Функции хронотопа по бахтину. Понятие хронотопа. Виды хронотопа. Виды частных хронотопов по Бахтину

ПОНЯТИЕ ХРОНОТОПА В СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Аннотация
Художественный текст, независимо от того, к какому литературному жанру он принадлежит, отражает события, явления или же психологическое состояние героев данного произведения. Являясь интегральной характеристикой любого произведения, художественное пространство и время сообщают ему определенное внутреннее единство и завершенность, придавая этому единству совершенно новый неповторимый смысл. В статье рассматривается понятие хронотопа в литературе и лингвистике.

THE NOTION OF CHRONOTOPE IN MODERN LITERATURE

Tarakanova Anastasiia Andreevna
Nizhny Novgorod State University named after N. I. Lobachevsky, Arzamas branch
the 5-year student of the historical-philological faculty


Abstract
Works of literature, no matter what genre they belong to, provide us with the information about events and even reflect the state of mind and disposition of the character. Temporal and spatial relationships are integral parts of a literary work, they determine the internal unity of the text, its completeness. It also acquires some additional hidden information. This article deals with the notion of chronotope in Literature and Linguistics.

В литературном произведении художественное пространство неразрывно с понятием «время».

Так литературоведы рассматривают время и пространство как отражение философских, этических и др. представлений художника, анализируют специфику художественного времени и пространства в разные эпохи, в разных литературных направлениях и жанрах, изучают грамматическое время в художественном произведении, рассматривают время и пространство в их неразрывном единстве .

Данные понятия отражают соотнесенности событий, ассоциативные, причинно-следственные и психологические связи между ними, в произведении они создают сложный ряд событий, выстраиваемых в ходе развития сюжета. Художественный текст отличается от обычного (обиходного) текста тем, что говорящий создает воображаемый мир, чтобы произвести определенный эффект на читателя.

Время в художественной литературе обладает определенными свойствами, связанными со спецификой художественного текста, его особенностями и авторским замыслом. Время в тексте может иметь четко определенные или, наоборот, размытые границы (события, например, могут охватывать десятки лет, год, несколько дней, день, час и т.п.), которые могут обозначаться / не обозначаться в произведении связанными с историческим временем или временем, которое автор устанавливает условно .

Первое свойство художественного времени – системный характер . Это свойство проявляется в организации вымышленной действительности произведения, его внутреннего мира с воплощением авторской концепции, его восприятием окружающей действительности, с отражением именно его картины мира через персонажей .

В художественном произведении время может быть многомерным . Это свойство художественного времени связано с самой природой или сущностью литературного произведения, имеющего, во-первых, автора и предполагающего наличие читателя, во-вторых, границы: начало рассказа и его конец. В тексте, таким образом, возникают две временные оси - «ось рассказывания» и «ось описываемых событий». При этом «ось рассказывания» является одномерной, тогда как «ось описываемых событий» многомерна. Соотношение этих «осей» порождает многомерность художественного времени и делает возможными временные смещения и множественности временных точек зрения в структуре текста. Нередко в художественных произведениях нарушается последовательность событий, и большую роль играют те самые временные смещения, нарушения временной последовательности повествования, что и характеризует свойство многомерности, влияющее на авторское деление текста, на смысловые отрезки, эпизоды, главы .

Взаимосвязь временных и пространственных отношений М.М.Бахтин обозначил хронотопом (что в дословном переводе значит - «времяпространство»). М.М.Бахтин применил этот термин в литературоведении для выражения неотделимости пространства и времени друг от друга. Время здесь представляет четвертое измерение пространства. В литературе хронотоп имеет существенное жанровое значение. Жанр и жанровые разновидности того или иного произведения определяются именно хронотопом, причем в литературе ведущим началом в хронотопе является время. Бахтин полагает, что в литературном хронотопе время непременно доминирует над пространством, делая его более осмысленным и измеримым .

Литературные хронотопы имеют, прежде всего, сюжетное значение, они являются организованными центрами основных описываемых автором событий. Хронотоп, как единство времени и места действия произведения, не только определяет обстоятельства и формы общения, но и определенным образом поддерживает принятое в данной культуре отношение к этим обстоятельствам .

Взаимосвязь пространства и времени очевидна. Так, в английском языке имеются предлоги, выражающие одновременно пространственные и временные отношения, типа in, at, before, after, by, next и т.п.

