Фестиваль горящий человек в пустыне невада. Где купить билет на Burning Man? Что такое Burning Man

Около 65000 людей ежегодно приезжают в невадскую пустыню, чтобы построить город своей мечты Блек Рок Сити.

Фестиваль Burning Man («Горящий человек») на одну неделю воплощает в реальность смелую мечту о жизни в обществе свободы и творческого развития. Действие фестиваля разворачивается посреди пустыни, в 3,5 часах езды на машине от ближайшего крупного города Рино. Блек Рок Сити похож на настоящий город с разветвленной инфраструктурой и жилыми «улицами», вокруг которых организуются основные арт-объекты, сцены, развлекательные площадки. Циклопический палаточно-автомобильный лагерь построен полукругом. В его центре установлен символ фестиваля – гигантская фигура Горящего человека.

Каждый сезон новые объекты и культурная программа «Горящего человека» привязаны к единой теме, отражающей один из мировоззренческих аспектов «граждан» этого виртуального государства. Темой 2017 года был выбран «Радикальный ритуал» (Radical Ritual) - обращение к ритуальной практике различных верований как к процессу творчества, без привязки к конкретным религиозным догмам. Символическим центром Burning Man стал «Храм золотого колоса» (Temple of the Golden Spike) - главная фестивальная площадь, где было возведено более 20 «храмовых» конструкций разного масштаба. По доброй традиции «Горящего человека», в последнюю ночь арт-вечеринки его крупнейшие объекты подвергаются ритуальному сожжению, которое превращается в феерическое шоу.

Из-за песчаного ветра в пустыне свободно передвигаться по территории фестиваля возможно только со специальной защитой – закрытыми очками, лицевым платком и мощным фонариком ночью. Все приборы для фото- и видеосъемки должны быть оснащены защитой от песка. Чтобы избежать перегрева, посетителям фестиваля также рекомендуется иметь с собой солнцезащитные зонтики и носить постоянный запас воды.

На Burning Man можно остановиться как в крупном организованном лагере, так и в зоне для свободного кемпинга. Первый вариант намного комфортнее, т.к. предполагает развитую инфраструктуру с кухней, местом для отдыха в тени, запасами воды и т. д. Но в такие лагеря далеко не всегда принимают людей со стороны и для их членов всегда вводятся дополнительные денежные сборы.

Билеты на Burning Man доступны только онлайн, после регистрации на сайте мероприятия. $425 - стандартный билет. Есть билеты от $190 до $1200 долларов.

Кстати. Международный резонанс от фестиваля Burning Man так высок, что у него появились «родственники» по всему миру. Наиболее масштабными событиями такого рода считаются фестивали музыки и творческого самовыражения: в США, в ЮАР, в Германии, в Австралии, в Англии, в Израиле, в Венгрии, а также российское .

Тема Burning Man 2019 - Метаморфозы.










На Московском урбанистическом форуме директор по региональному развитию фестиваля Burning Man Стивен Распа рассказал о том, как возникла мекка для предпринимателей и хиппи, как устроен свободный город в пустыне и какое влияние на культуру и развитие городов оказывает фестиваль. Публикуем его рассказ.

Нас часто называют фестивалем, но на самом деле мы не совсем фестиваль. Burning Man – это свободный город, где люди могут общаться, самовыражаться и развиваться.

Как возник Burning Man

Burning Man начался в 1986 году на пляже Baker Beach в Cан-Франциско.

Двое друзей – Джерри Джеймс и Ларри Харви – построили деревянную скульптуру и решили сжечь её прямо на пляже. Люди вокруг увидели это и начали подтягиваться к костру, праздновать, и это положило начало первому Burning Man.

Мероприятие стало повторяться каждый год на том же пляже и набрало 500 участников, но потом власти попросили организаторов найти другое место. И мы нашли настолько далёкое место, насколько это вообще было возможно – пустыню в Неваде под названием Black Rock Сity. Эта пустыня - на самом деле просто дно высохшего озера.

Первый год это было абсолютно незапланированное поселение для 120 человек, которые просто поехали веселиться. Никакие билеты не продавались – это была бесплатная самодеятельность от людей, которые привезли палатки и развлечения для себя и для своих друзей.

С 1992 по 1996 год фестиваль увеличивался, и в 1996 году в Burning Man участвовали 800 человек. Тогда началась настоящая анархия: люди делали, что хотели, привозили с собой оружие и стреляли куда ни попадя (в Неваде разрешено свободное использование оружия), гоняли на машинах на полной скорости. Развлекаясь подобным образом, двое организаторов попали в достаточно серьёзную аварию, а когда во время самого фестиваля произошёл опасный инцидент, мы приняли решение создать свод правил для участников.

А потом произошло удивительное: мы начали создавать новое сообщество, но по-особенному – с помощью принципов, в которые мы верили.

Мы запретили использовать оружие и установили лимит скорости в 8,5 км/ч, но вообще рекомендовали отказываться от машин и передвигаться пешком – это сближает.

Принципы Burning Man

За следующие пять лет наша культура полностью сформировалась, и в 2004 году мы создали десять принципов, по которым развивалась наша коммуна

Это не правила, а скорее философские наставления, которых мы придерживаемся и о которых рассказываем всем членам сообщества.

  1. Радикальное включение. Каждый может быть членом нашего сообщества. Мы принимаем всех, даже людей с противоположными политическими взглядами.
  2. Дарение. Мы . Мы создали фестиваль не для коммерческой выгоды и также ожидаем от участников, что на территории сообщества они не будут зарабатывать.
  3. Декоммодификация. Мы сами придумали этот принцип, чтобы уберечь наше сообщество от влияния коммерческих брендов. Мы не зарабатываем на рекламе, у нас нет никаких спонсоров, и только за счёт продажи билетов мы можем раз в год построить этот город.
  4. Полагание только на свои силы. В пустыне далеко не курортные условия: испепеляющая жара днём и холодный ветер ночью. Мы просим всех участников позаботиться о себе, привести провизию на неделю и задуматься, что можно сделать, чтобы было тепло, сухо и безопасно.
  5. Радикальное самовыражение. В сообществе мы побуждаем людей максимально самовыражаться – быть теми, кем вы всегда хотели быть. Шить оригинальные костюмы и творить, не боясь осуждения.
  6. Принцип объединения. Первая причина, по которой люди едут к нам, это искусство. Во вторую очередь люди хотят участвовать в фестивале, потому что им нравится быть частью чего-то большего.
  7. Гражданская ответственность. Для нас важна ответственность перед государством, поэтому мы чётко соблюдаем законодательство и просим других участников тоже его соблюдать.
  8. Чистота. Burning Man – это самый большой фестиваль, который не оставляет за собой ни следа.
  9. Участие – мы ожидаем, что каждый, кто приезжает, будет участвовать в жизни города и сделает пребывание остальных потрясающим.
  10. Присутствие здесь и сейчас. Нам очень важно, чтобы вы наслаждались моментом, и вам нравилось то, что происходит здесь и сейчас.

Как устроен город

Все эти принципы формируют не только то, как складывается наше сообщество, но и то, как создаётся город. Мы делаем город так, чтобы там были возможности для общения, для отдыха и уединённых разговоров. В центре находятся арт-объекты, перфомансы, главный лагерь. Круг не замыкается – мы оставляем выход к великолепной пустыне, и это тоже отражает взгляды нашего комьюнити: открытость и стремление соединиться с природой.

Город выглядит, как часы: на 12 часов расположен храм, а на 6 часов – центральный лагерь. Мы располагаем большие клубы и дискотеки на последних улицах, чтобы звук шёл в пустыню и не беспокоил окружающих

Фиолетовая территория – тематические лагеря, в которые каждый год люди привозят свои воркшопы и делятся увлечениями: разливают чай, наряжаются, смотрят фильмы и многое другое.

Места, отмеченные белым – это свободная территория, где можно поставить палатку и расположиться безо всякого предупреждения.

В центральном лагере находятся основные сервисы, которые помогают арт-объектам и где просто можно узнать ответ на любой организационный вопрос. Burning Man предоставляет основную инфраструктуру города: разлиновывает территорию, привозит туалеты и медицинское сопровождение.

Black Rock Rangers

У нас 800 волонтёров – Black rock rangers, которые охраняют покой нашего города. Но их нельзя назвать полицией: они, конечно, могут наводить порядок, если видят серьёзные нарушения правил, но по большей части они помогают сделать ваше пребывание комфортным и веселым.

Black rock rangers. Источник: burningman.org

Что есть на территории города

В самом городе располагается около 1000 арт-объектов. Примерно 200 из них созданы с нашей финансовой поддержкой, остальные – только силами их создателей. Каждый год мы тратим $1,5 млн на гранты.

Наше сообщество работает через лагеря, которые привозят разные арт-объекты, роботов, и другие интерактивные штуки. И всё это организовывают и доставляют сами участники. Мы привозим лишь большую деревянную статую горящего человека, которую сжигаем в субботу вечером. Это ежегодный ритуал. Много людей спрашивают, что означает эта скульптура. И всегда наш ответ такой: «Что хотите, то и значит».

А ещё у нас есть лицензированный аэропорт.

На территории города также есть храм. Один из наших участников однажды создал его и продолжает строить каждый год.

Это храм всех конфессий. Люди приходят туда, оставляют записки умершим, некоторые женятся. У нас более 1000 тематических лагерей. Это может быть всё что угодно – от почтовых отделений до спортивного зала. У нас также есть радиостанции (и даже пиратские!). Каждый может побыть диджеем. И почтовые отделения с официальным индексом, чтобы можно было отправлять письма.

Арт-объекты в Black Rock Сity

Мне очень нравится скульптура украинского художника Александра Милова. Многие говорят, что Burning Man соединяет их с внутренним ребёнком.

Скульпутра «Любовь» Александра Милова. Источник: zn.ua

В 2015 году русские ребята привезли и собрали потрясающий арт объект – космическую станцию «Мир». Эта команда подняла важный вопрос: что мы как одна команда можем сделать, чтобы поддерживать мир, и как мы можем разрушить границы, чтобы жить счастливо.

Космическая станция «Мир», инсталляция на фестивале. Источник: livejournal

Группа Fleming Lotus Girls привозит на Burning man большие инсталляции с огнём.

В этом объекте задействовано компьютерное программирование и волонтёры, которые создавали его, учились программировать с нуля. Это интерактивный объект: можно было нажимать на кнопки, и с разных сторон появлялся огонь.

Инсталляция «Мать-змея». Источник: wikimedia

Многие объекты создаются выходцами из арт-школ. Некоторые скульптуры из Black Rock Сity потом оказываются в разных городских арт-институциях.

Например, троянский конь строили в двух городах 250 волонтеров. Целую неделю мы устраивали перформансы и дискотеки внутри коня, а потом сожгли его.

Троянский конь. Источник: pinterest

Конечно, мы счастливы, когда арт-объекты оказываются в городской среде, и всячески поддерживаем таких художников.

О транспорте на фестивале

Территория фестиваля большая, днём жарко, поэтому люди ищут способы передвигаться максимально быстро, и появляются машины-мутанты. Люди ездят на велосипедах или на подобных машинах.

Велосипед-мутант. Источник: scottlondon

Из пустыни – в большой мир

Мы хотим привнести опыт, который получили в пустыне, в город. Сначала мы организовывали мероприятия, подобные Burning Man, когда возвращались в Сан-Франциско. Например, «разгерметизация» (decompretion) и «загерметизация» (precompretion). Мы организовывали уличную ярмарку в Сан-Франциско, только наши художники раздавали свои творения бесплатно.

Всё началось с того, что художник сделал световую скульптуру моста на фестивале. Затем световую инсталляцию временно разместили на мосту. Однако спустя год инсталляцию решили сделать постоянной. После этой скульптуры в Сан-Франциско Лео пригласили оформить мост на Темзе, и на сегодняшний день он оформил 17 мостов. Это пример создания небольшого временного арт-объекта, который может привести к чему-то действительно грандиозному.

Дэвида Беста, который создал первый храм на фестивале, пригласили построить временный храм в городе Дерри в Ирландии. В этом городе долгое время было противостояние между протестантами и католиками, и в 1972 году на этом месте произошла кровавая бойня. Дэвид работал с 90 волонтёрами от 18 до 25 лет.

Храм в Дерри, Ирландия. Источник: terraoko.com

В процессе построения храмма Дэвид научил волонтёров лазерной резке и компьютерному дизайну. Через несколько дней после открытия более 60 тысяч человек пришли к этому храму и написали имена людей, которые погибли в то смутное время. После люди сожгли храм, и это стало символом окончания религиозной вражды.

Как стать частью сообщества

Сейчас у нас 287 региональных представителей. Они все волонтёры. В более чем 40 странах у нас проходит 80 официальных региональных ивентов. Помимо официальных собраний, происходят еще тысячи, о которых мы не знаем – от тусовок до массовых уборок. И многие из региональных представительств создали некоммерческие организации и выдают гранты художникам, также как и мы.

Где проходят встречи бёрнеров

Меня очень вдохновляет, как развивается наше комьюнити и как мы преодолеваем границы стран, несмотря на политическую ситуацию в мире.

Вот пример Afrika Burn – наш самый крупный региональный ивент, или ещё один из самых быстроразвивающихся – Meat Burn в Израиле. Перед тем как организовать такие крупные фестивали, все они начинали с маленьких встреч на пляжах.

Afrika Burn, г. Танква, Африка.

40-футового (12,2 м) «Горящего человека» и сооруженный вокруг него храм сожгли еще в субботу. К этому ежегодному ритуалу Burning Man подтянулось большое количество людей, но настоящие «бёрнеры» таких считают туристами и приезжают к самому началу фестиваля, последнему понедельнику августа — в нынешнем году этот первый день выпал на 27-е число.

3-4 сентября — уже дни сборов и уборки пустыни: она должна остаться такой же девственно чистой, как до прихода «бёрнеров». Все разъезжаются смывать с себя напоминающую известку белую пыль Блэк-Рок, и уже через несколько дней, наверное, будет сложно поверить, что еще недавно ты предавался радикальному самовыражению среди песков (а именно «создание общества радикального самовыражения» — одна из наиболее часто встречающихся формулировок концепции действа).

Отсчет своей истории этот фестиваль — хотя многие выступают активно против такого обозначения Burning Man —​ ведет с 1986 года, когда 20 человек сожгли 8-футовую фигуру на Бейкер-бич в Сан-Франциско. Как гласит табличка в импровизированном музее «Горящего человека» в появляющемся на неделю из ниоткуда городе в пустыне Блэк-Рок: «Мы не знаем, зачем они сожгли деревянную статую: не то в честь летнего солнцестояния (большая часть источников уверена именно в этом варианте — прим. ред. ), не то по трагическому личному поводу, не то радостному общему поводу, ну или это был акт коллективного художественного самовыражения».

Александр Болдачев

Данил Головкин

Доподлинно известно другое — авторами первого Burning Man с напоминающим перевернутый треугольник по форме лицом были Ларри Харви и Джерри Джеймс. Как гласит легенда, Ларри (ныне — директор Black Rock City LLC и президент некоммерческой Black Rock City Arts Foundarion ) позвонил Джерри с этим предложением, тот был удивлен, но на предложение согласился. На следующий год на том же Бейкер-бич они же уже в компании почти что восьми десятков человек снова решили сжечь деревянного человека, уже 20-футового. Со второго сожжения даже сохранилось фото, сделанное Стюартом Харви. Он же, уже на следующий год, дал деревянной фигуре имя — Burning Man (как гласит музейная табличка про этот год: «хотя, конечно, была масса других вариантов названия для деревянной фигуры человека, которую сжигают»). В августе 1990-го, когда на калифорнийском пляже собралось уже 800 человек, полиция разрешила только установить статую, но не сжечь. 90 энтузиастов решили позднее этим летом, в День труда, отправиться в пустыню Блэк-Рок, чтобы довести начатое дело до пепла — так фестиваль обрел свое современное местоположение. Год за годом он обретал и другие свои атрибуты: в 1990-м там сыграл на барабанах первый музыкант, на следующий год, когда участников стало уже 600, учреждается волонтерский институт рейнджеров Блэк-Рока, а еще через год появляется первый тематический лагерь, со временем подтягиваются и художники с самыми безумными арт-проектами (сейчас желающие представить арт-проекты могут подать заявки на сбор пожертвований на официальном сайте Burning Man ). По крайней мере, так рассказывают таблички музея в Блэк-Рок-сити, но в этом городе-государстве реальное и вымышленное может переплетаться самым причудливым образом.


Блэк-Рок-сити, 1996

Что доподлинно известно, количество участников действа постоянно растет. Из-за этого и увеличивались размеры Блэк-Рок-Сити, и усложнялась его инфраструктура.

«После 1995-го, а это был мой третий «бёрн», — вспоминает издатель газеты BRC Weekly — я было думала перестать приезжать, людей стало слишком много, больше 3000». В 2013 году число гостей фестиваля перевалило уже за 60 тыс.

Ветераны движения сетуют, что фестиваль уже не тот. Но другие ветераны говорят, что «бёрнеры» начали ворчать, что «кончились старые добрые дни» еще в 1997-м, когда в городе-утопии Блэк-Рок-сити, появляющемся из ниоткуда и вникуда исчезающем, запретили ездить на автомобилях (теперь это право есть только у арт-машин) и иметь при себе огнестрельное оружие. «Старые добрые времена» продолжали заканчиваться ежегодно. В 1998-м у созданных трейлерами и платками улиц появляются номера и названия, а фестиваль впервые объявляется тематическим. На следующий год «Горящий человек» перемещается в свое современное положение — становится центром организованного на манер часового циферблата города (он же плайя от испанского «пляж», также использующегося на американском Западе для обозначения лож высохших озер, чем и является пустыня Блэк-Рок) с названиями по 15-минутным расходящимся от фигуры секторам и буквенными именами (по кольцу), тогда же участники лишаются еще одного ритуала — подъема фигуры совместными усилиями.


Данил Головкин

По поводу того, какие же «бёрнеры» настоящие, а какие нет, и что кого раздражает в современном Блэк-Рок-сити, в моем отныне любимом издании и единственном чтиве за последнюю неделю — уже упомянутом BRC Weekly (в газете, кстати, всего восемь полос формата А4, но конкурирующее издание — раздаваемая на въезде газета Black Rock Beacon — куда скучнее) по поводу этого разворачивается даже колко-ироничная полемика контрибьюторов.

«Burning Man — это фестиваль, который посещаешь для трансформации и в поиске убежища от земной жизни. Цель этого недельного утопического путешествия — с достоинством покинуть плайю, не оставив следов своего пребывания и изменить свое отношение к реальности. Проще говоря, это безглютеновый, с активированным углем и часто усиленный химическими элементами коктейль для очистки души.

В песках пустыни Блэк-Рок смешиваются нации, субкультуры, собираются любители психоделики... самый гуманистический аспект всего этого — смешение разных экономических классов: технические гении вроде Илона Маска и Марка Цукерберга, эксцентричные селебрити вроде Пи Дидди c его знаменитым розовым зонтом оказываются тут рядом с ребятами, которые считают, что целительные кристаллы и оливковое масло способны вылечить фибромиалгию».


Данил Головкин

Цукерберг и Маск по классификации автора — это the one-percenters с их «супер-упакованными RV (жилыми автофургонами — прим. ред. ), водой Fiji и бельем из египетского хлопка». «Они ведут себя как диджеи-суперзвезды, которым пришлось лететь коммерческим рейсом, а не частным бортом, но уверены, что это лишь временное лишение». Газета проходится и по ветеранам фестиваля, которые «непременно скажут вам, что все закончилось в 1996-м». Среди других раздражающих контрибьютора газеты Остина Геббиа (и в своем раздражении он часто справедлив и невероятно ироничен) — модели в поисках объектива Энни Лейбовиц («sparkle ponies»), техно-снобы, которые разок побывали в Бергхайме, но называют его своим домом, the stardust vagabonds («органические сыроедческие веганские души без ГМО, которых в пустыню привела сама Вселенная») и европейские туристы, которые привозят на плайю «17 автобусов, лодку, такси и Ноев ковчег».

Как в настоящей демократической газете, другой контрибьютор под забавным ником — Shutterslut — оппонирует предыдущему оратору на соседней странице: «Если ты не работаешь на one-percenters, то какая тебе разница, что творится за стенами их RV... тот факт, что Марк Цукерберг в прошлом году пожадничал и в его кэмпе всем желающим давали только половинку сэндвича с сыром, а не целый, правда разрушило твой бёрн?!»

Издатель Адриан Робертс резюмирует в своей колонке: «Как в большинстве вещей в мире, главное тут — сохранять баланс».


Данил Головкин

Ну и последняя цитата из BRC Weekly , из раздела «Подслушано на плайе» : «Я говорил, что ты увидишь то, чего никогда не видел раньше, но я вовсе не утверждал, что тебе понравится». Вообще, что же такое Burning Man , что ты тут увидишь, зачем эта куча самого разного народу приезжает на плайю и почему им это нравится — вопрос из разряда «Кто виноват?» и «Что делать?». На него сложно ответить и до, и после «бёрна». Один из арт-проектов этого года был даже посвящен тому, кто такой этот Burning Man : три художника сидели в черном кубе чуть ли не сутками и выслушивали ответ всех желающих на данный вопрос, а потом должны были резюмировать и выдать некий универсальный ответ. Не удивлюсь, если ответом будет что-то вроде «все это групповая галлюцинация».

Нереальное начинается еще до попадания в пустыню. Сначала, кто бы ты ни был — бродяга-веган или Цукерберг — тебе надо озаботиться билетом и вещами из списка выживания «бёрнера». Конечно, за Марка это может сделать армия ассистентов, но без этих вещей соваться в пустыню смысла не имеет. Я, а это был мой первый «бёрн», была уверена, что еду на некий рейв-фестиваль-тотальную арт-инсталляцию в пустыню, куда главное взять много невероятных костюмов, пока не прочитала этот список. Чтобы вы точно поняли, насколько я не понимала, куда вообще еду: я прикупила сапоги Rick Owens , чтобы ходить по плайе (редкая обувь способна пережить «бёрн», а я, к сожалению, пока сильно беднее Цукерберга и не могу позволить себе выкинуть такие ботинки через несколько дней).

Среди же на самом деле необходимого из списка: лыжная маска (кстати, если соберетесь, берите с желтым фильтром — идеально для песка), средства от загара с максимальной защитой, кружка с напечатанным или приклеенным ID, термобелье, пуховик, влажные салфетки, внушительное количество лекарств, яркий фонарь, респиратор, герметичная защита для телефона и прочей аппаратуры, спальник, велосипед и много других разной степени неожиданности предметов. Нам часть экипировки обеспечивал лагерь, но остальное из списка все приобретали самостоятельно. В спортивном магазине, где я приобрела большую часть, на меня изумленно уставился продавец: «Вы куда вообще собрались с такой странной экипировкой?» — «В пустыню». — «И что вы там будете делать?» — «Не знаю». Он решил, что я не в себе, и не без оснований, но я правда плохо себе все представляла. Я знала, что меня в свой лагерь пригласил венчурный инвестор и сооснователь компании SDV entures Дмитрий Волков. Два года назад он уже делал тут арт-лагерь с Олегом Куликом, теперь — с Андреем Бартеневым. И что мы будем не просто наблюдать за всем, а станем непосредственными участниками: Бартенев сделал для всех костюмы и ожидается некий подготовленный Андреем совместно с Дмитрием перформанс с нашим участием. Более никаких деталей. И пугающий список вещей для выживания. И не менее пугающая информация о том, что днем в пустыне жара за +40, а ночью температура опускается до плюс пяти (а по ощущениям и того ниже), и что мелкий песок Блэк-Рока проникает везде и всюду.


Дмитрий Волков и Андрей Бартенев

Данил Головкин

Чтобы окончательно себя добить, я прочла рассказы и интервью о событии с прошлых «бёрнов». Что меня поразило, ни у одного из людей, казалось, не было энтузиазма вернуться в пустыню снова и звучали многие рассказы как свидетельства выживших (возможно, мой страх сделал за меня выборку текстов).

Но страх и сапоги Rick Owens остались дома, а я полетела в пустыню. Вернее — сначала в Лос-Анджелес, а потом в город-казино Рино, из которого свой путь в Блэк-Рок-сити начинают большинство «бёрнеров». Многих из них, кому совсем невтерпеж начать самовыражаться, можно опознать уже у багажной ленты, а потом не раз встретить в отеле и на улицах. В Рино все напоследок хорошенечко моются, забирают арендованные RV, запасаются продуктами и средствами первой необходимости, ну и просто слоняются по довольно симпатичному, особенно в части без казино, провинциальному городишке в 40 минутах езды от знаменитого озера Тахо и в окружении множества лыжных курортов. Тут находится одно из производств Tesla и скоро откроется офис Google , так что Рино местечко зажиточное. Живет здесь около 300 тыс. человек, и, кстати, ни один из встреченных нами на вопрос, были ли вы на Burning Man , не ответил положительно.

Мы с двумя участниками нашего лагеря, пока большая часть группы, прилетевшая в Рино раньше, закупает продукты и проклеивает окна RV от попадания песка, решаем перед выездом в неведомое хорошенько поесть и докупить то, что забыли. Вопрос еды решает аутентичное вьетнамское кафе Golden Flower (в него же мы и побежим первым делом, как вернемся из пустыни). Докупаем лекарства, протеиновые батончики, снеки, фляжки (кстати, невероятно полезный предмет, и ID лучше бы перевести или наклеить прямо на него, потому что как выясняется, нужен этот пункт из списка необходимого, чтобы тебе наливали алкоголь в барах). Докупаем еще и теплых эстрадных вещей в Antiques & Treasures — магазине винтажа, делающем, наверное, половину своей выручки перед Burning Man , и эстетской бижутерии в Hudson Vintage , где по сходной цене можно купить хоть Tiffany 1940-х, хоть Lanvin 1990-х.


Данил Головкин

На следующий день выезжаем с группой «второй заезд» караваном из нескольких RV. Большая часть тут впервые, так что особо попугать или ободрить себя подробностями предстоящего не получается. Как ни удивительно, впервые едет на фестиваль и Андрей Бартенев. Хотя, как потом станет очевидно, он должен бы быть почетным гражданином Блэк-Рок-cити. Когда другие люди вырываются из серого дома и радикально самовыражаются в пустыне, этот великолепный художник-эксцентрик убегает из нашего скучного мира домой в яркую и удивительную вселенную Burning Man .

Из необычных предметов, путешествующих с нами на RV — гигантская надувная фигура зеленого инопланетянина (ее мы по просьбе Бартенева привозили с главредом GQ Игорем Гараниным и фотографом Данилом Головкиным, с которыми летели вместе из Москвы) и арфа. Вернее — две. Одна классическая и одна электроарфа с надевающейся на манер рюкзака колонкой. Везет их известный арфист и композитор Александр Болдачев. И все это и многое другое — для перфоманса нашего арт-лагеря — «Aliens? Yes!» по адресу 9:15 Fire. Мы будем устраивать шествие пришельцев под аккомпанемент арфы, сами тоже будем играть на неких загадочных инструментах. «Там будут такие палки, ими надо будет махать и издавать звук, — инструктирует Бартенев. — Саша, арфист, научит всех правильно махать».

От Рино до Блэк-Рока — 150 км, ехать без пробок 2,5-3 часа, но на подъезде к Burning Man пробки образуются просто гигантские. Мы простояли на въезде часов пять. За это время изучаем свой RV. Я интересуюсь экономикой поездки у соседей по лагерю. Арендовать 8-местный RV, жить в котором комфортно не более чем впятером, на неделю Burning Man обойдется в 3-4 раза дороже, чем в обычное время (от $2 тыс. по официальным данным, но более $10 тыс. — по опыту), но это только часть трат: еще аренда лагеря за сумму от $150 до десятка тыс. с человека (так, по данным Bloomberg в $16 500 было оценено проживание в частном лагере с кондиционерами и wi-fi в 2014 году), если не хочешь бесплатно спать в гамаке на пирсе или на пенке в Центральном лагере, пропуск на машину ($80), билет (от пары сотен до $1200 в зависимости от того, участвуете ли вы в лотерее или покупаете билет без нее, и есть ли у вас льготы), ну и прочие траты на провизию.


Данил Головкин

Правда, товарно-денежные отношения закончатся при въезде на плайю: далее деньги вам понадобятся, только чтобы купить кофе и лед в Central Camp Cafe или оплатить услуги по заполнению и откачке воды и работу ассенизаторов в своем RV (последние — короли пустыни).

В пробке осваиваем и главный навык: учимся экономить эту самую воду, ведь запасы ее в баках ограничены, ну и вообще, первое правило пустыни — не проливать ни одной капли воды зря (лить воду, особенно грязную на песок, тут вообще самое тяжкое преступление). Не менее тяжкое преступление — мусорить, все свое надо носить с собой, утилизировать в собственном лагере и вывезти из пустыни в конце.

Часам к восьми мы оказались в лагере, выглядит территория и все окружающее сюрреалистично, но не опасно. Пустыня быстро объясняет, зачем нужны респираторы и маски: поднимается буря и мужчины лагеря собираются держать палатку-кухню. Со стороны смотрится занятно, примерно как в мультфильме «Ветер» Роберта Лоэбела.

Вечером идем гулять и смотреть арт-объекты. Находятся они в незаселенной части плайи, по ней же ездят самые невероятные арт-кары, на которые можно запрыгнуть и прокатиться. Есть очень красивые инсталляции вроде «The Tree» со светящимися лепестками, но в целом первое впечатление —​ Диснейленд для взрослых. Очевидно, что надо находить правильные места и участвовать во всем. Вообще же участие — один из главных принципов «бёрнера», здесь нельзя быть пассивным зрителем, надо непременно что-то привносить. Кто-то читает лекции или гадает на Таро, кто-то угощает пиццей или коктейлями, устраивает перформансы или концерты. Чего только не найдешь на гигантской территории Блэк-Рок-сити. Burning Man для каждого свой. Если спросить того, кто бывал, то кто-то скажет, что тут много арта, кто-то расскажет про шаманов, кто-то про секс-наркотики-рок-н-ролл. На деле — сюда приезжают 60-70 тыс. человек и создают на неделю антиутопический мир, в котором есть все: искусство, рейвы, оргии, а также утренняя йога, чайные церемонии, барбекю и мастер-классы по оригами. Каждый выбирает свое. Ты можешь заранее посмотреть, что тебе интересно, по выдаваемой на въезде книжке или мобильному приложению iburn . А можешь просто довериться моменту — и это самое интересное. Наметить лишь начало маршрута, а потом ходить или ездить на велосипеде по огромной территории, следуя советам случайных встречных или просто двигаться на огоньки.

Для кого-то все происходящее напоминает «Безумного Макса» , но для русского человека все это несомненно — «Кин-дза-дза» . И эстетически, и потому что условные спички стоят куда дороже денег.


Данил Головкин

Утром второго дня помогаем Андрею Бартеневу развешивать костюмы и выбираем реквизит себе. Я быстро втягиваюсь. «Ты выбираешь мои любимые вещи», — говорит Андрей. Он готовился к поездке на фестиваль три месяца, на месяц вообще закрывал свою галерею «Здесь на Таганке» и делал там временную Burning Man Station . На плайю он привез 40 чемоданов костюмов — и для шествия, и для нашего самовыражения вне его.

Наш лагерь поначалу напоминает пионерский. Формируются сообщества и коалиции, объединяет и увлекает всех только выбор костюмов. Беру себе золотое короткое платье с быками и кепку с золотым петушиным гребнем. Мне кажется, что выгляжу я крайне экстравагантно (к последнему дню меня будет удивлять этот неприметный casual-наряд). В таком виде отправляюсь на велосипеде смотреть арт-объекты на плайе днем, до самой жары — и лично мне они при солнечном свете нравятся гораздо больше.

Возвращаемся в лагерь, Бартенев все еще продолжает что-то разбирать. В шатер периодически заходят люди и спрашивают, не раздача ли это костюмов (а отдавать или менять вещи — еще одна традиция «бёрнеров»). Объясняет, что это реквизит лагеря, но дарит каждому мелочи, чтобы не расстраивались. Я втягиваюсь в процесс и беру у Бартенева много пластиковых бус, чтобы дарить встречным. Тут так принято.

Тем временем Бартенев переходит к украшению лагеря. Многие берутся ему помогать. Один из элементов декора палатки-столовой — зеленые флажки, кто-то режет обнаруженные цветные нитки и развешивает флажки на них. Как выяснится потом, это были струны для арфы стоимостью около €800. Хорошо, что есть запасные — перформансу все же быть.

