Дворец дожей часы работы. Путеводитель дворец дожей в венеции

Адрес: Италия, Венеция, площадь Святого Марка, 1
Начало строительства: 1309 году
Окончание строительства: 1424 году
Архитектор: Филиппо Календарио
Основные достопримечательности: Порта делла Карта - «Бумажная дверь», лестница Гигантов, Золотая лестница, Зал Большого Совета, Зал выборов, Зал компаса, Зал Совета десяти, Зал Скарлатти, Зал Карт, Зал Коллегии, Зал Сената, тюрьма
Координаты: 45°26"01.5"N 12°20"26.2"E

Итальянский Дворец Дожей, он же Палаццо Дукале, издревле украшает Венецию , передавая особенности готического зодчества. Шикарное масштабное сооружение находится на городской площади Сан-Марко и протягивается вдоль набережной. Работы по его строительству велись на протяжении шести веков – с IX по XV. Впоследствии дворец многократно подвергался изменениям, но, несмотря на это, он всегда считался одним из главных символов города на воде.

Вид на южный фасад здания

Первое дворцовое здание строилось еще в 810 году, а выглядело оно как высокий замок с башнями, окруженный водой и защищенный рвами и несколькими подъемными мостами. Спустя много лет он дважды полыхал в огне. Впервые это случилось в 976 г., когда итальянский народ восстал против Пьетро Кандиани IV, служившего в то время дожем. Второй случай поджога дворца уже приходится на 1106 год, однако всякий раз его восстанавливали. Существенные изменения в своей архитектуре замок претерпевал в XII столетии во время правления дожа Себастьяно Дзиани. По его указке были снесены башни, разрушены стены, засыпаны рвы. На этом месте появилась новая постройка, ничем не походившая на крепость – надобность в мощных укреплениях отпала ввиду наличия организованного флота. Таким образом, город был защищен от врагов, нападение которых было возможным с моря. Основные строительные работы продолжались довольно долго – с 1309 по 1424 годы и, наконец, территорию Венецианской республики украсил дворец, сочетающий византийскую пышность и готический стиль.

Целью возведения такого солидного здания было получение резиденции дожей, или вождей – республиканских некоронованных правителей. Вместо короны у дожа был рожок, и то, только в том случае, если он действительно хорошо справлялся со своими обязанностями. В противном случае рожок с него снимали. Однако в венецианском дворце работал не только дож – здесь несли государственную службу и сотрудники тайной полиции, и представители Сената и Верховного суда, и заседали члены Большого совета. Кроме того, на первом этаже здания размещалось морское ведомство со своими многочисленными службами юристов, канцлеров, цензоров.

Вид на Дворец с кампанилы собора Святого Марка

Архитектурные особенности Дворца Дожей

Шикарный Дворец Дожей представлен конструкцией из трех корпусов-крыльев:

  • 1. античное крыло, в котором располагается Зал Большого Совета (работы по его перестройке велись с 1340 года);
  • 2. крыло Дворца Правосудия, расположенное по направлению к площади (его реконструкция началась в 1424 г.);
  • 3. крыло, возведенное в эпоху Возрождения (1483 – 1565 гг.). На его территории расположены правительственные офисы и резиденция самого дожа.

Необычный внешний вид и роскошное внутреннее оформление дворцовых помещений полностью отображают финансовое благополучие Венеции. Стрельчатые арки лоджий, выполненные в модном готическом стиле и декорированные изящным узором из мрамора, зубчатый карниз, богатое оформление капителей колонн и стен, балконы и входы в здание, обрамленные интересным орнаментом, - всё подобрано со вкусом и передает величие и роскошь резиденции венецианских вождей. Ее нижняя часть, выстроенная как портик с аркадой, опирается на несколько колонн. Самые массивные из них стоят по трем углам сооружения и выполняют сразу две функции – и поддерживают мощную конструкцию, и передают символику древней венецианской республики.

Центральный балкон на южном фасаде Дворца

Учитывая основное предназначение Дворца Дожей, декораторы изобразили над капителями колонн несколько скульптурных групп, символизирующих божественную справедливость и правосудие:

  • «Суд Соломона»;
  • «Ева, Адам и змей-искуситель»;
  • «Опьянение Ноя».

Над нижним портиком раскинулась лоджия с аркадой из тонкого мраморного кружева. По ее углам в скульптурные группы собраны статуи архангелов. Капители портика богаты изображениями таких древних прославленных деятелей, мудрецов и талантливых ученых, как Навуходоносор, Тит, Аристотель, Пифагор, Соломон, Траян, Цицерон. Рядом с ними мирно соседствовали и другие художественные произведения – аллегорические изображения, передающие различные ремесла, месяцы года, планеты. Для малообразованного итальянского народа они были своеобразной энциклопедией знаний.

