Этнические общности. Исторические общности людей (род, племя, народность, нация)

Семья – «малая общность людей», Участники «которой» Связаны «жизнью быта, взаимной помощью, нравственной и правовой ответственностью».

«Ранняя» Семья (Общность Людей) Имела Главу (Патриарха) - Отца; Включала Его Потомков из Числа Мужчин с Их Жёнами и Детьми, а также «домашних» Рабов (Пример - Семья Сына Человека Авраха ма). «Поздняя» Семья – (Это) Колено (Шевет) Каждого из Сынов (в Том Числе Их Потомков) (Сына Человека) Йакова-Йисраэль.

Семья Создаётся на Основе Выбора Зрелого (Телом) Молодого Мужчины и Согласия Зрелой (Телом) Молодой Женщины. Создание Семьи Определяется Возрастом Мужа (от 25 лет и Более) и Жены (от 20 лет и Более) и Разницей в возрасте Их Тел не Менее 5 лет (Мужчина Должен Быть Старше Женщины). Устойчивость Отношений в Семье Определяется Уровнем Нравственного Воспитания и Мужа и Жены и Осознанием (Каждым из Них) Ответственности за Создание Союза (Объединения, Общества). {Ответственность – (Это) Ясное Осознание Обязанности (Долга) Исполнения (однажды) Определённого (ОПРЕДЕЛЁННОГО) Служения и Готовность Отвечать за Личные Поступки (при Исполнении Служения).}

{«Ответственность – определённость, надёжность, честность в отношении себя и других; это осознание и готовность признать, что результат (реакции), который ты получаешь в ходе твоих поступков и действий, и есть следствие твоих поступков (действий). Ответственность – это не вина, это уверенность. {Вина – (Это) не Реализованная Ответственность (не Исполнение Обязанности и Отсутствие Готовности Отвечать за Личные Поступки).} Ответственность (…) включает в себя личную подотчётность и способность действовать в рамках этических норм на благо себя и окружающих. Ответственность – это умение объяснить и показать, как ты добился этого результата. Ответственность – это способность влиять на ход событий. Ответственность – совокупность действий (мер), исполнение которых позволяет личности безопасно достигать желаемого.» «По субъекту ответственность делят на индивидуальную и коллективную». «В современной теории права ответственность подразделяется на два вида – позитивную и негативную. Позитивная ответственность возникает из обязанности совершать положительные, полезные для общества функции и реализуется в регулятивных правоотношениях, в которых обязанная сторона находится в положении подотчетности и подконтрольности, а негативная ответственность – в связи с совершением правонарушения правонарушителем, который подвергается за содеянное соответствующим правовым санкциям, неблагоприятным для него.»}

Племя – «тип» Этнической Общности («вид устойчивой социальной» Общности Людей) и «социальной организации» Первобытного Общества (Пример - Племя Сына Человека Йакова).

Род – «организованный общественный строй», Объединённый Кровным (- через Кровь) Родством; «ряд (линия)» Поколений Потомков, Происходящих от Одного Предка {Пример - Род Господина Йакова-Йисраэль, Состоящий из 12 Семей (Колен, Шевет) Его Сынов (в Том Числе Их Потомков); Люди Рода Йисраэль}.

Народность – «исторически сложившаяся языковая, территориальная, экономическая и культурная общность людей».

Нация (от лат. natio - «племя, род») – «устойчивая общность людей, образовавшаяся в процессе исторического формирования на их территории проживания, на установившихся экономических связях, на литературном языке, на особенностях культуры и душевного облика (Характера)».

Складывается из Племён и Народностей.

Народ – «население страны»; «форма исторически сложившихся» Общностей Людей (из Племён, Народностей, Наций).

Подробнее - (Для Лояльного и Отзывчивого Человека)

Род – это семья. Допустим, в Роду 5 сыновей и 4 дочери, сыновья создали свои семьи, как бы новые Роды, получается дети братьев – это уже племянники и племянницы, т.е. Племя, они все племенники, одного Рода-Племени. Когда несколько Родов-Племён объединяются, получается Народ – т.е. основанный на Родах с общими критериями: одна Вера, язык, культура, традиция. Формируются города и Веси (духовно-административные районы), там объединяются народы Расы; и вот все Веси Расы назывались одним словом – Держава.

Родовая книга

Отец имел свою Родовую книгу, где была указана вся родословная, т.е. он вместе со своим отцом передал детям знания о своём Роде. Каждый из его сыновей в первую очередь брал отцову Родовую книгу, переписывал (делал копию) и составлял себе Родовую книгу, где указывал в сторону Роды братьев своих. Т.е. они как бы родооснователи своих Родов. Дочерей отдавали для продолжения других Родов.

