Евпатий Коловрат из Рязани — воин Христов. Богатырь Евпатий Коловрат: правда и вымысел

Поганым, а с самым реальным врагом Руси - ратью Батыевой.

«Повесть о разорении Рязани Батыем» - одно из самых трагических произведений древнерусской литературы (написано, скорее всего, в начале XVI века). О содержании его говорит само название. Летописный рассказ о приходе полчищ Батыя на Русь соединяется здесь с элементами былинного и легендарного повествования. Один за другим гибнут рязанские князья, хотя они бесстрашно бьются против превосходящих сил врага. При этом им удается уничтожить множество татар. Вот некоторые эпизоды борьбы: «И была сеча зла и ужасна... Батыевы же силы велики были и непреоборимы; один рязанец бился с тысячей, а два с десятью тысячами... И бились так крепко и нещадно, что и сама земля застонала, а Батыевы полки все смешались. И едва одолели их полки сильные татарские. В той сечи убит был благоверный великий князь Юрий Ингваревич, брат его князь Давыд Ингваревич Муромский, брат его князь Глеб Ингваревич Коломенский, брат их Всеволод Пронский, и многие князья местные, и воеводы крепкие, и воинство: удальцы и резвецы, узорочье и воспитание рязанское - все равно умерли и единую чашу смертную испи-ли. Ни один из них не повернул вспять, но все вместе полегли мертвые... И многих горожан убили, а иных ранили, а иные от великих трудов и ран изнемогли. А в шестой день спозаранку пошли поганые на город - одни с огнями, другие со стенобитными орудиями, а третьи с бесчисленными лестницами - и взяли град Рязань в 21-й день декабря. И пришли в церковь соборную Пресвятой Богородицы, и великую княгиню Агриппину, мать великого князя, со снохами и прочими княгинями посекли мечами, а епископа и священников огню предали - во святой церкви пожгли. И во граде многих людей, и жен, и детей мечами посекли, а других в реке потопили... и весь град пожгли, и всю красоту знаменитую, и богатство рязанское... И не осталось во граде ни одного живого: все равно умерли и единую чашу смертную испили. Не было туг ни стонущего, ни плачущего - ни отца и матери о чадах, ни чад об отце и матери, ни брата о брате, ни сродников о сродниках, но все вместе лежали мертвые...» информация с сайта
Вот в этот-то момент в повести появляется «некто из вельмож рязанских по имени Евпатий Коловрат»: с одним из князей он находил-ся в Чернигове и, узнав о нашествии Батыя, поспешил домой; «и выступил из Чернигова со малою дружиною, и помчался быстро». «И приехал в землю Рязанскую и увидел ее опустевшую, города разорены, церкви пожжены, люди убиты... И воскричал Евпатий в горести души своей, распаляяся в сердце своем». Обратим внимание, как древний русский писатель предельно сжато передавал состояние человека: горе и жажда мщения охватывают Евпатия при виде случившегося. Он опоздал к главному сражению и теперь хочет наверстать упущенное, хотя и знает, что ему придется разделить участь всех рязанцев. Безоглядное стремление выполнить воинский долг и готовность испить «единую смертную чашу» -- это в равной степени свойственно на-родному богатырю и княжескому воеводе. «И собрал небольшую дружину - тысячу семьсот человек, соблюденных Богом вне города. И погнались вослед безбожного царя, и едва нагнали его в земле Суздальской, и внезапно напали на станы Батыевы. И начали сечь без милости, и смешалися все полки татарские. И стали татары точно пьяные или безумные. И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские и сек их татарскими. Татарам почудилось, что мертвые восстали. Евпатий же, насквозь проезжая сильные полки татарские, бил их нещадно. И ездил средь полков татарских так храбро и мужественно, что и сам царь устрашился.
И едва поймали татары из полка Евпатьева пять человек воинских, изнемогших от великих ран. И привели их к царю Батыю, а царь Батый стал их спрашивать: "Какой вы веры, и какой земли, и что мне много зла творите?" Они же отвечали: "Веры мы христианской, а витязи мы великого князя Юрия Ингваревича Рязанского, а от полка мы Евпатия Коловрата. Посланы мы от князя Ингваря Ингваревича Рязанского тебя, сильного князя, почествовать, и с честью проводить, и честь тебе воздать. Да не дивись, царь, что не успеваем наливать чаш на великую силу - рать татарскую". Царь же подивился ответу их мудрому»... Ответ пленных воинов заставляет вспомнить символику многих народных песен, в которых битва уподоблялась пиру: на нем врагов «чествовали» оружием, «подносили» им «чаши» - то есть смерть. Батый решает выслать против Евпатия своего шурина - богатыря Хостоврула. Тот похвастался, что приведет русского воеводу живым. «И обступили Евпатия сильные полки татарские, желая живым его взять. И съехался Хостоврул с Евпатием. Евпатий же был исполнен силою и рассек Хостоврула на полы до седла. И стал сечь силу татарскую, и многих тут знаменитых богатырей Батыевых побил, одних на полы рассекал, а других до седла разрубал.
И возбоялись татары, видя, какой Евпатий крепкий исполин. И навели на него множество орудий для метания камней, и стали бить по нему из бесчисленных камнеметов, и едва убили его. И принесли тело его к царю Батыю. Царь же Батый послал за мурзами, и князьями, и санчакбеями (военачальниками), и стали все дивиться храбрости, и крепости, и мужеству воинства рязанского. И сказали царю мурзы, князи и санчакбеи: "Мы со многими царями, во многих землях, на многих битвах бывали, а таких удальцов и резвецов не видали, и отцы наши не рассказывали нам. Это люди крылатые, не знают они смерти и так крепко и мужественно на конях бьются - один с тысячею, а два с десятью тысячами. Ни один из них не съедет живым с побоища". И сказал Батый, смотря на тело Евпатьево: "О Коловрат Евпатий! Хорошо ты меня попотчевал с малою своею дружиною, и многих богатырей сильной моей орды побил, и много полков разбил. Если бы такой вот служил у меня, - держал бы его у самого сердца своего". И отдал тело Евпатия оставшимся людям из его дружины, которых похватали на побоище. И велел царь Батый отпустить их и ничем не вредить им».
Евпатий Коловрат, подобно былинным богатырям, уничтожает вражескую силу, противопоставляя ей свою богатырскую мощь. Но, в отличие от былин, сражение оканчивается гибелью героя. Кроме того, Евпатия окружает дружина -- это обычные воины, не богатыри. И, наконец, не забудем, что подвиг и гибель Евпатия вписаны в конкретное историческое событие 1237 года и о Евпатий говорится как о реальном лице - княжеском воеводе. Это переплетение исторической конкретики и эпического вымысла, а также поэтических элементов, близких к поздней народной исторической поэзии, позволяет предположить, что вся история об опоздавшем на битву воине, испившем свою смертную чашу, восходит к историческим песням XIII-XIV веков, в которых запечатлелись трагедия и героизм русских людей времен татаро-монгольского нашествия.

