Электронная библиотека александра белоусенко. Руслан киреев

Руслан Тимофеевич Киреев

(род. 1941)

Киреев Руслан Тимофеевич – заведующий отделом прозы журнала "Новый мир". Прозаик. Издал более 40 книг. Автор многотомных "Светопольских хроник", куда входят романы "Победитель", "Апология", " Мои люди", " Продолжение", "Подготовительная тетрадь" и др.

Руслан Тимофеевич Киреев, 25.12.1941, pод. в г. Коканд Узбекской ССР. Окончил автодорожный техникум и Литинститут (1967). Был членом КПСС (с 1966). Работал слесарем, затем ст. диспетчером в Симферопольском автобусном парке, в ж-ле "Крокодил". Ведет в Литинституте семинар прозы (с 1987) и одновременно работает зав. отделом прозы ж-ла "НМ" (с 1996). Доцент.
Печатается как журналист с 1958 (газета "Крымская правда"), как поэт-сатирик с 1960 (ж-л "Крокодил"). Опубликовал сб. сатирических стихов и юмористических рассказов: Ошибки бога. Симферополь, 1962; Любовь сатирика. Симферополь, 1965; О чем молчат фанфары. М., 1967; Человек за спиной. М., 1970; Подвиг Робинзона. М., 1971; Зачем мы существуем? М., 1973; Мальчик из чернильницы. М., 1976; Времени зигзаг: не очень фантастическая комедия для чтения и театра. М., 1979. Печатается как прозаик с 1965: рассказ "Мать и дочь" в ж-ле "НМ". После сб. "Люди-человеки. Маленькие повести" (М., 1968) выпустил около 20 кн. прозы, в т.ч.: Продолжение. Роман. М., 1973; Мои люди. Роман. М., 1980; Победитель. Апология. Романы. М., 1980 (послесл. Л.Аннинского); Подготовительная тетрадь. М., 1983 (послесл. С.Чупринина); И тут мы расстанемся с ними. М., 1984; Светлячок.Повести. М.,"Молодая гвардия", 1987 (послесл. К.Степаняна); До свидания, Светополь! Повести. М., "Совет. писатель", 1988; Автомобили и дилижансы. М., 1989 (послесл. М.Новиковой); Год лебедей. М., "Правда", 1989; Избранное. М., "Терра", 1996; Музы любви. В 2 тт. М., "Слово", 1996; Уроки любви. М., "Труд", 2000; Сердцу не прикажешь. Истории о любви. М., "Олимп", "Астрель", "АСТ", 2000; Поговорим о странностях любви. Очерки. М., "Астрель", "Олимп", "АСТ", 2000; Лот из Содома. Романы. М., "Центрполиграф", 2001. Автор пьесы "Времени зигзаг" (М., 1979). Печатает прозу, эссе и статьи в газетах "ЛГ", "Новый Взгляд", "Труд", "Вечерний клуб", в ж-лах "ВЛ" (напр. 1986, № 7), "Знамя" (1985, № 11; 1987, № 4; 1992, № 11; 1993, № 4; 1994, № 10), "Дядя Ваня" (№ 6, 1994), "Октябрь" (1989, № 2; 1991, № 9), "НМ" (1990, № 6), "Огонек" (1990, № 36), "Московский вестник" (1990, № 6), "Континент" (№ 74, 1993).
Член СП СССР (1973). Избирался членом Рев. комиссии СП РСФСР (1985-91) и Центральной рев. комиссии СП СССР (1986-91). Член Русского ПЕН-центра. Член редколлегии, затем общественного совета ж-ла "Октябрь" (с 1987).
Премии ж-ла "Октябрь" (1991), правительства Москвы (1997).

РУСЛАН КИРЕЕВ

Из Литературного энциклопедического словаря (М. 1987):
“КИРЕЕВ Руслан Тимофеевич (р. 1941), рус. сов. писатель. Член КПСС с 1966. Романы “Продолжение” (1973), “Победитель”, “Апология” (оба - 1980), “Подготовительная тетрадь” (1981). Повесть “Втроем” (1982), рассказ “Неистовая женщина Татьяна” (1983). Пьеса “Времени зигзаг” (1979) , сб. повестей и рассказов “Люди - человеки” (1968) , “Зачем мы существуем?” (1973), “Мальчик из чернильницы” (1976), “Посещение” (1977), «Рая Шептунова и другие люди” (1983), сб.стихов «Ошибки бога” (1962), “Любовь сатирика” (1965), «О чем молчат фанфары” (1967), “Подвиг Робинзона” (1971). Статьи, фельетоны.