Стены Дворца Дожей покрыты плитами нежного розового и белого цвета – мастера сложили их в геометрический узор. А центральные части фасадов оборудованы балконами, на которые выходил дож для выступления перед народом. Балконы обрамлены вытянутыми и заостренными башенками, но над одним из них «зависла» статуя Правосудия, а над другим – скульптура-олицетворение Венеции.

Порта делла Карта - «Бумажная дверь»

Вход во дворец, наименованный итальянцами как Порта делла Карта - «Бумажная дверь», имеет две версии своего названия. Первая – это расположение Дворца Дожей по соседству с архивом документов. Вторая – во Дворце трудились писари, помогающие простым венецианцам составлять деловые бумаги (по-итальянски Carta означает «бумага»). Итак, вход во дворец стал очередным шедевром готики, изобилующим архитектурным орнаментом в виде необычного кружева – позолоченного и лазурного, отточенного в соответствии с лучшими традициями ювелирного искусства. Декор Порта делла Карта дополняют ниши со статуями, олицетворяющими добродетели, и скульптурная группа, «участниками» которой являются крылатый лев Святого Марка и склонивший перед ним колени дож по имени Франческо Фоскари.

Далее свое начало берет длинная колоннада, ведущая во внутренний двор. Вход в него украшен не менее богато, чем Порта делла Карта. Здесь есть и башенки, и фронтоны, и арка со скульптурой, и фасад с часами. Колоннада имеет собственное название – портик Фоскари. Затем следует и сам двор с двумя бронзовыми бассейнами, а уже напротив арки-украшения портика Фоскари располагается вход внутрь дворцового здания. Добираться до него следует по лестнице Гигантов – привлекательной конструкции с огромными статуями Нептуна и Марса. Однако это была не простая лестница для перемещения – в особо торжественных случаях она превращалась в трон, на котором старейшина Совета надевал новому правителю на голову специальный убор «корно дукале» (символ государственной власти).

Внутренний двор с видом на портик Фоскари (слева), лестницу Гигантов (справа) и бронзовый колодец

Мост Вздохов – немаловажная деталь Дворца Дожей. В древности по нему из Зала управления уголовными делами переходили в Новые тюрьмы преступники, приговоренные к смертной казни. Сегодня мост Вздохов стал привлекательным местом для свиданий влюбленных пар.

Внутренняя планировка Дворца Дожей

По лестнице Гигантов можно попасть в лоджию, а из нее по Золотой лестнице перебраться во внутренние апартаменты. Но по ней, то есть позолоченной лестнице (таковой она была на самом деле) во Дворец Дожей могли проходить только лица, значащиеся в «Золотой книге» - реестре записей дат рождения, смерти, бракосочетаний членов семей, принадлежащих аристократическому обществу.

Внутри дворцовое здание разбито на множество помещений:

  • апартаменты дожа;
  • книгохранилище;
  • оружейная палата;
  • судебные ведомства;
  • залы суда;
  • тюремные камеры.

Вид на мост Вздохов

Самым большим и значимым помещением дворца признан Зал Большого Совета, занявший отдельное крыло полностью. Его размеры составляют 54 х 25 х 15 м (длина х ширина х высота). Над украшением и отделкой трудились лучшие мастера. Например, огромная роспись, украшающая потолок по центру, является работой Якопо Тинторетто и группы его помощников, изобразивших Венецию в окружении морских божеств. Эти же мастера потрудились и над созданием гигантской картины «Рай», для написания которой понадобился холст внушительных размеров – 7 х 22 м.

По выходу из Зала Большого Совета через коридор можно попасть в Зал выборов, обустроенный для баллотирования в органы государственной власти. И это помещение, несмотря на серьезность своего предназначения, поражает великолепием убранства. Его потолок и стены богаты композициями со сценами победоносных сражений. Верхушка одной из стен окаймлена фризом, составленным из портретов дожей. И как только избирался новый вождь, фриз тут же пополнялся новым портретом. Но настоящим украшением зала служит внушительная триумфальная арка, возведенная в честь Франческо Морозини в конце XVII столетия по решению Сената.

Интересен своим убранством и Зал Коллегии, предназначенный для утреннего сбора всех представителей правительства, на котором либо решались повседневные задачи, связанные с управлением Венецианской республикой, либо принимались послы, прибывшие из других стран. Резной позолоченный потолок Зала Коллегии – творение Франческо Белло, обрамляет множество аллегорических полотен, созданных художником Паоло Веронезе. Над трибуной висит роскошное полотно под названием «Венеция на троне».

В Венеции осталось, да, в общем-то, и было довольно мало готической архитектуры, но из того, что есть, можно смело составлять каталог шедевров этого стиля. Главной и самой роскошной готической драгоценностью Венеции был, есть и будет - Palazzo Ducale.

