Фидий – творец одного из чудес света. Фидий. Скульптура Древней Греции Что сделал фидий

Огромное значение этого величайшего греческого художника подчеркивают многие античные авторы; его именем теперь называют целый период истории искусства - период расцвета классического стиля 5 в. до и. э.

Фидий родился около 500-490 гг. и умер около 431 г. до н. э. Его учителями считаются скульптор Гегий и живописец Полиглот. Фидий воплотил в своих произведениях высокие идеи гражданственности, создал образы, полные поэзии и красоты, образы, прославляющие свободного грека, его человеческое достоинство и высокую духовную культуру. Самыми знаменитыми в древности считались его колоссальные статуи: Афина Парфенос и Зевс в Олимпийском храме, выполненные в хрисоэлефантинной технике, и Афина Промахос из бронзы стоящая на площади Афинского акрополя. Для строящегося Парфенона Фидий в 438 г. до н. э. выполнил двенадцатиметровую статую богини. Основу статуи составляла деревянная очень тщательно вырезанная фигура, на лицо и обнаженные части тела которой были наложены тонкие пластинки слоновой кости; одежда и вооружение были выполнены из золота, весом около 2000 килограммов. Все золотые части были съемные, и каждые четыре года проверялся их вес, так как одежда богини представляла собой золотой фонд государства. Бледное воспоминание о Парфенос сохранилось в небольшой мраморной копии 2 в. н. э., найденной близ Афин в Варвакионе.

Афина Парфенос. одетая в длинный пеплос, с эгидой на груди, в шлеме, увенчанном тройным гребнем со сфинксом и грифонами, с фигурой богини Нике, щитом и копьем в руках, производила впечатление величия, непоколебимости и мощи. Строгость складок одежды не скрадывала формы стройного сильного тела; классически правильное прекрасное лицо богини, обрамленное локонами, оживлено было легкой нежной улыбкой. Нащечники шлема, щит, находившийся у ног богини, пьедестал были украшены рельефами на мифологические темы. На щите Афины были прочеканены с наружной стороны сцены амазономахии; а с внутренней - гигантомахии. Статуя Зевса в храме этого божества в Олимпии высотой 14 метров, превосходившая в древности славу Парфенос, изображала верховное греческое божество сидящим на троне с Нике в руке. Огромный пьедестал был также богато украшен рельефами и живописью.

Афина Промахос (высота около 9 м) в шлеме и с копьем, позолоченный кончик которого был виден с моря, воплощала в себе военную мощь Афин. Меньшего масштаба бронзовая статуя Афины, так называемая «Лемниянка». сохранилась в нескольких римских копиях. Здесь Фидий изобразил мирную Афину, держащую свой шлем в руке, но еще не оставившую копья. Расположение складок одежды близко напоминает Афину Парфенос, но колоссальная Афина была полна торжественного спокойствия, ее строго фронтальная композиция согласована с архитектурой интерьера храма. Лемниянка, стоящая на открытом месте, женственна, подвижна; поворот ее головы, свободное движение рук создают впечатление гибкой живой фигуры. Особенно замечательна ее голова с мягким овалом и со свободной трактовкой волнистых волос, перехваченных широкой лентой.

О жизни скульптора Фидия осталось очень мало сведений. Историкам и археологам трудно даже точно установить время создания его работ.

Знаменитый скульптор Фидий

Известно, что Фидий родился в Афинах в начале V столетия до нашей эры. Его детство и юность пришлись на время греко-персидских войн. Вместе с правителем Афин полководцем Периклом, скульптор Фидий разработал план реконструкции города. Первой его работой которая украсила холм в Афинах стала бронзовая статуя Аполлона, затем последовали статуи Афродиты Урании и Афины покровительницы города.

Прославляя богов и героев Фидий создавал скульптуры в разных городах Греции, в Платеях, Олимпии. В Олимпии, где царил культ верховного бога, археологи начиная с XIX века, вели раскопки святилища Зевса. Именно там, были найдены скульптуры из паросского мрамора, которые сегодня хранятся в музее Олимпии, но главное украшение святилища до наших дней не дошло. О красоте и уникальности статуи Зевса Олимпийского можно судить только по описаниям и изображениям на монетах.

Огромную 14 метровую статую скульптор Фидий изготовил из дерева, затем покрыл тело, розоватыми пластинами из слоновой кости, а одежду тонкими листами золота. Скульптор украсил трон барельефами и золотыми статуями богов. была до такой степени поразительно по техническому исполнению, настолько грандиозной и гармоничной, что современники ее назвали одним из . Люди приходили в храм Зевса не только, чтобы поклониться могущественному и величественному богу, любуясь великолепным творением Фидия, они надеялись найти утешения в горе, и обрести душевную гармонию.

Прошли столетия, и византийские императоры бережно перевезли статую Зевса в Константинополь. Но в V веке н.э. во дворце императора Феодосия II произошел большой пожар и статуя сгорела. Так безвозвратно погибло одно из семи , уникальная статуя работы древнегреческого скульптора.

Фидий владел новейшими для своего времени знаниями, позволявшими ему донести до людей красоту и гармонию спрятанную в куске камня, дерева, металла. Сведения о последних годах жизни великого скульптора Фидия, дошли до нас благодаря древнегреческому историку Плутарху. По его словам, дружба с Периклом дорого обошлась Фидию.

Враги правителя Афин стали и врагами скульптора. Завистники составили на него донос, будто-бы при сооружении статуи Афины, Фидий утаил часть золота и слоновую кость. Но, по совету предусмотрительного Перикла, скульптор сделал пластины съемными. Когда золото сняли со статуи и взвесили, Фидия признали не виновным. По некоторым данным умер Фидий в Олимпии. В честь великого скульптора Фидия, воплощавшим в своих работах принцип гармонии, «золотое сечение» в алгебре обозначается греческой буквой «фи».

ФИДИЙ, древнегреческий скульптор, которого многие считают величайшим художником древности. Фидий был уроженцем Афин, его отца звали Хармидом. Мастерству скульптора Фидий учился в Афинах в школе Гегия и в Аргосе в школе Агелада (в последней, возможно, одновременно с Поликлетом). Среди существующих ныне статуй нет ни одной, которая бы несомненно принадлежала Фидию. Наши знания о его творчестве основаны на описаниях античных авторов, на изучении поздних копий, а также сохранившихся работ, которые с большей или меньшей достоверностью приписываются Фидию.