By my side – пространство;

By six o’clock – время.

В лингвистике существует объективный образ пространства и времени. Если пространство доступно непосредственному восприятию человека и описывается в языке с помощью слов, выражений, фразовых глаголов и т.п., употребляемых в их прямом или переносном значении, то время непосредственному восприятию органов чувств недоступно, поэтому его модели могут быть изменчивы .

Следовательно, каждый писатель осмысливает время и пространство по-своему, наделяя их собственными характеристиками, отражающими мировоззрение автора. В итоге художественное пространство, создаваемое писателем, является уникальным и не похоже ни на одно другое художественное пространство и время. Связь художественного текста с категориями пространства и времени обусловлена уже самой языковой категорией предикативности, являющейся основной характеристикой предложения как коммуникативной языковой единицы. Поскольку сами явления окружающего мира существуют во времени и пространстве, языковая форма их выражения не может не отражать этого их свойства. Пользуясь языком, нельзя сформировать высказывание, не выразив временной соотнесенности его содержания с моментом речи или определенного положения в пространстве .

от греч. chronos - время + topos - место; буквально времяпространство). Пространство и время - это самые суровые определители человеческого бытия, еще более суровые, чем социум. Преодоление пространства и времени и овладение ими - это экзистенциальная задача, которую человечество решает в своей истории, а человек - в своей жизни. Человек субъективирует пространство и время, разъединяет, объединяет их, трансформирует, обменивает и превращает одно в др. X. - это живое синкретичное измерение пространства и времени, в котором они нераздельны. X. сознания двулик. Это в такой же степени современенность пространства", в какой "опростран-ственность времени". Тайна сочетания, изменения масштабов, превращаемость форм осознавалась давно. А. А. Ухтомский дал ей имя.

X. - понятие, введенное Ухтомским в контексте его физиологических исследований, и затем (по почину М. М. Бахтина) перешедшее в гуманитарную сферу. Ухтомский исходил из того, что гетерохрония есть условие возможной гармонии: увязка во времени, в скоростях, в ритмах действия, а значит и в сроках выполнения отдельных элементов, образует из пространственно разделенных групп функционально определенный "центр". Вспоминается т. зр. Г. Минковского, что пространство в отдельности, как и время в отдельности - лишь "тень реальности", тогда как реальные события протекают безраздельно в пространстве и времени, в X. И в окружающей нас среде, и внутри нашего организма конкретные факты и зависимости даны нам как порядки и связи в пространстве и времени между событиями (Ухтомский). Это было написано в 1940 г., задолго до того, как Д. О. Хебб пришел к идее клеточных ансамблей и их роли в организации поведения. В 1927 г. Ухтомский одобрительно отозвался о работе Н. А. Бернштейна и характеризовал развитые им методы анализа движений как "микроскопию Х>. Это микроскопия не неподвижных архитектур в пространстве, но микроскопия движения в текуче-изменяющейся архитектуре при ее деятельности. Ухтомский предсказал успех Бернштейна: на развитые им методы и учение о построении движения до сих пор опирается мировая наука, изучающая живые движения и действия.

X. сознательной и бессознательной жизни соединяет в себе все 3 цвета времени: прошлое, настоящее, будущее, разворачивающиеся в реальном и виртуальном пространстве. По Бахтину, "в литературно-художественном X. имеет место слияние пространственных и временных примет в осмысленном и конкретном целом. Время здесь сгущается, уплотняется, становится художественно-зримым; пространство же интенсифицируется, втягивается в движение времени сюжета истории. Приметы времени раскрываются в пространстве и пространство осмысливается, измеряется временем. Этим перечислением рядов и слиянием примет характеризуется художественный X. X. как формально-содержательная категория (в значительно мере) и образ человека в литературе; этот образ существенно хронотопичен". Для психологии эта характеристика имеет не меньшее значение, чем для искусства. X. невозможен вне смыслового измерения. Если время - это 4-е измерение, то смысл - 5-е (или первое?!). Не только в литературе, но и в реальной жизни у человека бывают состояния "абсолютной временной интенсивности", прообразом которой м. б. закон развертывания числового ряда (Г. Г. Шпет). В таких состояниях "меньше года длится век" (Б. Пастернак). К идее фиксированной точки интенсивности пришел М. К. Мамардашвили. Он называл ее: Punctum Cartesianum, "абсолютный зазор", "мгновениедление", "вечное мгновение", "мир чудовищной актуальности". Имеются и др. названия: "точки на пороге", "вневременное зияние", точки кризисов, переломов и катастроф, когда миг по своему значению приравнивается к "биллиону лет", т. е. утрачивает временную ограниченность (Бахтин). Учет подобных характеристик позволяет придать X. еще одно - энергийное измерение. Самый очевидный пример - сформировавшийся симультанный образ, лишенный координаты времени. В нем есть недосказанность, вызывающая напряжение, заставляющая его развернуться в протяженное во времени и пространстве действие. Энергия возможного развертывания образа накоплена при его формировании. Начальная фаза действия ориентирована на хронос: взрывным образом преодолевается покой и запускается время; след. фаза больше ориентирована на преодоление пространства. Потом неизбежна пауза, представляющая собой активный покой - дление, место свободного выбора след. шага. Сукцессивное действие вновь свертывается в пространственный симультанный образ, в котором содержание приобретает вид формы, что допускает игру форм, оперирование и манипулирование ими. Это происходит в масштабах деятельности, действия и движения. (Н. А. Бернштейн, Н. Д. Гордеева.)