Дворец будто смеётся над законами физики и геометрии: сплошные и тяжёлые стены верхнего этажа будто парят на ажурности аркад нижних этажей. Он, в самом деле, словно приподнят над каменными плитами Пьяцетты Сан-Марко и Славянской набережной. Светлые тона облицовки придают ему лёгкости. прекрасен в любую погоду и в любое время суток. Он встречает гостей города, прибывающих со стороны лагуны, своим видом сразу внушая праздничное настроение и подчёркивая торжественность встречи.

Дож это избираемый глава Светлейшей республики Венеции, государства со столицей в Венеции, которое существовало с 12-го по конец 18-го век. В общей сложности должность дожа просуществовала приблизительно 1100 лет.

Рыбак вручает кольцо Дожу (Парис Бордоне)

Как найти Дворец Дожей

Дворец Дожей на карте

Фасад дворца

Дворец Дожей и Колокольня Сан-Марко.

Южным фасадом выходит на Славянскую набережную (Riva degli Schiavoni), а западным боком смотрит на Пьяцетту Сан-Марко . Вместе с двумя колоннами, образующими своего рода парадный вход в город, он венчает его. Дворец Дожей соединяется с , образуя единый комплекс.

Словом, если вы оказались на Пьяцце Сан-Марко, то надо изо всех сил постараться, чтобы Дворца не найти.

Время работы

Музей «Дворец Дожей»

  • с 1 ноября по 31 марта открыт с 8:30 до 17:30
  • с 1 апреля по 31 октября с 8:30 до 19:00 .

Входной билет стоит 20 евро ,

он включает в себя посещение сразу всего музейного комплекса Сан-Марко , в который, помимо Дворца Дожей, входят:

  • Музей Коррер,
  • Библиотека Марчиана (Скульптурные залы),
  • Археологический музей.

По этому единому билету вы можете пройти по упомянутым музеям в течение 3 месяцев. То есть, однократно, конечно: сегодня Дворец Дожей, завтра Коррер, через день Скульптурные залы.

Что посмотреть во Дворце Дожей

Огромный музей, на осмотр которого не жалко потратить целый день.

Во-первых , само здание. Три этажа Дворца опровергают своим внешним видом все знакомые нам законы логики и здравого смысла. Он кажется перевёрнутым, поскольку самая массивная, а потому кажущаяся самой тяжёлой, часть венчает здание, покоясь на кружевных балконах второго этажа и ажурных арках из тонких колонн первого. Фасады Дворца облицованы мрамором светлых тонов, от этого он кажется лёгким и воздушным.

Дворец дожа во время наводнения.

Со стороны фасада, который выходит на Пьяцетту, слева есть отдельный вход, который называется «Бумажная дверь» (Porta della Carta). Она роскошна декорирована барельефами с изображениями дожа Франческо Фоскари и Крылатого Льва святого Марка. Через этот вход можно пройти на арочную галерею Фоскари , во внутренний двор Дворца Дожей и к Лестнице Гигантов . По Лестнице Гигантов вы подниметесь на второй этаж Дворца.

Во-вторых , внутри самого Дворца ваши глаза разбегутся от обилия объектов для приложения внимания. Золотая лестница ведёт в залы собраний. Она, отделанная позолоченной лепниной, когда-то предназначалась для особо почётных гостей. По этой лестнице гости поднимались в Зал Большого Совета , это самый большой зал не только в Венеции, но и по всей Италии.

Большой зал. В длину зал 54 метра, в ширину - 25, высота стен - 15 метров. Он занимает всё южное крыло Дворца. Окна зала выходят на лагуну. На пьедестале у восточной стены стоят кресла дожа и членов Малого совета, а всю стену занимает полотно Якопо Тинторетто «Рай». На потолке вы увидите роспись Паоло Веронезе «Триумф Венеции». По стенам висят портреты всех дожей, правивших Венецией.

Зал выборов (или Зал судьбы) - следующий зал после Зала Большого Совета. Здесь проходили выборы, тут же выносились приговоры. Зал отделан резьбой и позолотой. Украшен картинами на аллегорические темы.

Зал компаса, Зал Скарлатти, Зал Совета Десяти, Зал Коллегии, Зал Сената, Зал Карт расскажут вам венецианскую историю и покажут всю мощь искусства художников и мастеров Светлейшей республики.

Из залов Управления законов и Управления уголовных дел вы пройдёте по прямиком в тюрьму. Именно здесь вы окончательно поймёте, почему этот красивый с виду мост так называется.

История Дворца Дожей

Фасад дворца с балконом. Слева видны те самые две колонны.

Изначально на месте нынешнего Дворца стояла крепость со стенами и башнями, окружённая водой. Это была первая резиденция дожа , построенная в 810 году. Через 166 лет случился дворцовый переворот, в результате которого венецианцы сожгли тот дворец. Вместо него построили другой, который тоже сгорел в 1106 году.

XII век продиктовал венецианским строителям новые правила строительства, они отказались от крепостных стен и башен, засыпали ров и стали строить именно дворец. Море отлично защищало город, вместо стен у венецианцев был отличный флот .

