Фредерик Шопен: биография, интересные факты, творчество. Биография Шопена и его творчество. Какие произведения написал Шопен? Музыкальный язык Шопена

Кафедра истории зарубежной музыки
Кафедра истории и теории исполнительского искусства
Научно-исследовательский центр методологии исторического музыкознания Московской консерватории

Научная конференция
«Наследие романтизма в современной науке:
Шуман, Шопен, Лист»

Программа конференции

  • 1 декабря, четверг

12.30 - 14.00
Открытие конференции

Лекция проф. Ээро Тарасти (Хельсинкский университет)
Фантазия До мажор (ор.17) Роберта Шумана в свете экзистенциальной семиотики

14.00 -15.00 Перерыв

15.00
Сергей Владимирович Грохотов (Московская консерватория)
Фридерик Шопен и культура бидермейера. К постановке проблемы

Константин Владимирович Зенкин (Московская консерватория)
О подвижности структур в произведениях Листа. От романтической формы-процесса к «открытой» форме

16. 00
Екатерина Михайловна Царева (Московская консерватория)
Шуман и Лист о Шопене

Владимир Петрович Чинаев (Московская консерватория)
Автор — соавтор — интерпретатор. Парадокс романтического нотного текста

17. 00
Круглый стол

  • 2 декабря, пятница

15. 00
Константин Анатольевич Жабинский (Ростовская консерватория)
Музыкальные диалоги Шопена и Шумана (посвящения и рефлексии)

Ольга Павловна Сайгушкина (Санкт-Петербургская консерватория)
Каприччи Паганини в транскрипциях Шумана и Листа

16. 00
Александр Михайлович Меркулов (Московская консерватория)
Фортепианные обработки музыки Шумана: история и современность

Ольга Владимировна Лосева (Московская консерватория)
Русские против Шумана, или «Как не должно оркестровать»

17. 00
Ирина Арнольдовна Скворцова (Московская консерватория)
Шопен. Лядов. Скрябин. Сквозь призму жанра мазурки

Круглый стол

  • 3 декабря, суббота

12. 00
Людмила Михайловна Кокорева (Московская консерватория)
«Я весь вышел из Четвертой баллады Шопена» (Дебюсси)

Екатерина Владимировна Иванова (Московская консерватория)
Две редакции Ф. Листа «Фантазии и фуги на тему BACH»

13. 00
Дмитрий Анатольевич Шумилин (Российский институт истории искусств, Санкт-Петербург)
Ученица Ф. Шопена М. А. Гардер

Елена Марковна Шабшаевич (Московская консерватория)
Московская гастроль Листа

Александр Владимирович Наумов (Московская консерватория)
Между тайной недоброжелательностью и явным отрицанием. Музыка Ф. Шопена и Ф. Листа в спектакле Вс. Мейерхольда «Учитель Бубус»

Круглый стол

Конференция проводится при поддержке компании BP

Заявки с формулировкой темы и тезисы объемом от 4500 до 5000 знаков принимаются до 1 октября 2011 по адресу

Убедительная просьба:

  • присылать заявки только в случае возможности Вашего участия в большей части заседаний конференции;
  • вместе с формулировкой темы указать одну из перечисленных ниже тематических рубрик.

Тематика конференции (все формулировки предполагают освещение творчества и деятельности Шумана, Шопена или Листа).

  • Индивидуальный композиторский стиль и стиль эпохи
  • Композитор-романтик в контексте искусств
  • Национальное как проблема музыкального искусства
  • Специфика романтической программности
  • Феномены раннего или позднего творчества композитора.
  • Композитор-романтик и религиозная вера
  • Композитор — человек и художник
  • Вопросы интерпретации и редактирования
  • Композитор и традиции романтического пианизма
  • Специфика романтического нотного текста и его исполнительское толкование
  • Нотный автограф и его редакции
  • Композитор в музыкальном искусстве 20-21 веков
  • Композитор в современных научных концепциях

В начале ноября Оргкомитет примет решение о составе участников и сформирует программу конференции.
Проезд участников конференции осуществляется на средства направляющих организаций.
Вопрос о предоставлении бесплатной гостиницы будет решаться Оргкомитетом.

От Оргкомитета,
К.В.Зенкин

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

240 руб. | 75 грн. | 3,75 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Мордасова, Екатерина Ивановна. Творческое наследие Ф. Шопена в теории и практике преподавания музыки: диссертация... кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Мордасова Екатерина Ивановна; [Место защиты: Моск. гос. гуманитар. ун-т им. М.А. Шолохова].- Тамбов, 2011.- 191 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-13/1508

Введение

Глава 1 Творческое наследие Ф.Шопена как комплекс композиторского, исполнительского и педагогического аспектов деятельности- и его роль в процессе изучения романтического фортепианного стиля в исполнительских классах 12

1.1 Современное- состояние проблемы изучения произведений. романтического стиля в музыкальной педагогике 12

1.2 Творческое наследие Ф:Шопена как художественно-стилевой феномен эпохи романтизма 35

1.3 Педагогические принципы Ф.Шопена и их взаимосвязь с его композиторским и исполнительским творчеством 76

1.4. Методика комплексного использования творческого наследия Ф.Шопена 103

Глава 2 Опытно-экспериментальное исследование эффективности методики комплексного) использования творческого наследия Ф.Шопена при изучении романтического фортепианного стиля 130

2.1 Педагогические наблюдения 130"

2.2 Собеседования и анкетирование 149

2.3 Формирующий эксперимент 155

Заключение 171

Библиография 174

Приложения 185

Современное- состояние проблемы изучения произведений. романтического стиля в музыкальной педагогике

Профессиональный музыкант по роду своей деятельности сталкивается? с необходимостью исполнения музыки различных стилей и эпох. Уверенная. ориентация в различных стилевых зонах является» необходимым, условием профессиональной деятельности музыканта: Однако в современной ситуации на исполнительской- сцене постепенный отход новой исполнительской стилистики от традиционных для романтического фортепианного стиля ценностей провоцирует их постепенную утрату, что с неизбежностью негативным образом сказывается и на фортепианнойпедагогике.

Рассматривая современное состояние отечественной музыкально-исполнительской сцены, необходимо отметить следующее. В:С. Грицевич, анализируя репертуар пианистов в течение XX века, в. числе- некоторых выведенных им закономерностей отмечает и то, что «после Второй мировой войны несколько понизился интерес пианистов к творчеству Шопена, Шумана и Листа, тогда как интерес к наследию Брамса, Рахманинова и к сонатам Шуберта заметно возрос», а также то, что «сочинения Дебюсси, Равеля, Бартока; Прокофьева вошли в.репертуар почти всех крупных пианистов, заняв в\ нем постоянное место» . Следует отметить, что видение выразительных возможностей фортепиано композиторами XX века построено на принципиально иной основе по сравнению с творческим наследием авторов музыки предшествующих эпох. На основании проведенного анализа исследователь делает вывод о наличии в фортепианной репертуарной: политике XX века двух взаимосвязанных тенденций, проявляющихся в уменьшении «удельного веса.-,эмоционально ярких и одновременно пианистически нарядных пьес» и одновременно «в смещении интереса артистов в сторону таких произведений, которые удается исполнять с ограниченной сотворческой инициативой и умеренной отдачей душевных сил» [там же].

