Есть ли надпись на современный театр глобус. Театр Шекспира "Глобус". Один из старейших театров Лондона: история. Появление Шекспировского театра

Первый шекспировский театр просуществовал недолго, около четырнадцати лет, и сгорел дотла, когда театральная пушка дала осечку в результате которой воспламенились деревянные балки и соломенная крыша над сценой. В этот раз обошлось без жертв: пламя попало лишь на брюки одного из зрителей, который быстро потушил огонь.

Шекспировский театр «Глобус» находится в столице Великобритании, в Лондоне, на южном берегу Темзы, недалеко от моста Миллениум, по адресу: 21 New Globe Walk, Bankside, London SE1 9DT. На географической карте этот храм Мельпомены можно найти по следующим координатам: 51° 30′ 30″ с. ш., 0° 5′ 50″ з. д.

Несмотря на то, что этот театр довольно молод (строительство здания было закончено в 1997 году), история его существования насчитывает более трёхсот лет и состоит из трёх этапов со значительным перерывом:

  1. Первый театр актёры труппы «Мужчины лорда Чемберлена», к которой принадлежал Уильям Шекспир, построили в 1599 году. Просуществовал этот храм Мельпомены недолго и летом 1613 года полностью сгорел во время пожара;
  2. Несмотря на значительные разрушения, здание было отстроено уже через год, и театр в нём функционировал до 1642 года, после чего был разобран пришедшими к власти пуританами;
  3. Современный театр, созданный по описаниям и обнаруженным во время археологических раскопок остаткам основания здания, возвели в конце девяностых годов прошлого века в двухстах метрах от местонахождения самого первого здания.

Самый первый театр

Интересно, что владельцами нового театра были почти все актёры труппы «Мужчины лорда Чемберлена»: братьям Бёрбедж, Ричарду и Кутберту принадлежало по 25% акций, а доля Шекспира, Хемингса, Филипса и Поупа составляла по 12,5 %. Со временем акции были частично проданы, количество акционеров увеличилось, а доля актёров уменьшилась (например, у Шекспира в результате различных финансовых операций осталось лишь восемь процентов бумаг).


То, что братьям Бёрдбедж принадлежала большая часть акций, не случайность: во время строительства театра были использованы деревянные элементы первого лондонского театра, который принадлежал их отцу и был сооружён на арендованной земле в 1576 году. Когда срок аренды истёк, владелец земли, где находился театр, поднял плату настолько, что выгоднее оказалось здание разобрать, перевезти на новое место и собрать заново.

Новый театр стал популярен практически сразу: имя Вильяма Шекспира, известного драматурга, актёра и совладельца театра сделало своё дело – в этом храме Мельпомены были поставлены почти все его драматургические произведения. На одном лишь Шекспире актёры зациклены не были, а потому на театральных подмостках «Глобуса» можно было увидеть пьесы и других известных драматургов того периода. К сожалению, новое здание просуществовало недолго: в июле 1613 года во время премьеры пьесы Шекспира «Генрих XVIII» его уничтожил пожар.

Внешнее описание первого театра

Возле входа в здание была установлена скульптура Атланта, на плечах которого находился опоясанный лентой земной шар (именно благодаря ему новый театр и получил своё название). На ленте глобуса можно было прочитать: «Весь мир – театр».

В стенах нового здания помещалось около 3 тыс. зрителей. По форме оно напоминало несколько вытянутый амфитеатр (29,6 на 31,1 метр), имело три этажа, а крыша была лишь над сценой. Из-за недостатка освещения представления шли лишь днём, без антрактов, с использованием минимального количества декораций (их успешно заменяли таблички со словами «Лес», «Дворец», «Поле» и т. п.)

Возле стен первого этажа находились лоджии для аристократов, над ними – галереи для богатых лондонцев (здесь были установлены сидячие места). Все остальные места были стоячими, а некоторым особо привилегированным зрителям разрешали находиться прямо на сцене. Интересный факт: возле сцены была предусмотрена площадка, где невзыскательные лондонцы, заплатив один пенни, могли смотреть на представление стоя.

Ширина сцены составляла тринадцать метров, глубина была около восьми, возвышалась она над полом на полтора метра и несколько выступала вперёд. В полу был предусмотрен люк, через который артисты имели возможность подниматься на подмостки из подвального помещения (исследователи также допускают наличие других люков вокруг сцены).

