“Евгений Онегин” - “энциклопедия русской жизни”. "евгений онегин" как "энциклопедия русской жизни". Несколько интересных сочинений

“Энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением” назвал Белинский роман Пушкина, раскрыв в своих статьях “Сочинения Пушкина” огромные достоинства романа, делающие его великим произведением русской литературы.
“Евгений Онегин” - реалистический роман в стихах, роман-дневник, произведение лиро-эпическое.
Этот роман критик называет “историческим”, связывая его содержание с общественным развитием, с ростом самосознания русского общества накануне восстания декабристов.
Пушкин начал писать “Евгения Онегина” в мае 1823 года в Кишиневе, а окончил 25 сентября 1830 года в Болдино. В 1831 году Пушкин вновь обращается к роману. По замыслу в романе должно было быть девять глав, но впоследствии автор изъял восьмую главу и на ее место поставил девятую. Была написана и десятая глава, но ее поэт сжег. В 1833 году роман был опубликован и содержал восемь глав.
В “Евгении Онегине” А. С. Пушкин размышляет о смысле жизни в определенных исторических условиях. Лучшие представители дворянской интеллигенции становились декабристами, но поэта волнует судьба молодого дворянского интеллигента, просвещенного, критически относящегося к действительности (Онегин, Ленский), неудовлетворенного светской жизнью, ее пустотой и праздностью, но не активного в своих устремлениях, хотя Белинский считал передовое дворянство носителем пробудившегося самосознания в эпоху 20-х годов XIX века.
В романе нет ни одного исторического лица, но Белинский назвал “Онегина” исторической поэмой, так как в ней видим “поэтически воспроизведенную картину русского общества в один из интереснейших моментов его развития” (период декабристского движения).
Главный герой романа “Евгений Онегин”, представитель дворянской интеллигенции, изображен реалистически. Его жизненная беда в отрыве от русского народа. Он не знает ни страны, ни жизни простых людей, ни их труда. Евгений - человек света, но человек с недюжинными задатками. Он умен, бескорыстен, благороден. “Бездеятельность и пошлость жизни душат его, он даже не знает, что ему надо, что ему хочется, но он знает, что ему не надо, что ему не хочется”, - пишет Белинский. Недовольство собой и окружающей жизнью свойственно герою Пушкина. Эта неудовлетворенность - свидетельство того, насколько Онегин выше светского общества. Его эгоизм Белинский называет страдающим эгоизмом, эгоизмом поневоле, в силу исторических обстоятельств. Критик считал болезнь Евгения болезнью века, так как причиной ее являлась уродливая атмосфера эпохи. “Силы этой богатой натуры остались без приложения, жизнь без смысла, а роман без конца”, - писал он в своих статьях.
А. С. Пушкин оставляет своего героя на распутье, “в минуту злую для него”. Оставляя вопрос о судьбе своего героя открытым, поэт как бы указывает на разнообразие его судьбы в сложной и противоречивой действительности. В то же время нравственные страдания героя - знак великого общественного пробуждения. Вот почему появление “Онегина”, по словам Белинского, есть акт сознания русского общества, вот почему роман имеет историческое значение. Причем драматическая судьба дворянской молодежи эпохи декабризма выражена не только в образе Онегина, но и в образе Ленского. Онегину и Ленскому в романе противопоставлена Татьяна, она близка родному народу, русской природе, ее образ помогает раскрыть основную идею романа: только общение с народом может спасти общество, сделать его жизнь содержательной, труд - полезным.
Страстно влюбленная простая деревенская девушка, потом - светская дама, Татьяна остается неизменной, сохраняет себя в любых жизненных ситуациях, она - “существо исключительное; натура глубокая, любящая, страстная”.
Однако содержание романа не исчерпывается этими проблемами. Иначе бы Белинский на назвал его “энциклопедией русской жизни”. Форма “свободного” романа позволила Пушкину охватить различные стороны жизни русского общества 20-х годов XIX века: петербургское аристократическое общество и московское барство, стоящее рангом ниже, в омуте которых заглушаются прекрасные порывы, гибнут незаурядные натуры. Автор стремится раскрыть сущность дворянского общества, показать его ничтожество, косность, отсталость:

Но всех в гостиной занимает
Такой бессвязный пошлый вздор,
И даже глупости смешной
В тебе не встретишь, свет пустой!

