Экскурсия Усадьба Рериха «Извара» и дом-музей Шварца

Наш век практицизма и погони за материальными ценностями выдвигает все большие требования к духовному развитию и приоритету всечеловеческих ценностей. Николай Рерих, как один из мыслителей серебряного века, оставил наследие, которое трудно недооценить. Именно поэтому в любом уголке мира мы находим музей Рериха Н. Г., экспозицию его картин или репродукций. Его верная спутница - жена Елена, его сыновья, художник Святослав и тибетолог Юрий - все внесли свою лепту в становление и развитие духовности человечества.

Несколько слов о богатстве наследия

Говорить о Николае Рерихе сложно. Величайший историк, исследователь, культуролог, археолог, художник, поэт и писатель, философ и мистик, духовный наставник, путешественник. Многосторонняя личность, все грани которой совершенны. О наследии Николая Рериха и его жены Елены написаны многотомные сочинения. Можно спорить о неправдоподобном мистицизме творений Рериха, можно не восхищаться художественностью его полотен, но остаться равнодушным невозможно. Выделить одну сферу деятельности, не осветив другую не получится. Для данной статьи это непосильный объем, ограничимся лишь некоторыми фактами. Они дадут представление об этой неординарной личности и осознание того, почему музей Н. К. Рериха далеко не единичное явление.

Оценка достижений

Мировым рекордсменом среди картин русских художников стала цена в 7,88 миллиона фунтов стерлингов. За столько была в 2013 году куплена картина Н. Рериха «Труды Богоматери» на аукционе Bonhams.

Основой для действующей с 1954 года Гаагской конвенции «О защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта» стал Пакт Николая Рериха, который он представил на суд общественности в 1932 году.

Одиннадцатью международными представителями единогласно было поддержано название малой планеты «Рерих» в 1999 году.

С 2003 года учреждена международная премия имени Рериха.

В 1974 году в Календарь памятных дат великих личностей ЮНЕСКО включен 100-летний юбилей Николая Рериха.

Несколько иллюстраций

С полотнами Рериха в своем первом полете в космос сравнил увиденное Юрий Гагарин. Эти слова были одними из первых, что услышало космическое пространство.

За всю свою жизнь художник написал сотни картин, два поэтических произведения и порядка тридцати трудов различного, в основном философского направления.

The Master Building (Дом учителя) - небоскреб, построенный в Нью-Йорке, был реализацией проекта Луиса Л. Хорша. Возведен он был в 1925 году полностью для деятельности мыслителя. Весь первый этаж и по сей день занимает музей семьи Рерихов.

Жена Елена - внучка легендарного Михаила Илларионовича Кутузова, признанная красавица Петербурга, обладающая даром ясновидения и целительства.

Самый большой Дом мастера

The Master Building, Дом учителя, Дом Мастера - это 29 этажей выставочных залов, театров, экспозиций, библиотек, лекционных залов. Огромная коллекция тибетской литературы, офисы международных общественных организаций Рериховского движения, а также жилые помещения с низкой рентой для творческих людей - все это музей Рерихов в Нью-Йорке. Девиз центра «Мир через Культуру» выполняет свою задачу: проводятся выездные экспозиции, бесплатные лекции и концерты, конкурсы и фестивали, издается литература. Ну, и богатейшая коллекция творческих работ Николая Рериха.

Музеи Рерихов в России

Музеев Николая Рериха и частей экспозиций в музеях, так или иначе, связанных с его деятельностью и востоковедением сегодня в России не десятки и даже не тысячи. Стендов и уголков, посвященных жизни и творчеству этой необыкновенной семьи, подсчитать невозможно. Мы будем говорить о самых крупных и имеющих в своих фондах истинные сокровища.

Музей Рериха в Москве

Начало и история возникновения музея Рериха начинается в 1990 году. Тогда сын Святослав, проживающий в Индии художник, безвозмездно передал российскому Фонду Рерихов несколько сотен картин, уникальные раритеты, бесценные библиотеку и личные архивы. Единственным условием Святослава было размещение музея в историческом здании усадьбы Лопухиных, исключительном месте духовности и красоты.

За семь лет, прошедших до открытия музея Рерихов, была проведена колоссальная работа по восстановлению полуразрушенного здания. Все работы по благоустройству, реконструкции и ремонту выполнялись за счет меценатов и благотворительных взносов.

Огромная роль в становлении и развитии музея в истинный центр общественного просвещения сыграла Людмила Васильевна Шапошникова, доверенное лицо и исполнитель завещания Святослава Рериха, бессменный руководитель музея. Индолог и знаток творчества Рерихов, она внесла вклад в становление музея, выходящего за рамки традиционной деятельности. Концерты классики, выставки космистов, международные конференции и симпозиумы, постоянные лекции философов, культурологов и историков - это неполный перечень многогранной деятельности современного общественного музея.