Мультфильм "Сказ о Евпатии Коловрате" - 1985 г.

Что означает коловрат: знаменитый славянский символ, напоминающий свастику, каждый человек видел хоть один раз в жизни. Для того, чтобы этот сильный оберег действительно помогал и спасал от всех напастей, необходимо правильно с ним обращаться.

В статье:

Что означает коловрат

Это сильный оберег, который использовали древние славяне. На сегодняшний день такой символ становится все более распространенным. Использовался коловрат древними людьми для того, чтобы они могли обратиться к своему роду. Все славяне очень почитали своих предков и считали, что в единстве с ними и заложена самая большая сила.

Коловрат - это солярный оберег. Внешне его часто путают с фашистской свастикой. Но значение коловрата никак не пересекается с фашизмом . Этот символ раскрывает нам тайну хода солнца по небу, рассказывает о взаимодействии таких богов, как , Даждьбог, Перун.

Изображался знаменитый символ на различных предметах быта и одежде. Чаще всего рубахи снабжались вышивкой, с помощью которой изображался коловрат.

Коловрат - особенность символа

Название «коловрат» содержит древнее слово «коло» , что в переводе означает «круг ». Именно поэтому знаменитый символ изображён в виде колеса, которое имеет несколько спиц.

Это знаменитый символ постоянного вращения солнца, непрерывного движения, жизни, которая дается и забирается богами, необъятности и бесконечности космоса.

Древние считали, что именно благодаря бесконечному движению и вращению продолжается жизнь. В таком талисмане, как коловрат, заключены все четыре стихии: земля, вода, огонь и воздух. Знак символизирует четыре времени года.

Именно эти настолько важные явления в жизни наших предков были запечатлены в коловрате.

Посолонь или противосолонь

Для нашего времени это довольно необычные слова. Но именно так наши предки называли движение по ходу солнца и против его пути. Попросту - по часовой стрелке или против нее.

Если лучи в коловрате были направлены по ходу солнца (по часовой стрелке), то это означало:

  • изобилие;
  • связь с высшими богами;
  • защиту от злых сил;
  • закономерность;
  • чистые мысли;
  • благие деяния.

Если лучи коловрата были направлены в обратную сторону (против часовой стрелки), то они символизировали:

  • потусторонний мир;
  • загробную жизнь;
  • развитые сверхъестественные способности;
  • ясновидение;
  • развитую интуицию.

Обычно именно коловрат с лучами, направленными против часовой стрелки, носили ведающие матери (ведьмы). Считалось, что если женщина носит такой оберег, то она надежно защищена от всякой напасти и обладает магическими способностями, которые позволяют ей защищать весь свой род. Существует несколько видов коловратов:

  • с 4-мя лучами – символ огненной стихии;
  • с 6-ю лучами – оберег имеет тесную связь с Перуном, и тот, кто носит этот талисман, находится под защитным покровом этого Бога;
  • с 8-ю лучами – символ, символизирующие единство всего сущего.

