Евангелие. Исцеление бесноватого отрока. Исцеление Христом бесноватого отрока: Вера – это риск? Заочное исцеление бесноватой дочери сирофиникиянки

Описанные Евангелистами случаи бесноватости дают возможность составить представление о характерных признаках этой болезни. Из этих признаков самым типичным, и безусловно общим, для всех случаев, является: непризнание бесноватыми себя больными и отсутствие у них просьбы о помощи. Эти больные никогда сами не приходят ко Христу за исцелением, но их «приводят». Или же, Христос Сам исцеляет их по своему милосердию, или по просьбе родных и друзей.

Но, по форме, бесноватость бывает очень разнообразной: самая сильная форма – это бесноватость двух гадаринцев, которые проявляли буйное помешательство и самоистязание, без всяких перерывов, в течении многих лет. Случай с лунатиком был также очень тяжелый, т. к. здесь болезнью было охвачено и тело, и душа человека, но были перерывы или ослабления в припадках между новолуниями.

В других случаях бесноватость, не затрагивая глубин духа человеческого, поражала только отдельные органы (слух, зрение, речь) или весь телесный состав (как у скорченой женщины). Следовательно «бесноватость», как видно, может поражать или душу, или тело, или то и другое вместе. Из этого можно заключить, что определенного «клинического» симптома-комплекса у этой болезни нет; это болезнь «духа», и может ассоциироваться с любым телесным недугом, по тесному единству всего состава человека. Диавол пользуется болезненностью человека, как следствием первородного греха, чтобы наносить свой удар по самому чувствительному месту. Во всяком случае, «медицинских» средств от одержимости нет. Это болезнь «духа» и лечится она исключительно духовными путями. И не следует заблуждаться в распознавании «одержимости». Не всякая «эпилепсия» и не всякая «параноя» или «циркулярный психоз» и т. п., есть «одержимость». Здесь пет знака равенства, но часто бывают совпадения, которые смогут распознать только истинные врачи, не зараженные предрассудками «материалистического мировоззрения».

По свидетельству о. Иоанна Кронштадского, из находящихся в больницах душевно больных, характер болезней значительного большинства – духовной, а не психофизической природы.

ИСЦЕЛЕНИЕ ДВУХ БЕСНОВАТЫХ В СТРАНЕ ГЕРГЕСИНСКОЙ

(Мтф.8, 28–34; Мрк.5, 1–20: )

Итак, после укрощения злых стихий природы, которые, казалось, готовы были поглотить не только учеников Христовых, но и Самого Господа, лодка пристала к восточному, скалистому и пустынному берегу страны Гергесинской (или Гадаринской, как ее называют Евангелисты Марк и Лука). Сразу же, как только Христос вышел на землю, «Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов» (т. е. из могильных пещер), «весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем. И вот они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? Пришел Ты сюда прежде времени мучить нас. Вдали же от них паслось большое стадо свиней. И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней. И Он сказал им: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, все стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде. Пастухи же побежали и, придя в город, рассказали обо всем, и о том, что было с бесноватыми. И вот, весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их. Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город», т.е. в Капернаум.

Так повествует об этом событии Ев. Матфей. В Евангелиях Марка и Луки, об этом же говорится более подробно и с той разницей, что у них речь идет не о двух, но об одном бесноватом, и страна называется Гадаринской. Противоречий тут нет, т. к. в Десятиградии имелись, в составе городов – и Гадара, и Гергсса; и ближайшая к ним область могла называться и тем, и другим именем. А что касается числа бесноватых, то хотя и было их двое, но говорил от имени двоих, главным образом, один. Он же был, по-видимому, более страшен, более активен и более всем известен, т. к. раньше жил в ближайшем городе и был «одержим бесами с давнего времени» (); ходил всегда голым, терроризовал всех, и именно его много раз пытались заковывать в цепи, которые он, обладая невероятной силой, разрывал и убегал от людей, «гонимый бесом в пустыню».

Иоанн Златоуст говорит, что разность в числе бесноватых у Синоптиков «не есть признак разноречия, а показывает только различный образ повествования». II если соединить рассказ трех Евангелистов, то возможно представить себе картину события в следующей последовательности:

Увидя Иисуса издалека, бесноватые закричали: «что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас» (). Затем один из бесноватых, тот, которого никто не в силах был укротить, «прибежал, пал пред Ним» (т. е. Христом) «и поклонился Ему... Иисус сказал ему: выйди дух нечистый из сего человека». Тогда бесноватый, «вскричав громким голосом, сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога всевышнего? заклинаю Тебя Богом, не мучь меня». (Мрк.5, 6-Я; ).

Бес, державший в своей власти несчастного человека и кричавший его голосом, не сразу повиновался повелению Христа, как бы медлил. Тогда Христос спросил одержимого: «Как тебе имя?» Но вместо человека отвечает бес: «Легион имя мое, потому что нас много» (Мрк.5, 9). После этого «просили Его все бесы, говоря: если выгонишь нас (), пошли нас в свиней, чтобы нам войти в них. Иисус тотчас позволил им. И нечистые духи, выйдя» (из человека), «вошли в свиней; и устремилось стадо с крутизны в море, а их было около двух тысяч; и потонули в море». (Мрк.5, 12–13).

В поведении бесноватого, обращает на себя внимание как бы раздвоенность его личности. Сначала он прибежал к Иисусу, пал перед Ним и поклонился Ему, как бы ища защиты от объявшего его ужаса, но когда Иисус повелел нечистому духу выйти из него, тогда этот человек начинает говорить слова совершенно не соответствующие его поведению: «что тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? Заклинаю тебя Богом, не мучь меня». Ясно, что здесь уже слышится чей-то другой голос. Устами человека выражается иная чужая воля. Это и есть голос того «нечистого духа», который вселился в человека, овладев его сознанием и волей. Сам по себе, этот несчастный человек, совершенно одичавший и с давних лет не имевший нормального общения с людьми, конечно, не мог ничего знать о Иисусе Христе; не помня даже своего человеческого имени, как мог он исповедовать Христа Сыном Божиим? Но бесы-то знали Христа, т. к. Он повсюду и всегда изгонял их – они «веровали и трепетали» () и, быть может, вперед знали, что Христос плывет в страну Гадаринскую.

Факты «раздвоения личности» вообще говоря, очень часто встречаются в нашей жизни и иногда они бывают очень сходны с теми, что описаны в Евангелии. Это очень хорошо знают врачи психиатрических клиник, но не имея в своем научном арсенале термина «одержимость», стараются по разному объяснять эти явления, но по большей части, неубедительно.

Кстати сказать, у тяжелых психических больных, страдающих буйными припадками, спутанностью сознания и почти полною потерею «личности», со склонностью к крикам, самоубийству и богохульству, иногда вдруг наступает как бы перерыв болезни, «ремиссия». Тогда сознание проясняется, душевные бури утихают, больной становится спокойным, тихим, смиренным, прилично одетым, но увы, не надолго. Вскоре приближается к нему что-то страшное, человек чувствует свое ужасное положение, становится подозрительным, беззащитным и... вновь теряет свою «личность»; чужая, враждебная воля овладевает им, заполняет собою все его нутро. В конце концов, если не приходит неожиданная, необъяснимая «чудесная помощь», – такой больной погибает от истомления, или самоубийства.

В данном Евангельском случае, к больному, одержимому бесами человеку, пришла эта чудесная, могущественная, целебная сила, давшая ему полное и окончательное исцеление.

Пришедшие посмотреть, что случилось, жители Гадаринской страны увидели, что «бесновавшийся», в котором был легион, сидит и одет, и в здравом уме, «и устрашились».

