Фонвизин недоросль год написания. "Недоросль": действующие лица, описание и характеристика. Те же, Милон, Софья, Еремеевна

Тема сегодняшнего повествования - история создания и анализ «Недоросля» Фонвизина. Произведение автора екатерининской эпохи не утратило актуальности и сегодня. Комедия Фонвизина «Недоросль» вошла в фонд классической литературы. В этом произведении затронут ряд проблем и вопросов, привлекающих читателей во все времена.

Анализ «Недоросля» Фонвизина должен включать краткую характеристику героев этого драматургического произведения. Стоит также рассказать об идее русского литератора. Что вдохновило Фонвизина на написание комедии, популярной на протяжении более двухсот лет? Какие недостатки общества автор прежде всего хотел высмеять в своем сочинении? И какова была реакция современников на это произведение? Ответы на все эти вопросы содержатся в статье. Но прежде чем приступить к анализу «Недоросля» Фонвизина, следует рассказать о главных событиях, изображённых в пьесе.

Действия, как и в любом другом драматургическом произведении эпохи классицизма, совершаются в течение всего одного дня.

События происходят в деревне помещиков Простаковых. В чём заключается смысл названия комедии «Недоросль» Фонвизина? Даже не зная значения этого слова, можно догадаться, что имеет оно негативный оттенок. Смысл названия комедии «Недоросль» Фонвизина следует искать в реалиях XVIII века. Современники писателя использовали этот термин по отношению к молодым дворянам, не получившим особого удостоверения, свидетельствующего о получении образования. Такой документ выдавал учитель. Если же у юноши удостоверения не было, его не принимали на службу и не позволяли вступать в брак.

Недорослем в комедии назван сын главной героини - помещицы Простаковой. Начинается произведение со сцены, происходящей в ее доме. Простакова злится на Тришку, потому как тот сшил чересчур широкий кафтан ее сыну Митрофанушке. То, что слуга не имеет необходимых навыков в портняжном деле, и давать ему подобные поручения было изначально ошибкой, она не учитывает.

Шестнадцатилетний отрок не проявляет особого рвения в учебе, чему способствует необразованность и глупость его матери. Подробнее об этих персонажах расскажем позже. Прежде автор знакомит читателей с Софьей - положительной героиней произведения.

Девушка не так давно проживает в доме Простаковой. Она родственница помещицы, и у неё нет никакого состояния. По крайней мере, так полагает Простакова. Но однажды Софья получает письмо от своего дяди Стародума. Послание госпожа Простакова прочитать не в состоянии, потому что грамоте не обучена. Правдин, прочитав письмо, излагает ей краткое содержание. В «Недоросле» Фонвизина этот герой, наряду со Стародумом, является сторонником просвещения.

О чём же письмо, полученное Софьей? Стародум пишет племяннице о том, что завещает ей огромное состояние. Это приводит в возбуждение почти всех персонажей комедии. Простакова полагала, что девушка - круглая сирота. Но неожиданный поворот событий наводит на мысль о том, что племянницу Стародума можно выдать замуж за безалаберного Митрофана.

О женитьбе на Софье начинает мечтать и Скотинин. Однако сердце Софьи занято. Она влюблена в офицера Милона, с которым познакомилась в Москве еще до того, как осиротела. Вскоре она встретит молодого человека снова, и он спасет ее от притязаний корыстного Скотинина и деспотичной Простаковой.

В небольшой город, в котором происходят главные события, приезжает Стародум. Он узнает в одном из учителей Митрофанушки своего бывшего кучера. Преподаватели сына Простаковой достойны особого внимания.

Кутейкин - недоучившийся семинарист. Цыфиркин - отставной сержант. Вральман, фамилия которого говорит о его человеческих качествах весьма красноречиво, Митрофанушку ничему не учит, потому как и сам мало чего знает. Как уже было сказано, раньше он трудился кучером. Но был уволен, подходящей работы не нашел, а потому пошёл в учителя. То, что в преподавательском деле Вральман некомпетентен, Простакова не замечает, так как сама крайне невежественна.

История написания

Замысел комедии «Недоросль» у Фонвизина возник в 1778 году. Более года русский литератор провел во Франции, где изучал юриспруденцию, философию. Он наблюдал за тем, как живут европейские аристократы, и пришел к довольно неутешительному выводу: русское дворянство погрязло в косности и невежестве. По возвращении домой Фонвизин приступил к написанию произведения. На это ушло у него более трех лет.

Идея комедии «Недоросль» Фонвизина была по тем временам весьма оригинальной. Писатель стремился высмеять недостатки типичных представителей помещичьего сословия. Неудивительно, что и в Москве, и в Петербурге его комедию долгое время отказывались ставить.

Критика современников

Тема комедии «Недоросль» Фонвизина цензорам показалась интересной, однако слишком много в ней было смелых реплик. В 1782 году состоялась премьера спектакля. Произведение Фонвизина имело ошеломительный успех. Правда, театр, на сцене которого была поставлена пьеса, едва не закрыли. Кроме того, комедия вызвала недовольство Екатерины II.

Идея произведения

Духовное разложение представителей дворянства в условиях крепостного права - основная тема комедии, о которой речь идет в этой статье. По мнению Фонвизина, педагогические методы определяют нравственный облик целого поколения. В 18-м веке помещики нередко доверяли воспитание своих детей недоучившимся дьячкам, неграмотным нянькам, иностранцам, имеющим сомнительные образование. Такие «педагоги» способны учить лишь юношей, подобных Митрофанушке - центральному персонажу комедии Фонвизина «Недоросль».

Автор этого произведения на простых примерах показал, что дворяне в большинстве своем не помнят ни о чести, ни о достоинстве. Они не служат интересам государства, не соблюдают нравственных и государственных законов. Остроту драматургическому произведению Фонвизина придает победа добра над злом, которая, впрочем, имеет случайный характер. Если б Стародум не вернулся из Сибири вовремя, а Правдин не получил предписания взять имущество Простаковой, всё закончилось бы для Софьи не столь благополучно. Она бы не покинула город с молодым образованным офицером Милоном, а стала бы женой глупого Митрофанушки.