Восьмилучевой оберег

Особой магической силой наделяли наши предки коловрат, у которого было ровно 8 лучей. Такие талисманы обязательно носили волхвы, ведьмы и воины. Но почему именно восемь, помимо того, что восьмилучевой коловрат - это знак единства всего сущего, времен года и стихий, ему приписывают еще немало значений.

Например, наши предки были уверены, что такой талисман символизирует возрождение. Именно поэтому на каждом знамени, под которым войско язычников отправлялось на войну или в поход, обязательно был такой символ. Считалось, что войско, охраняемое коловратом, непобедимо. А даже если кто-либо и падет в бою, то будет возрождён.

Богом, который тесно связан именно с восьмилучевым коловратом - Сварог . Это божество, что, по старинным преданиям, сотворило весь мир. Именно Сварог созидатель, что своею рукою сотворил весь существующий мир и людей.

Восьмилучевой коловрат - символ не только Сварога, но и справедливости. И тот, кто носит его и почитает Бога, наделен мудростью, справедливостью и благоразумием.

Талисман с восемью лучами - священный символ бесконечности и Вселенной. Колесо Сварога - очень загадочная и сложная конструкция. Центр колеса находится на оси - Стожаре . Это самый настоящий центр Вселенной. Задача сварожьего круга - повернуться вокруг этой оси. Коловрат делает круг вокруг своего центра.

Что означает коловрат для современного человека

Современное значение оберега немногим отличается от того, что было ранее. Как и наши предки, мы верим в то, что коловрат - символ мироздания . Ведь все, что существует ныне, подчиняется солнцу.

Данный оберег способен наделить человека:

  • оптимизмом;
  • способностью получать наслаждение от жизни;
  • здоровьем;
  • силой духа.

Оберег защищает от сил тьмы, не дает пагубным мыслям завоевать сознание человека, оберегает от негативных программ. Вся солнечная энергия, сосредоточенная в талисмане, привлекает успех и богатство. Амулет стоит носить творческим натурам.

Татуировка коловрат

Но помните, оберегает коловрат лишь того, чьи помыслы чисты. Если будете желать другим зла, то действие оберега не почувствуете, так как он отказывается сотрудничать с теми, у кого злое сердце.

Среди увлекающихся славянской культурой и традициями наших давних предков крайне популярна тату коловрат. Большинство обладателей таких татуировок — мужчины, ведь считается, что нанесенный на тело символ увеличивает мужскую силу и дарит дополнительную жизненную энергию.

Обращаясь к мастеру за эскизом коловрата, не забывайте о том, что это все же магический символ, и вытатуированное его изображение будет оказывать влияние на вашу жизнь. В качестве тату коловрат означает приверженность славянской культуре, нацеленность на ее возрождение, силу солнца и защиту славянских богов.

Как сделать и носить талисман

Коловрат делется из любого материала, бывает вышито на одежде или нарисовано на бумаге - способ нанесения и размер не имеют значения.

Важно, чтобы был начерчен символ правильно. Линии не должны быть искривлены, иметь разную длину или быть нарисованы некорректно. В этом случае талисман сохранит свою магическую силу. Будьте бережны в обращении с коловратом. Только тогда получите божественную защиту.

Некоторые носят символ не снимая, подобно нательному кресту. В противном случае важно заранее подготовить место, где будет располагаться оберег доме. Подготовьте специальную шкатулку или мешочек, где будет лежать только этот оберег. С другими украшениями контактировать он не должен.

В сочетании с другими или артефактами коловрат подчиняет их энергетику себе, и поэтому допускается носить его с любым талисманом (бороться друг с другом они не будут).

Единственное условие: носить коловрат запрещается вместе с оберегами-символами христианства. Это талисманы, которые означают поклонение различным богам, исключают существование друг друга. Поэтому, прежде чем покупать талисман, определитесь с тем, какому божеству намерены поклоняться.

Носите коловрат как можно чаще. Если между владельцем и оберегом не будет сильной энергетической связи, то он не только не будет признавать в носителе хозяина, но и не станет защищать от различных напастей. Иногда, при неправильной носке, оно принимает хозяина за чужака, наносит урон.

Отнеситесь внимательно к выбору цепочки, на которой носят украшение. Желательно, чтобы она была выполнена из таких металлов, как:

  • латунь;
  • серебро;
  • золото.

Оберег из дерева носят на льняном или хлопковом шнуре. Избегайте ношения талисмана на шнуре из кожи. Негативная энергетика убитого животного может нейтрализовать силу оберега. В старину, чтобы избежать подобной коллизии, над животным производили специальный очищающий обряд.

Очищение и заговор талисмана

Только что приобретенный или изготовленный оберег нельзя сразу надевать на себя. Предварительно его нужно заговорить и очистить от посторонней энергетики.