Ночью снова идем гулять, уже ответственнее подойдя к вопросу наряда: на мне что-то сложносочиненное поверх другого эксцентричного, куча аксессуаров, ободок с головой пришельца и накладные ресницы в виде перьев. Вообще, накладные ресницы и самые невероятные светящиеся аксессуары для ночи надо бы добавить в список предметов первой необходимости (последние, кстати, и правда сильно обезопасят жизнь, когда ты идешь или едешь на велосипеде по темной пустыне от одного арт-объекта к другому или курсируешь между рейвами: без огоньков тебя могут не заметить и попросту сбить).


Данил Головки

Мне хочется добавить к костюму еще и шубу, которых Бартенев привез несколько десятков, но нам одновременно не везет и везет с погодой — ночью очень тепло. Как рассказывают нам старожилы, впервые с 2006-го. Двое мужчин за 50 на фестивале уже 17-й раз и на их памяти это всего второй случай такой жары.

Тут вообще много «бёрнеров» в возрасте, и не все из них ветераны, некоторые начали радикально самовыражаться уже в солидном возрасте. Самым же молодым «бёрнерам» на вид лет по шесть. Пока я думаю о присутствующих тут детях, мы в ночи на гигантской овце пересекаем пустыню. Проезжаем скалодром с баром на вершине. По стене карабкается мужчина в костюме розового плюшевого зайчика с непубликабельной надписью на спине. Почему-то думаю, что он клерк, и какой, должно быть, кайф, когда ты 358 дней в году сидишь в офисе, превратиться на семь в зайчика, который лезет к бару по отвесной стене.

Дмитрий Волков советует смотреть плайю не ночью, а на рассвете — и свет самый красивый, и с вечеринок в разных состояниях измененного сознания по пустыне возвращаются самые стойкие рейверы. Забегая вперед, скажу, что мы отправимся на плайю на рассвете через пару дней с девушкой из нашего лагеря. Более того, мы возьмем коврики для йоги, наденем костюмы пришельцев и пойдем заниматься к инсталляции в виде гигантского розового фламинго. И ничего слишком странного или экзальтированного в этом не будет. Тут этим не шокируешь и не привлечешь внимания, можешь только вызвать улыбку, одобрение, тебе скажут, как это красиво. И это «красиво» может быть про асану, а не костюм. Могут обнять. Объятия тут вообще одна из главных валют, а главная ценность Burning Man — люди. Те, что хоть на неделю могут построить мир, живущий совсем по иным принципам. Мир, в котором не мусорят и по-настоящему берегут воду. Мир, в котором не работает ни телефон, ни интернет, ни просто связь (в очереди за кофе парень в дредах кричал: «Что вы уставились в свои телефоны? Трамп, к сожалению, все еще президент и больше не нужно ничего знать из новостей»). Здесь деньги стоят очень мало. Конечно, если ты живешь в условиях комфорта RV, ты уже потратился, но речь не об этом. Очень показательный пример — кафе с платным кофе. Пару лет назад в это кафе утром и вечером приходили парни и ставили коробку с $500, разменянными купюрами по $5 — «на ваши напитки». И так каждый день.


Данил Головкин

Рассказывает мне эту историю волонтер из Мичигана (а исторически — из Ленинграда), который уже далеко не первый год прилетает сюда на самолете и предлагает прокатиться на нем по плайе любому желающему. И он тут такой не один — бесплатные экскурсии предлагают многие пилоты.

Волонтер из Мичигана дарит нашивки и резюмирует ситуацию с кофе: услуги портят Burning Man .

Другой случайный встречный, фотограф из Чикаго, который ездит сюда с 2009 года, считает иначе:

«Люди говорят, что все портится, потому что приезжают первый раз и верят в идеальный мир, восхищаются им. Потом возвращаются и видят, что мир не идеален, и начинают говорить, что все портится. Но те, кто приезжают первый раз, по-прежнему в восторге. Burning Man меняется и остается таким же. Он растет и становится разнообразнее. В первый год я составил список всего, что хочу увидеть, а потом просто выкинул его — тут надо go with the flow ("пустить все на самотек")».

Нас это go with the flow заносило то к карусели, то на «шоу поедания бобра» (как по ошибке перевела сначала найденное в книжке эротическое представление девочка из нашего лагеря, не разобрав американский сленг), то в храм мертвых. Последний — впечатление удивительной силы. Среди шума вечеринок и перформансов, гула арт-машин, разъезжающих по пустыне, ты оказываешься в абсолютной тишине этого храма. Memento mori.

На третий день мы устраиваем первое шествие инопланетян. Бартенев, кажется, немного нервничает. Волков спокоен и размахивает флагом. Мы учимся играть на странных предметах, которыми надо довольно интенсивно махать, чтобы они издавали потусторонний звук. Идем к статуе «Горящего человека» , который в нынешнем году установлен внутри деревянного храма (тема года — Radical Rituals ), колонной. Замыкают ее несущие гигантскую надувную голову пришельца, а возглавляет — сам Волков с флагом на древке. Смотреть на все происходящее сквозь сетку маски пришельца под звуки странной штуковины и прекрасной арфы было одним из самых сильных впечатлений. Мы устроили мощную конкуренцию Area 51 .

После спрашиваю Волкова, как ему тут. Говорит, для него все не как для простого «бёрнера» — очень много подготовки. На плайе, он уверен, создается уникальная ситуация: тут накрывает физически и психологически, и из-за радикального самовыражения, и из-за по-настоящему тяжелых условий пустыни.

«Когда я возвращаюсь отсюда, резко начинается работа и нет периода выхода, — продолжает Волков, — но остаются фото, потом воспоминания всплывают».

С Бартеневым до подготовки к Burning Man , как выясняется, они друг друга лично не знали, хоть и было много общих знакомых. «А еще я хотел приобрести работы Бартенева в свою коллекцию, а теперь у них будет своя очень личная история, — продолжает Дмитрий. — Бартенев вообще очень подходит месту: он мастер перформанса».

На следующий день устраиваем второе шествие — как нам кажется, сработали мы лучше, чем вчера. И в какой-то момент я уже вообще больше зеленый человечек, чем креативный директор «РБК Стиль» или эксперт по ограненным алмазам.

Но приходится выйти из образа и сдать костюм: зеленые человечки потом поедут в Шанхай, где будет устроена выставка.

Другие же костюмы дарят нам. Какие-то вещи по бёрнерской традиции Бартенев раздает заглянувшим в кэмп — так что у некоторых «бёрнеров» есть теперь настоящие произволения искусства.

10 принципов «бёрнера»

В один из вечеров, когда все уже куда больше пришельцы, чем те, кем были до, Дмитрий предлагает представиться. «Я венчурный инвестор и философ», — говорит он, стоя в кепке с дуршлагом на голове. «Юрист», — продолжает представление мужчина в шубе с механическими плюшевыми зайцами. «Глава инвестиционного фонда», — рассказывает другой в куртке в виде дикобраза из серого фетра. И вот это все кажется куда более сюрреалистическим, чем то, что было до, когда все были просто зелеными человечками. Или когда гонялись за машиной для откачки воды из RV в попытке заманить ее в наш лагерь на велосипедах в раскрашенных краской сложной архитектуры костюмах и шапках из фольги на голове, или... Перечислять можно бесконечно долго.

Только когда уезжаешь, понимаешь, как было круто. Это лучше випассаны и вообще идеальный диджитал-детокс. Да, я начала больше следить за своим мусором и перестала постоянно хвататься за телефон в своей вечной рабочей истерике. И все это мелочи по сравнению с главными выводами и переменами, которые я оставлю как нечто интимное при себе — и это только результат первых часов вне плайи.

Вообще момент выхода в реальность из пустыни очень интересен: появление сигнала телефона, первый магазин на заправке, где надо расплатиться деньгами, а хочется по привычке подарить кассиру бартеневские бусы и его обнять.

Мне приходят три смс, пока 3G еще не включился и не посыпалось все остальное: банк о пополнении счета, мама с текстом про то, что мой друг не может мне дозвониться и очень нервничает, и рассылка от LeForm — вот она возвращается, моя реальная жизнь.

Фестиваль музыки и искусства Burning Man проводится в США с 80-х, но оказался у всех на устах лишь в последнее время. Если вы до сих пор ничего не знаете о самой грандиозной фрик-утопии современности, HELLO.RU спешит это исправить.

Фестиваль Burning Man («Горящий человек») проводится ежегодно с 1986 года. По легенде его историю начали двое мужчин — Ларри Харви и Джерри Джеймс, которые сожгли на пляже в Сан-Франциско деревянное чучело. Позже фестиваль переместился в пустыню Блэк-Рок штата Невада. Событие стартует в ночь с воскресенья на последний понедельник августа и длится ровно 8 дней.

Фестиваль был задуман для объединения людей, живущих в стиле «радикальное самовыражение» (radical self-expression), а на деле напоминает ожившие декорации фильма «Безумный Макс». Сотни людей-мутантов, железных зверей и невероятных машин — прямо посреди пустыни устанавливаются произведения современного искусства фантастических форм. Не уступают им в причудливости и участники фестиваля.

Участниками первого Burning Man была группа из двадцати единомышленников. Сейчас около 75 тысяч человек посещают фестиваль ежегодно.

Среди поклонников Burning Man немало знаменитостей: от Сьюзан Сарандон (да-да, удивлены?) до моделей Victoria’s Secret Сары Сампайо и Алессандры Амбросио. В прошлом году участниками фестиваля стали Елена Перминова и Александр Лебедев, в этом на Burning Man уже выехал рэпер T-Killah, который будет делиться происходящим в своем Instagram.

Пи Дидди

T-Killah по пути на Burning Man-2018

Свод правил для новичка начинается со слов: «Burning Man — это не фестиваль, это сообщество людей, временный город и глобальное культурное движение. Здесь нет спонсоров, здесь вас не будут развлекать, и все, что происходит, — зависит только от вас».

Существует три способа присоединиться к Burning Man: быть волонтером, представлять на фестивале арт-объект или стать членом тематического лагеря, заранее зарегистрировавшись. Количество участников одного лагеря насчитывает от 6 до 400 человек. Приняв «правила игры», вы объединяетесь с единомышленниками в кэмпинг-поселение. В 2018-м на Burning Man, например, представлены такие группы как «Олимпиада 2049» (с футуристической направленностью), «1001 ночь» (с восточной), 7 Sirens Cove (в стиле джипси и богемы) и другие.

С 1995 года существует и единая тематика фестиваля. В этом году она звучит так — «Я, робот», с отсылкой к знаменитому фантасту Айзеку Азимову.

Цены на билеты варьируются от 190 до 1200 долларов. Пропуск для транспортных средств составляет 80 долларов.

Лагеря выстраиваются в пустыне в соответствии со строгой геометрической формой. С высоты птичьего полета выглядит это как гигантская инсталляция в виде полукруга.

Лагеря на Burning Man выстроены в виде полукольца

Символом фестиваля является объемная деревянная скульптура двух людей, которую ритуально сжигают в конце недели.

Каждый год участниками Burning Man становятся десятки современных художников. Среди наиболее ярких работ прошедших лет — 17-метровая скульптура Truth is Beauty американского художника Марко Кокран; работа Brain Child художника Майкла Кристиана; деревянный храм The Temple of Transition; автомобиль в стиле стим-панк The Rabid Transit от американского скульптора-кинетиста Дуэйноа Флэтмо; стальная скульптура танцующей женщины Bliss Dance (сейчас перенесена на постоянной основе в Лас-Вегас); причудливая скульптура из двух грузовиков, сваренных вместе, Big Rig Jig.

Скульптура — символ фестиваля

Big Rig Jig
Truth is Beauty Bliss Dance сейчас стоит в Лас-Вегасе

Фестивали-последователи Burning Man появились уже во многих странах мира: Firefly в Новой Англии, Kiwiburn в Новой Зелландии, Burning Seed в Австралии и Dragon Burn в Китае. Схожую тематику имеет «Архстояние» — фестиваль лэнд-арта и ландшафтных арт-объектов в парке «Никола-Ленивец» в Калужской области. По трагической случайности, один из основателей российского парка — российский архитектор и художник Василий Щетинин — скончался в прошлом году в Солт-Лейк Сити, направляясь для участия в Burning Man.

Зона проведения Burning Man — пустыня, однако под ногами участников не песок, а щелочные остатки дна высохшего озера. Мелкая пыль, светлее и мельче, чем обычный песок, забивается и оседает повсюду — будь то одежда, палатки, автомобили или даже ресницы.

Чисто технически на Burning Man есть общественная баня, посетив которую, можно отмыться от грязи. Однако, чтобы получить в нее доступ, надо пройти ритуальное посвящение — стать «мойщиком» и самому очистить с мылом дюжину людей.

На Burning Man невозможно что-либо купить, кроме льда и кофе. Функционирует зона на экономике подарков, все предметы тут — еду, напитки или даже одежду — принято обменивать. Один из основателей фестиваля Ларри Харви объяснил это так: «Burning Man — это семейный пикник. Вы же не будете что-то продавать своим, вы просто поделитесь». Только представьте, целую неделю не надо думать о деньгах и носить с собой кошелек!

Несмотря на сезон и место проведения, на фестиваль стоит захватить теплую одежду. Лагерь Burning Man разбивают посреди возвышенного плато на высоте 1200 километров над уровнем моря. Ночью температура около десяти градусов, но может опуститься и до нуля.


Пустыня — идеальное место для наблюдения за небесными телами. Благодаря инициативной группе Desert Wizards of Mars на площадке в 2014 году появилась собственная обсерватория, которая включает два 21-футовых купола и 20-дюймовый телескоп. «Если вы увидите однажды кольца Сатурна, ваша жизнь больше не будет прежней», — анонсировали свою работу создатели.

Предыдущая фотография Следующая фотография

Фестиваль Burning man, то есть «горящий человек», каждый год собирает деятельных мечтателей, готовых в пустыне без благ цивилизации создавать город будущего, который полностью исчезнет, как только праздник закончится. Это триумф радикального самовыражения и свободы, ограниченных только физическими возможностями участников. На площадке фестиваля в пустыне возводят шокирующие произведения современного искусства, между ними ездят машины-мутанты, а участники наряжаются в любые костюмы, какие только смогут придумать. Здесь выступают артисты, устраивают перфомансы, танцевальные вечеринки с диджеями, причем круглосуточно. Атмосфера на Burning man напоминает фантастический фильм, но все это происходит на самом деле.

Начиная с 1995 г., события каждого фестиваля объединяет одна общая тема; в 2017 г. это были радикальные ритуалы.

Фестиваль продолжается 8 дней с последнего понедельника августа по первый понедельник сентября, на который в США приходится День Труда - выходной для большинства организаций. Главное событие праздника, давшее ему название, происходит в субботу после заката: сжигают огромного деревянного человека, что символизирует возвращение из фантазии в реальность. Многие арт-объекты фестиваля сгорают вместе с ним, так как в реальной жизни места им не находится.

Немного истории

Первый фестиваль Burning man прошел в 1986 г. на одном из пляжей Сан-Франциско . Небольшая компания друзей собралась подурачиться и сжечь статую деревянного человека. Получилось весело, решили повторить через год, а потом через два. Количество участников стремительно росло, безумства и свобода самовыражения прогрессировали, поэтому вскоре праздник переехал в пустыню Блэк-Рок в штате Невада , где проводится до сих пор. В 2016 г. фестиваль собрал 75 тыс. гостей.

Burning man 2012

Особенности фестиваля

На Burning man не любят зрителей, точнее, их просто не пускают. Каждый, кто приезжает, автоматически становится бернером, то есть участником. Обязанности рядового бернера - активно самовыражаться и помогать в этом другим. Приветствуются инсталляции, абсурдные представления и любое веселье, но обязательно необычное. Иначе, какой смысл уезжать из привычной жизни в пустыню?

Организаторы фестиваля вообще не думают о том, чтобы создать участникам хоть какой-то комфорт в вопросах быта. Это один из главных принципов Burning man: каждый сам обеспечивает себя всем необходимым, при этом после он обязан вывести все отходы своей жизнедеятельности. Исключение всего одно: туалеты есть. Организаторы шутят: «Вы не можете выбрасывать здесь то, что не побывало внутри вас».

Предыдущая фотография 1/ 1 Следующая фотография


Все происходящее на фестивале регламентируют 10 принципов:

  • Радикальное включение: каждый создает этот временный нереальный мир, отдавая всего себя;
  • Радикальная самодостаточность: сам участник - это все, что нужно для гармоничного существования на фестивале;
  • Радикальное самовыражение: максимум ярких новых идей;
  • Дарение: все даром и на энтузиазме, никто не пытается продать свои произведения;
  • Декоммодификация: полная независимость от рынка и нивелирование капиталистических ценностей, никаких рекламщиков и спонсоров;
  • Общественные усилия: каждый свободен в своем самовыражении, но при этом все объединены общей идеей и помогают друг другу в реализации любых замыслов;
  • Ответственность: на фестивале нет полиции, за безопасность и порядок отвечают сами участники;
  • Не оставляй следа: после праздника все его следы уничтожают или вывозят, и пустыня вновь становится безжизненной;
  • Участие: нельзя просто приехать посмотреть;
  • Здесь и сейчас: никто не строит планов и не думает, как использовать идеи фестиваля в дальнейшем, все его события сиюминутны.

На территории фестиваля ничего не продается, разрешены только дарение и обмен, за исключением двух кафе, торгующих кофе и льдом.

Предыдущая фотография 1/ 1 Следующая фотография





Билеты и проживание

Билеты недешевые, 425 USD, но разлетаются они моментально, без билета ехать бессмысленно - касс у входа нет. Дополнительно нужно купить пропуск на каждую машину за 80 USD. Продаются билеты на оф. сайте , при этом сама покупка - целое приключение: сначала регистрация на продажу билетов, через несколько дней - старт продаж и скоропостижное их завершение, ибо закончились. В одни руки - не больше двух билетов + один пропуск на машину. Проверка серьезная: не только по регистрации на сайте, но и по номеру кредитки - одной картой два заказа с разных профилей оплатить не получится. Цены на странице указаны на октябрь 2018 г.

Есть еще билеты для малоимущих по 190 USD, их продают отдельно по заявкам, в этом году они закончились еще в апреле. Дети до 12 лет проходят бесплатно по специальным билетам. Несовершеннолетние (до 18) допускаются только в сопровождении взрослых.

Начинается фестиваль в 0:01 понедельника, поэтому участники съезжаются накануне. Ворота откроются в воскресенье 27 июля строго в 12:01, а закроются 5 августа в 12:00.

Об условиях проживания все заботятся самостоятельно: палатки, тенты, автобусы, открытое небо, кому как нравится. Импровизированный кемпинг находится за пределами главной площадки, предназначенной для искусства.

Как добраться

Фестиваль проходит в пустыне Блэк-Рок на северо-западе штата Невада. Добираться сюда в любом случае придется на машине, а прилетать - в один из крупных городов поблизости. Например, в Сакраменто , откуда до пустыни на машине 6,5 часов. До Лас-Вегаса из Москвы и Санкт-Петербурга больше рейсов, и билеты обычно дешевле, но ехать придется около 10 часов. Еще интереснее в плане перелета Лос-Анджелес , от него дорога займет 12-14 часов. Если долгое путешествие на машине кажется утомительным, из любого города можно за 1-1,5 часа долететь до Рино (аэропорт принимает только внутренние рейсы), а оттуда доехать до места всего за 4 часа.

Автомобили на территорию фестиваля попадают только по специальным пропускам, на площадке, где проходят все мероприятия, транспорт запрещен совсем, кроме мутантного. Вокруг можно ездить на мотоциклах, мотороллерах, велосипедах.

Оф. сайт фестиваля.

Предыдущая фотография 1/ 1 Следующая фотография