Формы организации нод. нод как форма обучения детей дошкольного возраста. типы и виды нод, требования к организации, структура, методика проведения. санпин. Конспекты по педагогике "Виды НОД. требования к конспекту НОД."

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ НОД. НОД КАК ФОРМА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. ТИПЫ И ВИДЫ НОД, ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ, СТРУКТУРА, МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ. САНПИН 2.4.1. 2660 - 10.

Осуществляемый в детском саду процесс обучения является неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса и направлен на общее развитие личности ребенка. Цель обучения дошкольников – передача детям общественно-исторического опыта че­ловечества.

Форма организации обучения – это совместная деятельность обучающего и обучаемых, которая осуществляется в определенном порядке и установленном режиме.

Формы различаются по:

– количественному составу обучающихся;

– характеру взаимодействия между учащимися и обучающим (степенью активности и самостоятельности);

– способам деятельности (методам и приемам);

– месту проведения;

– удельному весу, т. е. по месту, которое они занимают в учебном процессе. Это место в свою очередь определяется характером образовательно-воспитательных задач, которые решаются при той или иной форме организации процесса обучения.

В детском саду используются следующие формы организованного обучения: фронтальные; групповые; индивидуальные (таблица 1)

Таблица 1

Формы организации обучения

Особенности

Индивидуальная

Позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства), однако требует от ребенка больших нервных затрат; создает эмоциональный дискомфорт; неэкономичность обучения; ограничение сотрудничества с другими детьми.

Групповая

Группа делится на подгруппы. Основания для комплектации: личная симпатия, общность интересов, но не по уровням развития. При этом педагогу, в первую очередь, важно обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения.

Фронтальная

Работа со всей группой, четкое расписание, единое содержание. При этом содержанием обучения на фронтальных занятиях может быть деятельность художественного характера. Достоинствами формы являются четкая организационная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей, экономичность обучения;

Недостатком трудности в индивидуализации обучения.

Фронтальная форма организации НОД необходима в условиях современного дошкольного учреждения. Содержанием фронтальной НОД может быть деятельность художественного характера. Например, музыкальные занятия, показ инсценировки, игра-путешествие, знакомство с произведениями искусства в т. п. В этих НОД важен эффект «эмоционального воз­действия и сопереживания», что приводит к повышению умственной активности, побуждает ребенка к самовыражению.

Индивидуальная форма организации обучения заключа­ет в себе много положительных факторов . Педагог имеет возможность определять задачу, содержание, методы и средства обучения соответственно уровню развития ребен­ка , с учетом темпа усвоения им материала, особенностей психических процессов и т. п. Естественно, что делать это на фронтальном занятии не представляется возможным.

При всем явном преимуществе индивидуальных занятий перед фронтальными они не могут стать основной фор­мой обучения в дошкольном учреждении, ввиду неэкономичности обучения по времени и требования больших нервных затрат.

Единичное звено в системе учебно-познавательной деятельности.

По дидактичес­ким задачам НОД делятся следующие группы : НОД усво­ения новых знаний, умений; НОД закрепления ранее при­обретенных знаний, умений; НОД творческого примене­ния знаний и умений, комплексные НОД, комбинированные НОД и НОД контрольные (проверочные).

В настоящее время преобладают комплексные НОД , на которых одновременно решается несколько дидактических задач (систематизация знаний, умений и развитие творческих способностей или др.). В комплексной НОД решаются задачи двух и более ви­дов деятельности. Важно отметить, что при этом необходимо сохранять единую сюжетную линию занятия и не допускать набора упражнений на разные виды деятельности без какой-либо логики.

В комбинированной НОД происходит совмещение дидак­тических задач на обучение, повторение и закрепление знаний.

В интегрированных НОД объе­динение не является произвольным или механическим. Сле­дует предусматривать интеграцию знаний таким образом, чтобы они дополняли, обогащали друг друга при решении дидактических задач.

Например, перед слушанием пьесы «Болезнь куклы» детям показывают соответствующую инсценировку (или предлагают рассказать о своей любимой игрушке). После разучивания стихотворения о зиме малыши участвуют в общей аппликативной работе - делают панно «Снежинки» (или под музыку вы­полняют имитационные движения «Летят снежинки»). В физкультурное занятие органично войдет работа по формированию пространственных ориентировок.

НОД имеют определенную структуру, которая во многом диктуется содержанием обучения и спецификой деятельности детей. Независимо от этих факторов в любой НОД выделяют три основные части, неразрывно связанные общим содержанием и методикой, а именно: начало, ход НОД (процесс) и окончание (таблица).

Структура классической НОД

Структурный компонент

Начало занятия

Предполагает организацию детей: переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляция интереса к ней, создание эмоционального настроя; точные и четкие установки на предстоящую деятельность (последовательность выполнения задания, предполагаемые результаты)

Ход (процесс)

Самостоятельная умственная и практическая деятельность детей, выполнение всех поставленных учебных задач.

В процессе данной части НОД осуществляется индивидуализация обучения (минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение).

Педагог создает условия для того, чтобы каждый ребенок достиг результата.

Окончание

Посвящается подведению итогов и оценке результатов учебной деятельности.

В младшей группе педагог хвалит за усердие, желание выполнить работу , активизирует положительные эмоции.

В средней группе он дифференцированно подходит к оценке результатов деятельности детей. В старшей и подготовительной к школе группах к оценке и самооценке результатов привлекаются дети.

Структура НОД:

Организационный момент

Постановка цели

Анализ деятельности детей

В зависимости от раздела обучения, от целей НОД методика проведения каждой части НОД может быть различной. Частные методики дают более конкретные рекомендации по проведению каждой части НОД. После проведения НОД педагог анализирует его результативность, освоение детьми программных задач, проводит рефлексию деятельности и намечает перспективу деятельности.

Методика проведения НОД

Большое значение имеет начало НОД , организация детского внимания, постановка перед детьми учебной или творческой задачи, объяснение способов ее выполнения.

Начало НОД предполагает непосредственную органи­зацию детей: необходимо переключить их внимание на пред­стоящую деятельность, вызвать интерес к ней, создать соот­ветствующий эмоциональный настрой, раскрыть учебную задачу. Объяснение дается деловито, спокойно, в меру эмо­ционально. На основе объяснения и показа способов дей­ствий у ребенка формируется элементарный план: как ему надо будет действовать самому, в какой последовательнос­ти выполнять задание, к каким результатам стремиться.