Персонажи

Система образов в «Недоросле» Фонвизина довольно проста. Герои делятся на положительных и отрицательных, почти все из них имеют говорящие фамилии: Вральман, Стародум, Правдин. Отрицательные персонажи - представители старого дворянства, пытающиеся удержаться всеми силами за устаревшие идеи крепостнического строя. Им противопоставлены герои, поддерживающие идеи Просвещения, - Правдин, Софья, Милон, Стародум.

Положительные и отрицательные герои

Среди персонажей комедии можно выделить несколько дуальных пар. Так, Софья противопоставлена Митрофанушке. Стародум - приверженец просветительских взглядов. Это человек нового времени. А потому он представляет собой противоположность помещицы Простаковой. Милон противопоставлен Скотинину. Если первый образован и воспитан и испытывает к Софье искренние чувства, то второй хочет жениться на девушке из корыстных соображений. Скотинин мечтает обзавестись землей, где будет активно заниматься животноводством, а именно разводить свиней.

Митрофанушка

Анализ «Недоросля» Фонвизина не может обойтись без описания этого яркого персонажа. Глупый избалованный юноша абсолютно не подготовлен к самостоятельной жизни. Всё за него делает мать, слуги или няни. От Простаковой отрок перенимает неуправляемую страсть к деньгам. Он, как и мать, груб, неуважителен к родным. Безвольность Митрофанушка наследовал от своего отца. Шестнадцатилетний юноша не хочет учиться, но хочет жениться. Он представляет собой противоположность Софье, образованной, серьезной, умной девушке с нелегкой судьбой.

Простакова

Делая анализ «Недоросля» Фонвизина, следует уделить внимание отрицательной героине. Простакова - необразованная, глупая женщина, однако при этом очень хитрая. Она практичная хозяйка, любящая мать. Для Простаковой беззаботное будущее и счастье Митрофанушки стоят превыше всего. Но в воспитании она совершает роковые ошибки, потому как не знает ничего о правильных педагогических методах. Она обращается с сыном так, как обращались когда-то с ней ее родители. В ведении хозяйства и воспитании сына помещица используют исчерпавшие себя ценности и идеи.

Стародум

При анализе «Недоросля» Фонвизина особое внимание следует уделить герою, символизирующему просветительские идеи, о которых в 18-м веке в России известно было немногим. Стародум общается с Софьей совсем не так, как Простакова с Митрофанушкой. Он использует совершенно иные методы воспитания. Беседуя с Софьей на равных, наставляет, дает советы, исходя из своего богатого опыта. Ничего не зная о чувствах Софьи к Милону, он не принимает за неё решений. Стародум хочет, чтобы племянница вышла замуж за умного, образованного офицера, однако не навязывает ей своих взглядов.

В этом образе автор изобразил свой идеал воспитателя и родителя. Стародум - авторитетная сильная личность, прошедшая достойный путь. Для современных читателей этот герой, конечно же, не является идеальным воспитателем. Но на современников Фонвизина, вдохновленных просветительскими идеями, он оказал сильное впечатление.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

История создания пьесы

Пьеса Фонвизина «Недоросль» является самым известным его произведением и самой репертуарной пьесой XVIII века на русской сцене последующих веков. Это первая в истории русской драматургии социально-политическая комедия. Автор изобличает в ней пороки современного ему общества.

Фонвизин работал над комедией около трёх лет. Премьера состоялась в 1782 году. Имеется также текст, предположительно начала 1760-х годов, на ту же тематику и с тем же названием, но иными персонажами и сюжетом (так называемый «Ранний „Недоросль“»); неизвестно, принадлежит ли эта пьеса молодому Фонвизину или какому-то его анонимному предшественнику.

Постановка «Недоросля» была связана со многими трудностями. Получив отказ в Петербурге, драматург в мае 1782 года выезжает в Москву. Но и здесь его ждёт неудача: из-за смелых реплик, комедию не пропускает на сцену.

Через несколько месяцев Фонвизину всё-таки удалось «пробить» постановку комедии: 24 сентября 1782 года состоялась премьера в Петербурге (Вольный Российский Театр, он же Театр Карла Книпера).

Успех «Недоросля» в Москве был огромен. Его ставили на своей сцене студенты университета. Появилось множество любительских постановок.

Идея пьесы

В любом драматургическом произведении важна современность проблематики. Прочитав, «Недоросль» в очередной раз, я всерьёз задумалась над тем, как же актуальны на сегодняшний день проблемы, поднятые Денисом Ивановичем в этой пьесе. Здесь и проблема деспотизма самодержавной власти, и крепостного права, и самая очевидная, на первый взгляд, проблема воспитания и образования.

Д.И. Фонвизин считал, что искусство должно выполнять нравственно-воспитательную функцию в жизни общества. Поэтому, в своём произведении показывает недовольство системой образования дворянства в эпоху Екатерины, приводит читателей к выводу, что само зло заключается в крепостнической системе, и призывает к борьбе с ней.

Денис Иванович проводит параллель между поместьем крепостников и императорским двором. «Нельзя рассматривать учение и воспитание как моду» - говорит Стародум, но мы понимаем, что в этих словах заключается мнение самого автора. Для Простаковых и Скотинина вся сила и власть заключается в крепостных. И Митрофанушке, по мнению его матери, вовсе не следует учить географию, потому как дворянину стоит лишь приказать и его отвезут, куда следует. Автор не случайно показывает читателю жизнь разных слоёв общества. Например, безрадостную жизнь Тришки и Еремеевны, жестокое обращение с ними госпожи Простаковой.

Рассказами Стародума о дворе, автор подводит читателя к выводу, что необходимы какие-то меры по ограничению деспотичности власти. «Тщетно звать врача к больным неисцельно. Тут врач не пособит, разве сам заразится» говорит Д.И. Фонвизин устами Стародума.

Характеристика действующих лиц

По списку действующих лиц можно заметить, что все фамилии героев - «говорящие». Поэтому уже в самом начале читатель понимает, где положительные, а где отрицательные персонажи.

Г-жа. Простакова.

