Эмма бахмацкая

А. В. Чередниченко

УДК 539.375:622.235

КЛЕТОЧНО-АВТОМАТНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ РАЗРУШЕНИЯ НАГРУЖЕННЫХ МАТЕРИАЛОВ МЕТОДОМ НОРМИРОВАННОГО РАЗМАХА ХЕРСТА

Чередниченко Алла Валериевна,

аспирант, e-mail: [email protected]

Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева, 650000, Россия, г. Кемерово, ул. Весенняя, 28

Аннотация

Исследовано поведение нормированного размаха Херста в ходе эволюции кластерной структуры элементарных повреждений в нагруженных материалах трехмерным вероятностным клеточным автоматом. Установлено, что процесс накопления элементарных повреждений и процесс эволюции кластеров элементарных повреждений являются персистентными случайными процессами. Показано, что появление второго линейного участка на статистике Херста для случайного процесса «число элементарных повреждений» можно интерпретировать как предвестник перехода материала на стадию, непосредственно предшествующую необратимому разрушению.

Ключевые слова: Клеточный автомат, кластеры элементарных повреждений, прогнозирование разрушения, статистика Херста

Прогнозирование разрушения различных материалов является актуальной научной задачей, различные аспекты которой интенсивно исследуются в настоящее время. В качестве неразрушающих методов контроля широко используются методы импульсной эмиссии (акустической, электромагнитной) . В настоящее время стоит задача поиска таких параметров эмиссии, которые служили бы надежными предвестниками разрушений. Для прогнозирования разрушения главный интерес представляет пространственное распределение элементарных повреждений и их кластерная структура, тогда как характеристики импульсной эмиссии дают о ней только косвенную информацию .

На современном уровне развития технологий и, особенно в динамике, одновременное наблюдение потока накопления повреждений и образуемой ими кластерной структуры не представляется возможным. Поэтому является актуальным проведение подобного исследования методами компьютерного моделирования.

Согласно современным представлениям твердые материалы, находящиеся под нагрузкой, превышающей предел упругости, представляют собой многоуровневую иерархическую систему дефектов структуры , эволюция которой направлена так, чтобы минимизировать внешнее воздействие на всех разномасштабных уровнях, и достигает на предшествующей окончательному разрушению стадии эволюции состояния самоорганизованной критичности . Состояние самоорганизованной критичности характеризуется пространственно-временной масштабной инвариантностью, приводящей к фрактальному пространственному и вре-

менному самоподобию на всех иерархических уровнях. Наличие общих закономерностей процесса разрушения позволяет описать переход на макроскопический уровень без обращения к деталям элементарных актов образования дефектов, опираясь только на геометрические характеристики кластерной структуры повреждений (перколя-ционные модели). Поскольку случайный процесс накопления повреждений в хрупких материалах является стохастическим, нелинейным и необратимым, адекватной математической моделью для описания этого процесса является модель вероятностного клеточного автомата .

В работах кинетический процесс накопления элементарных повреждений и пространственно-временная эволюция их кластерной структуры в нагруженных материалах исследовались при помощи нового двумерного вероятностного клеточного автомата. Проведенные модельные эксперименты позволили выявить параметры процесса накопления повреждений, характерные для неравновесных систем, склонных к катастрофам. Предложен новый качественный критерий перехода материала на стадию, непосредственно предшествующую разрушению, основанный на изломе нормированного размаха Херста и переходе выборочной временной корреляционной функции в отрицательную область .

Однако в действительности развитие повреждений происходит в трехмерной среде, поэтому необходимо дополнительное исследование правомерности применения результатов двумерного моделирования к трехмерным решеткам. Настоящая работа является продолжением работ на трехмерный случай.