Конечно, возникновение точек "абсолютной временной интенсивности" непредсказуемо, как непредсказуемо всякое событие. В человеческой жизни они возникают, когда сходятся пространство, время, смысл и энергия. Японский поэт Басе писал, что красота возникает, когда сходятся пространство и время. И. Бродский писал: "И географии примесь к времени есть судьба". Люди говорят проще: нужно оказаться в нужное время в нужном месте. Но можно оказаться в такой точке и не заметить ее, пропустить мгновение. Не случайно М. Цветаева воскликнула: "Моя душа мгновений след", а не всей жизни. Не каждое мгновение, не каждый час является Часом Души.

С. Дали в картине "Упорство памяти" дал свое видение X. и спустя 20 лет проинтерпретировал его: "Мои растекшиеся часы - это не только фантастический образ мира; в этих плавленых сырах заключена высшая формула пространства-времени. Этот образ родился вдруг, и, полагаю, именно тогда я вырвал у иррационального одну из его главных тайн, один из его архетипов, ибо мои мягкие часы точнее всякого уравнения определяют жизнь: пространство-время сгущается, чтобы, застывая, растечься камамбером, обреченным протухнуть и взрастить шампиньоны духовных порывов - искорки, запускающие мотор мирозданья". Подобное соединение духа с мотором встречается у О. Мандельштама: "трансцендентальный привод", "дуговая растяжка", "зарядка бытия". Близка и "эйдетическая энергия" Аристотеля. Значение духовной энергии в человеческой жизни более очевидно, чем возникновение и природа духовных порывов, превращающихся в жизненный текст или в текст великих произведений искусства, научных открытий. А. Белый писал, что "в течение времени отражается туманная Вечность". Лишь поднявшись над потоком времени человек может, если не-познать, то хотя бы сознать (термины Белого) Вечность или сковать время, т. е. превратить его в пространство, держать его при помощи мысли (Мамардашвили). Занимая такую позицию наблюдения, глядя на него сверху, человек оказывается на вершине светового конуса, его посещает откровение, озарение, интуиция, инсайт, сатори (японский эквивалент озарения) и т. п. У него возникает новое представление о Вселенной, точнее, - он создает новую Вселенную: микрокосм становится макрокосмом.

Подобным описаниям в искусстве и в науке нет числа. Психология пока проходит мимо них. Существует глубокая аналогия между многочисленными образами фиксированной точки интенсивности, где сходятся, сливаются, пересекаются пространство, время и смысл (т. е. точки X.), и современными гипотезами о происхождении Вселенной. Суть их состоит в том, что в некую миллиардную долю секунды после Большого Взрыва образовался конформный пространственно временной интервал (интервал Минковского или X. Ухтомского). Интервал сохранял световой конус, что и привело к рождению Вселенной и ее вещества. Буквально то же самое происходит при молниеносном озарении пониманием, вызывающим бурный прилив духовной энергии, создающим свой световой конус, рождающим собственную Вселенную. Последняя может содержать в себе множество миров, которые в разной степени осознаются, объективируются, выражаются вовне (см. Семиосфера). Особая работа - овладение ими. "Я - создатель миров моих" (Мандельштам). Подобная неразличимость поэтических и космологических метафор должна послужить примером для психологии и побудить ее смелее обращаться к искусству и начать преодолевать свой избыточный комплекс объективизма, приобретенный в эпоху ее становления как естественной науки. Ухтомский резонно сказал, что субъективное не менее объективно, чем т. н. объективное. (В. П. Зинченко.)

