Джимми пейдж и его гитары

Профессии гитарист
продюсер
Годы активности 1957 - настоящее Инструменты Gibson Les Paul
Gibson EDS-1275
Danelectro 59 DC
Fender Stratocaster
Fender Telecaster
Жанры хард-рок
блюз-рок
фолк-рок
прогрессив-рок
Псевдонимы ZoSo Коллективы The Yardbirds
Led Zeppelin
The Honeydrippers
The Firm
Coverdale and Page
Page and Plant
XYZ Лейблы Swan Song
Atlantic Records
Награды Page Online Аудио, фото, видео на Викискладе

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Джеймс Патрик Пейдж родился 9 января 1944 года в Хестоне, западном пригороде Лондона, в семье менеджера и секретарши доктора. В 1952 году семья переехала на Майлз-роуд в Эпсоме. Пейдж пошёл в школу в пять лет; до этого у него не было друзей-сверстников. Он вспоминал:

    В 12 лет Пейдж впервые взял в руки гитару : старую испанскую акустику , найденную им на чердаке своего дома. Поначалу инструмент не заинтересовал мальчика; захотел научиться играть на нём он, когда услышал «Baby, Let’s Play House» Элвиса Пресли . «Парень в школе показал мне аккорды и - пошло-поехало», - вспоминал Пейдж.

    Получив первые уроки игры в музыкальной школе (в Кингстоне), он приступил затем к усиленному самообразованию. Первыми гитаристами, оказавшими влияние на его стиль игры, были Скотти Мур и Джеймс Бертон (игравшие с Элвисом Пресли). «Baby Let’s Play House» была одной из любимых вещей юного Пейджа. Постепенно вокруг одарённого гитариста стало собираться настоящее музыкальное общество, члены которого впоследствии стали, как и он сам, легендами (Эрик Клэптон , Джефф Бек).

    Начало карьеры

    На 14-летие родители подарили Джеймсу первую электрогитару, чехословацкую Jolana Grazioso, дешевую копию гитары «Fender Stratocaster». Пейдж занимался на ней круглыми сутками, даже в школе. Однако там не оценили стремления юного Джимми к музыке и гитару конфисковывали до конца каждого учебного дня.

    К этому же времени относятся и его первые успехи: так, он выступил на Би-би-си , сыграв со своей (очевидно, безымянной) группой каверы некоторых кантри - и скиффл -песен. В 1959-1960 годах Пейдж достаточно окреп музыкально для того, чтобы отправиться на первые гастроли, и был приглашён в группу Neil Christian & The Crusaders . Покинув ансамбль по состоянию здоровья, Пейдж поступил в художественный колледж, но занятий музыкой не прекратил. В начале 1960-х годов, бросив учёбу, начал карьеру сессионного музыканта, накапливая опыт и оттачивая техническое мастерство.

    Джимми очень восхищался первым альбомом Берта Дженша (Bert Jansch , 1965), сказав: "В какой то момент я был совершенно захвачен Дженшем Бертом. Когда я впервые услышал его диск, я не мог поверить этому. Это было намного впереди того, что кто-либо делал. Никто в Америке не мог дотянуться до этого "

    Пейдж был сессионным музыкантом в группе Дэвида Боуи .

    The Kinks: «You Really Got Me»

    В числе групп, с которыми он записывался, были The Kinks . Более того, согласно одной из версий, именно он записал гитарные партии для песен «You Really Got Me » и «All Day and All of the Night» ; это позволило журналу Guitar World заявить, что «…если Джимми Пейдж действительно сыграл рифф „You Really Got Me“, то это значит, что именно он, и именно в тот момент изобрёл хеви-метал ». Согласно конкурирующей версии, всё это - не более, чем «знаменитый миф» ; утверждалось, что опровергали это утверждение не только братья Дэвисы , но и сам Пейдж.

    Между тем, и продюсер Шел Талми, и Джон Лорд (другой сессионный музыкант впоследствии участник Deep Purple , также ставший знаменитым) подтверждают участие Пейджа в записи: первый утверждает, что гитарист исполнил партию ритм-гитары , второй - что тот сыграл соло .

    The Yardbirds

    В феврале 1965 года вышел сольный сингл Пейджа «She Just Satisfies»/«Keep Moving».

    Led Zeppelin

    Все идеи, которые не удалось реализовать в Yardbirds, Пейдж перенёс в Led Zeppelin, собственными усилиями создав уникальный стиль группы, в котором каждый из участников сумел реализовать свои самые сильные качества. Практически каждый трек первых четырёх альбомов группы считается гитарной классикой. Джонни Рамон говорил, что свой стиль выстроил на основе одного риффа - «Communication Breakdown ». То же значение для Эдди Ван Халена (по его собственному признанию) имел «Heartbreaker» из второго альбома. Гитарное соло Пейджа в «Stairway to Heaven» возглавило списки лучших гитарных соло журналов Guitar World и Total Guitar . Журнал Creem признавал его лучшим гитаристом мира в течение пяти лет подряд.

    Постоянно экспериментируя со звуком, Пейдж-продюсер сделал в студии несколько открытий и использовал многие эффекты впервые в истории.

    В The Yardbirds Микки Мост постоянно заставлял нас записывать совершенно ужасные вещи. Каждый раз говорил: «Да ладно, просто попробуйте: не понравится, не станем выпускать» - и, конечно же, эти записи всегда выпускались. (Смех.) И вот однажды записывали мы «Ten Little Indians», тупейшую песенку с ужасно аранжированной духовой секцией. Звучало всё отвратительно. Отчаявшись хоть как-то спасти запись, я предложил: «Переверните плёнку - и запишите эхо духовых инструментов на свободную дорожку. Затем переверните плёнку в прежнее положение - эхо будет опережать сигнал». Получилось интересно: возникло ощущение, что песня звучит задом наперёд.
    Позже, когда мы записывали «You Shook Me », я попросил звукоинженера Глина Джонса использовать опережающее эхо в конце. «Джимми, это сделать невозможно», - заявил он. «Возможно! Я это уже делал!», - говорю. Он заупрямился, и я просто приказал: мол, я тут продюсер, делай, что говорю. С величайшей неохотой он проделал все, что требовалось, но, когда мы заканчивали сведение, он стал отказываться поднять фейдер, чтобы я смог услышать результат. Пришлось накричать на него: «Поднимай сейчас же этот чёртов фейдер!» Эффект сработал идеально. На Глине лица не было. Он просто не мог смириться с тем, что кто-то знает нечто, чего он сам не знал, особенно если это кто-то из музыкантов. Надутый козёл!
    Самое интересное, после этого Глин записывал альбом "Rolling Stones, и что же мы там услышали? Опережающее эхо! Не сомневаюсь в том, что все авторство этого эффекта он приписал себе. - Джимми Пейдж, Guitar World .