Среди ранних работ Фидия, созданных ок. 470-450 до н.э., следует назвать культовую статую Афины Ареи в Платеях, сделанную из позолоченного дерева (одежда) и пентелийского мрамора (лицо, руки и ноги). К тому же периоду, ок. 460 до н.э., относится мемориальный комплекс в Дельфах, сооруженный в честь победы афинян над персами в Марафонской битве. Тогда же (ок. 456 до н.э.), и тоже на средства от добычи, захваченной в Марафонской битве, Фидий установил на Акрополе колоссальную бронзовую статую Афины Промахос (Заступницы). Другая бронзовая статуя Афины на Акрополе, т.н. Афина Лемния, которая держит шлем в руке, была создана Фидием ок. 450 до н.э. по заказу аттических колонистов, отплывавших на остров Лемнос. Возможно, две статуи, находящиеся в Дрездене, а также голова Афины из Болоньи являются ее копиями.

Статуя Зевса

Хрисоэлефантинная (из золота и слоновой кости) статуя Зевса в Олимпии считалась в древности шедевром Фидия. У Диона Хрисостома и Квинтилиана (1 в. н.э.) говорится, что благодаря непревзойденной красоте и богоугодности творения Фидия обогатилась сама религия, а Дион добавляет, что всякий, кому довелось увидеть эту статую, забывает все свои печали и невзгоды. Подробное описание статуи, считавшейся одним из семи чудес света, имеется у Павсания. Зевс был изображен сидящим. На ладони правой его руки стояла богиня Ника, а в левой он держал скипетр, наверху которого сидел орел. Зевс был бородатым и длинноволосым, с лавровым венком на голове. Сидящая фигура едва не касалась потолка головой, так что возникало впечатление, что если Зевс встанет, то снесет с храма крышу. Трон был богато украшен золотом, слоновой костью и драгоценными камнями. В верхней части трона над головой статуи помещались с одной стороны фигуры трех Харит, а с другой - трех времен года (Ор); на ножках трона были изображены танцующие Ники. На перекладинах между ножками трона стояли статуи, представлявшие олимпийские состязания и битву греков (возглавляемых Гераклом и Тесеем) с амазонками. Выполненный из черного камня пьедестал трона украшали золотые рельефы, на которых были изображены боги, в частности Эрот, который встречает выходящую из морских волн Афродиту, и увенчивающая ее венком Пейто (богиня убеждения). Статуя Зевса Олимпийского или одна его голова изображались на монетах, которые чеканились в Элиде. Относительно времени создания статуи ясности не было уже в античности, но, поскольку строительство храма было завершено ок. 456 до н.э., вероятнее всего, статуя была поставлена не позднее ок. 450 до н.э. (теперь возобновились попытки отнести Зевса из Олимпии ко времени после Афины Парфенос).

Когда Перикл развернул в Афинах широкое строительство, Фидий возглавил все работы на Акрополе, среди прочего и возведение Парфенона, которое вели архитекторы Иктин и Калликрат в 447-438 до н.э. Парфенон, храм богини-покровительницы города Афины, одно из наиболее прославленных созданий античной архитектуры, представлял собой дорический периптер. Обильное пластическое убранство храма выполнила большая группа скульпторов, работавшая под началом Фидия и, вероятно, по его эскизам (наиболее знамениты находящиеся теперь в Британском музее рельефные фризы Парфенона и фрагментарно сохранившиеся статуи с фронтонов).

Стоявшую в храме культовую хрисоэлефантинную статую Афины Парфенос, которая была закончена в 438 до н.э., изваял сам Фидий. Описание Павсания и многочисленные копии дают о ней достаточно ясное представление. Афина изображалась стоящей в полный рост, на ней был длинный, свисавшей тяжелыми складками хитон. На ладони правой руки Афины стояла крылатая богиня Ника; на груди Афины была эгида с головой Медузы; в левой руке богиня держала копье, а к ее ногам был прислонен щит. Около копья свернулась священная змея Афины (Павсаний называет ее Эрихтонием). На постаменте статуи было изображено рождение Пандоры (первой женщины). Как пишет Плиний Старший, на внешней стороне щита была вычеканена битва с амазонками, на внутренней - борьба богов с гигантами, а на сандалиях Афины имелось изображение кентавромахии. На голове богини был шлем, увенчанный тремя гребнями, средний из которых представлял собой сфинкса, а боковые грифонов. У Афины имелись украшения: ожерелья, серьги, браслеты.

Близость стиля со скульптурами и рельефами Парфенона чувствуется в статуях Деметры (ее копии находятся в Берлине и Шершеле, Алжир) и Коры (копия на вилле Альбани). Мотивы обеих статуй использованы в знаменитом большом вотивном рельефе из Элевсина (Афины, Археологический музей), римская копия которого имеется в музее Метрополитен в Нью-Йорке. Складки одеяния Коры близки по стилю драпировкам статуи стоящего Зевса, копия которой хранится в Дрездене, а торс, возможно, являющийся фрагментом оригинала, - в Олимпии. К фризу Парфенона близок по стилю Анадумен (юноша, завязывающий повязку вокруг головы); возможно, она была создана в качестве ответа Диадумену Поликлета. Статуя Фидия гораздо естественнее в смысле позы и жеста, но несколько грубее. Вместе с Поликлетом и Кресилаем Фидий принимал участие в конкурсе на статую раненной амазонки для храма Артемиды в Эфесе и занял второе место после Поликлета; копией с его статуи считается т.н. Амазонка Маттеи (Ватикан). Раненная в бедро, амазонка заткнула хитон за пояс; чтобы уменьшить боль, она опирается на копье, ухватившись за него обеими руками, причем правая поднята выше головы. Как и в случае Афины Парфенос и рельефов Парфенона, богатое содержание помещено здесь в простую форму.

Творения Фидия грандиозны, величественны и гармоничны; форма и содержание находятся в них в совершенном равновесии. Ученики мастера, Алкамен и Агоракрит, продолжали работать в его стиле в последней четверти 5 в. до н.э., а многие другие скульпторы, среди них Кефисодот, - и в первой четверти 4 в. до н.э.

Введение

Творчество Фидия - вершина греческой классики. Время, в которое жил и творил Фидий, благодаря расцвету культуры, искусства вошло в историю под названием «Золотого века».