Возможность сотворческой инициативы исполнителя предопределяется стилем сочинения, манерой его изложения. Так, анализируя Прелюдию Є-dur, И.Є.Баха, 1 часть сонаты Es-dur ИіГайдна и Полонез-фантазию Шопена в качестве примеров музыкальных произведений- различных стилей;, автора приходит к выводу, что,само строение музыкального сочинения, егсиизложение-определяют меру такой инициативы: «Есть основания предполагать, что чем произведение монолитнее внутренне, чем однороднее по? манере изложения, тем», меньше его сценическая судьба зависит от сотворческой инициативы-артиста» . Исследователь также отмечает, что наименее монолитны.в указанном смысле, как раз сформировавшиеся в романтическую эпоху сочинения свободных форм - фантазии; баллады, симфонические поэмы и т.п. В силу сложной, организации структуры таких сочинений, расширения их эмоционального диапазона, усложнения, формы и прочих условий, они с необходимостью требуют от исполнителя, наибольшей сотворческой инициативы, личного участия исполнителя в создании произведения во время его исполнения.

А.А.Кандинский-Рыбников приходит к сходным выводам относительно» исполнительского искусства XX столетия, однако рассматривает их в несколько ином ракурсе. Так, исследователь устанавливает примерно ту же временную границу завершения эпохи романтического- исполнительского искусства; что- и В:С.Грицевич - приблизительно середина, XX века. А.А.Кандинский-Рыбников подчеркивает значительный прогресс в плане стилистического» расширения и универсализации современного исполнительского репертуара. В- отношении же места в нем произведений композиторов-романтиков- автор отмечает: «Репертуар отнюдь не стал антиромантическим, количественно романтика занимает в нем даже первое место (курсив наш. - Е.М.). Но теперь это вызвано прежде всего тем, что фортепианная литература едва ли не более чем наполовину состоит из произведений романтиков» . Второй важной чертой современной исполнительской сцены исследователь считает возросшую историчность в, подходах к интерпретации; и как следствие - возникновение направления «исполнитель-исследователь», т.е. музыкант, исполняющий старинную музыку на аутентичном инструментарии и изучающий проблемы ее интерпретации. Другим проявлением возросшей историчности автор считает принцип, построения концертных программ, зачастую основанный- на экспонировании какого-либо направления; жанра, стиля иг т.д., т.е. усиление искусствоведческого элемента в современной исполнительской культуре, чем, по мнению ученого, и «обусловлена ее возросшая интеллектуальность, которая сделала» менее частыми и менее откровенными проявления-импровизационности. Отсюда же в целом меньшая, чем. прежде, зависимость игры артистов от непосредственного контакта с аудиторией, и свойственные большинству из них стремление и умение записывать пластинки» .

В свою очередь, Н.Г.Драч в работе, посвященной рассмотрению стилевых тенденций в исполнительстве второй половины XX столетия; выделяет такие направления, как необарокко, неоклассицизм, неоромантика и фольклоризм. Среди названных стилей, по мнению исследователя, неоромантизм как таковой «развивается "экстенсивно", в большей степени вбирая новизну средств исполнительской выразительности других стилевых тенденций в исполнительском стиле второш половины. XX века» . Несмотря -на то, что Н.Г.Драч указывает в качестве особенностей, характеризующих неоромантический исполнительский стиль, импровизационную манеру исполнения зафиксированного текста, а также стремление «не потерять эмоциональные опоры в интерпретации» [там же], в дальнейшем автор подчеркивает «философичность и культурологическую направленность... интеллектуальный подход к процессу интерпретации фортепианного произведения; типичные для исполнительского неоромантизма (курсив автора. - Е.М.) второй1 половины XX века». Таким образом, неоромантическое направление испытало, как уже говорилось, значительное влияние иных стилевых тенденций в исполнительстве.

Однако на исполнительскую сцену оказало влияние не только возникновение новых композиторских имен, но и деятельность исполнителей псевдоромантического свойства, доводивших в своих интерпретациях отклонения темпа, динамики, агогики, присущие романтическому искусству, до крайностей, граничащих с абсурдом. Такие исполнители в значительной мере скомпрометировали романтическую музыкальную культуру в» глазах слушателей. Не в последнюю очередь с данным явлением связаны воспоминания одного из видных шопенистов А.Боровского: «В пору формирования моего музыкального вкуса; с 1908 поЛ915 год, меня окружали музыканты, у которых Шопен не был в почете... С горячностью и преувеличениями, свойственными молодости, мы считали музыку Шопена устаревшей, старомодной, заурядной, слащавой; короче - банальной» . Подобное восприятие творчества одного из крупнейших музыкантов-романтиков было связано, несомненно, не с содержанием его творчества, а с его трактовкой музыкальными деятелями от псевдоромантизма.

Творческое наследие Ф:Шопена как художественно-стилевой феномен эпохи романтизма

Для того, чтобы выяснить, почему именно произведения романтической эпохи требуют от исполнителя наибольшей степени «сотворчества» и, как следствие, эмоциональной гибкости, необходимо рассмотреть особенности романтизма не только-как музыкального стиля, нош как стиля.эпохи в целом, вспомнить о том, как изменились музыкальное исполнительством педагогикаш, эту эпоху. Романтизм известен в энциклопедической литературе как идейноеи художественное направление в европейской и американской духовной культуре концаї XVIII - 1-й половины XIX вв: Однако- по своему содержанию-романтический стиль отличался значительно меньшей монолитностью по сравнению с хронологически, предшествующими ему стилями, А представляя собойч широкий круг идейно-эстетических тенденций, в котором историческая ситуация, страна, интересы художника создавали те или иные акценты, определяли различные цели и средства» . Несмотря на это, романтическому искусству присущи и важные общие особенности, касающиеся как идейной позиции; так истилистики.