Младший сын всегда оставался с родителями, содержал их в старости, и как бы оставался в данном Роду, поэтому у него было указано, что он последний и от него Древо пошло дальше. Т.е. младший остаётся в этом Роду, а старшие четверо братьев создают как бы свои Рода, но в основе всё равно Род отца.

Родовой и Племенной Союз

Родовой Союз - это одно Древо по отцовской линии, от Пращура и до нынешних прапра…правнуков (сыны, внуки, правнуки, праправнуки и т.д. - потомки).

Племенной Союз – это объединение с другими Родами. Т.е. чтобы образовалось Племя, братья взяли невест из других Родов, внешних, т.е. к Роду-Племени уже относились и другие Племена, произошёл обмен, братья взяли дочерей из того Рода, а от этого Рода отдали дочь туда, - это Племенной Союз.

Род - объединяет все семьи одного Рода по отцовской линии.

Племя - объединяет всех братьев и тех, с кем породнились.

Племенной Союз - когда несколько Племён объединились.

Но это всё (Родовой и Племенной Союзы) в пределах одной местности, одного поселения. Т.е. Родовой Союз – это допустим: хутор или деревенька, где одни родственники. Родо-Племенной Союз – это допустим: город или большое село.

Хутор, деревня, город, Весь Село, деревня, хутор – это Родовой Союз (или Род), т.е. там одни родственники.
Село, деревня (может состоять из нескольких хуторов) – это Племенной Союз (Племя).
Город, село – Родо-Племенной Союз (т.е. Община - Миръ).
Весь, города – там объединяются Рода, Племена на основе одной Веры, языка, культуры, традиций и т.д. (Народ).

Весь – это духовно-административный район (совр. - губерния, область, край).

Народ – т.е. «на Роду», как бы на поверхности Родо-Племенных Союзов, т.е. основанный на Родах с общими критериями: единая Вера, единый язык, единая культура, традиция.

Система управления
* Родовой Союз управлялся Старцем, т.е. самым старшим в Роду.
* Племенной Союз управлялся Радой, т.е. собирались старшие родственники (Родовичи) в каждом Племени, и они решали. И заметьте, сейчас высший орган государственного управления на Украине – Рада, т.е. Племенной союз. Там было два Рода: Анты и Рось, они создали Племя.

* Община управлялась Копой (см. КОПА); отсюда и Копное право, т.е. Общинное право.
* Народы управлялись Устоем (КОН).
* Веси объединяли Народы Расы, и здесь управление шло уже маленько по-другому:
1) Веды - т.е. Мудростью;
2) Собор - собирались хранители Устоя и Кона, т.е. князья, боярые и жрецы;
3) Вече - всенародное, когда решали какой-то глобальный вопрос.

Все Веси назывались одним словом – Держава. И раз всенародное решение – значит всеми Родами, всеми Народами, т.е. был Родовой принцип, и это всё держалось Мудростью, Устоем. Держава держится мощью Родов - вот наша мирооснова. И заметьте, ни жреческая система не управляла Державой, ни Собор не управлял Державой, ни Вече не управляло Державой, но при этом Держава была непобедима. Т.е. как такового управления нет, никто никем не управляет, всем управляет только одна система – Совесть. Потому что Совести внемлют и Боги, и люди, и человеки. Совесть над всем.

Жречество

Если надо решить какой-то вопрос, приходили к жрецам. Жрецы были везде, в каждом Роду, т.е. старший в Роду был одновременно и Старцем и Жрецом, как Родовой жрец. Без жреца ни один вопрос не решался. Допустим, Собор или Вече выдвигали какого-то князя воеводой, жрецы давали напутствие, а без жреческого напутствия, без слова жреца ни одна армия (рать) в бой не шла, потому что считалось - без божьего благословения делать нечего. Единственное когда не надо было спрашивать у жрецов благословения и пр., это когда шла агрессия, нападок на какой-то Род, Племя… Там сразу отправляли гонцов, и кто находился в Племенном союзе, Родо-Племенном союзе, тут же все собирались и давали отпор.

