Формы контроля в школе. Виды, формы и методы внутришкольного контроля

Внутришкольный контроль в системе управления образовательным учреждением

Введение

Организация внутришкольного контроля – один из самых сложных видов деятельности руководителя ОУ, требующий глубокого осознания миссии и роли этой функции, понимания ее целевой направленности и овладения различными технологиями.

Именно внутришкольный контроль является тем необходимым звеном, по итогам которого начинает работать функция регулирования, осуществляющая необходимые коррективы и в аналитическом процессе, и в процессе планирования и организации действия. Цель, содержание и методы коррекционных действий в процессе управления диктует функция контроля, которая, выявляя несоответствие нормам и требованиям, поставляет информацию о том, где, что, как и когда необходимо привести в надлежащий порядок. Выборочность и точность действия функции регулирования всецело будет зависеть от уровня качества проведения внутришкольного контроля.

Если регулирование поможет в оперативном порядке устранять выявленные несоответствия, то для принятия решений на стратегическом и тактическом уровне необходимо получить информацию о состоянии системы и происходящих процессов и затем анализировать эти данные. Таким образом, именно внутришкольный контроль становится тем необходимым звеном, благодаря осуществлению которого можно осуществлять функцию анализа, добиваясь ее качественного проведения. Именно внутришкольный контроль выступает для аналитической функции в роли основного поставщика нужной и необходимой информации, которую затем в управленческом механизме обрабатывают и анализируют. Контрольная функция является неотъемлемой частью управленческой деятельности. Информация, полученная в ходе контроля, является основой для принятия управленческих решений.

Несмотря на наличие многочисленных исследований по тематике внутришкольного управления в публикациях недостаточно раскрыты научно-педагогические основы управления школой, осуществления контроля администрацией в современных условиях. В связи с расширением сферы самостоятельной деятельности школы возросла актуальность регулирования внутришкольных отношений на основе личностно-правового подхода к управлению.

Актуальность указанных проблем, их недостаточная изученность в условиях изменившихся общественно-производственных отношений, назревшая необходимость оценки теоретической и практической значимости данного вида управленческой деятельности обусловили выбор темы дипломной работы.

Целью исследования явилось решение вышеуказанной проблемы путем научного обоснования и создания модели внутришкольного контроля в современных условиях.

Объект исследования – внутришкольное управление, история, развитие и практика осуществления внутришкольного контроля.

Предмет исследования – процесс совершенствования контрольно-инспекционной деятельности в современной школе.

Гипотеза исследования. На основе анализа литературы по социальному управлению, психолого-педагогической и юридической литературы, законодательно-нормативных документов я выдвигаю следующие предположения:

1. Результативность контрольно-инспекционной деятельности в школе повысится, если в основе ее организации будет личностно-правовой подход, базирующийся на обеспечении и уважении всех прав и свобод участников образовательного процесса в рамках установленных норм.

2. Внутришкольный контроль сможет реализовать свое назначение, если он строится на научно-обоснованной модели функционирования.

3. Развитию демократических принципов управления будет способствовать привлечение органов школьного самоуправления к разработке локальной правовой базы управления школой и контролю над их соблюдением.

4. Эффективность контроля, способствующего максимальному использованию потенциала каждого работника и коллектива школы, повысится, если в основе его сущности лежит идея объективной оценки и оказания профессиональной помощи каждому работнику.

Задачи исследования:

1. Выявить структуру, типологию власти и на их основе разработать

подходы к моделированию внутришкольного контроля.

2. Раскрыть сущность локальной правовой базы управления школой

и выработать требования к ее формированию.

3. Раскрыть сущность внутришкольного контроля в современных условиях.

4. Определить принципы, цель, задачи, функции, методы, процедуру внутришкольного контроля.

5. Охарактеризовать педагогические условия повышения эффективности внутришкольного контроля.

Методологической основой исследования являются: общенаучная теория систем, теория управления социально-педагогическими процессами, теория гносеологии и моделирования, признание приоритетности общечеловеческих ценностей и человека высшей ценностью, теория формирования личности в творческой деятельности и общении.

Теоретической основой исследования явились теории и концепции: о педагогических системах (В.П. Беспалько, Е.И. Казакова, Л.И. Новикова и др.); о природе педагогической деятельности (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, В.А. Сластенин и др.); об управлении, в том числе педагогическими системами (В.Г. Афанасьев, Ю.В. Васильев, Ю.М. Киселев, М.И. Кондаков, A.M. Моисеев, Г.Х. Попов, М.М. Поташник, П.И. Третьяков, А. Файоль, Т.И. Шамова и др.); о внутришкольном контроле (Н.В. Горбунова, В.П. Давыдов, Н.С. Жбанкова, Ю.А. Конаржевский, М.К. Рункова, В.Ф. Сауткин, Н.С. Сунцов, Н.А. Шубин и др.). Методология исследования также определилась законодательно-нормативными документами, демократическим государственно-общественным характером управления образованием.