А. С. Пушкин изображает простонародную старину, провинциальное дворянство, от взгляда поэта не ускользает ограниченность его интересов:

Их разговор благоразумный
О сенокосе, о вине
О псарне, о своей родне,
Конечно, не блистал ни чувством,
Ни поэтическим огнем,
Ни остротою, ни умом.

Однако автор видит и крепостническую основу этого общества. Он говорит о Лариной:

Вела расходы, брила лбы...
Служанок била, осердясь.

Поэт резко осуждает провинциальное дворянство за самодовольство, эгоизм, невежество, эксплуатацию народа, непрерывную праздность. В романе Пушкиным подняты вопросы воспитания, образования, экономики.

Все, чем для прихоти обильной
Торгует Лондон щепетильный
И по Балтическим волнам
За лес и сало возят к нам.

На страницах романа поэт размышляет о любви и дружбе, о жизни с ее печалями и радостями, об искусстве, литературе, театре, который Пушкин назвал “волшебным краем”. Глазами поэта мы видим трудовое утро Петербурга:

Встает купец, идет разносчик,
На биржу тянется извозчик,
С кувшином охтенка спешит,

И хлебник, немец аккуратный,
В бумажном колпаке, не раз
Уж отворял свой васисдас.

Прекрасен в романе пейзаж, порой он имеет и самостоятельное значение реалистического бытового фона, на котором протекает жизнь героев. Описание осени, зимы, весенние картины очень выразительны:

Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года,
Синея, блещут небеса.

Однако пейзаж и помогает раскрыть характер героя. Картина утренней зари и описание поздней зимы представляют одну из черт характера Тани - любовь к природе:

Татьяна (русская душою,
Сама не зная почему)
С ее холодною красою
Любила русскую зиму.

Прекрасные картины сельской природы оказываются необходимыми автору, чтобы показать равнодушие к природе Онегина:

Деревня, где скучал Евгений,
Была прелестный уголок...

Вдали
Пред ним пестрели и цвели
Луга и нивы золотые...
Стада бродили по лугам.

Своеобразие в построение романа вносят лирические отступления, в которых поэт высказывает свое личное отношение к событиям и героям. Например, рассказ о юности Онегина сопровождается замечаниями о неполноценности дворянского воспитания и образования. Пушкин подчеркивает свою духовную близость к главным героям (“Онегин - добрый мой приятель”, “Татьяна милый идеал”) и размышляет о любимом роде занятий, литературе, о желании писать в прозе. Иронически высказывается о литературных течениях: классицизме, сентиментализме. Лирические отступления как бы воссоздают образ самого Пушкина - человека умного, любящего, гуманного. Это и послужило поводом Белинскому сказать: “Онегин” - самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии, здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь его; здесь его чувства, понятия, идеалы”.
Для романа автор создает новый вид строфы, которая получила название “онегинской”. Она состоит из четырнадцати строчек: трех четверостиший с перекрестной, парной и опоясывающей рифмовкой и одного двустишия с парной рифмовкой, нередко являющегося обобщением или звучащего как афоризм:

Привычка свыше нам дана,
Замена счастию она.

“Онегинская” строфа позволяет вместить законченную мысль, целый эпизод, картину. Она написана любимым пушкинским размером: четырехстопным ямбом. Язык романа отличается живостью, простотой, выразительностью. Широкое “энциклопедическое” изображение русской жизни своего времени Пушкиным дало право Белинскому сказать: “В своей поэме он умел коснуться так многого, намекнуть о столь многом, что принадлежит исключительно к миру русского общества”.
Великий критик назвал также роман не только энциклопедией русской жизни, но и в высшей степени народным произведением, вкладывая в этот термин очень широкое содержание; он считал, что народным является такое произведение, в котором поставлены важнейшие для жизни всего народа вопросы, и разрешены они в духе наиболее прогрессивных идей эпохи. Итак, народность произведения заключается в его тематике, идее, в создании национальных русских образов, в изображении русской природы, в использовании разговорного народного русского языка. Подчеркивая исторический характер “Онегина”, чувствуя в нем декабристские настроения, критик-демократ дает высокую оценку главным героям романа: “Итак, в лице Онегина, Ленского, Татьяны Пушкин изобразил русское общество в одном из фазисов его образования, его развития”.


Добрый день. Предлагаем Вашему вниманию сочинение на тему «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» – ЭНЦИКЛОПЕДИЯ РУССКОЙ ЖИЗНИ. Надеюсь, в этом сочинении вы найдете множество идей, которые помогут вам в написании собственного сочинения.