Бывший бесноватый теперь уже не хотел уходить от Иисуса, боясь, видимо, вновь впасть во власть духов нечистых; он просил Христа, «чтобы быть с Ним». Но опасности уже никакой не было, а исцеленный человек нужен был Господу для проповеди Царствия Божия в Десятиградии. Гибель двух тысяч свиней была настолько чувствительная для их владельцев, что о ней, несомненно, говорили во всем Десятиградии, как о факте неопровержимом а, на основе этого факта, проповедь исцеленного человека – о власти Христа, Его чудотворной силе и Его учении о Царствии Божием – была убедительной и доказательной. А главное – сам исцеленный, всей своей преображенной личностью, не мог не привлекать внимание всех. Буйный помешанный, «параноик», гроза населения, – и вдруг, он же – горячий проповедник мира, любви и правды Божией. Он был послан на проповедь Самим Богочеловеком. «Иди домой к своим и расскажи им, что сотворил с тобою Господь, и как помиловал тебя», – сказал ему Христос. «И он пошел и начал проповедывать в Десятиградии, что сотворил с ним Иисус; и все дивились».

Его проповедь особенно нужна была здесь т. к. жители Гадаринской страны неразумно просили Христа удалиться из их страны.

ИСЦЕЛЕНИЕ БЕСНОВАТОГО ОТРОКА-ЛУНАТИКА

(; Мрк.9, 14–29; )

Исцеление бесноватого отрока произошло в Галилее, на следующий день после Преображения Господня. Краткое описание этого чуда дает Евангелист Матфей, другие синоптики его дополняют.

Ев. Матфей говорит: «Когда они» (т. е. Христос и сопровождавшие Его на Фавор Петр, Иаков и Иоанн), «пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени, сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает; ибо часто бросается в огонь и часто в воду. Я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его. Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда. II запретил ему Иисус; и бее вышел из него, и отрок исцелился в тот час».

Евангелист Марк дает яркую картину явления Христа пред народом. Он пишет, что, когда Христос пришел, большая толпа народа окружала группу Его учеников и книжников Иерусалимских, которые спорили между собою. Спор был, по-видимому, острый и неприятный для учеников. Но появление Христа прервало спор.

«Увидев Его», – говорит Евангелист, – «весь народ изумился и, подбегая, приветствовал Его». Возможно, что небесный свет, осиявший Христа на Фаворе, еще и теперь сиял в Его очах и отражался на всем Его теле, виде, голосе и движениях.

Христос «спросил книжников: о чем спорите с ними?» Книжники молчали. «Один из народа сказал в ответ: Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым... Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его; и они не могли»...

Можно предположить, что отец отрока, некоторое время тому назад, приводил своего сына именно ко Христу, но, не застав Его, обратился за помощью к ученикам, а те не смогли изгнать беса. Не исключено, что это и было темою «споров» книжников и учеников и причиною их смущения.

Далее, по Евангелисту Марку, можно составить полное представление о характерных симптомах болезни отрока. Оказывается, что по внешности они очень близки к хорошо известной современной медицине эпилепсии. Однако, говорить о полном тождестве здесь едва ли возможно. Признаки «эпилепсии» отрока, по Евангелию, следующие: припадки случаются «в новолуния» и приходят «внезапно»; отрок, как бы кем-то «схваченный», падает на землю, «скрежещет зубами», «испускает пену», «сотрясается» всем телом в конвульсиях; проявляет попытки к самоубийству, ибо «бросается в огонь и воду». В то же время он «глухой и немой». Но уже одна периодичность припадков – по «новолуниям» – совсем не характерна для классической эпилепсии. А главное – причина болезни у клиницистов и у Евангелистов, совершенно различна. И если у врачей причиной припадков предполагаются те или иные аномалии в состоянии вещества мозга или состава крови, то у Евангелистов эти аномалии, если и существуют, то являются не причиной, а следствием внедрения в человека инородного, болезнотворного духа. Отец отрока не сомневался, что сын его «одержим духом немым», и беда его состояла только в том, что ученики Христа не могли «излечить» его.

Кроме того, – немота и глухота также не характерны для эпилепсии, хотя иногда и совпадают с нею.

Наконец, склонность к самоубийству ни в коем случае не может считаться постоянным симптомом эпилепсии; скорее, редким ее спутником. Поэтому, Евангельский случай с отроком бесновавшимся в новолуниях, современные нам врачи могли бы определить, как эпилепсию «психогенного» или «истерического» характера, коренящуюся в психике больного. И в этом не было бы ошибки, т. к. именно болезнетворный «дух», овладев психикой человека, вызвал в нем и все патологические явления.

Итак, но свидетельству Евангелистов, болезнь припадочного отрока была настолько тяжела, что ученики Христа не могли исцелить ее. Тогда Христос в скорбном сердце, дивясь неверию людей, порабощенных духом зла, сказал: «О род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?» И повелел привести к Нему больного отрока. И когда тот только еще подходил ко Христу, «дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену». Начался сильнейший припадок. «И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства». И тут же обратился ко Христу с отчаянной просьбой: «...если что можешь, сжалься над нами и помоги нам». И в этой мольбе звучала скорее надежда, нежели вера. Тогда Господь, по милосердию Своему, укрепил надежду отца и помог ему найти в себе зачатки веры, «...если сколько-нибудь можешь веровать», – сказал Он ему, – «все возможно верующему. И тотчас», – по свидетельству Марка, – «отец отрока воскликнул со слезами: «верую, Господи, помоги моему неверию!» ().

И эти слова не прошли мимо внимания людей; в течении многих столетий они повторяются всеми, кто подавлен скорбью и жаждет найти исход ее в вере в Божию помощь. Здесь, из многолетних страданий и слез, в душе несчастного отца родилась вера, победившая его прежнее неверие.

Но пока происходила беседа Христа с отцом отрока, народ продолжал сбегаться отовсюду, чтобы поглядеть на необычайное зрелище. Тогда Иисус «запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него. И, вскрикнув и сильно сотрясши его», – говорит Ев. Марк, – «вышел; и: он сделался как мертвый, так что многие говорили, что он умер». Но отрок был жив, и Христос «отдал его отцу его». ().

Следовательно, вот истинный, указанный Христом, путь лечения подобных больных: вера, молитва и пост.

Но что на это могли бы сказать современные врачи-психиатры, в большинстве случаев зараженные неверием? Вероятно, они только улыбнулись бы на такой совет. Но улыбка их, увы, не имела бы целебной силы и не спасла бы больного от тяжкой болезни.

ЗАОЧНОЕ ИСЦЕЛЕНИЕ БЕСНОВАТОЙ ДОЧЕРИ СИРОФИНИКИЯНКИ

(; Мрк.7, 24–30)

Исцеление бесноватой девушки, дочери язычницы Сирофиникиянки, описано двумя Евангелистами, и вполне совпадает. Это событие имело место в «пределах Тирских и Сидонских», т.е. в языческой Финикии. Сюда Христос пришел из Галилеи после насыщения пятью хлебами пяти тысяч человек и после хождения по водам (-ая глава и Мрк.6-ая глава). После этих чудес, популярность Христа, как чудотворца, достигла крайних пределов и настолько, что «куда бы ни приходил Он, в селения ли, в города ли, в деревни, клали больных на открытых местах и просили Его, чтобы им прикоснуться хотя к краю одежды Его; и которые прикасались к Нему, исцелялись». ().

И сколько бы Христос ни запрещал распространять о Нем вести, как о Чудотворце, – не раз случалось, что жители того места, куда Он пришел – «узнав Его, послали во всю окрестность ту» и принесли к Нему всех больных». ().

При таких обстоятельствах, Иисусу Христу трудно было проповедовать Свое учение о Царствии Божием, т. к. массы народа шли не столько для учения, сколько для получения исцелений. И, кроме того, можно себе представить, что Христос при всем том, как Человек, нуждался и в уединении, и в отдыхе. Вероятно по этим причинам, «выйдя оттуда» (т. е. из Галилеи), «Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские» (), «и войдя в дом, не хотел, чтобы кто узнал; но не мог утаиться» (Мрк.7, 24).

Языческие массы народа, здесь, не так много знали о Христе, как Галилеяне, хотя и, несомненно, слышали о Нем. Поэтому, появление Иисуса Христа в пределах Тирских и Сидонских не могло остаться незамеченным. И как только Господь, с группою Своих учеников пришел сюда, «услышала о Нем женщина, у которой дочь одержима была нечистым духом» (Мрк.7, 25), и, «выйдя из тех мест», – говорит Евангелист Матфей, – «кричала Ему: помилуй меня Господи, Сын Давидов! дочь моя жестоко беснуется. Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами».