ХРОНОТОП (с греч. χρόνος - время, τόπος - место) - понятие, введенное в сферу гуманитарных наук, эстетики и поэтики М. Бахтиным , обозначающее взаимосвязь художественных пространственных и временных характеристик историко-культурных, жанрово-стилевых общностей искусства или же отдельного произведения. Ученый подчеркивал формально-содержательный синтез категории X., с помощью которой фиксируется то, как приметы времени раскрываются в пространстве, а пространство измеряется временем, что определяет композицию, жанр и образно-смысловую, ценностно-эстетическую наполненность художественных феноменов. В одних видах искусства ведущим является время, в других - пространство. Основная работа М. Бахтина по этой проблеме - «Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике» (написана в 1937-1938 гг., издана в 1975 г.). В примечаниях Бахтин, ссылаясь на «Трансцендентальную эстетику» И. Канта и на доклад А.А. Ухтомского 1925 г. о X. в биологии, определяет свою задачу как исследовательский анализ X. в процессе конкретного художественного видения в условиях жанра романа.

Обращаясь к истокам европейского романа, в частности к греческому роману, Бахтин выделяет, во-первых, авантюрное романное время, которому свойственно вневременнье, зияние между основными моментами биографического времени. Вмешательство судьбы и иррациональных сил в человеческую жизнь концентрируется в таких разрывах, которые обозначаются посредством «вдруг» и «как раз». Авантюрное время связано с мотивом встречи, а последняя - с мотивом разлуки, бегства, обретения, потери. Отсюда такой универсальный для искусства X., как дорога. Во-вторых, выделяется буколический, или пастушеско-идиллический, X., в котором природные циклы срослись с пейзажем. В-третьих, в так называемом географическом романе X. - вынужденное движение в пространстве, при котором герой сохраняет тождество с самим собой.

Для авантюрно-бытового романа римско-эллинистической эпохи характерен X. странствий и метаморфоз, в которых соединялись превращение и тождество, что специфично и для эллинистической диатрибы, и для раннехристианской житийной литературы, и для философских сочинений, и для античных мистерий. Здесь мы наблюдаем не становление, а кризис и перерождение. Бытовое время срастается с реальным путем, дорогой по родной стране.

Особое место занимает в этом отношении биографический роман, ведущий начало от платоновских «Апологии Сократа» и «Федона». Человек здесь открыт со всех сторон, публичен, поэтому реальный X. - площадь («агора»), но в античности это - само государство, высший суд, наука, искусство.

Бахтин анализирует также X. рыцарского романа. Интересен анализ X. у Данте как предтечи Достоевского: здесь борьба живого исторического времени с вневременной идеальностью, «вертикаль сжимает в себе мощно рвущуюся вперед горизонталь». В раблезианском X. Бахтин выделяет категорию роста, пространственных и временных далей; время здесь глубоко пространственно. С другой стороны, идиллический тип восстановления древнего комплекса и фольклорное время в европейском романе свидетельствуют о том, что пространство в них скрепляет, сближает колыбель и могилу, детство и старость, жизнь поколений. В романе Нового времени X. встречи и дороги преображается. В нем время вливается в пространство. Заметно увеличивается роль замка в «готическом», «черном» романе XVIII в., как пространства, насыщенного временем. У Бальзака и Стендаля гостиная и салон становятся центрами политической и деловой жизни и местом пересечения пространственных и временных рядов романа. Интересна роль порога как X. кризиса у Достоевского.

Для Бахтина несомненно, что в искусстве «сами вечность и безграничность получат ценностный смысл лишь в соотнесении с детерминированной жизнью» человека.

Литература:

Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975;

Он же. Эстетика словесного творчества. М., 1979.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 654-655.

И пространство. Затем обратил внимание на неразрывность и бесконечность пространственно-временного континуума Альберт Эйнштейн.

В России понятие хронотопа применил знаменитый физиолог Ухтомский. Он объединил слова греческого происхождения: хронос - "время" и "топос" — место. А вслед за ним использовал понятие филолог и литературовед М. М. Бахтин.