В глубине сцены была установлена верхняя площадка, на которой находились музыканты, а если того требовал сценарий, появлялся призрак отца Гамлета или стояла Джульетта во время объяснения с Ромео. Над этой площадкой был расположен «Домик», в окнах которого показывались артисты.

Расположенную над сценой соломенную крышу, «небеса», поддерживали установленные по бокам толстые колонны (исследователи допускают, что на потолке вполне могло быть изображено облачное небо). На этой крыше также было предусмотрено наличие люка, через который актёры при помощи верёвок и канатов спускались вниз.


Второй театр

Сгоревший театр в Лондоне восстановили довольно быстро и открыли для публики уже в июне 1614 года. Учитывая печальную историю предыдущего сооружения, новое здание построили из камня. Правда, и на этот раз лондонскому театру не повезло. К власти как раз пришли пуритане, которые, заявив, что всё связанное с театральной деятельностью, является греховным, безнравственным и порочным, в 1642 году закрыли «Глобус», а через два года полностью разобрали, построив вместо него доходные дома – многоквартирные жилые помещения для сдачи в аренду.

Таким образом, точное местонахождение театра на протяжении долгих веков было неизвестно, пока в конце восьмидесятых годов прошлого века под одной из автостоянок на Парк-Стрит не было обнаружено его основание.

Современный «Глобус»

История лондонского театра «Глобус» на этом не закончилась: через 350 лет по инициативе американского актёра Сэма Уэнамейкера было принято решение возродить шекспировский театр – и в 1997 году новое здание открыло перед публикой свои двери. Находилось оно в двухстах метрах от старой постройки, было построено по восстановленным чертежам времён первого «Глобуса», а при его строительстве были задействованы технологии XVII ст.

Например, штукатурка была изготовлена из смеси извести, песка и козьей шерсти, а крышу, которую установили лишь над сценой и над сидячими местами, покрыли соломой.

Таким образом, шекспировский театр оказался первой постройкой с соломенной крышей, которую разрешили установить в городе после пожара, произошедшего в Лондоне в середине XVII ст. Было решено отказаться от установки электрического освещения, которым можно было бы пользоваться во время представлений, а потому все театральные постановки происходят лишь днём в тёплое время года, с мая по сентябрь.

Хотя театр и рассчитан на 3 тыс. зрителей, из-за соображений безопасности на представлении может присутствовать не более 1300 человек. В зале предусмотрено 700 стоячих мест, а чтобы зрители полностью прочувствовали дух елизаветинской эпохи, в театре разрешены правила этикета времён Шекспира. Это значит, что все, кому не нравится игра актёров, имеют право выражать своё отношение свистом и недовольными возгласами.

Жизнь вне сезона

Несмотря на то, что на представлении в театре «Глобус» можно побывать лишь с мая по сентябрь (в остальное время труппа гастролирует), туристам, приехавшими в Лондон «не в сезон», отчаиваться особо не стоит: экскурсии здесь проводят ежедневно. Кроме того, возле театра расположен музей-парк, посвящённый великому драматургу. В нём находится самая большая выставка в мире, посвящённая Уильяму Шекспиру, а также предусмотрены различные мероприятия: можно попытаться самостоятельно написать стихотворение, поглядеть на бои с мечами, и даже активно поучаствовать в постановке спектакля.

Театр Шекспира Глобус - это третий по счету театр с таким названием, а знаменит он тем, что в первой его труппе был сам великий драматург. Кроме того, большинство пьес для театра «Глобус» было написано также им.

Театр Шекспира Глобус расположен на южном берегу Темзы, рядом с мостом Миллениум . Это одна из самых известных достопримечательностей Лондона и если Вы любите театр и произведения Шекспира, посетить Театр Глобус, несомненно, стоит. На спектакль Вы сможете попасть только с апреля по октябрь, а интересные, содержательные экскурсии доступны в течение всего года, они проводятся каждые 30 минут.

Зрители осматривают все здание и выходят на сцену. При желании экскурсанты фотографируются, а затем посещают магазин сувениров. Здесь можно приобрести футболки со знаменитыми шекспировскими цитатами, книги и кружки, конфеты и чай.

Как доехать до театра Глобус в Лондоне

Адрес: 21 New Globe Walk, Bankside, London, SE1 9DT.