Важно, чтобы воспитатель во время объяснения, показа способов действия активизировал детей, побуждал осмысливать, запоминать то, о чем он говорит. Детям надо предоставлять возможность повторять, проговаривать те или иные положения (например, как решать задачу, делать игрушку). Объяснение не должно занимать более 3-5 мин.

Ход (процесс) НОД - это самостоятельная умственная или практическая деятельность детей, заключающаяся в ус­воении знаний и умений, которые определены учебной зада­чей.

В ходе НОД педагог привлекает к активному участию в работе всех детей, учитывая их индивидуальные особенности, формирует у детей навыки учебной деятельности, развивает способность оценивать и контролировать свои действия. Учебная ситуация используется для развития у детей доброжелательного отношения к товарищам, выдержки, целеустремленности.

В ходе НОД педагог сообщает детям знания в строгой логической последовательности . Любое знание (особенно новое) должно опираться на субъективный опыт ребенка, его интересы, склонности, устремления, индивидуально-значимые ценности, которые определяют своеобразие восприятия и осознания окружающего мира каждым малышом.

На данном этапе НОД приемы обучения индивидуа­лизируются в соответствии с уровнем развития , темпом вос­приятия, особенностями мышления каждого ребенка . Обращения ко всем детям необходимы только в том случае, если у многих наблюдаются ошибки в выполнении учебной задачи как следствие нечеткого объяснения педагога.

Минимальная помощь оказывается тем, кто быстро и легко запоминают, внимательны, умеют анализировать, сопоставлять свои действия, результаты с указаниями пе­дагога. В случае затруднений такому ребенку бывает дос­таточно совета, напоминания, наводящего вопроса. Пе­дагог дает возможность каждому воспитаннику подумать, попытаться самостоятельно найти выход из затруднитель­ного положения. Некоторым детям порой требуются до­полнительные объяснения, показ, непосредственная по­мощь педагога, другим достаточно словесной инструкции.

Педагог стремится к тому, чтобы у каждого ребенка по­лучился результат, свидетельствующий о его продвижении, показывающий, чему он научился. Достижение результа­та - необходимое завершение практической и учебной дея­тельности в НОД. Это укрепляет волю ребенка, повы­шает интерес к приобретению знаний и умений.

Одной из форм повышения работоспособности детей, предупреждения утомления, связанного с большой сосредоточенностью, длительным напряжением внимания, а также однообразным положением тела во время сидения за столом, является физкультурная минутка .

Физкультминутки благоприятно влияют на активизацию деятельности детей, помогают предупредить нарушения осанки. Обычно это кратковременные перерывы (2-3 мин) для проведения 2-3 физкультурных упражнений в НОД по математике, родныму языку, изодеятельности.

Окончание НОД посвящено подведению итогов и оценке результатов учебной деятельности детей. Качество полученного результата зависит от возраста и индивиду­альных особенностей детей, от сложности учебной задачи.

Окончание НОД в младших группах направлено на усиление положительных эмоций, связанных как с содержанием НОД, так и с деятельностью детей В младшей группе педагог одобряет детей, хвалит их за усер­дие, желание выполнить задание, т. е. активизирует поло­жительные эмоции, связанные с содержанием обучения.

В средней группе он дифференцированно подходит к оценке результатов деятельности детей, их отношения к выпол­нению задания. Это делается для того, чтобы ребенок по­нял сущность учебной задачи, осознал значение внима­тельного отношения к указаниям педагога, необходимость выполнения работы в определенной последовательности. Оценка учит ребенка видеть свои успехи, а иногда и ошиб­ки, осознавать их причины.

В конце НОД со старшими детьми формулируется общий итог познавательной деятельности. При этом воспитатель стремится к тому, чтобы итоговое суждение было плодом усилий самих детей, побуждать их к эмоциональной оценке занятия. В старшей группе к оценке и самооценке результатов своей деятельности привлекают­ся дети.

Обучение детей не ограничивается НОД. Более того, как отмечала в свое вре­мя, значительной частью знаний и умений ребенок овладевает без специального обучения, в повседнев­ном общении со взрослыми, сверстниками, в ходе игр, наблюдений. Поэтому задача педагога - помочь ребенку при­обрести полноценные знания вне НОД. С этой целью пе­дагог продумывает задачи и способы организации обуче­ния детей вне НОД. С кем-то надо повторить стихотворе­ние, кого-то поупражнять в порядковом счете, с некоторыми детьми необходимо попрыгать, побегать... Подобных задач педагог намечает немало, а для их решения выбирает то или иное время дня (время прогулки, утро, когда основная часть детей еще не пришла, и т. д.) .

Иногда целесообразно объединять нескольких детей, имеющих общие «проблемы» (недостатки звукопроизношения; бедность словарного запаса, пробелы в знаниях, уме­ниях). Такая работа называется дифференцированной. Она экономит время педагога и предусматривает общение де­тей в процессе обучения. Например, педагог объединяет трех детей с неустойчивым вниманием и предлагает им уча­ствовать в конкурсе на выполнение картинки из мозаики. А еще двоих детей, плохо владеющих ножницами, попро­сит помочь разрезать полоски на квадраты, которые по­надобятся на завтрашнем занятии.

Обучению детей вне НОД служат дидактические и подвижные игры, подготовка к праздникам, развлечениям; чтение художественной литературы ; наблюдения на прогул­ке и многое другое. Детям старшего дошкольного возраста целесообразно время от времени предлагать «домашние задания», выполнение которых рассчитано на помощь родителей, других членов семьи. Например, подобрать народные приметы о погоде, выучить скороговорку, загадку, сти­хотворение, сделать игрушку из конструктора, бумаги, природного материала и др.

В повседневной жизни происходят отработка, закрепление и расширение знаний и умений , усвоенных в НОД. Так, в НОД дошкольники знакомились с по­словицами. Но осознание подтекста пословицы (внутрен­него смысла, второго плана) - процесс длительный. Поэто­му в дальнейшем воспитатель использует все подходящие си­туации, чтобы углубить понимание пословиц, ввести их в активную речь детей.

При проведении НОД должны выполняться гигиенические требования к максимальной нагрузке детей в организационных формах обучения. Количество НОД в неделю и длительность определяется программой и соответствует СанПиН 2.4.1.2660-10.