В гостях у Евпаторийского клуба любителей поэзии член редколлегии журнала “Крокодил” писатель Руслан Киреев (г. Москва) побывал 1 апреля 1984 года. Да, в день смеха. Сатира для него, оказалось, этап весьма давно пройденный, хотя и не забытый.
Вот впечатления от встречи с ним.

“...БОЛЬНО ОТ БОЛИ ЧУЖОЙ”

Будто споткнулся о слова про чужую боль. Никак не ожидал встретить такое в тоненькой книжечке из “Библиотеки Крокодила” с незамысловатой “не очень фантастической комедией для чтения и театра” под названием “Времени зигзаг”:
«Из всех организмов дано человеку
Чужую испытывать боль”.
(К слову: книжка была вручена клубу автором с “пожеланием процветания” в день встречи).
Вначале Руслан Киреев писал басни. Первая его, 17-летнего, публикация - в областной крымской газете. Года два спустя стихотворение “Кто кого лечит” напечатал журнал “Крокодил”. В 1962 году вышла его первая книга сатирических стихов, потом еще три. И все. Кончился поэт Киреев. Родился прозаик Руслан Киреев, автор многих рассказов, повестей, романов. Перед встречей с Русланом Тимофеевичем я прочитал часть им написанного. И удивился странному чувству узнавания.
Действие всех его произведений происходит в неких городах Светополь и Витта. Но в рассказе “Неистовая женщина Татьяна” я явно увидал родную Евпаторию! До мельчайших подробностей: пляжи, улицы, парки, собор, даже детский сад “Чебурашка” с каменными башнями игрушечной крепости.
И людей: затурканных заботами “аборигенов” и беспечных отдыхающих. А в образе Светополя легко угадывался Симферополь... Действительно, местом действия своих произведений давно живущий в Москве писатель избрал Крым, где провел свои детские и юношеские годы, куда часто приезжает.
- Живя в шумной столице, скучаю по родным местам. Пишу - и будто возвращаюсь, становится радостнее, теплее на душе, - говорил он нам.
Но почему Евпатория именно Витта? - недоумеваю. С латинским “вита” - жизнь - оказывается, не связано. Просто автору что-то южное увиделось в таком названии. Воистину неисповедимы пути фантазии человеческой...
Город Светополь появился впервые в 1973-м, в первом его романе “Продолжение”, Витта - в 1979-м, в романе “Победитель”, за которым последовали “Апология” и “Подготовительная тетрадь”, образовавшие своеобразную трилогию.
Но как рождается замысел? Например, той же “Неистовой женщины Татьяны”? Этот рассказ заинтересовал меня Неожиданным характером героини - человека прекрасной души, настолько отзывчивого, доброго и гостеприимного, что эти качества перерастают в навязчивость, даже деспотичность. И все же ее фронтовая подруга, едва выдержав три дня общения вместо намеченных трех недель, при расставании ощущает образовавшуюся вдруг в душе пустоту.
Живет в Евпатории хороший человек юрист Тамара Александровна Бутырская. И рассказала она однажды писателю о своей подруге, потерявшей на фронте руку,
как и героиня будущего рассказа. О женщине самоотверженной и прямой до крайности, которая в своем стремлении помочь может стать утомительной. “А я другой быть не могу. Если уж люблю кого-то, так люблю...“, - отвечает на упреки друзей.
- Меня интересует человек, человеческие отношения, психология, - говорит
нам автор. - При этом мне обязательно нужен прототип. Я должен услышать его голос, увидеть его движения, жесты. Не отношу себя к сочинителям, которым все
заменяет собственная фантазия.
Однажды писателю пришла в голову странная идея увидеть себя глазами старшей дочери. Начал вести дневник... вместо нее. Портрет получился человека не вполне блестящего - подчас несправедливого, крикливого, вспыльчивого, хотя скорее всего доброго. Из полушутливой затеи получилась повесть “Свет Юрхора. Ненайденные мемуары моей дочери”.
А как-то мысли заполонила проблема извечная: зачем жить, если все равно...? Думал для таких рассуждений завести специальную тетрадь. Потом “поручил” это хлопотное занятие своему герою, умному и предприимчивому Петру Свечкину, ставшему главным действующим лицом романа “Подготовительная тетрадь”. В критических статьях Свечкина почему-то представляют антиподом разбитному и веселому журналисту Карманову, дискутируя, кто из них лучше и нужнее для общества. Вероятно, каждый просто должен делать свое дело.
Любопытно, что некоторые эпизоды из жизни и борьбы Виктора Карманова почти в точности совпадают с таковыми из реальной жизни журналиста Руслана Киреева и его товарищей.
Пятнадцать лет, до окончательного перехода на “сидячую”, профессиональную работу прозаика, спецкор “Крокодила” ездил по стране, разбирая жалобы и вникая в проблемы, готовил очерки и фельетоны (вот откуда явная “едкость” языка его книг!). В Сухуми он разоблачал хапуг и взяточников, в Самарканде в качестве “бича” нанимался к современным “куркулям”, чтобы расписать ту мерзость на всю страну. В Евпатории... Да, несколько раз писал и о проблемах Крыма. Однажды решил встать на точку зрения приехавшего на курорт... хама, считающего, что ему тут дозволено все. Завершил фельетон словами: “Скажи мне, как ты отдыхаешь, и я скажу, кто ты”.
Заметьте: все вышедшее из-под пера Киреева посвящено острым спорным проблемам, сложным судьбам. Действительно, только человеку дано ощутить чужую боль. Причем не всякому. Кирееву - дано. Хотя умные литературоведы расценивают его творчество несколько иначе. “Противопоставление холодной рассудочности миру богатых человеческих чувств составляет содержание аналитически усложненной прозы Р. Т. Киреева”.
...На чей-то вопрос о “толчке” к сочинительству мы услышали неожиданное:
- я довольно долго страдал косноязычием. Очень хотелось что-то рассказать, но никто не слушал. Попробовал свои мЫсли доверить бумаге...
И у него самого, значит, была своя боль. Сумел воплотить ее не в нытье, как иные, - в творчество...