Ближайшие станции метро:

  • Blackfriars (линии District и Circle) в 10 минутах пешком
  • Mansion House (линии District и Circle) в 10 минутах пешком
  • London Bridge (линии Northern и Jubilee) в 15 минутах пешком

Режим работы театра Глобус в Лондоне - лето 2019

  • Ежедневно с 9:30 до 17:00
  • Экскурсии проводятся каждые полчаса на английском языке, предоставляется буклет на русском языке. Экскурсии не проводятся во время спектаклей. Сезон длится с середины апреля по середину октября. Театр может быть закрыт в дни праздников. Перед визитом обязательно ознакомьтесь с расписанием на официальном сайте.
  • Закрыто 24 и 25 декабря

Стоимость билетов на экскурсию в театр Шекспира Глобус - лето 2019

  • Взрослые - 17 фунтов
  • Дети (от 5 до 15 лет) - 10 фунтов
  • Пенсионеры (старше 60 лет) - 15,5
  • Студенты (необходимо предъявить ID карту) - 13,5 фунтов
  • Сбор за транзакцию (покупку билетов на официальном сайте) - 2,5 фунта

Первый театр Шекспира Глобус

Известно, что в 1593 году Уильям Шекспир вступил в труппу выдающегося трагедийного английского актера Ричарда Бербеджа. На средства артистов этой трупы в 1599 году был возведен первый театр, его пайщиками стали многие актеры труппы, в том числе братья Ричард и Катберг Бербедж, Шекспир и Хеммингс, Конделл и Филипс.

Около входа в театральное здание находилась статуя Атланта, на плече которого установили макет земного шара, опоясанный лентой с надписью «Весь мир - театр». Именно по этой причине театр и получил название «Глобус».

Строение имело размеры 29,6 на 30,1 метра и представляло собой амфитеатр из трех этажей. Крыша была соломенной и закрывала только сцену. Декораций не было, а вместо них стояли таблички с надписями «Лес», «Дворец», «Поле».

Зрительный зал больше напоминал двор с галереями вокруг него. Почти тысяча зрителей смотрели спектакль стоя, при этом разговаривая, смеясь, обсуждая действие. Здесь пахло потом и пивом, а иногда затевались драки.

По бокам галерей находились ложи с удобными креслами. Эти места предназначались для тех, кто побогаче. Королевская семья сюда не приходила из соображений безопасности и специальной ложи для нее не было.

Сцена находилась на высоте 1,5 метра от пола, ее ширина составляла 30 метров, глубина - 8 метров. Имелись люки из подвального помещения, а также на крыше, через которые, при необходимости, актеры могли попасть на сцену (когда надо было изобразить ангела, приведение или ведьму).

К сожалению, театральное строение простояло совсем недолго - всего 14 лет. В июне 1613 года во время одного из представлений театральная пушка дала осечку, а искры ее огня попали на соломенную крышу. Начался пожар, зрители не пострадали, но огонь полностью уничтожил здание.

Второй театр

В течение года на месте старого театра было возведено новое каменное здание с черепичной крышей. Однако, пришедшие к власти пуритане запретили все развлекательные мероприятия как противоречащие протестантской морали. В 1642 году театр был закрыт, а через два года и совсем снесен. Вскоре на его месте появились доходные дома.

Надо отметить, что в то время власти считали, что театральные представления разлагают нравы. Кроме того, во время эпидемий возникали опасения, что скопление народа может служить причиной распространения чумы.

Современный театр Шекспира Глобус

Идея восстановить театр Шекспира «Глобус» принадлежит американскому актеру, режиссеру и постановщику Сэму Уонамейкеру. По его инициативе был образован специальный фонд и вскоре началось строительство театрального здания. Новый театр «Глобус» открылся в 1997 году, но, к сожалению, Сэм Уонамейкер не дожил до этого знаменательного события.

Согласно его проекту, при создании театра было сделано все возможное, чтобы оно максимально напоминало оригинал. Здесь только дневное освещение и поэтому спектакли проводятся только в дневное время, крыша покрыта соломой, правда, пропитанной противопожарным составом. Не может идти речи о микрофонах и динамиках, а зрители, купившие билеты в «партер», будут смотреть представление, стоя, как простолюдины старых времен.

За непродолжительную жизнь Уильям Шекспир написал двенадцать трагедий, шестнадцать комедий и шесть исторических хроник, четыре поэмы и сто пятьдесят четыре сонета. Его пьесы идут на тысячах сцен, и появляются все новые постановки и экранизации. Прошло более четырех веков, а произведения «Ромео и Джульетта», «Гамлет» и «Отелло», «Король Лир» и другие волнуют, восхищают и потрясают.