Что такое хронотоп в литературе?

Понятие "хронотоп" в литературоведение ввел Михаил Бахтин. Однако в литературе это слово имеет другое значение. В своей статье, где филолог рассматривал значение времени и пространства в литературных произведениях, начиная с древних эпосов, ученый упомянул, что понятие хронотопа он употребляет метафорически. Он делал акцент именно на неразрывности этих понятий. От времени, выбранного автором, значительно зависит сюжет произведения.

Хронотоп — это единство места и времени в литературном произведении. Писатель должен правильно ввести персонажей и событийный ряд в избранное время. Художественно описать время и место каждой сцены - это важная задача, и если начинающий писатель с ней не справился, текст будет сырым и плохо читаемым.

Согласно мысли Михаила Бахтина, время является ведущей характеристикой хронотопа. Пространство же только конкретизирует, дополняет. Пространство и предметы в пространстве делают время ощутимым. Каждая точка времени становится видимой благодаря материальному пространству и ходу событий в нем.

Статья Бахтина о хронотопах

В своей статье "Формы времени и хронотопа в романе" ученый анализирует описание времени и действий внутри пространства в нескольких произведениях.Упоминается "Золотой Осел" Апулея, дошедший из античности в полном объеме, знаменитый роман Данте Алигьери, Роман "Гаргантюа и Пантагрюэль" Ф. Рабле, и другие. Всего в работе Бахтина 10 глав. В последней, 10 главе, литературовед описывает формы хронотопа и то содержание, которое в них чаще заключено.

Михаил Бахтин объединил в своих работах филологические изыскания и философские. Благодаря анализу хронотопов писателям современности намного легче выстраивать сюжет.

Формы времени и хронотопа в романе

Если мир произведения совершенно мистический, он должен быть хорошо описан. Читатель не может полностью погрузиться в рассказ или роман, если в описании этого мира не будет хватать важных деталей или в повествовании встречаются непростительные логические ошибки.

Итак, какие миры описал Бахтин? Эпоха повествования в значительной мере влияет на персонажа и на ход событий. Опишем выделенные Бахтиным формы хронотопа.

  • Дороги . На дороге могут встретиться незнакомые люди, может завязаться разговор и начаться история.
  • Замка . В романе будет происходить драма, связаная с родовым прошлым. Скорее всего, пространство повествования ограничено. В замках всегда описывается феодальное прошлое, упоминается о великих личностях - королях, герцогах. Присутствуют в повествовании галереи с портретами, ценностями, дорогим антиквариатом. Сюжет может разворачиваться вокруг попранного права наследства или рыцарского противостояния, либо защиты достоинства рыцаря и его дамы.
  • Гостинной . Этот хронотоп четко проявлен в романах Бальзака. Гостинные - это место зарождения специфических салонных интриг, это анализ характеров героев и поиск контекста в поступках.
  • Провинциального тихого городка. Описание города и его жителей предполагает замкнутое пространство, где ход времени почти не описывается, так как в провинции все идет своим чередом и ничего не изменяется.
  • Порога . Это метафорическое пространство-время, где в основе романа - кризисная ситуация. На "пороге" выстраивается история, где отсутствует биография героя. Здесь остро возникает проблема перелома сознания общества.

Эти хронотопы превалировали в романах ушедших эпох. Научная статья вышла в начале XX века, в не еще не охвачены фантастические хронотопы, которые популярны сегодня.

Идиллический или фольклорный хронотоп

Отдельно нужно упомянуть фольклорный хронотоп, которому Бахтин выделил целую главу. Идиллию можно разделить на 2 части:

  • Семейно-идиллический хронотоп. Это идиллия, которая привязана всегда к тому природному краю, где вырос герой и его прадеды. Всегда жизнь человека нераздельно связана с природой. Другая особенность таких романов — полное отсутствие бытовых описаний. Уделяется внимание исключительно романтическим моментам жизни (новая жизнь, развитие, любовь, поиск смысла).
  • Трудовой идиллии. Воспевается труд на благо общества.

Чаще всего две эти формы встречаются в романе совместно. Герои идиллических романов не могут выйти за рамки этого искусственно созданного писателем мира. Внешний мир как бы обесценивается.

Функции хронотопа

Самая основная функция хронотопа — организовать пространство, в котором живут персонажи, сделать его понятным и интересным.