Здание Дворца, которое сегодня стоит в сердце Венеции, строили с 1309 по 1424 годы . Архитекторами считаются Филиппо Календарио (ему приписывается первоначальный план проекта), Пьетро Базейо и мастер Энрико. Для окончания строительства в Венецию пригласили флорентийских и ломбардских мастеров, но основные работы по отделке здания были выполнены венецианцами - знаменитыми мастерами по обработке мрамора, членами семьи Бон.

Дворец Дожей — рисунок.

20 декабря 1577 года случился сильный пожар, он сильно повредил южное крыло Дворца. Решено было не менять готического стиля. За реставрацию взялся Антонио де Понти , автор знаменитого на весь мир Моста Риальто .

Был основной резиденцией дожа Светлейшей Республики , здесь же заседали Сенат и Большой Совет, в этом же здании размещались Верховный суд и тайная полиция, над Залом Совета Десяти находились камеры печально известной тюрьмы Пьомби (Свинец), из которой сумел бежать только один человек за всю историю этой тюрьмы - Джакомо Казанова . Тюремные камеры располагались и в подвалах Дворца, на уровне воды Дворцового канала.

С центрального балкона Дворца дож являлся народу, приветствовал высоких гостей. Со стороны, выходящей на Пьяцетту, на уровне второго этажа среди мраморных колонн светлых тонов можно увидеть две колонны более тёмного, красного оттенка . Это сделано специально: между этими колоннами стоял человек, зачитывавший смертные приговоры .

Сегодня Дворец Дожей - это роскошный музей, который должен стоять (и стоит) в списке достопримечательностей Венеции, обязательных к посещению.

Sp-force-hide{display:none}.sp-form{display:block;background:#d9edf7;padding:15px;width:100%;max-width:100%;border-radius:0px;-moz-border-radius:0px;-webkit-border-radius:0px;font-family:Arial,"Helvetica Neue",sans-serif;background-repeat:no-repeat;background-position:center;background-size:auto}.sp-form input{display:inline-block;opacity:1;visibility:visible}.sp-form .sp-form-fields-wrapper{margin:0 auto;width:470px}.sp-form .sp-form-control{background:#fff;border-color:rgba(255, 255, 255, 1);border-style:solid;border-width:1px;font-size:15px;padding-left:8.75px;padding-right:8.75px;border-radius:19px;-moz-border-radius:19px;-webkit-border-radius:19px;height:35px;width:100%}.sp-form .sp-field label{color:#31708f;font-size:13px;font-style:normal;font-weight:bold}.sp-form .sp-button{border-radius:17px;-moz-border-radius:17px;-webkit-border-radius:17px;background-color:#31708f;color:#fff;width:auto;font-weight:700;font-style:normal;font-family:Arial,sans-serif;box-shadow:none;-moz-box-shadow:none;-webkit-box-shadow:none}.sp-form .sp-button-container{text-align:left}

Некогда Венецианская Республика была самой сильной, богатой и влиятельной во всем Средиземноморье. Время шло, теперь Венеция привлекательна не для захватчиков и торговцев, а для миллионов туристов, которые готовы сюда ехать со всего мира. Основное их стремление - увидеть город на воде во всем его великолепии.

На фоне всего богатства Венеции именно Дворец Дожей выделяется больше остальных достопримечательностей.
Решение о возведении нового Дворца дождей было принято в начале XIV в. Предназначался он для правителей республики и заседаний государственных органов.

Это был четвертый по счету Дворец дожей в Венеции. Так, первое здание возводилось на античных руинах. Представляло оно собой крепость. Во время восстания в 976 г. Оно было разрушено. Второе здание сгорело в 1106 г. На месте сгоревшего было возведено третье здание. Однако оно не соответствовало представлению венецианцев о величии государства.

Новый дворец возводился более века, с 1309 по 1424 г. Почти до конца XVI в. здание достраивали и улучшали. В 1577 г. произошел пожар, который уничтожил практически все южное крыло. Художники были вынуждены заново воссоздавать все интерьеры. В огне погибли некоторые шедевры Джорджоне. Заказ на восстановление росписи интерьеров был отдан Веронезе и Тинторетто.

Единого стиля у Дворца дожей в Венеции нет. Фасад строения выходит на лагуну и делает дворец похожим на перевернутый корабль.

Такого рода исполнение является данью поздней европейской готике, Византии. Чтобы попасть во внутренний двор, необходимо пройти несколько ворот. Наиболее известные из них - Бумажные. Свое название они получили за счет того, что раньше на них вывешивались новые указы. По мнению некоторых исследователей, такое название получено по причине того, что возле этих ворот ранее постоянно сидели писцы, которые помогали составлять прошения.