Для моделирования кинетического процесса накопления повреждений используется решеточная модель, описывающая конфигурацию элементарных повреждений на целочисленной трехмерной решетке. Каждая клетка решетки может находиться в двух состояниях - неповрежденном (свободном) или поврежденном («оккупированном»). Когда элементарные повреждения локализуются на соседних клетках решетки, они объединяются в кластеры, по правилу, определяемому только геометрией решетки. Как и в двумерном случае, работа вероятностного клеточного автомата контролируется набором трех вероятностей: вероятностью образования нового элементарного повреждения на свободном узле решетки (вероятность

структура эволюционирует. Конечной стадией эволюции кластерной структуры считается конфигурация, в которой образуется кластер, соединяющий противоположные грани куба. Образование соединяющего кластера интерпретируется как разрушение системы, а число итераций, необходимых для образования соединяющего кластера, отождествляется со временем до разрушения.

Моделирование проводилось на кубической решетке ЮОх 100x100. При этом для однородного статического сценария моделирования постоянные вероятности имели следующее значение Росс = Pspr = Ртег = 0,001, а для Динамического

внутреннего росс =0,0001, начальное значение

Таблица. Сценарии накопления повреждений.

Сценарий Вероятности, контролирующие процесс

Однородный статический Постоянные вероятность оккупации р0сс; прорастания периметра pSpr и слияния кластеров ртег

Динамический внутренний Постоянные вероятность оккупации росс и слияния кластеров ртег", зависящая от размера кластера вероятность прорастания периметра Pspr(R) = PsprekT"11

оккупации) росс, вероятностью прорастания периметра кластера повреждений рSpr и вероятностью слияния кластеров, сблизившихся на критическое расстояние ртег ■ Выбор этих вероятностей определяет сценарии моделирования, характеристики которых представлены в таблице.

После выбора сценария моделирования и ввода входных параметров каждая итерация алгоритма генерации случайного процесса накопления повреждений работает в следующей последовательности. На каждой итерации работы автомата сначала образуются повреждения на неповрежденных узлах решетки, проращиваются периметры существующих кластеров; сливаются кластеры, сблизившиеся на критическое расстояние, проводится маркировка кластеров, что формирует кластерную структуру элементарных повреждений на данной итерации.

Конфигурация кластерной структуры на решетке в конечный момент времени задается числом кластеров, а также характеристиками каждого кластера, такими как масса (число элементарных повреждений в кластере), среднеквадратичный радиус, размахи по строкам, столбцам, слоям. На каждой последующей итерации предыдущая кластерная структура заменяется новой кластерной структурой с автоматическим обновлением всех характеристик кластеров, то есть кластерная

вероятности прорастания периметра pspr =0.8 , Ртег.=0.2 Полученные выходные данные усреднялись по 10 реализациям случайного процесса. Пример визуализации соединяющего кластера для динамического внутреннего сценария моделирования приведен на рис.1. При этом на данном рисунке верхняя грань соединена с нижней и левой гранями.

Рис 1 .Общий вид кластерной структуры перед разрушением для динамического внутреннего сценария моделирования.

А. В. Чередниченко

Рис.2. Зависимость нормированного размаха Херста от числа итераций для базового однородного сценария моделирования: 1- кластеры, 2,3 - элементарные повреждения (первый и второй участки соответственно), 4 - линия, соответствующая значению Н=0,5

Рис.З. Зависимость нормированного размаха Херста от числа итераций для динамического внутреннего сценария моделирования (pSpr = ОД 8): 1- кластеры, 2,3 - элементарные повреждения (первый и второй участки соответственно), 4 - линия, соответствующая //=0,5

Конфигурация кластеров повреждений имеет фрактальную структуру, которая характеризуется универсальной степенной зависимостью между числом элементарных повреждений в кластере (массой кластера) и его среднеквадратичным

радиусом М(К) = ЪЪRD где 2,305

перколяции на кубической решетке, составляющего dfin = 0,311 [Ю].