    В процессе работы над первым альбомом Пейдж использовал 1958 Telecaster и 10-струнную педал-стил-гитару Fender 800 . Начиная со второго альбома и далее его основным инструментом стал Gibson Les Paul с набором усилителей Marshall . Позднее он не раз возвращался к Фендеру - в частности, на нём исполнил соло в «Stairway to Heaven ». Для партий слайд-гитары Пейдж использовал Danelectro DC-59. В числе эффектов, использовавшихся им в студии, были Vox AC30, фуззбокс Sola Sound Tone Bender Professional MKII («How Many More Times »), терменвоксом и педаль wah-wah (с последней он обращался не так, как это делали Джими Хендрикс и современники, а по-своему: каждый раз вжимая её в дальнее положение для получения более заострённого звука).

    Сенсацию произвела использованная Пейджем в «Dazed and Confused » и «How Many More Times » техника смычковой игры на гитаре, которой он овладел в бытность свою сессионщиком. До Пейджа так играл Эдди Филипс, гитарист The Creation, но гитарист Led Zeppelin (в MTV Rockumentary) рассказал о том, что перенял эту технику у другого сессионного музыканта, Дэвида Маккаллума-старшего. Игра Пейджа смычком в «Dazed and Confused» была усилена эхом: для этой цели он использовал реверб EMT - записанный эффект отделил на отдельную дорожку и ввёл затем в микс, создав эхо-эффект. Пейдж говорил (в интервью Guitar World 1993 года), что сознательно менял звукоинженеров для работы с альбомами группы (Глин Джонс , Эдди Креймер, Энди Джонс и др.), чтобы у тех не появилось повода позже заявить, что это они создали звучание группы.

    Джимми Пейдж всегда носил с собой портативный кассетный магнитофон, на который записывал появлявшиеся идеи: именно благодаря привычке гитариста группы прослушивать старые риффы и формировать из них новые сочетания в репертуаре Led Zeppelin появились такие вещи, как «The Song Remains The Same» и «Stairway to Heaven».

    Одной из самых своих «плотных» продюсерских работ Пейдж называл альбом Houses of the Holy ; напротив, Physical Graffiti был в этом смысле почти импровизированным: Пейдж принял сознательное решение отказаться от излишне «полированного» звука. Здесь появились спонтанные записи, например, песня «In My Time of Dying». Пейдж говорил, что это - самый личный альбом группы, словно бы приглашавший слушателя во внутренний мир музыкантов.

    Во многом определяющей для звучания поздних Led Zeppelin явилась идея посетить Марокко . Она возникла у Пейджа после продолжительной дискуссии с Уильямом Берроузом в редакции журнала Crawdaddy - в частности, той её части, где речь шла о гипнотической стороне рока и параллелях его с арабской культурой.

    Приведя в качестве примера такой связи цеппелиновскую «Black Mountain Side », Берроуз и посоветовал гитаристу группы отправиться в Марокко и исследовать музыкальную культуру страны непосредственно.

    Своим любимым альбомом группы Пейдж называл Presence , - «возможно потому, что он был записан при почти невозможных обстоятельствах»: Плант в тот момент находился в гипсе, было неизвестно, сможет ли он ходить вообще, и будущее группы было под вопросом. «Это - отражение пика наших эмоций. Там нет акустических песен, ничего клавишного, ничего мягкого», - говорил Пейдж. Кроме того, группа находилась в цейтноте. Альбом был сделан за 18 дней и в среднем музыканты работали по 18-20 часов в сутки.

    Это было особенно изнурительно, потому что никто больше не приносил песенных идей. Пришлось мне придумывать все эти риффы: именно поэтому Presence насыщен такой гитарной тяжестью. Но я никого не виню. Мы все находились в унынии… Наше настроение идеально подытоживал текст «Tea For One». - Джимми Пейдж, Guitar World , 1993.

    «Как только группа заканчивала записываться, мы с звукоинженером Кейтом Харвудом начинали микшировать, пока не падали и не засыпали. Потом тот, кто просыпался первым, будил второго и мы продолжали работать, пока снова не вырубались», - вспоминал Пейдж. Гитарист рассказывал, что мог бы потребовать от записывающей компании больше времени на работу, но… «не хотел, чтобы все тянулось бесконечно. Обстоятельства были таковы, что я чувствовал: если дело затянется, может прокрасться негативный, разрушительный элемент. Эта спешка позволила нам создать интересный альбом», - говорил он в интервью журналу Guitar World .

    Звучание ударных

    Пейдж всегда восторженно отзывался о технике работы Джона Бонэма , однако особое, «громоподобное» звучание барабанов - заслуга его как продюсера. Пейдж рассказывал, что считает одним из своих главных продюсерских достижений выявление нового, «пространственного» звука, чего до него сделать никто не пытался:

    Ещё играя на студийных сессиях, я заметил, что звукоинженеры всегда выставляют микрофон басового барабана к головной части. Барабанщик мог после этого стараться изо всех сил, но звучал всё равно как если бы колотил по картонной коробке. Я обнаружил, что если отдалить микрофоны от установки, звук получает пространство для вздоха, словно бы разрастается. Я продолжал исследовать и расширять возможности такого подхода до тех пор, пока мы не начали разносить микрофоны в коридоры - так, например, возникло звучание «When The Levee Breaks»: в результате поиска пространства, чтобы вытянуть из ударных самый выигрышный звук.

    Оригинальный текст (англ.)

    When I was playing sessions, I noticed that the engineers would always place the bass drum mic right next to the head. The drummers would then play like crazy, but it would always sound like they were playing on cardboard boxes. I discovered that if you move the mic away from the drums, the sound would have room to breathe, hence a bigger drum sound. I kept exploring and expanding that approach, to the point that we were actually placing mics in hallways, which is how we got the sound on «When The Levee Breaks». That was purely in the search for ambience and getting the best out of the drums.