10 минут – 1 младшая группа,

15 мин. – 2 младшая группа,

20 мин. – средняя группа,

25 мин. – старшая группа,

30 мин. в подготовительной группе.

НОД, которая требует умственного напряжения ребенка, рекомендуют проводить в 1 половине дня, но не в понедельник в сочетании с более подвижными: музыкальными, физкультурными, по изобразительному искусству.

Развивающая игра «Отгадайте загадки!»

Воспитатель: «Хорошо, сейчас мы проверим, какая наша гостья продвинутая и развитая! Устроим конкурс по быстрому отгадыванию загадок!»

Современная Елка : «Вам меня не обыграть! Загадывайте ваши загадки!»

Ребенок 1: «Кто мостит на реке мосток без топора,

Без гвоздей и досок?»

(Ответы детей: мороз и другие ответы, елка отвечает неправильно.)

Ребенок 2 : «И не снег, и не лед,

А серебром зимой деревья уберет».

(Ответы детей: иней и другие ответы, елка отвечает неправильно.)

Ребенок 3: «В новой стенке, в круглом окне стекло разбито,

А за ночь вставлено».

(Ответы детей: прорубь и другие, елка отвечает неправильно.)

Ребенок 4 : «Он слетает белой стаей и сверкает на лету.

Он звездой прохладной тает на ладони и во рту».

(Ответы детей: снег и другие ответы, елка отвечает неправильно.)

Воспитатель : «А моя загадка будет самая сложная, послушайте:

Тройка, тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица –

Белокоса, круглолица.

Как махнула рукавом –

Все покрылось серебром»

(Ответы детей : зима и зимние месяцы и другие ответы, елка неправильно отвечает.)

Современная Елка: «Молодцы! Быстро умеете разгадывать загадки! Предлагаю поиграть в интересную игру, хотите?»

(Ответы детей: хотим и другие.)

Развивающая игра «Почему приходит зима?

Современная Елка : «Ребята, а что такое зима?»

(Предполагаемые ответы детей: это когда холодно, снега много, мороз и другие ответы)

Современная елка: «Почему вы так думаете?»

(Предполагаемые ответы детей: летом тепло, нет снега, можно купаться, зимой нельзя и другие ответы детей)

Современная елка: «Какая бывает зима? Что происходит зимой?»

(Предполагаемые ответы детей : холодная, морозная, белоснежная, зимой засыпают деревья, насекомые, нечего есть птицам и другие ответы.)

Современная елка: «А почему для разных животных зима бывает неодинаковая?»

(Предполагаемые ответы детей: у разных животных шубы неодинаковые и другие ответы.)

Современная елка: «Ребята, у меня есть звуковое письмо от моих друзей, послушайте, что они говорят о зиме!»

Современная елка включает музыкальный центр, дети слушают звуковое письмо: «Здравствуйте, ребята, я слон, я не знаю, что такое зима. Я – северный олень, у меня зима долгая, длится целый год. Я – снегирь, у меня зима трудная. Я – медведь, чего про нее говорить, зима короткая – тянется всего одну ночь. Мальчик – у меня зима всегда веселая».

Современная елка: «Ребята, почему мои друзья все ответили по-разному?»

(Предполагаемые ответы детей : медведь спит всю зиму, слон живет в Африке, там зимы не бывает и другие ответы детей)

Современная елка : «Молодцы, ребята, правильно думаете! В Африке не бывает зимы, поэтому слон не знает, что такое зима; северный олень живет на севере там круглый год зима; для снегиря зима трудная, так как нет корма; у медведя короткая, он спит всю зиму; а для мальчика, веселая – у него много разных забав зимой».

Воспитатель: «Ребята, чем можно заниматься зимой на прогулке?»

можно играть в снежки, кататься на санках, лыжах, коньках и другие ответы.)

Воспитатель: «Предлагаю покататься на лыжах! Выполняйте действия под слова стихотворения!

Физминутка : Утром кататься на лыжах пошли.

Быстро на лыжах до леса дошли.

Время к обеду – весь лес обошли.

Дружно на лыжах домой мы пришли».

Дидактическая игра «Составь предложения из 4-х слов»

Воспитатель: «Ребята, посмотрите на картинки, скажите, что на них нарисовано?»

(Ответы детей : лыжник, сугроб)

Воспитатель : «Ребята, как объяснить, что такое сугроб? Как образуются сугробы?»

(Предполагаемые ответы детей : это много снега и другие ответы.)

Воспитатель: «Ребята, составьте предложения из 4-х слов, используя эти картинки!»

(Предполагаемые ответы детей : лыжник съехал с сугроба и другие ответы)

Современная елка : «Ребята, разве кроме зимы, бывают другие времена года?»

(Ответы детей : да, весна, осень, лето и другие ответы)

Дидактическая игра «Времена года»

Современная елка: «Помогите мне, расскажите о других временах года!»

Воспитатель: «Предлагаю нарисовать символы других времен года, и рассказать о них елке».

Рисование «Символы времен года».

Дети соединяют символы дорожками от зимы до зимы, говоря слова:

«За зимой идет весна, снова будет не сна.

За весною будет лето, не забудем мы про это.

А потом приходит осень, хоть ее мы и не просим.

А за осенью зима, заморозит все сама!»

(Ответы детей : весной появляются листья, летом много тепла, осенью созревает урожай и другие ответы .)

Воспитатель: «Мы знаем названия всех месяцев, можем назвать месяцы, собрать их в круг из пазлов!»

Дети собирают из пазлов круг, состоящий из 12 частей, на каждой из них написано название месяца, читают их.

Воспитатель: «Как называются вместе двенадцать месяцев?»

(Ответы детей : календарь года, год начинается с января и другие ответы. )

Современная елка: «Спасибо вам, я все поняла, но зимой бывает самый волшебный праздник, как он называется?»

(Ответы детей : новый год и другие .)

Игра-интервью «Что такое Новый год?»

Дети по очереди задают вопросы друг другу:

«Как ты думаешь, что для тебя значит Новый год? Зачем нужно наряжать елку? Кто такой Дед Мороз? Где живет Дед Мороз?»

(Предполагаемые ответы детей: на новый год много подарков, всем весело, елку наряжать традиция, Дед Мороз – главный волшебник, живет в Великом Устюге и другие ответы детей.)