Веды, жрецы – это не только духовное управление, но и наука и искусство и пр. всё там. Т.е. Собор решал какие-то общие (обще Родовые, обще Племенные) вопросы; Вече собиралось решать вопросы какого-то глобального характера, вопросы войны и мира; а в основном всё решалось через жречество, потому что жрецы в первую очередь думали о благосостоянии Родов, об их Духовном развитии, о просвещении, о защите. Поэтому любой Род, накапливая какое-то родовое наследие, опыт, он копию этого родового наследия, опыта отдавал на хранение жрецам. Жрецы это всё сохраняли. Даже существовала «жертва Богам», т.е. в больших Родах (раньше 20-30 детей было нормой) одного ребёнка (обычно одного из младших или первородного) отдавали жрецам, как бы приносили в жертву Богу. Т.е. если случится непоправимое, допустим, вороги напали и весь Род погиб. Так вот, этот ребёнок становился продолжателем Рода, изучал у жрецов всю мудрость, потом получал добротную, чистокровную супругу, и с него Род возрождался. Поэтому, раз в основе Державы - Роды, значит, и возрождение Державы пойдёт с Рода, т.е. с каждого конкретного человека. Не с постановления ЦК какой-нибудь партии, правительства, или указа президента о возрождении, а именно с этого человека, который старается, чтобы его Род выжил в это трудное время, нашёл близких себе по Духу, дабы это всё сохранить.

Семья - это то, что окружает каждого человека с момента появления на свет. Чуть повзрослев, ребенок узнает о таких понятиях, как народность, нация. Со временем он начинает понимать, к какому роду и нации принадлежит, знакомится с их культурой. Однако часто как у детей, так и у взрослых возникает путаница между такими похожими терминами, как народность, нация, этнос, племя, род. Несмотря на то что их часто считают синонимами, значение у них разное.

Значение понятия «этнос»

Само слово «этнос» в переводе с греческого языка означает «народ». Раньше под этим термином подразумевали сообщество людей, объединенных родством по крови.

Сегодня понятие этноса стало гораздо шире.


Теперь этносы выделяют не только по родству, но и по общей территории проживания, языку, культуре и другим факторам.

Основные виды этносов

Кланы, семьи, племена, народности, нации - это виды этносов. Одновременно они являются и этапами исторической эволюции этноса.

Согласно иерархии этносов, существует шесть их видов:

  • семья;
  • клан;
  • племя;
  • народность;
  • нация.

Все они существовали в определенный исторический период, однако позже изменились под воздействием внешних и внутренних факторов. При этом такие виды, как род, клан и племя в цивилизованном обществе давно исчезли или остались в качестве традиции. В некоторых местах на планете они до сих пор существуют.

Большинство ученых полагают, что наиболее важными этапами развития этноса являются племя, народность, нация. Это связано с тем, что данные этносы уже не зависели от кровного родства, их общность основывалась на культурной и экономической почве.

Стоит отметить, что иногда современными учеными выделяется и седьмой вид этноса - межэтническая нация граждан. Считается, что современное общество постепенно движется к этому этапу.

Семья, род и клан

Самой маленькой этнической общностью является семья (объединение людей, связанных между собою кровными узами). Примечательно, что до формирования такого общественного института, как семья, был распространен групповой брак. В нем родство велось от матери, так как установить, кто отец конкретного ребенка, было почти невозможно. просуществовал недолго, так как частыми стали кровосмешения и, как следствие, вырождение.

Чтобы избежать этого, со временем сформировалась этническая общность - род. Роды формировались на основе вступивших в родственный союз между собой нескольких семейств. Долгое время родовой уклад был наиболее распространенным. Однако с увеличением численности представителей рода снова возникала опасность кровосмешения, требовалась «свежая» кровь.

На основе родов начали формироваться кланы. Как правило, они носили название либо известного предка-основателя, либо почитаемого в качестве покровителя и защитника. Кланам, как правило, принадлежала земля, передаваемая по наследству. Сегодня клановая система сохранилась в качестве традиции еще в Японии, Шотландии и у некоторых племен индейцев в Южной и Северной Америке.

Кстати, понятие «кровная месть» получило свое распространение именно при существовании этой

Племя

Вышеперечисленные виды этносов довольно небольшие по количеству их представителей, основывались на родственных связях. В то же время племя, народность, нация - это более крупные и развитые этносы.

Со временем этносы, основанные на кровном родстве, стали эволюционировать в племена. В состав племени входило уже несколько родов и кланов, так что не все члены его были родственниками. Кроме того, с развитием племен общество начинало постепенно делиться на классы. По сравнению с родами и кланами племена были очень многочисленны.

Наиболее часто племена были объединены необходимостью защищать свои территории от чужаков, хотя со временем у них начали формироваться свои верования, традиции, язык.

В цивилизованном обществе племена давно перестали существовать, однако во многих менее развитых культурах сегодня играют главную роль (в Африке, Австралии и Полинезии, на некоторых тропических островах).

Народность

На следующем этапе эволюции, которой подвергся этнос (племя, народность, нация), появились государства. Это было связано с тем, что численность членов племени росла, кроме того, обустройство этого вида этноса с годами все совершенствовалось. Ближе к периоду рабовладельческого строя появилось такое понятие, как народность.