Также Вы можете вспомнить текст произведения, прочитав . На сайте есть и другие

«Евгений Онегин» — энциклопедия русской души.

Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» является уникальным произведением. Это роман в стихах. Ранее ничего подобного не было ни в русской, ни в мировой литературе. Уникальным произведение делает также и то, что широта охвата действительности, многосюжетность, описание отличительных особенностей эпохи, ее колорита, освоенные гением Пушкина, приобрели такую значимость и достоверность, что роман стали называть энциклопедией русской жизни 20-х годов позапрошлого века.

«Евгений Онегин» — это произведение, в котором отразился век и современный человек. Болезнью века, «болезнью «лишних людей» была «русская хандра». Исследованию именно этого явления и посвятил Пушкин свой роман.

Из этого романа, как из энциклопедии, можно узнать все об эпохе: о том, как одевались и что было в моде («широкий боливар» Онегина, малиновый берет Татьяны), меню престижных ресторанов («бифштекс окровавленный»), что шло в театре (балеты Дидло). На протяжении действия романа и в лирических отступлениях поэтом показаны все слои русского общества того времени: высший свет Петербурга, дворянская Москва, поместное дворянство, крестьянство, то есть весь народ. Это позволяет нам говорить об «Евгении Онегине» как об истинно народном произведении.

Петербург того времени был местом обитания лучших людей России — декабристов, литераторов. Там «блистал Фонвизин, друг свободы», люди искусства — Княжнин, Истомина. Автор хорошо знал и любил Петербург, он точен в описаниях, не забывая ни о «соли светской злости», «ни о необходимых нахалах» и тому подобном.

Глазами столичного жителя показана нам и Москва — «ярмарка невест». Москва провинциальная, в чем-то патриархальная. Описывая московское дворянство, Пушкин зачастую саркастичен: в гостиных он подмечает «наивный пошлый вздор», но вместе с тем поэт любит Москву, сердце России:

Москва… Как много в этом звуке для сердца русского слилось.

Он гордится Москвой 12-го года:

Напрасно ждал Наполеон,

последним счастьем опоенный,

Москвы коленопреклоненной

с ключами старого Кремля.

Современная поэту Россия — деревенская, и он подчеркивает это игрой слое в эпиграфе ко второй главе. Вероятно, поэтому галерея персонажей поместного дворянства в романе наиболее представительная, попробуем рассмотреть основные типы помещиков, показанные Пушкиным. Как напрашивается сразу сравнение с другим великим исследованием русской жизни 19-го века — поэмой Гоголя «Мертвые души»!

Красавец Ленский, «с душою прямо геттингенской», — романтик немецкого склада, «поклонник Канта», не погибни на дуэли, мог бы, по мнению автора, иметь будущность большого поэта или через двадцать лет превратиться в этакого Манилова и закончить свою жизнь так, как старый Ларин или дядя Онегина.

История матери Татьяны достаточно трагична: «Не спросясь совета, девицу повезли к венцу». Она «рвалась и плакала сначала», но заменила счастье привычкой: «Солила на зиму грибы, вела расходы, брила лбы». Образ, очень похожий на Коробочку.

На месте Буянова, «в пуху, в картузе с козырьком» вполне можно представить гоголевского Ноздрева, а Гвоздин, «хозяин превосходный, владелец нищих мужиков», напоминает Плюшкина.

Отставному советнику Флянову поэт дает красочную характеристику: «Тяжелый сплетник, старый шут, обжора, взяточник и плут». Эту характеристику можно отнести и к чиновникам «Мертвых душ», да и «Ревизора» тоже.

Появление романа Пушкина «Евгений Онегин» оказало огромное влияние на дальнейшее развитие русской литературы. Проникновенный лиризм, присущий роману, стал неотъемлемой чертой «Дворянскoго гнезда», «Войны и мира», «Вишневого сада». Важно и то, что главный герой романа как бы открывает целую галерею «лишних людей» в русской литературе в реализме: Печорин, Болконский, Обломов.