Современная елка: «Ребята, Дед Мороз прислал вам подарок – видеофильм Великий Устюг – родина Деда Мороза!»

Просмотр видеофильма , в конце фильма Дед Мороз обращается к детям с просьбой:

Дед Мороз: «Ребята, вспомните и назовите сказки, где я встречаюсь, как сказочный герой!».

(Предполагаемые ответы детей: «Двенадцать месяцев», «Снегурочка», «Мороз Иванович», «Суд над декабрем» и другие ответы детей.)

Современная елка: «Молодцы, ребята, много сказок знаете, но мне пора домой, Дед Мороз позвонил, велел возвращаться – скоро праздник, пора переодеваться. До свидания, ребята, скоро приду к вам на праздник!»

Воспитатель: «Как люди в Новый год поздравляют друг друга?»

(Предполагаемые ответы детей : дарят подарки, отправляют поздравительные открытки, посылки, письма и другие ответы.)

Воспитатель : «Человек, какой профессии помогает людям получать письма, открытки, телеграммы от родных, близких людей, друзей?»

(Ответы детей: почтальон и другие .)

Воспитатель: «Вспомните, кто в знакомом мультфильме был почтальоном, который с большими приключениями, но доставил письмо Деду Морозу от ребят?»

(Ответы детей: Снеговик и другие ответы.)

Воспитатель: «Как называется этот мультфильм?»

(Ответы детей: Снеговик-Почтовик и другие ответы.)

Воспитатель: « Может быть, и вы хотите о чем-то попросить Деда Мороза к Новому году?»

(Ответы детей : хотим написать письмо о подарках, которые хотим получить на праздник и другие ответы.)

Воспитатель: «Хорошо, ребята, давайте превратим нашего Снеговичка в Почтовичка, прикрепим к Снеговичку почтовую сумку. Напишем и нарисуем письма Деду Морозу, положим Почтовичку в сумку, пусть отнесет их Деду Морозу!»

Творческая игра «Напишем письма Деду Морозу!»

Дети выполняют задание. Рисуют и пишут пожелания, кладут в сумку Почтовичка.

Воспитатель: «Ребята, Деду Морозу будет приятно, если мы сделаем для него много разных снежинок!»


Развивающая игра «Построим снежинку»

Дети выполняют задание, из палочек Кьюзенера собирают разнообразные снежинки, рассматривают, высказывают свою точку зрения, выражают положительные эмоции.

Воспитатель: «Очень красивые снежинки. Дед Мороз будет рад и доволен. Вы доставили ему положительные эмоции. Давайте, все вместе споем самую любимую песенку Дедушки Мороза – «В лесу родилась елочка, в лесу она росла!»

Дети под музыку исполняют песню.

Воспитатель открывает подарочную коробку и угощает детей сладостями. Дети довольные и счастливые пьют чай с конфетами.

Воспитатель: «Ребята, вы много узнали о празднике?»

(Предполагаемые ответы детей: «об истории Нового года, о времени года – зиме, о традициях праздника, о подарках; получили положительные эмоции, узнали, где родился Дед Мороз и другие ответы.)

Образовательная программка городского дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида №187 «умка»

Главные программные направления развития малыша.

Паршина С.В. | Деятельностный подход в дошкольном образовании

Сформировывать практическое усвоение лексических и грамматических средств языка.

Сформировывать правильное произношение (воспитание артикуляционных способностей, звукопроизношения, слоговой структуры и фонематического восприятия).

Развивать способности связной речи.

Обеспечить работу по подготовке к письму, обучению грамоте и речи.

Выбор и комплексирование программ воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста.

^ Направления развития и цели.

Парциальные программки и технологии.

1.Программка воспитания и обучения в детском саду /Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой.Т.С. Комаровой. – 6-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.

1.Зеленоватый огонек здоровья. - М.Ю.Картушина, 2000г., решение редакционного совета АО ИППК г.Архангельска.

^ Социально – личностное направление:

1.Приобщение малышей к истокам российской народной культуры. - О.В.Князева, М.Д.Маханева, 1998 г. рекомендована Министерством общего и проф образования РФ.

1.Программка воспитания и обучения в детском саду /Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой.Т.С. Комаровой. – 6-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.

1.Подготовка к школе деток с общим недоразвитием речи в критериях специального детского сада. - Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина,

1.Программка воспитания и обучения в детском саду /Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой.Т.С. Комаровой. – 6-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.

1.Музыкальные шедевры. - О.П.Радынова, 2002г.,

^ II. Организация режима пребывания деток в дошкольном учреждении .

2.1. Модель ежедневной организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении.

^ Младший дошкольный возраст.

Направления развития ребёнка.

1-я половина дня.

Прием детей на воздухе (в теплое время года)

Гимнастика после сна.

Непосредственно образовательная деятельность.

НОД в индивидуальной форме.

Утренний прием детей , индивидуальные и подгрупповые.

НОД в индивидуальной форме.

^ Старший дошкольный возраст.

Направления развития ребёнка.

1-я половина дня.

Физическое развитие и оздоровление.

Прием детей на воздухе (в теплое время года)

Гимнастика после сна.

НОД познавательно-речевого цикла.

Утренний прием детей, индивидуальные и подгрупповые беседы.

Воспитание в процессе хозяйственно-бытового труда и труда в природе.

НОД по музыкальному развитию и изобразительной.

2.2 Рабочий вариант построения воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении на месяц.

2.3. Модель организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении на учебный год.

2.4. Организация образовательного процесса, самостоятельной игровой деятельности и прогулки в режиме дня.

2.5 Базисный учебный план непосредственно образовательной деятельности на 2011-2012 учебный год для групп общеразвивающей направленности, реализующих комплексную «Программу воспитания и обучения в детском саду »

^ Название непосредственно образовательной деятельности.

Подготовительная (№ 5, 7)

^ Базовая часть (инвариантная)

Ребенок и окружающий мир.

Развитие речи. Художественная литература.

Развитие речи и подготовка к обучению грамоте.

Формирование элементарных математических представлений.

Конструирование и ручной труд.

^ Вариативная часть (модульная)

Название дополнительной непосредственно образовательной деятельности.