Фидий один из самых знаменитых скульпторов Древней Греции. Биографические сведения о нем крайне скудные. Известно только, что он родился в Афинах ок. 490 г. до н.э. вскоре после битвы при Марафоне. Его отца звали Хармид, о чем свидетельствует надпись, сделанная Фидием на пьедестале статуи Зевса в Олимпии. Он работал в Афинах, Платеях, Дальфах, Олимпии. Вероятно его отец тоже был скульптором, его брат и племянник были художниками. Первоначально Фидий занимался живописью, позже он стал скульптором. Учителем Фидия считают афинского мастера Гегия, Гегий работал с мрамором, у него Фидий и перенял искусство высекать скульптуры из мрамора. Также он учился и у Агелада, мастера, связанного с традициями аргосско-сикионской школы.Колпинский Ю. Искусство Греции эпохи расцвета. - М.: Гос. издат-во изобр.искусств, 1937, с.117 У него о Фидий учился работать с бронзой. Фидий объединил в своем творчестве элементы дорической и ионической традиций. Конкретное реальное движение тела человека Фидий стремился показать начиная с ранних работ. Гармония и естественность поз, живая пластика человеческого тела - вот отличительные черты скульптур Фидия.

Раннее творчество Фидия

В раннем творчестве Фидию принадлежит исполнение многофигурной скульптурной группы, которая была поставлена в Дельфах, в честь победы при Марафоне. Он отлил ее из бронзы и состояла она из 13 фигур. В частности, она изображала полководца Мильтиада в окружении Афины, Аполлона и героев Аттики. Позднее эта композиция дополнялась другими фигурами греческих героев, поскольку фигуры в группе были не связаны друг с другом. Поскольку детство и юность скульптора прошли в период греко-персидских войн, он всю жизнь создавал памятники, посвященные восхвалению героических подвигов греческого народа над персами. К этому же периоду относится статуя раненой амазонки (рис. 1). Эта статуя была заказана жителями города Эфеса для храма Артемиды. Эта скульптура участвовала в конкурсе наравне с работами других греческих скульпторов - Поликлета, Кресалая, Фрадмона и Кидона. Но пальма первенства была отдана статуе Поликлета. В ранний период творчества Фидий берется за исполнение статуй из различных материалов. Он создает статуи из дерева и мрамора.

Рисунок 1. Амазонка. Мрамор. Римская копия. Рим. Музей Ватикан

Расцвет творчества Фидия

Расцвет творчества Фидия приходится на время правления Перикла. Это было время подъема греческих городов после победы над персами, время расцвета рабовладельческой демократии. Этот период в искусстве принято определять как высокая классика.

В 447 году до н.э. по инициативе Перикла на Акрополе на месте разрушенных во время греко-персидских войн храмов началось новое строительство. В течении третьей четверти 5 в. до н.э. были возведены: Парфенон, Пропилеи, храм Ники Аптерос. Завершающее ансамбль здание Эрехтейона строилось позже, во время Пелопонесской войны.

Частично Акрополь был восстановлен сразу после окончания войны при Кимоне, он же разработал план украшения Акрополя и проделал целый ряд работ по его восстановлению. При Кимоне Фидий создал статую Афины Промахос (покровительницы или стерегущая) в 465-455 гг. до н.э. Она прославляла мощь и величие Афин. Это был первый памятник, воздвигнутый в честь победы над врагом и стал символом возрождения города, его мощи. О масштабах статуи Афины-Промахос мы можем судить по картине Лео фон Кленце «Реконструкция Афинского Акрополя» 1846 года. Статуя была выполнена из бронзы и достигала 18 метров в высоту и возвышалась над всеми окрестными зданиями. Суровая и грозная богиня правой рукой опиралась на копье, острие которого было из золота, а левой держала щит. Его голову покрывал шлем, гребни которого тоже были покрыты золотом. Огромную мощную женскую фигуру и золото блестящее на солнце издали видели моряки, поэтому статуя Афины служила еще и маяком для мореплавателей. В этой работе Фидий еще далек от норм классицизма, которые есть в его поздних работах. Но трактовка образа - голова Афины была чуть наклонена набок и вниз, как бы смотрела с высоты на город и охраняла его - показывает, что Фидию важен был жизненный образ богини, обращенный к людями. Этим статуя Афины отличалась от идеальных образов богов и богинь в исполнении других скульпторов того времени. Это был образ идеализированного, но все же живого человека.

В 450-440 гг. до н.э. Фидием была создана Афина Лемния (рис. 2,3). Это бронзовая статую богини Афина была выполнена скульптором по заказу жителей о. Лемнос. Выполнена она была в бронзе. Богиня изображена не обычно - она стоит без щита, эгида с изображением Медузы Гаргоны перекинута через плечо и голова ее не покрыта, шлем она держит в левой руке, а в правой копье. Стояла статуя где-то неподалеку от Пропилей. Статуя не сохранилась, судить о ней можно лишь по копиям более позднего времени и по восторженным отзывам современников скульптора. Отмечают удивительную красоту и утонченность черт лица богини. Скульптор изобразил идеальный образ прекрасной юной девы, далекий от образов живых людей. Но тем не менее, снятый с головы шлем придает некоторую теплоту образу богини, нет в нем официальной торжественности, как у Афины Пармахос.

фидия скульптурный статуя афина

Рисунок 2

Рисунок 3. Афина Лемния. V в. до н.э. Мрамор. Римская копия. Дрезден.

Целостный план застройки и украшения Акрополя был составлен при Перикле. Всеми работами руководил Фидий, близкий друг Перикла. Строительные работы длились несколько десятилетий и завершились созданием уникального в истории культуры комплекса, где архитектура и скульптура были единым целым, взаимно дополняя и обогащая друг друга. Акрополь стал воплощением могущества Афин и в то же время, впервые в истории Греции выражал идею единства эллинов. На холме Акрополя главное место занимал Парфенон - храм Афины, богини мудрости и покровительницы города. Строителями Парфенона были Иктин и Каликрат. Фидий был автором планировки храмов, руководил выполнением скульптурного ансамбля Парфенона. Он был очень разносторонним скульптором, работал в хрисоэлефантинной технике и с мрамором. К сожалению, о мощи и таланте Фидия мы можем судить по более поздним римским копиям его скульптур, а так же по изображениям статуй на монетах и украшениях. Часть скульптур и скульптурных групп были выполнены учениками Фидия.

По мысли Фидия взору человека, идущего по Акрополю, памятники должны были открываться последовательно, не заслоняя друг друга красотой и величием. Поэтому при построении композиции он отошел от принципа симметричности, свойственному архаике. Памятники располагались свободно, подходя вплотную к одному их памятников, вниманию зрителя открывался вид на другой. Таким образом каждое из строений или статуи Акрополя представали перед зрителем с наиболее выгодной, в художественном смысле, точки зрения, так чтобы максимально выявить художественный эффект каждого объекта.