Официальный сайт театра Глобус в Лондоне

Театр Шекспира Глобус - один из лучших английских и европейских театров. Здесь идут, как пьесы Шекспира, так и современных авторов.

Театр Глобус (Лондон, Великобритания) - репертуар, стоимость билетов, адрес, телефоны, официальный сайт.

  • Горящие туры в Великобританию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Сегодняшний «Глобус» в Лондоне - это третий по счету театр с таким названием. Первый Globe Theatre был построен на южном берегу Темзы в 1599 году на средства труппы, пайщиком которой был и Уильям Шекспир. Здание было уничтожено пожаром через 14 лет своего существования. Отстроенный заново театр в 1644 году сравняли с землей пуритане. И уже в конце 20 века был создан фонд для реконструкции шекспировского «Глобуса», и в 1997 году театр снова распахнул свои двери для зрителей.

Авторы проекта постарались максимально приблизить современный вариант к оригиналу 1599 года. Здесь нет искусственного освещения, поэтому спектакли проводятся только днем и только в летнее время. О микрофонах и динамиках также не может быть и речи. Зрители 21 века, купившие билеты в партер, вынуждены стоять, так же как и простолюдины, приходящие на постановку в веке 17-м. Крыша, которая закрывает «Глобус» лишь частично, сделана из соломы (пропитанной пожаробезопасным составом).

На спектакли в лондонском «Глобусе» можно попасть с конца апреля и до середины осени, а туры по театру проводятся круглый год.

Информация

Время работы экспозиции: понедельник - воскресенье: 9:00 - 17:30 (время работы может быть изменено в течение театрального сезона).

Вход: 20 GBP, для детей 5-15 лет: 10 GBP.

Цены на странице указаны на апрель 2019 г.

Первый театр «Глобус» (The Globe Theatre) построен в 1599 году. Это было круглое здание без крыши, предназначенное для летних представлений. Своим оригинальным названием он обязан скульптуре стоящего на входе Атланта, держащего на плечах шар (лат.globus, «шар»). На обвивающей его ленте читались слова: «Весь мир – театр».

Приятный бонус только для наших читателей - купон на скидку при оплате туров на сайте до 31 июля:

  • AF500guruturizma - промокод на 500 рублей для туров от 40 000 руб
  • AF2000TGuruturizma - промокод на 2 000 руб. для туров в Тунис от 100 000 руб.

А еще много выгодных предложений от всех туроператоров вы найдете на сайте tours.guruturizma.ru . Сравнивайте, выбирайте и бронируйте туры по лучшим ценам!

При строительстве Первого «Глобуса» использовали деревянные конструкции старого театра, принадлежащего актерской династией Бербеджей с 1576. Он располагался в городской черте Лондона в районе Шордич и прекратил свое существование в 1597 году из-за непомерно высокой арендной платы за землю, на которой стоял. Тогда его разобрали по бревнам и перенесли на южный берег Темзы. Это место находилось в пригороде, и аренда здесь была намного ниже. В 1599 году театр был собран и начал свою работу.

Первый «Глобус» принадлежал шести собственникам, составлявшим костяк труппы. Их доли были различны, основные средства вложили два актера – братья Бербеджи. Уильям Шекспир, автор пьес, имел вначале 12,5%, а затем его доля уменьшилась до 8%. Прибыль от спектаклей распределялась пропорционально вложенным средствам. В труппе были и наемные актеры, которые работали только за жалование.

Театр просуществовал недолго: всего 14 лет. В июне 1613 года во время премьеры спектакля по пьесе Шекспира «Генрих VIII» случился пожар. Из-за неудачного сценического выстрела, в результате которого искра попала на соломенную крышу, здание вспыхнуло и за два часа сгорело. К счастью при этом никто не пострадал.

Второй «Глобус». Раскопки

На следующий год сгоревшее здание восстановили, но из предосторожности его построили из камня, а крышу покрыли черепицей. К этому времени Шекспир уже покинул труппу, но театр был неразрывно связан с его именем, пьесы великого драматурга по-прежнему успешно ставились на сцене. Второй «Глобус» просуществовал до 1642 года и был закрыт правительством Кромвеля, поощрявшего агрессивно настроенных пуритан, отвергавших любого рода развлечения. Они не признавали культурной и просветительской роли искусства, а воспринимали его как рассадник безнравственности и разврата. За короткое время были закрыты все театры Англии, в том числе и «Глобус».

