Французская комедия театр. Французский театр в париже. Приятного посещения «Комеди Франсез»

комеди франсез

"КОМЕДИ ФРАНСЕЗ" (Comedie-Francaise) (официальное название "Театр Франсе" Theatre Francais), французский драматический театр. Основан в 1680 в Париже. Стал школой актерского и режиссерского искусства. Здесь играли Ф. Ж. Тальма, Рашель, Сара Бернар, Б. К. Коклен, Л. Жуве, Ж. Л. Барро и др. Сохраняя в репертуаре произведения Мольера, П. Корнеля, Ж. Расина, П. Бомарше, театр верен классическим традициям.

Комеди Франсез

«Комеди Франсез» (Comédie-Française) (официальное название ≈ «Театр Франсе», «Théâtre-Français»), старейший национальный театр Франции. Основан в 1680 в Париже по указу Людовика XIV, объединившему театр Мольера (ранее слившийся с театром «Маре») и театр «Бургундский отель». В труппу вошли М. Шанмеле, М. Барон, Ш. Лагранж, Л. Бежар и др. Обладая монополией на исполнение литературной драмы и получая дотацию, позволявшую приглашать лучших актёров, «К. Ф.» завоевал славу крупнейшего театра Франции. Однако развитие «К. Ф.» тормозилось консервативными позициями королевского двора. В течение 18 в. в театре происходил процесс размежевания между придворно-дворянской и демократическо-просветительской тенденциями классицизма. «Вольтеровские» актёры А. Лекуврёр, М. Дюмениль, И. Клерон, А. Л. Лекен, сохраняя классицистские нормы, стремились к психологической оправданности декламации, сценического поведения. В годы Великой французской революции «К. Ф.» называли «Театром Нации». Политическая борьба внутри театра во время революции привела к расколу труппы. Актёры Ф. Ж. Тальма, Ж. Б. Дюгазон, Ф. М. Р. Вестрис оставили «К. Ф.» и организовали «Театр Республики». В 1799 обе части труппы вновь объединились, и театр получил прежнее название. В канун Июльской революции 1830 на сцене «К. Ф.» ставились прогрессивные романтические драмы В. Гюго. Героическая тема с большой силой прозвучала перед революцией 1848 в творчестве актрисы Э. Рашель. С 20-х гг. 19 в. на сцене «К. Ф.» утвердились пьесы, где романтической героике противопоставлялось прославление буржуазной морали (Э. Скриб, в 40≈50-е гг. ≈ Э. Ожье, А. Дюма-сын, В. Сарду). Крупнейшие актёры театра в 19≈начале 20 вв. ≈ Жорж, Марс, Сара Бернар, Ж. Муне-Сюлли.

Реалистические традиции развивались главным образом комедийными актёрами ≈ Э. Ф. Ж. Го, Б. К. Кокленом и др. В конце 19≈начале 20 вв. в «К. Ф.» стали ставиться произведения драматургов критического реализма ≈ А. Бека, А. Франса, Ж. Ренара, позднее Э. Фабра и др. В 1930-е гг. здесь работали режиссёры Ж. Коно, Л. Жуве, Ш. Дюллен, Г. Бати. В «К. Ф.» сформировалось творчество крупнейших актёров и режиссёров современного французского театра ≈ М. Бель, Ж. Йоннеля, Б. М. Ж. Бови, Б. Бретти, Ж. Л. Барро, М. Рено, П. Дюкса и др. Верность классическим традициям препятствовала проникновению в театр формалистических декадентских течений. В репертуаре «К. Ф.» широко представлены произведения П. Корнеля, Ж. Расина, Мольера, П. Мариво, П. Бомарше, А. Мюссе и др. Среди ведущих актёров театра (1950≈60-е гг.) ≈ Ж. Мейер, М. Эсканд, Л. Сенье, Ж. Берто и др. Театр гастролирует за границей (в 1954, 1964, 1969, 1973 выступал в СССР).

Лит.: Мокульский С., История западноевропейского театра, т. 2, М.≈ Л., 1939; Бояджиев Г. Н., Театральный Париж сегодня, [М.], 1960; История западноевропейского театра, т. 3, 5, М., 1963≈70: Valmy-Baysse J., Naissance et vie de la Comédie-Française, P., 1945; Bretty В., La Comédie-Française a l"envers, P., 1.1957].

Е. Л. Финкельштейн.