“Спасибо, дорогой Леонид Алексакдрович, за внимание к моей работе, за слова о встрече в клубе любителей поэзии - встрече, о которой и я вспоминаю с добрыми чувствами. Вот только кто может напечатать вашу статью? Быть может, “Книжное обозрение”?
Если дело дойдет до публикации, то стоит ли начинать материал с цитаты из пьесы, которая для меня, в общем-то, вещь случайная. Да и строки, которые вы
приводите, не очень хороши с литературной точки зрения. Сейчас я бы их не написал.
И еще одно замечание, вернее, сомнение. Есть ли Витта в “Победителе”? Разве что как упоминание... Первый же полноценно “виттинский” роман - это, конечно, “Апология”.
Успехов - и до новых встреч!
Ваш Р. Киреев.
17.IV.84

Руслан Тимофеевич Киреев родился в 1941 году в Коканде (Узбекистан). Первая публикация вышла 12 октября 1958 года в местной газете. Позже публиковался в журналах "Новый мир", "Смена", "Юность", "Крокодил". За месяц до поступления в институт вышел первый сборник стихов Руслана Киреева. В 1962 году поступил в Литературный институт, где позже стал преподавать. За свою литературную жизнь Руслан Киреев написал 40 книг, переведённых на 19 языков народов мира. Его мемуары "Пятьдесят лет в раю" в 2008 году номинированы на премию "Большая книга".
Член Союза писателей СССР (с 1973). Избирался членом Ревизионной комиссии Союза писателей РСФСР (1985-1991) и Центральной ревизионной комиссии Союза писателей СССР (1986-1991).

Член Русского ПЕН-центра. Член редколлегии, затем общественного совета журнала "Октябрь" (с 1987).