Видимо, эта женщина неотступно и долго шла за Христом и назойливо вымаливала к себе Его внимание и милость. Она откуда-то узнала и верила, что впереди нее идет не просто врач и учитель, но «Господь, Сын Давидов». Однако, сама женщина не принадлежала к «дому Израиля», а была Хананеянка, родом Сирофиникиянка, язычница, и конечно знала, что, как Римляне считали все народы кроме себя варварами, так и Израильтяне считали всех своих соседей – язычников – «невеждами в Законе», дикарями и «псами». Христос, вняв как бы просьбе учеников, остановился, хотя и сказал им, что Он «послан только к погибшим овцам дома Израилева». Тогда женщина подойдя ко Христу, припала к ногам Его, кланялась Ему и говорила: «Господи, помоги мне». Он же сказал ей в ответ: «Нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам».

Это обидное слово могло, казалось бы, оскорбить и прекратить дальнейшую просьбу и надежду женщины, получить какую либо помощь от Христа. Но к общему удивлению, язычница эта проявила в своем ответе Христу необычайное смирение, веру и мудрость. «Так, Господи, сказала она, но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их».

Поистине, можно сказать, что смирение этой язычницы было колыбелью ее веры. Ее смирение имело те же свойства, как и смирение того язычника сотника, который считал себя недостойным принять Христа под кров своего жилища. И тот и другой пример, утверждают непреложный закон духа, что смирение, как антитеза гордости, рождает в душе человека веру в Истину, а вера эта творит чудеса.

Сам Господь удивился вере женщины. «О женщина!» – сказал Он ей, – «велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему». (). «За это слово пойди; бес вышел из твоей дочери. И, придя в свой дом», – как свидетельствует Евангелист Марк, – «она нашла, что бес вышел и дочь лежит на постели». (Мрк.7, 29–30).

Таким образом, изгнание беса было совершено заочно, по вере матери и без всякого участия самой бесноватой. Как раньше было указано, каждое чудо Христово, самим фактом своим, проповедует ту или иную истину в общем учении о Царствии Божием и путях к нему. Так, данное чудо свидетельствует прежде всего о том, что Бог иногда испытывает душу человека, глубину его смирения и силу его воли в настойчивости его прошений, молитв. То и другое укрепляет веру человека в помощь Божию. Кроме того, случай с Хананеянкой учит нас тому, что вселение беса в человека, как и изгнание его, не есть что-то отвлеченное, не какое-либо «самовнушение», а нечто вполне реальное. С другой стороны, «бесноватость», как душевная болезнь, не является здесь следствием каких-либо физиологических аномалий в жизни организма, а наоборот, патологические явления в теле, в данном случае, имеют своим началом внедрение в человека инородного, нечистого духа. Причина болезни духовная. Так учит Христос.

Интересно отметить, что Сирофиникиянка или Хананеянка, как называет ее другой Евангелист, хотя и была язычница, но понимала, что дочь ее не просто больная, а «бесноватая», т.е. верила в реальность «духа зла», чему не верили даже и сами некоторые израильтяне, как например саддукеи, чему мало кто верит и в наше время. Но подрыв верования в реальность темной злой силы, неизбежно парализует бдительность человека. Враг, которого воин не видит и существование которого не подозревает, – есть самый опасный враг, и удары его могут оказаться, по их неожиданности, смертельны. Вот почему, некоторые духовидцы утверждают, что самое большое «достижение» диавола в наши дни есть то, что он внушил людям неверие в его бытие.

Наконец, нелишним будет еще раз подчеркнуть тот замечательный факт, что Сирофиникиянка не возражала, а смиренно согласилась, что она и ее дочь есть люди как бы «низшей расы», не обиделась на слова Христа о «псах», а только вымаливала к своей семье милосердия и снисхождения. К тому же, ученики Христовы не могли не видеть насколько эта простая душа выше, чище и прямее тех Иерусалимских фарисеев и книжников, которые, постоянно атаковали их Учителя, стремясь «уловить Его в слове» и требуя от Него «знамения с неба». Их гордые и самоуверенные души, не в пример хананеянке, не могли найти путей в Царствие Божие. И такие люди никогда их не найдут, если не смирятся пред Богом.

Пребывание Иисуса Христа среди язычников этой области было, по-видимому, кратковременным. «Выйдя из пределов Тирских и Сидонских», – говорит Евангелист Марк, – «Иисус опять пошел к морю Галилейскому через пределы Десятиградия», т.е. не переходя Иордан и не переплывая озера, вернулся в область Капернаума и Вифсаиды. Там Он восшел на гору и сел. И немедленно – по Ев. Матфею – «приступило к Нему много народа, имея с собою хромых, слепых, немых, увечных и иных многих, и повергли их к ногам Иисусовым; и Он исцелил их. Так что народ дивился... и прославлял Бога Израилева» ().

ИСЦЕЛЕНИЕ СКОРЧЕННОЙ ЖЕНЩИНЫ, КОТОРУЮ СВЯЗАЛ САТАНА

На пути в Иерусалим, в одной из синагог, Христос по обыкновению Своему, учил в субботу. «Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи; она была скорчена и не могла выпрямиться. Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина, ты освобождаешься от недуга твоего. И возложил на нее руки; и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога».

Невозможно сказать, да и не так важио знать, что за болезнь была у этой женщины в смысле медицинской классификации. Во всяком случае, это была болезнь, которая настолько деформировала весь становой хребет, что все тело женщины оказалось скорченным и лишенным свободы действия; в таких случаях бывает, что голова опускается почти до земли и человек не в состоянии видеть не только небо, но и лиц проходящих людей; все это угнетающе действует на психику и, кроме того, нередко связано с постоянными, мучительными болями и, конечно, исключает всякую работоспособность. Евангелист Лука говорит, что женщина эта имела в себе «духа немощи», т.е. болезнь ее имела духовную причину, а физическое обезображивание тела явилось лишь следствием сего. Но что это за духовная причина? Об ней говорит Сам Христос: «сию дочь Авраама связал сатана».

Скорченная женщина присутствовала в синагоге во время проповеди Христа. Слушала Его слово, но, вероятно, не видела Его лица. Она сама не подошла ко Христу и ни о чем Его не просила. Сам Христос подозвал ее к Себе и, по милосердию Своему, исцелил от недуга. Христос видел, что она жертва действия врага рода человеческого. Освобожденная от «духа немощи» женщина сразу выпрямилась, увидела Христа и «стала славить Бога».

В этом исцелении стало очевидным, что женщина, хотя и не была «бесноватой», т. к. темная, нечистая сила не завладела ее душою, бес не вселился в нее, как например он вселялся в отрока лунатика или в дочь Сирофиникиянки, но она была "связана духом» и, вследствие этого, заболела телом. Это случилось в определенное время, т.е. восемнадцать лет тому назад. С тех пор, физическая болезнь ее не носила признаков улучшения и казалась неизлечимой. Но Христос, властию Своею, освободил несчастную женщину от «уз сатаны».

Исцеление женщины произошло в субботу, т. к. преимущественно в эти дни Господь проповедовал в синагогах. И, как всегда в этих случаях, блюститель законничества, начальник синагоги, с негодованием заявил протест народу: «есть шесть дней, в которые должно делать», – сказал он, – «в те и приходите исцеляться, а не в день субботний» – (сухой, бездушный формализм). Но Христос обличил лицемера: «не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу, и не ведет ли поить? Сию же дочь Авраамову» (т. е. представительницу избранного Богом народа), «которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежит ли освободить от уз сих в день субботний?» Именно – «в субботний», – чтобы дать ей завещанный Богом Израилю истинный покой от долголетних мучений.

И когда Господь говорил эти слова, то «все противящиеся Ему стыдились и весь народ радовался о всех славных делах Его».