Для исследования характера случайных процессов широко используется метод нормированного размаха Херста (R/ S - анализ) как эффективный тест для проверки того, является ли изучаемый процесс процессом с независимыми приращениями, персистентным или антиперсистентным . При этом исходные данные - временные зависимости текущего значения размаха выборки R случайного процесса, нормированного на текущее значение среднеквадратичного отклонения

S: R(t)/S(t)x\t\H,

Информатика, вычислительная техника и управление

Рис. 4. Зависимость нормированного размаха Херста от числа итераций для динамического внутреннего сценария моделирования (р = 0,22): 1- кластеры, 2 - элементарные повреждения, 3 - линия,

соответствующая значению. Н = 0,5

приводят в дважды логарифмических координатах к линейной зависимости ln(A* / S) ос Н 1п| 11,

угловой коэффициент которой Н и называется показателем Херста. Случайному процессу с независимыми приращениями соответствует значение показателя Херста Н- 0,5. Для персистентного случайного процесса (в будущем поддерживается тенденция, которая была в предшествующие моменты времени) значение показателя Херста //>0,5. Как и в случае двухмерной модели , временные ряды «число элементарных повреждений» и «число кластеров элементарных повреждений» являются персистентными (рис.2-4) для всех рассмотренных сценариев моделирования. На рисунках под временем понимаем число итераций п. При этом для случайного процесса «число кластеров элементарных повреждений» показатель Херста составляет Н = 0,98 ± 0,01 .

Для случайного процесса накопления элементарных повреждений на временных зависимостях статистики нормированного размаха наблюдается два прямолинейных участка, второй линейный участок, с увеличенным показателем Херста,

начинается на временах, составляющих примерно 60-70 % от времени разрушения системы. Исключение составляет случай, когда начальное значение вероятности прорастания периметра Pspr > ОД (рис.4). Этот режим моделирования

приводит к сильной корреляции всех случайных процессов и, как следствие, все линейные зависимости нормированного размаха совпадают.

При этом полученное в ходе моделирования поведение показателя Херста согласуется с особенностями кинетики числа кластеров и характером качественных изменений в поведении корреляционных функций в ходе эволюции , а также результатами эксперимента . Поэтому появление второго линейного участка на временной зависимости статистики нормированного размаха в дважды логарифмических координатах можно рассматривать как предвестник перехода системы на стадию, предшествующую разрушению.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Куксенко, В.С. Диагностика и прогнозирование разрушения крупномасштабных дефектов // Физика твердого тела.- 2005 -т. 47.- № 5. с. 788 - 792.

2. Курленя, М.В. Регистрация и обработка сигналов электромагнитного излучения горных пород / М.В. Курленя, А.П. Вострецов, Г.И. Кулаков, Г.Е. Яковицкая. - Новосибирск: Изд - во СО РАН, 2000, 232с.

3. Ботвина, Л.Р. Разрушение: кинетика, механизмы, общие закономерности. - М.: Наука, 2008.-334 с.

4. Гиляров В.Л. Моделирование роста трещин в процессе разрушения гетерогенных материалов// Физика твердого тела. - 2011. - т.53. - вып.4. - с. 707-710.

5. Бандман, О.Л. Клеточно-автоматные модели пространственной динамики // Системная информатика. Методы и модели современного программирования. - 2006. - №10. С.59-113

А. В. Чередниченко

6. Алексеев, Д.В. Моделирование кинетики накопления повреждений вероятностным клеточным автоматом / Д.В. Алексеев, Г.А. Казунина // Физика твердого тела. - 2006. - т.48. - вып.2. - с. 255-261.

7. Алексеев, Д.В. Модельное исследование кинетики накопления повреждений в нагруженных материалах методом нормированного размаха Херста/ Д.В. Алексеев, Г.А. Казунина // Физико-технические проблемы разработки полезных ископаемых. - 2006 - № 4. - с. 69-74.

8. Алексеев, Д.В Моделирование кинетики накопления элементарных повреждений в нагруженных материалах./ Д.В. Алексеев, Г.А. Казунина // Деформация и разрушение материалов. - 2009 - № 4. - с. 7-11.

9. Алексеев, Д.В. Кинетика накопления элементарных повреждений в нагруженных материалах: моделирование ЗО-вероятностным клеточным автоматом / Д.В. Алексеев, Г.А. Казунина, А.В Чередниченко // Деформация и разрушение материалов. - Москва. -2014. - № 11.