Википедия

Комеди Франсез

«Комеди́ Франсе́з» , известный также как Теа́тр-Франсэ́ или Францу́зский Теа́тр - единственный во Франции репертуарный театр, финансируемый правительством. Расположен в центре Парижа, в 1-м административном округе города, во дворце Пале-Рояль. Основан в 1680 году декретом короля Людовика XIV . Театр имеет также неофициальное название «Дом Мольера», поскольку до учреждения «Комеди Франсез» во дворце Пале-Рояль с 1661 по 1673 год выступала труппа Мольера.

Комеди-Франсез (Comedie Francaise) – самый старый во Франции драматический театр. Здание построено по проекту Луи в конце XVIII столетия. В XIX веке театр реконструировали под руководством Шаброля и Фонтена. Труппа Комеди-Франсез была создана самим Жаном-Батистом Мольером, а в театре шли практически все его пьесы. С именем Комедии Франсез связана деятельность таких великих драматургов Франции, как […]

– самый старый во Франции драматический театр. Здание построено по проекту Луи в конце XVIII столетия. В XIX веке театр реконструировали под руководством Шаброля и Фонтена.

Труппа Комеди-Франсез была создана самим Жаном-Батистом Мольером , а в театре шли практически все его пьесы. С именем Комедии Франсез связана деятельность таких великих драматургов Франции, как Бомарше, Дидро, Вольтер, Расин .

Во времена Французской революции театр назывался Театром Нации . В конце XVIII века его обратно переименовали в Комеди-Франсез. В XIX веке в репертуар входили постановки произведений Виктора Гюго, Ожье, Дюма-сына и многих других известных писателей и драматургов. В XX веке театр испытывает влияние реформаторских идей Антуана , обогатившими репертуар лучшими произведениями мировой и французской драматургии.

В здании располагается также музей Комедии-Франсез . По соседству на улице Ришелье стоял дом, где умер Мольер , а в доме №69 на улице Ришелье (сейчас это современное здание), Стендаль работал над своим знаменитым романом «Красное и черное».

Во времена СССР театр Комедии-Франсез четырежды был с гастролями.

Place Colette, 75001 Paris, France
comedie-francaise.fr‎

Как я экономлю на отелях?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

«Комеди Франсез», или «Театр Франсе», - старейший не только во Франции, но и в мире национальный театр; расположен в Париже, на улице Ришелье. Кроме основной сцены дает спектакли и в театре «Одеон».

Как Малый театр в Москве неофициально называют Домом Островского, так и «Комеди Франсез» - это Дом Мольера, хотя театр был основан в 1680 г., т. е. уже после смерти Мольера. Дело в том, что в первую труппу «Комеди Франсез» (27 человек) вошли осиротевшие актеры театра Мольера, соединившись с прежними своими постоянными соперниками - актерами театра «Бургундский отель» (см. Французский театр). Мольер на многие годы вперед определил и репертуар «Комеди Франсез». За 300 с лишним лет здесь поставлено все, написанное великим драматургом. Но играют не только Мольера. Благодаря дотации, получаемой от государства, театр всегда имел возможность приглашать в труппу лучших актеров страны, а также включать в репертуар лучшие пьесы. Это преимущественно французская классика. Для современного автора постановка его пьесы на сцене «Комеди Франсез» в сущности означает официальное признание.

Одна из исполнительских традиций, утвердившихся на прославленной сцене, - искусство «его величества Слова», обостренное чувство и мастерство речи, безупречная дикция, умение сосредоточить в слове весь смысл происходящего и в то же время придать ему чисто музыкальную красоту звучания. Искусство декламации до сих пор остается одним из основных критериев сценической игры, по которым оценивается актер.

История «Комеди Франсез» - это история театрального искусства во Франции. Значительное влияние оказал «Комеди Франсез» на европейский театр, и в частности на становление и первоначальное развитие русского театра. На этой сцене выступали Мишель Барон и Адриенна Лёкуврёр, Франсуа Жозеф Тальма и Элиза Рашель, Жан Муне-Сюлли, Бенуа-Констан Коклен и Сара Бернар. Здесь были продолжены традиции французского классицизма XVII в. - великих мастеров трагедии Ж. Расина и П. Корнеля. В XVIII в. здесь ставились произведения просветителей - Вольтера, Д. Дидро, ратовавших за воспитание и просвещение народа средствами театра, и их последователя - блистательного комедиографа П. Бомарше. Стены «Комеди Франсез» помнят яростную политическую борьбу в годы Великой французской революции 1789-1799 и не менее яростное сражение художественных и эстетических идей в 1830 г. на представлении романтической драмы В. Гюго «Эрнани». Битву за «Эриаии» вели представители романтизма со сторонниками классицизма, не желавшего сдавать свои позиции. И наконец, уже в XX в. появление режиссуры вновь взорвало цитадель актерских традиций, следуя которым актеры сами для себя ставили спектакли и этим тормозили свое творческое развитие.