Внутренний двор строения представлен несколькими этажами ажурных галерей. В северном крыле дворца некогда располагались личные апартаменты дожей. Ныне здесь все украшено статуями знаменитых философов. По углам этой части здания расставлены статуи архангелов, которые символизируют мир, войну и торговлю - основные занятия венецианцев.

Чтобы попасть на второй ярус галереи Дворца, нужно пройти Лестницу Гигантов (Нептуна и Марса, являющихся языческими покровителями). На втором ярусе расположена верхняя площадка. Здесь осуществлялась церемония коронации дожей.

По всему дворцу можно видеть львов с крыльями и книгой. Они символизируют Святого Марка, который является покровителем города и республики. А вот львиные морды с искаженными лицами и отверстиями в стенах - это далеко не украшение. Это ящики, предназначенные для сбора доносов.

Чтобы попасть во внутренние помещения с галереи дворца, нужно пройти Золотую лестницу. Ранее попасть туда без особого распоряжения могли только члены Большого совета. Их фамилии вписывались в Золотую книгу, которая хранилась в комнате под лестницей.

Обратим внимание на внутренние помещения Дворца дожей
Экскурсанты сразу попадают в первый зал - Пурпурный. Уже с этого момента запрещается фотографировать что-либо во Дворце. Стены и потолок этого помещения отличаются богатством исполнения. Здесь и позолота, и лепнина, и мраморный камин, который украшает герб дожа Агостино Барбариго.

Что касается зала Гримани и зала Львов, то здесь во всех ракурсах предложен главный символ Венеции - лев с крыльями и книгой. На картинах можно встретить и сам Дворец дожей, который представлен в мельчайших подробностях. В зале философов все украшено фресками Тициана. Достаточно интересен и зал Карт. Здесь основными экспонатами являются материальные свидетельства того, какими были средневековые представления о мире. Например, здесь имеется копия карт Марко Поло, а также карты, где представлена Тартария (территория от Каспийского моря до Тихого океана и Индии).

Зал Коллегий имеет роскошно декорированные стены и потолки, на которых можно увидеть плафоны и панно кисти Веронезе, а также работы Тинторетто. В этом зале ранее принимались важнейшие решения правительства республики. Малоизвестные картины и триптихи И. Босха, а также других голландских художников расположены в зале Магистрата, а зал Сената украшен потолочными панно Тинторетто.

Практически все южное крыло дворца размещает зал Большого Совета. Это помещение считается самым большим в мире, где отсутствуют внутренние перекрытия и колонны. Здесь размещено самое грандиозное из известных миру картин - полотно Тинторетто «Рай».

Во дворце Дожей в Венеции имеются и секретные помещения. Сам же Дворец имеет три этажа. К этому еще можно добавить этаж лоджий, где имеется множество залов и небольших помещений для работы канцелярий Республики и проведения заседаний. Здесь с 1923 г. экспонируются картины, доспехи, оружие.

Многие помещения Дворца потеряли свой первоначальный вид. В 1797 году Венеция была захвачена французами, которые увезли в Лувр большое число картин знаменитых художников. В зале Совета Десяти некогда заседал Трибунал. Именно он выносил приговоры преступникам. Этажом выше находилась одна из старых тюрем - Пьомби. В те времена крыша строения была покрыта свинцовыми пластинами. В жару такая конструкция накалялась до невообразимых температур. В холодную пору она в буквальном смысле слова леденила душу, замораживая тело.

Помимо Пьомбо во Дворце дожей располагалась тюрьма Поцци («колодцы») - в полуподвальных помещениях, на уровне воды в каналах. Что касается преступников, то они содержались в предельно плохих условиях. Узниками Пьомби были Джордано Бруно, а также Казанова. Последнему удалось оттуда бежать. Это происшествие было первым и единственным.

Камер для содержания преступников во Дворце хватало. Однако в XVI в. для них было возведено отдельное здание, которое от Дворца Дожей отделялось узким каналом с перекинутым мостом - это известный миру Мост Вздохов. Такое название мост получил за счет того, что преступники, которых вели в камеру или на казнь, могли в последний раз посмотреть на город и вздохнуть о своей участи.

Дворец дожей (Palazzo Ducale) представляет собой одно из самых посещаемых туристических мест в Венеции. Пожалуй, осмотр достопримечательностей города стоит начать именно с Дворца дожей, располагающегося на площади Святого Марка. Здание некогда служило великолепной резиденцией дожей республики, от чего и получило свое название.

Неподражаемый памятник итальянской культуры, построенный в готическом стиле, привлекает множество туристов не только с точки зрения исторической значимости, но и как архитектурный шедевр. Дворец дожей представляет собой один из элементов основной венецианской архитектурной композиции, вместе с библиотекой Сан-Марко и .

История возникновения Дворца дожей

Если углубиться в историю, то изначально на территории, которую занимает Дворец дожей, располагалась крепость с башнями и укрепленными стенами. Эта крепость была построена еще в 810 году.