Через 2 года здание сравняли с землей, на его месте построили дешевые ночлежные дома. Со временем исчезли и они, а место, где когда-то стоял любимый зрителями храм Мельпомены, казалось, утеряно навсегда. Однако в 1989 обнаружили остатки фундамента старой постройки. Сравнив его конфигурацию с описаниями, сохранившимися в архивах, пришли к заключению, что это славный театр «Глобус». Оказалось, что здание, которое принято было считать круглым, на самом деле – многоугольник, имеющий 20 граней. Более подробное исследование не проводидили, поскольку фундамент находится на территории памятника истории Anchor Terraceи и раскопки запрещены. Ограничились тем, что обозначили контуры фундамента.

Central Park Hotel

Расположен менее чем в 100 метрах от Гайд-Парка

16 411 отзывов

Забронировано сегодня 227 раз

Забронировать

Hotel Edward Paddington

В нескольких минутах от вокзала Паддингтон и Гайд-парка

4 056 отзывов

Забронировано сегодня 60 раз

Забронировать

DoubleTree by Hilton London – Docklands Riverside

Находится на набережной Темзы

5 177 отзывов

Забронировано сегодня 85 раз

Забронировать

Park Plaza County Hall London

В нескольких минутах от берега Темзы и London Eye

7 305 отзывов

Забронировано сегодня 66 раз

Забронировать

Каким было здание театра при Шекспире

Достоверных сведений о внешнем виде и интерьере «Глобуса» нет. По имеющимся документам, описаниям, фрагментам чертежей аналогичного театра «Лебедь», остаткам фундамента, картинам городских пейзажей Лондона того времени удалось восстановить лишь приблизительный облик. Внешне здание представляло собой двадцатигранник. Зрительный зал имел форму овальной площадки размерами 29,6 * 31,1 м, окруженной деревянными стенами. Соломенная крыша закрывала верхние зрительные места и сцену.

Центральная часть здания находилась под открытым небом, поэтому спектакли шли только в теплое время года – с мая по сентябрь в светлое время суток. Антрактов не было, декорации почти не использовались, их заменяли таблички с надписями: «Лес», «Сад» и др. После громкого сигнала трубы зрители занимали свои места, с них собирали плату и спектакль начинался. Актерами были исключительно мужчины, которые исполняли и женские роли.

Зрительские места

Театр вмещал по разным данным от 1200 до 3000 зрителей, был доступен всем сословиям. Сидячие зрительские места – деревянные скамейки располагались по периметру стены в три яруса и с трех сторон окружали сцену. Нижний ярус находился на уровне сцены, там сидела аристократия, второй и третий предназначался для состоятельных горожан. Для особо почетных зрителей было несколько мест на сцене сбоку.

Цены на места варьировались в зависимости от престижности, самые дорогие были на сцене. Беднота, покупавшая дешевые билеты по одному пени, смотрела спектакли, стоя вокруг сцены, из так называемой «ямы». Таких мест было около 700. Атмосфера в зрительном зале царила непринужденная. Во время спектаклей зрители активно участвовали в действии, громко одобряя или порицая игру актеров, обменивались репликами, ели орехи и апельсины, бросая отходы под ноги. Не возбранялось на месте справлять естественную нужду.

Кулисы и места для музыкантов

Сцена шириной 13 м и глубиной 8 м, вдавалась в зрительный зал прямоугольником и не имела занавеса. Она была приподнята над полом примерно на 1,2 – 1,5 м. Место вокруг сцены называлось «яма». Между сценой и полом было свободное пространство, закрытое шторами. Там хранили инвентарь, который подавали в люк, находящийся на сцене. Через люк по ходу действия проваливались в «преисподнюю» грешники, из него выходили жители подземного царства, призраки, черти, ведьмы.

В задней части сцены было три двери, за которыми актеры переодевались и выходили к зрителям. Над сценой, в глубине, имелась площадка, используемая в спектаклях как стена замка или балкон. На ней появлялись персонажи: Джульетта, тень отца Гамлета, глашатаи и проч. Кроме того на верхней площадке иногда размещались музыканты, исполняющие живую музыку. Определенного места для музыкантов не было, поэтому они появлялись и на сцене, создавая неповторимое настроение веселой игрой на простых музыкальных инструментах: лютне, барабане, флейте.