Возглавляет команду отрицательных героев г-жа Простакова - дворянка, мать Митрофанушки и сестра Тараса Скотинина. Ее фамилия указывает на необразованность и невежество героини. Это полновластная хозяйка в своём имении. Все решения в доме принимает тоже она. Простакова не обучена грамоте, потому как в её роду считалось чуть ли не грехом или преступлением учится. Она считает, что власть её безгранична, но при этом сама готова пресмыкаться перед сильнейшим или богатейшим (как, к примеру, в эпизоде с наследством Софьи). Главная черта в характере Простаковой и её слабость - безумная любовь к сыну. По её мнению, все, что выгодно для Митрофана, - хорошо, что невыгодно, то плохо. При этом способ, которым достигается выгода, не имеет значения. Так, пытаясь устранить соперника сына - своего же брата Скотинина, она вцепляется ему в шею. Она добра только в отношениях с сыном, и только в эти моменты читатель может видеть её заботливой и любящей матерью. Но её любовь слепа, она не замечает его откровенных недостатков и холодности по отношению к ней самой. Простакова - типичная представительница беззакония и произвола. Фонвизин видит две причины «злонравия» героини. Первая, внутренняя, причина - её невежество, не облагороженное воспитанием. Вторая, социальная, - указ Екатерины II «О вольности дворян», который невежественные дворяне поняли как полную власть над крепостными, без всяких ограничений. В конце пьесы Простакова повержена. Она теряет все: власть над крепостными, имение, сына. Ее крах - это поражение всей прежней системы воспитания и залог победы новых идей, заявленных положительными персонажами пьесы.

Г-н Скотинин.

Следом за Простаковой идёт Тарас Скотинин, брат её. Фамилия уже говорит о чём-то скотском. И действительно, Тарас обожает свиней и занимается их разведением. В его поместье свиньям живётся даже лучше чем крестьянам. Он и на Софье готов женится, только ради них. Из-за этого соперничал со своим племянником Митрофаном, конфликтовал с Простаковой: «Дойдет дело до ломки, погну, так затрещишь». Этот герой является «достойным» представителем своей семьи: он нравственно и морально деградировал, превратился в животное. Причина такой деградации - в невежестве, отсутствии правильного воспитания. Скотинин, на мой взгляд, человек никчёмный. Он пример того, как «скотская» и «животная» низменность берут верх.

Митрофан.

Митрофана тоже следует отнести к отрицательным персонажам. Это шестнадцатилетний подросток (недоросль), единственный сын госпожи Простаковой, баловень матери. Он глуп и ленив. Матушка опекает его во всём, а он пытается ей угодить (это хорошо видно в сцене, где Митрофан рассказывает свой сон, он пожалел матушку, занятую тяжелой обязанностью бить батюшку). День его отмечен абсолютным бездельем: забавы на голубятне, где Митрофан спасается от уроков, прерваны Еремеевной, умоляющей «ребенка» поучиться, а ему совершенно этого не хочется. Он изъявляет желание - скорее женится («Не хочу учиться, хочу жениться») Проболтавшись дядюшке о своем желании, Митрофанушка, тут же прячется за Еремеевну -- «старую хрычовку», по его словам, -- готовую жизнь положить, но «дите» «не выдать». Хамская спесь Митрофана сродни манере его матери относиться к домочадцам и слугам: «урод» и «рохля» -- муж, «собачья дочь» и «скверная харя» -- Еремеевна, «бестия» -- девка Палашка. Фонвизин подчеркивает детали, говорящие о качестве выбора, относительно учёбы, свойственном именно семейству Простаковых: французскому Митрофана учит немец Вральман, точные науки преподает отставной сержант Цыфиркин, грамматику -- «образованный» семинарист Кутейкин. Отсюда в известной сцене экзамена Митрофанушки -- выдающееся изобретение его смекалки о существительной и прилагательной двери, отсюда сказочные представления об истории, излагаемой скотницей Хавроньей. В целом же итог подведен госпожой Простаковой, убежденной, что «без наук люди живут и жили». Герой Фонвизина недобросовестен в своем отношении к матери, усилиями которой он существует в комфорте и безделье, и которую бросает в момент, когда она нуждается в его утешении. Благодаря этой пьесе слово «недоросль» сделалось нарицательным обозначением лодыря, лоботряса и лентяя.

В число положительных героев входят - Стародум, Софья, Милон и Правдин.

Софья - племянница Стародума, который является ее опекуном. В переводе с древнегреческого её имя означает «мудрость». Поэтому в комедии она наделена мудростью души и сердца. Софья - сирота. Ее имением, в отсутствии Стародума, управляют Простаковы, которые обкрадывают девушку. Семейство Простаковых-Скотининых Софья презирает и смеется над ним. Девушка умна, чувствительна и добра (в конце комедии она прощает Простакову за причиненное ею зло). Героиня считает, что почет и богатство должны доставаться трудами, что девушке приличны кротость и послушание старшим, но любовь свою она может и должна отстаивать. Девушка происходит от честных дворян, которые дали ей хорошее образование. Вокруг Софьи группируются все положительные персонажи пьесы. Они помогают ей освободиться из-под опеки Простаковых и соединиться с Милоном в конце комедии.

Жених Софьи. Отзывчивый, храбрый и добрый молодой человек. В его словах чувствуется вся теплота, нежность и искренность чувств по отношению к Софье. И даже само имя можно расшифровать как - «милый».

Правдин - давний друг Стародума, государственный чиновник, призванный разобраться в делах Простаковых. Он узнает о зверствах Простаковой, а также о том, что она обкрадывает Софью. При помощи Стародума и Милона уличает Простакову и отбирает у нее имение в пользу государства. Хоть Правдин и чиновник, но человек честный, привыкший поступать по совести, говорить правду, вершить правосудие. Отсюда и его «говорящая» фамилия.

Стародум.

Дядя Софьи. Стародум имеет подробную биографию. Ему 60 лет, он служил при дворе и вышел в отставку. После долго жил в Сибири, где своим трудом нажил состояние. Стародум хочет устроить счастье Софьи, находит ей жениха и делает ее своей наследницей. Этот герой прямодушен и проницателен. Видит насквозь Простакову и ее семейство и в глаза говорит им все, что о них думает. Он человек мудрый, много чего повидавший, знающий жизнь. Он умеет властвовать собой, не делает ничего сгоряча. В монологах Стародума получают выражение идеи просвещения, которые исповедует автор. Воспитание дворянина, по мнению Стародума, - дело государства. Оно должно включать как воспитание ума, так и воспитание сердца. Причем воспитание сердца стоит на первом месте. Ведь без души «просвещеннейшая умница - жалкая тварь». Его фамилия означает, что герой следует принципам эпохи Петра I (старой эпохи): «Отец мой непрестанно мне твердил одно и то же: имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время».