Спасибо за внимание. Надеемся, сочинение «Евгений Онегин» — энциклопедия русской души оказалось Вам полезным

А. С. Пушкин более семи лет работал над первым реалистическим романом в стихах “Евгений Онегин”, в котором отразилась “вся жизнь, вся душа, вся любовь его”, “его чувства, понятия, идеалы”. Это произведение, отражающее один из переломных моментов в российской истории, поднимает ряд проблем: философских, социальных, моральных. Роман поражает своей объемностью и глубиной мысли, и поэтому литературные критики не могли пройти мимо него, не сказав несколько слов в его адрес. Один из видных критиков прошлого века Виссарион Григорьевич Белинский, анализируя пушкинское произведение, называет его “энциклопедией русской жизни”.
В своем стихотворном романе - в собственно повествовательной его части и в многочисленных лирических отступлениях, которые Пушкин назвал “болтовней”, - поэт изображает русскую жизнь с небывало широким, подлинно энциклопедическим размахом, но в то же время делает это лаконично, в предельно сжатой форме, действительно приближаясь к краткости энциклопедических статей и заметок. В “Евгении Онегине” автор показывает нам холодный и эгоистичный Петербург, патриархальную Москву, деревню, хранящую традиций и обычаи, создает реалистические портреты дворян того времени, сословия, к которому сам принадлежал и жизнь которого хорошо знал. В этом и заключается “энциклопедич-ность” романа. Пушкин в предельно сжатой форме рассказал о быте, нравах, обычаях России первой четверти XIX века.
Безусловно, основное место в романе занимает описание жизни главного героя - молодого столичного “повесы” Евгения Онегина, на примере жизни которого автор показывает быт и нравы светского общества. Мы узнаем о типичном воспитании детей дворян в то время:
Сперва Madame за ним ходила,
Потом Monsieur его сменил.
Ребенок был резов, но мил.
Monsieur lAbbe, француз убогой,
Чтоб не измучилось дитя,
Учил его всему шутя,
Не докучал моралью строгой...
Образование было поверхностным, “чему-нибудь и как-нибудь”, а в необходимый набор знаний входил только французский язык, умение танцевать мазурку, “кланяться непринужденно” и “наука страсти нежной”. Мы видим и круг чтения молодых людей того времени: сентиментальные романы и латынь “из моды вышли”, и молодые люди увлеклись Адамом Смитом, “певцом Гяура и Жуана” Байроном и другими романтическими авторами, а также романами, в которых “отразился век и современный человек изображен довольно верно”. Подробно в первой главе показан распорядок дня молодого повесы: бесцельное прожигание жизни на бульварах, в ресторанах и театрах, на беспечных пирах. Мы видим и одежду главного героя (“надев широкий боливар”), и его кабинет, в котором есть “все, чем для прихоти обильной торгует Лондон щепетильный и по Балтическим волнам за лес и сало возит нам”, подробно описано и меню в ресторанах:
Пред ним roast-beef окровавленный,
И трюфли, роскошь юных лет,
Французской кухни лучший цвет,
И Стразбурга пирог нетленный
Меж сыром лимбургским живым
И ананасом золотым
Особенно полно представлен театр того времени - его репертуар, артисты, известные драматурги:
Волшебный край! Там в стары годы,
Сатиры смелый властелин,
Блистал Фонвизин, друг свободы,
И переимчивый Княжнин;
Там Озеров невольны дани
Народных слез, рукоплесканий
С младой Семеновой делил...
Не менее подробно описан и быт поместного дворянства. Пушкин достаточно много времени жил в своем имении Михайловское и хорошо знал жизнь провинциальных помещиков. О жизни крестьян он мог судить по рассказам своей няни Арины Родионовны, чей образ отчасти создал в лице няни Татьяны Лариной. Автор показывает занятия уездных помещиков: их встречи, пиры, праздники, работы, соления грибов, разговоры “о сенокосе, о вине, о псарне и своей родне”; круг чтения: сентиментальные романы и сонник Мартына Задеки. О жизни провинциального дворянства мы можем судить на примере семьи Лариных, занятиям старухи Лариной:
Она езжала по работам,
Солила на зиму грибы,
Вела расходы, брила лбы,
Ходила в баню по субботам...
Автор знакомит нас с традициями и обычаями, отмечает признаки “милой старины”, хранимой ими.
У них на масленице жирной
Водились русские блины;
Два раза в год они говели;
Любили круглые качели,
Подблюдны песни, хоровод…
Татьяна, любимая героиня Пушкина, воплощает в себе идеал русской женщины, она была близка народу, впитала в себя его дух:
Татьяна верила преданьям
Простонародной старины,
И снам, и карточным гаданьям,
И предсказаниям луны.
В седьмой главе показана патриархальная Москва. Ее описание очень. похоже на грибоедовское, что не.случайно. Автор лишний раз хотел подчеркнуть ее патриархальность, верность традициям, консерватизм:
Но в них не видно перемены;
Все в них на старый образец;
У тетушки княжны Елены
Все тот же тюлевый чепец;
Все белится Лукерья Львовна,
Все то же лжет Любовь Петровна,
Иван Петрович так же глуп,
Семен Петрович так же скуп...
Но, в отличие от Грибоедова, Пушкин все-таки любит Москву именно за ее душевность, теплоту и приверженность национальным традициям. Он восхищается ее богатой историей, ее богатыми военными подвигами:
Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого Кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приемный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.
Кроме зарисовок жизни России, данных непосредственно в повествовательной части романа, многое мы узнаем и из авторских лирических отступлений. Постоянно прерывая повествование романа своими замечаниями, автор сообщает нам свое мнение по поводу тех или иных событий, дает характеристики своим героям, рассказывает о себе. Так, мы узнаем о друзьях автора, о литературной жизни, о планах на будущее, знакомимся с его размышлениями о смысле жизни, о друзьях, о любви и многом другом, что дает нам возможность составить представление не только о героях романа, о жизни русского общества того времени, но и о личности самого автора. Это лишний раз подтверждает слова Белинского о том, что роман Пушкина “Евгений Онегин” - это “энциклопедия русской жизни” первой четверти XIX века.