Тезисы

Воспитателям детских садов, школьным. Нод что нужно Конспект НОД по физическому развитию в подготовительной группе с. Здоровьесберегающие технологии - NewReferat. Что такое Формы оздоровительной работы в дошкольном в дошкольном образовании. ФГТ дошкольного образования. Что такое ФГТ? отечественном дошкольном образовании ? что в старшем дошкольном. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании . что педагог работа в малых группах на НОД, в дошкольном образовании / Т. Планирование в дошкольном учреждении в. Главная > Конспекты НОД > Планирование в В дошкольном образовании “Что это такое. Робототехника в образовании - Что такое. Что такое Использование интерактивных конструкторов в дошкольном приложение 5 НОД. Консультация «Что такое лэпбук». Воспитателям. и в дошкольном образовании . Что такое игра и как в НОД по развитию. «Дошколёнок. ру» - «Инновационные технологии в дошкольном . «Инновационные технологии в дошкольном Конспект НОД по познавательному. Образовательные технологии в детском саду. что Книга Т. Хабарова "Педагогические технологии в дошкольном образовании" Т. Физическая культура - Дошкольное образование. Конспект открытого занятия по физкультуре "Что такое НОД в старшей что дети принимают.

Чтобы правильно организовать НОД, нужно хорошо разобраться в некоторых вопросах и выявить разницу между «занятием» и «НОД»…