Выше балкона располагалась небольшое помещение. Оно напоминало хижину с двумя окнами, из которых появлялись артисты в ходе разыгрываемых сцен и произносили монологи. На крыше хижины укрепляли флаг, по цвету которого жители округи определяли, какой спектакль идет: трагедии соответствовал черный цвет, комедии – белый, исторической драме – красный. Сцену покрывала соломенная крыша – «небеса», которая держалась на двух мощных колоннах, была разрисована с внутренней стороны знаками зодиака. В ней был люк, из которого спускались на канатах представители потустороннего мира: ангелы, боги, духи.

Театр сегодня

«Глобус» был забыт более чем на 300 лет. Началось его восстановление с идеи, принадлежащей американцу Сэму Уонамейкеру – известному актеру и режиссеру. Англичане скептически отнеслись к его предложению, и финансировать проект отказались. В 1970 году Уонамейкер создает фонд для финансирования строительства, по крупицам собирает материалы о конструкции здания, привлекает архитекторов и строителей. Возведение здания начали на расстоянии 200 м от исторического места расположения первого театра. В 1993 году, когда каркас был построен, Уонамейкер умер. Его последователи завершили проект в 1997 г. Открывала новый «Глобус» сама королева Елизавета II.

Его вид максимально приближен к первоначальному образцу. Это летний театр без крыши, построенный из массивных дубовых бревен, покрытие над сценой и верхним ярусом сделано из соломы, что за 300 лет является первым случаем в Лондоне. В целях безопасности все строительные материалы пропитаны противопожарными составами. Как и во времена Шекспира в театре выступающая в зрительный зал сцена, сидячие места расположены на трех ярусах, а стоячие (500 мест) – вокруг сцены.

Современный «Глобус» рассчитан на 1600 человек и является одним из самых посещаемых мест в Лондоне. Стоячие места самые дешевые, они популярны у студентов и молодежи. Всего спектакли посещает за сезон более 250 тыс. человек. Сезон длится с конца апреля до середины сентября. Вне сезона посетителей привлекает музей при театре, в котором собраны костюмы и предметы утвари времен Шекспира, эскизы, макеты, декорации. В музее собраны интересные факты о жизни и работе драматурга, его труды и личные вещи.

Спектакли

Постоянной труппы в театре нет, каждый год формируется новый состав. Репертуар «Глобуса» состоит в основном из шекспировских пьес: «Укрощение строптивой», «Как вам это нравится», «Венецианский купец», «Генрих IV», «Отелло», «Гамлет», «Король Лир», «Макбет». Ставятся пьесы других известных авторов и молодых английских драматургов, проходят гастроли драматических коллективов разных стран. Представления проходят днем, поскольку искусственное освещение не используется, так же как и любые усилители голоса. Отличаются спектакли от средневековых тем, что роли исполняют не только мужчины, но и женщины.

Копии театра в других странах

«Глобус» завоевал любовь во всем мире. Его большая популярность у поклонников сценического искусства объясняется тем, что он передает атмосферу театральных представлений эпохи Шекспира и позволяет зрителям перенестись в то давнее время. Во многих городах мира созданы копии лондонского театра «Глобус». Их нельзя назвать точными, это скорее интерпретации лондонского театра, каждый из которых имеет свои особенности. Всего их построено 12: 6 – в городах США, 3 – в Германии, 1 – в Италии, 2 – в России. Российские театры в Москве и Новосибирске из-за особенностей климата имеют крышу и не являются летними.

Где находится и как добраться

Здание «Глобуса» расположено в сердце культурного лондонского квартала Бэнксайд на южной стороне реки напротив лондонского Сити. Его адрес: SE1 9DT, London, Bankside New Globe Walk, 21. Ориентиром может служить мост Миллениум, который находится в 50 м. В 10–15 минутах ходьбы – станции метро: Блэкфрайарс, Лондонский Мост, Саутворк и Святого Павла.

Можно добраться и на автобусах:

  • 45, 63, 100 до Блэкфрайарс
  • 15, 17 до Кэннон-Стрит
  • 381, РВ1 до Саутворк-Стрит

Работает ежедневно с 9:00 до 17:00.