Экспозиция представлена в десяти залах музея. Главными являются Зал живой этики и Зал учителей. Три зала - Вводный, Петербургский и Русский - представляют русский период жизни Рерихов. Два последних посвящены деятельности сыновей Святослава и Юрия. Зал Центрально-Азиатской экспедиции и зал Кулу иллюстрируют главнейшее событие жизни Николая и Елены - экспедицию в Центральную Азию.

И, конечно, музей Рериха - это его жизнь в картинах. По всему маршруту посетителя сопровождают фантастически красивые и реалистично-образные полотна художника.

Музей Рериха в Санкт- Петербурге

В 2003 году старинный особняк, принадлежавший раньше семье академика Михаила Петровича Боткина, известного ценителя живописи, на Васильевском острове сменил хозяина. Районный суд уступил историческое здание более достойному преемнику, которым стал Музей-институт семьи Рерихов.

Такое название музей носит не случайно. Здесь представлены экспозиции личных вещей, фотографий и предметов, так или иначе, связанных с творчеством и личной жизнью Елены и Николая Рерихов. Среди более пятнадцати тысяч экспонатов, собранных и переданных музею племянницей Елены Людмилой Митусовой (1910-2004), живопись и археологические артефакты, предметы декоративного искусства.

Но это не единственный музей Рериха в Петербурге, заслуживающий внимания.

Усадьба Рерихов в Изваре

С именем другого сына, Юрия, известного востоковеда, связан музей Рериха в Изваре. Начались работы по реставрации усадебного дома семьи, где Николай Константинович прожил первые 26 лет своей жизни, в 1974 году. До открытия экспозиции сначала в двух комнатах мезонина прошло десять лет. Сегодня это не просто музей, это научно-культурный центр и центр Рериховского движения. На приусадебной территории музея-усадьбы проводятся эколого-культурные лагеря «Изварские встречи», собирающие неизменно сторонников данного движения и международной программы «Знамя мира».

Извара в жизни Рериха

Сегодня родовое гнездо Николая Рериха радует посетителей все той же спокойной красотою и величественностью ив, которые так часто вспоминал в своих заметках великий художник и писатель. Именно здесь, под руководством опытного археолога Ивановского, юный гимназист Рерих делает первые археологические находки при раскопках курганов, живо интересуется историей. С тех пор археология станет страстью Николая Константиновича.

Не судьбоносно ли для Николая и название Извара (Ishvara) - от индусского Всевышний? И то, что именно тут Николай впервые увидел вершины Гималаев на картине? И предание о радже, жившем неподалеку при Екатерине II? Может, поэтому позже появится «Индийский путь», где автор назовет познание индийской культуры потребностью русского человека?

Наследие Елены и Константина Рерихов оставили неизгладимый след в истории творческих и духовных достижений человечества. Целью и задачей нас сегодняшних должно стать приумножение и сохранение для потомков того наследия этой семьи, которое бесценно не только для России, но и для судьбы всего мира. Его жизнь и стремление к сохранению культурного наследия - пример для современных и будущих культурологов, востоковедов и художников.

Километры пути, наматываемые от Петербурга в погоне за ускользающим солнцем. Привычный пейзаж Ижорской равнины – бескрайние поля с яркими пятнами комбайнов и тракторов, убирающих августовский урожай;

грибные леса; дачные дома; развалины красно - кирпичных церквей на деревенских погостах; похожие друг на друга почтовые станции начала 18 века вдоль старинного Нарвского тракта.

Наша конечная станция – Извара. Родовое гнездо художника Н.К. Рериха. Наиболее сохранившаяся из усадеб Волосовского района.

Она запомнилась мне тишиной, уединением и внезапно нахлынувшим ощущением безысходности, когда с утра нам навстречу попались в хлам пьяные еще нестарые женщины. Обступили кольцом их детишки попрошайки: «Тетя, дай на хлебушко!»
Неприглядная действительность русского села, усугубляемая грязью после дождя и разрухой постсоветского времени: почти растасканный по кирпичикам колхозный элеватор, покосившиеся деревянные домишки на въезде, невзрачные пятиэтажки и разбитые окна в здании Земледельческой колонии, с торца которой неожиданно приютилась церковь Казанской иконы Божьей матери, ныне вновь действующая.