Композиционное построение пьесы

Экспозиция.

В первом явлении первого действия идёт экспозицию пьесы, так называемая «жили-были», где можно увидеть как живут герои, чем занимаются. А именно, мы видим сцену примерки кафтана, который оказывается Митрофанушке мал. Узнаём о Софье, что отец её умер, когда она была ещё маленькой. Девушка росла у матери в Москве. Но уже минуло полгода, как она осталась круглой сиротой. Простаковы взяли её к себе, чтобы присматривать за её имением как за своим. Дядюшка Софьи, Стародум, уехал в Сибирь. На протяжении долгого времени о нём не было никаких известий, и Простаковы считают, что он давно умер. Так же мы узнаём о намерении Скотинина жениться на Софье, чтобы завладеть её имением, а вернее свиньями, которые там находятся, потому как свиньи - это его страсть.

Завязка основного конфликта.

Завязка происходит в шестом и седьмом явлении первого действия. Софья приносит письмо от Стародума. Правдин, их постоялец, читает письмо, в котором Стародум извещает племянницу, что делает её наследницей своего состояния, нажитого им в Сибири, которое даёт доходу десять тысяч в год. У г-жи Простаковой возникает идея: выдать Софью за своего сына, неуча Митрофана.

Развитие действия.

Различные перипетии возникают на протяжении второго и третьего действия. Это - появление в деревни солдат; встреча офицера Милона с Правдиным; который оказывается членом наместнического правления; встреча Софьи и Милона, которые уже как полгода были в разлуке; Софья рассказывает, что госпожа Простакова хочет выдать её замуж за Митрофанушку; Скотинин заявляет о своих видах на Софью, а Правдин рассказывает ему о планах госпожи Простаковой, Скотинин в ярости; приходят учителя Митрофанушки, но он отказывается учиться и мать обещает скоро его женить; приезжает Стародум, он обещает отвести Софью в Москву ивыдать замуж за достойного человека; занятия Митрофанушки; Милон просит у Стародума руки Софьи; Стародум отказывает и Скотинину, и Митрофану в руке племянницы, сообщив о том, что Софья уже сговорена.

Кульминация.

Кульминация происходит в начале пятого действия. Простакова пытается украсть Софью в шесть утра, до того как она уйдёт с дядей, чтобы насильно венчать её с Митрофаном.

Развязка основного конфликта.

С четвёртого по шестое явление пятого действия происходит развязка основного конфликта пьесы. Правдин показывает бумагу об опеке над имением, Простакова же просит об отсрочке хотя бы на несколько дней, но Правдин ей в этом отказывает; Скотинин незаметно от всех удаляется; А Стародум признаёт во Вральмане, учителя Митрофанушки, своего бывшего кучера.

Новое положение и финал происходят в последних двух явлениях. Стародум, Софья и Милон собираются уезжать; Вральмана Стародум берёт себе обратно кучером; Митрофана забирают на службу. И здесь происходит самый важный момент пьесы, когда Простакова бросается к сыну на шею, он говорит: «Да отвяжись, матушка, как навязалась…». И заканчивается пьеса на фразе Стародума «Вот злонравия достойные плоды».

Конечно, сейчас пьеса непроста для восприятия, особенно если читать её в школьные годы, но стоит прочесть внимательно и вдумчиво, как сразу её цель становится ясной и определённой - исправление пороков общества и государства. Автор не оставляет надежд на лучшее. К этому же призывает читателя и его комедия.

фонвизин недоросль пьеса драматургия

Список использованной литературы

1. Фонвизин Д.И. Недоросль. Комментарии, Спб., 2008.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    "Недоросль" как первая русская социально-политическая комедия. Сатирическое изображение мира Простаковых и Скотининых в комедии Фонвизина "Недоросль". Образы Простаковых и Тараса Скотинина. Характеристика образа Митрофанушки в комедии Фонвизина.

    реферат , добавлен 28.05.2010

    Общая характеристика, определение черт традиции и новаторства в системе персонажей комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль". Анализ и значение образов бытовых героев с учетом приемов их создания: Простаковых, Скотинина, Митрофана и других второстепенных.

    курсовая работа , добавлен 04.05.2010

    Шедевр русской драматургии XVIII века, в которой раскрывается проблема нравственного разложения дворянства и проблема воспитания. Фонвизин говорит нам: воспитывает, прежде всего, семья. Дети наследуют от родителей не только гены, но и идеалы, привычки,

    сочинение , добавлен 17.12.2004

    Биография и творческая деятельность великого русского писателя Дениса Ивановича Фонвизина. История создания шедевральной комедии XVIII века "Недоросль", в которой автор раскрывает проблемы нравственного разложения дворянства и проблемы воспитания.

    творческая работа , добавлен 28.09.2011

    "Чайка" выдающегося русского писателя А.П. Чехова - первая пьеса новой русской драматургии. Художественное своеобразие драматургии пьесы. Противоречия и конфликты пьесы, их своеобразие. Отсутствие антагонистической борьбы между персонажами пьесы.

    реферат , добавлен 11.08.2016

    История создания комедии Фонвизина "Недоросль". Рассмотрение сцены с портным Тришкой. Ознакомление с внутренними качествами, потребностями и желаниями главных героев. Проблема воспитания истинного гражданина; поиск самого ценного в обществе и человеке.

    презентация , добавлен 28.03.2014

    Жизненный и творческий путь автора комедий Д.И. Фонвизина. Начало творческого пути в качестве поэта. Анализ басен Фонвизина и комедии "Недоросль". Крупнейший представитель русского сентиментализма Н.М. Карамзин и его лучшая повесть "Бедная Лиза".

    контрольная работа , добавлен 10.03.2009

    Биография и творчество Ж. Расина. Сюжетные линии, фабула и перипетии пьесы "Федра". Главный конфликт пьесы, исходная коллизия, завязка действия. Трагическая развязка: столкновения с личностью и законом. Оценка образов главных героев, сюжетной линии пьесы.