В настоящее время Руслан Киреев - заведующий отделом прозы журнала "Новый мир".
Премии: журнала "Октябрь" (1991), правительства Москвы (1997).

Руслан Тимофеевич Киреев

Киреев Руслан Тимофеевич - прозаик, поэт.

После получения среднего образования Киреев работал в Симферопольском автобусном парке слесарем, затем старшим диспетчером. Начал печататься в 1958 в газете «Крымская правда». Первой публикацией в центральной прессе стало небольшое сатирическое стихотворение «Кто кого лечит?», напечатанное в журнале «Крокодил» (1960). После этого сатирические стихи Киреева публиковались в журналах «Юность», «Смена», «Крокодил», «Молодая эстрада», «Молодая гвардия» и др.

В 1962 в симферопольском издательстве вышел первый сборник сатирических стихов Киреева «Ошибки бога». Весело и остроумно автор изобличает многочисленные людские пороки - ложь, скупость, лицемерие в лице стяжателей, лодырей, карьеристов, пьяниц. С верой в возможность совершенствования человеческой природы, родственной идеям Просвещения, молодой автор задорно восклицал: «...в наш двадцатый век / Без всякой божьей помощи сумеет / Исправить человека человек».

Как прозаик Киреев дебютировал в 1965 в «Новом мире» с рассказом «Мать и дочь». До начала 1970-х прозе Киреева продолжала сопутствовать поэтическая сатира - кроме отдельных стихотворных публикаций, вышли сб. «Любовь сатирика» (1965), «О чем молчат фанфары» (1967), «Подвиг Робинзона» (1971) и др. Промежуточным звеном в жанровой эволюции Киреева можно считать сборник фельетонов и юмористических рассказов: «Человек за спиной» (1970 «Зачем мы существуем?» (1973 «Мальчик из чернильницы» (1976 «Времени зигзаг: не очень фантастичеекая комедия для чтения и театра в двух частях» (1979), где Киреев уже сделал шаг от бравурной «всепроясненности» и назидательности к неоднозначной трактовке характеров и ситуаций.

Переехав в Москву, Киреев окончил Литературный институт им.Горького, сотрудничал в журнале «Крокодил».

В 1968 вышла первая прозаическая книга Киреева «Люди - человеки. Маленькие повести». Уже сами заглавия вошедших сюда повестей - «Полина», «Филя», «Людмила Владимировна», «Лерка» - обозначили главную ценностную координату художника - отдельную личность. Киреев скрупулезен в изображении деталей, терпеливо и вдумчиво вглядывается в бытовые мелочи, которые в конечном счете и определяют основное содержание жизни его героев. Этот сборник подвел Киреева вплотную к тому материалу, из которого в течение нескольких лет он будет «строить» в своих произведениях уникальную модель вселенной - вымышленный город Светополь с грубоосязаемыми реальными подробностями человеческого существования.

Вторая книга Киреева - роман «Продолжение» (1973) - это продолжение путешествия художника по лабиринтам человеческой души. В данном случае отставного ретрограда - начальника Александра Потаповича Бугоркова. Автор как бы изнутри показывает своего героя с его заботами о дочери, с его пошаливающим сердцем, с его добротой к близким и бытовой порядочностью. «В этой позиции автора есть симпатичная черта, всмотритесь в ближнего, не рубите сплеча, поймите, прежде чем судить. Ведь на Бугорковых когда-то дело стояло, держалось» (Куницын В.- С.73).

В 1977 вышла повесть «Искупление», принесшая Кирееву значительный успех. Здесь уже сложилась та особая композиционная форма, которая станет отличительной особенностью его последующих произведений. «Создается впечатление, что вначале роман пишется в обычной, традиционной манере, с сохранением постепенного временного развития, с несколькими сюжетными линиями, вплетенными в единую косу действия, но затем разрезан на мелкие куски; куски как колода карт перетасованы и потом хитро, ловко и не совсем чтобы очень произвольно скомпонованы. В итоге - время перепутано, сюжетные линии раздроблены и сталкиваются часто прихотливо и неожиданно...» (Куницын В. - С.73).