Впрочем, господский дом с псевдоготическими башенками теплого солнечного оттенка произвел приятное впечатление, как снаружи, так и внутри. Мне он даже показался обжитым, насколько может быть обжит музей. На резном крыльце нас встретили ласковые кошки, а кассирша, не испытывающая досады из-за отсутствия посетителей, уютно устроилась в кресле с клубком пряжи на коленях.


Дом полон воспоминаний, невидимых ниточек чужих судеб, угадывающихся в личных вещах: письмах, фотографиях, картинах. Скрипят под ногами полы, тикают настенные часы, торопливо деревянными ступеньками убегает на второй этаж лестница в святая святых – в мансарду, где творил художник.
Дом не тот, что был при его бывших владельцах. Тот, прежний, сгорел в 1947 году до каменного основания. Но позже был воссоздан по рисункам и подробным описаниям Н.К. Рериха.

Знаменитый художник любил Извару со всей силой первой пылкой юношеской любви. Он провел в родовом имении 26 счастливых лет жизни. И позже в письмах, дневниках не раз возвращался воспоминаниями к милому сердцу месту.
Здесь он познавал законы мироздания. Увлекся коллекционированием гербариев и минералов. Писал статьи для журналов о природе и животном мире.

С азартом охотился. Благодаря книгам из изварской библиотеки началось его увлечение русской историей и археологией.
Вокруг усадьбы в Волосовском районе сохранились древние курганы – захоронения славянских воинов. В здешних могильниках были обнаружены первые археологические находки Рериха. Экспедиции раскапывают металлические вещи прошлых веков и в наше время. Часть этих находок представлена в одном из залов музея Извары.

Но, главная ценность дома, на мой взгляд, это картины художника – оригиналы и репродукции с них. Рерих творил в мансарде - в небольшой уютной комнате, в которой от прежней обстановки сохранился только круглый стол и пять стульев, привезенные из квартиры художника.
На нереальные божественные краски Гималаев, созданные Рерихом можно смотреть долго, любуясь яркими, разнообразными удивительными оттенками гор. Рассказывают, что Юрий Гагарин, впервые увидевший землю из космоса, записал в бортовом журнале: «Неописуемая цветовая гамма! Как на полотнах художника Николая Рериха».

Знаменательно, что в изварском усадебном доме состоялось заочное знакомство юного художника с Индией. Среди картин, украшающих гостиную, было полотно с изображением священной гималайской вершины Канченджанги. Рериху нравилось связывать название любимого родового гнезда с индусским словом Ishvara – Господь, Бог. Нравилась ему и семейная история, рассказывающая, что в соседнем имении Яблоницы во времена правления Екатерины 2 жил индийский раджа. Размышляя о своих корнях, художник замечал влияние индийской культуры на русскую.
И хотя приземленные историки переводят название «Извара» с финно-угорского, как «Большие холмы», мне, как и Рериху, хочется верить в божественное значение древнего места.

Сегодня от бывшей обширной усадьбы Рерихов, кроме дома и здания училища Сельскохозяйственной колонии, сохранились необычный амбар со столбами, сарай из камня с провалившейся крышей и небольшой парк с уникальными прудами.

Издали местные пруды напоминают заросшие ивами болота с валунами и камышами, как на картине Васнецова, где Аленушка грустит на камне. Но, если подойти ближе, можно увидеть свое отражение в чистейшей зеркальной родниковой воде.
С фасада дома сотрудниками музея разбит пестрый цветник. На березах висят кормушки для птиц. Аллеи парка тенистые, пропахшие грибной сыростью. С густым, будто застывшим воздухом, с зарослями репейника и крапивы вдоль гравийной дороги. Здесь даже лягушки сонные, не скачут от ног пешехода, куда глаза глядят, а смотрят на тебя внимательно, пытливо, будто знают большую тайну. Лягушки-царевны.

Иногда ради чего-то большего приходится отказываться от дорогого сердцу, жертвовать любимым. Кто знает, стал бы Рерих известным на весь мир художником, если бы в 1900 году его мать не продала родовое гнездо, и на полученные деньги он не поехал учиться живописи в Европу. Деньги дали художнику возможность путешествовать, познавать себя через мир.
Талант даруется свыше и предназначение каждого человека его развивать. Для меня символичны слова художника: «Идеи не умирают, они порою дремлют, но они просыпаются еще более сильными, чем были до своего сна».

Творения Рериха (особенно индийского периода) нечто большее, чем просто картины. Они, как иконы, способны лечить душу. Я никогда не была в Индии и возможно никогда не побываю, но когда мне грустно, иду в Русский музей и смотрю на горы, изображенные художником. И начинаю чуть лучше понимать себя.

👁 Отель как всегда бронируем на букинге? На свете не только Букинг существует (🙈 за конский процент с отелей - платим мы!) я давно практикую Румгуру , реально выгодней 💰💰 Букинга.