Отличительные особенности непосредственно образовательной деятельности прежде всего в
* формах её организации,
* в изменении позиции педагога по отношению к детям,
* в обновлении структуры НОД .
Давайте по порядку…
Что нам предлагают ФГОС? Из образовательного процесса исключается учебный блок, но исключается не процесс обучения, а меняется форма занятий. В совместной деятельности детей и взрослых появляется новая форма – непосредственно образовательная деятельность, наполненная новым содержанием. Если раньше была позиция - учебная деятельность и игра, то сегодня - игра и другие виды детской деятельности. Решать поставленные цели и задачи теперь нам предлагается в совместной деятельности взрослого и детей (НОД и режимные моменты) и самостоятельной деятельности детей. Нам предлагают отказаться от учебной модели в детском саду, т.е. от занятий. А это требует обращения педагогов к новым формам работы с детьми, которые бы позволяли им, образно говоря, обучать дошкольников так, чтобы они об этом не догадывались.
Для этого нам рекомендуют использовать: игровые приёмы, частую смену видов деятельности, разнообразные игровые задания, которые позволяют создавать положительный эмоциональный фон, атмосферу непринужденности, добиваться поставленных целей. И именно для этого делают акцент на интеграцию образовательных областей.
Если раньше на занятии главной целью было освоение знаний, умений, навыков (ЗУН), то теперь основная цель – подлинная активность (деятельность) детей, а освоение знаний, умений и навыков – побочный эффект этой активности. Основная деятельность реализуется через детские виды деятельности.
Они по ФГОС немного изменились и вам их нужно выучить заново: (8)
- игровая,
- коммуникативная,
- восприятие художественной литературы и фольклора,
- конструирование из разных материалов,
- изобразительная,
- двигательная,
- самообслуживание и элементарный бытовой труд.
Выбор видов деятельности осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения общеобразовательной программы дошкольного образования и решения конкретных образовательных задач.
Примеры форм образовательной деятельности и виды занятий в Приложении 1 . Следующая отличительная особенность – меняется стиль поведения взрослого (педагога) : от административно-регламентирующего к непринужденно-доверительному, партнёрскому. Необходимо помнить основные тезисы организации партнерской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н.А.Короткова:
- включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми (не «над», не «рядом», а «вместе»);
- добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения), а чтобы этого достичь, нужно максимально заинтересовать детей (мотивация);
- свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);
- открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).
Партнерская позиция педагога способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умение принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению цели, благоприятствует эмоциональному комфорту.На занятии основная модель организации образовательного процесса – учебная. Педагог озвучивает тему занятия и даёт готовые знания («педагог говорит – ребёнок слушает и запоминает»). Основные формы работы с детьми при организации НОД – рассматривание, наблюдения, экспериментирование, исследования, коллекционирование, реализация проектов, мастерская и т.д. Здесь процесс усвоения детьми новых знаний является более эффективным, потому что опирается на личный опыт ребенка и зону его интересов. Нельзя обязать ребёнка понять что-либо, его нужно заинтересовать. Поэтому задача педагога так построить НОД, чтобы максимально удержать внимание ребенка, его интерес, увлеченность учебной деятельностью.
Вот мы перешли к третьей отличительной особенности – структура . И первоначально нужно продумать мотивацию, с которой начинается непосредственно образовательная деятельность. Мотивация бывает разная: практическая, игровая, познавательная. Она должна содержать то, что вызовет интерес, удивление, изумление, восторг детей, одним словом то, после чего дети захотят «этим» заниматься. Перед тем как перейти к структуре НОД, мне хочется сделать акцент вот на чём.
Одной из основных особенностей НОД является системно-деятельностный подход к её организации. Или просто «деятельностный подход» – организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики (Л.Г.Петерсон). В условиях деятельностного подхода ребёнок-личность выступает как активное творческое начало, происходит его саморазвитие и самоактуализация его личности. И именно с позиции технологии деятельностного подхода необходимо соблюдать принципы построения, или структуру НОД. Здесь структуру НОД я даю упрощённую, впоследствии мы её будем разбирать, дробить и конкретизировать каждую её часть (полный разбор в Приложении 2).
Вводная часть.
1. Создание игровой ситуации (проблемной ситуации, целевой установки, любой мотивации), стимулирующей активность детей к поиску ее решения. Здесь также может быть любое упражнение на организацию детей.
Основная часть.
2. Проектирование решений проблемной ситуации. Выполнение действий. Детям даются новые знания, необходимые для решения проблемного вопроса на основе содержания разных разделов программы с опорой на наглядность, либо дети сами добывают знания, путём исследований, поиска, открытий…
Заключительная часть.
3. Анализ результатов деятельности, рефлексия. Подведение итогов.Итак, разберём каждую из трёх частей…Вводная часть НОД, особенности работы по созданию игровой мотивации на разных возрастных этапах.
Младший возраст: вы сообщаете детям, что у каких-то игровых персонажей что-то случилось, обращаетесь к детям с вопросом, согласны ли они оказать требуемое содействие, исподволь предлагаете детям свои варианты выхода из сложившейся ситуации…
Средняя группа: можно привести персонаж т.к. в этом возрасте детьми уже освоены роли, или дети принимают на себя роль и действуют в ней. Для этого педагог предлагает детям поиграть. Затем совместно с детьми, действующими в роли, ставится вначале игровая задача (необходимо что-то сделать), а затем учебная (научимся это делать).
Старшая группа: главное не персонажи, а сюжеты, сюжетосложения (самого персонажа нет, а есть письмо). Сюжеты могут быть продолжительными (путешествие на машине времени). В ходе непосредственно образовательной деятельности может использоваться небольшая атрибутика, установленные роли, меняющиеся роли.
В подготовительной группе потребность в создании игровой мотивации сохраняется, но здесь уже можно добавить проблемные ситуации. Проблемная ситуация – спланированное, специально задуманное педагогом средство, направленное на пробуждение интереса у детей к обсуждаемой теме. Иначе говоря, проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой ребёнок хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать. Правильно созданная проблемная ситуация способствует тому, что ребенок: сам формулирует проблему (задачу), сам находит ее решение, решает и самоконтролирует правильность этого решения.
Также в качестве мотивации можно использовать игры с правилами, дети следят за выполнением правил. Используется игра-соревнование с установкой на выигрыш (используются фишки). Дать возможность каждому ребёнку побывать в ситуации выигрыша и проигрыша.
При отсутствии мотивации, нет развития логики.
Правила построения мотивации:
учёт возраста (в старшем возрасте познавательный интерес вытесняет игровую мотивацию);
мотивация должна быть экономной (2-3 мин), она не должна доминировать, иначе теряется познавательный интерес;
завершённость ситуации, персонаж должен проявляться в течение непосредственно образовательной деятельности.
Основная часть НОД.
Наметив задачу для совместного выполнения (дети выбирают себе цель или несколько целей, целеполагание), взрослый, как равноправный участник, предлагает всевозможные способы ее реализации. В самом процессе деятельности исподволь он «задает» развивающее содержание (новые задания, способы деятельности и пр.); предлагает свою идею или свой результат для детской критики; проявляет заинтересованность в результате других; включается во взаимную оценку и интерпретацию действий участников; усиливает интерес ребенка к работе сверстника, поощряет содержательное общение, провоцирует взаимные оценки, обсуждение возникающих проблем. Ответы детей не оценивать, принимать любые. В процессе деятельности воспитатель всегда спрашивает детей «Зачем, почему ты это делаешь?», чтоб ребенок осмысливал каждый шаг. Если ребенок делает что-то не так, дать ему возможность самому понять: «что именно не так», можно на помощь отправить более смышленого ребенка.
Заключительная часть НОД.
Итоги и рефлексия.
Прежде всего, данную часть характеризует «открытый конец»: каждый ребенок работает в своем темпе и решает сам, закончил он или нет исследование, работу. Оценка взрослым действий детей может быть дана лишь косвенно, как сопоставление результата с целью ребенка: что хотел сделать – что получилось.
Не спрашивать у детей: понравилось или нет? Спросить надо: «Зачем вы все это делали?», чтоб понять, осознал ли ребенок цель… Или «А для чего вам это нужно было?», «Может ли вам это пригодиться когда-нибудь?»…
Найти, кого за что похвалить, не только за результат, но и за деятельность в процессе работы.При организации непосредственно образовательной деятельности профессиональная позиция педагога состоит в заведомо уважительном отношении к любому высказыванию малыша по содержанию обсуждаемой темы. Нужно вам заранее подумать, как обсуждать детские «версии»: не в жёстко-оценочной форме (правильно – неправильно), а в равноправном диалоге. Только в этом случае дети будут стремиться быть «услышанными» взрослыми. При этом в течение всей НОД ребёнок попадает в ситуацию, в которой ему необходимо аргументировать, возражать, высказывать просьбу и оценку, вступать в другие виды коммуникации, т.е. говорить. Вот это и есть системно-деятельностная технология.
И ещё некоторые нюансы в организации НОД.
1. Педагог должен быть эмоциональным, артистичным, использовать максимум наглядности, элементы сказки, сюрприза, множество игровых моментов.
2. Дети не должны сидеть за столами, только при работе в тетрадях или с раздаточным материалом. Они должны перемещаться в групповом пространстве (педагог использует для этого динамические, релаксационные паузы, пальчиковые игры, логоритмику, игротреннинги, физминутки, игры-хороводы, связанные общей темой).
3. И, конечно же, интеграция НОД, которая предполагает смену видов детской деятельности (драматизация сказки с конструированием из строительного материала, изготовление атрибутов к какой–либо игре с театрализацией; слушание музыкального произведения с чтением стихов, рассматриванием произведений изобразительного искусства и рисованием и т.д.).
Вы же знаете, как часто у детей меняются настроение и интересы… от в этом и заключается преимущества НОД, смена, взаимопроникновение в различные области. Преимущества интегрированных НОД заключается также в повышении мотивации обучения, во время которого какое-либо явление рассматривается с нескольких сторон, формируя познавательный интерес.
Подталкивая воспитанников к мыслительной деятельности, интегрированная НОД в детском саду учит детей получать информацию, мысля нестандартно, сравнивать и обобщать ее, делать выводы. Вы прекрасно знаете, что переключение на разнообразные виды деятельности помогает удерживать внимание детей, что повышает эффективность НОД, снимает утомляемость и перенапряжение. Дети занимаются с большим интересом.И вот теперь, выявив кардинальные различия между занятием по старинке и занятием-НОД, вы можете сделать вывод, что занятие-НОД это занимательное дело, которое основано на одной из специфических детских деятельностей (или нескольких – интеграции), осуществляемых совместно со взрослым, и направлена на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей (интеграция содержания образовательных областей).
НОД должна обеспечить активность детей, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, поиск и экспериментирование. И хотя занятие переходит в другую форму, процесс обучения остается. Педагоги продолжают «заниматься» с детьми. Но он обучает детей так, повторюсь, чтобы они об этом не догадывались. Это главный постулат новых преобразований. Приложение 1. Формы образовательной деятельности (Примеры форм работы) Двигательная детская деятельность
- Подвижные игры с правилами
- Подвижные дидактические игры
- Игровые упражнения, игровые ситуации
- Соревнования, досуги
- Ритмика, аэробика, детский фитнес
- Спортивные игры и упражнения.
- Аттракционы
- Спортивные праздники
- Гимнастика (утренняя и пробуждения)
- Организация плавания
Игровая детская деятельность
- Сюжетные игры, игры с правилами
- Создание игровой ситуации (по режимным моментам используя произведения писателей)
- Игры с речевым сопровождением
- Пальчиковые игры
- Театрализованные игры
Продуктивная детская деятельность
- Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества
- Реализация проектов
- Детский дизайн
- Опытно-экспериментальная деятельность
- Выставки, мини музеи
Чтение детской художественной литературы
- Чтение, обсуждение
- Заучивание, рассказывание
- Беседа
- Театрализованная деятельность
- Самостоятельная художественная речевая деятельность
- Викторина, КВН
- Вопросы и ответы
- Презентации книжки
- Выставки в книжном уголке
- Литературные праздники, досуги.
Познавательно – исследовательская деятельность
- Наблюдение, экскурсия
- Решение проблемных ситуаций
- Экспериментирование, исследование
- Коллекционирование
- Моделирование
- Реализация проекта
- Интеллектуальные игры (головоломки, викторины, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, шарады)
- Конструирование
- Увлечения
Коммуникативная детская деятельность
- Беседа, ситуативный разговор
- Речевая ситуация
- Составление и отгадывание загадок
- Игры и игровые ситуации (сюжетные, с правилами, театрализованные)
- Этюды и постановки
- Логоритмика
Трудовая детская деятельность
- Дежурство, поручения, задания
- Самообслуживание
- Совместные действияПриложение 2.
Полный разбор НОД.
НОД строится с учетом деятельностного подхода, а единой технологией построения занятий является проблемный диалог.
Вводная часть
1. Введение в игровую ситуацию (или организационный момент).
2. Мотивация.