    курсовая работа , добавлен 30.11.2011

    Пьесы Лопе де Вега. Социально-политические драмы из отечественной и иностранной истории. Действующие лица пьесы "Собака на сене" и их основные характеристики. Опорные пункты пьесы, ее жанр. Лиричность и музыкальность стиха. Динамичное развитие сюжета.

    сочинение , добавлен 03.12.2010

    История создания и постановки пьесы, провал "Чайки" на первой постановке. Основная идея произведения - утверждение мысли о неразрывной связи писателя с действительностью. Характеристика и содержание образов основных героев пьесы, столкновение взглядов.

Комедия Дениса Фонвизина «Недоросль» – одно из самых ярких произведений русского классицизма. Вопросы, на которых автор заостряет внимание в пьесе, будоражат умы зрителей и читателей даже в наше время – спустя более трех веков с момента ее написания. Созданное Фонвизиным произведение трудно сравнивать с традиционными классицистическими комедиями, ведь ироничный фарс, осмеяние пороков общества, злободневные темы в пьесе выглядят так же смешно, как и трагично. Используя приемы контраста, осмеяния, иронии драматург подводит читателя к глубоким смыслу и сути «Недоросля».

Идейный смысл комедии «Недоросль»

На первый взгляд произведение является обычной бытовой пьесой – центральный сюжет «Недоросля» линеен и завязывается вокруг замужества Софьи. Девушка в раннем возрасте лишилась родителей и теперь живет на попечении помещицкой семьи Простаковых. Простакова, желая избавиться от «лишнего рта» решает выдать Софью без ее согласия замуж за своего брата – Скотинина. Однако новость, что девушка стала наследницей огромного состояния, а со дня на день приезжает ее дядя, меняет планы Простаковой. Женщина отказывает Скотинину, предлагая в роли нового жениха своего сына-недоросля Митрофана. К счастью, Стародум, дядя Софьи, оказывается разумным человеком, который разоблачает интересы Скотинина и Простаковой, поддерживая желание девушки выйти замуж за своего возлюбленного Милона.

Даже по краткому описанию «Недоросля» становится понятно, что сюжет пьесы вполне вписывается в каноны классицистических комедий. Однако произведение дополняет второстепенная сюжетная линия, связанная с Митрофаном – глупым, избалованным, ленивым, жадным и жестоким юношей, сыном Простаковых. Несмотря на столь негативную характеристику, он является самым комичным персонажем пьесы – наиболее смешные сцены произведения связаны именно с его обучением. Вообще, в «Недоросли» есть только два, смешных персонажа, – Митрофан и Скотинин. Они веселят своей глупостью, непониманием, когда лучше помолчать, вместо того, чтобы говорить несуразные вещи.

«Недоросль» по праву можно назвать пьесой воспитания – так как родственные связи в произведении определяют характер и склонности человека. Однако, если Скотинин и Митрофан похожи даже в любви к свиньям, чем также вызывают смех, то над Простаковой смеяться не хочется. Деспотичная, жестокая и грубая к своим крестьянам и родственникам, женщина не находит отрады ни в своем «беспросветном дураке»-муже, ни в сыне, которого слепо любит. Даже ее высказывания о том, как нужно правильно считать (сцена урока Цыфиркина) забавны, но скорей осмеивают нравы старого дворянства, нежели ее саму. По активности и влиятельности в пьесе ее можно сравнить с Правдиным, однако если мужчина отстаивает гуманистические, высокоморальные идеалы, то Простакова является носителем «своей», помещицкой морали, предписывающей наибольшую ценность денег и чинов перед жизнью ее крепостных, честным именем, образованием и добродетелью.

Основной смысл «Недоросля» состоит именно в этом противопоставлении двух радиально противоположных взглядов – новых, гуманных, просветительских и устаревших, помещицких. Фонвизин акцентирует внимание не только на отрицательном начале последних, но и на необходимости изменения взглядов старого дворянства, иначе «плоды злонравия» будут неизбежны. Автор подчеркивает, что истоки этого злонравия в самом воспитании – Простакова и Скотинин переняли свои взгляды от родителей и передали их Митрофану так же, как в Софье были заложены основы гуманизма еще ее родителями.

Суть комедии «Недоросль»

Суть «Недоросля» вытекает из идейного смысла комедии – воспитание должно быть правильным и прививать высокие идеалы. По традициям классицизма фамилии героев во многом дополняют характеристику персонажей и дополнительно раскрывают задумку автора. Фонвизин не просто так дал Скотинину такую фамилию. Кроме того, вспомним, что Простакова только от мужа получила другу фамилию, она также Скотинина. Митрофан – сын Скотининой. И персонажи действительно напоминают животных – они неграмотны, глупы, привыкли искать только собственную выгоду, ради которой готовы на все (то есть у них полностью отсутствует такая черта как принципиальность и собственное достоинство). Примечателен так же тот момент, что Митрофана обучают люди низших сословий, фактически слуги. В деревне Простаковой слуги ухаживают за скотом, таким образом юношу с самого детства воспитывают не как достойного дворянина, а, в лучшем случае, как слугу.

Фонвизин не только обнажает невежество «Скотининых», противопоставляя их с носителями высоких человеческих идеалов – Правдина, Стародума, Софьи, Милона, но и акцентирует внимание на несостоятельности традиционного воспитания и образования, подчеркивая необходимость личностного развития. Именно в этом кроется суть произведения. Фонвизин считал, что как только каждый «Митрофан» получит правильное воспитание и достойное образование, российское общество изменится и станет лучше. В наши дни комедия «Недоросль» – напоминание каждому читателю о высших человеческих идеалах и необходимости каждый день совершенствоваться, чтобы не стать похожим на «Митрофана».

Тест по произведению

Классицизм - литературное направление, получившее развитие в восемнадцатом веке. Ярким примером его является комедия «Недоросль». Действующие лица этого произведения - тема статьи.

Проблематика

О чем повествует комедия «Недоросль»? Действующие лица - типичные представители социальных слоев в России восемнадцатого столетия. Среди них и государственные мужи, и дворяне, и слуги, и крепостные, и даже самозваные учителя. Затронута социальная тема в комедии «Недоросль». Действующие лица - Митрофанушка и его мать. Госпожа Простакова жестко управляет всеми. Она не считается ни с кем, даже со своим мужем. По своей проблематике прямолинейным является произведения «Недоросль». Действующие лица в комедии либо отрицательные, либо положительные. Сложных противоречивых образов в нет.