👁 Знаешь ? 🐒 это эволюция городских экскурсий. Вип-гид - горожанин, покажет самые необычные места и расскажет городские легенды, пробовал, это огонь 🚀! Цены от 600 р. - точно порадуют 🤑

👁 Луший поисковик Рунета - Яндекс ❤ начал продавать авиа авиа-билеты! 🤷

Все особенное, все милое и памятное
связано с летними месяцами в Изваре…
Н. К. Рерих


Музей-усадьба Н.К. Рериха в Изваре – уникальный комплекс памятников природы, археологии, архитектуры, истории и культуры, первый в России государственный музей великого русского художника, ученого, путешественника и общественного деятеля Николая Константиновича Рериха .

С этой старинной русской усадьбой связаны детские и юношеские годы Н.К. Рериха .

С начала XVIII в. Изварой владели известные дворянские фамилии Шереметевых , Трубецких , Салтыковых , Веймарнов и др. В 1872 г. усадьба была приобретена К.Ф. Рерихом – отцом художника. Семья Рерихов владела Изварой с 1872 по 1900 г. В 1910-е гг. у последних владельцев имение было приобретено Министерством Юстиции для Санкт-Петербургской детской земледельческой колонии, архитектурный ансамбль которой (архитектор А.А. Яковлев, 1916 г.) органично дополнил облик усадьбы .

Музей-усадьба Н.К. Рериха был открыт в 1984 году. В настоящее время Музейный комплекс размещается на 60 га и включает 9 усадебных построек XVIII-начала XX в., старинный парк, родниковые озера (см. Виды усадьбы). Экспозиция и тематические выставки, расположенные в Усадебном доме XVIII в., знакомят посетителей с жизнью и творчеством Н.К. Рериха , с материалами, относящимися к русскому периоду жизни художника, раскрывают значение Извары в жизни и творчестве Н.К. Рериха , помогают ощутить особую атмосферу русской усадьбы , знакомят с историей развития идеи Н.К. Рериха о необходимости защиты культурных ценностей человечества, воплощенной в Пакте Рериха (подписан в Вашингтоне в 1935 г.) и другими материалами. В экспозиции представлены ранние работы Н.К. Рериха : эскиз фрески «Вечер богатырства киевского» (1896 г.), этюд «Папоротники» (1890-е гг.), автографы, личные вещи и мебель Н.К. Рериха (см. Тур по музею).

В комплекс Музея входит сохранившийся Училищный дом земледельческой колонии в стиле модерн со встроенной церковью во имя Казанской Иконы Божией Матери, ныне действующей.

Музей проводит конференции, праздники, музыкальные и поэтические вечера, разнообразные международные миротворческие акции. 9 октября, в день рождения Н.К. Рериха , в Изваре проходит областной праздник «Зажигайте сердца » (см. Жизнь Музея).

С 2002 г. на территории Музея-усадьбы действует комплексная научная экспедиция по изучению природы Извары , проводятся археологические исследования . 31 июля 2006 г. губернатором Ленинградской области В.П. Сердюковым было подписано Распоряжение о разработке проекта создания Особо охраняемой природной территории «Памятник природы» в границах Музея-усадьбы Н.К. Рериха в Изваре .

Музей открыт в течение года с 10-30 до 17-30, выходные дни – понедельник и вторник. Санитарный день – последняя среда каждого месяца.

Адрес музея : 188414, Россия, Ленинградская область, Волосовский район, деревня Извара .

Проезд от Санкт-Петербурга по Таллиннскому шоссе или через Гатчину до Волосово (85 км) и далее – до Извары (12 км).

Транспорт : маршрутные такси № 655 от ст. метро Автово (за сквером напротив цирка, с 7.30 каждый час) и от метро Балтийская (напротив выхода из метро, у сквера, каждый час) – до Волосово, далее маршрутками № 34, 34-а – до Извары .

Подробно

Подробно

10:00 Отправление из Санкт-Петербурга, ст.м.Звенигородская, ул.Звенигородская, д.5

Трассовая экскурсия.

Экскурсия по мемориальному дому-музею Исаака Шварца . Скромная усадьба стоит на тихой улице дачного поселка, на берегу живописной реки Оредеж.

«...по некоторым обстоятельствам жизни я оказался и теперь живу в нашей замечательной Сиверской. Я счастлив, что всё так удачно сложилось. И вправду, это моё место, благословенное место, я его отлично чувствую, и оно меня, вероятно, тоже», рассказывал композитор.