Советские зрители имели возможность познакомиться с искусством актеров прославленного театра во время неоднократных гастролей «Комеди Франсез» в СССР.

КОМЕДИ ФРАНСЕЗ (La Comédie Française; официальное название – Театр Франсе – Théâtre Français), французский национальный театр, один из старейших театров Парижа. Основан в 1680 по указу Людовика XIV.

К 17 в. французский национальный театр еще не сформировался окончательно, несмотря на всплеск развития драматургии (П.Корнель , Ж.Расин , Ж.-Б.Мольер) – общая эстетическая система профессионального театра (как в это же время в Англии) переживала период становления. Ренессанс, оказавший огромное влияние на развитие театра, пришел во Францию на полтора века позже, чем в Италию, и французский театр находился под влиянием светской и клерикальной властей. Регламентацию в это время испытывали все виды французского искусства, это подчеркивалось созданием Академий . Положение осложнялось и тем, что Людовик XIV был любителем театра, так что покровительство власти оборачивалось жестким контролем. Подтверждением тому служит трагическая история жизни Ж.Б.Мольера, которому удавалось, лавируя между требованиями короля и амбициями труппы, удерживать свой театр на высоком профессиональном уровне. После его смерти в 1673 для французского театра наступили не лучшие времена. Бывшая труппа Мольера, объединившаяся с труппой театре Маре и обосновавшаяся на сцене отеля «Генего», конкурировала с труппой «Бургундский отель», соревнуясь за благосклонность короля. Жизнь двух парижских театров состояла из интриг и распрей, зрительский интерес катастрофически снижался.

Для сохранения национального театра 18 августа 1680 Людовик XIV подписал указ, предписывающий слияние трупп «Генего» и «Бургундского отеля». В новый театр переходили лишь лучшие актеры. Указ даровал театру монопольное право на показ спектаклей в Париже. «Театр Французских Комедиантов» (первоначальное название) получил королевскую дотацию в 12000 ливров и руководство – назначаемых королем суперинтендантов, определявших репертуар, состав труппы и творческие вопросы. Уже 25 августа в обновленном составе были сыграны Федра Расина и Орлеанские кареты Ля Шапеля.

В труппу вошли 15 актеров и 12 актрис, в том числе М.Шанмеле, М.Барон, П.Пуассон, Ш.Лагранж, Н.Отерош, К.Розимон, А.Бежар и др. Будучи придворным театром, по своей организационной структуре он представлял собой актерское товарищество (société). Доходы делились на 24 пая (распределением паев занималось руководство); основные участники товарищества, сосьетеры, имели право на получение пая или его части. В труппу входили и т.н. пансионеры – актеры, приглашавшиеся на отдельные роли.

Эта организационная структура театра сохранялась практически все время существования театра. Изменялась она лишь однажды, на несколько лет, в период французской буржуазной революции конца 18 в. Принятый Учредительным собранием в январе 1791 Декрет о свободе театров переименовал Комеди Франсез в Театр Нации и отменил его королевские привилегии и подчинение двору. В 1792 политическая борьба внутри театра привела труппу к размежеванию на роялистов и республиканцев. Актер Ф.Ж.Тальма, исповедовавший идеи революционной героики и гражданственности театрального искусства, вместе с группой своих единомышленников (Ж.Б.Дюгазон, Ф.М.Р.Вестрис и др.) вышел из состава Комеди Франсез и организовал Театр Республики. В 1793 актеры Театра Наций были арестованы якобинскими властями за постановку реакционной драматургии и были приговорены к гильотине. Их спас от смерти актер-любитель Лябуссьеp, но освобождены они были в 1794, после свержения Робеспьера. А в 1799 обе части труппы воссоединились; театру было возвращено прежнее название. Статус и структура Комеди Франсез были подтверждены в «Московском декрете» Наполеона, подписанном в 1812, во время военной кампании против России. Этот декрет подчеркивает важность театрального искусства (в том числе его идеологическую составляющую) для становления и укрепления государственности.