Материалы масштабных исследований романтизма позволяют охарактеризовать данную- эпоху следующим1 образом. Романтизм явился своего рода реакцией на достижения предшествовавшей,- ему эпохи Просвещения, негативные последствия научного, экономического, социального прогресса, принесшего новые контрасты и антагонизмы, а также расслоение, духовное опустошение личности, утрату ее значения. Наследуя- традиции. искусства средневековья, испанского барокко и английского- Ренессанса, романтики раскрыли необычайную сложность, глубину и антиномичность внутреннего, субъективного мира человека, имманентную индивидуальной личности бесконечность. Сущностными чертами романтического искусства в целом является напряжённый интерес к сильным и ярким чувствам, всепоглощающим страстям, к тайным движениям души, к интуитивному и бессознательному. Вместе с тем для романтизма характерна защита свободы и самоценности личности, культ индивидуальности, как отдельного человека, так и» целых наций и эпох, что предопределило ценность фольклора в описываемый период времени.

В области эстетики романтизм противопоставил характерному для-классического искусства «подражанию природе» творческую активность художника, преображение реального мира. Проявлениями- этих процессов в романтизме стали разомкнутость литературных родов и жанров, взаимопроникновение искусств, синтез искусства, философии, религии. В изобразительном? искусстве романтизм наиболее ярко проявился в живописней графике, менее отчётливо - в скульптуре.

Как и любое явление; понятие1 стиля возможно рассматривать с различных точек зрения. Во всяком, произведении искусства стиль -организующее начало, «высший вид художественного единства» [ЮГ, 10]. Художественный (в том4 числе и музыкальный) стиль влияет на формирование творческого мышления, но и творческое мышление выражается через стиль. Таким образом, по мысли/ Л.А.Мазеля можно охарактеризовать стиль как систему музыкального мышления, в которую входят как содержание, так и средства музыкальной выразительности .

Стиль в музыке-является иерархическим понятием. Так, М.К.Михайлов выделяет такие стилевые уровни, как исторический стиль, (стиль эпохи), стиль направления и индивидуальный стиль. Стиль эпохи охватывает произведения, возникшие в пределах детерминированного временного отрезка. Стиль направления характеризует особенности, отличающие существовавшие в рамках исторического стиля течения, школы и т.д. Индивидуальный стиль, то есть стиль конкретного композитора, является основой, первичным элементом вышеописанных коллективных стилевых уровней и оказывает на них значительное влияние.

Таким образом, стиль по отношению к творчеству композитора является некоторым формирующим фактором; с другой же: стороны и сам формируется под влиянием индивидуальной творческою деятельности композитора, что» дает основания? говорить, об интегративном единстве стилевого направления ві музыкальном искусстве ш творческой; манеры конкретного композитора; принадлежащего.; к: этому направлению? Єамістиль у автора; проявляется через систему, стилевых признаков;- общих закономерностей; лежащих в основе;его музыкального мышлениям/Такие закономерности могут быть присущи всемуг стилевому направлению?в целом, однако?-их воплощение у отдельно?взятого, автора носит отпечаток его индивидуального видения;

Романтизм; как, стиль- эпохи! является достаточно сложным вопросом.: Творчество? композиторов; относимых к романтическому стилю, имеет. значительные различия не только - на- индивиду альном? уровне, но f и?, ВІ стилях школ, направлений; а, также в отношении национального элемента музыкального? творчествам днако? . m целом-. несомненно; существует-определенная система? стилевых признаков; позволяющая определить» романтизм именно как стиль эпохи; Сложность, и неоднозначность, стиля романтизма находит отражение и: в его периодизации; включающей в себя: ранний романтизм, связанный; преемственностью с предшествующим; классическим стилем (первое двадцатилетие XIX в.); средний этат (от ЗОх до 80х гг: XIX: в;) и следующий заі ними поздниш этап; в течение которого осуществляется5 переход, к, последующим стилевым.моделям.. Данная периодизация достаточно условна;.однако позволяет получить представление: о развитии? музыкального романтического стиля- и сопровождавших его изменениях [см. 38];

В музыкальном;искусстве проявились общие для романтиков тенденции к программности, к связи музыки: со словом, к более: тесному сочетанию и взаимопроникновению свойств вокальных и инструментальных жанров, стремление приблизить выразительность мелодии к выразительности интонации живой речи. Романтическая музыка существенно отличается от предшествующей музыки венской классической школы; она менее обобщена по содержанию, отображает действительность не в объективно-созерцательном плане, а через, индивидуальные, личные переживания человека (художника) во всём богатстве их оттенков.

Педагогические принципы Ф.Шопена и их взаимосвязь с его композиторским и исполнительским творчеством

Педагогической» деятельности Шопена уделено значительное внимание в работах авторитетных биографов композитора [см. 15; 56; 65; 103; 108; 128; 131-132], атакже музыкантов, исследовавших особенности-его педагогического1 метода. Новаторская для его времени педагогическая система Шопена с необходимостью- отражала взгляды композитора на, содержание- музыкальных произведений. В его собственных сочинениях музыкальные средства определяются идеей, и, в свою очередь, определяют техническую сторону, как средство реализации этой идеи. Вместе с тем; формирование5 педагогических установок связано, прежде всего, с исполнительской деятельностью.Шопена, поскольку начало его педагогической, работы связано с прибытием в Париж; куда он приехал, будучи уже сложившимся исполнителем:

Поскольку значительную известность в Париже Шопен приобрел именно как - пианист-виртуоз, именно эта сторона его таланта привлекла к нему множество? желающих, обучаться у него фортепианной-игре. Исполнительское дарование Шопена, связанное с его композиторским талантом; позволило ему овладеть чрезвычайно целесообразной и эффективной фортепианной технологией; которая и-реализовывалась в, процессе его занятий? с учениками. Кроме, того, отражение этой технологии можно- наблюдать и в фактуре шопеновских сочинений, о чем пойдет речь далее.

Относительно самобытного исполнительского- облика Шопена необходимо отметить, что он формировался.в значительной-мере благодаря его» огромнойшриродной одаренности как композитора. В различных биографиях композитора описывается то, как он, будучи еще малышом, по ночам самостоятельно подбирал на фортепиано пьесы, которые его мать играла во время- уроков танцев; проводившихся в пансионате Шопенов. Чтению нот и начальным приемам аппликатуры Шопена обучила его сестра Людвика. Хотя Шопен и обучался шесть лет у В.Живного, в значительной мере его исполнительский аппарат формировался в результате его активного внутреннего слуха. Еще во время обучения Шопен начал импровизировать, фантазируя на темы тех музыкальных впечатлений, которые от получал каждый день. Именно активность внутреннего слуха, присущая музыкальному дарованию; Шопена; способствовала формированию слухо-моторных связей; .и;... как следствие, оптимальных игровых, движений;, исходящих: от самогш музыкального содержаниящьесы:,

Д.К.Кирнарская? в работе; посвященной генезису музыкальных способностей; отмечает: «Ведущая- роль- слуха в возникновении; слухот моторных связешприводит к тому,.что эти: связи? легко «образуются - музыка; сама; содержит в? себе оптимальные движения; ее выражающие, они зашифрованы в ее; интонационном облике;; в; ее ритмическом рисунке (курсив наш; -E.Mf)» 1 Одаренность Шопена-композитора позволяла; Шопену-исполнителю; максимально адекватно откликаться в своей игре на требования? мелодии, ритма; интонации; поскольку усвоенная; имг музыкальная; логика? играемых произведений) сама вела? начинающего музыканта, за\ собой; подсказывая ему, что шкак надо играть.