Тщательно сохраненные элементы обстановки дома помогают восстановить атмосферу, окружавшую Исаака Иосифовича здесь, где были созданы потрясающие мелодии к фильмам «Братья Карамазовы», «Звезда пленительного счастья», «Белое солнце пустыни» и другие. На рояле стоит так и незаконченная партитура, возле неё - карандаш, который словно ещё хранит тепло рук своего владельца. Интерьер украшают фотоснимки известных всему миру гостей композитора.

Переезд в деревню Извара .

Извара встречается еще в писцовых книгах Новгородской республики 1500 года, хотя деревня куда древнее: стоит на этом месте, вероятно, с XI века. Извара известна тем, что связана с именем Николая Рериха – знаменитого художника, исследователя, путешественника. Здесь он провел свое детство и в своих дневниках и мыслях постоянно возвращался сюда.

Экскурсия по усадьбе Извара . Сегодня это большой музей, в котором можно узнать как о жизни Рериха, так и увидеть его автографы, личные вещи, мебель, и ранние работы: эскиз фрески "Вечер богатырства киевского", этюд "Папоротники". Здесь также хранятся экспонаты археологических раскопок, ведущихся в этой местности. А неподалеку протекает река Изварка, живописные виды которой, возможно, служили вдохновением для художника.

Достопримечательности Извары на этом не заканчиваются. После того, как семья Рерихов продала усадьбу, в деревне была основана колония для обездоленных детей. Для этих целей в Изваре был выстроен комплекс строений, состоявший из жилых корпусов, лазарета и Училищного дома со встроенной церковью. Сегодня здание жилых и учебных корпусов заброшены, но Казанская церковь работает и открыта для прихожан.

Отъезд из деревни. Техническая остановка у Волосовского хлебокомбината . Желающие могут приобрести свежий хлеб в магазине.

18:00 Ориентировочное возвращение в Санкт-Петербург, ст.м. Балтийская, ст.м. Звенигородская

В стоимость включено:

Автобусное обслуживание

Экскурсионное обслуживание

Входные билеты по программе

Цена действительна для граждан РФ и стран СНГ. Стоимость экскурсии для иностранных граждан уточняйте дополнительно.

Первый в России государственный музей выдающегося русского художника, мыслителя, учёного и путешественника Николая Константиновича Рериха был открыт в Изваре в 1984 году. Поместье, с которым связаны первые 26 лет жизни художника, принадлежало его родителям - Константину Федоровичу Рериху и Марии Васильевне Рерих. В настоящее время это единственный в стране мемориальный музей, расположенный непосредственно в доме, в котором жил Н.К. Рерих. Коллекции музея насчитывают более 11 тысяч предметов, в том числе личные вещи и документы семьи Рерихов и три подлинные картины Н.К. Рериха, произведения прикладного искусства, бытовые предметы XVIII -нач. XX вв., археологические находки, естественнонаучные коллекции, редкие книжные издания и многое другое.

Экспозиция в Усадебном доме включает 8 залов, рассказывающих о жизни и творчестве Н.К. Рериха, его научной, просветительской и миротворческой деятельности, о деле всей его жизни – борьбе за сохранение всемирного культурного наследия, выразившейся в подписании международного Пакта Рериха (Вашингтон, 1935 г.) и создании международного миротворческого движения «Знамя Мира». Показано значение Извары в формировании жизненной позиции и творческого пути художника. Отдельные блоки экспозиции рассказывают об археологии, истории и природе Извары, расположенной на южном склоне Ижорского плато – чрезвычайно интересного и своеобразного историко-географического микрорегиона. Исследования в округе Извары оказали на молодого Н.К. Рериха не меньшее влияние, чем обучение в Петербургском университете и Академии Художеств. Сама территория усадьбы, обитаемая с XII – XIII вв., является археологическим памятником, здесь выявлены следы средневековых поселений. Музей проводит археологические раскопки и выставки, разработан проект археологической экспозиции «Древняя и средневековая история Ижорского плато» на базе реставрируемого Училищного дома Петербургской земледельческой колонии (постр. 1913 – 1915 гг., арх. А.А. Яковлев).

Территория Музея-усадьбы площадью 60 га, включая старинный парк с деревьями-экзотами, родниковыми озёрами и истоком речки Изварки, с 2009 г. имеет статус памятника природы Ленинградской области. Здесь обитают редкие охраняемые виды птиц, зверей, насекомых, произрастают краснокнижные виды растений. В ближайших планах музея – создание эколого-просветительского центра на базе Училищного дома. Летом в Изваре на базе музея работает детский культурно-экологический лагерь, проводятся научно-исследовательские и образовательные экспедиции с участием школьников и ведущих учёных Петербурга.