Статуя Афины Парфенос - Афина Дева (447-438 гг. до н.э.) (рис. 4) находилась в наосе Парфенона и была выполнена в хрисоэлефантинной технике (то есть выполненные из слоновой кости и золота).

Рисунок 4. Римская мраморная копия с хрисоэлефантинный статуи Парфенос.

Высота статуи была более 9 метров, она стояла на высоком (высотой около 1,5 метров) белокаменном постаменте. В 13 веке статуя была вывезена в Константинополь и уничтожена. Представить ее помогают сохранившиеся ее воспроизведения более поздних времен. Такие как статуя Афина Варвакион, найденная в Афинах в 1879 году, возле гимназии Варваки, или «статуэтка Ленормана», обнаруженная в 1859 году. По ним можно представить облик статуи в Акрополе. Одежда была с пышными спускающимися складками, ее подпоясывали змеи, змеи были и на эгидеЭгида -- в мифах древних греков щит Зевса и Афины, изготовленный Афиной из шкуры порождённого богиней Геей чудовища (вариант: изготовлен Гефестом для Зевса). Потрясая им, Зевс наводит ужас на богов и людей; достигнув господства над богами и людьми, Зевс отдал эгиду Афине. Слово эгида в европейских языках как понятие нарицательное означает защиту, покровительство., которую они окаймляли. Шлем богини был украшен рвущимися вперед крылатыми конями и сфинксом посередине, с тремя гребнями над ними. На правой руке сидела крылатая богиня Победы Ника, другой рукой Афина опиралась на щит, на внешней стороне которого было изображение битвы греков и амазонок, а на внутренней стороне битва богов с гигантами. Среди сражающихся греков Фидий изобразил себя и Перикла, за что и поплатился в последствии (рис. 5). Его обвинили в безбожии.

Рисунок 5

Статуя была выполнена из дерева, большая ее часть была покрыта золотом, а части воспроизводящие тело были покрыты пластинами из слоновой кости, в глаза были вставлены драгоценные камни. Слоновую кость скульптор подвергал тонировке, тем самым добиваясь разнообразия зрительного восприятия скульптуры. Не случайно, что Афина изображена с Богиней Победы Никой в руке. По мысли греков именно Афина принесла победу городу в долгой войне с персами. Не случайно и изображение змей. Их наличие указывает на идею автохтонности афинян, т.е., с их точки зрения, они были единственным народом Эллады, высшим среди эллинов. Важно отметить, что скульптура была больших размеров, а для выполнения ее в столь сложной технике требовались немалые ресурсы. Оформление статуи было очень сложным, сюжетные рельефа были не только на постаменте Афины, но им на более мелких деталях одежды, на ободке сандалий например.

Рисунок 6. Фидий или круг Фидия. Фрагмент барельефа Парфенона. Греция. V в. до н. э. Мрамор. Британский музей, Лондон.

При трактовке образов Фидий стремился к преодолению скованности движений. Стремился объединить фигуры в единую композицию, связать их своеобразным ритмом. Таким образом, пластика тел, сюжет и философское содержание во фризах (рис. 7), исполненных Фидием составляли единое целое. Большое внимание он уделял пластике тела и расположению складок одежд - это дополнительно создавало иллюзию движения не зависимо от позы изображенного.

Рисунок 7

Метопы фриза Парфенона. Горельефы 92 метоп выполнены Фидием из мрамора и изображают битвы. Восточная сторона - бой богов и гигантов, западная - бой греков и амазонок, южная сторон - бой лапифов с кентаврами, северная - участников Троянской войны.

По мнению ученых, эти способы отображения движения Фидием можно считать зарождением в искусстве приемов ритмизации и маньеризма (достижения эффекта за счет надуманных искажений).Адохин А.П. Мировая культура и искусство. - М.:ЗАО «БММ»,2007, с. 135 Среди фигур с фронтонов Парфенона выделяют скульптурную группу трех мойр (рис. 8). Это богини судьбы, плетущие нити жизни людей.

Рисунок 8. Мойры. Фрагмент скульптуры восточного фронтона Парфенона. Мрамор.

Непринужденное благородство и спокойствие фигур богинь в их позах. Пластику человеческого тела подчеркивают складки их туник. Движения фигур богов и героев на фронтонах Парфенона очень естественны, Боги как будто ближе стали к человеку. Глядя на их изображения возникало, возникает и сейчас, чувство восхищения красотой и совершенством человека. Люди и Боги изображаются одинаково прекрасными (рис. 9-13).

Рисунок 9

Так называемый Тесей с Деметрой и Персефоной. Статуи восточного фронтона. Круг Фидия, детали убранства Парфенона на афинском Акрополе.

Британский музей, Лондон. Мрамор.

Рисунок 10. Деталь убранства Парфенона. Афины

Рисунок 11 Кентавр, уносящий лапифянку. Фрагмент метопы южной стены.

Рисунок 12. Изображение Перикла сражающегося с Амазонками

Наиболее совершенно из всех работ Фидия считается статуя Зевса Олимпийского (рис. 14). Вот как писал о ней греческий поэт Филипп, восхищенный красотой и величием творения скульптора: «Бог ли на землю сошел и явил тебе, Фидий, свой образ, Или на небо ты сам, бога чтоб увидеть взошел?» Соколов Г.И. Искусство древней греции.- М.: Искусство, 1980., с. 85

Рисунок 13. Нике (или Ирида). Статуя западного франтона. Круг Фидия, детали убранства Парфенона.

Рисунок 14. Статуя Зевса Олимпийского. Реконструкция.