Формирование представлений о предстоящей деятельности. (Игровая ситуация должна быть непосредственно связана с темой занятия: чему нужно научить детей). Главной задачей на этом этапе является формирование интереса у воспитанников к содержанию НОД, направление внимания детей, раскрытие образовательной задачи. Формирование умений слушать и руководствоваться указаниям взрослого.
3. Постановка проблемы.
Затруднение в игровой ситуации. Этот этап позволяет педагогу познакомить детей с особенностями и задачами предстоящей деятельности, либо созданию проблемной ситуации, требующей разрешения.
Поиск выхода из затруднительной ситуации.
Основная часть
4. Актуализация знаний
Задачи этого этапа: актуализация имеющихся знаний, представлений. Создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений, умений. Деятельность педагога: с помощью наводящих, проблемных вопросов, рассказывания, объяснения, организации поисковой деятельности, подвести детей к воспроизведению информации, необходимой для успешного разрешению проблемной ситуации, либо усвоению нового.
5. «Открытие» детьми новых знаний, способа действий.
На этом этапе воспитатель, используя подводящий диалог, организует построение нового знания, которое четко фиксируется им вместе с детьми в речи.
5. Самостоятельное применение нового на практике. Либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы).
Задача данного этапа: овладение способами действия, применение полученных (уже имеющихся) умений, представлений. Деятельность педагога заключается в организации практической деятельности, оказание необходимой помощи, организации взаимодействия в достижении результата.
Включение нового знания в систему знаний ребенка и повторение. На этом этапе воспитатель предлагает игры, в которых новое знание используется совместно с изученными ранее. Возможно также включение дополнительных заданий на тренировку мыслительных операций и деятельностных способностей, а также заданий развивающего типа, направленных на опережающую подготовку детей к последующим занятиям.
Заключительная часть
6. Итог занятия. Систематизация знаний.
Подведение итогов НОД с разных точек зрения: качества усвоения новых знаний, качества выполненной работы, обобщение полученного ребенком опыта. В завершение, воспитатель совместно с детьми фиксирует новое знание в устной речи и организует осмысление их деятельности на занятии с помощью вопросов: «Где были?», «Чем занимались?», «Что узнали?», «Кому помогли?». Воспитатель отмечает: «Смогли помочь, потому что научились..., узнали...».
7. Рефлексия. Формирование элементарных навыков самоконтроля,.самооценки (для младшего возраста – рефлексия настроения и эмоционального состояния, для старшего – рефлексия деятельности, или содержания учебного материала).

Аношина Анна Александровна – Старший воспитатель МБДОУ ЦРР д/с №4 «Семицветик» г. Ивантеевка Московская область
Дата поступления работы на конкурс: 15.06.2017г.

Структура написания конспекта НОД в ДОУ по ФГОС.

С введением ФГОС меняется подход к организации и проведению непосредственно образовательной деятельности с детьми. Происходит отказ от традиционных занятий, построенных в логике учебной модели. Занятие понимается как увлекательное дело с детьми, в процессе которого педагог решает программные задачи. Переосмысливается роль педагога, который становится в большей степени «координатором» или «наставником», чем непосредственным источником информации. Позиция педагога дошкольного образования по отношению к детям изменяется и приобретает характер сотрудничества, когда ребенок выступает в ситуации совместной с педагогом деятельности и общения равноправным партнером.

Многие педагоги не обращают внимания на оформление конспектов. В конспекте пишут тему, цель, задачи. И часто задачи проходят через цель.

Давайте вспомним, как это делается.

Начнём с титульного листа.

Вверху титульного листа указывается полное название дошкольного учреждения. Примерно посередине листа идёт надпись:

Конспект

Непосредственной образовательной деятельности по (Область)

На тему: «……………»

для детей старшей группы.

Ниже названия конспекта справа указывается фамилия автора и его должность.

В конце титульного листа, посередине пишется ваш населенный пункт, а ещё ниже год, когда написан конспект.

Следующий лист начинается с программного содержания. Туда входит цель и задачи НОД.

Что такое цель? Цель – это конечный результат, то к чему мы стремимся. Цель осуществляется через задачи, которые по отношению к цели являются средствами, т.е. как мы будем выполнять эту цель. Рекомендуется цель определять существительным от глагола: создание условий, формирование, воспитание, укрепление и т.д.

Алгоритм постановки цели.