Пространство-время определяет единство всего повествования. Время может описываться разное в одном литературном произведении, но читатель должен быть органично введен в каждое измерение.

Хронотоп расширяет представления читателя о мире. Описание пространства поэтому не должно быть узким. Если время и пространство выбирается условное, скажем, идет речь о будущем, то нужно как можно больше мелочей рассказать об этом новом пространстве.

Современный хронотоп. Примерное содержание

Герои сегодняшней литературы проживают в других, современных хронотопах. Эти произведения значительно отличаются от эпохи, скажем, Стендаля или Оноре де Бальзака. Так как хронотоп во многом определяет то новые пространственно-временные рамки также создают и новые жанры, смыслы и идеи. Возникают фэнтези, постапокалиптика, космические приключения.

Теперь рассмотрим, какие же определяющие характеристики хронотопов современности выделяют литературоведы сегодня.

  • Абстрактность и мифологизация.
  • Удвоение.
  • Использование символизма.
  • Большое значение имеют воспоминания персонажей.
  • Делается акцент на "утекающем" времени и "сжимающем" человека пространстве.
  • Центром повествования может быть и само время.

Современная культура представляет возможность писателю создавать отдельные фантастические хронотопы. Вообще, само время сегодня значительно более абстрактно, чем 100 лет назад. Сейчас выделяют социальное время и субъективное, которые никак не связаны с географическим. Поэтому и в литературе время-пространство часто бывает размытым, зависящим от внутренних аффектов героя.

Структура времени и пространства

Из каких деталей состоит хронотоп в художественном произведении? Как он выглядит? Время формируется циклическими сменами дня и ночи, зимы и лета, рождения и смерти.

Пространство строится с помощью противопоставлений: севера и юга или небесного мира и подземного, как выстроен мир в "Божественной комедии" Данте. Пространство также характеризуется как открытое или закрытое, целостное или дискретное. Закрытое пространство — это дома, галереи. Здесь необходимо описание предметов быта и атмосферы в здании. Открытое — это леса, горы, моря. Для открытого ландшафта желательно также дать несколько характеристик.

Дискретное пространство используется больше в конце XX - начале XXI века. Это условное, почти не конкретизируемое пространство. Например, у писателей-символистов за пространство можно взять образ зеркала. Проще говоря — образ превалирует над действительностью, и в этом абстрактном контексте развивается герой. Например, как в произведениях Франца Кафки. Наиболее абстрактное пространство характерно для романтизма и лирики. В таком "размытом" пространстве герой существует отдельно от быта. А вот реалистическое произведение нельзя оставлять без деталей быта.

Взаимодействие хронотопов

Чем больше времен используется, тем интереснее, замысловатее сюжет. Между собой художественные миры находятся в диалоге. Миров может быть очень много в рамках одного произведения. Хронотопы могут включаться друг в друга, плавно переходить или противопоставляться.

Например, в книге "Облачный атлас" используется целых 6 миров со своими временем и пространством.

Историческое время движется от XIX века в неизмеримо далекое будущее. Все 6 историй, 6 объемных хронотопов имеют четкие причинно-следственные связи, при этом все истории собраны в один пазл — они объединены одной темой. Однако все эти взаимодействия временных эпизодов остаются как бы за кадром, только в контексте сюжета.

Примеры хронотопов

Еще один яркий пример соединения нескольких хронотопов в один сюжет — это целостность 3 миров в романе классика "Мастер и Маргарита". Первое время - 30-е годы в Москве. Второй хронотоп — библейские времена и соответствующий эпохе материальный мир; третий мир в произведении — всем известный бал у Воланда.

К третьему миру относятся абстрактные преобразования квартиры Берлиоза и приключения Маргариты уже в роли ведьмы.

Стоит сказать, что в романах Ф. Достоевского время всегда движется очень быстро и это влияет на героев. А в рассказах А. Чехова все наоборот: время почти отсутствует, оно застывает вместе с пространством.

Вывод

Итак, что мы знаем о хронотопе в литературном произведении? Значение слова дает М. Бахтин, он объясняет это понятие как единую структуру хроноса — времени — и пространства, где происходят события романа. Хронотоп — это основа романа, которая полностью определяет жанр произведения и дает "наводку" писателю на возможный сюжет. Время и пространство имеют свою функцию в романе, свою структуру.