Очищаются все обереги при помощи воды и огня. Изначально готовое изделие необходимо поместить в воду на несколько часов. Желательно окунуть коловрат в ручей, но если у нет такой возможности, то просто оставляют талисман под проточной водой.

Через несколько часов можно приступать к очищению с помощью огня. Для этого возьмите большую восковую свечу (не церковную) и подержите амулет над ней на протяжении нескольких минут. Это простой способ очищения в домашних условиях.

Наши предки считали, что лучший способ очистить и - трижды провести им над костром, что был разведен с использованием веток дерева, в которое попала молния.

Когда эта половина ритуала будет проведена, можно быть уверенным, что на обереге теперь нет никакой посторонней энергетики, и он чист, как белый лист бумаги. После этого следует передать коловрату собственную энергетику. Для этого возьмите его и сожмите в ладонях.

В зависимости от того, сколько лучей у талисмана (4, 6 или 8), обратитесь к тому божеству, что его символизирует (Даждьбог, Перун, Сварог). Попросите божество накрыть защитным покровом, оберегать от неприятностей и завистников, даровать здоровье и удачу.

Насколько сильным будет талисман, зависит только от того, насколько тщательно будут соблюдаться условие:

Помните, регулярно (раз в пол года) следует проводить обряд очищения. Ведь за это время на артефакте накапливается больше количество негативной информации, и без очистки талисман утратит защитные функции.

Как определить, что талисман использовать больше нельзя

Каждый магический атрибут имеет свой «срок годности », и нельзя использовать его более, чем нужно. Обычно такие амулеты не служат человеку на протяжении всей его жизни. Время от времени оберег нужно очищать. Обычно это делается раз в месяц, на убывающей луне или в полнолуние.

Сначала следует поместить свой магический атрибут в почву. Этот этап нельзя назвать легким, но пропускать его нежелательно. Подберите место, где оберег не найдет никто, кроме вас. Не будет лишним отметить это место так, чтобы впоследствие найти. Держать в земле полагается не меньше суток. Только после этого проводится очищение проточной водой и огнем.

Обратите внимание на состояние амулета. Если последний поврежден (треснул, погнулся), значит владелец подвержен очень сильной атаке, и талисман взял ее на себя, но более защищать хозяина он не сможет. Очищать его так, как описано выше, не имеет смысла - это не поможет.

Конечно, коловрат, как и любой магический предмет нельзя просто выбросить. Эзотерическте атрибуты утилизируют особым образом:

  1. Деревянный амулет бросают в священный огонь, предварительно простившись с ним и поблагодарить за длительную исправную службу.

Был опубликован материал о неоязычниках и их стремлении исказить исторические данные (данные основанные на письменных источниках и подтвержденные современными научными деятелями). В этой заметке мы коснемся памяти известного исторического персонажа — Евпатия Коловрата. Именно его неоязычники считают образцом языческого мужчины. Но так ли это? Ведь были попытки убедить в том что даже Сергий Радонежский был на самом деле язычником). Давайте посмотрим на то, что говорит об Евпатии история и наука.

Напомним, что о подвиге Евпатия рассказывается в древнерусском литературном памятнике «Повесть о разорении Рязани Батыем». Евпатий Коловрат – рязанский воевода, с небольшой дружиной воинов нагнавший войско Батыя после разорения Рязани. В неравной схватке с монголо-татарами Евпатий победил множество лучших вражеских воинов. Татарам удалось одолеть отряд Коловрата только после того, как они применили против него «пороки» – осадные камнеметательные орудия. По приказу Батыя тело Евпатия отдали оставшимся в живых русским воинам, а самих их отпустили, не причинив никакого вреда.

Идею о язычестве Евпатия Коловрата активно продвигают сразу несколько неоязыческих писателей, в основном специализирующихся в жанре «фэнтези» и «альтернативной истории». Их основными аргументами в пользу языческого вероисповедания Евпатия являются следующие тезисы:

1. имени Евпатий нет в христианских святцах;

2. «коловрат» – это разновидность языческой свастики;

3. отвага и самоотверженность, которыми обладал Евпатий, характерны, по мнению данных авторов, исключительно для язычников.

Евпатий Коловрат — памятник в Рязани

Коловра́т (также известен как «солнцеворот») - символ, используемый частью современных русских националистов (движение «Русское национальное единство» и др.) и неоязычников.

По утверждениям неоязычников, является исконно русским названием свастики как солярного символа, хотя, по словам историка и религиоведа Романа Багдасарова, неизвестно ни одного исторического источника, где свастику (имевшую на Руси множество имён) называли бы «коловратом». Изображение коловрата (польск. słoneczko) на надгробии можно видеть на гравюре польского художника Станислава Якубовского 1923 года.