Народности возникли в первую очередь не из-за родственных связей или необходимости защищать свои земли, но на основе сформировавшейся культуры, законов (появились вместо племенных обычаев), экономических общностей. Иными словами, народность отличалась от племен тем, что не просто существовала постоянно на какой-либо территории, но и могла создать собственное государство.

Нация и национальность

Формирование нации стало следующим и наиболее совершенным на сегодняшний день этапом эволюции этноса (племя, народность).

Нация - это не просто группирование людей по общей территории проживания, языку общения и культуре, но и по схожим психологическим особенностям а также исторической памяти. Нация отличается он народности тем, что ее представители смогли создать общество с развитой экономикой, системой торговых отношений, частной собственностью, правом,

С понятием «нация» связано возникновение национальности - принадлежности к или государству.

На протяжении истории большинство наций прошло все этапы эволюции этноса: семья, род, клан, племя, народность, нация. Это способствовало появлению известных всем сегодня наций и стран.

Примечательно, что, согласно идеологии фашизма, существовала избранная нация, призванная со временем уничтожить все остальные. Вот только, как показала практика на протяжении всей истории, любой этнос без взаимодействия с другими вырождался. Поэтому если бы остались одни чистокровные арийцы, то через несколько поколений большинство представителей этой нации страдало бы от многочисленных наследственных заболеваний.

Встречаются этносы, развивающиеся не по общей схеме (семья, род, племя, народность, нация), - народ израильский, например. Так, несмотря на то что евреи именовали себя народом, по укладу они были типичным кланом (общий предок Авраам, кровное родство между всеми членами). Но при этом всего за несколько поколений они сумели обрести признаки нации с четкой системой правовых и экономических взаимоотношений, а чуть позже сформировали государство. Однако при этом они сохранили четкую клановую систему, в редких случаях допускающую родственные связи с другими народностями. Интересно, что если бы не возникло христианство, разделившее евреев на два противоборствующих лагеря, а также то, что их государство было разрушено, а сам народ рассеялся, евреев ждало бы вырождение.

Сегодня люди живут в обществе, состоящем из наций. Принадлежность к одной из них определяет не только мышление и сознание человека, но и его уровень жизни. Интересно, что наиболее развитые страны сегодня - многонациональные, так что вероятность возникновения межэтнической нации граждан очень высока.

В истории известны четыре типа этнических или этносоциальных общностей, которые тесно взаимосвязаны между собой и которые можно рассматривать как определенные ступени в развитии этноса от малых социальных групп к большим. К ним относятся род, племя, народность и нация .

Род – это малая этническая группа, представители которой связаны кровными узами и ведут свое происхождение по одной линии (материнской или отцовской). Род пришел на смену первобытному стаду и его важнейшим признаком явилась экзогамия , то есть запрет браков внутри рода. В силу последнего обстоятельства роды не могли существовать изолированно друг от друга и объединялись в племена, так как иначе нельзя было обеспечить физическое воспроизводство населения.

Племя – это этносоциальная общность первобытнообщинного (доклассового) строя, которая представляет собой совокупность родов, связанных общностью культуры, единством религиозных представлений, сознанием общего происхождения, а также наличием органов самоуправления и самоназвания. Именно племя служило основной социальной единицей первобытного строя, поскольку обеспечивало необходимый комплекс функций социального воспроизводства и прежде всего функцию физического воспроизводства новых поколений. Род представлял собой большую кровнородственную семью, и его правильнее рассматривать не столько как самостоятельную этносоциальную общность, сколько как главную структурную составляющую племени. Формирование рода и племени было связано с одним и тем же отрезком на шкале исторического времени – переходом от первобытного стада к общественному состоянию.

Род и племя были продуктом и основной формой существования первобытнообщинного строя, однако, родоплеменные отношения сохраняются и сегодня, причем не только у малочисленных народов, живущих в изоляции от остального мира (аборигены Австралии и им подобные), но и в таких вполне цивилизованных странах, как Индия, Бразилия, Индонезия, у некоторых народов Кавказа, Средней Азии и т.п. – везде, где сохранились значительные элементы традиционного образа жизни.

Если род и племя возникают в период формирования первобытнообщинного строя, то народность появляется в период его разложения. Народность представляет собой этническую и социальную общность, которая исторически следует за племенем и предшествует нации. Народность вырастает из смешения различных племен и образования племенных союзов, связанных с определенной территорией. Народность, таким образом, основана не на кровнородственном, а на территориальном единстве. В рамках единой территории между племенами возникают общие хозяйственные и культурные связи, складывается общий язык, единая религия, общее самоназвание. Вместе с тем, следует иметь в виду, что проживание на определенной территории является общим условием формирования любого этноса, и народность не является в этом отношении исключением. Каждое племя всегда имело свою территорию, отграниченную от территорий других племен какими-либо естественными природными рубежами, но для племени главным стержневым фактором все же была не общность территории, а кровнородственные связи и отношения. У народности таким главным конституирующим фактором стала общность территории, а кровнородственные, родоплеменные связи отошли на второй план.