ИСЦЕЛЕНИЕ БЕСНОВАТОГО НЕМОГО

Евангелисты Матфей и Лука повествуют об исцелении немого бесноватого. Был ли это один и тот же случай, или два подобных, – различия это, по существу, не составляет; условия, т.е. события, предшествующие исцелению, у Евангелистов различны, но факт исцеления описан одинаково. Согласно Ев. Матфею, исцеление имело место "в доме" после дарования зрения двум слепцам. «Когда же те» (прозревшие слепцы) «выходили, то привели к Нему человека немого бесноватого. И когда бес был изгнан, немой стал говорить. И народ, удивляясь, говорил: никогда не бывало такого явления в Израиле. А фарисеи говорили: Он изгоняет бесов силою князя бесовского».

У Ев. Луки, исцеление немого описано после проповеди Христа: «просите, и дано будет вам» и т. д. «Однажды изгнал Он беса», – говорит Св. Лука, – «который был нем; и когда бес вышел, немой стал говорить; и народ удивился. Некоторые же из них говорили: Он изгоняет бесов сплою веельзевула, князя бесовского».

Здесь бесноватость проявлялась, прежде всего, в немоте; но, может быть, и в каких-либо других признаках, не столь явных, о которых не упоминается. Во всяком случае, те люди, которые привели немого ко Христу, были убеждены, что его болезнь темного, духовного происхождения, что он «бесноватый». И они не ошиблись, т. к. после изгнания беса «немой стал говорить». К нему вернулся дар речи, как свидетельство освобождения от власти темных сил.

Подчеркнем, что немой бесноватый ни о чем не просил Христа и не сам пришел, а «был приведен» друзьями. И что исцеление было опять совершено по просьбе близких и, главным образом, по милосердию Христа к людям, мучимым врагом рода человеческого, диаволом.

ИСЦЕЛЕНИЕ СЛЕПОГО И НЕМОГО БЕСНОВАТОГО

Об этом исцелении, говорит только один Евангелист Матфей. Этот случай Евангелист выделяет из множества других исцелений, совершенных Христом после выздоровления сухорукого и ухода Христа из синагоги, когда «последовало за Ним множество народа и Он исцелил их всех».

«Тогда», – продолжает св. Матфей, – «привели к Нему бесноватого слепого и немого; и исцелил его, так что слепой и немой стал и говорить и видеть. И дивился весь народ и говорил: не это ли Христос, Сын Давидов? Фарисеи же, услышав сие, сказали: Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского».

Здесь невольно возникает вопрос: чем отличался этот слепой и немой от других слепых и немых, которых во множестве исцелял Христос, и которые не считались бесноватыми? В тексте можно усмотреть только один признак: «его привели», а не сам он пришел; за него просили, а не сам он просил. В самом деле, обычно все больные сами искали себе помощи, но бесноватые никогда не считали себя больными, и если просили о чем-нибудь Христа, то только об одном: «оставь, уйди от нас». Возможно, что слепой проявлял и какие-нибудь другие признаки одержимости, по которым фарисеи судили, что он одержим бесом, и потому говорили, что Христос «изгоняет бесов сплою князя бесовского». Однако, Евангелист о других признаках не упоминает.

В этом случае, как и в случае с «немым» бесноватым, у современных медиков, может возникнуть вопрос: – не являлись ли эти два случая проявлением истерии? Ведь эта нервно-психическая болезнь очень характерна появлением у больных внезапных параличей, внезапной слепоты, глухоты, потерей способности речи и т. п. Но эти явления, под влиянием каких-либо резких психологических шоков, также внезапно исчезают, как и появляются; например, под влиянием сильного испуга – «параличный» вскакивает и бежит; или «немой» начинает говорить, и т. д.

Но это предположение едва ли здесь уместно. Ведь врачи знают, что истерия характеризуется определенным симптомом-комплексом, где большую и непременную роль играет так называемый «истерический характер», а этот характер классически формулируется следующим образом: «мимолетные импульсы бывают неудержимы, внешняя реакция на внутренние психические процессы происходит быстро и сильно. Смех и плач легко приобретают судорожный характер и не поддаются остановке. К этому присоединяются этические дефекты: постоянное недовольство окружающим, крайняя неуживчивость, желание сосредоточить на себе всеобщее внимание, эксцентричность поведения, способность к логическому мышлению и память могут быть отлично развиты.» Истерические больные, кроме того, сами себе приписывают различные болезни, любят обращаться к врачам и крайне озлобляются, когда врачи не находят в них никакой болезни, а все приписывают самовнушению и воображению.

Однако, ничего подобного у Евангельских бесноватых, – слепого и немого, – не отмечено. Следовательно, предположение об их «истерии» ни на чем не основано; в тексте Евангелия нет на это никаких указаний. И никакого психического «шока», «испуга», «аффекта», при исцелении этих больных не было. Все происходило помимо их воли, а может даже и желания.

Таким образом, нет причин сомневаться в правдивости свидетельства Евангелистов об, истинном основании болезни упомянутых больных. Причина их болезни – «бесноватость», и лечение ее – изгнание духа зла. Ни друзья Христа, ни враги Его, в этом не сомневались; но фарисеи были уверены, что Христос «изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского». В связи с этим, Христос объявил народу, что такое мнение фарисеев есть хула на Духа Святого: «Если Я силою веельзевула изгоняю бесов», – сказал Христос, – «то сыновья ваши» (т. е. апостолы) «чьею силою изгоняют? Посему они будут вам судьями. Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие... Посему говорю вам: всякий и хула простятся человекам; а хула на Духа не простится человекам».

Исцеление бесноватого отрока описано во всех трех синоптических Евангелиях:

От Матфея 17:14-21

Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени, сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду, я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его. Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда. И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час. Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, казали: почему мы не могли изгнать его? Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: `перейди отсюда туда", и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас; сей же род изгоняется только молитвою и постом.

От Марка 9:17-29

Один из народа сказал в ответ: Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым: где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли. Отвечая ему, Иисус сказал: о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне. И привели его к Нему. Как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену. И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства; и многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам. Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию. Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него. И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер. Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал. И как вошел Иисус в дом, ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его? И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста.

От Луки 9:38-42

Вдруг некто из народа воскликнул: Учитель! умоляю Тебя взглянуть на сына моего, он один у меня: его схватывает дух, и он внезапно вскрикивает, и терзает его, так что он испускает пену; и насилу отступает от него, измучив его. Я просил учеников Твоих изгнать его, и они не могли. Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами и буду терпеть вас? приведи сюда сына твоего. Когда же тот еще шел, бес поверг его и стал бить; но Иисус запретил нечистому духу, и исцелил отрока, и отдал его отцу его.

Клиника заболевания описана достаточно полно и позволяет уверенно поставить диагноз эпилепсии.

Кратенькая справочка.

Эпилепсия известна с глубокой древности. Перу самого Гиппократа принадлежит трактат об эпилепсии «О священной болезни», написанный за 400 лет до Рождества Христова. Именно так называли это заболевание в древней Греции и Риме, ибо полагали, что эту болезнь человеку посылают боги. Многие великие люди древности страдали ею, например: Сократ, Платон, Плиний, Юлий Цезарь, Калигула – список можно продолжать долго.

Поэт Тит Лукреций Кар, живший за столетие до Рождества Христова, описывает большой эпилептический припадок практически теми же словами, как и Евангелисты:

Мало того: человек, поражённый внезапным припадком,

Часто у нас на глазах, как от молньи удара, на землю

Падает с пеной у рта и, дрожа всеми членами, стонет;

Нет сознания в нём, сведены его мускулы корчей,

Дышит прерывисто он и разбитый лежит, обессилев.

Всё это нам говорит, что душа, расторгаясь в суставах

Силой болезни, кипит и пенится, как на солёном

Море бушуют валы под напором неистовым ветра.

Стон вырывается тут, потому что стесняются болью

Члены, и так как всегда семена извергаются крика,

Идя наружу, из уст, и, склубившись вместе, несутся

Торной дорогой, какой выходить постоянно привыкли,

А помраченье ума происходит, когда возмутятся

Дух и душа и, как я указал, разделяясь на части,

Врозь раздробятся они и расторгнутся этим же ядом.