Источники исследования:

Официальные законодательно-нормативные документы, правовые акты, регулирующие отношения в области образования;

Педагогическая периодика, материалы Министерств образования Российской Федерации, отделов образования рай/гор/администраций

г. Георгиевска, нормативные документы общеобразовательных школ;

Антология педагогической мысли, историко-педагогическая литература по проблемам управления, развития школьного образования, юридическая литература;

Отечественные и зарубежные энциклопедии, энциклопедические словари, справочники по вопросам управления и педагогики;

Ежегодные статистические материалы.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования. В дипломной работе приведено комплексное исследование научно-педагогических основ управления современной школой, организации контрольно-инспекционной деятельности администрации школы:

· рассмотрена модель внутришкольного контроля на основе правовой базы управления школой;

· рассмотрена необходимая и достаточная правовая база управления школой, ее структура, содержание и обоснованность в соответствии с требованиями законодательно-нормативных актов;

· раскрыты принципы, цели, задачи, содержание, технология организации внутришкольного контроля и инспектирования, их толкование в условиях современных отношений в системе образования;

· проведена систематизация и классификация основных функций школы, уточнены функции инспектирования и контроля;

· основной предмет внутришкольного управления представлен как процесс формирования, организации, упорядочивания отношений социального партнерства государства, общества, семьи, школы;

· выявлены тенденции нововведений в функциях и структуре внутришкольного управления.

Практическая значимость исследования определяется:

– обоснованием необходимости обновления и развития школьных систем управления и самих школ, их адаптации к современным социально-общественным требованиям, к работе в условиях национально-региональной системы образования;

– внедрением механизмов научных основ внутришкольного управления: понятийного аппарата, закономерностей, принципов, методов и функций управления, которые помогут руководителям школ перейти от «собирательства» примеров управления школами к сознательному проектированию, конструированию системы внутришкольного управления;

– расширением базы, условий управления качеством образования на разных управленческих уровня.


1. Внутришкольный контроль как часть системы управления образовательным учреждением

Однозначного толкования сущности и назначения внутришкольного контроля ни в теории, ни в практике сегодня нет.

Ю.А. Конаржевский, например, считает, что внутришкольный контроль является одной из важнейших управленческих функций, которая непосредственно связана с функцией анализа и целеполагания; данные контроля без анализа мертвы, а при отсутствии цели нечего контролировать.

П.И. Третьеков рассматривает внутришкольный контроль, как вид деятельности руководителей школы совместно с представителями общественных организаций по установлению соответствия функционирования и развития УВР школы на диагностической основе.

А.В. Чоботарь считает, что внутришкольный контроль – это одна из основных функций управления, направленная на получение информации о деятельности педагогов и на оценку с целью принятия конструктивных решений по дальнейшей оптимизации управления и самоуправления в школе!

Я придерживаюсь трактовки, что внутришкольный контроль – это:

1. оказание методической помощи педагогам с целью совершенствования и развития профессионального мастерства;

2. взаимодействие администрации и педагогического коллектива, ориентированное на повышение эффективности педагогического процесса;

3. вид деятельности руководителей совместно с представителями общественных организаций по установлению соответствия функционирования и развития УВР на диагностической основе общегосударственным требованиям.

Самостоятельная работа

Тема: Модель организации внутришкольного контроля

Выполнила: Капарова Ш.Х

Должность: зам.директора по УР и

учитель начальных классов

Место работы: г.Экибастуз КГУ СОШ №21

Модель организации внутришкольного контроля

Внутришкольный контроль – это «внутреннее» установление соответствия состояния и результатов деятельности школы внешним и внутренним требованиям к качеству деятельности школы. Он является частью управленческого труда, представляющего достоверную информацию о результатах образовательной, финансово-хозяйственной, организационной и др. видов деятельности школы.

Т.к. современная общеобразовательная школа – это сложное высокоорганизованное учреждение, то для решения задач его функционирования и развития контроль должен быть, направленных на изучение различных вопросов жизнедеятельности школы с применением различных форм и методов.
ВШК организуется в целях:

    координации всей работы в соответствии со стоящими задачами;

    предупреждения возможных ошибок;

    оказания необходимой помощи педагогу при соблюдении принципов.

1) систематичности и планомерности;
2) демократичности;
3) объективности;
4) непрерывности и цикличности;
5) обоснованности;
7) всесторонности.

Контроль выступает в виде основного поставщика необходимой информации, которую мы анализируем, включаем функцию регулирования, а затем планируем и организуем ВШК. Функции анализа и контроля взаимосвязаны и взаимообратны.

В Ш К = Анализ

Анализ деятельности школы за учебный год проводим в летний период с целью получения информации по результатам деятельности и выявления рассогласований в целях и результативности работы, т.е. определяем проблемы школы.

В результате анализа мы определяем для себя:

    что будет объектом диагностики и контроля

    кого мы будем диагностировать и контролировать

    какими формами и методами

    как оформим итоги контроля

    какие управленческие решения примем.

Так, анализируя работу школы за истекший учебный год, мы выявили следующие противоречия, рассогласования и проблемы:

    При высоком квалификационном уровне педагогов применением и владением ими передовыми педагогическими технологиями остается проблемной эффективность уроков, системность использования контроля знаний в новых тестовых формах.

    Наличие сформированных устойчивых знаний основ общеобразовательных дисциплин, стабильное качество знаний, при недостаточной сформированности навыков культуры труда, мотивационной сферы учебной деятельности.

    Имеющиеся в школе условия не в полной мере отвечают личностным интересам и возможностям всех учащихся для их самоопределения и самореализации.

    При актуальности расширения полномочий общественности в управлении школой сложился формальный подход отдельных членов управляющего совета к выполнению возложенных на них обязанностей.

Преодоление этих и других проблем возможно при условии направления усилия всех участников образовательного процесса на решение задач:

Задачи нового учебного года

    В целях дальнейшего повышения качества образования повысить мотивационную сферу обучения, развивать основные компетенции, навыки культуры труда.

    Продолжить работу по созданию условий для самоопределения, самореализации личности, развитию гражданской позиции.

    Обеспечить эффективное внедрение в учебный процесс новых образовательных технологий, использовать в системе новые формы тестового контроля знаний учащихся.

    Привлечь к управлению школой заинтересованных лиц: родителей, социальных партнеров.

Решение этих задач возможно через планирование работы школы и организаций, ВШК.

При этом мы должны обязательно определить:

    методы, формы организации ВШК;

    распределение управленческих сил с учётом их подготовленности и компетентности;

    установление сроков контроля и др.;

    как будут оформлены результаты контроля;

    где будут рассмотрены и какие приняты управленческие решения

Нами определены объекты и содержания контроля, которые оформляем в виде плана-сетки, где прописаны мероприятия по контролю и циклограммы контроля. Остановимся на этом подробнее. Объектами ВШК являются: учебный процесс, психологическое состояние коллектива, воспитательный процесс, методическая работа, научная и экспериментальная деятельность, обеспеченность необходимыми условиями.

Контролируя организацию учебного процесса мы устанавливаем:

– соответствие выполнения учебных программ, планов образовательным стандартам;
– определяем уровень знаний, компетенций;
– продуктивность работы учителей;
– качество внеурочной учебной деятельности.

При организации контроля за воспитательным процессом изучаем:

– уровень воспитанности;
– качество работы классного руководителя;
– здоровье и физическую подготовку учащихся;
– качество и количество общешкольных мероприятий.

Методическая работа контролируется по направлениям работы с учителями в плане повышения профессионального мастерства, квалификации, изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта программно-методическим обеспечением организацией экспериментальной и исследовательской деятельности учителя и учащихся.

Важным направлением контроля является психологический микроклимат в коллективе, его сплочённость и атмосфера. Качественно организовать образовательный процесс можно только при обеспечении и соблюдении условий охраны труда и ТБ, санитарно-гигиенических норм, материально-технического обеспечения и др.
Таким образом, проанализировав работу, выделив блоки и объекты контроля очень важно решать, каким способом удобнее его осуществлять. А значит важно определить виды и формы контроля.

Мы знаем, что ВШК – по объёму и охвату может быть: фронтальный, комплексный, тематический.

По срокам различают: входной, промежуточный, итоговый, отсроченный контроли

Входной организуется

в начале учебного года, учебного периода, в начале подготовки к организации какого-либо мероприятия.

Целевой

по проверке отдельных направлений.

Итоговый

может проводится на промежуточных, рубежных этапах деятельности, ВШК может быть итоговым при подведении итогов учебного года, итогов периода развития школы, когда мы сравниваем достигнутые результаты с намеченными целями.

Отсроченный

проводится с целью определения успешности деятельности на перспективу (успешность выпускников)

ВШК – по задачам может быть: предупредительный, диагностический, повторный.

Есть группа методов, позволяющая определить способы внутришкольного контроля по статусу проверяющих. Это:

Проверяющим необходимо помнить, что справедливость контроля достигается путём введения стандартов (норм, требований), предварительного согласованных с коллективом, обоснованных и аргументированных оценочных суждений в процессе контроля, предоставление проверяемому права анализа и оценки результатов труда, уважительным и доброжелательным отношение к личности. Нормативное обеспечение ВШК определяется Положением о внутришкольном контроле.

«Внутришкольный контроль учреждения осуществляет руководитель или по его поручению заместители руководителя, руководители структурных подразделений».

В условиях демократизации школьной жизни администрация не только не освобождается от контроля, но является главным государственным инспектором. А это значит, что руководителю и его заместителям предъявляются требования:

– высокая компетентность;
– достаточный уровень научно-теоретической подготовки;
– хорошие знания педагогики, методики, педагогической психологии;
– способности объективно оценивать результаты;
– умение соблюдать педагогический такт.

Ответственность по организации и проведению ВШК лежит на администрации, в связи с чем должны быть чётко прописаны должностные обязанности, которые уточняются и корректируются ежегодно. На начало года приказом директора они закрепляются.

На самоконтроле работают учителя, показывающие высокий уровень профессионализма и исключительской дисциплины, т.е. это учителя, работающие на доверии.
Для организации ВШК нами разработаны локальные документы:

    Положение о внутришкольном контроле.

    Положение о внутришкольном мониторинге.

    Положение о стимулировании.

    Модель качества образования.

    План внутришкольного контроля.

    Циклограммы контроля.

    Графики ВШК.

  • Инструкции.

Важным фактором обеспечения образовательного процесса является контроль за безопасными условиями его организации.

План работы школы в этом направлении представлен:

– мероприятиями по предупреждению дорожно-транспортного травматизма.
– противопожарные мероприятия;
– мероприятия по профилактике травматизма и несчастных случаев;
– мероприятия по охране жизни и здоровья, техники безопасности;
– организационно-технические мероприятия по улучшению условий и охраны труда, здоровья работников школы.

Контроль за безопасностью образовательного процесса осуществляется ежедневно в течение года.

Конечно же, самое пристальное внимание мы уделяем вопросам контроля организации учебно-урочной деятельности учителя и учащихся на предмет соответствия соблюдению требований к реализации условий образования и организации урочных занятий требованиям качества образования. В основе организации контроля лежит сбор достоверной информации о состоянии учебного процесса, диагностическая и аналитическая деятельности.

В условиях модернизации образования школа стала открытой для общества, предъявляющего высокие требования к учителю и его деятельности. А потому в школе стали применяться новые формы контроля как фактора стимулирования педагогов. Нами разработано положение о стимулировании, в котором оговорены условия морального и материального стимулирования работников. В выработке критериев стимулирования принимали участие все работники. В положении о стимулировании чётко обозначены критерии результативности деятельности сотрудников, определён механизм подведения итогов.

Опыт работы показывает, что эффективность внутришкольного контроля возрастает, если он отражает в еженедельных планах работы школы, когда годовой план контроля корректируется, т.к. в него вносятся оперативные изменения, связанные с деятельностью школы. Каждую неделю на планёрке мы анализируем результаты за неделю, планируем работу на следующую неделю, где обязательно прописываем объекты контроля. План вывешивается в учительской в пятницу.

В планировании ВШК можно использовать текстовой вариант и графический (сетки, циклограммы, графики). Мы в практике работы используем и тот и другой.

Осуществляем в следующей последовательности:

    Обоснование проверки.

    Формулировка цели (чаще мы цели контроля планируем заранее).

    Организация сбора информации о состоянии объекта.

    Выводы по результатам. Причины успехов и неудач.

    Принятие управленческих решений.

    Определение сроков последующего контроля.

    Обсуждение итогов в коллективе.

Важным моментом в организации ВШК является умение администрации оформить итоги контроля. Традиционными формами можно назвать:

Формы подведения итогов контроля:

    аналитическая справка;

С документами по итогам контроля проверяемого обязательно знакомим.

Итоги контроля рассматриваем на:

    педсовете;

    совещаниях: административных, производственных, совещании при директоре, при заместителях директора;

    заседаниях МО;

    Проводим индивидуальное собеседование.

Современное представление в внутришкольном контроле базируется на мониторинге.

Подводя итог, можно определить условия, которые способствуют успешности внутришкольнего контроля. А именно:

    Система работы с учителями по повышению активности, ответственности и самостоятельности всех участников образовательного процесса за результаты своей деятельности.

    Опора на достижения педагогического менеджмента, технологичность, использование интерактивных приемов, информационных технологий, возможность диссеминации передового опыта.

    Обеспечение контроля на объективном, уважительном, доверительном уровне. Приоритет позитивного характера, успешности.

    Формирование и обязательное наличие банка данных по обеспечению контроля: программы контроля, технологии сбора и обработки информации, параметры оценки результатов контроля и др.

    Широкое участие профессиональных объединений, делегирование некоторых функций контроля, государственно-общественный характер, работа педагогов на самоконтроле и самооценивании, привлечение внешних экспертов, открытость и др.

Контроль - необходимое условие для успешного осуществления любой деятельности. Он призван выявлять нарушения и недостатки, которые способны отрицательно повлиять на ожидаемый результат работы. Именно контроль обеспечивает обратную связь между руководством школы и учителями, педагогом и детьми. Благодаря ему можно вовремя внести необходимые корректировки в учебно-воспитательный процесс. Рассмотрим, что такое педагогический контроль в школе и как он организуется.

Выполняемые функции

Педагогический контроль - это деятельность, в процессе которой исследуется состояние ее соответствие государственным стандартам, а также уровень знаний, воспитанности и развития школьников. Работа, осуществляемая в этом направлении, выполняет следующие функции:

  1. Педагогическую. Зная о проверках, дети ответственнее относятся к учебе.
  2. Диагностическую. Учитель видит слабые и сильные стороны учеников, их характерные ошибки.
  3. Ориентирующую. Педагог выявляет недочеты своей работы, видит индивидуальные особенности школьников и вносит соответствующие коррективы.
  4. Профилактическую. Предстоящий контроль побуждает ребенка повторять пройденный материал, предотвращая его забывание.
  5. Проверочно-оценочную. Контроль за деятельностью каждого педагога позволяет выявить уровень его профессиональной подготовки, недостатки и достоинства. Также оценивается результативность учебных программ.

Требования к контролю

Любая проверка не должна становиться самоцелью. Выявленные недочеты становятся сигналом к внесению изменений в учебно-воспитательный процесс. Существует ряд требований к организации педагогического контроля:

  1. Ориентация на требования утвержденных программ.
  2. Объективность контролирующего лица и достоверность результатов.
  3. Оценка не только уровня теоретических знаний школьников, но и умения применять их на практике, степени самостоятельности.
  4. Систематичность и своевременность контроля, гласность результатов.
  5. Применение как коллективных, так и индивидуальных форм.

Систематическая проверка результатов обучения включает в себя:

  • Предварительный контроль. Он проводится в начале очередного учебного года и выявляет готовность как педагогов, так и учащихся к предстоящим занятиям. Оценивается уровень развития школьников на данный момент, пробелы в знаниях за прошлый год.
  • Текущий контроль . Предполагает постоянное отслеживание результативности отдельных этапов обучения, выявление недочетов.
  • Тематический контроль. Проводится в целях закрепления и обобщения объемной темы.
  • Итоговый контроль. Представляет собой оценивание результата работы учителя и учеников в течение четверти или всего учебного года.
  • Заключительный контроль. Аттестация ученика, по итогам которой выдается документ об окончании школы.

Формы контроля над деятельностью педагогов

Администрация школы должна получать достоверную и своевременную информацию о том, как обстоят дела в образовательном учреждении. Педагогический контроль - это действенный способ проследить за деятельностью учителей, оценить результативность их воздействия на класс, отдельного школьника или целую параллель.

Для этого применяются следующие формы контроля:

  • Персональный. Наблюдение за отдельным учителем или учеником.
  • Классно-обобщающий. Контроль за деятельностью всех педагогов, работающих с конкретным классом.
  • Предметно-обобщающий. Подразумевает изучение результатов работы учителей по выбранной дисциплине.
  • Обзорный. Подробное исследование отдельного вопроса (состояние внутришкольной документации, техническая оснащенность кабинетов и т. п.).
  • Комплексно-обобщающий. Контроль за и воспитания в параллели классов.

В качестве методов используются наблюдение, подробный разбор занятий, хронометраж, беседы с обменом мнениями, изучение документации, анкетирование, проверка знаний как устная, так и письменная.

Формы контроля за усвоением учебного материала детьми

Чтобы реализовать на практике задачи, поставленные государственными стандартами, необходимо проводить проверку не только организации процесса обучения, но и получаемых результатов. Знания и навыки школьников отслеживаются регулярно. При этом используются следующие формы педагогического контроля:

  • Фронтальный. В письменной или устной форме проверяются знания всего класса.
  • Групповой. Учитель опрашивает или дает коллективное задание определенной части класса.
  • Индивидуальный. Предполагает изучение знаний одного учащегося, часто осуществляется в у доски.
  • Комбинированный. Сочетание нескольких видов контроля, когда класс выполняет общее задание, при этом некоторые дети получают индивидуальные карточки. Параллельно учитель вызывает школьников для устного опроса или решения задачи у доски.
  • Взаимоконтроль. Дети проверяют письменные работы своих одноклассников.
  • Самоконтроль. Ребенок учится видеть свои ошибки, сравнивая работу с образцом, анализировать причины их появления, работать над устранением пробелов.

Методы педагогического контроля

Существуют несколько способов проверить уровень знаний и навыков учащихся. Традиционно в школе применяются следующие методы:

  • Устный опрос, предполагающий ответы учащихся на вопросы учителя и их комментирование.
  • Письменная проверка , которая осуществляется в форме контрольных работ, сочинений, рефератов, диктантов, чертежей, письменных зачетов, изложений и т. д.
  • Лабораторный контроль, во время которого дети демонстрируют умение пользоваться измерительными приборами, ставят опыты.
  • Практический контроль. Он предполагает проверку сформированности учебных навыков. Включает в себя исследовательские проекты, составление карт местности, демонстрирование двигательных умений на уроках физической культуры, труда, рисования.
  • Тестирование, когда детям предлагаются короткие стандартизированные задания по изученному материалу.
  • Машинный контроль , предполагающий использование компьютерных программ и обладающий высокой степенью объективности.

Контроль и физическое воспитание

Целью школы является не только интеллектуальное развитие детей, но и совершенствование их физических качеств, укрепление здоровья. Необходимо, чтобы используемые методы, нагрузка на уроках и соревнованиях соответствовали функциональному состоянию детского организма.

С этой целью применяются следующие виды педагогического контроля:

  • Предварительный, в ходе которого делаются выводы о физической подготовленности школьников, состоянии их здоровья.
  • Оперативный, предполагающий отслеживание самочувствия, дыхания, пульса и других показателей на протяжении занятия.
  • Текущий, определяющий реакцию организма на полученную нагрузку после окончания урока.
  • Этапный, замеряющий развитие физических качеств у школьников в течение одной четверти. Оценивается суммарный эффект от тренировок.
  • Итоговый, определяющий выполнение или невыполнение годового плана. Служит основанием для составления программы на следующий учебный год.

Из методов широко используются наблюдение за учащимися, опрос о самочувствии, контрольные соревнования и выполнение нормативов, хронометраж занятий с целью чередования нагрузок и отдыха, отслеживание физических показаний (емкость легких, пульс, вес).

Контроль за воспитательным процессом

Школа, согласно образовательным стандартам, отвечает за всестороннее развитие детей. Педагогический контроль - это возможность отслеживать эффективность не только учебного, но и воспитательного процесса.

При этом оцениваются:

  • воспитанность школьников;
  • работа классных руководителей;
  • привлечение родителей к процессу воспитания;
  • качество организации общешкольных праздников, мероприятий;
  • проведение спортивных соревнований и конкурсов;
  • кружковая работа в целях дополнительного образования;
  • профилактическая работа со "сложными", педагогически запущенными учениками.

Руководство школы регулярно посещает классные часы, праздничные мероприятия с целью наблюдения за процессом воспитания. Проводятся беседы с учащимися, родителями. На классные руководители представляют отчеты о проделанной работе. Все это позволяет вовремя сменить способы воздействия на школьников, обучить учителей необходимым приемам, методам воспитания, в некоторых случаях - привлечь специалистов со стороны.

Контроль за уровнем воспитанности учащихся

Основная работа по воспитанию школьников ложится на плечи классного руководителя. Оценить ее эффективность невозможно без получения обратной связи.

Педагогический контроль в воспитании подразумевает использование следующих методов:

  • Наблюдение за детьми во время различных видов деятельности.
  • Беседа, во время которой педагог выявляет степень нравственной информированности воспитанников, их отношение к различным нормам и правилам.
  • Психологическое анкетирование.
  • Анализ работы актива класса и степени участия школьников в общественно полезных мероприятиях.
  • Включение учеников в специально созданные ситуации, позволяющие выявить уровень развития нравственных качеств.

Педагогический контроль - это мера, позволяющая оценить ход учебно-воспитательного процесса и его эффективность. Без него невозможно реализовать поставленные государством цели по воспитанию гармоничной личности.

В нашей школе принята следующая схема ВШК, состоящая из 6 разделов:

-направление , которое включает (контроль за выполнением всеобуча, контроль ЗУН учащихся, контроль за состоянием преподавания учебных предметов, контроль за школьной документацией, контроль за методической и воспитательной работой);

-объект контроля;

-цель контроля;

-вид контроля;

-ответственный;

-результат контроля .

По периодичности в нашей школе ВШК бывает:

эпизодический (в определённый месяц учебного года, четверти), например адаптация 1 класса в декабре, 10 класса в январе, 5 класса в октябре;

и периодический (ежедневный, еженедельный).

Во ВШК можно выделить такие формы контроля: -административный (инициатор и организатор –администрация);

-взаимоконтроль (инициатор-администрация, а организатор-педагог, рук-ль МО);

-самоконтроль (инициатор и организатор-педагог).

Эти формы подразделяются на:

-классно-обобщающий (в нашей школе эта форма традиционно применяется в 1, 5, 10 классах, в зависимости от возникающей проблемы в другом классе). Для проведения такого контроля разработана определённая система, которая изучает и поведение учащихся, их активность на уроках, взаимоотношения, проверяется уровень усвоения ЗУН, если это 1 класс-то уровень развития. Инспекторами являются администрация, кл.рук-ль, соц.педагог, и психолог, если он есть в школе.

-фронтальный контроль или предметный используем для изучения состояния преподавания какого-либо предмета по причине или очень низкого или высокого качества знаний, или преподавание нового предмета, как например в этом учебном году это МХК;.

Тематический контроль самый распространённый и имеет место с конкретной проблемой, например, формы и методы обучения самостоятельной деятельности учащихся.

-персональный контроль используем с целью оказания методической помощи, изучения Системы работы. Например, в прошлом учебном году- изучение системы работы учителя биологии по внедрению ИКТ в учебный процесс, в этом учебном году состояние преподавания ОБЖ, т.к. преподавание осуществляет молодой учитель.

Результативность ВШК зависит от правильно подобранных методов. В нашей школе популярны такие:

Наблюдение, анализ, беседа, изучение документации, анкетирование, устная или письменная проверка знаний, выявление уровня обученности.

В любой школе есть учителя, чья компетентность, добросовестность и самокритичность проверена практикой. Таких учителей, а также руководителей ШМО мы вовлекаем в проведение ВШК, например, по таким вопросам как знание учителями требований стандарта, программ (рук-ль ШМО), оценка работы Кл рук-лей по созданию «Портфолио», контроль школьной документации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация системы внутришкольного контроля в МБОУ СОШ №5

Сложные процессы, происходящие в современной школе, не могут протекать без анализа результатов, оценки и самооценки труда учителя, учащихся, родителей, руководителей ОУ как единого школьного сообщества. Каждый руководитель и его заместитель должны иметь чёткое представление о том, как развивается школа, как совершенствуется образовательный процесс. Иными словами, нужна информированность обо всех сферах жизни и деятельности, необходима постоянная обратная связь. Полную достоверную информацию можно получить только с помощью хорошо налаженного ВШК.

Однозначного толкования сущности и назначения ВШК ни в теории, ни в практике сегодня нет.

Ю.А. Конаржевский считает, что ВШК выполняет важнейшую управленческую функцию, которая непосредственно связана с функцией анализа и целеполагания.

П.И. Третьяков рассматривает ВШК как совместный вид деятельности руководителей школы с педагогическим коллективом и представителями общественных организаций по продвижению в развитии учебно-воспитательной работы школы на диагностической основе. В нашей школе ВШК мы рассматриваем как сознательную, целенаправленную деятельность администрации школы, направленную на получение обьективной информации о состоянии педагогического процесса в школе, установления соответствия и коррекцию.

ВШК осуществляется в определённой последовательности:

Обоснование проверки;

Постановка цели;

Разработка алгоритма предстоящей проверки;

Сбор и обработка информации по результатам проверки в справку;

Обсуждение итогов проверки;

Принятие соответствующего решения;

Проверка выполнения решения, если необходимо, то коррекция.

В нашей школе принята следующая схема ВШК, состоящая из 6 разделов:

Направление , которое включает (контроль за выполнением всеобуча, контроль ЗУН учащихся, контроль за состоянием преподавания учебных предметов, контроль за школьной документацией, контроль за методической и воспитательной работой);

- объект контроля;

Цель контроля;

Вид контроля;

Ответственный;

Результат контроля .

Например, апрель: направление-контроль ЗУН учащихся,

объект- тренировочные экз.работы в форме ЕГЭ для 11 класса и в новой форме для 9 класса,

цель-анализ результативности обученности учащихся,

Вид- предварительный,

Ответственный- зам.директора по УВР, рук-ль ШМО;

результативность-справка, совещание при директоре.

По периодичности в нашей школе ВШК бывает:

эпизодический (в определённый месяц учебного года, четверти), например адаптация 1 класса в декабре, 10 класса в январе, 5 класса в октябре;

и периодический (ежедневный, еженедельный) Например, посещаемость учащихся.

Во ВШК можно выделить такие формы контроля: - административный (инициатор и организатор –администрация);

Взаимоконтроль (инициатор-администрация, а организатор-педагог, рук-ль МО);

Самоконтроль (инициатор и организатор-педагог).

Эти формы подразделяются на:

- классно-обобщающий .в нашей школе эта форма традиционно применяется в 1, 5, 10 классах, в зависимости от возникающей проблемы в другом классе. Для проведения такого контроля разработана определённая система, которая изучает и поведение учащихся, их активность на уроках, взаимоотношения, проверяется уровень усвоения ЗУН, если это 1 класс-то уровень развития. Инспекторами являются администрация, кл.рук-ль, соц.педагог, и психолог, если он есть в школе.

Фронтальный контроль или предметный используем для изучения состояния преподавания какого-либо предмета по причине или очень низкого или высокого качества знаний, или преподавание нового предмета, как например в этом учебном году это МХК;.

Тематический контроль самый распространённый и имеет место с конкретной проблемой, например, формы и методы обучения самостоятельной деятельности учащихся.

- персональный контроль используем с целью оказания методической помощи, изучения Системы работы. Например, в прошлом учебном году- изучение системы работы учителя биологии по внедрению ИКТ в учебный процесс, в этом учебном году состояние преподавания ОБЖ, т.к. преподавание осуществляет молодой учитель.

Результативность ВШК зависит от правильно подобранных методов. В нашей школе популярны такие:

Наблюдение, анализ, беседа, изучение документации, анкетирование, устная или письменная проверка знаний, выявление уровня обученности.

В любой школе есть учителя, чья компетентность, добросовестность и самокритичность проверена практикой. Таких учителей, а также руководителей ШМО мы вовлекаем в проведение ВШК, например, по таким вопросам как знание учителями требований стандарта, программ (рук-ль ШМО), оценка работы Кл рук-лей по созданию «Портфолио», контроль школьной документации.

Я считаю, что надо не только спрашивать с учителя, но и доверять ему в вопросах диагностики и анализа. Участие во ВШК только администрации снижает его результативность.

Планирование ВШК- один из самых больших разделов годового плана и представляет собой систему мероприятий, направленных на достижение оптимального уровня функционирования и развития школы. Мы планируем ВШК, исходя из выявленных проблем. В этом большую помощь оказывает мониторинг, который я провожу.

Эффективность контроля зависит от рационального распределения времени, нацеленности на результат, подбора методов с учётом человеческого фактора, отношений между участниками образовательного процесса, развитием профессионализма учителей.

ВШК осуществляется только при полной гласности, информированности всех участников. Поэтому в учительской размещается план ВШК, но не на весь год, а на четверть, т.к нет места для размещения полностью на весь год. План находится в кабинете зам.директора и любой педагог может ознакомиться. В течении учебного года план постоянно корректируется, т.к. причины бывают разные. Мне при организации контроля хорошо помогает практическое пособие «Управление современной школой» авторы: В.И. Мигаль, Е.А. Мигаль.

Кроме этого есть очень много книг в любой школе, а также журнал «Завуч», №4-2004, №4, 6 -2003, «Практика административной работы». Можно воспользоваться и возможностями Интернета.

И в заключении я бы хотела посоветовать: при планировании ВШК устанавливать осмысленные, достижимые стандарты. Избегать чрезмерного контроля и вознаграждать за достижения.


Процесс обучения невозможен без проведения контроля знаний и умений. Разработкой системы контроля занимаются не только учёные – педагоги, издающие различные пособия, но и каждый учитель – предметник в частности. Современные требования к программам обучения предполагают обязательное наличие контрольно – измерительных материалов. Прежде, чем составлять их, необходимо ответить на ряд вопросов:

  • В чем заключаются функции учебного контроля?
  • Какие вид, тип и форма контроля будут уместны в определённой теме?
  • Какой метод контроля будет наиболее подходяще на данном уроке?
  • Какие средства контроля необходимо разработать к занятию?

Функции учебного контроля

Контроль, простыми словами, это проверка соответствия полученных результатов с поставленными заранее целями обучения. Но его функции не сводятся только к проверке соответствия знаний и компетенций требованиям образовательного стандарта. В современной дидактике выделяются следующие функции:

  • Диагностическая . Учитель получает достоверную информацию о пробелах в знаниях у обучающихся, о часто совершаемых ошибках и их характере. Это помогает подобрать наиболее эффективные методы и средства обучения.
  • Контролирующая . В результате устанавливается уровень овладения компетенциями, знаниями; уровень интеллектуального развития учеников.
  • Обучающая. Выполняя задания и решая задачи, учащиеся совершенствуют свои знания и умения, применяя их в новых ситуациях.
  • Прогностическая. По результатам контроля можно понять, достаточно ли усвоены знания и сформированы компетенции для того, чтобы перейти к новому учебному материалу.
  • Развивающая. Её сущность заключается в развитии речи, памяти, внимания, мышления, творческих способностей учеников, происходящем в процессе выполнения заданий.
  • Ориентирующая. Суть её состоит в выявлении степени изученности темы.
  • Воспитательная. Периодическая проверка способствует формированию чувства ответственности, аккуратности; дисциплинирует обучающихся.

Составляя контрольно-измерительные материалы, выполняющие перечисленные функции, учитель сможет повысить результативность обучения в несколько раз.

Разнообразие видов контроля

Вид контроля на уроке зависит от этапа обучения. В связи с этим, выделяют:

  • Предварительный
  • Текущий
  • Тематический
  • Итоговый контроль

При переходе к изучению новой темы или раздела учителю необходимо определить, какими знаниями и умениями обучающийся уже обладает. Особенно это актуально в пятом и десятом классах, так как прибывают ученики с разной степенью подготовленности. К тому, например, на уроках истории концентрическая система предполагает в 10 классе повторное, но более глубокое, научное изучение почти всех тем. Поэтому здесь проведение предварительного контроля особенно важно. Ценность такого вида проверки проявляется в определении вопросов, которым нужно будет уделить повышенное внимание.

Одним из главных условий успешности обучения является постоянное обнаружение существующих пробелов в знаниях для своевременного их устранения. В этом поможет текущий контроль , который, в основном, является частью урока.

Название «тематический контроль » говорит само за себя. Он проводится после изучения новой темы или раздела, в основном, на уроках контроля и коррекции знаний. Главная цель – подготовить обучающихся к зачетам или итоговому контролю.