    Пейдж отрицал предположения, что энтузиазм музыкантов к моменту выхода альбома In Through the Out Door стал иссякать. По его словам они с Бонзо уже начали обсуждать более тяжёлый, роковый альбом, который последует за этим. «Мы оба чувствовали что In Through the Out Door был несколько мягковат. Мне совсем не по душе была „All of My Love“. Что-то не так было в рефрене. Воображая реакцию зрителей, я говорил себе: это не мы, это не мы… Для своего времени <альбом> был неплох, но я не хотел продолжать это направление в будущем» .

    Увлечение оккультизмом

    В начале 1970-х годов Джимми Пейдж приобрёл в Лондоне магазин-издательство оккультной литературы «The Equinox Booksellers and Publishers», располагавшийся на Кенсингтон-Хай-стрит. О том, что владелец всерьёз относился к собственной миссии, свидетельствует хотя бы тот факт, что факсимильное издание «The Goetia» Алистера Кроули было перевыпущено здесь в суперобложке из верблюжьей кожи, повторявшей обложку оригинала.

    Появление 4 символов на обложке четвёртого альбома Led Zeppelin также связывалось с оккультными устремлениями гитариста группы. Принято считать, что каждый знак символизирует одного из участников группы. В ходе гастролей после выхода альбома Led Zeppelin IV Пейдж стал появляться на сцене в так называемом «костюме Дракона», на котором были изображены зодиакальные знаки (Козерог, Скорпион и Рак) наряду с его персональным символом «ZoSo». Смысл последнего остаётся неясным, хоть и известно, что Пейдж заимствовал его из книги «Ars Magica Arteficii» (1557) алхимика Дж. Кардана, трактовавшего это изображение как зодиакальный коллаж. Но есть мнение (отражённое, в частности, в словаре «Dictionary of Occult, Hermetic and Alchemical Sigils» Фреда Геттингса, 1982), что это стилизация «666», использованная Алистером Кроули в «Эквиноксе».

    С увлечением Пейджа оккультизмом многие связывают оформление обложки Led Zeppelin IV , в основу которого легла репродукция картины Баррингтона Колби, созданной по мотивам образов карты Таро «Отшельник». (Характерно, что именно в этот образ Пейдж трансформируется в одном из фрагментов фильма «The Song Remains the Same».) Источником кривотолков явилась и эмблема Swan Song Records (лейбла, запущенного Led Zeppelin 10 мая 1974 года), образ которой повторял сюжет картины «Evening: Fall of Day» (1869) художника Вильяма Риммера, изображавшей Аполлона , бога света и разума (в других трактовках - Икара , а также Люцифера).

    В ходе слушаний, проводившихся в 1980-х годах организацией PMRC ( ), созданной Типпер Гор, всплыли на поверхность и давние обвинения в адрес «Stairway to Heaven », текст которой якобы содержит изнаночные сатанинские послания (так называемые «backwards masking») - в куплете, начинающемся со слов: If there’s a bustle in your hedgerow… К однозначному выводу инициаторы дискуссии так и не пришли.

    Скандалом закончилось сотрудничество Пейджа с кинорежиссёром (и другим почитателем Кроули) Кеннетом Энгером , заказавшим ему звуковую дорожку к своему фильму «Lucifer Rising». Тот факт, что вместо полноформатного саундтрека Пейдж произвёл на свет за три года работы лишь «23 минуты электронного гула» (музыка создавалась на гитаре, пропущенной через синтезатор) возмутил Энгера, и тот обрушился на гитариста с многочисленными упрёками. Помимо всего прочего, он обвинил Пейджа в том, что тот профанирует сатанизм и слишком предпочитает Люциферу «белую леди» (кокаин). Пейдж выступил с опровержениями, указав, в частности, что позволял Энгеру снимать фрагмент фильма в подвале своего лондонского дома Тауэр-хаус. Это неоконченное произведение Джимми Пейджа было выпущено компанией Boleskine House Records 19 июня 1987 года на синем виниле. Принято считать, что инструментальное вступление к треку «In the Evening » впоследствии перешло в песню именно отсюда.

    При том, что Пейдж был страстным коллекционером книг Кроули, он никогда не называл себя телемитом , не являлся участником O.T.O. и дистанцировался от оккультизма. Книжный магазин «The Equinox», как и особняк Болскин-хаус, были проданы в 1980-х годах, после того как Пейдж обзавёлся прочной семьёй и посвятил себя благотворительной деятельности.

    После распада Led Zeppelin

    После смерти барабанщика Джона Бонэма в 1980 году Джимми Пейдж занялся сольной карьерой и начал выступать с разными исполнителями на многочисленных благотворительных мероприятиях. В марте 1981 года он дал концерт с Джеффом Беком в Хаммерсмит-Одеон, после чего провёл серию концертов в поддержку фонда A.R.M.S. (Action Research for Multiple Sclerosis) - после того, как стало известно о болезни Ронни Лейна из The Small Faces . Две композиции Пейджа (записанные при участии


    С раннего детства Джимми увлекался рок-н-роллом, когда ему было 12, первой его гитарой была копия Fender Stratocaster. В его окружении были люди, любившие рок, блюз, ритм-энд-блюз и это было весьма кстати. Они собирали записи и давали их прослушать тем, у кого не было денег на покупку пластинок. Родители Джимми были рады, что их сын увлекся гитарой.

    Первой группой для Джимми стала THE CRUSADERS, что в переводе означает «Крестоносцы». Их гастроли проходили в ужасных условиях, и вскоре заработав воспаление гланд Джимми, покидает группу. Ему было всего 18 и в то время в«MarqueeClub»(Лондон), проходили популярные среди музыкантов джэм-сейшны. Там Пейдж привлек внимание Майка Линдера, который предложил Джимми поработать в студии, сессионным музыкантом.

    3 года работы в студиях не прошли даром. За это время он успел посотрудничать с такими известными группами, как THE ROLLING STONES, DONOVAN, THE KINKS . Джимми играл все что угодно: блюз, фолк, рок, классику, и даже джаз. Он много работает: пишет саундтрэки к фильмам, создает много песен с Бобби Грэмом, имеет собственное музыкальное издательство, так же является продюсером в компании «Immediate».