Произведение также затрагивает и общественно политические проблемы. Даже сегодня, спустя более чем два столетия, оно не теряет актуальности. Действующие лица комедии Фонвизина «Недоросль» произносят фразы, которые буквально разлетелись на цитаты. Имена героев этого драматургического произведения стали нарицательными.

История создания

Стоит несколько слов рассказать о том, как создавалось произведение, прежде чем описывать действующие лица. «Недоросль» Фонвизин написал в 1778 году. К тому времени литератор уже побывал во Франции. Он более года провел в Париже, где изучил юриспруденцию, философию, познакомился с социальной жизнью страны, которая дала миру такие имена, как Вольтер, Дидро, Руссо. Стало быть, взгляды русского драматурга несколько изменились. Он осознал отсталость русского помещичьего сословия. А потому писатель посчитал необходимым создать произведение, которое бы высмеивало пороки своих современников.

Над комедией Фонвизин работал более трех лет. В начале восьмидесятых годов в одном из столичных театров состоялась премьера комедии «Недоросль».

Список действующих лиц

  1. Простакова.
  2. Простаков.
  3. Митрофанушка.
  4. Софья.
  5. Милон.
  6. Правдин.
  7. Стародум.
  8. Скотинин.
  9. Кутейкин.
  10. Циферкин.
  11. Вральман.
  12. Тришка.

Софья, Митрофанушка, Простакова - главные действующие лица. Недоросль - это понятие, обозначающее молодого дворянина, не получившего образования. Им, как известно, в комедии является Митрофан - один из главных героев. Но и других персонажей в комедии нельзя назвать второстепенными. Каждый из них играет определенную роль в сюжете. Произведения, как и другие сочинения эпохи классицизма, отражает события, происходящие в течение одного дня. Действующие лица в комедии «Недоросль» наделены именами. И это еще один типичный признак произведений классицизма.

Сюжет

Комедия Фонвизина повествует о жестоких и глупых помещиках, которым противопоставлены образованные аристократы. В центре сюжета - история девушки-сироты, которая внезапно оказывается наследницей большого состояния. в комедии пытаются завладеть ее приданым, выдав замуж насильно. Положительные приходят на помощь, избавляя от вероломных родственников.

В доме Простаковых

Более подробная характеристика персонажей в «Недоросле» представлена ниже. Но, как уже было сказано, госпожа Простакова отличается непростым нравом. В этом читатель убеждает уже с первых страниц. Комедия начинается со сцены, в которой мать Митрофанушки в гневе набрасывается на крепостного Тришку за то, что тот сшил любимому сыну кафтан, который ему мал. Это и последующие события характеризуют Простакову как личность, склонную к самодурству и неожиданным вспышкам ярости.

В доме Простаковых проживает Софья. Ее отец умер. В последнее время она проживала в Москве у матери. Но минуло несколько месяцев, как она стала круглой сиротой. Простакова взяла ее к себе.

Богатая наследница

На сцене появляется брат Простаковой Скотинин. Характеристика действующих лиц в комедии «Недоросль» - описание героев, которых можно разделить на две группы. К первой относятся благородные, честные и образованные. Ко второй - невежественные и грубые. Скотинина следует отнести к последней. Этот человек выражает желание жениться на Софье. Но связать свою жизнь с этой девушкой он хочет не потому, что она ему нравится. Все дело в том, что он большой охотник до свиней, о чем красноречиво говорит его фамилия. А у Софьи в наследстве несколько деревень, в хозяйствах которых эти животные обитают в большом изобилии.

Простакова тем временем узнает волнующие вести: дядя Софьи жив. Мать Митрофана в гневе. Ведь она полагала, что Стародума давно уже нет на свете. Оказалось, он жив. Более того, собирается сделать свою племянницу наследницей состояния, которое он нажил в Сибири. Простакова обвиняет Софью в том, что та скрывала от нее вести о богатом родственнике. Но вдруг ей в голову приходит гениальная мысль. Она решает выдать Софью за своего сына.

Справедливость восторжествовала

Деревню посещает офицер Милон, с которым Софья была знакома еще в Москве. Они любят друг друга, но в силу жизненных обстоятельств им пришлось расстаться. Милон, узнав о помолвке Софьи, сперва терзается ревностью, но впоследствии он узнают о том, что из себя представляет Митрофан, и несколько успокаивается.

Простакова очень любит своего сына. Она нанимает ему учителей, но при этом тот к шестнадцати годам даже не научился читать и писать. Отрок беспрестанно жалуется матери, что учение навевает на него тоску. На что Простакова утешает сына, обещая его скоро женить.

Появление Стародума

Наконец, в деревню приезжает дядя Софья. Стародум рассказывает историю своей жизни о том, как он был вынужден покинуть государственную службу, уехал в Сибирь, а после решил вернуться с родные края. Стародум встречается с Софьей и обещает избавить ее от неприятных родственников и выдать замуж за достойного человека, коим оказывается ее горячо любимый Милон.

Описание действующих лиц

Недоросль, то есть Митрофанушка, учится, соблюдая указ царя, но делает это с большой неохотой. Характерные черты этого героя - тупость, невежество, лень. Кроме того, он жесток. Митрофанушка не уважает отца, издевается над своими учителями. Он пользуется тем, что мать его самозабвенно любит.

Хорошую характеристику своему несостоявшемуся жениху дает Софья. Девушка утверждает что, хотя Митрофанушке исполнилось всего шестнадцать лет, он достиг пика своего совершенства и далее развиваться не будет. Этот персонажи комедии Фонвизина довольно неприятен. В нем сочетаются такие черты, как раболепства и склонность к тирании.

В начале произведения Митрофанушка предстает перед читателями в роли избалованного жесткого человека. Но позже, когда матери не удается организовать его свадьбу с богатой родственницей, он кардинально меняет свое поведение, униженно просит прощения у Софьи, проявляет покорность по отношению к Стародуму. Митрофанушка - представитель мира Простаковых-Скотининых, людей, лишенных всяческих понятий о нравственности. Недоросль символизирует деградацию русского дворянства, причина которого заключается в неправильном воспитании и отсутствии образования.