В 1977 опубликована повесть «Посещение», где Киреев как «психологический этнограф» исследует состояние исповедующегося героя, в муках пытающегося осознать и снять с себя моральную вину за детский грех - за предательство отчима. Здесь последовательно реализуется нравственная программа, заявленная в эпиграфе цитатой из Блеза Паскаля: «Я равно порицаю и того, кто взял себе за правило только восхвалять человека, и того, кто всегда его порицает, и того, кто насмехается над ним».

Круг персонажей Киреев, их занятия и место обитания - г.Светополь - остаются постоянными. Меняется лишь их расстановка, вводятся новые лица по мере необходимости, меняются повествовательные акценты.

Пиком «светопольского цикла» назвала критика два романа Киреева, созданные в 1970-е: «Апология» (1979) и «Победитель» (1979). Написаны они как «цепь диалогов, обращений героя к самому себе, создающих причудливую мозаику потока сознания,- это не формальный трюк, а попытка проследить за внутренним течением мысли "делового человека", докопаться до его святая святых» (Бондаренко В.). «Замысловатую примитивность» героев Киреева высвечивает иронический скепсис, пронизывающий всю повествовательную ткань произведений. Названные романы, опубликованные вместе с романом «Подготовительная тетрадь» (1981), составили трилогию «Автомобили и дилижансы». Несколько неожиданное заглавие Киреев «заимствовал» из лекции героя романа «Победитель» - Станислава Рябова: «Нелепо и опасно пользоваться в наш автомобильный век правилами уличного движения эпохи дилижансов». Рядом с преуспевающими героями - директором Свечкиным, экономистом Рябовым, «скоростными автомобилями», где-то на обочине киреевской трассы остаются «дилижансы» - поэт Анатолий Гирькин, простодушный Тимоша, старенькая тетя Поля. И, может быть, именно благодаря нравственным правилам «эпохи дилижансов» Станислав Рябов отказывается от интрижки с «девочкой из Жаброва», считая, что так будет честнее. Сам же автор здесь уже далек от попыток «исправить человека», для него нет ни виноватых, ни судей, есть только обстоятельства, есть уникальная судьба каждого в отдельности героя.

В вышедшей вскоре после «Апологии» и «Победителя» повести «Светлячок» (1987) расстановка героев меняется - с обочины на главную магистраль выводится герой-чудак, молодой библиотекарь Юрий Иванович, вносящий свет и гармонию в окружающую жизнь. Правда, расплачивается за свою «светоносность» герой весьма своеобразно: подобно герою А.Шамиссо Петеру Шлемилю, он иногда теряет свою тень. Прагматик, интеллектуальный игрок, Киреев подошел к романтизму. Начиная с этой повести, понятие «свет», уже закрепленное в его главном топониме (Светополь), становится одной из ведущих худож. категорий. Именно поиском света будет занят герой повести «Там жили поэты» (1983) талантливый художник Рыбчук. Из прозы Киреева уходит интонация иронического скепсиса.

В опубликованной в 1987 повести «Песчаная акация» в форме притчи Киреев говорит об иронии, насмешке как об одной из сторон мирового зла. В повести варьируется апокалипсический сюжет - каждое совершенное зло, насмешка, даже невысказанная злая мысль приближают зыбучие смертоносные пески к цветущему городу. Каждое доброе дело заставляет их немного отступить. Каждый из горожан подвергается «испытанию песками», т.е. каждый оказывается ответственным за умножаемое зло, и в то же время каждый в силах бросить на противоположную чашу свою долю добра. Эта повесть демонстрирует преодоление автором повествовательной самоиронии, определяющей стиль большинства его предыдущих произведений.

В 1989 повесть «Пир в одиночку» открыла новый цикл Киреева - «Из поздней прозы». Сквозным героем его является беллетрист К-ов, который столь же пристально, как и летописец «светопольского цикла» Карманов, отмечает все подробности бытия, но его глаз более мудр и снисходителен. Он готов признать свою личностную несостоятельность перед малоизвестным провинциальным поэтом Митей Семеновым, пишущим «спокойные, ровные, негромкие стихи». К-ов, в отличие от Карманова, способен оценить Митин дар создавать вокруг себя уют, мирно беседуя с малознакомыми ему крестьянами, подкармливая бездомных собак, как с живым, общаясь с родничком. И лишь иногда нет-нет да и мелькнет диссонирующая деталь или закрепленный в оксюморонных заглавиях неизбывный разлад киреевского мировидения: «Катафалк "Победа", год выпуска 49-й», «С грелкой по снегу в деревню Глухово», «Серебряная свадьба в декабре, но с арбузом» и др.