После ж, как вспять повернёт источник болезни и в недра

Едкая влага назад, отравившая тело, вернётся,

Как в опьяненьи, больной поднимается, мало-помалу

В чувство приходит опять, и душа его вновь оживает.

Вот симптомы перечисляемые Евангелистами:

где ни схватывает его, повергает его на землю (Мк)

многократно дух бросал его и в огонь и в воду (Мк)

часто бросается в огонь и часто в воду (Мф)

Больной эпилепсией падает «как подрубленный» в том месте, где застал его припадок. Он не способен проконтролировать, куда он упадет – и действительно может рухнуть и в огонь, и в воду. У больных часто случаются травмы головы и различные повреждения от падения на какие-либо предметы.

он испускает пену (Мк)

упал на землю и валялся, испуская пену (Мк)

терзает его, так что он испускает пену (Лк)

Пена – также один из характерных и широко известных признаков эпилептического припадка. Люди, симулирующие эпилепсию, частенько жевали мыло, чтобы выглядеть достоверней.

скрежещет зубами своими (Мк)

Тризм (судорога жевательных мышц) – также характерен для клиники большого эпилептического припадка. Сильное сжатие челюстей вызывает скрежет. Больные эпилепсией во время припадка вследствие тризма иногда даже откусывают себе часть языка.

дух сотряс его (Мк)

вскрикнув и сильно сотрясши его (Мк)

его схватывает дух, и он внезапно вскрикивает (Лк)

бес поверг его и стал бить (Лк)

Тут описан не только непосредственно судорожный припадок (сотрясает, бьет, колотит – так порой и сегодня описывают судороги), а и еще один характерный симптом – непроизвольный вскрик перед началом припадка, обусловленный спазмом голосовой щели и судорожным сокращением мышц груди. В психиатрии этот симптом носит красивое название «крик чайки». Ну вот любили врачи в старину образные выражения – «крик чайки», «малиновое желе», «барабанные палочки», «рисовый отвар» и прочее тому подобное. Хорошо помогает запоминать симптоматику.

цепенеет (Мк)

вышел; и он сделался, как мертвый (Мк)

Потеря сознания после припадка – также обычное явление при эпилепсии.

Евангелист Матфей указывает еще один симптом:

в новолуния беснуется

Полнолуние и новолуние – давно известное время учащения приступов эпилепсии. Одной из бессудорожных форм эпилепсии является лунатизм – сумеречное помрачение сознания, связанное именно с этими фазами луны.

Судорожные припадки в эти периоды также известны с глубокой древности.

Знаменитый русский психиатр Гиляровский пишет об этом:

Сохранились упоминания о лунной болезни (morbus iunaticus) египтян. Арабам были известны способы лечения судорожной болезни, настигающей людей в новолуние.

И до сегодняшнего дня полнолуние и новолуние значатся в списках факторов, провоцирующих эпилептические припадки.

Возможно, под словом «беснуется» отец отрока имел в виду сумеречное помрачение сознания в новолуние. В состоянии сумеречного помрачения сознания больные эпилепсией совершают множество сложных действий, не отдавая себе в этом отчета (лунатизм – одна из форм таких психических автоматизмов). В таком состоянии больные эпилепсией совершают иногда ужасные преступления. Тот же Гиляровский, например, описывает, как одна больная отрезала руку своему ребенку, другая держала ребенка над огнем, третий – заколол вилами жену и т.д. Очнувшись, больные амнезируют совершенное ими в период приступа.

В связи с неразвитостью медицины в Иудее две тысячи лет назад, возникновение припадков приписывали действию бесей, что и зафиксировали Евангелисты. Подобное отношение к описанному в Евангелиях сохранялось в христианском мире довольно долго.

Первое упоминание об описанном как о заболевании из обнаруженного автором нашлось у Святителя Григория Паламы:

Итак, говорится, что когда Иисус пришел к Ученикам и к народу, бывшему в то время с ними, и спросил о чем у них речь, тогда некто из народа, в ответ, сказал Ему: "Учителю, приведох сына моего к Тебе, имуща духа нема: и идеже колиждо имет его, разбивает его, и пены тещит, и скрежещет зубы своими и оцепеневает". Почему же он испускал пену и скрежетал зубами и оцепеневал? - Потому что у одержимых бесом сначала и больше иных частей тела подвергается бедствию мозг, ибо этот психический центр бес использует, как некий плацдарм, откуда уже, как бы из некой крепости, он угнетает все тело; а когда бедствует мозг, тогда на нервах и на суставах тела выделяется некий воспалительный процесс, препятствующий нормальной функции, исходящей из психического центра; и на основании этого происходят смятение и разбитость и бессознательные движения всеми управляемыми волею частями тела, и особенно челюстями, как наиболее близкими к первично пострадавшей части (т.е. - к мозгу). Вследствие же большой выделяемости влаги, стекающейся к устам чрез каналы и по причине близости к мозгу и когда усиленное дыхание не может правильно происходить по причине нарушенности правильности функций органов, у несчастных появляется пена на устах. Поэтому-то тот бесноватый испускал пену и скрежетал зубами, страшно ударяющимися друг о друга в безумном возбуждении. Оцепеневает, сохнет же он после сего по причине тяжкого бесовского вреда: ибо как вследствие действия солнечных лучей создающиеся пары, затем, если эта теплота увеличивается, ею же, наконец, и уничтожаются, рассеявшись, так происходит и от вреда от беса: издаваемая влага внутренностей, немного затем, когда это вредное бесовское действие увеличивается, израсходуется, как и вообще свойственная телу влага, и сей бесноватый, в результат этого, сохнет т.е. оцепеневает.

Совсем без бесей в этом описании не обошлось, однако ж святитель излагает не принципы бесовских воздействий, а воззрения медицины его времени на происхождение припадков.

Впервые из того, что я смогла найти, происходившее прямо названо эпилепсией у святителя Димитрия, митрополита Ростовского. В комментариях к главе «Жизнеописание равноапостольной святой мироносицы Марии Магдалины» в его «Житиях Святых» мы находим следующее:

Влияние бесов на одержимых ими людей обнаруживается всегда через влияние их на тело; душа человека теряет при этом свою власть над телом, между телом и душою вторгается какая-то чуждая сила, которая пагубно действует на телесные органы души. Бес сначала поражает нервную систему тела и действует чрез нее, производя те же самые симптомы, какие производятся и другими влияниями, нарушающими правильную жизнь тела. Бесовская сила действует не через духовную и нравственную природу, а через физическую и умственную природу. В Иуду Искариота предателя вошел диавол, то есть подвиг на предательство, но Иуда не был одержим бесом. Бесноватость обнаруживается в ясновидении, когда одержимые бесами признавали Христа Сыном Божиим (Лк.4:34), также в безумстве, в эпилепсии , немоте, скорченности, в слепоте (Мрк.5:3; Лк.8:27; Мф.9:32 и др.).

У святителя Димитрия признаками одержимости бесями названо ровно то же, что можно назвать заболеваниями с точки зрения психиатрии. И стоит заметить, что умница святитель Димитрий не забывает указать: «Бес сначала поражает нервную систему тела». То есть, в его время уже было понятно, что генез перечисленных болезней – «нервный». А вот причина самих болезней была еще неизвестна, поэтому он приписывал ее воздействию «вторжения чуждой силы меж душой и телом». Сегодня уже понятно, что никаких «чуждых сил» никуда не вторгалось, а эпилепсия (равно как и психогенные мутизм и слепота, а также психогенные параличи и парезы) эффективно лечится. Интересные такие беси – от таблеток бегают…

К настоящему времени диагноз «эпилепсия» по отношению к описанному у Евангелистов применяется в православии все чаще и чаще в связи с повышением общей грамотности православного священства.

Так, например, священник Московского храма Святых Космы и Дамиана в Шубине Георгий Чистяков в своем труде «Над строками Нового Завета» пишет:

Или эпизод, когда Иисус исцеляет мальчика, страдающего эпилепсией. Отец его прибегает, как рассказано в Евангелии от Марка, со словами: «Верую, Господи! Помоги моему неверию» (Мк 9; 24). Эта сцена есть не только у Марка и у Луки, но и у Матфея. Но Матфей передаёт её буквально в двух словах, без каких бы то ни было деталей. Он всегда говорит о чудесах не просто конспективно, но ещё как-то прессует события.