10. Федер, Е. Фракталы. - М.: Мир, 1991.

11. Алексеев, Д.В. Персистентность накопления трещин при нагружении горных пород и концентрационный критерий разрушения / Д.В. Алексеев, П. В. Егоров // Докл. АН.- 1993.- т.ЗЗЗ.- № 6.

Поступило в редакцию 14.05.2015

CELLULAR AUTOMATON SIMULATION THE FRACTURE PREDICATION LOAD MATERIALS WITH THE HURST’S RESCALED RANGE

Cherednichenko Alla Valerievna,

post-graduate mail: [email protected]

T.F. Gorbachev Kuzbass State Technical University, 28 street Vesennyaya, Kemerovo, 650000, Russian Federation

The behavior of the Hurst’s rescaled range during evolution of cluster structure of elementary damage in loaded materials is investigated in simulation by the three-dimensional probabilistic cellular automation. It is established that the processes of the damage accumulation and the damage clustering evolution are the persistent random processes. It was shown, the emergence of the second linear portion on the statistics of the normalized Hurst’s range of a random process "number of elementary damages" can be interpreted as presage of transition material to the stage preceding destruction.

Key words: cellular automaton, the damage clusters, fracture prediction, Hurst’s statistics

1. Kuksenko, V.S Diagnostics and forecasting of breakage of large-scale objects // Physics of the Solid State.- 2005.-t. 47.-№ 5. 788 792 s.

2. Kurlenya, M.V Registration and processing of signals of electromagnetic radiation, of the rock / M.V Kurlenya, A.P Vostretsov G.l Kulakov, G.E Yakovitsky. - Novosibirsk: - in the Russian Academy of Sciences, 2000, 232 s.

3. Botvina, L.R Destruction: kinetics, mechanisms, general laws. - M .: Nauka, 2008,- 334 s.

4. Gilyarov V.L Modelling of growth of cracks in the process of destruction of genetic material hetero-// Physics of the Solid State. - 2011. -1.53. - № 4. 707-710 s.

5. Bandman, O.L Cellular automata models of spatial dynamics // System Informatics. Methods and models of modern programming. - 2006. - №10. S.59-113

6. Alekseev, D.V Simulation of damage accumulation kinetics with a cellular automaton / D.V Alekseev, G.A Kazunina // Physics of the Solid State. - 2006. -1.48. - № 2. 255-261 s.

7. Alekseev, D.V Simulation analysis of the kinetics of damage accumulation process in loaded materials with the Hurst rescaled range / D.V Alekseev, G.A Kazunina //Journal of Mining Science. - 2006. -№ 4. 69-74 s.

8. Alekseev, D.V Simulation the kinetics of damage accumulation in loaded materials. / D.V Alekseev, G.A Kazunina // Deformation and fracture of materials. - 2009,- № 4. 7-11 s.

9. Alekseev, D.V Kinetics of accumulation of damage in elementary loaded materials: simulation 3D - probabilistic cellular automaton. / D.V Alekseev, G.A Kazunina, A.V Cherednichenko // Deformation and fracture of materials. - Moscow. -2014. - № 11.

10. Feder, E. Fractals. - M .: Mir, 1991.

МОЗАИКА БЕССМЕРТИЯ

Каждый день прохожие спешат по своим делам мимо небольшого светлого домика, который уютно расположился неподалеку от средней школы №12. А вот если бы кто-нибудь на минуточку отключился от повседневной суеты и хоть одним глазком заглянул в окна, то увидел бы много интересного, например... "Зад зебры".

ЧУДЕСА ОБЫКНОВЕННОЙ ТЫКВЫ

Я тихонько постучалась в окно. Двери открыла хозяйка волшебного домика - известная художница, преподавательница Ставропольского художественного училища, единственный в нашем городе мастер, знающий секреты создания гобеленов Эмма Иосифовна Бахмацкая. Мы прошли по длинному темному коридору, уставленному деревянными рамами для картин, старыми мольбертами и букетами засушенных полевых цветов. Из-за картины, прислоненной к стене, показался огромный пушистый кот и, важно прошествовав мимо, растворился в полумраке. Мастерская состоит из двух уютных комнат, украшенных картинами, гобеленами, батиками, декоративными керамическими плитками и... тыквенными кубышками.

Тыквы - это еще одна страсть, после гобеленов, - объясняет Эмма Иосифовна, уловив мой удивленный взгляд, - я их очень люблю собирать. Говорят, что из них, пока они еще сырые, воду полезно пить. Вы посмотрите, какие совершенные линии. - Художница плавно проводит рукой по тыкве, и я вдруг понимаю, что тыква действительно произведение искусства, автором которого является сама природа. По этой же причине Эмма Иосифовна обожает камни. У нее дома их целая коллекция, и вовсе не драгоценных, а обыкновенных, простых, которые валяются у нас под ногами.

А вот еще одно чудо: на стене висит выделанная коровья кожа. Почему-то вспоминается Бальзак, но в мастерской художницы это вовсе не дьявольский подарок, а своеобразный иконостас. На коже расположилась коллекция икон, есть даже одна уникальная, где изображен Иисус Христос с палитрой.

Я верю в Создателя, причем осознание чего-то высшего пришло с возрастом, может быть, это мудрость, - пожимает плечами моя собеседница.

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ С ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬЮ

Казалось бы, творческие люди обычно ближе к мистике, но Эмма Иосифовна ко всему оккультному относится равнодушно. Хотя искренне верит в судьбу и в высшее предназначение художника. По ее мнению, художник ощущает мир слишком чутко, остро, поэтому часто не вписывается в действительность. И несмотря на то, что она себя настоящим художником не считает, порой с реальным миром чувствует диссонанс. Например, после окончания Ростовского художественного училища она получила направление в Карелию. Очень радовалась, торопилась на встречу с удивительной природой этого сказочного края. А вот люди в Карелии, как оказалось, не отличаются особой приветливостью. "Приедешь, скажешь им "здравствуйте", а в ответ услышишь, только когда уезжать будешь", - предупреждали Бахмацкую перед отъездом однокурсники. А тут еще по иронии судьбы выпускницу распределили художником-оформителем в министерство торговли. Как ни старалась девушка найти общий язык с торговцами, так и не смогла, почти сразу сбежала от них в проектный институт. Но, несмотря на все эти неприятности, два года, проведенные в Карелии, художница считает самыми лучшими. Что ни говори, а в молодости даже солнце ярче светит!

А с бизнесом у Эммы Иосифовны и по сей день нелады.

К деньгам я отношусь равнодушно, да и они меня тоже как-то игнорируют.

Во времена перестройки у художницы было много заказов, сегодня же настоящее искусство спросом не пользуется.

Больше ценится мертвая самодеятельная халтура.

Хотя бывают и редкие исключения. Во время нашего разговора в мастерскую пришла женщина. Ее сын на днях уезжает в Японию, нужны подарки для иностранцев. Кто-то посоветовал зайти к Бахмацкой.

Ой, какая красота! А это сколько стоит, а это? - растерялась покупательница от такого изобилия.

Эмма Иосифовна вдруг сникла и как-то беспомощно, словно стесняясь чего-то, называла символические цены. Я даже предположить не могла, что эта красота может стоить так дешево. Но называть большие цифры у художницы не поворачивался язык. И вдруг, когда женщина остановилась около оригинальной керамической картины, Бахмацкая твердо сказала:

Нет-нет! Это не продается, это моя любимая!

В конце концов, учитывая особенность японцев различать более двухсот цветов и оттенков, были выбраны яркие керамические плитки с узорами из обыкновенного бутылочного стекла и гобелены. Меня очень удивило, что произведения искусства, которые теперь отправятся в Страну восходящего солнца, остались безымянными.

А почему вы их не подписываете? - удивилась я, на что Эмма Иосифовна, пожав плечами, ответила:

А зачем? Главное ведь, что на картине или на гобелене изображено - красота!

Должна быть обратная связь. Есть зритель - значит, картина жива. Мои работы - это маленькие кусочки бессмертия, и не важно, знают обо мне новые владельцы гобелена или нет.

КТО ПЛАТИТ, ТОМУ СЛУЖАТ МУЗЫ?

Но все-таки самым любимым коньком Бахмацкой является обустройство интерьера. Дом - это часть души, считает она. Очень важно правильно оформить место, где живешь и работаешь. От этого зависит и настроение, и состояние здоровья. В былые времена Эмму Иосифовну часто приглашали, чтобы она помогла создать стиль в квартирах, офисах. А секрет ее популярности в простоте.

Чем дешевле, тем лучше! Я предпочитаю золоту серебро, хрусталю - стекло. Из обыкновенной веревки можно создать шедевр, главное, чтобы сделано это было своими руками, с душой.

По наблюдениям Бахмацкой, у нас на Кавказе слишком много безвкусицы.

Особенно это свойственно для так называемых "новых русских", которые обожают обставлять свои квартиры и офисы дорогими блестящими безделушками. Некоторые, пытаясь хоть как-то разбавить этот кошмар, для экзотики заказывают гобелены или керамику. Ох и трудно же бывает им объяснить, что каким бы гениальным ни было произведение искусства, оно должно вписываться в общую композицию, только тогда будет толк. Но, как говорится, кто платит, тому служат музы.

К сожалению, само искусство и наука о нем доступны не всем. Обучение в Ставропольском художественном училище на сегодняшний день исключительно платное. При этом желающих поступить в училище становится все больше и больше.

Конечно, к нам приходит много лишних людей, но их хватало во все времена! Я же стараюсь передать знания абсолютно всем своим студентам, а возьмут они или нет, это их дело. А вообще со студентами мне везет, - говорит художница.

Иллюстрацией слов Эммы Иосифовны служит все та же мастерская, где проходят занятия: на стенах, рядом с ее произведениями красуются гобелены и батики, керамика и акварели, выполненные руками студентов. Кстати, эта уникальная выставка в волшебном домике - единственная персональная выставка в жизни Эммы Иосифовны Бахмацкой. И пусть у художников в наше время пока нет перспектив, но жизнь состоит из черных и белых полос, словно удивительная работа из выставки Э. Бахмацкой гобелен "Зад зебры", доподлинно повторяющий линии и краски природы. Главное, как ее воспринимать, ведь за черной полосой обязательно следует белая.

Алла ЧЕРЕДНИЧЕНКО
"Вечерний Ставрополь", февраль 1999 г.

23 апреля ушел в мир иной актер Иван Переверзев (1914-1978), бывший во время оно сладким кусочком для многих амбициозных дамочек. При этом, Переверзев, закручивая вокруг себя нешуточный бабский вихрь, умудрялся играть невинную овечку, жалуясь, что никогда над женщинами побед не одерживал, это они его, болезного, одолевали.

Со второй женой актрисой Надеждой Чередниченко (1927) Переверзев познакомился в 1946 году на съемочной площадке фильма «Первая перчатка». Иван к тому времени был полноценной кинозвездой, засветившись в таких проектах как «Моя любовь» и первом советском трехцветном фильме «Иван Никулин – русский матрос». А Чередниченко только начинала путь в искусстве, попав на съемки со студенческой скамьи ВГИКа.


При первой встрече, кстати, Переверзев девушке не глянулся, поскольку пришел на площадку подшофе и отпускал нелепые шуточки.

Но совместная работа сближает. Тем более, если ты живешь в общаге и кушаешь хлеб, добываемый по продуктовым карточкам, а избранник начинает водить тебя по ресторанам.

Неизвестно, насколько сильные чувства испытывала Чередниченко к Переверзеву, но в день рождения Нади пара объявила о помолвке прямо на съемочной площадке.

Фильм «Первая перчатка» на долгие годы стал одной из самых любимых комедий советского зрителя, но и у Переверзева, и у Чередниченко после этой картины возник простой. Кинематограф скатывался в период «малокартинья». Переверзев начал дурить, увлекаясь алкоголем. Несмотря на рождение сына, Чередниченко решилась разводиться. Очень кстати ей подвернулся начинающий оператор Петр Тодоровский, к нему она от Переверзева и ушла.

А Переверзеву опять начало фартить в профессии. Он сыграл сразу две роли в фильме «Тарас Шевченко», получив за это Сталинскую премию, а потом Михаил Ромм доверил Ивану воплощение флотоводца Ушакова в дилогии «Адмирал Ушаков» и «Корабли штурмуют бастионы». Переверзев сыграл Ушакова так, что памятники адмиралу отныне лепили с него.


На фильме «Садко» Переверзев имел возможность опять поработать с бывшей женой. Чередниченко утвердили на роль Любавы, но внезапно возникла новая кандидатура. С «Садко» начался взлет актрисы Аллы Ларионовой.


Скажем сразу, истинно хороших ролей в кино Чередниченко больше не дождется, хотя в 1950-ых будет сниматься много. Ларионова еще раз обскочит соперницу, уведя у нее из под носа фильм «Анна на шее». Вряд ли соперничество способствовало нежным чувствам между актрисами. Потому Наденька не преминет нанести Аллочке чувствительный удар. Пусть даже жертвуя собой.


ЧЕРЕДНИЧЕНКО В "МАТРОС ЧИЖИК"

Когда между Переверзевым и Ларионовой пробежала искра, бог весть, но основные драматические события разыгрались в 1956 году на съемках фильма «Полесская легенда», где оба снимались. В один прекрасный день Ларионова поставила Переверзева в известность о своей беременности.

Этого Ивану было некстати, поскольку от него уже ждала ребенка лауреатка Сталинской премии за фильм «Кавалер Золотой звезды» актриса Кира Канаева. Он сорвался со съемок из Минска в Москву, а вернулся из столицы обкрученный, с брачным штампом в паспорте.


КИРА КАНАЕВА В "СВАДЬБЕ С ПРИДАНЫМ"

Кто стал очередной счастливой женой?

Послушаем Чередниченко:

«И вот представьте себе положение. Канаева на сохранении в больнице лежит, вот-вот родит. Ларионова на восьмом месяце. А Иван пришёл ко мне, умолял принять обратно. И я приняла. Даже не знаю, что со мной случилось. Злоба какая-то появилась на всё это. Написала в Одессу Тодоровскому: «Петенька, пришли мне развод. Я, наверно, с Переверзевым опять сойдусь». Петя благородный человек, прислал развод. И Переверзев явился, укрылся от проблем. Показывал, как любит нас с сыном».

Каким ударом стало это для Ларионовой, думаю, объяснять не надо, но в ее случае сработала пословица: «Нет худа – без добра». Узнав о ее бедах, в Минск примчался давний поклонник Николай Рыбников. Он повел любимую в ЗАГС и дочь Переверзева Алена только будучи подростком узнала, кто ее настоящий отец. Что не помешало ей и в дальнейшем называть Рыбникова «папой».


Вторичное же воссоединение Чередниченко и Переверзева продолжалось недолго. Ничего нельзя склеить.

Надежда вспоминала:

«Но мы прожили полтора года. Он продолжал пить, и я сказала: «Уходи». Он уходить не хотел, чуть меня не убил. И тогда я купила ему кооперативную квартиру на Сивцевом Вражке. Пока дом достраивался, Иван находился в экспедициях. Специально выбирал фильмы с длительными съёмками…»

Переверзев нашел свое позднее счастье в 1967 году и опять на съемках. На картине Станислава Говорухина «День ангела» Иван встретил Ольгу Соловьеву. Женщина, младше на без малого тридцать лет, стала последней женой нагулявшегося актера.