В чем же состоит новое качество общности территории у народности? Как уже отмечалось, народность возникает в период разложения первобытного коллективизма и утверждения общества, основанного на социальной дифференциации и социальном неравенстве. Неизбежным продуктом такого общества становится государство, которое начинает контролировать определенную территорию, опираясь на легитимное принуждение. Единство территории, поддерживаемое государственным принуждением и становится главным конституирующим условием и отличительным признаком той новой этнической и социальной общности, какой является народность .

Итак,народность – это исторический тип этнической общности, возникающий в период разложения родоплеменной организации общества и основанный не на кровнородственном, а на территориальном единстве, которое поддерживается государственным принуждением. Другими словами, основу народности составляет политическое единство, поддерживаемое, прежде всего, силой государственной власти.

Первыми сложились народности рабовладельческой эпохи – древнеегипетская, древнеэллинская и др. Процесс образования народностей в Европе завершился в основном в период феодализма. В остальных частях света этот процесс продолжался и в последующие эпохи.

Народности складывались обычно из нескольких племен, близких по своему происхождению и языку. Например, польская народность сложилась из славянских племен полян, вислян, мазовшан и др., немецкая – из германских племен швабов, баварцев, алеманов и др. Вместе с тем, некоторые народности складывались из разноязычных племен, смешавшихся в результате завоевания одних племен другими, например, французская народность возникла из смешения галльских племен, римских колонистов и германских племен.

Становление народностей шло рука об руку с процессом становления государства, однако, в ходе дальнейшего исторического развития народности уже могли не совпадать с государством ни территориально, ни по языку. Так, например, на Востоке Европы, где в феодальную эпоху происходило формирование централизованных государств, в их состав был включен целый ряд народностей. Определяющую роль в этих государствах играли наиболее развитые в политическом и экономическом отношении народности, например, русская. Народность является продуктом и основной этносоциальной группой Древнего мира и Средневековья.

По мере перехода от традиционного аграрного общества к индустриальному начинается процесс превращения народности в нацию. Нации обычно являются дальнейшим этническим развитием тех или иных народностей и сохраняют их названия, хотя территориальные рамки тех и других могут и не совпадать. Так, народности, оказавшиеся разрезанными на части новыми государственными границами, давали начало нескольким национальным образованиям (португальцы и галисийцы, немцы и люксембуржцы и др.). В то же время известны случаи, когда в формировании одной нации участвовали или участвуют несколько народностей. Так, индонезийская нация сформировалась из яванцев, сундов, мадурцев и других народностей.

К сказанному следует добавить, что процесс превращения народностей в нации не является универсальным или всеохватывающим. Многие народности, особенно мелкие и отставшие по ряду причин в своем развитии, со временем вступают в более тесные связи с другими, более развитыми народностями и нациями и постепенно утрачивают свои этнические особенности в области культуры и быта, усваивают культуру и язык более развитых народов и постепенно сливаются с ними. Такой процесс называется ассимиляцией.

Нация представляет собой наиболее позднее с исторической точки зрения социально-этническое образование. Она является продуктом и типичной формой существования основанного на рыночной экономике буржуазного индустриального общества. Нация – объект изучения многих наук, в числе которых не только этнография и социология, но и история, социальная философия, демография, политология, право и др. Сложность и многосторонность самого феномена нации проявляется в многообразии подходов к определению ее основных признаков.

Одним из таких подходов, который восходит еще к Г. Спенсеру, является определение нации как продолжения и усложнения кровнородственных, родоплеменных отношений. На передний план здесь выдвигаются признаки биологического свойства, связанные со сходством физических черт, единством крови, единством расы. О познавательных возможностях такого подхода мы уже говорили, его исходные посылки и выводы опровергаются самой действительностью.

Другое понимание нации предлагает так называемая культурно-психологическая теория . Ее представители (О. Бауэр, Р. Шпрингер) рассматривают нацию как чисто культурную общность с единым самосознанием и исторической судьбой и не связанную жестко с определенной территорией или государственной принадлежностью. Эта теория легла в основу программы культурно-национальной автономии .