Роман «Евгений Онегин» был написан в 20-30-е годы прошлого столетия. Работал над ним Пушкин в течение нескольких лет, поэтому сам поэт рос вместе со своим произведением, каждая новая глава романа была более зрелая, чем предыдущая. Этот роман явился важнейшим событием в истории русской литературы. Он был первым произведением, в котором авто|эу удалось создать широчайшую панораму действительности, раскрыть важнейшие проблемы своего времени. За широкий охват современной Пушкину жизни, за глубину вскрытых в романе ее проблем великий русский критик В. Г. Белинский назвал роман «Евгений Онегин» энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением.

Действительно, в романе, как в истинной энциклопедии, отражены все стороны русской жизни начала XIX века. Время десятых — двадцатых годов прошлого столетия было временем подъема национального самосознания. В эти годы лучшая часть русского дворянства выступала против крепостного права и абсолютной монархии. В русском обществе усиливается интерес к прогрессивным мыслителям и философам Запада. Например, Онегин читает Адама Смита, Руссо — любимый автор Татьяны.

С присущим ему лаконизмом Пушкин освещает экономику и культурную жизнь России тех лет. Из романа мы узнаем, что пьесы, шедшие тогда в театрах, пользовались успехом, что знаменитым постановщиком балетов был Дидпо. Вместе с автором любуемся чудной грацией «блистательной и полувоздушной» Истоминой, вспоминаем прекрасную русскую трагическую актрису Семенову. Легко, словно мимоходом, касается Пушкин вопросов экономики России, но дает точную и меткую характеристику. В Россию «за лес и сало» ввозились всевозможные безделушки, предметы роскоши: «духи в граненом хрустале», «пилочки», «щетки тридцати родов».

Встает купец, идет разносчик,
На биржу тянется извозчик,
С кувшином охтенка спешит…

Это утро трудового Петербурга. И здесь же Пушкин на примере главного героя показывает образ жизни «золотой дворянской молодежи». Онегин, утомленный шумом бала, возвращается поздно и просыпается только «за полдень». Жизнь Евгения «однообразна и пестра»: балы, рестораны, театры, снова балы. Конечно, такая жизнь не могла удовлетворить умного, мыслящего человека. Мы понимаем, почему Онегин был разочарован в окружающем обществе. Ведь этот высший свет составляют люди эгоистичные, равнодушные, лишенные высоких помыслов. Пушкин описывает это общество более подробно в восьмой главе:

Тут был. однако, цвет столицы,
И знать, и моды образцы,
Везде встречаемые лицы,
Необходимые глупцы…

В романе нашло свое художественное воплощение и провинциальное дворянство. Глухость, ограниченность, узость интересов характерны для этих «поместных владетелей». Их разговоры не идут дальше таких тем, как сенокос, вино, псарня. Не случайно Пушкин представляет этих людей в образах чудовищ во сне Татьяны. Они так оскудели умом и так опустились, что немногим отличаются от животных.