    В 1966 году Джимми исполняется 21. Его приглашают в группу THE YARDBIRDS, где играет его близкий друг Джефф Бек. Он соглашается на предложение группы и берется то за гитару, то за бас. Вскоре их группа едет в турне по Великобритании, они выступают на разогреве у легендарных ROLLING STONES. Сразу после того, как Бек ушел из группы, ее покидают и остальные участники. Пейдж принимает решение создать свою, новую группу. Он собирает новый состав, они называют себя THE NEW YARDBIRDS. Вскоре название группы меняется на LED ZEPPELIN или "Свинцовый Дирижабль". В начале 1969 года появляется дебютный альбом “LedZeppelin I”, в скором времени выходит и следующий “Led Zeppelin II”, который по праву признается лучшим альбомом. 27 сентября 1970 года по версии журнала «MelodyMaker» LED ZEPPELIN признана лучшей в мире группой. Также в этом году выходит следующий альбом "LedZeppelin III”, в котором преобладает фолк и индийская музыка.

    С каждым новым альбомом успех группы только возрастает. Альбомы продаются с молниеносной скоростью, на их концерты собираются полные залы почитателей и преданных фанатов. Но к несчастью 25 сентября 1980 года умирает уникальный барабанщик группы Джон Бонэм. Его коллеги, понимая, что без Бонэма они играть больше не смогут, решают распустить группу (4 декабря 1980 года). Спустя 20 лет после распада, в 2007 году в Лондоне состоялось благотворительное выступление воссоединившихся музыкантов LED ZEPPELIN, уже успевшего стать легендой Джимми Пейджа и бас-гитариста Джона Пола Джонса (на ударниках выступил Джейсон Бонэм-младший).
    Джимми Пейдж занимается своим любимым делом и по сей день. Он так же полон сил, как и в юности. В 1988 году в свет выходит сольный альбом “Outrider”, а в 1990 году Пейдж выпускает цифровой сборник 26 хитов LED ZEPPELIN.

    Джимми Пейджа сделал поистине большой вклад в мировую музыкальную культуру, а это, в свою очередь, не ставит под сомнение мысль о том, что и через сто лет его талант будет восхищать людей во всем мире.


    Известнейший рок-музыкант, виртуознейший гитарист, композитор, продюсер, аранжировщик, а что самое главное, фронтмен и «мозг» культовой рок группы Led Zeppelin – встречайте, легендарный Джеймс Патрик Пейдж!
    Джимми Пейдж (Jimmy Page) появился на свет в западном лондонском пригороде Хестоне, 9 января 1944 года. Отец его работал менеджером, а мать – секретаршей врача. До пятилетнего возраста Джимми Пейдж был фактически изолирован от сверстников, друзья появились у будущего музыканта только лишь после поступления в школу. Сам Джимми считает, что такая ранняя изолированность сыграла роль в становление его характера – одиночка, предпочитающий существовать сам по себе.

    Семья Пейджа переехала в Эпсом, когда мальчику было 8. Спустя 4 года подросток впервые взял гитару в руки. Гитара эта, старая испанская , была найдена Джимми на чердаке. Учиться игре на нем Джимми захотел, услышав «Baby, Let’s Play House», исполненную Элвисом Пресли. В школе парень показал Пейджу , и «пошло-поехало» (из воспоминаний Джимми).

    Он получил начальные уроки игры в кингстонской иузыкальной школе, после чего занялся активнейшим самообразованием. На стиль Пейджа повлияли такие гитаристы, как Скотти Мур и Джеймс Бертон, которые играли с Пресли. Композиция «Baby, Let’s Play House», вдохновившая Джимми когда-то, стала одной из любимых. Со временем вокруг одаренного музыканта формировался круг музыкальных людей, многие из которых потом стали, подобно Пейджу, легендами.

    Первой электрогитарой Джимми Пейджа стал подарок родителей ему на 14-летие – дешевая копия . Джимми занимался день и ночь, однако в школе, где он тоже совершенствовал свои навыки, не оценили устремления юного дарования, и инструмент конфисковали на протяжении всего учебного года каждый день. Тогда же состоялись его первые выступления на BBC с несколькими каверами и скиффл-песен.

    В 1959 году Пейдж был приглашен в музыкальный коллектив «Neil Christian & The Crusaders», однако вскоре покинул его по состоянию здоровья.

    Джимми Пейдж 1959 год

    Тогда же музыкант поступает в художественный колледж, но и учебу вскоре бросает и начинает карьеру сессионного гитариста, совершенствуя свои технические навыки и накапливая опыт. Он также играл в качестве сессионного музыканта с коллективом Дэвидом Боуи.
    В 1965 году был выпущен сольный сингл Пейджа «She Just Satisfies» / «Keep Moving». Год спустя он принимает решение вернуться на рок-сцену бас-гитаристом группы The Yardbirds.

    Jimmy Page and The Yardbirds

    В этот же период времени формируется будущий состав Led Zeppelin, который вскоре проводит турне по Скандинавии. Далее последовал контракт с компанией Atlantic Records, который был заключен во многом благодаря репутации Пейджа.

    Led Zeppelin

    Джимми Пейдж реализовал в новоиспеченном коллективе все те задумки, которые не смог воплотить в The Yardbirds. Он создал для цепеллинов уникальный стиль, который позволял каждому из участников проявить свои сильнейшие стороны. После распада же легендарного коллектива в 1980 году гитарист занялся сольной исполнительской деятельностью, выступая на различных благотворительных мероприятий.

    В 1981 году в поддержку фонда Action Research for Multiple Sclerosis (A.R.M.S.) Пейдж проводит серию концертов. Проходили также совместные концерты с исполнителем Полом Роджерсом. На тот период времени Джимми, по словам очевидцев, выглядел очень истощенным – незадолго до описанных выше событий тот окончательно освободился от семилетней героиновой зависимости. Существовал также недолгий период времени проект XYZ («экс-Yes-Zeppelin»), созданный Крисом Сквайром и Аланом Уайтом, участниками группы Yes. Были организованы несколько проектов с бывшими участниками LZ, организовывались множественные конференции и выступления, а также масштабные переиздания дискографии культовой группы.

    Гитары Джимми Пейджа

    Среди инструментов, на которых виртуозничал Джимми в процессе студийных и концертных записей, одними из первых упоминаются 1958 и Fender 800. Их гитарист применял во время работы над первым своим альбомом.