В:Конрад в масштабной работе, посвященной индивидуальным стилевым элементам? музыки? композиторов; различных: эпох;, также: отмечал, что ни одному исследователю шопеновского, творчества не удавалось и не удалось разделить содержательное; начало и инструментально-техническую сторону в его сочинениях. Ученый" указывает на то;. что Шопеш с ранних, лет отличался инстинктивной изобретательностью І в отношениий поискам разнообразного звучания и приемов; игры на фортепиано, причем изобретательность эта была неотделима от его композиторского дарования; [см. 129; 189]: Именно то, что процессом игры у Шопена управляли слух и музыкальное воображение, позволило ему стать виртуозом;- талант которого был признан; не только в Варшаве, но и в таких искушенных музыкальных столицах, как Вена и Париж. Интересно, что Э. Уайтсайд в книге, посвященной изучению этюдов Шопена, также отмечает, что пианисту при работе над этими сочинениями всегда следует помнить: естественные игровые движения намного более эффективны, чем игровые приемы, тщательно отработанные по отдельным деталям. Сама природа музыканта задействует игровой аппарат целиком в ответ на желание достичь определенного звукового результата [см. 134, 26]. Естественная; органичная виртуозность Шопена происходила из пластики музыкального образа, поэтому поддержание ее на должном уровне не требовало, как то предписывалось во многих методических руководствах тойч эпохи, долгих часов занятий, заполненных бесконечными повторениями технически трудных мест. В подтверждение сказанного следует сослаться на письмо отца композитора, датированное ноябрем 1831 года, в котором он подвергал сомнению рекомендацию Калькбреннера пройти под его началом трехлетний курс по совершенствованию пианистической техники Шопена. Вспоминая варшавские годы композитора, его отец писал, чтошри занятиях на инструменте Шопен уделял технике сравнительно немного - времени, предпочитая умственное напряжение физическому, при этом ему удавалось разучивать чужие произведения в течение одного часа, в то время как другие проводили за клавиатурой целые днищем. 133]. Проникновение в музыкальный образ сочинения позволяло Шопену разучивать даже чужие сочинения максимально «целесообразно, исходя из их музыкальной логики.

Позже, будучи уже практикующим педагогом в Париже, Шопен пресекал многочасовые занятия своих учеников, небезосновательно считая, что нужного результата можно достичь в значительно более краткие сроки, а лишние часы, проведенные за инструментом, доказывают лишь то, что учащийся5 не понимает, на что следует обращать внимание при занятиях. Шопен хорошо осознавал, что виртуозность как оптимальный способ действий за инструментом, позволяющий в том числе играть быстро и точно, зависит не от времени; проведенного за инструментом, а от того, насколько слух и воображение ведут за собой движения игрового аппарата. Таким образом, наиболее целесообразно организовать процесс игры на фортепиано Шопену помогло то, что постановка его рук, как и манера игры в целом, были і «слухозависимы».

Методика комплексного использования творческого наследия Ф.Шопена

Современный образовательный процесс, подчиненный предметно-содержательному принципу в. отношении как общего, так и специального образования, унаследовал из области научного развития такую исторически сложившуюся характеристику, как усиление дифференциации, научных направлений. В" научной сфере результатом такого усиления явился приоритет технократических целей и снижение значимости целей гуманистических. Однако компенсация описанного процесса в науке возможна благодаря синтезу различных направлений, что позволяет ученому осуществлять мышление общекультурными категориями в. целях сохранения баланса в научном познании.

Культура выступает в развитии науки и техники важнейшим-регулирующим элементом, являясь, основанием для этической оценки результатов данного1 развития. Однако в современном высшем1 образовании; немногие компоненты направлены на формирование нравственных этических позиций, сточкизрения которыхвозможнатакаяюценка. Система образования, следуя параллельным развитию науки путем; в результате также оказалась в ситуации, когда интеллектуальное развитие вышло на первый план, оставив в тени, прочие аспекты формирования личности. Возрастающая роль» технического прогресса привела к дегуманитаризации и дегуманизации образования, отходу от идеи формирования нравственной, личности.

В условиях гуманитарного - мировоззрения главной задачей личности является определение смысла происходящего, способность к самостоятельному суждению, выбору, поступку. В контексте гуманитарной образовательной парадигмы способность к пониманию и смыслотворчеству является одной из основных, глубинных черт человека. Возможность развития такой способности достигается посредством гуманизации - одушевления- всей структуры современного образования; процесс гуманизации, в свою очередь, осуществляется через гуманитаризацию, то есть изучение предметов гуманитарного цикла и внедрение гуманитарных методов раскрытия предметов.

Под гуманитаризацией образования понимается система мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования и таким образом на формирование личностной зрелости обучаемых :

Наиболее эффективное воздействие гуманитарной» среды возможно через гуманитаризацию образования. Если гуманизация образования подразумевает формирование образовательной- системы, соответствующей гуманистическим ценностям, то гуманитаризация образования, в свою очередь, характеризует, новое качество обучения, связанное с учебно-методическим содержанием преподавания, направленным на приобщение обучающихся?к гуманистическим/ ценностям.

В современном информационном обществе информация как таковая может быть представлена при помощи современных вычислительных мощностей в самых различных аспектах, что помогает всесторонне изучить рассматриваемый объект или явление. Скомпонованная темнили иным образом информация, однако, может приводить к диаметрально противоположным выводам, что еще более усиливает значение критической, самостоятельной оценки предлагаемых данных. Без оценки, в свою очередь, невозможно понимание каких-либо явлений, поскольку, как справедливо отмечает М:М.Бахтин, понимание и оценка одновременны и составляют единый целостный акт [см: 9]: Понимание же, в, свою очередь, приобретает особую роль как способ опережающей организации8 знаний, основанный на предметности, осмысленности и целостности всей человеческой деятельности. Однако современная образовательная практика характеризуется скорее обучением именно умениям и знаниям, а не раскрытием собственно содержательной стороны.

Целями гуманитаризации образования является преодоление одномерности человеческой личности, определяемой профессиональной подготовкой, а также формирование у учащегося основ гуманистического мировоззрения- как средство введения молодого человека в сферу духовных и культурных ценностей в качестве противодействия негативным последствиям узкой специализации.