Названный подход к пониманию нации имеет определенные основания. История действительно знает народы, которые находились или находятся в состоянии диаспоры или рассеяния и не имеют компактного проживания на какой-либо территории, а также единой государственности. Примером могут служить евреи и армяне. Для таких народов единственным объединяющим основанием остается этническое самосознание – сохранение языка, общих культурных традиций, представлений об общей исторической судьбе и т.п. И все же большинство наций имеют и государственную и территориальную определенность, и в их отношении рассматриваемая культурно-психологическая теория работает плохо. Признаки нации, которые названная теория выдвигает на передний план, совпадают с самыми общими признаками любого этноса и не позволяют дифференцировать его отдельные типы, например, отличить нацию от народности.

Следующий подход к определению нации (назовем его условно этатистским ) рассматривает нацию как согражданство, как политическую общность, как совокупность граждан одного государства, независимо от их расовой, религиозной принадлежности, языковых и культурных различий. Такой подход имеет свои исторические основания, он сложился в ХVII – ХVIII вв. в период первых буржуазных революций в Западной Европе, когда в борьбе с феодальным теократическим государством складывались первые светские национальные государства. Вместе с тем, названный подход также имеет свои вполне определенные ограничения. В чисто теоретическом плане, с позиций этатистского подхода достаточно трудно провести различие между нацией и народностью, поскольку последняя также является государственно-политическим сообществом. Указанный подход вольно или невольно подводит к мысли о том, что этнос превращается в нацию лишь тогда, когда обретает собственную государственность. Возможно, этот тезис и соответствовал историческим условиям Западной Европы ХVII – ХVIII в., но явно противоречит условиям современной жизни.

Количество государств на нашей планете на порядок меньше числа существующих этносов. Подавляющее большинство государств являются полиэтническими и многонациональными, поэтому требование собственной государственности для каждой нации неизбежно ведет к обострению межнациональных противоречий и росту национального сепаратизма. К этому следует добавить, что в настоящее время осталось очень мало чистых этносов , которые, не смешиваясь с другими, компактно проживают на определенной территории. Отсюда следует, что в современном мире признаком нации является не столько наличие собственной государственности, сколько наличие государственности как таковой, принадлежность к определенному государству , в том числе, многонациональному.

В обычной жизни люди чаще всего отождествляют государственную и национальную принадлежность, в то время как социология рассматривает государство и нацию как взаимосвязанные, но разные социальные явления. “Британец” и “англичанин”, “россиянин” и “русский” – не совпадающие между собой понятия. Первое понятие в каждой паре характеризует государственную принадлежность индивида, второе – его национальную принадлежность. Британским подданным может быть не только англичанин, но и шотландец, валлиец или грек, точно так же, как и гражданин Российской Федерациипо своей национальной принадлежности может быть русским, татарином, чеченцем, башкиром и т.д.

Важнейшее различие между государственной и национальной принадлежностью, с точки зрения социологии, состоит в том, что государство является социальным институтом, в то время как нация представляет собой социальную общность. Отношения государства и его подданных строятся на совершенно иных принципах по сравнению с отношениями между представителями одной и той же нации. В основе первых лежит реальная взаимосвязь субъекта и объекта управления, в основе вторых – национальное самосознание, построенное на идентификации индивида с коллективными представлениями об общей исторической судьбе и о своем отличии от других аналогичных этнических образований.

Вместе с тем, нельзя не видеть, что на практике между государством и нацией существует некое взаимное притяжение. Государство стремится присвоить авторитет нации для укрепления собственных требований в отношении подданных, а нация стремится оформиться в государство и завладеть его силовым потенциалом для реализации своих этнических интересов, в числе которых могут быть территориальные, экономические и культурные (религиозные, языковые и др.), и просто необходимость усиления сплоченности нации.

Любому этносу в той или иной степени присущ так называемый этноцентризм – убеждение в том, что собственный этнос и все относящееся к нему правильно, нравственно одобряемо и что своему этносу, его интересам следует отдавать предпочтение в любой ситуации. Крайней формой этноцентризма является вера в биологическое и культурное превосходство членов собственной этнической группы над другими группами, но даже в самых мягких формах этноцентризм проявляется как тенденция оценивать все другие этносы с позиций интересов своего собственного.

Применительно к нации этноцентризм проявляется как национализм . Принадлежность к нации понимается им как судьба, которая сильнее любого человека: именно единство нации, ее общая судьба предшествуют любым экономическим или политическим интересам и действительно придают этим интересам значение и вес. Остановимся на этом вопросе подробнее.

Национализм обычно требует власти, то есть права использовать насилие, с тем, чтобы обеспечить сохранность и преемственность нации. Лучше всего для этой цели подходит государственная власть, имеющая монополию на насилие. Как только удается отождествить государство с нацией, представить его как орган самоуправления нации, шансы национализма на успех резко возрастают. Государственная власть дает возможность принудить к исключительному использованию национального языка во всех официальных учреждениях, обеспечить контроль над образованием и культурой в целом с целью всеобщего и обязательного внедрения в сознание каждого члена общества ценностей господствующей в данном государстве нации и тем самым сделать всех национальными патриотами от рождения.