Фамилия Простаковой символизирует необразованность и невежество. Главная черта этой героини - слепая любовь к сыну. В конце произведения мать Митрофанушки опускается до того, что начинает использовать рукоприкладство по отношению к Скотинину. Простакова - сочетание наглости, ненависти, злобы и трусости. Созданием этого литературного персонажа автора хотел показать читателю, к чему приводит отсутствие образования. По мнению Фонвизина, именно невежество является причиной многих человеческих пороков.

Софья

Племянница Простаковой - представительница дворянского рода. Но, в отличие от своих родственников, она образована, имеет понятия о чести. Софья смеется над Митрофанушкой и его матерью. Она их презирает. Характерные черты героини - доброта, насмешливость, благородство.

Другие положительные персонажи

Стародум - образованный мужчина преклонных лет, обладающий большим жизненным опытом. Основные черты этого героя - честность, мудрость, доброта и уважение к другим людям. Этот персонаж противопоставлен Простаковой. Оба они желают добра своим воспитанникам. Но подход к воспитанию у них совершенно разный. Если Простакова видит в своем сыне маленького ребенка, который требует постоянной заботы и во всем потакает ему, то Стародум считает Софью сформировавшейся личностью. Он заботится о племяннице, выбирая ей в мужья достойного человека. Следует сказать несколько слов и об этом персонаже.

Милон

Характерные черты этого героя - искренность, благородство, рассудительность. Даже в непростых ситуациях он не теряет здравомыслия. Услышав о помолвке Софьи, он представляет Митрофана человеком образованным и достойным. И только впоследствии его мнение относительно соперника меняется. Именно этот герой в одном из последних действий пытается помирить Простакову с братом, напоминая им, что они близкие люди.

Деревня помещиков Простаковых. Госпожа Простакова в гневе: крепостной портной Тришка, считает она, сшил слишком узкий кафтан её любимому сыну, шестнадцатилетнему недорослю Митрофанушке. Тришка оправдывается тем, что не учился портняжному ремеслу, но госпожа ничего и слушать не хочет. Её муж, Простаков, недалёкий и послушный жене человек, высказывает мнение, что кафтан мешковат. А Тарасу Скотинину, брату Простаковой, кажется, что кафтан «сшит изряднехонько».

Сам же кафтан - обновка Митрофанушке к сговору Скотинина с Софьей, дальней родственницей Простаковых. Отец Софьи умер, когда она была ещё младенцем. Девушка росла у матери в Москве. Но уже минуло полгода, как она осталась круглой сиротой. Простаковы взяли её к себе, чтобы «надзирать за её имением, как за своим собственным». Дядюшка Софьи, Стародум, уехал в Сибирь. На протяжении долгого времени о нём не было никаких известий, и Простаковы считают, что он давно умер.

Скотинин хочет жениться на Софье - не потому, что ему нравится девушка, не потому, что он хочет завладеть её деревеньками, но потому, что в этих деревеньках много... свиней, а до них он большой охотник. А Софья ещё не знает, кого прочат ей в мужья.

Софье приходит письмо от Стародума. Госпожа Простакова, услышав об этом, крайне раздражена: не сбылись её надежды, дядюшка оказался жив. Простакова обвиняет Софью во лжи: письмо, дескать, амурное. Но проверить утверждение она не может, ибо неграмотна. Её муж и брат тоже читать не горазды. Их выручает постоялец Правдин. Он читает письмо, в котором Стародум извещает племянницу, что делает её наследницей своего состояния, нажитого им в Сибири, которое даёт доходу десять тысяч в год. Госпожа Простакова поражена этим известием. У неё возникает новая идея: выдать Софью за своего сына, неуча Митрофана.

Через деревню Простаковых проходят солдаты. Их ведёт офицер Милон. Он встречает здесь своего старого друга, Правдина. Тот рассказывает, что состоит членом наместнического правления. Правдин объезжает округ и особенно обращает внимание на «злонравных невежд», которые плохо обращаются со своими людьми. Именно таких невежд он нашёл в лице Простаковых.

Милон же рассказывает, что он влюблён и более полугода находится в разлуке с любимой. Недавно он узнал, что его возлюбленная осталась сиротой и какие-то дальние родственники увезли её в свои деревни... В тот момент, когда Милон говорит об этом, он внезапно видит свою возлюбленную - это Софья.

Влюблённые рады встрече. Но Софья рассказывает, что госпожа Простакова хочет выдать её замуж за Митрофанушку. Милона терзает ревность. Правда, она ослабевает, когда он узнает побольше о своём «сопернике».

Проходящий мимо Скотинин бесцеремонно заявляет о своих видах на Софью. Правдин рассказывает ему о планах госпожи Простаковой. Скотинин в бешенстве. На глаза ему попадается Митрофан, которого ведёт учиться няня Еремеевна. Дядя желает объясниться с племянником и уж было набрасывается на него с кулаками. Но Еремеевна заслоняет собою Митрофанушку и прогоняет Скотинина.

Приходят учителя Митрофанушки: Сидорыч - Кутейкин и Пафнутьич - Цыфиркин. Кутейкин, дьячок от Покрова, недоучившийся в семинарии, учит Митрофана грамоте по Часослову и Псалтыри. А Цыфиркин, отставной сержант, - учитель арифметики.

Митрофан отказывается учиться. Он жалуется матери, что после дядюшкиной «таски» ему не идёт на ум ученье. Еремеевна рассказывает о столкновении со Скотининым. Простакова утешает сына, обещает его скоро женить. Учителей она велит накормить обедом и вновь прислать. Госпожа недовольна Еремеевной: та «не впилась в харю» Скотинину и «не раздёрнула ему рыла по уши». Простакова собирается по-своему «переведаться» с братцем. Усердная Еремеевна от обиды плачет. Учителя утешают её.

Приезжает Стародум. Прежде чем показаться хозяевам, он беседует со старым знакомым, Правдиным. Стародум вспоминает о своём отце, служившем Петру Великому, хвалит те времена. Стародум приехал, чтобы освободить свою племянницу от «невежд без души». Он был вынужден покинуть государственную службу. Когда Стародум ещё служил по военной части, он подружился с молодым графом. По объявлении войны Стародум поспешил в армию, а граф от этого уклонился. И вскоре после этого граф был произведён чином, а Стародум, раненный на войне, обойдён. Выйдя в отставку, Стародум приехал в Петербург ко двору. Но позже он решил, что «лучше вести жизнь у себя дома, нежели в чужой передней».