Понимание же, как необходимое условие оценкиj требует активного.участия-эмоционально-волевой сферы: «Многие столетия род людской развивает только мыслительные способности. При этом эмоциональный, мир становится все более бедным... Невозможно добиться огромных результатов в воспитании, воздействуя только на разум человека. Сфера,чувств позволяет придать рассудочной информации экзистенциальный, трепетный; человеческий смысл. Через неег приходит и понимание, которое и стягивает к себе необозримый мир души» человека» .

В связи с тем, что в эмоциях выражается, в самом общем- виде, непосредственное пристрастное переживание- жизненного смысла явлений, их основная функция - оценка. Эмоции оценивают субъективную значимость, отражаемых предметов и событий, выражают ее, сигнализируют о- ней субъекту. В отечественной психологии длительное время эмоциональные процессы, человека исследовались значительно менее интенсивно, чем познавательные процессы. В? частности, Л.С. Выготский в своих работах развивает диалектико-материалистическии подход к психологическому исследованию эмоций и чувств, полагая необходимым рассмотрение эмоциональной стороны в диалектической взаимосвязи с интеллектом; Ученый основывался на следующих воззрениях: «Кто оторвал мышление- с самого начала от аффекта, тот навсегда закрыл себе дорогу к объяснению причин самого мышления, потому что детерминистический анализ мышления необходимо предполагает вскрытие движущих мотивов мысли, потребностей и интересов, побуждений и тенденций, которые направляют движение мысли в ту или другую стороны» .

Идея о единстве когнитивных и эмоциональных процессов пронизывает все работы С.Л. Рубинштейна, находя выражение в выводе о единстве эмоционального и интеллектуального в эмоциях. Ученый также отмечал необходимость связывать мышление с аффективной сферой человека, указывая на то, что психические- процессы имеют как познавательную, так и эмоционально-волевую сторону, выражая, не только г знание о явлениях, но и отношение к ним: «Речь... идет не о том только, что эмоция находится в единстве и взаимосвязи с интеллектом или мышление с эмоцией, а о том, что-самое мышление как реальный психический процесс уже само является? единством интеллектуального и эмоционального, а эмоция - единством эмоционального и интеллектуального» .

1838 г ., портрет кисти Эжена Делакруа

Музыке Шопена присущи лиризм, тонкость в передаче различных настроений; его произведения отличаются широтой национально-фольклорных и жанровых связей. Шопен по-новому истолковал многие жанры. Обогатил гармонию и фортепианную фактуру, сочетал классичность формы с мелодическим богатством и фантазией. В его фортепианном исполнении глубина и искренность чувств сочетались с изяществом, техническим совершенством.

Chopin - Nocturne Op.9 No.2 (Arthur Rubinstein)

ШОПЕН (Chopin) Фридерик (1 марта 1810, Желязова Воля, Польша — 17 октября 1849, Париж), польский композитор и пианист. Музыке Шопена присущи лиризм, тонкость в передаче различных настроений; его произведения отличаются широтой национально-фольклорных и жанровых связей. По-новому истолковал многие жанры: возродил на романтической основе прелюдию, создал фортепианную балладу, опоэтизировал и драматизировал танцы — мазурку, полонез, вальс; превратил скерцо в самостоятельное произведение. Обогатил гармонию и фортепианную фактуру; сочетал классичность формы с мелодическим богатством и фантазией. 2 концерта (1829, 1830), 3 сонаты (1828-44), фантазия (1841), 4 баллады (1835-42), 4 скерцо (1832-42), экспромты, ноктюрны, этюды и другие произведения для фортепиано; песни. В его фортепианном исполнении глубина и искренность чувств сочетались с изяществом, техническим совершенством.

Юный гений

Родился в смешанной французско-польской семье; родным языком Шопена был польский. В 1816-1822 обучался игре на фортепиано у Войцеха Живного (1756-1842), чье преподавание основывалось на музыке И. С. Баха и венских классиков. По-видимому, тогда же состоялось первое знакомство будущего композитора с итальянским бельканто. Неповторимый мелодический стиль Шопена складывался под совокупным влиянием Моцарта, польской национальной музыки, в частности, салонных пьес его старших современников М. К. Огиньского, М. Шимановской и других, а также итальянской оперы. Первые композиторские опыты Шопена (два полонеза) относятся к 1817. С 1819 он выступает как пианист в варшавских аристократических салонах. В 1822 начал заниматься частным образом у ведущего польского композитора Ю. Эльснера. В 1823 поступил в Варшавский лицей, незадолго до окончания которого опубликовал свой первый опус — Рондо c-moll (1825). В 1826-1829 Шопен учился в классе Эльснера в варшавской Главной школе музыки. К этому периоду относятся Вариации на тему дуэта из оперы Моцарта «Дон Жуан» для фортепиано с оркестром соч. 2, Первая соната соч. 4 и ряд пьес. При окончании консерватории Шопен был официально удостоен характеристики «музыкальный гений».

Chopin - Nocturne No.19, Op.72 No.1 (Richter)


Дом Шопена

Добровольное изгнание

В 1829 и 1831 Шопен с успехом концертировал в Вене. Тогда же Р. Шуман восторженно отозвался в печати о Вариациях соч. 2 («Шапки долой, господа, перед вами гений!»). Весть о поражении польского восстания 1830-1831 застала Шопена, когда он находился в Штутгарте (согласно популярной легенде, Шопен откликнулся на нее пьесой, которая ныне широко известна как «Революционный этюд»).

Chopin - Rondo à la Krakowiak, Op. 14

Будучи убежденным сторонником польской независимости, Шопен отказался вернуться на родину и обосновался в Париже, где вскоре приобрел репутацию выдающегося педагога и пианиста. Он был принят в высших кругах парижской аристократии, познакомился с популярными пианистами-виртуозами Ф. Калькбреннером и К. Плейелем (которые оказали ему практическую помощь в первый период его парижской жизни), музыковедом Ф. Ж. Фетисом, композиторами Ф. Листом, В. Беллини, художником Э. Делакруа, писателями Г. Гейне, В. Гюго, другими видными представителями парижской художественной элиты; среди его друзей были также представители польской эмиграции. В 1835 и 1836 Шопен выезжал в Германию (где встречался, в частности, с Шуманом и Ф. Мендельсоном), в 1837 — в Лондон. Между тем у него развивался туберкулез легких, первые симптомы которого обнаружились еще в 1831. Вскоре Шопен фактически отказался от карьеры виртуоза, ограничив свою концертную деятельность редкими выступлениями, преимущественно для немногочисленной аудитории, и сосредоточился на композиции, публикуя свои опусы одновременно в Париже, Лондоне и Лейпциге.