Проанализированные М. Бахтиным формы времени и хронотопа в основном уже не используются, так как развиваются совершенно новые идеи и жанры. имеют совершенно новые хронотопы, которые влияют на характер повествования и поведение героя.

Литература, как и остальные виды искусства, призвана отражать окружающую действительность. В том числе и жизнь человека, его мысли, переживания, поступки и события. Категория пространства и времени при этом является неотъемлемым компонентом построения авторской картины мира.

История термина

Само понятие хронотоп происходит от древнегреческих «chronos» (время) и «topos» (место) и обозначает единение пространственных и временных параметров, направленное на выражение определенного смысла.

Впервые этот термин стал использовать психолог Ухтомский в связи со своими физиологическими исследованиями. Появление и широкое применение термина хронотоп во многом обусловлено естественнонаучными открытиями начала XX века, которые способствовали переосмыслению картины мира в целом. Распространение определения хронотоп в литературе - это заслуга известного русского ученого, философа, литературоведа, филолога и культуролога М. М. Бахтина.

Концепция хронотопа Бахтина

Основной работой М. М. Бахтина, посвященной категории времени и пространства, является «Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике», написанная в 1937-1938 гг. и изданная в 1975 г. Главной задачей для себя в этой работе автор видит исследование понятия хронотоп в рамках романа как жанра. В основу своего анализа Бахтин положил европейский и, в частности, античный роман. В своей работе автор показывает, что образы человека в литературе, помещенные в определенные пространственно-временные условия, способны приобретать историческое значение. Как отмечает Бахтин, хронотоп романа во многом определяет развитие действия и поведение персонажей. К тому же, по мнению Бахтина, хронотоп является определяющим показателем жанровой принадлежности произведения. Поэтому данному термину Бахтин отводит ключевую роль в понимании повествовательных форм и их развития.

Значение хронотопа

Время и пространство в литературном произведении - главные составляющие художественного образа, которые способствуют целостному восприятию художественной действительности и организуют композицию произведения. Стоит отметить, что при создании художественного произведения автор наделяет пространство и время в нем субъективными характеристиками, которые отражают авторское мировосприятие. Поэтому пространство и время одного художественного произведения никогда не будет похоже на пространство и время другого произведения, и тем более не будет похоже на реальные пространство и время. Таким образом, хронотоп в литературе - это взаимосвязь пространственно-временных отношений, освоенных в конкретном художественном произведении.

Функции хронотопа

Помимо жанрообразующей функции, которую отмечал Бахтин, хронотоп выполняет и главную сюжетообразующую функцию. Кроме этого, он является важнейшей формально-содержательной категорией произведения, т.е. закладывая основы художественных образов, хронотоп в литературе - это своего рода самостоятельный образ, который воспринимается на ассоциативно-интуитивном уровне. Организуя пространство произведения, хронотоп вводит в него читателя и при этом выстраивает в сознании читателя между художественным целым и окружающей действительностью.

Понятие хронотопа в современной науке

Так как хронотоп в литературе - это центральное и фундаментальное понятием, его изучению посвящены работы многих ученых как прошлого столетия, так и современности. В последнее время исследователи уделяют все больше внимания классификации хронотопов. Благодаря сближению в последние десятилетия естественных, социальных и гуманитарных наук существенно изменились подходы к изучению хронотопа. Все чаще используются междисциплинарные методы исследования, которые позволяют открывать новые грани художественного произведения и его автора.

Развитие семиотического и герменевтического анализа текста позволило увидеть, что хронотоп художественного произведения отражает в себе цветовую гамму и звуковую тональность изображаемой действительности, а также передает ритм действия и динамику развития событий. Эти методы помогают осмыслить художественные пространство и время как знаковую систему, содержащую в себе семантические коды (исторический, культурологический, религиозно-мифический, географический и др.). На основе современных исследований выделяют следующие формы хронотопа в литературе:

  • циклический хронотоп;
  • линейный хронотоп;
  • хронотоп вечности;
  • нелинейный хронотоп.

Следует отметить, что одни исследователи рассматривают отдельно категорию пространства и категорию времени, а другие рассматривают эти категории в неразрывной взаимосвязи, которая, в свою очередь, определяет особенности литературного произведения.

Таким образом, в свете современных исследований понятие хронотоп обретает все большее значение как наиболее конструктивно устойчивая и устоявшаяся категория литературного произведения.