  1. Оцените имеющиеся проблемы и определите главную, четко ее сформулируйте.
  2. Определите шаги (действия) по её решению, их последовательность.
  3. Сформулируйте точно промежуточный результат (эффект) от исполнения каждого шага (действия).
  4. Оцените какие (и сколько) их этих шагов (действий) можно осуществить в рамках одной НОД.
  5. Сформулируйте цель НОД, содержащую описание эффекта от действий, которые вы планируете осуществить в рамках одной НОД.

То, что предлагает делать взрослый, ребенку обязательно должно быть нужно и интересно, а осмысленность для ребенка, предлагаемой взрослым деятельности есть главный залог развивающего эффекта.

Задача – то, что требует исполнения, решения. Задачи по отношению к цели являются и бывают:

Обучающими;

Развивающими;

Воспитывающими.

Рекомендуется формулировать задачи глаголом в неопределенной форме: закрепить, обобщить, формировать, развивать, воспитывать и т.д. Соблюдать четкость и конкретность в формулировке задач (не просто расширить (закрепить) представления о зиме, а что именно дети узнают (закрепляют) о зиме в рамках данного занятия). Это относится и к формулировке развивающих задач: не просто развитие умственных способностей детей, а каких конкретно (перечислить).

Следует помнить, что каждая новая задача пишется с новой строчки. Когда задачи будут сформулированы, необходимо указать, какое оборудование будет использовано на данном НОД (например: магнитофон, доска, мольберт, настенная доска, кубы, подставки и т.д.).

Описывая раздаточный материал, обязательно перечисляется, какой берется материал с указанием размера и количества.

Далее необходимо описать предшествующую работу воспитателя по подготовке к занятию: что оформили, что изготовили, что составили, изучили, написали и т.д.
После этого указывается предварительная работа с детьми, весь объем фронтальной и индивидуальной работы с детьми (куда ходили на экскурсию, за каким объектом наблюдали, что читали детям, что выучили и т.д.)

После этого пишется, какую индивидуальную работу, с кем (указываются имена и фамилии детей) в какой части занятия планируется провести. Желательно не забыть вписать эту работу в ту часть занятия в конспекте, в которую вы запланировали.

В конспекте указывается и словарная работа – это новые слова, значение которых детям надо объяснить.

Указываются части занятия и конкретные методические приемы.
Например:
I. Вводная часть - 3 минуты.
а) чтение стихотворения «Осень» А.С. Пушкина;
б) наблюдение из окна за осенним небом;
в) словесная дидактическая игра «Придумай слово» (подбор прилагательных к словам небо, осень, листва).
II. Основная часть - 15 минут.
а) беседа о погодных явлениях осенью;
б) рассматривание календарей погоды;
в) называние детьми осенних примет;
г) составление рассказов об осенней погоде;
д) называние детьми поговорок об осени;
г) дидактическая игра «С какого дерева лист»... и т.д.
III. Заключительная часть - 2 минуты.
а) чтение рассказа об осени;
б) прослушивание грамзаписи П.И. Чайковского «Сентябрь»;
в) обобщение воспитателя;
д) анализ занятия {о том какие знания показали дети).
Далее описывается организация детей на непосредственно образовательной деятельности. Указывается размещение столов, оборудования, посадки и размещение детей - при необходимости помещается план размещения. Если размещение детей в разных частях занятия меняется, описывается, каким образом осуществляется переход от одной части занятия к другой.
И, наконец, начинается описание хода занятия. Ход занятия пишется в прямой речи. Обязательно пишутся все слова, которые воспитатель будет говорить, предполагаемые ответы детей, обобщения воспитателя. Если па ходу занятия воспитателю нужно выполнить какие-то действия, это указывается в конспекте.
Например:
Воспитатель: «Дети, какое время года изобразил художник на своей картине?»
Дети: «На картине изображена осень"
Воспитатель: "Правильно, на картине изображен осенний пейзаж. Художник передает красоту осенней природы красками, писатель и поэт - словами, эпитетами, а композитор музыкой. Послушайте отрывок из произведения П.И. Чайковского «Сентябрь» (включаю магнитофон).

То есть после прямой речи, в середине строки в скобках указываются действия воспитателя («включаю», «вывешиваю», «убираю» и т.д.).
Занятие завершается словами анализа.
Итак, если кратко описать все вышеупомянутое, то структура конспекта , выглядит следующим образом:
1. Тип, вид, тема НОД с указанием возрастной группы детей.
2. Программное содержание (обучающие, развивающие, воспитывающие задачи).
3. Словарная работа.
4. Оборудование занятия.
5. Демонстрационный материал.
6. Раздаточный материал.
7. Предшествующая работа воспитателя по подготовке к занятию.
8. Предварительная работа с детьми (со всей группой, с подгруппой, индивидуально).
9. Индивидуальная работа с детьми на НОД (какая, с кем, в ка-кой части занятия).
10. Структура занятия и методические приемы.
11. Организаций детей на занятии.
12. Ход занятия (в прямой речи). В конце завершающие фразы или анализ занятия.
Напоминаем типы занятий:
1. Занятия, по сообщению новых знаний.
2. Занятия по закреплению знаний, умений, навыков.
3. Занятия по обобщению и систематизации.
4. Итоговые.
5.Учетно-проверочные.
6. Комбинированные (смешанные, объединенные).
7. Комплексные.
8. Интегрированные (по принципу объединения нескольких видов детской деятельности и разных средств речевого развития). Интеграция может быть по тематическому принципу.
Например:
1) чтение о птицах;
2) коллективное рисование птиц;
3) рассказывания по рисункам.

Дополнительная информация

Не забывайте про методическое обеспечение педагогического процесса. Любая деятельность начинается с мотива. Мотив – это причина, побуждающая к действию. Раньше мотивом мы называли заинтересовывающий момент перед занятием.

Выделяют следующие мотивы деятельности для детей:

Игровая. Потребность своей значимости ребёнок может реализовать, «помогая» различным игрушкам решать их практические и интеллектуальные проблемы.

Мотивация общения. Мотивация строится на желании ребёнка чувствовать свою необходимость и значимость в условии помощи взрослому. Взрослый обращается к ребёнку с просьбой помочь ему, он говорит, что без помощи ребёнка никак не обойтись. При этом не забывает благодарить ребёнка.

Мотивация личной заинтересованности. Эта мотивация побуждает ребёнка к созданию разных предметов для собственного потребления.

После мотивации идёт методика проведения занятия. В этом разделе следует выделять части занятия. Ответы детей в конспектах не пишутся.