В конце учебного года и после окончания определённой ступени обучения (начальной, основной школы) проводится итоговый контроль . Можно сказать, что все предыдущие виды проверок подготавливают к главной, итоговой проверке. По его результатам определяют степень освоения учебной программы за год или несколько лет.

Формы контроля знаний и умений учащихся.

В школьной практике используется пять основных форм проведения контроля:

  • Фронтальная . Задание предлагается всему классу. Обычно ребята дают краткие ответы с места.
  • Групповая . Класс разделяется на группы. Каждая группа получает своё задание, которое нужно выполнить совместно.
  • Индивидуальная . У каждого ученика своё задание, которое нужно выполнить без чьей – либо помощи. Данная форма подходит для выяснения знаний и способностей отдельного человека.
  • Комбинированная . Эта форма контроля сочетает в себе три предыдущие.

Методы контроля

Методами контроля называют способы, помогающие выявить степень усвоения знаний и овладения требуемыми компетенциями. Также методы контроля позволяют оценить результативность работы учителя. В школе используются такие методы как устный опрос, письменные работы, зачёты, тесты.

Устный опрос является одним из наиболее распространённых методов проверки. Он может быть проведён как в индивидуальной, так и во фронтальной, и в комбинированных формах. Рассмотрим их отличия.

  • Индивидуальный опрос проводится с целью определить глубину усвоения знаний отдельным, конкретным учеником. Обычно он вызывается к доске и развёрнуто отвечает либо на общий вопрос с последующими уточнениями, либо на ряд отдельных.
  • Фронтальный опрос предполагает несколько связанных друг с другом вопросов, задаваемых нескольким обучающимся. Ответы должны быть лаконичными. Достоинством этого метода является возможность одновременно опросить несколько учащихся и очевидная экономия времени. Но есть и существенный недостаток – невозможность проверки глубины знаний. К тому же, ответы могут быть случайными.
  • Комбинированный опрос будет «золотой серединой» при выборе между индивидуальным и фронтальным. Один ученик даёт развернутый ответ, а несколько других выполняют индивидуальные задания.

Письменные работы могут быть предложены в разных формах, в зависимости от предмета: диктанты, сочинения, отчёты, тесты, контрольные работы, графические работы. Диктанты могут применяться не только на уроках русского языка; они могут быть историческими, географическими, математическими и другими. Также сейчас выпускают различные печатные тетради практически по каждому предмету.

В связи с введением ЕГЭ и ОГЭ, в последнее время очень популярен тестовый метод. Он позволяет достаточно быстро проверить знания по одной или нескольких тем. Этот метод не следует применять постоянно, так как он не может проверить творческие возможности, учащиеся могут отвечать наугад; тестовый метод не даёт возможности обучающемуся глубокого анализа темы.

Типы контроля

В зависимости от того, кто производит контроль, разделяют:

  • Внешний контроль . Производится учителем над деятельностью обучающихся.
  • Взаимоконтроль . Осуществляется обучающимися друг над другом.
  • Самоконтроль . Ученик проверяет себя сам по готовым образцам или правильным ответам.

Целесообразно комбинировать различные типы, а не использовать постоянно только один из них.

Средства контроля

Перед педагогом стоит нелёгкая задача выбора подходящих к уроку средств оценивания знаний и умений. Как уже упоминалось выше одним самых распространённых методов в настоящее время является тестовый. Различных тестов по всем предметам сейчас издаётся великое множество. Кроме того, учитель сам может составить тестовые вопросы или поручить это задание обучающимся (конечно, за отдельную отметку). Тестовые вопросы могут быть:

  • Многовариативными . В данном случае к вопросу предлагается несколько ответов, где только один или несколько будут правильными.
  • Альтернативными . Предлагается два суждения или ответа, нужно выбрать верный.
  • Вопросы перекрёстного выбора . Нужно найти соответствия между предложенными вариантами.
  • Открытыми . Присутствуют варианты ответов.
  • Закрытыми. Нужно дать ответ самостоятельно. Вариантов нет.

Вопросы должны быть точными, не спорными, соответствовать учебной программе и пройденному материалу.

Кроме тестов, для проведения контроля можно использовать раздаточный материал. Сейчас его можно разработать самим, купить или скачать с интернета. Это могут быть карточки с вопросами, карты, схемы и т.д.

Также одним из средств контроля является домашнее задание. Она может проходит в разных формах, но если будет отсутствовать совсем или будет нерегулярной, то сами домашние задания просто обесценятся.

Компьютерные средства оценивания сейчас очень популярны. Их достоинства: не нужно тратить материал для составления, быстрая проверка (осуществляется компьютером), происходит активизация интереса учащихся.

Требования, предъявляемые к контролю в обучении

Контроль даст нужный эффект, если его проведение будет соответствовать следующим требованиям:

  • Систематичность . Проверять знания и умения нужно регулярно. Учащиеся должны знать, что после изучения каждой новой темы будет проверочная работа; домашняя работа проверяется на каждом уроке и т.д.
  • Объективность . Контроль должен реально оценивать способности и знания обучающихся. Какие – либо личные отношения и предпочтения учителя здесь не уместны. Рекомендуется учитывать не только правильный ответ, но и способ его получения: ход рассуждения, способ решения задачи.
  • Педагогическая тактичность . Суть этого требования – сохранение спокойной и деловой атмосферы. При соблюдения этого условия обучающиеся не будут бояться отвечать на вопросы, высказывать свои суждения.
  • Экономичным по временным затратам .
  • Разнообразие используемых методов и форм контроля .

Контроль – необходимое звено любого урока. От его организации, проведения и оценивания зависит эффективность обучения.