Стародум встречается с Софьей и обещает увезти племянницу от Простаковых. Разговор прерван появлением Простаковой и Скотинина. Сестра с братом дерутся, а Милон разнимает их. Стародума эта сцена забавляет. Госпожа Простакова раздражена весельем незнакомца, но, узнав, что это Стародум, она меняет тон на самый раболепный и угодливый. Она хочет подольститься к богатому родственнику и поспособствовать этим женитьбе Митрофанушки на Софье.

Но Стародум обещает на следующее же утро отвезти Софью в Москву, чтобы там выдать её замуж за некоего «молодого человека больших достоинств». Это известие повергает всех в уныние, а Софья «кажется поражённою». Тогда Стародум говорит ей, что выбор достойного жениха - всецело в её воле. Это всем возвращает надежду. Госпожа Простакова хвалится перед Стародумом образованием Митрофанушки. Она особенно довольна немцем Адамом Адамычем Вральманом, которого наняла на пять лет. Она платит ему триста рублей в год (прочим учителям - десять). Вральман учит Митрофана «по-французски и всем наукам». Но главное - он «ребёнка не неволит».

Тем временем Кутейкин и Цыфиркин печалятся о том, что учение идёт не очень успешно. Арифметике Митрофан учится третий год, а «трёх перечесть не умеет». Грамоту он изучает четвёртый год, а до сих пор «новой строки не разберёт». А вся беда в том, что Вральман потакает ленивому ученику и мешает учёбе.

Госпожа Простакова уговаривает сына поучиться. Тот требует, чтобы поскорее был сговор: «Не хочу учиться, хочу жениться». Цыфиркин задаёт Митрофану две задачи. Но мать вмешивается и не даёт решить их. Вообще арифметика представляется ей пустой наукой: «Денег нет - что считать? Деньги есть - сочтём и без Пафнутьича хорошохонько». Приходится Цыфиркину закончить занятие. Его место заступает Кутейкин. Митрофан бессмысленно повторяет за ним строки из Часослова. Тут появляется Вральман. Он объясняет госпоже Простаковой, что излишне набивать голову очень опасно. Вральман считает, что можно обойтись и без российской грамоты, и без арифметики. Митрофанушке, говорит он, нужно лишь знать, как жить в свете. Вральман отпускает Митрофана порезвиться.

Цыфиркин и Кутейкин хотят побить Вральмана. Отставной сержант замахивается доскою, а дьячок - Часословом, но немцу удаётся убежать.

Софья читает книгу Фенелона о воспитании девиц. Стародум беседует с ней о добродетели. Он получает письмо от графа Честана. Это дядя Милона, который хочет женить своего племянника на Софье. Заговаривая с Софьей о её замужестве, Стародум вновь замечает, что она смущена... Тут появляются Правдин и Милон. Правдин представляет Милона Стародуму. Оказывается, Милон в Москве часто бывал в доме Софьиной матери, и та любила его как сына. Стародум, беседуя с Милоном, убеждается, что имеет дело с достойным человеком. Милон просит руки Софьи, упоминая о своей «взаимной склонности» с девушкой. Стародум с радостью узнаёт, что Софья избрала именно того, кого он сам прочит ей в мужья. Он даёт согласие на этот брак.

Но прочие претенденты на руку Софьи ничего не ведают и не оставляют своих надежд. Скотинин принимается говорить о древности своего рода. Стародум в шутку делает вид, что во всём с ним согласен. Госпожа Простакова предлагает Стародуму посмотреть, как Митрофанушка выучен. Софьин дядюшка изображает, будто в восторге от Митрофанушкиной учёности. Однако он отказывает и Скотинину, и Митрофанушке, сообщив, что Софья уже сговорена. Он объявляет, что уедет с Софьей в семь утра. Но госпожа Простакова решает, что до этого времени она успеет «поставить на своём». Она расставляет по дому «часовых».

Правдин получает пакет; ему предписано взять в опеку дом и деревни Простаковых при первом же случае, когда нрав Простаковой будет угрожать безопасности подвластных ей людей. Правдин рассказывает об этом Стародуму. Их разговор прерван шумом...

Люди Простаковой тащат сопротивляющуюся Софью к карете - венчаться с Митрофанушкой. Милон, заставший эту сцену, освобождает невесту. Правдин грозит, что Простакова предстанет перед судом как «нарушительница гражданского спокойства». Госпожа Простакова бурно раскаивается в своём поступке. Стародум и Софья прощают её. Простакова рада прощению: уж теперь-то она отомстит своим слугам за произошедшую неудачу! Но сделать этого ей не удаётся: Правдин объявляет, что по правительственному указу он принимает в опеку дом и деревни Простаковых.

Скотинин подобру-поздорову уезжает к себе, к своим любимым хлевам. Госпожа Простакова просит Правдина дать ей власть хотя бы на три дня. Но тот не соглашается. Он зовёт учителей, чтобы рассчитаться с ними. Еремеевна приводит Кутейкина, Цыфиркина и Вральмана. Правдин отпускает их восвояси. Кутейкин требует, чтобы ему заплатили за ученье, за стоптанные сапоги... А Цыфиркин отказывается от платы, потому что Митрофанушка ничему не научился. За такое великодушие Стародум, Милон и Правдин дают ему денег. А Кутейкину Правдин предлагает рассчитаться с самой госпожой. Тот в ужасе восклицает: «От всего отступаюсь». Во Вральмане Стародум узнаёт своего бывшего кучера. Оказывается, Вральман нигде не мог сыскать себе места кучера и пришлось ему идти в учителя. Стародум соглашается опять взять его к себе кучером.

Стародум, Софья и Милон собираются уезжать. Простакова обнимает Митрофанушку: «Один ты у меня остался...» Но сын грубит ей. Мать падает в обморок. Правдин решает отправить Митрофана на службу. Очнувшись, госпожа Простакова причитает: «Погибла я совсем...» А Стародум, указывая на неё, произносит: «Вот злонравия достойные плоды!»