…у Марка (9: 17-27), и у Матфея (17: 14-18), и у Луки (9: 38-42) описывается исцеление мальчика-эпилептика. В Евангелии от Марка отец, придя к Иисусу, просит исцелить сына, подробно описывая приступы у ребёнка: «Где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену и скрежещет зубами своими и цепенеет». Дальше идёт диалог, который есть только в Евангелии от Марка: «И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства; и многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам. Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию» (9: 21-24).

Ещё одно подтверждение - сцена исцеления бесноватого отрока. Евангелист Матфей рассказывает о болезни этого мальчика без особых подробностей: он беснуется, бросается то в огонь, то в воду, то есть попросту выглядит умалишенным. В изложении Марка все гораздо конкретнее, по его тексту можно даже поставить точный диагноз: это эпилепсия. Лука же описывает болезнь совсем иначе. Его не ужасает отталкивающая картина эпилептического припадка, поскольку ему, врачу, наверняка приходилось оказывать помощь таким пациентам.

Внимание Луки сосредоточено на страданиях больного отрока, который перед приступом вскрикивает, а когда припадок «насилу отступает», бывает совершенно измученным. Это именно то отношение к человеческому страданию, без которого профессия врача немыслима.

Настоятель храма Трех Святителей протоиерей Владислав Свешников на сайте храма в разделе «Слово настоятеля» приводит фрагмент проповеди на Евангелие от Марка 9:14 «Верую, Господи, помоги моему неверию», начинающуюся с таких слов:

Болезнь отрока, от которой исцелил его Иисус, судя по описанным в Евангелии признакам, очевидным по теперешним психиатрическим представлениям, характеризуется как эпилепсия… Эпилепсия - тяжелая, трудноизлечимая психическая болезнь с припадками.

Отец Владислав, правда, связывает заболевание «с очень сильным развитием греховной страсти» и бесовскими воздействиями, но вряд ли медицина окажется с ним в согласии. Причины эпилепсии давно уже прояснены, и бесей в ней не найдено, зато найдены вполне эффективные средства ее лечения.

В программе курса «Закон Божий» воскресной школы Братства во имя Всемилостивого Спаса храма Святителя Николая в Кузнецах открытым текстом значится:

Изгнание бесов – гадаринский бесноватый, юноша-эпилептик (Мф. 8,28; 17,14)

Аналогичное мнение можно встретить и в работах представителей других Христианских конфессий. Например, у протестантов об исцелении Христом эпилепсии пишет У.Баркли. Исцеление эпилепсии упоминается в изданном еще в 1868 году Библейском энциклопедическом словаре Нюстрема. И т.д.

Остается непроясненным последний момент. Почему Христос сказал ученикам о том, что изгонять это заболевание нужно постом и молитвой? Если это беси, такой совет безусловно понятен. А если это болезнь – при чем тут пост и молитва-то?

Для начала стоило б заметить, что слово «пост» в исходном Греческом тексте отсутствует. Стих 29 Евангелия от Марка по-гречески выглядит так:

και είπεν αυτοις, Τοũτο το γένος εν ουδενι δύναται εξελθειν ει μη εν προσευχη

Подстрочный перевод:

И Он сказал им этот род в ничём может выйти если не в молитве.

В греческом же Евангелии от Матфея стиха 21 попросту НЕТ. За словами о горе и горчичном зерне сразу идет текст о пребывании в Галилее.

Пост впервые появляется в латинском переводе Блаженного Иеронима:

et dixit illis hoc genus in nullo potest exire nisi in oratione et ieiunio (Марк 9:28 - а не 9:29 как в Синодальном переводе)

Вероятно, оттуда он и позаимствован переводчиками Библии на церковно-славянский, а затем и русский языки. То есть, исходно предлагалась только молитва – причем не было обещано, что она непременно поможет.

Но против добавки Блаженного Иеронима никаких возражений нет. Один из моих друзей замечательно прокомментировал это добавление:

Я так понимаю, что «пост» добавили не с дурной головы, а чтобы обозначить нечто типа «тихое молитвенное житие», ну примерно. Оно, конечно, может и пост включать. Важно, что имелось в виду не просто - разовая молитва, а некий стиль, уклад жизни. Почти «домашний режим». В терминах тех лет, когда жил переводчик, добавка «и пост» вполне могла обозначать как раз такой уклад, а не только сам пост.

С медицинской же стороны можно сказать, что как соблюдение режима жизни, так и соблюдение режима питания – очень важны для страдающих эпилепсией. Российский эпилептолог Фомичев отмечает, что

лечение эпилепсии голоданием известно издревле. Предположительно, оно связано с возникновением во время голодания ацидоза (повышенное содержание кислот) и кетоза (повышенное содержание продуктов неполного окисления жирных кислот – кетоновых тел).

Диета с ограничением различных сахаров и животных белков (мяса) и сегодня во многих случаях применяется и дает положительный эффект при заболевании эпилепсией.

Алкоголь эпилептикам прямо противопоказан как один из факторов, способных провоцировать приступы заболевания. Переедание также относится к провоцирующим факторам. Так что пост (как пищевое ограничение) прямо показан для эпилептиков.

Практически в любом тексте про эпилепсию можно также найти и указания на необходимость размеренной спокойной жизни, избегания переутомления, стрессов и сильных эмоций, соблюдения режима сна и т.п. Ряд занятий для эпилептиков и сегодня не рекомендован или запрещен медициной, несмотря на все успехи в лечении этого заболевания.

Таким образом, пост и молитва в смысле «тихое и благоразумное молитвенное житие» – также прямо показан для больных эпилепсией, не отрицая силы самой молитвы, безусловно.

Смело можно сказать, что Христос сумел всего в двух словах прекрасно выразить все необходимые рекомендации для больного отрока-эпилептика, могущие помочь не допустить возобновления приступов.

Мы видим, что эпилепсия уже фактически заняла свое место в рассуждениях об этом случае, потихоньку вытесняя беснование. То, что названо в Евангелии «одержимостью духом» и «беснованием», на самом деле - эпилепсия. И в этом мнении уже сходится часть православного (и не только!) священства и даже один православный святой.

17 И ответил Ему один из толпы: Учитель, я привел к Тебе сына моего, имеющего духа немого.
18 И где он на него ни нападет, бросает его на землю, и он испускает пену и скрежещет зубами и коченеет; и сказал я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не смогли.
19 И Он ответил им: о, род неверный! Доколе с вами буду? Доколе буду выносить вас? Приведите его ко Мне.
20 И привели его к Нему. И увидев Его, дух тотчас свел его сильной судорогой; и упав на землю, он катался, испуская пену.
21 И Иисус спросил отца его: сколько времени, как это случилось с ним? Он же сказал: с детства.
22 И часто в огонь бросал его дух и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, помоги нам, сжалься над нами.
23 Иисус же сказал ему: ты сказал – “если что можешь”. Всё возможно верующему.
24 И тотчас вскричал отец ребенка: верую, помоги моему неверию.
25 Иисус же увидев, что сбегается толпа, возбранил духу нечистому, говоря ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и более не входи в него.
26 И вскрикнув и сильно сведя его судорогой, дух вышел; и сделался он, как мертвый, так что многие говорили: умер.
27 Иисус же, взяв его за руку, поднял его, и он встал.
28 И когда вошел Иисус в дом, ученики Его отдельно от других спрашивали Его: почему мы не смогли изгнать его?
29 И Он сказал им: этот род ничем не может быть изгнан: только молитвой.
30 И выйдя оттуда, они проходили через Галилею; и Он не хотел, чтобы кто узнал.
31 Ибо Он давал наставления Своим ученикам и говорил им, что Сын Человеческий будет предан в руки человеческие, и убьют Его, и, убитый, Он через три дня воскреснет.