    В процессе работы над последующими альбомами, а также во время концертной деятельности, основным инструментом ему служил в комплекте с .

    Page Online

    В 12 лет Пейдж впервые взял в руки гитару : старую испанскую акустику , найденную им на чердаке своего дома. Поначалу инструмент не заинтересовал мальчика; захотел научиться играть на нём он, когда услышал «Baby, Let’s Play House» Элвиса Пресли . «Парень в школе показал мне аккорды и - пошло-поехало», - вспоминал Пейдж.

    Получив первые уроки игры в музыкальной школе (в Кингстоне), он приступил затем к усиленному самообразованию. Первыми гитаристами, оказавшими влияние на его стиль игры, были Скотти Мур и Джеймс Бертон (игравшие с Элвисом Пресли). «Baby Let’s Play House» была одной из любимых вещей юного Пейджа. Постепенно вокруг одарённого гитариста стало собираться настоящее музыкальное общество, члены которого впоследствии стали, как и он сам, легендами (Эрик Клэптон , Джефф Бек).

    Начало карьеры

    На 14-летие родители подарили Джеймсу первую электрогитару, Grazioso , дешевую копию гитары «Fender Stratocaster». Пейдж занимался на ней круглыми сутками, даже в школе. Однако там не оценили стремления юного Джимми к музыке и гитару конфисковали.

    К этому же времени относятся и его первые успехи: так, он выступил на Би-би-си , сыграв со своей (очевидно, безымянной) группой каверы некоторых кантри - и скиффл -песен. В 1959-1960 годах Пейдж достаточно окреп музыкально для того, чтобы отправиться на первые гастроли, и был приглашён в группу Neil Christian & The Crusaders . Покинув ансамбль по состоянию здоровья, Пейдж поступил в художественный колледж, но занятий музыкой не прекратил. В начале 1960-х годов, бросив учёбу, начал карьеру сессионного музыканта, накапливая опыт и оттачивая техническое мастерство.

    Джимми очень восхищался первым альбомом Берта Дженша (Bert Jansch , 1965), сказав: "В какой то момент я был совершенно захвачен Дженшем Бертом. Когда я впервые услышал его диск, я не мог поверить этому. Это было намного впереди того, что кто-либо делал. Никто в Америке не мог дотронуться до этого "

    Пейдж был сессионым музыкантом в группе Дэвида Боуи .

    The Kinks: «You Really Got Me»

    В числе групп, с которыми он записывался, были The Kinks . Более того, согласно одной из версий, именно он записал гитарные партии для песен «You Really Got Me» и «All Day and All of the Night» ; это позволило журналу Guitar World заявить, что «…если Джимми Пейдж действительно сыграл рифф „You Really Got Me“, то это значит, что именно он, и именно в тот момент изобрёл хеви-метал ». Согласно конкурирующей версии, всё это - не более, чем «знаменитый миф» ; утверждалось, что опровергали это утверждение не только братья Дэвисы , но и сам Пейдж.

    Между тем, и продюсер Шел Талми, и Джон Лорд (другой сессионный музыкант впоследствии участник Deep Purple , также ставший знаменитым) подтверждают участие Пейджа в записи: первый утверждает, что гитарист исполнил партию ритм-гитары , второй - что тот сыграл соло .

    The Yardbirds

    В феврале 1965 года вышел сольный сингл Пейджа «She Just Satisfies»/«Keep Moving».

    Led Zeppelin

    Все идеи, которые не удалось реализовать в Yardbirds, Пейдж перенёс в Led Zeppelin, собственными усилиями создав уникальный стиль группы, в котором каждый из участников сумел реализовать свои самые сильные качества. Практически каждый трек первых четырёх альбомов группы считается гитарной классикой. Джонни Рамон говорил, что свой стиль выстроил на основе одного риффа - «Communication Breakdown ». То же значение для Эдди Ван Халена (по его собственному признанию) имел «Heartbreaker» из второго альбома. Гитарное соло Пейджа в «Stairway to Heaven» возглавило списки лучших гитарных соло журналов Guitar World и Total Guitar . Журнал Creem признавал его лучшим гитаристом мира в течение пяти лет подряд.

    Постоянно экспериментируя со звуком, Пейдж-продюсер сделал в студии несколько открытий и использовал многие эффекты впервые в истории.

    В The Yardbirds Микки Мост постоянно заставлял нас записывать совершенно ужасные вещи. Каждый раз говорил: «Да ладно, просто попробуйте: не понравится, не станем выпускать» - и, конечно же, эти записи всегда выпускались. (Смех.) И вот однажды записывали мы «Ten Little Indians», тупейшую песенку с ужасно аранжированной духовой секцией. Звучало всё отвратительно. Отчаявшись хоть как-то спасти запись, я предложил: «Переверните плёнку - и запишите эхо духовых инструментов на свободную дорожку. Затем переверните плёнку в прежнее положение - эхо будет опережать сигнал». Получилось интересно: возникло ощущение, что песня звучит задом наперёд.
    Позже, когда мы записывали «You Shook Me », я попросил звукоинженера Глина Джонса использовать опережающее эхо в конце. «Джимми, это сделать невозможно», - заявил он. «Возможно! Я это уже делал!», - говорю. Он заупрямился, и я просто приказал: мол, я тут продюсер, делай, что говорю. С величайшей неохотой он проделал все, что требовалось, но, когда мы заканчивали сведение, он стал отказываться поднять фейдер, чтобы я смог услышать результат. Пришлось накричать на него: «Поднимай сейчас же этот чёртов фейдер!» Эффект сработал идеально. На Глине лица не было. Он просто не мог смириться с тем, что кто-то знает нечто, чего он сам не знал, особенно если это кто-то из музыкантов. Надутый козёл!
    Самое интересное, после этого Глин записывал альбом "Rolling Stones, и что же мы там услышали? Опережающее эхо! Не сомневаюсь в том, что все авторство этого эффекта он приписал себе. - Джимми Пейдж, Guitar World .