Рядом с Жорж Санд


Жорж Санд

Chopin - Nocturne Op.15 No.3 in G minor (Arthur Rubinstein)

В 1837 начался роман Шопена с известной французской писательницей Жорж Санд, которая относилась к Шопену отчасти по-матерински, как к хрупкому и незрелому созданию, за которым необходим постоянный уход. Зиму 1838-1839 Шопен и Ж. Санд провели на острове Майорка (Испания), что благотворно повлияло на здоровье композитора. Его связь с писательницей продолжалась около 10 лет. После разрыва с Ж. Санд (1847) здоровье Шопена резко ухудшилось.


Фредерик Шопен - фото 1848 г.

В феврале 1848 он дал свой последний концерт в Париже. Начавшаяся несколько дней спустя революция вынудила Шопена выехать в Великобританию, где он провел семь месяцев, играя в аристократических салонах (в том числе для королевы Виктории) и давая уроки. По возвращении в Париж Шопен уже не был в силах заниматься с учениками; летом 1849 он написал свое последнее произведение — Мазурку f-moll соч. 68 №4. На отпевании Шопена в парижской церкви св. Марии Магдалины присутствовало около трех тысяч человек; звучали его Прелюдии e-moll и h-moll из соч. 28 и «Реквием» Моцарта. На похоронах оркестр играл траурный марш из его Второй сонаты b-moll соч. 35. По желанию Шопена его сердце было перевезено в Польшу; оно покоится в варшавской церкви Святого Креста.

Chopin - Prelude No.4


Музей Шопена

Виртуоз и импровизатор

Почти вся музыка Шопена предназначена для фортепиано (среди немногих исключений — поздняя Соната для виолончели и фортепиано, посвященная другу композитора, виолончелисту О. Франкомму, и полтора десятка песен на слова польских поэтов). По отзывам современников, Шопен был вдохновенным импровизатором. Он сочинял в процессе игры, мучительно пытаясь зафиксировать свои музыкальные идеи в нотах. Наследие Шопена невелико по объему, однако воплощенный в нем художественный мир универсален.

Chopin - Grand Valse Brillante

Один из полюсов творчества Шопена составляют юношеские виртуозные пьесы (в том числе рондо) и произведения для фортепиано с оркестром (два концерта,1829-30, и др.), в которых он еще придерживается традиционных форм романтического пианизма «большого стиля». На другом полюсе находятся монументальная Третья соната h-moll (соч. 58, 1844) и окружающие ее Фантазия (1841), Колыбельная (1843-44), Баркарола (1845—6), Третья и Четвертая баллады (1840-41, 1842), Четвертое скерцо (1842), три мазурки соч. 56 (1843), три мазурки соч. 59 (1845), Полонез-фантазия (1845-46), ноктюрны соч. 62 (1846) — произведения огромной выразительной силы и благородства, новаторские по форме (для позднего Шопена характерна свободная трехчастная форма с длительно подготавливаемой сокращенной репризой, которая обычно переходит в сжатую коду), фактуре, гармоническому языку. Между этими двумя полюсами располагаются этюды, прелюдии, ноктюрны, вальсы, мазурки, полонезы, экспромты — неизменно совершенные во всех деталях и многообразные, как сама жизнь. Поэт и музыкант Б. Л. Пастернак считал это многообразие отличительной чертой Шопена и называл его творчество «орудием познания всякой жизни».

Chopin - Nocturne Op.48 No.2 (Arthur Rubinstein)


Памятник Шопену

Музыка Шопена почти целиком выдержана в гомофонно-гармоническом складе; отсутствие контрапункта в обычном смысле компенсируется в ней богатой игрой аккомпанирующих голосов, создающей эффект тончайшей подголосочной полифонии. Многие его пьесы написана в популярных бытовых, салонных, учебных (этюды) жанрах, однако под пером Шопена их жанровые прототипы приобретают совершенно новый масштаб. Слова Шумана об одном из этюдов Шопена: «Это не столько этюд, сколько поэма», приложимы ко всем остальным этюдам, а также к большинству мазурок, вальсов, прелюдий, ноктюрнов и др. (жанровое начало преобладает над поэтическим лишь в некоторых ранних пьесах Шопена). Для его гармонии характерны необычайно смелые тональные сопоставления и модуляции (часто принимающие форму внезапных «соскальзываний» в отдаленные тональные сферы), экскурсы в сферу чистой хроматики или модальности. Влияние гармонического и мелодического языка Шопена прослеживается в творчестве таких разных композиторов, как Ф. Лист, Р. Вагнер, Г. Форе, К. Дебюсси, Э. Григ, И. Альбенис, П. Чайковский, А. Скрябин, С. Рахманинов, К. Шимановский. С 1927 в Варшаве проводится Международный конкурс имени Шопена.

Chopin - Nocturno en si bemol menor Op.9 Nо.1

Фредерик Франсуа Шопен - великий польский пианист и композитор. Он родился в маленьком местечке Желязова Воля 1 марта 1810 года. Родители постарались дать талантливому ребенку хорошее музыкальное образование. Шестилетний Фредерик начинает заниматься музыкой с преподавателем Войцехом Живным. Ярко выраженные способности к игре на фортепиано и написанию музыки сделали из мальчика любимца великосветских салонов Варшавы.

Проба пера - полонез B-dur (1817)

Узнав о том, что юный Фредерик сочинил полонез, князь Радзивилл посодействовал тому, чтобы сочинение напечатали в газете. Под нотами была заметка о том, что композитору всего семь лет. Детские произведения Шопена, список которых начался с полонеза, находились под сильным влиянием популярных в это время польских композиторов - Михаила Огинского (Michała Kleofasa Ogińskiego) и Марии Шимановской (Marii Szymanowskiej).

За свою творческую жизнь Ф. Шопен сочинил 16 полонезов. Но только семь из них он признавал достойными публичного исполнения. Девять произведений, которые были созданы в ранний период, при жизни композитора не публиковались. Первые три полонеза, написанные в период 1817-1821 гг., стали отправной точкой становления композиторского дарования юного музыканта.

Почти все полонезы Ф. Шопена были сольными фортепианными произведениями. Но встречались исключения. В «Большом Полонезе Es-dur» фортепиано сопровождал оркестр. Для фортепиано и виолончели композитор сочинил «Полонез c-dur».

Новый преподаватель

В 1822 году Войцех Живный вынужден был признать, что как музыкант он больше ничего не может дать юному Шопену. Ученик превзошел своего учителя, и растроганный преподаватель попрощался с талантливым ребенком. Принимая участие в его судьбе, Живный написал знаменитому варшавскому композитору и педагогу Йозефу Эльснеру. В жизни Шопена начался новый период.

Первая мазурка

Лето 1824 года Фредерик провел в местечке Шафарня, где располагалось имение семьи его школьного товарища. Здесь он впервые соприкоснулся с народным музыкальным творчеством. Мазовецкий и еврейский фольклор глубоко проник в душу начинающего музыканта. Навеянные им впечатления нашли свое отражение в Мазурке a-moll. Она получила известность под названием «Еврейская».