1. На самом деле Евпатий – это видоизмененное греческое имя Ипатий. В Древней Руси это имя было достаточно широко распространено, так как весьма почитаемым святым был священномученик Ипатий Гангрский, в честь которого в Костроме даже был основан один из старейших русских монастырей. Небольшие изменения в произношении и написании связаны с особенностями языковой традиции и не являются чем-то необычным. Достаточно привести в пример греческое имя Георгий, которое в славянской традиции видоизменилось в два различных имени – Егор и Юрий, также ставших общеупотребительными. Кроме того, в некоторых редакциях «Повести о разорении Рязани Батыем» указывается христианское отчество Евпатия – Львович, а также говорится о его торжественных похоронах в Рязанском соборе. Да и сами воины полка Евпатия, согласно «Повести о разорении Рязани Батыем», свидетельствуют о своем вероисповедании: «И едва поймали татары из полка Евпатьева пять человек воинских, изнемогших от великих ран. И привели их к царю Батыю, а царь Батый стал их спрашивать: “Какой вы веры, и какой земли, и зачем мне много зла творите?” Они же отвечали: “Веры мы христианской, а от полка мы Евпатия Коловрата”».

«Коловратами самострельными» называли разновидность арбалета.

2. Слова «коловрат» в значении «разновидность свастики» историческая наука не знает, в таком значении оно стало употребляться только в современной неоязыческой среде. Данное слово состоит из двух корней: «коло», что по-древнерусски означало круг, и «врат», то есть вращение. Во времена Евпатия «коловратами самострельными» называли разновидность арбалета, для взведения которого использовался вращательный механизм в виде круга с рукояткой. Поэтому Коловрат – это обычное воинское прозвище умелого арбалетчика. Возможно также, что Коловратом Евпатия прозвали за особое воинское мастерство – ведение боя двумя мечами; в любом случае никакого языческого смысла это прозвище не несет.

3. Совсем безосновательным является утверждение о том, что подвиг Коловрата вообще несвойственен для христианина, поскольку является по сути самоубийством, которое христианам запрещено. Здесь хотелось бы напомнить, что одной из важнейших евангельских заповедей являются слова Христа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15: 13). Следуя ей, христианские воины отличались особой храбростью, стойкостью, нередко ценою своей жизни спасали соратников. Это считалось нормой и правильным исповеданием христианской веры. Поэтому подвиг Евпатия не уникален в истории христианских воителей. Как пример можно привести прославленного Церковью в лике святых последнего императора Византии Константина XI Палеолога, который во время осады Константинополя турками в одиночку вышел против огромного воинства. История сохранила его последние слова: «Город пал, а я еще жив». Императора нашли бездыханным под грудой вражеских тел.

Материал подготовлен по статье «Язык их — враг их» Максима Кузнецова (Pravoslavie.ru).

Настоящая легенда о Евпатии Коловрате December 3rd, 2017

П. Литвинский. Евпатий Коловрат

Я вам недавно после просмотра нового российского фильма "Легенда о Коловрате". Ну что касается фильма, то все там. А вот что же это за былина хорошо бы узнать подробнее.

Евпатий Коловрат — былинный русский богатырь, рязанский боярин или воевода, герой народных сказаний времен нашествия Батыя на Русь. О его подвиге рассказывает древнерусская «Повесть о разорении Рязани Батыем». Данная повесть сохранилась в списках, самые старые из которых датируются концом XVI века. При этом в трех древнейших списках были отражены три разновидности данного текста согласно классификации академика Дмитрия Лихачева.

Несмотря на отдаленность событий, касающихся этой личности, Евпатий Коловрат является известной фигурой, которая была достаточно широко представлена в русской литературе, главным образом в стихах, поэмах и балладах.

Вот что там говорится...



Фрагмент диорамы "Оборона старой Рязани в 1237 году"

История Евпатия Коловрата связана с одним из самых трагичных эпизодов истории Руси — Монгольским нашествием, также известным как Нашествие Батыя. Это было вторжение войск Монгольской империи на территории русских княжеств в 1237-1240 годах в рамках Западного похода монголов 1236-1242 годов. Серьезная внешняя угроза пришла на Русь в не самый подходящий для нее момент, русское государство находилось в состоянии феодальной раздробленности и не могло противостоять силам захватчиков объединенными силами. С другой стороны противостоять монгольской армии того периода не могли и объединенные племена и государства, о чем свидетельствует завоевание крупных государств Китая, Кавказа и Средней Азии.

Непосредственно вторжение монголов на Русь началось в конце 1237 года. Первым под каток Нашествия Батыя попало Рязанское княжество. Разбив объединенное войско рязанского князя Юрия Игоревича и муромских князей Юрия Давыдовича и Олега Юрьевича на реке Воронеж, монголы двинулись вглубь русских земель. Сам рязанский князь уцелел в этом сражении и вернулся в Рязань, к осаде которой монгольское войско приступило 16 декабря 1237 года. Первые приступы рязанцы смогли отбить, однако силы защитников таяли, а к монголам подходили все новые и новые отряды, которые возвращались из-под взятого 16-17 декабря Пронска, Ижеславля и иных городов. Стоит отметить, что Рязань была защищена десятиметровыми валами, на которых находились высокие дубовые стены с бойницами. Укрепления зимой поливались водой, которая замерзала, делая их еще более неприступными для штурмующих войск.