    Джимми Пейдж в Led Zeppelin

    В процессе работы над первым альбомом Пейдж использовал 1958 Telecaster и 10-струнную педал-стил-гитару Fender 800 . Начиная со второго альбома и далее его основным инструментом стал Gibson Les Paul с набором усилителей Marshall . Позднее он не раз возвращался к Фендеру - в частности, на нём исполнил соло в «Stairway to Heaven ». Для партий слайд-гитары Пейдж использовал Danelectro DC-59. В числе эффектов, использовавшихся им в студии, были Vox AC30, фуззбокс Sola Sound Tone Bender Professional MKII («How Many More Times »), терменвоксом и педаль wah-wah (с последней он обращался не так, как это делали Джими Хендрикс и современники, а по-своему: каждый раз вжимая её в дальнее положение для получения более заострённого звука).

    Сенсацию произвела использованная Пейджем в «Dazed and Confused » и «How Many More Times » техника смычковой игры на гитаре, которой он овладел в бытность свою сешнменом. До Пейджа так играл Эдди Филипс, гитарист The Creation, но гитарист Led Zeppelin (в MTV Rockumentary) рассказал о том, что перенял эту технику у другого сессионного музыканта, Дэвида Маккаллума-старшего. Игра Пейджа смычком в «Dazed and Confused» была усилена эхом: для этой цели он использовал реверб EMT - записанный эффект отделил на отдельную дорожку и ввёл затем в микс, создав эхо-эффект. Пейдж говорил (в интервью Guitar World 1993 года), что сознательно менял звукоинженеров для работы с альбомами группы (Глин Джонс , Эдди Креймер, Энди Джонс и др.), чтобы у тех не появилось повода позже заявить, что это они создали звучание группы.

    Джимми Пейдж всегда носил с собой портативный кассетный магнитофон, на который записывал появлявшиеся идеи: именно благодаря привычке гитариста группы прослушивать старые риффы и формировать из них новые сочетания в репертуаре Led Zeppelin появились такие вещи, как «The Song Remains The Same» и «Stairway to Heaven».

    Одной из самых своих «плотных» продюсерских работ Пейдж называл альбом Houses of the Holy ; напротив, Physical Graffiti был в этом смысле почти импровизированным: Пейдж принял сознательное решение отказаться от излишне «полированного» звука. Здесь появились спонтанные записи, например, песня «In My Time of Dying». Пейдж говорил, что это - самый личный альбом группы, словно бы приглашавший слушателя во внутренний мир музыкантов.

    Во многом определяющей для звучания поздних Led Zeppelin явилась идея посетить Марокко . Она возникла у Пейджа после продолжительной дискуссии с Уильямом Берроузом в редакции журнала Crawdaddy - в частности, той её части, где речь шла о гипнотической стороне рока и параллелях его с арабской культурой.

    Приведя в качестве примера такой связи цеппелиновскую «Black Mountain Side», Берроуз и посоветовал гитаристу группы отправиться в Марокко и исследовать музыкальную культуру страны непосредственно.

    Своим любимым альбомом группы Пейдж называл Presence , - «возможно потому, что он был записан при почти невозможных обстоятельствах»: Плант в тот момент находился в гипсе, было неизвестно, сможет ли он ходить вообще, и будущее группы было под вопросом. «Это - отражение пика наших эмоций. Там нет акустических песен, ничего клавишного, ничего мягкого», - говорил Пейдж. Кроме того, группа находилась в цейтноте. Альбом был сделан за 18 дней и в среднем музыканты работали по 18-20 часов в сутки.

    Это было особенно изнурительно, потому что никто больше не приносил песенных идей. Пришлось мне придумывать все эти риффы: именно поэтому Presence насыщен такой гитарной тяжестью. Но я никого не виню. Мы все находились в унынии… Наше настроение идеально подытоживал текст «Tea For One». - Джимми Пейдж, Guitar World , 1993.

    «Как только группа заканчивала записываться, мы с звукоинженером Кейтом Харвудом начинали микшировать, пока не падали и не засыпали. Потом тот, кто просыпался первым, будил второго и мы продолжали работать, пока снова не вырубались», - вспоминал Пейдж. Гитарист рассказывал, что мог бы потребовать от записывающей компании больше времени на работу, но… «не хотел, чтобы все тянулось бесконечно. Обстоятельства были таковы, что я чувствовал: если дело затянется, может прокрасться негативный, разрушительный элемент. Эта спешка позволила нам создать интересный альбом», - говорил он в интервью журналу Guitar World .

    Звучание ударных

    Пейдж всегда восторженно отзывался о технике работы Джона Бонэма , однако особое, «громоподобное» звучание барабанов - заслуга его как продюсера. Пейдж рассказывал, что считает одним из своих главных продюсерских достижений выявление нового, «пространственного» звука, чего до него сделать никто не пытался:

    Ещё играя на студийных сессиях, я заметил, что звукоинженеры всегда выставляют микрофон басового барабана к головной части. Барабанщик мог после этого стараться изо всех сил, но звучал всё равно как если бы колотил по картонной коробке. Я обнаружил, что если отдалить микрофоны от установки, звук получает пространство для вздоха, словно бы разрастается. Я продолжал исследовать и расширять возможности такого подхода до тех пор, пока мы не начали разносить микрофоны в коридоры - так, например, возникло звучание «When The Levee Breaks»: в результате поиска пространства, чтобы вытянуть из ударных самый выигрышный звук.

    Оригинальный текст (англ.)

    When I was playing sessions, I noticed that the engineers would always place the bass drum mic right next to the head. The drummers would then play like crazy, but it would always sound like they were playing on cardboard boxes. I discovered that if you move the mic away from the drums, the sound would have room to breathe, hence a bigger drum sound. I kept exploring and expanding that approach, to the point that we were actually placing mics in hallways, which is how we got the sound on «When The Levee Breaks». That was purely in the search for ambience and getting the best out of the drums.

    Джимми Пейдж, Интервью Guitar World , 1993.

    Пейдж отрицал предположения, что энтузиазм музыкантов к моменту выхода альбома In Through the Out Door стал иссякать. По его словам они с Бонзо уже начали обсуждать более тяжёлый, роковый альбом, который последует за этим. «Мы оба чувствовали что In Through the Out Door был несколько мягковат. Мне совсем не по душе была „All of My Love“. Что-то не так было в рефрене. Воображая реакцию зрителей, я говорил себе: это не мы, это не мы… Для своего времени <альбом> был неплох, но я не хотел продолжать это направление в будущем» .