Фидий выполнил статую Зевса для храма Зевса в Олимпии. Она была 14 м высотой, входила в число семи чудес света. Храм был создан архитектором Либоном из Элиды. Археологами была обнаружена мастерская Фидия не далеко от алтаря храма Зевса, она была точно таких же размеров, что и храм. Готовую статую переносили в храм по частям. Зевс восседал на троне. В одной руке он держал скипетр, в другой изображение Богини Победы. Статуя была выполнена в хрисоэлефантинной технике. Тело бога создавалось из слоновой кости, и украшено драгоценными камнями и 200 килограммами чистого золота, волосы и мантия из золота. Благодаря особой розовой слоновой кости тело Зевса казалось живым и выглядело очень реалистично. Богато был выполнен трон - из черного дерева, кости и драгоценных камней. Статуя была огромных размеров, и, казалось, если Зевс встанет, то пробьет головой крышу. Это было самое знаменитое произведение Фидия. Целое поколение греков считало эту статую истинным богом. Тот, кто умирал не увидев эту статую, считал себя несчастным человеком. При установке статуи Фидий детально подошел к освещению статуи, для чего в потолке были сделаны отверстия через которые особым образом падал свет, придавая Зевсу еще большее величие. Более семи столетий величественно восседал Зевс в своем храме, пока не был сильно поврежден землетрясением во 2 м веке нашей эры. Но, тем не менее, Олимпийские игры продолжались, пока в 394 году не были запрещены императором Феодосием I, посчитавшим их языческим культом. После этого начался постепенный упадок как храма, так и самой статуи Зевса. Воры отдирали золото, драгоценные камни и даже слоновую кость. В попытке спасти статую, ее вывезли в Константинополь, где она и сгорела во время сильного пожара. Судить о ней можно по изображениям на монетах и по живописным реконструкциям (рис. 15).

Фидий, один из величайших скульпторов Греции, возможно, самый прославленный из мастеров «высокой классики». Особенно славились его колоссальные хрисоэлефантинные статуи: Афины в Афинах, Геры в Аргосе, Зевса в Олимпии. О последней говорит в своей эпиграмме Филипп:

Бог ли на землю сошел и явил тебе, Фидий, свой образ,
Или на небо ты сам, бога чтоб видеть, взошел?

О замечательном мастерстве Фидия многократно писали античные авторы, восхищаясь им221. Дионисий Галикарнасский сопоставлял красноречие Исократа с пластикой Поликлета и Фидия по их «торжественному достоинству, великому искусству и благородству» (Dionys. Halic., De Isocr. 3, 1, p. 59).

В трактате I века «О стиле» (приписываемом Деметрию) искусство Фидия характеризуется через классическую литературу: «Поэтому речи древних присуща некая суховатость и собранность, точно.так же, как и их статуям, где искусство составляют строгость и простота. Речь же поздних авторов можно сравнить уже с творениями Фидия, где величие [формы] соединено с тщательностью». «Так и сам художник,- говорил Цицерон,- изображая Юпитера [Зевса] или Минерву [Афину], не видел никого, чей облик он мог бы воспроизвести, но в уме у него обретался некий высший образ красоты, и, созерцая его неотрывно, он устремлял искусство рук своих по его подобию» (Cicer., Orat. 2, 8)223. Историк Диодор, давая общую характеристику периода истории между Персидскими войнами и Пелопоннесской войной, говорит, что это было время подъема искусства и именно тогда жили величайшие греческие художники. Крайне показательно, что по имени он называет только Фидия (Diod., XII, 1). Квинтилиан, теоретик красноречия (I в.), писал, что в мастерстве работ по слоновой кости Фидий превосходил всех соперников: «Красота его статуй Афины и Зевса придавала новизну даже и культовым представлениям о них, так совершенно художник постигал благородство и величие богов».

Однако все эти свидетельства имеют, в основном, чисто эмоциональный характер и дают мало информации для суждения о статуе Фидия. К счастью, в распоряжении современной науки есть два более конкретных описания ее и несколько античных копий небольшого размера и различного качества исполнения, которые позволяют в какой-то степени представить творение Фидия. Павсаний описывает статую кратко и деловито: «Сама же статуя ее сделана из слоновой кости и золота. Посредине ее шлема сделано изображение сфинкса … по обеим же сторонам шлема сделаны изображения грифов … Статуя Афины изображает ее во весь рост в хитоне до самых ног; у нее на груди- голова Медузы из слоновой кости; в руке она держит изображение „Ники“ (Победы), приблизительно в четыре локтя, а в другой руке- копье; в ногах у нее лежит щит, а около копья-змея; эта змея, вероятно,- Эрихтоний. На постаменте статуи изображено рождение Пандоры» (Paus., I, XXIV, 5-7).

Плиний Старший, характеризуя Фидия как самого славного в мире художника, таким образом доказывает свое суждение: «Никто не сомневается в том, что Фидий - самый знаменитый среди всех народов, которые понимают славу его Юпитера Олимпийского, но для того, чтобы даже те, кто не видел его произведений, знали, что он прославился заслуженно, мы приведем в доказательство частности, причем касающиеся только его изобретательности. И для этого мы не станем обращаться ни к красоте его Юпитера Олимпийского, ни к величине созданной им в Афинах Минервы, хотя она в 26 локтей,- состоит она из слоновой кости и золота,- но вот на щите ее он вычеканил по выпуклой окружности сражение с амазонками, на вогнутой стороне того же щита борьбу богов и гигантов, а на подошвах сандалей борьбу лапифов и кентавров: до такой степени все малейшие части произведений у него вмещали в себя искусство. А то, что вычеканено на подножии, называют Πανδώρας γένεσις: при рождении ее присутствуют боги, числом - 20. Победа вызывает особенное восхищение, а знатоки восхищаются и змеей, а также медным сфинксом под самым острием копья. Вот вскользь и все о художнике, которому еще не воздано достаточно восхвалений, вместе с тем это сказано для того, чтобы знали, что та его знаменитая величавость была такой же и в частностях» (Plin., Nat. Hist., XXXVI, 4, 18-19).

Представить статую Афины Парфенос помогают также сохранившиеся ее воспроизведения более поздних времен. Их довольно много, большинство представляют собой уменьшенные копии не очень высокой художественной ценности. Современные исследователи сравнивают их с сегодняшними туристскими сувенирами, которые представляют собой только очень «отдаленное эхо» подлинного произведения. Известную ценность имеют также изображения на монетах и в вазописи. Наиболее важна как самая полная копия так называемая Афина Варвакийская (или Афина Варвакион) 228 , найденная в 1879 г. в Афинах, возле гимназии Варваки (отсюда и ее название). Статуя не высока- один метр - и представляет собой образец рядовой ремесленной работы времени императора Адриана (II в. по Р.Х.). Полезна и так называемая «статуэтка Ленормана», обнаруженная еще в 1859 г. и названная по имени ученого, нашедшего ее. Обе копии не обладают художественными достоинствами, но дают совершенно определенные детали для понимания иконографии Афины Фидия. Стиль Фидия лучше передают другие копии: так называемая «Минерва с ожерельем», хранящаяся в Лувре, и Афина Медичи. В 1930-1931 гг. в порту Афин Пирее при расчистке были обнаружены мраморные копии греческих произведений (корабль, нагруженный ими, затонул), среди них оказалась и плита с рельефами, изображающими отдельные сцены, представленные на внешней стороне щита Афины. В общем, в настоящее время возможно, хотя и довольно приблизительно, представить себе облик статуи Афины, поставленной в целле Парфенона.