Один из старейших театров Англии, "Глобус" - публичный театр Лондона. Он действовал с 1599 по 1644 год. В "Глобусе" до 1642 года играла труппа "Слуги лорда Камергера", возглавлявшаяся главным актером этого театра трагиком Р. Бербеджем. С именем этой труппы связано творчество Шекспира - его драматическая и актерская деятельность. Именно постановка произведений Шекспира и других драматургов эпохи Возрождения делали этот театр одним из важнейших центров культурной жизни страны.

Именно в это время (с XVI века) сценическое искусство из любительского превращается в профессиональное. Возникают труппы актеров, ведущих сначала бродячее существование. Они переезжают из города в город, давая представления на ярмарках и в гостиничных дворах. Стало развиваться меценатство. Представители богатых аристократических родов принимали актеров в состав своей челяди - это давало им официальное общественное положение, хотя и чрезвычайно низкое. Актеры считались слугами какого-либо вельможи. Это положение актеров и зафиксировалось в названии трупп - "Слуги лорда Камергера", "Слуги лорда Адмирала", "Слуги лорда Хендсона". Когда на престол вступил Иаков I, право покровительствовать труппам было предоставлено только членам королевской семьи. Соответственно труппы были переименованы в "Слуг его величества Короля" или "Слуг его высочества Наследного принца" и т.д.

Театр в Англии с самого начала формируется как частное предприятие - им занимаются предприниматели. Они строили театральные здания, которые сдавали внаём актерским труппам. За это владелец получал крупную долю сборов со спектаклей. Но существовали и актерские товарищества на паях. На таких началах строилась жизнь труппы, в которой состоял Шекспир. Не все актеры труппы состояли пайщиками - актеры победнее были на жалованье и в дележе доходов не участвовали. Таково было положение актеров на второстепенных ролях и подростков, игравших женские роли.

Каждая труппа имела своих драматургов, писавших для нее пьесы. Связь авторов с театром была весьма тесной. Именно автор разъяснял актерам как следует ставить пьесу. Материальное положение драматургов, работавших на предпринимателей и живших только на литературный заработок, было достаточно трудным. Актер-пайщик и драматург Шекспир смог добиться более благоприятных условий для своего творчества. Кроме того, у него были покровители. Значительные суммы он получил от графа Саутгемптона. Но в целом труд драматурга ценился низко и оплачивался плохо.

Местом для театральных представлений служили и банкетные залы во дворцах короля и знати, дворы гостиниц, а также площадки для травли медведей и петушиных боев. Специальные театральные помещения появились в последней четверти XVI столетия. Начало строительству постоянных театров положил Джемс Бербедж, соорудивший в 1576 году помещение для театральных представлений, которое он назвал "Театр". В Лондоне с конца XVI века было три вида театров - придворный, частный и публичный. Они различались по составу зрителей, по устройству, репертуару и стилю игры.

Театры для широкой публики строились в Лондоне по преимуществу за пределами Сити, то есть за пределами юрисдикции лондонского муниципалитета, что объяснялось пуританским духом буржуазии, враждебно относящейся к театру вообще. Городские театры были двух типов. Эти театры не имели крыши. В большинстве случаев они были круглой формы. Театр "Глобус" был восьмигранным. Его зрительный зал представлял собой овальную площадку, обнесенную высокой стеной, по внутренней стороне которой шли ложи для аристократии. Над ними размещалась галерея для зажиточных граждан. Зрители стояли вокруг трех сторон площадки. Некоторые привилегированные зрители сидели на самой сцене. Театр вмещал до 2000 человек. Плата со всех взималась при входе. Желавшие занять места на галерее платили за это дополнительно, так же как и зрители, сидевшие на сцене. Последние должны были платить больше всех. Спектакли шли при дневном свете, без антрактов и почти без декораций. Сцена не имела занавеса. Ее отличительной особенностью являлся сильно выступавший вперед просцениум и балкон в глубине - так называемая верхняя сцена, где также разыгрывалось действие спектакля. Сценическая площадка вдавалась в зрительный зал - публика окружала ее с трех сторон. Позади сцены находились артистические уборные, склады реквизита и костюмов. Сцена представляла собой помост высотой около одного метра над полом зрительного зала. Из артистического помещения был вход под сцену, где имелся люк, через который появлялись "привидения" (например, тень отца Гамлета) и куда проваливались грешники, предназначавшиеся для ада (как Фауст в трагедии Марло). Просцениум был пустым. По мере необходимости сюда выносили столы, стулья и прочее, но по большей части сцена английского театра была свободна от реквизита. Сцена делилась на три части: переднюю, заднюю и верхнюю. На задней было три двери, куда входили и выходили актеры. Над задней сценой находился балкон - в хрониках Шекспира на балконе появлялись персонажи и предполагалось, что они находятся на стене замка. Верхняя же сцена была трибуной или изображала спальню Джульетты. Выше верхней сцены помещалось строение, которое называлось "хижиной". Оно и по форме напоминало домик. Здесь было одно или два окна, которые служили для тех сцен, где по ходу действия персонажи разговаривали из окна, как Джульетта во втором акте трагедии. Когда в театре начиналось представление, на крыше хижины вывешивался флаг - он был далеко виден и служил опознавательным знаком того, что в театре дается спектакль. В ХХ веке не раз режиссеры будут возвращаться к принципам бедного и аскетичного театра времен Шекспира, вплоть до эксперимента по размещению зрителей на сцене.