Защитники Рязани героически обороняли город в течение пяти дней, обрушивая на головы монголов камни, стрелы, кипящую смолу, сражались в рукопашных схватках. Однако на шестой день их силы практически иссякли, многие воины к тому моменту были убиты и ранены, а остававшиеся в строю практически бессменно вели бой на стенах, тогда как монголы могли давать своим войскам отдых, проводили ротацию и получали подкрепления. К тому же на заключительном этапе штурма монголы широко использовали стенобитные машины. Последний штурм города начался в ночь с 20 на 21 декабря, после упорного боя монголы ворвались в город, он пал на шестой день. При этом захватчики устроили в городе резню, уничтожив подавляющее большинство жителей Рязани, включая детей и грудных младенцев, погиб и рязанский князь Юрий Игоревич. Укрепления также были полностью разрушены, а сам город больше никогда не восстанавливался на этом месте. При этом монголы разорили не только Рязань, но и все княжество, уничтожив большое количество городов и городищ. Некоторые из них историки не могут идентифицировать и сегодня. К примеру, неизвестно точное месторасположение Белгорода Рязанского, который был стерт туменами Батыя с лица земли и так и не был восстановлен.

К моменту нашествия монголов на Русь Евпатию Коловрату было порядка 35 лет. По всей видимости, он занимал достаточно почетное место при рязанском князе, был боярином или скорее воеводой. Также он был достаточно опытным воином, талантливым командиром и обладал большой физической силой. Еще до падения Рязани князь Юрий Игоревич отправил своих людей с просьбой о помощи к князьям Владимирским и Черниговским. Именно в Чернигове находился в это время Евпатий Коловрат, здесь его и застала весть о гибели Рязани и смерти князя.

Вернувшись в родные края, он застал город и княжество разоренными и разграбленными. Он встретил лишь выжженную землю и пепелища, заваленные трупами убитых. Коловрат был потрясен жестокостью завоевателей. Возможно, он вернулся в родные земли уже с небольшим отрядом рязанских воинов, находившихся при посольстве к черниговскому князю. На месте он пополнил свои силы уцелевшими людьми, которые находились вне стен города и прятались в лесах. Всего ему удалось собрать отряд общей численностью до 1700 человек. С этими небольшими силами Евпатий Коловрат пустился в погоню за монголами.

Настигнуть завоевателей отряду удалось уже на территории Суздальских земель. Нападения с тыла монголы не ожидали, уверенные в том, что рязанские дружины уже уничтожены полностью. Атаки Евпатия Коловрата на арьергарды монгольского войска оказались для последних внезапными. Скорее всего, Коловрат использовал также тактику партизанских действий, нападения из засад, из леса. В любом случае он с небольшими силами нанес противнику серьезные потери. Монголы, которые не ожидали нападения со стороны разоренного Рязанского княжества, были в ужасе, считая, что это мертвые восстали, чтобы отомстить за себя. При этом, сколько именно боев провел отряд Евпатия Коловрата доподлинно неизвестно, никакого единого мнения на этот счет не существует. Считается, что их могло быть несколько и они были достаточно успешными, так как смогли посеять в тылах монгольского войска настоящую панику.

Происходящее в тылу взволновало Батыя, и он развернул против нападавших значительные силы. В конечном итоге подавляющее преимущество в численности войск решило исход противостояния. Монголы смогли навязать отряду Евпатия Коловрата полевое сражение, фактически в полном окружении. При этом Батый послал против Коловрата брата своей жены Хостоврула. Он похвалился хану, что привезет ему Коловрата живым, однако сам погиб в бою. Как отмечалось в летописи «Повесть о разорении Рязани Батыем», Коловрат рассек его мечом пополам, прямо до седла.

Согласно преданиям, Батый, который не хотел больше терять своих людей, выслал к русским воинам посла с вопросом: «Чего вы хотите?». «Только умереть!» — последовал ответ. В конечном итоге, видя упорство, с которым сражается горстка русских воинов, монголы использовали против них пороки (камнеметные машины, предназначенные для разрушения укреплений). Именно под градом камней погибли последний русские воины из дружины Коловрата и сам богатырь. Считается, что восхищаясь храбростью Евпатия Коловрата, а также в знак уважения его мужеству Батый отпустил захваченных в плен ранеными рязанских воинов из его отряда с телом убитого витязя, чтобы они похоронили его согласно своим обычаям.