Мазурки, как и другие произведения Шопена, список которых постоянно увеличивался, соединяли в себе различные музыкальные течения. Тональность и форма мелодии гармонично вытекают из интонации народного пения (мазурка в национальной польской традиции была танцем, сопровождаемым пением). В них сочетаются элементы деревенского фольклора и городской салонной музыки. Еще одна особенность мазурок Шопена - сочетание различных танцев и оригинальная обработка народных мелодий. Цикл мазурок имеет свойственные фольклорному творчеству интонации и объединяет характерные для народной музыки элементы с авторским способом построения музыкальной фразы.

Мазурки - многочисленные и самые известные произведения Шопена. Список их пополнялся на протяжении всей творческой карьеры композитора. Всего за период с 1825 по 1849 год Шопен создал 58 мазурок. Его творческое наследие породило интерес, который композиторы стали проявлять к этому танцу. Многие польские сочинители пробовали работать в этом жанре, но так и не смогли полностью освободиться от очарования музыки Шопена.

Становление артиста

В 1829 году началась концертная деятельность Фредерика Шопена. Он с успехом гастролирует в Кракове и Вене.

Музыкальная Австрия была покорена молодым польским виртуозом. В 1830 году Шопен покидает родину и переезжает во Францию.

Первый концерт в Париже сделал Шопена знаменитым. Музыканту было всего 22 года. Он редко выступал в концертных залах. Зато был частым гостем светских салонов французской аристократии и польской диаспоры Франции. Это позволило молодому польскому пианисту приобрести множество знатных и богатых поклонников среди французской аристократии. Популярность польского пианиста возрастала. Вскоре в Париже все знали это имя - Фредерик Шопен. Произведения, список и порядок исполнения которых был неизвестен заранее даже самому исполнителю - Шопен очень любил экспромты - вызывали бурю оваций у потрясенной публики.

1830 год: фортепианные концерты

В 1830 году композитор заканчивает сочинение «Концерта f-moll». 21 марта состоялось его премьерное исполнение в Национальном театре в Варшаве. Спустя несколько месяцев произошло публичное исполнение еще одного произведения, концерта e-moll.

Фортепианные концерты Шопена - это трогательная романтика. Они имеют одинаковую трехчастную форму. Первая часть - это соната с двойной экспозицией. Сначала звучит оркестр, а после него сольную роль принимает партия рояля. Вторая часть в виде ноктюрна - трогательного и меланхоличного. Заключительные части двух концертов - это рондо. В них отчетливо слышатся мелодии мазурки, куявяка и краковяка - популярных Последний танец очень нравился Шопену, который часто использовал его в своих сочинениях.

Многие знаменитые музыканты обращались к его творчеству и исполняли произведения Шопена. Список - названия фортепианных концертов и других произведений - это признак высочайшего исполнительского профессионализма и хорошего музыкального вкуса.

1835 год. Первое исполнение Andante spianato

Написать концертное произведение с интродукцией (вступлением) Фредерик Шопен задумал давно. Он начал работу с сочинения «Полонеза», оставив на более позднее время написание вступления. В письмах композитор писал, что сам «Полонез» был создан на рубеже 1830-1831 гг. И лишь спустя пять лет была написана интродукция, и сочинение приобрело законченный вид.

Andante spianato написано для фортепиано в тональности g-dur и размере 6/8. Ноктюрновый характер интродукции оттеняет собой начало «Полонеза», в котором звучит героический мотив. Во время сольных выступлений Шопен часто включал Andante spianato как отдельное концертное произведение.

26 апреля в Варшавской Консерватории Шопен исполняет «Andante spianato и Большой Полонез Es-dur». Первое исполнение с оркестром происходило при аншлаге и имело грандиозный успех. Произведение было издано в 1836 году и посвящалось баронессе Д’Эсте. Копилка шедевров, в которой хранились известные произведения Шопена, список которых уже насчитывал более 150 сочинений, пополнилась еще одним бессмертным творением.

Три сонаты (1827-1844)

Сонатный цикл Фредерика Шопена сложился из произведений, написанных в различные периоды творчества. «Соната c-moll» создана в 1827-1828 годах. Сам Шопен называл ее «грехом молодости». Как и многие другие ранние произведения, она была опубликована после его смерти. Первое издание датировано 1851 г.

«Соната b-moll» — образец монументально драматичного, но в то же время лирического произведения. Шопена, список композиций которого уже был значительным, увлекла сложная музыкальная форма. Сначала появился на свет «Траурный марш». Его рукопись датирована 28 ноября 1837 года. Полностью соната была написана к 1839 году. Отдельные ее части относятся к музыке, характерной для эпохи романтизма. Первая часть - это баллада, а заключительная имеет характер этюда. Однако именно «Траурный марш», трагический и глубокий, стал кульминацией всего произведения. В 1844 году было написано еще одно произведение в сонатной форме, «Соната h-moll».

Последние годы

В 1837 году Шопен перенес первый приступ туберкулеза. Болезнь преследовала его все оставшиеся годы. Путешествие на Мальорку, которое он совершил вместе с не принесло облегчения. Но это был плодотворный творческий период. Именно на Мальорке Шопен написал цикл из 24 прелюдий. Возвращение в Париж и разрыв с Ж. Санд губительно сказались на ослабленном здоровье композитора.

1848 год - путешествие в Лондон. Это была последняя гастрольная поездка. Напряженная работа и сырой британский климат окончательно подорвали здоровье великого музыканта.

В октябре 1849 года в возрасте 39 лет Фредерик Франсуа Шопен скончался. На похороны в Париж приехали сотни почитателей его таланта. Согласно последней воле Шопена, сердце великого музыканта было доставлено в Польшу. Его замуровали в колонне костела Святого Креста в Варшаве.

Произведения Ф. Шопена, список которых составляет более 200 сочинений, и в наши дни часто звучит в концертных программах многих прославленных пианистов. Телевидение и радиостанции всего мира имеют в своих репертуарных листах произведения Шопена. Список - на русском или любом другом языке - есть в свободном доступе.

Таинственный, дьяволический, женственный, мужественный, непонятный, всем понятный трагический Шопен.
С. Рихтер

По словам А. Рубинштейна, «Шопен - это бард, рапсод, дух, душа фортепиано». С фортепиано связано самое неповторимое в шопеновской музыхе: ее трепетность, утонченность, «пение» всей фактуры и гармонии, обволакивающей мелодию переливающейся воздушной «дымкой». Вся многокрасочность романтического мироощущения, все то, что обычно требовало для своего воплощения монументальных композиций (симфоний или опер), у великого польского композитора и пианиста выразилось в фортепианной музыке (произведений с участием других инструментов, человеческого голоса или оркестра у Шопена совсем немного). Контрасты и даже полярные противоположности романтизма у Шопена претворились в высшую гармонию: пламенное воодушевление, повышенная эмоциональная «температура» - и строгая логика развития, интимная доверительность лирики - и концепционность симфонических масштабов, артистизм, доведенный до аристократической изысканности, и рядом - первозданная чистота «народных картинок». Вообще своеобразие польского фольклора (его ладов, мелодий, ритмов) пропитало собой всю музыку Шопена, ставшего музыкальным классиком Польши.

