Фоторепортаж. Политехнический музей закрывается на реконструкцию. Фоторепортаж История строительства Политеха

Лестница "Политеха".

В центре Москвы, на Лубянке, расположен один из величайших памятников архитектуры, культуры и истории - Политехнический музей. Он открылся в 1872 году экспозицией, посвященной 200-летию со дня рождения Петра I. Сегодня он, помимо музейной части, включает в себя библиотеку, лекторий, детский научный центр и Политеатр.

Посетители музея на экскурсии.

К сожалению, в ближайшие несколько лет посетить "Политех" будет нельзя: по указу бывшего президента Дмитрия Медвеедева здание подлежит реконструкции, как внутри, так и снаружи. Ридус узнал, как изменится музей, и куда отправят экспонаты до окончания ремонта.

Несмотря на свой возраст, внутри "Политех" до сих пор выглядит довольно-таки прилично: слегка обветшалые стены, раритетные экспонаты без крошки пыли аккуратно расставлены в залах, в уголках смотрительницы прозорливым взглядом следят за посетителями. К слову, в последние бесплатные дни работы "Политеха", с 3 по 8 января, его посетило больше человек, чем обычно. Оно и понятно, ведь в этот музей хочется возвращаться снова и снова.

Посетители Политехнического музея.

Посетители Политехнического музея.

Проходя по коридорам и жестами указывая на экспонаты, руководитель пресс-службы Елена Костюкова объясняет, что в экспозиции представлены примерно пятая часть образцов. Внизу, в хранилище, хранятся и другие предметы различных областей техники и научных знаний.

"Важно, что здание изначально было предусмотрено для музея. Здесь, вот это наше, так называемое, большое кольцо (ведущий вдоль залов коридор - прим. ред.) было специально сделано, чтобы было удобно ходить и смотреть с детьми. В советское время здесь произошла небольшая перестройка: было много административных помещений, были построены перегородки и много таких вещей. В общем, много административного пространства", - рассказала она.

В одном из залов музея.

Концепцией нового "Политеха" занимается британская компания «Event Communications». Среди предстоящих метаморфоз музей ожидает увеличение общественных площадей: появятся лифты и дорожки для колясок. "Это реставрация-приспособление к современным условиям", - добавила Костюкова.

Внешне здание музея тоже изменится. Будут перекрыты дворы, в которых сейчас припаркованы автомобили. Поверх площадок соорудят крыши, их утеплят, чтобы в дальнейшем там можно было проводить публичные мероприятия. Подвал углубят на полтора метра, чтобы увеличить хранилище.

Стенд, посвященный металлургии.

Посетители Политехнического музея.

Открыть обновленный музей планируется в середине 2017 года. До окончания реставрации все экспонаты, книги и прочие документы из фонда частично распределят по трем площадкам. Первая - хранилище на территории бывшего завода АЗЛК в Текстильщиках. Там уже выделена территория в 15 тысяч м 2 для библиотеки. Полным ходом идет подготовка условий для хранения раритетных экспонатов.

Посетительница музея осматривает экспозицию.

Смотрительница зала.

Вторая площадка - павильон №26 "Транспорт" на ВВЦ. На территории в 3000 м 2 будут представлены до трех тысяч экспонатов (к сравнению, в экспозиции в "старом" здании примерно девять тысяч предметов). Выставка будет работать по отдельному проекту. В ней, по заверениям руководства музея, будут задействованы новые технологии; интерактивные программы будут постоянно меняться.

Последняя, но неменее важная площадка, - территория культурного центра ЗИЛ. Там будут проходить лекции и образовательные программы лектория и детского научного центра. Переезд, скорее всего, состоится после 18 мая.

Руководство "Политеха" обещает в будущем проводить "путешествующие выставки". Так, в 2014 году в Лондоне в рамках Года космоса будет представлена специальная экспозиция.

Макет ракеты в "Политехе".

Пока точная концепция развития музея неизвестна, все идеи и планы обсуждаются. Между тем, сами посетители взволновано обсуждают между собой, что же произойдет с "Политехом".