Личность Евпатия Коловрата, как и многих персонажей и событий XIII века, по понятным причинам окутана множеством вопросов и тайн. К примеру, достаточно часто обсуждаются вопросы был ли Евпатий христианином или язычником? Считающие его язычником указывают на его имя и фамилию. По их мнению, коловрат — это славянский языческий символ солнца, а имени Евпатний нет в Святцах. Неверными являются оба утверждения. Не существует ни одного этнографического источника, который подтверждал бы древнеславянское языческое происхождение слова коловрат и его отношение к солнцу. Напротив, достоверно известно, что коловратом самострельным называли зубчатое приспособление для взведения станковых самострелов, установленных на особом станке — раме с колесами (на Руси самострелами называли арбалеты). И фамилия Евпатия может иметь прямое отношение к данному устройству или арбалетному делу.

Если же говорить про само имя Евпатий, то это видоизмененная форма греческого имения Ипатий. В Древней Руси оно было достаточно распространенным, так как было связано с почитаемым святым священномучеником Ипатием Гангрским. В честь него в Костроме даже был сооружен один из самых старых русских монастырей. При этом небольшие изменения в произношении и написании имени Ипатий связаны с особенностями языковой традиции и не представляют собой чего-то особенного. То же греческое имя Георгий в славянской традиции видоизменилось сразу в два разных производных имени — Егор и Юрий.

Памятник Евпатию Коловрату в Рязани

Также существует версия о том, что Евпатий — это собирательный образ, который может символизировать собой даже не различных людей, а всю Русь, которая гибнет, но не сдается захватчикам. Той же «Повести о разорении Рязани Батыем» характерны черты эпичных былинных песен XIII-XIV веков. Данное произведение можно рассматривать больше как художественное, нежели историческое. На это же может указывать символизм и гипербола, которые присутствуют в повествовании, также в тексте повести имелись многочисленные неточности, связанные с историческими персонажами. Однако даже если Евпатий Коловрат — это лишь красивая легенда и сам он собирательный образ лучших русских богатырей или даже всей Руси, она все равно важна для нашей истории. Как бы там ни было, во время Монгольского нашествия на Русь вполне можно было встретить русских людей невиданной силы духа, способных на совершение самых разных подвигов. Благодаря таким людям русские воины и смогли снискать славу в мире, а сами русские воспринимаются, как заслуживающий уважения народ.

В настоящее время в нашей стране существует три памятника, посвященных Евпатию Коловрату. Все три расположены на территории Рязанской области. Первый был размещен в городе Шилово, по некоторым источникам именно этот населенный пункт и был родиной Коловрата. Второй памятник, он же самый известный, в 2007 году установили в самой Рязани, он расположен в центре города на Почтовой площади и находится сравнительно недалеко от Кремля. Третий памятник был установлен на выезде из деревни Фролово в сторону деревни Ряссы (в Шиловском районе области).

АПД: в комментариях многие начали разбирать в деталях эту легенду. Я вот интересуюсь, а про Илью Муромца не будете разбирать правильно ли он со Змеем Горынычем воевал? Илья то Муромец -

В нашумевшем фильме «Легенда о Коловрате» герой не очень-то соответствует разрозненным историческим источникам. Евпатий Коловрат происходил из Рязани, был боярином и настоящим героем.

Новый боевик «Легенда о Коловрате» Джаника Файзиева и Ивана Шурховецкого вызвал неоднозначную реакцию и у кинокритиков, и у зрителей. Хотя создатели картины не претендуют на соблюдение исторических канонов, характеризуя жанр «Легенды…» как фэнтези, их не преминули «уличить» в недостаточной фактурности главного героя и многочисленных неточностях. Впрочем, Евпатий Коловрат – фигура настолько загадочная, что даже у историков в отношении него больше вопросов, чем ответов. Так каким же был знаменитый русский герой, да и вообще – существовал ли он? Попробуем разобраться.

Боярин и воевода

Большинство историков считает, что, в отличие от многих героев эпоса, богатырь Евпатий Коловрат, скорее всего, существовал на самом деле. Об обладавшем недюжинной силой и невероятной смелостью жителе рязанского княжества с таким именем мы знаем из древних летописей, былин, «Повести о разорении Рязани Батыем » и других литературных произведений. Подвигами героя вдохновлялись разные поэты, включая Николая Языкова и Сергея Есенина .

Согласно преданиям, родился Евпатий в небольшом селе в Шиловской волости (на территории современного Шиловского района Рязанской области), предположительно – в самом начале XIII века (по одним данным в 1200 году, по другим – на 2-5 лет раньше). То есть на момент вторжения Батыя Коловрату, которого в фильме сыграл 27-летний Илья Малаков , было не менее 35 лет (а то и все 40)– он был далеко не юн и находился уже не в самом расцвете физической силы по меркам того времени. А вот кем он был, знатным боярином или воеводой, как утверждают разные источники, доподлинно не известно (вполне возможно, что одно не мешало другому).