Гости на именинах Татьяны - это ярчайшие образцы помещичьей породы. Автор уже в фамилиях раскрывает их сущность: Скотинины, Буянов, Пустяков.

Провинциальностью веет и от дворянской Москвы. В седьмой главе Пушкин сатирически рисует представителей московского дворянства. Здесь и Любовь Петровна, любившая солгать, и Иван Петрович, главная черта которого - глупость, и скупой Семен Петрович. Пушкин дает точную и исчерпывающую характеристику московскому барству:

Все в них так бледно, равнодушно;
Они клевещут даже скучно;
В бесплодной сухости речей,
Расспросов, сплетен и вестей
Не вспыхнет мысли в целы сутки,
Хоть невзначай, хоть наобум…

Кроме жизни дворянского сословия в романе правдиво изображена жизнь крестьян, их быт. На примере няни Татьяны Лариной Пушкин освещает горькую долю крепостной крестьянки, которую тринадцатилетней девочкой выдали замуж против ее воли. Автор не раскрывает страшных картин крепостного гнета и эксплуатации, но одной фразой, одним эпизодом он абсолютно точно отражает жестокие порядки, царившие в деревне. Мать Татьяны так же просто и естественно, как солила грибы, ходила в баню по субботам, била служанок, отдавала крестьян в солдаты, заставляла девушек, собирающих ягоды, петь песни, «чтоб барской ягоды тайком уста лукавые не ели».

Таким образом, в романе «Евгений Онегин» все слои русской нации нашли свое воплощение, Все стороны русской действительности, все проблемы современной жизни затронул Пушкин в своем романе, причем сумел увидеть их глазами всей нации, всего народа.

В. Г. Белинский высоко и по достоинству оценил гениальное творение нашего национального поэта. Великий критик писал: «Пусть идет время и приводит с собой новые потребности, пусть растет русское общество и обгоняет «Онегина»: как бы далеко оно ни ушло, всегда будет оно любить эту поэму, всегда будет останавливать на ней исполненный любви и благодарности взор…»

Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» как «энциклопедия русской жизни»

Белинский писал, что «Евгений Онегин» «есть поэма истори­ческая в полном смысле этого слова, хотя в числе ее героев нет ни одного исторического лица». Однако образ историче­ского времени необыкновенно полно представлен в сюжете произведения. Это сама эпоха, дух века, атмосфера жизни, целый спектр различных областей ее: воспитание и образова­ние, литература и театр, хозяйство и сословные отношения, быт, манеры и привычки людей той эпохи. В романе пред­ставлены все времена года, весь круговорот природы, жизнь различных слоев русского общества.

«Тут и благодатная весна, и жаркое лето, и гнилая дожд­ливая осень, и морозная зима; тут и столица, и деревня, и жизнь столичного денди, и жизнь мирных помещиков, веду­щих между собой незанимательный разговор О сенокосе, о вине, О псарне, о своей родне; тут и мечтательный поэт Ленский, и тривьяльный забияка и сплетник Зарецкий; то перед вами прекрасное лицо любящей женщины, то сонная рожа трактирного слуги... - и все они, каждый по-своему, прекрасны и исполнены поэзии», - пи­сал Белинский. Пушкин в своем романе коснулся самых разных тем, недаром критик назвал «Евгений Онегин» «эн­циклопедией русской жизни».

Одна из важнейших проблем, которая всегда волновала поэта, - проблема воспитания и образования в дворянских семьях. Образование в России, по мнению поэта, оставляло желать лучшего. Как правило, оно было поверхностным: учи­теля-иностранцы, приглашенные в дом, зачастую сами тол­ком не владели предметом. Естественно, что эти «учителя» не могли привить ребенку ни трудолюбия, ни интереса к нацио­нальной культуре, ни дать каких-либо серьезных, основатель­ных знаний.

Как замечает Ю. М. Лотман, учили в основном языкам - русскому и иностранным, словесности, истории, танцам, вер­ховой езде, фехтованию. Классический образец общеприня­того светского воспитания - детство Онегина:

Сперва Madam за ним ходила,

Потом Monsieur ее сменил...

Monsieur l"Abbé, француз убогой,

Чтоб не измучилось дитя,

Учил его всему шутя,

Не докучал моралью строгой

Слегка за шалости бранил

И в Летний сад гулять водил.