Наряду с созданием художественных произведений Киреев продолжает свою публицистическую деятельность. Выразивший несогласие с Виктором Ерофеевым, предлагавшим справить «поминки по советской литературе» (Литературная газета. 1990. №27), Киреев пытается прояснить расстановку творческих сил в текущей литературе, прослеживая сквозные линии от русской классики (Панихида с кнутиком // Литературная газета. 1990. №32. 8 авг.). Писатель является автором ряда работ о Чехове, Пушкине, Л.Толстом, Достоевском, Бунине, Сервантесе, Стерне и др.

Е.И.Колесникова

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 2. З - О. с. 187-190.

Далее читайте:

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

Избранное. М., 1996;

Светлячок / послесл. К.Степаняна. М., 1987;

До свидания, Светополь. М., 1988;

Автомобили и дилижансы / послесл. М.Новиковой. М., 1989;

Мальчик приходил: роман // Знамя. 1994. №10;

Бунин: «Мы в последний раз обнялись» (К биографии писателя) // Огонек. 1994. №6, 7;

Абзацы: Из дневника писателя // Октябрь. 1995. №11. С.181-192.

Литература:

Бондаренко В. Герой с разных сторон // Звезда. 1985. №1;

Аннинский Л. Открытия и сомнения Руслана Киреева // Киреев Р. Победитель. Апология. М., 1980. С.420-430;

Куницын В. До Светополя и обратно // Литературная учеба. 1982. №3;

Андрианов А. И снова - деловой человек // Октябрь. 1983. №4;

Моторин А. Руслан Киреев и традиция, идущая от Гоголя // Художественная традиция в историко-литературном процессе. Л, 1988.

Кретинин А. Примечание к «ироническим текстам» Руслана Киреева // Подъем. 1989. №12. С.130-136;

Новая книга известного писателя Руслана Киреева не только рассказывает о том, как умирали классики русской литературы, но, главное, реконструирует их отношение к смерти, начиная с ранних лет и кончая последними часами жизни. Сам характер этих отношений, неизбежно драматичный, подчас трагический, накладывает несомненный отпечаток на их творчество, определяя и острый психологизм, и напряженный внутренний сюжет произведений.

В свою во многих отношениях итоговую книгу "До свидания, Светополь!" известный прозаик Руслан Киреев включил повести, посвящённые землякам, жителям южного города. В этих произведениях писатель исследует духовный мир современника во всем разнообразии моральных и социальных проявлений.

Героям романа "Мальчик приходил" - Старику и Мальчику - не удалось встретиться, они как планеты одной звездной системы - и стремятся друг к другу, и отталкиваются; это силовое поле сообщает повествованию напряженность и динамизм.

В новую книгу Руслана Киреева входят повести и рассказы, посвященные жизни наших современников, становлению их характеров и нравственному совершенствованию в процессе трудовой и общественной деятельности.

Три лучших романа известного писателя Руслана Киреева впервые выпущены в одной книге к его 70-летию. Все они были напечатаны в периодике, тепло встречены читателем и критикой, удостоены журнальных премий. Роман "Посланник" (открывающий своеобразную трилогию, объединенную по замыслу автора не структурно, но внутренне) воссоздает один день нашего современника, за действиями и даже сокровенными мыслями которого наблюдает из укрытия...

Роман "Посланник" (открывающий своеобразную трилогию, объединенную по замыслу автора не структурно, но внутренне) воссоздает один день нашего современника, за действиями и даже сокровенными мыслями которого наблюдает из укрытия загадочное существо, величающее себя Затворником.

Роман охватывает период с 1958 года, когда в печати впервые появились стихи Руслана Киреева, по 2007-й, в котором была завершена эта книга. В ней на широком общественно-политическом фоне запечатлены события личной и творческой жизни автора, большинство из которых нашли отражения в его художественных произведениях.