Евангелие, которое мы сейчас слышали, одно из очень драматичных. Действительно, представить себя на месте отца, у которого единственный сын не просто тяжело болен, как мы сказали бы сегодня, болен эпилепсией, но каждый день находится на границе между жизнью и смертью, потому что демон бросает его то в огонь, то в воду, тем самым пытаясь погубить. Представить себя на месте этого отца страшно. И ситуация, которую описывает нам евангелист, очень необычна. Мы знаем, что в то время по Иудее ходило большое количество различных людей, выдававших себя за пророков или даже за Мессию.

И вот, с точки зрения отца, перед ним один, возможно, пророк. Он обращается к Христу с просьбой об исцелении своего несчастного ребенка. В ответ слышит странные слова: «Веруешь ли?» В этот момент отец отвечает Христу со слезами: «Верую, Господи, помоги моему неверию». И тут же бес бросает ребенка на землю с такой силой, что окружающие воспринимают случившееся, как знак последних минут жизни отрока. В голове отца проносится только одна фраза – та фраза, которую он произнес: «Верую, Господи, помоги моему неверию». Все остальное для него перестало существовать. Он понимает, что здесь от него не зависит уже абсолютно ничего. Перед ним раскрывается перспектива совершенно другого бытия. Этот момент какой-то предельной истины, предельного напряжения всей жизни – он понимает, что здесь действует Бог. Он не знает, что сейчас произойдет, его сын станет здоровым, либо он окажется мертвым. Для него, в конечном итоге, это уже имеет мало значения, ведь он почувствовал, что в жизни действует тот, кто только один и является хозяином этой жизни.

Мы часто воспринимаем веру как состояние комфортного эскалатора, на который один раз достаточно встать, и он гарантированно выведет тебя в царство небесное. А сегодняшнее Евангелие убеждает нас в противоположном. Там, где нет кризиса, там нет и восхождения. Там, где нет риска, там нет и веры. В этом смысле, отец, вверивший своего несчастного ребенка Христу, очень рисковал. Он ведь не то, что не знал, кто перед ним, он ведь даже до конца не доверял ему.

Но, каковы ставки, таков и выигрыш. Выигрышем в этом поединке между Богом и сатаною оказывается несоизмеримым с тем, что ожидал отец. Он не только получил ребенка здоровым, но он получил и ответ на ту молитву, с который, быть может, впервые обратился к Богу: «Верую, Господи, помоги моему неверию».

Придя к ученикам, увидел много народа около них и книжников, спорящих с ними. Тотчас, увидев Его, весь народ изумился, и, подбегая, приветствовали Его. Он спросил книжников: о чем спорите с ними? Один из народа сказал в ответ: Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым: где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли. Отвечая ему, Иисус сказал: о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне. И привели его к Нему. Как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену. И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства; и многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам. Иисус сказал ему: если сколько нибудь можешь веровать, все возможно верующему. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию. Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него. И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер. Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал. И как вошел Иисус в дом, ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его? И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста. Выйдя оттуда, проходили через Галилею; и Он не хотел, чтобы кто узнал. Ибо учил Своих учеников и говорил им, что Сын Человеческий предан будет в руки человеческие и убьют Его, и, по убиении, в третий день воскреснет. (Мк.9,14-31)

Синодальный перевод

Об исцелении бесноватого отрока, одержимого духом глухим и немым, рассказывают сразу три евангелиста, один из них Марк. Во всех синоптических (то есть согласных между собой) Евангелиях – от Матфея, Марка и Луки – Господь совершает это исцеление сразу же после Преображения. На горе Фавор Господь преображается – открывает Свою славу превечного Сына Божьего Своим ближайшим ученикам – братьям Иакову с Иоанном и Петру. Согласно древнему преданию, именно со слов апостола Петра записывал Благовестие Христово евангелист Марк. И в переданном им Евангелии картину исцеления мы видим глазами ученика, который был на Фаворе, а теперь вместе с Учителем возвращается к остальным ученикам и застает их спорящими с книжниками, рядом толпятся люди.

«Что случилось, – спрашивает Господь, – о чем это вы спорите?» Ситуацию для нас разъясняет отец больного отрока, который привел сына к ученикам, но те не смогли его исцелить. И в центре спора, видимо, оказывается вопрос о власти над падшими духами. В век просвещения было принято с недоверием относиться к евангельским рассказам о бесноватых: считалось, что лишь по неразвитости медицины того времени болезни и недомогания приписывались некой злой силе. А в начале XX века была абсолютная уверенность, что очень скоро наука, медицина и психоанализ объяснят нам о человеке все, но человек так и остался тайной, и о духовном мире, мире ангелов и падших духов, мы знаем из Писания и церковного учения. Знаем, что дана Господу Иисусу Христу «всякая власть на небеси и на земли».

«О род неверный, доколе буду с вами, доколе терплю вас», – произносит Господь. И к кому же обращен Его укор? Отцу ребенка? Ученикам? Книжникам? Стоящему тут же народу? Или же он обращен ко всем?

Только что на Фаворе Господ явил Себя в сиянии Своей славы, но Свое величие Сын Божий, став человеком, скрыл завесой Своей человеческой природы, Он, Воплотившись, по слову апостола Павла принял «зрак» – образ – раба. А легко ли было Всемогущему и Всеведущему Богу стать Человеком? Ведь во время Его земной жизни даже ближайшие ученики и последователи часто думали «не о том, что Божие, но о том, что человеческое…» И, может быть, эти укоризненные слова, которые у Матфея и Луки переданы еще жестче: «О род неверный и развращенный, доколе буду с вами (в церковнославянском тексте – «в вас»!), доколе терплю вас?» обращены ко всем нам? Ведь Сын Божий стал человеком «непреложно» – навсегда! И Он доныне пребывает в Своем мире, пребывает в Своей Церкви и, значит доныне нас терпит! Но это значит также и то, что доныне нас милует и нас не оставляет.

Итак, две тысячи лет назад Господь исцелил болящего отрока: Он расспросил отца, а затем повелел духу глухому и немому выйти из отрока и впредь не входить в него. И в центре этой истории, в центре этого исцеления – слова о вере. Те слова, которые произносит отец мальчика, и те слова, которые возвещает Господь: «Если только можешь, – просит отец, – помоги нам».

Конечно, это слова отчаяния, но это слова надежды. И на них Господь отвечает: «Если только можешь веровать, все возможно верующему». И тотчас отец восклицает: «Верую, Господи, помоги моему неверию!»

Конечно, вера здесь – это не слепая самонадеянность – не уверенность в своих слабых силах. Вера – это доверие Богу, Которому возможно все. Такая вера предполагает обращенность к Богу – молитву. И неслучайно поэтому, что, оказавшись наедине со Своим Учителем, смущенные ученики спрашивали, почему же они не могли сделать то, что сотворил Он, – исцелить больного, то Господь отвечал им: «Сей род изгоняется только молитвой и постом».

Это Евангельское зачало – этот евангельский отрывок звучит в Церкви во время Великого поста в четвертый воскресный день, который посвящен памяти преподобного Иоанна Лествичника. «Лествица» означает «лестница», и свое имя святой Иоанн получил по названию своей книги, в которой описал деятельное – аскетическое – восхождение от греха к добродетели, от земли на небо. И, конечно, время Великого поста и есть то время, в которое мы должны стать ближе к Богу, должны избавиться от того, что отделяет нас от любви Христовой.

Без всякого сомнения, до сих пор человечество обуреваемо теми же болезнями, о которых так ярко говорят евангелисты. И одержимым глухим и немым духом оказывается не только тот бедный отрок, но и все те люди, которые не хотят ни слышать, ни знать Евангелие, и, не имея возможности и желания обратиться ко Христу, они вдобавок оказываются еще и духовно немыми – им нечего сказать Богу! И о таком духовном заболевании еще в Ветхом Завете говорит Господь через пророка Исаию, а затем, по Воплощении, уже Сам повторяет эти слова: «Услышите и не уразумеете, и глазами смотреть будете и не увидите. Ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули и да не обратятся, чтобы Я исцелил их».