Да и Коловрат – не факт, что фамилия, как решили многие после просмотра фильма. Как считают многие историки, это второе имя или прозвище. По отцу, как указывается в некоторых источниках, Евпатий был Львович , но в XIII веке фамилии на Руси только начинали появляться, причем даже многие знатные люди ходили «бесфамильными» еще пару-тройку веков.

Кстати: Первой экранизацией жизни и подвигов древнерусского героя стал «Сказ о Евпатии Коловрате», мультфильм, вышедший в 1985 году.


Хитрый партизан

По «Повести о разорении Рязани Батыем», монгольское вторжение 1237 года застало Евпатия Львовича в Чернигове – по одним источникам, там он узнал о падении Рязани, разорении рязанского княжества и смерти его предводителя Юрия Игоревича , после чего с дружиной, которую смог собрать, спешно выдвинулся на место. По другой версии, Коловрат узнал о вторжении, собрал дружину, рванул на помощь рязанцам – но опоздал.

Так или иначе, на месте города он увидел пепелище – и, собрав уцелевших воинов (согласно «Повести о разорении Рязани Батыем», их нашлось 1700 человек), двинулся в погоню за монголами. Русичи настигли многотысячную армию врага на суздальской земле – и тут Евпатий Коловрат с дружиной проявил недюжинную смекалку. Понимая, что силы не равны, они начали вести партизанскую войну. Настолько хитрую и успешную, что запаниковавшие воины Батыя даже решили, что имеют дело с мстящими им за убиенных лесными духами.

Последний бой

В январе 1238 года, тем не менее, отряду Коловрата пришлось вступить в открытую битву с войском Золотой Орды. В источниках встречается множество ее описаний, во всех них подчеркивается смелость и мужество Евпатия Львовича и его соратников. Предания рассказывают, что он порубил мечом десятки воинов. Среди них были главные богатыри монгольского княжества, включая ближайшего родственника Батыя – непобедимого Хостоврула , ранее вызвавшегося привезти хану плененного русского богатыря.

Именно благодаря этой битве и возникла слава Коловрата как могучего богатыря и человека огромной силы. «Евпатий рассек Хостоврула… до седла», - говорится в «Повести о разорении Рязани Батыем».

Но силы были неравны. На поле боя в итоге пал и Евпатий, и большинство его воинов. Согласно преданиям, ордынцы смогли одержать победу только после того, как пустили в ход камнеметные орудия. Закончилось все, как и положено легенде. Пораженный мужеством русичей Батый отпустил оставшихся в живых дружинников – и отдал им тело погибшего Коловрата, чтобы тот был похоронен со всеми почестями.

Согласно некоторым вариантам неоднократно дописывавшейся и переписывавшейся «Повести о разорении Рязани Батыем», похоронен был Евпатий Львович в Рязанском соборе, называется и дата – 11 января 1238 года.

Имя его неизвестно, подвиг бессмертен

Личность Коловрата волнует исследователей начиная с XVI века – с момента публикации «Повести…». Историки пытались выяснить более точную его биографию, уточнить возраст – но даже примерную дату рождения установить не удалось. Некоторые считают, что на самом деле звали его Ипатий , на Русь имя пришло из греческого и было очень распространенным, так как связано с почитаемым священномучеником, епископом Ипатием Гангрским .

Второе имя (или прозвище) вызывает еще больше вопросов. Некоторые считают, что это прямое «указание» на то, что древний герой был язычником (коловрат в языческой мифологии – символ Солнца).

В те времена на Руси были в ходу самострельные коловраты, зубчатые приспособления для взведения орудий-самострелов – может герой получил свое прозвище от них? Также есть версия, что Коловратом Евпатия Львовича прозвали за его умение вести бой одновременно двумя клинками, быстро поворачиваясь в разные стороны. И еще одна гипотеза – что он был стражником и стоял около ворот – около врат, отсюда и прозвище.

Высказывается также предположение, что Коловрат был скандинавом – осевшим на Рязанщине наемником из варягов, но летописцам было «выгодно» сделать его славянином.

Есть и версия о том, что на самом деле Евпатий Коловрат – образ собирательный, олицетворяющий силу духа русских воинов тех времен. Отсюда и большое количество нестыковок и гипербол в сказаниях о его подвигах. У многих, в частности, возникают сомнения, что монголы брали в тот поход катапульты, удивление историков вызывает и численность дружины Евпатия Львовича – если мужское население было мобилизовано, почти всех мужчин в Рязани и окрестностях захватчики убили (описания этого также сохранились), то откуда могло взяться почти 2000 мужиков, способных сражаться? Кстати, в фильме «Легенда о Коловрате» количество дружинников совсем иное, да и одеты что они, что монголы, мягко говоря, совсем не по моде того периода – но это далеко не единственные вольности, которые позволили себе создатели картины.

Так или иначе, но имя богатыря все равно навсегда вписано в историю. Отмечены подвиги Коловрата и памятниками. Один из них стоит в селе Шилово (по некоторым данным, именно там он родился), другой – в центре Рязани.