Строительство Дворца

Возведение Дворца дожей на месте прежней крепости было начато архитекторами Филиппо Календарио и Пьетро Базейо в 20-е годы 15 века. Затем в 1577 году здание значительно пострадало от пожара и его дальнейшим строительством занялся другой итальянский архитектор — Антонио де Понти.

В то время Дворец дожей являлся главным политическим местом Венеции и использовался в качестве резиденции дожей (глав) Венецианской республики. Здесь проходили заседания Сената, Большого совета и Верховного суда, а также располагалась тайная полиция. Помимо представителей власти, в здании занимали отдельные помещения юридические конторы и цензорские службы.

Балкон, выступающий с главной стены дворца, использовался в качестве трибуны для дожа, который выходил к народу в праздничные дни. В историческом плане этот балкон особенно знаменит тем, что именно с него было объявлено о присоединении Венецианской республики к Итальянскому королевству в 1865 году.

Поскольку во Дворце дожей располагался Верховный суд, то и приговоры оглашались в этом же здании. Известно, что смертные приговоры произносились между девятой и десятой колонной второго яруса. По этой причине, колонны выполнены из красного мрамора.

В современное время во дворце располагается музей.

Архитектура Дворца дожей

Дворец дожей представляет собой уникальное творение итальянской архитектурной мысли, где каждая деталь глубоко продумана. Он сочетает в себе сразу три стиля – мавританский, готический и эпохи Возрождения.

Здание привлекает своей необычной архитектурой, гармоничностью, композиционной завершенностью и противоречивостью форм одновременно.

Фасад

Внешне Дворец дожей выглядит довольно необычно, создавая ощущение перевернутости строения и кажущейся хрупкости основания. В действительности, дворец состоит из трех ярусов, являющихся логичным продолжением одного в другое.

Так, основание Дворца составляют 36 устойчивых колонн, держащих на себе всё здание, и имеющих сквозной проход, в результате чего строение кажется несколько парящим в воздухе.

На втором ярусе массивную верхнюю часть поддерживают более тонкие и вытянутые колонны, расположенные в два ряда.

Третий ярус Дворца составляют широкие гладкие стены по периметру. Окна в стенах верхнего яруса выполнены ассиметрично и имеют разную высоту. Балконы выступают со стороны фасадной стены.

Балкон

Особенно знаменательным является балкон, расположенный в центральной части фасада с восточной стороны. Он был сконструирован в 1536 году учениками архитектора Сансовино.

Непосредственно над балконом находится изображение венецианского дожа Андреа Гритти, выполненное в виде скульптуры. Также здесь располагается статуя Правосудия, созданная Алессандро Витториа.

Лестницы Дворца дожей

Дворец дожей знаменит своими великолепными лестницами, каждая из которых имеет собственное название и историю создания.

В центральной части Дворца дожей располагается парадная лестница для входа в основные залы дворца. Лестница была выполнена по заказу дожа Андреа Гритти. Проект «золотой лестницы» был создан Сансовино в 1538 году, когда и было начато строительство лестницы, завершившееся в 1559 году трудом Скарпаньино.

Лестница получила свое название от позолоченной лепнины, покрывающей весь архитектурной объект. Имена всех дожей и знаменитых особ, поднимающихся по «золотой лестнице» записывались в «золотой книге». Составлением книги занимались сами жители Венеции.

В последующем эта книга хранилась в специальном помещении, расположенном под лестницей.

В противовес «золотой лестнице» со стороны внутреннего двора во дворец можно подняться по масштабной «лестнице гигантов», сделанной из каррарского мрамора. Свое название эта лестница получила от двух расположенных у ее верхнего основания громадных статуй Нептуна и Марса, также выполненных из мрамора.

«Лестница гигантов» служила в качестве торжественной площадки для проведения венчания дожа или других помпезных мероприятий.

Залы Дворца Дожей

Во Дворце Дожей располагается множество залов, хранящих в себе тайны истории и важные политические события, некогда здесь происходившие. Все залы богато украшены и поражают своим великолепием, здесь можно полюбоваться настоящими произведениями искусства венецианских живописцев.

Зал Большого Совета находится в южной части дворца и представляет собой самый большой по размерам зал во всей стране. Это тронный зал, в котором также располагались кресла членов Малого Совета.

Стены зала в современное время украшены великолепными портретами каждого из дожа, который когда-либо находился у власти в Венецианской республике.

На одной из стен Зала Большого Совета располагается знаменитая картина Яколо Тинторетто «Рай», написанная в 1590 году, и считающаяся одной из самых больших в мире. Потолок Зала украшает «Триумф Венеции» Паоло Веронезе.

Зал выборов

В Зале выборов или Зале судьбы проходили публичные выборы чиновников и провозглашались приговоры. В этом зале можно полюбоваться аллегорическими картинами Падованино.