В 17 в. монополия на работу в Париже и королевская субсидия дала театру огромные финансовые преимущества. Однако творческая и повседневная жизнь театра была строго регламентирована. 40 уставных правил определяли еженедельные собрания труппы с обязательным присутствием каждого актера, обязанность сосьетеров ежедневно принимать участие в спектаклях, невозможность отказаться от порученной роли и т.д. За непочтительное отношение к коллегам и использование лексики, «не принятой среди благородных людей», члены труппы платили штрафы, идущие в пользу бедных. Штрафы назначались и за опоздания.

Кроме труппы и высшего административного персонала (казначей, секретарь и контролер, выдвинутые сосьетерами из своего состава и выполнявшие свои обязанности на общественных началах), в театре был большой штат наемных служащих: консьерж, кассир, осветитель, печатник, изготавливающий афиши, портье и др.

С 1802 театр базируется на улице Ришелье в районе Пале-Рояля. Комеди Франсез оказался в помещении, на сцене которого работал Мольер. Здесь у театра была основная сцена с залом на 750 мест и зал поменьше, около 300 мест – Театр Старой Голубятни, а также небольшой зал на 100 мест в Лувре.

Второе, почти официальное, название театра – Дом Мольера, который часто называют Театром слова (Théâtre du Mot). Это подчеркивает творческие тенденции, которым следует коллектив: опора на высокую драматургию, углубленное внимание к языку, речи, чтимых как национальное достояние.

Привилегированное положение театра позволяло привлекать в труппу лучших актеров Франции. Чуть ли не все имена французских актеров, получивших мировую известность за последние триста лет, так или иначе связаны с Комеди Франсез: М.Дюкло, А.Лекуврер , А.Лекен, М.Дюмениль, И.Клерон, Ж.Б.Бризар, Марс, К.Дюшенуа, Жорж, Э.Рашель , С.Бернар , Ж.Муне-Сюлли, К.Коклен и др. А также лучших французских драматургов – Ж.Ф.Реньяра, А.Р.Лесажа , П.Мариво , Ф.Вольтера , Д.Дидро , П.Бомарше , В.Гюго , Э.Скриба , А.Дюма-сына , В.Сарду и др.

Определенный кризис театр пережил в конце 19 – начале 20 вв., в период коренной трансформации мирового театра. Становление режиссерского театра, заставившего весь мир пересмотреть основные принципы театральных постановок, вступили в противоречие с исконными традициями театра, когда сосьетеры осуществляли и функции режиссера, подбирая драматургический материал в первую очередь с точки зрения выигрышности своих ролей. Так, незадолго до создания МХТ , К.С.Станиславский объявил артистов Комеди Франсез «самыми большими врагами Мольера», противопоставляя псевдоисполнительским традициям свежее режиссерское прочтение драматургии.

Первую попытку переломить ситуацию предпринял драматург-сатирик Э.Бурдэ, назначенный в 1936 на пост генерального администратора. Он пригласил в театр самых ярких авангардистов: Ж.Копо , Л.Жуве, Ш.Дюллена и Г.Бати. Они и в новых постановках, и в работе над старыми спектаклями снимали архаический стиль, пытаясь создать из формального собрания актеров-звезд творческий ансамбль. Однако вся четверка режиссеров не ставила своей задачей коренную переделку сложившегося организма, они были «людьми со стороны» и не рассматривали этот театр как «свой». Речь могла идти об отдельных удачах отдельных спектаклей.

Генеральная реформа театра связана с именем Ж.Мейера, ученика Жуве и выпускника Парижской консерватории драматического искусства, учебного заведения, находившегося под эгидой Комеди Франсез. Свои первые спектакли он ставит в 1944, а в 1946, после того, как театр покинул Ж.Л.Барро, назначается руководителем классических постановок. Мейер проработал в театре около двадцати лет, насаждая новую эстетику, воспитывая и обучая молодых актеров внутри театра, без отрыва от живой сценической практики. Его спектаклям сопутствовал зрительский успех, его творчество высоко оценивала критика, связывая спектакли Мейера с возрождением национального театра. Но стремление к единству творческого руководства обусловило конфликт режиссера с комитетом сосьетеров, в итоге вынудившим Мейера покинуть театр. Однако этот период не прошел бесследно; считается, что сегодня театр – чуть ли не единственный в мире классический театр национального масштаба, не чурающийся экспериментов. Так, в 1970-е в репертуар были включены даже постановки абсурдистов Э.Ионеско и С.Беккета. Косвенным подтверждением тому можно считать приглашение в театр на постановки таких российских режиссеров, как А.Васильев (Маскарад , 1992 и Амфитрион, 2002) и П.Фоменко (Лес , 2003).