Выйдя в свет, Онегин хорошо знает французский язык, умеет поддержать непринужденную беседу, блеснуть эпиграм­мой, знает историю, немного понимает по-латыни, любит те­атр. Его не привлекает литература и поэтическое творчество: он бранит Гомера, Феокрита, не может отличить «ямба от хо­рея», но при этом изучает труды английских экономистов, ему знакомы основные понятия теории физиократов («...умел судить о том, Как государство богатеет, И чем живет, и поче­му Не нужно золота ему, Когда простой продукт имеет»).

Устав от светских развлечений, Онегин пытается читать книги, писать, однако из его занятий ничего не выходит: «труд упорный Ему был тошен». Все, что вынес герой из об­щения с гувернером, - это «великолепные» светские манеры и отличный французский язык.

В романе прекрасно владеет французским языком и Тать­яна Ларина. Она свободно изъясняется по-французски (на французском написано письмо героини), владея русским го­раздо хуже. Татьяна у Пушкина читает сентиментальную и романтическую литературу: Ричардсона, Руссо, Гете, Байро­на, Нодье.

Однако поэт представляет нашему вниманию не только интеллектуальные запросы молодых людей того времени, но и хозяйственные отношения, сословные. Так, мы узнаем, что отец Онегина «промотал» состояние и жил долгами - после смерти родителя перед Евгением вырос «заимодавцев гроз­ный полк», которым герой был вынужден предоставить свое наследство. Однако Онегин унаследовал «заводы, воды, леса и земли» после смерти дяди. В поместье Евгений ввел «прогрес­сивные новшества» в управлении хозяйством: «Ярем он бар­щины старинной Оброком легким заменил».

Пушкин рисует жизнь различных слоев русского общест­ва первой трети XIX века: аристократии Петербурга, москов­ского и провинциального дворянства.

Петербургская жизнь тороплива, ярка и пестра, насыщена событиями. Сам ритм ее быстрый, суетливый, ускользающий от человека:

А Петербург неугомонный

Уж барабаном пробужден.

Встает купец, идет разносчик,

На биржу тянется извозчик,

С кувшином охтенка спешит,

Под ней снег утренний хрустит.

Основные занятия столичных дворян - балы, утренние прогулки, обеды в ресторанах, театр. Пушкин подробно опи­сывает модный костюм героя: «панталоны, фрак, жилет», шляпа - «широкий боливар».

Интерьер, детали домашней обстановки представлены в описании кабинета Онегина:

Янтарь на трубках Цареграда,

Фарфор и бронза на столе,

И, чувств изнеженных отрада,

Духи в граненом хрустале;

Гребенки, пилочки стальные,

Прямые ножницы, кривые,

И щетки тридцати родов...

Молодые люди из дворян нередко были франтами и щего­лями, преувеличенно заботясь о своей внешности. Об этом го­ворит нам наличие духов, большого количества «гребенок» и «пилочек» в кабинете Онегина, его привычка проводить «три часа по крайней мере пред зеркалами».

Живописно представлены блюда, которыми славился мод­ный ресторан «Talon»: «roast-beef окровавленный» и «трюфли.., французской кухни лучший цвет», «лимбургский сыр», «Стразбурга пирог нетленный», «ананас золотой».

Посещение театра - одно из любимых занятий петербург­ской аристократии. В 1817-1820 годах заядлым театралом был и сам Пушкин. Онегин - также «почетный гражданин кулис». Затрагивая театральную тему, Пушкин вспоминает известных драматургов, литераторов: Фонвизина, Княжнина, Озерова, Шаховского. Здесь мы также встречаем упоминание о знаменитом петербургском балетмейстере Дидло, «блиста­тельной, полувоздушной» балерине Истоминой.

Так постепенно из всех этих картин начинает вырисовы­ваться образ города - «блестящего» Петербурга, с его яркой, но шумной и суетливой жизнью.

Шумной суете «европейского» Петербурга поэт противо­поставляет величавое достоинство «русской», неторопливой Москвы. Пушкинская Москва - «белокаменная», «с креста­ми золотыми» на старинных главах церквей, с множеством садов, дворцов и колоколен. Москва - хранительница рус­ских традиций, русской культуры и русской славы.

Москва... как много в этом звуке Для сердца русского слилось! Как много в нем отозвалось!

Напрасно ждал Наполеон...

Москвы коленопреклоненной

С ключами старого Кремля:

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Если Петербург следует во всем европейской моде, запад­ному ритму жизни, то ритм жизни Москвы уже иной, не­спешный и по-русски размеренный:

Но в них не видно перемены;

Все в них на старый образец:

У тетушки княжны Елены

Все тот же тюлевый чепец;

Все белится Лукерья Львовна,

Все то же лжет Любовь Петровна...

Пышности и блеску Петербурга автор противопоставляет простоту и патриархальность Москвы, где приняты домашние обеды, где проявление родственных чувств очень естественно. И в самой неизменности этой жизни, основательности рус­ских традиций есть что-то близкое и родное русскому чело­веку.

Поместное, уездное дворянство поэт представляет нам в описании семейства Лариных. Это «простая, русская семья», не слишком интеллектуальная, но открытая, гостеприимная и хлебосольная. Жизнь поместных дворян проста, они верны «привычкам милой старины», православным обрядам, искон­ным русским традициям. Здесь поэт утверждает простые цен­ности русской патриархальной жизни:

Они хранили в жизни мирной

Привычки милой старины;

У них на масленице жирной

Водились русские блины;

Два раза в год они говели;

Любили круглые качели,

Подблюдны песни, хоровод;

В день Троицын, когда народ

Зевая, слушает молебен,

Умильно на пучок зари

Они роняли слезки три.

Заметим, что Пушкин изображает в романе различные грани жизни русского дворянства, не касаясь жизни других сословий - купечества, крестьянства.

В «Евгении Онегине» часто встречаются упоминания о ре­альных людях - пушкинских современниках, его друзьях, соратниках. На протяжении всего романа мы встречаем име­на Каверина, Чаадаева, Катенина, Вяземского. Все это делает изображение эпохи еще жизненнее и достовернее.

Атмосфера времени отразилась и в героях романа Как че­ловеческих типах, своеобразных характерах. Онегин - чело­век, которому многое дано от природы, натура неординарная, глубокая. Это скептик, обладающий резким, «охлажденным» умом, несчастливый, разочарованный в жизни.

Ленский, наоборот, - юный восторженный поэт, идеа­лист и романтик, пылкий и жизнерадостный, сохранивший веру в идеалы: «...Он сердцем милый был невежда».

И эти два характера очень реалистичны. «Пылкий, вос­торженный романтик и охлажденный, просвещенный и раз­очарованный скептик-байронист - именно эти два типа отно­шения к действительности были характерны для передовой молодежи того времени», - писал Д. Благой.

Ольга - тип обыкновенной, посредственной уездной ба­рышни, не отягощенной глубокими переживаниями и чувст­вами, но жизнерадостной и добродушной. Счастье для нее - в удачном замужестве, в семье, в достатке, в любви, как она понимает ее.

Татьяна - это любимая героиня Пушкина, его «милый идеал». Это натура цельная, сильная, волевая. Ей присущи твердость духа, поэтичность.

И, наконец, о мироощущении людей той эпохи, о «духе века». Как точно замечает В. Непомнящий, миропонимание это было навязано России Западом в эпоху Петра I, и суть его состояла в том, что человек был приравнен к Богу. Так про­изошла подмена многих православных понятий, исконно рус­ских нравственных ценностей. Именно отсюда пошло повсе­местное господство индивидуализма, идей вседозволенности.

Именно таковым в романе является мировосприятие Онегина, его отношение к людям и жизни.

Таким образом, Пушкин представил нам всю русскую жизнь начала XIX века, во всем многообразии ее типов. В ро­мане его живет сам дух тогдашней эпохи, ее представления, ее миропонимание. Однако «Евгений Онегин» открывает нам лишь одну страницу в жизни России, в ее истории. Но пусть «идет время и приводит с собою новые потребности, новые идеи, пусть растет русское общество и обгоняет «Онегина»: как бы далеко оно ни ушло, но всегда будет оно любить эту поэму, всегда будет останавливать на ней исполненный любви и благодарности взор» (Белинский В. Г.).

Пушкин. Проза, стихи, пьесы о поэте. М., 1988. С. 111.

Белинский В. Г. Сочинения Александра Пушкина. М., 1985. С. 251.

Там же. С. 426.

Лотман Ю. М. Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Ком­ментарий. - В кн: А. С. Пушкин. Собрание сочинений в пяти то­мах. Том 3. Евгений Онегин. СПб, 1994. С. 238.

Благой Д. Д. Пушкин - зодчий. - В кн: Благой Д. Д. От Кан­

темира до наших дней. Том второй. М., 1973. С. 158.

Белинский В. Г. Указ. соч. С. 426.