Зал компаса

Зал компаса представлял собой зал ожидания для осужденных, в которых они содержались до оглашения приговора. Также здесь располагалась «львиная пасть», куда можно было положить донос или анонимное сообщение.

Зал Совета десяти – это помещение, где проводились заседания трибунала по делам о политических преследованиях. Не трудно догадаться, что трибунал состоял из десяти чиновников, входивших в Большой Совет. Также в заседаниях принимали участие шесть советников. Возглавлял трибунал венецианский дож.

В центральной части зала находилась великолепная картина Паоло Веронезе «Зевс поражает молнией пороки», вывезенная в 18 веке в Париж. В настоящее время в зале располагается блестящая копия картины, созданная художником Яколо ди Андреа.

Примечательно, что над этим пышным и торжественным залом располагались узкие камеры страдающих узников, потолок в которых был выполнен из отравляющего свинца. Здесь когда-то содержались Джордано Бруно и Джакомо Казанова.

Зал Скарлатти

Зал Скарлатти представляет собой также зал ожидания, но уже не для узников, а для сановников. Они собирались здесь в ожидании дожа перед официальными мероприятиями. Зал поражает богатством своего убранства и является заслугой Пьетро Ломбардо. Бросается в глаза шикарный деревянный потолок 16 века.

Зал карт

В Зале карт находятся разнообразные географические карты, расположенные на его стенах и относящиеся к 16-18 векам. В центральной части зала находятся глобусы 17 века.

Зал коллегии

В Зале коллегии проводились заседания основных представителей Венецианской республики во главе с дожем. Этот зал был создан по проекту Антонио де Понти в 16 веке, а великолепный потолок с позолотой был выполнен Франческо Белло.

В Зале Сената хранятся искусные панно знаменитых венецианских художников, включая Тинторетто, а потолок зала украшен искусным рисунком Кристофоро Сорте.

Легенды Дворца дожей

Как добраться до Дворца дожей

Дворец дожей находится на известной площади Венеции – площади Святого Марка (Piazzetta San Marco, 2).

Экскурсии по Венеции

Если вам хочется чего-то более интересного, чем традиционный обход города по карте, то попробуйте новый формат осмотра достопримечательностей. В современное время всё большей популярностью пользуются необычные экскурсии от местных жителей! Ведь кто лучше местного жителя знает историю и самые интересные места Венеции?

Посмотреть все экскурсии и выбрать самую интригующую можно на сайте .

Свое название дворец берет от резиденции дожа, верховного главы Венецианского государства. Ничего почти не осталось от первоначальной конструкции, построенной до 1000 года на основе уже существовавших римских стен. Это античное здание было уничтожено пожаром.

Строительство Дворца Дожей

Нынешний Дворец Дожей построили каменотесы Филиппо Календарио, Пьетро Базейо и мастер Энрико. В 1400-1404 годах был закончен фасад, выходящий на лагуну, а в 1424 году и тот, который выходил на Площадь Святого Марка. Для завершения строительства здания были приглашены флорентийские и ломбардские мастера, но большая часть здания в стиле готики была выполнена членами семьи Бон, венецианскими мастерами - специалистами по обработке мрамора. В 1577 году очередной пожар уничтожил одно крыло здания и Антонио да Понте, создатель моста Риальто, восстановил первоначальный вид здания.

В центре восточного фасада находится большой балкон, выполненный учениками Сансовино в 1536 году. Над балконом стрельчатое окно и скульптурное изображение дожа Андреа Гритти перед символом Венеции. Над этим балконом установлена статуя Правосудия работы скульптора Алессандро Витториа. Именно с этого балкона в 1866 году было провозглашено воссоединение Венеции с Итальянским Королевством.

Бумажные ворота и фасад дворца

Слева от фасада, выходящего на Площадь Святого Марка, открывают доступ во двор Дворца Дожей Бумажные ворота - Порта делла Карта, созданные Джованни и Бартоломео Бон; в форме стрельчатой арки, украшенной в ее верхней части декоративными элементами в готическом стиле; на портале - дож Франческо Фоскари перед крылатым львом, а вверху - статуя Правосудия. Через Бумажные ворота можно пройти в арочную галерею Фоскари, а затем во двор Дворца Дожей, в центре которого установлены два бронзовых парапета для колодцев работы Альфонсо Альбергетти (1559 г.) и Никколо деи Конти (1556 г.), литейщиками пушек.

Основной фасад с восточной стороны входа - работы Антонио Риццо, конец XV века, роскошно украшен Пьетро Ломбардо. Два фасада, которые обрамляют двор с южной и западной стороны, построены из красного кирпича Бартоломео Манопола в XVII веке. Наверху северного фасада с Арочной галереей Фоскари установлен циферблат часов; у этого фасада два яруса арок: полукруглые в портике и стрельчатые в лоджии. В арочных галереях выделяются ниши с античными отреставрированными статуями. Этот фасад также является барочной работой Манопола. Справа, на высоком пьедестале установлен памятник урбинскому герцогу Франческо Мария делла Ровере работы Джованни Бандини (1587 год). Перед лестницей Гигантов открывается Арка Фоскари, начатая мастерами Бон в готическом стиле и законченная архитектором Риццо в стиле Возрождения. Над сооружением установлена статуя св. Марка и статуи других аллегорических фигур. Рядом с лестницей Гигантов расположен дворик Сенаторов. По традиции здесь во время торжественных церемоний собирались сенаторы.