Со своей стороны государство также заинтересовано в национализме, вернее в отождествлении себя с нацией. Государство всегда нуждается в легитимации своей власти, в убеждении своих подданных в ее правомерности, в необходимости выполнять все ее требования. В современном демократическом обществе это чаще всего достигается посредством рационального убеждения со ссылками на расчеты и выгоды. В случае же, если государству удается полностью идентифицировать себя с нацией (разумеется, это не относится к многонациональным государствам), то ситуация принципиально меняется. Национальное государство выступает от имени нации и требует подчинения уже не ради каких-то конкретных расчетов и выгод, а во имя интересов нации, которые не нуждаются ни в каком специальном обосновании, а являются ценностью сами по себе. Неповиновение государству теперь становится чем-то еще более худшим, нежели нарушение закона – оно превращается в предательство дела нации, в гнусный безнравственный поступок, который лишает совершившего его человеческого достоинства.

Таким образом, как государство нуждается в национализме для своей легитимации, так и национализму требуется государство для большей жизнеспособности. Национальное государство является продуктом этой взаимной потребности. Однако национальные государства встречаются в современном мире гораздо реже, чем можно было бы ожидать, и объясняется это тем, что одним из необходимых условий возникновения такого государства является абсолютное преобладание и компактное проживание какого-либо этноса на определенной территории. Такие этносы сегодня встречаются крайне редко. В Российской Федерации, например, из 21 республики только в 5 титульное население превышает 50% населения данной республики (в том числе в Чечне). Национальные государства чаще всего образуются в результате распада различного рода империй, например, колониальной системы империализма в странах Азии и Африки или многонациональных государств, построенных по национально-территориальному принципу – бывшая Югославия, Чехословакия, СССР.

Подводя итог сказанному, следует отметить, что нельзя подменять национальную общность государственной, равно как и расовой, племенной, культурной, религиозной или территориальной общностью. Существует множество разных наций, которые, в основном, относятся к одной расе. Представители одной и той же нации нередко исповедуют разные религии, точно так же одна и та же религия исповедуется представителями различных наций. Есть нации, живущие в одном государстве и не имеющие своей национальной государственности, и наоборот, имеется немало наций, отдельные части которых живут в разных государствах (например, русские в странах СНГ). Это, разумеется, не означает, что перечисленные признаки не имеют к нации никакого отношения, речь идет лишь о том, что они не раскрывают сущность понятия нации, не позволяют отличить ее от других исторических типов этнических и социальных общностей.

Понятие нации, безусловно, включает в себя и общность языка, культуры, этнического самосознания, психологического склада, и определенную государственную и территориальную принадлежность, и совместную хозяйственную, экономическую жизнь. Но что же все-таки является главным из перечисленного ряда? Какой из названных признаков является исходным, конституирующим признаком нации – признаком, который отличает ее от других исторических типов этнических общностей, и, прежде всего, от народности?

В новой и новейшей истории таким признаком является общность экономической жизни , которая складывается на основе формирования внутреннего рынка. Развитие промышленного капитализма создает социально-территориальное разделение труда, которое связывает население экономически в единый хозяйственный организм. Это ведет и к политической концентрации – к созданию национальных государств на месте прежней феодальной раздробленности.

Итак, подводя итог, можно дать определение нации. Нация – этносоциальная общность, исторически сложившаяся на данной территории, для которой характерны единство экономической жизни (единый внутренний рынок), общность языка, культуры, типичные черты психического склада. Нации складываются тогда, когда политическое единство в пределах территории начинает поддерживаться не только и не столько государственным принуждением, но и экономической заинтересованностью в функционировании единого хозяйственного механизма, единого рынка.

Нации возникают из родственных и неродственных племен, рас и народностей. Русская нация сложилась из родственных восточно-славянских племен, но при этом в нее влилось немало элементов из окружавших ее западно- и южно-славянских, германских, финно-угорских и тюркоязычных народностей . Французская нация образовалась в результате слияния галлов, германцев, норманнов и др. Северо-американская нация возникла из переселенцев почти всех европейских стран, с которыми, отчасти, смешивались индейцы и негры из Африки.

Прообразы нации возникали уже в античную эпоху. Они складывались там, где возникал рынок вокруг крупных городов, шла торговля, и люди на больших территориях общались на одном языке. Однако такие общности людей имели локальный характер и не отличались устойчивостью. Только развитие индустриального капиталистического общества привело к формированию внутреннего, а затем мирового рынка и тем самым положило начало процессу формирования наций как общемировому явлению.