Истинно, Христос может исцелить нас, ибо Он есть истинный Бог, Которому возможно все! Но это предполагает обращенность к Богу, молитву к Нему. И иногда человек может обращать к Богу тот вопль, который приносил отчаявшийся отец больного мальчика: «Верую, Господи, помоги моему неверию!» И все мы можем молиться Богу теми словами, с которыми обращались к Нему Его ученики и апостолы: «Господи, умножь в нас веру».

Исцеление бесноватого отрока

(Матф. 17:14-23; Марка 9:14-32 и Луки 9:37-45).

Об этом исцелении повествуют все три синоптика, указывая, что оно совершено Господом сразу после схождения с горы Преображения. В это время множество народа собралось около учеников Христовых, ожидавших Его у подножия горы. По св. Марку, ученики имели свои споры с книжниками. Тот же Марк свидетельствует, что «весь народ» , увидев Христа, сошедшего с горы, «изумился» , вероятно потому, что на лице Его и на всей наружности сохранился еще некий отблеск той славы, которой Господь просиял на Фаворе. Некий человек обратился к Господу с просьбой исцелить его сына, который в новолуния беснуется и тяжко страдает, бросаясь то в огонь, то в воду. Он добавил при этом, что приводил его уже к ученикам Христовым, но те не могли исцелить его. Услышав, что ученики Его не могли исцелить страждущего, хотя Он и дал им власть над нечистыми духами, Господь воскликнул: «О род неверный! (не имеющий веры) и развращенный (не в смысле развратный, а в смысле: превратно чувствующий), доколе буду с вами? Доколе буду терпеть вас?»

Одни толкователи относят этот упрек Господа к ученикам Его, по недостатку веры своей не бывших в состоянии исцелить бесноватого, другие - ко всему народу иудейскому. Св. Матфей повествует затем, что Господь повелел привести к себе отрока и «запретил духу нечистому» , и «бес вышел из него» . Евангелисты Марк и Лука приводят некоторые подробности. Когда отрок был приведен, с ним случился страшный припадок бешенства. На вопрос Господа, как давно это приключилось с отроком, отец отвечал, что с младенчества, и прибавил: «Если что можешь, сжалься над нами и помоги нам» . На это Господь отвечал: «Если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему» . Отец несчастного отрока со слезами возопил: «Верую, Господи, помоги моему неверию!» то есть со смирением признал, что вера его несовершенна, недостаточна. Это смеренное исповедание было вознаграждено: отрок освободился от демона.

В заключение Господь сказал: «Этот же род» , то есть род бесовский, «изгоняется только молитвою и постом» . Это потому, что истинной веры не может быть без подвигов молитвы и поста. Истинная вера порождает молитву и пост, которые в свою очередь содействуют еще большему укреплению веры. Поэтому православные богослужебные песнопения восхваляют молитву и пост, как обоюдоострое оружие против бесов и страстей. «Постника и молитвенника издали чуют бесы», говорит еп. Феофан, Вышенский Затворник, «и бежат от него далеко, чтобы не получить болезненного удара. Можно ли думать, что где нет поста и молитвы, там уже бес? - Можно».

Во время этого пребывания Господа с учениками в Галилее Он опять «учил учеников Своих и говорил им, что Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, и убьют Его, и по убиении в третий день воскреснет. Но они не разумели этих слов, а спросить Его боялись» (Марк. 9:31-32). Господь видел, что теперь Его ученикам особенно нужно знать о близости Его страданий, смерти и воскресении, а потому неоднократно повторяет им это, чтобы лучше запечатлеть это в их памяти и подготовить их к этому. Но им, еще не отрешившимся от обычных иудейских представлений о Мессии, всё это было непонятно.

Из книги Священная Библейская история Нового Завета автора Пушкарь Борис (Еп Вениамин) Николаевич

Исцеление бесноватого отрока. Мф. 17: 14-21; Мк. 9: 14-29; Лк. 9: 37-43 Когда Господь с тремя учениками сошел с горы, Он увидел большую толпу народа, которая окружала апостолов и фарисеев, споривших о чем-то между собой. Спор был, по-видимому, острый и неприятный для учеников, но

Из книги Четвероевангелие автора (Таушев) Аверкий

Из книги Евангельская история. Книга вторая. События Евангельской истории, происходившие преимущественно в Галилее автора Матвеевский Протоиерей Павел

Из книги Воскресные проповеди автора Сурожский Митрополит Антоний

Из книги Каноны христианства в притчах автора Автор неизвестен

Исцеление бесноватого отрока Мф. 17, 14–21; Мк. 9, 14–29; Лк. 9, 37–43 На другой день после славного преображения, спустившись с горы, Иисус Христос увидел учеников своих, окруженных толпою народа и книжников, спорящих с ними. нечаянное появление Eго изумило народ, а может быть, «и

Из книги Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. автора (Таушев) Аверкий

Неделя 10-я по Пятидесятнице. Исцеление бесноватого отрока Во имя Отца и Сына и Святого Духа.В сегодняшнем Евангелии мы еще и еще раз видим отчаянную человеческую нужду и неспособность учеников Христовых исцелить человека. Недавно мы читали в Евангелии о том, что они

Из книги Толковая Библия. Том 9 автора Лопухин Александр

Исцеление Господом Бесноватого отрока (Марк., гл. 9) 23Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему. 24И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию. 25Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому,

Из книги Беседы на Евангелие от Марка, прочитанные на радио «Град Петров» автора Ивлиев Ианнуарий

Исцеление бесноватого в Капернауме (Марк. 1:21-28; Луки 4:31-37). Главным местом пребывания Господа Иисуса Христа в Галилее стал Капернаум, настолько, что он стал «Его городом» Капернаум находился на границе двух владений - Галилеи и Итуреи, он отличался благотворным климатом,

Из книги Толковая Библия Лопухина.Евангелие от Матфея автора

Исцеление бесноватого и обличение фарисеев (Матф. 12:22-37; Марк 3:20-30; Луки 11:14-23). Господь исцеляет бесноватого, в котором обитание нечистого духа сопровождалось немотой и слепотой, и весь народ дивится этому чуду. Фарисеи, желая прекратить в народе толки об Иисусе, как о

Из книги автора

Исцеление бесноватого отрока (Матф. 17:14-23; Марка 9:14-32 и Луки 9:37-45). Об этом исцелении повествуют все три синоптика, указывая, что оно совершено Господом сразу после схождения с горы Преображения. В это время множество народа собралось около учеников Христовых, ожидавших Его

Из книги автора

Беседа со старейшинами (Матф. 21:23-27; Марка 11:27-33 и Луки 20:1-8). Когда Господь вновь пришел в храм и начал, по обыкновению, учить, приступили к Нему первосвященники и старейшины с лукавым вопросом: «Какой властью Ты это делаешь? И кто дал Тебе власть делать это?», то есть какое

Из книги автора

Посрамление Саддукеев. (Матф. 22:23-33; Марка 12:18-27; Луки 20:27-40). После посрамления фарисеев с иродианами, тотчас же подошли к Господу саддукеи, которые представляли собой секту неверующих в воскресение душ и будущую жизнь (см. Деян. 23:8). Они вели постоянные споры с фарисеями,

Из книги автора

О наибольшей заповеди. (Матф. 22:34-46; Марка 12:28-37; Луки 20:40-44). Фарисеи, узнав о посрамлении саддукеев, собрались тут же в храме на совещание и решили предложить Иисусу самый трудный, по их мнению, вопрос о том, какую заповедь следует считать наибольшей в законе. Коварство

Из книги автора

14. Исцеление бесноватого отрока 14. Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени, 15. сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду, 16. я приводил его к ученикам

Из книги автора

5. Вера, дающая свободу. Исцеление бесноватого отрока. 9.14-29 - «Придя к ученикам, увидел много народа около них и книжников, спорящих с ними. Тотчас, увидев Его, весь народ изумился, и, подбегая, приветствовали Его. Он спросил книжников: о чем спорите с ними? Один из народа

Из книги автора

14. Исцеление бесноватого отрока. 14. Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени, 15. сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду, 16. я приводил его к ученикам