Монументальная (высотой более 10 м) женская фигура возвышалась в центре целлы на высоком беломраморном постаменте (высотой 1,5 м, шириной - 4 м, длиной - 8 м) в одежде с пышными спускающимися до пят складками, подпоясанной на талии двумя змеями. Змеи изображены и на эгиде, которую они окаймляли, извиваясь, с высоко поднятыми головами. На голове богини - великолепный шлем, украшенный рвущимися вперед крылатыми конями и сфинксом посредине, с тремя гребнями над ними. На правую согнутую руку приземлилась крылатая богиня Победы Ника, как бы желая всегда быть в ее распоряжении,» после того как Афина явилась в свой дом в Афинах (неизвестно, была ли в оригинале колонна, на которую опиралась рука Афины), левая рука слегка придерживает стоящий у левой ноги щит, к левому плечу прислонено копье острием вверх. На внешней стороне щита представлена в рельефе (как уже упоминалось) битва афинян с амазонками, на внутренней - богов и гигантов (видимо, нарисованная).

Статуя была выполнена в хрисоэлефантинной технике, то есть с помощью слоновой кости и золота) Использование таких дорогостоящих материалов для статуи оправдывалось тем значением, которое придавалось и ей, и храму в целом.

Основы статуи Афины и Ники (высотой в 2 м) вырезаны из твердого дерева, большая часть поверхности была покрыта золотом, части, воспроизводящие обнаженное тело, и эгида - пластинками из слоновой кости, в глаза вставлены драгоценные камни. К деревянной основе приделывались поворачивающиеся на стержнях чешуйчатые пластинки, на них уже крепились золотые пластинки (толщиной около 1,5 мм), которые можно было снимать. Использование слоновой кости для произведений искусства-давняя традиция греческого мира, однако нам совершенно не известны хрисоэлефантинные статуи такого размера, как те, которые делал Фидий. Слоновая кость, как и золото, крепились на деревянных чешуйках. Все отдельные части скульптуры-ее голова, статуя Ники, щит, змея, копье, шлем - создавались отдельно и прикреплялись к основе статуи, поставленной ранее и закрепленной на деревянном стержне, утопленном в каменном пьедестале.

Тот факт, что Афина была изображена с богиней победы Никой на руке, имел, с точки зрения древних, символическое значение: богиня Афина принесла победу городу в столь длительной и тяжелой войне с персами. Не случайно и появление змей среди атрибутов статуи. Особенное значение придавалось змею, лежащему около копья Афины, как говорит Павсаний,- «вероятно, Эрихтонию» (Paus., I, XXIV, 7). Уже довольно давно было доказано, что Эрихтоний и Эрехтей - две ипостаси одного и того же легендарного предка афинян. Факт чудесного рождения Эрихтея - парадигма автохтонности 233 , идея же автохтонности афинян - один из краеугольных камней всей афинской идеологии. Как мы уже отмечали, с их точки зрения, они представляли собой единственный народ Эллады, который всегда, с самого начального момента истории, занимал свою территорию в отличие от всех остальных, которые раньше или позже, но приходили в Элладу извне. Свидетельства существования этой концепции в афинском обществе чрезвычайно обильны и представлены у множества авторов. Но идея автохтонности имела и другой аспект-афиняне рассматривали самих себя в силу этого как народ, высший среди всех эллинов.

«Всем распоряжался и за всем наблюдал у Перикла Фидий, хотя при каждом сооружении были великие зодчие и художники» — так пишет Плутарх о работах на Акрополе в V в. до н. э. 14 . Учителями Фидия считают афинского мастера Гегия и аргосского скульптора Агелада. В работах Гегия, изваяние которого, изображающее Кастора и Поллукса, было выставлено позднее на Капитолии Рима перед храмом Юпитера, древние авторы отмечают резкость стиля. Гегий работал чаще в мраморе, У него Фидий воспринял искусство высекать скульптуры из мрамора.

Аргосский мастер Агелад в отличие от афинских скульпторов предпочитал бронзу. Древние авторы (Павсаний) пишут о бронзовой группе Агелада в Дельфах, о статуях атлетов, об изваяниях Зевса, Геракла. Очевидно, у Агелада и других аргосских мастеров Фидий учился работать в бронзе,

Ранние работы Фидия. Работы Фидия, выполненные им во времена Кимона и в первые годы Перикла, были ранними произведениями мастера. Расцвет его творчества приходится на годы правления Перикла и связан со строительством на Акрополе. Великий скульптор воспитывался в эпоху подъема греческих городов после победы над персами, в годы, когда свежи были воспоминания о героических подвигах греческих воинов.

Деятельность Фидия начинается в то время, когда Афины объединяют другие греческие города. Особенно популярным в Афинах становится мифологический герой Тезей. Воздвигается храм Тезея, над росписью которого работают известные живописцы Полигнот и Микон. На их фресках греки боролись с амазонками, с кентаврами 15 , Тезей опускался на дно моря 16 . Полигнот и Микон расписывают также и другой портик, показывая битву афинян под предводительством Тезея с амазонками. В раннем произведении Фидия — многофигурной скульптурной группе, поставленной в Дельфах в память о победе при Марафоне 17 , был изображен полководец Мильтиад в окружении Афины, Аполлона и героев Аттики — Тезея и других. Фигуры в группе не были связаны друг с другом, и позднее афинянам нетрудно было добавить сюда изваяния еще нескольких героев.

Раненая амазонка. В этот период Фидий исполнил знаменитую статую раненой амазонки, которую заказали для храма Артемиды жители города Эфеса, почитавшие амазонок как основательниц своего города (илл. 30). В конкурсе на создание статуи амазонки участвовали Поликлет, Фидий, Кресилай, Фрадмон и Кидон 18 . Примечательно, что все изваяния были настолько хороши, что греки решили поручить самим скульпторам определить лучшее. Каждый сначала назвал созданную им статую, но после своей указал амазонку Поликлета, которому комиссия и присудила первый приз 19 (илл. 31).

Произведение Поликлета получило признание не случайно. В амазонке Фидия выступала конкретность действия, были изображены поясняющие сюжет предметы. В статуе Поликлета больше внимания обращалось на возвышенное страдание амазонки, отчетливо звучала тема героической скорби. Детали в памятнике не играли большой роли, сильнее было дано обобщение, которое начинало особенно цениться в искусстве этого времени.

В ранний период творчества Фидий берется за исполнение статуй из различных материалов. Для храма в Платеях он сделал акролитную, т. е. из дерева и мрамора, статую Афины 20 . Возможно, создавая ее, он уже думал о работе над изваянием Афины Воительницы для Акрополя, самым значительным своим произведением в ранний период творчества.

Статуя Афины Воительницы. Мастер исполнил ее из бронзы в память победы над персами при Марафоне. По изображению на древних монетах известно, что богиня опиралась правой рукой на копье, а в левой держала щит (илл. 32). Она спокойно смотрела на северную часть города, где была агора. Эта статуя сделала Фидия знаменитым. Она производила сильное впечатление не только на его современников. Греческий оратор IV в. до н. э. Демосфен называл ее «великой». Следы постамента, сделанного из известняка, до сих пор видны на Акрополе на расстоянии 40 метров от Пропилеи к востоку, приблизительно на половине пути к Парфенону. Мнение о размерах статуи противоречиво: древние авторы приводят высоту от 7 до 9 метров.

Щит Афины Воительницы был украшен скульптором Мисом только через пятьдесят лет после окончания памятника. Мис изобразил битву греков с кентаврами 21 . У Фидия, очевидно, не было желания создавать на щите рельеф. Он представлял себе статую, стоявшую на площади, в обобщенных формах — это было время, когда в искусстве начинал господствовать возвышенный, сдержанный стиль. Через полвека вкусы изменились и щит Афины украсили рельефами. Дальнейшая судьба этого изваяния, как и большинства бронзовых статуй древней Греции, неизвестна. Вероятнее всего, в средневековье она была разрушена и переплавлена. Ученые не решаются определенно связать с ней ни одну из копий римского времени, так что изображения на монетах остаются пока самым достоверным воспроизведением.

Афина Лемния. На афинском Акрополе стояла статуя Афины Лемнии 22 , исполненная Фидием около 450 г. до н. э. (илл. 33). Уезжающие на остров Лемнос колонисты пожелали оставить на Акрополе это изваяние. Снятый с головы шлем, спущенная с плеча эгида — козья шкура с головой Горгоны Медузы убеждают в том, что Афина представлена не воительницей, но скорее защитницей мира. В ней Фидий выразил красоту мудрой богини. Этим произведением восхищались, посвящали ему восторженные строки, отмечая нежность ланит Афины и прекрасные контуры ее лица 23 . Она стояла на высоком постаменте, и Фидий, несомненно, учел оптические искажения, которые возникали при ее созерцании. Известен рассказ о состязании Фидия со скульптором Алкаменом при создании статуи для высокого постамента. Пока исполненные произведения находились внизу, все одобрили Алкамена и даже рассердились на Фидия за допущенные им искажения, но когда изваяния были поставлены на предназначенные им места, все оценили мастерство Фидия и осудили недальновидность его соперника.

В статуе Афины Лемнии мастеру удалось передать богатство и сложность образа. При взгляде на нее с одной точки видно большое внутреннее напряжение сильной, мужественной богини. С другой стороны Фидий показал спокойную грацию ее движения. Вертикальные ниспадающие складки одежд воспринимаются как каннелюры неподвижной колонны. Складки наброшенной на плечо эгиды передают живое движение Афины, выявляют внутреннюю динамику и напряжение фигуры.

В одной руке богиня держала копье, олицетворяя этим постоянную готовность к действию, в другой — шлем, снятый с головы как бы в знак ее миролюбивого, спокойного настроения.

Афинский Акрополь был богато украшен статуями, среди которых находились и другие произведения Фидия. Так, на священном холме стояла статуя Аполлона, исполненная Фидием из бронзы по случаю освобождения от саранчи, напавшей на город 24 . Копией римского времени с этого произведения считают Аполлона из Кассельского музея (илл. 34).

Афина Парфенос. В годы своего творческого подъема Фидий создал для Парфенона из золота и слоновой кости огромную статую Афины Парфенос — Афины Девы (илл. 29). Высота ее достигала 12 метров. Впечатление от колосса было очень сильным. Несомненно, что не вся она была из дорогих материалов. Остов, очевидно, был деревянным, и на нем кренились вырезанные из слоновой кости лицо и руки, а также листы золота для одежды и других деталей. Шлем богини украшали сфинксы и грифоны. Афина держала на ладони правой руки статую богини победы Ники, а левой опиралась на большой щит с изображением битвы греков с амазонками на внешней стороне и битвы богов с гигантами — на внутренней 25 . Трудно назвать статую более богато и в то же время гармонично и совершенно украшенную рельефами. На пьедестале было представлено рождение Пандоры 26 , даже на краях сандалий Афины — битва греков с кентаврами.

На изготовление колосса было затрачено около 40-50 талантов золота, что примерно равно тысяче килограммов. Золотые части неплотно прикреплялись друг к другу, и их можно было снимать 27 . При восходе солнца, когда покои храма были особенно ярко освещены через восточную дверь, Афина поражала блеском золота, красотой слоновой кости, цветом вставленных в глаза драгоценных камней — сапфиров. Золото вряд ли было однотонным. Если уже в микенскую эпоху в кинжалах использовался металл разного цвета, то и здесь, нужно думать, скульптор применил золото различных тонов.

Фидий учитывал, что двенадцатиметровая статуя могла показаться тяжеловесной и массивной, и сделал все возможное, чтобы она не выглядела громоздким идолом. Композиционно мастер связал ее с двухэтажной колоннадой внутреннего помещения Парфенона. Вертикаль огромной статуи была, как бы разделена по высоте горизонталями краев одежд. Нижняя граница плаща располагалась почти на уровне канители колонны, на которой лежала ладонь Афины с Никой. Край эгиды помещался на высоте капителей первого этажа внутренней колоннады. Талантливый художник умел создать впечатление гармоничного единства колоссального по размерам скульптурного образа и архитектуры храма.

Это произведение было широко известно в древности и воспроизводилось в мраморных копиях, на небольших резных камнях — геммах, золотых медальонах, монетах 28 . Но, к сожалению, изображения неточны и отличаются в деталях друг от друга 29 (илл. 37).

Автопортрет Фидия. На рельефах щита Афины 30 снаружи была представлена битва греков с амазонками (илл. 35). Как говорится в мифе, Тезей увез предводительницу воинственных женщин Антиопу в Афины. Амазонки решили вернуть ее и подступили к стенам Акрополя. Антиопа любила Тезея и сражалась на стороне эллинов. Лишь после ее гибели бой был прекращен.

Фидий поместил в центре щита голову Горгоны Медузы, а по краям — греков и амазонок. Бой в полном разгаре. Вооруженные мечами и щитами, сражающиеся изображены в бурных движениях. Некоторые амазонки повержены на землю, другие убегают от преследователей. По движениям борющихся можно понять, что бой ведется на холмах: одна из женшин показана будто падающей вниз головой с высокой скалы. Фидий этим самым дал возможность почувствовать пейзаж, характер местности близ Акрополя 31 .

Ниже и немного левее головы Горгоны Медузы показаны два воина. Слева — старый, полысевший, который замахивается на стоящую перед ним на коленях амазонку, и справа — другой, в шлеме и панцире, поднявший копье и полузакрывший рукой лицо. Древние авторы, обращая на них внимание, пишут, что в первом Фидий изобразил самого себя (илл. 36), а во втором — Перикла.

Великому греческому ваятелю, несомненно, принадлежит и ряд скульптурных украшений Парфенона — некоторые метопы, возможно, многие рельефы фриза и его общая композиция.

Статуя Зевса Олимпийского. Фидий работал над статуей Зевса в Олимпии вместе с учеником Колотом и братом Паненом. Громовержец был представлен огромным, сидящим на троне из кедрового дерева 32 . На греческих монетах 33 воспроизведена голова олимпийца. Монеты времени императора Адриана изображают Зевса на троне с венком на голове. Сохранились и некоторые мраморные копии римского времени, лишь отдаленно напоминающие статую Фидия. Древние сообщали, что для грека было несчастьем умереть, не повидав Зевса в Олимпии.

Бог ли на землю сошел и явил тебе, Фидий, свой образ, Или на небо ты сам, бога чтоб видеть, взошел? -

восторженно пишет древний поэт. На лице Зевса Фидий не изобразил ни гнева, ни суровости. Кроткое и доброе, оно будто воплощало в себе идею мудрости и добра.

О судьбе этого прославленного памятника известно немного. Через полстолетия его чинил Дамофон. Римский император Калигула в I в. н. э. собирался заменить голову Зевса изображением своей. По одним источникам, статую хотели перевезти в Рим, но потонул предназначенный для этого корабль. По другим — ее перевезли в Константинополь, где она погибла в 475 г. н. э. Существует также мнение, что она сгорела в Олимпии при пожаре 408 г. н. э., когда император Феодосии запретил Олимпийские игры.

Поздние работы Фидия. Из произведений Фидия последнего периода его творчества античные авторы называют статую Афродиты на черепахе, исполненную из золота и слоновой кости для храма Коркирян в Олимпии, и статую Афродиты для храма в Афинах 34 . К работам скульптора относят еще Атлета, повязывающего голову лентой, — Диадумена, статую Афины Эрганы в Олимпии из золота и слоновой кости с петухом на шлеме 35 и изваяние Зевса, копия которого находится в музее Дрездена.

Судьба великого скульптора. О судьбе Фидия после 438 г. до н. э., когда кончилась его работа на Акрополе, древние авторы сообщают противоречивые сведения. Вот что пишет Плутарх: «Скульптор Фидий подрядился изготовить статую (Афины Парфенос. — Г. С.), как сказано выше. Так как он был другом Перикла и пользовался у него большим авторитетом, то у него было много личных врагов и завистников; а другие хотели на нем испытать настроение народа — как поступит народ в случае суда над Периклом. Они уговорили одного из помощников Фидия, Менона, сесть на площади в виде молящего и просить, чтобы ему дозволено было безнаказанно сделать донос на Фидия и обвинять его. Народ принял данное благосклонно. При разборе этого дела в Народном собрании улик в воровстве не оказалось: по совету Перикла Фидий с самого начала так приделал к статуе золото, что можно было его снять и проверить вес, что в данном случае Перикл и предложил сделать обвинителям. Но над Фидием тяготела зависть к славе его произведений, особенно за то, что, вырезая на щите сражение с амазонками, он изобразил и себя самого в виде плешивого старика, поднявшего камень обеими руками; точно так же он поместил тут и прекрасный портрет Перикла, сражающегося с амазонкой. Рука Перикла, державшая поднятое копье перед лицом, сделанная мастерски, как будто хочет прикрыть сходство, но оно видно с обеих сторон.

Итак, Фидий был отведен в тюрьму и там умер от болезни, а по свидетельству некоторых авторов, от яда, который дали ему враги Перикла, чтобы повредить тому в общественном мнении» 36 .

Другие древние авторы сообщают иные сведения о последних годах жизни Фидия. Некоторые предполагают, что Фидий был оправдан на суде и после этого уехал в Олимпию. Считают также, что он умер в изгнании. Словом, нет недостатка в различных предположениях, но достоверных сведений не имеется.

Искусство Фидия — искусство высокой классики, возвышенное, спокойное, прекрасное. Не случайно Фидия называли Гомером эпического века скульптуры.

Литература

  • Соколов Г.И. Акрополь в Афинах. М., 1968Брунов Н.И. Памятники Афинского Акрополя. Парфенон и Эрехтейон. М., 1973Акрополь. Варшава, 1983
  • История зарубежного искусства. – М., «Изобразительное искусство», 1984
  • Георгиос Донтас. Акрополь и его музей. – Афины, «Клио», 1996
  • Бодо Харенберг. Хроника человечества. – М., «Большая энциклопедия», 1996
  • История мирового искусства. – БММ АО, М., 1998
  • Искусство Древнего мира. Энциклопедия. – М., «ОЛМА-ПРЕСС», 2001
  • Павсаний. Описание Эллады, I-II, М., 1938-1940.
  • «Плиний об искусстве», пер. Б. В. Варнеке, Одесса, 1900.
  • Плутарх. Сравнительные жизнеописания, т. I-III, М., 1961 -1964.
  • Блаватский В. Д. Греческая скульптура, М.-Л., 1939.
  • Брунов Н. И. Очерки по истории архитектуры, т. II, Греция, М., 1935.
  • Вальдгауер О. Ф. Античная скульптура, Иг., 1923.
  • Кобылина М. М. Аттическая скульптура, М., 1953.
  • Колобова К. М. Древний город Афины и его памятники, Л., 1961.
  • Колпинский Ю. Д. Скульптура древней Эллады (альбом), М., 1963.
  • Соколов Г. И. Античная скульптура, ч. I, Греция (альбом), М., 1961.
  • Фармаковский Б. В. Художественный идеал демократических Афин, Пг., 1918.