Лестница Гигантов и интерьеры дворца

Лестница Гигантов берет свое название от двух огромных статуй Марса и Нептуна, которые изваял Сансовино и его ученики. Она была построена по проекту Антонио Риццо в конце XV века. На верхней площадке лестницы совершалась церемония коронования дожей. Лестница ведет в крытую галерею второго этажа. Вдоль галереи и внутри дворца часто встречаются "пасти львов" - выгравированные головы львов, в которые опускались послания и тайные доносы, являвшиеся компетенцией различных управлений.

В парадные залы дворца можно подняться по "Золотой лестнице", спроектированной Сансовино в 1538 году для дожа Андреа Гритти и законченная Скарпаньино в 1559 году. Лестница, покрытая позолоченной лепниной, в старину предназначалась для важных гостей и для высокопоставленных лиц.

В зале Скарлатти собирались сановники алых тог, ожидавшие дожа для проведения официальных церемоний. Роскошная отделка этого зала была выполнена под руководством Пьетро Ломбардо. Богатый деревянный потолок относится к началу XVI века. На изящном мраморном камине установлен герб дожа Агостино Барбариго. Зал Карт берет свое название от важных географических карт, украшающих стены, выполненных Джован Баттиста Рамнусио в 1540 году, а также Франческо Гриселлини и Джустино Менескарди в 1762 году. В центре зала два больших глобуса, относящихся к XVII веку.

В зале Коллегии собиралась Коллегия, состоящая из дожа, шести советников, старшин, главы Совета Десяти и Верховного Канцлера. Здесь принимались наиболее важные решения правительства республики. Этот зал был спроектирован Антонио да Понте в 1574 году. Великолепный позолоченный резной потолок создан Франческо Белло и является обрамлением аллегорических полотен работы Паоло Веронезе, среди которых над трибуной выделяется "Венеция на троне".

Зал Сената был также реконструирован Антонио да Понте. Рисунок прекрасного потолка был сделан веронцем Кристофоро Сорте. Вставленные в него панно созданы различными художниками, в том числе Тинторетто. В зале Совета Десяти заседал трибунал, который вел следствия, касающиеся политических преступлений против государства. Трибунал возглавлял дож и в его состав входило десять членов Большого совета и шесть советников. Над этим залом находились тюремные камеры, так называемые Пьомби, со свинцовым потолком, в которых когда-то были заключены Джакомо Казанова и Джордано Бруно. В центре потолка помещен шедевр Паоло Веронезе "Зевс поражает молнией пороки", увезенный в 1797 году французами в Париж и до сих пор хранящийся в Лувре. В настоящее время на этом месте установлена копия этого знаменитого полотна, выполненная Якопо ди Андреа.

Зал Большого совета занимает все южное крыло. Его длина 54 метра, ширина - 25 метров, а высота - 15 метров. Его украшали шедевры Тициана, Веронезе, Тинторетто и других знаменитых художников, но все они погибли при пожаре 1577 года. По проекту Антонио да Понте зал был реконструирован. В настоящее время стена в глубине зала полностью покрыта живописным полотном "Рай", написанным Якопо Тинторетто и его сыном Доменико (1590 года). На потолке выделяется огромная овальная картина Паоло Веронезе "Триумф Венеции".

Из залов Управления Законов и Управления уголовных дел можно попасть в коридор, который проходя по мосту Вздохов, перекинутому через Дворцовый канал, ведет в Новые тюрьмы, спроектированные архитектором Антонио да Понте. По мосту проходят два коридора: верхний ведет в Новые Тюрьмы, а нижний возвращается на этаж портика Дворца Дожей. К Старым Тюрьмам принадлежали Пьомби, находящиеся под свинцовой крышей Дворца, и Поцци, находящиеся на уровне воды Дворцового канала, в которые сажали самых опасных заключенных. Тюремные камеры Поцци из-за их деревянной облицовки и убогого пространства навевают на посетителя мрачное ощущение, и легко можно представить настроение тех, кто был заключен здесь.

На заметку

  • Месторасположение: San Marco 1, piazzetta San Marco, 2, Venezia
  • Как добраться: вапоретто "S.Zaccaria"
  • Официальный сайт: http://palazzoducale.visitmuve.it/
  • Часы работы: ежедневно летом 09.00-19.00 (касса до 18.00), зимой 09.00-17.00 (касса до 16.00).
  • Билеты: стоимость билета - 20 евро.