Писаных декораций в театре "Глобус" было очень мало. Театр помогал зрителю понимать происходящее, вывешивая, например, таблички с надписями - с названием пьесы, с обозначением места действия. Многое в этом театре было условным - одно и то же место изображало то одну часть поля, то другую, то площадь перед зданием, то помещение внутри его. По преимуществу из речей героев зрители судили о перемене места действия. Внешняя бедность театра требовала от публики активного восприятия спектакля - драматурги, в том числе и Шекспир, рассчитывали на воображение зрителей. Например, пьеса Шекспира "Генрих V" заключала в себе изображение дворцов английского и французского королей, сражения и битвы двух больших армий. Показать этого на сцене не могли, потому Шекспир прямо обращался к публике:

Простите, господа, коль слабый ум
Решился на таких подмостках жалких
Изобразить высокий столь предмет!
Как здесь, где петухам лишь впору биться,
Вместить равнины Франции? Иль скучить
Здесь в деревянном "О" одни хоть шлемы,
Наведшие грозу под Азинкуром?
Простите же! Но если рядом цифр
На крохотном пространстве миллионы
Изобразить возможно, то позвольте
И нам, нулям ничтожным в общей сумме,
Воображенья силу в вас умножить!
Себе представьте вы, что в этих стенах
Заключены два мощных государства...
Пополните все недочеты наши
Фантазией своей...

Театр воспитывал воображение публики, доверял ей, и она не требовала полной материализации всего, что слышала из уст актеров. Можно утверждать и то, что актерское искусство эпохи стояло на большой высоте. Вся блистательная драматургия Шекспира осталась бы неоцененной, если бы актеры не сумели донести ее до зрителей. Можно вспомнить слова Гамлета (его наставление актерам), когда он требует произносить монолог "легким языком", а не горланить, он требует "не пилить руками воздух": "Мне возмущает душу, когда я слышу, как здоровенный, лохматый детина рвет страсть в клочки, прямо-таки в лохмотья, и раздирает уши партеру..." Шекспировские пьесы требовали от актера естественности, когда всякая страсть должна знать свою меру и сообразовывать всякое действие с речью.

В 1613 году деревянное здание сгорело, и театр "Глобус" вновь был отстроен из камня. В 1644 году здание "Глобуса" было снесено по приказу пуританского парламента.

И только в 1971 году американский кинорежжисер и актер Сэм Уанамейкер (Sam Wanamaker), попытался найти фундамент шекспировского театра и стал строить здание заново.

Работа над этим проектом продолжалась более 25 лет; сам Уанамейкер умер в 1993, почти за четыре года до открытия реконструированного "Глобуса".

В 1997 году новый "Глобус" был построен. Современное здание, вмещающее 1400 зрителей, - искусная реконструкция круглого деревянного театра елизаветинской эпохи.

Сегодня под лондонским небом с круглого деревянного помоста звучат слова трагедий и комедий Шекспира.

Поскольку здание театра без крыши, спектакли в нем проходят только весной и летом. Однако экскурсии в старейшем лондонском театре "Глобус" проводят ежедневно.

Рядом с восстановленным "Глобусом" открыт тематический парк-музей, посвященный Шекспиру. Там размещена самая большая в мире выставочная экспозиция, посвященная великому драматургу; для посетителей организованы разнообразные тематические увеселительные мероприятия: здесь можно попробовать самому написать сонет; посмотреть бой на мечах, и даже принять участие в постановке шекспировской пьесы.