    Увлечение оккультизмом

    В начале 1970-х годов Джимми Пейдж приобрёл в Лондоне магазин-издательство оккультной литературы «The Equinox Booksellers and Publishers», располагавшийся на Кенсингтон-Хай-стрит. О том, что владелец всерьёз относился к собственной миссии, свидетельствует хотя бы тот факт, что факсимильное издание «The Goetia» Алистера Кроули было перевыпущено здесь в суперобложке из верблюжьей кожи, повторявшей обложку оригинала.

    Появление 4 символов на обложке четвёртого альбома Led Zeppelin также связывалось с оккультными устремлениями гитариста группы. Принято считать, что каждый знак символизирует одного из участников группы. В ходе гастролей после выхода альбома Led Zeppelin IV Пейдж стал появляться на сцене в так называемом «костюме Дракона», на котором были изображены зодиакальные знаки (Козерог, Скорпион и Рак) наряду с его персональным символом «ZoSo». Смысл последнего остаётся неясным, хоть и известно, что Пейдж заимствовал его из книги «Ars Magica Arteficii» (1557) алхимика Дж. Кардана, трактовавшего это изображение как зодиакальный коллаж. Но есть мнение (отражённое, в частности, в словаре «Dictionary of Occult, Hermetic and Alchemical Sigils» Фреда Геттингса, 1982), что это стилизация «666», использованная Алистером Кроули в «Эквиноксе».

    С увлечением Пейджа оккультизмом многие связывают оформление обложки Led Zeppelin IV , в основу которого легла репродукция картины Баррингтона Колби, созданной по мотивам образов карты Таро «Отшельник». (Характерно, что именно в этот образ Пейдж трансформируется в одном из фрагментов фильма «The Song Remains the Same».) Источником кривотолков явилась и эмблема Swan Song Records (лейбла, запущенного Led Zeppelin 10 мая 1974 года), образ которой повторял сюжет картины «Evening: Fall of Day» (1869) художника Вильяма Риммера, изображавшей Аполлона , бога света и разума (в других трактовках - Икара , а также Люцифера).

    В ходе слушаний, проводившихся в 1980-х годах организацией PMRC ( ), созданной Типпер Гор, всплыли на поверхность и давние обвинения в адрес «Stairway to Heaven », текст которой якобы содержит изнаночные сатанинские послания (так называемые «backwards masking») - в куплете, начинающемся со слов: If there’s a bustle in your hedgerow… К однозначному выводу инициаторы дискуссии так и не пришли.

    Скандалом закончилось сотрудничество Пейджа с кинорежиссёром (и другим почитателем Кроули) Кеннетом Энгером , заказавшим ему звуковую дорожку к своему фильму «Lucifer Rising». Тот факт, что вместо полноформатного саундтрека Пейдж произвёл на свет за три года работы лишь «23 минуты электронного гула» (музыка создавалась на гитаре, пропущенной через синтезатор) возмутил Энгера, и тот обрушился на гитариста с многочисленными упрёками. Помимо всего прочего, он обвинил Пейджа в том, что тот профанирует сатанизм и слишком предпочитает Люциферу «белую леди» (кокаин). Пейдж выступил с опровержениями, указав, в частности, что позволял Энгеру снимать фрагмент фильма в подвале своего лондонского дома Тауэр-хаус. Это неоконченное произведение Джимми Пейджа было выпущено компанией Boleskine House Records 19 июня 1987 года на синем виниле. Принято считать, что инструментальное вступление к треку «In the Evening» впоследствии перешло в песню именно отсюда.

    При том, что Пейдж был страстным коллекционером книг Кроули, он никогда не называл себя телемитом , не являлся участником O.T.O. и дистанцировался от оккультизма. Книжный магазин «The Equinox», как и особняк Болскин-хаус, были проданы в 1980-х годах, после того как Пейдж обзавёлся прочной семьёй и посвятил себя благотворительной деятельности.

    После распада Led Zeppelin

    После смерти барабанщика Джона Бонэма в 1980 году Джимми Пейдж занялся сольной карьерой и начал выступать с разными исполнителями на многочисленных благотворительных мероприятиях. В марте 1981 года он дал концерт с Джеффом Беком в Хаммерсмит-Одеон, после чего провёл серию концертов в поддержку фонда A.R.M.S. (Action Research for Multiple Sclerosis) - после того, как стало известно о болезни Ронни Лейна из The Small Faces . Две композиции Пейджа (записанные при участии Стива Уинвуда , Джеффа Бека и Эрика Клэптона) вошли в звуковую дорожку к фильму «Death Wish II» (три года спустя и третий фильм этой серии вышел с музыкой, написанной и записанной гитаристом).

    На концерте в Мэдисон Сквер Гарден к Джимми Пейджу присоединился вокалист Пол Роджерс , с которым они позже образовали The Firm . Пейдж, по свидетельству очевидцев, выглядел крайне истощённым, поскольку незадолго до этого полностью избавился от пристрастия к героину - после семилетней зависимости.

    Джимми Пейдж с наградой Mojo в 2007 году

    Признание

    Фильмография

    1. - «Приготовьтесь, будет громко» / It might get loud - Джимми Пейдж

    Примечания

    Комментарии

    Источники

    1. Cameron Crow. Rolling Stone Interview. p3 . rollingstone.com (1975). Архивировано
    2. Jimmy Page online Biography (англ.) . - jimmypageonline.com. Архивировано из первоисточника 23 февраля 2012. Проверено 2 ноября 2009.
    3. Цитируется среди других признаний заслуг Берта Дженша на обложке биографии Харпера (Harper)
    4. Harper Colin Dazzling Stranger: Bert Jansch and the British Folk and Blues Revival (2006 edition). - Bloomsbury, 2006. - ISBN 0-7475-8725-6
    5. Led Zeppelin biography . rockhall.com. Проверено 22 марта 2010.
    6. Triple Js. Led Zeppelin (англ.) . - abc.net.au. Архивировано из первоисточника 23 февраля 2012. Проверено 2 ноября 2009. - This has prompted Guitar World magazine to say that if he did play the riff in You Really Got Me, then he invented heavy metal there and then .
    7. The Kinks: On This Day…in 19642 . live4ever.uk.com. Архивировано
    8. You Really Got Me. Songfacts . songfacts.com. Архивировано из первоисточника 23 февраля 2012. Проверено 22 марта 2010.
    9. Shel Talmy interview, p.1 . richieunterberger.com. Архивировано из первоисточника 23 февраля 2012. Проверено 22 марта 2010. - Jimmy Page did not play the solo on You Really Got Me, he played rhythm guitar… He played rhythm guitar because at the time Ray would not play rhythm guitar, he didn’t think he was good enough.
    10. John Lord. Purple Reign . thehighwaystar.com. Проверено 22 марта 2010. «Я играл с Kinks несколько раз. Даже сыграл на пианино в „You Really Got Me“. Мне заплатили за это пять фунтов. Гитарное соло сыграл Джимми Пейдж, но Kinks это отрицают». - I played with Kinks several times. I even played the piano on «You Really Got Me». I was paid five pounds for it. The guitar solo was played by Jimmy Page, but the Kinks have denied it .
    11. spetrovich.iatp.org.ua. Led Zeppelin: Хронология 1944-1990
    12. ledzeppelin.com
    13. Jimmy Page interview, Guitar World, 1993 (англ.) . - iem.ac.ru. Архивировано из первоисточника 28 августа 2011. Проверено 2 ноября 2009.

