоснованием предполагаемых изменений. На этом уровне создаются теории обучения и воспитания, модели педагогических систем, опережающие образовательную практику.

Функции педагогической науки: технологическая функция

Технологическая функция педагогики предлагает также три уровня реализации:

 проективный, связанный с разработкой соответствующих методических материалов (учебных планов, программ, учебников и учебных пособий, педагогических рекомендаций), воплощающих в себе теоретические концепции и определяющих «нормативный, или регулятивный» (В.В.Краевский), план педагогической деятельности, ее содержание и характер;

 преобразовательный, направленный на внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику с целью ее совершенствования и реконструкции.

 рефлексивный, предполагающий оценку влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания и последующую коррекцию во взаимодействии научной теории и практической деятельности.

18. Сущность педагогического процесса

Педагогический процесс как динамическая педагогическая система Педагогический процесс - это специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач. Педагоги и воспитанники как деятели, субъекты являются главными компонентами педагогического процесса. Взаимодействие субъектов педагогического процесса (обмен деятельностями) своей конечной целью имеет присвоение воспитанниками опыта, накопленного человечеством во всем его многообразии. А успешное освоение опыта, как известно, осуществляется в специально организованных условиях при наличии хорошей материальной базы, включающей разнообразные педагогические средства. Взаимодействие педагогов и воспитанников на содержательной основе с использованием разнообразных средств есть сущностная характеристика педагогического процесса, протекающего в любой педагогической системе. Системообразующим фактором педагогического процесса выступает его цель, понимаемая как многоуровневое явление. Педагогическая система организуется с ориентацией на цели воспитания и для их осуществления, она всецело подчиняется целям образования. Педагогическая задача - основная единица педагогического процесса. Развивающаяся во времени основная единица педагогического процесса, по которой только и можно судить о его течении, должна удовлетворять следующим условиям: обладать всеми существенными признаками педагогического процесса; являться общей при реализации любых педагогических целей; наблюдаться при выделении путем абстрагирования в любом реальном процессе. Именно этим условиям отвечает педагогическая задача как единица педагогического процесса. В реальной педагогической деятельности в результате взаимодействия педагогов и воспитанников возникают разнообразные ситуации. Привнесение в педагогические ситуации целей придает взаимодействию целенаправленность. Педагогическая ситуация, соотнесенная с целью деятельности и условиями ее осуществления, и есть педагогическая задача. Поскольку педагогическая деятельность в рамках любой педагогической системы имеет задачную структуру, т.е. может быть представлена как взаимосвязанная последовательность решения бесчисленного множества задач разного уровня сложности, а воспитанники, в свою очередь, включены в их решение, так как взаимодействуют с педагогами, то и с этой точки зрения единицей педагогического процесса есть все основания рассматривать материализованную педагогическую задачу как воспитательную ситуацию, характеризующуюся взаимодействием педагогов и воспитанников с определенной целью. Таким образом, движение педагогического процесса, его "моменты" должны прослеживаться при переходе от решения одной задачи к другой. Принято различать задачи разного класса, типа и уровня сложности, но все они имеют общее свойство, а именно: являются задачами социального управления. Однако "клеточкой" педагогического процесса, стремясь к его наименьшей единице, можно считать только оперативные задачи, ограниченно выстроенный ряд которых приводит к решению тактических, а затем и стратегических задач. Объединяет их то, что все они решаются с соблюдением принципиальной схемы, предполагающей прохождение четырех взаимосвязанных этапов: анализа ситуации и постановки педагогической задачи; проектирования вариантов решения и выбора оптимального для данных условий; осуществления плана решения задачи на практике, включающего организацию взаимодействия, регулирование и корригирование течения педагогического процесса; анализа результатов решения. Движущие силы педагогического процесса. Поступательное движение педагогического процесса от решения одних задач к другим, более сложным и ответственным, осуществляется в результате научно обоснованного разрешения объективных и своевременного осознания и устранения субъективных педагогических противоречий, являющихся следствием ошибочных педагогических решений. Наиболее общим внутренним противоречием объективного характера, определяющим движение педагогического процесса, является несоответствие реальных возможностей воспитуемых тем требованиям, которые к ним предъявляются со стороны общества: школы, учителей. Однако если требования слишком завышены или, наоборот, занижены, то они не становятся источниками движения школьника, а следовательно, и всей педагогической системы к намеченной цели. Только задачи, ориентированные на завтрашний день развития, вызывают интерес и потребность в их решении. Это говорит о необходимости проектирования близких, средних и далеких перспектив коллектива и отдельных воспитанников, их конкретизации и обеспечения принятия самими детьми. В последние годы в связи с демократизацией образования выявилось главное внутреннее противоречие педагогического процесса и развития личности в детском возрасте. Это несоответствие между активно-деятельной природой ребенка и социальнопедагогическими условиями его жизни. Главное противоречие конкретизируется целым рядом частных: между общественными интересами и интересами личности; между коллективом и личностью; между сложными явлениями общественной жизни и недостатком детского опыта для их понимания; между стремительно нарастающим потоком информации и возможностями учебно-воспитательного процесса и др. К субъективным противоречиям относятся следующие: между целостностью личности и функциональным подходом к ее формированию, односторонностью педагогического процесса; между отставанием процесса генерализации знаний и умений и нарастающей необходимостью применять преимущественно обобщенные знания и умения; между индивидуальным творческим процессом становления личности и массово-репродуктивным характером организации педагогического процесса; между определяющим значением деятельности в развитии личности и установками преимущественно на словесное воспитание; между возрастающей ролью гуманитарных предметов в гражданском становлении человека и тенденцией к технократизации педагогического процесса и др.