Сегодня театр сохраняет свою организационную структуру. Им управляет генеральный администратор (сейчас это – М.Бозонне), работу которого контролирует сосьетеры (их уже не 27, а 40). Кроме того – 20 пансионеров. По словам Бозонне, «нет такого пансионера, который не мечтал бы стать сосьетером». Удается это не каждому – на ежегодном собрании не менее 21 сосьетера должны проголосовать за изменение статуса актера. Переход в сосьетеры влечет за собой изменения в творческом статусе и в материальном положении: их доходы превышают заработок пансионеров в 2–3 раза. Комитет сосьетеров решает и вопросы перевода актеров на пенсию.

В России театр гастролировал в 1954, 1969, 1973 и 1985 гг. В 2005 Комеди Франсез стал участником Московского международного Чеховского фестиваля, куда привез спектакль Лес в постановке П.Фоменко.

Татьяна Шабалина

Старейший не только во Франции, но и во всей Европе французский театр « » (Comédie-Française), работает уже больше 330 лет. Он является ведущим драматическим в Париже, а также одной из самых известных достопримечательностей города, особенно любимой русскими туристами. Театр «Комеди Франсез» был создан указом короля Людовика XIV спустя семь лет после смерти знаменитого Жана-Батиста Мольера.

По сути, в этом театре указом короля было объединено два парижских театра, имевшихся тогда в столице Франции. А именно театр Мольера, ранее слившийся с театром «Маре», и театр «Бургундский отель». В труппу вновь созданного театра вошли известные в то время актеры М. Шанмеле, Л. Бежар, Ш. Лагранж, М. Барон и др. В Доме Мольера, как ещё иногда называют «Комеди Франсез», были показаны практически все пьесы великого драматурга. Здесь ставились постановки Бомарше, Дидро, Вольтера и Расина.

Благодаря объединению в 1680 году театр стал получать ежегодную королевскую дотацию в 12000 ливров, а также иметь возможность ставить пьесы на французском языке. Обладая монополией на исполнение литературной драмы, и получая дотацию, позволяющую приглашать лучших актёров, «Комеди Франсез» завоевал славу крупнейшего театра Франции.

В настоящее время Дом Мольера является одним из немногих репертуарных театров в Европе, где ставятся постановки, начиная с античности и до наших дней. Причем приглашаются современные авторы из различных стран. Так, например, Петр Фоменко поставил здесь пьесу А. Островского «Лес», которая была показана на международном чеховском фестивале в 2005 году. Кроме Мольера ставят здесь и зарубежных, в том числе и русских, классиков. «Комеди Франскз» в различные сезоны представлял и «Трамвай "Желание"», и «Вишневый сад», и «Женитьбу». Однако, абсолютное большинство постановок идут на французском. Причем на очень хорошем французском.

Как доехать до «Комеди Франсез»?

Находится « » в самом центре французской столицы, на правом берегу . Расположился он в нескольких шагах от Лувра, в Парижа, на углу площади Пале-Рояль и улицы Ришелье. Добраться до него можно любым автобусом маршрутов №№ 21, 27, 39, 48, 67, 68, 69, 81, 95, или на до станции Palais Royal – Musée du Louvre.

Как попасть на спектакль в «Комеди Франсез»?

Самый дорогой билет на спектакль в этом театре стоит 41 евро, а самый дешевый всего 6 евро.

Билеты можно приобрести на официальном сайте «Комеди Франсез» или в кассе театра. Но об этом нужно позаботиться заранее, так как билеты раскупаются в миг.

Если вы не успели купить билет, то можете прийти за несколько часов до спектакля и попробовать приобрести билет, который вернули в кассу или попасть на галерку за 6 евро.

Каждый первый понедельник для молодежи (младше 28 лет) выделяются бесплатные места.

Приятного посещения «Комеди Франсез»!