Шопен родился неподалеку от Варшавы, в Желязовой Воле, где его отец, выходец из Франции, работал домашним учителем в графской семье. Вскоре после рождения Фридерика семья Шопенов переезжает в Варшаву. Феноменальная музыкальная одаренность проявляется уже в раннем детстве, в 6 лет мальчик сочиняет первое произведение (полонез), а в 7 впервые выступает как пианист. Общее образование Шопен получает в Лицее, он также берет уроки фортепианной игры у В. Живного. Формирование музыканта-профессионала завершается в Варшавской консерватории (1826-29) под руководством Ю. Эльснера. Одаренность Шопена проявлялась не только в музыке: с детских лет он сочинял стихи, играл в домашних спектаклях, замечательно рисовал. На всю жизнь Шопен сохранил дар карикатуриста: он мог так нарисовать или даже изобразить кого-нибудь мимикой лица, что все безошибочно узнавали этого человека.

Художественная жизнь Варшавы давала множество впечатлений начинающему музыканту. Итальянская и польская национальная опера, гастроли крупнейших артистов (Н. Паганини, И. Гуммеля) вдохновляли Шопена, открывали перед ним новые горизонты. Часто во время летних каникул Фридерик бывал в загородных имениях у своих друзей, где не только слушал игру деревенских музыкантов, но иногда и сам играл на каком-нибудь инструменте. Первые композиторские опыты Шопена - опоэтизированные танцы польского быта (полонез , мазурка), вальсы , а также ноктюрны - миниатюры лирико-созерцательного характера. Обращается он и к жанрам, составлявшим основу репертуара тогдашних пианистов-виртуозов - концертным вариациям, фантазиям, рондо. Материалом для таких произведений служили, как правило, темы из популярных опер или народные польские мелодии. встретили горячий отклик Р. Шумана, написавшего о них восторженную статью. Шуману принадлежат и следующие слова: «...Если в наше время родится гений, подобный Моцарту, он станет писать концерты скорее шопеновские, чем моцартовские». 2 концерта (особенно ми-минорный) стали высшим достижением раннего творчества Шопена, отразили все грани художественного мира двадцатилетнего композитора. Элегическая лирика, родственная и русскому романсу тех лет, оттеняется блеском виртуозности и по-весеннему светлыми народно-жанровыми темами. Моцартовски совершенные формы проникаются духом романтизма.

Во время гастрольной поездки в Вену и по городам Германии Шопена настигла весть о поражении польского восстания (1830-31 гг.). Трагедия Польши стала сильнейшей личной трагедией, соединилась с невозможностью возвращения на родину (Шопен был другом некоторых участников освободительного движения). Как отметил Б. Асафьев, «коллизии, волновавшие его, сосредоточились на различного рода стадиях любовных томлений и на ярчайшем взрыве отчаяния в связи с гибелью отечества». Отныне в его музыку проникает подлинный драматизм (Баллада соль минор , Скерцо си минор , до-минорный Этюд , часто называемый «Революционным»). Шуман пишет, что «...Шопен, ввел бетховенский дух в концертный зал». Баллада и скерцо - жанры, новые для фортепианной музыки. Балладами назывались развернутые романсы повествовательно-драматического характера; у Шопена это крупные произведения поэмного типа (написанные под впечатлением от баллад А. Мицкевича и польских дум). Переосмысливается и скерцо (обычно бывшее частью цикла) - теперь оно стало существовать как самостоятельный жанр (совсем не шуточного, а чаще - стихийно-демонического содержания).

Последующая жизнь Шопена связана с Парижем, куда он попадает в 1831 г. В этом кипучем центре художественной жизни Шопен встречается с людьми искусства из разных стран Европы: композиторами Г. Берлиозом, Ф. Листом, Н. Паганини, В. Беллини, Дж. Мейербером, пианистом Ф. Калькбреннером, литераторами Г. Гейне, А. Мицкевичем, Жорж Санд, художником Э. Делакруа, написавшим портрет композитора. Париж 30-х гг. XIX века - один из очагов нового, романтического искусства, утверждавшегося в борьбе с академизмом. По словам Листа, «Шопен открыто становился в ряды романтиков, написав все-таки на своем знамени имя Моцарта». Действительно, как бы далеко ни ушел Шопен в своем новаторстве (его не всегда понимали даже Шуман и Лист!), его творчество носило характер органичного развития традиции, ее как бы волшебного преображения. Кумирами польского романтика были Моцарт и в особенности И. С. Бах. К современной ему музыке Шопен относился в целом неодобрительно. Вероятно, здесь сказался его классически-строгий, рафинированный вкус, не допускавший никаких резкостей, грубостей и крайностей выражения. При всей светской общительности и дружелюбии он был сдержан и не любил открывать свой внутренний мир. Так, о музыке, о содержании своих произведений он говорил редко и скупо, чаще всего маскируясь какой-нибудь шуткой.

В созданных в первые годы парижской жизни этюдах Шопен дает свое понимание виртуозности (в противоположность искусству модных пианистов) - как средства, служащего выражению художественного содержания и неотрывного от него. Сам Шопен, однако, мало выступал в концертах, предпочитая большому залу камерную, более уютную обстановку светского салона. Доходов от концертов и нотных изданий недоставало, и Шопен вынужден был давать уроки фортепианной игры. В конце 30-х гг. Шопен завершает цикл прелюдий , ставших настоящей энциклопедией романтизма, отразивших основные коллизии романтического мироощущения. В прелюдиях - самых миниатюрных пьесах - достигается особая «плотность», концентрированность выражения. И снова мы видим пример нового отношения к жанру. В старинной музыке прелюдия всегда являлась вступлением к какому-то произведению. У Шопена это самоценная пьеса, сохраняющая в то же время некоторую недосказанность афоризма и «импровизационную» свободу, что так созвучно романтическому мироощущению. Цикл прелюдий был окончен на острове Майорка, куда для поправления здоровья Шопен предпринял поездку совместно с Жорж Санд (1838). Кроме этого, из Парижа Шопен выезжал в Германию (1834-1836), где встречался с Мендельсоном и Шуманом, а в Карлсбаде увиделся с родителями, и в Англию (1837).

для фортепиано: