Факторы влияющие на формирование копинг стратегии личности. Копинг-стратегии как способ борьбы со стрессами

Стратегии совладания со стрессом

Теория совладания личности с трудными жизненными ситуациями (копинга) возникла в психологии во второй половине 20 в. Термин введен американским психологом-гуманистом А. Маслоу. Под копингом (от англ. to cope - справиться, совладать) подразумеваются постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие попытки справиться со специфическими внешними и/или внутренними требованиями, которые оцениваются как напряжение или превышают возможности человека справиться с ними (И.Г. Малкина-Пых, 2005).

Копинг-поведение - форма поведения, отражающая готовность индивида решать жизненные проблемы. Это поведение, направленное на приспособление к обстоятельствам и предполагающее сформированное умение использовать определенные средства для преодоления эмоционального стресса. При выборе активных действий повышается вероятность устранения воздействия стрессоров на личность. Особенности этого умения связаны с «Я-Концепцией», локусом контроля, эмпатией, условиями среды. По представлениям Маслоу, копниг-поведение противопоставлено экспрессивному поведению.

Выделяются следующие способы совладающего поведения:

Разрешение проблем

Поиск социальной поддержки

Избегание

Совладающее поведение реализуется посредством применения различных копинг - стратегий на основе ресурсов личности и среды. Одним из самых ресурсов среды является социальная поддержка. К личностным ресурсам относятся адекватная «Я-концепция», позитивная самооценка, низкий нейротизм, интернальный локус контроля, оптимистическое мировоззрение, эмпатический потенциал, аффилиативная тенденция (способность к межличностным связям) и другие психологические конструкты.

В процессе действия стрессора на личность происходит первичная оценка, на основании которой определяют тип создавишейся ситуации - угрожающий или благоприятный (Averill et al., 1971). Именно с этого момента формируются механизмы личностной защиты. Лазарус (Lazarius, 1991) рассматривал эту защиту (процессы совладания) как способность личности осуществлять контроль над угрожающими, расстраивающими или доставляющими ей удовольствие ситуациями. Процессы совладания являются частью эмоциональной реакции. От них зависит сохранение эмоционального равновесия. Они направлены на уменьшение, устранение или удаление действующего стрессора. На этом этапе осуществляется вторичная оценка последнего. Результатом вторичной оценки становится один из трех возможных типов стратегии совладания:

Непосредственные активные поступки индивида с целью уменьшения или устранения опасности (нападение или бегство, восторг или любовное наслаждение):

Косвенная или мыслительная форма без прямого воздействия, невозможного из-за внутреннего или внешнего торможения, например вытеснение («это меня не касается»), переоценка («это не так уж и опасно»), подавление, переключение на другую форму активности, изменение направления эмоции с целью ее нейтрализации и т.д.;

Совладание без эмоций, когда угроза личности не оценивается как реальная (соприкосновение со средствами транспорта, бытовой техникой, повседневными опасностями, которых мы успешно избегаем).

Защитные процессы стремятся избавить индивида от рассогласованных побуждений и амбивалентности чувств, предохранить его от осознания нежелательных или болезненных эмоций, а главное - устранить тревогу и напряженность. Результативный максимум защиты одновременно является минимумом того, на что способно удачное совладание. «Удачное» совладающее поведение описывается как повышающее адаптивные возможности субъекта, реалистическое, гибкое, большей частью сознаваемое, активное, включающее в себя правильный выбор.

Существует достаточно большое количество стратегий копинг-поведения (Fineman, 1987, 1983; Lazarus, 1966). Можно выделить три основных критерия, по которым строятся эти классификации:

1. Эмоциональный/проблемный

Эмоционально-фокусированный копинг - направлен на урегулирование эмоциональной реакции.

Проблемно-фокусированный - направлен на то, чтобы справиться с проблемой или изменить ситуацию, которая вызвала стресс.

2. Когнитивно/поведенческий:

2.1 «Скрытый» внутренний копинг - когнитивное решение проблемы, целью которой является изменение неприятной ситуации, вызывающей стресс.

2.2 « Открытый» поведенческий копинг - ориентирован на поведенческие действия, используются копинг - стратегии, наблюдаемые в поведении.

3. Успешный/неуспешный

3.1 Успешный копинг - используются конструктивные стратегии, приводящие в конечном итоге к преодолению трудной ситуации, вызвавшей стресс.

3.2 Неуспешный копинг - используются неконструктивные стратегии, препятствующие преодоления трудной ситуации.

В зависимости от выбранной точки отсчета, авторы по разному определяют цели изучения защитного и совладающего поведения. Это и анализ проблем адаптации индивида в окружающем социуме, и проблемы духовного самоопределения, позволяющего сделать выбор с учетом личностного потенциала. По мнению ведущего специалиста в области изучения coping styles («способов совладания») Лазаруса (Lazarus, 1966, 1991), несмотря на значительное индивидуальное разнообразие поведения в стрессе, существует два глобальных стиля реагирования.

Проблемно - ориентированный стиль , направленный на рациональный анализ проблемы, связан с созданием и выполнением плана разрешения трудной ситуации и проявляется в таких формах поведения, как самостоятельный анализ случившегося, обращение за помощью к другим, поиск дополнительной информации.

Субъективно - ориентированный стиль является следствием эмоционального реагирования на ситуацию, не сопровождающегося конкретными действиями, и проявляется в виде попыток не думать о проблеме вообще, вовлечения других в свои переживания, желания забыться во сне, растворить свои невзгоды в алкоголе или компенсировать отрицательные эмоции едой. Эти формы поведения характеризуются наивной, инфантильной оценкой происходящего.

Английский психолог Д. Роджер (Roger et al., 1993) в своем опроснике измерения coping styles выделяет четыре фактора - рациональное и эмоциональное реагирование, отстраненность и избегание. При этом под эмоциональным реагированием также подразумеваются лишь негативные переживания.

В работе (Либина, Либин, 1998) предложена типология защитных и совладающих стилей регулирования, основанная на структурно-функциональной модели поведения. В таблице 1 указаны отдельные примеры пунктов (1а - 4в) опросника «Стиль поведения» (Лазарус, 2000).

Структурно - функциональная модель поведения человека в сложных ситуациях

Организация поведения

Структурные компоненты: сигнальные системы

Функциональные компоненты: фокус или направленность

Формы поведения: стили реагирования

Проблема

Другие люди

изо всех сил пытаюсь забыть о случившемся

вспоминаю время, когда все было значительно лучше

обращаюсь за помощью к другим людям

Отстранение

Избегание

Подавление

Проекция

Вытеснение

Второсигнальный

(рациональный по Лазарусу)

занимаюсь чем-нибудь посторонним, чтобы отвлечься

2б: предпочитаю подождать, пока со временем все разрешится само собой

обращаюсь за эмоциональной поддержкой к родственникам или друзьям

Рационализация

Первосигнальный (эмоциональный по Лазарусу)

трудности только мобилизуют

3б: рассматриваю случившееся как новое испытание своих возможностей

стараюсь посмотреть на ситуацию в ином свете, пытаюсь отыскать хотя бы что-нибудь позитивное

Эмоциональная компетентность (представлена тремя факторами)

СОВЛАДАНИЕ

Второсигнальный

(рациональный по Лазарусу)

составляю план действий и приступаю

к его выполнениию

думаю о случившемся и перебираю всевозможные варианты действий

спрашиваю того, кто уже имеет опыт, как нужно поступать в таких случаях

Рациональная компетентность (представлена тремя факторами)

стратегия копинг гендерный

Копинг - стратегии

Понятие «coping» происходит от английского «cope» (преодолевать). В отечественной психологической литературе используют термин активное «совладающее поведение» и психологическое преодоление. Впервые термин появился в психологической литературе в 1962 году. Л. Мэрфи применил его, рассматривая, каким образом дети преодолевают кризисы развития. Он использовал термин копинг как стремление индивида решить определенную проблему .

Выделяют три подхода к толкованию понятия копинг. Первый подход - неопсихоаналитический, разработанный N. Haan. Копинг - процессы рассматриваются как эго-процессы, направленные на продуктивную адаптацию личности в трудных ситуациях. Функционирование копинг - процессов предполагает включение когнитивных, моральных, социальных и мотивационных структур личности в процессе совладания с проблемой. В случае неспособности личности к адекватному преодолению проблемы включаются защитные механизмы, способствующие пассивной адаптации. Такие механизмы определяются как ригидные, дезадаптивные способы совладания с проблемой, препятствующие адекватной ориентации индивида в реальной действительности. Иначе говоря, копинг и защита функционируют на основании одинаковых эго-процессах, но являются разнонаправленными механизмами в преодолении проблем. Сторонники данного подхода отождествляют копинг с его результатом.

Второй подход, разрабатываемый в работах R.H. Moos определяет копинг как качества личности, позволяющие использовать относительно постоянные варианты ответа на стрессовые ситуации определенным образом. Выбор определенных копинг - стратегий на протяжении всей жизни является достаточно стабильной характеристикой, мало зависящей от типа стрессора. Однако поскольку стабильность рассматриваемых способов очень редко подтверждается эмпирическими данными, это понимание также не обрело большой поддержки среди исследователей .

В третьем подходе копинг выступает как динамический процесс, который определяется субъективностью переживания ситуации и многими другими факторами. Р. Лазарус и С. Фолькман обозначили психологическое преодоление как когнитивные и поведенческие усилия личности, направленные на снижение влияния стресса. Активная форма копинг - поведения, активное преодоление, является целенаправленным устранением или ослаблением влияния стрессовой ситуации. Пассивное копинг - поведение, или пассивное преодоление, предполагает использование различного арсенала механизмов психологической защиты, которые направлены на снижение эмоционального напряжения, а не на изменение стрессовой ситуации .

В 1966 году Р. Лазарус в своей книге «Психологический стресс и процесс совладания с ним» обратился к копингу для описания осознанных стратегий совладания со стрессом и с другими порождающими тревогу событиями. Копинг рассматривался в качестве центрального звена стресса, а именно - как стабилизирующий фактор, который может помочь личности поддерживать психосоциальную адаптацию в период воздействия стресса. Он определял копинг как «… когнитивные и поведенческие попытки управлять специфическими внешними и/или внутренними требованиями, которые оценены как вызывающие напряжение или чрезвычайные для ресурсов человека» . Р. Лазарусу принадлежит когнитивно - феноменологический подход. Данная теория описывает взаимодействие человека и стресса, ее концепция преодоления стресса состоит из двух этапов:

1) Первичная оценка позволяет индивиду сделать вывод о том, что ему грозит стрессор - угроза или благоденствие. Первичная оценка стрессового воздействия заключается в вопросе: «что это значит для меня лично?»

При оценке события как дестабилизирующего, возникает потребность в адаптации, ее удовлетворение осуществляется по трем каналам:

· Первый канал - освобождение эмоций.

· Второй - выработка стратегии совладения.

· Третье - социальный канал, он влияет меньше - не учитывается.

2) Вторичная когнитивная оценка считается основной и выражается в постановке вопроса: «Что могу сделать в данной ситуации?» - оцениваются собственные ресурсы и личностные факторы. Социальная поддержка осуществляет буферный и защищающий эффекты .

Р. Лазарус отметил, что стресс -- это дискомфорт, испытываемый, когда отсутствует равновесие между индивидуальным восприятием запросов среды и ресурсов, доступных для взаимодействия с этими запросами. Именно индивид оценивает ситуацию как стрессовую или нет. По Р. Лазарусу и С. Фолкману, индивиды оценивают для себя величину потенциального стрессора, сопоставляя запросы среды с собственной оценкой ресурсов, которыми они владеют, чтобы справиться с этими самыми запросами.

По мнению С. Фолькман и Р. Лазаруса, копинг выполняет две основные функции:

· регуляция эмоций (копинг, направленный на эмоции);

· управление проблемами, вызывающими дистресс (копинг, направленный на проблему).

Обе эти функции осуществляются в большинстве стрессовых ситуаций. Их количественное соотношение зависит от того, как оцениваются стрессовые ситуации. Оценка происходящего играет важную роль в процессе эволюции человека, от нее зависит интенсивность и характер эмоций, которые испытывает человек, встречаясь с проблемами. Копинг вступает в действие, когда сложность задач превышает энергетическую мощность привычных реакций, и требуются новые затраты, а рутинного приспособления недостаточно .

Были проведены различные исследования копинг - стратегий в психиатрии и медицинской психологии. Значительный вклад в изучение копинг - поведения у соматических больных внес Е. Heim. Изучая копинг - процессы у онкологических больных и рассматривая их с точки зрения преодоления болезни, Е. Heim дает следующее определение копинга: «Преодоление болезни можно обозначить, как стремление уменьшить уже существующее или ожидаемое давление со стороны болезни интрапсихически (эмоционально - когнитивно) или путем целенаправленных действий выровнять это состояние или переработать его». Е. Heim выделил 26 форм копинг - поведения в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах. «В целом, - пишет E. Heim, - удивительно, как характерно действует адаптивный фактор копинг - поведения в смысле трех различаемых нами параметров - действия, познания и эмоциональной переработки - прежде всего благодаря активному действию, и, наоборот, неблагоприятный (неадаптивный) фактор, благодаря эмоциональным диссонансам. Важным фактором является степень гибкости или спектр форм преодоления, находящихся в распоряжении индивида для благоприятного преодоления болезни» .

Исследования копинг - поведения у больных неврозами свидетельствуют о том, что они достоверно реже, по сравнению со здоровыми людьми, используют адаптивные формы копинг - поведения, такие как поиск социальной поддержки, альтруизм, оптимистичное отношение к трудностям. Больные неврозами чаще, чем здоровые, склонны выбирать копинг - поведение по типу изоляции и социального отчуждения, избегания проблемы и подавления эмоций, легко впадают в состояние безнадежности и покорности, склонны к самообвинению .

Также было проведено сравнительное исследование копинг - стратегий здоровых и больных алкоголизмом В.М. Ялтонским и Н.А. Сирота. Им был сделан вывод о том, что здоровые мужчины преимущественно использовали активные копинг - стратегий разрешения проблем и поиска социальной поддержки. Следствием хронической алкоголизации явилось снижение интенсивности применения этих позитивных стратегий с формированием готовности к проблемно - избегающему поведению. Полученные в ходе исследования результаты позволяют рассматривать алкоголизм как псевдоадаптивное копинг - поведение, обусловленное недостаточностью использования активных копинг - стратегий, с характерным доминированием копинг - стратегий избегания .

Как считают Т.А. Уиллс и С. Шифман, в процессе совладания с жизненными трудностями можно выделить три стадии. Первая стадия - предупреждающая. Деятельность на этом этапе совладания с негативными жизненными событиями помогает человеку подготовиться к преодолению надвигающихся затруднений (например, когнитивное усилие для иной интерпретации ситуации). Вторая стадия - непосредственно совладание с проблемой. Здесь осуществляются когнитивные и поведенческие усилия для решения конкретных задач. На третьей, последней стадии человек имеет дело с последствиями критического события. Цель данного этапа - ограничить размеры ущерба, быстрее вернуться в прежнее нормальное состояние. Это восстанавливающая стадия .

Поскольку интерес к копинг - стратегиям возник в психологии относительно недавно и из-за сложности самого феномена совладания с трудностями, исследователи ещё не пришли к единой классификации копинг - поведения.

Исследователи, первые использовавшие понятие копинга в психологии, предложили и первую классификацию копинг - стратегий. Р. Лазарус и С. Фолкман предложили дихотомическую классификацию копинг - стратегий, выделив их следующую направленность:

* проблемно-фокусированные стратегии;

* эмоционально-фокусированные стратегии.

Проблемно-ориентированный копинг связан с попытками человека улучшить отношения «человек-среда» путем изменения когнитивной оценки сложившейся ситуации, например, поиском информации о том, что делать и как поступить, или путем удержания себя от импульсивных или поспешных действий. Эмоционально-ориентированный копинг (или временно помогающий) включает в себя мысли и действия, которые имеют своей целью снизить физическое или психологическое влияние стресса. Эти мысли или действия дают чувство облегчения, однако не направлены на устранение угрожающей ситуации, а просто дают человеку почувствовать себя лучше. Примером эмоционально-ориентированного копинга является: избегание проблемной ситуации, отрицание ситуации, мысленное или поведенческое дистанцирование, юмор, использование транквилизаторов для того, чтобы расслабиться.

Данная классификация не указывает на то, что человек прибегает исключительно к одному типу копинга. Каждый человек использует комплекс приемов и методов как проблемно - ориентированного, так и эмоционально-ориентированного копинга для того, чтобы справиться со стрессом. Другими словами, процесс копинга представляет собой комплексный ответ на стресс.

A. Billings и R. Moos предлагают для рассмотрения три способа психологического преодоления: это - оценка ситуации; вмешательство в ситуацию; избегание. Сходную классификацию дает и P. Vitaliano, который выделяет наряду с проблемно - ориентированным копингом три способа эмоционально - ориентированного психологического преодоления. Это - самообвинение, выражающееся в критике, сожалениях, поучениях и назиданиях самому себе; избегание, при котором человек продолжает вести себя, как если бы ничего не произошло; предпочитаемое истолкование - призрачные надежды, когда человек надеется на чудо .

В то же время, некоторые исследователи пришли к тому, что стратегии лучше всего сгруппировать в копинговые стили, представляющие собой функциональные и дисфункциональные аспекты копинга. Функциональные стили представляют собой прямые попытки справиться с проблемой, с помощью других или без неё, в то время как дисфункциональные стили связаны с использованием непродуктивных стратегий. В литературе принято называть дисфункциональные копинг - стили «избегающим копингом». Так, например, Е. Фрайденберг предлагает классификацию, в которой 18 стратегий сгруппированы в три категории:

· обращение к другим (обращение к другим за поддержкой, будь это сверстники, родители или кто-то ещё)

· непродуктивный копинг (стратегии избегания, которые связаны с неспособностью справиться с ситуацией)

· продуктивный копинг (работать над проблемой, сохраняя оптимизм, социальную связь с другими и тонус).

Как видно, копинг - стратегия в категории «Обращение к другим» стоит особняком от категорий «эффективного» и «неэффективного» копинга. Таким образом, несмотря на то, что данная классификация основана на измерении «эффективности / неэффективности», исследователями здесь все же предпринята попытка выделить ещё одно измерение -- «социальная активность», которое с точки зрения исследователей не может однозначно оцениваться как продуктивное или непродуктивное.

Интересной представляется расширенная классификация копинга, которую предложили американский исследователь Carver С. и его сотрудники. По их мнению, наиболее адаптивными копинг - стратегиями являются те, которые направлены непосредственно на разрешение проблемной ситуации. К таким копинг - стратегиям авторы отнесли следующие:

1. «активный копинг» - активные действия по устранению источника стресса;

2. «планирование» - планирование своих действий в отношении сложившейся проблемной ситуации;

3. «поиск активной общественной поддержки» - поиск помощи, совета у своего социального окружения;

4. «положительное истолкование и рост» - оценка ситуации с точки зрения ее положительных сторон и отношение к ней как к одному из эпизодов своего жизненного опыта;

5. «принятие» - признание реальности ситуации .

Другой блок копинг - стратегий, по мнению авторов, также может способствовать адаптации человека в стрессовой ситуации, однако он не связан с активным копингом. К таким стратегиям совладания относятся:

1. «поиск эмоциональной общественной поддержки» - поиск сочувствия и понимания со стороны окружающих;

2. «подавление конкурирующей деятельности» - снижение активности в отношении других дел и проблем и полное сосредоточение на источнике стресса;

3. «сдерживание» - ожидание более благоприятных условий для разрешения ситуации

Третью группу копинг - стратегий составляют те, которые не являются адаптивными, однако, в некоторых случаях, помогают человеку адаптироваться к стрессовой ситуации и справиться с ней. Это такие приемы преодоления как:

1. «фокус на эмоциях и их выражение» - эмоциональное реагирование в проблемной ситуации;

2. «отрицание» - отрицание стрессового события;

3. «ментальное отстранение» - психологическое отвлечение от источника стресса через развлечения, мечты, сон и пр.;

4. «поведенческое отстранение» - отказ от разрешения ситуации.

Отдельно Carver C. выделяет такие копинг - стратегии как «обращение к религии», «использование алкоголя и наркотиков», а также «юмор» .

На сегодняшний день проблематика копинг - стратегий активно исследуется в самых разных сферах и на примере самых разных типов деятельности. Серьёзное внимание уделяется изучению связи копинг - стратегий, которые применяет индивид, с его эмоциональным состоянием, успешностью в социальной сфере и т. д. При этом копинг - стратегии оцениваются с точки зрения их эффективности или неэффективности, а за критерий эффективности принимается понижение чувства уязвимости к стрессам .

Так, например, получены данные, что копинговые реакции, фокусированные на проблеме связаны с более низкими уровнями отрицательных эмоций в стрессовых ситуациях, которые воспринимаются как контролируемые. Кроме того, применение проблемно-фокусированных копинг - стратегий отрицательно связано с проблемами в поведении и социальными проблемами. Напротив, частое использование эмоционально-фокусированного копинга связано с более серьёзными проблемами в поведении, а также с большим количеством симптомов тревожности и депрессии.

Такие стратегии, как поиск социальной поддержки, агрессивный копинг (например, вербальная/физическая агрессия для того, чтобы решить проблему или выразить чувства), отрицание также, похоже, связаны с компетентностью и способностью к адаптации. В пользу эффективности стратегии «поиск социальной поддержки» свидетельствуют и данные, полученные в других исследованиях. Здесь было показано, что школьники (мужского пола), получавшие более высокие баллы по шкале успеваемости, активнее использовали данную копинг - стратегию.

Положительной оценки также заслуживает такая стратегия, как активное решение проблем. Так, было показано, что подростки, способные к активному решению проблем, демонстрируют большую легкость в адаптации.

Экспериментальные исследования предоставляют различные данные относительно того, как оценивать такую стратегию, как избегающий копинг. С одной стороны, он связывается с более высоким уровнем депрессии, тревоги, сложностями адаптации в школе. Напротив, другие исследователи демонстрируют, что дети со стратегией избегания демонстрируют меньше проблем с поведением в школе и, по отзывам учителей, обладают большей социальной компетентностью. Возможно, что избегающий копинг положительно связан с социальной успешностью в том случае, когда стрессовая ситуация является неконтролируемой и когда избегание помогает предотвратить разрастание негативной ситуации.

Неоднозначно оценивается и такая копинг - стратегия, как «позитивная переоценка ситуации». С одной стороны, придание проблеме позитивного значения уменьшает стресс и служит эмоциональному приспособлению к нему; с другой стороны, изменение отношения отвлекает от решения конкретных практических проблем.

Стратегии, направленные на решение проблем, в общем, являются более эффективными, чем стратегии, назначение которых -- совладание с отношением индивида к проблеме. Но исследования также свидетельствуют, что применение сразу нескольких способов совладания более эффективно, чем выбор только одного конкретного способа реагирования на ситуацию. Как уже было сказано, эффективность копинг - стратегий зависит как от самой реакции, так и от контекста, в котором эта реакция осуществляется. Копинг - стратегии, неэффективные в одних ситуациях, могут оказаться вполне эффективными в других; например, стратегии, неэффективные в ситуации, которая неподконтрольна субъекту, могут быть эффективны в ситуациях, которые субъект способен контролировать и изменять в желаемую сторону.

Копинг стратегии могут быть как полезными, функциональными, помогающими развитию личности, прошедшей через трудности адаптации, столкновения со стрессовыми факторами, так и непродуктивными, загоняющими человека в еще больший стресс и беспомощность.

Копинг стратегии в психологии

В жизни каждого человека возникают ситуации, с которыми приходится как то справляться, переживать. Копинг – это в психологии сформированные человеком, под воздействие обстоятельств, наработанного опыта – стратегии, помогающие справиться с обрушившимся стрессом или проблемой. Термин «копинг» был впервые использован в 1962 г., во время наблюдения психологом М. Мерфи за детьми, как они преодолевали кризисы развития.

Копинг поведение

Копинг поведение в стрессовых ситуациях – это преодолевающее, помогающее выйти из кризисной ситуации поведение, включающее в себя использование всех имеющихся ресурсов у человека, выполнение определенных активных действий и взаимодействие с другими. Совладающее поведение включает в себя копинг стратегии, о которых и пойдет речь в данной статье.

Последовательность образования копинг поведения

Самым базовым в построении эффективных копинг стратегий и поведения является положительная «Я-концепция», в которую входит адекватная самооценка. Лишь на базе гармоничной личности происходит формирование эффективных стратегий. Завышенная или заниженная самооценка приводит к тому, что у ребенка вырабатываются неадаптивное копинг поведение и ориентируется он больше на неудачи и этот опыт накладывается на дальнейшее либо избегание, либо уже взрослый индивид будет проявлять выученную беспомощность и постоянно искать поддержки у других.


Копинг механизмы

Совладающее поведение личности в стрессовой ситуации и есть копинг механизм, позволяющий успешно адаптироваться в сложившихся обстоятельствах. Копинг механизмы подразделяются в зависимости от типа модальности:

  • эмоциональные – протест, возмущение, разрядка, плач или наоборот изоляция, ;
  • когнитивные – переключение мыслей, уход в творчество, философский подход к проблеме, ситуации;
  • поведенческие – проявление альтруизма, переключение на других, активная деятельность, уход в работу.

Копинг ресурсы

Совладающее поведение и копинг стратегии также зависят от так называемых копинг ресурсов – совокупных условий (ресурсов), помогающих личности преодолевать стресс:

  • физические (выносливость, крепкое здоровье от природы);
  • психологические (положительная «Я-концепция», развитый интеллект, оптимистичный настрой);
  • социальные (статус, выполняемые роли);
  • материальные ресурсы.

Виды копинг стратегий

Копинг стратегии можно подразделять по разным качественным признакам, существует несколько обширных классификаций, созданных психологами, наблюдающими за поведением людей в разных стрессовых ситуациях, но в целом можно разделить копинг на адаптивные или эффективные виды и неадаптивные (неэффективные). Известная классификация копинг стратегий по Р. Лазарусу и С. Фолкману:

  1. Первая группа объединяет в себе копинг стратегии: планирование решения проблемы с аналитическим подходом, конфронтация с присущей этому виду копинга долей агрессии и враждебности, принятие своей ответственности за происходящее. Это активные виды копинга, индивид действует самостоятельно в попытках решить тревожащую проблему.
  2. Вторая группа : самоконтроль, и положительная переоценка, проблема,стрессовая ситуация решается посредством переоценки своего состояния.
  3. Третья группа включает копинг стратегии: дистанцирование и избегание психотравмирующей ситуации.
  4. Четвертая группа – поиск социальной поддержки, не подразумевает активного самостоятельного поиска решения проблемы или изменения эмоционального состояния.

Проблемно-ориентированный копинг

Эффективное или неэффективное решение проблемы зависит от копинг поведения, выбранного индивидом. Проблемно-ориентированный копинг и его виды:

  1. Конфронтационный копинг – используется для разжигания активных действий в виде противоборства, столкновений взглядов. Конфронтация как копинг поведение свойственна конфликтным, импульсивным людям.
  2. Контроль эмоций – присущ сдержанным людям, не раскрывающихся перед другими.
  3. Поиск одобрения и поддержки от других – умение брать ресурсы из внешних источников, социума.
  4. Избегание – уход от проблемы в иллюзии, алкоголь, наркоманию, копинг стратегия характерна для слабых духом и , но может быть использована на непродолжительный период любым человеком (сильно психотравмирующая ситуация, усталость от тяжелых жизненных обстоятельств).

Эмоционально-ориентированный копинг

Само определение этого вида копинг стратегии говорит об эмоциональной подоплеке и разных способах вовлеченности или наоборот ухода от стрессовой ситуации. Эмоционально-ориентированный копинг виды поведения или стратегии выбираемые индивидом:

  1. Уход в замещающую деятельность – эта копинг реакция схожа с механизмом защиты сублимацией, но здесь существует больший выбор в выборе замещающей деятельности.
  2. Творчество – выражение переживания через рисование, лепку, вышивание. Юмор – стратегия, позволяющая найти в тревожной ситуации что-то позитивное.
  3. Уход в фантазию – фантазирование задействует важный ресурс человека – воображение, которое через фантазирование может показать креативный выход из проблемной тревожащей ситуации.
  4. Выплеск эмоций – в социально-приемлемой форме, но деструктивные эмоции, переживание должны найти выход.
  5. Сдерживание – иногда ситуация настолько психотравмирующая, что должна быть вытеснена в бессознательное, только так человек сможет существовать дальше, часто происходит переключение на другие виды деятельности.
  6. Разрядка – перенос деструктивных переживаний, реакций на материальные предметы.
  7. Отстранение – эмоциональное «выключение».

Копинг стратегии и психологические защиты

Копинг реакции и психологические защиты – оба эти механизма являются важными инструментами адаптации человека к внешним ситуациям-раздражителям, но в них есть существенные различия:

  1. Механизмы психологической защиты возникают на бессознательном уровне, а копинг стратегии формируются в сознании человека, он может управлять этими процессами, варьировать в зависимости от ситуации.
  2. Копинг стратегии способствуют выстраиванию эффективных отношений, психологическая защита возникает как снижение психоэмоционального напряжения.
  3. Копинг поведение разворачивается последовательно во времени, механизмы психологической защиты возникают молниеносно, происходит искажение реальности.
  4. В копинг стратегиях заложены ресурсы, а психологическая защита указывает на ригидность (негибкость) «Я-концепции».

Копинг стратегии в профилактике выгорания

Профессиональная деформация и эмоциональное выгорание нередкий спутник людей, даже горячо любящих свою профессию, от этого синдрома не застрахован никто, и как нигде здесь важен комплекс профилактических мер задолго до того, как первые звоночки дадут о себе знать. Копинг поведение в выгорании это адаптивное поведение и реагирование на трудности, с которыми сталкивается человек в своей профессиональной деятельности.

Молодые специалисты более гибко справляются со стрессами, возникающими на рабочем месте. Нужно понимать, что копинг поведение и стратегии это всегда динамичный процесс, ведь обстоятельства не могут складываться одинаковым образом. Профессионального выгорания можно избежать, если применять эффективные копинг стратегии, для того, чтобы не допускать синдрома выгорания.

Действенные стратегии для профилактики:

  • развивать свой эмоциональный интеллект;
  • уметь на многие вещи посмотреть с юмором;
  • найти в сложившейся тревожной ситуации несколько плюсов;
  • развивать внутренний локус контроля;
  • позволять себе полноценный отдых;
  • найти хобби, увлечение;
  • повышать уровень профессиональной компетенции.

Копинг стратегии – книги

Как происходит формирование копинг стратегий, зарождение копинг поведения и при каких вариантах происходит лучшее , на протяжении жизни с которыми встречается человек можно узнать из следующих книг:

  1. «Психологический стресс и процесс совладания с ним » Р. Лазарус. Книга написана автором в 1966 г., но актуальна и для современного человека. Копинг механизмы и стратегии, начинают формироваться с самого детства. Лазарус написал эту книгу наблюдая, как дети справляются с кризисами разных возрастных периодов и как эти наработанные паттерны влияют на жизнь уже взрослого человека.
  2. «Совладающий интеллект » А. Либина. Многомерная модель совладания со стрессом, представленная автором психологом помогает читателю осознать свои неэффективные копинг стратегии, найти новые ресурсы в борьбе со стрессом и тревожностью.
  3. «Механизмы психологической защиты и совладания со стрессом » Р.Р. Нибиуллина, И.В. Тухтарова. Почему человек выбирает тот или иной механизм защиты и как это отражается на его жизни. Книга будет полезна для студентов психологов и широкой аудитории читателей.

Первым, кто использовал термин «coping», был L. Murphy (1962). Он исследовал способы преодоления детьми требований, выдвигаемых кризи­сами развития. К ним относились активные усилия личности, направлен­ные на овладение трудной ситуацией или проблемой. Термин «coping»при этом понимается, как стрем­ление индивида решить определенную проблему.

R. S. Lazarus (1966) дает следующее определение копинга: «стремление к решению проблем, которое предпринимает индивид, если требования имеют огромное значение для его хорошего самочувствия (как в ситуации, связанной с большой опасностью, так и в ситуации, направленной на большой успех), поскольку эти требования активируют адаптивные воз­можности».

Таким образом, «копинг» – или «преодоление стресса» рассматривается как деятельность личности по поддержанию или сохранению баланса между требованиями среды и ресурсами, удовлетво­ряющими этим требованиям (Coyne J., 1981). Н. Weber (1992) считает, что психологическое пред­назначение «копинга» состоит в том, чтобы как можно лучше адаптировать человека к требованиям ситуации, позволяя ему овладеть ею, ослабить или смягчить эти требования. По мнению автора, главная задача «копинга» – обеспечение и поддержание благополучия человека, физического и психического здоро­вья и удовлетворенности социальными отношениями.

Несмотря на значительное индивидуальное разнообразие поведения в стрессе, по мнению R. Lazarus (1966, 1991, 1998), существуют два глобальных стиля реагирования. Проблемно-ориентированный (problem-focused) стиль, на­правленный на рациональный анализ проблемы, связан с созданием и выполнением плана разрешения трудной ситуации и проявляется в таких формах поведения, как самостоятельный анализ случившегося, обращение за помощью к другим, поиск дополнительной информации. Субъективно-ориентированньй стиль (emotion-focused) является следствием эмоцио­нального реагирования на ситуацию, не сопровождающегося конкретными действиями, и проявляется в виде попыток не думать о проблеме вообще, вовлечения других в свои переживания, желания забыться во сне, раство­рить свои невзгоды в алкоголе, наркотиках или компенсировать отрица­тельные эмоции едой. Копинг, нацеленный на эмоции, определяется как когнитивные, эмо­циональные и поведенческие усилия, с помощью которых личность пыта­ется редуцировать эмоциональное напряжение.

По-разному оцениваются эмоционально-экспрессивные формы пре­одоления. Вообще, выражение чувств, принято считать достаточно эффективным способом преодоления стресса; исключение составляет лишь открытое проявление агрессивности в силу своей асоциальной направленности (Weber Н., 1992). Но и сдерживание гнева, как показывают данные психосоматических исследований, представляет собой фактор риска нарушения психологического благополучия человека (Nakano К., 1991).

Говоря о полоролевых стереотипах реагирования на стресс, G. Blanchardfield (1991) и D. Seek (1992) отмечают, что женщины (и фемининные мужчи­ны) склонны, как правило, защищаться и разрешать трудности эмоционально, а мужчины (и маскулинные женщины) – инструментально, путем преобразования внешней ситуации.

Р. Лазарус полагал, что взаимодействие между личностью и средой ре­гулируют два основных конструкта – когнитивная оценка и копинг. Авто­р различают два вида когнитивной активности: первичную и вторичную. Первичная оценка позволяет субъекту сделать вывод о том, что ему сулит стрессор – угрозу или благоденствие. Первичная оценка стрессорного воздействия заключается в вопросе – «что это значит для меня лично?». Стресс воспринимается и оценивается в таких субъективных параметрах, как масштаб угрозы или повреждения, которые приписываются событию, или оценка масштабов его влияния (Lazarus R., Folkman S., 1984). За восприятием и оценкой стрессора следуют нагрузочные эмоции (злость, страх, подавленность, надежда большей или меньшей интенсивности).

Вторичная когнитивная оценка считается основной и выражается в по­становке вопроса «Что могу сделать в данной ситуации?», оцениваются собственные ресурсы и возможности решить задачу. Вторичная оценка яв­ляется дополнением первичной и определяет то, какими методами мы мо­жем влиять на негативные события, их исход и выбор ресурса преодоления стресса. Включаются более сложные процессы регуляции поведения: цели, ценности и нравственные установки. В резуль­тате личность сознательно выбирает и инициирует действия по преодоле­нию стрессового события (Perrez M., Reicherts M., 1992). Стадии оценки могyт происходить независимо и синхронно.

Р. Лазарус утверждает, что первичная и вторичная оценки влияют на форму проявления стресса, интенсивность и качество последующей реак­ции (Lazarus R., Folkman S., 1984).

Сходные взгляды высказывают и другие авторы (Rahe R., 1978; Wiedl K. H., 1991), в рамках которых излагается точка зрения о том, что индивидуальная когнитивная оценка определяет количество стресса, генерированного событием или ситуацией. Первый шаг в процессе когнитивной оценки представлен «поляризующим фильтром», который может усилить или ослабить значимость события. Одни и те же события жизни могут иметь различную стрессовую нагрузку в зависимости от их субъективной оценки.

После когнитивной оценки ситуации индивид присту­пает к разработке механизмов преодоления стресса, то есть собственно к копингу. В случае неуспешного копинга, стрессор сохраняется и возникает необходимость дальнейших попыток совладания.

Из этого следует, что структура копинг-процесса начинается с восприятия стресса, далее – когнитивная оценка, выработка стратегии пре­одоления и оценка результата действий (Схема 2.).

Схема 2. Структура копинг-процесса

Как считает A. Bandura (1977), «ожидание личной эффективности, мастерства отражается как на инициативе, так и на настойчивости в купирующем поведении. Сила убеждения человека в своей собственной эффек­тивности дает надежду на успех». Убеждение в том, что подобных способностей не хватает (низкая самоэффективность), может привести к такой вторичной оценке, которая определит событие как неподдающееся управлению и поэтому как стрессовое (Бодров В. А., 1996). Если на стрессор возможно повлиять объективно, то такая попытка будет адекватной копинговой реакцией. Если по объективным причинам индивид не может повлиять на ситуацию и изменить ее, то адекватным функциональным способом совладания является избегание. Если человек объективно не мо­жет ни избежать ситуации, ни повлиять на нее, то функционально адекват­ной копинговой реакцией является когнитивная переоценка ситуации, придача ей другого смысла (Perrez M., Reichert M., 1992). По мнению авто­ров, успешная адаптация возможна тогда, когда субъект в состоянии объ­ективно и в полном объеме воспринимать стрессор (по Исаеву 1999, с. 18).

Виллсом и Шифманом предложено разделение копинга на антиципаторный и восстановительный. Антиципаторный копинг рассматривается как предвосхищаемый, предвидимый ответ на стрессовое событие, происхождение которого ожидается, как средство управления событиями, которые произойдут. Восстановительный копинг рассматривается как механизм, помогающий снова обрести психологическое равновесие после произошедших неприятных событий.

Эффективность копинг-поведения определяется спецификой ситуа­ции в конкретном случае. Как показывают исследования V. Conway и D. Теnу (1992), инструментальные стратегии преодоления эффективны в том случае, если ситуация контролируется субъектом, а эмоциональные умест­ны, когда ситуация не зависит от воли человека.

В зависимости от интерпретации си­туации либо как неизбежной, либо как преодолеваемой посредством ак­тивности и борьбы с ней, Лазарус и Фолкман различают два вида совладающего поведения. Целенаправ­ленное поведение на устранение или избегание угрозы (борьба или отсту­пление), предназначенное для изменения стрессовой связи с физической или социальной средой, рассматривается как активное копинг-поведение. Пассивное копинг-поведение представляет собой интрапсихические фор­мы преодоления стресса, являющиеся защитными механизмами, предна­значенные для снижения эмоционального возбуждения раньше, чем изме­нится ситуация. (Lazarus R., Folkman S., 1984).

A. Bandura (1977, 1986) убежден, что человек может себя предста­вить в любом эмоциональном состоянии. Автор считает, что стресс и тревога возрастают, в основ­ном, когда индивид верит, что он не может управлять приближающимися проблемами. Собственная оценка по отноше­нию к человеческим способностям справляться с жизненными событиями осно­вывается на предыдущем опыте действий в подобных ситуациях, вере в себя, на социальной поддержке людей, самоуверенности и рискованно­сти (Holroyd К., Lazarus R., 1982).

В целом большинство исследователей придерживается единой класси­фикации способов совладания:

    копинг, нацеленный на оценку;

    копинг, нацеленный на проблему;

    копинг, на­целенный на эмоции.

В 1998 году Шенпфлюг с соавторами предложил биокибернетическую модель копинга. Модель основывается на том, что среда и личность изменчивы, это определяет обоюдное влияние их друг на друга, то есть требования выражено влияют на личность, в то время как реакции личности влияют на среду. Согласно этой концепции, старые процессы регуляции перепрограммируются или начинается развитие новых регуляторных процессов, что может приводить к возникновению новых форм регуляции поведения.

Исследования, проведенные в Японии (Nacano К., 1991), показали, что активные копинг-стратегии, ориентированные на решение проблемы, ведут к уменьшению имеющейся симптоматики, тогда как избегание и другие ко­пинг-стратегии, направленные на редукцию эмоционального напряжения, приводят к усилению симптоматики.

Многие исследователи в области принятия решения отмечают, что люди под воздействием стресса недостаточно часто используют рациональные когинг-стратегии (Slovic P., Fischhoff B., Liechtenstein S. C., 1977).

На основе анализа работ различных авторов, можно выделить три подхода к понятию «копинг»: определение копинга – как свойство личности, относительно постоянную предрасположенность отвечать на стрессовое событие (Billngs A., Moos R., 1984); рассмотрение копинга в ка­честве одного из способов психологической защиты, используемой для ос­лабления напряжения (Нааn N., 1977). К третьему подходу принадлежат R. Lazarus и S. Folkman (1984), согласно которым копинг пони­мается как динамический процесс, постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие попытки управлять внутренними и (или) внешними тре­бованиями, которые оцениваются как напрягающие или предвосхищаю­щие ресурсы личности.

Подводя итог вышеизложенному, следует сказать, что копинг-поведение – это стратегии действий, предпринимаемые человеком в ситуациях психологической угрозы физическому, личностному и социальному благополучию, осуществляемые в когнитивной, эмоциональной и поведен­ческой сферах функционирования личности и ведущие к успешной или ме­нее успешной адаптации.

Стресс- напряжённое психическое и физическое состояние организма.

Стресс в минимальных количествах необходим для организма. Чрезмерный стресс снижает эффективность и благополучие индивида, что приводит к психосоматическим заболеваниям.

Учение о стрессе появилось в связи с работами Г. Селье. Согласно Селье, стресс – это способ достижения устойчивости организма в ответ на действие отриц факторов.

Два вида стресса:

    Эостресс (вызывает желательный эффект)

    Дистресс (отрицательный эффект)

Стресс имеет три фазы:

  • Сопротивляемость

    Истощение

Люди с устойчивой психикой способны преодалеть стадию тревоги и избежать стресса.

В настоящее время стресс разделяют на эмоциональный и информационный. Последний связан с количеством информации, обрушивающейся на человека.

    История изучения копинга.

Теория совладания личности с трудными жизненными ситуациями (копинга) возникла в психологии во второй половине XX в. Термин введен американским психологом Абрахамом Маслоу (Maslow, 1987). Под "копингом" (от англ. to соре - справиться, совладать) подразумеваются постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие попытки справиться со специфическими внешними или/и внутренними требованиями, которые оцениваются как напряжение или превышают возможности человека справиться с ними.

В отечественной психологии актуальная проблема поведения личности в стрессе изучалась в основном в контексте преодоления экстремальных ситуаций. Исключение составляют немногочисленные работы, посвященные изучению личности и жизненного пути (Анцыферова,; Либина,), а также терапии супружеских конфликтов (Кочарян, Кочарян).

В зарубежной психологии изучение поведения в трудных ситуациях ведется в нескольких направлениях. Лазарус и Фолкмен подчеркивают роль когнитивных конструктов, обусловливающих способы реагирования на жизненные трудности. Коста и Маккрей делают акцент на влиянии личностных переменных, детерминирующих предпочтение индивидом тех или иных стратегий поведения в сложных обстоятельствах. Лер и Томэ уделяют большое внимание анализу самих трудных ситуаций, справедливо предполагая сильное влияние контекста на выбор стиля реагирования. Интерпретация феноменов защиты и совладения связана также с изучением природы индивидуального поведения в контексте проблемы стресса (Селье).

    Общее представление о копинге.

Копинг-поведение - форма поведения, отражающая готовность индивида решать жизненные проблемы. Это поведение, направленное на приспособление к обстоятельствам и предполагающее сформированное умение использовать определенные средства для преодоления эмоционального стресса. При выборе активных действий повышается вероятность устранения воздействия стрессоров на личность.

Особенности этого умения связаны с "Я-концепцией", локусом контроля, эмпатией, условиями среды. По представлениям Маслоу, копинг-поведение противопоставлено экспрессивному поведению.

Выделяются следующие способы совладающего поведения:

Разрешение проблем; - поиск социальной поддержки; - избегание. Совладающее поведение реализуется посредством применения различных копинг-стратегий на основе ресурсов личности и среды. Одним из самых важных ресурсов среды является социальная поддержка. К личностным ресурсам относятся адекватная "Я-концепция", позитивная самооценка, низкий нейротизм, интернальный локус контроля, оптимистическое мировоззрение, эмпатический потенциал, аффилиативная тенденция (способность к межличностным связям) и другие психологические конструкты.

В процессе действия стрессора на личность происходит первичная оценка, на основании которой определяют тип создавшейся ситуации - угрожающий или благоприятный. Именно с этого момента формируются механизмы личностной защиты. Лазарус рассматривал эту защиту (процессы совладания) как способность личности осуществлять контроль над угрожающими, расстраивающими или доставляющими ей удовольствие ситуациями. Процессы совладания являются частью эмоциональной реакции. От них зависит сохранение эмоционального равновесия. Они направлены на уменьшение, устранение или удаление действующего стрессора. На этом этапе осуществляется вторичная оценка последнего. Результатом вторичной оценки становится один из трех возможных типов стратегии совладания: 1. - непосредственные активные поступки индивида с целью уменьшения или устранения опасности (нападение или бегство, восторг или любовное наслаждение);

2. - косвенная или мыслительная форма без прямого воздействия, невозможного из-за внутреннего или внешнего торможения, например вытеснение ("это меня не касается"), переоценка ("это не так уж и опасно"), подавление, переключение на другую форму активности, изменение направления эмоции с целью ее нейтрализации и т. д.;

3. - совладание без эмоций, когда угроза личности не оценивается как реальная (соприкосновение со средствами транспорта, бытовой техникой, повседневными опасностями, которых мы успешно избегаем).

Защитные процессы стремятся избавить индивида от рассогласованности побуждений и амбивалентности чувств, предохранить его от осознания нежелательных или болезненных эмоции, а главное - устранить тревогу и напряженность. Результативный максимум защиты одновременно является минимумом того, на что способно удачное совладание. "Удачное" совладающее поведение описывается как повышающее адаптивные возможности субъекта, реалистическое, гибкое, большей частью сознаваемое, активное, включающее в себя произвольный выбор.

    Критерии эффективности копинга.

Существует достаточно большое количество различных классификаций стратегий копинг-поведения. Можно выделить три основных критерия, по которым строятся эти классификации:

1. Эмоциональный/проблемный:

1.1. Эмоционально-фокусированный копинг - направлен на урегулирование эмоциональной реакции. 1.2. Проблемно-фокусированный - направлен на то, чтобы справиться с проблемой или изменить ситуацию, которая вызвала стресс.

2. Когнитивный/поведенческий:

2.1. "Скрытый" внутренний копинг - когнитивное решение проблемы, целью которой является изменение неприятной ситуации, вызывающей стресс. 2.2. "Открытый" поведенческий копинг - ориентирован на поведенческие действия, используются копинг-стратегии, наблюдаемые в поведении. 3. Успешный/неуспешный:

3.1. Успешный копинг - используются конструктивные стратегии, приводящие в конечном итоге к преодолению трудной ситуации, вызвавшей стресс. 3.2. Неуспешный копинг - используются неконструктивные стратегии, препятствующие преодолению трудной ситуации.

Представляется, что каждая используемая человеком стратегия копинга может быть оценена по всем вышеперечисленным критериям хотя бы потому, что человек, оказавшийся в трудной ситуации, может использовать как одну, так и несколько стратегий совладания.

Таким образом, можно предположить, что существует взаимосвязь между теми личностными конструктами, с помощью которых человек формирует свое отношение к жизненным трудностям, и тем, какую стратегию поведения при стрессе (совладания с ситуацией) он выбирает.

    Отличие копинга от защитных механизмов.

Как отмечают многие авторы, существуют значительные сложности в разграничении механизмов защиты и совладания. Наиболее распространенной является точка зрения, согласно которой психологическая зашита характеризуется отказом индивидуума от решения проблемы и связанных с этим конкретных действий ради сохранения комфортного состояния.

В то же время способы совладания подразумевают необходимость проявить конструктивную активность, пройти через ситуацию, пережить событие, не уклоняясь от неприятностей. Можно сказать, что предметом психологии совладания, как специальной области исследования, является изучение механизмов эмоциональной и рациональной регуляции человеком своего поведения с целью оптимального взаимодействия с жизненными обстоятельствами или их преобразования в соответствии со своими намерениями (Либин, Либина).

Современный подход к изучению механизмов формирования совладающего поведения учитывает следующие положения.

    Человеку присущ инстинкт преодоления (Фромм), одной из форм проявления которого является поисковая активность (Аршавский, Ротенберг), обеспечивающая участие эволюционно-программных стратегий во взаимодействии субъекта с различными ситуациями.

    На предпочтение способов совладания влияют индивидуально-психологические особенности: темперамент, уровень тревожности, тип мышления, особенности локуса контроля, направленность характера. Выраженность тех или иных способов реагирования на сложные жизненные ситуации ставится в зависимость от степени самоактуализации личности - чем выше уровень развития личности человека, тем успешнее он справляется с возникшими трудностями.

    Стили реагирования по Лацарусу.

По мнению ведущего специалиста в области изучения coping styles ("способов совладания") Лазаруса, несмотря на значительное индивидуальное разнообразие поведения в стрессе, существует два глобальных типа стиля реагирования:

Проблемно-ориентированный стиль , направленный на рациональный анализ проблемы, связан с созданием и выполнением плана разрешения трудной ситуации и проявляется в таких формах поведения, как самостоятельный анализ случившегося, обращение за помощью к другим, поиск дополнительной информации.

Субъектно-ориентированный стиль является следствием эмоционального реагирования на ситуацию, не сопровождающегося конкретными действиями, и проявляется в виде попыток не думать о проблеме вообще, вовлечения других в свои переживания, желание забыться во сне, растворить свои невзгоды в алкоголе или компенсировать отрицательные эмоции едой. Эти формы поведения характеризуются наивной, инфантильной оценкой происходящего.

    Проблема адаптации и копинг:

Стратегии поведения раскрываются в различных формах адаптации. Адаптация, в отличие от простого приспособления, понимается сегодня как активное взаимодействие человека с социальной средой с целью достижения его оптимальных уровней по принципу гомеостаза и отличающегося относительной стабильностью.

Проблема адаптации теснейшим образом связана с проблемой здоровья/болезни. Этот континуум неотъемлем от жизненного пути личности. Многофункциональность и разнонаправленность жизненного пути обусловливают взаимосвязь и взаимообусловленность процессов соматического, личностного и социального функционирования. Таким образом, адаптационный процесс включает в себя различные уровни человеческой жизнедеятельности.

Своеобразным "срезом" адаптационного процесса, охватывающего весь жизненный путь от рождения до смерти, является внутренняя картина жизненного пути, которая характеризует качество жизни человека и его адаптационные возможности на разных уровнях. Внутренняя картина жизненного пути - целостный образ человеческого бытия. Это ощущение, восприятие, переживание и оценка собственной жизни и, в конечном счете, отношение к ней. Внутренняя картина жизненного пути включает в себя ряд компонентов:

1. соматический (телесный) - отношение к своей телесности (к своему здоровью, изменениям в нем, включая болезнь, к возрастным и различным соматическим изменениям);

2. личностный (индивидуально-психологический) - отношение к себе как к личности, отношение к своему поведению, настроению, мыслям, защитным механизмам;

3. ситуационный (социально-психологический) - отношение к ситуациям, в которые оказывается включенным человек на протяжении своего жизненного пути.

Стратегии поведения являются различными вариантами процесса адаптации и подразделяются на соматически-, личностно- и социально-ориентированные в зависимости от преимущественного участия в адаптационном процессе того или иного уровня жизнедеятельности личностно-смысловой сферы.

    Способы смягчения стрессовой ситуации.

Стили реагирования являются промежуточным звеном между случившимися стрессовыми событиями и их последствиями в виде, например, тревожности, психологического дискомфорта, соматических расстройств, сопутствующих защитному поведению, или же характерных для совладающего стиля поведения душевного подъема и радости от успешного решения проблемы.

Нахождение позитивных моментов в трагическом событии позволяет людям легче пережить его. Было выделено пять способов смягчения ситуации (на примере отношения к последствиям пожара):

Обнаружение неожиданно появившихся побочных положительных моментов ("Зато мы теперь живем вместе с детьми");

Сознательное сравнение с другими погорельцами ("У нас хоть стоимость дома была не до конца выплачена, а вот у соседей..."); - представление более трагических последствий ситуации ("Мы ведь остались живы, а ведь могли и погибнуть!");

Попытки забыть о случившемся ("Вы о чем говорите? О пожаре? Да мы об этом давно уже забыли").

Стиль реагирования даже у одного человека может изменяться в зависимости от сферы жизни, в которой он проявляется: в семейных отношениях, работе или карьере, заботе о собственном здоровье.

    Типология защитных и совладающих стилей реагирования

В работе (Либина, Либин) предложена типология защитных и совладающих стилей реагирования, основанная на структурно-функциональной модели поведения. В таблице указаны отдельные примеры пунктов (1а - 4в) опросника "Стиль поведения".

К структурным компонентам относятся наиболее устойчивые базовые характеристики индивидуальности человека, такие, как первая и вторая сигнальная система, свойства нервной системы и темперамент.

Под функциональными компонентами подразумевается специфика организации поведения и деятельности личности. В данном случае имеется в виду феномен, обозначаемый в исследованиях западных психологов как "фокусинг" (focusing) при изучении психических процессов или "orientation", "attitude" при анализе личности. Отечественные психологи оперируют соответственно термином "установка" и понятием "направленность личности".

Формы совладающего поведения в работе Либина названы рациональной компетентностью (образованной тремя самостоятельными первичными факторами - предметная направленность при решении проблем, коммуникативная направленность и рациональная саморегуляция) и эмоциональной компетентностью, имеющей схожую структуру. Новый вторичный фактор"эмоциональная компетентность " подчеркивает важность позитивной роли эмоций в осуществлении личностью конструктивной активности. Эмоциональная компетентность развивается в результате разрешения внутриличностных конфликтов на основе коррекции закрепленных в онтогенезе негативных эмоциональных реакции (застенчивости, депрессии, агрессивности) и сопутствующих им состояний, препятствующих успешной адаптации индивидуума.

    Связь копинга со свойствами НС и темпераментом

Анализ темперамента и характерологических черт личности в связи со стратегиями поведения в конфликте показал, что стратегия избегания оказалась связанной со следующими признаками темперамента: низкой предметной (то есть направленной на дело) активностью и высокой эмоциональностью, понимаемой как чувствительность к несовпадению ожидаемого и полученного результата, а также с негативным отношением к себе и низким уровнем самоуправления

Стратегию сотрудничества предпочитают люди, характеризующиеся высокой предметной эргичностью (то есть потребностью в напряженной работе), более низкими показателями эмоциональности, интернальностью локуса контроля и позитивным отношением к себе и другим.

Стратегия соперничества образует общий паттерн с высоким уровнем эмоциональности в коммуникативной сфере, экстернальным локусом контроля и выраженным ожиданием негативного отношения со стороны окружающих. Предпочитающиестратегию приспособления отличаются самыми низкими в выборке показателями по параметрам предметной и коммуникативной активности.

    Связь копинга с образом «Я»

Еще одним из основных компонентов в исследовательской парадигме психологии совладания оказывается "Я"- образ. "Простота", недифференцированность "Я"- образа связана с риском отреагировать даже на закономерные жизненные кризисы соматическими и психическими расстройствами, а это сопряжено с нарушением системы жизненных ориентиров и в конечном счете с усилением процессов деиндивидуализации. Важным является также сопоставление данных о внутренних механизмах формирования способов реагирования с анализом типов ситуаций, с которыми субъект взаимодействует. Попытки системных исследований как субъективных, так и средовых (ситуационных) особенностей в протекании заболевания предпринимались во многих работах в нашей стране. Взаимоотношения человека и ситуации в возникновении и развитии того или иного заболевания рассматриваются по-разному в зависимости от принадлежности автора к определенному психологическому направлению: от понимания ситуации как толчка к заболеванию до признания ее определяющей роли.

В первом случае приоритет отдается личности. Несмотря на различия во мнениях, во всех работах признается, что анализ личностных переменных во взаимодействии со стрессовыми событиями среды является одной из черт современной психологии и одной из тенденций ее развития.Столкновение значимых отношений личности с несовместимой с ними жизненной ситуацией становится источником нервно-психического напряжения, ведущего к нарушению здоровья. Психология отношений имеет существенное значение в исследовании нормы и патологии личности, происхождения и течения болезней, их лечения и предупреждения.