Эпицентром формирования современных наций стала Европа. Здесь раньше, чем в других регионах начались национальные движения, и сложилась система национальных государств. ХVI – ХVIII вв. и первая половина ХIХ в. – эпоха формирования наций в Западной Европе, Северной Америке и России. В ХХ в. процесс формирования наций получил дополнительный импульс в связи с крушением мировой колониальной системы в странах Азии, Африки и Латинской Америки. Последняя колониальная империя португальская распалась в 70-е гг. ХХ в.

Социальным общностям людей в историческом плане предшествовали этнические, на базе которых они появились в процессе развития и усложнения человеческих отношений.

В социальной философии изучение этнических общностей людей стало осуществляться значительно позже, чем многое другое, но по своей важности и значимости оно занимает ведущее место. На сегодняшний день среди ученых нет единой точки зрения по данной проблеме.

— это большие группы людей, объединенные общностью , языка и культурно-исторической самобытностью. К ним обычно относят племена, народности и нации.

Такие общности складываются на определенной территории в ходе совместной . Члены их обладают общими чертами психологического склада, а также четко осознают свое единство и отличие от других подобных общностей. Для признания какой-либо группы этнической общностью требуется выполнение по меньшей мере одного из следующих условий:

  • члены общности осознают свою принадлежность к ней;
  • предполагается общее происхождение членов общности;
  • члены общности обладают языковым и культурным единством;
  • имеется внутренняя социальная организация, нормирующая отношение внутри общности и контакты с окружающими.

Племя

Исторически формирование этнических общностей можно отсчитывать от момента распада первобытного человеческого стада. Первоначально возникает род — группа людей, объединенных кровным родством. Члены рода осознавали свое родство и носили общее родовое имя. Род включал в себя несколько или много семей.

Появлению рода способствовало возникновение первобытной общины, экономической основой которой являлась общинная собственность. Совместное ведение хозяйства на основе общинной собственности, естественно-уравнительное распределение вещей, в первую очередь продуктов питания, совместный быт и развлечения способствовали образованию такой общности как род. Можно сказать, что род выступает как самая первая производственная, социальная и этническая группа людей , объединенная в одно целое совместной трудовой деятельностью, кровнородственным происхождением, общим языком, общими религиозными и мифологическими верованиями, обычаями и чертами быта.

Несколько родов могли объединяться в кланы - родовые союзы. Единство кланов основывалось на вере в общность происхождения.

Несколько кланов могли составить племя. Основу единства племени составляют кровно-родственные связи; кроме того, племя проживает на определенной территории, у его членов общий язык или диалект, свои обычаи и культ, совместная хозяйственная деятельность, зачатки внутренней организации (племенной совет).

Появление племени объясняется необходимостью прежде всего сохранения и защиты среды обитания (территории проживания, мест охоты и рыболовства) от посягательств со стороны других человеческих объединений. Более многочисленный состав населения намного облегчал задачу переселения и устройства жизни на новых территориях. Немаловажное значение имело также предохранение от вырождения рода, которое грозило ему из-за сексуальных отношений между кровнородственными Homosapiens.

Народность

Народности начинают складываться из племен после появления первых государств. Для народности характерны территориальная общность, объединенная хозяйственной и культурной деятельностью, а также единый язык. Принадлежность к народности определяется уже не только кровно-родственными связями.

Нация

Нация - высшая форма социально-этнической общности.И это неудивительно, т.к. именно объединение людей по национальному признаку создает наилучшие предпосылки для проживания людей, организации производственно-экономической, социально-политической и культурной жизни. Общность экономической жизни, единый язык, общая территория, некоторые особенности психического склада людей, проявляющиеся в специфических чертах культуры, — это основные черты нации.

Можно сказать, что нация — это устойчивое объединение людей, связанных общим языком, общей территорией, общностью экономической жизни и некоторых особенностей психического склада людей, выраженных в специфических чертах культуры данного народа.

Сплочению нации способствуют:

  • общая историческая память;
  • развитое национальное самосознание.

Историческая память - это знание прошлого, лучших достижений национальной культуры, выдающихся представителей нации в сфере , а также стремление действовать в соответствии с лучшими образцами, представленными в истории.

Однако, поскольку в истории каждой нации были не только героические страницы, но и нелицеприятные, историческая память также предполагает, что нация должна признавать свою вину за совершенные ошибки и делать выводы из уроков прошлого.

Национальное самосознание - чувство принадлежности к нации, отождествление ее интересов со своими.

Эти интересы подразумевают, с одной стороны, стремление к сохранению национальной культуры, защите ее самобытности, а с другой — желание обогатить свою национальную культуру лучшими достижениями .