    Один из величайших гитаристов планеты, Джеймс Патрик Пэйдж, более известный всему миру как Джимми Пэйдж родился 9 января 1944 года в местечке Хестон, графство Миддлсекс. Гитару он начал осваивать с 12 лет после того как услышал игру Скотти Мура и Джеймса Бертона из команды Элвиса Пресли . Самой любимой песней юного Пэйджа, которую он чаще всего наигрывал, была "Baby Let"s Play House". Впрочем, на становление музыкальных вкусов Джимми повлиял не только Элвис , но и фолк-исполнители Берт Янш и Джон Ренбурн, а также блюзмэны Элмор Джеймс и Би Би Кинг . После окончания школы Пэйдж намеревался стать лаборантом, но творческие устремления взяли свое, и после выступлений с поэтом-битником Ройстоном Эллисом он попал в группу "Red E Lewis And The Red Caps". Затем Джимми сманил Нил Кристиан в свой проект "The Crusaders". Именно с этой командой гитарист впервые познал все прелести гастрольной жизни. Намотав изрядное количество километров, Пэйдж несколько сменил ориентиры и поступил в художественный колледж. Будучи студентом, Джимми продолжал заниматься музыкой и частенько джемовал на сцене "Marquee" с Джеффом Беком , Эриком Клэптоном , "Cyril Davis All Stars", "Alexis Korner Blues Incorporated".

    Также он помог записать несколько синглов для группы "The Silhouettes". Любительский период в жизни гитариста закончился, когда ему предложили работу на "Decca". За годы, проведенные на этом лейбле, Пэйдж переиграл с множеством исполнителей, среди которых было достаточно известных имен: "Tremeloes ", "Rolling Stones ", Марианна Фэйтфул, "Kinks ", "Them ", "Who ". Кто-то даже подсчитал, что 60 процентов музыки, произведенной в Англии с 1963 по 1966 год, было записано с участием Джимми.

    Кстати, Пэйдж не только играл на гитаре, а еще с подачи менеджера "Роллингов " Эндрю Олдхэма занялся продюсированием. В 1965-м Джимми дебютировал как сольный артист с синглом "She Just Satisfies", на котором исполнил и вокальные партии. В том же году он получил приглашение от "Yardbirds " заменить Эрика Клэптона . Сначала Пэйдж ответил отказом, но когда в 1966-м ангажемент пришел повторно, все-таки согласился. Несмотря на творческий потенциал этой группы, внутренние конфликты быстро привели ее к распаду, и вскоре Джимми обнаружил, что все его партнеры куда-то исчезли. Гитариста это не остановило и, набрав новый состав под вывеской "New Yardbirds", он стал основателем величайшей рок-команды. Пэйдж был главной движущей силой "Led Zeppelin " (так стали называться "New Yardbirds") - помимо своих прямых обязанностей он сочинял материал и продюсировал все альбомы группы. Он одинаково легко управлялся с дисторшированной и зафузованной гитарой, слайд-гитарой, педал-стил-гитарой, акустической гитарой, а его манера игры стала хорошим примером для многих музыкантов.

    Однако с 1976 года, когда Джимми начал принимать героин, креативность его стала снижаться. После смерти Бонзо и распада "Led Zeppelin " Пэйдж долгое время не мог оправиться от удара. К деятельности он вернулся только в 1982-м, когда получил предложение записать саундтрек к фильму "Death Wish II". Здесь Джимми пришлось сотрудничать с симфоническим оркестром, однако на одноименный диск попало и несколько по настоящему роковых песен: "Who"s To Blame", "City Sirens", "Hypnotizing Ways".

    В 1984 году Пэйдж воссоединился с Плантом для выпуска ритм-энд-блюзового альбома под вывеской "Honeydrippers", а затем с Полом Роджерсом организовал хардовый проект "The Firm". Группа просуществовала недолго, и Джимми вернулся к работе сессионщика. В 1988-м Пэйдж выпустил первый полноценный сольный альбом "Outrider". Программа явно уходила корнями в творчество " " и хотя на треть состояла из инструменталов, в записи ее принимали участие целых три вокалиста – Роберт Плант , Крис Фарлоу и Джон Майлз . Также гитарист успешно объединялся с Дэвидом Ковердэйлом ("Coverdale-Page") и "Black Crowes " ("Live At The Greek"), а кроме того, пару раз ему удалось уговорить Планта на совместное творчество. В результате цеппелино маны получили два альбома: "No Quarter" (1994) и "Walking Into Clarksdale" (1998), первый из которых имел успех не меньший чем пластинки "Zeps ".

    Заслуги Джимми как музыканта дважды были отмечены его введением в Зал Славы Рок-н-Ролла (как участника "Yardbirds " и "Led Zeppelin "). В нулевых прославленный гитарист также занимался благотворительной деятельностью, за что в 2005 году был представлен к Ордену Британской Империи. В 2007-м Пэйдж в интервью BBC заявил, что намерен записать свежий материал, однако планы так и не были реализованы. В дальнейшем Джимми выступал сопродюсером фильма "It Might Get Loud", рассказывающем об истории электрогитары, занимался изданием автобиографии, а в 2012 году выпустил диск "Lucifer Rising And Other Sound Tracks" с музыкой, сочиненной им еще в начале 70-х для фильма "Восход Люцифера".

    Last update 26.03.12