На третьем этаже, в зале "Космос", на полу расположилась художница Виктория. Она часто приходит в музей, каждый раз открывая для себя что-то новое и запечатлевая это на бумаге. "Мне кажется, что музею сейчас не хватает такого подхода, чтобы можно было бы все потрогать, пощупать. Ну и экспонаты, вот эти, например (показывает на висящие наверху беспилотники), - мне кажется надо поработать со всеми этими табличками и информацией, потому что так ничего не понятно, - рассказала она. - Сейчас нет никакой интерактивности. Было бы здорово, если бы эти старые телевизоры постоянно работали, и мы могли посмотреть на них так, как это делали в то время".

Посетители Политехнического музея.

Вычислительные машины.

Этажом выше в отделе электронных вычистлительных машин дедушка рассказывает маленькому мальчику об их происхождении. Услышав мой вопрос о реконструкции "Политеха", он нахмурил брови. "Музей старенький, но как бы не случилось как с "Детским миром". Есть большое сомнение, на сколько успешно будет осуществлена идея реконструкции. Остается только надеяться, - вздохнул он. - Было бы здорово если бы в новом музее был организован подмузей информационных технологий. Там стоило бы представить все, начиная от счетов и заканчивая советскими и зарубежными моделями". Как выяснилось, Яков Шушкевич был разработчиком некоторых представленных здесь моделей ЕС ЭВМ, теперь он водит в музей своих четырех внуков и рассказывает им, как развивалась эта отрасль.

Посетитель фотографирует экспозицию.

В одном из залов музея.

Одновременно с закрытием старого здания произойдет и сокращение персонала. Это одна из немногих причин недовольства смотрительниц предстоящей реконструкцией. Татьяна Иксикова проработала в музее 4,5 года: "Ремонт, конечно, нужен. Но я считаю, что два переезда - это пожар. Где гарантии, что все сохранится?". "Я хочу, чтоб все осталось как есть. Никаких изменений нам не надо", - твердым голосом заявила смотрительница соседнего зала Антонина Шумилова.

В одном из залов музея.

Посетители Политехнического музея у витрины с фотокамерами.

Не очень рады изменениям и сотрудники находящегося в том же здании книжного магазина "Циолковский". По их словам, на время ремонта здания им придется съехать. Когда именно и куда перевезут бумажное достояние и виниловые пластинки, пока неизвестно.

Тем не менее, вечером 8 января Политехнический музей официально закрылся. Впервые за долгое время залы пустуют и не слышно звуков скрипящих половиц, в хранилище аккуратно упакованные в коробки экспонаты ждут переезда на новое место, а на входной двери висит красная вывеска "Закрыто".

Таблички на дверях Политехнического музея.

Политехнический музей (Политех) по адресу , дом 3/4 является одним из первых научно-технических музеев планеты. Он был создан на основе экспонатов Политехнической выставки, проводившейся в городе Москве в 1872 году.

Сегодня главное здание Политехнического музея находится на реконструкции. Обновленный музей откроет свои двери в 2018 году.

Фото 1. Здание Политехнического музея на Новой площади, 3/4

История строительства Политеха

Возведение здания музея стало возможным благодаря тому, что в 1871 году Городская дума выделила на эти цели 500 тысяч рублей, а также передала участок земли в , 4. Непосредственно у Политехнический музей оказался в 1966 году, когда со стороны одного из его фасадов был снесен «дом Шипова» (он же - «Шиповская крепость), в котором располагалось до революции Императорское Человеколюбивое Общество.

Впервые экспозиция музея была представлена в 1872 году на , где она проходила во временно устроенном здании.


В 1877 году архитектором Ипполитом Антоновичем Монигетти был завершен проект центральной части нового музейного здания на нынешней Новой площади, 3/4. Строительными работами руководил архитектор Николай Александрович Шохин.

Южная часть Политехнического музея в Москве, в которой располагались также Лубянско-Ильинские торговые ряды, построили по проекту архитектора Николая Александровича Шохина спустя шесть лет - в 1883 году (строительные работы велись под руководством зодчих и его помощника ).


Северный корпус возвели в период с 1903 по 1907 годы. Проект был составлен архитектором Георгием Ивановичем Макаевым, а работами руководили Василий Иванович Ерамишанцев и .

Политехнический музей - это 190 тысяч предметов, порядка 150 коллекций различных тематик, а его библиотека насчитывает около 3,5 миллионов книжных и печатных изданий.


Некоторые исторические факты

  • основа первой экспозиции - экспонаты Всероссийской Политехнической выставки, приуроченной к 200-летию рождения императора Петра I;
  • изначальное предназначение музейного комплекса - музей прикладных знаний. Его первая экспозиция насчитывала 9 отделов, рассказывающих о достижениях России в области прикладных наук, среди которых физика, химия, зодчество и др.;
  • в здании музея в 1907 году была открыта Большая аудитория, ставшая главной публичной площадкой города Москвы. Именно там проводили публичные научные опыты, читали лекции, проводили диспуты, различные литературные вечера. В разные годы здесь выступали ученые Нильс Бор, Константин Тимирязев, Илья Мечников, а также представители творческой интеллигенции Александр Блок, Булат Окуджава, Владимир Маяковский, Евгений Евтушенко и многие другие;
  • в годы Первой Мировой в здании на Новой площади, 3/4 были оборудованы лазареты для раненых солдат и офицерских чинов, функционировал рентгенологический кабинет, в котором проходили обследование больные всех московских больниц;
  • в Центральный институт политехнических знаний музей переименовали в 1919 году. Главным в его деятельности считалось проведение различных научных исследований, а также распространение в Стране Советов научных знаний и открытий в популярном для населения формате;

Московский Политехнический музей был основан во второй половине 19 века — в 1872 году. Основание музея на базе научной выставки было приурочено к 200-летию со дня рождения великого императора Петра I. В настоящее время Политехнический музей Москвы является одним из самых старинных музеев подобного профиля в мире.

С 1991 года Политехнический музей входит в перечень особо ценных объектов культурного наследия России.

Историческое здание музея, в котором он был открыт изначально (Новая площадь столицы), на реконструкции до 2020 года. Главная экспозиционная площадка находится на ВДНХ, в павильоне № 26. Она носит название «Россия делает сама». Также функционируют площадки в Культурном центре ЗИЛа на станции метро «Автозаводская» (Научные лаборатории музея) и в Текстильщиках, на площадке бывшего АЗЛК, нынешнего технополиса «Москва» (Библиотека Политеха и Открытые коллекции).

Политехнический музей: билеты и время работы

Цены на билеты в Политехнический музей Москвы зависят от площадки — на каждую приобретается отдельный билет.

  • ВДНХ

Посетить выставку «Россия делает сама» можно со вторника по пятницу с 11:00 до 19:00, в выходные дни — с 11:00 до 21:00, понедельник — выходной.

Взрослый билет обойдется в 350 рублей в будни, 400 рублей в выходные. Студенческий билет — 200 рублей в будни, 250 рублей в выходные. Билет для пенсионеров — 150 рублей в будни, 200 рублей в выходные. Дети до 14 лет могут посещать выставку только в сопровождении взрослых. Возможна организация экскурсий для групп и проведение открытых уроков по физике и химии для учеников старших классов.

  • Технополис «Москва»

Посещение выставки «Открытые коллекции» возможно только в рамках экскурсии. Групповые экскурсии проходят каждый вторник, среду и четверг в 10:00, 12:00 и 15:00. Длительность одной экскурсии — полтора часа. Запись на экскурсию осуществляется не менее, чем за неделю до начала, обязательно с полной предоплатой.

Стоимость экскурсии зависит от численности вашей группы: 1200 рублей за группу до 5 человек, 2400 рублей за 6-12 человек. Подробный прайс для школьных групп на этой странице официального сайта Политехнического музея.

  • Научные лаборатории в Культурном центре ЗИЛа

На базе научных лабораторий проходят открытые уроки и практические занятия по химии, биологии, физике и математике, а также по робототехнике для детей и подростков. Здесь проходит подготовка учащихся к ЕГЭ. Стоимость занятий зависит от выбранной дисциплины и уточняется у администрации площадки.

Купить билеты на экспозиции музея можно онлайн, на , используя кнопку «Купить». Приобретенный онлайн-билет необходимо распечатать — платежная квитанция не является пропускным билетом.

Экспозиция

Выставочные пространства Политеха поделены между двумя площадками — ВДНХ и технополисом «Москва».

ВДНХ

Временная экспозиция под названием «Россия делает сама» повествует о великих отечественных ученых прошлого и настоящего, о легендарных научных открытиях и малоизвестных разработках современности. Стандартная обзорная экскурсия по выставке включает в себя: истории о самых необычных идеях использования атомной энергии; нескучное повествование об электромагнитных волнах и «приручении» молнии; рассказ об известных открытиях, на которые ученых вдохновила природа. Можно заказать индивидуальную экскурсию на интересующую тему из области физики, биологии и химии.

Технополис «Москва

В технополисе экспонируется коллекция Политеха, накопленная за почти 150-летнюю историю. Среди экспонатов выставки: первые велосипеды, автомобили и компьютеры; старинные часовые механизмы; первые космические костюмы и макеты ракет. Обзорная экскурсия по выставке под названием «Тайная жизнь музея» в нескучной форме повествует о всемирно известных и ранее не выставлявшихся экспонатах, о развитии научной мысли в России. Также можно приобрести билеты на участие в интерактивной программе «Я — музейный эксперт». Программа предназначена для школьников младших классов и включает викторины и конкурсы, рассказы о внутренней жизни музея и его работников.

Как добраться до Политехнического музея Москвы

Так как выставки Политехнического музея Москвы находятся в разных частях столицы, универсального маршрута не существует. До каждой из выставок свой индивидуальный путь.

Как доехать до выставки «Россия делает сама»

Экспозиция находится на ВДНХ, в выставочном павильоне № 26. Путь от станции метро «ВДНХ» займет не менее 15 минут. Нужно пройти вход ВДНХ и держаться левой стороны. Павильон № 26 расположен рядом с моделью вертолета МИ-8Т. Также до ВДНХ можно доехать на троллейбусах, трамваях, автобусах, маршрутках до одноименной остановки. Чтобы не идти практически через весь выставочный центр до павильона № 26, можно сесть на специальную маршрутку, курсирующую по территории ВДНХ, схема ее маршрута доступна по ссылке .

Как доехать до выставки «Открытые коллекции»

Адрес экспозиции «Открытые коллекции»: Волгоградский проспект, д. 42, стр. 5. Чтобы добраться до технополиса «Москва», вам нужно доехать на метро до станции «Текстильщики» (последний вагон из центра). Далее: повернуть направо и пересечь Шоссейную улицу, пройти мимо проходной № 3 и зайти во вход с надписью «Открытые коллекции». Перед комплексом технополиса находится остановка общественного транспорта «Волгоградский проспект 47», до которой курсируют автобусы № 161, 193, 703.

Как доехать до «Научных лабораторий»

До Культурного центра ЗИЛа можно доехать на метро — до станции «Автозаводская». От станции метро до центра ЗИЛ — 11 минут пешком по улице Восточная. Ближайшая остановка наземного транспорта, «Восточная», находится в 8 минутах пешком. До нее курсирует автобус № 9.

До выставок также можно доехать на такси. В Москве вызвать автомобиль с водителем можно с помощью всех самых популярных приложений-такси: Такси Везёт, Яндекс. Такси, Uber, Gett, Maxim.

Видео с выставки в ВДНХ

Указом Президента РСФСР от 18.12.1991 N 294 музей объявлен особо ценным объектом культурного достояния страны

Телевизионная программа (Россия, 2007).
Режиссер Евгений Хмелев.
Художественный руководитель Лев Николаев.


Олеся Семенова
«Прекрасен фасад Политехнического музея…»

(в сокращении, полностью - по заголовку-ссылке)
"Наше Наследие" № 99 2011

Музейное здание — не просто «внешний футляр учреждения», это его лицо, которое отражает индивидуальные особенности, отличает от многих других подобных учреждений; с него начинается контакт посетителя с музеем, оно само по себе является важнейшим экспонатом, особенно в таком музее, как Политехнический.

Центральный фасад Политехнического музея с южным и северным крыльями. Чертеж И.А.Монигетти.
Архив Политехнического музея

Здание Политехнического принадлежит к числу заметных построек в самом центре Москвы, является памятником архитектуры, упоминается во многих архитектурных словарях, справочниках, монографиях, в том числе в связи с именами зодчих, которые принимали участие в его проектировании или строительстве.

Еще до открытия Политехнической выставки Комитет ИОЛЕАиЭ (Императорское общество любителей естествознания, антропологии и этнографии) рассматривал некоторые варианты размещения будущего музея: на месте дома бывшего Горного управления на Воздвиженке, на университетском дворе напротив Манежа, на Театральной площади.

Решение вопроса ускорилось, когда он был передан на обсуждение в Московскую Думу. По мнению думской комиссии, «местность, предназначаемая для такого учреждения, как музей, должна соответствовать двум условиям: во-первых, она не должна быть удалена от центра города для удобства посещения его публикой, и во-вторых, она должна быть достаточно обширна для возможности расширения музея в будущем…». В качестве такой местности предлагалась Лубянская площадь, «имеющая значительное протяжение и близкая к центральным частям города».

8 февраля 1872 года было принято решение о безвозмездной уступке на Лубянской площади территории, необходимой для постройки здания. Также решено было ассигновать из государственного казначейства от 400 до 500 тыс. рублей для будущего музея.

Первоначально привлекательной казалась мысль о монументальном, многоэтажном здании, которое могло бы постоянно расти и увеличиваться, а по архитектуре и стилю служило бы украшением столицы, памятником веку. Затем, основываясь на предложении президента ИОЛЕАиЭ профессора А.П.Богданова, решено было разделить музейный фонд на две части, причем для естественно-исторической его части устроить павильоны в первом Александровском саду. Комитету по устройству музею удалось получить территорию в Александровских садах в свое распоряжение, были составлены проекты зданий для зоологического, сельскохозяйственного и других «естественных» отделов музея, но нехватка средств не позволила осуществить эти планы. В 1897 году музей возвратил территорию в Александровском саду Дворцовому ведомству.

10 июня 1874 года Московская городская дума передала Комитету 2504 квадратных сажени земли вдоль каменной стены Китай-города, между Лубянской площадью и Ильинскими воротами. Таким образом решился вопрос относительно места для будущего здания музея.

Из-за проблем, прежде всего, с финансированием, строительство проходило в три очереди. Объемно-пространственная структура здания формировалась более тридцати лет.

Центральный корпус музея. Фотография конца XIX века.
Архив Политехнического музея

В 1877 году был выстроен центральный корпус, через десять лет приступили к строительству южного крыла, а спустя тридцать три года после начала стройки — завершены работы по возведению правого крыла.

Южный фасад музея. Вид с Ильинской площади. Литография начала ХХ века.
Архив Политехнического музея

В результате, при сохранившемся общекомпозиционном решении здания, принятом в первоначальном проекте И.А.Монигетти, в процессе стройки возникали стилистические изменения в исполнении его составных частей. Правая часть здания, выстроенная в тех же, казалось бы, традициях «русского стиля», приобретает новые черты — композиционные элементы фасада «растянуты», сокращены декоративные элементы, смещен уровень этажей. Левая часть — яркий образец стиля модерн в его национальном исполнении. Асимметричное построение композиции боковых фасадов подчеркивает доминирующее значение центрального корпуса, а трехчастный северный фасад с выступающим аттиком выявляет главенствующее по отношению к окружающей застройке положение Политехнического и достойно замыкает Лубянскую площадь с юга.

9 сентября (22 сентября по новому стилю) 1904 года в газете промелькнуло короткое сообщение о том, что «…состоялась закладка левого крыла здания Политехнического музея, воздвигаемого инженером Г.И.Макаевым…» с Большой аудиторией. Кроме помещений Большой на третьем этаже располагались еще две изолированные аудитории на 200 человек, так называемые, «Малые аудитории», а также химическая и физическая лаборатории. На последнем этаже помещалась метеорологическая станция. В стеклянном фонаре на крыше была помещена физиологическая теплица. Все это — «для устройства лекций образовательного порядка». Строительство растянулось до 1908 года. По мнению Г.Е.Медведевой, другие здания, в которых бы сохранилась «подлинная лаборатория с обстановочным комплексом в полном сборе <имеется в виду лаборатория при химической аудитории XIX века, где готовились демонстрационные реактивы и приборы>, — нам не известны»

Двухсветная аудитория, оборудованная системой вентиляции, перекрытая плоским потолком без единой промежуточной опоры, со световым фонарем в центре сооружалась по проекту и под наблюдением инженера А.А.Семенова, и сразу же творение удостоилось похвал. Хотя основной инженерно-архитектурный план, задуманный автором проекта, остался до наших дней прежним, начиная с 1948 года интерьеры Большой аудитории постоянно менялись. Прежде здесь вместо нынешних кресел стояли березовые скамейки, на сцене, позади трибуны лектора, находилась стеклянная камера (вытяжной шкаф) для химических опытов, а над ней таблица с изображением Периодической системы элементов Менделеева. В центре потолка имелось застекленное пространство размером 8Ч4 метра, через которое падал дневной свет. Общая площадь Аудитории равнялась 122,8 квадратным саженям, в ней было 842 нумерованных и 60 ненумерованных места. Стоимость полного оборудования составила 50000 рублей. Первая лекция была проведена 11 октября 1907 г. Обществом Народных университетов.

Слушатели сразу оценили безукоризненную акустику, расчеты которой провел А.А.Семенов. Профессор Д.Н.Анучин отмечал в отчете за 1910 год, что «новая Большая аудитория Политехнического музея является лучшей аудиторией в Москве». Комитет Политехнического музея постановил в честь авторов проекта поместить в аудитории мемориальную доску с надписью: «Аудитория сооружена в 1907-1908 годах по проекту и под наблюдением инженера Анатолия Александровича Семенова, при ближайшем сотрудничестве архитектора И.П.Машкова, 3.И.Иванова и инженера путей сообщения Н.А.Алексеева». За свои труды по устройству Большой аудитории Политехнического музея он был награжден чином Действительного Статского Советника. Возглавлял Семенов и специально созданную Комиссию Политехнического музея, следившую за строительством левого крыла.

Увы, ни эта мемориальная доска, ни память о Действительном статском советнике Семенове не сохранились. А между тем вклад этого военного инженера в создание Политехнического музея и в целом, как увидим в дальнейшем, музейного дела в Москве — огромен.

Имена архитекторов принято указывать в путеводителях и специальной литературе, а об инженерах, создававших наравне с ними памятники архитектуры, вспоминают не всегда. Алексей Семенов (1841-1917) родился в Вятской губернии, сначала учился в Константиновском военном училище, затем окончил по первому разряду курс в Николаевской инженерной академии, а позже работал в инженерном управлении Московского военного округа. В течение первых семи лет удостоился трех наград: ордена святого Станислава 3-й и 2-й степеней и ордена святой Анны 3-й степени. Летом 1871 года вышел в отставку и принял участие в организации Севастопольского отдела Политехнической выставки. Воспоминания о Крымской войне 1853-1856 годов тогда были свежи, и возникла идея «представить по возможности полную картину славной обороны Севастополя, как в боевом, так и в военно-санитарном отношении, и тем самым распространить в народе верное понимание той памятной эпохи». Павильон Севастопольского отдела не уступал Морскому и располагался в Кремле на площади перед Николаевским дворцом. Еще в декабре 1871 года главный устроитель отдела Н.И.Чепелевский выдвинул идею создать для собранных к Севастопольскому отделу материалов постоянное хранилище — Русский национальный музей: «Этот храм, воздвигнутый во славу вековой жизни русского народа, — писал он в докладе, представленном цесаревичу, — должен собрать воедино со всех концов земли русской заветные святыни народа, памятники и документы всего русского государства, изобразить в образах и картинах имена великих подвижников и деятелей и замечательнейшие события». И уже 9 февраля 1872 года император повелел строить таковой в Москве, ставший Историческим музеем. Архитектор В.О.Шервуд, по проекту которого возводилось здание, взял А.А.Семенова в соавторы «по технической части». Шервуд полагал, что «приходит момент ясного народного сознания, и от этого момента зависит вся наша будущность. Народу нужен ясно воплощенный образ его собственного чувства, нужен идеал, к которому стремиться». Этой исторической потребности должно было отвечать и здание Исторического музея. «Необходимо строить в России по-русски!»

А.А.Семенов активно участвовал в этой стройке. Более поздние его работы: храм во имя святителя Тихона Задонского в Сокольничьей роще (1875, воссоздание; первоначальный несохранившийся проект П.П.Зыкова); Петровско-Александровский пансион-приют дворянства (с 1945 года — НИИ нейрохирургии им. Н.Н.Бурденко); жилой дом (там же) для врачей и воспитателей с лазаретом; главный корпус (там же) с храмом во имя святителя Николая Чудотворца (все эти постройки начала 1900-х годов) и многие другие.

Кроме блока помещений, относящихся к Большой аудитории (вход, вестибюль, лестницы, «раздевальни»), вся остальная площадь крыла была занята торговыми помещениями. По поперечной оси, соединяющей Большой Лубянский и Китайский проезды был устроен двухсветный пассаж, то есть, на него выходили витрины и окна первого и антресольного этажей. Из пассажа был свободный выход на оба проезда. Впрочем, по условиям застройки во всем комплексе здания подвальный, первый и антресольный этажи сдавались в аренду под торговые помещения.

Северный фасад Политехнического музея

Уличные фасады Политехнического музея сохранили свой первоначальный декор и дошли до нашего времени лишь с незначительными изменениями, обусловленными ликвидацией торговых помещений.

Деталь центрального фасада

Фонари советского времени, вписавшиеся в облик северного фасада

Начальные исследования цветового решения фасадов показали, что они не были монохромными как сегодня, а поверхности стен представляли сочетание белого и охристого цветов. Специалисты считают, что вероятна и более сложная окраска, характерная как для эпохи модерна, так и для эпохи эклектики. На фасаде северного крыла в трех архивольтах видна пострадавшая от времени, но укрепленная и законсервированная монументальная живопись. Исследователи приписывают ее эскизную разработку архитектору князю Г.И.Макаеву, одновременно с проектированием основавшему фонд, на средства которого и было построено крыло.

Фресковый триптих в архивольтах северного фасада

Триптих выполнен в технике фрески, которая, вообще говоря, для эпохи модерна характерна, однако в Москве не привилась: здесь чаще в фасадах использовали майолику. Так что фреска на фасаде северного крыла Политехнического — редчайший памятник.

Акварельные эскизы этих фресок без подписи автора хранятся в отделе письменных источников Политехнического музея. Они символизируют поэтику человеческого труда в образах крестьянина, вспахивающего поле, и двух рабочих в кузнице, а также знание, которое олицетворяется книгой в руках ребенка в семейной группе на фоне лучей восходящего солнца. С определенной вероятностью можно утверждать, что в создании фресок принял участие художник Илья Павлович Машков, брат архитектора Ивана Павловича Машкова, участвовавшего в проектировании Большой аудитории.

Во внутреннем убранстве музея важное место занимает парадная лестница. Первоначально она «предполагалась из четырех маршей, ведущих только в 1 эт<аж>, а из 2 эт<ажа> в верхний две особые лестницы, но по непредвиденным обстоятельствам эта лестница была заменена более шикарной, но для ходьбы не совсем удобной». Сегодня сохранился лишь эскиз светильников парадной лестницы с автографом Шохина и разрез лестницы, подписанный им же, но ни одного подписанного чертежа найти не удалось. Парадная лестница украшена декоративными элементами, символизирующими древнерусские формы.

Гипсовые балясины парадной лестницы

Архитектурно-декоративное оформление центрального корпуса сохранилось в вестибюлях, в экспозиционных залах стены и потолки оформлены профилированными тягами, геометрическим лепным орнаментом, лепными плафонами.

Интерьеры залов музея

Присутствуют система разнообразных сводов; полуциркульные вверху двух - и четырехстворчатые двери с оригинальным орнаментом в филенках и латунными ручками-скобами; лестницы с чугунными литыми балясинами сложной формы; фигурные лестничные ограждения; чугунные ступени и перила винтовых лестниц; напольное покрытие (кафельная плитка, паркет, металлические плиты, метлахская плитка); кафельные печи; мебель; зеркала. Интерьеры Политехнического музея пострадали больше всего в зонах, не использовавшихся под музейные цели. «При расчистках стен под 20-25 слоями краски обнаружена первоначальная отделка — гипсовая штукатурка, имеющая специфическую пропитку, внешне делающая ее похожей на искусственный мрамор. Поверх нее накладывались очень тонко градированные колера. Подобную систему покраски еще предстоит изучить. Что касается самих лестниц, то первые расчистки поручней показали здесь наличие искусственного мрамора».

Не только уникальные коллекции, которые видят посетители, но и практически все элементы, образующие внутренние пространства музея — стены, полы, лестницы, плафоны, светильники, — являются подлинными экспонатами. И даже если в результате грядущей реконструкции музея их по причинам естественной ветхости не удастся сохранить на своих местах, образцы их могут войти в фонд ныне, увы, не существующего, однако бывшего в начале ХХ века Архитектурного отдела музея.

Архитектурный отдел музея. Фотография конца XX века.
Архив Политехнического музея

Помимо хорошо известных, в Политехническом музее множество внутренних лестниц, недоступных посетителям, причем все они не похожи друг на друга. Например, у лестницы в подвальной части даже самые простые марши монументальны: крашеное литье, доломитовые ступени, колонки с кубическими капителями — это стилистические русско-византийские элементы, проходящие через многие помещения музея.

Перила и балясины крашеного чугунного литья музейной лестницы

Уникальные гипсовые торшеры парадной лестницы

До самого последнего времени торшеры парадной лестницы были окрашены привычной для современных посетителей белой краской. Сегодня они предстают в соответствующем стилю ярком облачении, как, считают реставраторы, они и были замыслены. Исследования показали, что сделаны торшеры из гипса, что является беспрецедентным для предметов декоративно-прикладного искусства конца XIX века.

В интерьерах сохранились подлинные стеклянные плафоны; керамические полы и паркетные, из колотого дуба. Есть и редкие элементы советского периода, достаточно удачно вписанные в исторические интерьеры.

На здание Политехнического музея долгое время не обращали должного внимания. Лишь в конце 1990-х годов оно было внесено в список вновь выявленных объектов культурного наследия. «Политехнический — современник Исторического музея. Но если здание последнего общепризнанно уникальным памятником архитектуры федерального значения, то, что касается Политехнического, федеральный статус памятника имеет только его Большая аудитория».

Большая аудитория Политехнического музея

Политехнический музей — одно из первых в России зданий общественного назначения, внутренняя и наружная отделка которого была выполнена в русском стиле. Он открыл целую серию построек подобного рода в центре Москвы. «Спутник зодчего по Москве» за 1895 год сообщал: «Можно надеяться, что возрождение русского зодчества, начатое Москвою, будет продолжаться и постепенно прогрессировать; первыми из общественных зданий, построенных в русском стиле, являются Политехнический и Исторический музеи, позднее театры Корша и Парадиз, Городская дума, Верхние и Средние городские торговые ряды».

Хочется привести совершенно справедливые слова И.П.Машкова, относящиеся к архитектуре первопрестольной последних десятилетий XIX века: «В рассматриваемый период времени Москва значительно изменила свою физиономию, вследствие множества появившихся новых зданий, как общественных, так и частных. В это сравнительно короткое время некоторые части города стали совершенно неузнаваемы; между прочим, появилось несколько грандиозных зданий, которые по значению и размерам своим, являются одними из выдающихся зданий Европы».

Одно из них — здание Политехнического музея на Лубянской площади — и в наши дни зримо свидетельствует о таланте и высоком профессионализме отечественных зодчих, сумевших в конце XIX — начале ХХ века украсить древний город прекрасным архитектурным памятником, требующим от нас, людей XXI века, заботы и внимания.

PS :
В ближайшие шесть лет здание музея планируют существенно перестроить . За него возьмётся японский архитектор Джунио Ишигами, победивший в конкурсе проектов в октябре минувшего года.
Подробнее - Прикультуренное место
"Аргументы недели" , 05.04.2012